Гексаграмма 35 любовное толкование. Структура обоих гуа

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Цзинъ (Восход): расти и процветать (образ молодых растений, озаренных солнцем); продвигаться вперед, возрастать, прогрессировать; получать повышение, подниматься, идти вверх; насыщать, пронизывать. Иероглиф изображает летящих птиц на рассвете.

Сиятельному князю надо жаловать коней в великом обилии.
В круговороте дня трижды принимать подданных.

Вы медленно и уверенно поднимаетесь вместе с восходом солнца, с великой силой, дающей и принимающей дары. Это время для наступления. Вы получите благословение свыше. Будьте спокойны и величавы, как подобает сиятельному князю. Способствуйте возникновению и развитию вещей. Одаряйте их своей силой и духом. Пришла пора по-новому взглянуть на себя и на обстоятельства своей жизни. Энергия света несет вас вперед - не сопротивляйтесь ей. Купайтесь в сиянии. Соединитесь с другими людьми, чтобы свет вашей великой идеи засиял еще ярче. Пользуйтесь своим внутренним светом для осознания дао.

Образ, данный в этой гексаграмме, расшифровывается из образов триграмм, ее составляющих. Здесь внизу триграмма, обозначающая землю, а наверху – сияние, которое иногда интерпретируется как солнце, т.е. перед нами картина солнца, восходящего над землей, что обозначается и самим названием гексаграммы, которое мы переводим соответственно с этим словом – Восход. Если сопоставить эту гексаграмму с предыдущими, то намечается следующая линия развития ситуации. Нужно начать с 31-й гексаграммы, которая представляет собой синтез всех приобретенных ранее качеств и сил в их полном слиянии, в браке. Дальше говорилось о необходимости подчинения этих сил какому-нибудь постоянному закону, после чего этот постоянный закон должен быть проверен и углублен в уединении человека, на время отошедшего от деятельности. Это уединение приводит к развитию человеке той великой мощи, которая в дальнейшем может гарантировать благоприятную деятельность вовне.

Только после всех этих ситуаций может, наконец, появиться та, которая представляет собою реальный выход вовне, символизированный в образе солнца, восходящего над землей.Но в таком выходе вовне совершенно необходимо направлять свою деятельность не только на пользу для самого себя, но и на пользу окружающим людям. Здесь больше, чем где бы то ни было, должна проявиться полная щедрость. Как солнце щедро раздает свои лучи всему окружению, так и деятельность человека должна быть направлена на пользу всех окружающих его людей. Так деятельность может быть расшифрована, конечно, в различных масштабах, ибо окружение человека может простираться на большее или меньшее количество людей. Но Вань И здесь говорит даже о развитии щедрости до космических размеров. Однако это на совести данного комментатора, ибо текст в “Книге Перемен”, сложившийся в конкретных условиях раннего феодального общества в Китае, выразил это в образах, не имеющих еще отношения к космическому размаху мыслей.

Внешний и Внутренний миры: Огонь и Земля

Свет возникает из тьмы и оплодотворяет землю, распространяя благоденствие.

Процветание и просветление содержат скрытую возможность осознания существующих трудностей.

Последовательность

Нельзя вечно наращивать величие. Осознание этого позволяет пользоваться восходом.

Определение

Восход означает наступление дня.

Символ

Огонь разливается над землей. Восход.
Благородный человек рождает свет, чтобы делать ясным путь силы и добродетели.

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале шестерка

Если, выступая и отступая, пребудешь в стойкости - будет счастье.
Не будет доверия.
Но если отнесешься к этому великодушно, хулы не будет.

Вы действуете нерешительно и не встречаете доверия со стороны окружающих. Однако будьте великодушны и не вините их в своих первоначальных неудачах. Положение изменится, и вы получите возможность блестяще проявить свои способности.

На первой позиции, где еще только начинается данный процесс, выступление вовне, восход еще не намечен с полной очевидностью. Он до известной степени еще нерешителен, так что иногда он напоминает даже отступление. Поэтому возможно, что менее чуткие люди не смогут заметить самого выступления. И поэтому человек, который охарактеризован в данной ситуации, может и не встретить доверия со стороны окружающих. Однако он должен научиться смотреть на такое непризнание своего восхода со стороны окружающих как на нечто само собой понятное и отнестись к окружающим с полным великодушием. Тогда минет данная ситуация, и человек все же получит возможность блестящего проявления деятельности своей вовне. Поэтому текст говорит здесь (незначительные расхождения по сравнению с переводом, данные выше, объясняются тем, что здесь интерпретация с точки зрения Вань И).

Линия 2

Шестерка вторая

В выдвижении и подавленности пребудешь стойким - будет счастье.
Обретешь великую милость от матери твоего государя.

Вы чем-то опечалены или подавлены. Не беспокойтесь: путь открыт. Проявите выдержку. Вы можете рассчитывать на помощь извне - в этой позиции она Символизируется женским началом, которое облечено властью.

Вторая позиция, как апогей внутреннего развития гексаграммы, указывает на пребывание человека в самом себе. Для такого человека, который находится в ситуации восхода, пребывания только в себе неразрывно связано с некоторой подавленностью. Однако, поняв, что эта подавленность является временным состоянием, человек может продолжать стойко стремится к своему восходу. Во всяком случае, его стойкость, в конце концов, приведет к благоприятному исходу, и это особенно потому, что здесь человек может рассчитывать на поддержку извне. По символике “Книги Перемен” эта поддержка может исходить из того, кто обозначен пятой позицией данной гексаграммы. Поскольку пятая позиция здесь занята слабой чертой, которая характеризует женщину, и поскольку пятая позиция в социальном разрезе символизируется государя (слово “вождь” восстановлено палеографически, здесь дается позднее понимание слова), постольку здесь говорится о поддержке матери государя.

Линия 3

Шестерка третья

Доверие многих.
Раскаяние исчезнет.

То доверие, которого вам раньше не оказывали, наконец пришло. Не надо сдерживать себя. Занимайтесь делом и ничего не бойтесь.

Если в большинстве случаев третья позиция связана с кризисом, предшествующим выходу вовне, то здесь, где вся ситуация представляет собой выход вовне, третья позиция лишена своей характерной черты кризиса как чего-то отрицательного. Наоборот, здесь наконец выступает такое проявление человека во внешнем, которое воспринимается окружающими его людьми, и поэтому-то доверие со стороны других людей, которое не оказали человеку, стоящему в данной ситуации на первой позиции, здесь наличествует полностью.

Линия 4

Девятка четвертая

Если выдвинешься, как хомяк, то стойкость будет ужасна.

Вы совершаете ошибку, выдавая кажущееся или желаемое за действительное. Упорство принесет вам беду. Избавьтесь от старых представлений и будьте открыты для новых.

Ошибка, которая может быть совершена на четвертой позиции, состоит в следующем. Четвертая позиция – лишь подготовительная к пятой, ибо центр гексаграммы – в пятой. Четвертая позиция, поэтому при ошибочном использовании ее может стать чем-то вроде подделки, замены настоящего ненастоящим. Это выражено в образе хомяка. Между прочим, Вань И, чтобы сделать этот экзотический образ понятным, рассказывает следующее:“Некогда я, только что, прибыв в область Минь, увидел человека, продававшего белого зайца. Люди, споря друг с другом, хотели купить его за 100 золотых монет, но это им не удавалось. Купец выкормил очень много зайцев, и тогда цена на них постепенно упала до одной денежки с чем-то. Любители странностей попробовали убить их и сварить, но они были так зловонны, что есть их, было нельзя. И стало так, что ни один человек не покупал их. Можно сказать, что это не белый заяц, а просто хомяк. Увы! По существу он – ничтожная крыса, и обманным порядком ему было присуждено имя белого зайца. Это значит, что он, не имея нужных достоинств, занял высокое место. Так с людьми такого рода”.После этого рассказа, может быть, нам покажется странным образ, данный в тексте.

Линия 5

Шестерка пятая

Раскаяние исчезнет.
Не принимай близко к сердцу ни утрату, ни приобретение.
Выступление - к счастью.
Ничего неблагоприятного.

Путь открыт, смело осуществляйте свои планы. Сейчас вы подобны солнцу, которое щедро одаряет всех своим теплом, не делая различия между большим и малым. Ваши действия будут благом для окружающих.

Пятая черта, представляя собою самое совершенное проявление вовне, больше всего ассоциируется с тем образом, который дан в символике триграмм, составляющих данную гексаграмму. Это солнце, взошедшее над землей, так полно сил и так щедро, что никакая утрата и никакое приобретение не могут его огорчить. И человек, занимающий данную позицию, исправляя все ошибки, допущенные им в прошлом, в полной щедрости дает свои силы окружению.

Линия 6

Наверху девятка

Выставляй рога лишь для того, чтобы покарать свой город.
Это положение ужасно, но оно - к счастью.
Хулы не будет.
Стойкость - к сожалению.

Благоразумно пользуйтесь своей силой. Вы можете совершить большое дело, но это лишь внешнее проявление того, что было достигнуто раньше. Ситуация нестабильна, поэтому вы должны внимательно следить за собой и приспосабливаться к требованиям текущего момента. В целом этот период завершается благоприятно.

Поскольку третья черта верхней триграммы сильная (как максимальное проявление этого сияния вовне), большого всего характеризует качества сияния, постольку в обществе неблагоприятная шестая позиция здесь лишена этого качества. Но это лишь внешнее проявление сияния, совершенно лишенное существа, как нечто самое крайнее вышедшее вовне, оно выражено в образе рогов. Они могут быть проявлением вовне, но только внешним проявлением. И вот здесь дан образ ясности вовне при отсутствии ясности внутри. Поэтому сил, присутствующих у человека, здесь может хватить, конечно, на какое-нибудь дело, но оно не столь велико, сколь велико дело щедрости, выраженное на предыдущей позиции.

Восходить в сиянии, продвигаться с уверенностью, принимать дары, получать повышение; рассвет нового дня.

Название

Цзинъ (Восход) : расти и процветать (образ молодых растений, озаренных солнцем); продвигаться вперед, возрастать, прогрессировать; получать повышение, подниматься, идти вверх; насыщать, пронизывать. Иероглиф изображает летящих птиц на рассвете.

Образный ряд

Сиятельному князю надо жаловать коней в великом обилии.
В круговороте дня трижды принимать подданных.

Вы медленно и уверенно поднимаетесь вместе с восходом солнца, с великой силой, дающей и принимающей дары. Это время для наступления. Вы получите благословение свыше. Будьте спокойны и величавы, как подобает сиятельному князю. Способствуйте возникновению и развитию вещей. Одаряйте их своей силой и духом. Пришла пора по-новому взглянуть на себя и на обстоятельства своей жизни. Энергия света несет вас вперед - не сопротивляйтесь ей. Купайтесь в сиянии. Соединитесь с другими людьми, чтобы свет вашей великой идеи засиял еще ярче. Пользуйтесь своим внутренним светом для осознания дао.

Внешний и Внутренний миры: Огонь и Земля

Свет возникает из тьмы и оплодотворяет землю, распространяя благоденствие.

Скрытая возможность :

Процветание и просветление содержат скрытую возможность осознания существующих трудностей.

Последовательность

Нельзя вечно наращивать величие. Осознание этого позволяет пользоваться восходом.

Определение

Восход означает наступление дня.

Символ

Огонь разливается над землей. Восход.
Благородный человек рождает свет, чтобы делать ясным путь силы и добродетели.

Линии гексаграммы

Вначале шестерка

Если, выступая и отступая, пребудешь в стойкости - будет счастье.
Не будет доверия.
Но если отнесешься к этому великодушно, хулы не будет.

Вы действуете нерешительно и не встречаете доверия со стороны окружающих. Однако будьте великодушны и не вините их в своих первоначальных неудачах. Положение изменится, и вы получите возможность блестяще проявить свои способности.

Шестерка вторая

В выдвижении и подавленности пребудешь стойким - будет счастье.
Обретешь великую милость от матери твоего государя.

Вы чем-то опечалены или подавлены. Не беспокойтесь: путь открыт. Проявите выдержку. Вы можете рассчитывать на помощь извне - в этой позиции она Символизируется женским началом, которое облечено властью.

Шестерка третья

Доверие многих.
Раскаяние исчезнет.

То доверие, которого вам раньше не оказывали, наконец пришло. Не надо сдерживать себя. Занимайтесь делом и ничего не бойтесь.

Девятка четвертая

Если выдвинешься, как хомяк, то стойкость будет ужасна.

Вы совершаете ошибку, выдавая кажущееся или желаемое за действительное. Упорство принесет вам беду. Избавьтесь от старых представлений и будьте открыты для новых.

Шестерка пятая

Раскаяние исчезнет.
Не принимай близко к сердцу ни утрату, ни приобретение.
Выступление - к счастью.
Ничего неблагоприятного.

Путь открыт, смело осуществляйте свои планы. Сейчас вы подобны солнцу, которое щедро одаряет всех своим теплом, не делая различия между большим и малым. Ваши действия будут благом для окружающих.

Наверху девятка

Выставляй рога лишь для того, чтобы покарать свой город.
Это положение ужасно, но оно - к счастью.
Хулы не будет.
Стойкость - к сожалению.

Ситуация — это простой, естественный прогресс. То, что было слабым, взойдет, и, получив видное положение, станет более сильным. Изображение — это свет восходящего солнца, который сначала кажется тусклым сквозь туман. Но этот же свет излучает мощную ясность, когда солнце достигает высокого положения в небе.

Прогресс достигается, когда те, кто находится в подчиненных позициях, заключают мир с теми, что были выше, и тем самым создают естественные средства для того, чтобы их таланты и способности стали более заметными. Это осознание и естественный ход событий — притягивают наш фургон к восходящему солнцу, как бы — мы продвигаем наше положение и заслуживаем уважения.

Доброта в человеческой природе подобна тусклому, но прекрасному утреннему свету. Жадность, ненависть и другие формы самопоглощения могут скрыть ее, подобно тому, как утренний свет может быть проглочен туманом. Напомним, что прогресс достигается наиболее легко, когда принимаются правильные меры, нет заботы о немедленном вознаграждении, и когда слабый путь выравнивается с сильным.

Толкование линий:

Строка 1 (нижняя строка)

Прогресс, похоже, сорван. Если вам сейчас не хватает уверенности, будьте спокойны и согласитесь, что ваше влияние может быть недостаточно сильным для достижения большого прогресса. Хотя продвижение может быть очень желательным, еще не наступил час для вас, чтобы сыграть ведущую роль. Постарайтесь не испытывать разочарования или обиды, если вам не уделяют много внимания. Оставайтесь спокойными и целеустремленными, и вы избежите серьезных ошибок, которые могли бы полностью остановить ваш прогресс.

Отсутствие прогресса может быть просто вызвано отсутствием правильных контактов. Хотя это удручает, прогресс полностью прекратится, если вы слишком сильно нажмете на людей, у которых не было шанса развить доверие к вам. Сейчас важные люди могут заметить вас и оказать помощь, но только в своем собственном темпе. Не стоит разочаровываться из-за медленного прогресса. Старайтесь быть терпеливыми.

Стремление вперед приносит удачу! При поддержке тех, что выше и ниже, прогресс не остановить.

В периоды большого прогресса людям очень легко накапливать богатство. Однако, когда активы приобретаются коварными средствами, рано или поздно факты обнаруживаются. Будьте осторожны! Сомнительное поведение с вашей стороны, несомненно, приведет к несчастью.

Когда человек находится на службе у других, обладающих большей властью, нежное и доброжелательное отношение будет способствовать интересам целого. Вы можете ругать себя за то, что вы не агрессивны и не пользуетесь большим преимуществом своей позиции, но теперь есть возможности для небольших успехов и большей удачи в долгосрочной перспективе.

Строка 6 (верхняя строка)

Когда для достижения прогресса требуются сильные, энергичные действия, убедитесь, что ваши партнеры находятся рядом, прежде чем начать. Будьте особенно осторожны, чтобы избежать чрезмерно энергичных инициативных людей, с которыми у вас нет близких отношений. Если мост не может справиться с весом, не используйте его.

Удача на подходе. Вас ждут уважение и признание, на которые вы по праву рассчитывали. В будущем вознаграждение будет еще выше. Положитесь на свою счастливую звезду и смело шагайте вперед, при этом пусть вас не печалит, что желание ваше исполниться лишь в некоторой задержкой. Вы неожиданно встретитесь с человеком, которого не видели очень давно. Постарайтесь тратить немного, в дальнейшем такая экономность воздастся сторицей.

Образ, данный в этой гексаграмме, расшифровывается из образов триграмм, ее составляющих. Здесь внизу триграмма, обозначающая землю, а наверху — сияние, которое иногда интерпретируется как солнце, т.е. перед нами картина солнца, восходящего над землей, что обозначается и самим названием гексаграммы, которое мы переводим соответственно с этим словом — Восход.

Если сопоставить эту гексаграмму с предыдущими, то намечается следующая линия развития ситуации. Нужно начать с 31-й гексаграммы, которая представляет собой синтез всех приобретенных ранее качеств и сил в их полном слиянии, в браке. Дальше говорилось о необходимости подчинения этих сил какому-нибудь постоянному закону, после чего этот постоянный закон должен быть проверен и углублен в уединении человека, на время отошедшего от деятельности.

Это уединение приводит к развитию человеке той великой мощи, которая в дальнейшем может гарантировать благоприятную деятельность вовне. Только после всех этих ситуаций может, наконец, появиться та, которая представляет собою реальный выход вовне, символизированный в образе солнца, восходящего над землей.

Но в таком выходе вовне совершенно необходимо направлять свою деятельность не только на пользу для самого себя, но и на пользу окружающим людям. Здесь больше, чем где бы то ни было, должна проявиться полная щедрость. Как солнце щедро раздает свои лучи всему окружению, так и деятельность человека должна быть направлена на пользу всех окружающих его людей.

Так деятельность может быть расшифрована, конечно, в различных масштабах, ибо окружение человека может простираться на большее или меньшее количество людей. Но Вань И здесь говорит даже о развитии щедрости до космических размеров. Однако это на совести данного комментатора, ибо текст в «Книге Перемен», сложившийся в конкретных условиях раннего феодального общества в Китае, выразил это в образах, не имеющих еще отношения к космическому размаху мыслей: В тексте эти мысли выражены следующим образом:

Восход. Сиятельному князю надо жаловать коней в великом обилии и в круговороте дня трижды принимать подданных.

На первой позиции, где еще только начинается данный процесс, выступление вовне, восход еще не намечен с полной очевидностью. Он до известной степени еще нерешителен, так что иногда он напоминает даже отступление. Поэтому возможно, что менее чуткие люди не смогут заметить самого выступления. И поэтому человек, который охарактеризован в данной ситуации, может и не встретить доверия со стороны окружающих.

Однако он должен научиться смотреть на такое непризнание своего восхода со стороны окружающих как на нечто само собой понятное и отнестись к окружающим с полным великодушием. Тогда минет данная ситуация, и человек все же получит возможность блестящего проявления деятельности своей вовне.

Поэтому текст говорит здесь (незначительные расхождения по сравнению с переводом, данные выше, объясняются тем, что здесь интерпретация с точки зрения Вань И):

В начале слабая черта. Если, выступая и отступая, пробудешь в стойкости, будет счастье. Не будет доверия. Но если отнесешься к этому великодушно, то хулы не будет.

Вторая позиция, как апогей внутреннего развития гексаграммы, указывает на пребывание человека в самом себе. Для такого человека, который находится в ситуации восхода, пребывания только в себе неразрывно связано с некоторой подавленностью. Однако, поняв, что эта подавленность является временным состоянием, человек может продолжать стойко стремится к своему восходу.

Во всяком случае, его стойкость, в конце концов, приведет к благоприятному исходу, и это особенно потому, что здесь человек может рассчитывать на поддержку извне. По символике «Книги Перемен» эта поддержка может исходить из того, кто обозначен пятой позицией данной гексаграммы.

Поскольку пятая позиция здесь занята слабой чертой, которая характеризует женщину, и поскольку пятая позиция в социальном разрезе символизируется государя (слово «вождь» восстановлено палеографически, здесь дается позднее понимание слова), постольку здесь говорится о поддержке матери государя. В тексте это выражено в следующих словах:

Слабая черта на втором месте. Если в выступлении и в подавленности пребудешь стойким, то будет счастье. Обретешь такую великую милость от матери твоего государя.

Если в большинстве случаев третья позиция связана с кризисом, предшествующим выходу вовне, то здесь, где вся ситуация представляет собой выход вовне, третья позиция лишена своей характерной черты кризиса как чего-то отрицательного. Наоборот, здесь наконец выступает такое проявление человека во внешнем, которое воспринимается окружающими его людьми, и поэтому-то доверие со стороны других людей, которое не оказали человеку, стоящему в данной ситуации на первой позиции, здесь наличествует полностью. Поэтому текст говорит здесь только:

Слабая черта на третьем месте. Доверие многих. Раскаяние исчезнет.

Ошибка, которая может быть совершена на четвертой позиции, состоит в следующем. Четвертая позиция — лишь подготовительная к пятой, ибо центр гексаграммы — в пятой. Четвертая позиция, поэтому при ошибочном использовании ее может стать чем-то вроде подделки, замены настоящего ненастоящим. Это выражено в образе хомяка. Между прочим, Вань И, чтобы сделать этот экзотический образ понятным, рассказывает следующее:

«Некогда я, только что, прибыв в область Минь, увидел человека, продававшего белого зайца. Люди, споря друг с другом, хотели купить его за 100 золотых монет, но это им не удавалось. Купец выкормил очень много зайцев, и тогда цена на них постепенно упала до одной денежки с чем-то. Любители странностей попробовали убить их и сварить, но они были так зловонны, что есть их, было нельзя.

И стало так, что ни один человек не покупал их. Можно сказать, что это не белый заяц, а просто хомяк. Увы! По существу он — ничтожная крыса, и обманным порядком ему было присуждено имя белого зайца. Это значит, что он, не имея нужных достоинств, занял высокое место. Так с людьми такого рода». После этого рассказа, может быть, нам покажется странным образ, данный в тексте:

Сильная черта на четвертом месте. Если выдвинешься, как хомяк, то стойкость будет ужасна.

Пятая черта, представляя собою самое совершенное проявление вовне, больше всего ассоциируется с тем образом, который дан в символике триграмм, составляющих данную гексаграмму. Это солнце, взошедшее над землей, так полно сил и так щедро, что никакая утрата и никакое приобретение не могут его огорчить. И человек, занимающий данную позицию, исправляя все ошибки, допущенные им в прошлом, в полной щедрости дает свои силы окружению. В тексте это отражено в следующих словах:

Слабая черта на пятом месте. Раскаяние исчезнет. Не принимай близко к сердцу ни утрату, ни приобретение. Ничего неблагоприятного.

Поскольку третья черта верхней триграммы сильная (как максимальное проявление этого сияния вовне), большого всего характеризует качества сияния, постольку в обществе неблагоприятная шестая позиция здесь лишена этого качества. Но это лишь внешнее проявление сияния, совершенно лишенное существа, как нечто самое крайнее вышедшее вовне, оно выражено в образе рогов. Они могут быть проявлением вовне, но только внешним проявлением. И вот здесь дан образ ясности вовне при отсутствии ясности внутри.

Поэтому сил, присутствующих у человека, здесь может хватить, конечно, на какое-нибудь дело, но оно не столь велико, сколь велико дело щедрости, выраженное на предыдущей позиции. Все же, в общем, благоприятный характер данной позиции (конечно, только в контексте данной гексаграммы) выражен в тексте так:

Наверху сильная черта. Выставляй свои рога лишь для того, чтобы покарать свой город. Это положение ужасно, но оно — к счастью. Хулы не будет. Стойкость к сожалению.

Выберите номер гексаграммы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 и смотрите ее толкование ниже

Книга Перемен – толкование гексаграммы №35

Цзинь. Восход

Образ, данный в этой гексаграмме, расшифровывается из образов триграмм, ее составляющих. Здесь внизу триграмма Кунь, обозначающая землю, а наверху Сияние, которое иногда интерпретируется как солнце, т.е. перед нами картина солнца, восходящего над землей, что обозначается и самим названием гексаграммы, которое мы переводим соответственно с этим словом – Восход. Если сопоставить эту гексаграмму с предыдущими, то намечается следующая линия развития ситуации. Нужно начать с 31-й гексаграммы, которая представляет собой синтез всех приобретенных ранее качеств и сил в их полном слиянии, в браке. Дальше говорилось о необходимости подчинения этих сил какому-нибудь постоянному закону, после чего этот постоянный закон должен быть проверен и углублен в уединении человека, на время отошедшего от деятельности. Это уединение приводит к развитию в человеке той великой мощи, которая в дальнейшем может гарантировать благоприятную деятельность вовне. Только после всех этих ситуаций может, наконец, появиться та, которая представляет собою реальный выход вовне, символизированный в образе солнца, восходящего над землей. Но, как было видно из комментариев предыдущих гексаграмм, в таком выходе вовне совершенно необходимо направлять свою деятельность не только на пользу самому себе, но и окружающим людям. Здесь больше, чем где бы то ни было, должна проявиться полная щедрость. Как солнце щедро раздает свои лучи всему окружению, так и деятельность человека должна быть направлена на пользу всем окружающим его людям. Так деятельность может быть расшифрована, конечно, в различных масштабах, ибо окружение человека может простираться на большее или меньшее количество людей. Но Оу-и здесь говорит даже о развитии щедрости до космических размеров. Однако это на совести данного комментатора, ибо текст в "Книге перемен", сложившийся в конкретных условиях раннего феодального общества в Китае, выразил это в образах, не имеющих еще отношения к космическому размаху мыслей, которые характеризуют указанного комментатора. В тексте мысли выражены следующим образом:

Восход.
Сиятельному князю надо жаловать коней
в великом обилии и в круговороте дня
трижды принимать [подданных].

1. На первой позиции, где еще только начинается данный процесс, выступление вовне, восход еще не намечен с полной очевидностью. Он до известной степени еще нерешителен, так что иногда напоминает даже отступление. Поэтому возможно, что менее чуткие люди не смогут заметить самого выступления. И поэтому человек, который охарактеризован в данной ситуации, может и не встретить доверия со стороны окружающих. Однако он должен научиться смотреть на такое непризнание своего восхода со стороны окружающих как на
нечто само собой понятное и отнестись к окружающим с полным великодушием. Тогда минет данная ситуация, и человек все же получит возможность блестящего проявления деятельности своей вовне. Поэтому текст говорит (незначительные расхождения по сравнению с переводом, данным выше, объясняются тем, что здесь – интерпретация с точки зрения Оу-и):

В начале слабая черта.
[Если], выдвигаясь и отступая, [пребудешь в] стойкости,
[будет] счастье.
Не будет доверия.
[Но если отнесешься к этому] великодушно,
[то] хулы не будет.

2. Вторая позиция как апогей внутреннего развития гексаграммы указывает на пребывание человека в самом себе. Для такого человека, который находится в ситуации восхода, пребывание только в себе неразрывно связано с некоторой подавленностью. Однако, поняв, что эта подавленность является временным состоянием, человек может продолжать стойко стремиться к своему восходу. Во всяком случае, его стойкость, в конце концов, приведет к благоприятному исходу, и это особенно потому, что здесь человек может рассчитывать на поддержку извне. По символике "Книги перемен" эта поддержка может исходить из того, кто обозначен пятой позицией данной гексаграммы. Поскольку пятая позиция здесь занята слабой чертой, которая характеризует женщину, и поскольку пятая позиция в социальном разрезе символизирует государя (слово "вождь" в филологическом переводе восстановлено палеографически, здесь дается более позднее понимание слова), постольку здесь говорится о поддержке матери царя. В тексте это выражено в следующих словах:

Слабая черта на втором [месте].
[Если] в выдвижении и в подавленности
[пребудешь] стойким, [то будет] счастье.
Обретешь такую великую милость от матери твоего царя.

3. Если в большинстве случаев третья позиция связана с кризисом, предшествующим выходу вовне, то здесь, где вся ситуация представляет собой выход вовне, третья позиция лишена своей характерной черты – кризиса как чего-то отрицательного. Наоборот, наконец, выступает такое проявление человека во внешнем, которое воспринимается окружающими его людьми, и поэтому-то доверие со стороны других людей, которое не оказали человеку, стоящему в данной ситуации на первой позиции, здесь наличествует полностью. Поэтому текст говорит только:

Слабая черта на третьем [месте].
Доверие многих.
Раскаяние исчезнет.

4. Ошибка, которая может быть совершена на четвертой позиции, состоит в следующем. Четвертая позиция – лишь подготовительная к пятой, ибо центр гексаграммы – в пятой. Четвертая позиция поэтому при ошибочном использовании ее может стать чем-то вроде подделки, замены настоящего ненастоящим. Это выражено в образе хомяка. Между прочим, Оу-и, чтобы сделать этот экзотический образ понятным, рассказывает следующее: "Некогда я, только что прибыв в область Минь, увидел человека, продававшего белого зайца. Люди, споря друг с другом, хотели купить его за 100 золотых монет, но это им не удавалось. Купец выкормил очень много зайцев, и тогда цена на них постепенно упала до одной денежки с чем-то. Любители странностей попробовали убить их и сварить, но они были так зловонны, что есть их было нельзя. И стало так, что ни один человек не покупал их. Можно сказать, что это не белый заяц, а просто хомяк. Увы! По существу, он – ничтожная крыса, и обманным порядком ему было присуждено имя белого зайца. Это значит, что он, не имея нужных достоинств, занял высокое место. Так и с людьми такого рода". После этого рассказа, может быть, нам не покажется странным образ, данный в тексте:

Сильная черта на четвертом [месте].
[Если] выдвинешься, как хомяк, [то] стойкость будет ужасна.

5. Пятая черта, представляя собою самое совершенное проявление вовне, больше всего ассоциируется с тем образом, который дан в символике триграмм, составляющих данную гексаграмму. Это солнце, взошедшее над землей, так полно сил и так щедро, что никакая утрата и никакое приобретение не могут его огорчить. И человек, занимающий данную позицию, исправляя все ошибки, допущенные им в прошлом, в полной щедрости дает свои силы окружению. В тексте это отражено в следующих словах:

Слабая черта на пятом [месте].
Раскаяние исчезнет.
Не принимай близко к сердцу ни утрату, ни приобретение.
Выступление – к счастью.
Ничего неблагоприятного.

6. Поскольку третья черта верхней триграммы, сильная (как максимальное проявление этого сияния вовне), больше всего характеризует качество сияния, постольку в общем неблагоприятная шестая позиция здесь лишена этого качества. Но это лишь внешнее проявление сияния, совершенно лишенное существа, как нечто самое крайнее, наиболее вышедшее вовне, оно выражено в образе рогов. Они могут быть проявлением вовне, но только внешним проявлением. И вот здесь дан образ ясности вовне при отсутствии ясности внутри. Поэтому сил, присутствующих у человека, здесь может хватить, конечно, на какое-нибудь дело, но оно не столь велико, сколь велико дело щедрости, выраженное на предыдущей позиции. Все же в общем благоприятный характер данной позиции (конечно, только в контексте данной гексаграммы) выражен в тексте так:

Наверху сильная черта.
Выставляй свои рога лишь для того, чтобы покарать [свой] город.
[Это положение] ужасно, [но оно] – к счастью.
Хулы не будет.
Стойкость – к сожалению.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений