Организации социального обслуживания. Учреждения социального обслуживания населения, их виды и специфика деятельности Система учреждений социального обслуживания

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Виды учреждений социального обслуживания

Социальная служба, представляющая собой систему, состоит из специализированных учреждений, задача которых заключается в обслуживании соответствующих групп населения.

Территориальные центры в этой системе занимают важное место и осуществляют свою деятельность в пределах различных административных единиц страны – область, город, микрорайон и др.

Функции управления социальным обслуживанием осуществляются на подведомственных территориях органов социальной защиты. Подразделения социального обслуживания в структуре центров различны и могут включать отделения дневного пребывания престарелых граждан и инвалидов, помощь на дому, срочную социальную помощь и др.

Социальная помощь центров комплексная – психологическая, юридическая, реабилитационная, медико-социальная и др. Такая территориальная служба может быть государственной, негосударственной, муниципальной, т.е. независимо от формы её собственности.

Надо сказать, что сеть предприятий социального обслуживания развивается, появляются новые их виды, а это значит, что есть возможность охватить больший перечень социальных проблем различных слоев населения.

Учреждения социального обслуживания финансируются из бюджета. Их финансовые средства формируют:

  • бюджетные отчисления соответствующего уровня в размере 2% расходной части бюджета;
  • выделение поступлений из фонда социальной поддержки части средств;
  • поступления из федерального бюджета для выполнения уставных задач;
  • за счет перераспределения средств между комитетами и отделами служб;
  • средства из областного и местного бюджетов для обеспечения целевых мероприятий;
  • благотворительные пожертвования, взносы предприятий, общественных организаций, поступления от благотворительных акций.

Деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей

Поддержка и защита института семьи относится к важному аспекту социально-экономических процессов.

Организация социальной помощи семье со стороны государства, муниципалитетов, общественных организаций выражается в том, что расширяются возможности семьи для решения жизненно-важных задач.

Идет расширение и установление связей семьи с организациями и социальными институтами, обеспечивающих ресурсами и поддержкой.

Оказывается эффективное и гуманное содействие семье, происходит развитие самопомощи на территориях субъектов.

Функциональная общая схема выглядит как система взаимодействия семьи с государственными, общественными, конфессиональными и частными структурами.

Задачи реализации программ семейной политики в регионах увязываются с планами развития учреждений социального обслуживания, создаются горизонтальные структуры системы социальной помощи семье с учетом специфических особенностей регионов. Организаторам социальных служб районного уровня важно знать потребности населения в таких услугах, учитывая при этом тип семьи и её острые проблемы и отношение к такой службе.

При этом опыт работы с семьей показывает, что комплекс социальных услуг в районе должен предоставляться и детям и родителям.

В отличие от районных, областные учреждения выполняют ещё научно-методические функции. Областной центр, например, зная ситуацию на месте, свои рекомендации может направить во властные структуры.

Государственная служба этого вида социальной помощи имеет свои функции:

  • это, прежде всего, аналитическая функция, задача которой состоит в изучении проблем контингента семей, а также членов коллектива;
  • планово-организационная функция, связана с планированием и организацией социального обслуживания;
  • функция управленческая обеспечивает контакт с государственными органами по решению проблем клиента и добивается этого решения, дает оценку результатам проведенных мероприятий;
  • информационная функция знакомит население с новыми решениями государства по социальной защите и сообщает о возможностях службы.

Замечание 1

Помощь семье в этих службах может иметь различные формы, например, телефоны доверия, пункты неотложной психиатрической помощи, неотложной помощи при острых психических состояниях и др.

Помощь, оказываемая социальными учреждениями семье, может быть прямой и опосредованной.

Первая непосредственно направляется на защиту прав и интересов клиента, второй вид помощи предоставляется через социальное окружение клиента – это семья, друзья, рабочий коллектив и др., а также через государственные организации и фонды.

В структуре центра социального обслуживания семьи могут быть различные подразделения, включая отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической, медико-социальной, психолого-педагогической помощи, профилактики детской безнадзорности.

Социальные услуги оказываются неполным, многодетным, малообеспеченным семьям. В зоне их внимания также находятся дети и подростки, оказавшиеся в трудных семейных условиях, дети-сироты, дети с физическими и психическими отклонениями, инвалиды.

Деятельность учреждений социального обслуживания пенсионеров

Замечание 2

Конституция РФ гарантирует право гражданам на социальное, в том числе пенсионное обеспечение в старости.

Пенсия представляет собой денежное пособие, которое граждане получают из общественных фондов потребления.

Основанием для начисления пенсии является старость, потеря кормильца, потеря трудоспособности, выслуга лет.

Выплаты по достижении пенсионного возраста производятся ежемесячно. Пожилые люди получают социальное обслуживание в соответствии с этическими международными принципами организации труда.

Социальная работа с данной категорией граждан опирается на Федеральный Закон от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ».

На основании закона в сферу социальных услуг входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги, а также материальная помощь, социальная реабилитация и адаптация пожилых людей.

Отделения социальной защиты населения выявляют и ведут учет, осуществляют социальную поддержку, предлагают и обеспечивают платные услуги.

Ряд других учреждений тоже выполняют функцию социальной защиты и помощи. К этим учреждениям относятся: дома-интернаты, дома для престарелых одиноких людей, больничные отделения для людей хронически больных, различного типа стационары, дома ночного и дневного пребывания, геронтологические центры и др.

Новым элементом в системе стационарных учреждений страны стали специальные дома для постоянного проживания как одиноких пожилых людей, так и супружеских пар, нуждающихся в соответствующей помощи.

Специальный дом для пенсионеров выполняет следующие функции:

  • создает благоприятные условия для проживания и самообслуживания;
  • предоставляет постоянную социально-бытовую и медицинскую помощь;
  • создает необходимые условия с целью поддержания активного образа жизни и посильной трудовой деятельности.

Замечание 3

Как показывает опыт, организация специальных домов для пожилых супружеских пар и одиноких престарелых людей относится к перспективному решению проблем пожилых граждан.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ ПредисловиеЦели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий» (ФГУП «Рособоронстандарт», до 8 июля 2005 г. - ФГУП «ВНИИстандарт»)2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения»3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 535-ст4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федеральных законов Российской Федерации:от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;от 10 декабря 1995 г, № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».Кроме того, в стандарте были использованы материалы, изложенные в письме Минтруда России от 5 января 2003 г. «О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», направленном органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕИнформация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет Содержание

ГОСТ Р 52498- 2005

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Социальное обслуживание населения

Классификация учреждений социального обслуживания

Social service of the population. Classification of the organisms for the social service

Социальное обслуживание населения включает обширную систему мер, предназначенных для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Причины могут быть следующие: болезнь, инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, неспособность к самообслуживанию, отсутствие определенного места жительства и другие ситуации (в соответствии с федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ»).
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
К системе социальных служб относятся:
государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти;
государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;
предприятия и учреждения иных форм собственности, занимающиеся деятельностью по социальному обслуживанию.
Учреждениями (социальными службами) социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
комплексные центры социального обслуживания населения;
территориальные центры социальной помощи семье и детям;
центры социального обслуживания;
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
социальные приюты для детей и подростков;
центры психолого-педагогической помощи населению;
центры экстренной психологической помощи по телефону;
центры (отделения) социальной помощи на дому;
дома ночного пребывания;
специальные дома для одиноких пенсионеров;
стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
геронтологические центры;
иные учреждения, предоставляющие населению социальные услуги.
Организация и деятельность социальных служб базируется на примерных положениях о соответствующих учреждениях (Приложение).
Правительство РФ утвердило федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания, и рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ на его основе устанавливать территориальные перечни гарантированных услуг с учетом потребностей населения.
В федеральный перечень гарантированных услуг включены следующие виды:
1. услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания (материально-бытовые услуги; услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно­гигиенические услуги; организация получения образования инвалидами; услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг);
2. услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию (услуги по организации питания, быта, досуга; социально­медицинские и санитарно-гигиенические услуги; содействие в получении образования и профессии инвалидами; содействие в трудоустройстве и в организации ритуальных услуг);
3. дополнительные услуги, оказываемые отделениями помощи на дому (наблюдение за состоянием здоровья; оказание экстренной до врачебной помощи; выполнение медицинских процедур и др.);
4. услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения. Предусматривается срочное социальное обслуживание, предусматривающее оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке (обеспечение одеждой, обувью, др.; оказание материальной помощи; содействие в предоставлении временного жилого помещения; обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; организация экстренной медико-психологической помощи; содействие в трудоустройстве; организация юридических и иных консультаций);
5. услуги, предоставляемые в полу стационарных условиях (отделениях дневного или ночного пребывания): услуги по организации питания, быта и досуга; социально­медицинские услуги; содействие в получении образования и профессии; правовые услуги.
На региональном и местном уровне принимаются свои перечни социальных услуг, которые должны содержать не меньшее количество услуг, чем в федеральном перечне.
Основными источниками финансирования государственного сектора системы социального обслуживания являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации. Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию являются средства из фондов поддержки населения, кредиты банков, доходы от ценных бумаг, плата за услуги, благотворительные взносы и др.
Главными принципами социального обслуживания являются: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.

2.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Право на социальное обслуживание – это Объективная необходимость для тех граждан, которые нуждаются в социальном обслуживании, которые попали в трудную жизненную ситуацию. В России проживает достаточно большое количество человек, которые по разным причинам не могут сами себя обслуживать и ограничены в жизнедеятельности. Статистика сообщает о том, что здоровье граждан ухудшается, появляется много стареющих и нетрудоспособных людей, существует безработица и малообеспеченность населения. Проблема старения населения характера не только для Российской Федерации, но и для значительного числа стран мира. Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли в населении пожилых людей. Поэтому государство обязано брать на себя обязательства, чтобы способствовать сохранению и продлению полноценной жизни каждого человека, признавать свой долг перед ним и поддерживать его социальную, трудовую, образовательную и творческую активность. Для осуществления полномасштабных функций социальной помощи, поддержки и социального обеспечения в Российской Федерации действует система социальной защиты. К сожалению, на данный момент в России качество и уровень социального обслуживания находятся не в лучшем состоянии. Вопросы реализации государственной политики в социальной сфере в настоящее время приобрели особую актуальность. Переход к социально ориентированной политике требует создания эффективной и развитой системы оказания социальной защиты населения. Поэтому социальной политикой делается, прежде всего, акцент на проблемы социального обеспечения и обслуживания людей пожилого возраста, поддержку инвалидов и семей с детьми53. Как отмечают, в нашей стране существует «тенденция к увеличению в составе населения числа лиц пожилого возраста и инвалидов. Это сопровождается ухудшением состояния их здоровья и ограничениями в самообслуживании. Потребность в различных видах реабилитационного обслуживания испытывают 80% нетрудоспособных пожилых людей и инвалидов. Более 30% нуждаются в постоянной посторонней помощи и социально-медицинских услугах54». В процессе старения человеческого организма у человека появляется риск приобрести хронические заболевания, в любой момент может понадобиться медицинская, реабилитационная помощь, уход другого человека. У пожилых людей часто встречаются проблемы не только по медицинской части, но также и психологические нарушения и проблемы социального характера. Социальные проблемы связаны, как правило, с невысоким и даже крайне низким материальным уровнем жизни, невозможностью купить все необходимые (часто дорогостоящие) лекарства и медицинское оборудование, обратиться за платной медицинской помощью и т.д. А предоставляемые государством пособия и льготы не могут решить всех материальных проблем таких старых нуждающихся людей. Психологические же проблемы в основном появляются из-за того, что пожилые люди, вышедшие на пенсию и прекратившие трудовую деятельность, начинают испытывать нехватку общения и чувство одиночества, ненужности. Потребность в посторонней, в том числе медицинской помощи у пожилых лиц в несколько раз выше, чем у лиц трудоспособного возраста. Находясь в одиночестве дома, пожилые люди не всегда могут самостоятельно справиться с проблемами по здоровью. Пожилые больные нуждаются в длительной поддерживающей терапии и постороннем уходе, в медико-социальной помощи. Если говорить о медико-социальной помощи, то она представляет собой комплекс мероприятий медицинского, социального, психологического, педагогического, реабилитационного и юридического характера, проводимый на государственном и региональном уровнях и направлена на удовлетворение основных потребностей социально уязвимой категории граждан (граждане пожилого возраста, а также люди с ограниченными возможностями - инвалиды). Данная помощь предоставляется стационарными учреждения, как сферы здравоохранения, так и сферы социального обслуживания граждан. Она направлена на обеспечение лечебных мероприятий и ухода с целью восстановления и поддержания здоровья и способностей к самообслуживанию. В настоящее время наряду с понятием медико-социальная помощь, существует понятие социально-медицинская помощь. Её задачами являются поддержание и улучшение состояния здоровья нуждающихся в этом граждан, организация лечебнооздоровительных мероприятий, предоставление лекарственных средств, оказание содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, а также решение других социально-медицинских проблем. Данный вид помощи предоставляется в стационарных учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста - домах-интернатах для престарелых и инвалидов.55 Помимо государственных учреждений и организаций существуют и коммерческие, платные учреждения (частные дома-интернаты) для проживания пожилых людей и инвалидов, которые испытывают потребность в медико-социальном обслуживании. И в государственных, и в частных организациях, оказывающих нуждающимся гражданам медико-социальное обслуживание, все предоставляемые услуги должны быть направлены на удовлетворение широкого перечня потребностей их пациентов: комфортное проживание, полноценное питание, профессиональная медицинская помощь, оздоровительно-реабилитационные процедуры, психологическая поддержка. Но далеко не все учреждения обладают достаточными возможностями, чтобы удовлетворить потребности в медико-социальной помощи всех обратившихся граждан. Ведь непрекращающийся рост пожилого населения увеличивает нагрузку на службы системы здравоохранения и социальные службы, но нехватка финансовых средств приводит к проблемам в оказании медико-социальной помощи престарелым людям и инвалидам. Существует неразрывная связь между качеством оказания медицинских услуг и уровнем социального обслуживания. И организации, оказывающие социальное обслуживание, и их сотрудники должны всячески способствовать улучшению медицинского обслуживания, медико-социальной помощи и для этого проводить различные мероприятия, направленные на должное функционирование данных социальных организаций. Однако в литературе отмечается, что наблюдаются негативные явления, происходящие в области социального обслуживания: снижение динамики развития учреждений социального обслуживания; невысокое качество современного состояния этого сектора; неудовлетворительное социально-экономическое положение работников социальных служб; недостаточное финансовое, материально-техническое, кадровое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания56. Как уже говорилось, среди серьезных причин, по которым не всегда достигается цель реабилитации инвалидов и других испытывающих в этом потребность лиц, присутствуют проблемы отсутствия профессионализма в работе медперсонала, не разработанность реабилитационных техник и прочее. Поэтому для успешной реабилитации необходимо учитывать комплекс медицинских, социально-психологических, профессиональных аспектов, а также личностные особенности пациентов. Также одним из решений проблем организации и деятельности стационарного социального обслуживания населения по реабилитации инвалидов является оптимизация структуры учреждений, реконструкция действующих и строительство новых зданий. Необходимо расширение новых перспективных типов учреждений социального обслуживания - домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов. Реформирование системы социального обслуживания населения должно быть направлено на принятие мер по преодолению дефицита мест в стационарных социальных учреждениях путем перемещения этих учреждений из неблагополучных в экологическом отношении местностей и создания в них приемлемых условий для проживания57. Таким образом, обеспечение доступной медицинской помощи для пожилых людей и инвалидов невозможно без создания разветвленной системы специализированных реабилитационных учреждений. А социальные программы на всех уровнях остаются действенным инструментом реагирования на проблемы пожилого населения. Итак, на состояние системы социального обслуживания влияет совокупность различных факторов. Одна из важнейших причин – экономическая. Экономический фактор выражается в недостатке финансирования, спонсирования сферы социального обслуживания. Это в свою очередь отражается на эффективности оказания социальных услуг населению, приводит к недоступности социального обслуживания для некоторых категорий граждан. Из-за дефицита выделяемых в данную сферу средств происходит отток трудовых, зачастую высокопрофессиональных, кадров – социальных работников, оказывающих соответствующие услуги. Оборудование и техническое оснащение многих организаций и учреждений социального обслуживания также находится в упадке. Одним из важных толчков к изменению сложившейся социальной напряженности и социальной действительности будет развитие и функционирование системы негосударственного социального обслуживания, поддержка и усиление роли профсоюзов, общественных фондов, благотворительных организаций и т.д. Нельзя преуменьшать роль субъектов Федерации в налаживании социальной обстановки. Они, например, могут стимулировать благотворительность, самостоятельно ввести дополнительные новые виды социального обслуживания, сочетающие в себе элементы традиционных видов социальных услуг. Если рассматривать такую категорию граждан как инвалиды, то они представляют собой крайне уязвимую и хрупкую социальную группу. Встречаются инвалиды и среди трудоспособного населения. Социальное обслуживание инвалидов должно значительно улучшиться и совершенствоваться, потому что в настоящее время в этой области существуют некоторые серьезные проблемы. Для защиты и поддержки инвалидов следует предпринять такие меры: - повысить объем и качество протезно – ортопедических изделий и других средств реабилитации инвалидов; - открывать новые дополнительные учреждения, выпускающие продукцию для инвалидов; - произвести специальное переоборудование мест обучения для инвалидов в образовательных заведениях; - увеличить количество общеобразовательных учреждений, обучающих инвалидов и лиц с ограничением жизнедеятельности; - проводить работу по информированию и освещению в различных средствах массовой информации особенностей предоставления социального обслуживания данной категории граждан и др. Как показывает судебная практика, судебные разбирательства с участием инвалидов, пожилых людей возникают из-за коррупции в сфере социального обслуживания, непонимания особенностей жизнеспособности данных людей. Актуальность споров в рассматриваемой области не снижается. Современное российское законодательство в сфере социального обслуживания и лиц пожилого возраста чрезвычайно мобильно и нуждается в существенных изменениях и дополнениях. Еще одну проблему, связанную с правоприменением законодательства о социальном обеспечении и социальном обслуживании, подтверждают частые случаи нарушения прав и законных интересов инвалидов и граждан пожилого возраста. Наряду с другими судебными разбирательствами мною было изучено определение Приморского краевого суда от 24 декабря 2014 г. по делу N 33-1126458. Как оказалось вовсе не редки споры между социальными учреждениями, оказывающими социальные услуги и гражданами, заключающими с ними договор. В изученном мною разбирательстве истец (дом - интернат для престарелых и инвалидов) предъявил требование о взыскании убытков, внесении изменений в договор о стационарном обслуживании. Так как с момента заключения договора о стационарном обслуживании размер себестоимости проживания и пенсии неоднократно изменялся в связи с ростом потребительских цен, в связи с чем образовалась задолженность, которую ответчик (пенсионер) в добровольном порядке погасить отказался. В итоге суд требование удовлетворил, поскольку был установлен факт нарушения ответчиком условий договора о стационарном обслуживании. Суд пришел к выводу о том, что стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется за плату, а заключение договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов является обязательным в силу закона. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется учреждением с учетом утвержденных норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и пересматривается не более одного раза в год. Все выше обозначенные проблемы не должны игнорироваться обществом и государством. Важно также отметить следующее о развитии и перспективах социального обслуживания в России. Современная система социального обслуживания формировалась на протяжении последнего десятилетия. Социальное обслуживание в настоящее время стало неотъемлемой частью социального обеспечения, одним из её стремительно развивающихся элементов. В настоящее время в связи с процессами переустройства экономической и социальной жизни в стране, правотворчество государства в области социального обслуживания граждан развивается непрерывно и динамично. Важными приоритетными направлениями государственной политики в России должны быть: стремление к решению социальных проблем и интересов всех слоев населения, сохранение и укрепление здоровья трудоспособного населения. От успешного разрешения насущных проблем непосредственно зависит социально-экономическое развитие Российской Федерации. Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, регулирующих отношения по социальному обслуживанию, стоит подчеркнуть, что они еще не в полной мере отвечают предъявляемым обществом требованиям и не соответствуют тем задачам, которые поставило перед собой государство. Поэтому необходимо в дальнейшем активно развивать систему предоставления нуждающимся гражданам помощи для поддержания их здоровья и материального уровня. Помочь в дальнейшем развитии и совершенствовании сферы социального обслуживания, безусловно, может грамотно составленное законодательство. В нормативных актах должны быть закреплены социальные гарантии для всех слоев населения. Тогда в идеале через неопределенное время должна будет построиться новая модель социального обслуживания населения, которая будет отвечать одновременно объективным потребностям российского общества и финансово – экономическим возможностям государства. Ранее социальное обслуживание как самостоятельная часть государственной системы социального обеспечения требовало разработки и принятия единого обособленного нормативного акта. Как отмечали ученые-юристы и политологи, таким актом мог бы стать Кодекс или Закон об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации. Благодаря принятию Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»59, можно сказать, что законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения по социальному обслуживанию, сделало большой шаг на пути к дальнейшему развитию. Подытоживая, можно отметить, что в литературе была высказана справедливая мысль о том, что «правовые нормы, регулирующие отношения по обеспечению граждан отдельными видами социального обслуживания, представляют собой отдельные относительно самостоятельные правовые подинституты, обладающие автономностью функционирования, фактической и юридической однородностью правовых норм и внешней обособленностью60». Эти подинституты в совокупности могут быть объединены в генеральный институт социального обслуживания. Он бы соединил все самостоятельные подинституты, имеющие родовую обособленность, которая заключается в отсутствии обусловленности права на получение социального обслуживания с определенной общественно полезной деятельностью. Объединение подинститутов в генеральный институт социального обслуживания дает возможность прогнозировать формирование в будущем такой подотрасли в системе права социального обеспечения, как право социального обслуживания61. Я считаю, что появление самостоятельного права социального обслуживания означало бы существенный прогресс во всем праве социального обеспечения и позитивную динамику его функционирования и развития. Стали бы появляться новые актуальные научные труды и работы по данной теме, а также в литературе велись бы интересные споры и обсуждения.

Социальное обслуживание осуществляется через систему со­циальных служб.

Понятие «социальная служба» относится к основным поня­тиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осу­ществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и ор­ганы управления ими.

Социальная служба как инструмент социальной работы ор­ганизует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь . Реализация деятельности осно­вывается на следующих подходах:

· помощь должна носить реинтегрирующий характер;

· при оказании помощи осуществляют индивидуальный под­ход к запросу клиента;

· социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

· получатель помощи должен проявлять деятельностную ак­тивность;

· механизмы социальной помощи «включаются» тогда, ко­гда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, мо­ральные, договорные, законодательные).

Система социальных служб включает государственную, му­ниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учрежде­ния и предприятия социального обслуживания, органы испол­нительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного са­мообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреж­дения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и други­ми негосударственными организациями и частными лицами.

В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддерж­ку на основе его запросов (см. табл.).

Система помощи клиенту в системе социального обслуживания


Государственные социальные службы ориентированы глав­ным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного ро­да услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития со­циального обслуживания населения Российской Федерации (1993 г.), выделяются следующие:

а) функция социальной помощи, которая включает:

выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуж­дающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граж­дан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудо­способными членами), оказание материальной (финансовой, на­туральной) помощи и предоставление нуждающимся времен­ного жилья и т.п.;



профилактика бедности: создание семьям условий для са­мостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (дос­тавка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

организация временного вынужденного пребывания ре­бенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в дет­ское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

консультирование специалистов (юристов, социологов, пе­дагогов, врачей, психологов и т.д.);

участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

социальную медико-психологическую реабилитацию не­совершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзор­ных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения ро­дителей;

медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их вос­питывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозиро­вания социальных нужд, в рамках которой выделяются три на­правления:

предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

распространение среди населения медико-психологичес­ких, педагогических и иных знаний;

изучение специалистами по социальной работе, специаль­но созданными учреждениями, а также с помощью научных ор­ганизаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реа­лизация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по пре­одолению последствий стихийных бедствий и социальных кон­фликтов. В этой связи предусматривается:

участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных ра­ботников и т.д.

Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом «Об основах социального об­служивания населения в Российской Федерации» (1995 г.):

· предоставление материальной помощи гражданам, нахо­дящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, а также специальных транс­портных средств, технических средств реабилитации инвали­дов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе и т.д.;

· социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, ну­ждающимся в постоянном или временном нестационарном со­циальном обслуживании;

· социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гра­жданам, частично или полностью утратившим способность к са­мообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрас­ту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведе­ние мероприятий медицинского, психологического, социально­го характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

· предоставление временного приюта в специализирован­ных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказав­шимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта;

· организация дневного пребывания в учреждениях соци­ального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в труд­ной жизненной ситуации;

· консультативная помощь по вопросам социально-бытово­го и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой за­щиты;

· реабилитационные услуги лицам с ограниченными воз­можностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуж­дающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Социальное обслуживание базируется на принципах : равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста; доступности; добровольности; содействия социальной адаптации с опорой на собствен­ные силы; адресности; приоритета содействия граждан, находящих­ся в опасном или беспомощном состоянии; гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиден­циальности; профилактической направленности; законности и учета международных стандартов.

Социальная служба формируется на основе законности, гу­манизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие прин­ципы, повсеместное следование которым делает эту систему це­лостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных начал в организа­ции социальной службы и гарантировании прав граждан на по­лучение социальных услуг и помощи в сложных жизненных си­туациях означает, что государство обеспечивает права личнос­ти, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

Принцип опоры на общественное участие означает, что об­щественная составляющая − необходимое звено в работе соци­альных служб и управления ими. При этом в случаях, когда дея­тельность социальных служб требует социальной профессио­нальной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в мак­симальной степени доступна для непосредственного пользова­ния. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведом­ственных интересов и возможностей для комплексного реше­ния задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор ин­формации, получение по мотивированному запросу от государ­ственных и общественных органов сведений, которые необхо­димы для их функций и помощи клиентам.

Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют ор­ганы социальной защиты населения. Они строят свою деятель­ность во взаимодействии с органами здравоохранения, народ­ного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоох­ранительными органами, государственными службами по де­лам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

3. Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности

Система социальных служб включает в себя сеть специали­зированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе принадлежит территориаль­ным центрам социального обслуживания населения. Территориальная социальная служба представляет собой со­вокупность органов управления и специализированных учреж­дений, осуществляющих непосредственное социальное обслужи­вание различных групп и категорий населения на территории раз­личных административных единиц Российской Федерации: в об­ластях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Функции управления социальным обслуживанием населе­ния на подведомственной территории осуществляют органы со­циальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организа­ции при наличии лицензии) создают специализированные учре­ждения социальной службы, ведущее место среди которых от­водится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социально­го обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.). Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и прак­тическую деятельность по оказанию различных видов социаль­ной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Центры социального обслуживания могут иметь в своей струк­туре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и ин­валидов, социальной помощи на дому, службы срочной соци­альной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необхо­димости и имеющихся возможностей. Такие центры оказыва­ют комплексную социальную помощь разных видов: психоло­гическую, юридическую, реабилитационную, социально-педа­гогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности. Службы могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.

Государственная социаль­ная служба (федеральные органы и учреждения, предприятия социального обслуживания; подразделения социаль­ного обслуживания субъектов Российской Федерации).

Муниципальная социальная служба (органы местного само­
управления, отвечающие за социальное обслуживание; учреждения и предпри­ятия социального обслуживания муниципального подчинения).

Негосударственная соци­альная служба (учреждения и предпри­ятия социального обслужи­вания общественных, благо­творительных, религиозных и других негосударственных организаций).

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное раз­витие сети учреждений и предприятий социального обслужи­вания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще на­ходится в стадии формирования. Финансирование институтов социального обслуживания осу­ществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финан­совые средства социальной службы формируются из:

Ø нормативных отчислений из бюджетов соответствующего
уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

Ø поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддерж­ки семей с детьми;

Ø средств из федерального бюджета на выполнение устав­ных задач;

Ø финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализа­цию областных, городских и районных программ;

Ø дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации дохо­дов населения к росту стоимости жизни и др.;

Ø доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельно­сти учреждений и предприятий службы;

Ø благотворительных пожертвований и взносов предпри­ятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируются в зави­симости от вида деятельности и типа организации их финанси­рования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При ор­ганизации центром платных услуг населению и получении при­были она направляется на дальнейшее развитие основной дея­тельности центра и освобождается от налогообложения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации социальных служб в Российской Федерации является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ве­домств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонен­тов (или секторов) территориальных социальных служб. По­рой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и не­сколько источников финансирования. Вместе с тем, практи­ка доказывает необходимость становления подсистемы соци­альных служб в рамках отдельных ведомств, например со­циальной защиты населения, образования, МВД или служ­бы занятости, молодежи.

Однако развитие сети учреждений социального обслужива­ния сдерживается сегодня следующими факторами:

ü слабая правовая база системы социального обслуживания;

ü ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в рас­поряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;

ü отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

ü нехватка персонала, имеющего профессиональную подго­товку в области социальной работы;

ü низкий социальный статус и неадекватная заработная пла­та работников социальных служб;

ü недостаточное использование финансовых, экономичес­ких и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Важным аспектом в регулировании социально-экономичес­ких процессов в обществе является защита и поддержка инсти­тута семьи. Основные принципы в деле организации социаль­ной помощи семье со стороны государственных, муниципаль­ных и общественных организаций можно выразить в сле­дующем:

Расширение возможностей семьи для решения жизненно-не­обходимых задач;

Установление связи семьи с другими коллективами, органи­зациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

Содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;

Развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Общую функциональную схему можно представить как сис­тему взаимодействия семьи государственными, общественны­ми, конфессиональными и частными структурами.

Планы развития учреждений социального обслуживания се­мьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы соци­альной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики ре­гионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы со­циальных служб, обслуживающих семьи, должны знать по­требности населения в такого рода услугах. В этих целях необ­ходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, от­ношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответ­ствующей службы и возможности обращения в нее любого жите­ля региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необхо­димо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и науч­но-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной си­туации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Та­кие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., так­же представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией кон­кретной территории, где отдельные учреждения и подразделе­ния службы выступают в качестве структур элементов, созда­ваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

аналитическую : изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;

планово-организационную : планирует и организует соци­альное обслуживание в социуме;

управленческую : обеспечивает контакт с государственны­ми органами, от которых зависит решение проблем клиента, до­бивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;

информационную : сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной за­ щите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в раз­личных формах помощи семье . Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызван­ных социальными условиями или трудной жизненной ситуа­цией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого со­стояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неот­ложной психологической помощи и др.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направлен­ная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутрен­них резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и воз­можность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая по­мощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (ма­терей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи де­тям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических кон­сультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирую­щиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая по­мощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предос­тавляется через работу с социальным окружением клиента (се­мья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и др.), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно − в ответ на сложившуюся ситуацию или обра­щение клиента, а также превентивного характера, т. е. преду­преждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 г. было утверждено Примерное положение о тер­риториальном Центре социальной помощи семье и детям, в ко­тором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной под­держке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей структуре различные подразде­ления социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогно­зирования, социально-экономической помощи, медико-соци­альной помощи, психолого-педагогической помощи, профилак­тики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра − способствовать реализации пра­ва семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, со­действовать развитию и укреплению семьи как социального ин­ститута, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установ­лению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются :

ü выявление причин социального неблагополучия конкрет­ных семей и детей, их потребности в социальной помощи;

ü определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-со­циальных, социально-педагогических, юридических и иных со­циальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

ü поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

ü социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

ü участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

ü анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

ü привлечение различных государственных и неправитель­ственных организаций к решению вопросов социального обслу­живания семьи и детей.

Семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;

Дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семей­ных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклоне­ния в физическом и психическом развитии, в т.ч. инвалиды и т.д.;

Взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);

Бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, из них около 200 − центры социальной помощи семье и детям.

Учреждения социального обслуживания пенсионеров

В соответствии с Конституцией РФ гра­ждане России имеют право на социальное, в том числе и пенсион­ное, обеспечение в старости.

Пенсия − это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при потере тру­доспособности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, что является основанием для начисления пенсии. Выплаты про­изводятся ежемесячно в связи с достижением пенсионного воз­раста.

В соответствии с законодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавли­ваются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пен­сии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю по­тери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается со­циальная пенсия.

Пенсия назначается пожизненно. Пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством осуществля­ется государственными органами социального обеспечения.

Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достиже­нии 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины - по дос­тижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определен­ным категориям граждан пенсии назначаются на льготных ус­ловиях (т. е. при меньшем возрасте и стаже).

Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии. Исключение устанавливается только для лиц, ставших инвалидами вслед­ствие военной травмы, которые могут получать одновременно два вида государственной пенсии: по старости (или за выслугу лет) и пенсию по инвалидности.

Большое значение в современных условиях приобретают ин­ституты социального обслуживания пенсионеров, межведомст­венная работа по организации социальной поддержки пожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых лю­дей в составе населения, изменением социального статуса человека в старости, прекращением или ограничением трудовой дея­тельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого об­раза жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Все это диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и ме­тодов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми. Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуще­ствляется в соответствии с этическими принципами Междуна­родной организации труда :

достоинство личности − право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку;

свобода выбора − каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным;

координация помощи − помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, коор­динированный и последовательный характер;

индивидуализация помощи − помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение;

ликвидация разрыва между санитарным и социальным ухо­дом − при приоритетном характере критерия состояния здоро­вья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

Нормативно-правовой базой для социальной работы с пожи­лыми людьми в Российской Федерации является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.). В соответствии с этим законом в сферу соци­альных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, со­циально-правовые услуги; материальная помощь и проведение со­циальной адаптации и реабилитации пожилых людей.

На начальных этапах развития системы социальной помо­щи пожилым людям решались такие неотложные проблемы, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормальных условий жизни.

На современном этапе организация помощи пожилым лю­дям, наряду с решением этих традиционных социальных про­блем, предполагает разработку социальных технологий, внедре­ние которых будет способствовать решению вопросов, связан­ных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необ­ходимо также учитывать, как пожилые люди будут восприни­мать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотношения с окружаю­щими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др. Следует отметить, что существуют различные категории по­жилых людей. Среди них есть люди:

Не нуждающиеся в помощи;

Частично утратившие трудоспособность;

Нуждающиеся в обслуживании;

Требующие постоянного ухода и т. д.

Как правило, программы социальной помощи, реабилита­ции, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлеж­ности к той или иной категории пожилых людей. С этим же свя­зано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.

Основными принципами работы с пожилыми людьми явля­ются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нуж­ности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие само­реализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль иг­рает при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защи­ты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслу­живание осуществляется по решению органов социальной за-" щиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учре­ждением социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют и сле­дующие учреждения:

ü дома-интернаты;

ü отделения дневного и ночного пребывания;

ü специальные дома для одиноких престарелых;

ü больницы и отделения для хронических больных;

ü стационары различного типа;

ü территориальные центры социального обслуживания;

ü отделения социальной помощи на дому;

ü геронтологические центры и т.д.

В системе стационарных учреждений РФ относительно но­вым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, со­хранивших полную или частичную способность к самообслужи­ванию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.

Примерное Положение о специальном доме для таких пен­сионеров (от 7 апреля 1994 г.) перечисляет его функции:

Ø обеспечение благоприятных условий для проживания и
самообслуживания;

Ø предоставление проживающим престарелым гражданам
постоянной социально-бытовой и медицинской помощи;

Ø создание условий для поддержания активного образа жиз­ни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Архитектурно-планировочные решения специального дома должны соответствовать возрастным особенностям проживающе­го контингента граждан. Такой дом состоит из одно-двухкомнат­ных квартир, включает в себя комплекс служб социально-быто­вого назначения: медицинский кабинет, библиотеку и помеще­ние для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на про­довольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и др.

Специальный дом оснащается средствами малой механиза­ции, облегчающими самообслуживание проживающих в нем престарелых граждан. В нем должен круглосуточно действовать диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со все­ми жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание граждан осуществляется меди­цинским персоналом территориальных лечебно-профилак­тических учреждений.

На основе действующего законодательства гражданам, про­живающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном раз­мере. Они имеют право на первоочередное направление в ста­ционарные учреждения органов социальной защиты населения.

Организация специальных домов для одиноких престарелых и пожилых супружеских пар является одним из перспектив­ных путей решения целого комплекса социальных проблем пен­сионеров и пожилых граждан.

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе отводится территориальным центрам социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России от 20.07.1993 г. № 137). Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Такие центры могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально - педагогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, позволяющие охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:

  • - нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2 % расходной части бюджета;
  • - поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
  • - средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;
  • - финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
  • - дополнительных средств на областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни и другое;
  • - доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений службы;
  • - благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируются в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации социальных служб в РФ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб.

Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например, социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости.

Однако развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:

  • - слабая правовая база системы социального обслуживания;
  • - ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;
  • - отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
  • - нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;
  • - низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
  • - недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Важным аспектом в регулировании социально - экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в организации социальной помощи в этом направлении со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:

  • - расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач;
  • - установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
  • - содействие эффективному и гуманному развитию семьи как социально-экономической системы;
  • - развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет развитие горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должны, исходя из местной ситуации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

  • - аналитическую: изучает проблемы и нужды семей или членов коллектива;
  • - планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;
  • - управленческую: обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решение проблем клиента, добивается решения, проводит оценку результатов тех или иных мероприятий и т.д.;
  • - информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в различных формах помощи семье. Так, например, существует неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией, которая направлена на снятие или уменьшение отрицательных последствий таких состояний, включая возможность суицида. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психологической помощи и другие.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и более углубленная поддержка, направленная на оздоровление ситуации, выявление внутренних резервов и развитие веры человека в свои силы, в способность самостоятельно преодолеть жизненные трудности. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семей, проблемах и др.

Предоставляемая помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов человека, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и другие), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть откликающейся - в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента, а также превентивного характера, то есть предупреждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России от 14.04.13 г. № 47 утверждено Примерное положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, в котором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра - содействие реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются:

  • - выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;
  • - определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
  • - поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
  • - социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
  • - участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
  • - анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;
  • - привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семьи и детей.

К категориям и группам населения, которым Центр оказывает социальные услуги, относятся:- семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;- дети и подростки, оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды, и т.д.;- взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);- бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция старения населения. Согласно данным Отдела народонаселения ООН, в развитых странах удельный вес пожилых людей возрастет с 21 до 28% к 2050 г. В России к 2010 г. доля людей пенсионного возраста уже превышает одну треть.

В связи с этим в современных условиях важное значение приобретают институты социального обслуживания пожилых людей, межведомственная работа по организации социальной поддержки этой группы населения. Это связано не только с увеличением удельного веса пожилых людей в составе населения, но и решением, вытекающих из этого явления проблем: изменение социального статуса человека в старости, прекращение или ограничение трудовой деятельности, трансформация ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, что диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми.

Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципами Международной организации труда.

Достоинство личности - право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.

Свобода выбора - каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или постоянным.

Координация помощи - помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельный, координированный и последовательный характер.

Индивидуализация помощи - помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение.

Ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом - при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

Нормативно-правовой базой для социальной работы с пожилыми людьми в РФ является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.), в соответствии с которым в сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей.

На начальных этапах развития системы социальной помощи пожилым людям в поле зрения социальных работников находилось решение таких неотложных проблем, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормальных условий жизни.

На современном этапе организация помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или ввиду одиночества, а также социально-психологическими проблемами - как пожилые люди воспринимают другие возрастные группы, каковы их социальные проблемы, их взаимоотношения с окружающими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др. Следует отметить, что существуют различные категории пожилых людей. Среди них есть люди:

  • - не нуждающиеся в помощи;
  • - частично утратившие трудоспособность;
  • - нуждающиеся в обслуживании;
  • - требующие постоянного ухода и т.д.

Как правило, программы социальной помощи, реабилитации, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлежности к той или иной категории пожилых людей. С этим же связано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.

Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут контроль, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют следующие учреждения:- дома-интернаты;- отделения дневного и ночного пребывания;- специальные дома для одиноких престарелых;- больницы и отделения для хронических больных;- стационары различного типа;- территориальные центры социального обслуживания;- отделения социальной помощи на дому;- геронтологические центры и т.д.

Рисунок 1. Основная схема функционирования социального обслуживания людей преклонного возраста

В системе стационарных учреждений РФ относительно новым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.

Примерное Положение о специальном доме для таких пенсионеров (утв. приказом Минсоцзащиты России от 14.04.94 г. № 47) перечисляет его функции: - обеспечение благоприятных условий для проживания и самообслуживания;- предоставление проживающим престарелым гражданам постоянной социально-бытовой и медицинской помощи;- создание условий для поддержания активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

С точки зрения архитектуры и планировки специальные дома должны соответствовать возрастным особенностям проживающего контингента граждан. Такой дом состоит из одно - двухкомнатных квартир, включает в себя комплекс служб социально-бытового назначения: медицинский кабинет, библиотеку и помещение для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на продовольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и др.

Специальный дом оснащается средствами малой механизации, облегчающими самообслуживание проживающих в нем престарелых граждан, а также при нем организуется круглосуточно действующий диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со всеми жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание граждан, проживающих в специальном доме, осуществляется соответствующими специалистами территориальных лечебно-профилактических учреждений.

На основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Организация специальных домов для одиноких престарелых и пожилых супружеских пар является одним из перспективных путей решения целого комплекса социальных проблем пенсионеров и пожилых граждан.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений