Управление инновационными проектами в образовательной организации. Управление инновационными образовательными проектами в современном вузе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Предпроектный анализ из опыта работы МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска на основе составления таблицы SWAT-анализа

· В школе работает творческий и профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, способных создавать для учащихся ключевые компетенции по формированию универсальных учебных действий по новому стандарту;

· С введением обновленного содержания образования у обучающихся развивается абстрактное мышление, обучающиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии;

· Обучающиеся быстрее адаптируются к требованиям, коллективу;

· Все кабинеты оснащены новым оборудованием, необходимым для полноценной реализации требований ФГОС.

o При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность при переходе на ФГОС;

o Не все обучающиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);

o У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в ФГОС;

o Дефицит времени, как у учителей, так и у учеников;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект №1. Предпроектный анализ

Сильные стороны ОО

Слабые стороны ОО

Внешние возможности

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВВ

Внешние угрозы

Стратегия при сопоставлении

СС и ВУ

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВУ

Привлечение

Предварительный просмотр:

Управление проектами и инновациями в образовательной организации

Проект №1. Предпроектный анализ

из опыта работы МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска

Выполнила: учитель МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска

Мурманской области Мельникова Светлана Евгеньевна

Сильные стороны ОО

Слабые стороны ОО

  • В школе работает творческий и профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, способных создавать для учащихся ключевые компетенции по формированию универсальных учебных действий по новому стандарту;
  • С введением обновленного содержания образования у обучающихся развивается абстрактное мышление, обучающиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии;
  • Обучающиеся быстрее адаптируются к требованиям, коллективу;
  • Все кабинеты оснащены новым оборудованием, необходимым для полноценной реализации требований ФГОС.
  • При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность при переходе на ФГОС;
  • Не все обучающиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);
  • У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в ФГОС;
  • Дефицит времени, как у учителей, так и у учеников;

Внешние возможности

Просветительская работа педагогов на темы здоровьясбережения, проектной и исследовательской деятельности. Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, физкультминутка

Регулярно проводимые методические объединения;

Коллектив профессиональный и творческий, в коллективе четко отработано практика наставничества по передаче знаний от опытных педагогов молодым пециалистам

Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом;

Стратегия при сопоставлении сильных сторон и внешних возможностей (СС и ВВ)

Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВВ

Привлечение родительской общественности

Внешние угрозы

Финансирование системы образования, территориальное положение школы, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития детей с высокой мотивацией;

Отсутствие возможности расширения площади (помещений), пригодных для здоровья сбережения (строительство бассейна)

Стратегия при сопоставлении

СС и ВУ

Просветительская работа педагогов на уровне методических объединений школы и муниципалитета

Стратегия при сопоставлении

СЛ и ВУ

Привлечение

профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития детей с высокой мотивацией

Реализация творческого потенциала педагогов через обмен опытом на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Педагоги МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска неоднократно являются участниками методических объединений, выступают на региональных и всероссийских семинарах, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, таких как «Лидер в образовании», «Педагогическая находка», «Калейдоскоп педагогических идей», «Методическая копилка».

Педагоги также работают в «Школе олимпиадного резерва».

  • Как можно компенсировать слабые стороны организации с учетом возможностей внешней среды?

Поскольку школа удалена территориально от муниципалитета и от регионального центра необходимо использование дистанционных образовательных технологий для учеников с повышенной мотивацией.

  • Какие проблемы можно решить на основе реализации образовательного проекта? Кто может в этом помочь?

Повышение творческого потенциала педагогов. Улучшение материальной и методической базы. Помочь в этом может администрации школы, а также непосредственный учредитель.


Проект №1 Предпроектный анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие определенной системы воспитательной работы, способствующей высокой социализации детей с ОВЗ и ГУО.

Высокий уровень мотивации к саморазвитию у педагогического состава.

Функционирование службы социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного и воспитательного процесса.

Созданы необходимые условия для выполнения образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.

Грамотно организованная предметно-развивающая среда.

Скоординирована деятельность со всеми структурами образования.

Сложившаяся система работы с детьми с ОВЗ и ГУО.

Положительный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Наличие безбарьерной образовательной среды, адаптированной к потребностям детей с ОВЗ («Доступная среда»): школьный автобус, пандусы, поручни, оснащенные санузлы).

Стабильность общей численности контингента обучающихся, ежегодный рост количества обучающихся в целом.

Действие органов самоуправления (Совет профилактики, попечительский совет, ПМПк).

Оказание ППМС помощи неблагополучным семьям и их воспитанникам.

Недостаточное оснащение методической литературы в соответствии с ФГОС.

Недостаточная активность родителей в решении общешкольных вопросов.

Старение педагогических кадров (много сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста).

Недостаточное оснащение учебных кабинетов современными техническими средствами обучения.

Наличие детей «группы риска», состоящих на учете в ПДН, КДНиЗП, СП.

Влияние образа жизни семьи.

Недостаток семейного воспитания.

Ограничение освоения ФГОС в связи с особенностями психического развития обучающихся.

Наличие неблагополучных и неполных семей.

Низкий уровень оплаты труда молодых педагогов.

Неготовность некоторой части педагогов к работе с мультимедийным оборудованием.

Недоукомплектованность кадров.

При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС;

Слабая учебная мотивация, а иногда и открытое нежелание учиться некоторых обучающихся.

Внешние возможности

Развитие инновационных форм работы с детьми.

Поиск педагогических идей по обновлению содержания образования, увеличение количества инновационно-активных технологий и включение их в учебно-воспитательный процесс.

Стимулирование труда педагогов.

Привлечение кадров и предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли или учреждения.

Переподготовка по профилю «Дефектология

Контроль ведения электронного журнала со стороны администрации.

Создание сетевого взаимодействия для подготовки кадров по направлению инклюзивного образования, обмен опытом, проведение семинаров, конференций, вебинаров, стажировок, взаимообучения.

Стратегия доступности учебных материалов, обучения; вариативности методов обучения; индивидуального развития

Стратегия абсолютной восприимчивости и координации проектов между образовательными организациями и научными институтами

Внешние угрозы

Недостаточное материально-техническое оснащение

Эмоциональное «выгорание» педагогов вследствие профессиональных стрессов.

Недостаточное финансирование со стороны государства

Нестабильная социально-экономическая обстановка.

Развитие платных образовательных услуг.

Приток в педагогический коллектив специалистов без специального (профильного) образования.

Недостаточная заинтересованность родителей в осуществлении программы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ и ГУО.

Рост числа детей «группы риска» Ограничения освоения ФГОС вносит психические особенности некоторых учащихся воспринимать обновленное содержание образования

Стратегия защищённой среды обучения, права на неразглашение конфиденциальных данных о промежуточных этапах обучения

Стратегия опережающего развития, формирования общей среды оповещения, обучения адекватным способам реагирования на факторы нарушающие прогрессивное развитие

Вывод:

    Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к апробации и внедрению в образовательный процесс школы инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования.

    Школа располагает всеми необходимыми ресурсами и инфраструктурой для осуществления образовательной деятельности. Материально-техническая база школы соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безопасности и в полной мере позволяет решать задачи обучения и воспитания детей с ОВЗ и ГУО.

    Создана и реализуется программа информатизации школы, направленная на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования. Реализация данной программы позволяет эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

    В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования.

    Опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования обучающимся школы в соответствии с запросами личности.

    Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам.

    Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся. Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой.

    Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьесбережения, учителей физической культуры. Спортивная работа (спортивные секции).

Под управлением инновационным процессом в образовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой ОУ работы (С.В.Сидоров).

На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами: выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; освоение передового педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы; изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала школы как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.

Управление инновационной деятельностью – процесс сложный, многофункциональный, включающий разнообразную совокупность действий, среди которых: постановка стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика реально сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др.



Но к главным направлениям и задачам инновационного менеджмента относят: разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение персонала; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.

Ученые считают (Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Н.П.Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

· работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;

· работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

· работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

· совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;

· осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;

· осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

· осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления.

Выбор инновационной стратегии - одна из важнейших проблем управления нововведениями. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что стратегии нововведений, выбираемые организацией, лежат в основе успеха ее деятельности.

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм. Инновационный механизм - совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов (их взаимосвязь и взаимодействие), способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов.

Элементы (составляющие) инновационного механизма: инновационное законодательство; организационные формы инновационных отношений; методы управления, финансирования и оценки эффективности результатов инноваций; морально-психологические методы воздействия на инновационную активность; меры информационно-технологического оснащения инновационного процесса и др.

Противоречивость и разнонаправленность инновационных процессов в реальных условиях внутришкольного управления обусловливают необходимость их упорядочения. Оптимальным способом упорядочения инновационной деятельности является программно-целевое управление развивающейся школой.

Программно-целевое управление осуществляется как реализация целевых программ развития школы. Программа развития школы является «средством интеграции усилий всех субъектов инновационной деятельности и направлена на качественное обновление жизнедеятельности школы как целостной педагогической системы» (Л. В. Шмелькова).

В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития выделяют следующие этапы:

1. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода «идейного вдохновителя» и «генератора» будущих идей.

2. Формирование команды, подразумевающей не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.

3. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности.

4. Проблемный анализ школы, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего ОУ.

5. Выработка проектной идеи развития школы. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.

6. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.

7. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;

разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;

подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;

обновление структуры внутришкольного управления; создание инновационного совета школы, инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;

обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;

реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

внедрение методики экспертизы инноваций;

разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе;

введение дополнительных образовательных услуг.

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в школе, является организация работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса - лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы.

Основная проблема управления преобразованиями заключается в возникновении феномена сопротивления изменениям. В качестве аргументов против введения новшеств часто приводят суждения, построенные как набор вариаций на тему "Да, но..." (А.И.Пригожин):

«Это у нас уже есть». Как правило, приводится сходное нововведение. В данном случае задачей оппонента является необходимость доказательства обманчивости сходства и значимости различий.

«Это у нас не получится». В подтверждение данного тезиса обычно приводятся объективные, на взгляд говорящего, условия, делающие введение конкретного новшества невозможным.

«Это не решает главных проблем». Такое утверждение делается как бы с радикальных позиций. Поскольку разведение главного и второстепенного - дело интерпретации, возможность отвода почти гарантирована.

«Это требует доработки». Безусловно, каждое новшество, каждый проект нуждается в доработке. И, выдвигая этот тезис, действительно указываются слабые места нововведения. Новшество наделяется характеристикой "сырого" и поэтому проводить его в жизнь вроде бы не следует.

«Здесь не все равноценно». Если отсечь некоторые детали у новшества, то ощутимого запланированного эффекта уже не предвидится.

«Есть и другие предложения». В этом случае подразумевается альтернатива данному новшеству, но вовсе не с целью предложить лучшее решение, а лишь для того, чтобы вообще отвлечь внимание от применения новшеств.

В психологии имеется классификация субъектов инноваций, составленная Э.Роджерсом:

1 группа - новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами.

2 группа - ранние реализаторы - 13,5%. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы.

3 группа - предварительное большинство - 34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после «ранних реализаторов», но значительно раньше так называемых «средних». Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам.

4 группа - позднее большинство - 34%. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу («Средние реализаторы»).

5 группа – колеблющиеся, обычно 16%. Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций.

По отношению к новаторству среди учителей ситуация выглядит немного по иному: новаторы составляют 6,6%, передовики - 44,7%, умеренные - 17,7%, около трети относятся к нововведениям сдержанно (К.Ангеловски).

Особым образом характеризуется ситуация, когда инноватором является руководитель - директор школы или его заместитель, управленец другого звена. В этом случае необходимо предусмотреть возможные типы реакций со стороны подчиненных на инновационные действия, идущие от руководителя.

Среди возможных моделей реакции человека на «навязывание» ему нововведения, имеется 5 фаз: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционализация (К.Ушаков).

Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в школе инновационной среды - определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой «комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы». (Скаткин М.Н.)

К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.).

Среди организационно-управленческие условий создания и развития инновационной среды ученые выделяют: осуществление личностно адаптированной системы непрерывного повышения профессионально-педагогической компетентности; управленческую поддержку образовательных инициатив и педагогического творчества; создание гибкой системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей; интеграцию инновационных потенциалов образовательной среды; формирование совокупного субъекта управления инновационным процессом в школе.

В управленческой практике известны различные формы интеграции инновационных усилий, повышения инновационного потенциала организации, вовлечения учителей в инновационную деятельность. Это постоянно действующий семинар по актуальным проблемам, над которыми работает школа; стажировка, повышение квалификации; педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; творческая работа учителей в школьных, районных МО; самообразование, работа с научно-методической литературой; самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы; описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты учителей по обобщению опыта и др.

Управление в инновационном менеджменте осуществляется с помощью различных методов, которые представляют собой систему правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями. Используются как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах управленческой деятельности, так и специальные, характерные для инновационного менеджмента. К специальным методам относятся: методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); аналитические методы (системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, функционально-стоимостной анализ, экономический анализ); методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.); методы генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловые игры и ситуации); принятия решений (таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив); методы прогнозирования (экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, имитационные модели), наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции); методы аргументации (презентации, ведение переговоров). (П.Н.Завлин, А.К.Казанцев, Л.Э.Миндели).

В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью: методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры, интегрирующие усилия субъектов инновационного процесса в достижении целей развития школы.

Результат инновационной деятельности – конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управаленческой деятельности. Педагогический мониторинг позволяет осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления.

Качество инновационной деятельности ОУ оценивается на основе трех групп критериев:

· критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника школы, государственными образовательными стандартами и т.д.;

· критерия эффективности, отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов;

· критерия мотивации, так называемого критерия школьного самочувствия учащихся и учителей.

Для измерения эффективности управления развитием школы В.С.Лазарев предлагает следующие критерии оценки:

· Уровень информированности членов педколлектива о новшествах, которые потенциально могут быть освоены школой (уровень информированности о возможностях и ограничениях развития школы).

· Полнота выделения актуальных проблем школы (понимание членами коллектива проблем школы, а также их причинно-следственных связей).

· Рациональность выбора общей и частных целей инновационной деятельности в школе: поставленные цели максимально соответствуют возможностям решения актуальных проблем школы.

· Интегрированность целей развития школы: цели отдельных нововведений согласованы с общей целью и между собой.

· Реалистичность планов: степень обоснованности утверждений об обеспеченности тех или иных направлений инновационной деятельности необходимыми ресурсами.

· Заинтересованность педколлектива школы в освоении нового.

· Контролируемость инновационных процессов в школе.

Вопросы для обсуждения и задания:

1. Модели инновационного управления образовательными учреждениями.

2. Разработка стратегии развития ОУ.

3. Этапы организации инноваций в ОУ.

4. Мониторинг качества инновационных процессов в ОУ.

5. Работа с примерными программами инновационного развития ОУ.

6. Разработайте анкеты для руководителей и педагогов по оценке качества инноваций.

7. Составьте аннотированный список Интернет-ресурсов по проблемам инновационной деятельности


Глоссарий инновационных терминов

Инновационная деятельность – процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Инновация (нововведение) конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация -продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация - процесс).

Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная сфера - сфера деятельности производителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационный проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.

Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Инновационная инфраструктура – это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка.

Литература и Интернет-ресурсы:

1. Хуторской А. В. Современные педагогические инновации на уроке. // http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-4.htm.

2. http://wiki.iteach.ru/

3. http://www.vestnik.edu.ru

4. http://www.school.edu.ru

Дисциплина «Управление проектами и инновациями в образовательной организации»
Проект №1. Предпроектный анализ
Сильные стороны ОО
Слабые стороны ОО

1. Укрепление
конкурентоспособности колледжа
на рынке образовательных услуг

и
через
города
трансформации модели сетевого
края

В
н
е
ш
н
и
е

в
о
з
м
о
ж
н
о
с
т
и
1.
Получение муниципальной
1. Низкая

профессиональная
стипендии
студентами

мотивация у части студентов к
изучению
отдельных

взаимодействия
непрерывного образования.
в

рамках
2.
2. Расширение

перечня
дополнительных образовательных
программ по заявкам социальных
партнеров и работодателей.
3. Открытие ресурсного центра.
4. Переход к новой системе оценки
практической
учебной
и

3.
течение выпускного курса в
размере 2000 рублей.
Привлечение
работодателей и социальных
партнеров к участию в
профессиональной подготовке и
оценке
качества

профессиональных компетенций.
Имеющаяся
система

образовательных
дошкольного,

оценки
профессиональной подготовки.
качества

5. Профессиональная
переподготовка руководителей
практики (курсовая подготовка,
стажировки и др.).
6. Совершенствование

системы
среднего и дополнительного
образования через организацию
курсов повышения квалификации
профессиональную
и

переподготовку.
4.
Привлечение социальных
партнёров и работодателей при
профессиональных дисциплин.
уровень
подготовки
2. Недостаточный

поступающих.

учебно­
технической базы,
лабораторного
технологического

и
стандартам
оборудования
оснащения профессиональных

образовательных учреждений.
4. Недостаточное
понимание
возможностей педагогического

проектирования, как следствие
– неумение научить этому
студентов
5. Малая доля преподавателей,
имеющих ученую степень

В
н
е
ш
н
и
е

у
г
р
о
з
ы
1. Недостаточный приток молодых
1. Получение

муниципальной
1. Низкая

профессиональная
кадров.
2. Неполное соответствие качества
выпускников
подготовки

требованиям профессиональных
стандартов.
2.
3. Несовершенная

система
организации стажировок для
преподавателей колледжа.
4. Отсутствие дистанционных форм
обучения.
3.
студентами
стипендии
педагогических специальностей в

мотивация у части студентов к
отдельных
изучению

профессиональных дисциплин.
уровень
подготовки
2. Недостаточный

поступающих.
3. Несоответствие материально­
учебно­
технической базы,
лабораторного
технологического

и
оборудования
стандартам
оснащения профессиональных

образовательных учреждений.
течение выпускного курса в
размере 2000 рублей.
Привлечение
работодателей и социальных
партнеров к участию в
профессиональной подготовке и
оценке
качества

профессиональных компетенций.
Имеющаяся
система
дополнительного образования для

педагогов
организаций

образовательных
дошкольного,

среднего и дополнительного
образования через организацию
курсов повышения квалификации
и
профессиональную

переподготовку.

Таким образом, колледж имеет значительные внутренние силы, при этом внешняя среда благоприятна для
реализации разработанного проекта. Благоприятная внешняя среда позволяет говорить о необходимости расширения
спектра социального партнерства, поиске новых участников сетевого взаимодействия, заинтересованных в использовании
инновационных образовательных технологий.
В колледже с 2012 года реализовывалась Программа проектно­инновационной и опытно­экспериментальной
деятельности «Реализация модели сетевого взаимодействия колледжа с социальными партнерами», которая позволила
обеспечить систематическую и целенаправленную совместную работу с социальными партнерами (образовательными
организациями) по подготовке квалифицированных кадров и развитию системы профессиональной ориентации.
За период реализации программы произошли существенные изменения нормативно­правового обеспечения
образовательной деятельности: был принят и вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273­ФЗ «Об
среднего
образовании в Российской Федерации»; федеральные государственные образовательные стандарты

профессионального образования, федеральные государственные образовательные стандарты начального общего
образования, дошкольного образования, основного общего образования, профессиональный стандарт «Педагог»,
утверждён Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Это вызвало необходимость изменить подходы к подготовке педагогических кадров, внедрять новые
образовательные технологии, в том числе проектные и технологии дистанционного обучения, обновлять средства
обучения с целью подготовки педагога, способного быстро адаптироваться в новых условиях образовательной среды.
Инструментом качественной подготовки специалиста педагогического профиля является создание и реализация
инновационной модели сетевого взаимодействия.

Реализация данной модели позволит позиционировать колледж как конкурентоспособное образовательное
учреждение, осуществляющее подготовку выпускников, востребованных на рынке труда города и региона, способных
осуществлять профессиональную деятельность в условиях модернизации образования.
Результатом реализации проекта будет:
 открытие ресурсного центра педагогического профиля;
 организация работы сетевых методических объединений;
 развитие института наставничества как средства сопровождения профессионального становления молодых
педагогов;
 увеличение конкурса при поступлении на педагогические специальности;
 повышение показателей трудоустройства выпускников педагогических специальностей по профилю;
 увеличение количества муниципальных стипендиатов;
 привлечение в качестве баз практик образовательных организаций, реализующих передовые технологии
образования;
 расширение взаимодействия
с учреждениями дополнительного образования по различным направлениям
внеурочной деятельности;
 привлечение организаций ВПО к методическому сопровождению образовательного процесса и повышению
квалификации педагогических работников колледжа;
 получение дополнительных
средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
(внебюджетных средств).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические основы инновационного проекта, его основные характеристики, функции и методы управления им. Специфика и различные подходы к менеджменту в сфере проектов. Анализ эффективности реализации инновационного проекта на примере ОАО "Машзавод".

    курсовая работа , добавлен 02.05.2008

    Управление проектами как творческий процесс. Методология проектного менеджмента. Технологии управления проектом. Основные виды проектов, их цели и реализация. Формирование бюджета проекта, риски и жизненный цикл, особенности организационной структуры.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    Рассмотрение разработки и образования инновационных проектов развития предприятий. Теоретические аспекты управления инновационным развитием предприятия. Элементы системы инновационных механизмов. Анализ управления инновационной деятельностью ОАО "Геолан".

    курсовая работа , добавлен 10.02.2009

    Описание общих признаков, делающих какие-либо виды деятельности проектами. Понятие "управление проектом", внешние и внутренние факторы, влияющие на него. Содержание фаз жизненного цикла проекта. Основные объекты и субъекты управления организации.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2011

    Анализ существующих информационных технологий в области управления проектами. Разработка методики внедрения в работу образовательного учреждения программного комплекса управления проектами Microsoft Project и оценка эффективности его использования.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Субъекты и объекты инновационной деятельности. Роль инноваций в деятельности организации. Продуктово-тематический и календарный план инновационного проекта. Содержание и этапы разработки его концепции. Мотивация и организация управления проектом.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2013

    Стратегическое значение современных методов и средств управления проектами. Характеристика основных методов управления проектами. Фазы жизненного цикла проекта. Фаза разработки коммерческого предложения. Формальное и детальное планирование проекта.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2010

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений