Что такое литературный жанр — какие жанры произведений бывают. Литературные жанры произведений и их определения Что такое основные черты жанра

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Существует множество определений жанра. "Жанр, – пишет Е. И. Пронин, – тип журналистских публикаций, различаемых в потоке сообщений прессы, телевидения, радиовещания, рекламы и т.п. по устойчивым приемам организации текста: отбору материала и характеру интерпретации, которые предопределяются интересами аудитории и намерениями автора" . "Идеальный тип или логически сконструированная модель конкретного литературного произведения, которые могут быть рассмотрены в качестве его инварианта, то есть когда мы не только констатируем факт принадлежности к нему данного произведения, но и объясняем, в чем состоит его сущность" , – утверждает автор статьи "Жанр" в "Словаре актуальных терминов и понятий" Н. Д. Тамарченко. "Жанры журналистики, – подчеркивает Е. В. Ахмадулин, – это своеобразные формально-содержательные модели текстов, сложившиеся в журналистской практике и обозначающие тип журналистского произведения" .

А вот что пишет о жанрах Е. П. Прохоров: "Будучи исторически сложившимися, устойчивыми творческими формами, жанры публицистики – это не застывшие, не омертвевшие формы, они способны к изменению и развитию. <...> В рамках жанровой определенности своего решения публицисту предстоит творчески обработать вычлененный фрагмент действительности и выразить свое понимание, оценку и свое мнение об этом фрагменте. Причем в творческом процессе он в равной мере использует и образноэмоциональные средства, и логико-понятийные" . Наконец, в русско-немецком справочнике "Жанры журналистики Германии и России" жанры рассматриваются как "более- менее устойчивые, ставшие привычными и формально стандартизированными посредством учебников формы повествования в профессиональном журнализме. <...> Жанры являются рабочей техникой, которой возможно научиться" .

Нетрудно заметить, что во всех определениях жанра исследователи обращают внимание на то, что жанру присущи некие устойчивые признаки, что они являются рабочим инструментом автора, исследующего реальную действительность, и что они обладают рядом типоформиру- ющихся признаков. Сущностные типоформирующие признаки жанра таковы: предмет, функция, метод, содержание, форма.

Предметная основа жанра – конкретный фрагмент реальности, представляющий с точки зрения автора интерес для аудитории. В качестве предмета исследования в жанре выступают отдельные факты действительности, определенные события, проблемы, характеры, идеи, процессы, протекающие в обществе. Существенной особенностью предмета исследования в публицистическом произведении является его отобранность автором для предстоящего диалога с аудиторией. Отобранность жизненного материала автором – первый этап анализа реальной действительности, первый шаг к ее осмыслению.

А. П. Чехов писал: "Художник наблюдает, выбирает, догадывается, компонует – уже одни эти действия предполагают в своем начале вопросы. Если с самого начала не задал себе вопрос, то не о чем догадываться и нечего выбирать" . Сказанное относится не только к художественному творчеству, но и к творчеству публицистическому. В публицистическом творчестве неразрывны реальная ситуация и ее анализ субъектом высказывания. Ситуативность высказывания – основа публицистического выступления. Чеховские глаголы "наблюдает", "выбирает", "догадывается", "компонует" передают сущностное содержание любого творческого процесса. Предопределенность авторского исследования связана с теми задачами, которые ставит перед собой автор.

Функции публицистического высказывания, воплощенного в конкретном жанре, – выявление закономерности происходящего, установление причинно-следственных связей, породивших данный факт, событие, проблему; предоставление аудитории возможности почувствовать актуальность воспроизводимой автором картины мира, помощь читателю, слушателю, зрителю в выработке своего отношения к реальности.

В самом общем виде функция публицистического произведения – это постижение закономерностей социально- нравственного бытия общества в пределах тех возможностей, которые предоставляет конкретный жанр. Ресурсы этого постижения в каждом жанре свои. Заметка, фиксируя факт, подталкивает аудиторию к самостоятельному его осмыслению. Статья системой своих рассуждений предлагает аудитории вариант авторского обстоятельного исследования происходящего; очерк воспроизводит образную картину описываемой ситуации.

Природа осуществляемого автором познания мира зависит от метода, применяемого им в исследовании, постижении действительности. В основе метода публицистического исследования лежит движение от факта к явлению, осмысление единичного как типического. В самом отборе жизненного материала, взятого автором для осмысления, заложены ресурсы будущего анализа, вытекающего из природы конкретного жанра.

Ресурсы обобщения в публицистических жанрах следующие:

  • – опора на представительные факты реальности, дающие представление о сущности процессов, протекающих в обществе;
  • – система логических рассуждений (тезис – аргументация – демонстрация – вывод), свойственная большинству жанров;
  • – сопоставление внешне разнородных фактов, позволяющих увидеть за их совокупностью определенную проблему;
  • – выстраивание аналогий, ассоциативной, сопоставительной системы рассуждений, включающих как образные ресурсы повествования, так и ресурсы понятийные;
  • – создание образной картины происходящего (беллетризация факта), позволяющей аудитории наглядно представить то, что предлагает ей увидеть, понять и осмыслить автор произведения.

Варианты предложенного публицистом исследования определяют содержание произведения в различных модификациях: содержание текста – это модель реального мира в том виде, в каком он зафиксирован воспринимающим сознанием. Если уж совсем просто – содержанием публицистического произведения выступает объективная реальность, воспринятая публицистом. Итак, методом исследования в публицистике выступает преобразование реального мира в некую виртуальную модель, составляющую содержание публицистического текста. Естественно, что это содержание отливается в конкретные жанровые формы.

Форма жанра – это система композиционных и стилевых приемов, с помощью которых публицист фиксирует свое представление об окружающем мире и процессах, в нем происходящих. Важнейшие признаки формы – это характер повествования, эстетическая фиксация авторской модальности, структура повествования (включающая и заголовочный комплекс), индивидуальные особенности авторского слова. Следует подчеркнуть, что форма публицистического произведения неразрывно связана с его содержанием. Единство формы и содержания (содержательность формы) – непременное свойство публицистического высказывания.

Целостность публицистического произведения обеспечивается взаимодействием всех его природообразующих концептов – предмета, функции, метода, содержания и формы. В связи с этим не представляется достаточно убедительной позиция Е. И. Пронина, который выводит структурные признаки текста за пределы жанра. "Жанр, – пишет исследователь, – бесспорно, весьма важен для адекватного выражения смысловой основы журналистского произведения. Но вряд ли его можно называть структурным элементом текста. <...> “Факт”, “образ”, “постулат”, “опорная идея”, “рабочая идея”, “журналистский образ”, с одной стороны, и жанры журналистики – с другой, диалектически взаимодействуют друг с другом и противостоят друг другу как выразительные средства структурного уровня и выразительные средства структурирующего уровня. Первые отражают закономерности, порождение типологической структуры журналистского текста. Второе – закономерности размыкания ее и включенности текста в конкретную коммуникативную ситуацию социальной практики" .

Жанр не просто "способ для адекватного выражения смысловой основы журналистского произведения", он при этом и особый способ эстетической организации представлений автора об окружающем мире. А составной частью этой организации является образ, создание которого немыслимо без выразительных средств, в составе которых непременной принадлежностью выступает структура повествования. Размыкание пределов текста и включение его в конкретную коммуникативную ситуацию – это существенное свойство публицистического образа. Речь в данном случае идет не столько о двух подходах к определению понятия "жанр", сколько о понимании того, что жанр как категория поэтики представляет собой "относительно устойчивые типы высказываний" и что в основе этих высказываний лежат их стилистическое особенности.

Говоря о жанре как о категории поэтики публицистики, можно выделить ряд признаков, объединяющих эту категорию в некое единое целое, обладающее общими свойствами и функциями.

Жанр – категория исторически конкретная. Жанры, как люди, рождаются, развиваются, обновляются; одряхлев, умирают для того, чтобы со временем вновь появиться на свет. Μ. М. Бахтин писал: "Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития" . Это наблюдение относится и к публицистическим жанрам. Кому нужна сегодня передовая статья – этот указующий перст государственной власти, если исчезла самодержавная градация соподчинения прессы, свойственная советским временам? Отечественная пресса возникла в свое время как инструмент воздействия на общество. Сегодня власть и общество разведены. Пропагандистская функция СМИ ослаблена, ушли в тень соответствующие жанры и их разновидности – передовая статья, редакционная статья, обзор печати, обозрение, корреспонденция.

Жанр – особая форма организации жизненного материала. Эта организация осуществляется по двум осям: проблемно-тематическим и структурно-коммуникативным. Е. И. Пронин справедливо заметил: "Журналистское произведение как тип сообщения – это, во-первых, презентация актуальных явлений и обстоятельств общественной жизни, а во-вторых, ангажированное истолкование их смысла по законам массового общения" . Ось проблемно- тематическая – осмысление событийного пространства произведения, прочтение реальности с помощью определенной системы знаков. Ось структурно-композиционная – выстраивание повествования в соответствии с жанровыми возможностями анализа.

Жанр – оптимальный способ решения конкретной творческой задачи. Эффективность решения этой задачи зависит прежде всего от характера диалога автора с аудиторией. Характер эффективного диалога обеспечивается внятностью сформулированных автором положений, выражающих его позицию, и теми особенностями изложения, которые вовлекают текст в раздумья, приглашают к со-размышлению. Обратимся в связи с этим к заметке "В воинской части иод Краснодаром погиб солдат" (Известия. 25.07.2006).

Инцидент случился в воинской части № 3373 города Железногорска. Как рассказали "Известиям" в военной прокуратуре Сибирского военного округа, один из двух солдат срочной службы, находящийся в карауле, случайно нажал на курок и выстрелил товарищу в голову.

– О дедовщине речи здесь нет – обоим ребятам оставалось служить по полгода, – подчеркнули в прокуратуре.

За последние два года произошло уже несколько трагических случаев, большая часть которых была расценена как самоубийство.

Вероника Баграмян.

На первый взгляд бесхитростное повествование о нередком, к сожалению, происшествии: вся страна знает, в российских вооруженных силах убивают не только во время боевых операций. Но суть заметки не только в информационном поводе. Автор выстраивает текст заметки как корреспонденцию. Заголовок выполняет функцию информационного лида – "В воинской части под Краснодаром погиб солдат". Автор знает, что солдата убили, но заголовок об этом не сообщает. Вероника Баграмян пишет "погиб". Гибель может быть и героической. Читателя приглашают к чтению. Интонация повествования подчеркнуто эпическая: географические координаты части, где убили солдата- срочника, номер части, маленькая подробность – убили выстрелом в голову случайно. Но – на посту.

Сообразительный читатель догадывается: очередной случай дедовщины. "О дедовщине здесь речи не идет", – успокаивают люди из военной прокуратуры. Как будто родителям погибшего (и нам, читателям) легче от того, что в российской армии можно погибнуть от случайного выстрела в голову? А как же удалось часовому, стоящему на посту, выстрелить в голову? Ведь автомат у часового по уставу караульной службы должен находиться за спиной. В крайнем случае на груди. Играли с оружием два сослуживца, которым оставалось служить по полгода? А как же устав? Финальная фраза снимает все вопросы: "За последние два года в этой части произошло уже несколько трагических случаев, большая часть которых была расценена как самоубийство". Самоубийство выглядит в отчетах командира части "приятнее", чем убийство? Или самоубийство – чисто психологическая проблема, порожденная неустойчивой психикой солдат-срочников?

А между прочим (и об этом газета "Известия" незадолго до публикации заметки писала) в Железногорске расположен завод но переработке и утилизации списанного с боевых дежурств ядерного оружия. За всей этой недоговоренностью ощущается дыхание очень серьезной стратегически важной проблемы: в вооруженных силах страны происходит что-то неблагополучное. А отцы-командиры с этим неблагополучием смирились.

Жанр – категория типологическая, т.е. жанр обладает набором повторяющихся устойчивых признаков. Устойчивость признаков – не только знак живучести жанра, но и возможность поддерживать жанровые ожидания аудитории. Права Н. С. Валгина, обратившая внимание на то, что текст "оказывается одновременно и результатом деятельности (автора), и материалом для деятельности (читателя-интерпретатора)" . Сказанное относится к тексту любого жанра – от заметки до эссе. Любой жанр, напомним, содержит в себе не только "событие рассказывания", но и "событие восприятия". Между двумя этими событиями существует, естественно, зазор, позволяющий аудитории расширять смысл авторского высказывания, заложенного в восприятие думающей аудиторией.

Типологическое начало в жанре реализуется прежде всего в преобладающем в каждом жанре эстетическом качестве. В заметке таким преобладающим эстетическим качеством является предельно ограниченный хронотоп повествования: время-пространство сжато до пределов события, исчерпавшего свой информационный ресурс. В интервью преобладающее эстетическое качество зафиксировано в демонстративном двуголосии. В репортаже преобладающим качеством является знаменитый "эффект присутствия"; в корреспонденции – лично наблюдаемые факты, объединенные размышлениями автора; в статье – это система максимально широких обобщений, опирающихся на информацию, почерпнутую из самых различных источников. В обозрении аудитории предлагают панорамное изображение событий; в комментарии – отклик на произошедшее; в колонке – максимально субъективированное высказывание автора по поводу случившегося; в фельетоне – комическое иносказание; в очерке – эмоциональное окрашенное повествование; в театральной рецензии – образный анализ произведения искусства; в эссе – переживание субъекта высказывания; в письме содержится публичная демонстрация полемики адресанта и адресата.

Литературовед С. С. Аверинцев обоснованно называй типологическое свойство жанра "жанровой инерцией".

Жанр – категория гносеологическая. Познавательная специфика жанра заключается в том, что он отражает действительность не зеркально, а фиксирует отношение к этой действительности субъекта высказывания. Появление жанра на газетной полосе (а также и в теле-, радиоэфире) всегда обосновано теми задачами, которые в данный момент решает публицист. Решение этих задач зависит от того, что именно познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами. Прав В. Солганик, заметивший, что жанр – "это всегда установка на определенный тип, способ изображения, характер и масштаб обобщений, вид подхода, отношение к действительности" .

Один и тот же факт, одно и то же явление может стать предметом исследования в разных жанрах в зависимости от задач, стоящих перед публицистом, и реальных его возможностей. Невозможно написать корреспонденцию и репортаж, не побывав на месте события, – эти жанры требуют воспроизведения лично наблюдаемых фактов (так называемых фактов первого информационного порядка), нельзя создать путевой очерк, пользуясь только сведениями участников поездки. Но самое главное: познавательное основание любого жанра – это тот уровень восприятия реальности, который определяет степень интереса к постижению мира самого творца текста. Жанр вырастает из очевидного стремления публициста что-то увидеть, услышать, почувствовать, понять.

Жанр – категория морфологическая. Публицистические произведения – это особая форма существования произведения (морфология – наука о строении и форме вещи). Объемы информации в каждом жанре различны, характер ее оценок – тоже. Морфология жанра – это, во-первых, определение места факта в повествовании; во-вторых, специфика разработки проблемы (характер конфликта); в-третьих, нарративные особенности повествования (его понятийно-образный строй); в-четвертых, структура повествования (композиция, взаимодействие описываемых и повествовательных компонентов, архитектоника текста).

Жанр – категория аксиологическая. Жанр содержит оценку описываемых фактов, событий, проблем, процессов, идей. Точка зрения публициста может быть явно выраженной или латентной (скрытой), но она есть или подразумевается всегда. Публицистическое произведение – это высказывание с определенной целью, его характер напрямую зависит от мировоззрения и мироощущения субъекта речи. Именно поэтому один и тот же факт или проблема анализируются по-разному (да и воспринимаются тоже). Разнонаправленность оценок происходящего определяется не столько информационным сбоем (недостаток полученной информации зачастую влияет на характер ее оценки), сколько теми мировоззренческими установками, на которые опирается публицист.

Жанр – категория творчески созидательная. Специфика отображения реальности в публицистическом произведении связана с тем, что автор представляет аудитории личный взгляд на мир, свою модель мира или отдельных его фрагментов. Публицист стремится к достоверному познанию и воспроизведению реальности. Но если факт, как известно, инвариантен, то его трактовка вариантна. Текст изначально предполагает наличие в своих пределах субъективного компонента. Именно поэтому, рассматривая документальную природу публицистического жанра, возможно использовать понятие "опора на факты", но не "факты и только факты". Это понятие расширяет творческие пределы повествования, давая возможность публицисту реконструировать события, высказывать гипотезы, прогнозировать ситуации, тем самым побуждая аудиторию к со-твореству.

  • Социальная практика и журналистский текст / под ред. Я. Н. Засурского, Е. И. Пронина. М., 1990. С. 49.
  • Бахтин М. М. Эстетика словесною творчества. М., 1990. С. 237.
  • Бахтин Μ. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. С. 179.
  • Пронин Е. И. Жанры публицистики.
  • Волгина Н. С. Теория текста. М., 2004. С. 2.
  • Кохтев Н., Солганик В. Стилистика газетных жанров. М., 1978. С. 9.

Жанр - это исторически конкретная категория, то есть развивающаяся во времени, претерпевающая изменения в процессе своего существования. В системе жанрообразования на современном этапе существуют различные тенденции (взаимопроникновение, взаимовлияние, модификации, размытие межжанровых границ и т.д.) Все они так или иначе усложняют процесс определения конкретного жанра. Однако жанр также является категорией типологической, то есть обладающей рядом устойчивых, повторяющихся признаков. Поэтому существуют жанровые признаки общего характера, являющиеся объединяющим компонентом для каждого из них. Такие признаки должны определять сущность отображаемой действительности, ее содержание, смысл и значение; обозначать принципы построения произведения; выделять критерии отбора материала.

На основании этого Л.П. Шестеркина выделяет следующие признаки: тема произведения и композиционная организация материала. Структуру жанра, по ее мнению, определяют такие жанроформирующие элементы, как предмет отображения, целевая авторская установка и методы отображения. Постоянство связей между ними обеспечивает ту самую устойчивость формы, которая делает любой жанр узнаваемым при сравнении произведений разных авторов [Шестеркина URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=2115].

И так как жанр, ко всему прочему, является гносеологической категорией, можно утверждать, что появление в СМИ того или иного жанра всегда определяется теми задачами, которые решает публицист, - что познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами [Кройчик 2000: http://evartist.narod.ru/text5/64.htm].

В целом, если взглянуть на теоретические выводы иных исследователей, можно увидеть лишь лексические вариации названий тех же самых признаков: своеобразие предмета познания, познавательно-воспитательные задачи, выразительно-изобразительные средства. Стоит добавить к этому ряду широту освещения действительности, то есть масштаб выводов и обобщений [Кузнецов, Цвик, Юровский 2002: 139].

С. М. Гуревич расширяет ряд признаков жанра, добавляя к собственно внутренним характеристикам журналистского произведения внешние признаки. К жанрообразующим факторам исследователь относит:

  • - назначение жанра;
  • - объект, предмет и методы отображения;
  • - стилистику текста;
  • - роль автора [Гуревич 2004: 181-182].

Самой простой и ясной по изложению можно считать систему жанрообразующих признаков. А. В. Колесниченко:

  • - предмет («что отображается?»);
  • - метод («как?»);
  • - функцию («с какой целью?») [Колесниченко 2008: 5].

Все вышеназванные признаки подходят для разграничения жанров в любых видах СМИ, будь то радио, телевидение или печатные ресурсы. Так как нам необходимо приблизиться к жанровому разнообразию в радиовещании, стоит обозначить, что составляет основу радиопрограммы любого жанра.

Такой основой являются, разумеется, речевые тексты, которые могут включать в себя как предварительно прописанный материал, так и элементы импровизированной речи. Каждый жанр организует их в речевую целостность, в звуковое единство.

Чтобы творческий продукт журналиста соответствовал требованиям общества, ему необходимо определять набор «инструментов», способствующих выполнению конкретной задачи. Для этого журналист должен четко обозначать:

  • - цель;
  • - функцию (как задачу в процессе достижения цели);
  • - предмет (конкретный материал для изучения);
  • - метод (набор приемов для решения задачи, создания материала);
  • - содержание и форму будущего материала [Смирнов 2002: 30].

Чтобы конкретизировать жанрообразующие признаки именно в радиожурналистике, стоит добавить к перечисленному списку звуковые выразительные средства живой речи. В первую очередь следует выделить интонацию, так как она является важным критерием соответствия радиопрограммы заявленному жанру. В тональности речи отражаются цели и задачи речевого воздействия, его характер, направленность общения и личность говорящего, то, как в тропах и композиции текста проявляется индивидуальный авторский стиль. Поэтому в перечень общепринятых признаков радиовещание добавляет жанровую тональность, с помощью которой создается атмосфера общения с невидимой аудиторией. Для слушателя верно заданная тональность радиопрограммы может послужить гораздо более веской причиной для отнесения передачи к тому или иному жанру, нежели предмет изучения или цели, поставленные журналистом.

Кроме того, в образовании жанра участвуют также различные шумы, музыка и приемы монтажа. Можно сказать, что особенности именно радиожанра, помимо общих критериев, определяются также спецификой акустического отражения действительности.

Однако основой любой радиопрограммы является все же коммуникативный акт, то есть непосредственно речь. Поэтому в данном случае речевые жанры имеют большую силу, нежели жанры публицистические. Для анализа речи как коммуникативной, а не текстуально-лингвистической реальности было выдвинуто понятие «дискурс». Данное понятие имеет большое количество трактовок, мы обратимся лишь к некоторым из них для установления связи дискурса и жанра.

В самом общем смысле дискурс определяется с помощью классической дефиниции, данной Н.Д. Арутюновой: «Дискурс - связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах) [Арутюнова 1998: 136-137].

Исследователи Э. В. Чепкина и Л. В. Енина определяют дискурс как «социально упорядоченный механизм порождения речи, организации коммуникации». В их понимании главный элемент дискурса - социальная заданность, то есть правила общения, не изобретенные субъектом. По их словам, «дискурс формируется надындивидуальными практиками передачи сообщений». Эти практики отличаются стабильностью и воспроизводятся многократно [Чепкина, Енина 2011: 76].

Как считает В. И. Тюпа, «дискурс - это система не семиотических конвенций, а коммуникативных компетенций: креативной (субъектно-авторской), референтной (объектно-геройной) и рецептивной (адресатно-читательской)» [Тюпа 2011: http://www.philology.ru/literature1/tyupa-11.htm].

Основываясь на вышеназванных определениях и утверждениях, мы можем сказать, что дифференциация жанров радиопрограмм зависит не только от жанрообразующих признаков, но и в немалой степени от используемого типа дискурса.

Литературный жанр - это группа литературных произведений, имеющая общие исторические тенденции развития и объединённая совокупностью свойств по своему содержанию и форме. Иногда этот термин путают с понятиями «вид» «форма». На сегодняшний день нет единой чёткой классификации жанров. Литературные произведения подразделяются по определённому количеству характерных признаков.

Вконтакте

История формирования жанров

Первая систематизация литературных жанров была представлена Аристотелем в его «Поэтике». Благодаря этому труду стало складываться впечатление, что литературный жанр – это закономерная стабильная система, которая требует от автора полного соответствия принципам и канонам определённого жанра. Со временем это привело к формированию ряда поэтик, строго предписывающих авторам, как именно они должны писать трагедию, оду или комедию. Долгие годы эти требования оставались незыблемыми.

Решительные изменения в системе литературных жанров начались лишь к концу XVIII века.

В то же время литературные произведения, направленные на художественный поиск , в своих попытках максимально отдалиться от жанровых разделений, постепенно приходили к появлению новых уникальных для литературы явлений.

Какие литературные жанры существуют

Чтобы понять, как определить жанр произведения, необходимо ознакомиться с существующими классификациями и характерными чертами каждого из них.

Ниже приведена примерная таблица для определения вида существующих литературных жанров

по родам эпические басня , былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, сказка, фэнтези, эпопея
лирические ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма
лиро-эпические баллада, поэма
драматические драма, комедия, трагедия
по содержанию комедия фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия загадок
трагедия
драма
по форме видения новелла повесть эпос рассказ анекдот роман ода эпопея пьеса эссе скетч

Разделение жанров по содержанию

Классификация литературных направлений на основе содержания включает в себя комедию, трагедию и драму.

Комедия – разновидность литературы , которая предусматривает юмористический подход. Разновидностями комического направления являются:

Различают также комедию характеров и комедию положений. В первом случае источником юмористического содержания являются внутренние черты действующих лиц, их пороки или недостатки. Во втором случае комичность проявляется в сложившихся обстоятельствах и ситуациях.

Трагедия - драматургический жанр с обязательной катастрофичностью развязки, противоположность жанру комедии. Обычно трагедия отражает наиболее глубокие конфликты и противоречия. Сюжет носит максимально напряжённый характер. В некоторых случаях трагедии пишутся в стихотворной форме.

Драма – особый вид художественной литературы , где происходящие события передаются не через их прямое описание, а через монологи или диалоги действующих лиц. Драма как литературное явление существовала у многих народов даже на уровне произведений фольклора. Изначально в греческом языке этот термин означал печальное событие, поражающее одного конкретного человека. Впоследствии драма стала представлять собой более широкий спектр произведений.

Наиболее известные прозаические жанры

К разряду прозаических жанров относятся литературные произведения различного объёма, выполненные в прозе.

Роман

Роман – прозаический литературный жанр, который подразумевает развёрнутое повествование о судьбе героев и определённых критических периодов их жизни. Название этого жанра берёт своё начало в XII веке, когда зарождались рыцарские истории «на народном романском языке» как противоположность латинской историографии. Сюжетной разновидностью романа стала считаться новелла. В конце XIX - начале XX века в литературе появились такие понятия, как детективный роман, женский роман, фантастический роман.

Новелла

Новелла – разновидность прозаического жанра. Рождению её послужил знаменитый сборник «Декамерон» Джованни Боккаччо . Впоследствии было выпущено несколько сборников по образцу «Декамерона».

Эпоха романтизма внесла в жанр новеллы элементы мистицизма и фантасмагоричности - примерами могут служить произведения Гофмана, Эдгара Аллана По. С другой стороны, произведения Проспера Мериме несли в себе черты реалистических рассказов.

Новелла как короткий рассказ с острым сюжетом стала характерным жанром для американской литературы.

Характерными чертами новеллы являются:

  1. Максимальная краткость изложения.
  2. Острота и даже парадоксальность сюжета.
  3. Нейтральность стиля.
  4. Отсутствие описательности и психологизма в изложении.
  5. Неожиданная развязка, всегда содержащая необычайный поворот событий.

Повесть

Повестью называется проза относительно небольшого объёма. Сюжет повести, как правило, носит характер воспроизведения естественных событий жизни. Обычно повесть раскрывает судьбу и личность героя на фоне происходящих событий. Классический пример - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина .

Рассказ

Рассказом называется малая форма прозаического произведения, которая берёт своё начало у фольклорных жанров – притч и сказок. Некоторые специалисты-литературоведы в качестве разновидности жанра рассматривают очерк, эссе и новеллу . Обычно рассказ характеризуется небольшим объёмом, одной сюжетной линией и малым количеством персонажей. Рассказы характерны для литературных произведений XX века.

Пьеса

Пьесой называется драматическое произведение, которое создаётся с целью последующей театральной постановки.

В структуру пьесы обычно включаются фразы действующих лиц и авторские ремарки, описывающие окружающую обстановку или действия героев. В начале пьесы всегда имеется список действующих лиц с кратким описанием их внешности, возраста, характера и пр.

Вся пьеса делится на большие части - акты или действия. Каждое действие, в свою очередь, подразделяется на более мелкие элементы – сцены, эпизоды, картины.

Большую известность в мировом искусстве завоевали пьесы Ж.Б. Мольера («Тартюф», «Мнимый больной») Б.Шоу («Поживём- увидим»), Б.Брехта.(«Добрый человек из Сезуана», «Трёхгрошовая опера»).

Описание и примеры отдельных жанров

Рассмотрим наиболее распространённые и значимые для мировой культуры примеры литературных жанров.

Поэма

Поэма представляет собой крупное стихотворное произведение, имеющее лирический сюжет или описывающее последовательность событий. Исторически поэма «родилась» из эпопеи

В свою очередь, поэма может иметь много жанровых разновидностей:

  1. Дидактическая.
  2. Героическая.
  3. Бурлескная,
  4. Сатирическая.
  5. Ироническая.
  6. Романтическая.
  7. Лирико-драматическая.

Изначально ведущими темами для создания поэм выступали всемирно-исторические или важные религиозные события и темы. Примером такой поэмы может быть «Энеида» Вергилия , «Божественная комедия» Данте, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера и пр.

Одновременно развивалась и романтическая поэма - «Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто. Такая разновидность поэмы в определённой степени перекликается с традицией средневековых рыцарских романов.

С течением времени на первое место стала выдвигаться нравственно-философская и социальная тематика («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Демон» М. Ю. Лермонтова).

В XIX-XX веках поэма все более начинает приобретать реалистический характер («Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского).

Эпос

Под эпосом принято понимать совокупность произведений, которые объединены общей эпохой, национальной принадлежностью, тематикой.

Возникновение каждого эпоса обусловлено определёнными историческими обстоятельствами. Как правило, эпос претендует на объективность и достоверность изложения событий.

Видения

Этот своеобразный повествовательный жанр, когда сюжет излагается от лица , якобы переживающего сновидение, летаргию или галлюцинацию.

  1. Уже в эпоху античности под видом реальных видений стали описываться вымышленные события в форме видений. Авторами первых видений были Цицерон, Плутарх, Платон.
  2. В Средние века жанр стал набирать обороты популярности, достигнув своих вершин у Данте в его «Божественной комедии», которая по своей форме представляет развёрнутое видение.
  3. Некоторое время видения были неотъемлемой частью церковной литературы большинства стран Европы. Редакторами таких видений всегда были представители духовенства, получив, таким образом, возможность выражать свои личные взгляды якобы от имени высших сил.
  4. Со временем в форму видений было вложено новое остросоциальное сатирическое содержание («Видении о Петре-пахаре» Ленглэнда,).

В более современной литературе жанр видений стал использоваться для введения элементов фантастики.

Жанры литературы - это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

Баллада — это лиро-эпическое произведение, т. е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

Былины — это героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

Видения — это жанр средневековой литературы, который характеризуется, с одной стороны, наличием образа «ясновидца» в центре повествования и загробным, потусторонним, эсхатологическим содержанием самих зрительных образов, явленных ясновидцу, — с другой.

Детектив — это преимущественно литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.

Комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.

Комедия нравов (комедия характеров) — это комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров и нравов высшего света, смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, которая высмеивает все эти человеческие качества.

Лирическое стихотворение (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

Мелодрама — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.

Миф — это повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Очерк — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.

Песня , или Песнь — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.

Научная фантастика — жанр в литературе, и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле) в области науки, включая различные виды наук, такие как: точные, естественные, и гуманитарные науки.

Новелла — это основной жанр малой повествовательной прозы, более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Автора рассказов принято именуют новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.

Повесть — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

Ода — жанр лирики, который представляет собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра.

Поэма — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

Послание пистолярная литература ) — это литературный жанр, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол).

Рассказ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Сказка — это жанр литературного творчества, ч аще всего в сказках присутствует волшебство и различные невероятные приключения. .

Роман — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

Трагедия — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.

Фольклор — вид народного искусства, который отражает общие закономерности общественного развития народов. В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в ли-тературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, ро-ман и т. д.). Особенностью фольклора является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Эпопея — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Элегия — лирический жанр, который содержится в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Эпиграмма — это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Эпос — это героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

Эссе — это литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.

Каждый литературный род делится на жанры, которые характеризуются общими для группы произведений признаками. Различают эпические, лирические, лироэпические жанры, жанры драматургии.

Эпические жанры

Сказка (литературная) — произведение в прозаической или стихотворной форме, опирающееся на фольклорные традиции народной сказки (одна сюжетная линия, вымысел, изображение борьбы добра и зла, антитеза и повтор как ведущие принципы композиции). Например, сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Притча (от греческого parabole — «находящийся (помещенный) позади») — малый жанр эпоса, небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее нравственное или религиозное поучение, основанное на широком обобщении и использовании аллегорий. Русские писатели часто использовали притчу как вставной эпизод в своих произведениях, чтобы наполнить повествование глубоким смыслом. Вспомним калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым Петру Гринёву (А. Пушкин «Капитанская дочка») — по сути, это кульминация в раскрытии образа Емельяна Пугачёва: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!». Сюжет притчи о воскрешении Лазаря, которую читала Сонечка Мармеладова Родиону Раскольникову, подсказывает читателю мысль о возможном духовном возрождении главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В пьесе М. Горького «На дне» странник Лука рассказывает притчу «о земле праведной», чтобы показать, как опасна бывает правда для слабых и отчаявшихся людей.
Басня — малый жанр эпоса; сюжетно законченная, имеющая аллегорический смысл, басня является иллюстрацией к известному житейскому или нравственному правилу. От притчи басня отличается законченностью сюжета, для басни характерны единство действия, сжатость изложения, отсутствие детальных характеристик и других элементов неповествовательного характера, тормозящих развитие фабулы. Обычно басня состоит из 2 частей: 1) рассказ о событии, конкретном, но легко поддающемся обобщению, 2) нравоучение, следующее за рассказом или ему предшествующее.
Очерк — жанр, отличительным признаком которого является «писание с натуры». В очерке ослаблена роль сюжета, т.к. вымысел здесь имеет несущественное значение. Автор очерка, как правило, ведёт повествование от первого лица, что позволяет ему включать в текст свои размышления, проводить сравнения и аналогии — т.е. пользоваться средствами публицистики и науки. Образцом использования в литературе жанра очерка являются «Записки охотника» И.С. Тургенева.
Новелла (итал. novella — новость) — это разновидность рассказа, эпическое остросюжетное произведение с неожиданной развязкой, отличающееся краткостью, нейтральным стилем изложения, отсутствием психологизма. Большую роль в развитии действия новеллы играет случай, вмешательство судьбы. Типичным примером русской новеллы является цикл рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи»: автор психологически не прорисовывает характеры своих героев; прихоть судьбы, слепой случай сводит их на время и разлучает навсегда.
Рассказ — эпический жанр небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В центре повествования — изображение какого-либо события или жизненного явления. В русской классической литературе признанными мастерами рассказа были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, М. Горький, А.И. Куприн и др.
Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. От рассказа и романа повесть отличается объёмом текста, количеством героев и поднятых проблем, сложностью конфликта и т.д. В повести важно не столько движение сюжета, сколько описания: героев, места действия, психологического состояния человека. Например: «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Степь» А.П. Чехова, «Деревня» И.А. Бунина. В повести эпизоды часто следуют один за другим по принципу хроники, внутренней связи между ними нет, или она ослаблена, поэтому повесть часто строится как биография или автобиография: «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина и т.д. (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. проф. А.П. Горкина. — М.: Росмэн, 2006.)
Роман (франц. roman — произведение, написанное на одном из «живых» романских языков, а не на «мёртвой» латыни) — эпический жанр, предметом изображения в котором является определённый период или целая жизнь человека; Роман что это? — роман характеризуется длительностью описываемых событий, наличием нескольких сюжетных линий и системы действующих лиц, в которую входят группы равнозначных персонажей (например: главные герои, второстепенные, эпизодические); произведение этого жанра охватывает большой круг жизненных явлений и широкий спектр общественно-значимых проблем. Существуют разные подходы к классификации романов: 1) по структурным особенностям (роман-притча, роман-миф, роман-антиутопия, роман-путешествие, роман в стихах и др.); 2) по проблематике (семейно-бытовой, социально-бытовой, социально-психологический, психологический, философский, исторический, авантюрный, фантастический, сентиментальный, сатирический и др.); 3) по эпохе, в которую господствовал тот или иной тип романа (рыцарский, просветительский, викторианский, готический, модернистский и др.). Следует отметить, что точная классификация жанровых разновидностей романа ещё не установлена. Существуют произведения, идейно-художественное своеобразие которых не укладывается в рамки какого-либо одного способа классификации. Например, произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» содержит как остро-социальную, так и философскую проблематику, в нём параллельно развиваются события библейской истории (в авторской интерпретации) и современной автору московской жизни 20—30-х годов XX в., сцены, полные драматизма, перемежаются сатирическими. Исходя из этих особенностей произведения, его можно классифицировать как социально-философский сатирический роман-миф.
Роман-эпопея — это произведение, в котором предметом изображения является не история частной жизни, а судьба всего народа или целой социальной группы; сюжет строится на основе узлов — ключевых, переломных исторических событий. При этом в судьбах героев, как в капле воды, отражается судьба народа и, с другой стороны, картина народной жизни складывается из отдельных судеб, частных жизненных историй. Неотъемлемой принадлежностью эпопеи являются массовые сцены, благодаря которым автор создаёт обобщенную картину потока народной жизни, движения истории. При создании эпопеи от художника требуется высочайшее мастерство в сцеплении эпизодов (сцен частной жизни и массовых сцен), психологической достоверности в прорисовке характеров, историзма художественного мышления — всё это делает эпопею вершиной литературного творчества, на которую может взойти не каждый писатель. Именно поэтому в русской литературе известны всего два произведения, созданных в жанре эпопеи: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

Жанры лирики

Песня — малый стихотворный лирический жанр, характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.
Элегия (греч. elegeia, elegos — жалобная песня) — стихотворение медитативного или эмоционального содержания, посвящённое философским раздумьям, вызванным созерцанием природы или глубоко личными переживаниями о жизни и смерти, о неразделённой (как правило) любви; преобладающие настроения элегии — грусть, светлая печаль. Элегия — излюбленный жанр В.А. Жуковского («Море», «Вечер», «Певец» и др.).
Сонет (итал. sonetto, от итал. sonare — звучать) — лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы. Строки сонета могут располагаться двояко: два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. В катренах может быть всего две рифмы, а в терцетах — две или три.
Итальянский (петрарковский) сонет состоит из двух катренов с рифмовкой abba abba или abab abab и двух терцетов с рифмовкой cdc dcd или cde cde, реже cde edc. Французская форма сонета: abba abba ccd eed. Английский (шекспировский) — со схемой рифмовки abab cdcd efef gg.
Классический сонет предполагает определенную последовательность развития мысли: тезис — антитезис — синтез — развязка. Судя по названию этого жанра, особое значение придается музыкальности сонета, которая достигается чередованием мужских и женских рифм.
Европейские поэты разработали много оригинальных видов сонета, а также венок сонетов — одну из наиболее трудных литературных форм.
К жанру сонета обращались русские поэты: А.С. Пушкин («Сонет», «Поэту», «Мадонна» и др.), А.А. Фет («Сонет», «Свидание в лесу»), поэты Серебряного века (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, И.А. Бунин).
Послание (греч. epistole — эпистола) — стихотворное письмо, во времена Горация — философского и дидактического содержания, позже — любого характера: повествовательного, сатирического, любовного, дружеского и т.д. Обязательный признак послания — наличие обращения к конкретному адресату, мотивы пожелания, просьбы. Например: «Мои пенаты» К.Н. Батюшкова, «Пущину», «Послание цензору» А.С.Пушкина и др.
Эпиграмма (греч. epgramma — надпись) — короткое сатирическое стихотворение, представляющее собой поучение, а также непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. Например: эпиграммы А.С. Пушкина на А.А. Аракчеева, Ф.В. Булгарина, эпиграмма Саши Чёрного «В альбом Брюсову» и др.
Ода (от греч. ōdḗ, латин. ode, oda — песня) — торжественное, патетическое, прославляющее лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания. Жанр оды был распространён в русской литературе XVIII — начала XIX вв. в творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, в раннем творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, но в конце 20-х годов XIX в. на смену оде пришли другие жанры. Отдельные попытки некоторых авторов создать оду не соответствуют канонам этого жанра («Ода революции» В.В. Маяковского и др.).
Лирическое стихотворение — небольшое поэтическое произведение, в котором отсутствует сюжет; в центре внимания автора — внутренний мир, интимные переживания, размышления, настроения лирического героя (автор лирического стихотворения и лирический герой — не одно и то же лицо).

Лироэпические жанры

Баллада (провансальское ballada, от ballar — плясать; итал. — ballata) — сюжетное стихотворение, то есть рассказ исторического, мифического или героического характера, изложенный в поэтической форме. Обычно баллада строится на основе диалога персонажей, при этом сюжет не имеет самостоятельного значения — это средство создания определённого настроения, подтекста. Так, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина имеет философский подтекст, «Бородино» М.Ю. Лермонтова — социально-психологический.
Поэма (греч. poiein — "творить", "творение") — крупное или среднее стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом (например, «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Двенадцать» А.А. Блока и др.), в систему образов поэмы может входить лирический герой (например, «Реквием» А.А. Ахматовой).
Стихотворение в прозе — небольшое лирическое произведение в прозаической форме, отличающееся повышенной эмоциональностью, выражающее субъективные переживания, впечатления. Например: «Русский язык» И.С. Тургенева.

Жанры драматургии

Трагедия — драматическое произведение, основной конфликт которого вызван исключительными обстоятельствами и неразрешимыми противоречиями, приводящими героя к гибели.
Драма — пьеса, содержание которой связано с изображением обыденной жизни; несмотря на глубину и серьёзность, конфликт, как правило, касается частной жизни и может быть разрешён без трагического исхода.
Комедия — драматическое произведение, в котором действие и характеры представлены в смешных формах; комедия отличается стремительным развитием действия, наличием сложных, запутанных сюжетных ходов, благополучной концовкой и простотой стиля. Различают комедии положений, основанные на хитроумной интриге, особом стечении обстоятельств, и комедии нравов (характеров), основанные на осмеянии человеческих пороков и недостатков, высокую комедию, бытовую, сатирическую и т.д. Например, «Горе от ума» А.С. Грибоедова — высокая комедия, «Недоросль» Д.И. Фонвизина — сатирическая.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений