Социальное взаимодействие и социальные связи. Социальное взаимодействие людей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Социальная связь – это совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов от других. В наибольшей степени социальные связи проявляются в разного рода приспособленческом поведении людей, учитывающем признаваемые группой нормы и ценности. Высокой степенью проявления социальных связей является деятельность, предпринимаемая людьми с учетом нужд других, особенно тогда, когда она не соответствует личным интересам действующих людей.

Теперь мы перейдем к дальнейшему анализу и поставим вопросы о том, что происходит между людьми, между личностями, как возникают между ними связи, зависимости, как появляются объединения, которые сплачивают людей в устойчивые общности. Общаясь со сверстниками, родственниками, знакомыми, со случайными попутчиками, каждый человек осуществляет определенные социальные взаимодействия .

Пространственный контакт - это первоначальное и необходимое звено формирования социальных взаимосвязей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и интересов.

Контакты могут быть:

v преходящими или устойчивыми в зависимости от их частоты и продолжительности;

v личностными и вещественными;

v непосредственными и опосредованными.

В процессе социального взаимодействия производится:

ü восприятие людьми друг друга;

ü взаимная оценка друг друга;

ü совместное действие – сотрудничество, соперничество, конфликт и т.п.

Дадим определение социального взаимодействия: социальное взаимодействие – это система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Выделяются четыре основных признака взаимодействия:

1) Предметность – наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цели, причины, предмета и т.п., которые побуждают их взаимодействовать;

2) Ситуативность - достаточно жесткая регламентация взаимодействия с конкретными условиями той ситуации, в которой этот процесс протекает: поведение друзей на работе, в театре, на стадионе, на загородном пикнике существенно отличается;

3) Эксцплицирование – доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это работа на заводе, игра или танцы;

4) Рефлективную многозначность – возможность для взаимодействия быть проявлением как основных субъективных намерений, так и неосознаваемым и ли осознаваемым следствием совместного участия людей в межиндивидуальных или групповых видах деятельности (например, совместная работа).



Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий , предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Такие ожидания могут носить эпизодический и неопределенный характер в случае кратковременного взаимодействия, скажем, при одном-единственном свидании, случайной и неповторяющейся встрече, но могут быть и устойчивыми при часто повторяющемся или ролевом взаимодействии.

Если взаимодействие – двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами, то действие – всего лишь однонаправленное взаимодействие. Действие можно подразделить на четыре вида:

1. физическое действие, например: пощечина, передача книги, запись на бумаге;

2. вербальное, или словесное действие, например: оскорбление, приветствие – «здравствуйте»;

3. жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие;

4. мысленное действие, которое выражается только во внутренней речи.

Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое – к внутреннему. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социального действия М.Вебера: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на другого.

Социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях. Отсюда – вторая типология социального взаимодействия (по сферам):

Экономическая сфера, где индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки;

Профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;

Семейно-родственная сфера, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных;

Демографическая сфера, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтнического взаимодействия);

Политическая сфера, где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.д.;

Религиозная сфера подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания;

Территориально-поселенческая сфера – столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.

Таким образом, первая типология социального взаимодействия основана на видах действия, вторая – на статусных системах.

Любое взаимодействие есть обмен . Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, жестами, символами, материальными предметами. Пожалуй, вы не найдете ничего такого, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место.

Согласно теории обмена Джорджа Хоманса (1910-1989) , поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Он вывел следующие принципы обмена : 1) чем выше поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется; 2) если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуацию; 3) чем больше вознаграждение, тем больше люди готовы затрачивать усилий для его получения; 4) когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей мере стремится приложить усилия для их удовлетворения. Социальное поведение – это обмен деятельностью, осязаемой или неосязаемой, более или менее вознаграждающей или сопряженной с издержками между по крайней мере двумя лицами. Субинституциональное поведение – реальное поведение в институциональных структурах, элементарное социальное поведение – это действительное поведение людей в прямом контакте друг с другом, где каждый прямо и непосредственно вознаграждает или наказывает другого.

Элементарное социальное поведение:

§ социально (ориентация на другого человека);

§ непосредственно (лицом-к-лицу);

§ действительно (это реальное поведение, а не норма поведения);

§ предполагает социальные нормы, которые, однако, не могут охватить всех ситуаций взаимодействия (роль и исполнение роли).

77лян лекции:

1. Социальные связи и отношения, их системообразующая роль.

2. Понятия социального действия и взаимодействия как выражение динамической характеристики социальной структуры.

3. Теории социального взаимодействия (интеракции).

1. В предшествующих темах анализ социальной структуры был связан с выявлением основных ее компонентов, каковыми являются: человек (личность), семья, группа, коллектив, общность, организа­ция и институт. Выявление этих компонентов помогает уяснить природу того «материала», из которого складывается социальная структура. Однако эти элементы не представляют собой некий инер-тый разрозненный материал. Каждый элемент социальной структу­ры являет собой пример живой, деятельной, самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, которая имеет внутренние и внешние ^вязи, функции и отношения, благодаря которым структура общест­ва приобретает живой, динамический характер. Поэтому анализ со­циальной структуры предполагает выявление не только ее компо­нентов, но и тех связей, благодаря которым эта структура приобре­тает форму живой, функционирующей, развивающейся системы. Эту сторону социальной структуры выражают такие понятия, как «связь», «взаимосвязь», «отношение», «действие», «взаимодейст­вие», раскрывающие механизмы социального функционирования, изменения и развития. Рассмотрим эти понятия более подробно.

Начнем с наиболее общего понятия, каковым является понятие связи. Это понятие означает соединение элементов системы в еди­ное, целостное образование. Системы, как уже отмечалось, подраз­деляются на простые и сложные, на статические и динамические, на органические и неорганические, на природные и социальные. Любой предмет природы, общества или техники представляет собой слож­ную связь составляющих его элементов.

Если речь идет о технических системах - машинах и агрегатах, -то с очевидностью проступает наличие, с одной стороны, отдельных деталей, из которых состоит агрегат, а с другой - соединяющих их элементов (болты, гайки, сварка, склейка, цементирование и т.д.). С той же очевидностью эта связь проступает и в биологических объек­тах, т.е. в живых организмах, которые состоят из отдельных органов и связующих их элементов (суставов, сухожилий, мышц и т. д.). С этой точки зрения общество ничем не отличается от перечисленных


систем, оно также представляет своеобразный организм с множест­вом элементов, связанных между собой. Как группа альпинистов в буквальном смысле слова связана страховочным фалом, так и люди в обществе находятся в своеобразной связи друг с другом. Правда, эта связь особенная, она не всегда поддается непосредственному наблюдению. Но она есть и ее надо учитывать, когда речь идет о социальной структуре.

Так что же такое социальная связь? В самом общем плане можно сказать, что социальная связь - это связующие элементы социальной структуры, обеспечивающие единство и системную целостность со­циальных объектов от семьи и группы до общества, государства и человечества в целом.

Общество как целостная система представляет собой сложное со­четание различных видов связей между составляющими его элемен­тами. Это прежде всего экономические связи, которые, в свою оче­редь, распадаются на производственные, финансовые, торговые, по­требительские и т.д. Кроме того, выделяются классово-полити­ческие, правовые, культурные, технические и другие связи, состав­ляющие сложную структуру общественных отношений. В широком смысле слова все эти связи могут быть названы социальными. Но есть особый тип общественных отношений, который имеет собст­венно социальный смысл, - это отношения, складывающиеся между людьми в семье, в соседском или приятельском коллективе, в произ­водственной бригаде, в студенческой группе, в воинском подразде­лении, в спортивной команде, в толпе, в национальном или расовом объединении, в религиозной общине, в сословном клане, в возрас­тной когорте и т.д.

В этом плане социальная связь выступает как совокупность осо­бых зависимостей одних социальных субъектов от других, их взаим­ные отношения, которые объединяют людей в соответствующие со­циальные общности и объединения.

Основой формирования социальной связи является непосредст­венный контакт между людьми в той или иной первичной социаль­ной общности (семья, группа, бригада), который затем перерастает в более широкую опосредованную связь людей, составляющих круп­ные социальные объединения, в рамках которых формируются чув­ства причастности к группе или внутригрупповой солидарности (в рамках, например, нации, класса, сословия, конфессии и т.д.).

Существует определенная совокупность факторов, определяю­щих характер социальных связей. Эти факторы подразделяются на природно-биологические, психолого-рациональные и социально-институциональные. Природно-биологические задаются наследст­венными признаками, т.е. самим фактом рождения человека, что оп-


ределяет его этнические, национальные или расовые признаки, а вместе с тем и характер связующих элементов.

Среди факторов, объединяющих людей в соответствующие груп­пы и общности, большое значение имеют явления психологического характера, такие, например, как чувство общности с другими людь­ми. На основе ощущения такой общности рождается чувство любви, привязанности, увлечения, доверия, признания авторитета, альтру­изм, забота о ближнем или слабом и т.д., что и позволяет отдельным людям стать элементом целостной системы, функционирующей по своим собственным законам.

Своего высшего проявления социальные связи достигают тогда, когда они становятся убеждениями, приобретают характер рацио­нальных установок, в которых отражаются сложившиеся в обществе традиции, нормы и идеалы.

Если последние складываются в обществе стихийно, определяя социокультурный код общественного развития, то институциональ­ные нормы представляют собой специально созданные (формаль­ные, писаные) правила (нормы), которые особым образом регламен­тируют социальные связи и отношения, определяя порядок действия социальных объектов в рамках социального института и контроли­руя их.

Учитывая все эти факторы, можно сказать, что социальные связи бывают формальными и неформальными, личными и коллективными, прямыми и опосредованными, более прочными и менее прочными, прямыми и обратными, вероятностными и корреляционными и т.д.

Субъектами социальных связей выступают не только отдельные люди, но и их объединения: семья, группа, коллектив, общность, институт и т.д., которые также вступают в сложные взаимоотноше­ния друг с другом. В этом плане можно говорить о связях между го­родом и деревней, между образованием и культурой, между фило­софией и религией, между наукой и техникой, между сторонниками различных конфессий, о соседских, деловых, дружеских и прочих связях.

Социальная связь между индивидами реализуется как общение. Общение предполагает контакты. Последние имеют физическую и духовную форму своего проявления. Физический контакт реализует­ся в таких действиях, как рукопожатие, поцелуй, объятия, выполне­ние супружеских функций, физическое наказание и т.д., то есть реа­лизуется как физическое воздействие одного человека на другого. Физический контакт реализуется также в совместном проживании членов семьи, в совместном выполнении трудовых обязанностей в рамках первичного трудового коллектива, в совместном участии в политических и общественных акциях и т.д. 156


Духовная форма контакта представляет собой чувственно-эмоциональную окраску физических связей и сама затем выступает как предпосылка продуктивных связей между людьми. Положитель­ная духовная окраска укрепляет социальные связи, отрицательная -разрушает их.

Особым связующим материалом выступает язык, который сопро­вождает как физические, так и духовные формы контактов. Учиты­вая технические возможности передачи языковой и образной ин­формации можно считать, что рамки непосредственного общения значительно расширяются, приобретая действительно планетарный и даже космический характер.

Учитывая тот факт, что в обществе связи имеют не однонаправ­ленный, а обоюдонаправленный характер, их часто выражают с по­мощью понятия «взаимосвязь», которое выражает обоюдное воздей­ствие объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Схема­тично рассуждая, можно сказать, что А воздействует на В и В воз­действует на А.

В рамках постоянного функционирования социальной системы социальная связь и взаимосвязь приобретают характер социального отношения, т.е. человек не просто связан с другим человеком, а оп­ределенным образом относится к этому человеку, оценивая его с положительной или отрицательной стороны. Например, такая связь, как дружба, предполагает необходимость непосредственных контак­тов физических и речевых, т.е. реализуется в желании встретиться, обменяться новостями, поиграть в какие-либо игры и т.д., что в ито­ге и оставляет приятное впечатление. В сознании же дружба сохра­няется как доброе отношение одного человека к другому, как взаим­ное уважение, как уверенность в повторении подобных контактов и надежда на выручку в трудные периоды жизни. Служебная связь между руководителями и подчиненными также выражается поняти­ем отношение, говорят о служебных отношениях, - формальных или неформальных. Свои отношения устанавливаются между общностя­ми, институтами и организациями, в этом случае говорят о произ­водственных отношениях, о классовых отношениях, о партийных отношениях, о межконфессиональных отношениях и т.д.

Таким образом, понятия социальной связи, социальной взаимо­связи и социальных отношений взаимно предполагают и дополняют друг друга. Иногда их значения настолько тесно сближаются, что их используют как синонимы. Между тем, они имеют и свои отличи­тельные признаки. Если понятия связи и взаимосвязи обозначают гармоничную целостность социального объекта, то понятие отноше­ния имеет как положительный, так и отрицательный смыслы. Одни отношения укрепляют, интегрируют социальную систему, другие же

носят отрицательный характер, дезинтегрируют систему. Таковыми являются отношения дружбы и вражды, любви и ненависти, альтру­изма и эгоизма, миролюбия и агрессивности, терпимости (толерант­ности) и нетерпимости, равенства и неравенства, послушания и не­послушания и т.д. Поэтому можно сказать, что понятие социального отношения выражает качественную сторону социальных связей. Та­ким образом, объективные связи, взаимосвязи и отношения высту­пают той сплачивающей, цементирующей силой, которая объединя­ет отдельные элементы общества в целостные социальные системы.

Понятия связи, взаимосвязи и отношения, кроме того, тесно свя­заны с понятиями закона и закономерности. Учитывая тот факт, что связи бывают существенными и несущественными, внутренними и внешними, общими и частными, случайными и необходимыми, по­вторяющимися и неповторяющимися, можно выделить такие из них, которые и позволяют сформулировать понятие закона, в том числе и закона социального. Таковым является выражение всеобщей, необ­ходимой, существенной связи объектов, явлений и процессов, рас­крывающих функционирование, изменение и развитие социальных систем.

Если закон выражает глубинную сущность социальных явлений и процессов, то понятие закономерности раскрывает его внешнюю, эмпирически фиксируемую форму проявления.

Из двух типов законов (динамические и статистические) в описа­нии общественных явлений преобладают последние, т.к. при изуче­нии социальных процессов и явлений чаще всего приходится стал­киваться с массовыми объектами, пользуясь статистическими расче­тами и вероятностными выводами.

Понятие социальной связи стало одной из основных категорий социологии. С ее помощью специалисты стремились даже опреде­лить специфику самого предмета этой науки. Так, О. Конт пытался представить социальную структуру (статику) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до систем религии и государства. Другой основоположник позитивизма, Г. Спенсер, пы­тался через анализ системы социальных связей вывести специфику милитаристского и индустриального типов общества.

Представители психологических направлений (например, В. Парето) видели основу социальных связей в структуре инстинктов. Э. Дюрк-гейм, стремясь классифицировать типы связей, выделял механиче­скую и органическую солидарность как своеобразные этапы разви­тия общества от его традиционных форм до индустриального обще­ства с его особым проявлением разделения труда.


Сторонники формальной социологии на основе выделения раз­ных типов социальных связей также стремились вывести различные типы объединения людей и показать их эволюцию от общности к обществу.

Сам этот интерес подчеркивает большой смысл и категориаль­ную значимость понятия социальной связи, без которого вообще невозможно составить представление о том, как устроено человече­ское общество, как оно функционирует и развивается.

2. Характеризуя далее природу социальных связей, необходимо отметить, что в их основе лежат социальные действия и взаимодей­ствия. Последние в социологической литературе трактуются как проявление человеческой активности, направленной на изменение поведения, установок, системы ценностей индивида, группы или общности. Так, М. Вебер полагал, что социология есть наука, стре­мящаяся понять социальные действия и взаимодействия и тем са­мым причинно объяснить социальные процессы. При этом социаль­ными он называет такие действия, которые заключают в себе субъ­ективный смысл и ориентированы на действия других людей, т.е. предполагается взаимодействие субъектов социального действия.

В теории Т. Парсонса социальное действие рассматривается как система, в которой выделяются следующие элементы:

Действующее лицо (актер или субъект действия);

Объект (индивид или общность, на которые направлено действие);

Цель действия;

Способ действия;

Результат действия (реакция объекта).

Имея в виду тот факт, что результат действия не остается инде-ферентным по отношению к действующему лицу, а определенным образом воздействует на него, социальное действие также расширяет свое значение до понятия взаимодействия, часто обозначаемое как интеракция.

Взаимодействие начинается на уровне двух индивидов (своеоб­разный атом взаимодействия) как носителей социальных статусов, оно может проявляться также как взаимодействие индивида с груп­пой или общностью, а на макроуровне как взаимодействие социаль­ных общностей, институтов и государств.

Таким образом, социальное взаимодействие складывается из от­дельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения (Кравченко А.И; Общая социология. - М., 2001.-С. 205).


Конкретно взаимодействие в обществе проявляется как сотруд­ничество, конкуренция и соперничество. Оно может быть связано с конфликтными ситуациями и с разумными методами их устранения.

Связи, отношения, действия и взаимодействия имеют непосред­ственный и опосредованный характер. Именно наличие последних и позволяет считать все связи и отношения (даже такие, как производ­ственные и тем более политические) отношениями социальными, а отнюдь не только те, которые строятся в порядке обмена. Ибо даже тогда, когда человек летом колет дрова, и в этом действии, казалось бы, нет ничего социального, на самом деле и в нем скрыт глубокий социальный смысл, т.к. человек проявляет заботу о своих домочад­цах, об их жизни в зимних условиях. Поэтому социальное действие нельзя рассматривать только лишь как акт непосредственного взаи­модействия (интеракции) двух индивидов, оно проявляется в любом действии, смысл которого определяется законами совместного су­ществования. Однако анализ интеракции помогает раскрыть внут­ренние ментальные механизмы социального действия и тем самым показать его человеческую значимость, анализ которой и выступает в качестве главной задачи социологии.

Социальные действия и взаимодействия представляются столь значительными для изучения социальной структуры, что именно через них определяют сущность и предмет социологии как науки. Так, М. Вебер считает, что социология есть наука, стремящаяся, ис­толковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие (Вебер М. Избранные произве­дения. -М, 1990.-С. 602).

Аналогично определяет предмет социологии и П. Сорокин, кото­рый считает, что социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой.

3. Теории социального взаимодействия (интеракции) развивались в основном в рамках американской социологической мысли, в кото­рой сильны были идеи утилитаризма, прагматизма и бихевиоризма. Бихевиористскому принципу «стимул-реакция» был придан широ­кий социологический смысл. Стимул и реакция стали рассматри­ваться в аспекте человеческого действия и взаимодействия, когда один человек (или группа), действуя на другого, ожидает от послед­него определенной положительной реакции. К классическим теори­ям этого направления относятся теория «зеркального Я», символи­ческого интеракционизма и теория обмена. Рассмотрим их более подробно.


Теория «зеркального Я». Основоположником этой теории явля­ется американский социолог и социальный психолог Ч. Кули (1864 -1929), который в работах «Человеческая природа и социальный по­рядок», «Социальная организация», «Социальный процесс», «Со­циологическая теория и социальное исследование» изложил свое видение социальной структуры, суть которого хорошо выражается стихотворной строчкой из произведения Гете: «Лишь в людях мож­но познать себя». С точки зрения этого автора, общество, группа и индивид объединяются в некую сверхцелостность. Общество и ин­дивид - это не части целого, а разные стороны, разные проявления целого. Общество - это кумулятивный (а не суммативный) аспект целостности, индивид - дискретная сущность целого. Как говорили древние - все в малом и малое во всем.

Целостность общества, группы и индивида определяется такими метафизическими понятиями, как «большое сознание», «человече­ская жизнь», «общественная целостность», «социальная самость».

Важной системообразующей категорией оказывается обмен соз­нанием (информацией) между индивидами. Этот обмен достигается в процессе социализации личности в рамках малой группы, т.е. та­кой группы, в которой реализуется непосредственный контакт меж­ду людьми. Это, прежде всего, семья, соседская община, в рамках которых начинает формироваться человек с последующим вклю­чением его в различные социальные структуры (организации и институты).

В процессе социализации происходит трансформация индивиду­ального сознания в коллективный разум с усвоением социальных норм и переоценкой своей личности с позиции восприятия окру­жающими, т.е. осуществляется переход от интуитивного «само­ощущения» к «социальным чувствам». Человек смотрит на друго­го человека, как в особое зеркало, и видит в нем свое собственное отражение.

Причем это отражение отнюдь не всегда совпадает с собственной оценкой человека. Социализация, по Ч. Кули, и означает необходи­мость согласования оценки и самооценки, превращение индивиду­ального «Я» в коллективное «Я». Отсюда следует вывод о том, что индивидуальная природа человека приобретает социальный смысл только лишь в коммуникации, в межличностном обращении внутри первичной группы. «Социальная самость» - это и есть тот менталь­ный элемент, который переходит через конкретных людей из обще­ства в личность, встраивая ее в социальную структуру, превращает личное «Я» в «Я» социальное. При этом особая роль отводится чув­ству «присвоения», которое реализуется в жизни человека от эле­ментарного присвоения вещей (как предметов собственности) до

присвоения ментальных объектов, т.е. присвоения мнений других людей о себе. В этой связи Ч. Кули пишет: «Самость проявляется наиболее заметным образом в присваиваемости объектов общего желания соответствующей индивидуальной потребности во власти над такими объектами, чтобы обеспечить свое собственное развитие, а также угрозе противодействия со стороны других людей, которые также испытывают потребность в них. Это относится не только к материальным объектам, но предполагает и стремление точно так же завладеть вниманием и привязанностью других людей». И далее эта мысль выражается еще более лаконично: «Чувство присвоения все­гда есть, так сказать, тень общественной жизни».

Это присвоение личностью мнения других о себе и составляет доминантную часть его социализированного «Я», которое опре­деляет структуру личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках социальной самости, в рамках первичного социального коллектива.

Особенность непосредственного взаимодействия в рамках малой группы состоит в том, что в ней происходит «встреча» индивиду­ального и общественного сознания, индивидуального «Я» и «соци­альной самости», зарождаются и передаются моральные нормы и общественные традиции. Учитывая тот факт, что в теории «зеркаль­ного Я» ключевым термином оказывается понятие «присвоения», эту теорию можно было бы назвать и «теорией присвоения» по ана­логии с теорией обмена. Основные идеи этой идеи получили свое развитие в теориях символического интеракционизма.

общество политическая власть социальный

Системный анализ общественной жизни

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп? Рассмотрение этой проблемы и является нашей задачей в этой теме.

Начнем с того, как социология трактует понятие «общество». Э. Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество -- это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей, действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество -- это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества.

Рассмотрим основные принципы системного подхода к обществу. Для этого необходимо определить основные понятия. Система -- это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов.

Социальная система -- это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь -- это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т. д.

Социальное взаимодействие -- это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения -- это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но можно ли рассматривать общество как простую сумму индивидов, их связей, взаимодействий и отношений? Сторонники системного подхода к анализу общества отвечают: «Нет». С их точки зрения, общество -- это не суммативная, а целостная система. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое, системное качество. Системное качество -- это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный, надличностный характер, то есть общество -- это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застает определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее. За счет чего же достигается эта целостность, то есть системное качество?

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элементов. Координация -- это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация - это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

Социальные связи – это зависимость людей, реализованная через социальные действия, осуществляемая с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. М. Вебер выделил следующие типы социального действия : 1) целерациональное действие – ясное представление человеком своей цели и средств ее достижения, с учетом реакции окружающих. Рациональность обычно всегда ориентируется на успех;

2) ценностно-рациональное действие совершается через веру;

3) аффективное действие происходит в состоянии бессознательном, на чувственном уровне;

4) традиционное действие – привычка, инерция.

В теории Т. Парсонса социальное действие рассматривается как система, в которой выделяются следующие элементы: действующее лицо; объект (индивид или общность, на которое направлено действие); цель действия; способ действия; результат действия (реакция объекта).

В социологии выделяют следующие разновидности социальных связей: социальный контакт и социальные взаимодействия. Если связь между людьми поверхностна и субъект связи может быть легко заменен другим человеком, то говорят о социальном контакте. Социальное взаимодействие (интеракция), в свою очередь, предполагает регулярное систематическое влияние индивидов друг на друга, в результате чего возобновляются и создаются новые социальные связи внутри общностей или между его элементами. В социальном взаимодействии участвуют не менее двух субъектов, которых называют интерактантами. Их интерактивные действия должны быть непременно направлены друг на друга, цель которых – вызвать определенную ответную реакцию со стороны партнера.

Взаимодействие может иметь следующие виды :

– непосредственное (межличностное) с многообразными модификациями, связанными с социальным положением субъектов и выполняемыми ими социальными ролями;

– опосредованное (через посредников) – предполагает распределение ролей между участниками, наличие оговоренных норм, системы ценностей, регулирующих это взаимодействие.

Социальное взаимодействие можно классифицировать :

По количеству участвующих субъектов: двухстороннее, многостороннее;

Типу контактов: солидарное или антагонистическое;

Уровню организованности: организованное или неорганизованное;

Характеру оценок: эмоциональное, волевое или интеллектуальное;

Уровню: межличностное, групповое, социетальное.

Теории социального взаимодействия (интеракции) развивались, в основном, в рамках американской социологической мысли, в которой сильны были идеи утилитаризма, прагматизма и бихевиоризма. Бихевиористскому принципу «стимул – реакция» был придан широкий социологический смысл. Стимул и реакция стали рассматриваться в аспекте человеческого действия и взаимодействия, когда один человек (или группа), действуя на другого, ожидает от последнего определенной положительной реакции.


К классическим теориям этого направления относятся теории «зеркального Я», символического интеракционизма» и «теория обмена».

Концепция «зеркального Я : В процессе социализации происходит трансформация индивидуального сознания в коллективный разум с усвоением социальных норм и переоценкой своей личности с позиции восприятия окружающими, т.е. осуществляется

переход от интуитивного «самоощущения» к «социальным чувствам». Человек смотрит на другого человека, как в особое зеркало, и видит в нем свое собственное отражение. Причем это отражение не всегда совпадает с собственной оценкой человека. Социализация, по Ч.Кули, и означает необходимость согласования оценки и самооценки, превращение «индивидуального Я» в «коллективное Я».

Теории символического интеракционизма . Символический интеракционизм (от лат. interaction – взаимодействие) – направление в социологии, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.

Представителями символического интеракционизма являются Г. Блумер, Дж. Мид,

А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс и др.

Мид Джордж Герберт (1863-1931) – американский психолог, социолог, философ, создатель теории символического интеракционизма, рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. Необходимое в ролевом взаимодействии – это принятие роли другого, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого «Я». Главная характеристика человеческого действия, по Миду, – использование символов. Ученый различает две формы или две ступени

социального действия: общение при помощи жестов и символически опосредованное общение. Возникновение символически опосредованного взаимодействия Мид объясняет функционально – необходимостью координировать поведение людей, так как у них нет надежных инстинктов, и атропологически – способностью человека к созданию и использованию символов.

Общие идеи символического интеракционизма получили дальнейшее развитие в работах американского исследователя Г. Блумера (1900 – 1967), который в работе «Символический интеракционизм: перспективы и метод» исходил из определения значения объекта, исходя не из его свойств, а из его роли в жизни людей. Объект – то, что он значит в ожидаемом и реальном взаимодействии. Причем устойчивость значений делает взаимодействие привычным, позволяет его институциализировать. В самом взаимодействии можно выделить два уровня: несимволический (объединяющий все живое) и символический (свойственный только человеку). Посредством знаковой системы человек задает дистанции, т.е. структурирует внешний мир. Развивая и изменяя значения, люди тем самым изменяют и сам мир.

Оригинальный вариант символического интеракционизма разработан в трудах

Э. Гоффмана (1922 – 1982), которого называют автором «драматургического подхода», т.к. он выразил проявления личной и общественной жизни в театральной терминологии. При этом человек одновременно выступает в качестве автора, режиссера, актера, зрителя и критика, как бы примеривая на себя разные социальные роли.

Теория социального обмена – направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами (в широком смысле слова) как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус и др.). Представители теории социального обмена (теории действия) – Дж. Хоманс и П. Блау. Хоманс Джордж Каспар (1910 – 1989) – американский социолог, согласно взглядам которого, люди взаимодействуя друг с другом на основе своего опыта, взвешивают возможные вознаграждения и затраты. Социальное действие, согласно Хомансу, – процесс обмена, который строится по принципу paциональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах.

В отличие от простого взаимодействия, социальные отношения отличаются тем, что они осознаются индивидами как длительные, повторяющиеся, а, следовательно, устойчивые. Таким образом, социальные отношения – это устойчивая система нормированных взаимодействий между двумя партнерами или более на основе определенного интереса.

    Социальные контакты.

    Социальные действия.

    Социальные взаимодействия.

    Социальные отношения

1. Социальные связи - связи взаимодействия индивидов и групп индивидов, пресле­дующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени.

Социальные связи могут выражать зависимость между двумя или несколькими со­циальными явлениями и признаками этих явлений.

Исходным моментом для возникновения социальных связей является взаимодейст­вие индивидов или их групп для удовлетворения тех или иных потребностей. Социаль­ные связи индивидов и их групп, основанные на системе социальных статусов и соци­альных ролей, социальных норм и ценностей, образуют социальную организацию.

Социальные связи бывают разные: от мимолетных кратковременных контактов до стойких долговременных отношений.

Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими индивидами. В соответст­вии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные взаимодействия. Эта селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных кратковременных связей, которые назы­ваются контактами. Существует несколько видов контактов:

Пространственные контакты. Для того чтобы взаимодействовать с другими инди­видами, каждый член общества или социальной группы, прежде всего, должен опреде­лить, где эти индивиды и сколько их. Каждый из нас ежедневно сталкивается со мно­гими людьми в транспорте, на стадионе, работе.

Н.Н. Обозов выявил 2 типа пространственных контактов:

    предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека меняется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте.

    визуальный пространственный контакт, когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей.

Контакты заинтересованности. Их сущность состоит в выборе социального объек­та, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потреб­ностям данного индивида. Контакт заинтересованности может прерваться или про­длиться в зависимости от многих факторов, но, прежде всего от силы и важности для личности актуализированного мотива и соответственно силы интереса; степени взаим­ности интересов, степени осознания своего интереса; окружающей обстановки. В кон­тактах заинтересованности проявляются уникальные индивидуальные черты личности, а также особенности социальных групп, к которым она принадлежит.

Контакт обмена. Продолжая углублять и развивать социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмени­ваются какими-либо ценностями. Контакты обмена представляют собой специфиче­ский вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов. Ежедневно человек имеет множество контактов обмена: покупает билеты на транспорт, обменивается репликами с пассажирами в метро, спрашивает, как найти какое-либо учреждение и т.д. Социаль­ные контакты являются основой группообразующих процессов, первым шагом в обра­зовании социальных групп.

3. Понятие «социальное действие» - одно из центральных в социологии. Впервые в социологию понятие «социальное действие» ввел и обосновал Макс Вебер. Социаль­ным действием он назвал «действие человека (независимо от того, носит ли оно внеш­ний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому при­нятию), которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с дей­ствием других людей или ориентируется на него». В понимании Вебера социальное действие имеет 2 особенности: оно должно быть, во-первых, рациональным, осознан­ным и, во-вторых, ориентировано на поведение других людей.

Всякому социальному действию предшествуют социальные контакты, однако в отличи от них социальное действие - достаточно сложное явление, которое включает в себя:

    действующее лицо;

    потребность в активизации поведения;

    цель действия;

    метод действия;

    другое действующее лицо, на которое направлено действие;

    результат действия.

Социальные действия, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего инди­вида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое по­буждение называется мотивацией. Мотивация - совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей, другими словами, мотивация - это сила, толкающая индивида к совершению определенных действий. Любое социальное действие начинается с воз­никновения потребности у индивида. Каждое социальное действие совершается в ре­зультате некоторой субъективной активности, формирующей мотивацию.

4. Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодейст­вие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Что же такое социальное взаимодействие? Очевидно, что, совершая социальные дей­ствия, каждая личность испытывает на себе действие других. Происходит обмен дейст­виями, или социальное взаимодействие. Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причин­ной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновре­менно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные дейст­вия - это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием.

Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на ко­торых было оказано воздействие.

Взаимодействие - это определенная система дей­ствий одной стороны по отношению к другой и на­оборот. Цель этих действий - каким-либо обра­зом повлиять на поведение другой стороны, которая в свою очередь отвечает тем же, иначе это не было бы взаимодействием. Взаимодействие - это реаль­ное содержание жизни группы, основа всех груп­повых явлений и процессов. Взаимодействие меж­ду индивидами - это один из способов проявления функционирования общества, результат этих вза­имодействий - общество.

Одна из моделей взаимодействия между инди­видами - социальный обмен. В социальном поле как бы обмениваются поведением. Поведенческие события содержат определенные ценности, которые обеспечивают участникам социального взаимодей­ствия выигрыш или проигрыш в достижении желае­мых материальных целей или желаемого статуса. В разобщенном обществе люди обменивают между собой результаты своего труда и вступают, таким образом, в оживленный социальный обмен.

Имея в виду выигрышный социальный обмен, люди с удовольствием вступают в контакт с теми индивидами или группами, которые могут оказать­ся полезными в достижении их целей. По теории социального обмена влечение к человеку или груп­пе возрастает в той мере, в какой это способствует достижению цели. Важным мотивом взаимодействия может также служить феномен социальной сопоста­вимости: человек пытается анализировать и оцени­вать свои способности и успехи по сравнению с дру­гими. Мотивами взаимодействия, естественно, могут быть и влечение и симпатия к другому.

Для социального обмена хорошие предпосылки создает компетентность, которая означает владение ресурсами, т. е. силовыми запасами. В этом аспек­те взаимодействие можно понимать как социальную способность, определяемую социальным интеллек­том и социальной компетентностью. Наблюдение си­туации и реагирование - важная составная часть взаимодействия: анализ предшествующей ситуации определяет последующие этапы продвижения в про­цессе взаимодействия.

Наиболее явная форма социального взаимодей­ствия - это коммуникация с помощью общественно принятой системы символов. Одна из важнейших систем символов, которая обеспечивает возможность общения, - это, конечно, язык. Есть мнение, что люди не реагируют на поступки и деяния друг друга как таковые, а лишь на их значение, так же человек в ходе коммуника­ции взвешивает высказывания собеседника, касаю­щиеся его собственной деятельности, качеств и т. п., и расценивает их в свете своих ожиданий.

5. Социальные отношения - различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль.

Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

Между людьми как частью социальной группы;

Между группами людей;

Между отдельными людьми и группами людей.

Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребимым, но ученые ещё не пришли к единому выводу о понятии социального отношения. Встречаются такие определения:

Общественные отношения (социальные отношения) - отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

Общественные отношения (социальные отношения) - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности различают:

Классовые отношения;

Национальные отношения;

Этнические отношения;

Групповые отношения;

Личностные социальные отношения;

Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни.

"
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений