Проектный метод в работе учителя логопеда доу. Проектная деятельность в работе учителя-логопеда

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Попова Ирина Владимировна,
учитель-логопед МАДОУ «Золушка»
г. Ноябрьск, ЯНАО, Россия

Логопедические тропинки

Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Восточная мудрость)

Актуальность проекта.
В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний.
По мнению американских педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

Вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность ребенка-дошкольника, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста.

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на педагога. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого.

Но стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у которых существуют проблемы в развитии речи? Собственный опыт позволяет ответить однозначно – да! Напротив, такие дети возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык.

Разница заключается только в том, что логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С.А.Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.

Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия логопеда и ребёнка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса.
Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Решение проблем коррекции речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.

Во-вторых, информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.

В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

В четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.

Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.
Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.

Проект предназначен для детей 5 – 7 лет

Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Задачи проекта
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Увеличить объем коррекционного воздействия,
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
6. Побуждать детей к совместной деятельности.
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Ожидаемый результат:
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Эффективность данных результатов
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

Для родителей:
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Для педагогов
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через
разнообразные формы и методы работы;

Для ДОУ
- благоприятные условия для профессионального роста педагогов;

Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации проекта – 1 год

Этапы и стратегия реализации проекта

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.

II. Основной этап реализации проекта (практический):

1. Логопедический проект «Послушный ветерок»
Задачи:
Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания
Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания
Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный
Срок реализации: Сентябрь- октябрь

Содержание работы:
Работа с детьми
Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у
детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических
упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.
Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;
Занятие с детьми на тему «Здоровейка»
Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики
Работа с семьей
Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»
Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания»
Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой
Работа с педагогами
Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;
Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;

Оформление выставки «Послушный ветерок»

2. Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке»
Задачи:
Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения,
Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов
Повышение компетенции воспитателей в данной области.

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный
Срок реализации: Октябрь

Содержание работы:
Работа с детьми
Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки
Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом язычке», дидактической куклы
Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке
Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке
Работа с семьей
Памятки «Строение артикуляционного аппарата»
Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений»
Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.
Совместное с ребенком изготовление странички или артикуляционного куба «Сказка о Веселом Язычке»
Работа с педагогами
Практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений»
Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке
Практический результат проекта
Итоговое занятие – «Презентация артикуляционных кубов, коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке»
Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке

3. Логопедический проект «Рифмушки»
Задачи:
Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей.
Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.
Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.

Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный
Срок реализации: Ноябрь

Содержание работы:
Работа с детьми
Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях.
Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук.
Оформление обложки собственной книжки-малышки «Рифмушки», придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций
Работа с семьей
Консультация – практикум для родителей «Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей»
Анкетирование родителей по теме «Фонематические процессы у детей» с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме.
Памятка для родителей «Волшебный мир звуков» (игры на развитие фонематических представлений)
Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки «Рифмушки»
Работа с педагогами
Консультация- практикум для педагогов «Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей»
Консультация для педагогов «Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями»
Консультация-практикум для музыкальных руководителей «Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками»
Практический результат проекта
Презентация и выставка книжек-малышек «Рифмушки», изготовленных руками детей,
Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок

4. Логопедический проект «Трудные звуки»
Задачи:
Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека
Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков
Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
Повышение компетенции воспитателей в данной области

Вид проекта: Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный
Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения

Содержание работы:
Работа с детьми
Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»
Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др.
Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков»
Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»
Работа с семьей
Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»;
Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки»
Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.
Работа с педагогами
Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки)
Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
Практический результат проекта
Презентация индивидуальных буклетов «Трудные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений.
Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

5. Логопедический проект «Все по порядку»
Задачи:
Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа;
Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности;
Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.);
Углубление знаний детей об окружающей среде;
Улучшение коммуникативных навыков детей
Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
Повышение компетенции воспитателей в данной области


Содержание работы:
Работа с детьми
Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам;
Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов;
Работа с семьей
Лекторий для родителей «А речь словно реченька льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей)
Работа с педагогами
Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника».
Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Все по порядку»
Его практическое использование;
Практический результат проекта
Оформление коллективного альбома «Все по порядку», его презентация на занятиях,
Практическое использование
Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок

6. Логопедический проект «Очень важные словечки»
Задачи:
Развитие грамматического строя речи
Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах;
Развитие у детей интереса к родному языку
Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
Повышение компетенции воспитателей в данной области

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный
Срок реализации: В течение учебного года

Содержание работы:
Работа с детьми
Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх,
Использование моделей предлогов
Составление предложений с заданным предлогом
Наблюдение за предлогами в русском языке
Участие в создании страничек копилки «Очень важные словечки»
Работа с семьей
Лекторий для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника»
Периодическое заполнение в индивидуальной папке ребенка странички «Очень важные словечки» - рисунками моделей изучаемых предлогов.
Работа с педагогами
Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи;
Пополнение совместно с детьми копилки «Очень важные словечки» на каждый отрабатываемый учителем-логопедом на специальных занятиях предлог.
Практическое использование этого пособия.
Практический результат проекта
Создание копилки «Очень важные словечки»
Практическое использование

7. Логопедический проект «Такие разные слова»
Задачи:
Наблюдение за языковой действительностью, словами различных категорий;
Формирование начальных представлений о многообразии слов в русском языке;
Развитие языкового чутья.
Вовлечение родителей в поисковую деятельность детей
Формирование у детей интереса к родному языку.

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный/ индивидуальный
Срок реализации: В течение учебного года

Содержание работы:
Работа с детьми
Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх;
Подбор материала и иллюстрирование страничек для копилки словарей.
Работа с семьей
Создание совместно с детьми страничек для копилки словарей
Лекторий для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольника»
Памятка для родителей «Подскажи словечко» (игры на обогащение словаря ребенка)
Работа с педагогами
Педагогическая копилка «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»;
Практическое применение коллективно изготовленной копилки словарей, помощь в ее периодическом пополнении
Практический результат проекта
Создание коллективной копилки словарей:
- «Упрямые слова» (неизменяемые)
- «Слова-друзья» (синонимы)
- «Слова наоборот» (антонимы)
- «Слова-близнецы» (паронимы)
Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации

8. Логопедический проект «Копилка «трудных» слов»
Задачи:
Формирование слоговой структуры слов
Развитие фонематических процессов

Вид проекта: Практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный
Срок реализации: В течение всего периода коррекционной работы

Содержание работы:
Работа с детьми
Игры и упражнения для предупреждения нарушений слоговой структуры слов;
Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка. (тщательная и последовательная отработка каждого типа слоговой структуры сначала на материале слов, затем - на материале фразовой речи)
Оформление обложки книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними
Работа с семьей
Лекторий для родителей «Ох уж эти «трудные» слова» (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова)
Памятка для родителей «Ох уж эти трудные слова»
Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними.
Использование этого пособия для закрепления речевого материала во время домашних занятий.
Работа с педагогами
Диагностический инструментарий в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей
Педагогическая копилка «Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе. Рекомендации по предупреждению нарушений и развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста»
Практический результат проекта
Оформление книжки-копилки «трудных» слов.
Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
Ознакомление детей и родителей с результатами проекта ан индивидуально занятии

9. Логопедический проект «АБВГДЕЙка»
Задачи:
Усвоение образа буквы;
Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки”
Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации.
Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.
Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.

Вид проекта: Исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный
Срок реализации: В течение учебного года

Содержание работы:
Работа с детьми
Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв.
Анализ существующих Азбук.
Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения,
Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука»
Подготовка и участие в празднике «АБВГДЕЙка»
Работа с семьей
Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала…),
Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове)
Работа с педагогами
Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв.
Координация процесса творческой исследовательской деятельности,
Помощь детям в поиске источников информации,
Поддержка и поощрение активности детей
Практический результат проекта
Итоговая выставка-презентация «Веселая азбука»
Речевой праздник «АБВГДЕЙка»

III. Заключительный этап реализации проекта:

Задачи:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «АБВГДЕЙка».
3. Презентация проекта «Логопедические тропинки» для учителей-логопедов и педагогов МАДОУ и города.

Конечным продуктом проекта будет являться:
Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями

Прогноз возможных негативных последствий.
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Список использованной литературы:

1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012


Опыт работы Будылевой Ирины Анатольевны учителя- логопеда высшей категории МДОУ д/с 21 «Красная Шапочка» комбинированного вида Образование- высшее (СГПУ) Стаж педагогической работы- 28 лет. Категория- высшая. Награды- нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации»


Почему мы используем проекты? Проекты: помогают нам активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; помогают детям осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию у детей творческих способностей; способствуют умению наблюдать, слушать; позволяют развивать навыки обобщения и анализа; помогают увидеть ребенку проблему с разных сторон, комплексно; развивают ВПФ (воображение, внимание, мышление, память, речь);


В работе над проектом логопед должен: иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой; донести ее до детей; ознакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте; заинтересовать каждого ребенка; использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей; использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка; использовать индивидуальный подход; оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах; информировать о его реализации.


Примерный план работы логопедов по подготовке проекта На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. Разработка плана достижения цели (логопед обсуждает план с воспитателями, родителями). Привлечение других специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Домашние задания для совместной работы родителей и детей. Презентация проекта, открытое занятие.


Мы используем такие виды проектов: комплексные: «Мир театра», «Люблю тебя, моя Россия», «Книжкина неделя», «Неболейка»; межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы»; групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Весёлая астрономия», «Береги здоровье смолоду »; индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Сказочная птица», «Я познаю себя»; исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье ». По продолжительности они у нас были: краткосрочными (одно или несколько занятий); средней продолжительности; долгосрочные (например, «Какие мы?» - на несколько месяцев).


Проект «Зверьё моё». Словарь и словообразование 1.Пополнение и активизация словаря по темам «Домашние птицы и животные», «Дикие животные» 2. Образование названий детенышей с использованием суффиксов –енок- ёнок ат- ят-. 3. Образование притяжательных (лисий, волчья) прилагательных. 4.Образование глаголов префиксальным способом (прибежал, убежал) Грамматический строй речи. 1.Закрепление в речи предлогов –у-в- 2.Согласование числительных с существительными. 3. Согласование слов в предложении в роде, падеже. Развитие связной речи 1.Загадки о животных, птицах их толкование. 2.Пересказ коротких рассказов. 3.Составление описательных рассказов. 4.Заучивание стихотворений. 5.Драматизация сказок. Развитие слоговой структуры слова. 1.Проговаривание сложных слов со стечением согласных (проворный, берлога). 2.Проговаривание чистоговорок, скороговорок («Белый снег, белый мел…. » и др.) 3. Выполнение логоритмических упражнений («Заяц Егорка») и пальчиковой гимнастики («Белка»). Развитие ВПФ. 1.Развитие слухового и зрительного внимания («Кто убежал?», «Помоги малышам»). 2.Развитие ориентировки в пространстве (составление разрезных картинок). 3.Развитие логического мышления («Угадай, кто я», «Четвертый лишний»). Работа учителя-логопеда с детьми.


Взаимосвязь с родителями. 1. Выполнение домашней работы по заданию логопеда. 2.Проведение родительского собрания «Учите детей играя». 3.Привлечение родителей к изготовлению поделок, атрибутов, пособий, игр по теме данного проекта. 4.Оформление стендов с родителями «Изучаем птиц и животных». 5.Издание групповой газеты с использованием фотографий домашних питомцев. Взаимосвязь с педагогами. 1.Проведение интегрированных занятий. («Мои друзья» (логопед, воспитатель, музыкальный руководитель); «Три котенка» (логопед, дефектолог, воспитатель) 2.Проведение семинара практикума для воспитателей и специалистов «Использование игр по развитию грамматического строя речи на различных занятиях». 3.Проведение театрализованных представлений: драматизация сказки «Колобок»; кукольный театр «Теремок»; пальчиковый театр «Заюшкина избушка». Работа учителя-логопеда.
В нашем детском саду логопеды используют проектную деятельность с 2006 года. Педагоги очень творчески подошли к разработке проектов, из-за отсутствия опыта в составлении были свои трудности. В учебном году было разработано и проведено лишь 3 проекта, в последующие учебные годы количество и качество проектов значительно повысилось. Рост и развитие проектной деятельности с учебный год.

Лариса Старосельцева
Опыт использования проектного метода в логопедической практике.

Главные преимущества этого метода в работе логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого , возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику самостоятельности,возможности сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.

Исходя из выше сказанного, я пришла к выводу о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов , структура которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Работая над проектом , я выработала определенную последовательность :

Первый этап – выбор темы.

Выбор темы я осуществлю вместе с детьми.

На данном этапе я :

1) ставлю перед собой цель, исходя из потребностей интересов ребёнка;

2) вовлекаю дошкольников в решение проблемы;

3) намечаю план движения к цели;

4) обсуждаю план с родителями (если это необходимо) ;

6)вместе с детьми и родителями составляю план – схему проведения проекта ;

7)собираю информацию, материал.

Второй этап – реализация проекта .

Реализацию проектов произвожу через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную) .

Задача, которую я ставлю на данном этапе – создать условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Последовательность работы, которую я выполняю на данном этапе :

1. провожу занятия, игры, наблюдения (мероприятия основной части проекта ) ;

2. даю домашние задания родителям и детям;

3. поощряю самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.)

Третий этап – презентация проекта .

Стараюсь, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольника, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта .

Задача, которую решаю на данном этапе это : создание условий для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.)

Последовательность моей работы над проектом на данном этапе :

1) провожу презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляю книгу, альбом совместно с детьми;

2) подвожу итоги (выступаю на педсовете, родительском собрании, обобщаю опыт работы )

Четвёртый этап – рефлексия.

Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализ допущенных ошибок, оценки своих достижений.

На данном этапе я обсуждаю с детьми не только то, чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Таким образом, дети могут самостоятельно проанализировать свою деятельность.

При этом не забываю, что дошкольники нуждается в поощрениях. Они ожидают похвалы за выполненную работу.

Мне бы хотелось остановиться на наиболее интересных проектах , которые я провела в своей логопедической практике .

Проект «Логопедические тропинки » - это долгосрочный проект , который я начала реализовывать в сентябре 2015году и завершу в мае 2016 года. Он состоит из мини проектов , которые взаимопроникают друг в друга. При этом стараюсь не забывать, что ребёнок является неотъемлемой частью этих соседствующих, пересекающихся, взаимно заинтересованных мини миров.

«Логопедические тропинки » – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения речи, «тропинки» , ведущие ребенка к полноценной развитой речи.

Мини проект «Сказка о Веселом Язычке» направлен на развитие артикуляционной моторики.

Задача мини проекта «Послушный ветерок» - развитие правильного речевого дыхания.

Развитию фонематических процессов поможет мини проект «Рифмушки» .

Мини проект «Трудные звуки» поможет усвоению правильного звукопроизношения, а развитию лексико-грамматической стороны речи и составлению связного высказывания - мини проект «Все по порядку» .

С помощью мини проекта «Умные пальчики» я развиваю мелкую моторику рук детей, которая имеет большое значение в становлении речи.

Я строю свою работу так, чтобы каждую такую «тропинку» ребенок «прошел» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности .

В ходе проведение проекта «Логопедические тропинки » , я ожидаю что :

Произойдет развитию коммуникативных и творческих способностей детей;

Повысится психолого -педагогическая компетенция педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей;

Родители заинтересуются не только результатами, но и самим процессом коррекционно-воспитательной работы.

Практическая значимость проекта заключается в том , что предложенная система применения проектного метода в коррекционно- логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Именно поэтому первой «логопедической тропинкой » стала «Сказка о Веселом язычке» . В ходе этого проекта я старалась вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат к проведению занятий основного этапа (постановка, автоматизация и дифференциация звуков, познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой и правилами её проведения.

Перед тем как начать проект я провела диагностику для выявление уровня подвижности органов артикуляционного аппарата,

подобрала информацию о значимости артикуляционной гимнастики, подготовила дидактические пособия и презентаций.

Для ознакомления родителей с проблемой провела :

Консультацию «Строение артикуляционного аппарата» ,

Беседу «Выполнение основных артикуляционных упражнений» ,

На индивидуальных встречах показала выполнение упражнений, направленных

на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы

Создала презентации для родителей.

Работу с детьми я начала с подготовительных упражнений «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее» .

Данные упражнения :

Снимают напряжение мышц шеи и плеч;

Вызывают прилив крови к речевым органам;

Являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

Широко использую в своей практике самомассж . Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц, управлять ими, делает мимику выразительнее.

Разработала комплекс артикуляционных упражнений утренней гимнастики «Веселые язычки» .

Очень понравилось детям коллективное придумывание сказок о Веселом Язычке, рисование иллюстраций к сказке.

Для развития артикуляционной моторики я использую элементы биоэнергопластики. Это прием, при котором артикуляционные упражнения провожу одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой, затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

Заключительным этапом этого проекта стала презентация для родителей. Где я показала приемы выполнения артикуляционных упражнений и как их выполняют дети.

Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Вот поэтому второй «логопедической тропинкой » , по которой я предложила «пройти» детям был мини проект «Послушный ветерок» . Цель которого : развитие правильного речевого дыхания и направленной воздушной струи.

Вместе с детьми было подготовлено много пособий, ветровичков, игр для развития дыхания. Большой интерес у детей вызвали такие игры как : «Задуй свечку» , «Сделай волну» , «Мы подуем на плечо» и т. д.

Проведена большая работа с родителями. В консультациях для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания» , «Дыхание и слитность речи» , «Дыхательная гимнастика» , я предложила комплексы упражнений по развитию речевого дыхания, которые можно выполнять в домашних условиях.

Каждому родителю приготовила памятки : «Послушный ветерок» , «Будем правильно дышать» , «Игровые упражнения для развития дыхания» .

В результате проведенного проекта дети научились правильному дыханию при речи, в результате речь стала более чёткой, разборчивой.

Разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.

Сформирована устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.

Значительно повысилась грамотность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.

Следующим мини проектом стал проект «Умные пальчики» .

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность развития мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Я предположила что, если в системе работы с детьми дошкольного возраста активно использовать упражнения на развитие мелкой моторики в игровых и нетрадиционных формах и приемах, то это эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям.

Цель :

Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы .

Был составлен план мероприятий, подобран художественная, методическая литературу , игровой и дидактический материал для детей.

Проведена большая работа с родителями.

В ходе консультации «Развитие мелкой моторики» и беседы «Выполнение пальчиковой гимнастики» я раскрыла родителям значение развития мелкой моторики. Объяснила, как выполняется то, или иное упражнение.

Вместе с детьми составили новые комплексы упражнений.

Наряду с работой с родителями я проводила и работу с воспитателями. Консультация «Умная шнуровка пальцам тренировка» , помогла воспитателям вспомнить забытые приемы игр со шнурками. Большой интерес у воспитателей вызвал прием определения уровня развития мелкой моторики рук.

В работе с детьми хочется отметить выполнение упражнений в «сухом бассейне» с песком. Песочная терапия давно заняла лидирующее место в логопедической практике . Дети с удовольствием придумывают сюжеты игр с песком, продолжают данные сюжеты.

Итогом этого проекта стала коллективная работа «Песочная страна» , где каждый ребенок смог продемонстрировать свои умения и фантазию.

Мини проект «Рифмушки» направлен на развитие фонематического восприятия. В ходе выполнения этого проекта дети научились подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.

Проект привлек внимание родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.

Проект «Трудные звуки» поможет детям овладеть правильным произношением.

После того как все «логопедические тропинки » будут пройдены, я планирую провести развлечение «Страна правильной речи» . Где бы каждый ребенок смог показать чему он научился.

Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам".. Вот и возникла у меня идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Так и появился проект «Наш веселый огород» .

Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами посадили и вырастили растения, ухаживали за ними.

Я научила детей как правильно выбрать место для огорода, вскопать землю, высадить рассаду и семена.

Мы посадили лук и капусту. Лук прижился сразу,а вот с капустой были проблемы. Лето было жаркое и засушливое, поэтому днем нам приходилось притенять наши посадки с помощью веточек, а вечером обязательно поливать. Дети научились наблюдать и рассказывать о том что они заметили, делать выводы. Обогатился словарный запас, расширились представления детей о жизни растений. Я провела и непосредственно образовательную деятельность по теме «Овощи» , в ходе которой дети много узнали о овощах и условиях их роста; лепку, рисование по теме для развития мелкой моторики и развития интереса по теме проекта . Дети очень ждали когда же мы получим первый урожай. И вот этот день настал. Лук и капуста выросли на славу. Дети все вмести решили отдать на кухню детского сада, что бы угостить всех.

Так решая простые бытовые задачи я смогла сплотить коллектив вокруг одной цели (выращивания овощей) , смогла вовлечь детей в речевую деятельность,обогатить словарный запас, расширить кругозор и т. д.

Лето-это время творчества и свершений. На организацию летнего проекта меня натолкнули сами дети, когда попросили проводить логопедические занятия на улице . Так и получился проект «Наше солнечное лето!» Логопедические занятия я не только перенесла на улицу, но и постаралась их включить в повседневные игры и дела детей.

Работая на клумбе, мы заучивали чистоговорки про цветы, помогая малышам собирать песок, повторяли приметы лета. Работу над развитием мелкой моторики я проводила в песке (песочная терапия) . Это позволило детям проявлять больше самостоятельности.

Итогом этого проекта стал праздник «Какого цвела лето?» .Который позволил детям раскрыть свои творческие способности, умение четко и выразительно читать стихи.

Работа нашего детского сада направлено на нравственно-патриотическое воспитании детей. Я как учитель-логопед не могла оставить эту тему в стороне Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Таким образом, я приняла решение разработать и реализовать проект «Этот день Победы» .

Проект «Этот день Победы» (проведенный к семидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.) не только воочию познакомил дошкольников с героическим прошлым нашего народа, но и приобщил к великолепному искусству и творчеству наших художников, поэтов и писателей. Дети, затаив дыхание, слушали рассказы о сражениях, воинах, доблести и чести. О том, как весь русский народ поднялся на защиту своей Родин Активный словарь детей пополнился новыми, ранее неизвестными дошкольникам словами, их эмоциональное состояние было восторженным и приподнятым. Дети участвовали в торжественном марше в поселке имени Маршала Жукова. Вернувшись в детский сад, с удовольствием делились впечатлениями с родителями, с братьями и сёстрами, обсуждали увиденное и услышанное. Каждый ребенок подготовил рассказ о своем ветеране, о его подвигах, наградах. Воспитанники делились друг с другом информацией, показывали фото, вырезки из газет.

Дети принесли фотографии своих родственников, которые служат в вооруженных силах Российской Федерации и других силовых структурах.

Каждый ребенок подготовил небольшой устный рассказ о своем защитнике Отечества. В ходе проведения беседы, дети по очереди рассказали о своих героях, показали фотографии. После этого все вместе расположили фотографии на стенде, оформили фотовыставку «На страже Родины» . Проделанная работа способствует патриотическому воспитанию, повышает чувства гордости и уважения к истории своей семьи, своего народа.

В группе я организовала выставку военной техники которую дети принесли из дома. Но не просто надо было ее принести и поставить, надо было вместе с родителями подготовить рассказ об этой технике, ее значении в годы войны.

Совместно с детьми мы нарисовали рисунки на тему «Наша армия самая сильная» , сделали поделки из пластилина. Эта работа способствовала развитию мелкой моторики.

Почта России предложила нам принять участие в Акции «Письмо ветерану» . Воспитанники с удовольствием включились в работу. Выучили стихи про ветеранов, нарисовали рисунки, свернули письма-треугольники.

Я с воспитанниками приняла участие во Всероссийской акции «Сирень Победы» . Родители купили саженцы сортовой сирени. Мы торжественно произвели посадку сирени на территории детского сада. Этому предшествовало заучивание стихов о Великой Отечественной войне, поиски информации в интернете о сортах сирени. Дети много узнали нового и интересного.

Непосредственно образовательная деятельность, которую я провела, на тему : «Символы Победы - ордена, медали и знамена» , познакомили детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом. Все это помогло воспитать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Организованный музей одного образа «Открытка с днём победы» , помогла детям понять, для чего нужна открытка, что на открытках изображено.

Одновременно решались и логопедические задачи : расширялся словарный запас, дети учились строить правильные предложения, составлять рассказы.

Работа над проектом завершилась праздничным концертом посвященным семидесятилетию Победы. В ходе которого, дети сумели продемонстрировать все свои знания и умения.

В своей работе стараюсь не только исправлять недостатка речи, но и прививать общечеловеческие ценности. Познавательно-речевой проект с элементами исследовательской деятельности, который я начала в ноябре 2015года и закончила в феврале 2016 года «Добро начинается с малого . Покормите птиц зимой» , стал тому подтверждением. Научить детей сочувствовать, сопереживать, размышлять над отношением людей к природе и при этом переживать гнев и боль от жестокости человека и получать удовольствие и радость от добрых благородных поступков – вот то, от чего зависит формирование основ личности и экологической культуры. Ведь то, что мы вложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Участие в проекте не только детей и педагогов, но и родителей, а также жителей поселка, способствовало формированию ответственного отношения к природе, желание беречь ее и заботиться о братьях наших меньших. Широкий спектр структурных компонентов проекта позволило сделать данную работу интересной и привлекательной. Задачи, которые я ставила перед собой это :

Экологическое просвещение детей и родителей, оказание помощи птицам в зимний период;

Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников;

Увеличение словарного запаса, закрепление умения правильно строить предложения, высказывать свои мысли.

Перед началом проведения проекта была проведена больная подготовительная работа. Мы оповестили всех детей и родителей группы о проведении проекта «Покормите птиц зимой» , разместили объявления в раздевалке,

изготовили для родителей и жителей поселка им. Маршала Жукова агитационные листовки. Воспитанники вместе с родителями сделали кормушки. Всего было изготовлено 19 кормушек. Разместили их на территории детского сада. Каждый день проводили подкормку птиц, наблюдали,результаты записывали, зарисовывали в дневник наблюдений. Параллельно с этой работой я проводила и непосредственно образовательную деятельность и по развитию речи, и по рисованию, и по лепке. Рассказывала о зимующих птицах нашего курского края, об их отличительных особенностях. Дети научились лепить, рисовать, изготавливать из бумаги (аппликация, оригами) птиц. Это имеет больное значение для развития мелкой моторики.

Для проведения викторины «Что мы знаем о птицах» , мною было изучено много литературы, что бы выбрать интересные моменты из жизни птиц и познакомить с ними детей. Вечер поэзии «Птицы - наши друзья» , показал детям, как поэты в своих произведениях рассказывают о птицах. Воспитанники продемонстрировали свои знания стихов о птицах, соревновались в умении выразительно их читать.

В завершении проекта мной были подведены итоги. Самые активные участники награждены грамотами.

Я заметила что, обогатился и расширился словарный запас детей; усовершенствовалась диалогическая и монологическая речь.

Дети научились четко, понятно и последовательно рассказывать о своих действиях. Сформировалось чувство сотрудничества и взаимопомощи. Дети научились вести наблюдения и делать выводы, получили знания о птицах, узнали о необходимости помогать им в зимний период. Сформировалось желание покормить птиц зимой. Воспитанники приобрели опыт доброжелательного общения со сверстниками во время исследовательской деятельности по проекту .

На педагогическом совете МБДОУ, мной было предложено всем группам провести работу по теме «Покормите птиц зимой» . Я разработала план работы МБДОУ по данной теме.

Управление по делам здравоохранения и образования по Курскому району провела конкурс по Акции «Покормите птиц зимой» . Мой проект «Добро начинается с малого… » Стал победителем среди образовательных учреждений Курского района.

Участие старших дошкольников в проектах разного вида , творческий характер их деятельности, её привлекательность для каждого ребёнка, открывают для маленького человека новое, интересное и неизведанное.

Знания, приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого проекта , становятся личным достоянием каждого ребёнка, той движущей силой, на которой взращивается личность. Обучение с коррекционной направленностью приобретает форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка, результаты которой интересуют его гораздо больше, чем просто полученная от педагога информация. И речь формируется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и интереснее.

Таким образом, я убедилась, что выбранная мной технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника :

Расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

Совершенствовать звуковую сторону речи;

Развить способность к словотворчеству;

Формировать личностные качества ребенка;

Развить коммуникативные навыки;

Добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.

Реализация проектной деятельности по различным темам

Основными задачами проектной деятельности являются:

1 Создание условий для развития речевых, познавательных и творческих способностей детей;

2. Формирование важности совместного творчества педагогов, воспитанников и их родителей;

3. Раскрытие творческого потенциала детей;

4. Воспитание нравственных качеств и патриотизма.

Первой темой проекта была "Разноцветная Осень".

Эта тема помогла развить общее представление детей о прекрасном времени года - осени. Полученная информация способствовала развитию у детей активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения, правильному высказыванию мыслей. Итогом этой деятельности была выставка работ совместного творчества детей и их родителей " Дары Осени"

Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, знакомство с традициями и обычаями. Формирование у детей нравственных ценностей, любви к родному городу, воспитание гражданина и патриота своей страны осуществлялось в проекте "Что мы знаем о своём городе?" Беседы о Ростове, совместные прогулки и экскурсии детей с родителями, рисунки детей, фотовыставка" Наш город" - всё это способствовало обогащению знаний и умению детей.

С целью привлечения внимания родителей воспитанников, а также педагогов к проблемам приобщения детей к книге было принято решение участия ДОУ в районном проекте " Книга в детский сад" Был создан мюзикл" Муха-Цокотуха" и дети приняли участие в конкурсном движении. Задачей наших проектов стало увеличение степени участия родителей в жизни детского сада. Модель " Книжного дерева" отразила степень читаемых произведений детям в семье, увеличила степень участия родителей в формировании книжной культуры. Дети с удовольствием рисовали любимых героев, изготовили книжки-малышки в дар библиотеке.

IMG]/upload/blogs/detsad-221954-1471428437.jpg о приглашению сотрудников районной библиотеки им. Зои Космодемьянской наши воспитанники посетили открытый урок " Любимая книга"

Только совместная и плодотворная работа родителей и сотрудников ДОУ способствовала реализации поставленных задач в моей проектной деятельности.

У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего этим местом является то место, где человек родился или провёл много времени, вспоминая своё детство. Этому городу не обязательно быть столицей. Наш город многонациональный, является столицей ЮФО. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, географическим, природно - экологическим своеобразием родного края. " Знать - значит полюбить" - так гласит поговорка. Эти знания о родном крае помогут детям правильно распорядиться, сохранить и приумножить наследие поколений. Был разработан перспективный план по ознакомлению с родным городом детей старшей группы. Творческий проект включил в себя анкетирование родителей, беседы о Ростове,совместные экскурсии детей с их родителями, фотоконкурсы ко дню рождения города, выставку рисунков " Любимое место в городе",изготовление макетов города - будущего,проведение спортивного праздника " Папа, мама и я - ростовская спортивная семья". экскурсия в районную библиотеку им. Зои Космодемьянской.

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда.

Серова Е.В.

учитель-логопед

МДОУ д/с № 14 «Тополек»

Проектирование сегодня занимает особое место в дошкольном образовании. Это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни.

Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, используется исследовательская работа. Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е.педагог ненавязчиво направляет работу детей. Поэтому важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности:

Помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

Подсказывает, какие материалы можно использовать;

Планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

Определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;

Координировать весь процесс творческой деятельности;

Помогать детям в поиске источников информации;

Самому быть источником информации;

Поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.

Работая в этом направлении, мною совместно с воспитателями, детьми и при участии родителей создан и реализован творческий проект «Пальчики помогают говорить».

Актуальность проекта заключается в том, что уровень развития речи и мышления ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поскольку центры головного мозга, отвечающие за речь и тонкую моторику пальцев расположены очень близко. Стимулируя последнюю и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что дальнейшее обучение в школе потребует от ребенка использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных учебных действий.

Цель проекта: создать образовательное пространство в группе по развитию мелкой моторики рук; разработать систему работы направленную на развитие мелкой моторики.

Задачи:

Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук на старшую речевую группу на основе тематического планирования.

Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка «Ловкие пальчики».

Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий способствующих развитию мелкой моторики рук.

Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Сформировать элементарные специфические графические навыки.

Подготовить руку ребенка к письму.

Проект «Пальчики помогают говорить» долгосрочный, творческий, групповой. Срок реализации проекта 2 года – старшая, подготовительная группы.

Основными принципами реализации проекта являлись: принцип доступности, гуманистичности, деятельности, принцип интеграции, системности, преемственности.

Система работы по развитию мелкой моторики включала в себя знакомство детей со строением рук, посредством пальчиковой гимнастики, массажа, игр, упражнений, развития графо-моторных навыков. По мере реализации проекта совместно с родителями и детьми был оформлен уголок «Ловкие пальчики».

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап (сбор информации по теме).

1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики создание «Банка идей».

2. Обоснование путей реализации проекта.

3. Диагностика.

II. Основной (практический) .

1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе календарно - тематического планирования с подбором материала:

комплексов пальчиковой гимнастики,

пальчиковой азбуки,

игр и упражнений с различными предметами,

упражнений на развитие графо-моторных навыков,

упражнения с элементами массажа,

упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

2. Работа с детьми:

Закрепление знакомых упражнений в уголке «Ловкие пальчики» в свободной деятельности:

тематические занятия,

игры с предметами (игры с крупой, семенами, бусинами и т.д.),

разного вида шнуровки,

пальчиковый театр,

пальчиковая азбука,

пальчиковые игры,

развитие графо-моторных навыков,

работа в тетрадях (клетка),

раскраски, трафареты,

самостоятельная творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование и т.д.),

игры-соревнования,

организация выставок.

3. Работа с педагогами

Семинары-практикумы: «Пальцы помогают говорить», «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»

4. Работа с родителями:

Консультации: «Развитие мелкой моторики рук», «Обучение письму детей дошкольного возраста», «Направления развития ручной умелости у детей дошкольного возраста», «Готовим руку к письму», «Что нужно знать о навыках письма»,«Леворукость у детей», «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи», «Приемы формирования мелкой моторики», «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Пальцы помогают говорить»

Мастер-класс «Поиграйте с ребенком дома»

Папки-передвижки

Родительские собрания

Индивидуальные консультации и беседы

Конкурс на лучшую игру

Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики

Привлечение к изготовлению пособий, тренажёров и настольных игр.

Тематические занятия по проекту проводились 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность -15-20 минут.

Основные направления работы с детьми на занятиях:

Дыхательные упражнения.

Тематическая беседа.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на координацию речи с движением.

Пальчиковая гимнастика (разучивание 1 новой гимнастики на каждом занятии).

Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

Работа с различными семенами (сортировка, перекладывание, выкладывание узоров)

Работа с пластилином, пластикой, солёным тестом.

III. Заключительный этап

1. Подведение итогов и анализ:

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей с речевым нарушением.

Анкетирование родителей (для определения результативности работы).

2. Постановка задач на будущее.

IV.Подведение итогов

Презентация проекта.

Выставка игр и пособий.

Уголок «Ловкие пальчики».

Конкурс семейного творчества «Лучшая дидактическая игра по развитию мелкой моторики».

В результате работы над проектом:

Разработан перспективный план по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования.

Создан уголок «Ловкие пальчики».

Родителями изготовлены дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.

Разработан консультационный материал для родителей.

Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр и кинезиологических упражнений в подготовке детей к успешному обучению в школе.

План реализации проекта

Виды деятельности Цели и задачи

1. Изучение тематики, формулировка проблемы Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.

2. Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта. Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и выстроить систему работы.

4. Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.

5. Включение педагогами речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

6. Консультации на тему:

«Пальчиковые игры», «Речь и пальчики». Уголок «Ловкие пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

7. Семинар-практикум для воспитателей «Пальцы помогают говорить» Познакомить воспитателей с различными видами речевых пальчиковых игр.

8. Консультация для воспитателей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи» Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей.

9. Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта

10. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

11. Повторная диагностика в конце учебного года. Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании психо-речевого развития детей.

12. Анализ проделанной работы по проекту. Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.

14. Постановка новой проблемы Пополнить план работы новым разделом.

Список литературы.

Алябьева, Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003.

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2002.

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.

Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.

Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом Язычке. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Бухучет инфо Оквэд 4941 расшифровка с года Бухучет инфо Оквэд 4941 расшифровка с года