Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Социальная связь – это совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов от других. В наибольшей степени социальные связи проявляются в разного рода приспособленческом поведении людей, учитывающем признаваемые группой нормы и ценности. Высокой степенью проявления социальных связей является деятельность, предпринимаемая людьми с учетом нужд других, особенно тогда, когда она не соответствует личным интересам действующих людей.
Теперь мы перейдем к дальнейшему анализу и поставим вопросы о том, что происходит между людьми, между личностями, как возникают между ними связи, зависимости, как появляются объединения, которые сплачивают людей в устойчивые общности. Общаясь со сверстниками, родственниками, знакомыми, со случайными попутчиками, каждый человек осуществляет определенные социальные взаимодействия .
Пространственный контакт - это первоначальное и необходимое звено формирования социальных взаимосвязей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и интересов.
Контакты могут быть:
v преходящими или устойчивыми в зависимости от их частоты и продолжительности;
v личностными и вещественными;
v непосредственными и опосредованными.
В процессе социального взаимодействия производится:
ü восприятие людьми друг друга;
ü взаимная оценка друг друга;
ü совместное действие – сотрудничество, соперничество, конфликт и т.п.
Дадим определение социального взаимодействия: социальное взаимодействие – это система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Выделяются четыре основных признака взаимодействия:
1) Предметность – наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цели, причины, предмета и т.п., которые побуждают их взаимодействовать;
2) Ситуативность - достаточно жесткая регламентация взаимодействия с конкретными условиями той ситуации, в которой этот процесс протекает: поведение друзей на работе, в театре, на стадионе, на загородном пикнике существенно отличается;
3) Эксцплицирование – доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это работа на заводе, игра или танцы;
4) Рефлективную многозначность – возможность для взаимодействия быть проявлением как основных субъективных намерений, так и неосознаваемым и ли осознаваемым следствием совместного участия людей в межиндивидуальных или групповых видах деятельности (например, совместная работа).
Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий , предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Такие ожидания могут носить эпизодический и неопределенный характер в случае кратковременного взаимодействия, скажем, при одном-единственном свидании, случайной и неповторяющейся встрече, но могут быть и устойчивыми при часто повторяющемся или ролевом взаимодействии.
Если взаимодействие – двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами, то действие – всего лишь однонаправленное взаимодействие. Действие можно подразделить на четыре вида:
1. физическое действие, например: пощечина, передача книги, запись на бумаге;
2. вербальное, или словесное действие, например: оскорбление, приветствие – «здравствуйте»;
3. жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие;
4. мысленное действие, которое выражается только во внутренней речи.
Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое – к внутреннему. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социального действия М.Вебера: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на другого.
Социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях. Отсюда – вторая типология социального взаимодействия (по сферам):
Экономическая сфера, где индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки;
Профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;
Семейно-родственная сфера, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных;
Демографическая сфера, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтнического взаимодействия);
Политическая сфера, где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.д.;
Религиозная сфера подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания;
Территориально-поселенческая сфера – столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.
Таким образом, первая типология социального взаимодействия основана на видах действия, вторая – на статусных системах.
Любое взаимодействие есть обмен . Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, жестами, символами, материальными предметами. Пожалуй, вы не найдете ничего такого, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место.
Согласно теории обмена Джорджа Хоманса (1910-1989) , поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Он вывел следующие принципы обмена : 1) чем выше поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется; 2) если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуацию; 3) чем больше вознаграждение, тем больше люди готовы затрачивать усилий для его получения; 4) когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей мере стремится приложить усилия для их удовлетворения. Социальное поведение – это обмен деятельностью, осязаемой или неосязаемой, более или менее вознаграждающей или сопряженной с издержками между по крайней мере двумя лицами. Субинституциональное поведение – реальное поведение в институциональных структурах, элементарное социальное поведение – это действительное поведение людей в прямом контакте друг с другом, где каждый прямо и непосредственно вознаграждает или наказывает другого.
Элементарное социальное поведение:
§ социально (ориентация на другого человека);
§ непосредственно (лицом-к-лицу);
§ действительно (это реальное поведение, а не норма поведения);
§ предполагает социальные нормы, которые, однако, не могут охватить всех ситуаций взаимодействия (роль и исполнение роли).
77лян лекции:
1. Социальные связи и отношения, их системообразующая роль.
2. Понятия социального действия и взаимодействия как выражение динамической характеристики социальной структуры.
3. Теории социального взаимодействия (интеракции).
1. В предшествующих темах анализ социальной структуры был связан с выявлением основных ее компонентов, каковыми являются: человек (личность), семья, группа, коллектив, общность, организация и институт. Выявление этих компонентов помогает уяснить природу того «материала», из которого складывается социальная структура. Однако эти элементы не представляют собой некий инер-тый разрозненный материал. Каждый элемент социальной структуры являет собой пример живой, деятельной, самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, которая имеет внутренние и внешние ^вязи, функции и отношения, благодаря которым структура общества приобретает живой, динамический характер. Поэтому анализ социальной структуры предполагает выявление не только ее компонентов, но и тех связей, благодаря которым эта структура приобретает форму живой, функционирующей, развивающейся системы. Эту сторону социальной структуры выражают такие понятия, как «связь», «взаимосвязь», «отношение», «действие», «взаимодействие», раскрывающие механизмы социального функционирования, изменения и развития. Рассмотрим эти понятия более подробно.
Начнем с наиболее общего понятия, каковым является понятие связи. Это понятие означает соединение элементов системы в единое, целостное образование. Системы, как уже отмечалось, подразделяются на простые и сложные, на статические и динамические, на органические и неорганические, на природные и социальные. Любой предмет природы, общества или техники представляет собой сложную связь составляющих его элементов.
Если речь идет о технических системах - машинах и агрегатах, -то с очевидностью проступает наличие, с одной стороны, отдельных деталей, из которых состоит агрегат, а с другой - соединяющих их элементов (болты, гайки, сварка, склейка, цементирование и т.д.). С той же очевидностью эта связь проступает и в биологических объектах, т.е. в живых организмах, которые состоят из отдельных органов и связующих их элементов (суставов, сухожилий, мышц и т. д.). С этой точки зрения общество ничем не отличается от перечисленных
систем, оно также представляет своеобразный организм с множеством элементов, связанных между собой. Как группа альпинистов в буквальном смысле слова связана страховочным фалом, так и люди в обществе находятся в своеобразной связи друг с другом. Правда, эта связь особенная, она не всегда поддается непосредственному наблюдению. Но она есть и ее надо учитывать, когда речь идет о социальной структуре.
Так что же такое социальная связь? В самом общем плане можно сказать, что социальная связь - это связующие элементы социальной структуры, обеспечивающие единство и системную целостность социальных объектов от семьи и группы до общества, государства и человечества в целом.
Общество как целостная система представляет собой сложное сочетание различных видов связей между составляющими его элементами. Это прежде всего экономические связи, которые, в свою очередь, распадаются на производственные, финансовые, торговые, потребительские и т.д. Кроме того, выделяются классово-политические, правовые, культурные, технические и другие связи, составляющие сложную структуру общественных отношений. В широком смысле слова все эти связи могут быть названы социальными. Но есть особый тип общественных отношений, который имеет собственно социальный смысл, - это отношения, складывающиеся между людьми в семье, в соседском или приятельском коллективе, в производственной бригаде, в студенческой группе, в воинском подразделении, в спортивной команде, в толпе, в национальном или расовом объединении, в религиозной общине, в сословном клане, в возрастной когорте и т.д.
В этом плане социальная связь выступает как совокупность особых зависимостей одних социальных субъектов от других, их взаимные отношения, которые объединяют людей в соответствующие социальные общности и объединения.
Основой формирования социальной связи является непосредственный контакт между людьми в той или иной первичной социальной общности (семья, группа, бригада), который затем перерастает в более широкую опосредованную связь людей, составляющих крупные социальные объединения, в рамках которых формируются чувства причастности к группе или внутригрупповой солидарности (в рамках, например, нации, класса, сословия, конфессии и т.д.).
Существует определенная совокупность факторов, определяющих характер социальных связей. Эти факторы подразделяются на природно-биологические, психолого-рациональные и социально-институциональные. Природно-биологические задаются наследственными признаками, т.е. самим фактом рождения человека, что оп-
ределяет его этнические, национальные или расовые признаки, а вместе с тем и характер связующих элементов.
Среди факторов, объединяющих людей в соответствующие группы и общности, большое значение имеют явления психологического характера, такие, например, как чувство общности с другими людьми. На основе ощущения такой общности рождается чувство любви, привязанности, увлечения, доверия, признания авторитета, альтруизм, забота о ближнем или слабом и т.д., что и позволяет отдельным людям стать элементом целостной системы, функционирующей по своим собственным законам.
Своего высшего проявления социальные связи достигают тогда, когда они становятся убеждениями, приобретают характер рациональных установок, в которых отражаются сложившиеся в обществе традиции, нормы и идеалы.
Если последние складываются в обществе стихийно, определяя социокультурный код общественного развития, то институциональные нормы представляют собой специально созданные (формальные, писаные) правила (нормы), которые особым образом регламентируют социальные связи и отношения, определяя порядок действия социальных объектов в рамках социального института и контролируя их.
Учитывая все эти факторы, можно сказать, что социальные связи бывают формальными и неформальными, личными и коллективными, прямыми и опосредованными, более прочными и менее прочными, прямыми и обратными, вероятностными и корреляционными и т.д.
Субъектами социальных связей выступают не только отдельные люди, но и их объединения: семья, группа, коллектив, общность, институт и т.д., которые также вступают в сложные взаимоотношения друг с другом. В этом плане можно говорить о связях между городом и деревней, между образованием и культурой, между философией и религией, между наукой и техникой, между сторонниками различных конфессий, о соседских, деловых, дружеских и прочих связях.
Социальная связь между индивидами реализуется как общение. Общение предполагает контакты. Последние имеют физическую и духовную форму своего проявления. Физический контакт реализуется в таких действиях, как рукопожатие, поцелуй, объятия, выполнение супружеских функций, физическое наказание и т.д., то есть реализуется как физическое воздействие одного человека на другого. Физический контакт реализуется также в совместном проживании членов семьи, в совместном выполнении трудовых обязанностей в рамках первичного трудового коллектива, в совместном участии в политических и общественных акциях и т.д. 156
Духовная форма контакта представляет собой чувственно-эмоциональную окраску физических связей и сама затем выступает как предпосылка продуктивных связей между людьми. Положительная духовная окраска укрепляет социальные связи, отрицательная -разрушает их.
Особым связующим материалом выступает язык, который сопровождает как физические, так и духовные формы контактов. Учитывая технические возможности передачи языковой и образной информации можно считать, что рамки непосредственного общения значительно расширяются, приобретая действительно планетарный и даже космический характер.
Учитывая тот факт, что в обществе связи имеют не однонаправленный, а обоюдонаправленный характер, их часто выражают с помощью понятия «взаимосвязь», которое выражает обоюдное воздействие объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Схематично рассуждая, можно сказать, что А воздействует на В и В воздействует на А.
В рамках постоянного функционирования социальной системы социальная связь и взаимосвязь приобретают характер социального отношения, т.е. человек не просто связан с другим человеком, а определенным образом относится к этому человеку, оценивая его с положительной или отрицательной стороны. Например, такая связь, как дружба, предполагает необходимость непосредственных контактов физических и речевых, т.е. реализуется в желании встретиться, обменяться новостями, поиграть в какие-либо игры и т.д., что в итоге и оставляет приятное впечатление. В сознании же дружба сохраняется как доброе отношение одного человека к другому, как взаимное уважение, как уверенность в повторении подобных контактов и надежда на выручку в трудные периоды жизни. Служебная связь между руководителями и подчиненными также выражается понятием отношение, говорят о служебных отношениях, - формальных или неформальных. Свои отношения устанавливаются между общностями, институтами и организациями, в этом случае говорят о производственных отношениях, о классовых отношениях, о партийных отношениях, о межконфессиональных отношениях и т.д.
Таким образом, понятия социальной связи, социальной взаимосвязи и социальных отношений взаимно предполагают и дополняют друг друга. Иногда их значения настолько тесно сближаются, что их используют как синонимы. Между тем, они имеют и свои отличительные признаки. Если понятия связи и взаимосвязи обозначают гармоничную целостность социального объекта, то понятие отношения имеет как положительный, так и отрицательный смыслы. Одни отношения укрепляют, интегрируют социальную систему, другие же
носят отрицательный характер, дезинтегрируют систему. Таковыми являются отношения дружбы и вражды, любви и ненависти, альтруизма и эгоизма, миролюбия и агрессивности, терпимости (толерантности) и нетерпимости, равенства и неравенства, послушания и непослушания и т.д. Поэтому можно сказать, что понятие социального отношения выражает качественную сторону социальных связей. Таким образом, объективные связи, взаимосвязи и отношения выступают той сплачивающей, цементирующей силой, которая объединяет отдельные элементы общества в целостные социальные системы.
Понятия связи, взаимосвязи и отношения, кроме того, тесно связаны с понятиями закона и закономерности. Учитывая тот факт, что связи бывают существенными и несущественными, внутренними и внешними, общими и частными, случайными и необходимыми, повторяющимися и неповторяющимися, можно выделить такие из них, которые и позволяют сформулировать понятие закона, в том числе и закона социального. Таковым является выражение всеобщей, необходимой, существенной связи объектов, явлений и процессов, раскрывающих функционирование, изменение и развитие социальных систем.
Если закон выражает глубинную сущность социальных явлений и процессов, то понятие закономерности раскрывает его внешнюю, эмпирически фиксируемую форму проявления.
Из двух типов законов (динамические и статистические) в описании общественных явлений преобладают последние, т.к. при изучении социальных процессов и явлений чаще всего приходится сталкиваться с массовыми объектами, пользуясь статистическими расчетами и вероятностными выводами.
Понятие социальной связи стало одной из основных категорий социологии. С ее помощью специалисты стремились даже определить специфику самого предмета этой науки. Так, О. Конт пытался представить социальную структуру (статику) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до систем религии и государства. Другой основоположник позитивизма, Г. Спенсер, пытался через анализ системы социальных связей вывести специфику милитаристского и индустриального типов общества.
Представители психологических направлений (например, В. Парето) видели основу социальных связей в структуре инстинктов. Э. Дюрк-гейм, стремясь классифицировать типы связей, выделял механическую и органическую солидарность как своеобразные этапы развития общества от его традиционных форм до индустриального общества с его особым проявлением разделения труда.
Сторонники формальной социологии на основе выделения разных типов социальных связей также стремились вывести различные типы объединения людей и показать их эволюцию от общности к обществу.
Сам этот интерес подчеркивает большой смысл и категориальную значимость понятия социальной связи, без которого вообще невозможно составить представление о том, как устроено человеческое общество, как оно функционирует и развивается.
2. Характеризуя далее природу социальных связей, необходимо отметить, что в их основе лежат социальные действия и взаимодействия. Последние в социологической литературе трактуются как проявление человеческой активности, направленной на изменение поведения, установок, системы ценностей индивида, группы или общности. Так, М. Вебер полагал, что социология есть наука, стремящаяся понять социальные действия и взаимодействия и тем самым причинно объяснить социальные процессы. При этом социальными он называет такие действия, которые заключают в себе субъективный смысл и ориентированы на действия других людей, т.е. предполагается взаимодействие субъектов социального действия.
В теории Т. Парсонса социальное действие рассматривается как система, в которой выделяются следующие элементы:
Действующее лицо (актер или субъект действия);
Объект (индивид или общность, на которые направлено действие);
Цель действия;
Способ действия;
Результат действия (реакция объекта).
Имея в виду тот факт, что результат действия не остается инде-ферентным по отношению к действующему лицу, а определенным образом воздействует на него, социальное действие также расширяет свое значение до понятия взаимодействия, часто обозначаемое как интеракция.
Взаимодействие начинается на уровне двух индивидов (своеобразный атом взаимодействия) как носителей социальных статусов, оно может проявляться также как взаимодействие индивида с группой или общностью, а на макроуровне как взаимодействие социальных общностей, институтов и государств.
Таким образом, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения (Кравченко А.И; Общая социология. - М., 2001.-С. 205).
Конкретно взаимодействие в обществе проявляется как сотрудничество, конкуренция и соперничество. Оно может быть связано с конфликтными ситуациями и с разумными методами их устранения.
Связи, отношения, действия и взаимодействия имеют непосредственный и опосредованный характер. Именно наличие последних и позволяет считать все связи и отношения (даже такие, как производственные и тем более политические) отношениями социальными, а отнюдь не только те, которые строятся в порядке обмена. Ибо даже тогда, когда человек летом колет дрова, и в этом действии, казалось бы, нет ничего социального, на самом деле и в нем скрыт глубокий социальный смысл, т.к. человек проявляет заботу о своих домочадцах, об их жизни в зимних условиях. Поэтому социальное действие нельзя рассматривать только лишь как акт непосредственного взаимодействия (интеракции) двух индивидов, оно проявляется в любом действии, смысл которого определяется законами совместного существования. Однако анализ интеракции помогает раскрыть внутренние ментальные механизмы социального действия и тем самым показать его человеческую значимость, анализ которой и выступает в качестве главной задачи социологии.
Социальные действия и взаимодействия представляются столь значительными для изучения социальной структуры, что именно через них определяют сущность и предмет социологии как науки. Так, М. Вебер считает, что социология есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие (Вебер М. Избранные произведения. -М, 1990.-С. 602).
Аналогично определяет предмет социологии и П. Сорокин, который считает, что социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой.
3. Теории социального взаимодействия (интеракции) развивались в основном в рамках американской социологической мысли, в которой сильны были идеи утилитаризма, прагматизма и бихевиоризма. Бихевиористскому принципу «стимул-реакция» был придан широкий социологический смысл. Стимул и реакция стали рассматриваться в аспекте человеческого действия и взаимодействия, когда один человек (или группа), действуя на другого, ожидает от последнего определенной положительной реакции. К классическим теориям этого направления относятся теория «зеркального Я», символического интеракционизма и теория обмена. Рассмотрим их более подробно.
Теория «зеркального Я». Основоположником этой теории является американский социолог и социальный психолог Ч. Кули (1864 -1929), который в работах «Человеческая природа и социальный порядок», «Социальная организация», «Социальный процесс», «Социологическая теория и социальное исследование» изложил свое видение социальной структуры, суть которого хорошо выражается стихотворной строчкой из произведения Гете: «Лишь в людях можно познать себя». С точки зрения этого автора, общество, группа и индивид объединяются в некую сверхцелостность. Общество и индивид - это не части целого, а разные стороны, разные проявления целого. Общество - это кумулятивный (а не суммативный) аспект целостности, индивид - дискретная сущность целого. Как говорили древние - все в малом и малое во всем.
Целостность общества, группы и индивида определяется такими метафизическими понятиями, как «большое сознание», «человеческая жизнь», «общественная целостность», «социальная самость».
Важной системообразующей категорией оказывается обмен сознанием (информацией) между индивидами. Этот обмен достигается в процессе социализации личности в рамках малой группы, т.е. такой группы, в которой реализуется непосредственный контакт между людьми. Это, прежде всего, семья, соседская община, в рамках которых начинает формироваться человек с последующим включением его в различные социальные структуры (организации и институты).
В процессе социализации происходит трансформация индивидуального сознания в коллективный разум с усвоением социальных норм и переоценкой своей личности с позиции восприятия окружающими, т.е. осуществляется переход от интуитивного «самоощущения» к «социальным чувствам». Человек смотрит на другого человека, как в особое зеркало, и видит в нем свое собственное отражение.
Причем это отражение отнюдь не всегда совпадает с собственной оценкой человека. Социализация, по Ч. Кули, и означает необходимость согласования оценки и самооценки, превращение индивидуального «Я» в коллективное «Я». Отсюда следует вывод о том, что индивидуальная природа человека приобретает социальный смысл только лишь в коммуникации, в межличностном обращении внутри первичной группы. «Социальная самость» - это и есть тот ментальный элемент, который переходит через конкретных людей из общества в личность, встраивая ее в социальную структуру, превращает личное «Я» в «Я» социальное. При этом особая роль отводится чувству «присвоения», которое реализуется в жизни человека от элементарного присвоения вещей (как предметов собственности) до
присвоения ментальных объектов, т.е. присвоения мнений других людей о себе. В этой связи Ч. Кули пишет: «Самость проявляется наиболее заметным образом в присваиваемости объектов общего желания соответствующей индивидуальной потребности во власти над такими объектами, чтобы обеспечить свое собственное развитие, а также угрозе противодействия со стороны других людей, которые также испытывают потребность в них. Это относится не только к материальным объектам, но предполагает и стремление точно так же завладеть вниманием и привязанностью других людей». И далее эта мысль выражается еще более лаконично: «Чувство присвоения всегда есть, так сказать, тень общественной жизни».
Это присвоение личностью мнения других о себе и составляет доминантную часть его социализированного «Я», которое определяет структуру личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках социальной самости, в рамках первичного социального коллектива.
Особенность непосредственного взаимодействия в рамках малой группы состоит в том, что в ней происходит «встреча» индивидуального и общественного сознания, индивидуального «Я» и «социальной самости», зарождаются и передаются моральные нормы и общественные традиции. Учитывая тот факт, что в теории «зеркального Я» ключевым термином оказывается понятие «присвоения», эту теорию можно было бы назвать и «теорией присвоения» по аналогии с теорией обмена. Основные идеи этой идеи получили свое развитие в теориях символического интеракционизма.
общество политическая власть социальный
Системный анализ общественной жизни
На протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп? Рассмотрение этой проблемы и является нашей задачей в этой теме.
Начнем с того, как социология трактует понятие «общество». Э. Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество -- это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей, действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество -- это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества.
Рассмотрим основные принципы системного подхода к обществу. Для этого необходимо определить основные понятия. Система -- это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов.
Социальная система -- это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Социальная связь -- это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т. д.
Социальное взаимодействие -- это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения -- это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но можно ли рассматривать общество как простую сумму индивидов, их связей, взаимодействий и отношений? Сторонники системного подхода к анализу общества отвечают: «Нет». С их точки зрения, общество -- это не суммативная, а целостная система. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое, системное качество. Системное качество -- это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный, надличностный характер, то есть общество -- это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застает определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее. За счет чего же достигается эта целостность, то есть системное качество?
Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элементов. Координация -- это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация - это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.
Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.
Социальные связи – это зависимость людей, реализованная через социальные действия, осуществляемая с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. М. Вебер выделил следующие типы социального действия : 1) целерациональное действие – ясное представление человеком своей цели и средств ее достижения, с учетом реакции окружающих. Рациональность обычно всегда ориентируется на успех;
2) ценностно-рациональное действие совершается через веру;
3) аффективное действие происходит в состоянии бессознательном, на чувственном уровне;
4) традиционное действие – привычка, инерция.
В теории Т. Парсонса социальное действие рассматривается как система, в которой выделяются следующие элементы: действующее лицо; объект (индивид или общность, на которое направлено действие); цель действия; способ действия; результат действия (реакция объекта).
В социологии выделяют следующие разновидности социальных связей: социальный контакт и социальные взаимодействия. Если связь между людьми поверхностна и субъект связи может быть легко заменен другим человеком, то говорят о социальном контакте. Социальное взаимодействие (интеракция), в свою очередь, предполагает регулярное систематическое влияние индивидов друг на друга, в результате чего возобновляются и создаются новые социальные связи внутри общностей или между его элементами. В социальном взаимодействии участвуют не менее двух субъектов, которых называют интерактантами. Их интерактивные действия должны быть непременно направлены друг на друга, цель которых – вызвать определенную ответную реакцию со стороны партнера.
Взаимодействие может иметь следующие виды :
– непосредственное (межличностное) с многообразными модификациями, связанными с социальным положением субъектов и выполняемыми ими социальными ролями;
– опосредованное (через посредников) – предполагает распределение ролей между участниками, наличие оговоренных норм, системы ценностей, регулирующих это взаимодействие.
Социальное взаимодействие можно классифицировать :
По количеству участвующих субъектов: двухстороннее, многостороннее;
Типу контактов: солидарное или антагонистическое;
Уровню организованности: организованное или неорганизованное;
Характеру оценок: эмоциональное, волевое или интеллектуальное;
Уровню: межличностное, групповое, социетальное.
Теории социального взаимодействия (интеракции) развивались, в основном, в рамках американской социологической мысли, в которой сильны были идеи утилитаризма, прагматизма и бихевиоризма. Бихевиористскому принципу «стимул – реакция» был придан широкий социологический смысл. Стимул и реакция стали рассматриваться в аспекте человеческого действия и взаимодействия, когда один человек (или группа), действуя на другого, ожидает от последнего определенной положительной реакции.
К классическим теориям этого направления относятся теории «зеркального Я», символического интеракционизма» и «теория обмена».
Концепция «зеркального Я : В процессе социализации происходит трансформация индивидуального сознания в коллективный разум с усвоением социальных норм и переоценкой своей личности с позиции восприятия окружающими, т.е. осуществляется
переход от интуитивного «самоощущения» к «социальным чувствам». Человек смотрит на другого человека, как в особое зеркало, и видит в нем свое собственное отражение. Причем это отражение не всегда совпадает с собственной оценкой человека. Социализация, по Ч.Кули, и означает необходимость согласования оценки и самооценки, превращение «индивидуального Я» в «коллективное Я».
Теории символического интеракционизма . Символический интеракционизм (от лат. interaction – взаимодействие) – направление в социологии, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.
Представителями символического интеракционизма являются Г. Блумер, Дж. Мид,
А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс и др.
Мид Джордж Герберт (1863-1931) – американский психолог, социолог, философ, создатель теории символического интеракционизма, рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. Необходимое в ролевом взаимодействии – это принятие роли другого, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого «Я». Главная характеристика человеческого действия, по Миду, – использование символов. Ученый различает две формы или две ступени
социального действия: общение при помощи жестов и символически опосредованное общение. Возникновение символически опосредованного взаимодействия Мид объясняет функционально – необходимостью координировать поведение людей, так как у них нет надежных инстинктов, и атропологически – способностью человека к созданию и использованию символов.
Общие идеи символического интеракционизма получили дальнейшее развитие в работах американского исследователя Г. Блумера (1900 – 1967), который в работе «Символический интеракционизм: перспективы и метод» исходил из определения значения объекта, исходя не из его свойств, а из его роли в жизни людей. Объект – то, что он значит в ожидаемом и реальном взаимодействии. Причем устойчивость значений делает взаимодействие привычным, позволяет его институциализировать. В самом взаимодействии можно выделить два уровня: несимволический (объединяющий все живое) и символический (свойственный только человеку). Посредством знаковой системы человек задает дистанции, т.е. структурирует внешний мир. Развивая и изменяя значения, люди тем самым изменяют и сам мир.
Оригинальный вариант символического интеракционизма разработан в трудах
Э. Гоффмана (1922 – 1982), которого называют автором «драматургического подхода», т.к. он выразил проявления личной и общественной жизни в театральной терминологии. При этом человек одновременно выступает в качестве автора, режиссера, актера, зрителя и критика, как бы примеривая на себя разные социальные роли.
Теория социального обмена – направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами (в широком смысле слова) как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус и др.). Представители теории социального обмена (теории действия) – Дж. Хоманс и П. Блау. Хоманс Джордж Каспар (1910 – 1989) – американский социолог, согласно взглядам которого, люди взаимодействуя друг с другом на основе своего опыта, взвешивают возможные вознаграждения и затраты. Социальное действие, согласно Хомансу, – процесс обмена, который строится по принципу paциональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах.
В отличие от простого взаимодействия, социальные отношения отличаются тем, что они осознаются индивидами как длительные, повторяющиеся, а, следовательно, устойчивые. Таким образом, социальные отношения – это устойчивая система нормированных взаимодействий между двумя партнерами или более на основе определенного интереса.
Социальные контакты.
Социальные действия.
Социальные взаимодействия.
Социальные отношения
1. Социальные связи - связи взаимодействия индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени.
Социальные связи могут выражать зависимость между двумя или несколькими социальными явлениями и признаками этих явлений.
Исходным моментом для возникновения социальных связей является взаимодействие индивидов или их групп для удовлетворения тех или иных потребностей. Социальные связи индивидов и их групп, основанные на системе социальных статусов и социальных ролей, социальных норм и ценностей, образуют социальную организацию.
Социальные связи бывают разные: от мимолетных кратковременных контактов до стойких долговременных отношений.
Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими индивидами. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные взаимодействия. Эта селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных кратковременных связей, которые называются контактами. Существует несколько видов контактов:
Пространственные контакты. Для того чтобы взаимодействовать с другими индивидами, каждый член общества или социальной группы, прежде всего, должен определить, где эти индивиды и сколько их. Каждый из нас ежедневно сталкивается со многими людьми в транспорте, на стадионе, работе.
Н.Н. Обозов выявил 2 типа пространственных контактов:
предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека меняется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте.
визуальный пространственный контакт, когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей.
Контакты заинтересованности. Их сущность состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. Контакт заинтересованности может прерваться или продлиться в зависимости от многих факторов, но, прежде всего от силы и важности для личности актуализированного мотива и соответственно силы интереса; степени взаимности интересов, степени осознания своего интереса; окружающей обстановки. В контактах заинтересованности проявляются уникальные индивидуальные черты личности, а также особенности социальных групп, к которым она принадлежит.
Контакт обмена. Продолжая углублять и развивать социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями. Контакты обмена представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов. Ежедневно человек имеет множество контактов обмена: покупает билеты на транспорт, обменивается репликами с пассажирами в метро, спрашивает, как найти какое-либо учреждение и т.д. Социальные контакты являются основой группообразующих процессов, первым шагом в образовании социальных групп.
3. Понятие «социальное действие» - одно из центральных в социологии. Впервые в социологию понятие «социальное действие» ввел и обосновал Макс Вебер. Социальным действием он назвал «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него». В понимании Вебера социальное действие имеет 2 особенности: оно должно быть, во-первых, рациональным, осознанным и, во-вторых, ориентировано на поведение других людей.
Всякому социальному действию предшествуют социальные контакты, однако в отличи от них социальное действие - достаточно сложное явление, которое включает в себя:
действующее лицо;
потребность в активизации поведения;
цель действия;
метод действия;
другое действующее лицо, на которое направлено действие;
результат действия.
Социальные действия, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое побуждение называется мотивацией. Мотивация - совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей, другими словами, мотивация - это сила, толкающая индивида к совершению определенных действий. Любое социальное действие начинается с возникновения потребности у индивида. Каждое социальное действие совершается в результате некоторой субъективной активности, формирующей мотивацию.
4. Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.
Что же такое социальное взаимодействие? Очевидно, что, совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действие других. Происходит обмен действиями, или социальное взаимодействие. Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия - это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием.
Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.
Взаимодействие - это определенная система действий одной стороны по отношению к другой и наоборот. Цель этих действий - каким-либо образом повлиять на поведение другой стороны, которая в свою очередь отвечает тем же, иначе это не было бы взаимодействием. Взаимодействие - это реальное содержание жизни группы, основа всех групповых явлений и процессов. Взаимодействие между индивидами - это один из способов проявления функционирования общества, результат этих взаимодействий - общество.
Одна из моделей взаимодействия между индивидами - социальный обмен. В социальном поле как бы обмениваются поведением. Поведенческие события содержат определенные ценности, которые обеспечивают участникам социального взаимодействия выигрыш или проигрыш в достижении желаемых материальных целей или желаемого статуса. В разобщенном обществе люди обменивают между собой результаты своего труда и вступают, таким образом, в оживленный социальный обмен.
Имея в виду выигрышный социальный обмен, люди с удовольствием вступают в контакт с теми индивидами или группами, которые могут оказаться полезными в достижении их целей. По теории социального обмена влечение к человеку или группе возрастает в той мере, в какой это способствует достижению цели. Важным мотивом взаимодействия может также служить феномен социальной сопоставимости: человек пытается анализировать и оценивать свои способности и успехи по сравнению с другими. Мотивами взаимодействия, естественно, могут быть и влечение и симпатия к другому.
Для социального обмена хорошие предпосылки создает компетентность, которая означает владение ресурсами, т. е. силовыми запасами. В этом аспекте взаимодействие можно понимать как социальную способность, определяемую социальным интеллектом и социальной компетентностью. Наблюдение ситуации и реагирование - важная составная часть взаимодействия: анализ предшествующей ситуации определяет последующие этапы продвижения в процессе взаимодействия.
Наиболее явная форма социального взаимодействия - это коммуникация с помощью общественно принятой системы символов. Одна из важнейших систем символов, которая обеспечивает возможность общения, - это, конечно, язык. Есть мнение, что люди не реагируют на поступки и деяния друг друга как таковые, а лишь на их значение, так же человек в ходе коммуникации взвешивает высказывания собеседника, касающиеся его собственной деятельности, качеств и т. п., и расценивает их в свете своих ожиданий.
5. Социальные отношения - различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль.
Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.
Можно утверждать, что общественные отношения возникают:
Между людьми как частью социальной группы;
Между группами людей;
Между отдельными людьми и группами людей.
Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребимым, но ученые ещё не пришли к единому выводу о понятии социального отношения. Встречаются такие определения:
Общественные отношения (социальные отношения) - отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
Общественные отношения (социальные отношения) - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.
Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности различают:
Классовые отношения;
Национальные отношения;
Этнические отношения;
Групповые отношения;
Личностные социальные отношения;
Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни.
" |