Конкурсные программы по фольклору для детей. Фольклорная игровая программа для детей младшего школьного возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ для детей и подростков «Приданье старины глубокой…»

Автор работы: Ледовская Ольга Владимировна, педагог – организатор Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центра внешкольной работы «Подросток».
Целью данного сценария является приобщение детей и подростков к русским народным традициям и культуре своего народа через театрализованную игровую деятельность.
Задачи:
познакомить с традициями народного праздника Святки и в игровой форме
закрепить знание русских народных святочных обрядов;
воспитывать интерес и уважение к традициям и культуре своего народа;
развивать активность детей в игровой деятельности;
поддерживать стремление детей к добрым поступкам;
формировать чувство сотрудничества друг с другом и со взрослыми в театрализованной деятельности.
Описание работы:
в сценарии обыгрываются традиции празднования Сочельника, Святок и обряда колядования. В связи с этим мероприятие несет бытовой характер, отображает уклад жизни народа.

Методическая разработка
предназначена для работы педагогов-организаторов детских клубов с детьми и подростками младшего и среднего школьного возраста во внеурочное время. Данный сценарий содержит материал, способствующий формированию уважительного отношения детей к традициям и культуре своего народа. Интересные сведения, игры и конкурсы помогут организовать и сделать запоминающимся досуг детей и расширить их кругозор.

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«Придание старины глубокой…»
Трек 1.(Сигнал к началу)
Трек 2. (Музыка меняется на хороводную).
Под музыку друг за другом выходят персонажи: группа девушек (6 человек) в народных костюмах, у двух девушек мешок, который они ставят возле елки и заводят хоровод. В конце хоровода одна из девушек останавливается и восклицает.
Девушка 1 : Девчонки! Подружки мои, как хорошо, что Святки наступили!
Рассматривают содержимое мешка: достают коробочки и обратно складывают.
Девушка 2 : Ой, Святки!!! Как я люблю этот праздник. Давайте посмотрим, что мы на колядовали! Да тут какие-то красивые коробочки, кто-то нам сюрприз приготовил.
Девушка 3 : Девушки, скорее берите мешок, ведь нам на праздник пора!
А то вон уже и ряженые идут!
Со смехом убегают.
Трек 3. (Звуковой эффект «Шаги по снегу»).
На сцене появляется еще один персонаж: Черт.
Он съежился и дрожит от холода..
Черт: Эх! Веселится народ…Мне бы их попугать, ужас наводить, ведь раз в год такой шанс для нас, для нечисти бывает. А я злодей со стажем занимаюсь не понятно чем! А все потому, что моя хозяйка «Ее Злодейшество» свой рабочий инструмент потеряла, а мне приказала его найти, да пригрозила лишить меня моего хвоста. А какой я Черт без хвоста.
Смотрит на детей с подозрением.
Черт: Эй вы, ребятня, вы тут ничего не находили?
Дети: «Нет!»
Трек 4. (Звуки веселой мелодии). Черт поворачивается на звук.
Черт: А эти все веселятся! Вот я им свою сейчас коробочку с сюрпризом подкину. Вот тогда они и повеселятся. Ха-ха!
Кидает коробку возле елки. Грозит детям кулаком.
Черт: А я пойду дальше искать, а вы смотрите мне, ни слова.
Уходит.
Трек 5. (Народная ритмичная мелодия).
Выбегают девушки, в руках у одной мешочек с сюрпризами.
Девушка 1: Здравствуйте, ребята!
Девушка 2: Здравствуйте, дорогие гости!
Открывайте окна, двери.
Святки к нам уж прилетели.
В зимнюю седую стужу.
Очень праздник этот нужен.
Девушка 3 : Зима – не только самое холодное время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – новогодние святки - «Васильев день», так его еще называют.
Девушка 4 : Вот и мы сегодня с вами попоем, да поиграем!
Девушка5 : Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними прабабушки.
Девушка6 :Приходили на веселые святки,
На песни всем миром, да загадки.
Девушка 1 : А что такое Святки?
Девушка2: Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Девушка3 : От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощение,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Девушка4 : Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Увидев коробочку в стороне, вскрикивает.

Девушка 1 : Вот ты растеряха, мы не успели еще мешок открыть, а ты уже все подарки растеряла.
Берет коробочку, бросает в мешок.
Девушка 5 : Ребята, мы вот что узнали, что мешок - то наш не простой, в нем полно коробочек с сюрпризами. Хотите узнать, что это за сюрпризы?

Девушка 6: Давайте выберем помощника, и он откроет первую коробочку.
Давай-ка не затягивай, а наш мешок развязывай!
Выбирает одного ребенка, который достает коробочку, в ней записка. Ребенок читает записку из коробочки.
Помощник: «На Святки обязательно колядовали. Основная цель колядования - пожелание счастья, богатства и важнецкого урожая. По улицам и по домам ходили ряженые и пели песни, в которых желали разных благ в наступившем году. А хозяева, в свою очередь, щедро одаривали и угощали гостей. Вот и вам, ребята, сейчас предстоит посоревноваться в красноречии и пожеланиях.
Трек 7. (Народная веселая музыка, звучит фоном). Игра «Святочные желалки».
Ребята произносят пожелания всем присутствующим с праздником.
Девушка1: Святки – радостное время,
На дворе мороз,
В доме – праздник и веселье,

Подарков целый воз.
Пора смотреть, что еще интересного есть в нашем мешке.
Вызывают следующего ребенка, он достает коробочку из мешка. Читает записку.
Помощник: «Этот праздник знаменит еще тем, что всякая нечисть, под видом добрых граждан, могла пробраться и испортить своими проделками все веселье».
Девушка 2: Ой! А как они могут к нам пробраться?
Девушка 3: К нам! Ну, ты глупая. К нам они не проберутся, а я вот, пока бежала к ребятам на праздник, метлу нашла. Вот!
Показывает.
Девушка 1: А мы только что говорили о нечисти, а не метла ли это какой-нибудь злой колдуньи? А вдруг она ее потеряла? А если она волшебная?
Пугает метлой ребят.
Девушка 4: Давайте тогда поколдуем!
Девушка 5: Да ну тебя! Даже страшно стало, давай вернем ее на место?
Девушка 1: Вот ты, трусиха. А вы, ребята, тоже напугались? Но мы - то с вами в безопасности. Ну что, сыграем?
Трек 8. (Народная ритмичная мелодия). Игра «Ведьмина метелка».
1. Участники становятся в круг и, передавая метлу по кругу, перескакивают через нее, пока играет музыка. Участник, у которого останется в руках метла, когда остановится музыка, должен отгадать загадку о зиме. По окончании игры ребятам предлагают занять свои места в зале. Я вода, да по воде же и плаваю (лед).
2. Гуляет в поле, да не конь,
3. Летает на воле, да не птица (метель).
4. Летом спят, а зимой бегут (сани).
5. В гору деревяшка, под гору – коняшка (сани).
6. Упрятались голышки во мохнатые мешки, четверо вместе, один на шесте (рука в рукавичке).
7. Идет Егорка – бела шубенка (снег).
8. Глянули в оконце - лежит белое суконце (снег).
9. Трескуч, ядрен, намостил мостов; по дворам пробежал, все окна расписал (мороз).
10. Текло, текло и легло под стекло (лед).
Девушка 6 : Ну, вот и метла пригодилась. Хорошая метла в хозяйстве всегда нужна. Отнесу-ка я ее кузнецу, да попрошу у него взамен гребешок.
Убегает.
Девушка1: Веселое время - зимние Святки!
Можно немножко нарушить порядки,
И погулять, и пошалить,
И про игры не забыть.
Ребята, давайте скорее откроем еще одну коробочку. А можно я теперь открою? Ну, пожалуйста? Ой, какая странная коробочка, я такой не припомню.
Достает ту коробочку, которую подбросил Черт.
Трек 9. (Тревожная мелодия с нарастающим развитием). Открывает коробочку, свет гаснет и загорается. Слышен шум, свист. Появляется Черт. Девушки испуганно смотрят на него. Черт обходит их, величественно делает поклон головой девушкам и ребятам.
Черт: Ха-ха!-ха! Ну что замолчали, язык проглотили? А где ваше здрасьте?
Девушки здороваются, не отрывая глаз от Черта.
Девушка 2 : Ззздрасте…
Черт: Чего уставились? Сюрприза ждали? Праздничка захотели? А мне не до праздника! Я Черт в тысячном поколении прибыл по специальному поручению: найти и вернуть утерянную секретную вещь самой ведьмы с регистрационным номером АК 1122334455. Вы
случайно ее не видели?
Д[ b]евушка 3: Ой! Нет, не видели. Простите, а вы черти всегда так без приглашения врываетесь?
Черт: Так дело срочное! Уж скоро полночь, а без этой вещи мы как без рук! Мы, знаете ли, в отличие от вас, работаем в такой праздник.
Девушка 4: Ой! Ой! Да разве это работа людей пугать! Простите, а это правда, что когда вы черти злитесь, у вас рога краснеют?
Черт злится и его рога краснеют (рожки с подцветкой), пугает девушек. Они удивлены, но не испуганы.
Черт: Сколько лет людей пугаю, а таких бесстрашных впервые встречаю. И чего я с вами время теряю. Ох, и дети пошли….
Трек 10. (Спокойная мелодия).
Черт уходит, ворчит. Девушка облегченно вздыхает.
Девушка 2: Ой! Ребята, не знаю как вы, а я очень испугалась. Это же надо сама нечистая сила нас посетила.
Вбегает другая девушка, радостно вскрикивает.
Девушка 1 : Отдала! Отдала метлу кузнецу, а он нам за это смастерит из хрусталя гребешки.
Девушка 2 : Ой! Как хорошо! А у нас тут такое произошло… Нас так напугали…
А в прочем, кто нам праздник может испортить. Давайте скорей играть. Ну, кто следующий в мешок полезет?
Выбирают помощника. Ребенок открывает коробочку.
Трек 6. (Волшебный перезвон).
Помощник: «Детвора в этот праздник соревновалась в строительстве самого большого замка из снега»
Приглашает поиграть в игру.
Трек 10. (Народная стилизованная мелодия).
Игра «Снежный замок».
Две команды по 5 человек, у всех по 10 снежков. Задание: построить замок из снежков. Ведущая подходит и дует на них, чей замок не распадется, та команда и победит.
Девушка 3: Кто еще желает достать следующую коробочку?
Выбирают помощника.
Трек 6. (Волшебный перезвон).
Открытие коробочки. Достает и читает записку.
Помощник: Зимние святки были главным временем гаданий. Начиная Новый год, все стремились узнать, что их ждет в будущем.
Вот и мы сегодня с вами погадаем
и свою профессию будущую узнаем.
Сейчас тот, к кому я подойду, достанет из мешочка любой предмет, он и определит твою профессию.

Девушка берет мешок с гаданием.
Трек 12. (Ритмичная мелодия в народном стиле).
Игра «Гадание».
Дети, не глядя, достают из мешка разные предметы. Ведущие, увидев, что достал ребенок, говорит: «Будешь художником» (кисти, краски), «Сапожником» (ботинки), «врачом» (бинт), «Учителем» (указка), «Шофером» (руль), «Писателем» (очки), «Бухгалтером» (калькулятор), «Банкиром» (кошелек)
Девушка3: Святки, святки наступили,
Нас весельем покорили!
Мы играем, колядуем,
И поем мы и танцуем!
Выходите к нам, ребята, на веселый танец, но сначала отгадайте загадку.
Дети отгадывают загадку и становятся в круг.
Девушка4: Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днём – домой. (Валенки)
Девушка 3: Конечно, это валенки! А теперь задание для вас: оденьте воображаемые валенки и приготовьтесь танцевать. Повторяйте все движения за мной.
Трек 13. Игра - танец «Валенки».
Во время исполнения танца Черт пробирается в зал и садится на стул.
После исполнения танца, дети остаются в кругу. И вдруг первая девушка, вскрикивает и указывает в зал на Черта.
Девушка 4: Ой, смотрите! Опять этот Черт на праздник к нам явился? И что тебе от нас все нужно?
Девушка 5: Да не у нас вашей, как ее … АК 112233… или как ее еще там…
Не там вы ее ищете, вы ошиблись.
Черт : А моя хозяйка говорит, что это я ошибся и позволил себя обдурить. Не хотите по хорошему отдавать, значит, не видать вам больше новогодних праздников, верну вам старый год.
Черт: делает три хлопка.
Трек14. (Нагнетающая мелодия, подразумевающая опасность).
Выход ведьмы. Свет гаснет, воет ветер. Раздается жуткий смех.
Девушка 1 : Ой, ой! Что ты наделал, нечисть! Как тебе не стыдно лишать ребят такого праздника!
Черт: А это не я! Я ничего не делал!!! Спрячьте меня! Спрячьте! Это моя хозяйка сама идет!!!
Черт пугается и прячется за ребятами. Медленно появляется сама Ведьма, она величественно обходит ребят, ищет Черта, но не найдя, останавливается
Ведьма: Где он?
Девушка 2: Ну, во-первых, здравствуйте!
Ведьма: Шутить со мной вздумали!
Девушка 3 :Да, уж какие шутки! А если вы о Черте, то вот он, забирайте. Он нам весь праздник испортил.
Девушка отходит в сторону, а за ней сидит Черт. Увидев ведьму, Черт падает на колени и бормочет, заикаясь. Показывает на детей.
Черт: Ваше Зззлейшество… Я ее пооочти нашел, а они ее не ооотдают…
Ведьма: С детьми справиться не можешь?
Черт: Ваше Злейшество! Да я старался… Устал я, мне бы в отпуск …
Ведьма: Я тебе сейчас такой отпуск устрою, да я тебя в жабу превращу
Начинает колдовать (делает круговые движения руками) Девушка перебивает Ведьму.Черт, тем временем, прячется за девушку.
Девушка 4: Стойте! Зачем же так сразу?
Девушка 5: Ой! Не надо его в жабу превращать. Может, мы вам с ребятами поможем найти вашу потерю…
Черт: АК1122334455, она у вас, это точно…
Девушка 6: Ребята, мы сейчас во всем разберемся!
Ведьма: Но если и вы мне ее не вернете, то не видать вам вашего праздника! Это секретное летающее средство было утеряно в ваших краях, регистрационный номер которого АК 1122334455. Оно мне 1000 лет служило, а теперь ….
Девушка 1: Почти шепотом. Кажется, я знаю, что это…
Это же метла, которую мы нашли и отнесли кузнецу. Как же я сразу не догадалась.
Девушка 2: Ой, а он нам за нее гребешки обещал…
Девушка 3: Тут праздник нужно спасать, а ты все о побрякушках думаешь. Отвлеки их, а я мигом...
Девушка убегает.
Девушка 4: Ваше Злейшество, вы, наверное, устали с дороги, присаживайтесь, да песню нашу праздничную послушайте.
Концертный номер.
Ведьма: В ярости. Ну, довольно с меня! Вижу, обмануть меня вздумали! Ведь скоро полночь, а моего летательного аппарата все нет!
Девушка выносит целую охапку метелок и кладет возле Ведьмы.
Девушка 3: Вот, это все, которые у нас есть!
Ищет Черта и обращается к нему.
Ведьма: Ну, что ж, будем искать. Черт!
Черт: Я здесь!
Ведьма: Искать!
Черт пытается найти метлу и не находит.
Девушка 3: Да что ж он один - то будет, мы поможем вам найти метлу.
Трек 15. (Народная быстрая мелодия). Игра «Найди метлу».
Две команды по 4 человека. Метлы лежат в одной стопке, участники из разных команд по очереди подбегают, берут метлу (на каждой метле индивидуальный номер) и возвращаются к ведьме, сообщая ей номер метлы. Игра продолжается, пока будет найдена метла Ведьмы. Метла найдена.
Ведьма радуется, обнимает метлу.
Ведьма : Вот она моя, родимая!..
Обращается к Черту.
Ты прощен и можешь быть свободен … до следующего года! И чтоб мои глаза тебя не видели!
Ведьма грозит Черту метлой, он прячется за елкой.

Обращается к ребятам.
Ведьма: Ну что ж, ребятушки, нашлась моя пропажа. Прощайте, не до вас мне! Неси меня моя метла в дом на Лысой горе! И-хо-хо!
Звуковой эффект: свист, шум.
Ведьма садится на метлу и «улетает»
Трек16. (Спокойная мелодия)
Девушка 1: Как хорошо, что ведьма улетела и не испортила наш праздник! А где же Черт?
Черт выбирается из-под елки, пятится спиной и сталкивается с Девушкой.
Оба вскрикивают.
Девушка 2 : Так ты еще не ушел?
Черт: Спасибо вам, если бы вы мне не помогли, я бы тут сейчас квакал.
За это я вас отблагодарю, загляните в последнюю коробочку. (Убегает).
Девушка 3: Ой, что-то не доверяю я Черту!
Девушка 4: А, была, не была!
Девушки достают последнюю коробочку, открывают ее и находят там конфеты.
Девушка 5: А Черт не обманул. Вот вам сладости от Черта!
Трек16. (Спокойная народная мелодия). Девушки раздают конфеты, а они не настоящие.
Девушка 6 : Ну, Черт! Ну, попадись нам.
Не расстраивайтесь, ребята. Мы сегодня целый мешок наколдовали, и без угощения вы не останетесь.
Девушка машет кулаком в сторону, куда убежал Черт. Девушки поднимают мешок со сладостями. Раздают конфеты.
Трек 17.(Финальная ритмичная мелодия, звучит фоном)
Девушка 1: Друзья! Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Что и говорить, древние понимали толк в веселье!
Девушка 2: Такими были на Руси Святки - с ряжением, гаданием, праздничным гулянием. Но и мы от них не отстали, правда?
Девушка 3 : Веселитесь и гуляйте, Вот он праздник без забот. И пусть вам и вашим близким. Будет радость круглый год.
Девушка 4: Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья!
Девушки : С праздником вас! До новых встреч!

Сценарий

познавательно- игровой фольклорной программы

« Русские лапти »

для детей младшего школьного возраста

Цели и задачи : Познакомить детей с историей русского народного ремесла плетения лаптей, их назначением. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству. мастерам.

Участники программы : Ведущий- Вед., Скоморохи: Скоморох 1-С 1, Скоморох 2-С 2.

Учащиеся начальной школы.

Реквизит: лапти для проведения конкурсов- 2 пары, лапти сувенирные -2 пары- для оформления и демонстрации, канат, листы бумаги с надписями пословиц и поговорок. обручи 4 шт., кегли 4 шт.. мел, картошка 10 шт.

Звучат русские балалаечные наигрыш / выход скоморохов.

Выбегают скоморохи.

С1 Всем привет! Чего сидите?

Развлечения хотите?

То ли делать неча вам?

Шли б, ребята, по домам

Да хозяйством занялись.

А они, глянь, собрались!

Можно думать, что вам тут

Лапти даром раздают.

Можно думать, за бесплатно

По мороженке дадут!

Даже чаю не нальют!

Так что все домой! Адью!

С2 Эй, ты, что это творишь?!

Ты про что тут говоришь?

Вы не слушайте, ребята,

Он обманывает вас!

Развеселый праздник лаптя

Проведем мы сей же час.

С1 Люди добрые полу женского и мужского,

Не желаете ли лаптя барского?

Лапти русские, не широкие и не узкие,

А в самый раз для всех вас!

Вот лапти рисованные,

Никем еще не надеванные!

А вот плетеные из лыка ядреного!

С2 А вот лапти сувенирные

Для интерьера квартирного!

Гляньте сюда, здесь лапти- игрушки

Для вашей подружки!

С1 У нас лапти всякого размера

Для гнома и Гулливера!

И от всяких мастеров,

Покупай- и будь здоров!

Но мы не даром торгуем сим товаром.

продаем лапти за веселье, а не за безделье!

Вед. За знание, умение и старание!

Будут конкурсы, будут игры!

Всяк получит заряд бодрости!

А для начала, деточки, девочки- мальчики, скажите, что такое лапти?

(Плетеная обувь, которая крепится к ноге с помощью веревок- косичек, называющихся «Оборотами»).

С1 Носим мы сейчас туфли, босоножки, кроссовки, да сапожки. А раньше на Руси…

С2 «Липовые корытца» носили многие лица!

С1 Да не лица! А ноженьки топали по дороженьке в лыковых лапоточках по ухабам да по кочкам. Для долгой дороги лаптей надо много. Недаром говорили в те времена: «В дорогу идти пять пар лаптей плести».

С2 Лапти плести- не околесицу нести. Тут сноровка нужна!

Вед. Да, лапти плели из лыка. А что такое лыко?

(Лыко – это тонкий слой мягкой корыпод толстой основной корой дерева. Лыко драли вначале лета или в конце весны. В эту пору оно легко снимается с деревьев. Для одной пары лаптей надо было ободрать три молодые липки.)

В ту пору легко плели подошву, обувник (бока) и оборы (Демонстрирует на лапте). Запятник- трудное дело, давался он самым умелым. Порою лапти плели всей семьею. Плели и пели песню, ух и интересную!

Выступление ансамбля «Завлекаши».

Вед. Любили лапти в народе! Даже названия давали им разные, например, шептуны, курпы, крутцы. На Черниговщине лапти называли дубочарами, так как плели их из коры молодых дубов. Там где лыка не было, лапти плели из веревок, даже из тонких корней. Такие лапти называли коренниками. А из конского волоса плели волосяники в горячей воде. подогревая, лапти розовели и становились твердыми. На гуляния и в праздники деревенские девушки надевали писанки- «писаные» лапти избелого и розового вязового лыка. А сколько русский народ сложил пословиц и поговорок о лаптях.

Конкурс «Собери пословицы и поговорки».

Играют 2 команды по 4 человека.

Вед. Об удачливом, но хвастливом человеке говорили:

« В один лапоть…(две ноги обувает)».

На никчемного, шатающегося без дела кивали:

«Звонит…(в лапоть)».

Про тех, у кого спеси, хоть отбовляй, народ верно подметил:

«Сидит, надувается. да три дня…(в лапти обувается)».

О завистливом и угодливом человеке судачили:

«Чужие шаги считал, а свои…(лапти изодрал)».

Про непростое дело народ сложил такую пословицу:

«Это вам не лаптем…(щи хлебать)».

А о ловком, пронырливом человеке народ говорил:

« И из лаптей …(выскочит)».

Дети садятся на свои места.

Лапоть передается из рук в руки под музыку.

На ком музыка остановится, тот выходит и садится на скамейку.

Приглашаются 5 человек.

С1 Ловкачи наши пусть сейчас попляшут. Кто в лаптях, кто без лаптей- выходи плясать скорей!

С2 У кого душа не узкая,

Все, кто любит пляску русскую,

Выходи без лишних слов,

Будет конкурс плясунов!

Вед. Вот сейчас мы и увидим.

Кто умеет отдыхать.

На скамье обычной сидя,

Нужно что- нибудь сплясать.

Проводится конкурс плясунов.

Вед. Нам веселые девченки

Пропоют частушки звонко,

Ведь в народе каждый знает:

Жить частушки помогают.

Частушки:

Ах, Алеша ты, Алеша,

У тебя гармонь хороша.

Лапти новые скрипят,

Танцевать ему велят.

Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей:

Тятька лыка надерет-

Лапти новые сплетет.

Ветер дует, ветер дует,

Ветерочка не унять.

лапти новые надену-

Милого стану завлекать.

Ах, Егорка, ты, Егор,

Ты бы съездил за бугор.

Мне привез желанные

Лапти иностранные.

Попляшите, мои лапти,

Ведь недолго вам плясать.

Выйду замуж- буду плакать,

Вам- под лавкою лежать.

Мы частушки вам пропели,

А теперь торопят нас.

До свиданья. В лапоточках

Мы потопаем сейчас.

Продолжаем мы программу

Для гостей, друзей, для всех.

Начинаем панораму

Удивительных потех!

Вед. И девчонок, и ребят

Вызываем на канат.

Десять – слева, десять – справа.

Только мускулы трещат!

Игра «Перетягивание каната».

2 команды по 8 человек. посреди каната привязывается лапоть, чертится линия, за которую нужно перетянуть канат и удержать 10 сек.

Вед. Вот царевна Несмеяна,

То ли Дуня, толь Татьяна,

Толи даже Марианна.

Очень грустная она.

Рассмешите Несмеяну,

То ли Дуню, толь Татьяну,

То ли даже Марианну.

Засмеется-тому аплодисменты сполна!

Конкурс «Рассмеши Несмеяну»

Вызываются желающие. Шуткой, танцем, пантомимой рассмешить девочку.

Вед. К нам на праздник пожаловали гости.

Вед. Ой. вы, гой еси, люди добрые,

В деле славные и хоробные!

Продолжаем игрища народные!

Не для дела. не для славы

Продолжаются забавы.

Конкурс новый. интересный,

Вам пока что неизвестный.

Конкурс «Канатоходцы».

Приглашаются 2 команды по 5-6 человек. Параллельно друг другу на пол кладутся две веревки/ скакалки одинаковой длины на расстоянии 2-3 метра. Каждой команде выдается одна пара лаптей. Первые участники надевают их на руки и по сигналу ведущего, наклонившись, «идут руками» по веревке, поочередно переставляя руки так, чтобы один лапоть прикасался к другому- сплошным шагом. («Ход руками» в лаптях).

Вед. Подходи со всех сторон!

Вот еще аттракцион!

Надо лаптем взять картошку,

Опустить ее в лукошко.

Лапоть другу передать,

Чтоб он мог картошку взять.

Опустить ее в лукошко.

Словом, лаптем взять картошку.

Это вам не щи хлебать,

А картошку доставать.

Проводится конкурс «Перетащи картошку лаптем».

2 команды по 10 человек.

Каждая получает лапоть. Первые игроки Бегут к корзинам, в которых находится мелкая картошка, и стараются лаптем с единственной попытки подхватить ее и положить в стоящее рядом лукошко. Потом возвращаются и передают лапти следующим игрокам. побеждает команда, первой закончившая перекладывать картошку из своей корзины.

Вед. Сейчас состязание с лаптем для тех,

В ком сила играет для разных потех.

Кто взглядом прицельным пространство окинет

Бросать можно слева,

Бросать можно справа.

Кому по плечу богатырская слава?

Проводится конкурс «Закинь лапоть подальше».

Участвуют все желающие. Лапоть бросают не прямо, а через плечо или через голову.

Вед. Лапти- лапоточки,

Белые носочки,

Ровные подошвы,

Вы остались в прошлом.

Легкие, удобные,

Лапти скороходные.

Лапотки плетеные-

Обувь немудреная,

Но зато народная

И душе угодная!

Что ж, закончим праздник

Мы стихом красивым:

Лапоть! Русский лапоть!

Всем знаком в России.

Дед лапти плел и с лыком лыко

Сплетал, а кот у ног мурлыкал.

А в доме лампа с керосином.

Трещат поленья в печке знойной

Не из какой-нибудь осины,

А из березы белоствольной.

Мороз за окнами трескучий,

Как и огонь, такой же жгучий.

Дед лапти сплел, остатки лыка

Забрал и я, чтоб сплесть оборы,

И что- то плел,а кот мурлыкал

Под наши с дедом разговоры.

Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча.

Тема : Каравай (фольклорно-игровая программа)

Цель : изучение фольклорного материала о хлебе.

Предварительная подготовка : разучивание песен, стихов, повторение пословиц, поговорок о хлебе, поиск загадок.

Зал празднично украшен: на стенах плакаты с пословицами и поговорками о хлебе: «Хлеб всему голова», «Хлеб - батюшка, вода - матушка», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «У кого хлебушко, у того и счастье», «Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной»; репродукции картин П. Венецианова о крестьянском труде: «Весна. На пашне», «Гумно» и др. На столах, покрытых рушниками, старинными скатертями, - всевозможная выпечка, сделанная учениками и родителями; в зале снопы ржи, пшеницы, овса, старинные орудия труда (можно ограничиться серпами из школьного музея).

Приглашаются гости - родители, учителя, друзья.

Ход мероприятия

Звучит песня «Русское поле» (сл. И. Гофф, муз. Я. Френкеля). Музыка приглушается.

Ведущий.

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато,

И кисло, и пресно,

И красно, и кругло,

И легко, и мягко,

И твердо и ломко,

И черно, и бело,

И всем людям мило.

Такую загадку придумал русский народ о каравае - круглом хлебе. Издревле хлеб берегли, в честь него слагали гимны, говорили о нем, как о живом существе: хлеб - кормилец, хлеб - батюшка. Наши предки - восточные славяне - считали каравай символом плодородия, использовали его в различных обрядах. Приготовление каравая было связано со множеством торжественных действий особенных жрецов (даже и в XVI-XVII веках были специальные придворные - «каравайчата»); использовались обрядовые жернова для приготовления муки. По словам старинной песни, «сам Бог каравай месит»: люди просят Бога спуститься с неба, чтобы помочь им месить тесто и печь. Связь каравая с Богом отражается в его украинских названиях: дивень, дивний каравай.

В свадебных обрядах каравай, разломленный на две половинки, воплощал жениха и невесту. Настоящий обрядовый каравай украшался изображением миррового дерева и фигурками птиц и животных.

В старину каравай ржаного хлеба с солонкой соли подносили князьям и боярам, царям и помещикам. Русские князья и цари принимали хлеб-соль от покоренных областей, при проезде через города и селенья, при приеме различных депутаций. Побежденные города также подносили завоевателям хлеб-соль.

«Хлеб-соль величай!» - наказывали праотцы. Святое отношение к хлебу является одним из главных достоинств русского человека, ведь чтобы вырастить хлеб, надо вложить много труда: вспахать землю, посадить семена, волноваться, хватит ли влаги или, наоборот, не будет ли она излишней. А потом приходила пора убирать налитые колосья. В старину говорили: «Зерно в колосу - торопись жать полосу», «Жатва - время дорогое, никому тут нет покою», «Пора, же, мати, жито жати, ох, и колосок налился. Колосок налился» - так поется в старинной песне.

Как вы думаете, ребята, что такое «жито»? (Хлебные злаки: рожь, пшеница, ячмень, просо.)

Первый сжатый сноп называли «именинником». С него начиналась осенняя Молотьба, его соломой кормили больную скотину, зерна первого ржаного снопа считались целебными для людей и птиц. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы.

Ведущий. К Успению (28 августа) оканчивалась уборка ржи и посев озимого хлеба. Закончив жатву, женщины приговаривали: «Кто пахал - тому силку, а кто сеял - тому две, а кто жал - тому все».

По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентами («завязывали бороду») и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Оставляя несколько несжатых колосьев, жнеи надеялись вернуть земле силу, потраченную ею на выращивание урожая. Чтобы усилить это действие, «бороду» украшали лентой, свивали в венок, пригибая его к земле, прикапывали.

Ведущий. К Воздвиженью (27 сентября) последние снопы перевозили на гумно, говаривали: «Здвижение - хлеб с поля на гумно движется. А с Феклы-заревницы (7 октября) в специальных помещениях - овинах - начинали по утрам молотить с огнем, то есть овины натапливали и молотили хлеб. Первый овин называли «именинником». Для именинного овина варили молотильщикам кашу. «На заревницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок».

На Астафия (3 октября) примечали: «Астафий-ветряк дует всяк». Если в этот день будет ветер с юга, значит, будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год. С Астафия-ветродуя работали ветряные мельницы. Сусеки крестьянских амбаров заполнялись мукой свежего помола. «Бела-белена по полю гуляла, домой пришла - в сусек легла».

К хлебу всегда было уважительное отношение, но к первому караваю, испеченному из свежей муки, особенно благоговейное. Вся семья собиралась к трапезе. Резал каравай самый уважаемый в семье человек. Резал его стоя, ровными ломтиками, не спеша, прижимая к груди.

Есть семьи, где и по сей день режут хлеб только стоя, перед едой его целуют. Многие сметают крошки со стола и кладут в рот в знак уважения к хлебу.

В старину существовало много примет, поверий, обрядов и обычаев, связанных с хлебом, вот некоторые из них:

Солнце закатилось - не начинай новой ковриги, а то хозяйство расстроится: а если уж в этот час разрезают хлеб, то горбушку не едят, а после ужина опять приставляют к начатой ковриге.

Хлеб из рук выпадает - значит, гость торопится.

Раздвоился вдруг хлеб в печи - к отлучке одного из членов семьи.

Хлеб, испеченный в страстную пятницу, привязывали льняным шпагатом к притолоке, и этот «страстной» хлеб исправно не пускал в дом злых духов.

В доме каждого моряка и рыбака висел хлебец, слепленный в виде кораблика; и пока он цел, никакая беда не грозила ушедшему в море.

А сколько загадок, пословиц и поговорок у русского народа о хлебе и обо всем, что с ним связано! К сегодняшнему дню вы готовили пословицы, поговорки и загадки о хлебе.

Объявляю конкурс: «Хлеб - всему голова».

Дети, заранее разделившись на две команды - «Колосок» и «Зернышко», - по очереди называют пословицы, поговорки, загадывают друг другу загадки, кто больше.

Ведущий. Пришла пора провести «Хлебную викторину». У меня в руках чаша. В ней листочки с вопросами. Я буду по очереди подходить то к одной команде, то к другой. Вы будете брать листочек, читать вопрос и отвечать. Если не сможете дать правильного ответа, на помощь к вам придут друзья и родители. Команда, давшая правильный ответ, получает жетон. В конце игры вы сможете обменять жетоны на пряники, сушки, булочки, коржики, кексы.

«Хлебная викторина»

Вопросы:

1. Что такое хлеб? Каким хлеб бывает? (Растения, зерна которых употребляют в пищу, называют словом «хлеб», хлеб бывает на корню, в зернах, печеный.)

2. Какой хлеб - черный или белый - считают русским национальным хлебом? (Черный - ржаной хлеб.)

3. Как называется хлеб, которым угощают гостей? (Пирог. Слово «пир» первоначально означало праздничный хлеб», отсюда - «пирог».)

4. Что такое сусек? (Ящик для ссыпки зерна, муки.)

5. Продолжите поговорку «Не худо, что булка...» (с полпуда).

6. Загадаю загадку, закину на грядку:

Моя загадка в рост пойдет, калачом взойдет. (Зерно.)

7. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины.)

8. О чем эта загадка: «Из-под липова куста бьет метелица густа»? (Муку сеют.)

9. Продолжите поговорку «Хлеба ни куска, так и в доме...» (тоска).

10. В какой русской народной сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то пшеницу мять да таскать»? («Сивка-Бурка».)

11. Что это за борозда? «Стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужики пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память». О ком идет речь? О чем? Подсказка: проложена борозда от Киева до самого Черного моря. («Никита Кожемяка», Никитина борозда.)

12. Отгадайте загадку:

Лежит мужичок в златом кафтане,

Подпоясан, а не поясом;

Не поднимешь, так и не встанет. (Сноп.)

13. Вспомните русскую народную сказку: «Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами». «А как подал хлеб царю, царь сказал: “Вот это хлеб, только в праздники его есть”». Кто этот хлеб испек? (Василиса Премудрая. «Царевна-лягушка».)

14. Вспомните, в какой русской народной сказке героиня думала, что наестся в гостях на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши? («Лиса и журавль».)

15. Кто этот сказочный хлебороб? Он за один час морской песок вспахал, рожь посеял, урожай собрал и на всю дорогу хлеба напек. У него есть шесть братьев, которые умеют чудеса творить. (Симеон. «Семь Симеонов».)

16. Кто не велел в русской сказке садиться на пенек и есть пирожок? (Маша. «Маша и медведь».)

17. О чем загадка?

Согнут в дугу —

Летом на лугу,

Зимой на крюку. (Серп).

18. Почему пряник печатный? (На нем есть напечатанная картинка ши надпись.)

19. Почему каравай так назван? (Каравай - это хлеб, испеченный в каравайнике, «коло» - колесо, круг; каравай- круглый.)

Ведущий. А знаете ли вы, ребята, русскую игру «Каравай». Тогда поиграем.

Выбирают «именинника». Ходят вокруг него, взявшись за руки, поют:

Как на (имя) именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

(поднимают руки вверх)

Вот такой ширины,

(расширяют круг)

Каравай, каравай,

Кого любишь - выбирай!

«Именинник».

Я люблю, конечно, всех,

А (имя) больше всех.

Выбранный вновь «именинник» становится в центр круга, игра повторяется.

Ведущий . Наши далекие предки - восточные славяне - почитали каравай не только как обрядовый круглый хлеб с украшениями, но и как мифологическое существо. Согласно сказаниям, каравай, вернувшийся с неба, видел там месяц и многое другое. Очевидно, что игра «Каравай, где бывал?», в которую играли дети в прошлые века, пришла из седой старины. Давайте же и мы познакомимся с этой игрой. Кто у нас будет «караваем»?

Мы все хором у него спрашиваем:

Каравай, где бывал?

Каравай, что видал?

«Каравай» должен ответить, что он был на небе, и сказать, что он там видел. Например:

Я на небе бывал,

Я месяц видал.

Мы опять хором говорим ему:

Каравай, каравай,

Ты другого выбирай.

На кого «каравай» покажет, тот и станет новым «караваем». Его опять спрашивают, где он бывал, что видал. «Каравай» отвечает, повторяться нельзя. Если «каравай» повторяется, мы должны ему хором сказать:

Каравай, каравай,

То неправда! Ай-ай-ай!

«Каравай» выбирает взамен себя другого, а сам из игры выбывает.

Игра проводится до тех пор, пока мы не назовем, все, что есть на небе. (Солнце, звезды, заря, тучи, облака, ветер, радуга...)

Ведущий.

«Хлеб наш насущный» - святые слова,

Так говорили и деды, и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова -

Сила великая хлебушку дадена.

Надо беречь хлеб - щедрость Земли,

Силу страны, дар великой природы.

Д. Леднев

Вот и заканчивается наш разговор о хлебе, о русском каравае. Остался один момент - «К чаю ароматному угощение знатное». Приглашайте, ребята, гостей к столу.

Звучит песня «Пряники русские». Все пьют чай.

Лилия Шанина
«Матрёшкина деревня». Сценарий театрализованной игровой программы на фольклорном материале для младших школьников

«Матрёшкина деревня »

Сценарий театрализованной игровой программы

на фольклорном материале

для младших школьников

Персонажи :

Федот – простой деревенский парень

Матрёна – веселая девушка , умница и красавица

Кикимора болотная – нечисть лесная, не очень злая

Бабка Ненила – мастерица

Две Матрешки – хохотушки

Оформление сценической площадки – под русскую деревню . Слева – фасад домика, окно занавешено, плетень, лавка. Справа – ширма, ярмарочный прилавок

(накрыт платком) . Рядом стоит указательный камень.

Под веселый русский наигрыш выбегают герои

Федот. Здравствуйте, гости дорогие!

Матрена . Старые и молодые!

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Федот. Поудобнее садитесь,

Веселиться не ленитесь!

Ждут вас шутки, озорство

И улыбок штук по сто!

Матрена . Пожалеете едва ли,

Что на ярмарку попали!

Поведем на этот раз

Об игрушках наш рассказ!

Федот : А расскажем мы вам сказку новеньку,

Из диковинок диковинку!

Матрена . А было это, голубчики, в старину,

Когда дед Архип задумал залезть на луну.

Тогда сказки по воздуху летали,

А их за крылышки хватали!

Федот. Я за ними на золотом коне скакал

Да в мешок эти сказки собирал!

Матрена : Так вот. В те стародавние времена жил-был Иван! (Федот надевает шапку)

Федот : Да не Иван, а Федот!

Матрена . А всего-то у Федота родни – только что лапти одни!

(вешает ему на шею лапти)

Федот. Да моими лаптями – хоть щи хлебай! Больно уж хороши и прочны.

Эх, гуляй веселей, не жалей лаптей!

Батька лыка надерет , лапти новые сплетет!

Матрена (дает ему решето, накрытое платком) :

Ходил Федот с решетом на болото!

За клюквой, за морошкой,

А однажды заблудился он немножко…

Притомился да под корягу

Спать и завалился… (Федот садится на лавку и «засыпает» )

Тревожные звуки леса, кукует кукушка и т. д.

Матрена : А под корягой этой

Жила болотная Кикимора!

Хитрющая, но не очень злющая!

Открывается окошко в домике, выглядывает Кикимора.

Кикимора : Ой, беда, беда, беда.

Во лесу – то скукота!

На болоте я скучаю,

И с тоски я помираю!

Щас немножко почудю, ха-ха!

Всю клюкву изведу!

А в решете я лучше сказку заведу! (Колдует)

Набросаю 7 сморчков,

7 зеленых лягушек

Из волшебных кадушек!

Старым мхом все посыпаю,

И помелом все размешаю!

И на все это три раза начихаю! (чихает)

А что получилось - я не знаю! (Исчезает в окошке) .

Матрена : Как проснулся Федот…

Глядь, не ладно что-то!

Федот : Да я спросонья не пойму!

Вот чудное дело…

Матрена : Ой, гляди-ка, в решете

Вместо ягоды морошки…

Федот. Тарарушки, тарарушки (вытаскивает из решета игрушки и показывает) .

Это ж русские игрушки!

Очень славные!

Да забавные!

Матрена . А какие нарядные!

Ух, вы все мои ненаглядные!

Расписные, озорные. (рассматривают игрушки )

Решето «вырывается» из рук, «тянет» Федота в сторону!

Федот : Ты гляди-ка, ты гляди!

Скачет решето по горам!

Скачет оно по лесам! (Федот бегает то в одну, то в другую сторону)

Матрена : Над рекою закружилось…

И на перепутье оно остановилось!

Подходят к волшебному камню

Федот (читает) : Прямо пойдешь – вникуда попадешь,

Налево пойдешь – в город Ванькино-Встанькино попадешь!

А направо пойдешь – в Деревню Матрешкино попадешь !

О, знать, туда нам надо – в деревню эту !

Матрена . А отправимся мы туда вместе с ребятами… (вызываем 10 человек, делимся на две команды, чья команда быстрее пройдет эстафету с помощью столбиков – та и победила)

Игра «Столбоходы»

Матрена : Вот и Федот - три раза перекрестился,

Вокруг себя оборотился…

И в деревне Матрёшкино очутился !

Федот : Жили в деревне Матрёшкино русские игрушки да бабка Ненила, котора

игрушки-то мастерила!

Матрена : Сидит, бывало, Ненила на лавке, матрещку мастерит да песни поет…

(Федот и Матрена садятся на лавку )

НХС – песня, ансамбль «У околицы»

Федот : Вот так все от души

Поют и пляшут на Руси!

Ненила (выглядывает в окошко) : Ну и ну! Вот это да! Сколько ж вас пришло сюда?

У вас, молодых, и ныне гуляшки, и завтра гуляшки… А игрушка-то русская –

она тишину любит, да руки ласковые!

Матрена (встает) . Здравствуйте, бабушка Ненила. От людей мы слыхали, будто в

вашей деревне Матрёшкино небылицы сидят в теремах-светлицах, щелкают

орешки да творят насмешки. Поглядеть пришли, и ребят с собой привели…

Ненила (выходит) . Ну ладно, ставьте ушки на макушке, покажу свои игрушки!

Моя хата утехами богата!

Расчески-гребешки, свистульки-петушки!

Тушки-татушки, ребятам игрушки!

Глиняные зайчики девочкам и мальчикам!

Кони вороные, гривы расписные!

А вот мои Матрешеньки , и все они милешеньки.

Все с аленькими щечками под пестрыми платочками.

Выходят две Матрешки . Ненила уходит в домик

Матрешка 1 . Очень любим мы, матрешки ,

Разноцветные одежки.

Все расписаны на диво –

Очень ярко и красиво!

Матрешка 2 . Мы игрушки знатные,

Складные да ладные.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем!

Матрешка 1 . Вам расскажем небылицы,

Да не простые, а в лицах!

Матрешка 2

Берут игрушки из подручного материала : медведь – валенок, свинья – горшок. Матрена и федот натягивают платок.

Матрешка 1 . По поднебесью сер медведь летит,

Он ушками, лапками помахивает,

Он черным хвостом принаправливает.

Матрешка 2 . На дубу свинья гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела!

Малы деточки, поросяточки,

По сучкам сидят, по верхам глядят,

По верхам глядят, улететь хотят.

Матрешка 1 . У нас лошади – в галошах,

А коровы в сапогах.

У нас пашут на телегах,

А боронят на санях!

Матрешка 2 . А у нас не так как у вас.

У вас собака лает, ворона лежит,

А дурак на нее глядит!

Матрешка 1 . Ну, а у вас?

Матрешка 2 . А у нас наоборот : собака лежит,

А ворона на хвосте сидит

Да и посмеивается!

Матрешка 1 . Федот, что губы надул?

Федот. Кафтан прожег.

Матрешка 1 . А велика ль дыра?

Федот. Один ворот остался…

Матрешка 2 . А ваш дедушка Иван,

Посадил кота в карман.

Котик плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает.

Матрешка 1 . Небылица в лицах, небывальщина,

Небывальщина, да неслыхальщина.

Матрешка 2 . А слыхали мы,

Что девочки ваши

Поют и пляшут,

А парни хмурые, как мхи!

Федот. Вот неправда! Хи-хи-хи!

И вовсе мы не хмурые. Парни, а ну, по-мужски – басом – крикнем «ура» !

Чтобы у девчонок лопнули перепо… Кстати, ребята, как правильно писать :

«пирипонные барабанки» или «перепонные барабанки» ?

Матрешка 1 . Перепонные барабанки!

Матрешка 2 . Да нет! Пирипонные барабанки!

Федот. Эх, вы, барабанки! Правильно – барабанные перепОнки!

Матрешки садятся на лавку

Федот. Итак, мальчишки, кричим – «ура!» . Молодцы. А теперь, по моей команде –

когда я шапку вверх подброшу – вы кричите : «ха-ха-ха» ! Поехали!

Подбрасывает шапку. Мальчишки кричат «ха-ха-ха» .

Матрена . А мы – девчонки – тоже не лаптем щи хлебаем! Мы не хуже ребят! Вот я

платочек подброшу – пока он летит – мы скажем мальчишкам своё «хи-хи-

хи»! Как платочек упадет – замолкаем!

Подбрасывает платок. Девчонки хихикают.

Федот. На ваше визгливое девчоночье «хи-хи» ответим нашим мужским,

мальчишечьим «Ха! Ха! Ха!»

Подбрасывает шапку. Мальчишки «хахакают» .

Матрена . А вот теперь и посмотрим – кто круче?

Небылицу вам расскажем, сложим с музыкой стихи.

Все девчонки нам помогут, ну-ка, дружно – хи-хи-хи.

Девчонки кричат : «хи-хи-хи» .

Федот. А мальчишки возражают – это просто чепуха!

Ну-ка, парни, вместе грянем – ха-ха-ха!

Мальчишки кричат : «Ха-ха-ха»

Матрена . Экий ты, Федот, чудак!

Говоришь ты все не так,

Вот потеха так потеха,

Девчонки падают от смеха!

Девчонки кричат : «хи-хи-хи» .

Федот. Вот пристала, непоседа! Расскакалась, как блоха.

Ничего у вас не выйдет, скажем прямо – ха-ха-ха!

Мальчишки кричат : «Ха-ха-ха» .

Матрена . Что за дело, что ты, право, это просто – чепуха!

Скажем мы сейчас друг другу – хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Девчонки кричат : «хи-хи-хи» .

Мальчишки кричат : «Ха-ха-ха» .

Матрешка 1 . Ты чего на весь зал раскричался,

Будто в суп тебе мух попался?

Федот. Кто, кто попался?

Матрешка 2 . Мух.

Федот. Кто это : мух?

Матрешка 1 . Ну как же… Вот у воробьихи муж – воробей,

Матрешка 2 . У соловьихи муж – соловей,

Матрешка 1 . У курицы муж – петух,

Матрешка 2 . А у мухи муж будет… - мух!

Федот. Еще чего! Такого слова не бывает!

Матрена . Ребята, а вы как думаете?. Конечно, у мухи муж – тоже муха!

Федот. А пусть ребята сами подберут к словам мужского рода подходящие слова

женского рода, а к словам женского – мужского рода!

Матрешка 1 . Хорошо. Повар… - повариха (дети отвечают)

Матрешка 2 . Портной… – портниха.

Матрешка 1 . Купец… – купчиха.

Матрешка 2 . Храбрец… Ха-ха-ха! Нет такого слова – «храбриха» !

Матрешка 1 . Коза – козел.

Матрешка 2 . Оса… Ну вот – какой «осел» ? Это – шмель, или трутень.

Федот. Ну, Матрешки , ну вертушки, озорные хохотушки…

Матрена . Распотешили вы нас. Впору нам пустить в пляс!

Матрешки убегают . Федот и Матрена садятся на лавку .

НХС – цирк, номер с хула-хупами

Федот (стучит в окно) : Ох, бабка Ненила, хватит вам дома сидеть!

Пора людей повидать, да себя показать! Поедемте - ка с нами в город Ванькино

Встанькино на ярмарку! За новыми ведрами!

Ненила (выглядывает) . А что? Город повидать! Да за самоварами, да за юбками!

Матрена . И ребят с собой возьмем. Они давно хотели там побывать!

Федот. В игры поиграть!

Матрена . Людей посмотреть и себя показать!

Федот. Они образцово-показательные!

Матрена . И оч-ченно обязательные!

Ненила. Запрягай тогда тройку коней - да и отправимся.

Федот. Да где ж я коней возьму? Ребята, без вашей помощи нам не обойтись… (вызывают на площадку 10 человек, формируют 2 команды, эстафета на игрушечных лошадях – кто быстрее)

Игра «Лошадки»

Матрена . Ну что ж, и мы поехали… (Федот впереди, Матрена и Ненила по бокам , как будто скачут на лошадке, делают круг по площадке)

Ай, да сани – едут сами!

Ай, да тройка мчится бойко!

А от топота копыт

По дороге пыль летит!

Федот : Скачет весело возок!

Он не низок, не высок!

Ай, да кони! Не бежит, а мчится,

Колесница словно птица!

Раздаются колокола, шум толпы, ярмарки - это подъехали к городу.

Ненила : А вот и к городу подъехали!

Это не потеха ли!

На горе дома – хоромы!

И любуется народ,

Как девицы чернобровы

Водят с песней хоровод!

НХС – песня, ансамбль «У околицы»

На прилавках расставлена ярмарка – куклы, игрушки всех видов.

Все сопровождается игрой на балалайке . Матрена снимает платок с прилавка

Матрена : Широко раскинувшись, ярмарка шумит :

Живая, многолюдная! Душу веселит!

Ненила : Ой, ярмарка!

Глазеет, улыбается,

Знакомится, ругается!

Ситцами румяная!

Квасом русским пьяная!

Эй, эй, шевелись!

У кого деньги завелись!

Федот : На Торжок народ валит!

Коромыслом дым стоит!

Угощайся, публика,

Дыркою от бублика!

Матрена : Коль явился на базар.

Купи для женушки самовар!

Федот : Покупайте горшки

Тратьте тыщи!

Даже то, не знаю что,

Здесь отыщите!

Вот горшок хороший!

Варит, что попросишь!

Хочешь кашу,

Хочешь щи,

Хоть картошечку вари!

Матрена . А поиграть с твоим горшком можно?. (вызывают 3-4 человека, с завязанными глазами с помощью ухвата нужно подцепить горшок)

Игра «Горшок»

Ненила : А на площади народ

Распевает, веселится!

Покупает, продает!

А какие все красивые кругом :

В ярко-алом, золотистом, голубом!

Может, я схожу с ума?

Как в дурмане голова.

НХС - цирк (жонглер)

Матрена : Совсем Федот с Ненилой загрустили : все кругом нарядные, гуляют!

Ненила : Одни мы - одноцветные!

И сани у нас простые,

Да неприметные!

Федот : Тут сбежался народ!

Кисти, краски берет!

Расписали узорами спинку саней

И передок, и заодно коней! (вызывают детей – 2 команды по 4 человека, они

раскрашивают рисунок – кто быстрее)

Конкурс «Узоры»

Матрена . Спасибо, ребята, что в цветное платье нас нарядили!

В повозку посадили! Да и домой проводили!

Ненила : Накупили мы товар!

Приглашаем к нам на самовар!

Матрена . Поехали…Ай, да сани – едут сами!

Ай, да тройка мчится бойко!

А от топота копыт по дороге пыль летит!

Делают по площадке круг, как будто скачут на лошадке.

Опять деревня Матрешкино и дом Ненилы

Ненила. Уф! Домой добрались, да и опять за привычное дело взялись!

(уходит в домик)

Матрена . Ненила игрушки мастерит!

Федот. Песни поет да ребятишек веселит!

Матрена . И все город Ванькино-Встанькино вспоминают!

Федот. А тут и сказочке моей конец,

А кто слушал – молодец!

Матрена . Дарили мы вам шутки – прибаутки, небылицы из бабушкиных сундуков,

да не из запечных, а их хрустальных, сердечных!

Федот. Прощайте, прощайте! Нас не забывайте!

На следующий год к нам опять приезжайте!

«Посиделки на новый лад» -

театрализованная игровая программа из 6-ти русских народных игр разной подвижности, связанных единой сюжетной линией.

Цель программы: формирование у детей интереса к фольклорным традициям русского народа.

Задачи программы: - знакомство с некоторыми русскими играми;

Развитие в игре личностных качеств: реакции, ловкости, смелости, выдержки, самоконтроля;

Формирование навыков игрового общения по принципу «умеешь сам – научи товарищей».

Аудитория: дети 8-11 лет (не более 25 человек).

Действующие лица: Любушка,

Аннушка – девочки 10-12 лет

Одеты в русские народные костюмы.

Ведущая «перевоплощается» в тётушку Арину в ходе программы (накидывает на плечи яркий платок).

Место проведения: просторное помещение, стилизованное под русскую избу (скамьи, окна с занавесками, элементы интерьера). Пол не должен быть скользким.

Реквизит: сундучок, лапоть, колечко, деревянная скалка или гладко оструганная палка длиной 50 см., полешки с ровным спилом высотой 30 см.(5шт.), глиняный горшочек, леденцы, сувениры – сундучки с описанием игр по количеству играющих.

Длительность программы : 30 минут

Музыкальное сопровождение : фонограммы русских народных плясовых мелодий или «живое» музыкальное сопровождение.

Литературный сценарий

Игровая площадка оформлена элементами интерьера русской избы (декорации могут крепиться на ширме). У стены – скамья, покрытая домотканым половичком, на ней – сундучок. Остальные предметы для игр разложены в произвольном порядке. Середина площадки свободна, зрители располагаются по периметру.

Выбегают две девочки в русских костюмах и, не замечая зрителей, «репетируют» свой текст.

Люба: Эй, девчонки!

Аня: Эй, мальчишки!

Люба: Все за нами!

Аня: Все вприпрыжку!

Люба: Будем играть до упаду

Аня: Тридцать минут кряду.

Люба: А игры у нас новомодные

Вместе: Русские народные!

Аня: (замечает детей) Ой , Любушка, смотри, ребята и вправду пришли. (Показывает на зрителей)

Люба: (Удивлённо) Ребята, а ведь мы только репетируем…

Аня: Приходите лучше завтра. Или послезавтра!

(девочки собираются уйти, но вдруг натыкаются на ведущую, которая выходит им навстречу)

Ведущая: Гости на двор – а мы со двора?! Что случилось, девицы - красавицы?

Девочки: Мы репетируем…посиделки…на новый лад, а ребята пришли.

Ведущая: Посиделки? Интересно. И как же вас сегодня звать – величать? Аня: Аннушка.

Люба: Любушка.

Ведущая: Тогда я буду (накидывает на плечи яркий платок) тётушкой Ариной. (Обращается к зрителям) Здравствуйте, гости дорогие, званные, желанные! Покажете удаль свою в играх да забавах?

Дети: Да!

Арина: Вот и замечательно! (к девочкам) А как играть сегодня будем?

Любушка: Так играли ещё в старину, когда человек не летал на луну,

А ездили все на лошадях и на праздник приходили в лаптях.

Аннушка: Песни пели, хороводы водили. Вобщем, весело наши прапрадеды жили.

Любушка: И нам завещали, чтобы мы русских игр не забывали.

Аккуратно их в сундучок сложили, Вот они до наших дней и дожили.

Арина: Давайте-ка сундучок откроем, поглядим, что же в нём такое.

(Открывает сундучок, а в нём ничего нет) Вот так раз! Игры затеяли, а сундучок не собрали?

Девочки: Мы не успели……

Арина: Не горюйте! Сейчас вместе что-нибудь придумаем. Поищем в нашей горнице то, с чем поиграть можно.

Любушка: Нет здесь ничего подходящего.

Арина: Вот и не правда! Первая игра на вас из-под лавки глядит.

Аннушка: Лапоть? Он же один (берёт в руки лапоть)

Арина: Чтобы поиграть, нам и одного хватит. Добры молодцы, красны девицы, вы прыгать умеете?

Дети: Да!

Арина: Не сомневаюсь! Да только выше лаптя не всякий прыгнет. Не верите? Давайте проверим. В круг становитесь, за руки не беритесь. Держи, Любушка, лапоть за бечеву, да крути так, чтобы он у ребят под ногами скользил. А вы, друзья мои, старайтесь подпрыгнуть вовремя. Кого лапоть заденет – тот из игры выйдет.

Описание игры « КТО ВЫШЕ ЛАПТЯ ПРЫГНЕТ»: дети стоят в кругу. В центре – водящий. Он крутит лапоть на бечеве, поворачиваясь вокруг себя так, чтобы лапоть скользил по полу под ногами играющих. Дети подпрыгивают на месте в тот момент, когда лапоть оказывается рядом с ними. Из игры выходит тот, кого задел лапоть. Играют до тех пор, пока в кругу не останется самый ловкий. Он и будет крутить лапоть.

Арина: Ай – да молодцы. Да только одна игра – не потеха. Посидите, отдохните. А лапоток мы положим в сундучок.

Любушка: Что это у тебя, Аннушка, вид такой загадочный?

Аннушка: Я придумала, с чем ещё поиграть можно.

Любушка: С чем?

Аннушка: Угадайте!

Бежит речка, течёт речка,

Сняла с пальца я…..

Любушка: Колечко?!

Аннушка: Да, в колечко и поиграем. Ребята, сложите руки лодочкой.

В чьи-то руки я колечко незаметно положу,

Ну, а вы секрет храните,

Пока вам я не скажу:

Колечко - колечко, выйди на крылечко!

Тот, у кого кольцо, должен ко мне бежать.

А те, кто рядом сидят, постарайтесь его удержать.

Не удержите - быть ему «водой».

Арина: Даже если вам колечко не положат, ладони не раскрывайте, пока Аннушка слова не скажет. А чтобы веселее было, мы песенку споём. Она простая, вот какая:

Разыгрался Иванушка

Возле белого камушка.

Белый камень у меня, у меня,

Говорите на меня, на меня.

Кто смеётся у того, у того,

Говорите про него, про него.

Описание игры «КОЛЕЧКО»: дети сидят полукругом, ладони правой и левой рук сложены «лодочкой» Водящий в сомкнутых ладонях держит колечко. Его задача – незаметно передать кольцо одному из детей так, чтобы другие об этом не догадались. Для этого водящий проходит вдоль играющих и имитирует передачу колечка каждому. После этого отходит от игроков на расстояние 4-6ти шагов и произносит слова: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, в чьих руках оказалось кольцо, должен добежать до водящего и коснуться его рукой. Тогда он становится «водой». А те, кто сидит рядом с ним, должны постараться удержать его. Если удержат, водящий остаётся прежним.

Правила: 1. Нельзя выбегать раньше слов водящего.

2. Нельзя ловить тем, кто не сидит рядом.

Арина: Как видите, не просто с колечком добежать до крылечка. И мы аплодируем самым быстрым.

Любушка: А я хочу играть по – другому!

Моя игра понравится любому.

Я буду…. змеёй («оживляет» тряпичный поясок)

Кто смелый, тот будет играть со мной!

Представьте, что я-змеиная голова. Я буду подходить к вам и

спрашивать: «Хочешь быть моим хвостом?» Если вы согласны, отвечайте: «Да, конечно же, хочу.»

Я змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу.

Хочешь быть моим хвостом? (обращается к Аннушке)

Аннушка: Да, конечно же хочу!

Описание игры «ЗМЕЯ»: водящий поочередно подходит то к одному, то к другому сидящему и спрашивает: «хочешь быть моим хвостом?», если в ответ звучит: «да, конечно же, хочу!», то водящий предлагает встать за ним и крепко держаться за пояс (талию). Таким образом, набирается «змея» из 6 – 8 человек. Первый – голова, последний – хвост. По команде «лови!»

голова ловит хвост. Если поймает, он становится головой. Игра продолжается, пока змея не «разорвется» (кто-либо не удержится и расцепит руки).

Арина: Пока мы хвост змеиный ловили,

Про сундучок-то и забыли. Давайте положим в него колечко и поясок, похожий на змею.

(Девочки убирают атрибуты в сундучок)

Арина: (берёт в руки скалку, лежащую на скамье) А кто это брал мою скалку и на место не положил?

Аннушка: А зачем её убирать, давайте и со скалкой игру придумаем!

Арина: Что ж, попробуйте.

Любушка: Можно кинуть, кто дальше, можно кегли сбить.

Аннушка: А можно и кого-нибудь поколотить.

Арина: Конечно, можно.

А что, если поставить её на ладошку (показывает) И попробовать подержать – кто дольше?

Аннушка: Можно я попробую? (берёт)

Арина: А мы все вместе скажем такие слова:

Калечина – малечина,

Сколько часов до вечера?

А теперь посчитаем:

Раз, два, три…..

Ну-ка, кто сумеет дольше

Продержать скалку на ладошке?

Описание игры «КАЛЕЧИНА-МАЛЕЧИНА»: гладко оструганная палка ставится на раскрытую ладонь. После слов «Калечина-малечина, сколько часов до вечера?» играющий старается как можно дольше продержать ее, не уронив. Это упражнение развивает глазомер и умение управлять своим телом.

Любушка: А я до ста продержу!(пробует держать, но роняет)

Аннушка: Эх ты, каши мало ела!(Любушка обиженно

отворачивается) Люба, чего губы надула?

Любушка: Каши хочу!

Аннушка: Возьми да свари!

Любушка: Горшок разбила.

Аннушка: Сходи на базар да купи!

Любушка: Денег нет.

Аннушка: А сегодня горшки не продают, а просто так отдают!

Любушка: Да ну?!

Аннушка: За шильце, за мыльце, за белое полотенце!

Любушка: Так это же наша любимая игра «Горшки»!

Арина: И ребятам она тоже понравится. (Арина берёт в руки глиняный горшочек) В глиняных горшочках хранили раньше сметану, масло, кашу. А продавали горшки на базаре. Торговали ими кумовья да кумушки. Вот так мы с вами сейчас и поиграем: кто-то будет горшочком, а кто-то продавцом, кумом или кумушкой.

Любушка : Ребята, встанем в круг.

Аннушка: Сейчас я вас рассчитаю (обходит круг, называя детей по очереди: кум, горшок, кума, горшок и т.д.)

Те, кого я назвала горшком, присядьте, пожалуйста.

А тот, кто кум или кума встаньте за горшок.

Любушка: Я буду покупателем и выберу самый красивый горшок.

Арина: Продавцы, нахваливайте свой товар!

(Аннушка выступает в роли продавца. Любушка, обойдя круг, обращается к ней со словами):

Любушка: Кум, продай горшок!

Аннушка: Что за него дашь?

Любушка: Шильце, мыльце, белое полотенце. По рукам?

Аннушка: По рукам! А теперь побежим в разные стороны по кругу. Кто скорее до горшка дотронется, тот становится его хозяином. А проигравший пойдёт по базару, чтоб найти себе новый горшок. По рукам? (Аннушка и Любушка, ударив друг друга по ладошке, бегут по кругу наперегонки).

Описание игры «ГОРШКИ»: Играющие делятся на пары. В паре один-кум (кума), другой-горшок. Горшки рассаживаются на корточках по кругу. Кумовья (они-продавцы) встают за своим горшком лицом в круг. Водящий-покупатель. Он ходит за кругом, выбирая горшок. Выбрав, начинает диалог с продавцом:

Кум, продай горшок!

Что дашь?

Шильце, мыльце, белое полотенце. По рукам?

По рукам.

Покупатель и продавец бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Обежав круг, стараются коснуться горшка. Кто опоздал, становится покупателем и идет выбирать горшок. Если прибежали одновременно, соревнование в беге повторяется.

Арина: Молодцы! Базар закрывается, потому, что новая игра начинается. (Берёт в руки полешки)

Аннушка: Наша новая игра называется «Дрова»?

Арина: Не дрова, а полешки. Расставляй-ка их без спешки.

Играть в неё мы приглашаем сильных и выносливых ребят.

(выбирают 10-12 человек).

Любушка: Нужно крепко держаться за руки и стараться не сбить полешки. Зато других можно подталкивать в круг. Кто собьет полешко выходит из игры. Расцепишь руки – тоже из игры выходишь.

Готовы?

Описание игры “ПОЛЕШКИ” : Играющие становятся в круг, крепко держась за руки. В центре круга, на полу, расставлены 5-7 поленьев. Начиная игру, дети разбегаются по кругу, затем начинают, не размыкая рук, подталкивать друг друга в сторону поленьев. Тот, кто полено уронит, из игры выходит. Если кто-то расцепит руки-из игры выходят двое. Соревнование продолжается до тех пор, пока в кругу не останутся один-два самых ловких.

Арина: Давайте поаплодируем победителю! В этой игре самым сильным и ловким оказался (спросить имя). Молодцы, ребята. А каждому молодцу да с огорода бы по огурцу. Только пока вы на нас глядели, огурцы в огороде зайцы съели.

Аннушка: (складывая полешки в сундучок) Смотрите: в сундучке места свободного не осталось!

Арина: Значит, пора нам заканчивать посиделки

Любушка: А игры пускай теперь в сундучке живут.

Арина: Пусть живут, а вы в них почаще играйте. Мы и ребятам подарим по маленькому сундучку с играми, а в добавок старинное русское лакомство – леденцы на палочке. (Девочки выносят подарки).

Любушка: Мы сегодня поиграли

Игры новые узнали.

Аннушка: Все ребята молодцы

Ловкачи и удальцы.

Аннушка: Скажем сундучку «спасибо»

Мы ещё играть могли бы.

Только правило у нас: Вместе: Делу время, а потехе час.

Всем участникам программы дарятся конфеты-леденцы и сувениры – сундучки с вложенным в них описанием игр.

Любушка: Так давайте на прощанье скажем дружно: «До свиданья!»

Арина: А всем зрителям спасибо за внимание.

Хозяева провожают гостей.

Литература

1. Метелягин А.С Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры, ПИПКРО, Псков, 1995.

2. Покровский Е.А Детские игры: Преимущественно русские. Москва, Терра, 1997.

3. Уланова Л.С Праздничный венок. Москва, Сфера, 2001.

4. Шмаков С.А Нетрадиционные праздники в школе. Москва, Новая школа, 1997.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений