Выставка кружева в музее. Выставка "кружево напоказ" - всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Официальная страница бренда аксессуаров "Frau Berg" в социальной сети "Facebook"

Вы видели кружевные панно, на которых отражена история создания колхозов или покорение космоса? А знаете, как носить модные сегодня кружевные изделия в духе "готического шика"? Об этом и многих других секретах ажурного полотна можно узнать на выставке "Кружево напоказ" в Музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Русское кружевоплетение так же, как другие отечественные народные промыслы - хохлома, гжель, филигрань - переживают сегодня не самые лучшие времена. А между тем, все они - бесценные составляющие нашей богатой народной культуры. Жаль, что сегодня она похожа на забытую в бабушкином сундуке шкатулку с самоцветами.

Чтобы возродить интерес к отечественным художественным промыслам, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства запустил программу "Достояние России. Традиции для будущего", в рамках которой открылась выставка, посвященная важнейшему элементу моды и костюма - кружеву.

Эта экспозиция бесспорно претендует на то, чтобы стать одним из самых ярких музейных проектов нынешней весны. Ведь хотим мы или нет, но мода является неотъемлемой частью нашей жизни, так или иначе каждый находится под её, порой неуловимым, но все-таки влиянием. И с каждым годом выставки, посвященные материальной культуре, как и различным аспектам моды, вызывают все больший интерес.

Сплетенная история

Кружево возникло на рубеже XV - XVI веков на венецианском острове Мурано из ничем непримечательного, повседневного занятия жён рыбаков - плетения сетей. Украшая их, они создали знаменитый венецианский игольчатый гипюр, который лежит в основе всего кружевного производства.

В XVII веке технология плетения кружева была вывезена во Францию, а уже оттуда начала постепенно распространяться дальше. Стремясь привить России западный образ жизни, Петр I, в числе прочего, повелел придворным ходить в европейском платье. По моде того времени оно было богато украшено кружевом. Это и стало стимулом для появления первых производств ажурной ткани под Санкт-Петербургом, в Вологде и Ельце, заложивших русскую традицию кружевоплетения.

Очень скоро русское кружево стало широко известно. Однако в самой России до XIX века им украшали лишь народный костюм - аристократия предпочитала заграничное. И только с приходом "серебряного века", с рождением неорусского стиля русские кружева широко вошли в моду высшего сословия.

Упадок интереса к ручному кружеву начался с появлением машинного производства и продолжился в советский период, когда кружевницы создавали вещи в стиле соцреализма. Но самый сокрушительный удар нанесли два десятка лет постперестроечного распада, когда не только ручное плетение кружева, но и большинство русских народных промыслов оказались под угрозой исчезновения.

"Кружево напоказ"

Проект "Кружево напоказ" - не просто выставка предметов, это попытка рассказать о явлении и возродить интерес к одному из ценнейших народных ремесел. Экспозиция условно разделена на семь тематических блоков: появление кружева, возникновение ремесла, триумф кружева - мода XIX века, будуар, кружево в СССР 30-50-х годов, кружево в домах моделей и советском дизайне 60-70-х годов, а также спецпроекты о современном дизайне и моде. И в каждом из них история кружева рассказывается своими особыми средствами.

Так, Третьяковская галерея предоставила для выставки ряд шедевров русской живописи из своей коллекции. Посетители могут подробно изучить платья с кружевными деталями на картинах Карла Брюллова, Николая Ге, Натальи Гончаровой, Ивана Аргунова. А кроме того, сравнить портреты знаменитых "Кружевниц" - Василия Тропинина и Василия Верещагина, которые не так часто можно увидеть в одной экспозиции - работа Верещагина хранится в Омском музее им. М.А. Врубеля и редко покидает его.

Около тридцати редчайших образцов отечественного и европейского кружева, аксессуаров и модного костюма предоставил для выставки Фонд Александра Васильева. В залах можно увидеть металлическое кружево для костюма высшей европейской знати XVIII века, вечерние платья эпохи модерна, кружевное белье, чулки и подвязки с ажурными прошивками, перчатки и веера. В том числе, кстати, веер шинуазри из собрания министра культуры СССР Е.А. Фурцевой.

Поклонникам глянцевых изданий будет интересно увидеть изображения кружев на страницах журналов мод середины XIX века. К примеру, цветные "вклейки" - литографии из журналов "Bazar" 1885-1889 годов, демонстрирующие моду для дам, собирающихся посетить выставку, оперу или съездить на курорт.

Особого внимания заслуживают кружевные панно 1930-1960-х годов с социально-политическими сюжетами из собственного собрания Музея декоративного искусства. Нигде в мире не существует аналогов "идеологизированного" кружевоплетения с уникальными сюжетными композициями, призывающими к строительству новой жизни. Так, в экспозиции есть кружевное изображение советского военачальника Климента Ворошилова, панно, посвященные организации колхозов и освоению космоса, занавес "Воссоединение Украины с Россией", созданный в Вологде в 1954 году.


Веер конца 19 века. Кружево Пуантильи. Производство Россия-Франция
Пресс-служба Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства


Фото: Ревизор/Ирина Ремнева

Открытие выставки "Кружево напоказ" в ВМДПНИ
Фото: Ревизор/Ирина Ремнева

Василий Верещагин. Кружевница. 1890-е годы. Холст, масло. 31 х 27

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Открытие выставки "Кружево напоказ" в ВМДПНИ
Фото: Ревизор/Ирина Ремнева

Открытие выставки "Кружево напоказ" в ВМДПНИ
Фото: Ревизор/Ирина Ремнева

Открытие выставки "Кружево напоказ" в ВМДПНИ
Фото: Ревизор/Ирина Ремнева

Панно "Прежде и теперь". Город Елец. 1933 год
Фото: Ревизор/Ирина Ремнева

Вязь прошлого и будущего

Но все же самым важным на выставке стал раздел, посвященный современным образцам ручного кружевоплетения. В нем представлены изделия современного российского бренда аксессуаров "Frau Berg". В основе творчества его создателя - Ольги Берг - лежит переосмысление многовековой традиции кружевоплетения на коклюшках. Она вручную создает различные изделия в духе "готического шика" от небольших строгих колье до роскошных "доспехов", выполненных в основном в черном цвете и украшенных черным жемчугом и кристаллами.

Это одна из тех марок, благодаря которым русские народные промыслы сегодня проникают в мир моды, становясь известными публике, тем самым обретая новую жизни. Берг продолжает традицию Вячеслава Зайцева, который еще в советский период начал шить одежду из Павлопосадских платков, Дениса Симачева, превратившего золотые узоры хохломы в свой фирменный знак.

Выставка "Кружево напоказ" будет идти во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства до середины ноября. Организаторы запланировали большую программу на все вкусы - начиная от спецпроектов с Музеем прикладного искусства в Вене и Музеем Виктории и Альберта в Лондоне до встреч с историками моды и дизайнерами, в том числе, Александром Васильевым и Ольгой Берг. А также перформансы с девушками-кружевницами, которые будут плести авторские панно в пространстве выставки.

Успехи современных российских дизайнеров, обращающихся к традициям народного ремесла, включение их изделий в музейные коллекции и экспозиции, способствует тому, что все больше молодежи идет учиться промыслу. Но всё же, отметил историк моды Александр Васильев, сегодня интерес к кружеву недостаточно высок. Он выразил надежду, что выставка "Кружево напоказ" станет "масштабной вехой в возрождении интереса к отечественному производству, покажет его возможности в употреблении".


Фото: Ревизор/Ирина Ремнева

Открытие выставки "Кружево напоказ" в ВМДПНИ
Фото: Ревизор/Ирина Ремнева

Аксессуары "Frau Berg" на выставке "Кружево напоказ" в ВМДПНИ
Фото: Ревизор/Ирина Ремнева

Официальная страница бренда аксессуаров "Frau Berg" в социальной сети "Facebook"

Что: Выставка "Кружево напоказ"
Где:
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Когда: 26 марта - 20 ноября 2016 года

«Напоказ» – вызывающе дорого и помпезно – таким кружево предстает в XVIII веке, когда новый, стремительно набирающий популярность вид декоративно-прикладного искусства входит в быт царских фамилий, церковного духовенства и высших военных чинов. «Напоказ» – откровенно, на пределе чувственности – в эпоху будуаров и вовлечения искусства в мир интимной моды декаданса на рубеже XIX-XX вв. «Напоказ» - это и соцзаказ молодого СССР, когда мастерицы Вологды, Ельца или Рязани из тончайших нитей выплетали невообразимые по масштабам пяти-, шестиметровые кружевные панно для всероссийских выставок, призванных демонстрировать устремления страны в освоении космоса и строительстве «светлого пути». Наконец, «на показ» – в контексте «высокой моды» второй половины ХХ века, с переносом традиционной техники кружевоплетения на подиум и завоеванием массового потребителя.

Об экспозиции:

Выставка «Кружево напоказ» об истории, символизме, технологиях и видах кружева с XVIII века и до наших дней откроется 26 марта во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Проект представит более 300 произведений, созданных в России и Западной Европе в XVIII-XXI вв. – от первых образцов металлического кружева для костюма высшей знати до современных интерпретаций коклюшечного искусства в духе «готического шика» и экспериментальных проектов современных дизайнеров.

Выставка располагается в семи залах, на площади 600 кв.м. Участие в проекте принимают крупнейшие музеи, среди которых – Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Московский музей-усадьба «Останкино», «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени», галерея «Три века», частные коллекции, а также «Alexandre Vassiliev foundation».

Среди экспонатов - костюмы, белье и аксессуары различных исторических периодов, в том числе: образцы кружева Мариинской школы, вечерние и чайные платья эпохи модерна, матине (фр. matineé) XIX века – женская утренняя одежда из тончайшего кружева в сочетании с шелком, предназначенная для чтения в постели, фильдеперсовые французские чулки и подвязки с ажурными прошивками (непарные, потому что один чулок дама обычно дарила своему воздыхателю по его просьбе), веер шинуазри из собрания Министра культуры СССР Е. А. Фурцевой – единственный, чудом уцелевший в её квартире, платья Модных домов Франции и СССР 1960-1980-х годов. Дополняют экспозицию аксессуары XIX века – разнообразные веера, мушечницы, перчатки, бинокли, флаконы для парфюмерии и другие предметы.

На выставке также будут представлены живописные полотна XVIII – XX веков из собрания Государственной Третьяковской галереи, редкие фотографии, графика и кинохроника, а также цветные «вклейки» – литографии из журналов «Bazar» 1885-1889 годов.

О дополнительных проектах в рамках выставки:

Планируются и отдельные спецпроекты с крупных мировыми институциями и музеями, такими как Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Музей прикладного искусства (MAK) в Вене, культурными центрами при посольствах зарубежных стран в Москве, ведущими вузами, а также историками моды и известными дизайнерами, в том числе Александром Васильевым и Ольгой Берг. В рамках выставки также пройдет масштабная программа мероприятий, информация о которых будет опубликована на сайте и в социальных сетях Музея.

Выставка "Кружево напоказ" об истории, символизме, технологиях и видах кружева с XVIII века и до наших дней откроется 26 марта во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

О названии и концепции выставки:

"Напоказ" - вызывающе дорого и помпезно - таким кружево предстает в XVIII веке, когда новый, стремительно набирающий популярность вид декоративно-прикладного искусства входит в быт царских фамилий, церковного духовенства и высших военных чинов. "Напоказ" - откровенно, на пределе чувственности - в эпоху будуаров и вовлечения искусства в мир интимной моды декаданса на рубеже XIX-XX вв. "Напоказ" - это и соцзаказ молодого СССР, когда мастерицы Вологды, Ельца или Рязани из тончайших нитей выплетали невообразимые по масштабам пяти-, шестиметровые кружевные панно для всероссийских выставок, призванных демонстрировать устремления страны в освоении космоса и строительстве "светлого пути". Наконец, "на показ" - в контексте "высокой моды" второй половины ХХ века, с переносом традиционной техники кружевоплетения на подиум и завоеванием массового потребителя.

Об экспозиции:

Проект представит более 300 произведений, созданных в России и Западной Европе в XVIII-XXI вв. - от первых образцов металлического кружева для костюма высшей знати до современных интерпретаций коклюшечного искусства в духе "готического шика" и экспериментальных проектов современных дизайнеров.

Выставка располагается в семи залах ВМДПНИ, на площади 600 кв.м. Участие в проекте принимают крупнейшие музеи, среди которых - Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник "Царицыно", Московский музей-усадьба "Останкино", "Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени", галерея "Три века" и частные коллекции, а также "Alexandre Vassiliev foundation", предоставивший около тридцати редчайших образцов кружева, аксессуаров и модного костюма Западной Европы и России.

Отдельного внимания достойны костюмы, белье и аксессуары различных исторических периодов, в том числе: образцы кружева Мариинской школы, основанной в Санкт-Петербурге в 1883 году С.А. Давыдовой, вечерние и чайные платья эпохи модерна, матине (фр. matine?) XIX века - женская утренняя одежда из тончайшего кружева в сочетании с шелком, предназначенная для чтения в постели, фильдеперсовые французские чулки и подвязки с ажурными прошивками (непарные, потому что один чулок дама обычно дарила своему воздыхателю по его просьбе), веер шинуазри из собрания Министра культуры СССР Е. А. Фурцевой - единственный, чудом уцелевший в её квартире, платья Модных домов Франции и СССР 1960-1980-х годов и многое другое. Дополняют экспозицию аксессуары XIX века - разнообразные веера, мушечницы, перчатки, бинокли, флаконы для парфюмерии и другие предметы. За каждым из экспонатов открывается не просто "provenance", но и история целой эпохи.

Более ста предметов из запасников представит ВМДПНИ. Центральное место среди них занимают кружевные панно 1930-1960-х годов с социально-политическими сюжетами. Нигде в мире не существует аналогов "идеологизированного" кружевоплетения, с уникальными сюжетными композициями, призывающими к строительству новой жизни - организации колхозов, развитию промышленности, освоению космоса.

Помимо многочисленных примеров кружева на выставке будут представлены живописные полотна XVIII - XX веков, редкие фотографии, графика и кинохроника, отражающие символизм и использование кружева в разные периоды российской и зарубежной истории.

Особое внимание уделено шедеврам живописи из собрания Государственной Третьяковской галереи - женские образы в кружевах, запечатленные на полотнах К.П. Брюллова, Н.И. Аргунова, В.Г. Худякова, Н.Н. Ге, Г.С. Седова, Ю.И. Пименова, а также знаменитые "Испанка в белом" Н.С. Гончаровой и "Кружевница" В.А. Тропинина.

Поклонникам глянцевых изданий будет интересно увидеть, как выглядели самые известные журналы мод 150 лет назад. К примеру, цветные "вклейки" - литографии из журналов "Bazar" 1885-1889 годов, демонстрирующие моду для дам, собирающихся посетить выставку, оперу или съездить на курорт.

В завершении экспозиции зрители увидят радикальные объекты Ольги Берг, бунтарский дух которых переворачивает представление о возможностях старинной технологии коклюшечного кружева.

Об экспонировании:

Выставка условно разделена на семь тематических блоков, взаимосвязанных между собой: появление кружева, возникновение ремесла, триумф кружева - мода XIX века, будуар, кружево в СССР в 30-50-х гг., кружево в домах моделей и советском дизайне 60-70-х гг., спецпроекты о современном дизайне, моде и экспериментальные проекты.

В некоторые дни посетители увидят перформансы, на протяжении которых девушки-кружевницы в пространстве выставки будут плести авторские панно.

О дополнительных проектах в рамках выставки:

Планируются и отдельные спецпроекты с крупных мировыми институциями и музеями, такими как Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Музей прикладного искусства (MAK) в Вене, культурными центрами при посольствах зарубежных стран в Москве, ведущими вузами, а также историками моды и известными дизайнерами, в том числе Александром Васильевым и Ольгой Берг. В рамках выставки также пройдет масштабная программа мероприятий, информация о которых будет опубликована на сайте и в социальных сетях Музея.

Проект является центральным событием Года кружева, который Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства проводит в рамках стратегической программы "Достояние России. Традиции для будущего", направленной на развитие и поддержку художественных промыслов России.

Выставка

"Кружево напоказ"

Выставка «Кружево напоказ» об истории, социальном значении, символизме, технологиях и видах кружева с XVIII века и до наших дней, открыта с 26 марта во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

О названии и концепции выставки:

«Напоказ» - вызывающе дорого и помпезно - таким кружево предстает в XVIII веке, когда новый, стремительно набирающий популярность вид искусства входит в быт царских фамилий, церковного духовенства и высших военных чинов. «Напоказ» - откровенно, на пределе чувственности - в эпоху будуаров и вовлечения искусства в мир интимной моды декаданса на рубеже XIX-XX вв. «Напоказ» - это и соцзаказ молодого СССР, когда мастерицы Вологды, Ельца или Рязани из тончайших нитей выплетали невообразимые по масштабам пяти-, шестиметровые кружевные панно для всероссийских выставок, призванными демонстрировать устремления страны в освоении космоса и строительстве «светлого пути». Наконец, «на показ» - в контексте «высокой моды» второй половины ХХ века, с переносом традиционной технологии на подиум и завоеванием массового потребителя.

Об экспозиции:

Проект представляет более 300 произведений, иллюстрирующих историю кружевоплетения, начиная с XVIII века и до наших дней, - от первых образцов металлического кружева в костюме высшей знати до современных интерпретаций коклюшечного искусства в духе «готического шика» и экспериментальных проектов современных дизайнеров. Выставка располагается в семи залах ВМДПНИ, на площади 600 кв.м. Участие в проекте принимают крупнейшие музеи, среди которых - Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Московский музей-усадьба «Останкино», «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени», галерея «Три века» и частные коллекции, а также «Alexandre Vassiliev foundation», предоставивший около тридцати редчайших образцов, аксессуаров и модного костюма Западной Европы и России.

В экспозиции представлено все многообразие кружева России и Западной Европы XVIII-XXI вв. Отдельного внимания достойны костюмы, белье и аксессуары различных исторических периодов, в том числе: образцы кружева Мариинской школы, основанной в Санкт-Петербурге в 1883 году С.А. Давыдовой, вечерние и чайные платья эпохи модерна, матине (фр. matineé) XIX века, накидка из тончайшего кружева в сочетании с шелком, предназначенная для чтения в постели, фильдеперсовые французские чулки и подвязки с ажурными прошивками (непарные, потому что один чулок дама обычно дарила своему воздыхателю по его просьбе), веер шинуазри из собрания Министра культуры СССР Е. А. Фурцевой - единственный, чудом уцелевший в её квартире, платья Модных домов Франции и СССР 1960-1980-х годов и многое другое. Дополняют экспозицию аксессуары XIX века - разнообразные веера, мушечницы, перчатки, бинокли, флаконы для парфюмерии и другие предметы, собранные коллекционерами в России и Франции. За каждым из экспонатов открывается не просто «provenance», но и история целой эпохи.

Более ста предметов из запасников представляет ВМДПНИ. Центральное место среди них занимают кружевные панно 1930-1960-х годов с социально-политическими сюжетами. Нигде в мире не существует аналогов «идеологизированного» кружевоплетения, с уникальными сюжетными композициями, призывающими к строительству новой жизни - организации колхозов, развитию промышленности, освоению космоса.

Помимо многочисленных примеров кружева на выставке представлены живописные полотна XVIII - XX веков, редкие фотографии, графика и кинохроника, отражающие символизм и задачи кружева в разные периоды российской и зарубежной истории.

Особое внимание уделено шедеврам живописи из собрания Государственной Третьяковской галереи - женские образы в кружевах, запечатленные на полотнах К.П. Брюллова, Н.И. Аргунова, В.Г. Худякова, Н.Н. Ге, Г.С. Седова, Ю.И. Пименова, знаменитая «Испанка в белом», которая была написана Наталией Гончаровой в 1930-е годы в Париже.

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени предоставил всем известную «Кружевницу» В.А. Тропинина.

Поклонникам глянцевых изданий будет интересно увидеть, как выглядели самые известные журналы мод 150 лет назад. К примеру, цветные «вклейки» - литографии из журналов «Der Bazar» 1885-1889 годов, демонстрирующие моду для дам, собирающихся посетить выставку, оперу или съездить на курорт.

Об экспонировании:

Выставка условно разделена на семь тематических блоков, взаимосвязанных между собой: появление кружева, возникновение ремесла, триумф кружева - мода XIX века, будуар, кружево в СССР в 30-50-х гг., кружево в домах моделей и советском дизайне 60-70-х гг., спецпроекты о современном дизайне, моде и экспериментальные проекты.

Большое внимание при подготовке выставки уделялось ее интерактивности - так, в отдельной части экспозиции разные виды кружева можно будет потрогать. В некоторые дни посетители увидят перформансы, на протяжении которых девушки-кружевницы в пространстве выставки будут плести авторские панно.

О дополнительных проектах в рамках выставки:

В ноябре планируется открытие спецпроекта Музея кружева в Кале (Франция), с которым в настоящее время проведены переговоры.

3 ноября во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства состоится Международная научно-практическая конференция «История кружева - история страны», участие в которой подтвердили представители ведущих музеев России, Франции и Англии.

Планируются и отдельные спецпроекты с крупных мировыми институциями и музеями, такими как Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Музей прикладного искусства (MAK) в Вене, культурными центрами при посольствах зарубежных стран в Москве, ведущими вузами, а также историками моды и известными дизайнерами, в том числе Александром Васильевым и Ольгой Берг. В рамках выставки также пройдет масштабная программа мероприятий, информация о которых будет опубликована на сайте и в социальных сетях Музея.

Проект является центральным событием Года кружева, который Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства проводит в рамках стратегической программы «Достояние России. Традиции для будущего», направленной на развитие и поддержку художественных промыслов России.

Внимание! В кассе музея Вы можете приобрести аудиогид по выставке "Кружево напоказ".

Участники основного проекта «Кружево напоказ»: Государственная Третьяковская Галерея, ГБУК г. Москвы «Музей-усадьба Останкино», ГБУК г. Москвы «ГМЗ «Царицыно», Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, СПБ ГБУК «Государственный музей-заповедник «Павловск», Мультимедиа Арт Музей, Московский музей дизайна, Alexander Vassiliev foundation, Московский государственный университет дизайна и технологии, Галерея «Три века»

Партнеры проекта:

ГБУК г. Москвы «Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени», ГБУК г. Москвы «Музейно-выставочный центр «Музей моды»

Выставка «Кружево напоказ» об истории, символизме, технологиях и видах кружева с XVIII века и до наших дней откроется 26 марта во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

О названии и концепции выставки:

«Напоказ» – вызывающе дорого и помпезно – таким кружево предстает в XVIII веке, когда новый, стремительно набирающий популярность вид декоративно-прикладного искусства входит в быт царских фамилий, церковного духовенства и высших военных чинов. «Напоказ» – откровенно, на пределе чувственности – в эпоху будуаров и вовлечения искусства в мир интимной моды декаданса на рубеже XIX-XX вв. «Напоказ» - это и соцзаказ молодого СССР, когда мастерицы Вологды, Ельца или Рязани из тончайших нитей выплетали невообразимые по масштабам пяти-, шестиметровые кружевные панно для всероссийских выставок, призванных демонстрировать устремления страны в освоении космоса и строительстве «светлого пути». Наконец, «на показ» – в контексте «высокой моды» второй половины ХХ века, с переносом традиционной техники кружевоплетения на подиум и завоеванием массового потребителя.

Об экспозиции:

Проект представит более 300 произведений, созданных в России и Западной Европе в XVIII-XXI вв. – от первых образцов металлического кружева для костюма высшей знати до современных интерпретаций коклюшечного искусства в духе «готического шика» и экспериментальных проектов современных дизайнеров.

Выставка располагается в семи залах ВМДПНИ, на площади 600 кв.м. Участие в проекте принимают крупнейшие музеи, среди которых – Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Московский музей-усадьба «Останкино», «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени», галерея «Три века» и частные коллекции, а также «Alexandre Vassiliev foundation», предоставивший около тридцати редчайших образцов кружева, аксессуаров и модного костюма Западной Европы и России.

Отдельного внимания достойны костюмы, белье и аксессуары различных исторических периодов, в том числе: образцы кружева Мариинской школы, основанной в Санкт-Петербурге в 1883 году С.А. Давыдовой, вечерние и чайные платья эпохи модерна, матине (фр. matineé) XIX века – женская утренняя одежда из тончайшего кружева в сочетании с шелком, предназначенная для чтения в постели, фильдеперсовые французские чулки и подвязки с ажурными прошивками (непарные, потому что один чулок дама обычно дарила своему воздыхателю по его просьбе), веер шинуазри из собрания Министра культуры СССР Е. А. Фурцевой – единственный, чудом уцелевший в её квартире, платья Модных домов Франции и СССР 1960-1980-х годов и многое другое. Дополняют экспозицию аксессуары XIX века – разнообразные веера, мушечницы, перчатки, бинокли, флаконы для парфюмерии и другие предметы. За каждым из экспонатов открывается не просто «provenance», но и история целой эпохи.

Более ста предметов из запасников представит ВМДПНИ. Центральное место среди них занимают кружевные панно 1930-1960-х годов с социально-политическими сюжетами. Нигде в мире не существует аналогов «идеологизированного» кружевоплетения, с уникальными сюжетными композициями, призывающими к строительству новой жизни – организации колхозов, развитию промышленности, освоению космоса.

Помимо многочисленных примеров кружева на выставке будут представлены живописные полотна XVIII – XX веков, редкие фотографии, графика и кинохроника, отражающие символизм и использование кружева в разные периоды российской и зарубежной истории.

Особое внимание уделено шедеврам живописи из собрания Государственной Третьяковской галереи – женские образы в кружевах, запечатленные на полотнах К.П. Брюллова, Н.И. Аргунова, В.Г. Худякова, Н.Н. Ге, Г.С. Седова, Ю.И. Пименова, а также знаменитые «Испанка в белом» Н.С. Гончаровой и «Кружевница» В.А. Тропинина.

Поклонникам глянцевых изданий будет интересно увидеть, как выглядели самые известные журналы мод 150 лет назад. К примеру, цветные «вклейки» – литографии из журналов «Bazar» 1885-1889 годов, демонстрирующие моду для дам, собирающихся посетить выставку, оперу или съездить на курорт.

В завершении экспозиции зрители увидят радикальные объекты Ольги Берг, бунтарский дух которых переворачивает представление о возможностях старинной технологии коклюшечного кружева.


Об экспонировании:

Выставка условно разделена на семь тематических блоков, взаимосвязанных между собой: появление кружева, возникновение ремесла, триумф кружева – мода XIX века, будуар, кружево в СССР в 30-50-х гг., кружево в домах моделей и советском дизайне 60-70-х гг., спецпроекты о современном дизайне, моде и экспериментальные проекты.

В некоторые дни посетители увидят перформансы, на протяжении которых девушки-кружевницы в пространстве выставки будут плести авторские панно.

О дополнительных проектах в рамках выставки:

Планируются и отдельные спецпроекты с крупных мировыми институциями и музеями, такими как Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Музей прикладного искусства (MAK) в Вене, культурными центрами при посольствах зарубежных стран в Москве, ведущими вузами, а также историками моды и известными дизайнерами, в том числе Александром Васильевым и Ольгой Берг. В рамках выставки также пройдет масштабная программа мероприятий, информация о которых будет опубликована на сайте и в социальных сетях Музея.

Проект является центральным событием Года кружева, который Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства проводит в рамках стратегической программы «Достояние России. Традиции для будущего», направленной на развитие и поддержку художественных промыслов России.

Место: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Адрес: ул. Делегатская, 3

Контакты:

Анна Загородникова, PR-специалист проекта: +7 916 339 37 38.

Пресс-служба Музея: +7 495 609 01 30, +7 499 973 31 87.

Ключевые слова: ​Выставка КРУЖЕВО НАПОКАЗ, КРУЖЕВО НАПОКАЗ, выставка, выставки, 2016, Афиша Москва, Контакты, Полная информация, куда пойти, культурная программа, заказать, купить билеты, бронь, цена билета, адрес, тел, март, ноябрь, Музей декоративно прикладного искусства

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений