Проблемы социального обслуживания на примере округа. Проблемы и перспективы социального обслуживания населения в Российской Федерации

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Социальное обслуживание - это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.

Немало существует проблем в сфере социального обслуживания пенсионеров:

С одной стороны, медленно развивается платное социальное обслуживание, а с другой - существует опасность абсолютизации платных услуг, по сравнению с объемом платных услуг доля бесплатных услуг сокращается;

Острой остается проблема очередности на получение мест в учреждениях (около 12 тысяч человек нуждаются в получении социальных услуг в условиях стационара и около 100 тысяч человек - в нестационарных условиях);

Недостаточно развита сеть хосписов, в том числе хосписов на дому;

Актуальной является проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Вместе с тем в ближайший период востребованность социальных услуг пожилыми гражданами, прежде всего, по объективным причинам будет возрастать;

Работа действующих учреждений социального обслуживания нуждается в значительном улучшении, в пополнении специалистами, в совершенствовании правовой и улучшении материально-технической базы;

Требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала в учреждениях социального обслуживания нового типа.

Для улучшения социального положения пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, планируется строительство и реконструкция указанных учреждений. В качестве ключевых объектов выбраны геронтологические центры, дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры, а также стационарные учреждения.

Еще одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с пожилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт.

Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.

В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, безработица, малообеспеченность.

Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования.

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций и др.).

Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры.

Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.

В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы:

Увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации;

Увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве;

Оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию.

В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.

3.1 Проблемы социального обслуживания и пути их решения

Социальное обслуживание - это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.

Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.

В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, мало обеспеченность, безработица.

Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций др.).

Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако, здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.

В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы: увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации; увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве; оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию.

В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.

Социальное обслуживание населения это механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека. Поэтому важно, что бы в законодательстве были прочно закреплены социальные приоритеты и гарантии. Постепенно должна выстраивается новая модель системы социального обслуживания, отвечающая актуальным потребностям общества и экономическим возможностям государства. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Анализ правовых основ государственного и муниципального управления в России (IX-XVIII вв.)

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершения

Возбуждение уголовного дела в российском уголовном судопроизводстве

Проблемы, споры связанные со стадией возбуждения уголовного дела являлись весьма актуальными в советское время и остаются таковыми в современной России. После распада СССР, как известно...

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и методы формирования

Несмотря на более чем десятилетнюю историю российская модель выстраивания национальной пенсионной системы все еще далека от завершения. Наряду с очевидными успехами реформирования...

Защита конфиденциальной информации

Обеспечение информационной безопасности требует решения целого комплекса задач. Важнейшая задача в деле обеспечения информационной безопасности России - осуществление комплексного учета интересов личности...

Особенности дееспособности несовершеннолетних

Характеризуя дееспособность несовершеннолетних, ученые используют такие определения, как "частичная", "неполная", "ограниченная", "исключительная", чтобы подчеркнуть разницу в правовом статусе лиц до 14 лет и с 14 до 18 лет ...

Особенности осуществления предвыборной агитации

Требует дальнейшего урегулирования вопрос о перечне помещений, которые могут выделяться для проведения публичных агитационных мероприятий. Необходимость в данном, официально утвержденном перечне, очевидна...

Из приведенного выше анализа можно выделить ряд проблем, которые существуют на сегодняшний день в процедуре проведения земельных торгов(аукционов...

Проблемы взаимоотношений государства и общественности в России

Формирование гражданского общества - процесс исторический. Его интенсивность зависит как от состояния общественного сознания, так и от понимания роли и сути этого процесса государством: таковы реалии посттоталитарного переходного периода...

Первая проблема в изучении услуг носит скорее цивилистический, научный характер. Изучение услуг как объекта гражданских прав может проходить по двум направлениям. В одном случае возможно выявление общих...

Трудовые пенсии по инвалидности

правовой инвалид социальный В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около тринадцати миллионов инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны...

Понятие социального обслуживания

Рассматривая вопрос об особенностях и проблемах социального обслуживания, разберемся, что же это такое.

В современной теоретической науке принято полагать, что социальное обслуживание является направлением социальной работы, частью социальной политики государства, в рамках которого государством оказывается социальная помощь и поддержка нуждающемуся в этом населению с целью его адаптации и гармоничного развития.

Особенности социального обслуживания

Особенности социального обслуживания кроются в его понимании. Поскольку социальное обслуживание считается частью социальной политики государства, то ведущую роль в данном направлении деятельности имеет государство. Институт негосударственных организаций социального обслуживания только начал свое формирование.

Несмотря на относительную молодость института негосударственного социального обслуживания, он призван дополнить государственную систему социального обслуживания, разнообразив содержание социальных услуг, увеличив объем услуг и улучшив их качество и качество предоставления услуг.

Замечание 1

В связи со значительностью роли негосударственного сектора, стоит отметить, что государству следует оказать содействие в формировании системы как госудасртвенной, так и негосударственной помощи, поскольку именно государство имеет множество возможностей для формирования взаимодополняющей системы оказания социальных услуг.

В настоящее время система социального обслуживания претерпевает изменения, находясь в процессе формирования сети социальных учреждений, учитывающих при оказании социальных услуг, специфику субъектов РФ, их экономического положения, особенностей культуры и климата и т.д.

Система социального обслуживания в нашей стране начала свое становление в период кризисов, как экономических, так и социокультурных, что потребовало изменения концептуальной основы социальной работы и формированию кадровой основы, а также изменения нормативно-правовой базы в области социального обслуживания.

В настоящий момент экономическая ситуация в России определяет масштабы, содержание и специфику социальных услуг, оказываемых населению. Текущая экономическая ситуация характеризуется:

  • наращиванием масштабов социального обслуживания,
  • увеличением количества социальных услуг;
  • увеличением количества населения, нуждающегося в социальной поддержке.

Замечание 2

Новым витком в развитии системы социального обслуживания стало принятие нового федерального закона «Об основах социального обслуживания населения», который позволил более глубоко внедрить принцип адресности при оказании социальных услуг, а также вывел из оборота понятие видов социального обслуживания, которые ранее были основой для принятия нормативно-правовых актов в этой области и создал возможность для формирования негосударственного сектора социального обслуживания.

Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения

    Финансирование социального обслуживания.

    Экономическая ситуация в нашей стране складывается таким образом, что растет количество нуждающихся в социальном обслуживании. Между тем, количество ресурсов по-прежнему ограничено. При нехитрых подсчетах, в условиях ограниченности ресурсов и увеличения количества нуждающихся в них, неизбежно складывается ситуация дефицита ресурсов. Одна из масштабных проблем социального обслуживания населения – недостаточное финансирование. Попытка улучшить ситуацию была предпринята при принятии нового федерального закона об основах социального обслуживания, который дает возможности для развития негосударственного сектора социального обслуживания, а также определяя перечень платных услуг, соответственно выделяя доходы от оказания социальных услуг в отдельный источник финансирования данного направления социальной работы.

    Недостаточность нормативно-правовой базы.

    Принятие нового закона о социальном обслуживании решило множество правовых проблем в области разграничения и передачи полномочий в сфере социального обслуживания на муниципальный уровень, где помощь населению имеет более адресный характер. В новом законе отсутствует понятие трудной жизненной ситуации, на ее смену пришли обстоятельства, которые являются основаниями для оказания социальных услуг.Также, новвоведением федерального закона о социальном обслуживании стало ведение индивидуальной программы получателя социальных услуг, учитывающей условия и потребности потребителя социальных услуг.

    Замечание 3

    В настоящий момент, право социального обеспечения и социальное обслуживание как его институт, нуждаются в принятии кодифицированного нормативного акта.

    Недостаток квалифицированных кадров.

    Несмотря на то, что институт социальной работы формируется в России уже не одно десятилетие, вопрос о кадровой обеспеченности социального обслуживания остается открытым. Данная сфера работы характеризуется небольшими заработными платами и высоким психологическим износом, что является причиной непопулярности профессии специалиста по социальной работе в образовательных учреждениях.

    Неразвитый негосударственный сектор социального обслуживания населения.

    Принятие закона об основах социального обслуживания открыло некоторые дополнительные возможности развития негосударственного сектора. Необходимо усиление роли и участия общественных и религиозных организациях в мероприятиях социального обслуживания.

    Неравенство ресурсной базы субъектов РФ в социальном обслуживании.

    Проблему неравенства возможно решить распределением ресурсов между субъектами с учетом особенностей регионального социального обслуживания, условий жизни, экономики региона и т.д. Возможно также предоставление регионам больших полномочий в области социального обслуживание, возможное использование и развитие региональных форм социального обслуживания

Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим, что социальное обслуживание является механизмом решения социальных проблем общества, социальных групп и человека в частности, поэтому следует строить социальное обслуживание с ориентиром на приоритет прав и свобод человека.

Современные исследователи выделяют основные проблемы жителей мегаполиса: бедность, нищета, низкий уровень материального обеспечения части населения.

2. Проблемы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, как основного вида социального обеспечения. Основная проблема здесь – отсутствие стабильности в пенсионном обеспечении, обусловленное постоянным изменением пенсионного законодательства. В 2015 году оно было изменено в очередной раз. Однако данные изменения, несмотря на то, что ни экономически и демографически обоснованы, одновременно осложнили возможность пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан. В частности, увеличение страхового стажа, как необходимое условие для назначения пенсии ставит в затруднительное положение, например, жителей сельской местности, в которой не создаются рабочие места и население живет «подсобным хозяйством» или временными заработками.

3. Проблемы кадрового обеспечения оценки качества социального обслуживания пожилых людей и инвалидов (недостаточная информированность, низкий уровень компетентности персонала учреждений по проведению оценки качества социальных услуг);

4. Проблемы организации оценки качества социального обслуживания (не происходит обмен опытом работы общественными советами других учреждений социального обслуживания; сложность объяснения клиентам в силу их возраста и здоровья, почему сейчас меняется система оплаты социальных услуг; затраты финансового и человеческого характера при проведении мониторингов оценки качества социальных услуг и социологических опросов по проблеме оценки качества);

Следует обозначить проблему недостаточно эффективного мониторинга пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи. Далеко не все пожилые люди обращаются в органы социальной защиты для получения социальных услуг. Более того, данная проблема имеет связь и с профилактикой трудных жизненных ситуаций, в которые попадают пожилые люди. Для того чтобы и профилактические, и корректирующие меры социальной защиты были эффективными, необходимо проводить комплексные исследования актуальных проблем пожилого населения страны (в отношении каждого субъекта России мониторинг должен осуществляться соответствующими территориальными органами).

Что касается организационного аспекта подобных мониторингов, то в данном случае необходимо отталкиваться от концепции «социальных рисков», которым подвержены пожилые люди. Иными словами, для того чтобы не допускать снижения уровня качества жизни пожилых людей и оказывать им эффективную социальную поддержку, следует непрерывно исследовать социальные риски пожилых людей, частоту и закономерность их проявления, разрабатывать соответствующие социальные механизмы их устранения (подходящие социальные услуги).

Наблюдается проблема недостаточной связи социального обслуживания с проблемой обеспечения высокого уровня качества жизни пожилых людей. К сожалению, большинство мер, принимаемых в рамках социальной защиты пожилых людей, направлено на устранение факта и последствий трудной жизненной ситуации, не позволяющих пожилому человеку вести нормальную жизнедеятельность. Мы считаем, что помимо коррекционной активности социального обслуживания необходимо стимулировать и профилактическую, а также обеспечивающую, в рамках которых будут приниматься эффективные меры, направленные на повышение качества жизни пожилых людей в России.

В-третьих, неоднозначным остается последнее изменение в законодательном обеспечении института социального обслуживания пожилых людей. Реформа 2015 г. (внедрение Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») предполагает, что государство будет являться заказчиком социальных услуг, в то время как исполнителями смогут стать коммерческие организации.

С одной стороны, это будет способствовать повышению качества социального обслуживания на дому, поскольку коммерческие организации имеют большие финансовые возможности ввиду сравнительно свободного бюджета. Но, с другой стороны, активное участие бизнес-единиц в институте социального обслуживания может стать причиной его коммерциализации. Это станет крайне неблагоприятным следствием: пожилые люди, как правило, не располагают нужным количеством денежных средств для обеспечения надлежащего уровня качества жизни сегодня и при увеличении потребностей в средствах они станут вовсе не способными обеспечивать свои потребности.

Несмотря на достоинства нового Федерального закона об основах социального обслуживания граждан, обозначенные в письме Минтруда РФ от 05.02.2014 № 12–5/10/В-547 «О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», принятый законодательный акт имеет серьезный недостаток в виде недоработки понятия «социальное сопровождение».

С одной стороны, положения о социальном сопровождении вроде бы укладываются в русло решения, принятого на заседании Госсовета РФ, посвящённом политике в области семьи, материнства и детства, Президентом РФ (изменение вектора развития семейной политики с работы по заботе о тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в социальной защите, в сторону создания условий для повышения уровня и качества жизни обычной, рядовой российской семьи, её общественного престижа, работы по борьбе с причинами проблем), так как направлены на профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании. С другой стороны, введённые изменения о социальном сопровождении прямо противоречат смене вектора семейной политики, так как могут повлечь адресное вмешательство в дела российских семей, включая благополучные семьи.

На основе проведенного исследования, возможно сформулировать ряд выводов и предложений развития социальной поддержки населения, решение которых может повлиять на результат модернизации системы социальной поддержки. На наш взгляд, такая система должна иметь следующие целевые ориентиры:

1. Создание различных видов социального страхования и разветвленной социальной инфраструктуры, позволяющей обеспечить гражданам государства широкий круг социальных услуг.

2. Построение страховых систем по профессиональному признаку и с учетом региональных особенностей, максимально учитывающих природу соци­альных рисков и обеспечивающих точный расчет финансовых средств, необходимых и достаточных для выполнения страховых обязательств по конкретным видам социальных рисков и не допускающих скрытого перераспределения.

3. Повышение личной ответственности за создание условий своей жизни, заключающееся в обязательном внесении работником страховых взносов по некоторым видам социального страхования.

4. Осуществление социального страхования преимущественно теми стра­ховыми организациями, которые не находятся в непосредственной зависимости от государства.

5. Развитие механизмов самоуправления страховыми учреждениями

Заключение

Таким образом, социальное обслуживание граждан является неотъемлемой частью социального обеспечения и играет значительную роль в минимизации неблагоприятных последствий наступления социальных рисков для граждан. Это не только возможность срочного получения помощи в виде питания, одежды, иных предметов первой необходимости, но и обеспечение временного проживания, оказание психологической, правовой помощи и возможность получения иных социальных услуг.

В Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком - конкретной личностью или с группой людей.

Социальная поддержка в настоящее время играет важную роль, так как человек (семья), обратившаяся за её получением нуждается в срочной помощи и полноценной интеграции в общество, которую затрудняют трудности материального и иного характера. Задачей специалистов, оказывающих данную помощь, является не просто предоставление материальной помощи, консультации, оказание бытовых услуг, а активизация внутреннего потенциала клиента и его направления на разрешение жизненных трудностей. Принятие закона значительно расширяет спектр возможностей, при помощи которых возможно этого достичь. К примеру, неполная семья, состоящая из мамы и ребёнка и нуждающаяся в материальной поддержке, согласно новому закону, может рассчитывать не только на оказание бытовой помощи, но и на предоставление няни, которая присмотрит за ребёнком во время отсутствия мамы. Ещё более важным является то, что социальные службы (если ребёнок дошкольного возраста) при межведомственном взаимодействии, помогут устроить ребёнка в садик, а маме - подыскать место работы.

Подобные меры позволят сделать социальное обслуживание более эффективным, так как деятельность социальных работников будет направлена не на разовое предоставление услуг, а на оказание такой помощи, которая в дальнейшем поможет получателю самостоятельно справляться с жизненными трудностями.

Дальнейшая проработка вопросов совершенствования предоставления медицинской помощи гражданам, находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, будет осуществляться в рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р, которой предусмотрено создание гериатрической службы как единой системы долговременной медицинской помощи за счет преемственности ведения пациента различными уровнями системы здравоохранения, а также службами здравоохранения и социальной защиты.

К проблемным аспектам развития социального обслуживания, в настоящее время необходимо отнести:

1. Проблемы организации обязательного социального страхования как источника средств для социального обеспечения. Связаны они с тем, что число видов обязательного социального страхования в России очень велико, что ложится очень тяжким бременем на бюджет. С другой стороны, отказаться от них нельзя, так как это нарушает взятые на себя государством обязательства. Изменение системы обязательного социального страхования к лучшему возможно через ее качественное реформирование, которое видится через постепенное разгосударствление системы обязательного страхования и введения в нее начал страхования взаимного.

2. Проблемы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, как основного вида социального обеспечения. Основная проблема здесь – отсутствие стабильности в пенсионном обеспечении, обусловленное постоянным изменением пенсионного законодательства. В 2015 г. оно было изменено в очередной раз. Однако данные изменения, несмотря на то, что ни экономически и демографически обоснованы, одновременно осложнили возможность пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан. В частности, увеличение страхового стажа, как необходимое условие для назначения пенсии ставит в затруднительное положение, например, жителей сельской местности, в которой не создаются рабочие места и население живет «подсобным хозяйством» или временными заработками.

Исходя из требований № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» стратегической целью центра является формирование условий для полноценной достойной жизни граждан пожилого возраста и инвалидов. Его достижение предусматривается через:

1. Повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг их получателям, в первую очередь, сохраняя их максимально длительное пребывание в привычных благоприятных социальных условиях;

2. Реализацию комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, пропаганду здорового образа жизни среди пожилых и инвалидов;

3. Создание условий для продления их активного долголетия.

Курсовая

На основании рисунка можно сделать вывод о том, что большая часть мужского населения, находящегося в специализирпованном отделении социально-мудицинского обслуживания на дому, приходится на возраст от 60 до 74 лет. Рисунок 4 - Возрастная структура специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому женского пола. На основании рисунка можно сделать вывод о том, что большая...

Пути совершенствования социального обслуживания населения как элемента социальной политики на примере муниципальных образований "Котлас" и "Котласский райо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 2.3 Направления деятельности учреждения
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Введение

Существенной особенностью любого общества, на каком бы этапе развития оно ни находилось, является оказание помощи и поддержки отдельным группам населения, тем, кто не может посредством трудовой деятельности обеспечить себя, в частности, детям, пожилым людям, инвалидам и др. В мировой практике существуют разные формы помощи и поддержки людей, реализуемые как государственными, так и общественными структурами. От того, насколько эта помощь и поддержка эффективны, зависит социальное благополучие страны, уровень жизни проживающих в ней граждан.

Цель исследования: выявление роли социальных услуг в организации социального обслуживания населения и разработка рекомендаций по оптимизации социального обслуживания населения на муниципальном уровне.

Объект исследования: социальное обслуживание населения в муниципальных образованиях «Котлас» и «Котласский район»

Предмет исследования: особенности организации социального обслуживания населения на примере муниципальных образований «Котлас» и «Котласский район».

Основные задачи исследования:

1. Определить основные теоретические подходы к определению статуса социального обслуживания населения.

2. Исследовать социальное обслуживание населения на примере муниципальных образований «Котлас» и «Котласский район».

3. Провести анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс социального обслуживания населения.

Основные методы исследования:

1. Теоретические методы.

2. Графические методы визуализации результатов исследования.

3. Индуктивные и дедуктивные методы

Каждое современное государство ставит для себя приоритетом принцип гуманизма. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная политика государства направлена на объединение, стабилизацию и согласование интересов и отношений между различными социальными группами. Практическая реализация социальной политики государства состоит из социального обеспечения и социального обслуживания.

Глава 1. Сущность социального обслуживания

1.1 Понятие социального обслуживания

Социальное обслуживание — это предоставление социальными службами различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, одиночество и т. д. , которую человек не может преодолеть самостоятельно). Для выполнения этих функций созданы центры социального обслуживания населения:

1. Комплексные центры социального обслуживания;

2. Территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3. Центры социального обслуживания;

4. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6. Социальные приюты для детей и подростков;

7. Центры психолого-педагогической помощи населению;

8. Центры экстренной психологической помощи по телефону;

9. Дома ночного пребывания;

10. Социальные дома для одиноких престарелых;

11. Стационарные учреждения социального обслуживания;

12. Геронтологические центры;

13. Иные учреждения, оказывающие социальные услуги населению. Социальное обслуживание населения // URL: https: //ru. wikipedia.org/ (дата обращения: 08. 12. 14)

Клиентами социальной службы являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации:

— люди с ограниченными возможностями здоровья

— пожилые люди

— дети (выпускники детских домов, беспризорники, сироты и др.)

— малообеспеченные, многодетные, неполные семьи

— люди с девиантным поведением (алкоголики, наркоманы, склонные к суициду, преступники и др.)

Реализация социальной политики государства призвана обеспечивать достойную жизнь и одинаковые возможности для реализации духовных и материальных потребностей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Принципы социального обслуживания:

1. Адресность;

2. Доступность;

3. Добровольность;

4. Гуманность;

5. Приоритетность предоставления социальных услуг детям, пожилым, инвалидам;

6. Конфиденциальность;

7. Профилактическая направленность;

8. Соблюдение прав человека. Социальное обслуживание населения // URL: https: //ru. wikipedia.org/ (дата обращения: 08. 12. 14)

Область применения.

Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению государственными, муниципальными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее — учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и требования к порядку и условиям оказания этих услуг. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг // URL: http: //www.meduhod.ru/info/law/socobsluzhivanie12. shtml (дата обращения: 08. 12. 14)

1.2 Основные формы социального обслуживания в РФ

1. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.

2. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.

3. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.

Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 — 7 статьи 20 настоящего Федерального закона.

4. При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:

1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;

2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации; Федеральный закон «об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года, Глава 6 Формы социального обслуживания, виды социальных услуг, КонсультантПлюс, 1992−2014 // URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156 558/? frame=5 (дата обращения: 08. 12. 14)

3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;

4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;

5) оказание иных видов посторонней помощи.

5. Граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному заявлению принимаются на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. Вопросы приема в стационарные организации социального обслуживания и выписки из таких организаций лиц, страдающих психическими расстройствами, регулируются законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи. Федеральный закон «об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года, Глава 6 Формы социального обслуживания, виды социальных услуг, КонсультантПлюс, 1992−2014 // URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156 558/? frame=5 (дата обращения: 08. 12. 14)

социальное обслуживание муниципальное образование

1.3 Правовая основа социального обслуживания в РФ

Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014)"Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (10 декабря 1995 г.)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Социальное обслуживание

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании

Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», принят Государственной Думой 10 декабря 1995 года, КонсультантПлюс, 1992−2014 // URL: http: //base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n=165 953 (дата обращения: 08. 12. 14)

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

2) клиент социальной службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

3) социальные услуги — действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

4) трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. Федеральный закон «об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», принят Государственной Думой 10 декабря 1995 года, КонсультантПлюс, 1992−2014 // URL: http: //base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n=165 953 (дата обращения: 08. 12. 14)

Статья 4. Системы социальных служб

1. Государственная система социальных служб — система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

3. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

4. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности. Федеральный закон «об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», принят Государственной Думой 10 декабря 1995 года, КонсультантПлюс, 1992−2014 // URL: http: //base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n=165 953 (дата обращения: 08. 12. 14)

Статья 5. Государственные стандарты социального обслуживания

1. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

2. Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 N 87-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Глава 2. Особенности реализации социального обслуживания на примере муниципальных образований «Котлас» и «Котласский район»

2.1 Формы социального обслуживания в муниципальных образованиях «Котлас» и «Котласский район»

Есть три отделения социального обслуживания:

Основные задачи:

1. Разработка предложений по улучшению жизни малоимущих слоев населения, разработка годовых планов социальной поддержки малоимущих слоев населения.

2. Предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социального обслуживания.

3. Содействие в получении временного жилого помещения.

4. Направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного решения их вопросов.

5. Оказание экстренной медико-психологической помощи.

6. Организация сбора и выдачи вещей от населения.

7. Организация санаторно-курортного лечения детей.

8. Организация оздоровительного отдыха детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

9. Содействие в оформлении документов гражданам, нуждающимся в помещении в стационарные учреждения.

10. Организация приема заявлений от граждан, нуждающихся в помещении в дома-интернаты.

Основные задачи:

1. Выявление граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социально-бытовом обслуживании на дому совместно с учреждениями здравоохранения, обществом Красного Креста, ветеранскими и другими общественными организациями.

2. Дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социально-бытовом обслуживании на дому, определение конкретных форм помощи и периодичности ее предоставления.

3. Оказание гражданам квалифицированного общего ухода, социально-бытовой и санитарно-гигиенической помощи на дому.

4. Обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больным.

5. Оказание морально-психологической поддержки обслуживаемым гражданам и членам их семьи.

Правовые услуги:

В год отделение принимает по 10 заездов. На базе отделения работают два клуба: клуб «Изюминка» для инициативных пенсионеров и клуб «Надежда» для молодых людей с инвалидностью, организован компьютерный класс для посетителей отделения.

— Отделения социального обслуживания на дому, специализированные отделения социального обслуживания на дому, и отделение дневного пребывания осуществляют постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание в надомных условиях граждан пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидов с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию 2 и 3 степеней, передвижению — 3 степени, способности контролировать свое поведение — 1 и 2 степеней.

— Отделение срочной социальной помощи предназначено для оказания помощи гражданам, вне зависимости от их возраста (Приложение 1).

2.2 Цели и предмет деятельности учреждения социального обслуживания на примере муниципальных образований «Котлас» и «Котласский район»

Целями деятельности социального обслуживания являются:

— оказание семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов;

— содействие семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в улучшении социального, материального положения, психологического статуса, осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Для достижения уставных целей осуществляются следующие основные виды деятельности:

1) организационно-методическое обеспечение социального обслуживания населения;

2) консультирование граждан по социальным, психологическим и юридическим вопросам;

3) оказание государственной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

4) осуществление профилактики безнадзорности детей и подростков;

5) осуществление дневного пребывания детей, подростков, граждан пожилого возраста и инвалидов;

6) осуществление временного проживания детей, подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

7) реабилитация детей и подростков с ограниченными физическими возможностями;

8) осуществление социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

9) осуществление специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

10) осуществление специализированного социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

11) оказание срочного социального обслуживания;

12) осуществление стационарного специального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

13) мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия граждан;

14) выявление и дифференцированный учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке и обслуживании, определение необходимых им форм социальной помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;

15) оказание гражданам социально-бытовых, социально-педагогических, социально-медицинских и социально-экономических услуг;

16) осуществление социальных выплат отдельным категориям граждан, установленных областными законами и иными нормативными правовыми актами Архангельской области, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, реализация которых возложена на субъекты Российской Федерации;

17) участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

18) обеспечение и организация санитарно-курортного оздоровления детей;

19) обеспечение и организация отдыха, занятости и оздоровления детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

20) внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от нуждаемости населения и социальном обслуживании и местных социально-экономических условий;

21) проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников учреждения;

22) привлечение к решению вопросов оказания социальной поддержки населения, государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы, службы занятости и других) общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидов, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и других) и координация их деятельности в этом направлении.

Для достижения уставных целей учреждение осуществляет иные виды деятельности:

1) Учреждение осуществляет полномочия министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, установленных правовым актом уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области.

2) Учреждение вправе в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги за плату для граждан и юридических лиц, относящиеся к следующим основным видам деятельности:

3) Учреждение вправе осуществлять следующие виды приносящей доходы деятельности (в том числе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги за плату), поскольку это служит достижению уставных целей учреждения и соответствует этим целям:

1) оказание платного социального обслуживания;

2) платных социальных услуг населению.

4) Право учреждения осуществлять деятельность, на которую в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение (в том числе лицензия), возникает у учреждения с момента его получения или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если иное не установлено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (Приложение 2).

1. Разработка комплексных плановых мероприятий по организации социального обслуживания граждан на основе анализа социальной и демографической ситуации, уровня социально — экономического обеспечения населения на территории, обслуживаемой Центром.

2. Выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, совместно с государственными и муниципальными органами (здравоохранение, образование), общественными организациями (ветеранские организации, общества инвалидов — ВОС, ВОГ и КМОИ).

3. Дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании.

4. Определение конкретных форм помощи, периодичность ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию

5. Оказание социально-бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании в соответствии с территориальным перечнем гарантированных государством услуг при условии соблюдения принципов гуманности, адресности, доступности и конфиденциальности предоставления помощи.

6. Внедрение в практику новых форм социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости граждан в социальной поддержке и местных социально-экономических условий региона.

7. Привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам |10, www.сайт|.

8. Осуществление мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра (Приложение 3).

Глава 3. Пути совершенствования социального обслуживания

3.1 Проблемы социального обслуживания и пути их решения

Социальное обслуживание — это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический . Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.

Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства , его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.

В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, мало обеспеченность, безработица.

Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования . Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания — социальному страхованию , когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций др.).

Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако, здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.

В области защиты инвалидов — одной из самых уязвимых категорий, необходимы: увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации; увеличение количества учреждений , специализирующихся на подобном производстве; оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона , регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию.

В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся , уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.

Социальное обслуживание населения это механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека. Поэтому важно, что бы в законодательстве были прочно закреплены социальные приоритеты и гарантии. Постепенно должна выстраивается новая модель системы социального обслуживания, отвечающая актуальным потребностям общества и экономическим возможностям государства. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

3.2 Анализ показателей реализации социального обслуживания на примере муниципальных образований «Котлас» и «Котласский район»

Основные показатели реализации социального обслуживания на примере муниципальных образований «Котлас» и «Котласский район» представлены, а приложении 4.

Рисунок 1 — Возрастная структура социального обслуживания на дому мужского пола

На основании рисунка можно сделать вывод о том, что большая часть мужского населения, находящаяся на социальном обслуживании на дому, приходится на возраст от 80 до 89 лет.

Рисунок 2 — Возрастная структура социального обслуживания на дому женского пола

На основании рисунка можно сделать вывод о том, что большая часть женского населения, находящегося на социальном обслуживании на дому, приходится на возраст от 80 до 89 лет.

Рисунок 3 — Возрастная структура специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому мужского пола

На основании рисунка можно сделать вывод о том, что большая часть мужского населения, находящегося в специализирпованном отделении социально-мудицинского обслуживания на дому, приходится на возраст от 60 до 74 лет.

Рисунок 4 — Возрастная структура специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому женского пола

На основании рисунка можно сделать вывод о том, что большая часть женского населения, находящегося в специализирпованном отделении социально-мудицинского обслуживания на дому, приходится на возраст от 80 до 89 лет.

Заключение

Социальное обслуживание охватывает все виды социальной помощи престарелым, нетрудоспособным, семьям, имеющим детей, предоставляемые в натуральном виде.

Социальное обслуживание в муниципальных образованиях «Котлас» и «Котласский район» осуществляется в следующих видах:

— Отделение срочной социальной помощи предназначено для оказания гражданам, вне зависимости от их возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

— Отделения социального обслуживания на дому, специализированные отделения социального обслуживания на дому.

— Отделение дневного пребывания рассчитано на 30 пожилых людей, сохранивших способность к активному передвижению.

Социальное обслуживание является одним из направлений деятельности государства по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских услуг: реабилитации инвалидов, стационарное, полустационарное обслуживание; социально-медицинское обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание.

Из проведённого анализа показателей реализации социального обслуживания на примере муниципальных образований «Котлас» и «Котласский район» можно сделать следующие выводы:

Большая часть мужского населения, находящаяся на социальном обслуживании на дому, приходится на возраст от 80 до 89 лет.

— Большая часть женского населения, находящегося на социальном обслуживании на дому, приходится на возраст от 80 до 89 лет.

— Большая часть мужского населения, находящегося в специализирпованном отделении социально-мудицинского обслуживания на дому, приходится на возраст от 60 до 74 лет.

— Большая часть женского населения, находящегося в специализирпованном отделении социально-мудицинского обслуживания на дому, приходится на возраст от 80 до 89 лет.

Социальное обслуживание в М О Котлас и Котласского района постепенно развивается и старается качественнее и лучше оказывать всяческую помощь нуждающимся людям.

Список литературы

1. Федеральный закон «об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации, принят Государственной Думой» 23 декабря 2013 года, Глава 6 Формы социального обслуживания, виды социальных услуг, КонсультантПлюс, 1992−2014 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156 558/? frame=5 (дата обращения: 08.12.14).

2. Федеральный закон «об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», принят Государственной Думой 10 декабря 1995 года, КонсультантПлюс, 1992−2014 // URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n=165 953 (дата обращения: 08.12.14)

3. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http://www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08.12.14)

4. Социальное обслуживание населения // URL: https: // ru. wikipedia.org/ (дата обращения: 08.12.14)

5. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг // URL: http://www.meduhod.ru/info/law/socobsluzhivanie12. shtml (дата обращения: 08.12.14)

Приложение

Приложение 1

1. Полное наименование учреждения:

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области «Котласский комплексный центр социального обслуживания»

2. Дата создания Центра — январь 1994 г., в здании по ул. Урицкого, 9 — с 01.01.1996 г.

В Центре первоначально было три отделения — два отделение социального обслуживания на дому по г. Котласу и отделение срочного социального обслуживания. В апреле 1996 г. было открыто отделение дневного пребывания. В январе 2003 г. одно отделение социального обслуживания на дому реорганизовано в отделение социально-медицинского обслуживания на дому, которое в дальнейшем еще раз реорганизовано в специализированное отделение социального обслуживания на дому. В 01.01.2007 г. произошло присоединение 4 отделений (Отделения социального обслуживания на дому № 2 (ОСО № 2), № 3 (ОСО № 3), № 4 (ОСО № 4) и специализированное отделение социального обслуживания на дому № 2 (СОСО № 2), обслуживающих Котласский район.

3. Бакшеева Галина Валентиновна, директор

4. Адрес: 165 300 Архангельская область, город Котлас, улица Урицкого, дом 9

Бакшеева Г. В., директор, тел/факс (81 837) 3−16−90, сот.8−902−285−79−01

Иванова Г. А., заместитель директора (81 837) 5−11−31

отдел кадров (81 837) 5−11−31

бухгалтерия (81 837) 2−56−50, сот.8−902−285−79−03

E-mail: kotlcso@atnet. ru

5. Структура (названия отделений, контактная информация)

· Отделение срочного социального обслуживания (ОССО),

специалисты: (81 837) 2−76−19, (81 837) 2−53−19

· Отделение дневного пребывания (ОДП),

зав. ОДП: (81 837) 3−17−03

· Отделение социального обслуживания на дому № 1 (ОСО № 1),

зав. ОСО № 1 (81 837) 2−30−57

· Отделение социального обслуживания на дому № 2 (ОСО № 2)

· Отделение социального обслуживания на дому № 3 (ОСО № 3)

· Отделение социального обслуживания на дому № 4 (ОСО № 4)

· Специализированное отделение социального обслуживания на дому № 2 (СОСО № 2),

зав. ОСО2,3,4, СОСО2 — тел. (81 837) 2−78−51, сот.8902−285−79−04

· Специализированное отделение социального обслуживания на дому № 1 (СОСО № 1), зав. (81 837) 2−53−19

· Отделение срочной социальной помощи предназначено для оказания гражданам, вне зависимости от их возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

Основные задачи:

11. Разработка предложений по улучшению жизни малоимущих слоев населения, разработка годовых планов социальной поддержки малоимущих слоев населения.

12. Предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социального обслуживания.

13. Содействие в получении временного жилого помещения.

14. Направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного решения их вопросов.

15. Оказание экстренной медико-психологической помощи.

16. Организация сбора и выдачи вещей от населения.

17. Организация санаторно-курортного лечения детей.

18. Организация оздоровительного отдыха детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

19. Содействие в оформлении документов гражданам, нуждающимся в помещении в стационарные учреждения.

20. Организация приема заявлений от граждан, нуждающихся в помещении в дома-интернаты.

3. Отделения социального обслуживания на дому, специализированные отделения социального обслуживания на дому Основные задачи:

6. Выявление граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социально-бытовом обслуживании на дому совместно с учреждениями здравоохранения, обществом Красного Креста, ветеранскими и другими общественными организациями.

7. Дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социально-бытовом обслуживании на дому, определение конкретных форм помощи и периодичности ее предоставления.

8. Оказание гражданам квалифицированного общего ухода, социально-бытовой и санитарно-гигиенической помощи на дому.

9. Обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больным.

10. Оказание морально-психологической поддержки обслуживаемым гражданам и членам их семьи.

Отделения оказывают следующие гарантированные государством услуги:

Услуги по организации питания, быта, досуга:

— покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

— помощь в приготовлении пищи;

— покупка и доставка промышленных товаров первой необходимости;

— доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в неблагоустроенном секторе города);

— сдача вещей и других предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;

— содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;

— содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;

— содействие в организации предоставления услуг в сфере торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи, а также других услуг, оказываемых населению;

— оказание помощи в написании писем;

— содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами;

— содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий.

Социально-гигиенические услуги:

— обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;

— содействие в проведении медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями;

— содействие в проведении медико-социальной экспертизы;

— содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации;

— содействие в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам и рекомендациям врачей;

— оказание психологической помощи;

— содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;

— посещение обслуживаемых лиц в стационарных лечебных учреждениях в целях оказания морально-психологической поддержки;

— помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных;

— содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а так же в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;

Правовые услуги:

— помощь в оформлении документов;

— содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;

Содействие в организации ритуальных услуг.

4. Отделение дневного пребывания рассчитано на 30 пожилых людей, сохранивших способность к активному передвижению. В год отделение принимает по 10 заездов. На базе отделения работают два клуба: клуб «Изюминка» для инициативных пенсионеров и клуб «Надежда» для молодых людей с инвалидностью, организован компьютерный класс для посетителей отделения.

Одно из важнейших направлений работы отделения — организация мероприятий по трудотерапии, нацеленных на приобретение, восстановление и поддержание навыков трудовой жизни, навыков самообслуживания. Занятия под руководством инструктора по труду вызывают особенный интерес у пожилых людей, ведь на этих занятиях посетители отделения получают массу полезной, практической информации, приобретают новые навыки, заново учатся обслуживать себя самостоятельно.

Работа в направлении организации культурно-массовых мероприятий и досуговой деятельности насыщенна и разнообразна. Используются различные формы и методы досуговой деятельности — проведение лекций и бесед, литературные гостиные, развлекательные и игровые программы, просмотры комедийных фильмов и телепрограмм, концертные программы, тематические мероприятия, мероприятия посвященные памятным датам Российской истории, и многие другие мероприятия.

Организованная досуговая деятельность является формой социально — культурной реабилитации пожилых людей. Участие в досуговой деятельности расширяет кругозор, способствует совершенствованию двигательной сферы, дает возможность овладевать новыми социокультурными навыками, адаптироваться к современным условиям жизни.

В отделении проводит реабилитационные мероприятия специалист по социальной работе. Его основные виды деятельности — это обучение навыкам сохранения и укрепления здоровья, социально — правовая помощь, социально — психологическая помощь, которые направлены на формирование позитивного отношения к жизни, психологической разгрузки, налаживания семейного микроклимата, преодолению изоляции в обществе, помощь в социальной адаптации пожилых людей и инвалидов, развитию коммуникативных навыков, посредством групповых занятий и индивидуального консультирования.

5. Отделения социального обслуживания на дому, специализированные отделения социального обслуживания на дому, и отделение дневного пребывания осуществляют постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание в надомных условиях граждан пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидов с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию 2 и 3 степеней, передвижению — 3 степени, способности контролировать свое поведение — 1 и 2 степеней.

6. Отделение срочной социальной помощи предназначено для оказания помощи гражданам, вне зависимости от их возраста.

8. 1−2 наиболее значимые мероприятия, которые традиционно проводятся в вашем учреждении:

— День матери

— День пожилых людей

— Декада инвалидов (утренники для детей инвалидов)

— Специализированные заезды в ОДП (ВОГ, ВОЗ, ВОИ, ветеранские организации)

9. 2−3 фотографии из жизни учреждения (по возможности с изображением здания, вывески)

Приложение 2

МОДЕЛЬНЫЙ УСТАВ

государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения

Архангельской области « Котласский комплексный центр социального обслуживания »

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области «Котласский комплексный центр социального обслуживания» (далее — учреждение) создано на основании постановления Главы администрации города Котласа от 30 декабря 1993 года 610

В соответствии с распоряжением Главы администрации Архангельской области от 28 декабря 2004 года 1441-р Учреждение принято в государственную собственность Архангельской области и переименовано в Государственное учреждение социального обслуживания населения « Котласский комплексный центр социального обслуживания »

1.2 Официальное наименование учреждения:

полное — государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области «Котласский комплексный центр социального обслуживания»,

сокращенное — ГБУ СОН Архангельской области «Котласский комплексный центр социального обслуживания».

1.3 Учредителем учреждения является Архангельская область в лице министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее — учредитель).

1.4 Учреждение является некоммерческой организацией.

Организационно-правовая форма — учреждение.

Тип государственного учреждения — государственное бюджетное учреждение.

1.5 Учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, самостоятельным балансом, лицевыми счетами в органах Федерального казначейства, круглой печатью со своим полным наименованием.

Учреждение вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием.

1.6. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением Архангельской областью или приобретенного учреждением за счет выделенных Архангельской областью средств, а также недвижимого имущества.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений