Подготовка кадров и повышение квалификации персонала: необходимые документы. Подготовка кадров Подготовка кадров профессиональными учебными заведениями

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

— это целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей.

При благоприятных обстоятельствах обучение персонала выполняет важную двойную функцию наилучшего использования работника и его мотивацию.

Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:

  • Внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей;
  • Мир превращается в рынок с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции;
  • Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала;
  • Для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.

Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.

Цель обучения с точки зрения работодателя:
  • организация и формирование персонала управления;
  • овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
  • воспроизводство персонала;
  • интеграция персонала;
  • гибкое формирование персонала;
  • адаптация;
  • внедрение нововведений.
Цели непрерывного образования с позиции работника:
  • поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
  • приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
  • приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
  • развитие способностей в области планирования и организации производства.

Оценка потребности в обучении

Планирование программ подготовки — составная часть общего планирования наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, .

Виды обучения персонала

Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка персонала.

Подготовка персонала — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.

Повышение квалификации персонала — обучение кадров в целях усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка персонала — обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированного персонала :

  1. Концепция специализированного обучения , ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
  2. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и непроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.
  3. Концепция обучения, ориентированного на личность , имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Эта концепция относится, в первую очередь, к людям, имеющим склонность к научным исследованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п.
Предметом обучения являются:
  • знания — получение теоретических, методических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте;
  • умения — способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте;
  • навыки — высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль;
  • способы общения (поведения), форма жизнедеятельности личности — совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

Виды и методы обучения персонала

Как будет происходить обучение — на рабочем месте или с отрывом от работы — определяется в основном тем, какие методы обучения будут использованы.

Обучение без отрыва от производства осуществляется в обычной рабочей обстановке: обучаемый использует настоящие рабочие инструменты, оборудование, документацию или материалы, которые он будет использовать и после завершения курса обучения. При этом обучаемый работник рассматривается как частично производительный работник.

Обучение с отрывом от производства проводится вне рабочего места, как правило, с использованием специально упрощенных учебных инструментов и оборудования. Обучаемый работник не считается производительной единицей с момента начала обучения, его работа начинается с выполнения упражнений. Обучение с отрывом от основной работы может осуществляться в производственных помещениях компании- работодателя, в центре обучения, который посещают работники нескольких различных компаний, или в колледже.

Методы обучения персонала на рабочем месте

Методы обучения

Направленное приобретение опыта

Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения

Производственный инструктаж

Общая информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с новой рабочей обстановкой

Смена рабочего места (ротация)

Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)

Использование работников в качестве ассистентов, стажеров

Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности

Наставничество

Сотрудничество наставника и обучающегося, когда наставник обеспечивает непрерывную, беспристрастную обратную связь и периодически проверяет уровень исполнения работы наставляемых. Применение метода эффективно в тех случаях, когда что-то идет не так или кто-то неправильно что-то делает и возникает необходимость в исправлении такого положения вещей. Метод может практиковаться как систематический

Подготовка в

проектных

Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач

Некоторые формы обучения возможны только на рабочем месте, например, ротация операций, натаскивание (репетиторство) и обучение таким видам работ, которые редко требуются в ходе производственного процесса, и поэтому нет надобности специально обучать навыкам их выполнения с отрывом от производства. Напротив, теоретическая подготовка вряд ли может быть эффективно осуществлена в производственных условиях; обучающийся должен посещать колледж, а это уже обучение с отрывом от основного места работы.

Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки.

Методы обучения персонала вне рабочего места

Методы обучения

Характерные особенности метода

Чтение лекций

Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта

Программированные курсы обучения

Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний

Конференции, семинары, беседы «за круглым столом», экскурсии, дискуссии, встречи с руководством

Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях

Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики

Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений

Деловые игры

Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения

Ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует или тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности

Самостоятельное обучение

Наиболее простой вид обучения, для которого не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания

Методы решения производственно- экономических проблем с помощью моделей

Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.)

Кружок качества «вместо учебы», рабочая группа

Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организацией, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений

Кроме обучения на рабочем месте и вне его, возможно сочетание того и другого метода. К таким формам обучения относится:

  • опытное или эмпирическое обучение — обучение путем самостоятельной работы, но в некотором логическом порядке;
  • демонстрация и практика под руководством — обучающий показывает стажеру, как делать, затем обучающий дает возможность сделать это самому работнику, но под его руководством;
  • программируемое обучение — книга или машина, которая «ведет» читателя и периодически проверяет его знания постановкой вопросов;
  • обучение с помощью компьютера — собственно программируемое обучение путем взаимодействия с компьютером, использование сети Интернет;
  • обучение действием — обучение в ходе выполнения действий, например, участие вместе с другими в разработке проекта или группового задания, или работа «во втором составе» другого подразделения.

Обучение квалифицированных кадров является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку определение результатов, достигаемых с помощью обучения квалифицированных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обучения в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение квалифицированных кадров затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, на возможностях повышения в должности, на расширении внешнего рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации.

Оценка обучения персонала

Путем расчета затрат на обучение и сопоставления их с финансовыми выгодами для компании от работы обученного сотрудника проверка действенности обучения может быть расширена до его оценки. При этом простота и точность оценки сильно варьируются:

  • затраты на обучение с отрывом от основной работы гораздо проще оценить, чем затраты на обучение без отрыва от производства;
  • финансовые выгоды обучения гораздо проще вычислить, если речь идет о физическом, а не об умственном труде;
  • достаточно легко оценить издержки неадекватного обучения, например, стоимость брака, испорченных исходных материалов, жалоб клиентов, сверхурочной работы для исправления ошибок;
  • польза от обучения выходит за пределы простого повышения эффективности работы;

Значительные трудности могут возникнуть при попытке оценить эти выгоды в финансовых показателях.

Подготовка и переподготовка кадров в России и за рубежом

Повышение квалификации руководителей и специалистов

Образование и профессиональная подготовка кадров

ТЕМА 12 ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Раздел IX Трудового кодекса РФ посвящен профессиональной подготовке

Подготовка кадров – это производственно – техническое обучение, которое направлено на получение необходимой профессии или специальности. Обучение – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами обучения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей.

По степени организации процесса обучения выделяют организованные и неорганизованные формы обучения персонала.

Предметом обучения являются знания, умения, навыки, способы общения.

Для осуществления обучения персонала кадровым менеджером определяется следующая очередность этапов обучения:

1. Описание и анализ работы сотрудников.

2. Определение потребности в обучении.

3. Формирование бюджета обучения.

4. Определение целей обучения.

5. Определение критериев оценки результатов обучения.

6. Определение содержания программ обучения.

7. Обучение.

8. Оценка эффективности обучения.

В зависимости от содержания мероприятия по обучению выделяют лекции, семинары, стажировки, обучение в профессиональной области, отработка поведения, проблемно – ориентационное обучение.

К методам обучения на рабочем месте относятся наставничество, консультирование, показ приемов работы.

Наиболее распространенный в Германии метод обучения на рабочем месте получил название «Сидя рядом с Нелли».

Переподготовка кадров означает производственно- техническое обучение тех работников, профессия или специальность которых стали ненужными.

Переподготовка – это обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений и навыков в связи с изменившимися требованиями к результатам труда или овладения новой профессией.

Подготовка и переподготовка рабочих, высвобожденных в организациях в результате развития научно-технического процесса, производится с учетом их желания и потребности производства. Обучение рабочих вторым профессиям осуществляется для расширения их производственного профиля. Это имеет важное значение для повышения производительности труда за счет взаимозаменяемости рабочих и совмещение функций и профессий. Разновидности форм переподготовки и обучения вторым профессиям, такие же, что и при подготовке рабочих новым профессиям. Каждая ступень обучения имеет свою учебную программу.



К формам повышения квалификации относятся командировки и экскурсии на родственные предприятия для ознакомления с опытом новаторов производственных процессов, научно- практические конференции, совещания и организация выставок передового опыта и др.

Все работники, как впервые получившие профессиональную подготовку, так и окончившие производственно - технические курсы повышения квалификации, сдают квалификационные экзамены. Они заключаются в выполнении пробных работ по проверке знаний в пределах требований квалификационных характеристик и учебных программ. Пробные работы выполняются в течение последних двух недель обучения рабочих по наряду, выписываемому начальником участка. Экзамен считается сданным, если пробная работа выполнена в соответствии с технической документацией и экзаменуемый показал усвоение теоретические знаний, предусмотренных квалификационным справочником для данной профессии или специальности.

Результаты квалификационных экзаменов и решение комиссии о присвоении квалификационных разрядов заносят в протокол, который подписывают председатель и члены комиссии. На основании протокола обучаемому выдают свидетельство единой формы или специальное удостоверение, установленного образца. Присвоенные разряды в установленном порядке заносятся в трудовые книжки.

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организациях, а при необходимости в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашением, трудовым договором; с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Работодатель должен создавать необходимые условия работникам для совмещения работы с профессиональной подготовкой.

Профессиональная ориентация является важнейшей составной частью существующих в стране государственных стандартов высшего, среднего и начального профессионального образования.

Согласно ст. 197 ТК РФ работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Для этого заключается дополнительный договор работодателя с работником.

В главе 26 ТК РФ изложены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.

Основная задача профессиональной ориентации состоит в том, чтобы своевременно обнаружить профессиональные интересы учащихся, ориентировать их на правильный выбор своей профессии и последующее совершенствование мастерства и квалификации. Для этого целесообразно использовать ступенчатую систему профессиональной ориентации и подготовки, учащихся к трудовой деятельности:

Подготовка к выбору профессии (профильные и предпрофильные классы);

Непосредственный выбор профессии;

Подготовка к трудовой деятельности;

Квалифицированная трудовая деятельность;

Всестороннее развитие профессионального мастерства персонала на предприятиях и в организациях.

Таким образом, профессиональная ориентация должна взаимодействовать с подбором и расстановкой персонала на предприятии. В свою очередь, подбор кадров всех категорий должны производиться на каждом предприятии на основе заранее сформулированных квалификационных требований к специалисту соответствующего производственного или функционального подразделения. Возможны два источника подбора кадров: внутренний и внешний.

Внутренний – использование имеющихся трудовых ресурсов.

Внешний - привлечение персонала со стороны.

Для этого составляется программа профессионального обучения персонала.

Во всех странах с рыночной экономикой наиболее распространенной формой обучения подавляющего количества работников служит ученичество. В Германии институт ученичества распространен во всех отраслях экономики для более чем половины желающих получить профессиональную подготовку в соответствующих возрастных группах на самих фирмах. Причем подготовка идет на половину за счет фирм, а вторую половину оплачивает обучающиеся.

Подготовка рабочих непосредственно на производстве является наиболее массовой формой освоения новых профессий, удовлетворяющих более 80% потребности в кадрах в России. В зависимости от содержания и принятой формы организации процесса обучения существует несколько видов подготовки рабочих кадров на предприятиях: индивидуальная, бригадная, групповая.

Индивидуальная - прикрепление ученика к высококвалифицированному работнику – наставнику.

Бригадная форма обучения предполагает включение учеников в производственную бригаду, в которых под руководством бригадира молодыми рабочими ведется освоение профессиональной квалификации.

Наиболее эффективной является групповая форма подготовки молодых рабочих, применяемая на передовых предприятиях, имеющих свои учебные мастерские, комбинаты. Курсы групповой подготовки организуют для освоения вторых и смежных профессий, повышение квалификации, освоение передовых методов труда, изучение зарубежного опыта и тд.

Мнемосхема

В систему профессионального образования входит сеть профессиональных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и реализующих соответствующие образовательные программы.

Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Подготовка кадров осуществляется не только в профессиональных учебных заведениях, но и в системе ученичества на производстве и в процессе курсовой подготовки.

Система профессиональной подготовки РФ представлена на нижеследующем рисунке.

Система профессиональной подготовки кадров в РФ

Кратко раскроем каждый из этих компонентов.

Начальная профессиональная подготовка на производстве осуществляется по тем профессиям и специальностям, потребность в которых не удовлетворяется за счет выпускников профессиональных училищ и по которым подготовка рабочих вообще не проводится. Срок такой подготовки, как правило, не превышает шести месяцев.

Ученичество бывает индивидуальным или бригадным (групповым). Обучение на производстве осуществляется под руководством инструктора или наставника. После окончания обучения ученики сдают квалификационные испытания и выполняют профпробы.

Стандарт образования (анг. - standard - норма, образец, мерило) -система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Основными объектами стандартизации в образовании является его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки обучающихся.

Существует также курсовая форма подготовки кадров, которая осуществляется в учебно-курсовых комбинатах и центрах. Эта форма целесообразна в тех случаях, когда нужны более глубокие специальные знания и проводить теоретические занятия непосредственно на производстве невозможно. Курсовая подготовка может осуществляться, например, по таким профессиям, как водитель автомобиля или троллейбуса, машинист крана, оператор газовой котельной, наладчик оборудования и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С одержание

  • Введение
  • Глава 1. Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров
    • 1.1 Виды, цели и задачи профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров
    • 1.2 Организация профессиональной подготовки кадров
    • 1.3 Организация повышения квалификации кадров
  • Глава 2. Анализ организации профессиональноЙ ПОДГОТОВКИ и повышения квалификации кадров (ООО «ИНФОПРОГРЕСС...»)
    • 2.1 Общая характеристика предприятия за период 2009-2011 гг.
    • 2.2 Анализ структуры и движения кадров на предприятии
    • 2.3 Анализ существующей системы профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала на предприятии
  • Глава 3. Направления совершенствования организации профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров
    • 3.1 Мероприятия по совершенствованию организации профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров
    • 3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию организации профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения
  • В ведение
  • Современный бизнес в области нефтегазодобывающей промышленности развивается, конкуренция растет, и, как следствие, организациям необходимо прилагать все больше усилий, чтобы активно развиваться и быть успешными. Основой любой организации, конечно же, являются люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность.

Безусловно, современное нефтегазодобывающее производство предъявляет высокие требования к рабочим кадрам и системе подготовки, переподготовки и повышение квалификации в условиях рыночных отношений.

Объектом исследования является ООО «ИНФОПРОГРЕСС...», г.А, Республика Татарстан Российской Федерации, которое является аккредитованным научно-техническим сервисным центром по научным разработкам и консультациям в области нефтегазодобывающей промышленности и входящее в состав Холдинговой компании «Б….», г.А, РТ РФ.

Предметом исследования в данной работе является организация профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.

В дипломной работе поставлены з адачи :

1. проанализировать организацию профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии за 2009-2011 гг.;

2. выявить особенности, достоинства и недостатки организации профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров;

3. сформулировать предложения по совершенствованию действующей организации профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров и дать экономическое их обоснование.

Таким образом, цель данной работы состоит в оценке организации профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров и выработке мероприятий по ее совершенствованию, которые будут базироваться на изучении и анализе применяемых форм и систем.

Методологической основой написания данной работы послужили законодательные и нормативные документы, действующие в Республике Татарстан и РФ, а также учебная литература, публикации, данные бухгалтерского учета, учета и отчетности отдела по работе с персоналом ООО «ИНФОПРОГРЕСС...», интернет-ресурсы.

В данной работе использованы такие методы исследования как анализ сводных таблиц, графики кривых, круговые диаграммы и гистограммы, индексный метод с помощью программ персонального компьютера Microsoft Office Word и Microsoft Office Exсel.

Работа состоит из трех глав, соответственно в которых:

1. приведены теоретические аспекты организации профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала.

2. проведен анализ действующей на предприятии организации профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.

3. предложены основные направления совершенствования организации профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала в условиях рыночной экономики и с учетом специфики нефтегазодобывающей отрасли.

Глава 1. О рганизация профессиональной подг о товки и повышения квалификации кадров

1.1 Виды, цели и задачи профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров

профессиональный квалификация кадры персонал

Обучающая деятельность предприятия достаточно разнообразна. Обучение может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами (внутрикорпоративное обучение). В внутрикорпоративном обучении роль предприятия сводится к определению требований не только к количеству, но и к направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах (заявках) на подготовку. Само обучение осуществляется в специальных обучающих классах, центрах, а также в системе высшего и среднего специального образования. Кроме того, предприятие посредством различного вида стимулов влияет на самообразование (самоподготовку) своих работников, на развитие ими профессионального мастерства.

С позиции производственно-технического назначения в профессиональной подготовке рабочих выделяют:

Подготовку новых рабочих;

Переподготовку и обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;

Повышение квалификации.

В отношении специалистов и руководителей обучающая функция предприятия проявляется, прежде всего, в организации повышения их квалификации.

Обучение рабочих непосредственно на рабочем месте носит оперативный характер, всегда конкретно, так как ориентировано на освоение конкретного трудового процесса, выполнение конкретной работы, не требует больших расходов на обучение, сокращает период адаптации работника. В процессе обучения используются такие методы, как работа в течение некоторого времени в качестве ассистента, постепенное усложнение задания, ротация (смена) рабочих мест, делегирование части функций, ответственности и др.

Обучение на рабочем месте характерно, прежде всего, для рабочих и простых должностей служащих.

Обучение вне рабочего места более эффективно, имеет большую теоретическую направленность, дает разностороннюю подготовку, но требует значительных затрат. Кроме того, работник отрывается от своей работы. Используемые методы соответствуют теоретической направленности обучения: лекции и практические занятия в аудитории, использование деловых игр и рассмотрение конкретных производственных ситуаций, обучающие программы, в том числе и на базе ПК, обмен опытом и др.

Обучение вне рабочего места характерно для всех категорий работников, но в большей мере для руководителей, специалистов и служащих.

Цель деятельности предприятия в области обучения состоит в обеспечении:

Надлежащего уровня подготовки работника, соответствующего требованиям рабочего места (должности);

Условий для мобильности работника, как предпосылки к лучшему использованию и обеспечению занятости;

Возможности для продвижения работника как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом.

Схематично, деятельность предприятия представлена на рисунке 1.1.1.

Подготовка, переподготовка кадров и повышение квалификации - важное звено в сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Действительно, меняя профессиональную направленность подготовки, уровень квалификации, а также осуществляя первичную подготовку для конкретных рабочих мест, предприятие может обеспечить наиболее полное соответствие структуры работников структуре рабочих мест с учетом всего спектра требований, предъявляемых последними к качеству рабочей силы.

Рис. 1.1.1. Классификация обучающей функции предприятия

Раньше предприятиям и организациям ежегодно доводились задания по подготовке и переподготовке кадров, нормативы численности работников, занимающихся обучением, нормативы на создание учебно-производственной базы, задания по ее расширению и т.п. В настоящее время все виды обучения предприятия осуществляются самостоятельно независимо от каких-либо других органов управления, что имеет свои как положительные, так и отрицательные моменты.

С переходом к рыночной экономике функции предприятия по организации обучения и обеспечению его надлежащего качества значительно расширяются. Прежде всего, это связано с ослаблением роли государственного регулирования подготовки квалифицированной рабочей силы через систему профессионально-технического образования и переподготовкой высвобождаемой значительной части рабочей силы, с повышением требований к гибкости рабочей силы, повышением значимости процессов перемены труда, с ориентацией предприятия на удовлетворение потребности в квалифицированной рабочей силе за счет собственных работников.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменения потребностей производства в рабочей силе, а с другой - предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.

Отсюда и требования к гибкости (подвижности) системы переподготовки и повышения квалификации, к ее способности быстро менять содержание, методы, организационные формы в соответствии с потребностями производства и ситуацией на рынке труда.

Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации:

1) выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;

2) определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;

3) правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

4) выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качества обучения;

5) изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.

1.2 Организация профессиональной п одготовк и кадров

Подготовка квалифицированных рабочих кадров осуществляется в профессионально-технических училищах и колледжах, а также в Учебных центрах, созданных на базе собственного производства, такие как НП «ЦПКК Пермь-нефть», входящее в состав Группы компаний «Европейский», НОУ «ЦПК-Татнефть», Центр политехнического обучения (ЦПТО) при ОАО «Сургутнефтегаз» базовый центр в г.Сургуте и четыре отделения: Лянторское, Федоровское, Нижнесортымское - на территории Сургутского района ХМАО-Югры и Витимское отделение, расположенное в Республике Саха (Якутия), многочисленные Учебные центры ОАО «ЛУКОЙЛ» и т.д.

Кадровая политика предприятия в части подготовки кадров может иметь различную направленность - от ориентации на сиюминутные интересы, на подготовку узкоспециализированных рабочих, умеющих выполнять одну-две конкретные операции, до ориентации на долгосрочные интересы (подготовка рабочих широкого профиля на базе серьезной теоретической подготовки).

Многое зависит от объективных и субъективных моментов: выбора стратегии развития предприятия, типа производства и связанной с ним глубиной операционного разделения труда, от финансового состояния предприятия, от экономической грамотности руководства предприятия и т.д.

Система подготовки должна учитывать как интересы предприятия в более быстром заполнении вакантных рабочих мест, экономии на издержках, связанных с затратами на обучение, так и интересы рабочего - получить полноценную профессиональную подготовку.

Важной задачей управления персоналом на предприятии является правильное определение численности рабочих, которых следует обучить, а также выбор форм подготовки кадров. В определении объема подготовки исходят из общей потребности в кадрах, кадровой стратегии в трудообеспеченности предприятия (например, набор рабочей силы со стороны только на низшие разряды), балансовых расчетов потребности рабочей силы в профессиональном разрезе и источников ее пополнения. При этом важно сочетание перспективного планирования, опирающегося на выявление реальной потребности предприятия в кадрах, с постоянными корректировками наметок с учетом изменений в структуре производства и текучестью кадров.

Другая важная задача управления персоналом - оценить возможности обеспечения надлежащего уровня подготовки рабочих по достаточно сложным профессиям на предприятии, а при ее отсутствии - найти более рациональный путь решения этой задачи с использованием других образовательных структур, т.е. ориентироваться на подготовку на стороне.

Здесь должны быть учтены:

1. структура необходимой профессиональной подготовки по ее сложности и срокам, по требованиям к теоретической и практической компоненте обучения;

2. наличие на предприятии соответствующей материальной базы и квалифицированного педагогического персонала, опыта в подготовке кадров;

3. финансовые возможности предприятия для подготовки кадров на хоздоговорной основе на стороне.

По профессиям, подготовку по которым предприятие будет вести самостоятельно, решается вопрос о формах такой подготовки, а по остальным профессиям - о размещении заказов на подготовку в учебных заведениях государственной системы подготовки кадров либо на промышленных предприятиях, специализирующихся на выполнении образовательных услуг.

Подготовка новых рабочих (не имевших ранее профессии) осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающим не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3-6 мес. в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.

При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.

При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров-инструкторов. Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности профессии и производственных условий.

Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих особо сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний и освоения различного вида работ, которыми невозможно овладеть на рабочем месте. Теоретическое обучение при этом производится в учебно-курсовых комбинатах, на постоянно действующих курсах, создаваемых отраслевыми министерствами, а также в вечерних отделениях ПТУ (по договорам за счет средств предприятия).

Сам процесс обучения в условиях договорных отношений определяется интересами участвующих сторон, что и обусловливает различия в сроках, содержании, методах профессиональной подготовки. Более того, подготовка кадров на договорной основе за соответствующую плату является своего рода гарантией для реального трудоустройства работника.

В случае заключения тройственного договора (предприятие-работник-учебное заведение) оговариваются обязанности каждой из сторон:

1. предприятия - в отношении места работы, организации и оплаты труда, элементов социального обслуживания. При этом оговариваются требования к уровню квалификации работника, сроки его обязательной отработки. Последнее предусматривается, если была осуществлена специальная материальная поддержка работника во время обучения за счет предприятия;

2. учебного заведения - в отношении сроков и качества обучения;

3. работника - в отношении согласия на занятие данного рабочего места и подготовку (переподготовку).

Следует отметить, что эффект от формирования квалифицированной рабочей силы не столь очевиден и часто отдален во времени, что служит серьезным препятствием на пути реализации концепции расширения вложения средств в человеческий капитал, в подготовку квалифицированных кадров.

1.3 Организация повышения квалификации кадров

Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности. Специально организованное обучение позволяет достичь цели за более короткий срок.

Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющейся у работника профессии.

Особенность повышения квалификации состоит в том, что слушатели, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им, прежде всего, нужно для производственной деятельности.

Поскольку одной из форм повышения квалификации является освоение смежных профессий, анализу должна быть подвержена рациональность использования рабочей силы по квалификации, использование фонда рабочего времени, возможности устранения его потерь.

Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает производственно-технические курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым профессиям, курсы целевого назначения по изучению новых изделий, оборудования, технологии, школы по изучению передовых методов труда, школы мастеров и бригадиров.

Производственно-технические курсы, как наиболее массовая форма, создаются в целях повышения производственных умений и технических знаний рабочих до необходимого для выполнения ими работ уровня, в целях повышения квалификации рабочих разряда, класса и т.п., в пределах данной профессии и специальности. Продолжительность обучения для каждой учебной группы устанавливается индивидуально в пределах от трех месяцев (с отрывом от производства) до шести (без отрыва от производства).

Задача курсов по обучению вторым и смежным профессиям видна из самого названия. Однако следует иметь в виду одну их особенность. Если исходить из сути повышения квалификации, когда повышается разряд рабочего (или профессиональное мастерство в пределах разряда) по имеющейся у рабочего профессии (специальности), то освоение других профессий вроде бы не имеет отношения к повышению квалификации. Но все дело в том, что это за профессии и с какой целью они осваиваются.

Если рабочий осваивает смежные профессии, то это можно рассматривать как повышение квалификации, универсализма, условие применения более рациональных форм организации труда при работе по своей прежней профессии.

Если же осваиваются далекие друг от друга профессии (вторые, третьи и т.д.), как условие маневренности в трудообеспеченности рабочего, как предпосылки внутризаводского движения рабочих, такое обучение ближе к переподготовке кадров (освоение профессий про запас).

Обучение включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые передовиками, а также теоретические занятия, проводимые специалистами.

Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача - краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли УСВОИТЬ особенности технологических процессов.

В последнее время в ряде министерств и ведомств, в том числе в нефтегазодобывающей промышленности, получила распространение непрерывная система подготовки и повышения квалификации рабочих, которая построена на обучении рабочих на краткосрочных курсах по восходящим ступеням. Обучение ставит целью дать комплекс органически связанных теоретических и практических знаний, призванных помочь рабочему овладеть профессией от начального до высшего уровня квалификации. Количество ступеней обучения в разных отраслях промышленности различно и устанавливается в зависимости от сложности профессии или специальности. Обучение осуществляется по единым по каждой ступени профессии учебным планам и программам и предусматривает наличие единой учебно-программной документации как в профессионально-технических училищах, так и на производстве.

Дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и др. разрабатываются, утверждаются и реализуются, к примеру, высшими учебными заведениями, самостоятельно на основе установленных государственных и других требований к содержанию программ обучения по согласованию с заказчиком.

Высшие учебные заведения, обучающие специалистов в нефтегазодобывающей отрасли (Уфимский Государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), А…. государственный нефтяной институт, Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ) и другие), предлагают инновационную форму повышения профессионального уровня специалистов данной отрасли, приобретение новой квалификации, без отрыва от основной деятельности, на основе дистанционной образовательной технологии.

Повышение квалификации должно быть тесно увязано с планированием трудовой карьеры кадров.

Необходимость повышения квалификации обусловлена различными причинами, а потому оно может занимать различные сроки, а само обучение может быть рассчитано на долгосрочный и краткосрочный варианты. Так же дополнительные профессиональные образовательные программы в высших учебных заведениях могут осваиваться:

1. с отрывом от работы (очная),

2. без отрыва от работы (очно-заочная или вечерняя),

3. с частичным отрывом от работы (заочная),

4. по индивидуальной форме обучения (экстернат и другие).

Отсюда управление процессом повышения квалификации работников на производстве связано с определением объемов (масштабов) охвата им работников на основании результатов анализа различий в фактической и потребной квалификационных структурах рабочей силы, с выбором форм, видов и сроков повышения квалификации исходя из целевой его задачи.

Повышение квалификации связано с определенными издержками как для предприятия, так и для работника. Это затраты на оплату преподавателей, аренду помещений, приобретение материалов и т.п. Поэтому повышение квалификации и обучение с отрывом от производства, вследствие чего предприятие испытывает временные трудности, должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого - более высокий уровень производительности труда, качества продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда - перекрывал издержки.

Программа повышения квалификации и отбор направляемых на учебу лиц должны быть увязаны с целями и проблемами предприятия, с его ориентацией на повышение эффективности. С целью мотивации работников к обучению и саморазвитию используется не только правильно организованная оплата труда с ориентацией ее на конкретные результаты работы, но и увязка продвижения работников в профессионально-квалификационном плане с повышением им своей квалификации. Показателями, характеризующими работу по повышению квалификации, на предприятии, являются: доля работников, повысивших квалификацию, в общей численности, структура обучающихся по формам повышения квалификации, по срокам обучения, а также доля повысивших разряд (категорию, класс) в общей численности работников, повышавших квалификацию, рост производительности труда (процента выполнения норм выработки), снижение брака и т.п.

Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Современное производство предъявляет высокие требования к обновлению конкретных знаний и навыков не только рабочих, но и других категорий промышленно-производственного персонала. Главная задача повышения квалификации руководителей и специалистов - обеспечить быструю реализацию новых научных, технических, организационных и экономических идей в практику деятельности предприятия. Один из путей совершенствования системы повышения квалификации этой категории работников - переход от сложившейся практики периодического (а чаще всего эпизодического) обучения к непрерывному пополнению и обновлению знаний. Поэтому повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих должно стать составной частью государственной системы непрерывного образования с подключением сюда системы высшего и среднего специального образования страны.

Повышение квалификации служащих и категорий специалистов осуществляется в различных формах. В частности, это могут быть курсы при предприятиях и учреждениях с использованием в качестве преподавателей как собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны. Такая форма повышения квалификации носит оперативный характер и обеспечивает достаточную целенаправленность подготовки. Организацию работы курсов осуществляет отдел подготовки кадров или Учебная группа, а при его отсутствии - отдел кадров.

Более глубокие знания по широкому кругу вопросов в порядке повышения квалификации можно получить на специальных факультетах или курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях, учебных центрах или филиалах при крупных предприятиях, в отраслевых или межотраслевых институтах повышения квалификации и их филиалах, а также на курсах, семинарах, устраиваемых многочисленными фирмами, специализирующимися на обучении и консультировании по новым нормативным документам и, как правило, оперативно откликающимися на нужды предприятий и организаций.

Повышение квалификации руководителей и специалистов будет более эффективным при соблюдении принципа преемственности обучения и последующего рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний и навыков. Чтобы повысить ответственность и заинтересованность кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования.

Работа по повышению квалификации является составной частью подготовки кадрового резерва и потому предусматривается коллективными договорами администрации с работниками предприятия, а сами мероприятия по повышению квалификации должны находит отражение в системе планирования на предприятии.

Глава 2. Анализ организации профессионально подготовки и повышения квалификации кадров (ООО « ИНФОПРОГРЕСС . ..» )

2.1 Общая характеристика предприятия за период 2009-2011 гг.

Группа компаний «...» является производственно-инновационной компанией, осуществляющей функции управления группой предприятий входящей в ее состав.

В состав холдинговой компании «…» входят:

· компания «…», являющейся держателем нематериальных активов и торговой маркой,

· 3 производственных комплекса «…» (Завод по производству бентонитовых порошков, утяжелителей и кольматантов для буровых растворов, Завод по производству тампонажных материалов (город… РТ), а также Завод по производству бентонитовых порошков (г…., Оренбургская область).

· ООО «ИНФОПРОГРЕСС …» с собственным научно-техническим центром, аккредитованным по ГОСТ Р и ISO 9001, осуществляющее производство работ по оказанию сервисных услуг по приготовлению и инженерному сопровождению собственных буровых растворов, креплению скважин и сопровождению технологий по ликвидации зон осложнений.

Ресурсная база компании: 3 месторождения бентонитовых глин - остаточные запасы порядка 20 млн.тонн.

Производственные мощности: 3 производственных комплекса с общей мощностью более 450 тысяч тонн в год готовой продукции.

Базы производственного обеспечения в г. А…, г.Нурлат, г.Ноябрьск, г. Оренбург, г.Отрадный

Количество скважин по комплексным сервисным услугам буровых растворов:

· 2008г. - 12 скважин;

· 2009г. - 40 скважин;

· 20010г. - 83 скважины;

· 2011г. - 86 скважин.

Количество скважин по сервисным услугам цементирования:

· 2009г. - 4 скважины;

· 2010 г. - 12 скважин

· 2011г. - 73 скважины - гарантированные объемы работ.

Объект исследования данной дипломной работы является ООО «ИНФОПРОГРЕСС...», г.А, Республика Татарстан РФ, который является аккредитованным научно-техническим сервисным центром по научным разработкам и консультациям. Предприятие образовано в 2007 году на базе одного из старейших предприятий города ОАО «А… завод глинопорошка».

Основное направление деятельности исследуемого объекта - это оказание сервисных услуг по инжинирингу буровых растворов и тампонажных материалов. Основной деятельностью являются научные исследования и разработка новых, качественных продуктов и индивидуальное взаимодействие с клиентами на научно-консультационном уровне, а также строительство и ремонт скважин.

В настоящее время сервисное направление Предприятия значительно расширилось, так как был накоплен значительный научный, производственный и кадровый потенциал, что позволило сотрудничать с такими компаниями, как ОАО «Газпром нефть», ОАО «Татнефть», ОАО «НК Роснефть», ОАО «Славнефть», ОАО «Лукойл», «Халлибуртон», «Эм Ай Свако», «Шлюмберже», ОАО «Череповецкий литейно-механический завод», ОАО «Северсталь» и другие.

Основная продукция - высококачественные бентонитовые порошки для буровых растворов и для металлургической промышленности, тампонажные материалы, спеццементы и утяжелители для буровых растворов. Производится поставка бентопорошков для буровых растворов марок: ПБМА, ПБМБ, ПБМВ, ПБМГ, ПБН и эксклюзивные продукты для бурения в зоне многолетне-мерзлых пород. А также выпускаются сухие строительные смеси (клей для плитки, шпатлевка, грунтовки, универсально-кладочные смеси). Продукция сертифицирована и испытана известными промышленными лабораториями.

На производстве размещено 5 линий: 3 линии по производству глинопорошков, 1 линия по производству сухих смесей и 1 линия подготовки сырья. В собственности имеются 3 месторождения глины и 2 месторождения доломита.

Сотрудниками ООО «ИНФОПРОГРЕСС...» созданы уникальные продукты на основе бентонита для:

· крепления скважин;

· горизонтально-направленного бурения

· микротоннелирования

· бурение методом «Стена в грунте»

· гидроизоляции

· износостойких дорожных покрытий и т.д.

Производственно-организационная структура представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

На основе данных бухгалтерской отчетности (Форма № 1 «Бухгалтерский баланс организации», Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; Форма № 5 «Приложение к балансу»; Пояснительная записка к годовому отчету) и статистической отчетности по кадрам (Форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников») за период с 2009 по 2011 годы сформирована таблица 2.1.1.:

Таблица 2.1.1. Основные технико-экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия за 2009-2011 годы

Наименование показателя

Ед. измер.

Период исследования, годы

Темп прироста, %

Выручка от реализации продукции, работ, услуг

Объем выполненных СМР

Себестоимость продан товаров, работ, услуг

Затраты на 1 руб. продан. товаров, работ, услуг

Среднегодовая стоимость основных фондов

Фондоотдача

руб./ руб.

Численность персонала

специалисты, служащие

Среднегодовая выработка

тыс.руб./чел.

Фонд заработной платы

Среднегодовая зарплата 1 работающего

Балансовая прибыль (убыток)

Чистая прибыль (убыток)

Рентабельность продукции

Рентабельность основной деятельности

Производитель-ность труда

Доля зарплаты в себестоимости

В результате анализа технико-экономических показателей по данным таблицы 2.1.1. выяснилось, что объем выполненных строительно-монтажных работ увеличивается. В целом, за три года работы предприятия он возрос более чем в 3 раза, что происходило по причине увеличения заказов на строительство и ремонт скважин.

Выручка от реализации продукции предприятия возросла за 2009-2011 гг. в 3 раза, соответственно и общая себестоимость реализации продукции предприятия имеет тенденцию к росту. Основную долю в затратах на реализацию продукции составляют расходы на материалы, энергию, топливо.

Затраты на 1 рубль реализованной продукции предприятия возросли за период 2009-2011 гг. на 14 коп. или на 17,07%, что оценивается отрицательно в работе ООО «ИНФОПРОГРЕСС...». Предельный уровень затрат достиг критической отметки в 2010 году, составляя 101 коп. на 1 рубль реализованной продукции, Это увеличение связано, в частности с изменением условий договоров, т.е. по некоторым договорам-поставок в цене предусмотрен железнодорожный тариф, а также, с увеличением затрат на мягкие контейнеры на 4812 тыс.руб.

Эффективность использования основных средств предприятия в 2011 году увеличилась на 1530,2 тыс.руб. по сравнению с 2009 годом, что составило 18,02%, фондоотдача возросла за исследуемый период более чем в 2,6 раза, на что повлияли темпы роста объемов реализации продукции предприятия.

Среднесписочная численность работников ООО «ИНФОПРОГРЕСС...» за исследуемый период сократилась на 11,7% (24 чел.) в следствие проведения модернизации производства, введением новых технологий на производстве.

Имеет тенденцию к увеличению на 223,2 тыс.рублей на человека среднегодовая выработка в 2011 году, по сравнению с 2009 годом, т.к. на производстве была введена в эксплуатацию новая автоматизированная система управления.

Резкие колебания среднегодовой заработной платы на 1 работающего в течение периода исследования, а также снижение среднесписочной численности не могли не отразиться на Фонде заработной платы, который снизился почти на 29%.

Увеличение удельного веса себестоимости в 2010 году привело к значительному понижению балансовой прибыли. Эти результаты говорят о снижении объемов строительно-монтажных работ, падение прибыли вызвано несвоевременными платежами со стороны заказчиков. Наличие балансового убытка в размере 170 тыс.руб. объясняется также превышением затрат на производство и реализацию работ и услуг над общим объемом выручки от реализации продукции.

Данные, приведенные в Таблице 2.1.1. показывают, что доходы предприятия значительно сократились. В 2011 году на один рубль произведенной продукции затраты составляют 96 копеек. У предприятия наблюдается очень низкая рентабельность, вследствие превышающего роста затрат над темпами роста выручки от реализации продукции. В целом можно сделать вывод, что ООО «ИНФОПРОГРЕСС...» работает для того, чтобы покрыть свои расходы.

2.2 Анализ структуры и движения кадров на предприятии

Эффективная работа по организации обучения и повышения квалификации невозможна без анализа информации о структуре, составе персонала по полу и возрасту, уровню образования, стажу работы на данном предприятии и движении кадров.

Все работники предприятия подразделяются на промышленно-производственный персонал (ППП), в состав которого входят основные группы: руководители, специалисты и служащие, рабочие.

Среднесписочная численность персонала по категориям представлена в Таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1. Структура персонала предприятия в период с 2009 по 2011 г.г.

Ед. измер.

Период исследования, годы

Абсолютные изменения показателей по годам

Темп прироста, %

Руководители

Специалисты, служащие

На основании данных таблицы 2.2.1. сформирован график 2.2.1-1., на котором графически представлены изменения в структуре персонала предприятия за исследуемый период 2009-2011 годы.

Рис. 2.2.1-1. Изменение структуры персонала за 2009-2011 г.

Анализ показал, что предприятие потеряло в целом до 12% сотрудников за исследуемый период, причиной тому стал финансовый кризис, пережитый предприятием за этот период.

Структура персонала по полу представлена в таблице 2.2.2.

Женщины, чел.

Мужчины, чел.

Всего ППП, чел.

Руководители

Специалисты, служащие

Руководители

Специалисты, служащие

Руководители

Специалисты, служащие

На основании данных таблицы 2.2.2., составлен график 2.2.2.-1.

Рис. 2.2.2-1. Распределение персонала по гендерному признаку

В результате, выяснилось, что соотношение мужчин и женщин не равное и составляет в целом 80% и 20% соответственно, что обусловлено в первую очередь спецификой деятельности предприятия, а во вторую то, что Татарстан - это республика по большей степени мусульманская, а значит более консервативная, нежели большинство субъектов РФ.

С целью исследования возрастного состава персонала, весь ППП был распределен по пяти возрастным группам: 18-25 лет, 26-35 лет, 36-50 лет, 51-55 лет и сотрудники старше 56 лет. Результаты представлены в таблице 2.2.3.

Возрастной состав, чел.

старше 56 лет

Руководители

Спец, служащ

Руководители

Спец, служащ

Руководители

Спец, служащ

По данным таблицы 2.2.3. сформирована гистограмма 2.2.3-1.

Рис. 2.2.3-1. Динамика изменений персонала по возрасту за 2009-2011гг.

В ходе проведенного анализа выяснилось, что количество сотрудников в возрасте от 18 до 35 увеличилось незначительно, это обусловлено сложным технологическим производством, требующее определенные навыки и опыт. Основная часть сотрудников приходится на возраст от 36 до 50 лет среди женщин и от 26 до 35 лет среди мужчин, а в целом от 26 до 50 лет. Сотрудники этих групп - наиболее активны и стабильны в своем выборе, они стремятся достичь высот в профессиональном и должностном статусе. Так же это может свидетельствовать о том, что на предприятии существует проблема старения кадров и в дальнейшем может отрицательно сказаться на эффективности работы предприятия, так как рабочие в этой группе - это люди с достаточно высокой степенью квалификации и с продолжительным стажем и опытом работы.

Исследование кадровой политики в области развития персонала невозможно без данных о стаже работы сотрудников на предприятии, а для этого персонал был распределен по стажу работы на предприятии до 12 месяцев, от 1 года до 3-х лет и свыше 3-х лет.

Полученные результаты внесены в таблицу 2.2.4.

Таблица 2.2.4. Распределение кадрового состава по стажу работы на предприятии за период с 2009 по 2011 гг.

Ед. измер.

Стаж работы на предприятии

Ср.спис. числ.

более 3 лет

Руководители

Специалисты, служащие

Руководители

Специалисты, служащие

Руководители

Специалисты, служащие

В результате выяснилось, что подавляющее большинство сотрудников работает на предприятии 1-3 года, что свидетельствует о том, что сотрудники не видят перспектив своего развития в рамках предприятия, пройдя профессиональное обучение или повышение квалификации и получив опыт, с легкостью уходят.

Для характеристики движения рабочей силы рассчитаны и проанализированы динамики по годам следующих показателей:

1. коэффициент оборота по приему:

2. коэффициент выбытия:

3. коэффициент оборота кадров:

4. коэффициент замещения

5. коэффициент текучести кадров:

6. коэффициент стабильности:

Полученные данные внесены в таблицу 2.2.5.

Таблица 2.2.5. Динамика движения кадров за период с 2009 по 2011 гг.

Ср. спис. числ.

Уволено по собств. желанию и за наруш. дисцип.

По данным таблицы 2.2.5 сформирована гистограмма рис. 2.2.5-1.

Рис. 2.2.5-1. Динамика движения кадров за период с 2009 по 2011 гг.

Динамика движения кадров в целом за исследуемый период по предприятию положительная. Коэффициент оборота по приему значительно превышает коэффициент выбытия в 2009 и 2011 годах. Однако, в 2010 году наблюдается значительное колебание этих коэффициентов, например, количество уволенных сотрудников превышает на 7 человек количество принятых на работу, соответственно коэффициент замещения составил отрицательное значение - -4,17%. Это произошло на фоне пережитого предприятием финансового кризиса в 2010 году, а также в связи с проведением модернизации производства и как следствие, предприятие было вынуждено отказаться от части высвободившихся сотрудников, не пожелавших согласиться на перевод на нижеоплачиваемые должности или изменение условий трудового договора. В 2011 году, благодаря пересмотру всех направлений кадровой политики предприятию удалось возместить прибыль ресурсов рабочей силы в связи с увольнениями, а часть принятых используется на вновь созданных рабочих местах и коэффициент стабильности остановился в пределах относительной нормы в 23,6, а это значит, что предприятие старается сохранить свою квалифицированную рабочую силу.

Анализ структуры и движения персонала ООО «ИНФОПРОГРЕСС «…» в период с 2009 г. по 2011 г. показал, что численный состав персонала уменьшился на 12%. Стаж работы сотрудников на данном предприятии в среднем 1-3 года, что говорит о недостаточной работе отдела по работе с персоналом в области удержания квалифицированных сотрудников. Велика вероятность того, то предприятие может стать так называемой «кузницей кадров». Динамика движения кадров в целом положительная и относительно стабильная, что говорит о том, что предприятие старается сохранить свои трудовые ресурсы, что в свою очередь является хорошим сигналом для совершенствования системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.

2.3 Анализ существующе й системы профессионально й подготовки и повышения квалификации персонала на предприятии

Порядок подготовки и повышения квалификации персонала в ООО «ИНФОПРОГРЕСС...» регламентируется действующим в ООО «ИНФОПРОГРЕСС...» «Положением об обучении».

Организация действующего процесса обучения персонала представлена на рис.2.3.1.

Рис. 2.3.1. Система обучения персонала ООО «ИНФОПРОГРЕСС...»

Контроль за выполнением текущих планов подготовки персонала осуществляет руководитель отдела по работе с персоналом.

Возложена ответственность только за организацию обучения персонала на отдел по работе с персоналом. Этого не достаточно, поскольку помимо организации необходимо учитывать методическое обеспечение и контроль за содержанием и качеством учебного процесса.

Профессиональная подготовка и адаптация нового сотрудника осуществляется на основании действующего «Положения о наставничестве», посредством наставников из числа действующих сотрудников предприятия. Сотрудник отдела по работе с персоналом по согласованию с мастером смены выносит на утверждение Генеральному директору кандидатуру для наставничества и закрепления за ним новичка. В своей работе наставник руководствуется этим положением, однако система поощрения наставничества в нем отсутствует, что исключает материальную заинтересованность и эффективность передачи знаний от наставника к обучаемому, к тому же данная система распространяется исключительно на категорию «Рабочие», что не совсем правильно.

На основании оценки персонала и заявок подразделений, повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих проводят не реже одного раза в пять лет, что является в свою очередь положительным моментом, однако руководству предприятия и отделу по работе с персоналом не стоит опираться только на эти показатели.

Для обеспечения непрерывности в повышении квалификации на предприятии применяются такие формы обучения, как курсы целевого назначения, курсы повышения квалификации, длительное периодическое обучение.

Обучение персонал проходит в двух и единственных профилирующих специализированных образовательных учреждениях города Аа:

1. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «А… государственный нефтяной институт». Также на базе института существует А….ский зональный центр Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан (АЗЦ МРЦПК РТ).

2. Негосударственное образовательное учреждение «Центр подготовки кадров - Татнефть» ОАО «Татнефть» (НОУ «ЦПК-Татнефть»). Обучение в НОУ «ЦПК-Татнефть» осуществляется по 235 направлениям.

Несомненно, что представленная система обучения охватывает все категории персонала на всех уровнях. Однако, процесс обучения персонала на предприятии ограничивается этапами, а именно:

1. подача заявок на обучение от подразделений и разработку программы обучения;

2. подбор преподавателей и определение того, где будут обучаться рабочие (на предприятии или в учебном заведении);

3. непосредственно обучение;

4. оценка обучения, при отрицательной оценке проводится анализ причин вызвавших такую оценку;

5. оформление документов о проведении обучения и оформление результатов обучения и выдача удостоверений.

На основании договоров и актов выполненных работ по предоставлению образовательных услуг составлена таблица 2.3.2., в которой в процентном соотношении представлено количество обученных работников вне предприятия и с отрывом от производства (из общего количества обучаемых).

Таблица 2.3.2. Количество обученных вне предприятия, с отрывом от производства за 2009-2011 гг.

Ед. измер.

Всего обученных

с отрывом от работы

Доля обучен-ных, %

Всего обученных

с отрывом от работы

Доля обучен-ных, %

Всего обученных

с отрывом от работы

Доля обучен-ных, %

Руководители

Спец.,служащ.

По данным таблицы 2.3.2 составлена гистограмма 2.3.2-1.

Рис. 2.3.2-1. Количество обученных с отрывом от производства

В целом, за исследуемый период количество сотрудников, повысившие свою квалификацию и прошедшие профессиональную подготовку с отрывом от производства составляет больше половины (64-67%) от общего числа обученных за этот же период, что негативно влияет на производительность труда, рост числа простоев и сокращению объемов производства. При обучении вне предприятия основной упор делается на теорию, а не на практику и не учитывается специфика деятельности предприятия.

Для того чтобы более подробно проанализировать количество обучаемого персонала, нужно рассмотреть уровень образования и уровень квалификации работников на предприятии.

Существует определенная зависимость между уровнем образования и квалификацией работника. Уровень и продолжительность общего и профессионального образования и обучения, стаж практической работы и накопленный производственный опыт являются основными моментами, определяющими квалификацию работника.

Общий показатель образовательного уровня интересен по категориям персонала и рассчитан по формуле:

Применяя данную формулу, рассчитан коэффициент образовательного уровня по категориям персонала и по годам в целом:

Также проведено исследование по уровню квалификации сотрудников по категориям и по предприятию в целом.

Уровень квалификации был рассчитан по формуле:

Применяя данную формулу, рассчитан уровень квалификации по категориям и по годам в целом:

Полученные результаты внесены в таблицу 2.3.3.:

Таблица 2.3.3. Состав персонала по уровню образования и квалификации, распределенный по категориям за период с 2009 по 2011 гг.

Ед. измер.

Уровни образования

нач. проф.

высшее проф.

послеву-зовск. проф.

Руководители

Специалисты, служащие

Руководители

Специалисты, служащие

Руководители

Специалисты, служащие

По данным таблицы 2.3.3. сформирована гистограмма, представленная на рис. 2.3.3-1., наглядно демонстрирующая уровень образования персонала предприятия за исследуемый период.

Подобные документы

    Особенности подготовки и повышения квалификации персонала организации. Общая характеристика компании "Юнити", анализ видов деятельности. Знакомство с основными задачами подготовки кадров, основные пути совершенствования подготовки и квалификации кадров.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2013

    Сущность, основные принципы и методы повышения квалификации персонала. Основные формы обучения, повышения квалификации и подготовки кадров в условиях современной рыночной экономики. Роль и значение высококвалифицированных трудовых ресурсов в экономике.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2015

    Роль подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в повышении экономической эффективности организации. Основные формы обучения, повышение квалификации и подготовки кадров в условиях рыночной экономики. Анализ системы обучения кадров.

    дипломная работа , добавлен 13.11.2008

    Сущность, значение, особенности подготовки и повышения квалификации. Организация и методика производственного обучения, порядок управления им. Пути совершенствования организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятия.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2011

    Организация и методика производственного обучения и его эффективность. Управление профессиональным обучением кадров. Анализ профессиональной подготовки в системе Российского образования. Оценка эффективности повышения уровня профессиональной подготовки.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2010

    Организация и методика подготовки, повышения квалификации и продвижения кадров предприятия. Управление профессиональным обучением кадров. Анализ системы квалификации и способов продвижения кадров государственного учреждения. Обучение на рабочем месте.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2014

    Основные формы повышения квалификации кадров в условиях рыночной экономики. Организация и методика производственного обучения. Организационно-экономическая характеристика ОАО "Белагромаш-Сервис". Анализ переподготовки и повышения квалификации персонала.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2010

    Система профессиональной подготовки. Цели и задачи подготовки персонала. Подготовка, переподготовка персонала на отечественных предприятиях. Анализ эффективности применяемых форм повышения квалификации персонала на предприятии на примере ООО "МаГиК".

    курсовая работа , добавлен 24.04.2015

    Необходимость использования новых форм и методов подготовки кадров для работы с новейшей техникой. Организационная диагностика и анализ проблем системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на ОАО "Белгородский молочный комбинат".

    курсовая работа , добавлен 11.01.2014

    Сущность, значение, особенности подготовки и повышения квалификации кадров. Организация и методика производственного обучения, и управление данным процессом. Эффективность работы по повышению квалификации кадров производственной зоны автосервиса.

Подготовка работников-профессионалов на отечественных предприятиях является одной из важных задач профессионального образования. Процесс подготовки работников непосредственно на предприятиях всегда оставался одним из важных этапов обучения, подготовки и переподготовки кадров, однако за последнее время его значение и роль изменились.

В СССР существовала широкая сеть подготовки работников непосредственно на предприятиях. Так, по данным за 1979 год ежегодно на производстве обучались новым профессиям около 6 млн. чел., а более 20 млн. рабочих повышали свою квалификацию. При этом существовала сеть наставников – опытных рабочих, обучающих новичков, непосредственно на рабочих местах.

Настоящее время характеризуется наличием двух тенденций в области подготовки профессиональных кадров:

1. Происходит развитие и преобразование учебных заведений и центров профессиональной подготовки работников.

2. Сокращаются объемы подготовки рабочих непосредственно на производстве, возможности самого производства в организации профессиональной подготовки, не используется институт наставничества.

Уже сегодня в реформировании профессионального образования необходимо учитывать следующие основные тенденции:

Ø в условиях рыночной экономики человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжающимся своим главным капиталом – квалификацией. Сегодня для значительной части трудоспособного населения России, крайне трудно преодолеть психологический барьер перехода из позиции наёмного государственного работника к позиции активного субъекта рынка труда – что надо самому искать достаточно высокооплачиваемую работу, что можно одновременно работать в нескольких местах и т.д.

Ø в условиях рыночной экономики в силу чрезвычайно высокой подвижности её конъюнктуры каждому человеку приходится не только часто менять место работы, но и в среднем на протяжении трудовой жизни 5-6 раз менять профессию. Это требует, во-первых, сломить сложившийся у нас психологический стереотип, когда хорошим работником считался человек, десятилетиями проработавший на одном рабочем месте. Во-вторых, в этих условиях молодёжь должна получать такое профессиональное образование, которое будет позволять ей относительно легко осваивать новые профессии в будущем, образно говоря, профессиональное образование должно стать конвертируемым.

Главной особенностью современного производства является изменение его технологической базы и передача контрольных и управляющих функций человека техническим средствам. Данный процесс приводит к непрерывной модификации используемого оборудования, частой смене используемых механизмов, и как следствие, к необходимости постоянного повышения квалификации и переобучения работников.


Целью подготовки работников-профессионалов на отечественных предприятиях является обеспечение предприятий квалифицированными кадрами работников с учетом происходящих в обществе научно-технических, технологических и социально-экономических изменений .

Выделяют следующие принципы подготовки работников-профессионалов на отечественных предприятиях:

Ø Целостность системы профессионального образования и преемственность различных его видов и форм;

Ø Опережающий характер обучения на основе прогноза научно-технического развития и условий развития конкретного предприятии или отрасли народного хозяйства;

Ø Гибкость различных форм профессионального образования, возможность их использования на отдельных этапах образования;

Ø Профессиональное и социальное стимулирование обучения работников;

Ø Построение системы профессионального образования с учетом конкретных возможностей предприятия, социально-экономических условий его функционирования.

Нормативным документом организации подготовки работников-профессионалов на отечественных предприятиях служит Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров. В Типовом положении:

Ø Определены порядок и функции управления непрерывным обучением различных уровней;

Ø Установлены формы и виды обучения, обеспечивающие его непрерывность для специалистов и рабочих;

Ø Указаны роль и значение учебно-материальной базы в обеспечении непрерывного образования;

Ø Указаны источники финансирования расходов на обучение кадров.

Подготовка работников-профессионалов на отечественных предприятиях предусматривает следующие виды и формы обучения :

Ø Подготовка новых рабочих из числа не имеющих профессий.

Ø Переподготовка с целью освоения новых профессий в результате внедрения новой техники и для желающих сменить профессию.

Ø Обучение работников вторым профессиям с целью расширения профессионального профиля и эффективной работы.

Ø Повышение квалификации работников с целью углубления профессиональных знаний, умений и навыков.

Ø Повышение квалификации работников с целью изучения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, новых методов хозяйствования, новых форм организации труда.

В России на производстве применяется три основных вида профессионального обучения:

Подготовка новых работников определенной квалификации из числа вновь поступивших на предприятие;

Повышение квалификации работников:

Переподготовка и обучение новым профессиям.

1. Подготовка новых работников на предприятии - это форма профессионального обучения лиц, ранее не имевших профессии. Такое обучение проводится по профессиям, перечень которых утверждает Министерство общего и профессионального образования РФ. Подготовка работников осуществляется по курсовой (от 10 до 30 человек), групповой (обучение осуществляет инструктор, не освобожденный от своих прямых обязанностей) и индивидуальной формам обучения. Выделяют следующие ступени профессионального обучения:

Ø 1-я ступень обучения – работники должны овладеть производственными навыками, необходимыми для выполнения работы в требуемом темпе, с соблюдением технологических требования и установленной технологии, выполнять нормативы объема работ, применять рациональные приемы труда и организации рабочего места;

Ø 2-я ступень обучения – работники должны овладеть знаниями и умениями, необходимыми для глубокого представления о сущности выполняемого технологического процесса. Здесь работник овладевает широким кругом профессионально-технических знаний, самостоятельно принимает решения о воздействии на ход технологического процесса и обеспечивают его успешность:

Ø 3-я ступень обучения – происходит повышение квалификации работников, как обучавшихся ранее на предприятии, так и принятых вновь. Работники на данной ступени обучения подготавливаются к многообразной профессиональной деятельности, овладевают в совершенстве знаниями, умениями и навыками, необходимых для выполнения работ, расширяют знания по смежным специальностям.

После окончания третей ступени обучения работник приобретает знания в определенной системе, поэтому он умеет ими лучше пользоваться, глубже проникает в понимание сути производственного процесса. Он свободно оперирует понятиями, анализирует факты, самостоятельно дает объяснение им.

2. Повышение квалификации работников является формой профессионального обучения, направленной на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии. На предприятия для повышения квалификации работников организуются:

· производственно-экономические курсы – создаются для повышения квалификации, углубления и расширения знаний, умений и навыков работников по имеющейся у них профессии до уровня, соответствующего требованиям производства. Успешное окончание курсов является необходимым условием для присвоения работникам более высокого квалификационного разряда;

· курсы целевого назначения – создаются для изучения нового оборудования, изделий, материалов, технологических процессов, средств механизации и автоматизации, применяемых в производстве, правил и требований их безопасной эксплуатации;

· школы по изучению приемов и методов труда – создаются в целях массового освоения приемов и методов труда высококвалифицированных работников, добившихся значительных успехов в своей области.

3. Переподготовка и обучение новым профессиям работников предприятия – это профессиональное обучение новой профессии работников, уже имеющих профессию. Переподготовка организуется для обучения работников, высвобождаемых по каким-либо причинам на предприятии, а также изъявивших желание сменить профессию. Переподготовка и обучение новым профессиям работников предприятия заканчивается сдачей квалификационных экзаменов.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Бухучет инфо Оквэд 4941 расшифровка с года Бухучет инфо Оквэд 4941 расшифровка с года