Ветер гонит стаю туч. Стихотворение "катанье" кубанев василий михайлович

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

На поля, где желтела пшеница,
Вдаль направив волнистый разбег,
Пеленою пушистой ложится
Серебристый, искрящийся снег.

Щеки парней горят от мороза,
Щеки девушек — мака красней.
Разрешил председатель колхоза
На катанье им взять лошадей.

Понеслись, словно лебеди, сани,
Вихрем кружится около снег.
И от речки далекой с катанья
Вдаль задорный разносится смех.

Ветерок треплет конские гривы,
И пылает в жару голова.
Как во сне, улыбаясь счастливо,
Шепчет девушка парню слова.

Еще стихотворения:

  1. Дождик хлещет. Сквозь опорки Слякоть ноги холодит. Ветер треплет на пригорке Ветки голые ракит. Жмется ласково котомка К истомленному горбу, И пою, как птица, громко, Славя путь мой и судьбу....
  2. Все отступило: удачи и промахи… Жизнь! Тайники отмыкай! Веет, смеется метелью черемухи Благоухающий май. Старая школа, родная и душная, Ульем запела… и вот — Вальсов качающих трели воздушные Зал ослепительный...
  3. Написано с Л. Козловой Сегодня целый день идет снег. Он падает, тихо кружась. Ты помнишь? Тогда тоже все было засыпано снегом — это был снег наших встреч. Он лежал перед...
  4. С моим Серегой мы шагаем по Петровке, По самой бровке, по самой бровке. Жуем мороженое мы без остановки — В тайге мороженого нам не подают. То взлет, то посадка, То...
  5. Вот и выпал первый снег, первый снег, Он покрыл долины рек — первый снег. А река течет черна, первый снег, Вся жива еще до дна, первый снег. Вся любовь моя...
  6. Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает...
  7. Извечно покорны слепому труду, Небесные звезды несутся в кругу. Беззвучно вращаясь на тонких осях, Плывут по вселенной, как рыбий косяк. В раздумье стоит на земле человек, И звезды на щеки...
  8. Нынче в наших горах синева, Нынче серое небо в столице. И кружится моя голова — А твоя голова не кружится? Я не шлю телеграммы в Москву, Не пленяю сияющим Крымом,...
  9. По дороге раным-рано Тянется обоз, В мгле сребристого тумана Разлился мороз. На дорогу и трущобы, Путникам назло, Снега чистого сугробы Ночью нанесло. И над белою пустыней, Сквозь обрывки туч, Месяц...
  10. Ходит ветер у ворот, — У ворот красотки ждет. Не дождешься, ветер мой, Ты красотки молодой. Ай люли, ай люли, Ты красотки молодой! С парнем бегает, горит, Парню шепчет, говорит:...
  11. Кладбище паровозов. Ржавые корпуса. Трубы полны забвенья, свинчены голоса. Словно распад сознанья — полосы и круги. Грозные топки смерти. Мертвые рычаги. Градусники разбиты: цифирки да стекло — мертвым не нужно...
  12. Здесь, на речке, родное местечко, где родился, где на ноги встал. Как название пенистой речки — ни отец мой, ни дед мой, никто здесь не знал. Летом в речке воды...
  13. Звенит мой крик тоскливо-запоздалый. Уже давно осыпались цветы. Безмолвно ждет в зените полдень алый, Как бы страшась преддверья пустоты. Зову любовь… Святая, где же ты? Как пилигрим, израненный о скалы,...
  14. Разгорается высь, тает снег на горе. Пробудись, отзовись, говори о заре. Тает снег на горе пред пещерой моей, и вся даль в серебре осторожных лучей. Повторяй мне, душа, что сегодня...
  15. Почему же этой ночью Мы идем с тобою рядом? Звезды в небе — глазом волчьим… Мы проходим теплым садом. По степи необозримой, По дорогам, перепутьям… Мимо дома, мимо дыма Узнаю...
Вы сейчас читаете стих Катанье, поэта Кубанев Василий Михайлович

Консультация для родителей «Развитие словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Объём словарного запаса и владение словарём относится к области вербального мышления. Ребёнок учится анализировать предметы, явления окружающего мира, их взаимодействия и свойства. Используя словарь, выстраивая предложения и фразы, ребёнок задействует область речемыслительной деятельности. В том случае, когда словарь ребёнка недостаточен, ребёнок ограничен в вербальном мышлении. Он не может построить умозаключение, сравнить предметы, рассказать о них и проанализировать их отличия. Речь дошкольника остаётся скудной, фактической. То есть он отмечает факты, но не может установить между ними взаимосвязь. Страдает речемыслительная деятельность. Эта недостаточность сопровождает ребёнка и в последующем его развитии, отрицательно влияет на усвоение школьной программы, является препятствием к ежедневному общению с более развитыми сверстниками, которые находят общение с таким ребёнком неинтересным.

Старший дошкольный возраст это возраст активного накопления, уточнения и актуализации словаря. В первую очередь у детей с самого раннего детства развивается словарь существительных. Дети называют предметы, которые они видят вокруг себя. Далее развивается словарь предикатов, то есть глагольный словарь. Ребёнок понимает и обозначает, что знакомые ему предметы каким-то образом движутся или совершают иные действия. Самым последним формируется качественный словарь, то есть словарь прилагательных.

У детей вообще, а тем более у детей с речевой недостаточностью, словарь прилагательных формируется в недостаточном объёме. Ребёнок видит предмет, знает, как он действует, но не может дать подходящих определений самому предмету и его действию. Например, ребёнок может сказать, что птица летит. Но он затрудняется в определении признаков птицы, признаков её полёта. Скажем, если летит ворона, то она летит тяжело, низко, размашисто и плавно двигает крыльями. Если летит ласточка, она летит стремительно, высоко. Крылья вороны широкие, тяжёлые. Крылья ласточки длинные, лёгкие. Знание этих признаков позволяет ребёнку проанализировать причины, по которым различается полёт ласточки и вороны, сделать выводы из фактов, сделать перенос на другие подобные предметы.

Возьмём, к примеру, тему «Времена года». Характеризуя погодные явления осени и зимы, рассуждая о том, откуда берётся снег, мы должны понимать и описывать явления, которые невозможно объяснить без употребления признаков этих явлений. Мы используем такие прилагательные, как мокрый, сухой, морозный, холодный. Если мы говорим о фруктах, мы, описывая яблоко, используем множество прилагательных, характеризуя форму, цвет, вкус, свойства яблока.

Дети с речевой недостаточностью тоже используют имена прилагательные в своей речи. Но объём качественного словаря скуден и не даёт возможности ребёнку пространно рассуждать о свойствах и признаках предметов, сравнивая их между собой. Скажем, если вы спросите у ребёнка, какая на вкус котлета и какой на вкус банан, вероятнее всего, они ответят – вкусная, вкусный. Под это определение попадает такое множество предметов, что полноценно охарактеризовать и тем более сравнить их с использованием только данного качества совершенно невозможно. Категории величины включают в себя понятия «большой» и «маленький». Реже – «высокий» и «низкий», ещё реже – «длинный» или «короткий». Дети практически никогда не используют сложносоставные прилагательные, такие как «кисло-сладкий», «жёлто-красный». При характеристике предметов по свойствам, дети часто делают ошибки, говоря, например, что предмет одновременно лёгкий и тяжёлый, твёрдый и мягкий. Дети затрудняются в использовании прилагательных, характеризующих нейтральные признаки и свойства, например «бесцветный», «безвкусный», «пресный» и т. п.

Во многом это объясняется тем, что мышление дошкольников носит предметно-конкретный характер, а категория признака, выраженная именем прилагательным – это абстрактная категория, малодоступная пониманию дошкольников.

Предметный и двигательный мир детей – это сенсорный мир. Ребёнок получает сигналы от предмета или движения, информацию о нём через восприятие. Так получается, что восприятие это ограничено способностями ребёнка к самому факту собственного восприятия. Проще говоря – ребёнок анализирует то, что видит или чувствует, и называет это.

Исходя из этого, мы можем сделать два вывода:

1. Самостоятельное познание мира ребёнком остаётся только предметно-конкретным.

2. Без помощи взрослого абстрактные категории развиваются в недостаточном объёме и остаются некачественными.

Таким образом, становится понятно, что развитие словаря прилагательных у ребёнка – это дело взрослых. Наша задача – показать мир предметов во всём его разнообразии с помощью сенсорного исследования его предметов и явлений.

Каким же образом взрослый может помочь ребёнку расширить и качественно улучшить словарь прилагательных?

Самый простой способ: при знакомстве ребёнка с предметами и явлениями окружающего мира, взрослый должен показать ребёнку способы их исследования, рассказать об органах чувств, научить задействовать все органы в деле познания и исследования.

Прогулки:

дать возможность брать, кидать, копать, нюхать, пробовать, трогать, нажимать, всякий раз спрашивая, какое свойство предмета ребёнок видит и чувствует.

Например, лужа: глубокая или мелкая (что такое глубокая, что такое мелкая, чистая или грязная, холодная или тёплая, большая или маленькая (по величине, если имеет форму – широкая или узкая, может быть она бесформенная или круглая.

Например, лист дерева: лёгкий или тяжёлый (субъективное понятие, нужно уточнять, относительно чего мы даём такое определение: лучше всего сравнивать с ладонью самого ребёнка, какой по форме, как пахнет (сухой запах, влажный запах, душистый, затхлый (и что это такое); если затхлый, то почему).

Магазин:

дать возможность трогать, рассматривать овощи и фрукты, нюхать (соблюдая меры предосторожности, спрашивать, какой по форме, какой по цвету, какой на ощупь, чистый или грязный, блестящий или тусклый и т. п.

Очень важно при этом обращать внимание на родовые согласования И. с. с И. п.

Сенсорные игры с предметами различной фактуры:

1. выбрать из сенсорного ящика только колючие предметы, только гладкие предметы, только пушистые предметы, только мягкие и т. п.

2. выбрать из сенсорного ящика предметы по двум признакам (противоположным - для отработки антонимов - или любым случайным – для развития мыслительных процессов)

Допустим, выбрать предметы гладкие и шершавые, охарактеризовать. Охарактеризовать те же предметы по иным дополнительным признакам (а какой он ещё – по форме, по цвету, на ощупь, на вкус, на запах) Если предмет нельзя есть, мы его характеризуем прилагательным «несъедобный».

Совместная хозяйственная деятельность дома:

Пол был грязный, пыльный, липкий, тусклый. Тряпка была сухая, чистая.

Пол стал чистый, гладкий, блестящий, свежий. Тряпка стала мокрая, грязная. Почему? Ребёнок станет делать вывод, используя в речи словарь признаков, продвигаясь в накоплении и актуализации словаря, развивая речемыслительную деятельность.

Совместное чтение произведений:

Я прочитаю тебе сказку (стихотворение, а ты запомни, какими словами автор описывает признаки и свойства предметов, героев. Что это значит?

Например, программное стихотворение

"Перед дождем"

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон.

Н. Некрасов

Если прочитать ребёнку это стихотворение, он вряд ли что-то поймёт, ему будет трудно его учить, у него не возникнет ни единого образа. Он будет опираться на ключевые существительные, смутно представляя, о каких предметах сказано в стихотворении. Стихотворение покажется ему чужим, не интересным, не затронет его сердце. В то же самое время, если взрослый разъяснит ребёнку значение прилагательных, их переносный смысл, постарается закрепить это слуховыми, тактильными и зрительными образами, попробует совместно с ребёнком подобрать аналоги существительных к этим прилагательным, перед мысленным взором ребёнка постепенно сложится и станет выпуклой, понятной и яркой картинка, описанная в стихотворении. Таким образом, ребёнок не только сделает шаг вперёд в развитии словаря, но и продвинется в развитии образного, а значит, абстрактного мышления.

Словесные игры:

1. «Отгадай предмет по признакам»

2. «Загадай мне предмет по признакам»

3. «Сравни предметы между собой»

4. «Что расскажет твоё тело?» (Описание предмета с использованием анализаторов и зарисовыванием своих ощущений с помощью символов)

5. «Верно-неверно» (Взрослый описывает предмет, намеренно совершая ошибки в назывании его признаков. Ребёнок исправляет ошибки, пользуясь словарём прилагательных)

Очень важно так же обращать внимание детей на прилагательные, характеризующие эмоциональные состояния. Для закрепления этих прилагательных можно практиковать мимические упражнения, анализировать состояния различных людей, выражение лиц различных игрушек, изображений, делать перенос с фактического эмоционального состояния человека на природные явления (хмурое небо, грустный дождик и т. п.)

Таким образом, осознанная систематическая работа взрослого по совместному познанию свойств и признаков окружающего мира позволит обогатить словарь ребёнка, развить его эмоциональный и вербальный интеллект, поможет родителям и детям лучше понимать друг друга.

Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста. Есть у Некрасова и несколько чисто пейзажных стихов, которые относятся к раннему периоду творчества поэта. Одним из них является произведение «Перед дождем», созданное в 1846 году. В нем автор попытался передать тот удивительный момент, когда природа буквально преображается на глазах, готовясь к предстоящей грозе. Примечательно, что в этом стихотворении Некрасов словно бы умышленно нагнетает обстановку, подбирая метафоры таким образом, чтобы они создали у читателя иллюзию присутствия на проселочной дороге, где ни человеку, ни животным неоткуда ждать помощи в случае непогоды. Причем, поэт не утрирует события, а очень реалистично показывает, что от предстоящего дождя не стоит ждать ничего хорошего, ему никто не рад, включая мрачный лес, птиц и одиноких путников.

«Перед дождем» Николай Некрасов

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» - привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…


Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей рябой и пестрый

За листком летит листок,

И струей сухой и острой Набегает холодок.

Ф. Тютчев

О чем говорится в этом стихотворении? (Об осени.)

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

Какие учебные задачи поставим перед собой? (Ответы детей.)

А что говорит наш Муравьишка? Прочитайте об этом на с. 36 учебника.

Работа по теме урока

Работа по учебнику

36-37 и готовят сообщения об изменениях в неживой природе. Затем каждая группа выступает с сообщением, класс дополняет: Учи­тель может по ходу рассказов демонстрировать слайды, картины, видеофрагменты и т. д.)

Выполнение задания в рабочей тетради

3 (с. 13).

Проверим, хорошо ли вы слушали друг друга. (Самостоятельное выполнение.)

Игра «Я - диктор»

А теперь поговорим о погоде осенью. Давайте приграем в игру. Я буду диктором: расскажу о погоде осенью, а вы ска­жете, когда такая погода бывает: в начале осени или в конце.

Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, теплая погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачно. Дождь не ожидается в речение всего дня. Тем­пература воздуха 10-12 градусов тепла. (Начало осени.)

Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура воздуха 2-3 градуса выше нуля. (Конец осени.)

А почему люди слушают по радио и по телевизору прогноз погоды? (Чтобы знать, что надевать, взять с собой зонтик или нет.)

Верно, люди выбирают одежду в зависимости от погоды.

Беседа

Ребята, подумайте, являются ли опавшие листья мусором. (Ответы детей.)

Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для оби­тателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу рас­таявшего снега. Опавшие листья на земле - не мусор: они очень нужны почве и растениям.

Посмотрите, как красиво кружатся листья!

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят...

Физкультминутка

А сейчас представьте, что вы - осенние листочки, и давайте поиграем!

Мы осенние листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок -

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

(Класс делится на группы. Учащиеся читают текст на с. 38-39 и готовят сообщения об изменениях в живой природе. Затем каж­дая группа выступает с сообщением, класс дополняет. Учитель может по ходу рассказов демонстрировать слайды, картины, ви­деофрагменты и т. д.)

- Вспомните свои наблюдения на экскурсии. Какие осенние явления в живой природе родного края вам удалось уви­деть? (Ответы детей.)

2. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику

Игра «Отгадай животное»

Сейчас мы поиграем в игру. Я буду рассказывать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. А ваша за­дача - отгадать, о каком звере идет речь.

(После того как дети отгадают животное, учитель показывает соответствующую картинку или небольшую презентацию о жизни этого животного в природе.)


  1. Осенью у меня забот немало. Во-первых, я линяют. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы Покойно спать, мне нужно накопить запас жира, а это можно сделать ле­том и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни ра­стений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос - сладкий медок. Накоплю жирку, и можно ложиться спать в берлогу. Жир - это запас пищи на всю зиму. (Медведь. )

  2. А я к зиме меняю шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что я самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу - мышей-полевок - я нахожу без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случай­но столкнусь с косым или набреду на зайчонка. (Лиса.)

  3. Я очень интересный зверь. Только я умею строить на реч­ках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хат­ки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разде­лываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и склады­ваю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удоволь­ствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобр.)

  4. Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой шерстью. От носа к затылку тянутся желтовато- белые полосы, а через глаза и уши - черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир - готовиться к зиме.
Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягу­шек, ящериц, выкапываю червей. Уничтожаю очень много личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно ложиться спать на всю зиму. (Барсук.)

  1. От врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах, а я ничего этого делать не умею. А врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - смотрю ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны повора­чиваются - не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой шерстки вырастает снежно-белая. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее, объедаю кору де­ревьев. (Заяц.)
Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 39, в рамке).

- Можно также предложить ответить на следующие вопросы.)

Что такое облачность?

Что такое похолодание, заморозки?

Какие явления наиболее характерны для осени?

Какова связь между температурой воздуха и жизнью расте­ний, диких и домашних животных, а также трудом людей осенью?

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

Подведение итогов урока

Вспомните задачи, поставленные в начале урока. Все ли мы выполнили?

- Что еще вы хотели бы узнать по этой теме?

Домашнее задание

1.Рабочая тетрадь: № 5 (с. 14) (можно вместе со взрослыми подготовить фоторассказ).

2.Найти в атласе-определителе информацию о ласточках и стрижах. Узнать, чем они похожи и чем различаются. Можно воспользоваться школьным словариком «Птицы России».

Дополнительный материал

Игра-викторина

(Класс делится на две команды.)

Первый конкурс

(Учитель заранее готовит два букета осенних листьев различных де­ревьев и кустарников.) ....

- Чья команда быстрее отгадает без ошибок, с каких деревьев опали листья?

Второй конкурс

- Найдите в каждой группе слов одно лишнее, подчеркните его.

Задание для первой команды:

а) лисица, медведь, дятел, заяц, бурундук;

б) растения, животные, воздух, здание, океан;

в) дождь, снег, осадки, град, иней.

Задание для второй команды:

а) сосна, пшеница, лиственница, береза, клен;

б) комар, жук, синица, пчела, бабочка;

в) почва, море, воздух, мост, вода.

Третий конкурс

- Определите, что объединяет слова каждой строчки. Назовите од­ним словом.

Задание для первой команды:

а) деревья, кустарники, травы - ... {растения );

б) шмель, бабочка, муравей - ... (насекомые );

в) ясно, пасмурно, жарко - ... (погода).

Задание для второй команды:

а) птицы, звери, насекомые - ... (животные)",

б) дождь, снег, град - ... (осадки)’,

в) сентябрь, октябрь, ноябрь -...(осенние месяцы).

Утка-кряква

Утка-кряква является прародительницей наших домашних уток. У самца кряквы голова зеленая, спина и надхвостье черно-зеленые, ниж­няя, часть тела серовато-бурая, верхняя часть крыльев серого цвета. Он называется селезнем .

Крякву следует причислить к самым прожорливым из всех известных нам птиц: она объедает нежные листики, ест почки, ростки и зрелые семе­на, а также охотится за червями, рыбами, лягушками. Утка ест в течение всего времени, пока бодрствует.

Кряквы, как и домашние утки, ходят, плавают, ныряют и летают, обладают совершенно таким же голосом. Для гнезда кряква отыскивает спокойное местечко под кустарником, а иногда и на деревьях. Небрежно построенное гнездо состоит из сухих стеблей и выстлано пухом. В кладке 8-16 яиц, которые сходны с яйцами домашних уток. Когда вылупятся птенцы, самка в первый день еще обогревает их в гнезде, а затем отправ­ляется с ними к воде.

Перепелка

Перепелку нельзя назвать ни красивой, ни одаренной, но, несмотря на это, она привлекает всеобщее внимание. Пока солнце на горизон­те, перепелка сидит тихо между кочек и хвороста на полях, в полдень купается в песке или греется на солнце, а вечером оживляется, и тогда беспрерывно слышится ее щелканье.

Пища ее - зерна, листья, почки и насекомые. Потребностью для нее являются небольшие камешки, способствующие пищеварению. Гнездо

о на устраивает на поле - это небольшое углубление, выстланное сухими Частями растений, в которое перепелка откладывает 8-14 яиц. Самка Самоотверженно сидит на яйцах, а когда птенцы вылупятся, водит их по полю - приучает искать корм.

Перепелята весьма самостоятельны, они сами стараются пробить себе дорогу в жизни.

В неволе перепела смело могут быть названы приятными соседями. Они дружат с собаками и кошками. В зоопарках гнездятся и приносят потомство.

Плывут паутины под сонным жнивьем,

Краснеют рябины под каждым окном,

Хрипят по утрам петушки молодые,

Дожди налегке выпадают грибные,

Поют трактористы, на зябь выезжая,

Готовятся села ко дню урожая.

А. Твардовский

* *

Если встанешь на заре -

Крыши в сером серебре...

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

Если выйдешь поутру -

Галки стынут на ветру...

Вьются над парами

Вслед за тракторами.

Разгуляется денек -

В полдень сядешь на пенек,

Смотришь - на припеке

Прыгают сороки.

А в обед совсем теплынь -

Пахнет горькая полынь,

Тянет медом, мятой

И травой примятой.

Только этому не верь...

Осень все-таки теперь!

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.

Если выйдешь ввечеру -

Галки стынут на ветру ,

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

Е. Благинина

Пословицы об осени

В осеннее ненастье семь погод на дворе - сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.

Холоден сентябрь, да сыт.

Лето со снопами - осень с пирогами.

В сентябре одна ягода, да и то горькая рябина.

Перелетные птицы

Птицы широко распространены по всему земному шару. Человек встречает их в полярных странах и на экваторе, на воде и на вершинах высочайших гор, в плодородных степях и в пустынях.

Жизнь многих птиц сильно меняется в зависимости от сезона. Сюда относится и такое удивительное явление, как осенний перелет птиц из на­ших мест в теплые страны и весеннее возвращение. Птиц, совершаю­щих такие перелеты, называют перелётными . Птиц, постоянно живущих в данной местности, называют осёдлыми. Оседлых птиц всего около 20% видов от общего числа.

К оседлым птицам относятся голуби, воробьи, сороки, галки, ряб­чики, тетерева, лесные совы, ястреба.

К перелетным птицам относят ласточек, стрижей, кукушек, соловьев, журавлей и др.

Отлет птиц идет в определенном порядке. Ранее других улетают на юг птицы, питающиеся насекомыми: стрижи, иволги, кукушки, горихвост­ки, ласточки и т. д. Птицы, частично или полностью питающиеся ра­стительной пищей, могут находить корм и позднее, с этим связан более поздний отлет дроздов, перепелов, куропаток.

Загадки о птицах

Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится? {Грач.)

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край я не летаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый... {воробей),

Угадайте, что за птичка -

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота.

Хвост раздвинут в два хвоста. {Ласточка.)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели ,

Кто же это? (Соловей.)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли.)

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что - пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит... (сорока).

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!» -

И ставит подпись:... (дятел).

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы филины и... (совы).
Урок 10. Звездное небо

Цель: расширить представления о звездах и созвездиях.

Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать звездное небо и находить на нем изученные созвездия; сопостав­лять иллюстрации учебника с описанием; пользоваться допол­нительными источниками информации (атлас-определитель, дополнительная литература, Интернет).

Оборудование: карта звездного неба, школьный словарик «Пла­неты, звезды, созвездия»; у учащихся - пластилин, принадлежно­сти для лепки, лист картона.

Ход урока

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» - привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…

Анализ стихотворения Некрасова «Перед дождем»

Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста. Есть у Некрасова и несколько чисто пейзажных стихов, которые относятся к раннему периоду творчества поэта. Одним из них является произведение «Перед дождем», созданное в 1846 году. В нем автор попытался передать тот удивительный момент, когда природа буквально преображается на глазах, готовясь к предстоящей грозе.

Автор использует довольно сильные и яркие образы, мастерски изображая «заунывный ветер», «стаю туч», и мрачный лес, который «глухо шепчет», словно бы осуждая то, что происходит вокруг. Судя по тому, что «на ручей, рябой и пестрый, за листком листок летит», на дворе стоит глубокая осень . Однако Некрасов не считает нужным прямо об этом упоминать, так как его мысли сосредоточены не на пустых формальностях, а на динамике событий. Именно поэтому в стихотворении «Перед дождем» появляются образы испуганных галок и ворон, стая которых «с криком в воздухе кружится», предвещая скорый дождь и, одновременно, внося хаос в размеренную сельскую жизнь.

Природа никогда не являлась главной героиней произведений Некрасова, и он ни разу не предпринял попыток наделить ее чертами живого существа. Поэтому вполне логично, что в последних строфах этого произведения появляется новый персонаж – жандарм, который едет в крытой таратайке и погоняет окриком ямщика . И это пренебрежительно-требовательное «пошел!» свидетельствует о том, что непогода разыгралась не на шутку. Еще немного, и на землю упадут тяжелые мытные капли холодного осеннего дождя, который застанет путников в дороге и, возможно, заставит искать убежище в ближайшей деревне.

Примечательно, что в этом стихотворении Некрасов словно бы умышленно нагнетает обстановку, подбирая метафоры таким образом, чтобы они создали у читателя иллюзию присутствия на проселочной дороге, где ни человеку, ни животным неоткуда ждать помощи в случае непогоды. Причем, поэт не утрирует события, а очень реалистично показывает, что от предстоящего дождя не стоит ждать ничего хорошего, ему никто не рад, включая мрачный лес, птиц и одиноких путников.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений