Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте. Подготовили: Кремлякова О.Ю, Кутор Н.С

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Палочки Кюизенера в работе учителя-дефектолога Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Для детей 3-7 лет Задачи: 1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа. 2. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. 3. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости. 4. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. 5. Развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь. 6. Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности. 7. Развивать умение работать в коллективе. Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком. В состав комплекта входят: белая - число 1 - 25 штук, розовая - число 2 - 20 штук, голубая – число 3 - 16 штук, красная – число 4 - 12 штук, жёлтая – число 5 - 10 штук, фиолетовая – число 6 - 9 штук, чёрная – число 7 - 8 штук, бордовая – число 8 - 7 штук, синяя – число 9 - 5 штук, оранжевая – число 10 - 4 штук. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство". В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной. Методическое обеспечение Раздаточный материал Альбом для детей 2-3 лет Альбом для детей 3-5 лет Методическое обеспечение Альбом для детей 5-8- лет Карточки для детей 5-8 лет Основные дидактические задачи Способы реализации с помощью палочек Кьюизенера (возможные варианты мотивации) Сенсорное восприятие цвета и размера Раскладывание в коробочки, мешочки, свободное манипулирование. Строительство разноцветных дорожек, домиков, мебели для матрёшек. Усложнение: выкладывать из палочек по рисункам, цветным схемам. Различные коврики*. Сравнение по величине, длине, ширине, высоте, форме. Умение видеть закономерность, глазомер. Игры конструирования по числовым схемам и контурам – кошечек, собачек, героев сказок, лесенок. Выкладывание цифр по схемам из палочек, букв, слов, сказочных героев – расколдуй сказку. Пирамидка*, лесенка. Различные коврики по цифровым схемам. Кодирование схем в играх типа: «Найди сокровище», «Кто быстрее к цели» и т.п. «Расшифровка старинных рукописей». Поезда с вагончиками*. Использование в сюжетных играх. Загадки: «Сколько колёс у 2-х машин?», показать палочкой, «Сколько лет брату?» и т.п. Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: >,< Строительство лесенок(определение смежных ступенек, сколько всего ступенек, вверх, вниз от заданной ступеньки и т.п.). Поезд с вагончиками * (сколько вагонов, какой по счету красный, какой по порядку вагон стоит между черным и красным, левее синего) и т.п. «Говорящие числа» - озвучивание «Я больше тебя, он меньше меня». Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий «Как растут дома?» - многоэтажные: где жильцы единицы, где жильцы 2 меньших числа. «Кто в домике живет?». «Рассели числа» «Расставь номера домов» «Как зверята играли в числа». Понятия четных и нечётных чисел. Строительство лесенок из четных и нечетных чисел Дети «прыгая» по ступеням называют ряд четных и нечетных чисел Использование палочек, как мерки. Речевые умения. Измерение различных предметов, обсуждение результатов. «Измерь дорожку», «Кто быстрее достигнет цели». Сказочные ситуации различной мотивации. Решение логических задач. Понимание словесных заданий с усложнением и их решение. Различные задания по расположению палочек относительно друг друга, кодирование карт, схем и т.п. Игры КВН. Разгадывание кроссвордов. Задавание вопросов друг другу. Создание своих сюжетов. Развитие творческих способностей, самостоятельности. Придумывание рассказов, сказок. Примеры: расставь палочки так чтобы белая была между красной и синей, а рядом с синей, жёлтая. По аналогии другие задания дети задают друг другу. Придуманный сюжет - как попасть в волшебную страну, решив правильно задачу и т.п. Поезд из 3-х вагонов: розового, жёлтого и голубого цвета, при этом голубой в середине, а розовый не первый. В какой последовательности сцепить вагоны? Сколько пассажиров едет всего в поезде? Ответ на последний вопрос дают, приложив оранжевую полоску ко всем вагонам. * - Множество вариантов заданий различной степени сложности и мотивации. Рекомендации к использованию 1. Освоение комплекта. Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружение из них построек. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру. 2. Построение лестницы. Дети строят лестницы разных размеров, что сопровождается рассматриванием палочек и изучением их особенностей. Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине. 3. Освоение отношений по длине, высоте, массе, объёму. Используются различные игровые задачи: «Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) желтой. Найдите ее! (Скажите какую)». Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной". Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопросов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы "да" или "нет". 4. Составление ковриков. составление узоров. Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же" Возможны различные варианты. Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т.д. Составление узоров. 5. Развитие у детей количественных представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?« Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено. В 3-4 года воспитатель предлагает найти палочку "1", уточняет, какого она цвета, предлагает положить перед собой, затем палочку "2" и положить ее под белую палочку так, чтобы получилась ступенька. - А теперь найдите "З", Какого цвета палочка "З"? Положите голубую палочку "3" под розовую. Давайте посчитаем, сколько же ступенек получилось? Поставьте пальчик на белую палочку (кубик) и вместе считаем, каждый раз переставляя пальчик. - Сколько же ступенек в лесенке? Три. - Давайте проверим, не ошиблись ли мы? Дети снова считают. Порядковый счет осваивается детьми трех-четырех лет одновременно с количественным. Поэтому дальнейший ход рассуждений и действий следующий: - Которая по счету белая палочка? (Если считать сверху вниз). - Первая. А которая по порядку розовая палочка? - Вторая. А голубая - третья. Давайте теперь вместе посчитаем по порядку сверху вниз. Поставьте пальчик на верхнюю палочку "один" и считаем: первая, вторая, третья. Пальчик шагает по ступенькам и считает. Давайте еще раз посчитаем. А теперь посчитаем в обратном порядке: снизу вверх. Поставьте пальчик на нижнюю ступеньку, он будет "шагать" по ступенькам и считать. Считаем: третья, вторая, первая. Постепенно числовая лесенка увеличивается и соответственно в ходе игровых упражнений детьми осваивается количественный и порядковый счет. Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают, (независимо от возраста) им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Освоив построение числовой лесенки и поупражняясь в количественном и порядковом счете, дети переходят к называнию смежных чисел. Их спрашивают: "Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?". Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проверку этого положения удобно осуществлять палочкой "1", переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке. Воспитатель говорит при этом: "К одному прибавить один получается два, к двум прибавить один получится три" и т. д. 6. Состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Упражнениям придается игровой характер (игра "Поезд"). Упражнения Найти палочку "З", уточнить цвет и положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех "единиц" (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел. Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Например, составили число 5: 4 и 1,1 и 4, 3 и 2, 2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку), определить, сколько останется. Упражнения разнообразятся. Освоив состав чисел, действия сложения и вычитания на цветных палочках, они начинают осуществлять их в уме (в 5-6 лет). 7. Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел). Упражнения. - Возьмите палочку "З", разделите ее на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (Три палочки).- Покажите 1/3 часть, 2/3 части; 3/3 части чему равно? Ответ: трем или одному целому. Если мы снова под палочку "3" положим 3 белых палочки, то получим опять число три. - Чему же равно 3/3 части? - А что больше: 1/3 часть или 2/3 части? После соответствующего практического действия сравнивается 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой. Упражнения проводятся на всех числах, части целого дети показывают или кладут их на ладонь руки. 8. Умножение при помощи палочек (осваивается детьми 6-7 лет). Методика: взять палочку -"1" только один раз и положить перед собой на столе. -Если мы палочку "1" взяли только один раз, сколько же получилось? -А если взять не один раз, а два раза, один и еще один, так сколько же получится, если один взять два раза? (Два). Какой палочкой проверим ответ? (Розовой). - Возьмите "1" три раза. Сколько получилось? Проверьте ответ. Затем дети осваивают правила умножения числа два, замечают, что по мере увеличения числа, на которое умножается число два увеличивается ответ тоже на два. Ответ в случае перехода через десяток дети составляют из имеющихся в наличии палочек. Для освоения действия деления можно предложить детям игру. Взять палочку "8" и разделить ее так, чтобы у каждого получилось по два; по четыре. Играют трое детей и делают палочку "9", чтобы каждый получил по "три". Примеры использования лесенка тарелка заяц жираф медведь страус самовар грузовик домик с крылечком верблюд Елена Прекрасная цветок

Подготовила воспитатель Михайлова И. В. МКДОУ №19 Детский сад “Малышок” город Шелехов Иркутская область Активизация познавательных процессов детей с помощью палочек Кюизенера Важнейшей задачей воспитания ребёнка – является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. Одной из универсальных технологий является технология Х. Кюизенера, бельгийского математика, палочки Кюизенера. Это пособие также называют цветными числами. Основными особенностями данного дидактического материала являются абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Преимущественно палочки используются в предматематической подготовке, но находят своё применения и в другом – эксперементировании (в качестве объекта эксперементирования или средства измерения), в конструировании (в качестве материала для выкладывания плоских изображений или объёмных построек), в сюжетно – ролевых играх (в качестве предмета заместителя) Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. В наборе содержится 241 палочка 10 различных цветов и длин от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, т. е. длиной в см. Близкие по цвету палочки объединяются в одно семейство. Подбор палочек в одно семейство не случаен, а связан с величиной. В “семейство красных” входят числа, кратные двум; “семейство синих” – числа, кратные трём; “семейство жёлтых” – числа, кратные пяти; кубик белого цвета – семейство белых (единица); палочка чёрного цвета – семейство чёрных (семь). С математической точки зрения палочки Кюизенера это множество, на котором легко обнаруживаются отношения и порядка. Цвет и величина,моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий. Работа с палочками Кюизинера предусматривает два этапа. Первый этап. Реализуется в младшем и среднем возрасте (3 – 5 лет) Палочки вначале используются как игровой материал. Второй этап. Реализуется в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) Каждая палочка обозначается числом. Игры с палочками на первом этапе Младший возраст 1 Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи красную, синюю и т. д. 2 Возьми в правую руку столько палочек, сколько можешь удержать, назови цвет каждой палочки. 3Выбери палочки одного цвета и построй заборчик для утёнка. 4 Возьми синюю и красную палочку, сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд для петушка из других палочек. Средний возраст 1 Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга). Подровняй с одной стороны. Какого цвета длинная палочка? Короткая? 2 Найди с закрытыми глазами в наборе 2 палочки одинаковой длины. Открой глаза. Какого они цвета? 3 Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? 4 Построим домик для матрёшки. Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат. Стены готовы. Из двух синих палочек постройте крышу. Какой формы получилась крыша у дома? Что бывает у дома, кроме стен и крыши? Возьмите 2 розовые палочки и сделайте окно, из 2 жёлтых палочек – дверь. Какой формы окно, дверь? Игры с палочками на втором этапе Каждая палочка обозначается числом. Количественные отношения не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается показом, а даёт ребёнку возможность выбирать действие самому. Ребёнок быстро учится кодировать игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира. С помощью “чисел в цвете” детей также легко подвести к осознанию соотношений “больше - меньше”, “больше – меньше на…”, научить детей делить целое на части, познакомить с составом числа из двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания, организовать работу по усвоению таких понятий, как “левее”, “правее”, “между”, “длиннее”, “короче”,”между”, “каждый”, и др. Ознакомление с “цветными числами” Число 1. Сегодня мы узнаем один секрет, секрет этих волшебных палочек. Каждая палочка обозначает число. Найдите в наборе самую короткую палочку. Какого она цвета? Назовите самое маленькое число. Как вы думаете, какое число обозначает белая палочка? Почему? Число 2. У Маши 1карандаш, а ей надо 2. Что сделает Маша? (возьмёт ещё 1, станет 2) Как получить число 2?(к 1 прибавить 1) Как получить палочку 2? (к палочке 1 положите палочку 1) Найдите в наборе такую палочку, которая по длине будет как 2 палочки 1. Какого цвета эта палочка? (розовая) Какое число обозначает розовая палочка? Почему? Состав числа из двух меньших. Состав числа 7. Найдите в наборе палочку 7. Какого она цвета? Найдите в наборе 2 таких палочки, чтобы по длине они вместе были такие же, как палочка 7. Докажите. Из каких чисел состоит число 7? (рассмотреть все варианты) Составление числового домика. Подведение итога – из каких чисел состоит число 7? (7 состоит из 3и 4, если вычесть 4, то останется …. 7 состоит из 5 и 2, если вычесть 5, то останется ….) 1 Д/и “Угадай палочку” Ведущий задумывает любую палочку из набора, играющие могут задавать ведущему вопросы об этой палочке, кроме её цвета. Ответы “да” или “нет ”, Вопросы ставятся до тех пор, пока не отгадают цвет палочки и её числовое значение. 2 Д/и “Поезд” Составь поезд от самой короткой до самой длинной палочки. Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какой по цвету вагон стоит между белым и голубым? Какой он по порядку? 3 Измерь длину карандаша розовой палочкой, этот же карандаш измерь жёлтой палочкой. Почему ответы получились разные? Для всех возрастных групп можно использовать конструирование из палочек по образцу и представлению. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. При выполнении этих условий, результат не заставит себя ждать.

Цветные палочки КюизенераПалочки
Кюизенера
в познавательно-речевом развитии старшего и дошкольного
возраста в образовательной деятельности.
"Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю." Конфуций
Шораева Магира Зейнадиновна
Кругляковская Светлана Анатольевна
воспитатель
воспитатель

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые
еще называют «числа в цвете», цветными
палочками,
цветными
числами,
цветными
линеечками. Названы они так в честь изобретателя
Джорджа Кюизенера (1891- 1976) - бельгийского
учитель начальной школы. В 1952 году он
опубликовал книгу «Числа и цвета».

Цветные палочки являются многофункциональным математическим
пособием, которое позволяет «через руку» ребенка формировать понятие
числовой последовательности, состава числа, отношений «больше- меньше»,
«право- лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и
воображения, познавательной активности, мелкой моторики, нагляднодейственного мышления, внимания, пространственного ориентирования,
восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Палочки Кюизенера – это 10 различных по цвету и величине параллелепипедов, выполненных
из дерева или пластика. Длина их колеблется от 1 до 10 сантиметров.
Самая короткая палочка обозначает единичку, палочка в два раза длиннее – двойку и так далее.
2
4
8
«Синяя семья»
кратная 3
3
6
9
5
10
Кубик белого цвета («семейство белых») целое число
раз выкладывается по длине любой палочки, а число
7 обозначено черным цветом, образуя отдельное
«семейство».
1
7

Существуют определенные схемы, по
которым можно составить целый сюжетный
рисунок (сказку):

Развитие речи и обучение грамоте
- помогают выделять неударные и ударные слоги, подчеркивать ритмы. Эту технологию
можно успешно применить на русском языке.
Вот таким образом показываем ударение и соответственно разделяем слоги - очень
популярная методика для обучения чтению, которую вы могли встречать раньше в наших
азбуках:
Чаш
ка
та
рел
ка
Игра «Чистюли»
Ну-ка, ну-ли, ну-ка, ну-ли, будем чистить мы кастрюли.
Мы почистим их песочком, обольём их кипяточком,
посмотрели на кастрюлю – в ней увидели чистюлю.
Кас
трю
ля

Делим слова на слоги

Палочки Кюизенера и обучение грамоте

На первоначальном этапе была создана предметно-развивающая
среда, приобретены цветные палочки, демонстрационный
материал, методическая литература.
Я использую в своей работе:
книгу Комаровой Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера».
«Игры и упражнения с палочками Дж.Кюизенера»
Пособие Новиковой, Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера» и раздаточный материал к этому пособию
Альбомы:
«Волшебные дорожки»
«Дом с колокольчиками»
«На золотом крыльце...»
«Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам
Дьенеша»
«Сюжетно-дидактические игры «Страна блоков и палочек»

Методика Кюизенера – универсальна.
Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и
объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное
положительное воздействие на ряд пограничных областей: развивают мелкую
моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение,
приучают к порядку.
.

Путешествие в сказку «Три медведя».

Путешествие в сказку.
Миски медведей
5

В каждом городе нашей огромной страны есть место, где живет, растет и
развивается целый мир, имя которому – Детство.
Детство в маленьких ботинках
Неуклюже входит в дом.
Мир игрушек и картинок,
Паровозик, кукла, гном.
Мир волшебный, необычный,
Он открыт со всех сторон,
Мир, как будто бы привычный,
Сам ребенок правит в нем.
Мир загадок, где все ярко…
Взрослый! Осторожно! Впереди
Хрупкий, маленький подарок
Детской, всеобъемлющей души!
От того, кто встретит маленького ребенка в этом мире, кто посмотрит в его
широко распахнутые и удивленные глаза, и кто улыбнется ему самой теплой
и ласковой улыбкой, - зависит многое…

Прошу оценить работу
Вы заинтересовались данными
игровыми технологиями.
Технология интересна, но я не смогла
убедить вас в необходимости применения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Цветные палочки Кюизенера Кругляковская Светлана Анатольевна воспитатель Палочки Кюизенера счетные палочки, числа в цвете, цветные палочки, цветные линеечки. Кругляковская Светлана Анатольевна воспитатель г. Каменск-Уральский МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида»

2 слайд

Описание слайда:

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Названы они так в честь изобретателя Джорджа Кюизенера (1891- 1976) - бельгийского учитель начальной школы. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета».

3 слайд

Описание слайда:

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руку» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше- меньше», «право- лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

4 слайд

Описание слайда:

Палочки Кюизенера – это 10 различных по цвету и величине параллелепипедов, выполненных из дерева или пластика. Длина их колеблется от 1 до 10 сантиметров. Самая короткая палочка обозначает единичку, палочка в два раза длиннее – двойку и так далее. «Красная семья» кратная 2 2 4 8 «Синяя семья» кратная 3 3 6 9 «Желтая семья» Кратная 5 5 10 1 7 Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».

5 слайд

Описание слайда:

Первый этап работы с палочками Кюизенера: игровой. рекомендованы для занятий с детьми начиная с годовалого возраста; заменяют конструктор и мозаику; развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Например через сказку: выстроить разноцветный заборчик для трех поросят, у Ниф-нифа будет маленький белый заборчик, у Наф-нафа в 2 раза больше и длиннее - красный, а у Нуф-Нуфа - самый длинный и высокий - коричневый.

6 слайд

Описание слайда:

Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Примеры заданий на первом этапе: 1. Разложите палочки по длине и цвету. 2. Попросите ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас. 3. Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. Попросите его отвернуться - и уберите из ряда одну палочку. Ребенок должен догадаться, какая палочка пропала. 4. Перемешайте все палочки Кюизенера. Попросите ребенка разложить их по цветовому признаку группами с указанием цвета. 5. С помощью красной палочки измерьте длину окружающих предметов: стола, книги и т.д. 6. Выложите фигуру и попросите ребенка сделать такую же. 7. Попросите ребенка с закрытыми глазами найти две палочки разной длины. Дайте подсказку, какого цвета одна палочка. Сможет ли он догадаться, какого цвета другая палочка? 8. Попросите ребенка выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.

11 слайд

Описание слайда:

Второй этап работы с палочками Кюизенера: математический Цель: Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику. - освоение сравнений и понятия части и целого. Например, Лунтик очень любит есть конфеты. Он может выбрать: либо полакомиться одной синей конфетой, но большой, либо большим количеством белых конфет, но маленьких. Какие конфеты выберет Чебурашка? Сколько белых конфет помещается в одну большую синюю? Таким образом, вы ребенка подводите к азам счета.

12 слайд

Описание слайда:

Состав числа: Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как желтая. 1 1 1 1 1 5 Усложнения: из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как желтая. 5 3 2 Освоение дробных чисел: Например, возьмите палочку вишневого цвета, обозначающую число 4. Сколько красных палочек в нее помещается и соответственно какую часть составляет красная палочка от коричневой? 1 1 Ответ: 2/4

13 слайд

Описание слайда:

Палочки Кюизенера – понятная «визитная карточка» таблицы умножения. Начнем с белой палочки, обозначающей число один. Если ее взять в единственном числе, то и получится число один. (1 х 1 = 1) Если взять десять белых палочек, получится уже число 10, которое нужно проверить «правильной палочкой». (1 х 10 = 10) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1

14 слайд

Описание слайда:

Примеры заданий на втором этапе 1. Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1 до 10 и обратно. 2. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной. 3. Вы называете число - ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее - задача усложняется, числа идут вразбивку. 4. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего. 5. Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной. 6. С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами). 7. Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной. Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон.

15 слайд

Описание слайда:

Палочки Кюизенера и обучение языку - помогают выделять неударные и ударные слоги, подчеркивать ритмы. Эту технологию можно успешно применить на нашем родном русском языке. Вот таким образом показываем ударение и соответственно разделяем слоги - очень популярная методика для обучения чтению, которую вы могли встречать раньше в наших азбуках: Игра «Чистюли» Ну-ка, ну-ли, ну-ка, ну-ли, будем чистить мы кастрюли. Мы почистим их песочком, обольём их кипяточком, посмотрели на кастрюлю – в ней увидели чистюлю. Ком на та Со ба ка Кас трю ля

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

На первоначальном этапе была создана предметно-развивающая среда, приобретены цветные палочки, демонстрационный материал, методическая литература. Я использую в своей работе: книгу Комаровой Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера». «Игры и упражнения с палочками Дж.Кюизенера» Пособие Новиковой, Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» и раздаточный материал к этому пособию Альбомы: «Волшебные дорожки» «Дом с колокольчиками» «На золотом крыльце...» «Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша» «Сюжетно-дидактические игры «Страна блоков и палочек»

леся гоге
Презентация «Палочки Кюизенера»

Палочки

Кюизенера

как средство развития

математических способностей

у детей дошкольного возраста

Бельгийский педагог и математик Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки , которые еще называют «числа в цвете» , цветными палочками , цветными числами, цветными линеечками

Для детей 3-9 лет

Комплект состоит из 116 пластмассовых палочек , 10 разных цветов и разной длины. Наименьшая палочка имеет длину 1 см ., и является кубиком. Цифры от 1до 10, знаки действий, знаки отношений.

В состав комплекта входят :

белая - число 1 - 25 штук,

розовая - число 2 - 20 штук,

голубая – число 3 - 16 штук,

красная – число 4 - 12 штук,

жёлтая – число 5 - 10 штук,

фиолетовая – число 6 - 9 штук,

чёрная – число 7 - 8 штук,

бордовая – число 8 - 7 штук,

синяя – число 9 - 5 штук,

оранжевая – число 10 - 4 штук

Эти палочки представляют следующие классы чисел :

Класс белых чисел образует число один. Он представлен белыми палочками .

Класс красных чисел – числа кратные двум (2, 4, 8) . Это палочки розового (2, красного (4, бордового (8) цветов.

Класс синих чисел – числа, кратные трём (3, 6, 9) . Это палочки голубого (3, фиолетового (6, синего (9) цветов.

Класс жёлтых чисел – числа кратные пяти (5, 10) . Он представлен палочками жёлтого (5) и оранжевого (10) цвета.

Класс чёрных чисел образует число семь. Это палочки чёрного цвета .

Используются «цветные числа» и в виде плоских полосок, окрашенных в те же цвета. Они больше по размеру (длина белой полоски 2 см, с ними легче манипулировать в процессе игры.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес у детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысленных задач.

Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счетные палочки КЮИЗЕНЕРА :

1) Палочки -один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным. 2) Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами и т. д.) ребенок получает, играя. 3) Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. 4) Благодаря палочкам , развивается логическое мышление. 5) Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований. 6) Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях и в школе. 7) Этот материал также можно использовать с целью коррекции. 8) Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться. 9) Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи. 10) Этот материал может быть использован в диагностических целях.

Этапы обучения в ДОУНа первом этапе (работа с детьми 2-4 лет) палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками , создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, размер, форма. На втором этапе (работа с детьми 4-7 лет) палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий, количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте, арифметических действий…

Игровые упражнения с палочками Кюизенера :

1. «Цветные коврики» . Цель : Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.

2. «Играем с цветом» . Цель : Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.

3. «Измерение с помощью палочки-мерки » . Цель : Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.

4. «Дополни» . Цель : учить сравнивать рядом стоящие числа.

5. «Подбери цифру» . Цель : умение соотносить количество предметов с цифрой.

6. «Цветные числа» . Цель : закрепить счет в пределах 10.

7. «По порядку становись» . Цель : упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.

8. «Кто где живет» . Цель : умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.

9. «Составь число» . Цель : знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.

10. «Больше - меньше» . Цель : приучать употреблять в речи не цвет палочки , а число, которое оно обозначает.

11. «Найди дом для палочки » . Цель : совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.

12. «Конструирование цифр» . Цель : развивать умение изображать цифру разными способами.

Ожидаемый результат

Использование Палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной игровой деятельности, включение в учебно-образовательный процесс совершенствует процесс формирования элементарных математических представлений, повышает интерес детей к занятиям математикой, а также способствует развитию умственных способностей дошкольников.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Палочки-игралочки»

.

Масликова Ольга. Воспитатель группы детей с РАС. Игра может быть использована для детей от 4 до 6 лет. Я долго думала какую ещё развивающую.

Пособие предназначено для детей от 2 лет. "Весёлые палочки" – детская игра, которая не только позволяет с интересом провести время, но и.

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике.

Информация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39» Информация для родителей. «Как.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бухучет инфо Оквэд 4941 расшифровка с года Бухучет инфо Оквэд 4941 расшифровка с года К чему птица бьется в окно по народным приметам Если птица долбится в окно К чему птица бьется в окно по народным приметам Если птица долбится в окно Запасы, производство и потребление нефти по странам мира Запасы, производство и потребление нефти по странам мира