Тренды года на рынке транспортных услуг. Обзор рынка услуг по доставке грузов из Китая

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

  • Маилян Александр Артурович , бакалавр, студент
  • Волгоградский Государственный Университет
  • ТРАНСПОРТ
  • ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
  • ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
  • ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК
  • ЛОГИСТИКА

Рынок транспортно-логистических услуг в России относительно молод, однако, имеет тенденции к стремительному развитию. В данной статье представлен обзор состояния транспортно-логистических услуг за период с 2010 по 2015 гг. Рассмотрены проблемы и перспективы развития данной отрасли с учетом изменений в экономической и политической жизни страны.

  • Анализ динамики статистических данных перевозки пассажиров транспортом общего пользования
  • Современные логистические системы сбора и распределения грузов
  • Анализ транспортной логистики и её традиционного метода в управлении цепями поставок
  • Пути возмещения ущерба, нанесенного транспортными средствами дорогам в России и в мире
  • Применение логистического менеджмента для повышения эффективности транспортной компании

На сегодняшний день, в России, активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Отрасль хранения и перевозки грузов обладает большим потенциалом развития в крупной по масштабам России. Ежегодно транспортные сети расширяются и улучшаются за счет усилий государства. Ключевыми видами транспорта в России является автомобильный, железнодорожный и воздушный.

В современной России проходит постоянное развитие и улучшение транспортной инфраструктуры, вследствие чего усиливается роль и распространение данной отрасли логистики, которая в свою очередь оказывает услуги по срочной и качественной доставке грузов.

Логистика представляет собой науку, изучающую планирование, управление и контроль складирования, доставки, перемещения материальных потоков в процессе доставки, переработки и доведения готовой продукции до покупателя.

К логистике относятся: хранение, транспортировка и иные методы доставки товара до клиента, либо потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации.

Понятие транспортной логистики, представляет собой науку о системной интеграции логистических и транспортных активностей, в форме транспортно-логистических услуг, для оптимизации грузопотоков на основе актуального законодательства.

Главной задачей логистики является планирование оптимального территориального (или географического) размещения требуемых материалов и сырья для обеспечения потребностей в них и для бесперебойной работы организаций. Стоит отметить важность роли функционирования логистических компаний, т. к. с помощью определенного комплекса задач, стоящих перед специалистами, можно достигнуть максимальной оптимизации транспортной услуги, а также максимизировать прибыль с помощью наибольшего снижения возможных издержек.

Современный российский рынок логистических услуг состоит их следующих сегментов:

  • перевозка грузов разными видами транспорта;
  • складирование и дистрибуция;
  • экспедиторские услуги;
  • управленческая логистика.

Исследование транспортной логистики в России на сегодняшний день является довольно актуальным.

Рассмотрим современное состояние транспортно-логистического рынка. Структура российского транспортно-логистического рынка по видам услуг за 2015 г. представлена в таблице 1.

Таблица 1. Структура российского транспортно-логистического рынка за 2015 г.

По данным таблицы 1 видно, что грузоперевозки (транспортно-логистические услуги) составляют 88 % от всего объема рынка российской логистики, в свою очередь на долю экспедиторских услуг приходится 9 %. Самая низкая доля рынка у складирования и дистрибуции – 2%, а также у управленческой логистики – всего 1%.

Высокая значимость транспортно-логистического рынка связана с крупной по масштабам территорией России (17 125 191 км 2). Транспортная система России представляет собой множество дорог и путей:

  • автомобильные дороги (с твердым покрытием) – 984 тыс. км;
  • воздушные маршруты – 800 тыс. км;
  • магистральные трубопроводы – 250 тыс. км;
  • внутренние водные судоходные пути – 102 тыс. км;
  • железные дороги – 86 тыс. км.

Важной задачей на рынке транспортно-логистических услуг является оптимальное и правильное составление плана перевозки. Безусловно, необходимо именно определение наилучшего пути следования грузов (сокращенный маршрут с минимальными издержками). Транспортная логистика занимается задачами, связанными с планированием следования грузов для получения наилучшего результата.

Таблица 2. Грузооборот по видам транспорта (млрд. ткм.)

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Рисунок 1. Динамика грузооборота по видам транспорта в России (2010-2014 гг.)

Исходя из приведенных данных, можно отметить общий рост грузооборота по всем видам транспорта, за исключением 2014 г. В 2013 г. общий грузооборот транспорта составил 5084 млрд. ткм., а в 2014 г. немного меньше – 5077 млрд. ткм, данное снижение связано с ухудшением политических и экономических отношений России с Западом (ввод санкций в связи с событиями на Украине). Снижение, прежде всего, связано с тем, что Россия входит во многие международные транспортные коридоры и режим санкций сократил масштабы грузоперевозок.

Таблица 3. Коммерческие перевозки грузов по видам транспорта (миллионов тонн)

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Наиболее значительная доля коммерческих перевозок грузов за 2015 г. приходится на железнодорожный транспорт – 1410 млн. т. (промышленный ж/д – 507,4 млн. т., ж/д общего пользования – 902,6 млн. т.) и автомобильный – 1099 млн. т.. В период 2014-2015 г., допускается отметить, что наблюдается снижение количества перевозок по всем видам транспорта, за исключением морского, в котором наблюдается прирост на 106%.

Исходя из приведенных данных по грузообороту, можно сделать вывод о том, что наблюдается тенденция к стабильному росту данного показателя, особенно в последние годы, что ставит новые задачи перед экономикой страны в целом и транспортно-логистическими услугами, в частности.

Таблица 4. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования (млрд. пассажиро-километров)

Вид транспорта

Транспорт - всего

железнодорожный

автобусный (включая маршрутные такси)

таксомоторный

трамвайный

троллейбусный

метрополитен

внутренний водный

воздушный

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Исходя из приведенных данных, можно отметить, что пассажирооборот имеет положительную динамику начиная с 2010 г. по 2014 г. Пассажирооборот по все видам транспорта увеличился на 71 млрд. пасаж.-км. По данным Ростата, наибольшей популярностью в 2014 г. пользуется воздушный транспорт – 241,4 млрд. пасаж.-км., за ним следуют железнодорожный и автобусные (включая маршрутное такси) транспортные средства, по 128,8 и 127,1 млрд. пасаж.-км соответственно.

Таблица 5. Протяженность путей сообщения (на конец года; тыс. км)

Тип протяженности

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования 1)

Протяженность автомобильных дорог общего пользования 2)

в том числе с твердым покрытием

Эксплуатационная длина трамвайных путей

Эксплуатационная длина троллейбусных линий

Эксплуатационная длина путей метрополитена

Протяженность газопроводов (на конец года), тыс. км

Протяженность нефтепроводов (на конец года), тыс. км

Протяженность нефтепродуктопроводов (на конец года) 3) , тыс. км

Протяженность внутренних водных судоходных путей (на конец года), 4) тыс. км

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Таблица 6. Наличие транспортных средств (на конец года; тысяч шт.)

Тип транспортного средства

Грузовые транспортные средства:

рабочий парк груженых железнодорожных вагонов (в среднем в сутки)

грузовые автомобили (включая пикапы и легковые фургоны) - всего

в том числе:

в организациях всех видов экономической деятельности

в собственности граждан

морские грузовые транспортные и нетранспортные суда (без грузопассажирских) 2) , шт.

Речные, грузовые, транспортные и нетранспортные суда (без грузопассажирских) 3)

Пассажирские транспортные средства:

автобусы общего пользования 4)

легковые автомобили - всего

в том числе в собственности граждан

трамвайные вагоны

троллейбусы

вагоны метрополитена

морские пассажирские и грузопассажирские транспортные суда 2) , шт.

речные пассажирские и грузопассажирские транспортные суда 3)

Гражданские воздушные суда 4)

Директор практики "Транспорт и логистика" консалтинговой компании Strategy Partners Group Александр Ермаков рассказал об оценке одного из самых непрозрачных сегментов рынка логистических услуг – организации перевозки сборных грузов.

Начнем в первую очередь с определения. Что из себя представляет перевозка сборных грузов?

Это перевозка нескольких грузов, принадлежащих разным грузоотправителям и грузополучателям, в одном транспортном средстве. Сегмент, о котором идет речь, включает перевозку сборных грузов массой примерно от одного килограмма до десяти тонн. Сборные грузы меньшей массы относятся к категории почтовых отправлений. Перевозка почты – другой сегмент.

Конечно, отправления в составе сборных грузов находятся в пути дольше, чем при прямой доставке, так как им нужно пройти, минимум, через два терминала, где происходит формирование/расформирование партий и ожидание рейса в город назначения. Для клиентов, пользующихся услугой перевозки сборных грузов (а это, в основном, юридические лица) низкая стоимость важнее скорости доставки. Это – основное преимущество данного вида грузоперевозок: логистические компании, работающие в данном сегменте, снижают транспортные издержки своих клиентов, консолидируя различные отправки до экономически оправданного объема перевозки.

Российский логистический рынок, в том числе сегмент перевозки сборных грузов, считается одним из самых непрозрачных. С чем связано отсутствие статистических данных по рынку?

Начнем с того, что в России не ведется регулярный сбор данных относительно сегмента, а игроки рынка обычно не склонны обнародовать детальную информацию о своей деятельности. Преимущественно это непубличные компании, и их довольно много – это не тот случай, когда есть 3-4 крупных подавляющих игрока, по которым можно судить о том, каков рынок в целом. Например, с рынком железнодорожных перевозок дело обстоит совсем иначе - его можно определить с точностью до одного тонно-километра, потому что услуги оказывает одна компания, и ведется полный учет. Но в случае с сегментом перевозки сборных грузов мы можем говорить только о каком-то возможном диапазоне.

Можно найти статистические данные по коду ОКВЭД 63.40, "Организация перевозки грузов", но сюда входит организация перевозки и сборных, и несборных грузов, экспедиторская, таможенно-брокерская и другая логистическая деятельность. Словом, статистика объединяет в одну категорию множество разных сегментов, поэтому понять из нее объем интересующего нас сегмента невозможно. Поэтому, мы вынуждены ориентироваться на экспертные оценки, и желательно, чтобы они были хоть к чему-то привязаны.

Какую методику оценки вы применяли, и насколько велик этот сегмент в соотношении с общим рынком логистических услуг в России?

В своем исследовании мы смотрели на ситуацию в тех странах, где можно было получить необходимую статистику - в первую очередь это США. Статистика ведется и в Западной Европе, но там структура транспортно-логистического рынка принципиально другая, например, незначительны перевозки сырьевых ресурсов – угля, руды и так далее. США несколько ближе к России - и по расстояниям, и по структуре грузооборота. То, что мы называем сборными грузами, там делится на две категории: посылки и Less than truckload – граница между ними проходит в районе 70 кг. Мы рассчитали долю этих двух сегментов в общем объеме рынка грузоперевозок – в США она составляет 7,2% - и сделали экспертную коррекцию на российский рынок, придя к цифре 4%. Опираясь на оценку российского рынка транспортных услуг, данную RBC.research, мы получим, что в денежном выражении эти 4% составляют примерно 70 млрд. рублей.

Однако нужно понимать, что это – не точная оценка, а скорее математическое ожидание объема сегмента, то есть существует какой-то доверительный интервал: плюс-минус 10-15 млрд.руб.

Эксперты уже более десяти лет предсказывают бурный рост логистического рынка в России, но его не происходит. Чем вы можете это объяснить?

Эти предсказания основаны на сравнении доли сегмента логистики с общим объемом рынка транспортно-логистических услуг в развитых странах, которая может достигать 50%. В России же этот показатель составляет примерно 15%, и ждать, что он поднимется до западного уровня, пока не приходится. Я думаю, что это связано со структурой нашей экономики, которая ориентирована преимущественно на сырьевую составляющую, а при перевозках угля, металла и так далее, потребность в логистических услугах меньше, чем при перевозке товаров с высокой добавленной стоимостью.

Есть ли на рынке крупные игроки, занимающие существенную долю? Возможна ли в ближайшей перспективе консолидация рынка?

На данный момент крупнейшие игроки в этом сегменте – Желдорэкспедиция, Деловые Линии имеют долю 10-15%. На мой взгляд, для консолидации нет объективных предпосылок. То есть она как средство повышения эффективности и снижения затрат за счет экономии на масштабе здесь практически не будет работать. В этом сегменте могут вполне благополучно существовать и делать конкурентоспособное предложение компании, даже работающие на одном маршруте, скажем, Москва-Иркутск. Низкие барьеры для выхода на рынок новых компаний. Конечно, единичные поглощения могут происходить, но вряд ли возникнет такая ситуация, при которой один из игроков будет иметь 50% рынка.

Каков ваш прогноз развития рынка в краткосрочной перспективе?

Основная тенденция – существенное изменение его структуры. Можно ожидать постепенного вытеснения традиционных "сборщиков" из подсегмента "посылки" курьерскими компаниями, как это произошло в США за последние 30 лет. В нем уже довольно активны, например, DPD, "Пони Экспресс".

Возможно, немного изменятся позиции железнодорожных перевозок. Наблюдалась тенденция сокращения их доли, но если, как пока планируется, в декабре 2014 года введут плату за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам, то, на какой-то период может возникнуть обратная тенденция.

Кризис, о котором столько говорят, на данный сегмент вряд ли существенно повлияет. Да, будут сокращаться объемы у текущих клиентов, но придут новые, которые ранее отгружали товары целыми фурами, но из-за падения объемов переориентируются на сборные перевозки.

Наиболее вероятно, что объем сегмента продолжит инерционный рост и к 2020 достигнет 80 млрд. рублей по пессимистическому и 100 млрд. рублей по оптимистическому сценарию.

Александр Ермаков, Директор практики "Транспорт и логистика" консалтинговой компании Strategy Partners Group

Александр Ермаков более 11 лет управляет проектами в ведущих консалтинговых компаниях. Им реализовано несколько десятков различных проектов в области разработки стратегий развития, функциональных стратегий, организационных моделей, бизнес-планов для крупнейших российских и зарубежных компаний. Специализация Александра: транспорт и логистика, стратегическое планирование, инвестиционный анализ и бизнес-планирование, реструктуризация холдинговых структур.

Образование:

  • Институт нефтегазового бизнеса. Диплом менеджера нефтегазового бизнеса
  • МГТУ им. Баумана. Ученая степень кандидата экономических наук
  • Московский государственный лингвистический университет. Диплом переводчика
  • МВТУ им. Баумана. Диплом инженера-механика (с отличием)

C 2002 по 2007 гг. Александр возглавлял отдел имущественных отношений ОАО "ЛУКОЙЛ", где осуществлял подготовку, экспертизу и контроль сделок с акциями, долями участия и крупными имущественными объектами организаций группы "ЛУКОЙЛ".

Информация о Strategy Partners Group

Strategy Partners Group (www.strategy.ru) - российский стратегический консультант, входит в группу компаний ОАО "Сбербанк России". Компания оказывает содействие клиентам в проведении преобразований, способствующих эффективному использованию интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения лидерства в конкурентной борьбе и устойчивого роста.

Strategy Partners Group была основана в 1994 году и управляется группой менеджеров с опытом работы в ведущих международных консультационных фирмах. Среди клиентов - ведущие корпорации, работающие в России, Казахстане и других странах СНГ, а также федеральные и региональные органы власти.

Анализ российского рынка перевозки сборных грузов затруднен тем, что игроки рынка не склонны раскрывать детали своей деятельности: описывая общую ситуацию, они предпочитают умалчивать о конкретных цифрах. Однако эксперты отрасли, по-разному оценивая ситуацию на рынке, сходятся в одном – ожидать бурного роста сегмента пока не приходится.

В начале года консалтинговая компания Strategy Partners Group провела сравнительный анализ данных, используя показатели стран, в которых ведется соответствующая статистика. В частности, были использованы данные США, как страны, сопоставимой с Россией по дальности доставки, и Польши, где уровень развития сегмента сравним с отечественным. Принимая во внимание тот факт, что в целом рынок логистики в нашей стране оценивается в 260 миллиардов рублей, то есть 12,7% от общего объема рынка транспортно-логистических услуг, сегмент перевозки сборных грузов был оценен экспертами Strategy Partners Group в 72 миллиарда рублей.

Существуют и другие, менее оптимистичные оценки текущей ситуации на рынке. В частности, Виктор Борцов, начальник департамента «РЖДЛ», оценивает сегмент не более чем в 58-60 миллиардов рублей. В поддержку этого мнения выступают и другие компании, работающие в сегменте доставки сборных грузов.

Что касается крупнейших игроков, то лидером сегмента является компания «Желдорэкспедиция» (доля которой составляет около 15%). Далее следуют «Деловые Линии» и ПЭК.

На сегодняшний день на рынке перевозки сборных грузов сложилась неоднозначная ситуация: крупнейшие компании не хотят обменивать информацией с коллегами, в то время как дальнейшее развитие отрасли требует от игроков продуктивного диалога. В марте портал Infranews сделал первый шаг к преодолению этого препятствия и провел . В число спикеров вошли представители компаний «Strategy Partners Group», «Деловые линии», «РЖДЛ» и «Светлана»-К. Среди гостей также были представители «Сбербанк Лизинг», Eximp Logistic, «Байкал» и STS Asia.

Позитивным итогом этой конференции можно отнести как минимум тот факт, что ее участники смогли обменяться мнениями и подтвердить или опровергнуть оценки других представителей отрасли. Так, участники встречи единогласно согласились, что основной тенденцией рынка является незначительный рост грузопотока. Кризис вынуждает компании рассматривать альтернативные способы перевозок, а автотранспорт, хотя и не самый бюджетный, но наиболее удобный в данном случае вариант. Столь же однозначным было мнение о невозможности консолидации рынка: при наличии явных лидеров и множества мелких компаний, образование монополиста слишком маловероятно.

По оценкам экспертов, сегмент перевозки сборных грузов продолжит инерционный рост, достигнув к 2020 году объема в 80 млрд. рублей по пессимистическому и 100 млрд. рублей по оптимистическому сценарию, при этом будут происходить существенные изменения в структуре предложения с усилением позиций курьерских компаний. Дело в том, что основной объем рынка приходится на товары народного потребления. 2000-е годы были отмечены заметным ростом потребительской активности населения, что закономерно сказалось и на объемах грузоперевозок. В нынешней же экономической ситуации ожидать высокого спроса на товары с высокой добавленной стоимостью не приходится. Самой перспективной в этом свете выглядит область электронной коммерции, но существенного влияния на весь рынок это не окажет.

Проблемы с которыми сталкивается заказчик, на рынке логистических услуг весьма разнообразны.
Сегодня китайская экономика бьет все рекорды по темпу роста и экспорту продукции. На данный момент там выпускаются все виды продукции – от продуктов питания, обуви и одежды до электроники и продукции машиностроения. Относительно невысокая стоимость этих товаров при их достаточно высоком качестве определяет к ним неизменный интерес во всем мире. Причем экономика этой страны идет по пути "сегментации" производства, исходя из их "класса", т. е. производители сознательно выстраивают линейку товаров от откровенно "Фэйковых" изделий массового спроса и самой низкой цены, до элитных хорошего качества и достаточно дорогих.

В российском сегменте импорта этой продукции отведено ведущее место. По сведениям таможенных терминалов Дальневосточного региона России, в процентном отношении большая часть всех импортных товаров приходится на китайские товары, причем год от года эта процентная составляющая растет. Чрезвычайно разнообразна и номенклатура товаров, поставляемых в РФ. Весомый вклад в общий объем импорта вносит легкая промышленность, на сегодняшний день это около 60% рынка. Текстиль, обувь, аксессуары, игрушки, мебель, копии известных брендов, товары для дома и т.д. Активно импортируются компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, планшеты, фотоаппараты и прочая техника, без которой современный человек просто не мыслит своего существования. Последние годы в России, благодаря качеству в сочетании с невысокой ценой, большой популярностью пользуются недорогие автомобили, катера и яхты. Китайские станки и спецтехника широко используются российскими производителями. Товары пищевой промышленности можно найти на полках любого продовольственного магазина. И это далеко не полный список товаров, импортируемых Китайской Народной Республикой.

Как показывает практика, многие российские кампании давно уже нашли себе постоянных деловых партнеров, а кто-то только разворачивает свой бизнес и налаживает процесс доставки продукции из КНР . Но всех их объединяют задачи не только по поиску необходимых товаров, но и по оптимизации перевозки и доставки этих товаров в Россию. Низкая цена является одним из важнейших преимуществ товаров, произведенных в этой части Азии, потому факторы стоимости и качества доставки грузов играют, здесь немаловажную роль. Ведь если расходы на доставку окажутся слишком большими, то это существенно поднимет рыночную стоимость товара, подорвет его конкурентоспособность. Да, и чрезмерно долгая перевозка товара, также может негативно отразиться на бизнесе.

Итак, оптимизация грузоперевозок товаров из Китая в России, а также выбор способа доставки, – важнейшая задача, для любого бизнеса. Экономико-географические особенности наших государств, существенные различия в уровне развития их инфраструктур определяют свои правила в сфере грузоперевозок. Присутствует ряд и других факторов, от которых зависит способ и время доставки закупаемого товара из Китая. Важнейшим из них является тип груза.

Здесь, заказчик попадает на рынок логистических услуг, где его могут подстерегать различные трудности. Давайте рассмотрим основные проблемы, с которыми обычно сталкиваются на этом пути:
- Надежность компании перевозчика: это пожалуй, первая и самая трудная проблема! Выбирая логистическую фирму, обратите внимание есть ли у нее программы страхования грузов? Сколько лет она на рынке? Кто ее партнеры на китайской стороне? (Здесь, важным будет и наличие собственных складов консолидации на территории страны)
- Таможенное оформление: любой товар на границе проходит процедуру растаможки, и именно от опыта вашего менеджера-логиста будет зависеть время, потраченное на этом этапе доставки и величина тарифов, пошлин при декларировании. (Следует заметить, что на ряд товарных групп могут быть наложены ограничения например на упаковку, комплектность, и очень важно, чтобы ваш логист вас об этом предупредил до того как машина встанет на таможне).
- Возможные проблемы с поставщиком, или промежуточной компанией, которая доставляет ваш груз с фабрики до распределительного центра. (Тут, важно убедиться, что ваш менеджер владеет иностранными языками, это легко проверить заглянув в перечень услуг выбранной вами компании, есть ли там сервис- Торговое Агентирование. Сразу заказывать эту услуги, Вы возможно и не станете, но она является гарантией, что в случае непредвиденных осложнений перевозчик сможет вам помочь).

Статью подготовила: проф. Сербул М. Н.

В структуру общего рынка грузоперевозок по России традиционно включены грузоперевозки по всем видам транспорта: железнодорожные, трубопровод, автомобильный, морской, внутренний водный и воздушный транспорт.

Для анализа общей ситуации на рынке грузоперевозок исследуются те же показатели общего объема перевозок груза в натуральном выражении, исчисляемые в млн.тонн, а также показатели общего грузооборота, исчисляемые в млн. тонн-км

Следует обратить внимание, что данные, на основе которых были сформированы изучаемые структуры, были взяты из источников Росстата. Однако, определенно можно сказать, что эти данные искажены вследствие некорректного предоставления информации компаниями-участниками рынка с целью ухода от налогов. Поэтому следует использовать эту информацию для анализа динамической ситуации, на которую искажение данных влияет в меньшей степени и позволяет дать общую картину развития рынка.

По данным ФСГС структура грузооборота России выглядит следующим образом: 48% всего грузооборота осуществляется с помощью трубопроводного транспорта, 45% с помощью железнодорожного и только 5% с помощью автомобильного.

Однако, рассчитывая объем рынка мы ориентируемся на объем перевозок груза в натуральном выражении, исчисляемый в млн.тонн. Анализируя динамику развития отрасли в этих показателях, мы видим, что лидирующая позиция (около 70%) принадлежит автомобильным грузоперевозкам, и в несколько раз меньше объем перевозок грузов железнодорожным транспортом и трубопроводным. Это различие в структурном распределении по видам транспорта (по грузообороту автомобильный транспорт занимает 5%, а по объему грузоперевозок - 68,1%) происходит потому, что при расчете грузооборота учитывается также длительность перевозки (млн. тонн-км), тогда как при расчете объема перевозок - только объем в млн. тонн. А так как в структуре автомобильных грузоперевозок большую часть составляют внутригородские и внутриобластные перевозки, являющиеся перевозками на близкие расстояния, то, при большом объеме перевозок они составляют очень незначительную часть общего грузооборота по России.

Динамика объемов грузоперевозок по видам транспорта выглядит следующим образом:

Перевозки грузов по виду транспорта (млн. тонн)

Структура российского рынка грузоперевозок в России по видам транспорта (в %) за первое полугодие 2012 года представлена на диаграмме:

Как уже упоминалось выше, мы действуем на рынке коммерческих перевозок грузов, поэтому, анализируя рынок коммерческих грузоперевозок, мы учитываем только грузоперевозки транспортом общего пользования. Также в структуру коммерческих перевозок грузов Росстат включает также промышленные железнодорожные перевозки, а в этот показатель включены грузы, перевезенные по подъездным путям промышленных и других организаций. Общий объем перевозок этого показателя определяется как сумма грузов, принятых с железных дорог общего пользования и переданных на эти железные дороги, а также грузов, перевезенных по подъездным путям в пределах этих организаций без выхода на сеть общего пользования, поэтому при анализе мы исключаем перевозки железнодорожным промышленным транспортом, учитывая только железнодорожный транспорт общего пользования.

Данные по коммерческим перевозкам грузов в динамике представлены в следующей таблице:

Анализируя динамику коммерческих грузоперевозок при поставках из Европы можно отметить лидирующую роль двух видов грузоперевозок: автомобильные, доля которых занимает более половины всех коммерческих грузоперевозок, и железнодорожные. Также следует обратить внимание на снижение доли автоперевозок в последние 2 года на фоне возросшей доли железнодорожных перевозок.

Кризис внес серьезные изменения в динамику и структуру рынка в 2009 г. На фоне снижения спроса на весь комплекс транспортно-логистических услуг отмечалось падение объема операций и доходов логистических компаний, возросла конкуренция. Основным фактором для роста российского рынка транспортно-логистических услуг в 2010 г. стало увеличение объемов грузоперевозок (прежде всего железнодорожным транспортом) на фоне повышения тарифов.

Общий рост объема коммерческих перевозок груза увеличился в 2011 году на 4,9% по сравнению с 2010 годом. По показателям первой половины 2012 года также наблюдается стабилизация и прогнозируется рост коммерческих перевозок на 2,4%, в значительной степени за счет увеличения доли автомобильных коммерческих перевозок

Структура российского рынка коммерческих грузоперевозок в России по видам транспорта (в %) за первое полугодие 2012 года представлена на диаграмме (за вычетом промышленного железнодорожного транспорта)

На этой диаграмме ясно видно то, что отмечалось ранее - в коммерческих перевозках основные виды транспорта - автомобильный и железнодорожный, на которые приходится более 95% общего коммерческого грузооборота. Поэтому, анализируя в дальнейшем географический фактор рынка транспортных услуг, внимание акцентируется именно на этих видах грузоперевозок. Доля авиатранспорта в объеме коммерческих грузоперевозок очень незначительна (0,03%), поэтому в дальнейшем мы не акцентируем свое внимание на авиаперевозках.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений