Как завязывать шкотовый узел. Шкотовый узел, двойной шкотовый узел: особенности и схемы плетения

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Моряки применяют его лишь в исключительных случаях, когда возникает необходимость очень быстро связать два троса. Хотя соединение растительных тросов дубовым узлом вполне надежно, оно имеет серьезный недостаток: сильно затянутый узел очень трудно потом развязать, особенно если он намок. Кроме того, завязанный таким узлом трос имеет меньшую прочность и при работе создает опасность за что-нибудь зацепиться при своем движении. Единственные его положительные качества - это скорость, с которой его можно завязать, и надежность. Чтобы соединить два троса, их концы нужно сложить вдоль вместе и, отступив 15-20 сантиметров от краев, завязать простым узлом оба конца как одно целое. Не пытайтесь связывать этим узлом синтетические тросы и леску: на них он ползет.

Это один из древнейших морских узлов, который применяли на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых. Фактически это та же восьмерка, завязанная двумя концами. существует два способа вязки этого узла. Сначала на конце одного из связываемых вместе тросов сделайте восьмерку. Навстречу выходу из нее ходового конца введите ходовой конец второго троса и повторите фигуру 8, завязанную на первом тросе. После этого, ухватившись за каждые два конца, слева и справа, равномерно начинайте затягивать узел, стараясь сохранить его форму. Для окончательной затяжки узла тяните за коренные концы тросов (см.рис.). Чтобы соединить два троса фламандским узлом вторым способом, ходовые концы связываемых тросов положите параллельно навстречу один другому так, чтобы они примерно по длине одного метра касались друг друга. На этом месте двумя сложенными вместе тросами завяжите восьмерку. При этом вам придется обносить вокруг и продевать в петлю вместе с коротким ходовым концом одного из тросов и длинный коренной. Именно в этом и состоит неудобство второго способа вязки фламандского узла. Соединение двух тросов фламандским узлом считается очень прочным. Этот узел, даже будучи сильно затянут, не портит трос, и его сравнительно легко развязать. Кроме того, он обладает превосходным качеством - не скользит в надежно держит на синтетической рыболовной леске.

Не менее прочным считается соединение двух тросов водяным узлом. Чтобы завязать его, положите связываемые тросы концами навстречу друг другу так, чтобы их концы шли параллельно и касались один другого. Держа в одной руке ходовой и коренной концы двух разных тросов, начинайте вязать ими дубовый узел, но вместо одного обноса коренного конца сделайте два. Прежде чем окончательно затянуть узел, проверьте, чтобы одна пара концов выходила из петли сверху, а вторая - снизу, как это показано на схеме. Водяной узел прост и надежен. На флоте он не нашел широкого применения, потому что при сильной тяге так затягивается, что развязать его очень трудно.

Сколько иронии и пренебрежения можно услышать со стороны моряков в адрес этого примитивного и, к сожалению, твердо внедрившегося в наш быт узла. Это именно то, чего не должны делать моряки - завязывать этот узел. Флотский человек, незадачливо завязавший бабий узел даже на берегу, будет наверняка осмеян своими коллегами. Мол, это - позор для флота. Но, увы, среди людей сухопутных этот узел - универсал. Подавляющее большинство людей, не знакомых с такелажным делом, или те, кто по своей профессии не имеет дела ни с веревками, ни с канатами, ни с нитками, применяют бабий узел во всех случаях, когда им требуется что-нибудь привязать, связать или обвязать. Создается впечатление, что люди, усвоив этот узел в детстве, настолько сильно уверовали в его утилитарность, что не хотят и слышать о каких-то других сложных морских узлах. А тем не менее, если говорить серьезно, то этот узел предатель за всю историю человечества наделал много бед в даже унес немало человеческих жизней. Бабий узел представляет собой два полуузла, завязанных последовательно один над другим в одну и ту же сторону. Если им связать две веревки и потянуть, то сразу же видно, что он начинает перемещаться по веревке, скользить вдоль нее. А если его завязать близко от одного из связываемых концов веревки, то при тяге он может соскользнуть и наверняка соскользнет, если связываемые веревки разной толщины. К сожалению, об этом далеко не все знают и продолжают им пользоваться. В нашей стране свое название этот узел получил в связи с тем, что испокон веков женщины завязывали им концы головных платков. За рубежом его называют "бабушкиным", "дурацким", "телячьим", "ложным", "салаговым" узлом. Но, как ни странно, бабий узел применяют в своей работе моряки и рыбаки некоторых стран. Помимо его отрицательных качеств (скользить и не поддаваться развязыванию), они уловили одно его положительное свойство - при определенных условиях мгновенно превращаться в простой штык - в один из самих простых и надежных морских узлов для закрепления швартова судна на берегу за пал, кнехт или причальную тумбу. Но чтобы при швартовке завязать простой штык, нужно сойти с судна на берег и сделать это непосредственно у пала или подать на берег конец, чтобы это сделали стоящие на берегу. Но, оказывается, простой штык можно завязать за причальную тумбу, не сходя с судна на берег. И делается это с помощью презираемого моряками бабьего узла... Для этого на конце троса, который намерены подать на берег для крепления его простым штыком вокруг пала, делается петля, ходовой конец которого связывается с коренным концом бабьим узлом, который до конца не затягивают. С борта судна эту петлю набрасывают на пал. При рывке за коренную часть швартова бабий узел превращается в простой штык.

Некоторые люди, связывая две веревки вместе, каким-то образом умудряются завязать так называемый "тещин" узел, в чем-то напоминающий бабий. Если у последнего ходовые концы выходят из узла с одной стороны, то у тещиного узла они выходят с разных сторон по диагонали. "Тещин" узел столь же коварен, как и бабий (если не более). Применять его ни в коем случае не следует ни при каких обстоятельствах.

Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules - геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки (рис.а). Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки (рис.б). Ткачи, которые применяют прямой узел, для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом (рис.в). При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивается. Как же развязывается прямой (рифовый) узел, который так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать. Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1 - 2 секунды. Завяжите прямой узел, как показано на схеме (г). Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую - концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь.). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону - узел развязан. Весь секрет заключается: в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) - влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец право, за коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов.

С первого взгляда он почти не отличается от прямого узла и кажется, что он ему сродни. Но если приглядеться, то становится ясным, что ходовые концы воровского узла выходят из него по диагонали. Воровской узел, как и бабий, и "тещин" узлы, показаны для наглядности, чтобы подчеркнуть их сходство и различие с прямым узлом. Пользоваться этими четырьмя узлами не рекомендуется, так как они ненадежны для связывания двух тросов. Любопытно происхождение названия "воровской узел". Оно появилось на английских военных кораблях в начале ХVII века. Хищение королевской собственности и кражи личных вещей матросов на кораблях Британии считались обычным явлением. В те годы матросы военных кораблей хранили свои незамысловатые пожитки и пищу, в основном в виде галет, в небольших парусиновых мешках. Мешок, естественно, на замок не закроешь, его можно только завязать. Как правило, матросы завязывали свои личные мешки прямым узлом. Воры, в основном из числа новобранцев, еще не привыкших к голодному корабельному рациону, совершив кражу чужих галет, не могли правильно завязать узел, которым был завязан мешок. Они вязали нечто похожее - узел, который моряки стали называть воровским. Существует и вторая версия о происхождении этого названия: чтобы доказать акт хищения из мешка, владелец умышленно завязывал очень похожий на прямой узел, а вор, не обратив внимания на подвох, завязывал ограбленный мешок прямым узлом. Но как бы там ни было, происхождение самого узла, как и его название, связано с Флотом.

Ими до сих пор пользуются хирурги для завязывания нитей лигатур при остановке кровотечения и для сшивания тканей и кожи. В наши дни медицина еще не откзалась от применения узлов, и врачи умело их используют. При полостных операциях хирургам приходится накладывать швы из кетгута (особого материала, получаемого из слизистого слоя кишок барана или овцы), который через 3 - 4 недели рассасывается. При завязывании кетгут скользит, и, делая на нем узлы, хирурги пользуются особыми зажимами. При микрохирургических операциях медики пользуются чрезвычайно тонким шовным материалом - синтетической нитью в 10 - 200 раз тоньше человеческого волоса. Завязать такую нить можно только при помощи специальных зажимов под операционным микроскопом. Эти нити используют при сшивании стенок кровеносных сосудов, например при реплантации пальцев кисти, при сшивании отдельных нервных волокон. В основном они применяют бабий, прямой, выбленочный, хирургический узлы и так называемый узел "констриктор". При завязывании хирургического узла сначала делают один за другим два полуузла двумя концами, которые после этого тянут в разные стороны. Затем сверху завязывают, но уже в другую сторону, еще один полуузел. В результате получается узел, очень схожий с прямым. Принцип узла состоит в том, что первые два полуузла не дают двум концам разойтись в разные стороны, пока вяжут сверху еще один полуузел. Этим узлом удобно воспользоваться, когда есть необходимость стянуть и обвязать веревкой какой-нибудь упругий тюк или ношу и затянутую первую половину узла на веревке, не отпуская руками ее концов, приходится прижимать коленом.

Он очень схож с хирургическим узлом, отличаясь лишь тем, что вместо одного второго полуузла он имеет их два. От своего, если можно сказать, прародителя - прямого узла он отличается тем, что ходовой конец троса обносят вокруг ходового конца другого троса дважды, после чего ходовые концы ведут навстречу друг округу и снова обносят их дважды. Иными словами, внизу два полуузла и сверху два полуузла, но завязанных в противоположную сторону. Это дает ему преимущество в том, что при большой нагрузке на трос он не так сильно затягивается, как прямой узел, и его легче развязать обычным способом.

Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать. Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов. В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах (а) и без такой прихватки, когда узел затягивается (б). Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют узлом Жозефины) на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы. Как уже говорилось, у плоского узла восемь пересечений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов с под и над), будет надежно держать. Девяносто процентов, из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить этот порядок, как узел получает другие отрицательные качества. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет. Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).

В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут. Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

Несмотря на свое название, этот элементарный узел вполне надежен и может испытывать сильную нагрузку. Кроме этого, он легко развязывается при отсутствии тяги. Принцип узла - полуштыки чужими концами (а). Иногда нам приходится связывать два ремня: или две ленты, ну, скажем, вожжи. Для этой цели "травяной" узел очень удобен (б). Его можно завязать, изменив немного "тещин" узел или начав с полуштыков, как это показано на схеме (а). При затягивании "травяного" узла за коренные концы узел перекручивается и принимает другую форму. Когда он затянут окончательно - два ходовых конца смотрят в одну сторону.

Его название говорит о том, что он удобен для завязывания пакетов и свертков. Он прост, оригинален и рассчитан на быструю вязку. Пакетный узел чем-то напоминает травяной. По своей прочности он не уступает последнему.

В России этот узел издавна имел три названия - лесовый, рыбацкий и английский. В Англии его называют английским, в Америке - речным или водницким узлом. Он представляет собой комбинацию двух простых узлов, завязываемых ходовыми концами вокруг чужих коренных концов. Чтобы связать два троса рыбацким узлом, нужно положить их навстречу друг другу и одним концом сделать простой узел, а второй конец пропустить через его петлю и вокруг коренного конца другого троса и тоже завязать простой узел. Потом нужно сдвинуть обе петли навстречу друг другу, чтобы они сошлись вместе, и затянуть узел. Рыбацкий узел, несмотря на его простоту, безбоязненно можно применять для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильной тяге он так крепко затягивается, что практически его уже не развязать. Он широко применяется рыболовами для связывания лески (не синтетической) и для крепления к леске поводков.

Этот узел считается одним из самых надежных узлов для связывания синтетических рыболовных снастей. Он имеет достаточно много переплетений, симметричен и сравнительно компактен, когда затянут. При определенном навыке им можно даже связывать струны рояля. Для этого место связки струны нужно тщательно обезжирить и покрыть шеллаком. Змеиный узел можно с успехом применять для связывания двух тросов, изготовленных из любых материалов, в случае, когда требуется прочное, надежное соединение.

В ткацком деле насчитывается примерно два десятка оригинальных узлов для связывания оборвавшейся нити пряжи и для подключения новых катушек. Главные требования, предъявляемые спецификой производства к каждому ткацкому узлу, это быстрота, с которой можно его завязать, и компактность узла, обеспечивающая свободное прохождение нити через станок. Опытные ткачи поистине виртуозы по вязке своих хитроумных узлов. Они связывают оборвавшуюся нить буквально за секунду. Им приходится это делать, не останавливая станка. Почти все ткацкие узлы созданы в первую очередь для мгновенного связывания, чтобы в случае обрыва нити обеспечивалась бесперебойная работа ткацких машин. Некоторые из ткацких узлов имеют большое сходство с морскими узлами, но отличны от последних способом завязывания. Некоторые ткацкие узлы уже давно были заимствованы моряками в своем первозданном виде и надежно им служат. Ткацкий узел, можно назвать "родным братом" шкотового узла. Отличие лишь в способе его завязывания и в том, что последний ввязывают в кренгельс или в огон паруса, в то время как ткацкий узел вяжется двумя тросами. Принцип ткацкого узла считается классическим. Поистине это воплощение надежности и простоты.

Этот узел сродни ткацкому по своему принципу. Разница лишь в том, что в завязанном узле ходовые концы смотрят, в разные стороны - это очень важно при связывании нитей пряжи. Ни по простоте, ни по прочности он не уступает ткацкому узлу и так же быстро завязывается. Этот узел знаменит также тем, что на его основе можно завязать "король узлов" - беседочный узел.

Свое название он получил от слова "шкот" - снасть, которой управляют парусом, растягивая его один нижний угол, если он косой, и одновременно за два, если он прямой и подвешен к рею. Шкоты носят названия того паруса, к которому они прикрепляются. Например, фока-шкот и грота-шкот - снасти, с помощью которых ставятся нижние паруса - фок и грот соответственно. Марса-шкоты служат для постановки марселей, кливер-шкоты вытягивают назад шкотовый угол кливера, а фока-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол фока-стакселя и т.д. В парусном флоте этот узел применялся тогда, когда надо было ввязать снасть, в огон паруса, серединой, как например, марса-лисель-шкот. Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение - надежно держит шкот в кренгельсе паруса. Сильно затягиваясь, он не портит троса. Принцип этого узла заключается в том, что тонкий ходовой конец проходит под коренным и при тяге прижимается им в петле, образованной более толстым тросом. Применяя шкотовый узел, всегда следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Этот узел вяжут почти так же, как и прямой, но его ходовой конец пропускают не рядом с коренным, а под него. Шкотовый узел лучше всего применять для крепления троса к готовой петле, кренгельсу или коушу. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли. Для большей надежности шкотовый узел вяжут со шлагом. В этом случае он похож на брамшкотовый узел; разница в том, что его шлаг делают выше петли на коренной части троса вокруг сплесня. Шкотовый узел является составным элементом некоторых видов плетеных рыболовных сетей.

Так же как и шкотовый узел, свое название он получил от наименования снасти - брамшкот, которой растягивают шкотовые узлы нижней кромки прямого паруса при постановке брамселей. Если шкотовым узлом завязывают одинарные шкоты нижних парусов, то брамшкотовым узлом завязывают брамшкоты и бом-брам-шкоты, брам-фалы и бом-брам-фалы, а также брам-гитовы. Брамшкотовый узел надежнее шкотового, потому что не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. От шкотового узла он отличается тем, что петлю (или кренгельс) обносят ходовым концом не один, а два раза и под коренной конец пропускают также дважды. Во времена парусного флота брамшкотовый узел находил широкое применение при работе со снастями. Он применялся тогда, когда нужно было какую-нибудь снасть взять концом в огон, например брам-шкоты и брам-гитовы. Обычно им завязывались брам-гинцы в брам-фал и гинцы в топенант нижних реев. Брамшкотовый узел надежен также для связывания двух тросов разной толщины. Он хорошо держит на синтетических тросах равной толщины.

В морской практике нередко возникает необходимость прикрепить к толстому канату намного более тонкий по сравнению с ним трос. Такая необходимость всегда есть во время швартовки судна к причалу, когда с палубы нужно подать один или сразу несколько швартовных концов. Существует несколько способов крепления бросательного конца к швартову, у которого нет огона, но наиболее распространенный из них - применение докерского узла. Чтобы завязать этот узел, ходовой конец толстого троса, к которому вы намерены прикрепить тонкий трос, нужно сложить вдвое. В образовавшуюся петлю снизу ввести тонкий трос, сделать им один обнос вокруг коренной части толстого троса, пропустить под тонкий, потом над ходовым концом толстого троса и, пропустив под тремя тросами, ввести в петлю. Докерский узел достаточно надежен, чтобы бросательным концом вытянуть (или поднять на палубу с берега) тяжелый швартов, и быстро развязывается. Его лучше всего применять как временный узел.

Кажется странным, что этот замечательный узел, давно известный скорнякам, до сих пор остался незамеченным моряками. Его схема говорит сама за себя. Он сравнительно прост, имеет достаточно пересеченных концов и компактен. Кроме того, скорняжный узел обладает отличным свойством: рассчитанный для сильной тяги, он крепко затягивается, но и без особого труда развязывается. Этот узел с успехом можно применять для связывания синтетических тросов и рыболовных лесок.

Этот узел, хотя и не получил распространения на флоте, относится и числу оригинальных и надежных узлов для связывания тросов. Он уникален тем, что при очень простом переплетении каждого конца в отдельности крепко держит при очень сильной тяге и, более того, очень легко развязывается после снятия нагрузки на трос - достаточно сдвинуть любую из петель вдоль соответствующего коренного конца и узел тут же рассыпается. Он не скользит на синтетической леске и может с успехом применяться рыболовами.

В наше время изобрести новый узел - дело почти невероятное, так как за пять тысячелетий их придумано не более 500 штук. Поэтому не случайно изобретение английским врачом-пенсионером Эдвардом Хантером в 1979 году нового узла вызвало в морских кругах многих стран своего рода сенсацию. Британские патентоведы, выдавая Хайтеру патент на его изобретение, признали, что узел действительно новый. Более того, он отлично держит на всех тросах, включая самые тонкие синтетические лески. По существу охотничий узел представляет собой удачное сплетение двух простых узлов, завязанных на концах тросов. Доктор Хантер не преследовал цель придумать новый узел, а завязал его совершенно случайно. Поскольку фамилия Хантер в переводе с английского означает "охотник", у нас этот узел назвали охотничьим.

Так, время праздников заканчивается. Экипаж! Хорош ром лакать! Бутылки, стаканы - дробь, не наблюдать! Наступает время продолжения боевой флибустьерской подготовки.
Итак, шкотовый узел. Начнём издалека, а главная мысль, или её подобие, ждёт в самом конце, то бишь на шкентеле.
Любите книгу - источник знания! Кто это сказал? Неважно! Он был прав. Открываем первую попавшуюся - "Учебник судоводителя-любителя", 1976 год:

И читаем там: "Шкотовый узел применяется для ввязывания шкотов в шкотовые углы парусов. Разновидность его - брамшкотовый узел, употребляющийся при более сильных нагрузках".
Всё правильно. Шкотовый - он потому шкотовым и называется. Правда, в нынешнее время он почти выходит из употребления, поскольку основательно изменились конструкции парусов, появились всякие карабинчики и т.п., и многие яхтсмены для крепления стаксель-шкота к стакселю вообще применяют беседочный узел. Дело в том, что вместо огона, образованного лик-тросом, сейчас в шкотовом углу обычно пробит кренгельс, а в него и в самом деле удобнее завести скобку, к которой шкоты не вяжутся, а крепятся своими огонами, или прямо в кренгельс заводится шкот беседочным узлом (в случае со стакселем - аж два шкота).
Но совершенно упущено, что шкотовый узел очень надёжен и для другого применения, необходимость в котором может возникнуть совершенно неожиданно...
А именно - для простого связывания двух тросов, работающих под нагрузкой. Например, когда из двух концов надо сделать один подлиннее - скажем, для использования в качестве буксира.
Заглянем в (ну конечно же) "Школу яхтенного рулевого", 1967 год:

Текст гласит: "Шкотовый узел применяется для связывания тросов одинаковой толщины, один из которых имеет очко".
Слово "очко" лично мне, мягко скажем, режет слух. И дело вовсе не в том, что я по натуре несусветный пошляк, а в том, что на флоте всё или почти всё должно иметь своё точное название, притом непонятное сухопутным крысам ("Эй, там! В лодке по скамейкам не ходить!"). "Очко" - это по-сухопутному, а на флоте это "дучка". И в данном случае нарисована не дырка в гальюне, а огон с коушем. Не "гаша", не "очко", а именно огон. Ну да ладно, мы не об этом. Сказано: "Для связывания тросов одинаковой толщины", а нарисован огон с коушем...
Поэтому пойдём дальше, в следующее издание (1974), исправленное и дополненное. Там то же самое, равно как и в последовавшем издании 1987 года, то есть ни слова про шкотовый угол паруса. Хоть бы разъяснили неофитам, почему узел шкотовым-то зовётся.
Открываем "Справочник боцмана", 1984:

В пояснении написано: "Шкотовый узел - для связывания двух канатов, один из которых имеет петлю, огон или коуш. Этим узлом привязывают шкоты к шкотовым углам парусов, канат к звену такелажной цепи и т.д. Надёжно держит только при натяжении".
Канат? Бр-р-р... На флоте нет канатов, на флоте есть только тросы, которые также могут быть линями и штертами (или шкертами). Канатов на флоте нет, но это прощается, потому как книжка просто замечательная.
Вот здесь уже "ближе к телу", как говорил Мопассан. Для примера нарисован всё тот же огон с коушем, но по тексту ясно, что огон может быть и без такового, и вообще может быть просто сложен петлёй.
К чему я всё веду? А к тому, что шкотовый узел несимметричный, а значит - вовсе не по фигу, как его вязать. В случае заделанного огона (да ещё с коушем) - это одно, а вот в случае с тросом, сложенным петлёй, совсем другое дело... Вот бы картинку! Ищем дальше.
В "Военно-морском словаре" 1990 года узел нарисован точно так же, и написано, что он служит "...для связывания тросов, один из которых имеет на конце коуш или огон":

А книжка "Парусный спорт", изданная в 1955 году, заверяет, что "Шкотовый узел применяется при сильной тяге и тросах одинаковой толщины, например при креплении шкота за шкотовый угол паруса":

Значит, настало время обратиться к мэтру - ко Льву Скрягину. У него есть замечательнейшая книжка "Узлы". И вот там, наконец-то, мы обнаружим картинку:
...

Но пояснения всё равно нет. Есть разница, с какой стороны выводить ходовой конец левого троса, или нет? Мне кажется,что есть... не может быть, чтоб не было!
Вот книга "Морское дело" (1978), автор которой, между прочим, дама - Людмила Шишкина. У неё в книге есть вот такая картинка:

Так вот: смею иметь наглость заявить, что эта картинка как раз и изображает классический и правильно завязанный шкотовый узел. И именно с целью быстрого и надёжного связывания двух тросов, работающих под натяжением. Петля может быть заплетена огоном, даже иметь заделанный в неё коуш, а может и не иметь. Вяжется моментально: раз - и готово. Развязывается тоже просто: сдвинул обе петли друг на друга, и узел готов к отдаче. При натяжении этого не сделать, но об этом позже. Шишкина указывает: "...для привязывания ходового конца троса к другому концу, имеющему огон или коуш. Кроме того, шкотовым узлом привязывают фалы к сигнальным и другим флагам". И тут она тоже права: сложенный вдвое конец троса - это уже огон, петля, пусть и не заплетённая, не заделанная. Вот так дама утёрла нос матёрым мореманам. Впрочем, не исключаю, что она сама мореман ещё тот...
А что же наш любимый Боб Бонд, "Справочник яхтсмена", настольная книга, наш горячо любимый "майн кампф"? На странице 328 (это наше, русское издание 1989 года) видим вот такое:

Никто не пробовал завязать подобный узел а потом прикладывать к нему переменное усилие? То есть потянуть-отпустить-потянуть-отпустить... И увидим, что узел-то ползёт! Ходовой конец левого (в данном случае) троса начнёт помаленьку двигаться внутрь огона, который сам же и образует. Этот узел ненадёжен. Фамилия художника в издании не указана, но уверен, что картинки взяты не из оригинальной книги Боба Бонда.
Правильно завязанный шкотовый узел в книге Бонда должен бы выглядеть вот так:

В узле, завязанном таким макаром, каждый ходовой конец "контрит" коренной конец другого троса и наоборот. И вот этот узел будет действительно надёжно держать. Мой капитан Владимир Митрофаныч Тарасов учил: "В шкотовом узле ходовые концы должны торчать по разные стороны от самого узла". Так что это не я придумал, если чё.
А вот что я действительно сам придумал, так это способ быстрого развязывания шкотового узла во время работы, когда снасти набиты. Это то же самое, что отличает рифовый узел от прямого:

Очень часто в обиходе мы сталкиваемся с необходимостью соединять концы веревок или нитей, но используем для этого только известный всем двойной узел или бантик. Такое соединение нельзя назвать самым надежным, да и презентабельным тоже. На самом деле существует огромное количество разновидностей узлов: брамшкотовый, шкотовый, прямой, встречный и многие другие. Чаще всего они используются в альпинизме, но и в повседневной жизни умению завязывать красивые узлы всегда найдется место.

Польза навыка

Сегодня практически каждый дизайнер знает, как завязывать брамшкотовый узел, ведь его внешний вид позволяет красиво закрепить различные шпагаты, веревки или тросы, используемые в украшении интерьера. Подхватить шторы с использованием такого соединения может абсолютно каждый, одновременно украсив свою комнату необычным решением. Надежное соединение веревок полезно и при необходимости привязать груз, к примеру, на крышу машины или для подачи его на высоту. Последнее особенно актуально в строительстве.

В любом случае научиться вязать красивые и надежные узлы из веревок не будет лишним никому. Такой навык одинаково полезен и для украшения интерьера своими силами, и при необходимости крепко соединить концы тросов или привязать груз.

Разновидности узлов

Огромная масса различных вариантов соединений веревок разделяется на 3 основные группы:

  • привязочные;
  • для соединения;
  • вспомогательные.

Первые чаще всего встречаются в альпинизме при необходимости закрепить на высоте снаряжение или самого альпиниста. Они бывают петлевыми и схватывающими. Такие соединения позволяют передвигать веревки при небольшом их ослаблении, незаменимы при перемещении на высоте.

Соединительные узлы могут связывать веревки одного или разных диаметров. Чтобы соединение было надежным, для каждого случая используется определенный узел. Брамшкотовый необходим как раз в случае необходимости связать тросы разного диаметра или фактуры.

Очень важно для лучшего закрепления соединения страховать его вспомогательными узлами.

Узлы для соединения одинаковых тросов

Чаще всего среди таких используется прямой узел и встречный. Первый представляет собой основу практически для всех остальных. По его принципу вяжется и брамшкотовый узел. Соединение осуществляется расположением параллельно двух окончаний веревки. Из одного складывается петля, конец второй веревки сначала пропускается в петлю, потом выходит из нее с той же стороны и заводится обратно в петлю, но уже с другой стороны и снизу. На самом деле все просто, но узел способен сам развязываться, поэтому на полученных после соединения троса концах обязательно нужно сделать вспомогательные узлы.

Для встречного узла необходимо сделать обычный завиток одного конца троса (как при завязывании простого узла, но без затяжки). После этого конец второй веревки пропускается в петлю и формирует аналогичный простой узел, но только в обратном направлении. После этого соединение затягивается. Такой узел подойдет и для связывания лент или тросов разного диаметра. Применять его можно и для связки веревки, ленты.

Узлы для сложных соединений

Для надежного соединения веревок различного диаметра часто применяется шкотовый и брамшкотовый узлы. Первый многим известен и под другим названием - ткацкий. Все дело в том, что именно таким образом ранее соединяли концы нитей при замене бобины во время изготовления тканей, хотя история такого узла начинается с морского флота. Несмотря на это узел сегодня широко применяется и для связывания совершенно разных по толщине веревок, отлично держится при сильной нагрузке. Узел брамшкотовый представляет собой некую разновидность шкотового. Он отличается только увеличенной площадью соприкосновения веревок, которая соответственно увеличивает и силу трения.

Как завязать ткацкий узел

Для многих данная инструкция может показаться даже легче, чем для прямого узла, нужно только запомнить правильную последовательность действий. Сначала необходимо взять конец одной веревки и сложить из него петлю.

После этого конец второй веревки пропускается под первой прямо посередине витка и выводится вокруг ходового конца первого троса на противоположную сторону. Действующий конец при этом следует располагать под корневой веревкой первого троса. Завершающим этапом становится заведение второго рабочего конца веревки под образованную им же петлю. Если на этом этапе пропустить в петлю не рабочее окончание второго троса, а его образованную петлю, то получится быстрорасплетаемый шкотовый узел. Такое соединение, конечно, имеет право на существование, но развязывается сразу, стоит только потянуть за конец троса.

После этого соединение затягивается, веревки будут блокировать собственное движение благодаря силе трения. Интересно, но брамшкотовый узел на начальном этапе вяжется совершенно аналогично. Очень важно после завязывания основного соединения застраховать его вспомогательными узлами с обоих концов троса. Это необходимо, поскольку при рывковых нагрузках соединение может быстро расплестись. Узел брамшкотовый и шкотовый надежны только при стабильном напряжении, в остальных случаях имеют слабину. Особенно это важно в таких соединениях, поскольку подвижными в них являются оба конца.

При правильно выполненной последовательности действий при завязывании оба рабочих конца веревки должны располагаться на одной стороне. Если же они находятся на противоположных сторонах, то такое соединение ненадежно и быстро развяжется, особенно если не было вспомогательных узлов (даже при умеренных нагрузках). Лучше всего в такой ситуации соединение полностью переделать.

Как сделать брамшкотовый узел

Как уже говорилось, начало работы над таким соединением полностью идентично предыдущему узлу, поскольку именно он (шкотовый) лежит в основе усложненного варианта.

Итак, сначала необходимо завязать полноценное шкотовое соединение, после чего приступить к формированию из него брамшкотового узла. Как вязать при этом концы веревок подскажет следующая последовательность действий. Важно после полноценного завязывания одинарного соединения не затягивать концы тросов.

  1. Итак, рабочий конец второго троса следует еще раз обвести вокруг витка первого троса.
  2. После этого второй рабочий конец пропускается под коренным окончанием веревки и получается вторая петля.
  3. Важно убедиться в том, что оба витка расположены строго под коренным концом веревки и не переплетены между собой.
  4. В завершение узел затягивается и проверяется на слабину.

Когда вся основная работа будет сделана, соединение также необходимо застраховать контрольными узлами. Несмотря на то, что площадь соприкосновения у веревок в данном случае больше, соединение все равно склонно к развязыванию при рывковых нагрузках.

Очень важно при связывании веревок любым из приведенных в статье вариантов следить за правильностью выполнения действий. В повседневной жизни для надежного соединения двух любых концов веревки, крепления гамака, тента или при установке палатки поможет одинарный или двойной брамшкотовый узел. Как вяжется каждый из вариантов. подробно описано выше.

Еще один вариант соединения

В альпинизме для соединения двух тросов часто встречается и узел грейпвайн. Применяется он для соединения веревок одинакового двойного радиуса или лент, для формирования петель, закладок или оттяжек. Каждый из вариантов имеет свои особенности плетения. В первом случае веревки затягиваются очень плотно, а во втором специально оставляются петли. Подробно останавливаться на этом соединении не стоит, поскольку его используют в основном только в альпинизме, а не в обычной жизни.

Контрольные соединения

Итак, как связать узел брамшкотовый, теперь понятно, но следует разобраться и с необходимостью дополнительных контрольных соединений.

Такие узлы представляют собой всегда обычные обвязывания веревки, которыми каждый из нас пользуется с самого детства. Казалось бы, что такие узлы очень быстро расплетаются и не могут полноценно удержать веревку, но при наличии основного надежного соединения они являются лишь страховочным дополнением, поэтому полноценно выполняют все возложенные на них функции. Очень важно при формировании контрольных узлов делать одинаковые манипуляции с каждым свободным концом веревки, только тогда надежность связывания будет полноценной.

Вспомогательные соединения

Особенно часто в альпинизме необходимо присоединять различные приспособления для восхождения, которые бы при надежном креплении помогли альпинисту покорить вершину быстро, легко и безопасно.

В последнее время такие соединения все чаще встречаются и в повседневной жизни. Их основным преимуществом является надежность крепления, которая уже годами проверена в экстремальных условиях. В качестве наиболее распространенного узла данного направления можна рассматривать схватывающий.

Схватывающий узел

Изначально данное соединение использовалось как основное при страховке в альпинизме, но со временем было вытеснено более надежными и простыми узлами. Сегодня такой вид переплетения веревки все еще применяется в профессиональном покорении горных вершин, но уже в качестве вспомогательного.

В обычной жизни такой узел может использоваться на мокрой или обледенелой веревке при необходимости быстро присоединить тяжелые предметы. Формировать узел можно с помощью петли или одного конца веревки. Работать в данном случае будет только 1 трос, которым будет вязаться соединение. Для повышенной надежности узел можно связать в 3 витка.

Еще варианты

Кроме вышеописанного вспомогательного соединения в профессиональном альпинизме часто применяются такие узлы:

  • карабинный, или узел Бахмана;
  • стремя;
  • петля Гарда;
  • штыковой или рифовый.

Практически все они используются для страховки или транспортировки различных грузов.

Заключение

Как завязать брамшкотовый узел, уже понятно, но сперва следует уделить внимание и другим важным моментам. Например, прочности веревки. Итак, сначала следует обратить внимание на выбранную веревку. Следует знать, что в самой точке расположения соединения прочность веревки падает приблизительно на 25%-40%, поэтому подбирать материал для формирования узла необходимо с хорошим запасом прочности. Также не каждое соединение способно одинаково плотно держаться на каждой веревке из-за разницы фактуры соединительных материалов.

Для надежного крепления различных грузов следует уделять особенное внимание качеству и прочности выбранных веревок. При использовании же узлов в виде элементов декора важным аспектом остается именно эстетичность, а не прочность соединения. Именно поэтому для вязки красивых соединений в дизайне часто используются обычные плотные ленты, красивые тросы и разноцветные веревки, но они, как правило, очень скользкие.

В общем, уделять внимание выбору материалов следует в соответствии с назначением соединений.

Без навыков вязания узелков нельзя даже зашнуровать обувь, поэтому представление об этом имеет каждый. В быту хватает нескольких способов. Но рыбалка, мореплавание, туристический поход и желание выделиться на фоне остальных людей могут подтолкнуть к изучению методов практичного или декоративного соединения. Чтобы красиво вплести ленту в волосы или завязать галстук, нужно учиться. Поэтому стоит заранее узнать, как вязать узлы разных видов.

Классификация узлов

Верёвки, шнуры, канаты, лески - эти изделия широко используются для различных целей. Но главное их предназначение заключается в связывании чего-либо или креплении к вещам. Без петель и узелков эти действия совершить невозможно. Техники завязывания отличаются. Есть древние методы и современные способы , как соединить концы верёвок или создать петлю. Красиво завязывать ленточку на подарке и пришвартовывать лодку одним и тем же способом не стоит. Соединения создаются из одной или нескольких верёвок. Главное их отличие заключается в сфере применения.

Так, в зависимости от области использования отличают морские, туристические, альпинистские и прочие узлы. В каждом направлении известны сотни способов их завязывать. Отличаются соединения и по выдвигаемым к ним требованиям. К примеру, альпинистские завязки должны обладать такими свойствами:

  • быть простыми для запоминания;
  • несложно вязаться;
  • выдерживать существенные нагрузки;
  • развязываться без усилий (кроме случаев, когда вяжется затягивающийся вид).

Научиться вязать прочный узел можно на практике. Не нужно запоминать все способы. Достаточно изучить, как завязывать выбранные варианты и совершенствовать навыки с разными канатами.

Как крепко связать две верёвки

Если нужно красиво завязать шнурки или ленту, то прочность соединения не играет важную роль. Но в ряде случаев необходимо знать, как завязать узел на верёвке без сомнений в прочности . Результат достигается правильно выбранной техникой и подбором качественного каната. Важно наверняка знать запас прочности изделия, которое берётся в горы или в море. Каждое соединение снижает прочность каната. При завязывании «восьмёрки» теряется порядка 25% прочности, булинь снизит этот показатель втрое, а ткацкий - и того больше!

Учитывайте состояние троса или верёвки. Мокрое изделие теряет 10% прочности, отрицательные температуры на треть ослабляют материал. Грязь, длительное воздействие солнечных лучей, повреждения оплётки различной степени способны уменьшить прочность вдвое.

Завязывание эшафотного узла

Смертная казнь через повешение в наше время практически не используется. Но схема, как вязать узел удавку применяется в мореходстве. Чтобы пришвартовать судно или надёжно закрепить трос на каком-либо предмете, эта петля отлично подойдёт. Даже удавка с полуштыками не может соревноваться с эшафотной петлей в эффективности. Техника завязывания соединения состоит в следующем:

  • нужно сложить конец троса в виде 2 петель;
  • ходовой конец обвязать вокруг них несколько раз;
  • пропустить его через петлю, обращённую к корню изделия;
  • зажать соединение, вытянув крайнюю петлю.

Удавка без проблем развязывается, что делает её ещё удобней в использовании. Моряки применяют принципы вязания этого соединения и при создании бухты для хранения троса, и в подготовке утяжеления из подручных средств.

Незаменимое соединение на флоте

Особый вариант соединения канатов назвали в честь снасти парусного судна - шкоты. Чтобы зафиксировать шкоту в кренгельсе паруса, используют этот узел. Если удавка пригодится в разных сферах, то специализация шкотового узла узкая. Эффективность достигается только при постоянном натяжении верёвки. При малейшем послаблении крепление развяжется. А также этот вид соединений нельзя применить к синтетическим верёвкам - ходовой конец непременно соскользнёт.

Так как вязать шкотовый узел несложно, каждый может этому научиться. Его завязывают на готовой петле из металла или других материалов. Конец верёвки нужно протянуть через петлю, обернув её основу. Далее верёвка продевается в петлю ещё раз, только теперь ниже основы. Затем её следует протянуть сквозь отверстие между основой верёвки и внутренней частью петли. Фиксация свободного конца и натяжение основы верёвки затянет узел.

Эстетические варианты узловых соединений

Сфера использования узлов не ограничивается созданием прочных и практичных креплений. Суеверные люди повязывают узелок, чтобы привлечь внимание госпожи Удачи. А также посредством плетения определёнными методами можно изготовить оригинальные браслеты и колье. Результат выглядит великолепно.

Рукоделие подразумевает использование самых различных техник , среди которых есть несложные варианты. Банальная «косичка» из верёвок позволит завязать необычный элемент украшения. А также несложно обучиться плетению так называемой кобры. Для этого понадобится 4 верёвки. Их концы надо соединить и развернуть к себе. Сделав петлю на конце каждой верёвки и продев в них поочерёдно близлежащие концы, можно получить узелок-корону. Процедуру можно повторять, пока позволяет длина верёвок.

Обширный ряд жизненных ситуаций требует своевременного решения. Соединить два троса в один, завязать надёжную петлю для подъёма чего-либо на лебёдке, изготовить крепление для палатки, что не развяжется даже под сильными порывами ветра, - умение вязать узлы пригодится в этих и многих других случаях. Чтобы не пришлось пользоваться поисковиком и долго практиковаться, лучше узнать, как сделать узел основными методами, заблаговременно.

Сколько иронии и пренебрежения можно услышать со стороны моряков в адрес этого примитивного и, к сожалению, твердо внедрившегося в наш быт узла. Это именно то, чего не должны делать моряки - завязывать этот узел. Флотский человек, незадачливо завязавший бабий узел даже на берегу, будет наверняка осмеян своими коллегами. Мол, это - позор для флота. Но, увы, среди людей сухопутных этот узел - универсал. Подавляющее большинство людей, не знакомых с такелажным делом, или те, кто по своей профессии не имеет дела ни с веревками, ни с канатами, ни с нитками, применяют бабий узел во всех случаях, когда им требуется что-нибудь привязать, связать или обвязать. Создается впечатление, что люди, усвоив этот узел в детстве, настолько сильно уверовали в его утилитарность, что не хотят и слышать о каких-то других сложных морских узлах. А тем не менее, если говорить серьезно, то этот узел предатель за всю историю человечества наделал много бед в даже унес немало человеческих жизней. Бабий узел представляет собой два полуузла, завязанных последовательно один над другим в одну и ту же сторону. Если им связать две веревки и потянуть, то сразу же видно, что он начинает перемещаться по веревке, скользить вдоль нее. А если его завязать близко от одного из связываемых концов веревки, то при тяге он может соскользнуть и наверняка соскользнет, если связываемые веревки разной толщины. К сожалению, об этом далеко не все знают и продолжают им пользоваться. В нашей стране свое название этот узел получил в связи с тем, что испокон веков женщины завязывали им концы головных платков. За рубежом его называют "бабушкиным", "дурацким", "телячьим", "ложным", "салаговым" узлом. Но, как ни странно, бабий узел применяют в своей работе моряки и рыбаки некоторых стран. Помимо его отрицательных качеств (скользить и не поддаваться развязыванию), они уловили одно его положительное свойство - при определенных условиях мгновенно превращаться в простой штык - в один из самих простых и надежных морских узлов для закрепления швартова судна на берегу за пал, кнехт или причальную тумбу. Но чтобы при швартовке завязать простой штык, нужно сойти с судна на берег и сделать это непосредственно у пала или подать на берег конец, чтобы это сделали стоящие на берегу. Но, оказывается, простой штык можно завязать за причальную тумбу, не сходя с судна на берег. И делается это с помощью презираемого моряками бабьего узла... Для этого на конце троса, который намерены подать на берег для крепления его простым штыком вокруг пала, делается петля, ходовой конец которого связывается с коренным концом бабьим узлом, который до конца не затягивают. С борта судна эту петлю набрасывают на пал. При рывке за коренную часть швартова бабий узел превращается в простой штык.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений