Лексическая тема зима зимующие птицы старшая группа. Лексическая тема "Зимующие птицы" учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: н аборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, тетради, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».

1. Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

– Рассмотрите картинки и назовите.

– Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

2. Введение в тему

– Правильно.

– Как называются птицы, которые остаются зимовать?

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.

3. Рассматривание картинок

выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).

– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

– Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).

– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.

– Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

– Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?

(Голубь большой, сизый, воркующий.)

– Какие это птицы?

– Почему их так называют?

4. Пальчиковое упражнение «Дятел»

– Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

5 . Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»

– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

Синица, снегирь, ворона, голубь.

– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.

6. Игра «Какой птички не стало?»

На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает :

– Какой птички не стало?

7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)

– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».

Снегирь, синица, голубь, воробей

8. Составление предложений по картине

– Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.

– Как называется домик с кормом для птиц?

– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

– Какие птицы прилетели к кормушке?

– Сколько птиц прилетело?

– Что едят синички?

– Какие птицы улетают?

– Почему нужно помогать птицам зимой?

9. Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Логопед прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.

– Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите – на дерево прилетело много птиц.

Давайте про них скажем так:

На дереве много… синиц.
На дереве много… дятлов.
На дереве много… ворон.

На дереве много… снегирей.

10. Упражнение «Посчитай-ка»

– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.

(Воробей, синица).

11 . Работа в тетрадях

Дети обводят по точкам снегиря и раскрашивают картинку.

12. Итог занятия

– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

– Что мы делали на занятии?

– Что понравилось?

Оценка детей.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Новая лексика

Существительные:

голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь,

кормушка, птенцы, гнездо.

Глаголы:

летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.

Прилагательные:

красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие

(коготки), зимующие (птицы).

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие

птицы».

Ход игры . Воспитатель читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких птиц в нём

встречаются. Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц они знают?

КОРМУШКА

Мне в проталинку видна

Горстка жёлтого пшена.

Крошки хлеба вижу слева,

Горстку сала вижу справа.

Где вертлявая синица?

Пусть приходит подкормиться!

Прилетай хоть воробей,

Если можешь, поскорей!

А по правде говоря,

Жду я в гости снегиря.

Красногрудый не летит,

У кого-то он гостит.

Я в проталинку дышу,

Прилететь скорей прошу,

Пожалей, снегирь, мой нос:

Он к стеклу совсем прирос!

М. Садовский

Игра «Подбери слова»

Цели: развивать грамматический строи речи, умение образовывать глаголы при помощиприставок .

ХОД игры. Воспитатель просит детей закончить предложения.

Одни воробьи к кормушке (что делали?) ... (подлетали). Другие воробьи от кормушки (что делали?) ... (отлетали). Маленький

бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?) ... ( облетел).

Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?) ... (залетел).

Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал?)... (улетел).

Игра «У кормушки»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов).

Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображение дерева с кормушкой и выполняет различные

действия с изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги.

Например:

Снегирь летит к кормушке (предлог к).

Синица улетает от кормушки (предлог от).

Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.

Игра «Чем больше, тем лучше»

Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.

Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и

продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими

словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты.

Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.

Игра «Две кормушки»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова - названия зимующих птиц и рассадить их по кормушкам.

В одну кормушку - птиц, в названии которых два слога; в другую кормушку - птиц, в названии которых три слога.

Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей.

Игра «Отгадай слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый ипоследний звук в слове .

Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением зимующих птиц и предлагает детям отгадать, какое

слово задумано, по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитыва ется результат.

Например:

Первый звук [в], последний - [а] (ворона).

Игра «Зачеркни одинаковые буквы, составь слово»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика

дисграфии.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые буквы и зачеркнуть их (или убрать, если буквы расположены на

ковролинографе). Из оставшихся букв дети составляют слово и выполняют его звуковой анализ.

М О У Б К О С У Л Б Ё Т М - Клёст

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

РАЗГОВОР С СИНИЦЕЙ

Посвисти ещё, синичка,

Это добрая привычка:

Рано утром прилететь

У окошка посвистеть.

В январе в лихую стужу

А тебе за твой привет

Приготовил я обед.

Не забудь же, прилети,

У окошка посвисти...

М. Садовский

Текст для пересказа

* * *

Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся прямо на ствол сосны. И не заметишь

дятла на де реве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.

Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот.

Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вон сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из

выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он - маленький пернатый лесовод.

По Г. Скребицкому

Вопросы:

О какой птице говорится в рассказе?

Что делал дятел в лесу?

Какую пользу дятел лесу приносит? Каким образом?

Как называют дятла?

Текст для пересказа

В ЗИМНЮЮ СТУЖУ

Спит заснеженный лес. Стайка птиц пролетела над лесной полянкой. Это клесты. Птицы облетели вершину

ели . Цепкими коготками они выбирали семена из шишек. Как хлопотали клесты в своей воздушной столовой!

Вдруг один из них подлетел к старой ёлке и юркнул в снеговую пещерку. Над гнездом свешивались заснеженные

ветви. В лесу от мороза трещали деревья. А между сучьев старой ели заботливая мать выводила птенцов. И зимой лес

не казался угрюмым и безжизненным.

По Г. Скребицкому

Вопросы:

О каких птицах рассказ?

Что делали клесты на лесной полянке?

Где находилось гнездо клестов?

Почему лес зимой не казался угрюмым и безжизненным?

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: совершенствование навыков звуко-буквенного анализа, математических представлений, развитие общей и мелкой моторики.

  • расширение и активизация словаря по лексической теме: “Зимующие птицы”;
  • совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных с существительными, употребление предлогов;
  • развитие зрительного и слухового внимания, мелкой и общей моторики;
  • развитие мышления, памяти и творческого воображения;
  • продолжать учить детей отражать свои представления о природе нетрадиционными изобразительными техниками.

Материалы и оборудование: искусственные деревья, конверты с заданиями, геометрические фигуры, магнитная доска, аудиозапись с голосами птиц, снегири (из ткани с шариком внутри), дидактическое пособие для составления звуковой схемы, крупы, зерна, клубок с нитками, иллюстрации с зимующими птицами, ватман формата А3, клей ПВА, кисточки, салфетки, простые карандаши по количеству детей, раскраски с изображением зимующих птиц.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
С олнце взошло и идет по делам!

Какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели?

II. Основная часть.

Логопед: Сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в лес. В лесу тишина. Деревья в белых шапках склонили головы, ели и сосны загрустили им очень одиноко, скоро зима.

Дети проходят в лес.

Скажите, пожалуйста, кого мы можем встретить в лесу? (животных, птиц).

А еще кого?

Конверт №1 “Собрать картинку”

Логопед: Ребята, здесь нам предлагается собрать картинку. Если вы соберете картинку, она вам поможет узнать, кого вы встретите в лесу.

Дети собирают картинку Лесовичка.

Кто это догадались? Это Лесовик - хозяин леса, друг всех животных и птиц. А вы хотите его увидеть и познакомиться с ним?

Чтобы увидеть его, нужно отправиться по лесной тропинке за волшебным клубком и выполнять задания дедушки Лесовика.

Конверт №2 “Собрать птицу”

Дефектолог: Что это? (Фигуры). Как они называются? (Геометрические)

Можно собрать птицу из геометрических фигур?

Вспомните, какие части тела есть у птицы? На какие геометрические фигуры похожи? (Выкладывают силуэт птицы на магнитной доске)

Вот и выполнили задание, отправляемся по лесной тропинке за волшебным клубочком дальше.

Конверт №3 “Правила поведения в лесу”

Логопед: Как нужно вести себя в лесу, как разговаривать?

Внимательно прислушайтесь к лесным звукам, что они говорят?

Ребята, вот они к нам прилетели, сидят на ветках дерева. А все ли голоса птиц мы услышали? Какие это птицы? (Зимующие)

А какие остались? (Перелетные). Мы должны их отправить в теплые края.

“Опишите птицу”

Снегирь - красногрудый, чернокрылый; ворона - важная, горластая; сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа; голубь - сизокрылый; воробей - веселый, шустрый, маленький.

“Деление слов на слоги”

Мы с вами вспомнили названия птиц, давайте поделим их на слоги.

Дефектолог “Загадывание загадки”

Скачет шустрая птица, ей на месте не сидится,
Прыг да скок, завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки- на плетень!
“Тири-тири-тири-тень!” (Синица)

Звуко-буквенный анализ слова “синица”

Пособие для составления звуковой схемы слова (доска с разноцветными крышками).

Конверт №4 “Согрей птицу”

Сугроб с птицами.

Дефектолог: Посмотрите, а кто там сидит? Да ведь это же птицы. Вы догадались, что это за птицы? (Снегири)

А почему они не улетают, наверное, замерзли, Давайте мы их отогреем. Чем же их мы сможем отогреть?

Правильно, теплом своих рук. (Дети катают шарик по контуру птицы)

Чем покрыто тело птицы? (Перьями). Какого они цвета?

“Счет птиц”

Дефектолог: Давайте посчитаем птиц. (Один снегирь, два снегиря, т.д.)

Домик Лесовика.

Дефектолог: Куда привел нас волшебный клубочек?

Выход Лесовик (педагог дополнительного образования).

Это я - седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.

Лесовик: Вы хотели меня видеть? Я тоже ждал с вами встречи, наблюдал, как вы выполняли задания. Смышленые оказались.

Что еще нужно сделать, чтобы птицы не замерзли и перезимовали?

Правильно накормить моих пернатых друзей. А что едят, вы знаете? (Крупа, зерна, сухие ягоды)

Вот у меня мешочек с семенами, только надо их перебрать они лежат с прошлого года, все перепутались. Поможете мне?

“Выбрать корм для птиц”

Молодцы, помогли, выбрали. Пойду, разбросаю их по лесу, пусть птицы собирают. (Снегом заметет, птицы корм не найдут, надо в кормушку их насыпать)

Ох, правда, у меня ведь по всему лесу кормушки висят. Ладно, насыплю в кормушки, из остальной крупы нарисуем картину.

“Рисование зимующих птиц”

Нетрадиционной техникой: “Обсыпание разноцветной манной крупой”, объемные образы птиц.

Лесовик благодарит за красивую картину, правильно выполненные задания, дарит раскраски “Зимующие птицы”.

Дефектолог: Ребята, где мы сегодня побывали? Кого в лесу встретили? Что вам больше всего понравилось?

Ирина Коршунова
Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы»

Цель : Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются ; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время .

Коррекционно - образовательные :

1. закрепление и уточнение названий зимующих птиц , их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме .

Коррекционно - развивающие задачи :

1. учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,

2. согласовывать существительные в творительном падеже,

3. образовывать сложные прилагательные,

4. формировать фразовую речь;

5. закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой ;

6. развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками-шифровками;

7. развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью;

Коррекционно - воспитательные :

1. воспитывать бережное отношение к птицам ;

2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях ;

3. воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц .

Методы и приемы : объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах , показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Словарь : зимующие птицы , воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, красногрудый, белобокая, желтогрудая, толстоклювая, длиннохвостая.

Оборудование : презентация "Зимующие птицы ", предметные картинки зимующих птиц ; конверты с разрезными картинками птиц ; угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба, разнос).

Проведение занятия .

1. Организационный момент.

Логопед : - Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.)

А назовите мне признаки зимы (наступили холода; воет вьюга, дует сильный, порывистый (злой ветер, вся земля покрыта снегом, лед замерз в речке; люди одеваются в теплую зимнюю одежду).

Логопед : - Ребята, вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг . Но не все, есть и такие, которые живут с нами круглый год (воробей, голубь, ворона) .

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц : голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири) .

А почему снегирей зовут так? (прилетают с первым снегом) .

Логопед : Выделите отличительные признаки птиц , которые прилетают к нам зимовать.

Дети : Синица-грудка желтая, головка и крылья черные.

Снегирь-грудка красная, голубовато-серая спинка и черная головка и крылья.

2. Артикуляционная гимнастика.

Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке. Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки, потом на качелях. Пощелкал кончиком от удовольствия и отправился лакомиться вкусным вареньем, которое было в красивом ковшике и съел конфетку. Посмотрел на часики – поздно уже. И покатился домой, как катушка. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.

3. Игра «Отгадайте загадки» .

Логопед. Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(снегирь) .

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей .

Прыгает она у дома,

А зовут ее? (ворона) .

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка -.

(воробей) .

В лесу, под щебет,

Звон и свист,

Стучит лесной телеграфист :

"Здорово, дрозд, приятель!"

И ставит подпись.

(дятел) .

4. Пальчиковое упражнение «Дятел» .

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит,

Лечит дятел старый дуб,

Добрый дятел дубу люб.

На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел» . Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево» .

Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву.

Помахать кистями рук – «летящая птица » .

5. Упражнение «Кто внимательный?»

Дети прикрепляют заранее раскрашенных птиц на ветки деревьев по словесной инструкции логопеда (перед,сверху,снизу,между,слева от,справа от) .

6. Игра «Один-много» .

Логопед говорит :

Один снегирь, а много - …

Одна синица, а много-…

Одна сорока, а много-…

Одна ворона, а много-…

-Логопед : - Ребята, а сейчас я вам расскажу о другой зимующей птице (рассказ логопеда) .

Клест - крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами. Главная отличительная особенность клеста - клюв, сложенный крестиком. Этот своеобразный клюв помогает птице добывать семена , доставая их из шишек. Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда "под рукой" запасы корма.

Селится клест в хвойных и смешанных лесах.

Питается клест семенами сосновых и еловых шишек, ягодами.

7. Динамическая пауза.

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик

Он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

«Попрыгать» ладошками по плечам.

Потрясти кистями рук перед собой.

Обхватить себя руками и слегка «подрожать» , как от холода.

Поднять руки вверх и покачать ими.

Помахать руками – «крылышками» .

8. Исправь ошибки.

Сорока сидел на заборе.

Ворона чирикала на солнышке.

Серое голубь.

Снегирь клевала хлеб.

Чёрный ворона.

9. Игра «Добавь словечко» (приставочные глаголы) :

Птичка из гнезда … вылетела.

Птичка в клетку … влетела.

Птичка с ветки … слетела.

Птичка над деревом….

Птичка за дерево …

Птичка к кормушке…

Птичка через поляну…

10. Скажи по-другому :

С красной грудкой – красногрудый, с черными крыльями – чернокрылый, с черными глазами -, с кривым клювом -, с желтой грудкой -, с длинным хвостом-, с толстым клювом-…

11. Су-джок терапия :

Логопед раздаёт мячики для су-джок терапии.

Я возьму колючий мяч,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей

Пальчики-удальчики.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу.

Вправо-влево – как хочу.

Сверху – левой, снизу – правой

Я его катаю, браво!

12. Образование форм творительного падежа.

Зимой холодно и голодно всем птицам в городе . Я приготовила лакомство для птиц (на разносе у логопеда в первой пиале- семечки, во второй-сало, в третей- хлеб, в четвёртой-пшено, в пятой-ягоды рябины. Посмотрите внимательно на корм и скажите, какую птицу мы угостим салом , хлебом, пшеном …

Ответы детей :

Я угощу синицу семечками.

Я угощу воробья крошками.

Я угощу воробья пшеном.

Я угощу снегиря ягодами рябины.

Я угощу голубя хлебом.

Логопед : Птицам так тяжело зимой , что любая болезнь для них практически смертельна. Поэтому кормушки и места постоянного кормления надо содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней. Птиц можно заметить возле кормушек, едва забрезжит рассвет. Поэтому корма в кормушки надо засыпать с вечера. И пока стоят сильные морозы или метут метели, это нужно делать каждый вечер.

13. Задания для самокоррекции. Складывание пазлов с изображением зимующих птиц .

14. Итог занятия :

О каких птицах мы сегодня говорили ?

Требуют ли заботы зимующие птицы ?

С какой птицей мы сегодня познакомились?

Конспект образовательной деятельности

По лексической теме: «Зимующие птицы»

для детей подготовительной к школе группы с ОНР.

Программное содержание:

  • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
  • развитие мышления детей на материале описательных загадок
  • автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
  • закрепление умения детей делить слова на слоги
  • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
  • развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
  • развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
  • развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом
  • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам

Оборудование и материалы:

  • предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц
  • модели птиц на каждого ребенка
  • картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком
  • магнитная доска
  • опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
  • дидактическая игра "Назови по части целое"
  • дидактическая игра "Составь слово"
  • губки (по 2 штуки на каждого ребенка)
  • простые карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход:

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Кинезиологическая гимнастика

Логопед. Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)

Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)

Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,

Большая голова.

На суку сидит,

На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)

Логопед. Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

2. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

Логопед. Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

(Ответы детей.)

Правильно, о зимующих птицах.

Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) Назовите известных вам зимующих птиц (дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел)

А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах (дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это … (Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Чем они отличаются друг от друга? (размеры, окраска, оперенье)

Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)

Дидактическое упражнение «Для чего?» (Дети отвечают на вопросы логопеда)

Для чего птице клюв?

Для чего птице крылья?

Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Логопед. А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание) .

Вы штриховали?

Дети. Мы штриховали.

Логопед. А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

3. Физминутка.

а) Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают. (Имитируют руками взмахи крыльев

Птички прыгают, поют. и совершают повороты туловища в стороны)

Чик-чирик, чик-чирик

Птички крошки собирают, (Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,

Зернышки клюют постукивать по коленкам)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)

Клювики почистили, (Повороты головы вправо – влево)

Клювики почистили.

И на место сели. (Дети садятся на стульчики)

б ) Логопед. Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают

Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Н.Нищева

4. Развитие навыков чтения.

Логопед. Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (еда, корм, пища)

Для кого этот корм? (Для птиц)

Чей это корм? (Птичий корм)

Чья это пища? (Птичья пища)

5. Развитие связной речи.

Логопед. Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:

Название птицы.

Какая это птица? Зимующая или перелетная?

Эта птица крупная или мелкая?

Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.

Чем питается зимой?

Где ночует?

Какую пользу приносит эта птица?

Дети составляют описательные рассказы

6. Закрепление материала

Логопед. Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру "Назови по части целое" и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу)

Логопед. А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

птица – птичка, пичужка

синица – синичка

воробей – воробышек – воробьишко

снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

галка – галочка

Логопед . Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

7. Итог

Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений