Характеристика городской и сельской социальной среды. Зависимость здоровья сельского населения от экологической обстановки и образа жизни Городской образ жизни

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, усло­виями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных участках, в саду, огороде занимает бук­вально полжизни селян - в среднем 181 день в году); набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сель­ских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, ти­пичны тесные родственные и соседские связи.

В целом современные деревни и села сохраняют многие тради­ционные черты сельского образа жизни. Ритм размерен, нетороп­лив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность.

Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие боль­ших социальных и культурных различий между жителями, немного­численность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Сельский образ жизни и социализация. Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно), т.е. пра­ктически малореально отследить их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контроли­руемой социализации.

Во многом это связано с тем, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жите­лей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практи­чески невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объек­том для оценки со стороны окружения.

Содержательно социальный контроль во многих сельских посе­лениях определяется специфической социально-психологической ат­мосферой. Сегодня для нее характерны отчуждение жителей от чув­ства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм. По мнению исследователя современной деревни В.Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрю­мую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тес­ной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская. И это несмотря на то, что она обладает большими, чем городская школа, возможностями влияния на жизнь своих учеников.


Город и городской образ жизни. Город - тип поселения, для которого характерны: концентра­ция большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая сте­пень разнообразия человеческой жизнедея­тельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профес­сиональная и нередко этническая структуры населения.

Города различаются между собой по ряду параметров.

По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350-400 тыс.), крупные (до 1 млн), гиганты (свыше 1 млн).

По преобладающим функциям: промышленные (Череповец, Рубцовск, Комсомольск-на-Амуре); административно-индустриальные (Кострома, Волгоград); административно-культурно-индустриальные (Самара, Новосибирск); портовые с развитой промышленно­стью и культурной и административной сферами (Архангельск, Владивосток) и специализированные (Ванино, Находка); курорт­ные (Кисловодск, Сочи); «наукограды» (Обнинск, Саров).

По региональной принадлежности: Архангельск на Северо-Западе. Орел в Центре, Кемерово в Сибири.

По длительности существования: древние (более 500 лет) - Нов­город Великий, Великий Устюг; старые - Воронеж, Елабуга; новые (менее 100 лет) - Нижнекамск, Норильск, Магнитогорск.

По составу жителей (по соотношению половозрастных, соци­ально-профессиональных и этнических групп населения): «моло­дые» (Уренгой), «старые» (Мышкин); социально-дифференцирован­ные в большой мере (Курск) и слабо дифференцированные (Пущино); моноэтнические (Мценск), с двумя-тремя преобладающими этническими группами (Казань, Уфа), полиэтнические (Москва, Ростов-на-Дону).

По стабильности населения - соотношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.

Город (средний, крупный, гигант) обладает рядом характери­стик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

Современный город объективно - средоточие культуры: матери­альной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники ма­териальной культуры), духовной (образованность жителей, учреж­дения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город - средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

В то же время город - средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняюще­гося поведения. Город характеризует также исторически сложившийся город­ской образ жизни, включающий в себя следующие основные при­знаки (они имеют определенную специфику в зависимости от тех или иных параметров конкретного города):

преобладание анонимных, деловых, кратковременных, час­тичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

небольшая значимость территориальных общностей жите­лей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как пра­вило, функционально обусловленные соседские связи (коо­перация семей с маленькими детьми или стариками по при­смотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);

высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсив­ного внесемейного общения;

многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, цен­ностных ориентаций;

неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;

слабый социальный контроль поведения человека и значи­тельная роль самоконтроля вследствие наличия разнооб­разных социальных связей и анонимности.

Мобильность горожанина. Мобильность в данном случае понимается как реакция человека на разнообразие стиму­лов, которые содержит в себе город, как го­товность (но не обязательно как подготовленность и стремление) к изменениям в своей жизни.

Город создает условия для мобильности своих жителей в раз­личных аспектах их жизнедеятельности.

Самый элементарный из них -территориальная мобильность.

Для социализации горожанина основное значение имеет то, что город создает условия длясоциальной мобильности, как го­ризонтальной (изменения видов занятий и групп членства в рам­ках одного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой - вверх или вниз по социаль­ной лестнице).

В целом роль города в социализации детей, подростков, юно­шей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, сис­тем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Другое дело, что в зависимости от типологических характери­стик города, того района, в котором живет растущий человек, от его социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей существенно различается и то, как он использует предоставляемые городом возможности.

Особенности малого города. Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рас­смотрения.

Основными признаками малого города как фак­тора социализации можно считать количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего столетний мини­мум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специ­фический социально-психологический климат.

В малом городе население профессионально дифференциро­вание, что связано с наличием в нем нескольких организаций раз­ного типа - промышленных, транспортных, связи, воспитательных, культурных, рекреационных, медицинских, административных, торговых и др.

Социально-психологический климат имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с де­ревней - с другой.

Современные малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины, в которой все знают всех и про всех, в которой практически невозможна анонимность. Жители малого города обычно «держатся прочными родственны­ми и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копа­ются на приусадебных или садовых участках, свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски» (А.И. Пригожин).

Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток сельского образа жизни. «Информация распространяется мгновенно. Единство мнений почти всегда обес­печено. Обеспечены как поддержка и помощь друг другу, так и терпимость к ошибкам, просчетам... И еще одна важная особен­ность: стабильность, устойчивость, неизменность здесь ценятся много выше, чем успех, склонность к инерции сильнее, чем к разви­тию... Редки разводы, в семьях много детей, из города уезжают крайне редко» (А.И. Пригожин).

Поселок - это специфический для России (а также ряда респуб­лик бывшегоСССР) тип поселения. Поселок - абсолютно или отно­сительно территориально ограниченная концентрированная фор­ма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жиз­ни; б) не укорененных в городском образе жизни; в) лишенных опоры на исторические традиции, свойственной жителям малого города.

Это общее определение охватывает различные типы поселков:

рабочие - при добывающих или перерабатывающих пред­приятиях, а также крупных железнодорожных станциях;

переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон;

вынужденных переселенцев и беженцев из бывших респуб­лик, «горячих точек» и экологически загрязненных терри­торий;

пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе;

поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигранты первых поко­лений (которых называли лимитчиками).

Несмотря на типологическое многообразие и соответственно различия, поселки, как правило, имеют много общего в образе жиз­ни и социально-психологической атмосфере, что и позволяет рас­сматривать их как специфический фактор социализации человека.

В поселке человек попадает как бы на перекресток между тра­диционным бытием, свойственным селу или малому городу, и собственно городским образом жизни. Он, как правило, усваивает созданный в таких поселках некий сплав из традиционных и ур­банистических норм, не похожий ни на те, ни на другие. Этот своеобразный сплав вряд ли следует считать переходом от сель­ских к городским нормам. Скорее всего, его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни.

Два полюса притяжения - город и село, определяя срединный характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту поведе­ния жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность пове­дения, усредненность стиля жизни, усредненность человеческих характеров.

Нормы жизни в поселках имеют свои особенности. Здесь еще большая, чем в деревне, открытость жизни каждого человека, каж­дой семьи и одновременно довольно жесткая обособленность каж­дого, не считающего нужным «озираться» на мнение окружающих, если речь идет о собственном благополучии.

Россия всегда считалась государством аграрного типа, основная часть населения которого живёт в сельской местности. Положение несколько изменилось только в последние годы после распада Советского Союза.

Для России сельский образ жизни всегда оставался ведущим и преобладающим среди населения. Во все времена Россия была страной аграрного типа, и в наши дни доля сельского хозяйства в экономике остаётся достаточно значительной. Это связано со многими особенностями географического и политического положения страны. Во-первых, огромные территории и благоприятный климат центральной части государства всегда создавали соответствующие условия для развития сельского хозяйства. Во-вторых, испокон веков русский человек был неразрывно связан с землёй и земледелием – многие народные былины, сказки и песни подтверждают особую любовь и нежность, испытываемую русским человеком к родной земле.

Ещё в древние времена русское общество характеризовалось особой приверженностью к земледелию. Среди крестьян было распространено натуральное хозяйство и натуральный обмен. Там, где климатические условия были наиболее благоприятными, крестьянские общины производили зерно как для потребления в личных целях, так и для продажи.

Позже, в Средние века и во время существования Российской Империи, особое распространение получило крепостное право, которое было неразрывно связано с сельским образом жизни. Помещики владели крупными деревнями и сёлами, жители которых занимались производством зерна, мяса и других продуктов. Процент сельских жителей всегда был высок, так, даже в начале XX века доля сельских жителей в Российской Империи была более чем 80%.

В СССР проводилась массовая политика развития сельского хозяйства и объединения мелких частных производителей в крупные колхозы. Многие крестьяне сопротивлялись таким преобразованиям, так как зажиточные деревенские жители не хотели делиться своим имуществом с бедными и ленивыми соседями. В этом обнаружилась основная проблема российской деревни. Сельские жители, способные сами себя обеспечить натуральным хозяйствами и производить продукты для продажи, чаще всего усердно работали и своим трудом нажили большое хозяйство. Но существовали и бедные семьи, которые в лучшем случае могли произвести продукты только для собственного выживания. Реформа коллективизации была призвана уровнять имущества этих двух классов, что привело к конфликту в обществе и сопротивлению со стороны богатых крестьян.

Преимущества и недостатки сельского образа жизни

Сельский образ жизни во все времена привлекал населения страны. Но в последнее время всё более привлекательной и лёгкой представляется городская жизнь. В чём же плюсы и минусы сельского образа жизни в наши дни?

Преимущества сельской жизни

    Село или деревня отличаются высоким уровнем экологии, что достаточно важно в наши дни. Здоровый образ жизни привлекает многих людей – чистый воздух, близость к реке или другому водоёму, отсутствие крупных фабрик и заводов, производящих вредные выбросы – всё это благотворно влияет на общее состояние организма человека.

    Возможность производить собственные продукты питания также привлекает многих. Ни для кого не секрет, что продукты, продающиеся в магазинах, практически не содержат витаминов и могут включать различные вредные примеси. Деревенские продукты же отличаются особой пользой для здоровья.

    Спокойствие, тишина и удалённость от городской суматохи являются огромным преимуществом для многих людей в наши дни.

Недостатки сельского образа жизни

    Удалённость от коммуникаций и организаций общественного значения является, пожалуй, одним из самых больших недостатков. Необходимость возить детей в школу, ездить за покупками или на работу – одна из причин, по которой городские жители не хотят перебираться в деревню.

    Для большинства людей ведение натурального хозяйства и полное обеспечение себя продуктами питания представляются значительной трудностью.

Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города, 27 % насе­ления нашей страны живет в сельской местности (по данным пе­реписи 2002 г. - около 39 млн. Это в основном совпадает с ситуа­цией в развитых странах). Весьма многочисленно оно в южных регионах России. Наоборот, в Сибири и на Европейском Севере России - его сравнительно мало.

В общем виде можно назвать следующие типы сельских поселе­ний, различающихся по количеству жителей и некоторым другим признакам:

аул - горное селение в Северо-Кавказском регионе с различ­ным количеством жителей обычно моноэтнического состава;

деревня - небольшое поселение с малым количеством жителей (исторически не имевшее храма), типичное для Северо-Западно­го и Уральского регионов;

село - крупное поселение (порой с несколькими тысячами жителей), нередко хозяйственный и культурный центр для бли­жайших деревень и хуторов, а иногда и административный центр (исторически имевший храм), в последние десятилетия не всегда с моноэтническим населением; типично для Центрального, По­волжского и Сибирского регионов;

станица - крупное поселение (исторически казачье) в Севе­ро-Кавказском регионе, количество жителей может достигать нескольких десятков тысяч, состав населения нередко полиэтни-чен; хозяйственный, культурный, а нередко и административный центр для близлежащих более мелких поселений;

хутор - поселение вне сел и станиц в Северо-Кавказском ре­гионе, обособленный земельный участок с усадьбой владельца в различных регионах (в Сибири его могут называть заимкой);

стойбище - становище кочевников Сибири; оседлое поселе­ние малочисленных народов Приамурья и Сахалина.

Для сельских поселений характерны относительно малая плот­ность населения и стабильность его состава; малая степень разно­образия видов трудовой деятельности; плохо развитое обществен­ное обслуживание; почти полное отсутствие учреждений культу­ры и крайне ограниченные возможности для проведения досуга (за исключением станиц и части крупных сел).

Так, по данным переписи населения 1989 г., в Российской Федерации было почти 17 тыс. сельских поселений с количеством жителей до 6 человек, 13,2 тыс. - от 6 до 10 человек, а всего деревень с количеством жителей до 50 человек - 74,8 тыс. В таких деревнях нет ни магазина, ни клуба, ни отделения связи, ни фельд­шерско-акушерского пункта. В них, как правило, функционируют начальные малочисленные школы.

По данным на 1999 г., 34% сельских поселений не связаны дорогами с твердым покрытием с сетью путей сообщения обще­го пользования, а также постоянно уменьшается и так не очень развитое транспортное обслуживание сельских жителей. Это на­ряду с ростом транспортных расходов и другими обстоятельства­ми ведет к общему снижению социокультурной мобильности селян и росту значения внутрисельского досугового простран­ства.



Реально существующие сегодня сельские поселения можно рас­сматривать как мезофактор социализации большой части населе­ния России, ибо при всем многообразии (маленькие деревеньки, большие села, многолюдные станицы) они обладают рядом т и-пичных характеристик, которые в целом можно назвать сельским образом жизни.

Во-первых, от своеобразия природных факторов зависят особенности жилья, утвари, особенности социального взаимодей­ствия, выстраивается аграрный календарь, на основе которого формируется праздничный цикл. Семейные циклы, находящиеся в тесной взаимосвязи с календарной обрядностью, таким обра­зом, также оказываются связанными с природными. Особенности дорог и водных путей, заданные географическими условиями, организуют коммуникативное и экономико-хозяйственное про­странство с другими селениями и регионами (А.С.Обухов).

Во-вторых, ритм жизни сельских жителей достаточно раз­мерен, нетороплив (кроме периодов сева, уборки и т.п.), сохра­няет элементы природосообразности. Время, как правило, не рас­сматривается ими как социальная ценность.

В-третьих, сельский труд имеет свои особенности: подчи­ненность ритму и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года; более тяжелые, чем в городе, условия труда; малые возможности для профессиональной мобильности жителей; большая слитность труда и быта, непреложность и тру­доемкость труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных хозяйствах, в саду, огороде занимает у сельских жителей, по данным последних исследований, буквально пол­жизни - в среднем 181 день в году).

В-ч е т в е р т ы х, жизнь селян в большой мере «публична», т. е. доступна для соседей, а «приватность», т.е. обособленность и ин­тимность, вызывает осуждение и даже агрессию окружающих.

В-пятых, для села характерна «открытость» общения, здесь отсутствует анонимность. Относительная близость в отношени­ях, отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и потенциально воз­можных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Дружба и приятельство диффе­ренцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и ин­тенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее обще­ние ее жителей.

Стабильность состава жителей сельских поселений, как прави­ло, этническая однородность, слабая социально-профессиональ­ная и культурная дифференциация, типичные тесные родственные и соседские связи способствуют сохранению в жизненном укладе селян элементов традиционного образа жизни соседской общины.

Естественно, все, о чем шла речь, может иметь более или ме­нее существенные различия в зависимости от «индивидуальных» особенностей сельского поселения. Одно дело - небольшая де­ревня, типичная для российского Севера или Нечерноземья, дру­гое - большое село, станица Ставрополья, Кубани. Важны и та­кие обстоятельства, как наличие или отсутствие школы, клуба,почты, медпункта и т.д., а также близость к городу - большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов.

Сельский образ жизни и социализация

Деревни и села как вид поселения влияют на социализацию своих жителей почти синкретично (нерасчлененно). То есть практически маловероятно дифференцировать их влияние в процессе стихийной, относитель­но направляемой и относительно социально контролируемой со­циализации.

Наиболее явно это можно проследить в сельских поселениях, типичных для Центрального и Северо-Западного регионов России. Так, исследования, проведенные в деревнях Русского Севера, по­зволили А.С.Обухову сделать следующие выводы. В современной русской деревне продолжает превалировать принцип передачи куль­туры через межличностные взаимодействия («из уст в уста»), но при этом в личностном общении и взаимодействии происходит трансляция в первую очередь общего, народного сознания, а не личностного, индивидуального. Идентичность поколений форми­руется и укрепляется в процессе усвоения конкретной культуры. Превалирование семейного, родового, общедеревенского «мы» над индивидуальным «я» сохраняется, что также позволяет культуре быть более устойчивой. В системе традиционных нормативов в де­ревне проявление индивидуальности и личностной особенности не одобряется. Осознание и выражение себя в контексте традици­онно сложившейся системы отношений поддерживает социальную общность в стабильности. Межпоколенные конфликты в деревнях слабо выражены, так как они регламентируются рамками отно­шений между старшими, средними и младшими поколениями, которые задаются традицией. В деревнях сохранение традиций яв­ляется ценностью, а их нарушение влечет социальное осуждение.

Результатом этого является то, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жи­телей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практически невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объектом для оценки со стороны окружения.

При этом чем меньше деревня или село, тем теснее и всеохват­нее общение старших с младшими. В результате на селе довольно незначительны различия в нормах поведения старших и младших (одобряемого и неодобряемого). Свободное время принято прово­дить в сельском клубе или в другом месте, где собираются обычно все жители или только молодежь. В разговорах или играх могут уча­ствовать также дети и молодежь независимо от пола и возраста.

Содержательно социальный контроль во многих сельских посе­лениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. Для нее характерно, по мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, то, что причудливая хозяй­ственная жизнь многих деревень порождает у их жителей комби­нацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Сами сельские жители, согласно данным Г. Г. Силласте, отме­чают распространенность таких негативных явлений, как пьян­ство (92 % опрошенных), воровство (72 %), бытовое хулиганство (43 %). В селах, расположенных преимущественно на трассах, по­явились новые беды: наркомания (отмечают 17 % опрошенных сель­ских родителей и 24 % учителей), детская беспризорность (14 и 35%), проституция (12 и 20%).

Благодаря территориальной ограниченности, однородности культурного уровня жителей, тесным родственным и соседским связям все эти негативные явления влияют на социализацию всех жителей. Эта атмосфера определяет во многом и социализирую­щую роль семьи и школы в сельских поселениях.

Сельская семья играет в жизни и социализации своих членов значительно большую и несколько иную роль, чем городская, поскольку в ней обычно сосредоточены и труд, и отдых, и наибо­лее значимые социальные связи человека. Так, по имеющимся данным, сельские ребята идентифицируют себя со своими роди­телями значительно в большей степени, чем городские школьни­ки. Это, очевидно, связано с тем, что в селе не только ограничен круг общения, но и входящие в него люди мало отличаются друг от друга по социально-культурным характеристикам. Влияние семьи идет, как правило, в том же направлении, что и деревни (села) в целом, независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня ее членов.

Школа, тесно интегрированная в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений в основном в русле приня­тых в сельском социуме ценностей. В жизни своих учеников она может играть более существенную роль, чем городская - своих (хотя содержательно и качественно эта роль может быть весьма примитивной). Это связано с тем, что если она и не всегда един­ственный центр культурной жизни, то почти всегда - единствен­ное воспитательное учреждение в поселении.

Особенно нужно отметить, что у школьников, живущих в ма­леньких деревнях, обычно возникает своеобразное чувство «мест­ного патриотизма», обособленность по отношению к ребятам из других деревень. В школах, где учатся дети из разных деревень, как правило, довольно слабы контакты между учениками в классах; гораздо важнее межвозрастные контакты живущих в одной дерев­не. Более того, нередко местные нормы предписывают конфрон­тацию школьников из разных деревень, которая периодически выливается в открытые столкновения, конфликты, драки, когда в полную меру действует принцип «наших бьют!».

Особую роль в социализации сельских жителей играет постоян­но растущее влияние города на село. Во-первых, средства массовой коммуникации благодаря широкому проникновению в быт села радио, кино, телевидения демонстрируют образцы городского об­раза жизни, рекламируют предметы длительного пользования, стан­дарты моды и другие элементы и черты жизни в городе.

Влияние города идет и в результате миграционных процессов. В течение десятилетий ежегодно из сел в город переезжало по нескольку миллионов человек, но у них в селе оставались род­ственники, которых они навещают, которые ездят к ним в гости (так, на лето принимают родственников-горожан до 70% опро­шенных ВЦИОМ селян). В последнее десятилетие в результате рас­пада СССР и других катаклизмов в сельских поселениях осело, по некоторым данным, несколько миллионов горожан.

Часть жителей сел и деревень, расположенных неподалеку от городов, в них работают, хотя продолжают жить в селе и не пла­нируют смены места жительства. Влияние идет и через сельскую молодежь, уехавшую на учебу или работу в близлежащие города, но на выходные и праздники приезжающую домой.

Все это влияет на социально-психологическую атмосферу села, сказывается на формировании жизненных стандартов и устремле­ний сельских детей, подростков, юношей, девушек, а также и взрослых, на их кругозоре, нормах, ценностях. Происходит опре­деленная переакцентировка ценностей жизни между реальными ценностями, доступными для реализации в условиях села, и цен­ностями, свойственными собственно городу, которые могут быть для сельского жителя лишь ценностью-эталоном, ценностью-меч­той, а могут стать и становятся стимулом для переезда в город.

В современных сельских поселениях под влиянием тех условий социализации, о которых шла речь выше, условно говоря, фор­мируются два типа личности (Р.В.Рывкина):

Личность, ориентированная на сельский образ жизни и име­ющая положительное отношение к деревне. Очевидно, к этому типу можно отнести тех, кто на вопрос «если бы можно было выбрать, где бы вы предпочли жить?» отвечают «в деревне» (тако­вых 62% опрошенных ВЦИОМ в 1996 г.), и уж наверняка тех, кто хочет, чтобы их дети жили в деревне (28 %);

Личность, урбанистически ориентированная, с отрицатель­ным отношением к деревне и сельскому образу жизни. Это те, кто при возможности предпочел бы жить в городе (в основном в не­большом - 22 % и лишь 8 % - в крупном), а также те, кто хотел бы, чтобы их дети жили в городе (и опять в основном в неболь­шом - 29 % и лишь 15 % - в крупном).

Весьма интересные изменения могут произойти в процессе социализации сельских жителей в связи с распространением част­ной собственности на землю.

как отличалась жизнь сельчких жителей от жизни горожан и получил лучший ответ

Ответ от Незнакомая[гуру]
Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения. Специфика сельскохозяйственного производства такова, что она требует равномерного расселения, чтобы осваивать сельскохозяйственные земли. В результате непродуманной расселенческой политики исчезли сотни тысяч деревень, выпали из оборота миллионы гектаров лугов, пастбищ, пашни... .

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как отличалась жизнь сельчких жителей от жизни горожан

Ответ от Ђатьяна Tanya [новичек]
У горожан с сельскими разная жизнь в Сельских- это вроде бы которые живут в деревне а горожани живут в городах. В городе могут быть и богатые с бедными а в деревнях живущие сельские они бедняки но выращивают много еды и продают её.А горожане не выращивают еду они эту еду покупают за свои деньги. Сельские делаю всё своими руками, а горожане покупают её у других людей которые создали вещи заводы. Сельские у них летом очень хорошо на речку можешь пойди, а в городе горожанам тоже можно купаться только вам мешает шум машин, а у сельских нет машин ну только в редких случиях и атм слышен звук природы как кузнечики поют с птицами лягушки квакают. Сельские жители занимались земледелием, а посадское население торговлей и ремеслами.


Ответ от Tanya - Manya [гуру]
все про всех знают в селе,
ну и труд конечно тяжелый с ранья вставать..


Ответ от Антонина Андреева [гуру]
Разная цивилизация.


Ответ от сергей нанезов [активный]
У горожан с сельскими разная жизнь в Сельских- это вроде бы которые живут в деревне а горожани живут в городах. В городе могут быть и богатые с бедными а в деревнях живущие сельские они бедняки но выращивают много еды и продают её.А горожане не выращивают еду они эту еду покупают за свои деньги. Сельские делаю всё своими руками, а горожане покупают её у других людей которые создали вещи заводы. Сельские у них летом очень хорошо на речку можешь пойди, а в городе горожанам тоже можно купаться только вам мешает шум машин, а у сельских нет машин ну только в редких случиях и атм слышен звук природы как кузнечики поют с птицами лягушки квакают. Сельские жители занимались земледелием, а посадское население торговлей и ремеслами ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа


Ответ от Жавохир Хадыходжаев [новичек]
Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения. Специфика сельскохозяйственного производства такова, что она требует равномерного расселения, чтобы осваивать сельскохозяйственные земли. В результате непродуманной расселенческой политики исчезли сотни тысяч деревень, выпали из оборота миллионы гектаров лугов, пастбищ, пашни...
Основой, организующей жизнь городского населения, является производство товаров и услуг. Экономический, культурный и информационный потенциал общества в крупных городских центрах, достижений материальной и духовной деятельности. Вместе с тем, приводит к возникновению серьезных противоречий - неравномерности развития центральных и периферийных городов, загрязнению окружающей среды, росту числа стрессов. .

Социальная среда оказывает огромное влияние на подростков. Однако социальная среда включает в себя не только такие компоненты, как школа, семья, сверстники, но и место проживания – в городе или сельской местности. Городские и сельские жители имеют существенные различия в образе жизни и ценностных ориентациях. Поэтому дадим характеристику сельскому и городскому поселениям, охарактеризуем особенности уклада жизни их жителей.

Сельские поселения. Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями туда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах; набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сельских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичны тесные родственные и соседские связи.

В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни, ритм размерен, нетороплив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность.

Для села характерна "открытость" общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение ее жителей.

Важны и такие обстоятельства, как наличие или отсутствие школы, клуба, почты, медпункта, а также близость к городу и большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов.

Сельский тип поселения влияет на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно), то есть практически малореально отследить их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контролируемой социализации.

В сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. Сегодня для нее характерны отчуждение жителей от чувства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм.

Сельская школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская.

Сельская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими родителями в значительно большей степени, чем в городской семье) влияет на социализацию своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня родителей.

Особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную переориентировку жизненных ценностей между реальными, доступными в условиях села, и такими, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

Городские поселения. Для города характерны: концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения.

Город обладает рядом характеристик, которые создают специальные условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

Современный город объективно – средоточие культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры), духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город – средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

В то же время город – средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видом отклоняющегося поведения. В городе велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; распространено увлечение азартными играми, наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной, существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.

Город характеризуется также исторически сложившийся городской образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки:

· преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

· небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, "автомобильные" связи и пр.);

· высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного внесемейного общения;

· многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций;

· неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;

· слабый контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности .

Названные выше характеристики делают город мощным фактором социализации человека, ибо создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.

Город создает для мобильности своих жителей в различных аспектах их жизнедеятельности. Самый элементарный из них – территориальная мобильность.

Во-первых, с возрастом у человека расширяется воспринимаемое, познаваемое и осваиваемое жизненное пространство. Это расширение идет от двора у дошкольников через улицу, квартал у младших школьников, микрорайон у подростков до других частей города и даже города в целом в юности.

Во-вторых, с возрастом появляется ориентация на проведение части времени в общественных местах, интенсивность которой, как правило, достигает пика в юности, а затем, тоже как правило идет на убыль.

В-третьих, в подростковом или юношеском возрасте у многих горожан появляются субъективно значимые и интимно значимые районы и места, с которыми связаны наиболее важные сферы жизни, а позднее – воспоминания.

В-четвертых, горожане имеют потенциальные возможности для перемены места жительства в пределах города.

Для социализации горожанина основное значение имеет то, что город создает условия для социальной мобильности, как горизонтальной (изменение видом занятий и групп членства в рамках одного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой – вверх или вниз по социальной лестнице).

В зависимости от того, насколько подростки реализуют возможности для мобильности, они более или менее подготовлены к использованию новых форм и способов деятельности, познания, искусны и осторожны в общении, подготовлены к неожиданностям в повседневных контактах, ориентируются в окружающей действительности; склонны к риску и нестандартным ответам на вызовы жизни. Все это во многом определяет готовность, подготовленность и стремление детей, подростков к осуществлению выбора.

Любой человек осуществляет многочисленные выборы на протяжении всей жизни, проявляя свои субъективность и субъектность, более или менее осознанно оценивая имеющиеся у него альтернативы, самоопределяясь по отношению к ним.

Город как средоточие культуры, а также просоциальных, асоциальных и антисоциальных явлений, городской образ жизни в целом предоставляет каждому своему жителю огромный ряд самых различных альтернатив. Это создает потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее существенные для социализации подрастающих поколений.

Во-первых, город предоставляет огромное количество альтернатив, будучи своеобразным "узлом" информации и информационным полем. Носителями информации являются и архитектура, и планировка города, и транспорт, и реклама, и поток людей, и отдельные люди.

Во-вторых, в городе человек взаимодействует и общается с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возможность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых серди еще большего количества потенциальных партнеров. В целом город предоставляет возможность широкого выбора кругов и групп общения.

В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимодействия и взаимоотношения. Здесь значительно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще. Общение между взрослыми и младшими по мере взросления ребят, как правило, становятся менее интенсивным и открытым.

Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих в классе, во дворе. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он может искать и находить партнеров вне класса, школы, двора.

В-четвертых, социально-культурная дифференциация городского населения, с одной стороны, а с другой – довольно тесное территориальное соседство слоев приводят к тому, что городской житель не только видит и знает различные стили жизни и ценностные устремления, но и имеет возможность "примерять" их на себя.

В целом роль города в социализации детей, подростков, юношей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного можно представить вывод в виде таблицы, в которой кратко обозначим основные отличия образа жизни городских и сельских жителей.

Таблица. Сравнительная характеристика образа жизни в городских и сельских поселениях

Село Город
Невысокая плотность населения на ограниченной территории. Ритм жизни размерен, нетороплив. Концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории. Характерен быстрый ритм жизни.
Открытость общения, невозможность сохранения принципа "конфиденциальности" в общении (все друг о друге знают). Преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях
Низкая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности. Малые возможности трудовой мобильности. Малая развитость системы досуговых учреждений (кружков, секций). Высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах)
Сохраняются уклады традиционной сельской общины. Небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, "автомобильные" связи и пр.)
Стили жизни, культурные стереотипы и ценностные ориентации остаются теми же на протяжении долгого времени не изменяясь. Многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций
Социальный статус достаточно устойчив, малая социальная мобильность. Неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность
Высокий контроль поведения человека и малозначительны роль самоконтроля. Слабый контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности
Сельская школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская Школа оказывает значительно влияние на детей.
Альтернативы жизненного обустройства предсказуемы и не отличаются большим разнообразием. Город предоставляет огромное количество альтернатив жизненного обустройства, будучи своеобразным "узлом" информации и информационным полем
Возможность взаимодействия с ограниченным кругом лиц и групп (родственники, друзья, знакомые конкретного поселения). Возможность взаимодействия с большим и разнообразным кругом лиц и групп (не только родственники, друзья и знакомые, а люди, обладающие известностью и др.).
Стили жизни и ценностные устремления большинства сельских жителей очень похожи. Невозможно примерить другие стили жизни (по интересам, неформальные и др.) в виду осуждения таковых. Городской житель не только видит и знает различные стили жизни и ценностные устремления, но и имеет возможность "примерять" их на себя
Село предоставляет узкий круг выбора общения, систем ценностей, не позволяет полноценно раскрыть свои интересы и способности. Город предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Следовательно, можно сказать, что город обладает большим потенциалом для развития и самореализации человека, чем село.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Бухучет инфо Оквэд 4941 расшифровка с года Бухучет инфо Оквэд 4941 расшифровка с года