Миг 21 бис модель. Краткое описание военного самолета

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

МИГ-21 –это легкий фронтовой истребитель-перехватчик, который предназначен для борьбы с высотными сверхзвуковыми бомбардировщиками и тактическими и истребителями противника. Созданный ещё в 1958 г. , МиГ-21 является первым советским реактивным истребителем второго поколения, что подразумевает использование ракет как основного вооружения и скорости, в 2 раза превышающей скорость звука! Успешно использовался во многих современных конфликтах и войнах. Стоит на вооружении многих стран мира. Последняя самая современная модификация МИГ-21 была разработана в 1993 г. и выпускалась для продажи зарубежным государствам.

Победителем по продолжительности полета стала модель №4. Она пролетела 8м. 20 см, а в полете находилась немного более 7 секунд. У этой модели большая площадь крыла; практически нет хвоста и передняя часть крыла и фюзеляж соединены в единый агрегат. Схему этой модель бумажного самолета сконструировал Кен Блэкберн, чемпион мира в соревнованиях Red Bull Paper Wings. В 1994 году самолет-рекордсмен продержался в воздухе 18,8 секунды.

Похожее строение имеет самолеты БОК-5 и ТУ-160. БОК-5 разработан в 30-е годы 20 столетия экспериментально-конструкторским Бюро Особых Конструкций. Он имел отличные характеристики, но конструкторскую группу обвинили в заговоре против советской власти, арестовали и расстреляли. Поэтому в производство модель так и не была запущена. Многие из характеристик БОК-5 впоследствии были использованы в самолетах последующего поколения, например в ТУ-160. Он также разработан по схеме "бесхвостка". Этот самолет находится на вооружении России с 1989 года и является стратегическим бомбардировщиком. Всего экипажи ВВС на Ту-160 сумели установить 44 мировых рекорда.

Модель №16 тоже можно считать победителем, так как в ней соединились и большая дальность полета (9м. 40 см) и продолжительное время нахождения в полете (более 5 сек.). Специальная форма крыла, форма фюзеляжа и острый нос модели похож на Як-130. Учебно-тренировочный самолет представляет собой двухместный двухдвигательный среднеплан с трехстоечным шасси. Строение самолета позволяет выполнять маневры на больших углах атаки, обеспечивают овладение летчиками всем потенциалом маневренных возможностей современных боевых самолетов.

Оставшиеся модели показали средние результаты.

Худшими моделями стали те, у которых строение крыльев имело много изгибов и изломов, что увеличивало сопротивление воздуха и снижало аэродинамические характеристики.

Открытием эксперимента можно смело назвать модель №13. Она отстает на 10см по дальности полета от модели №16, но в полете держится дольше на 1сек. Так, в воздухе она продержалась 6 секунд и пролетела 9м10см. Строение крыльев этой модели имеет много разрезов, которые вызывают определенные завихрения, возможно, они и обеспечивают хорошую подъемную силу и высокие летные характеристики. На сегодняшний день в авиации нет аналога и, возможно, это станет открытием будущего. Свою авторскую модель я назвал "УЖ-1".

В ходе эксперимента выдвинутая мною гипотезы подтвердилась: наилучших скоростных характеристик и устойчивости полёта достигают самолеты с острым носом и узкими длинными крыльями, а увеличение размаха крыльев позволяет существенно увеличить время полёта планера.

Если вас увлекли результаты эксперимента, вы можете стать его последователями. Однако перед тем как вы возьмете бумагу и начнете делать модель, советую помнить следующее:

Сложить продвинутый бумажный самолетик не так просто, как кажется. Действия должны быть уверенными и точными, сгибы – идеально прямыми и в нужных местах.

Кроме того, есть случаи, когда сгиб необходимо намеренно выполнить не очень точно. Например, если на одном из последних шагов требуется сложить толстую многослойную конструкцию пополам, сгиб не получится, если не сделать поправку на толщину в самом начале складывания. Такие вещи не описываются в схемах, они приходят с опытом.

Конструкции самолетов существенно различаются в зависимости от цели их постройки. К примеру, самолеты для полетов на большие дистанции по форме напоминают дротик – они такие же узкие, длинные, жесткие, с ярко выраженным смещением центра тяжести к носу. Самолеты для максимально длительных полетов не отличаются жесткостью, зато имеют большой размах крыльев.

Самое большое удовольствие от своего увлечения получает тот моделист, которому удается разработать собственную конструкцию бумажного самолетика. И мне это удалось!

Надо сказать, что от Моделсвіта модельная общественность больше всего ожидала «продолжения банкета» в серии Су-17-х. И вот в значительной степени неожиданно, фирма выкатила из кустов модель самого первого серийного «двадцать первого» - МиГ-21Ф.

В нумерации изделий Моделсвіта эта новинка идет под номером 72021 - «очко» господа, ваш выигрыш. Действительно, во-первых, эта модель безальтернативна, т.к. до сих пор модель этого самолета в пластике не выходила, во-вторых, это хорошее начало для еще одной серии…
Что касается прототипа, то машина эта не так чтобы очень хорошо известна, во многом потому, что находится в тени своей более поздней модификации - МиГ-21Ф-13. Поэтому вкратце о ней расскажу.
МиГ-21Ф (изделие «72») был запущен в серийное производство в соответствии с постановлением Совета министров № 831-398 от 24 июля 1958 года. В 1959 году 10 самолетов построил завод №31, но основным производителем МиГ-21Ф стал горьковский авиазавод № 21, на котором в 1959-1960 годах, было построено 79 экземпляров (по др. данным 83). Это был чисто пушечный фронтовой истребитель без управляемого ракетного вооружения, имевший две встроенные пушки НР-30, и способный нести на двух подкрыльевых пилонах блоки неуправляемых ракет С-5, ракеты С-24, бомбы или зажигательные баки.
Первые десять серийных МиГ-21Ф собранных в 1959 г., поступили в Центр боевого применения и переучивания летного состава в г. Воронеже, где самолет за характерные очертания в плане получил прозвище «Балалайка». В марте 1960 г. Получил МиГ-21Ф и 32 гиап в Кубинке.
Однако уже в декабре 1959 года руководство ГКАТ вышло в правительство с предложением о прекращении выпуска на заводе № 21 МиГ-21Ф ввиду не перспективности пушечного вооружения и развертывании производства следующей модификации - МиГ-21Ф-13, которая могла нести на подкрыльевых пилонах управляемые ракеты «воздух-воздух» К-13 (Р-3С).
По имеющимся сведениям на сегодняшний день сохранилось всего несколько МиГ-21Ф. Так в Москве в ЦМВС находится Миг-21Ф (с.н. 72210602), а в Харькове в ХАИ - с.н. 72210604. Последний, и послужил натурным образцом при проектировании модели.

Коробка модели стандартная для Моделсвiта со снимающейся вверх крышкой (размеры 310х215х50мм). На ней изображение взлетающего МиГ-21Ф №25 красный. Здесь же размещены логотип компании, название самолета, размеры модели и количество деталей набора, номер модели по каталогу (72021) и значок серии (Limited Edition зеленый - до 2000 экз). На одной из боковин - четыре фото собранной модели, а на другой - два цветных боковика, соответствующих предложенным в декали вариантам окраски.

В коробке уложены 9 литников (один из них с прозрачными деталями; фонаря кабины два - открытый и закрытый), инструкция, декаль, фототравление и маски для окраски фонаря кабины. Причем маски даются как для окраски фонаря снаружи, так и изнутри (сталкиваюсь с таким впервые!). Сам МиГ-21Ф не крупная машина, да и рамки литников у Моделсвiта небольших размеров, поэтому живется модели в просторной коробке довольно вольготно.
Инструкция формата А4, сшита скрепкой в виде книжки на 8 страниц. Страницы 1,2,7,8 цветные, страницы 3-6 ч/б. На первой странице содержится информация о прототипе на украинском и английском языках, используемые при покраске цвета с обозначением в палитре Humbrol , а также расшифровка специальных символов. На странице 2 приведена схема литников с нумерацией деталей. Страницы 3-6 инструкция по сборке модели, здесь хорошая 3d прорисовка деталей, все достаточно подробно, крупно и наглядно. На стр. 7-8 даны схемы окраски и нанесения технических надписей.

В декали предлагается два варианта без привязки к конкретной части, подразделению или месту базирования: б/н красный 25, ВВС 60-е годы; б/н красный 02 ВВС 60-е годы. Оба варианта в серебристой окраске. Большая часть площади листа декали посвящена техничке - около сотни позиций. Также присутствуют изображения приборной и боковых панелей. Печать достаточно четкая, без видимых смещений, некоторые служебные надписи, вооружившись лупой можно даже прочесть. На вид лаковая подложка прозрачная, тонкая. Ранее декали этой фирмы вели себя при переводе прекрасно, думаю так же будет и на этот раз.

Пластик модели светло-серый, довольно мягкий. Расшивка внутренняя, тонкая, аккуратная Я бы сказал деликатная, возможно кому-то даже покажется излишне деликатной, но, по-моему, на серебристой модели самое то. Качество литья хорошее, облоя и утяжин не заметил, даже очень тонкие детали пролиты хорошо.

На основном литнике А - расположены половины фюзеляжа, киля и два обтекателя пушек. Одной из отличительных особенностей МиГ-21Ф было наличие двух пушек НР-30, на следующей модификации МиГ-21Ф-13 оставили только одну - правую.

Литник В - крылья, горизонтальные стабилизаторы и переднее кольцо ВЗ. Особенность модели в том, что нижняя часть крыла отлита зацело с участком брюха фюзеляжа. Такое не совсем стандартное конструктивное решение было принято по двум причинам. Во-первых, между крыльями на брюхе фюзеляжа много расшивки и накладок, которые при членении фюзеляжа просто на левую и правую половинки хорошо было не отлить. Второе - так жестко задается небольшое отрицательно V крыльев, что существенно облегчает моделисту сборку.

Литник С - стойки шасси, колеса, щитки ниш шасси. Все проработано филигранно. Прекрасный рельеф ниш, щитков стоек, даже даны отдельными деталями выглядывающие в нишах участки трубопроводов. Несколько смутило, что колеса даны из двух половин, но это уже характерная фирменная примочка, вероятно связанная с технологией литья.

Литник D - здесь собраны все детали двигателя Р-11-300 (использовался на МиГ-21 и Як-28). На литнике кроме литеры егообозначения есть и отдельная табличка с названием «Р-11-300». Так что вероятно это универсальный литник, которым в будущем могут комплектоваться и другие модели фирмы.

Литник Е - за малым исключением здесь собраны детали кабины и передней ниши. Опять же все проработано филигранно, вплоть до ручек на боковых пультах и трубопроводов в закабинном отсеке. Описывать бессмысленно, нужно смотреть и радоваться

Литник F - прозрачные детали. Фонарь кабины дан в двух вариантах - сплошной и разбитый на подъемную и неподвижную части.

Литник К - катапультное кресло КК-2, собирается из восьми деталей. Этот литник универсальный им комплектуются и другие модели фирмы, в частности Е-152А.

Литник K - два блока УБ-16-57, подвесной топливный бак и их пилоны.

На последнем литнике G - собраны разные мелкие детали.

На плате фототравления даны - привязные ремни кресла пилота, система тяг разворота колес основных стоек шасси, створки внутренней части сопла , аэродинамические перегородки на верхней части крыла (они же есть и в пластике), антенны СРО-2 «Хром» и еще несколько очень полезных мелочей.

Длина фюзеляжа и размах крыла модели совпадают с пересчитанными в 72 масштаб справочными данными с погрешностью до 0,5 мм. Чертежей МиГ-21Ф немного - боковики печатались в старых «Крыльях Родины» (Юргенсон, они же в “Mikoyan MiG-21” Ian Allen Published 2008), более подробно прорисованный чертеж был в «Наука и техника» 10 /2007 (Околелов, правда там попутаны элементы модификаций Ф и Ф-13, но на основные размеры и обводы, кроме киля, это не влияет). К счастью у разработчиков модели, кроме техдокументации имелся под рукой и живой МиГ-21Ф (с.н. 72210604), который они обмеряли и отсняли вдоль и поперек. В соответствии с ним и делалась модель, возможно, будут опубликованы и построенные на основе этих изысканий чертежи.
Итак, что мы имеем? Очередная новинка Моделсвіт для большинства (кроме конечно, владеющих вселенским знанием) стала сюрпризом и сюрпризом приятным. Хотя конечно МиГ-21Ф не самая многочисленная модификация из семейства МиГ-21, но она первая! Поэтому иметь ее в своей коллекции будет рад любой ценитель советской авиации. Это также и единственная модель МиГ-21Ф на сегодняшний день и вряд ли в ближайшем будущем какой-то другой производитель сможет выпустить ее с таким же уровнем достоверности и проработки.
Родных братьев у МиГ-21Ф от Моделсвіта нет, но моделисту естественно хочется порыться в пластике и с чем-то сравнить новинку. В данном случае можно сравнить МиГ-21Ф с его прямым потомком - МиГ-21Ф-13. Внешне они различались:
- количеством пушек, МиГ-21Ф имел две пушки, а Ф-13 - одну правую, на месте левой стоял обтекатель;
- длиной подфюзеляжного киля, на Ф-13 он доходил до уровня разъема задней части фюзеляжа, а у Ф он был немного короче;
- шириной киля - Ф-13 имел более широкий киль (представлял собой киль Ф наращенный по передней кромке). Правда, небольшое количество Ф-13 первых выпуском еще имели узкий киль.
- на Ф-13 в связи с установкой кресла СК, была несколько изменена конструкция фонаря, с эго задней части исчезли обтекатели замков задержки.
Обводы фюзеляжа и крыла у Ф и Ф-13 были одинаковыми. Эти детали моделей и можно сравнивать. Так получилось, что в моем моделистом сундучке накопилось прилично моделей МиГ-21Ф-13 -

    Рассказ о модели “МиГ-21СМТ\бис” от минского производственного объединения “Мир” открывает цикл статей в новой рубрике “Модели СССР”. Данная разработка была если не эпохальной, то во всяком случае, вывела производство советских моделей на качественно новый уровень, показав, что при должном усердии и ответственности можно выпускать изделия, не хуже многих западных образцов.

    При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные Pit .

  • В истории многоцелевого истребителя МиГ-21, судя по всему, не было другой серийной модификации, столь негативно воспринятой строевыми пилотами – речь идёт о МиГ-21СМТ , который задумывался как развитие весьма удачного МиГ-21СМ.

    Работы над новой модификацией, имевшей внутренний индекс “Изделия 50” , начались в конце 1960-х гг. Задача состояла в том, чтобы обеспечить самолёту наибольшую дальность полёта при использовании «внутренних резервов», а не подвесных топливных баков, которые сбрасывались в боевой ситуации. Решение было найдено за счет введения в конструкцию дополнительного 900-литрового бака в гарготе, что привело к его заметному увеличению в объёме. Бак разделен гермоперегородкой на два отсека – передний обладал вместимостью 650 литров, а задний был рассчитан на 250 литров топлива (при этом задний отсек вырабатывается одновременно с крыльевыми баками). В сумме это довело объём топлива до 3250 литров.

    В дополнение к этому был установлен двигатель Р13Ф-300 с чрезвычайным режимом, что позволило увеличить тягу на 1900 кгс при полёте у земли, по сравнению с первым форсажным режимом двигателя Р13-300.

    Вооружение состояло из одной встроенной пушки ГШ-23Л, ракет класса “воздух-воздух” К-13 или Р-60 и Р-60М для ведения ближнего боя и/или блоков НУРС УБ-16 и УБ-32, неуправляемых ракет класса “воздух-земля” С-24, бомб.

    Серийное производство нового истребителя под обозначением МиГ-21СМТ было развернуто на Горьковском авиационном заводе в 1971-м году. До конца года было собрано 116 самолётов, на которых, начиная с номера 0-ММ07, устанавливался накладной топливный бак вместимостью 530 литров, что довело его до уровня модификации МиГ-21бис.

    Несмотря на возросшую до 1300 км дальность полёта (1670 км с подвесными баками) и наличие “чрезвычайного форсажа” МиГ-21СМТ оказался не столь удачным, как на это рассчитывали разработчики. Из-за возросшего веса серьёзно ухудшилась манёвренность истребителя, являвшаяся одним из его главных “козырей”, что привело к быстрому завершению производства.

    В общей сложности, до 1973 года включительно, было выпущено 281 самолётов типа МиГ-21СМТ. К ним ещё можно добавить 15 экспортных МиГ-21МТ (“Изделие 96Б”) , собранных на Московском заводе “Знамя Труда” в 1971 году, но в результате оставшихся в СССР.

    Параллельно с работами по совершенствованию МиГ-21СМТ была разработана модификация МиГ21бис (“Изделие 75”) , которая завершила цикл проектирования этого эпохального для советских ВВС истребителя. По классификации NATO самолёт проходил как “Fishbed-L” .

    Главным отличием модернизированного самолёта стал двигатель Р-25-300, который развивал тягу 4100 кгс без форсажа и 6850 кгс на форсаже, а на чрезвычайном форсаже тяга составляла 7100 кгс (по некоторым источникам даже 9900 кгс). Благодаря этому скороподъёмность МиГ21бис увеличилась почти в 1,6 раза. Исходя из горького опыта МиГ-21СМТ объём внутренних баков уменьшили до 2880 литров. По сравнению с МиГ-21СМТ состав вооружения практически не изменился, но с 1973 года в арсенал добавилась ракета Р-13М и спаренная подвеска ракет Р-60 на одном пилоне. Кроме того, были введены другие улучшения:

    — установлена более совершенная РЛС “Сапфир-21М” (С-21М или РП-22М)

    — установлен доработанный оптический прицел

    — установлена система автоматизированного контроля состояния самолёта и двигателя

    — на более поздних сериях добавлен пилотажно-навигационным комплексом “Полёт-ОИ” (эти самолёты получили в NATO обозначение “Fishbed-N” ).

    Последняя модификация оказалась наиболее долгоживущей – МиГ-21бис выпускался с 1972 по 1985 годы на Горьковском авиазаводе № 21. Сборка последнего самолёта для ВВС Индии завершилась в 1987 году, а всего было выпущено 2013 МиГ-21бис, значительная часть которых была отправлена на экспорт как “Изделие 75А” для стран социалистического содружества и “Изделие 75Б” для капиталистических и развивающихся стран.

    МиГ-21СМ

    Сама идея создать пресс-формы для выпуска модели собственной разработки, как говорится, давно витала в воздухе. Настоящим двигателем проекта стал Рустем Исмагилов – знаковая фигура среди советских моделистов, который также занимал одну из руководящих должностей в конструкторском бюро ПО “Мир” . Именно он с 1983-го года активно продвигал эту идею, которая периодически буксовала из-за бюрократических сложностей.

    В положительную сторону ситуация сложилась путем совпадения двух факторов. Первый заключался в том, что “фроговские” пресс-формы после интенсивной эксплуатации порядком износились и количество брака увеличилось. Второй фактор заключался в готовности минских специалистов взяться за работу в инициативном порядке. Оставалось только определиться, модель какого самолёта будет выпускать ПО “Мир”. И вот тут снова помог случай…

    В 1984-м году на рынок была выпущена модель “MIG 21 MF” от чехословацкой фирмы “KP” в масштабе 1:72. При некоторых недостатках, она была относительно доступной на внутреннем рынке стран СЭВ и к тому же очень хорошо смотрелась на фоне зарубежных аналогов, среди которых особого разнообразия не наблюдалось, поскольку основное внимание тогда уделялось более “древней” модификации МиГ-21Ф.

    К примеру, самая первая модель этого истребителя была выпущена фирмой “Hasegawa” в 1966-м году и имела название “MIG-21 Fishbed” . На общем фоне эта разработка выделялась фюзеляжем в масштабе 1/67 и прочими отклонениями в геометрии, что совершенно не помешало 1968-1973 гг. фирме FROG выпустить 190.000(!) японских отливок на рынок Великобритании под собственным индексом . Более того, южнокорейская фирма “Academy” пошла чуть дальше, выпустив в 1986-м году свой вариант той же модели с внутренним раскроем.

    Далее, опоздав совсем чуть-чуть, фирма “Airfix” в 1967-м году выпустила свою модель “MIG.21” (также относящуюся к модификации МиГ-21Ф). В плане геометрических размеров она была выдержана значительно лучше, но всё-равно оставалась далёкой от чертежей. Производство этой модели, с некоторыми перерывами и в различных изданиях, продолжалось до 1995-го года включительно. Перепаковкой британских отливок в конце 1960-х гг. также занималась американская фирма “MPC” ..

    Кроме того, модели “на тему” МиГ-21Ф выпускались израильской фирмой “Starfix” (1968? г.) и французской “Heller” (1973 г.), но из-за недолгого периода производства по массовости они уступали двум первым, а для советского моделиста и вовсе были практически недоступны.

    Всё это натолкнуло Рустема и его коллег на мысль сделать собственную версию “чехословацкого МИГа”, творчески её переосмыслив.

    Пока неизвестно, было ли подписано какое-либо соглашение между предприятиями СССР и ЧССР об использовании «MIG 21 MF” в качестве мастер-модели, но вряд ли чехословацкие коллеги отказали бы советской стороне, особенно когда речь шла о “взаимовыгодном партнерстве в рамках СЭВ”. Таким образом, с 1985-го года на ПО “Мир” закипела работа…

    Казалось бы, что может быть проще – взять и скопировать изделие от KP. Однако, минчане рассудили иначе, решив переработать чехословацкую модель. К тому времени модификация МиГ-21МФ была откровенно не новой, да и зачем плодить “клонов”? Выбор пал на модификацию МиГ-21бис, которая оказалась одной из наиболее удачных и производилась на заводе в Тбилиси вплоть до 1988 года, правда, в основном на экспорт.

    На фоне остальных пластиковых моделей производства ПО “Мир” новая разработка была просто великолепна. При очень чистом литье в набор входила пусть простенькая, но всё же декаль, а также огромная и очень подробная инструкция не только с детальным описанием сборки, но и с краткой историей МиГ-21! Модель очень быстро стала легендарной, а при массовости производства и цене 90 копеек, она долгие годы являлась одной из наиболее доступных в СССР. Дополнительной рекламой для “МиГ-21СМТ” послужила статья в журнале “Крылья родины” (1988-10), где вкратце рассказывалось о моделях, выпускаемых ПО “Мир” и прилагалось фото литников модели.

    Между тем, минская команда под руководством Рустема развивала план дальнейшего развития, в которые входил выпуск моделей и – насколько они оказались успешными, можно прочитать в соответствующих статьях.

    После двух лет стараний новая модель, наконец-таки, дошла до широкой публики – продажи начались в конце 1986-го года под коробочным названием “Самолёт-истребитель МИГ-21” . Вместе с тем, в инструкции была указана модификация “МИГ-21 СМТ” , а не “бис”. Одной из причин тому послужил переразмеренный гаргот, форма которого была выполнена более близкой именно к этой модификации, но не исключено, что у издателя были иные соображения по этому поводу.

    Минская идиллия длилась недолго — начатая в том же году “перестройка” быстро привела к развалу экономики, что тут же отразилось на работе конструкторского бюро и всего предприятия в целом. Крутой поворот в судьбе модели обозначился в 1990-м году, когда ПО “Мир” было преобразовано в фирму. Ещё через год, после витка инфляции, цена на модель была повышена до 3 рублей 50 копеек, но даже в этом случае она оставалась адекватной. В момент выхода на коммерческую основу были неплохие шансы наладить поставки минских моделей за границу, но руководство “Мира” не чувствовало потенциал в подобном сотрудничестве, ориентируясь на другую продукцию.

    После развала Союза производство “МиГа” продолжалось с использованием полиграфии советского образца. На фоне появления моделей от других фирм-конкурентов, в первую очередь – западных, интерес к минской разработке стал стремительно снижаться, как впрочем и к моделям на “экс-фроговских” пресс-формах.

    Прошло ещё немного времени, и в 1993-м году появилась фирма “Корпак” , которая фактически стала приемником некогда могучего ПО “Мир”. За прошедший период существенно снизилось качество отливок, но заниматься ремонтном пресс-форм никто тогда не спешил, поскольку конструкторский отдел уже перестал существовать.

    Тем не менее, в “лихие 90-е” отливки “МИГ-21 СМТ” поставлялись для перепаковки другим фирмам, одной из которых стала белорусская “Belfix” . Что это была за контора – сейчас остаётся только догадываться. Скорее всего, она являлась “теневым” проектом минских бизнесменов от моделизма.

    В обновленный комплект под коробочным названием “МиГ-21 бис «Черная рысь»” входила коробка из плотного картона с рисунком истребителя из состава ВВС Финляндии с бортовым номером MG-130. Выбирая вариант оформления белорусы чуть менее, чем полностью, позаимствовали дизайн коробки от модели фирмы “Fujimi” образца 1991 года (“MiG-21bis Black Lynx” , Cat.No.H-21). Соответственно, прилагалась новая декаль и немного измененная схема сборки. В общей сложности создавалось впечатление, что этот “гибрид” никакого отношения к продукции существовавшей тогда ещё фирмы “Мир” не имеет. Впрочем, самым любопытным было то, что японская модель, при явном превосходстве в качестве литья и уровне детализации, вчистую проигрывала в “геометрии”.

    Такой нехитрый маркетинговый ход действительно сработал, но на очень короткое время. На прилавках минских магазинов и точек “Белсоюзпечати” этот вариант модели присутствовал в 1992-1993 гг., после чего полностью исчез в следствии ограниченной партии полиграфии. Затем этот “Белфикс” периодически “всплывал” в модельных клубах вместе с другим “репаком” этой же фирмы – истребителем F-4 “Phantom”.

    А тем временем, фирма “Корпак” провела ребрендинг, выпустив в 1995-м году модели собственного производства в новых упаковках. Наконец-то, историческая справедливость добралась и до предприятия-изготовителя, так как с этого времени модель обозначалась как “МИГ-21 БИС \ MIG-21 BIS” . Впрочем, этот “праздник” продолжался всего пару лет – в 1997-м году “Корпак” ликвидировали, демонтировав всю производственную оснастку и продав оставшуюся на складах продукцию в частные руки по “копеечной” цене.

    Практически все пресс-формы на пластиковые модели отправились в Воронеж, где их формальным владельцем стала фирма “ВЭС” . На тот момент имелись планы возобновления производства, но, по факту, удалось выпустить только небольшую партию отливок “спитфайра”. Нагрянувший затем кризис 1998-го года и дальнейшие события похоронили планы владельцев оборудования.

    Спустя несколько лет, ставшие никому не нужными пресс-формы были вновь перепроданы частному предпринимателю и попали в Ростов. Сказать что-либо о состоянии оснастки сейчас трудно, однако, в 2000-е гг. на модельном рынке появилось сразу три модели от украинской фирмы “IOM Kit” , которая выпустила модификации “МиГ-21СМТ” (С101), “МиГ-21Р” (С103) и “МиГ-21СМ” (С104). Сравнение отливок показывает, что за основу была взята форма “минского МиГа”, но с существенной доработкой фюзеляжа (у каждой модели он собственный) и добавлением новых деталей для фонаря кабины пилота, носового конуса и подкрыльевой подвески.

    Кроме того, небольшой серией была выпущена модель “МиГ-21УМ” (72104) — в данном случае издателем являлась фирма «Eastern Express” из России. Для этой модели был также переработан фюзеляж и добавлен фонарь для двухместной кабины.

В арсенале фронтовой советской авиации насчитывается несколько моделей воздушных судов. Отменное боевое применение показали многие военные самолеты, но наиболее надежным в этом деле оказался, можно сказать, легендарный, эксплуатируемый на протяжении трех десятилетий – истребитель МиГ-21, который вы можете рассмотреть на фото.

Инженеры-конструкторы при разработке военного летательного аппарата вносили несколько модернизаций в первые модели. Благодаря такой работе ученым удалось собрать научную информацию относительно разработки военной техники, которая оказалась бесценной.

Модернизация МиГ-21 помогла конструкторам создать военно-воздушный аппарат с отменными техническими и летными характеристиками, способный нести полный комплект вооружения, успешно поражать противника с воздуха, практически не раскрывая своего месторасположения. Вышеперечисленные характеристики современный истребитель сумел проявить на деле, принимая участие практически во всех военных действиях, имеющих место в разных частях нашей необъятной планеты.

Производство военного самолета

История создания истребителя уходит в далекие 1950-е годы. Перед советскими инженерами-конструкторами была поставлена задача создать сверхзвуковую и в то же время облегченную модель военно-воздушного аппарата, оснащенную турбореактивным мощным двигателем, с отменной огневой мощью и отличными техническими и летными характеристиками.

То есть готовая военная машина должна была разительно отличаться и, естественно, превосходить по всем показателям как востребованные в те времена воздушные суда, называемые «сотыми» моделями, так и реактивные военные бомбардировщики.

Проанализировав поставленные перед конструкторами задачи, специалисты создали две пробные модели, различаемые между собой конструкцией крыла. Первый самолет оснастили треугольным крылом, второй было решено оснастить стекловидным крылом. Так как новый двигатель находился еще в разработке, пробные модели были оснащены устаревшими силовыми агрегатами. Истребитель с треугольной формой крыла произвел первый пробный полет зимой 1955 года, вторая модель поднялась в небо летом этого же года .

Лучше себя показал в пробном полете истребитель с треугольным крылом, поэтому инженеры приняли решение продолжить разрабатывать именно эту пробную модель, заменив устаревшую силовую установку двигателем серии Р-9И.

Первая модель военно-летательного аппарата поднялась в небо весной 1958 года и достойно прошла все испытания. В этот же год советские авиапроизводители приступили к серийному производству военно-воздушных аппаратов под названием МиГ-21 Ф. Спустя 2 года, конструкторами была разработана модель под названием МиГ-21 Ф-13, оснащенная ракетами К-13.

Процесс модернизации

Советские ученые постоянно вносили видоизменения в военно-воздушный летательный аппарат. Фото самолета МиГ-21, зафиксированное на очередной так называемой фазе развития поможет более подробно разобраться в изменения, внесенными в первую модель. Среди самых удачных разработок можно отметить следующие:

  1. На смену модели МиГ-21 П пришел перехватчик МиГ-21 Ф 13.
  2. Самолет МиГ-21 ПФ, оснащенный новым радиолокационным прицелом и повышенным запасом топлива, стал следующим в списке обновленных моделей.
  3. На смену своему предшественнику пришел МиГ-21 ПФМ с обновленным фонарем кабины и оснащенный современным оборудованием.

Модернизация МиГ-21 практически вообще не прекращалась, что позволило инженерам создавать более усовершенствованные модели, в арсенале которых находилось самое последнее вооружение и оборудование.

Одной из самых лучших модификаций был признан МиГ-21 третьего поколения. Для оснащения истребителя конструкторы задействовали:

  • РЛС последней разработки под названием «Сапфир 21 М»;
  • имеющее вооружение было дополнено ракетной установкой Р 13М;
  • система посадки «Полет ОИ», помогала пилотам садить военно-воздушный аппарат при практически «нулевой» видимости;
  • самолеты были оснащены аппаратурой для наведения фирмы «Лазурь М».

Лучшая модель практически не уступала по техническим характеристикам своему основному конкуренту, американскому истребителю F-16, если не принимать во внимание боевую нагрузку американского самолета и авионику.

Краткое описание военного самолета

Истребитель, изготовленный советским производителем МиГ-21, в любой модификации предусматривает наличие треугольного и хвостового крыльев, то есть традиционного оперения. Воздухозаборник многорежимного типа располагается ближе к носовой части воздушного аппарата. Воздухозаборник оснащен центральным телом с бортовой радиолокационной станцией внутри. Антенну РЛС прикрывает конус с продольным подвижным ходом. Специальный гидропривод приводит в движение конус и фиксирует элемент в нужном положении.

На фюзеляжной части под крылом самолета расположены створки для основных стоек шасси, оснащенные колесами в диаметре достигающие 800 мм. Такой размер колес помогает взлетать или приземляться истребителям даже с плохо оборудованных взлетно-посадочных полос.

Технические характеристики МиГ-21:

Кабина пилота у более усовершенствованных моделей МиГ-21 стала намного эргономичней, для ее оснащения стали использовать современную авионику, кресло для пилота представляло собой катапультный механизм КМ 1, который между пилотами назывался «ноль-ноль». При захвате истребителя лучом противника в кабину пилота моментально поступает сигнал от обтекателя, расположенного на хвостовом оперении самолета. Система для опознания устанавливалась на самой вершине киля.

Авиапроизводители изготовили более 11 тысяч единиц маневренных истребителей МиГ-21, которые в настоящее время числятся на вооружении многих стран. Популярность данной модели объяснялась отменными летными и техническими характеристиками, ведь не каждой модели военно-летательного аппарата была присуща максимальная скорость в 2175 км/ч и дальность полета в 1210 км.

Благодаря запуску массового производства удалось в значительной степени снизить стоимость истребителя. К примеру, для производства военной техники, применяемой для наземных войск, приходилось выделять примерно в полутора раз больше денежных средств, чем для изготовления МиГ-21. Свое первое боевое применение военно-воздушный транспорт сумел получить еще во время военных действий, имеющих место во Вьетнаме.

За годы своего существования легендарный истребитель, как ранее мы уже отмечали, принимал участие во многих военных конфликтах. И практически во всех противостояниях успешно справлялся с поставленной военной задачей. В настоящее время модель МиГ-21 считается устаревшей, но тем не менее числится на вооружении многих стран .

Вконтакте

Масштабных (и не очень) моделей МиГ-21, как и самих самолетов, было выпущено великое множество, причем к ним "приложили руку" как зарубежные фирмы, так и предприятия игрушечной промышленности СССР, а позднее – новые компании СНГ Однако до последнего времени моделисту, собирающему копию этого самолета, приходилось запасаться молотком и большим напильником, так как за первым "комковатым модельным блином" последовало множество других. К счастью, сейчас ситуация улучшилась: на рынке появились вполне "опийные. аккуратно выполненные и даже, можно сказать, приятные в сборке модели "МиГов", причем вполне доступные. Но, чтобы оценить эти отрадные перемены, маленький экскурс в историю

Для начала просто перечислим фирмы, выпускавшие модели МиГ-21 в масштабе 1:72: Airfix, Academy, Matchbox. Fujimi, Revellt Trumpeter, KR "Аэрос"/Condor/ "Восточный Экспресс", "Мир"/Ве1-fix, OEZ, "Звезда". Как видно, список немаленький Вероятно, первой на Западе стала модель МиГ-21Ф-13 британской фирмы Air fix. засветившаяся еще в каталоге 1970 г. У нас – творение московского завода "Кругозор" в масштабе, как говорится, близком к 1:50. Удивительно, но, несмотря на крайнюю примитивность и неточность этой модели, она одно время пользовалась бешеной популярностью у западных любителей "сорок восьмого" масштаба – ничего другого, хотя бы близко напоминавшего МиГ-21Ф-13, в их распоряжении тогда не было. Детище Airfix также не блистало. Его отличали неправильная форма киля, слишком сильно сужавшаяся носовая часть, очень бедные деталировка и расшивка (естественно, внешняя).

Из появившихся позже моделей можно упомянуть изделие фирмы Hasegava, более всего соответствовавшее модификации Ф-13". Его характеризовали невысокая копийность, внутренняя тонкая, но неточная и бедная расшивка. Фирма Academy скопировала эту модель и укладывала в коробки со своим логотипом. Очередные варианты истребителя – "ПФМ" и "МФ" выпускались Matchbox, модели отличались традиционной для этой фирмы примитивностью и мощной расшивкой (распространяться о грубости фирменной "мачевской" расшивки, думаю, не стоит).

Определенным прорывом стал МиГ-21МФ в масштабе 1:72 чехословацкой фирмы КР (Kovozavody Prostejov). Модель послужила основой для продукции ряда других фирм (Bilek, "Аэрос"/ "Кондор", *Мир"/ВеШх), поэтому остановимся на ней подробнее. По размерам, а главное, по пропорциям модель КР была довольно точна, а по деталировке соответствовала общему уровню конца 1970-х гг., т.е. имела внешнюю расшивку (верную по расположению, но далеко не полную) и клепку, очень примитивные ниши и стойки шасси (передняя была отлита вместе с колесом), весьма грубую "мелочевку*". Бонусом были колесо турбины, вставляемое в сопло двигателя, подвесное вооружение (ракеты Р-3, блоки НАР), подвесные топливные баки. Присутствовала и кое-какая деталировка кабины (кресло и приборная доска), но. если говорить по-честному, эти детали все равно требовали переделки. Литье имело средненькое качество (встречались утяжины), а при сборке оказывалось, что задняя часть фонаря больше, чем гаргрот, в который она должна переходить, а между отлитым зацело с одной из половинок фюзеляжа вертикальным оперением и другой половинкой образуется щель. Тем не менее, "капэшка" не имела в то время альтернативы, к тому же, она была относительно недорогой и вполне доступной для советского моделиста (выменять ее у чехословацких коллег на NOVO не представляло труда).

Позже МиГ-21 от КР многократно подвергался творческой переработке. На его базе минская фабрика "Мир" (позднее Belli к) выпустила МиГ-21 СМТ, а фирма "Аэрос" (позднее Condor) – целое семейство машин, начав с "МФ", за которым последовали МиГ-21 бис/ Р/ СМТ/ УМ По сути, это были те же "калэшки". только с различными гаргротами, некоторыми дополнительными деталями (например, разведывательным контейнером) и измененной внешней расшивкой, ставшей исчезающе тонкой.

В 1990 г. серию "МиГов" (МФ/ У/ ПФМ/ СМТ/ бис) предложила весьма уважаемая японская фирма Fujimi, о качестве продукции которой говорит хотя бы то, что ее А-4 до сих пор остается лучшей моделью "Скайхока". Правда, с "двадцать первыми" у Fujimi вышел конфуз. К тому времени МиГ-21 не представлял практически никакой тайны, тем не менее, дизайнеры Fujimi ухитрились ошибиться в размерах модели, причем так, что это очень существенно отразилось на ее пропорциях. Так, фюзеляж по ширине соответствовал масштабу 1:70. а по длине – 1:71,5. Ниши шасси оказались смещенными назад. Конечно, модель комплектовалась многовариантной декалью, была качественно отлита, удались и кое-какие детали, например, передняя стойка шасси с разъемной вилкой, куда вставлялось колесо, и ее ниша, но все это не могло компенсировать искаженные пропорции. К тому же, модели Fujimi были весьма не дешевы,

В конце 1990-х гг. целое семейство "двадцать первых" выпустила чешская фирма Bilek. Ее МиГ-21ПФ/ ПФМ/ УМ базировались на "капэшной" модели, а МиГ-21Ф-13 и "У" представляли собой оригинальные разработки. Особенностью этой серии стало то, что фюзеляж, консоли крыла и горизонтальное оперение размещались на одном литнике и были индивидуальными у каждой модели, а остальные унифицированные детали располагались на втором литнике. Расшивка моделей была внутренней, аккуратной, воспроизводила только основные линии. С точки зрения деталировки Bilek пошла дальше КР Правда, в некоторых случаях удачные детали были просто заимствованы у других производителей. Например, передняя стойка шасси и вклеиваемая передняя ниша – от модели Fujimi. Ниши основных опор шасси были даны отдельно и вклеивались в фюзеляж. Интерьер кабины состоял из ванны (с наметками приборов на боковых панелях), кресла (не очень напоминавшего КМ-1М), достаточно правдоподобной приборной доски (с рельефной имитацией приборов). На унифицированном литнике размещались 2 ракеты Р-3, пушечная гондола ГП-9 и подвесной топливный бак. Фонарь – прозрачный, выполненный одной деталью. Модели комплектовались качественной декалью на несколько вариантов окраски, правда, без мелочевки. В целом, изделия Bilek были, несомненно, лучше как старой доброй "капэшки", так и ее переделок от Condor. Но, предоставляя приемлемое качество за доступную цену, они. по большому счету, оставались всего лишь заготовками для высококлассной модели.

Доработанная модель МиГ-21 в варианте Lancer С (1:72). Фирма Fujimi




Модель МиГ-21 Ф-13 (1:72). Фирма Revell



Модель МиГ-21 МФ (1:72) из коллекции И. Зыбнева. Фирма КР



Модель МиГ-21бис (1:4В). Фирма Academy



Модель МиГ-21ПФ (1:48), Фирма Academy



Модель МиГ-21МФ(1:48). Фирма OEZ



Модель МиГ-21МФ (1:32). Фирма Fujimi


Эти "киты" остались в прошлом, а на что же ориентироваться современному моделисту? Несомненно, лучшей на сегодняшний день является появившаяся недавно модель МиГ-21Ф-13 фирмы Revell (кат № 4346). При выпуске своих новых изделий эта компания в первую очередь обращает внимание на машины, эксплуатировавшиеся в Германии, или те, на которых летали немецкие летчики. Можно сказать, нам повезло – именно на МиГ-21Ф-13 летал первый немецкий космонавт Зигмунд Йен. Модель имеет характерное для последних изделий Reveil литье отличного качества, тонкую четкую расшивку с клепкой, превосходную деталировку кабины, ниш шасси, двигателя, пушек, не забыт и комплект подвесного вооружения. Единственное неприятное место – деталь носовой части, в которой объединены конус и передняя обечайка воздухозаборника. Конус изнутри крепится к обечайке на четырех распорках, что не было бы проблемой, но при литье кончик конуса получается смазанным, передняя кромка обечайки – толстоватой, а исправлять это очень сложно, так как конус и обечайка находятся весьма близко друг от друга. При сравнении модели с чертежами из журнала "Авиация и Время" (№ 5*07) видно, что она хорошо укладывается в них практически по всем параметрам. Позаботился Revell и о декали, дав на выбор б вариантов окраски.

Для постройки других модификаций "двадцать первого" лучший выбор на сегодня – модели "Звезды" МиГ-21ПФМ и МиГ-21 бис. Выходили они именно в такой последовательности, и на более поздней модели фирма исправила недостатки предыдущей. Так, на "ПФМ" неудачно получился конус воздухозаборника – он никак не желал полностью проливаться, в результате его кончик вместо острого получался закругленным. К этому добавилось и не совсем рациональное членение самого воздухозаборника на детали – к фюзеляжу приклеивалась передняя обечайка, в которую вставлялся конус, в результате между ним и стенками обечайки не оставалось кольцевой щели. К тому же, в районе кабины на обеих половинках фюзеляжа имелись заметные утяжины (с внутренней стороны здесь располагались массивные бортовые пульты интерьера кабины).

На "бисе" конус получился отлично, решена по-другому и конструкция воздухозаборника, нет утяжин в районе кабины (пульты перенесены на вклеиваемую в фюзеляж ванну). Кроме того, если на "ПФМ- гаргрот отливался вместе с фюзеляжем, то на "бисе" – это отдельная деталь, что очень удобно для изготовления других модификаций.

Расшивка на обеих моделях тонкая внутренняя, прозрачные детали отлиты чисто, щитки воздушных тормозов выполнены отдельными деталями, даны интерьеры кабин, ниш шасси и начинка сопл двигателей По геометрии модели довольно точны (утверждается, что "бис" сделан по фирменной миговской трехмерной модели и реальным обмерам). МиГ-21бис комплектуется декалью хорошего качества на 3 варианта окраски, в ней наличествует и некоторое количество "технички".

В масштабе 1:48 модель МиГ-21ПФ еще в 1977 г. выпустила фирма Revell, но по деталировке и геометрии она получилась, мягко говоря, далекой от идеала. В конце 1980-х гг. модель МиГ-21МФ/бис/СМТ изготовила чехословацкая фирма ОЕ2 (для изменения модификации нужно было срезать гаргрот "МФа", отлитый вместе с фюзеляжем, и приклеивать один из двух альтернативных гаргротов, имевшихся в наборе) Модель получилась грубоватой – слишком крупные линии расшивки, толстые задние кромки крыла, упрощенная деталировка (очень уж пустая кабина и ниши шасси для такого масштаба) и т.д. "Спарка" МиГ-21УМ была представлена только весьма дорогой и малотиражной моделью фирмы HiPM. Наиболее свежими в данном масштабе являются МиГ-21ПФ и МиГ-21МФ фирмы Academy. Но вышедшие после многократных задержек копии принесли разочарование – при неплохой деталировке они содержат массу заметных ошибок в геометрии. Фюзеляж оказался на 5 мм длиннее, чем необходимо, в результате – не на месте ниши шасси и тормозные щитки, разъехались и крыло со стабилизатором. Из-за унификации различных вариантов пострадал фонарь, который гораздо шире, чем надо

В самом крупном масштабе 1:32 "двадцать первые" выпускает Revell (МиГ-21МФ/ ПФ/ ПФМ) и Trumpeter (МиГ-21Ф-13/ МФ/ УМ) Последняя производит также копии китайских F-7II, F-7EB, F-7MG. Китайские "МиГи" неплохи и весьма подробно деталированы, есть даже имитации патронных коробок (отлитые из эпоксидной смолы). Для воспроизведения шкал приборов к модели приложена ацетатная пленка, на которой нанесены их изображения. Подробная декаль включает опознавательные знаки и практически все технические надписи.

Revell производит МиГ-21Ф-13 и в самом мелком масштабе – 1:144. Таких же "лилипутов" выпускает Trumpeter (F-7II, F-7EB, F-7MG) и Academy (МиГ-21ПФ) Наиболее аккуратно выполнена модель Revell, к тому же, она комплектуется декалью отличного качества. Trumpeter снабдил свои модели разнообразным подвесным вооружением, однако литье подкачало – на пластике имеются утяжины. Грубее всего выглядит модель Academy – ее детали кажутся толстоватыми и слегка оплывшими.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений