Мотивируем себя к здоровому образу жизни. Развитие мотивации к зож Выработка мотивации к ведению здорового образа жизни

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать сформирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.

Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов - возрастного , согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного , по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Назовем главные из них:

ü Мотивация самосохранения : человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет;

ü Мотивация подчинения этнокультурным требованиям : человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами. В течение длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций. Неподчинение требованиям рассматривалось как вызов обществу и подвергалось наказаниям. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально для этого оборудованных; нарушение этих норм чревато негативными последствиями;

ü Мотивация получения удовольствия от здоровья : эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым. Например, дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, так как эти занятия улучшают кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом;


ü Мотивация самосовершенствования: выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Эта мотивация весьма существенна для выпускников средних и высших учебных заведений, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех;

ü Мотивация маневрирования : она сводится к тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным независимо от внешних условий;

ü Мотивация сексуальной реализации формулируется так: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А молодому человеку архиважно быть сексуально привлекательным;

ü Мотивация достижения максимально возможной комфортности, сущность которой сводится к тому, что здорового человека не беспокоит физическое и психологическое неудобство.



Люди, у которых все мотивации одинаково значимы, встречаются крайне редко. Более того, непомерная озабоченность такого человека своим здоровьем дает повод задуматься: а не слишком ли он занят проблемами здорового образа жизни и не приобрела ли эта озабоченность болезненный характер?

В течение жизни человек испытывает разные мотивации. В юношеском возрасте ведущими являются мотивы сексуальной реализации, самосовершенствования, маневрирования. Если юноша или девушка курит, то для них не годится такой мотив, как угроза здоровью в будущем, ибо будущее для них - это завтра, ближайшее воскресенье, конец семестра, а удовольствие - сейчас и здесь. Не подходит для них и ссылка на этнокультурные требования, поскольку этот мотив для них незначим. Более того, нарушая его, молодые люди испытывают удовольствие, считая, что таким образом они самоутверждаются. В этом возрасте мотивация сексуальной реализации уже сформировалась и может сыграть положительную роль в профилактике злоупотребления алкоголем, наркотиками и табакокурением, если умело доказать его пагубное влияние на сексуальную потенцию у юношей и детородную функцию у девушек.

Наблюдения показывают, что для молодых людей иногда теряет значимость мотивация самосохранения. Здоровье и сила мешают им быть осторожными в опасных ситуациях. Они считают: «Это может случиться с кем угодно, только не со мной!». Именно слабое чувство ответственности за свое поведение служит основной причиной венерических заболеваний после случайных интимных контактов, причиной втягивания в наркоманию, пьянство, ведущее к алкоголизму. Молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен. Но это ошибка. Постарайтесь уберечься от нее - призывают ученые.

2 Волкова В.Н. 1 Сахарова Н.А. 1 Самойленко В.А. 1 Калина В.В. 1

1 ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

2 МАДОУ «Детский сад № 11 общеразвивающего вида»

Рассмотрена возможность формирования мотивации к здоровому образу жизни у детей и учащейся молодежи. В качестве основных направлений физического воспитания апробирована просветительская и физкультурно-оздоровительная работа. Установлено, что конечный эффект формирования мотивации в большой степени зависит от положительной эмоциональной окраски процесса воспитания. Весьма интересным и эффективным методом физического воспитания является использование игр на занятиях в образовательных дошкольных учреждениях, а также в начальных классах общеобразовательной школы. Подвижные игры оказывают благотворное влияние на физическое развитие детей. Физическая нагрузка (приседание, подпрыгивание, передвижение и др.) которая происходит в игровой ситуации, совершается без перенапряжения и вызывает ощущения радости, удовольствия. Использование метода автокоррекции может существенно облегчить процесс формирования мотивации. Разработанная нами методика воспитания физических качеств у студентов в форме целенаправленного педагогического процесса, включает в себя несколько блоков, которые помогают отказаться от вредных привычек (курения, употребления алкогольных напитков, наркотических веществ), заложить основу для формирования мотивации к здоровому образу жизни и использовать полученные знания в процессе профессиональной деятельности.

здоровье

мотивация

воспитание

вредные привычки

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 220 с.

2. Баранов В.М. Физические упражнения в режиме дня. – Киев: Здоровья, 1978. – 224 с.

3. Большая медицинская энциклопедия / под ред. Б.В. Петровского. – М., Мысль, 1978. – С. 355–356.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 508 с.

5. Коровин С.С., Фомин Н.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка работников сферы обслуживания. – Оренбург: ОГПИ, 1991. – 109 с.

6. Куликов Л.В. Осознание здоровья как ценности //Психология здоровья. СПб., 2000. – С. 240–284.

7. Николаева Н.И. Рекреационные технологии: учебное пособие. – В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. – 451 с. ISBN 978–5–89896–332–3.

8. Семчук Н.Н., Орлова Г.А., Щербина М.Н. Патент на полезную модель № 42199 «Тренажер-самоучитель. Приоритет 27 февраля 2004 г., зарегистрировано в Государственном реестре полезных моделей Российской Федерации 20 ноября 2004 г.

9. Desi E.L., Ryan R.M. Intrinsic Motivation and Self – Determination in Human Behavior. – New-York, London: Plenum Press, 1986. ‒ 371 p.

Физическое воспитание, развитие и формирование здорового образа жизни детей и учащейся молодежи - один из важнейших приоритетов государственной политики, направленных на обеспечение национальной безопасности страны. С этим связана не только первичная профилактика большого количества заболеваний, но также и решение многих социальных, производственных и личностных проблем: трудоспособности, производительности труда, комфортности жизни и ее продолжительности.

Цель исследования ‒ разработка и сопоставительная оценка эффективности методов формирования мотивации к здоровому образу жизни для разных возрастных групп населения.

Материал и методы исследования

Исследования проведены на базе дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ Великого Новгорода и Новгородской области, а также в ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого». Использованы эмпирические методы анкетирования, апробации экспериментальных программ, проведения контрольных тестов.

Результаты исследований и их обсуждение

Наиболее эффективным из множества направлений физического воспитания является физкультурно-оздоровительная работа. Обладая широким спектром форм и вариантов, она позволяет учесть интересы и возможности самых разных социальных и возрастных групп. Кроме того, здесь уместно сказать о присутствии яркой эмоциональной составляющей, больших коммуникативных возможностей, наличии познавательных и праксеологических потенциалов. Немаловажным фактором является также положительное отношение к спорту и физической культуре у большинства населения страны. В связи с этим психологами отмечено снижение или даже отсутствие влияния стереотипа «воспитательного воздействия», что позволяет привлечь к этой деятельности детей и подростков, у большинства из которых отношение к педагогическим воздействиям устойчиво нигилистическое .

Многочисленные исследования позволили констатировать нарастающую тенденцию ухудшения состояния здоровья детей дошкольного возраста, школьников и студентов. Причем это явление отмечено как в статичных (уровень здоровья школьников в настоящее время по сравнению с таковым 10-20 лет назад), так и динамичных (параметры уровня здоровья в процессе обучения) показателях.

Данные всероссийской диспансеризации, проведенной в 2002 г., показывают, что у населения России в возрасте до 18 лет к практически здоровым (первая группа здоровья) относилось только 32 % обследованных. Группа риска составляла около 52 %. Удельный вес группы с функциональными нарушениями охватывал более 16 % населения в возрасте до 18 лет.

Еще более удручающая статистика получена в исследованиях НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН: лишь 3,3 % учащихся школ и 2,5 % учащихся ПТУ можно отнести к I группе здоровья. Ко II - 37,9 и 34,8 % и к III группе здоровья - 58,8 и 62,7 % соответственно. В процессе обучения в школе количество детей с различными формами патологии увеличивается, а число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз.

Отмечено, что самое резкое отрицательное воздействие на здоровье детей происходит при обучении в 5-6 классах средней школы. Причем у многих детей уже к этому возрасту накапливается до 2-3 патологий.

Большие проблемы у юношей и девушек возникают при выборе профессии именно по причине состояния здоровья, так как многие из них имеют ограничения, связанные с характером труда. Особое беспокойство вызывает тот факт, что за последние годы количество лиц молодого возраста, имеющих ограничения по состоянию здоровья увеличилось на треть и в некоторых регионах России достигает уровня 60-80 %.

Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение здоровья - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов .

Физическое, или соматическое, здоровье - это показатели роста, развития, параметры текущего состояния функциональных возможностей органов и систем организма.

Под психическим здоровьем понимают состояние психики человека. Для здорового человека характерно чувство душевного комфорта, адекватная регуляция поведения в соответствии с потребностями биологического и социального характера.

Социальное, или нравственное, здоровье связано с духовным миром человека, отношением его к общечеловеческим ценностям, присущим ему нравственным убеждениям, уровнем эстетического развития.

Возникшая в нашей стране ситуация с состоянием здоровья детей и подростков, несомненно, подчеркивает необходимость формирования у детей желания вести здоровый образ жизни. Детерминант поведения может быть много, и они могут быть как внешними, так и внутренними, но не все они могут быть отнесены к мотивам.

Разграничение мотивационных и немотивационных причин, т.е. побуждения и стимула, целесообразно осуществлять и по механизму ответных реакций человека: произвольных и непроизвольных. Под мотивом мы понимаем не любое возникшее в организме побуждение (состояние), а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку.

Мотив можно рассматривать и как намерение. Намерение подчеркивает устремление человека в будущее, его замысел, предположение, готовность что-то сделать, осмысленность принимаемого решения.

Мотивацию, вслед за Е.П. Ильиным, можно рассматривать как процесс формирования мотива, проходящий через определенные стадии и этапы, в таком случае мотив - это продукт данного процесса, т.е. мотивации .

К понятию «мотивация» есть и иные подходы. Так, мотивация может быть понята как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение. Такой подход к пониманию мотивации позволяет выделить внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Одним из типов мотивации, необходимых для осуществления человеческого развития, является внутренняя мотивация. Её можно определить как свободное участие в деятельности при отсутствии внешних требований и подкреплений. Различение внутренней и внешней мотивации происходит по критерию награды за осуществляемую активность. При внешней мотивации и сама награда будет внешней по отношению к человеку. Когда же мотивация является внутренней, то вознаграждением за неё является активность сама по себе.

Э. Деси и Р. Риан считают, что внутренне мотивированное поведение базируется на потребности человека быть компетентным и самодетерминированным при взаимодействии со средой . Возможно говорить о самодетерминированности деятельности, если человек осуществляет ее либо из понимания того, что это важно, либо из-за того, что это интересно. Психологическая потребность во взаимосвязи с другими людьми является третьим наряду с потребностями в автономии и самодетерминации типом внутренней мотивации, обеспечивающим оптимальное развитие человека. Внутренняя мотивация деятельности возникает тогда, когда человек получает в ней опыт межличностной поддержки. Возможность удовлетворения потребностей в автономии, компетентности и связи с другими людьми обеспечивает свободу активности и организации. Развитие человека в такой деятельности является способом взаимной актуализации внутренних потенциалов, интересов и объединения знаний, ценностей и регуляторных механизмов, что приводит к их гармонизации.

Можно констатировать факт наличия большого потенциала развития внутренней мотивации к ведению здорового образа жизни у физкультурно-оздоровительной деятельности, а также недостаточно полное использование его в практике школьной и студенческой жизни.

Вместе с тем следует отметить, что физкультурно-оздоровительная деятельность позволяет управлять актуальными и потенциальными ресурсами, является мощным средством включения личности в окультуренную двигательную активность, которая может быть использована как сфера для духовно-ценностной ориентации, образовательного процесса и обретения положительного социального опыта.

Весьма интересным методом физического воспитания является использование игр на занятиях в образовательных дошкольных учреждениях, а также в начальных классах общеобразовательной школы. В рамках проекта «Познавайка» нами разработана система обучающих игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она включает в себя также и подвижные игры, которые оказывают благотворное влияние на физическое развитие детей. Так, например, в процессе игры «Три царства» дети приседают, подпрыгивают, передвигаются, совершают активные движения руками. Поскольку это происходит в игровой ситуации, физическая нагрузка совершается без перенапряжения и вызывает ощущения радости, удовольствия.

В проекте «Познавайка» предусмотрено обучение детей иностранным языкам (английский, немецкий). В связи с этим игровые команды, вопросы, ответы произносятся на английском (немецком) языке. Понимание смысла услышанного, говорение, выполнение команд, произнесенных на иностранном языке, повышает интерес детей к самому процессу игры. Это в значительной степени облегчает овладение иностранным языком на уровне понимания и говорения.

Мотивация любого характера и направления формируется, прежде всего, из познания окружающего мира и выделения из него желаемых объектов, качеств, ощущений, действий и т.п. Процесс познания неизбежно связан с запоминанием, усвоением и последующим осмыслением полученных знаний, умений и навыков. Ключевым моментом в данном процессе является запоминание, поскольку, образно говоря, забытое - суть потерянное. Разработанный нами метод автокоррекции, на который получен патент Российской Федерации, позволяет запомнить большое количество информации . При использовании этого метода учащиеся работают по индивидуальному маршруту усвоения нового материала, что позволяет избежать психологической и физической перегрузки, испытать радость успеха при овладении новым материалом. Исследования, проведенные в школах Великого Новгорода и Новгородской области, показали, что метод автокоррекции эффективен при освоении различных дисциплин школьной программы. Несомненно, он также может дать положительный эффект и для формирования мотивации к здоровому образу жизни.

В Новгородском государственном университете разработана методика воспитания физических качеств у студентов в форме целенаправленного педагогического процесса, в основу которого положена структура из следующих блоков:

1. Образовательно-развивающий блок. Теоретическая составляющая, позволяющая студентам освоить вопросы, связанные с различными науками о человеке.

2. Оздоровительно-профилактический блок. Студенты получают знания из области медицины о воздействии физических упражнений на организм (энергетика мышечной деятельности, структурные изменения опорно-двигательного аппарата в результате тренировочной нагрузки, изменения сердечно-сосудистой системы).

3. Специально-прикладной блок. Студенты знакомятся с прикладными видами спорта, правилами соревнований, методикой преподавания, осуществляется углубленное изучение методико-биологических основ в различных видах спорта.

Вектор направленности при формировании у студентов мотивации к здоровому образу жизни в первом блоке определен, прежде всего, вопросами о здоровье и болезни, разъяснении механизмов возникновения, развитии и течения болезни, возможности и эффективности профилактических мероприятий.

Очень важным моментом программы является обсуждение вопросов особенностей питания, как одного из социальных и биологических факторов, обеспечивающих жизнедеятельность и здоровье человека. Рассматриваются гигиенические требования к пище, вопросы о калорийности, методики определения оптимальной калорийности суточного рациона.

Особое внимание уделяется вопросам о вредных привычках (курение, алкогольные напитки, наркотические вещества и их пагубное воздействие). Теоретические разделы включают вопросы о химических, физических и биологических факторах риска.

Во втором блоке студенты получают знания из области медицины. Рассматриваются понятия частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимального потребления кислорода (МПК), электрокардиограммы (ЭГК), жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ). Даётся возможность проанализировать вопросы профессиональных заболеваний по каждой специальности и мерах по их профилактике.

Проводится ознакомление с методикой составления индивидуальных комплексов лечебной физической культуры (ЛФК) для лиц с ослабленным здоровьем, а также в период реабилитации организма после болезни. Самое широкое применение на этом этапе находят вопросы из области массажа: подготовительный, восстановительный, профилактический и методики их использования как в теории, так и на практике.

Важной составной частью программы являются вопросы о пагубности влияния на организм анаболических стероидов, различного рода стимуляторов.

Теоретическая составляющая третьего блока направлена на ознакомление студентов с прикладными видами спорта, правилами соревнований, методикой преподавания избранных видов спорта и дальнейшее изучение методико-биологических основ физического воспитания и спорта.

Исследования отечественных авторов убедительно доказали, что правильный подбор, системное использование физических упражнений в значительной мере предохраняют от профессиональных заболеваний, морфологических и функциональных нарушений в организме под влиянием специфических условий труда . При правильном, грамотном использовании средств оздоровительной направленности совершенствуются функциональные возможности организма, увеличиваются пластические и энергетические ресурсы организма, в значительной мере усиливается иммунная система.

Заключение

Формирование мотивации к здоровому образу жизни должно начинаться с младенческих лет и продолжаться на протяжении всего процесса обучения. Для этого необходимо использовать различные методики с учетом возрастного статуса, а также уровня физической и психологической подготовленности. И в дошкольном образовательном учреждении, и в средней общеобразовательной школе, и в вузе необходимо постоянно развивать и поддерживать мотивацию личности к физическому самосовершенствованию, заботе о своем здоровье.

Рецензенты:

Певзнер М.Н., д.п.н., профессор, проректор по международной деятельности, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Министерство образования и науки РФ, г. Великий Новгород;

Калашникова М.Б., д.псх.н., зав. кафедрой психологии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Министерство образования и науки РФ, г. Великий Новгород.

Работа поступила в редакцию 07.12.2012.

Библиографическая ссылка

Капитонов А.Г., Семчук Н.Н., Николаева Н.И., Орлова Г.А., Архиреева Т.В., Калина Н.В., Волкова В.Н., Сахарова Н.А., Самойленко В.А., Калина В.В. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ как элемента структуры познавательной деятельности // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-6. – С. 1373-1377;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30801 (дата обращения: 16.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Обобщение опыта работы классного руководителя Говоровой Е.В. по теме "Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью" представлено в документе zip.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы классного руководителя.

Тема опыта : «Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью.»

Актуальность:

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников.

Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа», одно из направлений которой - сохранение и укрепление здоровья школьников.

По словам Геннадия Онищенко, Главного государственного санитарного врача России, сегодняшние школьники проводят в образовательных учреждениях «чрезвычайно много времени» - от 8 часов. Поэтому ценностное отношение детей к своему здоровью не может формироваться без участия педагогов.

Согласно официальной статистике, в настоящее время в нашей стране приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения и ухудшение состояния здоровья россиян, связанного с несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, требуют поиска эффективных мер формирования мотивации здоровьесберегающего поведения. Невозможно подвергнуть сомнению утверждение о том, что здоровье подрастающего поколения определяет уровень развития общества. Оценивая здоровье детей сегодня, мы получаем прогноз благосостояния страны на будущее.

Цели и задачи работы классного руководителя в этом направлении:

Цель:

Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. добиться понимания детьми сущности здоровья и здорового образа жизни;
  2. воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
  3. развивать навыки управления своим здоровьем;
  4. формировать культуру питания;
  5. формировать потребность в занятиях физической культурой и спортом.
  6. популяризация здорового стиля жизни;
  7. повышение уровня осведомленности учащихся о вредном воздействии алкоголя и сигарет на здоровье человека, а также о последствиях, влияющих на здоровье будущего поколения.

Степень новизны состоит:

  1. В конкретизации одного из приоритетных направлений проекта «Наша новая школа» в области сохранения и укрепления здоровья школьников;
  2. В систематизации работы классного руководителя по формированию положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни

Краткое описание опыта:

Работа классного руководителя направлена на формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью. Начало положено в 2009-2010 учебном году, когда классный руководитель Говорова Е.В.приступила к работе с 5 «М» классом и продолжается до сих пор (сейчас ребята в 7 «М» классе)

Само понятие «здоровье» имеет несколько определений. Работа Говоровой Е.В. опирается на самое популярное, и, пожалуй, наиболее емкое определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Используя данную схему, наметила следующие направления деятельности классного руководителя по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью:

  1. Сохранение и улучшение физического здоровья учащихся;
  2. Сохранение психического здоровья детей;
  3. Совершенствование нравственного здоровья учащихся;
  4. Сохранение социального здоровья детей;
  5. Сохранение духовного здоровья подрастающего поколения

Мероприятия по направлениям.

Направления

Мероприятия

Комментарии

Физическое здоровье

Работа ведется совместно с учителем физкультуры, ко многим мероприятиям привлекаем родителей.

Подготовка команды для участия в туристических слетах

В Дневник здоровья класса входят разделы:

  1. Общая характеристика класса;
  2. Фамилии учащихся, работающих левой рукой, с дефектами речи, медлительных, чрезвычайно подвижных
  3. Фамилии детей, имеющих нарушения осанки, хронические заболевания, заболевания нервной системы, нарушения зрения;
  4. Развитие ребенка, где фиксируются рост, вес детей на начало и конец каждого уч. года;
  5. Распределение учащихся по группам здоровья;
  6. Уровень физической подготовленности класса;
  7. Результаты диагностики структуры взаимоотношений в коллективе.

ВСЯ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО МЕДИКУ И КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ!

Психическое здоровье

Обеспечение благоприятных психологических условий в классном коллективе:

  1. Мониторинг уровня взаимоотношений учеников друг с другом;
  2. Игры на формирование бесконфликтного общения;
  3. Игры-конкурсы на преодоление внутренних комплексов детей.

В этом направлении необходима совместная работа со школьным психологом. Остановимся же на том, что зависит от классного руководителя

Нравственное здоровье

Работа в этом направлении включает в себя все вышеизложенное, а также:

  1. Организация школьников на участие в различных конкурсах, олимпиадах;
  2. Подготовка волонтерской группы учащихся «Мы выбираем жизнь» и выступление на классных часах в начальной школе;
  3. Проведение разнообразных форм занятий: игр, диспутов, путешествие в будущее и т.д.

Приоритетным направлением воспитания в области ЗОЖ должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья.

Социальное здоровье

  1. Организация встреч с медиками, представителями МВД

(в частности, со школьным инспектором )

  1. Сценки, инсценировки по теме «Профилактика вредных привычек»;
  2. Выставка рисунков по теме «Это не для меня!»;
  3. Работа учащихся над памяткой «Скажи НЕТ!»;
  4. Реализация превентивной программы «Полезные навыки»(по профилактике употребления ПАВ)
  5. Разработка памятки «Здоровым быть здорово!»
  6. Выступление агитбригады по пропаганде ЗОЖ на областном конкурсе в г.Великий Новгород

Духовное здоровье

  1. Посещение Свято-Духова монастыря, поездка в Иверский монастырь;
  2. Активизация детей и их родителей на участие в ежегодном Рождественском марафоне
  3. Сотрудничество с краеведческим музеем

(посещение выставок, экспозиций)

Духовное здоровье- система ценностей и убеждений, это состояние, характеризующее человека как личность, способную развивать свои умения и навыки.

Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров!

Практическая значимость . Материалы представленной работы могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями

Эффективность работы:

(информация получена в результате анонимного анкетирования учащихся и их родителей)

  1. информированы о факторах, формирующих здоровье: 2009-2010 год - 78,3%, 2010-2011- 80% , 2011-2012 - 94,1%;
  2. информированы о вреде табакокурения, энергетических напитков, пива, алкоголя, токсикомании, наркомании: 2009-2010 год - 84,5 %, 2010-2011 - 89% , 2011-2012- 97%
  3. участвуют в мероприятиях по здоровому образу жизни: 2009-2010 год - 49%, 2010-2011 - 65%, 2011-2012 - 76% .
  1. занимаются утренней гимнастикой (по информации от родителей) : 2009-2010 год - 16,7%, 2010-2011 - 23%, 2011-2012 -31%
  2. закаливаются: 2009-2010 год - 8,4%, 2010-2011 - 11%, 2011-2012- 15,0%.
  3. регулярно участвуют в спортивных соревнованиях: 2009-2010 год - 60,1%, 2010-2011- 73%, 2011-2012 - 83,9%;
  4. исключили из рациона питания газированные напитки, чипсы(по информации от родителей): 2009-2010 год - 1,2 %, 2010-2011 - 6,6%;

2011-2012- 12% учащихся класса

Ожидаемый результат:

  1. Повышение у учащихся приоритета здорового образа жизни;
  1. Осознание школьниками негативного влияния на здоровье вредных привычек;
  1. Рост уровня физического развития и физической подготовленности учащихся;
  1. Снижение заболеваемости детей, в особенности так называемыми «школьными « болезнями (нарушение зрения, нарушение осанки и т.п.)
  1. Результативность:

1. Систематическая работа по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни учащихся вверенного мне класса началась в 2009-2010 уч.году.

Сейчас ребята учатся уже в 7 классе, и можно говорить о том, что количество пропусков учебных занятий по болезни уменьшилось, так как дети начали бережнее относиться к своему здоровью.

2.Уменьшилось количество пропусков уроков по болезни

3.Охват учащихся физкультурно- спортивной работой

Теоретическая база:

  1. Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.
  2. Бойко А. Здоровые тесты. М., 2003.
  3. Васильев В. Здоровье и стресс. М., 1992.
  4. Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас… О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. М., 1990.
  5. Классному руководителю. М., 1999.
  6. Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.
  7. Мороз О.П. Группа риска. М., 1990.
  8. Педагогика здоровья. М., 1990.
  9. Рогов Е.И.Психология человека: Книга для школьников. М., 1999.
  10. Рожков М. И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000

11. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. М.:М.: Флинта.Наука.1999.

12.Справочник классного руководителя № 9.2007/статья Р.В.Бабенко «Оформление документации классного руководителя»

Справочник классного руководителя № 9.2007/статья Р.В.Бабенко «Оформление документации классного руководителя»

Цель : выработать комплекс мероприятий, мотивирующих школьников к здоровому образу жизни.

Гипотеза: можно разработать комплекс мероприятий, мотивирующих школьников к здоровому образу жизни.

Задачи :

1) выяснить, что означает термин «здоровье»;

2) узнать уровень состояния здоровья школьников России в настоящее время;

3) провести опрос, на основании которого проанализировать отношение школьников к своему здоровью;

4) разобрать понятие здорового образа жизни и его составляющих;

5) выяснить, что означает термин «мотивация»

6) выработать комплекс мероприятий.

Актуальность : согласно официальной статистике, в настоящее время в нашей стране приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения и ухудшения состояния здоровья россиян, связанного с несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, требуют поиска эффективных мер формирования мотивации здоровье сберегающего поведения. Здоровье подрастающего поколения определяет уровень развития общества. Оценивая здоровье детей сегодня, мы получаем прогноз благосостояния страны на будущее.

Ход работы .

1. Работая с различными источниками, разбираем понятие «здоровье».

Понятие здоровья различными специалистами определяется по-разному. Физиологи считают, что здоровье — способность человека к оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1948 г. здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов».

По В. П. Казначееву (1978), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни.

А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье - это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается… в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку… осуществлять его биологические и социальные функции».

Т. о., Здоровье - это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

2. Узнаём уровень состояния здоровья школьников России в настоящее время, используя материал из достоверных источников.

Состояние здоровья подрастающего поколения в нашей стране представляет собой серьезную государственную проблему, от решения которой во многом зависит дальнейшее экономическое и социальное благополучие общества. Устойчивый характер приобрели негативные сдвиги, в первую очередь, в состоянии здоровья детей и подростков.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни - в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое - болезни почек.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет - 3 диагноза, 16–17 лет - 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь.

3. Проводим анкетирование школьников и на основании полученных ответов анализируем их отношение к своему здоровью.

Мотивация самосохранения.

Действует преимущественно при наличии существенной проблемы со здоровьем или при опасных обстоятельствах. Аллергик, перенесший анафилактический шок, вряд ли будет есть шоколад, если отчетливо помнит, что именно этот продукт стал причиной угрожающего для жизни состояния. Сколь бы вкусным ни было лакомство, оно не станет соблазном для такого человека.

Именно мотивация самосохранения может стать решающей для отказа от употребления наркотиков. Если ребенок с детства знает о частоте «молодых» смертей у наркоманов, то это может оказаться сильной мотивирующей силой.

Однако попытки необоснованного использования мотивации самосохранения могут принести только вред: родитель, говорящий о смертельной опасности курения, не сможет долго «морочить голову» ребенку: увидев, сколько людей разных возрастов курит и продолжает вести активную жизнь, школьник только потеряет доверие к родителю, а это сделает дальнейшие воспитательные усилия бесполезными. Говоря о вреде курения лучше делать акцент на саму зависимость, как потерю свободы, и на проблемы со здоровьем у курильщиков.

Также следует помнить, что мотивация самосохранения у детей относительно невысока: дети часто «носят розовые очки» и уверены, что с ними ничего страшного произойти не может.

Мотивация подчинения правилам общества.

Ребенок, как, впрочем, и большинство взрослых людей, тяжело воспринимает состояние неприятия его личности окружающими людьми. На этом, например, строится выполнение многих гигиенических процедур.

Именно благодаря мотивации такого типа окружение ребенка может оказать существенное влияние на его образ жизни. Это становится наиболее значимым в подростковом возрасте, когда школьники, общаясь тесными компаниями, перенимают друг у друга привычки и предпочтения. В этом отношении компания с выраженными спортивными установками может стать отличной базой для формирования здорового образа жизни школьника.

1. Мотивация удовольствия.

Удовольствие от здорового тела является сильным стимулом соблюдения правил здорового образа жизни. Больной ребенок не может вволю побегать и поиграть, а это мотивирует его к правильному поведению, нацеленному на скорейшее выздоровление.

2. Мотивация социализации.

Стремление занять в обществе более высокую ступень может иметь двоякое значение. В компании асоциального типа подросток начинает курить и пить пиво только для того, чтобы быть «своим». А вот в ситуации позитивного общения подросток стремится к достижению наилучшей физической формы и самосовершенствованию.

3. Сексуальная мотивация.

Актуальна для школьников старшего и среднего звена. Попытки сделать свое тело более привлекательным, а также забота о сексуальной силе (у мальчиков) могут стать решающим мотивирующим фактором здорового образа жизни.

Создание привлекательных материальных условий .

Покупайте забавные зубные щетки с изображением героя мультфильма, приобретайте для занятий спортом красивую одежду и аксессуары, выбирайте спортивную секцию в современном физкультурно-оздоровительном центре, готовьте вкусную и внешне привлекательную полезную пищу – все что красиво, приятно для глаз, слуха и на ощупь может стать дополнительным (но не основным) стимулом здорового образа жизни.

Большую роль в мотивации здорового образа жизни ребёнка играет педагог, т.к. школьники больше всего времени проводят на учёбе. Поэтому каждый учитель должен обладать теми знаниями и умениями, с помощью которых можно направить детей на путь здорового образа жизни. Это можно сделать различными способами, например, решением задач о здоровье на уроках математики, изучение художественных произведений о здоровье на уроках литературы, проведение внеурочных мероприятий, нацеленных на то, чтобы показать учащимся, к чему может привести несоблюдение правил ЗОЖ, организация спортивных мероприятий, посвящённых ЗОЖ.

Вывод: таким образом, нам удалось разработать комплекс мероприятий, мотивирующих школьников к ЗОЖ, то есть гипотеза доказана.

Источники.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Самарский Государственный Медицинский Университет»

Кафедра педагогики, психологии и психолингвистики

Способы мотивирования человека к ведению здорового образа жизни

Подготовил: студент 2 курса

лечебного факультета группы 201

Шавалеев Р.Р.

Научный руководитель:

Рязанцева Н.М

Самара 2011

Мотивация здорового образа жизни

Помните старый советский мультфильм «Про Хому и суслика»? Хомяк, проснувшись с утра, говорит соседу: «Суслик, ты мне друг? Сделай за меня зарядку». И дальше по сюжету звучат фразы: «Бегай, суслик бегай, мне бегать полезно; плавай, плавай мне полезно плавать».

Наверное порой у каждого человека возникает такое желание, чтобы делал кто-то, но полезно это было бы тебе. Кто-нибудь занимался бы физкультурой, закаливался, правильно питался, а заодно и курить бы бросил. А мы бы становились стройнее, здоровее, и прекрасно бы себя чувствовали, продолжая вести привычный образ жизни.

Сегодня все отлично знают о пользе здорового образа жизни, вот только часто знанием всё и ограничивается. Так не хочется вылезать из тёплого болота устоявшейся жизни, ломать свои привычки, напрягать мышцы и волю. Ведь ради неких далёких предполагаемых преимуществ и благ нужно прямо сейчас отказаться от стольких маленьких жизненных радостей.

Не просто и не сразу однако мне удалось собраться и продвинуться в нужном направлении. И оказалось, что всё не так плохо, а многое из того, что казалось скучной малоприятной необходимостью на самом деле может приносить удовольствие. Просто главное в этом, да и в любом другом деле - настрой, или как сейчас модно говорить – мотивация. И вот с этого места - более подробно.

Начну с того, что лень, инертность, нежелание выходить из накатанной колеи привычного быта, обусловлена прежде всего низкой жизненной энергией человека. Вспомните себя в детстве. Целый день можно было бегать, во что-то играть, вести себя очень активно и не ощущать усталости. Совершенно не хотелось есть, а если днём укладывали спать, то лично для меня это была пытка. Энергия переполняла.… Представляете, как волшебно изменилась бы ваша жизнь, если бы и сейчас вы могли так активно действовать.

Что же отбирает у нас жизненную энергию? А вот, то самое и отбирает. Образ жизни, отличный от здорового, скажем так. Алкоголь и сигареты, неправильное питание, низкая физическая активность, низменные мысли и чувства. Переход к здоровому образу жизни обязательно, безусловно, гарантировано будет способствовать повышению жизненной энергии. Хотите детскую активность и неутомимость? Значит, вот вам первый мотив.

Однако получается заколдованный круг: чтобы сдвинуться с места не хватает энергии, но чтобы получить энергию нужно сдвинуться с места. На самом деле всё не так страшно, ситуация как с тяжело нагруженной тележкой. Чтобы сдвинуть её с места нужно приложить значительные усилия, а поддерживать движение уже гораздо легче. Теперь больше усилий нужно приложить, чтобы тележку остановить.

Собраться с духом и начать действовать, вот что главное. Дальше будет легче. Постепенно в это втягиваешься и начинаешь наслаждаться самим процессом. Если я по какой-то причине не сделал с утра зарядку, днём я уже об этом жалею, а отказаться от обливания холодной водой – однозначно лишить себя удовольствия. Наступает состояние, когда легче выполнять чем не выполнять. И вот вам второй мотив.

Идём дальше. Что же это за человек такой, ведущий здоровый образ жизни? Давайте представим. Наверное он или она хорошо выглядит, физкультура и правильное питание способствуют поддержанию стройной фигуры, правильной осанки, лёгкости и красоты движений. Отсутствие вредных привычек, регулярное посещение парной и закаливание обуславливает здоровый цвет лица, отсутствие отёков, мешков под глазами. В целом человек выглядит моложе своих лет.

Отличное общее состояние организма это отсутствие болей, зажатостей, дискомфорта в той или иной проблемной зоне, чаще всего обычных, ближе к сорока годам, явлений. А это гарантирует отличное настроение и позитивное отношение к жизни. С таким человеком приятно иметь дело.

Правильное протекание физиологических процессов, своевременное очищение от шлаков и доставка в организм нужных веществ, а также положительный настрой и правильное отношение к жизни значительно повышают лёгкость и скорость мысли. Этот человек умный и интересный собеседник, общение с ним доставляет удовольствие. Вот такой получился собирательный образ. Представьте себя в этом образе, и это будет третий мотив. Итак, подведём итог нашей мотивации. Вести здоровый образ жизни нужно потому, что это:

    Повышает жизненную энергию;

    Доставляет удовольствие;

    Улучшает внешний облик и способствует личностному росту.

Всё? Ну, вообще то нет, ещё добавьте ваши личные мотивы, они обязательно есть, если хорошо подумать. Лично мне очень не хочется постепенно превращаться в старую маразматическую развалину. Никто не живёт вечно, но возможность до конца жизни сохранить бодрость, оптимизм и ясность ума, видится мне достойным мотивом вести здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы. Одна из них это учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни. Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики. Если на первом этапе основная задача - добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения), то на втором -добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Стабильность и автоматизм выполнения правил здоровьесбережения.- главная задача заключительного этапа. На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях В целях углубления компетенций по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод; познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный метод; активные методы обучения; воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих: 1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения. Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека. Естественно, что информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории. К примеру, если темой лекции является материал, вызывающий интерес хотя бы у части слушателей, его усвояемость остальными слушателями значительно повысится. Оценивая в целом ситуацию в крае, следует подчеркнуть, что элементы информационно-пропагандистской системы в крае созданы и в последние годы принимают все более выраженный характер. На каналах краевого телевидения и краевого радио работают специализированные программы «Территория здоровья» и «Чаша здоровья», в краевых и местных газетах - специальные рубрики и тематические полосы «Ваше здоровье», «Советы врача», «Твой домашний доктор», «На приеме у врача» и т.п., посвященные вопросам охраны и укрепления здоровья, выработке мотивации бережного отношения к своему здоровью, где регулярно публикуются материалы о мерах профилактики заболеваний, обнародуются методики поддержания здоровья – от занятий физкультурой и спортом до рационального питания. 2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью». Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни,как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, по существу постоянно находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мировоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления. Здоровье учащихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. В то же время воспитание у детей заботы за собственное здоровье, формирование соответствующих умений и навыков в подавляющем большинстве заформализовано. Сложившаяся практика сводит эту работу в школе к лекциям, основным содержанием которых являются сведения о клинике, диагностике и лечении заболеваний. Как правило, их читают либо школьные медицинские работники, либо врачи территориальных поликлиник. Однако они не владеют методологией обучения и воспитания здоровому поведению, теорией и методами формирования у людей позитивной мотивации на сохранение здоровья. Отсюда отсутствие озабоченности состоянием собственного здоровья у подавляющей части здорового населения. Профилактика заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители и родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию, в семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека. 3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств. Следует подчеркнуть, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, формируется законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курит, стремительно увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев, 60 процентов смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков. Согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, количество лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 6 млн. человек. По оценочным данным к настоящему времени на Ставрополье число потребителей инъекционных наркотиков достигает 60 тысяч человек. Основной формой антинаркотической профилактики в крае является пропаганда. Но работа эта во многом идет вхолостую, особенно с детьми и молодежью. Разъяснительная работа специалистов здравоохранения проводится эпизодически, ею практически занимаются врачи наркологи и не задействованы врачи других специальностей. Профилактические акции, как правило, проводятся в городах, не затрагивая небольших населенных пунктов. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным. 4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления. Естественно, что коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, физкульт-паузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования. Необходимо, прежде всего, преодолеть пассивность муниципальных органов по делам молодежи и по физической культуре и спорту, которые способны профессионально возглавить и вести эту работу. Сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения, которые в настоящее время используются больше как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни.

Добрый день, совершенно с Вами согласна, хотелось бы добавить, что к технологиям здоровьесохраняющего образования можно отнести следующее: 1. Оздоровительная коррекционно-развивающая программа для оказания помощи детям, испытывающим затруднения при обучении http://www.valeo.edu.ru/data/educat/lib/9/5/00095/ozdorovit_korektionaia_programma.pdf Занятия по программе рекомендуются учащимся начальной школы на основании формирования «групп риска», в которые входят дети, имеющие следующие отклонения: нарушение осанки; недостаточность развития мелкой моторики руки; низкий уровень сформированности познавательных функций (память, внимание); выраженная неуравновешенность нервных процессов 2. Оздоровительный комплекс «Здоровая спина» http://www.valeo.edu.ru/data/educat/lib/9/6/00096/ozdorovit_komleks_spina.pdf Дыхательные упражнения являются неотъемлемой частью в укреплении здоровья и, в частности, при коррекции спины. Все оздоровительные системы Востока уделяют большое внимание регулированию дыхания и рассматривают дыхание как элемент приемов психорегуляции 3. Пальчиковая гимнастика – методика развития речи, памяти и внимания у детей Методика пальцевого тренинга основана на современных научных данных, но использует и достижения древней китайской медицины и народные традиции 4. Общероссийская общественная программа развития общего среднего образования, охватывающая массовые общеобразовательные учреждения (школы) и различные формы дополнительного образования. 5. Здоровьесберегающая педагогическая система "Здоровый малыш" 6. Профилактика отклонения здоровья и возникновения заболеваний у школьников "Здоровый малыш"

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов: «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса. 1. Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. 2. Субъект-субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах. 3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся. 4. Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей. 5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. 6. Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления. Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном про­цессе, можно разделить на три основные группы: 1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; 2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; 3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями. Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Критерии здоровьесбережения (Характеристика) Обстановка и гигиенические условия в классе (Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители) Количество видов учебной деятельности (Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.) Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности Количество видов преподавания (Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа) Чередование видов преподавания Наличие и место методов, способствующих активизации (Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).) Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). (Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)) Место и длительность применения ТСО (Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения) Поза учащегося, чередование позы (Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы) Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления (Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек) Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу) Психологический климат на уроке (Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт- напряжение, сотрудниче­ство - авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик - ученик(сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, активность - пассивность, заинтересованность - безразличие) Эмоциональные разрядки на уроке (Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие) Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности (Момент наступления утомления и снижения учебной активности) Темп окончания урока

http://psichologvolsk.forum2x2.ru/t11-topic

Проблемы формирования здорового образа жизни тесно связаны с пониманием самого феномена «здоровье».

В «Большой советской энциклопедии» здоровье определяется как «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов. Последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» .

Здоровье – состояние, противоположное болезни .

Болезнь – это «процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил» . Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, выражающимся в возникновении побочных (неадекватных) реакций, а у человека - снижением на время болезни его трудоспособности.

Состояния здоровья и болезни могут быть связаны различными переходными состояниями и не иметь чётких границ. В связи с этими особенностями возникло понятие «практически здоровый человек», при котором наблюдающиеся в организме патологические изменения не сказываются на самочувствии и не отражаются на работоспособности человека.

К сожалению, здоровье современного человека, подвержено воздействию многих дестабилизирующих факторов, которые приводят к развитию болезни.

В научной литературе их классифицируют как эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы. Некоторые авторы выде­ляют также смешанные факторы , сочетающие влияние, как первых, так и вторых.

К числу эндогенных факторов относят: наследственность; иммунологическая реактивность; структурно-функциональный гомеостаз; влияние беременности и родов на развитие ребенка; физическое развитие и подготовленность; внутренняя мотивация к здоровому образу жизни и др.

Экзогенные факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека, Бердус М.Г. объединил в три большие группы:

1) социальные

2) социогенные экологические факторы негативного воздействия;

3) природные экологические факторы негативного воздействия .

Рассмотрим их.

К социальным экологическим факторам негативного воздействия относят: рост населения планеты (за счет стран «третьего мира»), миграция населения, урбанизация городов, войны, преступления, терроризм, трудовая деятельность, сопряженная с рисками здоровья, отсутствием полноценного отдыха, гиподинамия, спорт высших достижений (не путаем с физкультурной деятельностью), распад семьи и др.

Экологические факторы социогенного негативного воздействия условно разделены на: 1) факторы, влияющие на человека опосредованно - через загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; 2) факторы, влияющие на человека непосредственно (ионизирующее излучение, шум, пыль, аэрозоли, поражения электрическим током, электромагнитные поля, микроклимат производственных и иных помещений, курение, алкоголь, наркотики, нерациональное питание, нарушение физиологического режима жизни и др.); 3) факторы - «сквозные подсистемы», например, «вредные вещества», присутствующие во всех указанных системах факторов.

Природные экологические факторы, отрицательно влияющие на человека, представлены двумя группами факторов: абиотические (воздействия неживой природы) и биотические (воздействия организмов). Важным замечанием является то, что в аспекте негативных воздействий на человека, эти факторы выступают нередко взаимосвязано и комплексно.

К негативным абиотическим факторам относят стихийные бедствия (т.н. «природные катаклизмы»), которыми называют опасные природные явления или процессы, носящие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп населения, человеческим жертвам, а также уничтожению материальных ценностей. Это: сильный ветер (торнадо, смерч, самум, суховей); пыльная буря; вулканическая деятельность; землетрясение; наводнение, шторм, цунами, прилив и отлив; лавина, сель, камнепад, оползень; пожар, вызванный самовозгоранием торфа, молнией и др. природными факторами; различные виды молний; вьюга или метель, а также значительное выпадение осадков, особенно в виде крупного града или несезонного снега; засуха; сильный устойчивый мороз или аналогичная жара, особенно на территориях, которым эти явления несвойственны; эрозия почв (такие формы, как разрастание оврагов, ветровая эрозия, вымывание почвы реками, ливнями и т.д.) и др.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений