Тиражи литературных журналов из за низкого уровня. «Толстые» журналы — их прошлое и настоящее

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Литературно-художественные журналы всегда являлись особой частью российской культуры. На сегодняшний момент толстые журналы остались практически единственными изданиями, которые ориентируются исключительно на художественную и интеллектуальную состоятельность текста.

Вашему вниманию предлагается обзор «толстых» журналов, продолжающих лучшие традиции отечественной литературно-художественной периодики.

С этими журналами Вы сможете познакомиться на абонементе Центральной городской библиотеки имени А.П. Чехова.

"ДРУЖБА НАРОДОВ" – основан в 1939 году для популяризации произведений писателей союзных республик в переводе на русский язык. С 1991 года – частное издание. С 1995 года гл. редактором является Александр Эбаноидзе.

Журнал охватывает и поддерживает единое культурное пространство, созданное за многие десятилетия усилиями деятелей искусства и культуры всех стран, входящих в состав бывшего Советского Союза.

Журнал публикует: новые произведения писателей и поэтов России, стран ближнего и дальнего зарубежья; актуальные очерки и эссе, анализирующие острейшие проблемы современности – национальные, общественные, религиозные, культурные и нравственные; литературные обзоры и критические статьи.

В наши дни на страницах журнала публикуются произведения известных авторов: Романа Сенчина, Михаила Кагановича, Владимира Шпакова, Александра Зорина, Александра Мелихова, Евгения Алехина, Марины Москвиной, Александра Эбаноидзе, Леонида Юзефовича и др.

"ЗВЕЗДА" - старейший ежемесячный «толстый» журнал России. Со времени его основания в 1924 году в нем опубликовано более 16000 произведений более 10000 авторов, среди которых Максим Горький, Анна Ахматова, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Владислав Ходасевич, Борис Пастернак, Юрий Тынянов, Николай Заболоцкий и многие другие писатели, ученые, публицисты, критики. Из всех журналов, когда-либо издававшихся в северной столице со дня ее основания, ни один не выходил, подобно «Звезде», более 80 лет подряд без перерыва.

Вот некоторые постоянные рубрики журнала: «ПОЭЗИЯ И ПРОЗА», «НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ», «НАШИ ПУБЛИКАЦИИ», «МНЕНИЯ», «ЭССЕИСТИКА И КРИТИКА».

В каждом номере журнала появляются новые, не известные читателям имена, публикуются новые переводы лучших иностранных авторов.

Редакция регулярно выпускает тематические номера, целиком посвященные тому или иному деятелю культуры, историческому явлению или событию. Раз в год выходит специальный тематический номер «Звезды», целиком посвященный определенному культурному явлению.

"ЗНАМЯ" - литературно-художественный и общественно-политический журнал России основан в 1931 году. Среди авторов того периода были поэты Ахматова, Твардовский, Евтушенко, Левитанский, прозаики Паустовский, Тынянов, Казакевич, Трифонов. Во время перестройки «Знамя» было одним из самых популярных литературных журналов. На его страницах появились произведения Фазиля Искандера, Андрея Битова, Татьяны Толстой, Виктора Пелевина.

На страницах журнала печатаются произведения самых популярных поэтов и писателей наших дней. Известный критик Андрей Немзер выделяет следующих авторов: Юрий Давыдов, Юрий Буйда, Андрей Дмитриев, Марина Вишневецкая, Евгений Попов, Михаил Кураев, Эмма Герштейн, Георгий Владимов, Владимир Маканин.

Постоянные рубрики журнала: «Проза», «Поэзия», «Архив», «Культурная политика», «Образ мысли», «Наблюдатель», «Публицистика», «Критика» и др.

В 2003 году журнал открыл новую рубрику «Ни дня без книги», в которой ежемесячно даёт обзоры новых книг - 30 или 31, по количеству дней в текущем месяце.

Современный журнал "Знамя" отражает литературные тенденции наших дней. Люди самых разных вкусов в литературе найдут для себя, что почитать для души и ума на страницах журнала "Знамя".

"МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ" – ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. Основан в 1922 году. До 1990 орган ЦК ВЛКСМ, затем независимый.

Именно в журнал «Молодая гвардия» приносили когда-то свои произведения молодые и в то время еще почти неизвестные С. Есенин, М. Шолохов, Л. Леонов, В. Шишков, А. Фадеев, Н. Островский...

Когда в 60-е годы главным редактором журнала стал А. Никонов, вокруг «Молодой гвардии» начал формироваться патриотически настроенный авторский коллектив. Тогда были опубликованы вызвавшие много споров «Письма из Русского музея» В. Солоухина. Затем были сильные патриотические публикации Л. Леонова, В. Чивилихина, художника И. Глазунова, скульптора С. Коненкова, исследователей литературы М. Лобанова, В. Кожинова.

В журнал принесли свои талантливые произведения М. Алексеев, Ю. Бондарев, В. Федоров, И. Стаднюк, П. Проскурин, В. Шукшин, Н. Рубцов, Ф.Чуев, Э. Володин, И. Ляпин, В. Цыбин, В. Смирнов.

Сегодня среди авторов «Молодой гвардии» Н. Кузьмин, В. Мануйлов, М. Антонов, Г. Шиманов, В. Строганов, А. Тулеев, С. Шатиров, Д. Ермаков, В. Десятников и др.

Совместно с Фондом поддержки творческой личности «Молодая гвардия» проводит Всероссийский поэтический конкурс имени С. Есенина.

В настоящее время журнал продолжает отстаивать классические, православно-патриотические традиции русской литературы.

"МОСКВА" - российский литературный журнал. Издаётся ежемесячно в Москве с 1957 года. С 1993 носит подзаголовок «Журнал русской культуры».

В журнале «Москва» впервые был опубликован роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». На страницах были напечатаны выдающиеся произведения русской литературы - «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина, «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова, «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семенова.

"Москва" – это проза Леонида Бородина и Петра Краснова, Алексея Варламова и Александра Сегеня, Александра Горохова, Михаила Попова и Веры Галактионовой. Это поэзия Бориса Романова, Галины Щербовой, Владислава Артёмова и Виктора Брюховецкого, Александра Хабарова и Владимира Шемшученко, Марины Котовой и Екатерины Полянской. Это критика и публицистика Капитолины Кокшеневой и Павла Басинского, Александра Репникова и Владимира Даля, Константина Крылова и Михаила Ремизова, Валерия Соловья и Андрея Фурсова, Вероники Васильевой и Николая Шадрина.

Рубрики журнала: «Проза», «Публицистика», «Литературная критика», «Культура», «История: лица и лики», «Русские судьбы», «Домашняя церковь».

В основе журнальной политики - принципиальная неангажированность журнала какими-либо политическими силами, православно-государственная ориентация.

"НАШ СОВРЕМЕННИК" – журнал писателей России. Издается в Москве с 1956 года.

Основные направления: современная проза и патриотическая публицистика. Наиболее значительные достижения журнала связаны с так называемой "деревенской прозой". С начала 70-х годов в журнале опубликованы произведения Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина, В. Лихоносова, Е. Носова, В. Распутина, В. Солоухина, В. Шукшина.

Со второй половины 80-х годов ведущим жанром журнала становится публицистика.

"Наш современник" - трибуна виднейших политиков патриотического направления.

Отличительная особенность журнала «Наш современник» - широчайший охват жизни современной России. Во многом это достигается за счет активного привлечения писателей из провинции.

Журнал регулярно публикует новые талантливые произведения, созданные современными писателями России. На его страницах рассматриваются проблемы современной критики и литературоведения, исследуется наследие русской философской мысли, затрагиваются актуальные проблемы современной России.

"НОВЫЙ МИР" - издается с 1925 года. Это один из старейших в современной России ежемесячных толстых литературно-художественных журналов, публикующий художественную прозу, стихи, очерки, общественно-политическую, экономическую, социально-нравственную, историческую публицистику, мемуары, литературно-критические, культурологические, философские материалы.

В числе авторов «Нового мира» в разные годы были широко известные писатели, поэты, литературные критики, философы: Василий Гроссман, Виктор Некрасов, Владимир Дудинцев, Илья Эренбург, Георгий Владимов, Владимир Лакшин, Владимир Войнович, Александр Солженицын, Чингиз Айтматов, Василь Быков, Григорий Померанц, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин, Ирина Роднянская, Иосиф Бродский, Александр Кушнер, Татьяна Касаткина, Владимир Маканин, Людмила Петрушевская и многие другие.

В одном из обращений «Нового мира» к читателям были сказаны замечательные слова: «Не каждый год рождаются шедевры, но русская литература жива, и мы ощущаем себя органической частью этой живой культуры».

"ОКТЯБРЬ" - независимый литературно-художественный журнал. Издается с мая 1924 г. У истоков его формирования стояли А.Серафимович, Д.Фурманов, А.Фадеев.

В журнале публиковались Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Михаил Зощенко, Андрей Платонов, Аркадий Гайдар, Александр Твардовский, Константин Паустовский, Михаил Пришвин.

С первых же номеров журнал знакомил читателей и с творчеством зарубежных писателей: И. Бехера, Л. Фейхтвангера, В. Бределя, Р. Роллана, А. Барбюса, Т. Драйзера, Г. Манна.

Постоянные рубрики журнала: «Проза и поэзия», «Публицистика и очерки», «Новые имена», «Литературная критика», «Литчасть» и др.

Журнал всегда открыт для талантливой литературы, для литературного эксперимента и охотно предоставляет свои страницы молодым перспективным авторам, возвращает читателю значимые для истории и отечественной культуры имена. В журнале отражается непростая история нашего Отечества.

В настоящее время "Октябрь" является одним из ведущих русских толстых литературных журналов, имеет либеральную направленность.

"РОМАН-ГАЗЕТА" – самый популярный журнал художественной литературы основан в июле 1927 года.

Здесь публикуются лучшие произведения отечественных писателей, новинки современной литературы. Традиционный стиль журнала – высокий литературный вкус в сочетании с удовлетворением всесторонних читательских запросов – остаётся неизменным более 80 лет. Все значительные произведения отечественной литературы печатались и печатаются в этом журнале. «Роман-газета» – единственный литературно-художественный журнал, который имеет 24 выпуска в год.

    «Литературная летопись Москвы » - книжная серия, выходившая массовыми тиражами в издательстве «Московский рабочий» (Москва) в 1985-1990 годах. Книги серии содержат произведения разных жанров (от художественных до документальных) многих известных авторов, красочно рисующих многообразные стороны жизни Москвы XIX - начала XX столетия.

    «По дорогим местам » - литературоведческая книжная серия, предназначенная для детей среднего и старшего школьного возраста. Выпуск начат в 1956 Государственным издательством детской литературы (Детгиз), преобразованным в 1963 в издательство «Детская литература» (Москва) с отделением в Ленинграде. Выходила до конца 1980-х; некоторые книги выдержали несколько изданий.

    «Естественно-научная библиотечка школьника » - научно-популярная книжная серия, предназначенная для среднего и старшего школьного возраста, выпускавшаяся Государственным издательством детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз). Выходила в конце 1940-х-начале 1950-х годов. Некоторые из книг переиздавались также в других научно-популярных сериях (например, в «Научно-популярной библиотеке» Гостехиздата).

    Родной край (1948-1959) - литературный альманах (1948), альманах калининского областного литературного объединения (1952), сборник литературно-художественных произведений писателей Калининской области (1954-1959), книга 2 (1948) - книга 11 (1959), № 2,3 печатались в издательстве газеты «Пролетарская правда», № 4-11 - в областном книжном издательстве.

    Литературно-художественный альманах «Весть » (М.: Книжная палата, 1989), вышедший во время перестройки - первое в СССР бесцензурное издание, Редакционный Совет: В. Каверин (председатель), В. Быков, А. Давыдов (зам. председателя), Г. Ефремов (зам. председателя), Ф. Искандер, Э. Межелайтис, Б. Окуджава, Д. Самойлов, Д. Сухарев, Ю. Черниченко. Редакторы: Л. Гутман, Г. Евграфов, И. Калугин, И. Кутик.

Финансист Дмитрий, начитавшись русской литературы XIX века и одержимый страстью к власто- и корыстолюбию, подобно отрицательному прототипу барину из Достоевского, Толстого или того пуще - Некрасова, купил участок земли в ста пятидесяти километрах от столицы и построил там роскошный дом с флигелями, псарню, амбар, конюшню и двадцать пять наскоро сколоченных изб. Нанял в окрестных колхозах крепостных людей. С ними заключался договор, отпечатанный на лазерном принтере. Весь уклад жизни в его поместье соответствовал оригиналу середины прошлого века плюс ежегодное вознаграждение работникам - две тысчи долларов на каждого члена семьи. Уже на второй день новой эры в деревне начинается барский беспредел. "Его дикие забавы во многом следовали исторической традиции, вычитанной из великой русской литературы, оказавшей пагубное воздействие на нестандартную психику Дмитрия". Под "дикими забавами" подразумевается и порка провинившихся крестьян, и неограниченное насилие барина и его жены над дворовыми девками, и домашний театр с единственной пьесой "Горе от ума"... Но вот, согласно канонам, наступает Юрьев день. Новый русский барин устраивает народное гульянье: три ведра водки мужикам, два ведра портвейна бабам, песни, пляски. По амбарной книге выкликает мужиков и расплачивается подушно. На следующее утро выясняется, что все крепостные продлили свои договоры еще на год. И года через три у крепостных сформировалось "новое самосознание" и стали они относиться к барину Дмитрию как к отцу родному - строгому, но справедливому...

После такого сюжета документальный очерк Бориса Екимова на схожую тему под названием "Возле старых могил" с цитированием выписок из протокола правления колхоза "Победа Октября" от 7 июля 1997 года воспринимается чуть ли не как пародия на действительность: "...озимая пшеница пропала почти полностью...", "горючего нет...", "просить районную администрацию об отсрочке погашения задолженности"...

Пропустим стихи Эльмиры Котляр и прочтем два рассказа Григория Петрова. Один про болотного попика. Другой, повеселее, - про безработного Шишигина и его жену, которые пошли в цирк...

Стихи Яна Гольцмана.

В рубрике "Далекое - близкое" - продолжение публикации фрагментов из дневников литературного критика, публициста и культуролога Александра Васильевича Дедкова (1934-1994). "Обессоленное время" - довольно скучное повествование о жизни писателя в советское время.

В рубрике "Публикации и сообщения" - очередные главы книги Виталия Шенталинского "Рабы свободы". В частности "Осколки серебряного века" посвящены добросовестному анализу взаимоотношений философа Бердяева с советской властью.

Любители литературной критики пускай насладятся исследованиями М. Бутова и Д. Бака или хотя бы ознакомятся с их размышлениями над двумя современными образцами "сверхповествования", коими являются "Александрийский квартет" англичанина Лоренса Даррела и лагерная сага нашего соотечественника Евгения Федорова.

В моей любимой с некоторых пор рубрике "Рецензии и обзоры" опубликованы:

рецензия Дмитрия Бавильского на роман Олега Ермакова "Транссибирская пастораль";

рецензия Ольги Ивановой на хорошую книгу стихов "Небо в субтитрах" поэтессы Юлии Скородумовой.

Виталий Кальпиди скоро прочтет рецензию на свой поэтический сборник "Ресницы", написанную его земляком Владимиром Абашевым. Утешит ли это его? Ведь премия Аполлона Григорьева оказалась в руках его собрата по цеху...

Заканчивается номер списком лауреатов премий литературных журналов за 1997 год. И ниже, в рамочке, - "Из летописи "Нового мира": 70 лет назад в # 5 за 1928 год началась публикация второй части "Жизни Клима Самгина" Максима Горького.

"Наш современник"

На обложке журнала - его эмблема, изображение главного символа гражданского несмирения - памятник Минину и Пожарскому. Напомню, что главный редактор журнала - Станислав Куняев. Тираж издания - 14 000 экз., что немало.

Майский номер открывается стихами участника войны Виктора Кочеткова и продолжается второй книгой романа Михаила Алексеева "Мой Сталинград". Автору на днях исполнилось восемьдесят лет.

Александр Кузнецов тоже написал про войну. Но про войну недавнюю, чеченскую, в которой участвовал. На фото - человек в черном одеянии.

Опять нас предали, ребята! / Опять мы бросили своих. / Швырнув за плечи автоматы, / давай помянем на троих!

Война окончена. Ее забыли, / Как забывает все моя страна. / Кто генералом стал, кого убили, / Кто пропил натощак все ордена. /

Подборка стихов Глеба Горбовского. Продолжение романа Эрнста Сафонова "Выйти из круга" начинается с фразы: "Авдонин возвратился из райисполкома домой в одиннадцатом часу, и хотя время было позднее - тут же, следом, с большой сумкой в руках появился тесть". Окончание в следующем номере.

…они и по сей день живы

«Толстые» журналы - это литературные ежемесячники, в которых перед выходом в свет отдельными томами публиковались новинки литературы.

В СССР к «толстым» журналам относились «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Нева», «Москва», «Наш современник», «Дружба народов», «Иностранная литература», «Сибирские огни», «Урал», «Звезда», «Дон», «Волга» в какой-то степени «Юность», хотя она была тоньше остальных. Эти журналы выходили форматом А1. Были и малоформатные «толстые» журналы «Аврора», «Молодая гвардия», «Смена».

«Толстые» журналы не следует путать с остальными. Их в Советском Союзе тоже было не мало: «Работница», «Крестьянка», «Крокодил», «Огонек», «Советский Союз». Выходили они по-разному: раз в месяц или еженедельно.

Существовали журналы по интересам и для разных возрастов: «Вокруг света»,«Юный техник», «Юный натуралист», «Костёр», «Пионер», «Наука и религия», «Наука и жизнь», «Техника молодёжи», «Знание - сила», «Химия и жизнь», «Здоровье», «Спортивные игры», «За рулем», «Журналист».

  • «Знамя»
  • «Москва»
  • «Октябрь»
  • «Иностранная литература»
  • «Юность»

под редакцией Твардовского напечатал в 1962 году повесть «Один день Ивана Денисовича» и три рассказа «Матрёнин двор», «Случай на станции Кречетовка», «Для пользы дела» А. Солженицына

В «Октябре» были напечатаны повесть «Печальный детектив» В. Астафьева и роман А. Рыбакова «Тяжёлый песок». Появлялись произведения А. Адамовича, Б. Ахмадулиной, Г. Бакланова, Б. Васильева, А. Вознесенского, Ф. Искандера, Ю. Мориц, Ю. Нагибина, В. Маяковского, А. Платонова, С. Есенина, Ю. Олеши, М. Зощенко, М. Пришвина, А. Гайдара, К. Паустовского. Л. Фейхтвангера, В. Бределя, Р. Роллана, А. Барбюса, Т. Драйзера, М. Андерсена-Нексё, Г. Манна.

В «Знамени» были опубликованы «Падение Парижа» И. Эренбурга, «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, военная проза Гроссмана, Казакевича. В поэтические произведения Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Вознесенского. В первые перестроечные годы «Знамя» вернуло читателю забытые и запрещённые произведения М. Булгакова, Е. Замятина, А. Платонова, напечатало «Воспоминания» А. Сахарова.

В «Неве» печатались по информации Википедии Д. Гранин, братья Стругацкие, Л. Гумилев, Л. Чуковская, В. Конецкий, В. Каверин, В. Дудинцев, В. Быков.
«Нева» познакомила читателей с «Большим террором» Роберта Конквеста и романом Артура Кестлера «Слепящая тьма».

В «Юности» печатались В. Аксенов, Д. Рубина, А. Алексин, А. Гладилин, В. Розов, А. Яшин, Н. Тихонов, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина.
А. Кузнецов опубликовал свой роман «Бабий яр».

Современные тиражи «Толстых» журналов

«Толстые» журналы в Советском Союзе достать было очень сложно. Подписка на них осуществлялась только по блату (хотя тираж «Юности» превышал три миллиона штук), в киоски «Союзпечати» они если и поступали то в минимальном количестве. В библиотеках имелись лишь в читальных залах. Нынче в России читай — не хочу, подписаться можно на любой, однако тиражи у всех мизерные: в «Новом мире» 7200 экземпляров, у «Октября» и «Знамени» меньше 5000, у «Дружбы народов» – 3000.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений