Рекомендации по оформлению ученических исследовательских проектов по физике. План исследовательской работы и проекта Проект на на тему исследовательские

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Индивидуальный исследовательский проект по теме «Искусство вокруг нас. Рождение книги»


«Искусство вокруг нас. В.Демидова 9-а»

Исследовательский проект

Искусство вокруг нас

г. Миасс
Наставник:
Ботова Ольга Николаевна,
учитель ИЗО и МХК,

МКОУ «СОШ № 11»

Введение …………………………….....................................................................................3

Глава 1. Что такое книга?.......................................................................................................4

Глава2. Появление книги…………………………….........................................................5

Глава3. Изобретение бумаги ………………………………………………………………6

Глава4. Книгопечатание на Руси ………………………………………………………….7

Глава 5. Искусство оформления книги……………………………………………………..8

Глава 6. Книга из нашей семейной библиотеки……………………………………………9

Заключение…………………………………………………………………………………...10

Использованная литература

Введение

Актуальность исследования

Объект исследования: рождение книги

Предмет исследования: книга

Методы исследования:

Теоретическая значимость

Практическая значимость

Глава 1. Что такое книга?

В мире известны семь чудес света: величественные египет­ские пирамиды, статуя Зевса в Олимпии, висячие сады асси­рийской царицы Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды Эфесской, статуя бога Гелиоса в гавани острова Родос, Гали­карнасский мавзолей и маяк в Александрии. Есть и еще одно чудо света, не менее удивительное, оно знакомо каж­дому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человеческого разума, что редко задумываемся над историей его создания.А чудо лежит всегда под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать об интересных событиях. Это - КНИГА, гениальное изобретение человечества.

Книга входит в жизнь человека с самого раннего детства, и мы привы­каем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.В младенчестве, еще не научившись читать, мы перелистываем книжки-картинки и в рисунках познаем окружающий нас мир. Потом приходит пора сказок, мудрых, веселых и грустных сказок, где за фантастическими событиями угадывается настоящая жизнь. «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок...». Чем старше становимся мы, тем шире круг нашего чтения. Учебники, книги о путешествиях, рассказы о героях минувшего и наших современ­никах, справочники, словари. Книжки-малышки, умещающиеся в карма­не, и увесистые тома большого формата, скромные книги без иллюстра­ций и красочные альбомы. Да разве можно перечислить все книжное богатство, окружающее нас!

Чтобы книга появилась на свет, писатель собирал для нее факты, изу­чал жизнь героев будущего произведения, придирчиво отбирал самые нужные слова - именно те, что заставят потом читателей смеяться или плакать. Над книгой долго работал художник: продумывал ее макет, оформление, создавал иллюстрации. Работники издательства свели воеди­но труд писателя и художника, выбрали для книги красивый шрифт, подготовили рукопись к долгому путешествию по цехам типографии, где и произойдет рождение книги. Но и это еще не все.В книгу вложен труд людей десятков разных профессий: лесорубы валили лес, рабочие на бумажной фабрике изготовили из этого леса бума­гу, шахтеры добыли уголь и руду, металлурги сварили металл для поли­графических машин, машиностроители сделали машины. А потом труди­лись наборщики, печатники, переплетчики...Так творится «обыкновенное чудо» - книга.

Но книга в таком понимании возникла далеко не сразу. У нее был много прообразов в старину.

Глава 2. Появление книги

И так, как же появилась книга? В древние времена не было книг, но это не значит, что у людей не было никакой информации. Люди придумывали сказки, песни, мифы, и передавали их из уст в уста. Информации с каждым поколением становилось все больше и уже люди не могли ее всю запомнить. Тогда они начали искать выход и стали придумывать различные способы запомнить (записать) информацию. Начали писать на глиняных дощечках, камнях, шкуре животных, бересте и т.д. Самые первые кни­ги появились бо­лее пяти тысяч назад в Месопотамии. Это были глиняные таблички, на которых заостренной палочкой наносились знаки клиновидной формы. Таблички обжигались на огне и приобретали прочность камня. Каждая состояла из десятков или сотен глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик - древнейший книжный переплет. До наших дней дошли сведения о сказочно богатой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (669-633 гг. до н. э.), в которой хранились десятки тысяч книг по различным отраслям знаний: математике, истории, медицине, географии и так далее. Во время пожара царский дворец погиб в огне, но глиняные книги уцелели. С их помощью ученые смогли узнать историю древних государств в Месопотамии, а многие литературные произведения Шумера, Ассирии, Вавилона вошли в золотой фонд мировой литературы.В Древнем Египте для письма использовались длинные ленты папируса. Папирус - родственник нашей осоки - в изобилии рос по берегам Нила. Его стебли разрезали полоски, высушивали и склеивали, а для придания гладкости разглаживали камнем. Писали египтяне тоненькой тростинкой, вместо чернил использовали черную и красную краски. Текст писали черной краской, а начало каждого нового раздела выделяли красным цветом. Так появилось выражение «красная строка», которым сейчас обозначают новую строку в начале абзаца. Чтобы папирусной книгой было удобнее пользоваться, один конец ленты прикрепляли к палочке и на­матывали свиток на нее. В качестве переплетов употреблялись круг­лые деревянные или кожаные фут­ляры, в которых хранились папи­русные свитки.

В разных странах люди исполь­зовали для книг самые различные материалы. В Индии, например, писали на пальмовых листьях, которые потом аккуратно сшивали и заключали в деревянный пере­плет. В Китае до изобретения бума­ги для письма использовался бам­бук, в древнем Новгороде писали на бересте. Скотоводческие племена издавна применяли для письма ко­жи животных. Этому материалу суждена была долгая жизнь. В ми­ровой истории малоазиатский город Пергам прославился изобретением пергамента, на котором писали око­ло двух тысячелетий. Способ изготовления пергамента был довольно сложен. Шкуру жи­вотного тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очища­ли от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамах, вы­глаживали пемзой, сушили и осто­рожно скоблили, выстругивали но­жом, придавая ей ровную поверх­ность.Со временем более широкое рас­пространение письменности, увеличение спроса на книгу привели к не­обходимости отказаться от слиш­ком дорогого пергамента. Ему на смену пришла бумага, а пергамент продолжали использовать для самых ценных и важных грамот, актов, исторических документов.

Глава 3. Изобретение бумаги

Время и место изобретения бума­ги точно неизвестны. Во всяком случае, судя по китайским летопи­сям, «классическая» бумага, с проклейкой в массе, была создана Цай Лунем в 105 году н. э. в Китае.

Хорошие сорта бумаги выраба­тывались из пенькового, льняного тряпья или хлопка. Обрывки тря­пья размачивались, варились с зо­лой или известью, промывались и размалывались. Получалась жид­кая кашица - бумажная масса. Ее зачерпывали специальной фор­мой - широким прямоугольным ситом, затем форму быстро опро­кидывали на гладкую доску, лист сырой массы высушивали, отжи­мая из него воду прессом.

Искусство бумажного мастера заключалось в том, чтобы зачерпывать равно­мерные порции массы, иначе тол­щина бумажных листов получа­лась различной. Позднее бумагу стали делать из размельченной древесины.

Свою работу книжный двор начал в 1563 году. Наря­ду с церковными книгами на книжных «торжищах» все больше по­является произведений светских, покупатели начали проявлять ин­терес к сочинениям греческих и римских авторов, рыцарским ро­манам, историческим хроникам, азбуковникам, лечебным «травни­кам». Именно в это время царь Иван Грозный «повелел составить в преславном своем граде Москве штанбу, сиречь дело печатных книг».

Типография уже по тем време­нам была предприятием довольно сложным. Предстояло наладить словолитное дело - производство шрифта, - приготовление краски, оборудовать наборные кассы, пе­чатные станки, переплетные при­способления.

Неподалеку от Крем­ля появилось здание с башней и решетчатыми воротами - Печат­ный Двор. Его устройством в тече­ние десяти лет занимались Это были образованные люди, хорошо знавшие книжное дело.В 1563 году в Печатном Дворе приступили к изготовлению первой книги. Она называлась «Деяния апостольские» и вышла из типо­графии только через год, 1 марта 1564 года.

Книга была отпечатана большим форматом, имела сорок восемь за­ставок, двадцать две буквицы и другие типографские украшения, отличающиеся высоким художест­венным мастерством. В книге пять­сот тридцать четыре страницы, переплет сделан из деревянных досок, обтянутых кожей. Издание отпечатано мастером Иваном Федо­ровым в первой русской государст­венной типографии - Московском Печатном Дворе. До наших дней сохранилось около пятидесяти экземпляров этой книги.

За этой книгой последо­вали и другие издания, Печатная книга начинала успешно соперни­чать с рукописной, вытесняя ее с рынка, а «Деяния апостольские» так и остались в истории отечест­венного книгопечатания, как первая русская книга, имеющая точную дату выхода в свет.

Обложка привлекает внимание к книге, к ее содержанию. Титульный лист – информационный, как титры в кино. Форзац – это как бы общее настроение книги.

Важная часть книги - книжная иллюстрация. Иллюстрация сопровождают книгу с самых давних времен.

История развития иллюстрации неотделима от развития книги. Известны рисунки, сопровождающие текст «Книги мертвых», египетского папирусного свитка 1400 г. до н. э. Были иллюстрации и в древнейшей печатной книге (свитке) «Алмазная Сутра» (Китай, 868 г.). Средневековые рукописные книги украшались великолепными миниатюрами, их выполняли лучшие художники. Такие книги уникальны и бесценны, не зря ими гордятся национальные музеи и библиотеки.

В десяти томах Лицевого летописного свода (иллюстрированной летописи) Ивана Грозного насчитывается свыше 16 тыс. миниатюр, посвященных разнообразным событиям русской истории. Круг предметов, изображенных художниками, достаточно широк - это здания, оружие, одежды, предметы быта. По этим миниатюрам можно судить о людях того времени, о внешних приметах их частной и общественной жизни.

Нашим родителям и нам, их детям, с ранних лет знакомы иллюстрациирусского художника – иллюстратора Ивана Билибина. Этот художник лучше всего передает таинственность и древность русской народной сказки.

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) выполнил иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Пёрышко Финиста-Ясна Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», к сказкам А. С. Пушкина - «Сказка о царе Салтане»(1904-1905), «Сказка о золотом петушке»(1906-1907), «Сказка о рыбаке и рыбке»(1939) и многим другим. Художникразработал – в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, – особый «билибинский стиль» книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента.

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит-

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить, и глядь- как раз- умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля-

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Александр Пушкин.

Эта книга, по рассказу моей бабушки, попала в нашу семью случайно. В молодости она любила творчество А.С. Пушкина.

Заключение

Каково же мое отношение к книгам?

Я много читаю, для меня, книги – это маленький мирок, в котором я могу спрятаться от всех жизненных проблем и по-настоящему отдохнуть. Книга говорит со мной своим особым языком, она уносит меня за тридевять земель, рассказывает о событиях тысячелетней давности и о том, что происходит в мире сегодня, ее листы, покрытые ровными строчками, заставляют меня смеяться и страдать, переживать с такой остротой, будто я сама являюсь непосредственным уча­стником действия, о котором рассказывает автор.

Только читая книгу, человек может стать тем, кем никогда не был, и окунуться в эту прекрасную атмосферу чуда.

В настоящее время предсказывают, что в будущем книгу полностью заменят электронные средства хранения и передачи информации.

Я считаю, что люди не откажутся от книги, так как книга - это особое произведение искусства, где органично сливаются талант художников слова и кисти, мастерство наборщика.

Использованная литература

1. Лазарева, В.А. Книга о книгах [Текст]: ОНИКС 21 век 2003

3. http://www.heritage-books.ru

4. http://istlit.ru

Просмотр содержимого документа
«тезисы Демидова В.9-а»

Книга- это незаменимый источник знаний для любого человека, как для ребенка, так и для взрослого. Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками.

Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня для подавляющего большинства школьников книга рискует утратить важную роль, которую она играла в жизни предыдущих поколений, что обусловлено целым комплексом социально–экономических и историко-технологических условий. Актуальность приобретают проблема пропаганды чтения как образа жизни, вопросы воспитания уважения к книге и развития любви к учебе.

Объект исследования: рождение книги

Предмет исследования: книга

Цель исследовательской работы:

- показать ценность книги и как нужно к ней относиться.

Задачи исследовательской работы

Исследовать, какие были первые книги и как они изготавливались;

Узнать историю появления бумаги;

Узнать историю появления книгопечатания на Руси;

Найти в домашней библиотеке книгу и узнать историю появления ее в моей семье;

Определить свое отношение к книгам.

Методы исследования: теоретический: изучение и обобщение научной литературы.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для пропаганды книжной печати.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано школьниками для повышения образовательного уровня.

Что такое книга? В мире известны семь чудес света: величественные египет­ские пирамиды, статуя Зевса в Олимпии, висячие сады асси­рийской царицы Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды Эфесской, статуя бога Гелиоса в гавани острова Родос, Гали­карнасский мавзолей и маяк в Александрии.

Есть и еще одно чудо света, не менее удивительное, оно знакомо каж­дому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человеческого разума, что редко задумываемся над историей его создания.

А чудо лежит всегда под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать об интересных событиях. Это - КНИГА, гениальное изобретение человечества.

Книга- это письменная запись, непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала, набор письменных, печатных иллюстрированных, либо пустых листов изготовленных из бумаги, пергамента или другого материала, как правило, скрепленных с одной стороны.

Появление книги Самые первые кни­ги появились бо­лее пяти тысяч назад в Месопотамии. Это были глиняные таблички, на которых заостренной палочкой наносились знаки клиновидной формы. До наших дней дошли сведения о сказочно богатой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (669-633 гг. до н. э.), в которой хранились десятки тысяч книг по различным отраслям знаний: математике, истории, медицине, географии и так далее. С их помощью ученые смогли узнать историю древних государств в Месопотамии, а многие литературные произведения Шумера, Ассирии, Вавилона вошли в золотой фонд мировой литературы.

В Египте, Индии, Китае для письма использовались: папирус, Пальмовые листья, бамбук, береста. Скотоводческие племена издавна применяли для письма ко­жи животных.На смену пергаменту пришла бумага.

Изобретение бумаги Время и место изобретения бума­ги точно неизвестны. Во всяком случае, судя по китайским летопи­сям, «классическая» бумага была создана 1 веке н. э. в Китае. Затем производство бумаги распространилось в Корее, Японии, Индии, Средней Азии. В Западной Европе бумага вошла в употребление с X века, тогда же появилась она и в России. Хорошие сорта бумаги выраба­тывались из пенькового, льняного тряпья или хлопка. Позднее бумагу стали делать из размельченной древесины.

Книгопечатание на Руси Книгопечатание на Руси появилось при Иване Грозном, который велел организовать Государев Печатный двор для книжного дела на Руси.

Свою работу книжный двор начал в 1563 году.

Книгопечатанием занимались Иван Федоров и Пётр Мстиславец. Это были образованные люди, хорошо знавшие книжное дело.Первая книга называлась «Деяния апостольские» и вышла из типо­графии 1 марта 1564 года.

Книга была отпечатана большим форматом, имела сорок восемь за­ставок, двадцать две буквицы и другие типографские украшения, отличающиеся высоким художест­венным мастерством. В книге пять­сот тридцать четыре страницы, переплет сделан из деревянных досок, обтянутых кожей.

До наших дней сохранилось около пятидесяти экземпляров этой книги.За этой книгой последо­вали и другие издания.

Искусство оформления книги Важная часть книги - книжная иллюстрация. Нашим родителям и нам, их детям, с ранних лет знакомы иллюстрации русского художника – иллюстратора Ивана Билибина. Этот художник лучше всего передает таинственность и древность русской народной сказки.Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) выполнил иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Пёрышко Финиста-Ясна Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», к сказкам А. С. Пушкина - «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке» и многим другим. Художник разработал – в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, – особый «билибинский стиль». Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А. С. Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.

Заключение Я много читаю. Для меня книги – это маленький мирок, в котором я могу спрятаться от всех жизненных проблем и по-настоящему отдохнуть.

Книга говорит со мной своим особым языком, она уносит меня за тридевять земель, рассказывает о событиях тысячелетней давности и о том, что происходит в мире сегодня, ее листы, покрытые ровными строчками, заставляют меня смеяться и страдать, переживать с такой остротой, будто я сама являюсь непосредственным уча­стником действия, о котором рассказывает автор.

Я считаю, что каждый человек должен читать книги, ведь без них люди начинают деградировать. Без книг невозможна полноценная жизнь. В настоящее время предсказывают, что в будущем книгу полностью заменят электронные средства хранения и передачи информации. Я считаю, что люди не откажутся от книги, так как книга - это особое произведение искусства, где органично сливаются талант художников слова и кисти, мастерство наборщика.

В нашей семейной библиотеке я отыскала редкую и прекрасную книгу: «Пушкин в портретах и иллюстрациях». В этой книге собрана полная биография Александра Сергеевича Пушкина. Она была издана в Ленинграде в 1954 году. Книга, действительно, редкая, ведь ее тираж составляет всего 50 тысяч экземпляров.

Просмотр содержимого презентации
«Искусство вокруг нас. Демидова В.9а»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Исследовательский проект: « Искусство вокруг нас»

Наставник: Ботова Ольга Николаевна, учитель ИЗО и МХК,

МКОУ «СОШ № 11»


Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дени Дидро –французский философ

Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня для подавляющего большинства школьников книга рискует утратить важную роль, которую она играла в жизни предыдущих поколений, что обусловлено целым комплексом социально–экономических и историко-технологических условий. Актуальность приобретают проблема пропаганды чтения как образа жизни, вопросы воспитания уважения к книге и развития любви к учебе.

Цель исследовательской работы:

Показать ценность книги и как нужно к ней относиться.

Задачи исследовательской работы

Исследовать, какие были первые книги и как они изготавливались;

Узнать историю появления бумаги;

Узнать историю появления книгопечатания на Руси;

Найти в домашней библиотеке книгу и узнать историю появления ее в моей семье;

Определить свое отношение к книгам.


Глава 1.Что такое книга?

КНИГА - гениальное изобретение человечества.

Книга входит в жизнь человека с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.

Книга- это письменная запись, непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала, набор письменных, печатных иллюстрированных, либо пустых листов изготовленных из бумаги, пергамента или другого материала, как правило, скрепленных с одной стороны.


Глава 2. Как появилась книга?

Самые первые книги появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии.

Это были глиняные таблички, на которых заостренной палочкой наносились знаки клиновидной формы.

До наших дней дошли сведения о сказочно богатой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (669-633 гг. до н. э.),

в которой хранились десятки тысяч книг по различным отраслям знаний: математике, истории, медицине, географии и так далее.


Глава 3. Изобретение бумаги

Время и место изобретения бумаги точно неизвестны.

Во всяком случае, судя по китайским летописям, «классическая» бумага была создана в 10веке н. э. в Китае.

Затем производство бумаги распространилось в Корее, Японии, Индии, Средней Азии. В Западной Европе бумага вошла в употребление с X века, тогда же появилась она и в России.


Глава 4. Книгопечатание на Руси

Книгопечатание на Руси появилось при Иване Грозном

В 1563 году в Печатном Дворе приступили к изготовлению первой книги. Она называлась «Деяния апостольские»


Книжное дело было искусством,

но это был еще и тяжелый физический труд.

Наборщик вручную составлял из свинцовых литер строчки, из строчек - полосу страницы, затем полученный набор - форму - зажимали в раму и переносили в печатный станок.


Глава 5. Искусство оформления книги

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) выполнил иллюстрации к русским народным сказкам. Особого блеска и выдумки достигает И.Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А. С. Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.


В нашей семейной библиотеке я отыскала редкую и прекрасную книгу: « Пушкин в портретах и иллюстрациях » .

В этой книге собрана полная биография Александра Сергеевича Пушкина. Она была издана в Ленинграде в 1954 году.

Книга, действительно, редкая, ведь ее тираж составляет всего 50 тысяч экземпляров.

Эта книга, по рассказу моей бабушки, попала в нашу семью случайно.

В молодости она любила творчество

А.С. Пушкина.

Однажды, гуляя по улицам Ленинграда, она встретила пожилого дедушку, который продавал эту книгу из-за того, что у него не было денег на еду. Моя бабушка пожалела его и отдала все деньги, которые у нее были с собой.

Так эта книга и появилась у нас. С того времени она многое пережила: переезд, пожар, кражу, но все же дошла до наших дней и продолжает жить в нашей семье.

Глава 6. Книга из нашей семейной библиотеки


Заключение

Мое отношение к книгам

Книга говорит со мной своим особым языком, она уносит меня за тридевять земель, рассказывает о событиях тысячелетней давности и о том, что происходит в мире сегодня, ее листы, покрытые ровными строчками, заставляют меня смеяться и страдать, переживать с такой остротой, будто я сама являюсь непосредственным участником действия, о котором рассказывает автор.


Использованная литература

1. Лазарева, В.А. Книга о книгах [Текст]: ОНИКС 21 век 2003

2. Павлов, И. Про твою книгу [Текст]: Детская литература 1991

3. http:// www.heritage-books.ru

4. http://istlit.ru


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Исследовательский проект

Искусство вокруг нас

МКОУ «СОШ № 11»

Миасский городской округ, 2017

В данном разделе мы рассмотрим план исследовательской работы учащихся и его основные разделы для осуществления индивидуальной исследовательской деятельности в школе, написания и оформления исследовательского проекта с целью развития поисковых, исследовательских и творческих навыков детей.

Также мы подробно опишем содержимое каждого пункта плана исследовательского проекта школьника и дадим важные пояснения и рекомендации, которые помогут правильно и грамотно спланировать и оформить исследовательскую работу.

Постараемся дать ответы на вопросы и план как писать исследовательскую работу, приведем пример написания и выполнения учебно-исследовательской работы, а также каждого раздела проекта школьника. Данные рекомендации будут важны и педагогам для осуществления исследовательской и проектной деятельности в школе.

План исследовательской работы

Пример и образец плана исследовательской работы школьника также является планом индивидуальной научно-исследовательской работы, проектно-исследовательской работы, планом индивидуального проекта , осуществляемыми под руководством учителя определенного предмета, педагога дополнительного образования или воспитателя в ДОУ (детском саду).

1. Титульный лист исследовательской работы

3. Введение исследовательской работы

Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).

Также во введении определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) исследовательской работы (проекта).

Согласно плану, после заключения принято помещать в текст индивидуальной исследовательской работы список литературы, использованной при изучении материала теоретической части исследования, проведения поисковой работы в сети Интернет или архивах.

Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы в исследовательском проекте.

8. Приложения

В приложении исследовательской работы и проекта размещаются диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты. Согласно плану раздел приложения размещается последним в работе.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:

1. Выбор темы.

2. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.

3. Подбор и изучение материалов по теме: литература, другие источники.

4. Выбор методов исследования.

5. Разработка плана проекта и его реализация.

6. Написание исследовательского проекта.

7. Оформление исследовательского проекта.

8. Защита исследовательского проекта (презентация, доклад).

Первый этап – выбор темы

Выбор темы для исследовательского проекта должен отвечать следующим требованиям:

1. Тема должна соответствовать склонностям автора.

2. Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для автора).

3. Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для автора).

Второй этап - определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования

При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы:

1. Какой результат предполагается получить?

2. Каким видится этот результат ещё до его получения?

Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Определяются также объект, предмет проекта.

Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Главный вопрос при определении объекта - Что рассматривается ?

Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы:

1. Как рассматривать объект?

2. Какие отношения ему присущи?

3. Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта.

Третий этап - подбор и изучение материалов по теме

При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники.

При работе с книгами первоисточниками считается первоиздание или академическое издание текста

Четвертый этап - выбор методов исследования

Обязательно в исследовательском проекте указание на методы исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Существуют следующие методы исследования (тебе нужно выбрать подходящие для своей работы):

Наблюдение. (Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния),.

Сравнение. (Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.)

Измерение. (Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.)

Эксперимент или опыт. (Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях).

Моделирование. (Построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.).

Беседа, анкетирование, или опрос. (Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её желаний, позиции).

Пятый этап - разработка плана проекта и его реализация

При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план.

Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Далее идет его реализация: проводятся наблюдения, эксперименты, опыты, беседы, опросы, анкетирования и т.п. согласно выбранным методам.

Шестой этап - написание исследовательского проекта

При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его - научный.

Научный стиль имеет свои особенности:

Подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

Точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов;

Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я «и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…);

Ясность - умение писать доступно и доходчиво;

Краткость - умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

  1. Для начала определите тему вашего исследования.
  2. Для определения актуальности ответьте на вопрос, почему необходимо проводить исследование по данной теме. Если необходимо внесите коррективы в формулировку темы вашего исследования.
  3. Для определения проблемы, на решение которой направлено исследование, сформулируйте и запишите вопрос, ответом на который будет содержание исследовательской работы. Если возникла необходимость, скорректируйте тему и актуальность вашей работы.
  4. Определите новизну вашего исследования, т.е. какие новые знания вы должны получить в результате исследования
  5. Определите объект вашего исследования.
  6. Определите предмет исследования.
  7. Выведите гипотезу, на доказательство которой направлено исследование.
  8. Определите цель исследования – это запланированный результат вашей деятельности. Цель может только одна.
  9. Для достижения цели, определите задачи, т.е. те шаги, которые нужно сделать для выполнения цели. Задач может быть 3-5.
  10. Изучите литературу по данному вопросу, определите, что известно по вопросу вашего исследования, какие ученые работали над этой темой, каков результат их исследований. Здесь можно указать авторов тех научных трудов, книг, которыми вы планируете воспользоваться.
  11. Определите методы исследования. Проведите исследование, решив, поставленные задачи.
  12. Если возникла необходимость, скорректируйте тему исследования, сформулировав, ее в окончательном виде.
  13. Оформите работу, согласно требованиям к оформлению исследовательских работ.
  14. Составьте компьютерную презентацию к проекту.
  15. Составьте текст доклада для выступления.
  16. Прорепетируйте перед выступлением на научно-практической конференции, подготовившись к полемике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект как средство достижения результатов ФГОС по биологии

Исследовательский проект школьника – это учебная работа в определенной области науки, т.е. организация деятельности учащегося по овладению учебными компетенциями, способствование процессу познания для развития теоретического мышления, диалектического мировозрения. Целью проектно-исследовательской деятельности обучающихся является: научиться проводить само научное исследование и получить новые для себя знания, творчески преобразуя объект познания, а также формировать исследовательские умения и навыки для развития личности, ее самоопределения и самореализации. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.

В процессе работы школьников над исследовательским проектом по биологии могут быть достигнуты следующие результаты ФГОС:

а)личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному определению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправляемой познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

б)метапредметные результаты: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить. Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.

Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Если же говорить о работе над проектом, как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды.

В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению. Школьники с исследовательской потребностью любят решать задачи разных видов, стремятся сами доходить до правильного ответа. «Накопители знаний» больше склонны к запоминанию фактического материала, нередко обнаруживают последовательность и систему в его хранении. Эти показатели должен использовать учитель, координируя групповую проектную деятельность.

Если ученик приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, а это и есть основная задача ФГОС второго поколения.

Тема исследования – важная часть научной работы школьника, из темы должно быть понятно, чему посвящена работа, о чем она. Тема формулируется в виде одного назывного предложения. В теме должны быть отражены объект и предмет исследования. Количество слов от 5 до 12. Например: Влияние окружающей среды на морфологические признаки клевера обыкновенного.

Исследовательский проект школьника состоит из следующих частей:

1.Введение. Во введении раскрываются методологические характеристики исследования: актуальность, проблема, объект и предмет исследования, тема, цель, задачи, гипотеза, методы, новизна, теоретические основания. Методологические характеристики исследования – это своего рода компас и карта, которые позволяют исследователю не искать истину методом проб и ошибок, а ведут его кратчайшим путем. По объему эта часть проекта занимает 1–2 страницы

2. Основная часть.

Здесь сосредоточено основное содержание проекта. Структура основной части может быть разной. Основная часть исследовательского проекта ученика составляется по задачам. В основной части проекта должны быть отражены все задачи. Можно пойти другим путем: разбить основную часть на теоретическую и практическую, или экспериментальную. В теоретической части дается анализ литературы по теме (проблеме) исследования, а в практической

размещается описание и результаты наблюдений, опытов, экспериментов,

опросов и т.п. Каждая часть завершается выводом. Важно помнить правило: все задачи, определенные в методологических характеристиках, должны быть отражены в основной части. В конце основной части должны быть сформулированы выводы или вывод. Главное, чтобы выводы были сформулированы автором самостоятельно и не повторяли кратко содержание основной части. Для правильного написания вывода необходимо посмотреть, какова была цель проекта. Исходя из цели, и формулируются выводы. По объему выводы могут быть разными: от одного предложения до страницы. Для грамотной формулировки выводов необходимо понимать разницу между индуктивными и дедуктивными умозаключениями. По А.А. Ивину, умозаключение - логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений (посылок) получается новое утверждение - заключение (вывод, следствие). В зависимости от того, существует ли между посылками и заключением логическая связь, можно выделить два вида умозаключений. В дедуктивном умозаключении

эта связь опирается на логическое правило, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. Отличительная особенность такого умозаключения в том, что оно от истинных посылок всегда ведет к истинному заключению. В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается не на правило логики, а на некоторые фактические или психологические основания, не имеющие чисто формального характера. Такое

умозаключение не следует логически из посылок и может содержать

информацию, отсутствующую в них. Достоверность посылок не означает

поэтому достоверности индуктивно выведенного из них утверждения. Индукция дает только вероятные, или правдоподобные, заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке. В тексте исследовательского проекта словосочетание «Основная часть» не пишется. После «Введения» с новой страницы надо написать тему исследования – это и будет означать начало основной части.

3. Заключение

В заключении подводим общие итоги всей работы.

Примерный план содержания этой части проекта может быть в виде ответов на следующие вопросы:

1.Какой теме, проблеме было посвящено исследование?

2.Каковы были цель и задачи исследования? Выполнены ли они? Исследование тогда считается состоявшимся, когда все задачи решены и цель достигнута.

3.Какое новое знание было получено? (Что нового вы узнали? Чему научились?)

4.Каковы перспективы дальнейших исследований?

По объему «Заключение» составляет примерно 1–2 страницы.

4. Библиография

Это обязательная часть исследования. При работе над проектом

можно использовать школьные учебники, научные издания (книги, журналы, газеты), сайты научных учреждений. Возможно использование научных источников информации на иностранных языках.

5. Приложение Эта часть проекта не является обязательной. Если приложений нет, это не снижает качества исследования. Однако, если мы хотим научить школьников исследовательской работе в полном объеме, лучше посоветовать сделать 1–2 приложения. В приложении могут быть размещены следующие материалы (их не должно быть в остальном тексте проекта!): словарь, рисунки, фотографии, географические карты, большие таблицы, графики, схемы, диаграммы, анкеты и т.д.) Если проводился опрос, анкетирование, желательно сохранить и приложить все ответы опрашиваемых. Объективными считаются данные, полученные при опросе не менее 100 человек.

Если рассматривать содержание исследовательского проекта постранично (ориентировочно), то здесь можно выделить следующие составляющие:

1. Титульный лист (с. 1).

3. Введение или Методологические характеристики исследования (с. 3–4).

4. Основная часть (с. 5–25).

5. Заключение (с. 26).

6. Библиография (с. 27).

7. Приложения (с. 28–29).

Методологические характеристики исследования обычно начинаются на третьей странице исследовательского проекта, после содержания. Можно озаглавить этот раздел «Введение» или «Методологические характеристики исследования». В этом разделе должны быть отражены следующие параметры научной работы: актуальность, проблема, на решение которой направлено исследование, объект и предмет исследования, тема, гипотеза, цель, задачи, методы, новизна, теоретические основания. Каждая характеристика не существует сама по себе. Все они взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Последовательность изложения методологических характеристик может быть разной, но желательно придерживаться следующего плана.

1. Актуальность.

Для того чтобы обосновать актуальность выбранной темы, исследователю необходимо ответить на вопрос: почему данную тему надо разрабатывать именно сейчас /почему данную проблему нужно решать именно сегодня? Актуальность может быть отражена в теме исследования. Для обоснования актуальности школьникам предлагается ответить на следующее письменное задание, которое состоит из нескольких этапов.

1. Напишите тему вашего исследования.

2. Почему необходимо проводить исследования в данном направлении?

3. Почему вам необходимо проводить исследование по этой теме?

4. Если необходимо, внесите коррективы в формулировку темы вашего

исследования.

2. Проблема.

Проблема в науке – это «белое пятно на ее карте», обозначение того,

чего наука еще не знает. Формулируя проблему, исследователь отвечает

на вопрос: «Что конкретно надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Знание о незнании составляет сущность проблемы. Проблему можно сформулировать в виде вопроса.

3. Объект.

Объектом исследования может быть реально существующий организм, явление, какой-либо предмет и т.п. В науке биологии объектом изучения является жизнь, в физике – природа, в географии – планета Земля, в химии – вещества. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что конкретно исследуется? Объект исследования должен быть обязательно указан в теме.

4. Предмет.

Объект исследования бесконечен в познании. Определение понятия «предмет исследования» – то, в каком аспекте будет исследоваться объект, или та позиция, с которой будет изучаться объект. В одном исследовании может быть только один предмет исследования. Объект и предмет исследования должны быть отражены в теме.

5. Тема.

Тема исследования – это начало начал научной работы школьника, потому, что в ней интегрируются все методологические характеристики. Тема исследования пишется на титульном листе и в методологических характеристиках после актуальности и проблемы. Из темы должно быть понятно, чему посвящена работа, о чем она. В теме должны быть отражены объект и предмет исследования.

6. Гипотеза.

Гипотеза – это основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо доказать. Гипотеза может быть представлена последовательностью определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего.

7. Цель.

В общем виде цель – это запланированный результат какой-либо деятельности. Цель любого научного исследования, по сути, состоит в доказательстве гипотезы. Цель исследовательской работы – это ее конечный результат, ответ на вопрос: «Что хочет получить исследователь в результате своей работы?».

8. Задачи.

Задачи исследования – это те «шаги», которые нужно сделать для достижения цели. В школьном исследовании задач не должно быть много, 3–5 задач. По задачам школьнику легко будет составить и написать план основной части исследовательского проекта. Задачи должны быть связаны с конкретным содержанием работы.

9. Методы.

Методы исследования связаны с тем, какими средствами будет проводиться исследование. Существует несколько классификаций методов: теоретические,

(анализ, объяснение) и эмпирические (опыт, наблюдение); общенаучные (, описание, сравнение) и частные (метод световой микроскопии) и др. Методы, используемые в исследовательских проектах биологической направленности: наблюдение, описание, объяснение, тестирование, опыт, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, мониторинг.

10. Новизна.

Новизна – главная и важнейшая методологическая характеристика. Ведь именно для получения чего-то нового и проводятся научные работы. Необходимости получения нового знания подчинены весь ход исследования и все его методологические характеристики. Если в исследовательском проекте нет новизны, значит, нет и результатаисследования. Эта методологическая характеристика исследования – новизна предполагает определение того нового знания, которое получит исследователь в результате научной работы

11. Теоретические основания исследования.

Ни одно научное исследование не начинается на пустом месте. В науке всегда можно найти работы, которые послужили началом или толчком к проведению нового исследования. В каких-то работах проблема, над которой вы собираетесь работать, была названа. Поэтому необходимо указать имена тех ученых, которые связаны с вашей работой.

В одном исследовательском проекте может решаться только одна проблема и поэтому ставится только одна цель. В общем виде цель – это запланированный результат какой-либо деятельности. Цель любого научного исследования, по сути, состоит в доказательстве гипотезы. Цель исследовательской работы – это ее конечный результат, ответ на вопрос: «Что хочет получить исследователь в результате своей работы?». Для формулировки цели исследовательской деятельности школьников можно использовать следующие слова-подсказки: разработать план наблюдения за... , дать описание, сравнить, классифицировать, объяснить, установить взаимосвязь, составить... ; определить... Одно исследование может быть направлено на достижение только одной цели.

Пример правильно сформулированного вывода к исследовательскому проекту по биологии. Тема проекта: «Влияние окружающей среды на морфологические признаки клевера обыкновенного».

Исходя из полученной информации, изученных литературных источников, нам стало понятно:

1.Клевер обыкновенный в норме должен содержать три листовых пластинки.

2.Большее или меньшее содержание листовых пластинок в растении не является нормой, а является отклонением, аномалией.

3.Аномалии, т.е. растения с большим или меньшим количеством листовых пластинок, появляются вдоль автомобильной и железной дорог, где естественно можно предположить загрязнение воздуха выхлопными газами от транспорта.

4. Проведя сравнительный анализ, можно сделать вывод, что изменение морфологических признаков клевера обыкновенного идет в направлении уменьшения количества листовых пластинок. (выявлено большее количество особей с одной и двумя листовыми пластинками, чем с четырьмя или пятью)

5. На территории, которую, можно считать относительно чистой, т.е. городской парк и территория школы, растений с аномалией было найдено намного меньше, чем на загрязненных участках, что позволяет сделать предположение, что именно загрязнение окружающей среды оказывает негативное влияние на изменение морфологических признаков клевера обыкновенного.

Примерный библиографический список при проведении исследования по биологии:

1.Валеология человека. Здоровье – Любовь – Красота. В 5 томах. Т.2. Экологическая валеология и Питание. СПб.: изд. «Петроградский и Ко»; Мн.: ООО «Оракул», 1996г. – 360с.: илл., библ.

  1. Доступны ли младшим школьникам исследовательские работы? // Начальное образование.-2009. - N 2. - С. 10-17. - ISSN 1998-0728.
  1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд.2-е, перераб. И доп.- М.: АО МДС, 1996.- 272с. С ил.
  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник/ М: Народное образование 2001 271 с.
  3. Теремов, А. В. Ученические проекты по урбоэкологии как форма межпредметной интеграции/А. В. Теремов // Биология в школе. - 2007. - N 7. - Журн. в журн. "Учителю экологии". - С. 13-16. - ISSN 0320-9660.
  4. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие/ под ред. Т.Я.Ашихминой.-М.: Агар, 2000.386 с.
  5. http://www.edu.cap.ru/?eduid=7236&hry=./67400/68829/68840&t=hry

Согласно Современному толковому словарю русского языка (М.: Ридерз Дайджест, 2004), цитата (от лат. Citare – называть) – дословная выдержка из какого-либо текста. В основной части исследовательского проекта, особенно в литературном обзоре, часто используются цитаты. Нужно знать: если используются чужие мысли – надо указывать автора. Это необходимо делать, даже при пересказе чьих-то работ своими словами. То что принадлежит другому, необходимо брать в кавычки и указывать автора. Не надо волноваться, что в тексте проекта много цитат, – в этом нет ничего плохого. Ведь новое знание мы получаем из анализа имеющегося. Также следует уяснить суть таких понятий, как плагиат и компиляция. Компиляция (от лат. compilatio– ограбление) – составление сочинений на основе чужих исследований или чужих произведений без самостоятельной обработки источников. Плагиат(от лат. plagio– похищаю) – умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение или рационализаторское предложение (полностью или частично). Поэтому, чтобы избежать компилирования или плагиата, необходимо правильно оформлять цитаты. При полном цитировании текст переписывается полностью, точно так, как у автора, и заключается в кавычки. В квадратных скобках указывается номер источника в разделе «Библиография» и номер страницы в этом источнике.

При составлении текста выступления необходимо помнить, что доклад

должен быть ярким, четким, проиллюстрированным. Докладчик имеет право читать свой доклад, но лучше, если он рассказывает, иногда заглядывая в текст. Докладчик обязан уложиться в регламент. Обычно на вступление дается 5 мин и несколько минут на вопросы докладчику. Текст доклада должен обязательно включать в себя

1. Обращение к слушателям (например, «Уважаемые члены жюри и участники конференции!»).

2. Информацию о теме исследования («Представляю вашему вниманию исследовательский проект « ….»).

3. Информацию об актуальности, проблеме, цели, гипотезе исследования.

4. Краткое изложение хода исследования, наиболее яркие его моменты, самое интересное в проекте.

6. Перспективы дальнейших исследований.

7. Завершение выступления («Спасибо за внимание» или «Благодарю

за внимание»). На публичной защите не принято автору самому напрашиваться на вопросы, например: «У меня все, какие ко мне будут вопросы?».

Задавать вопросы предлагает ведущий данного мероприятия.

Желательно, чтобы выступление сопровождалось компьютерной презентацией, которую автор проекта самостоятельно составил и самостоятельно демонстрирует на защите.

Памятка по работе над исследовательским проектом:

  1. Для начала определите тему вашего исследования.
  2. Для определения актуальности ответьте на вопрос, почему необходимо проводить исследование по данной теме. Если необходимо внесите коррективы в формулировку темы вашего исследования.
  3. Для определения проблемы, на решение которой направлено исследование, сформулируйте и запишите вопрос, ответом на который будет содержание исследовательской работы. Если возникла необходимость, скорректируйте тему и актуальность вашей работы.
  4. Определите новизну вашего исследования, т.е. какие новые знания вы должны получить в результате исследования
  5. Определите объект вашего исследования.
  6. Определите предмет исследования.
  7. Выведите гипотезу, на доказательство которой направлено исследование.
  8. Определите цель исследования – это запланированный результат вашей деятельности. Цель может только одна.
  9. Для достижения цели, определите задачи, т.е. те шаги, которые нужно сделать для выполнения цели. Задач может быть 3-5.
  10. Изучите литературу по данному вопросу, определите, что известно по вопросу вашего исследования, какие ученые работали над этой темой, каков результат их исследований. Здесь можно указать авторов тех научных трудов, книг, которыми вы планируете воспользоваться.
  11. Определите методы исследования. Проведите исследование, решив, поставленные задачи.
  12. Если возникла необходимость, скорректируйте тему исследования, сформулировав, ее в окончательном виде.
  13. Оформите работу, согласно требованиям к оформлению исследовательских работ.
  14. Составьте компьютерную презентацию к проекту.
  15. Составьте текст доклада для выступления.
  16. Прорепетируйте перед выступлением на научно-практической конференции, подготовившись к полемике.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений