Рынок труда трудоспособный возраст трудовые ресурсы. Взаимодействие трудовых ресурсов и рынка труда

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Политика занятости. Оптимальное и эффективное заполнение вакансий - одна из основных задач в управлении персоналом. Для этого необходимо определить потребности в рабочей силе, что зачастую ассоциируется с потребностью в людях. Но потребность в рабочей силе можно удовлетворить разными способами - приемом на работу одного человека, приемом на работу группы людей, заключением контрактов на почасовую работу или неполный рабочий день, кроме того, можно привлекать для работы служащих других компаний.

С одной стороны, эти аспекты работы менеджера по персоналу связаны с уже изученным планированием человеческих ресурсов, с другой стороны, с рынком труда, теорией трудовых ресурсов. Смысл рынка труда и распределения трудовых ресурсов, с точки зрения экономистов, - это предложение рабочей силы и то, каким образом это предложение рабочей силы встречает спрос; а также отношения между теми, кто продает свою рабочую силу и теми, кто является работодателями, то есть покупает рабочую силу.

Думать, что рынок труда справедлив - крайне нереалистично, тем более верить в то, что он дает равные возможности. Даже при высоком уровне безработицы на рынке труда существует деление на классы, трудовые ресурсы рассортированы и классифицированы, например, как профессионалы, и непрофессионалы.

К трудовым ресурсам в практике планирования и учета относят население в трудоспособном возрасте, т. е. Мужчин 16-59 лет и женщин 16-54 года, за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1, 2 групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях (мужчин 50-59 лет, женщин 45-54 года). Кроме того, принято относить к трудовым ресурсам население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.

Качественный состав трудовых ресурсов характеризуется с точки зрения трудоспособности. При этом различают общую и профессиональную трудоспособность.

Но понятие трудовые ресурсы не нацелено на изучение человека как работника и как личности, поэтому было введено понятие человек труда.

Формирование на рынке человека труда предполагает выдвижение на первый план социально-психологических качеств, позволяющих более полно реализовать потенциал индивидуума. Сегодня необходимым условием решения проблемы формирования человека труда на рынке и персонала предприятия является их рассмотрение в комплексе.

Важной частью работы с персоналом является анализ его адекватности требуемому уровню, т. Е. Степени его соответствия потребностям предприятия и интересам каждого работника. Для этого целесообразно проведение совместной аттестации работников и рабочих мест, в результате чего выявляются излишки и дефицит тех и других.

Одновременно анализируется состояние внутреннего рынка труда по категориям персонала, исходя из его профессиональной, функциональной и социальной структуры. При этом выясняются возможности обращения на региональные рынки труда для восполнения недостающих работников, высвобождаемых в связи со структурными изменениями предприятия (создание, преобразование и ликвидация подразделений), применением новейшей техники и технологий и т. д.

Принципиально важное значение имеет выбор альтернативных решений, связанных с различными взглядами на роль и взаимодействие внутренних и внешних рынков труда. В случае ориентации на собственный внутренний рынок, предприятие осуществляет необходимые меры по обеспечению потребностей в квалифицированных работниках одновременно с обновлением основных фондов и совершенствованием организации труда. При этом исключается или ограничивается возможность перехода работников на другие предприятия, поскольку они жестко привязаны к определенной системе деятельности. Кроме того, на закрепление работников влияют такие сильнейшие мотивы, как высокая заработная плата, с одной стороны, и угроза увольнения, с другой. Это, в первую очередь, характерно для крупных предприятий, что сужает сферу деятельности местных рынков труда и служб занятости. По мере развития этих рынков предприятия имеют возможность производить существенные изменения в структуре персонала вплоть до сокращения групп работников определенных профессий и замены их другими за счет местных рынков. Очевидно, что оптимальное решение вопроса формирования персонала должно быть основано на эффективном сочетании возможностей внутренних и внешних рынков труда.

Задача определения потребностей в работниках и источников ее удовлетворения решается на основе результатов анализа адекватности персонала и прогнозирования его динамики, исходя из ожидаемых изменений в структуре предприятия, номенклатуре, качестве продукции, организации производства, труда и управления, состояния внутренних и внешних рынков труда.

Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений, которая формирует экономический механизм, обеспечивающий соответствие спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном, структурно-отраслевом и социально-демографическом аспектах.

Рассмотрим рынки труда как регуляторы занятости и безработицы. Прежде всего, необходимо уточнить два понятия - трудовые ресурсы и занятость, определить, как они соотносятся между собой и каким образом можно количественно оценить их. Исходя из определения человека труда, трудовые ресурсы - это не само население страны, а совокупность способностей той или иной категории людей к трудовой деятельности. Тогда занятость можно определить как ту или иную форму реализации этих способностей. Исходя из этого, занятость как социально-экономическая категория характеризует различные формы участия трудоспособной части населения в общественно полезной деятельности с получением соответствующих доходов.

Различают понятия полной и эффективной занятости. Если полная занятость отражает занятость с точки зрения количественных характеристик, то эффективная - с качественных.

Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости.

Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, а при превышении спроса над предложением и реальной потребностью - скрытая безработица.

В зависимости от характера и причин, вызывающих безработицу, принято различать три ее типа: фрикционная, структурная, циклическая безработица.

Позиция международной организации труда (мот) в отношении занятости и безработицы выражена в конвенции о содействии занятости и защите от безработицы, принятой в 1991 г.

Основным механизмом, регулирующим занятость и безработицу в целях поддержания их на желательном уровне, является система внутренних рынков труда предприятий, взаимодействующих с местными и региональными рынками. Рынки труда как регуляторы занятости реагируют на изменение спроса и предложения на рабочую силу. Важно отметить, что наблюдается взаимодействие местных и региональных рынков труда.

Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и использование механизма, регулирующего динамическое равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

Ш оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамического движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

Ш совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

Для лиц предпенсионного и пенсионного возраста по-прежнему актуальна возможность досрочного ухода на пенсию, временная работа по контракту и т.д. В случае повышения размеров пенсий и улучшения пенсионного обеспечения, давление на рынок труда со стороны пенсионеров будет значительно уменьшено, так как 60% пенсионеров изъявляют желание работать из-за материальных проблем.

Национальный рынок труда в российской федерации находится пока на стадии формирования (нет еще полноценного рынка жилья, ограничен свободный выбор места жительства и т.д.). Именно эта особенность диктует необходимость регулирования рынка рабочей силы и рынка рабочих мест таким образом, чтобы не допустить перерастания безработицы в массовую и хроническую.

Основной задачей в работе центров занятости должно стать содействие безработным в их трудоустройстве, так как только работа, а не пособие позволяет им почувствовать себя полноценными членами общества. Как показывают исследования, большинство руководителей не прибегают к услугам центров занятости при поиске и найме работников даже при избытке рабочей силы на рынке труда. Однако именно в этой сфере для наилучших результатов необходимо тесное сотрудничество таких центров с предприятиями и организациями, у которых появляются вакансии, а, точнее, с менеджерами по персоналу этих предприятий.

Главной особенностью процессов на рынке труда в последние годы стало то, что рост безработицы не принял масштабов, адекватных колоссальному спаду производства. Объясняется это тем, что спад производства более выразился в резком снижении производительности труда, чем в росте явной безработицы.

Важно отметить и такую особенность российского рынка труда, как принудительные отпуска по инициативе администрации без сохранения содержания или с частичной оплатой, которые фактически являются проявлением скрытой безработицы. Этот вид безработицы характерен в наибольшей степени для предприятий легкой промышленности и машиностроения.

Анализируя особенности и состояние современного рынка труда, нельзя не упомянуть и о таком чисто российском феномене, как невыплаты заработной платы.

К числу ярко выраженных тенденций российского рынка труда можно отнести растущую вторичную занятость. Кроме этого, наблюдается вынужденный уход женщин из общественного производства в домашнее хозяйство. Специфика российского рынка труда заключается и в его значительной регионализации, которая определяется исходной неравномерностью экономического развития регионов, а также различиями в демографической ситуации.

Говоря о регионализации рынка труда, следует констатировать, что единого российского рынка труда в полном смысле слова не существует и что он представляет собой совокупность относительно замкнутых локальных рынков, весьма слабо связанных между собой.

Существенное влияние на ситуацию на рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. Учебные заведения готовят работников, практически не учитывая ситуацию на рынке труда. В то же время, работодателя, в первую очередь, интересует вопрос, что конкретно умеет делать нанимаемый работник, а не какой у него диплом. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации на рынке труда России.

При использовании понятия “человеческие ресурсы” формы занятости расширяются, включая не только работу по найму на предприятиях, в организациях, учреждениях, но и предпринимательство, само занятость, индивидуальную трудовую и творческую деятельность, работу в личном подсобном хозяйстве, занятость домашним хозяйством и воспитанием детей, исполнением государственных и общественных обязанностей, очное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

Необходимо учитывать, что занятость и безработица возникают по инициативе как работодателей - субъектов спроса, так и работников - субъектов предложения. Тем не менее, решающее влияние на формирование внутреннего рынка труда, естественно, оказывает позиция работодателей.

Как известно, в процессе деятельности предприятий возникает потребность в оперативных изменениях условий занятости работников, предусмотренных трудовым договором. Для этой цели в зарубежной практике менеджерами по персоналу применяются гибкие формы регулирования занятости и безработицы, основанные на использовании различных способов введения частичной безработицы или частичной занятости.

Организация играет большую роль в повышении занятости и снижении безработицы на рынке труда путем воздействия на спрос и предложение рабочей силы.

Формирование спроса на рабочую силу подчинено потребностям и интересам работодателя, руководствующегося основным мотивом - обеспечение конкурентоспособности возглавляемого им предприятия для получения прибыли.

Рынок труда - совокупность социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства. В "Экономической энциклопедии" рынок труда рассматривается шире, как "сфера контактов продавцов и покупателей трудовых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг".

Рынок рабочей силы включает социально-экономические отношения занятых и незанятых работников, т.е. все экономически активное население страны. Таким образом, в этот рынок включаются безработные.

Рынок трудовых ресурсов - совокупность социально-экономических отношений по поводу найма, обучения и использования трудовых ресурсов (занятых, незанятых и учащихся). Это понятие раздвигает размеры рынка еще шире, т.к. включает не только экономически активное население, но и учащихся в сфере профессионального образования (трудовой резерв).

С учетом данных определений мы будем пользоваться термином "рынок трудовых ресурсов".

Трудовые ресурсы - население обоих полов в трудоспособном возрасте (для мужчин в возрасте от 16 до 59 лет, для женщин - от 16 до 54 лет включительно), за исключением неработающих инвалидов войны и труда I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике.

Экономически активное население (рабочая сила) - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.

Занятыми являются лица обоего пола, которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня, не по найму, самостоятельно или с несколькими компаньонами, выполняли работу без оплаты на семейном предприятии или временно отсутствовали на работе (из-за болезни, ухода за больным, отпуска, забастовки и т.д.).

Безработными считаются лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались поиском работы в государственных или коммерческих службах занятости, предпринимали шаги к открытию собственного дела, были готовы приступить к работе.

Особое значение в настоящее время имеет понятие "рынок трудовых ресурсов", в котором раскрывается суть отношения по поводу обмена функционирующих способностей к труду (функционирующей рабочей силы) на жизненные средства, т.е. на заработную плату. В более общем смысле рынок труда выступает как конкретное выражение системы общественной организации наемного труда в условиях товарно-денежных отношений.

Рынок трудовых ресурсов обеспечивает функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения. Его основная функция состоит в перераспределении рабочей силы между отраслями и сферами производства и обеспечении работой незанятого в данный момент населения.

На рынке трудовых ресурсов взаимодействуют работодатели (субъекты собственности на средства производства) и наемные работники (продавцы рабочей силы), формируя объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Основными компонентами рынка трудовых ресурсов являются:

  • совокупный спрос или общая потребность экономики в наемной рабочей силе;
  • совокупное предложение, включающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения; стоимость (цена) рабочей силы;
  • конкуренция (между работниками, работодателями, работниками и работодателями);
  • резервирование рабочей силы. Совокупный спрос на рабочую силу определяется числом и структурой рабочих мест, существующих в экономике и требующих заполнения. Спрос на рабочую силу охватывает всю сферу общественного труда и включает как укомплектованные работниками, так и свободные рабочие места. При этом различают: эффективный спрос, определяемый числом экономически целесообразных рабочих мест, и совокупный спрос, включающий в себя заполненные работниками неэффективные рабочие места. Разница между эффективным и совокупным спросом представляет собой излишнюю численность занятых, составной частью которой является скрытая безработица. Спрос на рабочую силу на текущем рынке определяется потребностью в работниках для заполнения вакантных мест на условиях основной деятельности или совместительства, а также для выполнения разовых работ.

Совокупное предложение рабочей силы охватывает все категории трудоспособного населения, претендующего на работу по найму (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры), а также лиц, желающих.трудиться не по найму, а на правах самозанятости или предпринимательства. Предложение рабочей силы на рынке труда имеет три основные составляющие: лица, не занятые трудовой деятельностью и ищущие работу; лица, намеревающиеся сменить место работы; лица, желающие трудиться в свободное от работы или учебы время, Предложение рабочей силы качественно и количественно меняется в зависимости от изменений в возрастной структуре населения, в системе профессиональной и общей подготовки, от силы влияния внешнего рынка труда на внутренний и т.д. Дифференциация в предложении рабочей силы усиливается тем, что работники, имеющие одинаковый возраст и профессию, различаются по полу, состоянию здоровья, качеству профессиональной подготовки, а это, несомненно, сказывается на способности выполнять конкретную работу.

Совокупность понятий, регламентирующих рынок трудовых ресурсов, показана на рис. ниже.

Основная часть совокупного предложения и спроса на труд в рыночной экономике удовлетворяется, что и обеспечивает функционирование общественного производства (удовлетворенного спроса). Меньшая его часть в силу движения рабочей силы и рабочих мест - выбытия людей из трудоспособного возраста и вступления в трудоспособный возраст, увольнений и переходов на новое место работы, выбытие старых и ввода новых рабочих мест - оказывается свободной (вакантной) и нуждается в соединении предложения и спроса. Эта часть совокупного рынка труда соответствует понятию текущего рынка труда, емкость которого определяется количеством вакансий и количеством лиц, занятых поиском работы. В своем единстве совокупный спрос и совокупное предложение определяют емкость совокупного рынка труда.

Рабочая сила - способность человека к труду, т.е. совокупность физических и духовных сил, применяемых им в процессе производства. Рабочая сила является в рыночной экономике товаром и имеет потребительскую и денежную стоимость (цену).

Труд - умственный и физический процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Различают следующие разновидности труда: интеллектуальный и производственный, простой и сложный, полезный и абстрактный, прибавочный и прошлый.

Стоимость рабочей силы - это цена материальных и духовных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, т.е. для полного удовлетворения потребностей работника и членов его семьи.

Процесс превращения трудовых ресурсов проходит три стадии: потенциальное трудоспособное население; профессиональное обучение с занятием рабочих мест на предприятиях; рабочая сила реализуется в производстве и создает потребительскую стоимость.

Как действует рынок трудовых ресурсов в рыночной экономике?

Совокупное предложение трудовых ресурсов поступает на рынок и после цикла воспроизводства населения получает оплату за труд. Полученные деньги, включая пенсии и пособия от государства, используются населением для покупки товаров и услуг, уплаты подоходного налога государству, и на этой основе формируется потребительский спрос на рынке товаров и услуг.

Рынок трудовых ресурсов обеспечивает рабочей силой предприятия и организации, которые формируют спрос на производственный и интеллектуальный труд. Государственные органы управления определяют госзаказ на продукцию предприятий и услуги организаций, осуществляют нормативное регулирование производства (законы, инструкции, требования) и получают от производственной сферы налоги и взносы (долю прибавочного продукта).

Предприятия и организации взаимодействуют с рынком товаров и услуг, формируя совокупное предложение (потребительские стоимости), и взамен получают выручку от реализации товаров и услуг.) Государственные органы реализуют рынок товаров и услуг путем предоставления земли и государственных ресурсов, установления цен и тарифов на услуги естественных монополий (РЖД, РАО ЕЭС, ГАЗПРОМ) и правового регулирования (ГК РФ, НК РФ, ТК РФ, федеральные законы) общественного производства. Воздействие на рынок труда со стороны государства осуществляется путем установления минимальной заработной платы и пенсии, регулирования занятости (общественные работы, обучение) и трудового законодательства (Трудовой кодекс РФ и федеральные законы).

Простая модель рыночной экономики, показывающая взаимодействие рынка трудовых ресурсов, предприятий и организаций, рынка товаров и услуг, населения и государственных органов, показана на рис. ниже.

Обеспечение занятости и рационального использования трудовых ресурсов во всех регионах страны является одной из главных функций ТОН. Для ее выполнения требуется объективная оценка трудового потенциала, которым располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов. К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте. Для мужчин он составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин -- 39 лет (от 16 до 54 лет включительно). Трудовые ресурсы включают как занятое, так и не занятое в экономике трудоспособное население.

Различают потенциальные и фактически используемые трудовые ресурсы. Трудовой потенциал общества имеет количественный и качественный аспекты. Количественный аспект характеризуется такими параметрами, как: а) общая численность трудоспособного населения; б) количество отработанного рабочего времени при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественный аспект трудового потенциала определяется такими показателями, как: состояние здоровья, физическая дееспособность трудоспособного населения; его профессионально-квалификационная подготовка.

В трудоспособном населении выделяют экономически активное и экономически неактивное население.

Под экономически активным населением понимается та часть трудоспособного населения, которая занята во всех видах деятельности или намерена участвовать в производстве. Численность экономически активного населения включает как занятых, так и безработных. Под экономически неактивным населением понимается та его часть, которая не стремится к трудоустройству, сюда относят также неработающих пенсионеров и инвалидов. Численность экономически активного населения имеет тенденцию к сокращению. В 2002 г. по сравнению с 1992 г. она уменьшилась на 3,0 млн. человек. При этом число мужчин сократилось на 2,3 млн., а число женщин -- на 1,6 млн. Аналогичные процессы происходят с населением, занятым трудовой деятельностью, численность которого за этот период сократилась на 5,3 млн. человек (из них мужчины составляют 3,7 млн., женщины -- 1,6 млн. человек).

Противоположная тенденция наблюдается в динамике безработицы. В 2002 г. по сравнению с 1992 г. общая численность безработных увеличилась на 2,2 млн. человек, в том числе мужчин -- на 1,3 млн., женщин -- на 0,9 млн. Общая численность безработных в 2002 г. по сравнению с 1992 г. увеличилась в 2,3 раза (в том числе мужчин -- в 2,6 раза, женщин -- в 2,1 раза). В общей численности безработных удельный вес мужчин в 1992 г. составил 28,0%, в 2002 г. -- 31,5%; доля женщин составляла соответственно 72,0 и 68,5%.

Число занятых на предприятиях государственной и муниципальной собственности в 1995--2002 гг. сократилось с 49,7 млн. до 24,2 млн. человек, или на 48,2%. Доля государственного сектора в общей численности занятых трудовых ресурсов снизилась с 68,9 до 37,4%. Одновременно резко возросла занятость населения в частном секторе -- с 19,5 до 47,6%. Динамика отраслевой структуры занятости населения в 1992--2001 гг. характеризуется следующими процессами:

  • · возрастает доля занятых в отраслях сферы услуг (с 44,1 до 54,9%); снижается доля занятого населения в промышленности (с 29,6 до 22,6%), строительстве (с 12,0 до 7,8%), науке и научном обслуживании (с 3,2 до 1,9%);
  • · увеличивается удельный вес занятого населения в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках (с 7,9 до 14,6%), кредитовании, финансах и страховании (с 0,7 до 1,2%), в аппарате органов управления (с 1,9 до 4,5%). В наибольшей мере в последние годы доля занятых сократилась в машиностроении, военно-промышленном комплексе, в науке и научном обслуживании. По ряду причин происходит закрытие многих научно-исследовательских институтов, «утечка умов» в банковские, финансовые, страховые и иные коммерческие структуры, где оплата труда многократно превышает ее уровень в научных и вузовских коллективах. В то же время в мировой практике выделяют две группы отраслей, от развития которых зависит положение страны в мире: наука и научное обслуживание и обрабатывающая промышленность, обеспечивающая конкурентоспособность товаров на внешних и внутренних рынках, а также финансы, кредит, страхование, торговля, транспорт, создающие инфраструктуру рыночной экономики. В соответствии с принятой классификацией по обеспеченности трудовыми ресурсами регионы подразделяются на:
  • * трудообеспеченные -- регионы, располагающие балансом между наличием рабочих мест и обеспеченностью рабочей силой. К таким регионам относят Центральный и Приволжский федеральные округа;
  • * трудоизбыточные -- характеризующиеся высоким уровнем естественного и механического прироста населения и недостатком рабочих мест (Южный федеральный округ);
  • * трудодефицитные -- испытывающие недостаток в квалифицированной рабочей силе.

Как правило, эти регионы отличаются сложными природно-климатическими условиями, слаборазвитой социально-производственной сферой, технической и социальной инфраструктурой и недостаточной адаптированностью рабочих кадров. К ним относят Северо-Западный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

Рынок труда рассматривается как система общественных отношений, социальных (в том числе и юридических) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, куплю-продажу рабочей силы и использование труда. Воспроизводство рабочей силы в условиях рыночной экономики формирует предложение труда, а использование труда предполагает спрос на него со стороны хозяйствующих субъектов. Формирование российского рынка труда происходит под влиянием как общих для республик бывшего СССР, так и специфических для современной России условий и факторов, оказывающих влияние на современные тенденции занятости населения. Следствием экономического кризиса 1990-х годов является не только сокращение спроса на рабочую силу, возникновение безработицы, но и нарушение ранее существовавшей системы стимулов и мотиваций к эффективной трудовой деятельности, приобретению профессий, росту квалификационного уровня.

Несмотря на определенные положительные результаты в области регулирования рынка труда в последние годы (принятие ряда законов, организация структуры управления, проведение обследований населения), российский рынок труда еще не сложился. На нем слабо действуют рыночные регуляторы, он остается разбалансированным по основным параметрам.

Главная причина разбалансированности рыночных регуляторов -- сохранение тех факторов, которые обусловили унаследованную систему использования трудовых ресурсов, характеризующуюся завышенным спросом на рабочую силу, заниженным требованием к ее качеству, значительной долей в экономике оборонного комплекса. Одно из обстоятельств, затрудняющих формирование рынка труда, -- существование многих градообразующих предприятий, подавляющая часть которых относится к оборонному комплексу, испытывающему особые экономические трудности. Разбалансированность рынка труда усугубляется перекосами в отраслевой структуре экономики, в том числе существованием неперспективных в отношении сбыта продукции отраслей хозяйства (угольная и легкая промышленность, частично сельское хозяйство).

Следствием перемен на рынке труда стала существенная диверсификация видов занятости. Это явление способствует формированию гибкого рынка труда, дает возможность поддерживать доходы населения, а в ряде случаев позволяет сохранить ядро трудовых коллективов и предотвратить массовую безработицу.

Политика Правительства РФ на рынке труда предусматривает решение ряда важнейших задач:

  • * преодоление дефицита рабочих мест, повышение инвестиционной активности, развитие предпринимательской деятельности, корректировка экономических решений с точки зрения эффективности их воздействия на рынок труда;
  • * повышение уровня жизни, совершенствование социальной поддержки населения;
  • * развитие системы переподготовки рабочей силы и непрерывного образования как эффективного инструмента повышения квалификации рабочей силы;
  • * проведение взвешенной миграционной политики, направленной на освоение северных и восточных регионов, обустройство мигрантов, защиту внутреннего рынка труда, стимулирование более полного использования имеющихся рабочих мест и развития малых предприятий.

Как уже отмечалось, главной целью ТОН является создание необходимых условий, обеспечивающих воспроизводство населения страны и регионов, преумножение его демографического и интеллектуального потенциала. Достижение этой цели предполагает включение в систему государственного, регионального и муниципального управления соответствующих критериев, позволяющих осуществлять мониторинг и целеполагание процессов воспроизводства населения. В составе этих критериев, кроме численности населения, следует использовать среднюю продолжительность предстоящей жизни населения, его трудовой потенциал и профессионально-квалификационный уровень. В настоящее время указанные показатели если и принимаются во внимание при проведении прогнозных обоснований программ социально-экономического развития страны и регионов, то их значения рассматриваются не как результат выполнения управляющих воздействий на совершенствование ТОН, а как фиксация сложившегося состояния дел под влиянием факторов, не подверженных воздействию со стороны органов управления.

Не включаются указанные показатели и в состав целевых установок программ социально-экономического развития страны и регионов. Это, в частности, подтверждается и составом целеполагающих установок правительственной программы социально-экономического развития страны на 2003--2006 гг. При таком подходе процессы государственного и муниципального управления социально-экономическим развитием страны и регионов, с одной стороны, недостаточно ориентированы на достижение целеполагающих установок (так как они не обоснованы и не включаются в соответствующие программы), а с другой стороны, нельзя проконтролировать и правильно учесть результаты реализации управляющих воздействий, осуществляемых на разных уровнях управления, на состояние населения, его демографический, трудовой и интеллектуальный потенциал.

численность население территориальный труд

1.ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И РЫНОК ТРУДА

Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.

В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную). Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.

Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.

К трудовым ресурсам в России относятся: а) население в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях; б) население моложе и старше трудоспособного возраста, занятое в народном хозяйстве.

В настоящее время качество трудовой жизни прежде всего является дальнейшей конкретизацией понятия «качество жизни», которое представляет собой всестороннюю характеристику уровня и условий жизни населения и определяется экономическим, социальным, демографическим, экологическим, географическим положением и моральными факторами. Традиционно выделяются как объективные составляющие качества жизни (потребление продуктов питания, уровень занятости, развитие сферы услуг, социальное обеспечение), так и субъективные (удовлетворенность работой и условиями жизни). В рамках этого понятия существует четко выраженная трудовая составляющая. Неудивительно поэтому, что ОЭСР анализирует качество трудовой жизни в разрезе следующих направлений: здоровье, образование, занятость и качество трудовой жизни, досуг и отдых, состояние потребительского рынка, окружающей среды, личная безопасность, социальные возможности и социальная активность.

Качество трудовой жизни определяет характеристики условий и организации труда с позиций наилучшей реализации способностей работника.

Качество рабочих мест - одна из составляющих качества трудовой жизни. Оно определяется прогрессивностью, устойчивостью рабочих мест, условиями труда на них, а также величиной трудового вознаграждения, им соответствующего.

В ходе многоплановой деятельности предприятий по повышению качества трудовой жизни следует учитывать перечисленные ниже требования, имеющие принципиальный характер:

* необходимость максимально широкого участия работников в принятии соответствующих решений;

* параллельный учет как технологических факторов, так и социальных аспектов происходящих изменений;

* первоочередное внимание к содержанию труда занятых по сравнению с его условиями.

В настоящее время накоплен значительный опыт относительно мер, которые способны улучшить качество трудовой жизни. В основном они могут быть сгруппированы по четырем направлениям:

* гуманизация труда, предполагающая проведение комплекса мероприятии в области его организации и вознаграждения, изменения структуры управления предприятием;

* повышение гибкости занятости, что находит свое выражение, в частности, во внедрении новых форм организации рабочего времени в интересах работников;

* демократизация трудовой жизни путем тщательного рассмотрения всех жалоб и предложений, широкого внедрения согласительных процедур, участия занятых в принятии решений;

* адекватное и справедливое вознаграждение за труд при отсутствии какой-либо дискриминации.

Все четыре основных направления повышения качества трудовой жизни тесно связаны друг с другом. Только одновременная работа, связанная с решением всего комплекса проблем, позволяет добиться должных результатов в решении этой сложной задачи.

Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности .

Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде ‘ труд - земля - капитал ’ является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.

Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях рыночной экономики.

В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно - технологической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.

Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Эту зависимость отражает кривая спроса на труд, показанная на рис.1. Точки на оси абсцисс (L) - величины требующегося труда, а на оси ординат (W) – величины реальной заработной платы. Каждая точка на кривой D L показывает, какой будет величина спроса на труд при определенном уровне заработной платы.

Рисунок 1 – Кривая спроса на труд

Предложение труда также зависит от заработной платы, но уже в прямой пропорции. Кривая предложения труда (S L) показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении – уменьшается (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Кривая предложения на труд

Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг.

Оценка качественных показателей и измерение количественных должны служить не только описание существующей ситуаций на рынке труда, но и выявлению действующих в данной системе тенденций.

Минимальная заработная плата в настоящее время никак не связана с физиологическим минимумом жизненных средств. Между тем величина последнего должна непреложно обозначить ту грань зарплаты, которая обеспечивает воспроизводство рабочей силы и ниже которой опускаться недопустимо.

Не имеет отношение минимальная заработная плата и к соглашению между профсоюзами, представляющими предпринимателей органами и правительством, так как первые не оказывают на изменение ее величины сколь-нибудь существенного влияния. В результате фактически показатель минимальной заработной платы утрачивает его реальный смысл и оказывается годным лишь в фискальных целях расчета налогооблагаемой прибыли юридических лиц. При этом сам по себе упор на такое налогообложение вступает в противоречие с необходимостью перехода к рыночной налоговой системе, предполагающей, что основное бремя ложиться на физических лиц - работников и собственников предприятий.

Вследствие того, что минимальная зарплата не выполняет тех функций, которые она должна бы выполнять в первую очередь, возникают противоречия и в единой тарифной системе (ЕТС). Ясно, что ситуация, в которой номинальная зарплата работника в госсекторе ниже расчетного физиологического минимума, не может считаться нормальной, тем более тогда, когда она ниже в полтора - два раза. Выход из создавшегося неприемлимого положения ищут в постоянных не находящихся в связи с результатами труда выплатами премий, всякого рода надбавок и т.п. При подобной практике вводимая система контрактов не реализует ее потенциальные преимущества, поскольку превращается в составление чисто номинальных документов, фактически не накладывающих обязательства ни на работника, ни на администрацию. В данной связи особо стоит отметить, что указанные “благотворительные” выплаты распространяются, естественно, и на руководителей госпредприятий и городских служб, что значительно усиливает дифференциацию доходов в госсекторе, далеко выходящую за рамки, заложенные в ЕТС. В результате последнюю нельзя применять для оценки дифференциации доходов даже по отношению к занятым в госсекторе.

Сложная и принципиально значимая проблема - оценка объема занятости и количества рабочих мест. Под влиянием “защиты” предприятий от действующей системы налогообложения, а также создания массы “некачественных” рабочих мест, обеспечивающих реальную занятость на уровне всего лишь 8 рабочих часов в неделю, складывается впечатление будто количество занятых увеличилось. Но это опровергается ростом числа безработных. Можно попытаться использовать аналогичные вошедшие в практику налогообложения “коэффициенты приведенной численности” (налоговая инспекция применяет их к совместителям). Более того, на практике этот путь - единственно реальный. Но, тем не менее, быстро изменяющаяся ситуация в малых предприятиях делает использование таких коэффициентов не совсем корректным.

Очень сложно оценить существующую дифференциацию оплаты труда в негосударственном секторе. На каждом предприятии есть, по меньшей мере, директор и бухгалтер, в целом же получается, что на десять занятых в этом секторе приходится примерно по одному административно-финансовому работнику. Согласно данным, представляемым в налоговую инспекцию, эти работники получают заработную плату на уровне ниже физиологического минимума, но в такое вряд ли возможно поверить.

К сожалению, государственные органы время от времени без каких-либо объективных обоснований корректируют рассматриваемые нормы в сторону понижения. И это при том, что они уже занижены изначально, поскольку не учитывают такие крупные затраты, как идущие на приобретение жилья и товаров длительного пользования.

Целесообразно, прежде всего усилить те элементы государственного регулирования социально-трудовой сферы, которые ориентируют на повышение эффективности и цены труда, ускорение прогрессивных структурных сдвигов в сфере занятости и формирование активного и конкурентоспособного работника. Такие акценты в политике занятости связаны с необходимостью сделать социально-трудовую сферу катализатором, а не тормозом экономического роста. Этого невозможно добиться без ликвидации рудиментов нерыночных отношений в этой области.

Рынок труда - это система экономических отношений по поводу купли-продажи рабочей силы. Как и на других рынках (капиталов, товаров, ценных бумаг), на нем действует закон спроса и предложения: спрос существует в виде потребности в рабочей силе, а предложение - в наличии рабочей силы, которая хочет изменить свое состояние. Отличительной чертой рынка труда является добровольность работника и работодателя и обеспечение государственных социальных гарантий.

Величина рынка труда зависит от трудовых ресурсов и масштабов развития производительных сил. Под трудовыми ресурсами понимается экономически активное, трудоспособное население, т. е. часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности.

В развитых странах существуют две модели рынка труда: внешний (или профессиональный) и внутренний. Внешний рынок труда основан на движении рабочей силы между фирмами, внутренний - на движении кадров внутри предприятия: это перемещение работника на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников, их перемещение с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. Среди них можно выделить социальные факторы, такие как меняющиеся потребности работников на протяжении трудовой жизни в условиях труда, режиме рабочего времени, карьерном росте и т. п. Международный рынок труда расширяет возможности работника в поисках удовлетворяющих его условий работы.

Занятость населения - это показатель обеспеченности его трудоспособной части работой, выполнение которой дает доход, т. е. заработную плату, предпринимательскую прибыль и т. д. К занятым относятся лица, работающие по трудовому договору (контракту), а также имеющие иную оплачиваемую работу; занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам. Занятыми считаются и лица, проходящие военную службу и службу в органах внутренних дел, а также учащиеся очной формы профессионального обучения и лица, которые отсутствуют на рабочем месте по уважительной причине (отпуск, нетрудоспособность, переподготовка).

Различают следующие виды занятости:

  • - полная занятость - это состояние наибольшей вовлеченности в общественно полезную деятельность;
  • - при неполной занятости общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения;
  • - при скрытой занятости часть людей, находящихся в отпуске без сохранения содержания или безработных, занимается челночным и торговым бизнесом, предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство) вне рамок учета в качестве занятых;
  • - сезонная занятость - вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность в определенных географических условиях;
  • - маятниковая занятость связана с большими по географическим меркам и продолжительными по времени периодически возвратно-поступательными перемещениями в период общественно полезной деятельности (геологи, летчики, водители дальних авторейсов);
  • - при периодической занятости происходит чередование периодов общественно полезной деятельности с равномерными периодами отдыха (вахты нефте- и газодобытчиков).

Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди готовы выполнить. Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения. Умеренный (нормальный) уровень безработицы в большинстве стран современного мира составляет от 3 до 7 %.

Различается безработица естественная и вынужденная. К естественной безработице относятся те формы, которые неустранимы и соответствуют долговременному равновесию рынка рабочей силы, а к вынужденной - формы безработицы, существующие помимо естественной и повышающие общий уровень безработицы.

Естественная безработица включает такие виды, как фрикционная, институциональная и добровольная. Фрикционная (или текущая) безработица вызвана текучестью кадров, увольнениями с предприятий в большинстве случаев по собственному желанию. Институциональная безработица порождена правовыми нормами, особенностями устройства рынка рабочей силы, факторами, влияющими на ее спрос и предложение. Добровольная безработица наблюдается тогда, когда часть трудоспособного населения по каким-то причинам не желает работать.

Вынужденная безработица включает технологическую, структурную, региональную и скрытую формы безработицы. Технологическая безработица наблюдается в развитых странах, где научно-технический прогресс сочетается с высоким уровнем доходов. Такое сокращение рабочих мест экономически эффективно и носит постоянный характер. Структурная безработица также связана с научно-техническим развитием, в результате которого возникают новые производства, а старые сокращаются. Это ведет к постоянной профессиональной переподготовке высвобождающихся кадров, которые не сразу находят работу из-за происходящих структурных изменений.

Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики, но она не должна выходить за определенные границы, чтобы сохранялся режим экономической стабильности и оптимального роста. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка труда в виде программ по увеличению числа рабочих мест, по подготовке и переподготовке кадров, стимулированию роста занятости.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений