Структура компетенций. Что такое компетенции? Ключевые компетенции и их оценка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Модель компетенций - термин для обозначения полного набора компетенций (с уровнями или без них) и индикаторов поведения. Модели могут содержать детальное описание стандартов поведения персонала конкретного отдела или стандарты действий, ведущих к достижению специальных целей, но могут и включать основные стандарты поведения, разработанные для полного описания деловой структуры или деятельности, направленной на достижение комплекса разнообразных корпоративных целей. Набор деталей, входящих в описание модели компетенции, зависит от предполагаемого практического применения конкретной модели. Считается, что оптимальное число компетенций в модели - 8-12. Чем больше компетенций содержит модель, тем труднее ее применить.

Структура модели компетенций по Спенсерам показана на рис.3. Отличительные компетенции организуются в кластеры , или группы. Как правило, кластеров от трёх до шести. Каждый кластер содержит от двух до пяти компетенций , например, которые часто используются вместе. Каждая компетенция имеет повествовательное определение и от трёх до шести поведенческих индикаторов , т.е. определённых способов продемонстрировать компетенцию в работе (поведенческие индикаторы - это стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией). Предметом наблюдения избирается проявление высокой компетенции. Проявления слабой, неэффективной «отрицательной» компетенции, тоже могут стать предметом наблюдения и изучения, но такой подход используется редко. Каждая компетенция или поведенческий индикатор иллюстрируется типичным примером, взятым из интервью с лучшими исполнителями. Поведенческие индикаторы можно расположить на шкале в порядке возрастания интенсивности или завершённости действия (поведенческие шкалы BARS - behaviorally anchored rating scales - шкалы с поведенческими индикаторами, созданные для каждой компетенции и позволяющие провести более объективную и быструю оценку и самооценку работника). Таким образом, компетенции могут обладать таким свойством, как уровень выраженности, т. е. и поведенческие индикаторы в рамках каждой компетенции можно разделить по «уровням». Это удобно и необходимо, когда модель компетенций должна охватывать широкий диапазон видов деятельности, работ и функциональных ролей, чтобы не разрабатывать отдельные модели для каждой роли. В этом случае различаются лишь критерии, предъявляемые для каждой роли. Но существуют также простые модели компетенций, которые охватывают виды работ с простыми стандартами поведения, которые могут иметь один перечень индикаторов для всех компетенций. В таких моделях все поведенческие индикаторы относятся ко всем видам деятельности. Подобные модели применимы к одной роли.

Рисунок 3. Структура модели компетенций по Спенсерам

Спенсером и коллегами был разработан список компетенций, подходящий для анализа любых работ. Этот список представлен в Таблице 1. Первый столбец - кластеры компетенций, второй - названия компетенций внутри каждого кластера.

Таблица 1

Компетенция

Достижение и действие

Ориентация на достижение

Забота о порядке, качестве и аккуратности

Инициатива

Поиск информации

Помощь в обслуживании других

Межличностное понимание

Ориентация на обслуживание клиента

Кластер воздействия и оказания влияния

Воздействие и оказание влияния

Понимание компании

Построение отношений

Менеджерские компетенции

Развитие других

Директивность

Командная работа и сотрудничество

Командное лидерство

Когнитивные компетенции

Аналитическое мышление

Концептуальное мышление

Экспертиза (техническая, профессиональная, менеджерская)

Личная эффективность

Самоконтроль

Уверенность в себе

Гибкость

Преданность компании

Спенсер и коллеги также сравнивают модель компетенций с «атомной моделью», где поведенческие индикаторы аналогичны «атомам», а компетенции можно сравнить с «элементами», составленным из поведенческих индикаторов или описанным с помощью них, или с «молекулами» - комбинациями из нескольких элементов (тоже компетенций). Кластеры компетенций, таким образом, соответствуют макромолекулам.

Стандарты качеств а модели компетенций должны быть разработаны и приняты до составления модели компетенций. Уиддет и Холлифорд предлагают стандарты качества, согласно которых модель компетенций должна:

Быть недвусмысленной;

Описываться простым языком;

Иметь простую структуру;

Обладать стройной структурной логикой;

Одна компетенция не должна зависеть от других компетенций;

Компетенция и индикаторы поведения должны встречаться только в одном фрагменте модели;

Компетенции не должны встречаться в нескольких кластерах;

Индикаторы поведения не должны относиться к нескольким компетенциям;

Индикаторы поведения не должны относиться к нескольким уровням компетенции.

Модель компетенций чаще всего разрабатывается по заказу для конкретной организации и, возможно, для конкретного вида деятельности.

Этапы разработки модели компетенций в общем виде таковы:

1. Получение заказа, уяснение цели и планирование исследования.

2. Создания команды, выбор техники анализа.

3. Сбор информации, анализ информации.

4. Проектирование модели компетенций.

5. Проверка валидности.

6. Запуск в работу.

Профиль компетенций - это графическое отображение модели компетенций, цифровое определение уровня проявления компетенций относительно конкретной должности. Модель компетенций может быть создана для нескольких должностей, профиль - для определенной должности.

Журнал «Competency» ежегодно публикует обзоры применения компетенций . Общий список потребностей организации, которые могут быть удовлетворены с помощью модели компетенций, очень обширен. С. Уиддет и С. Холлифорд в книге «Руководство по компетенциям» обобщают опыт использования подхода, основанного на компетенциях, и сводят его к трём главным задачам:

рекрутмент и отбор

обучение и развитие

вознаграждение.

Практических приложений компетенций множество. Компетенции способствуют формированию корпоративной культуры компании и достижению общего видения миссии и целей организации. Они дают ясное представление о стандартах успешного выполнения деятельности; позволяют повысить эффективность обучения и развития сотрудников, ориентируя все обучающие мероприятия на достижение корпоративных стандартов, отраженных в компетенциях. При отборе персонала компетенции определяют структуру сбора поведенческой информации о кандидатах - в частности, позволяют сформулировать критерии отбора в терминах поведения. При оценке эффективности работы (заменившей во многих организациях традиционную аттестацию) компетенции задают структуру для сбора информации о выполнении работы сотрудником и оценки исполнительского поведения. Кроме того, они структурируют саму процедуру оценочного интервью и обсуждение примеров поведения сотрудника. Компетенции же лежат в основе метода ассессмент-центра, призванного на основе использования имитационных упражнений дать представление о поведении кандидата в рабочих ситуациях.

Эффективность применения модели компетенций зависит от совершенства организации деятельности, от наличия нужных инструментов управления персоналом и от искусства опытных людей. Большинство моделей компетенций, независимо от тщательности и правильности их разработки, не превратят плохой процесс деятельности в хороший и не компенсируют слабое обучение, плохое технологическое оборудование и неопытность персонала. Но зато там, где эффективно и правильно организованный процесс деятельности соединен с хорошим инструментарием управления и опытными работниками, введение компетенций может помочь значительно улучшить структуру управления персоналом и согласованность деятельности сотрудников внутри организации.

Спенсер и коллеги, кроме шести задач службы управления трудовыми ресурсами, решение которых основано на компетентностном подходе (отбор, управление эффективностью работы, планирование замещения, развитие и карьера, оплата, интегрирование информационной системы УЧР), описывают американский опыт применения данного подхода в школах и семьях.

Большая часть исследователей, изучающая понятие компетенций и их виды, отмечают их многосторонний, системный и разноплановый характер. При этом проблема выбора наиболее универсальных из них считается одной из центральных. Рассмотрим далее, какие существуют виды и уровни развития компетенций.

Общие сведения

В настоящее время существует огромное разнообразие подходов к их классификации. При этом основные виды компетенций определяются с использованием как европейской, так и отечественной систем. В глоссарии ФГОС приводятся определения базовых категорий. В частности, указаны отличия компетенции от компетентности. Первая представляет собой комплекс определенных знаний, навыков и умений, в которых человек осведомлен и имеет практический опыт. Компетентностью именуют способность активно пользоваться полученными профессиональными и личными знаниями в ходе своей деятельности.

Актуальность вопроса

Следует сказать, что в настоящее время отсутствует единое семантическое пространство определения "ключевые компетенции". Более того, в различных источниках они именуются по-разному. Выделяя виды ключевых компетенций в образовании, исследователи обнаруживают размытость и нестрогость деления самих этих категорий. Примером может служить классификация Г. К. Селевко. По мнению исследователя, существуют такие виды компетенций, как:

  1. Коммуникативная.
  2. Математическая.
  3. Информационная.
  4. Продуктивная.
  5. Автономизационная.
  6. Нравственная.
  7. Социальная.

Пересекаемость классов (нестрогость) выражена в этой классификации в том, что, к примеру, продуктивность можно рассматривать в качестве общего свойства любой деятельности: общения или решения математических заданий. Информационная категория пересекается с прочими, и так далее. Таким образом, эти виды компетенций не могут выделяться как обособленные. Пересекающиеся значения обнаруживаются также и в классификации А. В. Хуторского. Он определяет следующие виды компетенций:

  1. Учебно-познавательную.
  2. Ценностно-смысловую.
  3. Социально-трудовую.
  4. Коммуникативную.
  5. Общекультурную.
  6. Личностную.
  7. Информационную.

Отечественная классификация

Наиболее комплексно, по мнению экспертов, виды профессиональных компетенций определены И. А. Зимней. Ее классификация базируется на категории деятельности. Зимняя выделяет следующие виды профессиональных компетенций:

  1. Относящиеся к человеку как к личности, как к субъекту общения, деятельности.
  2. Касающиеся социального взаимодействия людей и окружающей среды.
  3. Относящиеся непосредственно к деятельности человека.

Для каждой группы предусматриваются свои виды ключевых компетенций. Так, в первую включаются следующие категории:

  1. Здоровьесбережение.
  2. Ценностно-смысловая ориентация в мире.
  3. Гражданственность.
  4. Интеграция.
  5. Предметная и личная рефлексия.
  6. Саморазвитие.
  7. Саморегулирование.
  8. Профессиональное развитие.
  9. Речевое и языковое развитие.
  10. Смысл жизни.
  11. Владение культурой родного языка.

В рамках второй группы к основным видам компетенций относятся навыки:

  1. Общения.
  2. Социального взаимодействия.

В последний блок включены компетенции:

  1. Деятельности.
  2. Информационных технологий.
  3. Познавательные.

Структурные элементы

Если анализировать выделенные авторами виды компетенций в образовании, то обнаружить принципиальные различия между ними достаточно сложно. В этой связи, целесообразно рассматривать категории в качестве взаимоподчиненных компонентов активности субъекта. В рамках какой-либо сферы деятельности компетенция включает в себя следующие компоненты:


Важный момент

Виды компетенций учителя, по мнению ряда исследователей, должны включать в себя два базовых элемента. Первым выступает социально-психологический аспект. Он предполагает стремление и готовность сосуществовать в гармонии с другими и собой. Второй элемент - профессиональный. Он предусматривает готовность и стремление работать в конкретной сфере деятельности. Каждый из указанных компонентов, в свою очередь, можно разделить на определенные виды компетенций. В педагогическом процессе присутствуют базовые и специальные элементы. Первые относятся к выпускникам всех вузов. Вторые являются важными для конкретной специальности.

Компетенции (виды в педагогике)

Для будущих специалистов разработана система, состоящая из 4-х блоков. В каждом из них определены виды педагога:

  1. Общая социально-психологическая.
  2. Специальная профессиональная.
  3. Специальная социально-психологическая.
  4. Общая профессиональная.

Последняя определяется, как базовые навыки, знания, способности, умения и готовность к их актуализации в рамках группы специальностей. В этот блок могут включаться такие виды компетенций учащихся, как:

  1. Административно-управленческая.
  2. Научно-исследовательская.
  3. Производственная.
  4. Проектно-конструктивная.
  5. Педагогическая.

Специальная категория предполагает уровень и тип подготовки выпускника, наличие у него стремления и готовности, необходимых для осуществления конкретной деятельности. Их содержание определяется в соответствии с государственными квалификационными показателями. Общие социально-психологические компетенции представляют собой стремление и готовность к эффективному взаимодействию с окружающими, способность понимать других и себя на фоне постоянно изменяющихся психических состояний, условий среды, межличностных отношений. В соответствии с этим, выделяют базовые категории, составляющие данный блок. В него входят такие виды компетенций, как:


Специальные социально-психологические компетенции предполагают наличие умений мобилизовать важные, с профессиональной точки зрения, качества, которыми обеспечивается продуктивность непосредственной работы.

Базовые навыки

Виды компетенций учащихся выступают в качестве главных критериев качества их подготовки, степени сформированности базовых умений. В числе последних присутствуют следующие навыки:

  • самоуправления;
  • коммуникации;
  • социальные и гражданские;
  • предпринимательские;
  • управленческие;
  • анализаторские.

В базовый блок также включаются:

  • психомоторные умения;
  • познавательные способности;
  • общетрудовые качества;
  • социальные способности;
  • индивидуально-ориентированные умения.

Здесь же присутствуют:

  • персональные и сенсомоторные квалификации;
  • социально-профессиональные навыки;
  • поливалентная компетентность;
  • специальные и пр.

Характеристики

Анализируя навыки, указанные выше, можно отметить, что с ними согласуются базовые виды компетенций в образовании. Так, социальный блок состоит из способности принимать на себя ответственность, совместно прорабатывать решения и участвовать в их реализации. К относят и толерантность к разнообразным религиям и этнокультурам, проявление сопряженности индивидуальных интересов с нуждами общества и предприятия. В когнитивный блок входят готовность к повышению уровня знаний, потребность в реализации и актуализации личного опыта, потребность в изучении новой информации и приобретении новых навыков, способность к самосовершенствованию.

Уровни развития компетенций

Характеристика поведенческих индикаторов, несомненно, имеет большое значение при оценке навыков субъекта. Однако немаловажно также выделить уровни развития существующих компетенций. Наиболее универсальной считается система описания, используемая в некоторых западных компаниях. В рамках этой классификации можно определить важные качества, поместив их на соответствующие ступени. В классическом варианте для каждой компетенции предусматривается 5 уровней:

  1. Лидерский - А.
  2. Сильный - В.
  3. Базовый - С.
  4. Недостаточный - D.
  5. Неудовлетворительный - Е.

Последняя степень показывает, что субъект не обладает необходимыми навыками. Более того, он даже не пытается их развить. Этот уровень считается неудовлетворительным, так как человек не только не использует никаких навыков, но и не понимает их важность. Недостаточная степень отражает частичное проявление умений. Субъект стремится, пытается использовать необходимые навыки, включенные в компетенцию, понимает их важность, однако эффект от этого наступает не во всех случаях. Базовая степень считается достаточной и необходимой для человека. Этот уровень показывает, какие конкретно способности и поведенческие акты свойственны данной компетенции. Базовая степень считается оптимальной для осуществления эффективной деятельности. Сильный уровень развития компетенций необходим для руководящих кадров среднего звена. Он предполагает очень хорошую сформированность навыков. Субъект, владеющий сложными умениями, может оказывать активное воздействие на происходящее, решать оперативные вопросы в критических ситуациях. Этот уровень также предполагает способность предвидеть и предупреждать негативные явления. Самая высокая степень сформированности навыков необходима для топ-менеджеров. Лидерский уровень требуется для руководителей, принимающих стратегически важные решения. Эта ступень предполагает, что субъект не только в состоянии самостоятельно применять имеющиеся необходимые навыки, но и может формировать для других лиц соответствующие возможности. Человек, обладающий лидерским уровнем развития компетенций, организует мероприятия, формулирует правила, нормы, порядок, способствующие проявлению умений и способностей.

Условия реализации

Для эффективного применения компетенций они должны обладать рядом обязательных признаков. В частности, они должны быть:

  1. Исчерпывающими . Перечнем компетенций должны охватываться все элементы деятельности.
  2. Дискретными . Конкретная компетенция должна соответствовать определенной деятельности, четко обособленной от других. В случае, когда навыки перекрываются, возникают сложности при оценке работы или субъектов.
  3. Сфокусированными . Компетенции должны иметь четкие определения. Нет необходимости стремиться к охвату в одном навыке максимального количества сфер деятельности.
  4. Доступными . Формулировка каждой компетенции должна быть такой, чтобы ее можно было универсально использовать.
  5. Конкретными . Компетенции призваны укреплять организационную систему и усиливать цели в долгосрочном периоде. Если они будут абстрактными, то должного эффекта от них не будет.
  6. Современными . Комплекс компетенций должен постоянно пересматриваться и корректироваться, в соответствии с действительностью. В них должны учитываться как текущие, так и предстоящие потребности субъекта, общества, предприятия, государства.

Особенности формирования

В рамках компетентностного подхода в качестве непосредственного результата педагогической деятельности выступает формирование базовых навыков. К ним относят способности:

  1. Объяснять текущие явления, их суть, причины, взаимосвязи между ними, используя при этом соответствующие знания.
  2. Учиться - решать проблемы в области учебной деятельности.
  3. Ориентироваться в актуальных проблемах современности. К ним, в частности, относят политические, экологические, межкультурные вопросы.
  4. Решать задачи, являющиеся общими для различных видов профессиональной и прочей деятельности.
  5. Ориентироваться в духовной сфере.
  6. Решать проблемы, касающиеся реализации конкретных социальных ролей.

Задачи преподавателей

Формирование компетенций обуславливается реализацией не только нового содержания образования, но и технологий и методов обучения, адекватных современным условиям. Их перечень достаточно широк, а возможности весьма разноплановы. В этой связи следует определить ключевые стратегические направления. К примеру, достаточно высок потенциал продуктивных технологий и методик. Его реализация воздействует на достижение компетентности и приобретение компетенций. В перечень базовых задач преподавателей, таким образом, входят:


Для реализации указанных выше задач следует руководствоваться некоторыми правилами:

  1. В первую очередь, преподаватель должен понимать, что главным в его деятельности выступает не предмет, а личность, которая формируется при его участии.
  2. Не следует жалеть времени и сил на воспитание активности. Необходимо помогать детям в освоении наиболее продуктивных методов образовательно-познавательной деятельности.
  3. Для развития мыслительного процесса следует чаще применять вопрос "Почему?". Понимание причинно-следственной связи выступает в качестве неотъемлемого условия эффективной работы.
  4. Развитие творческого потенциала осуществляется посредством всестороннего анализа проблем.
  5. При решении познавательных задач следует использовать несколько способов.
  6. Ученики должны понимать перспективы своего обучения. В этой связи им чаще необходимо разъяснять последствия тех или иных действий, результаты, которые они принесут.
  7. Для лучшего усвоения системы знаний целесообразно использовать планы и схемы.
  8. В ходе образовательного процесса обязательно необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Для облегчения решения воспитательных задач следует условно объединять их в дифференцированные группы. В них целесообразно включать детей с примерно одинаковыми знаниями. Для лучшего понимания индивидуальных особенностей целесообразно беседовать с родителями и другими преподавателями.
  9. Необходимо учитывать жизненный опыт каждого ребенка, его интересы, специфику развития. Школа должна тесно взаимодействовать с семьей.
  10. Исследовательская работа детей должна поощряться. Необходимо найти возможность познакомить учеников с техникой экспериментальной деятельности, алгоритмами, которые используются при решении задач или обработке информации из различных источников.
  11. Следует объяснять детям, что для каждого человека найдется место в жизни, если он овладеет всем, что в будущем будет способствовать реализации его планов.
  12. Обучать нужно так, чтобы каждый ребенок понимал, что знание для него - жизненная потребность.

Все эти правила и рекомендации - только незначительная часть преподавательской мудрости и мастерства, опыта предыдущих поколений. Их использование, тем не менее, существенно облегчает процесс реализации задач и способствует более быстрому достижению целей образования, состоящих в формировании и развитии личности. Несомненно, все эти правила необходимо адаптировать под современные условия. Быстро меняющаяся жизнь предъявляет новые требования к качеству образования, квалификации, профессионализму, личным качествам всех участников процесса. При планировании своей деятельности преподаватель должен При соблюдении этого условия его деятельность принесет ожидаемый результат.

Разобрав некоторые аспекты такого явления, как , разберём какие бывают компетенции.
Для начала определимся, что любая компетенция существует для достижения определённой цели, а не наоборот. Т.е. не цель ради компетенции, а компетенция ради цели. Другими словами, все компетенции вторичны по отношению к целям, возникающим перед той или иной личностью или группой личностей. Как следствие сказанного, можно сделать вывод, что если удастся проклассифицировать некоторым образом цели, возникающие перед личностями, тогда на основе этой классификации удастся и проклассифицировать и представить в виде целостной мозаики весь набор возможных компетенций.


Исходя из практики жизни, и анализа опыта поколений, запечетлённого в письменной и разного рода иной культуре человечества, удалось составить такую классификацию. Цели жизни человека можно разделить на пять групп в порядке убывания их значимости для реализации Промысла:

1. Трансцендентные цели:

  • Наладить контакт и личностные взаимоотношения с Богом и гармонией Жизни, в том числе развив в себе культуру чувств;
  • Стать Человеком и через Человечность, служа Богу реализовать своё предназначение быть наместником Бога на Земле для построения Богодержавия;
  • Развив в себе способность ориентировать своё поведение на долгосрочные цели, действовать в русле своего предназначения в его конкретном выражении по отношению к себе;
  • Обрести и нести Любовь в её конкретных проявлениях, постигая Промысел, предназначение бытия и своё место в нём, а так же постигая тайну Жизни и причинно-следственные обусловленности в ней.
2. Личностные цели:
  • Развить свои психические качества в том числе чувство меры, разум, характер и т.д.;
  • Сохранить и поддерживать своё физиологическое и психологическое здоровье;
  • Создать семью и развивать родственные отношения;
  • Выполнять общественные обязанности;
  • Изучать законы и способы описания Жизни для адекватного взаимодействия и влияния на неё.

3. Профессиональные цели:

  • Получить образование согласно своей природе и предрасположенности к наукам и труду;
  • Трудоустроиться согласно своей природе и предрасположенности к наукам и труду внося свой вклад в общественное объединение труда;
  • Занять своё положение в обществе, помогающее развить себя и общество.

4. Цели престижа:

5. Временные цели:

  • Выполнять временные, ежедневные, в том числе и сиюминутные цели и задачи.

Трансцендентные цели также можно назвать высшими , личностные - жизненно важными , профессиональные - важными , цели престижа - второстепенными , временные - сиюминутными .

Дадим краткую характеристику каждой группе целей.

Трансцендентные (от лат. transcendens — переступающий, превосходящий, выходящий за пределы; можно перевести, как запредельный) цели жизни человека, являются тем сокровенным, ради чего человек и был сотворён Богом на Земле. Это те цели, ради которых только и стоит жить и на достижение которых нужно подчинить себе все возможные ресурсы, а цели более низкого порядка должны быть вспомогательными по отношению к этим трансцендентным целям. От того, как человек стремиться достигнуть трансцендентных целей жизни, зависит его судьба, благополучие и главное судьба и благополучие всего человеческого общества на Земле.

"Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире..." (Н.А. Островский «Как закалялась сталь»)

Единственный способ прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, это жить ради достижения трансцендентных целей жизни.

Личностные цели жизни человека - это те цели, которые в первую очередь помогают личности достичь трансцендентных целей. Достижение этих целей является жизненно важным в жизни любого человека, т.к. это даёт ему прочный фундамент для функционирования и взаимодействия в этом мире. Развитие чувства меры, формирование адекватного характера, здоровый образ жизни, совершенствование интеллектуальных способностей и выполнение своих обязанностей перед обществом и семьёй (определённо, что для большинства является обязательным создание семьи и продолжение рода, хотя в этом вопросе, в зависимости от конкретных обстоятельств, редко но могут быть исключения) является обязательным для любого адекватного человека.

Профессиональные цели жизни человека. Эти цели связаны в большей степени с профессионализмом и образованностью личности в той или иной области жизни. И хотя человек может быть разносторонним профессионалом, но всё же должны быть направления, по которым он является наиболее глубоким профессионалом и в русле которых он и вносит свой вклад в общественное объединение труда. Как говорится, "нужно знать немногое обо всём и всё о немногом". Эти направления профессионализма должны быть в согласии с природой человека, с его врождёнными предрасположенностями к различным видам и формам трудовой деятельности.

Временные цели в жизни человека - это цели ежесекундно, ежеминутно и ежечасно возникающие перед личностью. Например, прямо сейчас нужно поесть, поспать, сходить на прогулку, отдать долги, что-то купить или продать и т.д. Эти цели позволяют существовать и функционировать в среде каждый момент времени. Удовлетворение этих целей всегда вписано в удовлетворение целей более высокого порядка (т.е. целей престижа, профессиональных и т.д.) и поэтому соответствие удовлетворения этих целей Промыслу определяется соответствием Промыслу вышестоящих целей личности.

Если рассматривать все пять уровней целей с точки зрения частотности процессов, которые они затрагивают, то можно видеть, что частота процессов увеличивается при движении по целям от первого к пятому. Это означает, что при идеальном режиме функционирования суперсистемы людей, целеполагание каждого человека должно быть построено таким образом, чтобы трансцендентные цели жизни человека красной нитью прошли через всю его жизнь, и его поведение в долгосрочной перспективе было ориентировано именно на поддержание низкочастотных процессов, позволяющих достичь этих целей. При этом несущими частотами для этих процессов будут частоты процессов, связанных с достижением личностных целей, которые в свою очередь опираются на процессы достижения профессиональных целей и т.д. Только при такой культуре долгосрочного стратегического целеполагания элементов суперсистемы людей, когда трансцендентные цели вписывают в себя личностные, личностные цели вписывают в себя профессиональные и т.д., можно будет построить общество справедливости на Земле.

Так же некоторые условные характеристики иерархии целей можно видеть в табл.1.

Табл. 1 - Характеристики иерархии целей

Уровень целей

Тип строя психики (доминирующий)

Активность энергетических центров (чакр)

Трансцендентные

Человечный

Благостные

Личностные

Человечный /Демонический

Благостные / Страстные

Профессиональные

Человечный /Демонический /

Зомби

Благостные /Страстные / Невежественные

Второстепенные (у мения и знания)

Зомби / Животный

Страстные / Невежественные

Сиюминутные (у мения и знания)

Животный

Невежественные

Связь компетенций и иерархии целей

Теперь, исходя из представленных выше целей, мы можем описать и иерархию компетенций.

Те компетенции, которыми необходимо обладать для того, чтобы достигнуть трансцендентных целей жизни , назовём трансцендентными компетенциями . На сегодняшний день удалось выявить семь трансцендентных компетенций (ТК). В порядке убывания их значимости они следующие:

  1. Осознание и построение личностных взаимоотношений с Богом (основа всех прочих трасцендентных компетенций);
  2. Развитие веры Богу;
  3. Развитие Человечности (человечного типа строя психики);
  4. Развитие отречения и объективно лидерствующего типа психики (обретение лидерствования);
  5. Обретение Любви;
  6. Развитие самоосознания (освоение всеобщих закономерностей бытия);
  7. Развитие и осознание Различения и осознанной чувствительности.

Две из семи ТК (4-я и 7-я) являются парными. Различение и осознанная чувствительность не существуют друг без друга по отдельности, так же не существуют друг без друга по отдельности отречение и объективно лидерствующий тип психики . Как свет и тень: одно - проявление действия другого. Тень - проявление действия света. И свет различим благодаря наличию тени (разница между тенью и не тенью даёт возможность понять что есть свет).

1. Развитие административных способностей

  • Развитие способностей к управлению процессами общественного объединения труда и теми или иными производителями и/или другими администраторами для координации их деятельности и повышения качества управления производством и/или администрированием нижестоящих структур (начальник цеха, прораб, директор магазина, государь, царь и т.д.).
2. Развитие производительных способностей
  • Развитие способностей к управлению теми или иными процессами непосредственного производства связанными с получением конечного продукта или услуги (токарь, дворник, инженер конструктор и т.д.).
При этом следует уточнить, что т.к. всякий процесс во Вселенной это процесс управления, то и всякий труд это прежде всего процесс управления. В случае производительного труда, управление идёт техпроцессом производства (токарь управляет точением детали на станке), а в случае административного труда, управление идёт управляющим техпроцессом производства (начальник цеха управляет токарем) и/или другим администратором (технический директор управляет начальником цеха).

Может возникнуть вопрос, а как быть с теми случаями, когда личность вносящая свой вклад в общественное объединение труда, не может быть однозначно отнесена к администраторам или производителям. Например, учитель в школе, кто он администратор или производитель. Для того чтобы получить ответ на данный вопрос, необходимо понять, что разделение профессиональных компетенций на две группы, на самом деле идёт не по профессиям (учитель, инженер, милиционер, дворник и т.д.) а по компетенциям (подготовка лекции, преподавание учащимся, разработка чертежа и т.д.), хотя для упрощения, когда связь между профессией и группой ПК наиболее очевидна, часто мы пользуемся именно обозначением профессий. В случае с учителем (как и в случае с любыми другими профессиями), его деятельность надо разбить на совокупность компетенций (т.е. знаний и умений применяемых на практике) так, чтобы каждая из компетенций могла быть однозначно отнесена либо к административной деятельности, либо к производительной деятельности. Например, учитель разрабатывает план урока - это производительная деятельность. Учитель доносит информацию до учащихся по плану урока - это административная деятельность. И т.д. по всем компетенциям, в то числе и в других профессиях. Строго говоря любая профессия может нести в себе и те компетенции которые относятся к первой группе ПК, и те компетенции которые относятся ко второй группе ПК.

Краткое описание уровней иерархии компетенций

Очень кратко разберём некоторые компетенции.

Трансцендентные (запредельные) компетенции, по своей сути являются компетенциями принадлежащими двум мирам - миру нашему (нашей Вселенной) и миру вне нашей Вселенной (надмирной реальности). В силу этого свойства, для человека трансцендентные компетенции являются непознаваемыми в полной мере.

Если под Жизнью понимать так называемый "материальный мир" и надмирную реальность, то согласно некоторым распространителям Ведического знания , так называемый "материальный мир" включает в себя лишь 1/4 всех возможностей в Жизни вообще . Т.е. Жизнь вообще, обладающая множеством свойств, возможностей и качеств в "материальном мире" (т.е. в данном случае в нашей Вселенной) имеет лишь 1/4 всех возможных свойств, возможностей и качеств. В частности, наша Вселенная имеет свойство триединства "материи-информации-меры" (см. рис. 1).

Рис. 1 - Триединая Вселенная и Бог, как надмирная реальность


Эти свойства имеются и в надмирной реальности, например информация циркулирует и за пределами нашей Вселенной. Однако в надмирной реальности помимо "материи-информации-меры" есть что-то ещё, чего у нас быть не может никак. Это означает, что за пределами нашей Вселенной есть свойства, возможности и качества которые изнутри нашей Вселенной непознаваемы в принципе. Это подобно тому, как детский кубик, являющийся по своей сути объёмным, невозможно уместить на бумаге, являющейся по своей сути плоской. Подробнее этот образ раскрыт в мультипликационном фильме "Плоский мир " (Flatland). Однако подобно тому, как объёмный предмет можно спроецировать на плоскость и таким образом познать, так же и то, что выходит за грани нашей Вселенной можно "спроецировать" некоторым образом внутрь нашей Вселенной и таким образом познать это нечто хоть в каких-то аспектах.

Точно такие же сложности и с трансцендентными компетенциями. Они, являясь запредельными по своей сути, непознаваемы в полной мере внутри нашей триединой Вселенной. Но всё-таки можно провести определённую проекцию этих компетенций и изучить их с определённой степенью детальности, проецируя свойства надмирной реальности в свойства триединой Вселенной, т.е. в свойства материи-информации-меры.


Сделав такую оговорку, кратко разберём взаимосвязь всех семи трансцендентных компетенций между собой.

  • Говоря о Боге, мы не имеем в виду ни одну из созданных ныне кукл Бога, раскручиваемых всеми религиозными конфессиями и прочими различными сектами. Под Богом мы понимает объективно существующую надмирную реальность, сотворившую этот мир, являющуюся личностью и так или иначе проявляющуюся в тварном мироздании.
  • Бог говорит с людьми языком жизненных обстоятельств, включающих в себя:
    • обстоятельства внешнего мира, познаваемого через внешние органы чувств (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние) и
    • обстоятельства внутреннего мира человека, познаваемые через внутренние органы чувств, эмоции, ощущения в теле и т.д.
  • А человек говорит с Богом языком своих
    • мыслей,
    • дел и
    • намерений.
  • Так идёт непрерывный диалог , в большинстве случаев, на сегодняшний день, не осознаваемый многими людьми. Бог говорит, через обстоятельства жизни, человек отвечает мыслями, делами и намерениями. И наоборот, человек говорит мыслями, делами и намерениями, а Бог отвечает ему изменением обстоятельств внутреннего и внешнего мира человека. Взаимоотношения с Богом становятся сознательными, когда человеку удаётся вывести этот диалог с Богом на уровень сознания. Развитие взаимоотношений с Богом, это в первую очередь осознание этих взаимоотношений. Вопрос бытия Бога для такого человека находится не в разряде вопросов веры а в разряде вопросов знания, базирующегося на практическом опыте общения с Ним.

В результате, развив эту ТК, т.е. развив взаимоотношения с Богом, человек естественным образом постепенно развивает в себе вторую ТК - развитие веры Богу. Т.е. человек, накопив определённый практический опыт, начинает верить не в Бога, а Богу(т.е. ему, а не в него). Развитие ТК Веры Богу заключается в том, что личность во всех без исключения жизненных обстоятельствах верит бесприкословно Богу и всё более изо всех сил действует в русле Его Промысла и в русле Его воли. Именно вера Богу помогает осуществить всем своими усилиями Промысел Божий. Отсутствие же веры Ему приводит к проблемам неопределённости будущего людей:

"Путь промысла Его
неведом потому,
что вера есть в Него,
но веры нет Ему!"


Так постепенно в отношениях с Богом, осваивая веру Ему, человек начинает понимать, что единственно верным выбором во всякой ситуации выбора между добром (того чего хочет Бог) и злом (того чего Бог не хочет), является выбор в пользу объективного и конкретного добра в русле Промысла, настолько насколько промысел исповедим для этого человека. Выбор между добром и злом - нравственный выбор . Именно безоговорочное разрешение нравственного выбора в пользу добра, делает человека человеком. Т.е. у особи биологического вида "человек разумный" (homo sapiens) формируется человечный тип строя психики . А это уже третья ТК - Обретение Человечности - человечного типа строя психики. Пребывая в человечности, личность начинает распознавать всё больше нравственных выборов, связанных с долгосрочными низкочастотными процессами. Такое положение дел вынуждает личность ориентировать своё поведение на долгосрочные цели и планы, подчас выходящие по длительности за пределы жизни его самого, а то и многих поколений вперёд. При этом возникает необходимость обрывать привязанности различного уровня, например, начиная от мелких хотелок поспать ещё пять минуточек и заканчивая привязанностями к каким-то людям и вещам. Такая ориентация поведения формирует в человеке следующую ТК - достижение лидерствования - развитие отречения и объективно лидерствующего типа психики. Чтобы достигнуть ориентации поведения на долгосрочные цели, нужно отречься от "мелкого" и при этом же отречься от "мелкого" можно только если есть нечто ради чего стоит отрекаться, т.е. цели более высокого долгосрочного порядка. Таким образом долгосрочная цель даёт отречение, а отречение ориентирует на долгосрочную цель. Один из образов выставления долгосрочных целей с отречением от сиюминутных удобств дан в фильме "Побег из Шоушенка ".

Т.к. в рамках нашей Вселенной пребывание личности в любви связана с целями, которые она носит в себе, то достижение объективно лидерствующего типа психики и отречение от "мелких" целей и привязанностей развивает в человеке следующую ТК - Обретение Любви (с большой буквы). Любовь как ощущение, в личности связана с тем достигает эта личность целей поставленных в её бессознательной области на первый приоритет или не достигает. Достижение целей даёт личности удовлетворение - счастье. А не достижение неудовлетворение - страдание. Любовь как ощущение и счастье это одно и тоже . Соответственно устойчивое пребывание в Любви невозможно если личность отклоняется от предназначенных для неё Свыше целей объективно прописанных в её бессознательном с рождения. Соответственно стремясь к Любви и ориентируя своё поведение на долгосрочные цели, личность начинает осваивать следующую ТК - развитие самоосознания. Ведь только в русле самоосознания и постижения своей природы личности в полной мере удаётся действовать в рамках достижения долгосрочных целей предназначенных именно для неё и тем самым достигая этих целей пребывать в состоянии удовлетворения, что есть ни что иное как состояние любви. А кроме того, ориентация своего поведения на предназначенные Свыше долгосрочные цели на благо общества будет выражаться как служение этому обществу, а служение это другой аспект Любви . Т.е. таким образом чем глубже личность хочет пребывать в состоянии Любви, тем глубже она развивает самоосознание, и чем глубже освоение личностью самоосознания, тем лучше проявление ею Любви. Пребывая в Любви, человек изучает себя, мир вокруг себя и своё место и предназначение в нём, а это развитие и освоение всеобщих законов бытия (одно из выражений самоосознания). Через понимание всеобщих законов бытия личность в конце концов выходит на понимание и освоение ТК замыкающей круг трансцендентных компетенций - развитие и осознание Различения и осознанной чувствительности. Эта ТК позволяет замыкать на себя обратные связи от мира, развить в себе Интуицию, отличить Интуицию от Бога от различных эгрегориальных внушений и по сути своей без этой ТК невозможно развитие предыдущих ТК, т.к. без культуры чувств и ощущения Мироздания и его откликов на наше поведение невозможно адекватно строить свою деятельность.

Так, если говорить кратко, связаны между собой все ТК.

ЛК в общем-то должны быть понятны из самой их структуры, описанной выше. Конкретное описание ЛК требует отдельной статьи. Тоже касается и общего описание ПК.

Отличия компетенций разных уровней

Теперь рассмотрим кратко взаимосвязи всех трёх уровней компетенций и их отличия друг от друга.
  • Личностные компетенции полностью выводимы в область сознания и формализуемы. Трансцендентные содержат как осознаваемую часть, так и часть, которая выходит за рамки человеческого разумения.
  • Профессиональная компетенция это есть ни что иное как глубоко развитая трансцендентная или личностная компетенция которую личность вносит в общественное объединение труда как свой вклад в его развитие и которая позволяет личности пребывать в среде удовлетворяя свои потребности. По большому счёту, есть два уровня компетенций: трансцендентные и не трансцендентные (т.е. личностные), а некоторые из этих компетенций в последствии становятся для личности профессиональными.
  • Все личностные компетенции это частный случай развития трансцендентной компетенции Развитие самоосознания (освоение всеобщих закономерностей бытия).
  • Компетенции могут быть как объективно порочными, так и объективно праведными, равно как и нейтральными, в зависимости от точки приложения их. Поэтому они лишь приданое к типу строя психики. Например, гордость за других и гордость за себя (т.е. гордыня) - в общем случае второе объективно порочно. Трансцендентные компетенции в строгом их понимании и в комплексном развитии могут быть только объективно праведными. Поэтому они связаны с человечным типом строя психики, и в полной мере не могут быть достоянием своекорыстного типа строя психики.
  • Число трансцендентных компетенций ограничено (выявлено 7 шт., некоторые из них парные), личностных и профессиональных - нет.
  • Объективно любая личностная или профессиональная компетенция невозможна без фонового присутствия трансцендентных компетенций. Например, Выточка детали на станке невозможна без:
    • восприятия происходящего (т.е. без Различения и осознанной чувствительности);
    • удовлетворения от реализуемого процесса (т.е. без Любви);
    • понимания что это нужно делать (т.е. без Веры Богу);
    • и т.д.
  • Набор освоенных компетенций всегда уникален для каждой конкретной личности.
Дополнительно стоит сказать, что все компетенции некоторым образом взаимовложены. Например компетенция "забивание гвоздя" вложена в компетенцию "делание табуреток". Поэтому все компетенции некоторым образом иерархически упорядочены и лежат в основе друг друга. Например, "развитие целеустремлённости" связано с компетенциями "развитие решительности", "развитие энергичности", "развитие пунктуальности" и т.д.

"Компетенция" - слово, применяющееся, быть может, не так часто, но порой все же проскальзывающее в тех или иных разговорах. Большинство людей воспринимают его смысл несколько размыто, путая с компетентностью и употребляя не совсем к месту. В то же время его точное значение может служить весомым аргументом в полемике и дискуссии, а также в разбирательствах. Так Что они значат и какие бывают? Разберемся подробнее.

Терминология

По Ефремовой, компетенция определяется как область знаний и тот круг вопросов, в которых отдельный человек хорошо осведомлен. Второе определение, согласно этому же источнику, говорит, что данное слово также обозначает совокупность прав и полномочий (относится к должностному лицу). Последнее сводится к термину Он несколько строже, чем первый. Но эта дефиниция гораздо больше подходит и к сути настоящего вопроса о том, что такое компетенции, поскольку первый вариант имеет множество синонимов и не так узко определен.

Компетенция и близкие к ней термины

Существует два подхода к толкованию терминов компетенции и компетентности:

  • отождествление;
  • дифференциация.

Компетентность, грубо говоря, это владение какой-либо компетенцией. В соответствии с тем, насколько широко рассматривается последний термин, и трактуется их взаимосвязь с первым понятием. Он, кстати, описывается как характеризирующее качество индивида, его способность. Компетенция трактуется иначе - это, прежде всего, совокупность.

Структуризация

Компетенция есть интегральный результат взаимодействия следующих элементов ее структуры:

  1. Целевого. Определение личных целей, составление определенных планов, построение моделей проектов, а также действий и поступков для того, чтобы достигнуть требуемого результата. Предполагается соотношение целей и личных смыслов.
  2. Мотивационного. Истинный интерес и искреннее любопытство в работе, в которой человек компетентен, наличие его собственных причин решать каждое возникающее задание, связанное с этой деятельностью.
  3. Ориентационного. Учет в процессе работы внешних предпосылок (понимание базы своего труда, наличие опыта в нем) и внутренних (субъектный опыт, межпредметное знание, методы деятельности, специфические особенности психологии и так далее). Адекватная оценка реальности и себя - своих достоинств и недостатков.
  4. Функционального. Наличие умения не только иметь, но и использовать на деле приобретенные знания, навыки, способы и методы деятельности. Осознание информационной грамотности в качестве базы для формирования собственного развития, новаторства идей и возможностей. Отсутствие страха перед сложными заключениями и решениями, выбора нешаблонных методов.
  5. Контрольного. Имеются границы измерения протекания и заключений в ходе деятельности. Движение вперед - то есть усовершенствование идей и закрепление правильных и действенных способов и методов. Соотношение поступков и целей.
  6. Оценивающего. Принцип трех "само": анализ, оценка, контроль. Оценивание позиции, необходимости и действенности знания, умений или выбранного способа действовать.

Каждый из элементов может своим поведением влиять на все остальные и является значимым фактором для понятия "формирование компетенций".

Категоризация

Терминология позволила понять, что такое компетенции в общем смысле. Более конкретно она разделяется на три большие категории:

  • руководство собой;
  • руководство другими;
  • руководство организацией.

Компетенции также можно поделить и по другому принципу: например, исходя из того, кто ими владеет. Такие типы будут затрагивать профессии, организации и социальные группы.

Рассмотрим следующие:

  1. Компетенции педагога. Суть профессионально-педагогической компетентности.
  2. Компетенции учеников. Определение ограниченного набора знаний и умений.

Почему были выбраны именно эти?

Актуальность

Взаимоотношения учителя и ученика - запутанная структура, состоящая из множества элементов. Недостаточная компетентность в вопросах одного влечет за собой аналогичную проблему у другого. Что же касается того, что именно должно входить в компетенции педагога, здесь можно наблюдать еще более неоднозначную ситуацию.

Компетенции учеников

Большинство ученых настаивают, что компетенции учащихся, точнее, их число, должно быть строго ограничено. Следовательно, были выбраны наиважнейшие. Второе их название - ключевые компетенции.

Европейцы свой список составляли приблизительно, без уточнений. В нем шесть пунктов. Ученик должен:

  • учиться - как главное действие;
  • думать - как двигатель развития;
  • искать - как мотивационный пласт;
  • сотрудничать - как коммуникативный процесс;
  • адаптироваться - как социальное совершенствование;
  • браться за дело - как реализация всего вышеперечисленного.

Отечественные ученые отнеслись к делу более ответственно. Вот основные компетенции учащихся (всего семь):

  • Умение учиться. Предполагает, что ученик, который способен самостоятельно обучаться, сможет применить те же навыки самостоятельности и в работе, творчестве, развитии, жизни. Эта компетенция предусматривает выбор учащимся цели обучения или осознание и принятие цели, выбранной учителем. Также сюда входит планирование и организация труда, отбор и поиск специальных знаний, наличие навыков самоконтроля.
  • Общекультурная. Развитие личностного самовосприятия себя в целом и в обществе, духовное развитие, анализ национальной и межнациональной культуры, наличие и использование языковых навыков, самовоспитание в себе моральных и социокультурных единых ценностей, направленность на толерантное интеркультурное взаимодействие.
  • Гражданская. К этой компетенции относятся способности ориентироваться в общественно-политической жизни, то есть осознавать себя как члена социума, государства, а также социальных групп. Анализ происходящих событий и взаимодействие с обществом и органами государственной власти. Считаться с интересами других, уважать их, действовать согласно соответствующему законодательству конкретной страны.
  • Предпринимательская. Предполагает не только наличие, но и реализацию способностей. К ним, в числе прочих, относится соотношение желаемого и действительного, организация деятельности, анализ возможностей, составление планов и презентация результатов труда.
  • Социальная. Определение своего места в механизмах социальных институтов, взаимодействие в социальных группах, соответствие социальной роли, дипломатичность и умение приходить к компромиссам, ответственность за свои поступки, общность.
  • Информационно-коммуникативная. Рациональное использование возможностей информационных технологий, построение информационных моделей, оценивание процесса и результата технического прогресса.
  • Здравоохранительная. Сохранение как собственного здоровья (морального, физического, психического, социального и т. д.), так и окружающих, что предполагает базовые навыки, которые способствуют развитию и поддержанию каждого из вышеперечисленных видов здоровья.


Ключевые квалификации (базовые навыки)

Европейские страны синонимируют значение слов "квалификации" и "компетенции". Ключевые компетенции также называют базовыми навыками. Они, в свою очередь, определяются теми личностными и межличностными качествами, что выражены в различных формах в различных социальных и рабочих ситуациях.

Перечень ключевых компетенций в профессиональном образовании Европы:

  • Социальная. Выработка новых решений и их реализация, ответственность за последствия, соотношение личных интересов с рабочими, толерантность к межкультурным и межнациональным особенностям, уважение и сотрудничество как залог здорового общения в коллективе.
  • Коммуникативная. Устная и письменная коммуникация на различных языках, включая различные языки программирования, навыки коммуникаций, этика общения.
  • Социально-информационная. Анализ и восприятие социальной информации сквозь призму критического здравомыслия, владение и использование в различных ситуациях информационных технологий, понимание схемы человек - компьютер, где первое звено повелевает вторым, а не наоборот.
  • Когнитивная, также называемая персональной. Потребность в духовном саморазвитии и реализация этой потребности - самообразование, усовершенствование, личностный рост.
  • Межкультурная, включающая в себя и межнациональную также.
  • Специальная. Включает в себя навыки, необходимые для достаточной компетентности в профессиональной сфере, самостоятельность в этой деятельности, адекватная оценка своих действий.

Компетенция и квалификация

Для человека постсоветского пространства, однако, немного странно слышать приведенные в заглавии термины в Вопрос о том, что такое компетенции, начинает возникать снова и нуждается в некоторых уточнениях для более четкого определения. Отечественные исследователи называют квалификацию достаточной подготовкой к деятельности рамочной, в устойчивых и ограниченных состояниях. Ее считают элементом структуры компетенции.

Но это только начало расхождений. Также и ключевые компетенции в разнообразных источниках имеют различное именование и толкование.

Зеер называл ключевыми универсальные знания, а также межкультурные и межотраслевые. По его мнению, именно они помогают реализовать более конкретные навыки, необходимые для определенного профессионального поля деятельности, а также являются базой для адаптации в нестандартных и новых ситуациях и продуктивной и результативной работы в каких бы то ни было обстоятельствах.

Профессиональные компетенции

В. И. Байденко выделил еще один немаловажный пласт - профессионально-ориентированные компетенции.

У понятия есть четыре связующие интерпретации:

  1. Сочетание стойкости и гибкости при получении и принятии информации, а также при применении полученных данных для решения проблем в открытость для взаимодействия с вышеуказанной средой.
  2. Критерии качества, сфера использования и нужная информация, применяемые как конструкты проектирования стандартов.
  3. Эффективная реализация качеств и умений, способствующих продуктивности и результативности.
  4. Объединение опыта и информации, которые позволяют человеку прогрессировать в его трудовой деятельности.

Если рассматривать терминологию, предложенную Байденко, то приходим к выводу, что профессиональная компетентность - это не только умение, это внутренняя предрасположенность к тому, чтобы действовать в своей трудовой сфере целесообразно и согласно требованиям выполняемой задачи. Компетентный сотрудник готов это сделать.

Компетенции педагога - одна из категорий профессиональной, а также охватывающая область профессионально-педагогической компетентности. Об этом - ниже.

Профессионально-педагогическая компетентность

Понятие компетентности учителя является выражением личных возможностей педагога, благодаря которым он в состоянии самостоятельно эффективно решать задачи, ставящиеся перед ним администрацией образовательного учреждения, а также возникающие в ходе обучения. Это теория, применяемая на практике.

Умения педагога сводятся к трем основным пластам способностей:

  • использования приемов обучения в реальном положении дел;
  • гибкость в принятии решений, разнообразие приемов для каждой из задач;
  • развитие себя как преподавателя, новаторство идей и совершенствование навыков.

В зависимости от владения этими пластами, выделяют пять уровней:

  • Первый уровень компетенции - репродуктивный.
  • Второй - адаптивный.
  • Третий - локально-моделирующий.
  • Четвертый - системно-моделирующий знания.
  • Пятый - системно-моделирующий творчество.

Оценка компетенций производится исходя из следующих требований:

  • ориентированность на индивидуальные особенности;
  • сопоставление предыдущих оценок с целью выявления ;
  • диагностирование - должно быть направлено также на развитие компетенций, составление путей и планов совершенствования;
  • создание мотиваций и возможностей для самоанализа, самооценки.

Оценка компетенций полагается на такие критерии:

  • знания предмета;
  • новаторство;
  • отношение к работе;
  • знание психологически-педагогических баз;
  • умение составлять учебные планы;
  • эффективность учебных планов;
  • педагогический такт;
  • отношение к учащимся;
  • применение в работе индивидуального подхода;
  • мотивация учеников;
  • развитие у учащихся навыков научного мышления;
  • развитие у учеников творческого мышления;
  • умение вызвать интерес к предмету;
  • компетенции на уроке - виды работы и деятельности;
  • корректность речи;
  • обратная связь;
  • оформление документации;
  • самообразование, самосовершенствование личности и навыков в предметной деятельности;
  • внеклассная работа:
  • общение с родителями, коллегами, администрацией.

Компетентность вышестоящих организаций

Интересны для рассмотрений те инстанции, которые сами определяют управление компетенциями нижестоящих чинов. Какой квалификацией должны обладать они?

Компетенция власти:

  • реализация политики (внутренней и внешней);
  • контроль социально-экономической сферы;
  • управление компетенциями нижестоящих органов власти, обеспечение эффективной работы единой структуры;
  • способность поддерживать целостность связующих элементов;
  • формирование специальных программ, целесообразных возникающим проблемам, реализация программ;
  • реализация права законодательной инициативы.

Власть, как известно, подразделяется на исполнительную, судебную и законодательную. Компетенция судов определяется исходя из их уровня. Например, Международный суд может разбираться дела только между государствами, в то время как арбитражному подведомственны экономические дела. Компетенции подобных организаций определяются их уставом, а также изложены в Конституции.

Компетенции предпринимательских организаций, фирм и т. д.

Ключевые компетенции компании являются основой для её стратегического развития, направлены на совершенствование деятельности и получение прибыли. Наличие достаточной квалификации позволяет организации не только держаться на плаву, но и прогрессировать до следующего уровня. Ключевая компетенция должна быть тесно связана с деятельностью компании. Так она позволяет приносить наибольшую пользу.

Компетенции организации на примере бизнес-компании в сфере торговли:

  • знание сферы деятельности (рынка) и постоянное обновление этих знаний;
  • способность анализировать и реализовать верные решения на пользу компании;
  • способность постоянного движения вперед.

Заключение

Понятие компетенций граничит еще с двумя терминами: компетентностью, рамки которой несколько размыты, и квалификацией. Первое может несколько путаться с исходным, благодаря лексическим особенностям и этимологии, и взаимосвязь с ним определяется из выбора термина компетенции. С квалификацией несколько сложнее: в европейском сообществе понятия отождествляют, в то время как отечественная наука негласно договорилась более чем дифференцировать их. Из-за этого не так ясно, как хотелось бы, обстоят дела с обозначением ключевых компетенций.

Определение понятияКомпетенция – это объем профессиональных знаний и навыков, а
также личностные характеристики и установки, проявляемые в
поведении человека и требуемые для выполнения непосредственных
должностных обязанностей.
Профессиональные компетенции – это способности работника
выполнять работу в соответствии с требованиями должности.
Модель компетенций - это
необходимых
сотрудникам
стратегических целей компании.
набор ключевых
для
успешного
компетенций,
достижения
Разделите термины «компетенции» и «компетентность»!
Компетентность – это необходимый набор
компетенций,
которыми
обладает
человек
для
реализации
действий
в
определенной профессиональной области.
Компетентность – это более общее понятие, включающее в себя
компетенции.
«Он компетентен в своей области» = «Он обладает хорошо
развитыми
компетенциями, необходимыми для работы в данной
области».

Структура компетенции

Любая компетенция включает в себя 3-4 составляющие (индикатора).
Каждый указанный в компетенции индикатор имеет какое-то
проявление в поведении человека, поэтому помимо названия и общих
индикаторов компетенция включает в себя описание проявлений
данных индикаторов в поведении. Любое проявление может быть, как
позитивным, так и негативным.
Таким образом, составляющие (индикаторы) дают описание тому,
что конкретно будет оцениваться. При этом, обратите внимание на то,
что в одинаковые названия компетенций разные компании,
провайдеры, специалисты могут вкладывать разные составляющие
(индикаторы).
Заказывая готовую модель у провайдера, мы должны иметь четкое
понимание, что именно нужно компании и бизнесу в рамках конкретных
компетенций.

Пример компетенции

Компетенция: «Эффективная коммуникация».
Ее индикаторами могут быть (можно назвать это описанием,
подпунктами):
говорит и выслушивает,
передает информацию структурировано, логически выстраивает
аргументы,
проверяет понимание, выясняет позицию,
использует дополнительные средства, помогающие обеспечить
понимание.

Виды компетенций

В крупных компаниях обычно выделяют:
1. Корпоративные компетенции.
Это компетенции, которыми должны в той или иной мере обладать
все сотрудники от директора до уборщицы тети Маши. Например:
«лояльность» и «ориентация на результат».
2. Менеджерские или управленческие компетенции.
Это управленческие компетенции, которыми должен обладать
любой руководитель в компании. Например: «управление
исполнением» и «принятие решений».
3. Функциональные, либо технические компетенции.
Это специальные компетенции, которые требуются для работы в
каком-либо конкретном подразделении. Например: «Владение
программным обеспечением 1С»
В небольших компаниях такого строгого разделения, как правило, нет –
есть просто управленческие и технические компетенции, но это не
так важно.

Британский подход

Этот подход можно условно назвать «функциональным», поскольку
он основан на описании задач и ожидаемых результатов, В работах
британских специалистов можно найти множество схожих
определений профессиональной компетенции:
адекватная
или достаточная квалификация, способности;
адекватные или достаточные физические или интеллектуальные
качества;
способность быть квалифицированным;
способность делать что-либо хорошо или в соответствии со
стандартом, приобретенная опытным путем или в результате
обучения;
умение быть квалифицированным и способным выполнять
определенную роль, охватывающее знания, способности, поведение.

Американский подход

Американские специалисты, как правило, являются сторонниками
«личностного» подхода, так как в фокусе - качества человека,
обеспечивающие успех в работе.
Они традиционно ограничивают объем понятия профессиональной
компетенции либо качествами личности, либо знаниями, умениями,
способностями, и используют аббревиатуру KSAO:
нания (knowledge);
умения (skills);
способности (abilities);
иные характеристики (other).
Применение такой простой формулы к описанию ключевых компетенций
сопряжено с трудностями в определении и диагностике двух ее элементов:
знания и умения (KS) гораздо легче определить, чем
способности и иные характеристики (АО),
в частности из-за абстрактности последних. Кроме того, в разное время и у
разных авторов символ «А» означал разные понятия (например, attitudes -
отношение), а «О» отсутствовало вовсе (используется для обозначения
физического состояния, поведения и т. п.).

Шкала оценки компетенций

Шкала оценки состоит из:
1. Названия уровня.
Это может быть возрастающая шкала от 0 уровня до нужного
значения, как правило, не более 4 уровня.
Также, уровни могут называться, как «нулевой», «начальный»,
«продвинутый» и т.д., в зависимости от «фантазии» составителя,
требований компании к описанию и др.
2. Описания уровней проявления поведенческих индикаторов.
Описание должно быть последовательным и с повышением
уровня показывать прогресс в развитии. Вместе с тем, какие – то
поведенческие индикаторы с повышением уровня (например, с
перехода от тактического на стратегический уровень развития) могут
«отмирать, как неиспользуемые».
В случае, если компании нужна простая безуровневая модель,
применимая ко всем должностям одинаково (такое практикуется в
небольших компаниях с узкой специализацией бизнеса), желательно
составить описание с точки зрения «делает-не делает».

Пример уровней компетенции

Краткое описание поведенческих проявлений - «вырезка» трех
уровней из 5и-уровневой модели одной из компаний:
Индикатор «проверяет понимание, выясняет позицию» имеет
следующие проявления в поведении по уровням:
2-й уровень
- стимулирует собеседников высказываться и выясняет их
позицию, используя вопросы; регулярно проверяет понимают ли
его собеседники;
- развернуто отвечает на вопросы;
1-й уровень
- отвечает на вопросы односложно; не объясняет свою позицию;
- слушает собеседников до тех пор, пока их мнения совпадают;
0-й уровень (негативное проявление)
- не отвечает на вопросы;
- не дает собеседнику высказаться, перебивает, допускает
оскорбления;

10. Шкала оценки (приложение)

«Приложением» к шкале оценки должно быть
описание того, как именно проставляются оценки
(система оценки). Как правило, уровню развития
компетенции присваивается определенный балл.
Если уровни представлены в виде числовых
значений, то уровню 1 будет соответствовать 1 балл и
т.д.
При расчете балла уровня за 100%, равные 1 баллу,
берутся проявления всех индикаторов, описанных на
Уровне 1 и ни одного на более низком уровне. Вместе
с тем, индикаторы одной компетенции могут
проявляться на разных уровнях, поэтому есть
дробные баллы.

11. Модель компетенций

3 принципа, которым необходимо следовать,
создавая модель профессиональных
компетенций:
1. Привлечение к разработке модели людей, которые
будут использовать эту модель.
2. Предоставление сотрудникам полной информации о
том, что и почему происходит в компании.
3. Стремление к тому, чтобы стандарты поведения,
включенные в компетенции, подходили всем
пользователям, а предполагаемые формы
применения соответствовали корпоративным
интересам.

12. Как использовать модель компетенций

1.
2.
3.
4.
При подборе персонала (ключевая задача модели компетенций – устанавливать
требуемые для реализации стратегии стандарты к сотрудникам). Проводя
собеседование с очередным кандидатом на должность, его нужно оценивать по
компетенциям, установленным для его должности. Субъективный фактор «вот этот
мне нравится, а этот нет» в российских компаниях отменить невозможно, однако к
нему можно добавить и объективную оценку. Нужно, чтобы на выходе был человек,
который нравится и обладает соответствующим набором развитых компетенций.
В процессе ежегодной аттестации персонала модель используется, как идеальная
основа – план, с которым сравнивают «факт». Это не снизит количество сравнений
людей между собой по принципу «нравится-не нравится»,однако даст руководителю
выбор: продвигать сотрудника, соответствующего требованиям, который будет достигать
результатов, но ему – руководителю не сильно симпатичен, либо продвигать
«симпатичного раздолбая». Методы оценки при этом могут самые разнообразные.
При формировании кадрового резерва на основе модели компетенций
разрабатываются оценочные мероприятия (кейсы и т.д.), а также последующие
программы развития (планы обучения). Это позволит избежать хаотичного
обучения «чему-нибудь и как-нибудь», а план обучения будет четко разрабатываться под
установленные требования (это касается и ежегодного общего плана обучения для всех
сотрудников компании и индивидуальных планов, если таковое имеется в компании).
Здесь можно видеть экономию затрачиваемых на обучение средств. Точечное обучение
под конкретные задачи потребует меньших затрат, чем глобальное обучение всему.
В процессе оценки эффективности проведенных программ развития модель
компетенций является основой для сравнения того, что было, и как стало (это при
условии, что перед обучением проводились замеры уровня развития компетенций).

13. Вместо заключения

Модель компетенций – это инструмент, который могут
использовать в своей работе не только специалисты
служб персонала.
Модель компетенций может использовать любой
руководитель в «ежедневном обиходе» для экспрессоценки поведения своих сотрудников (если
индикаторы модели описаны четко и просто).
Рабочая среда – это самый сложный практический
кейс, оценить правильность выполнения которого
может именно руководитель.

14. Выводы:

Профессиональная компетенция – это
способность работника выполнять работу в
соответствии с требованиями должности,
требования должности – задачи и стандарты их
выполнения, принятые в организации или
отрасли.
Компетенции - это знания, навыки, способности
и личностные характеристики сотрудника,
оказывающие непосредственное влияние на
результаты его деятельности
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений