Лекция: Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача (2 ч.). Министерство здравоохранения российской федерации российский государственный медицинский университет Ix

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Врачебная деятельность осуществляется в следующих направлениях: диагностика, лечение и профилактика заболеваний - и требует наличия навыков постановки диагностической, лечебной и профилактической задачи. Этот процесс, как правило, осуществляется в условиях изменчивости исходных данных (симптомы и синдромы могут появляться и исчезать, по-разному сочетаться между собой), дефиците времени (при оказании медицинской помощи по неотложным показаниям, массовом поступлении раненых и больных). При этом врач должен по отдельным симптомам и синдромам мысленно смоделировать целостную клиническую картину заболевания, изучить и проанализировать причины, условия и механизмы его возникновения и развития. Цена дефектов и ошибок врачебной деятельности соответствует ее значимости, иногда определяется высшей ценностью - здоровьем и жизнью человека.

Кроме того, в процессе работы врач контактирует с личностью больного, имеющей специфические для каждой ситуации изменения. При наличии хронического соматического заболевания независимо от нозологии для личности больного характерно значительное изменение мотивационной сферы, выражающееся в выделении нового ведущего мотива - сохранении жизни и здоровья.

Нормальная и патологическая жизнедеятельность человека, являющаяся объектом деятельности врача, представляет собой противоречивое единство необходимого и случайного, повторяющегося и неповторимого, устойчивого и изменчивого, определенного и неопределенного. Необходимое и повторяющееся определенное в здоровье и болезни находит отражение в медицинской науке, принципах и схемах диагностики, лечения, профилактики, содержащих в себе опыт деятельности врачей многих поколений. Знание этих положений является важным и необходимым, но недостаточным условием для врачебного творчества, так как творчество предполагает выход за пределы достигнутого. Врач действует в условиях проблемной нестандартной ситуации, заданной неповторимостью организма и личности человека, открытостью их систем. Творчество не является побочным продуктом врачебной деятельности, оно сама ее сущность.

Для врачебной деятельности характерны интеллектуальная сложность, монотонность, риск и ответственность, нравственные проблемы, межличностные конфликты. Монотонность, нравственные проблемы и конфликты часто являются причинами психосоматических заболеваний медицинских работников.

При определении эталона личности врача в соответствии с ожиданиями больных предпочтение отдается врачам своего пола и более старшего возраста. Эталон врача включает: ум, увлеченность работой, внимательность, чувство долга, терпеливость, интуицию, серьезность, доброту, чувство юмора. Для большинства больных образ учителя - врача рассматривается как идеальный.

Наиболее значимыми факторами выбора врача являются: способы общения с больным; ситуативная коммуникация, умение ориентироваться в потребностях больного; понимать его установки; открытость в процессе коммуникации, хорошая дикция и точность выражений, которые основаны на большом опыте врача и его внутренней свободе и творчестве; авторитет, репутация, внешний вид. Одежда терапевта влияет на оценки пациентом таких качеств, как внимательность, искренность, компетентность и в целом на доверие пациента к нему.

Для профессиональной деятельности руководителя лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) характерна необходимость сочетания администрирования с экспертно-консультативной и психотерапевтической функциями руководства. В личности руководителя ЛПУ, тесно переплетаясь и дополняя друг друга, "живут" три роли: администратор-управленец, способный планировать работу учреждения, руководить людьми, побуждать их к эффективному труду, контролировать их работу; врач, способный к консультации, экспертизе по основным медицинским проблемам и складывающимся в учреждении ситуациям; и педагог-воспитатель, воздействующий на окружающих своими повседневными поступками, действиями.

Разработана и применяется методика оценки и самооценки уровня продуктивности профессиональной деятельности, профессионализма руководителя ЛПУ, где использованы психологические и непсихологические критерии эффективности руководства и соответствующие им показатели.

1. Медицина и акмеология тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражена в предмете, целях медицинской акмеологии.

2. Эффективное личностно-профессиональное развитие специалиста осуществимо с учетом медицинских акмеологических условий и факторов, отражающих качество психобиологических составляющих целостности его индивидуальности в аспекте соответствия нормам профессионального здоровья.

3. Для достижения цели медицинской акмеологии необходимо формирование и эффективное функционирование системы медицинского обеспечения акмеологического процесса.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является предметом медицинской акмеологии?

2. Какова цель медицинской акмеологии?

3. Как определяется понятие "профессиональное здоровье"?

4. Каковы особенности профессиональной деятельности врача?

5. Вспомните ситуацию из своей профессиональной деятельности, когда какое-либо неприятное известие, информация сопровождались снижением работоспособности, плохим самочувствием. Проанализируйте ее с позиции психобиосоциальной целостности человека. Каким образом вы восстановили работоспособность тогда и как планируете поступать в подобной ситуации в будущем?

6. Вспомните двух успешных коллег в вашей сфере профессиональной деятельности примерно одного возраста. Затем постарайтесь ответить на два вопроса. В процессе их профессионального роста в какой степени пострадали окружающие? Какой "ценой" для здоровья каждого был достигнут успех?

7. Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В одной половине запишите три-четыре этапа вашей профессиональной карьеры. Напротив каждой записи по пятибалльной системе оцените состояние своего здоровья в то время. Существует ли зависимость между записанным в правой и левой половине листа? Каким образом можно повлиять на то и другое для удовлетворенности их соотношением в дальнейшем?

Еще по теме Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества:

  1. Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
  2. Основные профессионально важные качества личности психолога
  3. Совершенствование стиля профессиональной деятельности, оптимизация взаимоотношений между отдельными группами профессиональных умений и навыков, увеличение числа "степеней свободы" субъекта профессиональной деятельности

В современном обществе одним из важнейших качеств человека, как и основным компонентом образования высококвалифицированного специалиста, является его профессионализм, который нераздельно связан с понятием профессиональной этики.

Итак, этикой называют философскую науку, которая исследует вопросы морали и нравственности. Переходя к понятию профессиональной этики, прежде всего, стоит отметить, что она сложилась в тех профессиях, которые охраняют жизнь, здоровье и свободы человека: медицине, юриспруденции и педагогике. Одним из видов профессиональной этики является медицинская этика, которая участвует в регуляции взаимодействий между врачами - «по горизонтали», между пациентом и врачом – «по вертикали» и между врачом и родственниками пациента – «по диагонали». Качественной характеристикой этической составляющей медицины является деонтология, которая определяет соответствие какого-либо действия установленным правилам. В медицинской деонтологии в первую очередь поднимаются вопросы исполнения врачами своего профессионального долга, нравственные нормы работников медицинских учреждений и особенности их взаимодействия между собой и с пациентами.

История создания требований, предъявляемых к врачам, берет свое начало до нашей эры, когда был принят свод правил «Законы Хаммурапи». Они были достаточно жестоки по сравнению с ныне существующими. Так, например, если врач случайно наносил вред больному, согласно документу, созданному Вавилонским царем, ему надлежало отрезать руку. Однако и поощрения со стороны вылеченных пациентов были достаточно щедрыми. Если врачу удавалось успешно провести операцию, то вылеченный или его семья должны были выплатить медицинскому работнику сумму, на которую можно было бы год кормить несколько человек. В дальнейшем Гиппократом создаются нормы медицинской этики, именуемые «Клятвами», в которых он придерживался трех базовых этических установок: высоконравственный облик врача распространяется не только на профессиональную деятельность, врач не имеет права совершать деяния, угрожающие жизни пациента, медицина – бескорыстное служение обществу. В рассвет эпохи Возрождения происходит пересмотр базисов медицинской этики, на первый план выходит новая парадигма – «делай добро». Гарантом профессиональный этичности, по мнению Парацельса, выступает патернализм (от лат.paternus – отеческий), регулирующий взаимодействие врача с пациентом, коллегами и родственниками больного. Главный кризис медицинской этики порождается капиталистической моделью общественных отношений, когда качество оказания медицинской помощь напрямую зависит от уровня достатка пациента и его социального статуса. И лишь в конце ХХ века появляется документ, определяющий круг его ответственности врача перед пациентами, другими врачами и окружающими людьми, указывающий на права и обязанности пациентов – Этический кодекс врача Российской Федерации.

В преамбуле вышеназванного кодекса говорится о его создании на основе клятвы Гиппократа, с учетом документов международного уровня аналогичного содержания и законов, принятых на территории Российской Федерации. Особое внимание уделяется целям его создания, которые включают в себя определение положения врача в обществе, здравоохранении, в его отношениях с больными. Отмечается наличие ответственности медицинского работника за деятельность, совершаемую во время работы, а также ответственность самого медицинского общества за входящих в него членов. Для объединения вышеназванных положений и их раскрытия был создан Этический кодекс российского врача. Что касается его структуры, он включает в себя пять разделов: «Общие положения (врач и общество)», «Врач и права пациента», «Отношения с коллегами и другим медицинским персоналом», «Врач и прогресс медицины», «Пределы действия этического кодекса, порядок его пересмотра и ответственность за его нарушения». Кодекс представлен двадцатью двумя положениями, которые регламентируют главную цель профессиональной деятельности врача, условия его врачебной деятельности. В соответствии с данным документом запрещается злоупотребление своим положением и знаниями, не допускается причинение вреда пациенту, определяется ответственность медицинского работника за качество медицинской помощи, оглашается право врача быть свободным и отказываться от работы с больным. В этическом кодексе российского врача определяются права пациента на свободу и независимость личности, получение сведений о собственном здоровье и соответствующей помощи, которая ничем не будет ограничена, на лечение или отказ от всех его видов, на соблюдение лечащим врачом тайны его болезни, на собственную психическую и физическую целостность, на достойную смерть и свободный выбор врача. В документе определяются такие обязанности врача, как сохранение и поддержание благородных традиций медицинского общества, взаимоуважение в общении с коллегами. Любые исследования должны проводиться исключительно с добровольного согласия пациента и при условии одобрения их этическим комитетом, врачу следует соблюдать максимальную осторожность при использовании новых методов. Заключительные статьи повествуют о территории, на которой действует данный кодекс, о его толковании и пересмотре, об ответственности врача за какие-либо нарушения профессиональной этики.

Основной задачей врача является обеспечение сохранности жизни других людей и улучшение ее качества. Особенно важен уровень профессиональной компетентности специалиста, который достигается путем длительного обучения в медицинских высших учебных заведениях, а также регулярного повышения квалификации. При этом необходимо получать не только наиболее актуальные и современные научные знания, но и повышать уровень владения информацией по вопросам медицинской этики.

Каждый медицинский работник должен обладать определенными качествами, которые будут ему позволять устанавливать доверительные отношения с пациентом, способствующие развитию их максимальной результативности. К таким качествам относятся следующие: доброта, сострадание, понимание, сопереживание, участие в проблемах пациента и внимание к больному.

При этом совершенно недопустимым для врача считается причинение как физического, так и морального вреда больному. Врачу следует излагать пациенту факты о его болезни на понятном для больного уровне и в позитивном ключе, объяснять все возможные последствия лечения патологии и бездействия по отношению к ней. Пациент должен быть осведомлен о положительных и отрицательных сторонах назначенного лечения, его стоимости. При оказании помощи пациенту на первом месте для врача должны быть интересы больного, ему следует ставить диагноз и назначать дальнейшее лечение опираясь на собственный опыт.

В обязанности врачей входит хранение медицинской тайны. Недопустимо разглашение результатов обследований без особых причин, обнародование факта обращения пациента в медицинское учреждение. Летальный исход не является основанием для снятия с работника медицинской сферы обязательства хранения медицинской тайны.

Наиболее важной особенностью, характеризующей профессиональную этику врача, по сравнению с этическими нормами людей других профессий, является выраженность таких человеческих качеств как нравственность и справедливость. При следовании научно обоснованным принципам врачебной этики и обладая вышеназванными качествами, работник медицинской сферы будет максимально верно ориентирован в своей профессиональной деятельности.

Особое значение в процессе подготовки будущих медицинских работников имеет область практической профессиональной этики, которая регламентирует требования к профессиональной деятельности врачей. Она базируется на принципах гуманизма и регулирует особенности морально-этического выбора и поведения медика в конкретных ситуациях. Безусловно, основополагающими критериями готовности будущих медицинских работников к профессиональной деятельности являются медицинские компетенции и самокритичность поведения, но стоит отметить и высокую значимость нравственно-этических установок в формировании личности высококвалифицированного специалиста.

Список литературы:

  1. Вишневская Н.В. Профессиональная этика как составляющая профессиональной деятельности медиков [Электронный ресурс] / Н.В. Вишневская // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №6.-С. 59-60. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16500938 (дата обращения:05.12.2017)
  2. "Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации" [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174773/ (дата обращения: 04.12.2017)
  3. Кондрашова Р.А. Современные проблемы медицинской деонтологии / Р.А. Кондрашова // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 9. - С. 49-51.
  4. Костомарова Е.В. Деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности профессиональной деятельности врача [Электронный ресурс] / Е.В. Костомарова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - № 4(89). - С. 134-138.
  5. Саперов В.Н. История развития врачебной этики / В.Н. Саперов //Здравоохранение Российской Федерации. - 2012. - № 3.- С. 53-55.
  6. Шамов Т.А. О взаимоотношении этики, деонтологии, биомедицинской этики и медицинского права [Электронный ресурс] / Т.А. Шамов // Верхневолжский медицинский журнал. - 2012. - Т. 10, № 3. - С. 51-55. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17942492 (дата обращения: 04.12.2017)
  7. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю.М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2013. - 400 с.

ТЕСТЫ

A. естественнонаучному

B. гуманитарному

C. искусствоведческому

D. междисциплинарному

E. инженерному

A. экономическое

C. моральное

D. территориальное

C. уважение коллег

D. материальная выгода

E. познание нового

B. методы исследования

A. регулятивный

B. определяющий

C. информативный

D. между ними нет связи

E. юридический

Соотношение биомедицинской этики и деонтологии (профессиональной этики) имеет ха-

рактер:

A. регулятивный

B. определяющий

C. информативный

D. между ними нет связи

E. взаимодополняющий

104. К форме социальной регуляции медицинской деятельности не относится:

C. экономика

E. искусство

105. Нравственность – это понятие, определяющее:

A. совокупность субъективных реакций и форм поведения человека

B. склонность к добру и способность переносить тяготы и лишения повседневной жизни

C. одна из частей философской науки

D. отклассифицированные культурой нравы, привычки и обычаи

E. культурно-исторический феномен общества, синоним морали

106. Мораль – это:

A. особая условная вежливость

B. предмет изучения этики

C. правила поведения в конкретном коллективе людей

D. наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов

E. социальная субординация, этикет

Из ниже перечисленных, какие модели взаимоотношений НЕ входят в биомедицинскую

Этику?

A. Петрова

B. Гиппократа

C. Парацельса

D. Фёдорова

E. контрактная

Какие отношения регулируют этические комитеты в биоэтике?

A. между пациентами

B. между врачами

C. между фармацевтом (врачом) и испытуемым

D. между врачом и пациентом

E. между фармацевтами

109. Нюрнбергский Кодекс (1947 г) – это:

A. международный “Свод правил о проведении экспериментов на людях”

B. обвинительный приговор нацистским преступникам

C. подборка документов о преступлениях нацистов

D. инструкция для работы национальных этических комитетов

E. национальный свод медицинских инструкций

110. Долг - это то, что исполняется в медицине в силу:

A. профессиональных обязанностей

B. требования близких людей

C. требования совести и следствия морального идеала

D. идеологического обоснования общественного прогресса

E. приказа начальника, закон, конституция

111. Свобода отличается от произвола:

A. осознанием ответственности за совершенный поступок

112. Основные принципы биоэтики выражаются в:

A. обязанностях врача

B. формулировке прав пациента

C. отношении к опытам на животных

D. взаимоотношениях между фармацевтом и врачом

E. взаимоотношениях между пациентами

113. К методам искусственного оплодотворения не относятся :

A. интракорпоральное

B. донорское

C. экстракорпоральное

D. фетальная терапия

E. искусственное осеменение

114. Вмешательство в сферу здоровья человека может осуществляться:

A. на основании свободного, осознанного и информированного согласия больного

B. на основании медицинских показаний

C. на основании редкости картины заболевания и его познавательной ценности

D. на основании требования родственников

E. на основании извлечения финансовой выгоды

115. Понятие “информированное согласие” включает в себя все, кроме:

A. информации о цели предполагаемого вмешательства

B. информации о характере предполагаемого вмешательства

C. информации о возможных негативных последствиях

D. информации о связанном с вмешательством риске

E. информации о социальном статусе пациента

К лицам, не способным дать информированное согласие, относятся все, кроме двух

групп лиц: а) несовершеннолетних; б) лиц с умственной неполноценностью; в) лиц с тяжелы-

ми формами заболева­ний, блокирующими сознание; г) лиц женского пола; д) граждан с ино-

Странным подданством.

E. г, д

Негативное отношение к аборту в традиционной христианской нравственной антропо-

логии опреде­ляется всем перечисленным, кроме:

A. нарушения заповеди «не убий»

B. неисполнения заповеди любви

C. учения о переселении душ (метемпсихоз)

D. несводимости личности к свойствам психофизической природы человека

E. причисление аборта к смертному греху

118. Этическая оправданность трансплантации определяется:

A. видовой идентичностью

B. солидарностью в принадлежности к научно-технической интеллигенции

C. правом на физический и психологический риск донора

D. свободным и информированным согласием донора

E. финансовой состоятельностью реципиента

119. В Украине трансплантация органов может проводится без согласия родственников и донора в случае:

A. если донор - особо опасный преступник, осужденный на пожизненное заключение

B. если донор - гражданин иностранного государства

C. если донор – умственно отсталый и недееспособный с юридической точки зрения

D. если донор - умерший человек и его родственники заранее не протестовали против использования его органов

E. ни в одном из перечисленных случаев

120. Право врача на лжесвидетельство безнадежному больному не может быть уни­версальным

по причине существования:

A. юридического положения об информированном согласии

B. моральной заповеди “не лжесвидетельствуй”

C. антропологического понимания смерти как стадии жизни

D. различий в ценностно-мировоззренческих представлениях людей

E. по всем перечисленным причинам

121. Врачу следует информировать пациента о форме медицинского вмешательства во всех

случаях, кроме тех, когда:

A. пациент либо несовершеннолетний, либо умственно отсталый, либо находится без сознания

B. это решение определяется финансовой выгодой

C. пациент не обладает медицинским образованием, позволяющим уяснить сложность заболевания

D. несогласие пациента может повлечь за собой ухудшение его здоровья

E. во всех перечисленных случаях

122. Уважение частной жизни человека со стороны медицинского работника предполагает:

A. сохранение тайны о состоянии его здоровья

B. соблюдение его избирательного права

C. передача сведений о характере заболеваний пациента его работодателям

D. информирование о состоянии здоровья пациента членов его семьи по их просьбе

E. запрещением проведения эвтаназии

Имеет ли право пациент знать о своем безнадёжном диагнозе?

C. только родственники

D. решение принимает врач

E. зависит от финансовой состоятельности пациента

Чем является клон?

A. точной копией отца

B. точной копией матери

C. точной копией донора

D. точной копией реципиента

E. неповторимым существом

Достоверно установлено, что в некоторых случаях пациенты, не выдерживая психологической нагрузки, после объявления диагноза, заканчивают жизнь самоубийством. Как врачу следует поступить в этом случае?

A. Зависит от характерологических особенностей пациента

B. Согласую действия с начальством

C. Не буду ничего сообщать

D. Проконсультируюсь с родственниками

E. Проконсультируюсь с адвокатом

230. Возможно ли проведение экспериментов на душевнобольных пациентах:

A. согласно Нюрбернскому кодексу – нет

B. согласно Хельсинской декларации – да

C. согласно Гавайской декларации - да

D. да, но только в особых случаях

E. все указанное неверно

231. Основная критика системы обязательного медицинского страхования заключается в:

A. дорогостоящей инфраструктуре

B. затратах на содержание управленческих структур

C. развитии действенных контрольных механизмов

D. все перечисленное

E. ничего из указанного

232. Так как ВИЧ на сегодня является неизлечимым заболеванием, следовательно:

A. данных пациентов лечить не нужно

B. данных пациентов нужно изолировать от общества

C. необходимо проводить принудительную эвтаназию

D. таких пациентов нужно лечить, т.к. это их неотъемлемое право

E. лечить их необходимо только на коммерческой основе

ТЕСТЫ

«ОСНОВЫ БИОЭТИКИ И БИОБЕЗОПАСНОСТИ»

001. Медицина относится к одному из следующих типов знания:

A. естественнонаучному

B. гуманитарному

C. искусствоведческому

D. междисциплинарному

E. инженерному

002. Фундаментальным основанием, формирующим медицинскую профессию, является:

A. экономическое

B. познавательное (гносеологическое)

C. моральное

D. территориальное

E. материальное (получение выгоды)

003. Главной целью профессиональной деятельности врача является:

A. спасение и сохранение жизни человека

B. социальное доверие к профессии врача

C. уважение коллег

D. материальная выгода

E. познание нового

004. Основным отличительным признаком профессиональной этики врача является:

A. право на отклоняющееся поведение

B. осознанный выбор моральных принципов и правил поведения

C. уголовная ответственность за несоблюдение профессиональных этических норм

D. безусловная необходимость подчинять личные интересы корпоративным

E. приоритет интересов медицинской науки над интересами конкретного больного

005. Медицину и этику объединяет:

A. человек как предмет изучения

B. методы исследования

C. овладение приемами преодоления конфликтов в человеческих взаимоотношениях

D. стремление к знанию механизмов человеческого поведения и к управлению им

E. ориентация на достижение финансового благосостояния человека

006. Правильным определением этики как науки является:

A. этика - наука об отношении живых существ между собой

B. этика - наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов

C. этика - наука о минимизировании зла в человеческих отношениях

D. этика - наука об умении правильно себя вести в обществе

E. этика – умение оценить своего собеседника

007. Соотношение общих этических учений и профессиональной биомедицинской этики имеет характер:

A. регулятивный

B. определяющий

C. информативный

D. между ними нет связи

E. юридический

Этикет - это форма поведения, означающая

A. признание значения особых правил поведения в социальных и профессиональных отношениях

C. наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов

D. способность человека к социальной адаптации

E. признание значения социальной субординации

009. Мораль – это:

A. отклассифицированные культурой по критерию “добро-зло” отношения и нравы людей

B. совокупность научных фактов

C. философское учение

D. строгое соблюдение законов и конституции

E. форма «коллективного бессознательного», которая указывает на должное

010. Понятие “право” включает все перечисленные смыслы, кроме :

A. элемент системы государственной власти

B. форма принуждения и наказания человека человеком

C. явление социальной солидарности и связности человека с человеком

D. совокупность законов государства, относящихся к какой-либо форме деятельности(например, медицинское право)

E. индивидуальная воля карать и наказывать людей

011. Моральное регулирование медицинской деятельности от правового отличает:

A. свобода выбора действия

B. произвольность мотива деятельности

C. уголовная безнаказанность

D. социальное одобрение

E. наличие денежной заинтересованности

012. Биомедицинская этика и медицинское право в идеале должны находиться в состоянии:

A. независимости

B. медицинское право - приоритетно

C. должен быть выдержан приоритет биомедицинской этики

D. биомедицинская этика - критерий корректности медицинского права

E. медицинское право определяет корректность биомедицинской этики

013. Мораль и право по Канту находятся в соотношении:

A. мораль подчиняется праву

B. мораль и право не противостоят друг другу, ибо это – родственные сферы духа

C. мораль противостоит праву

D. право подчинено этике

E. мораль и право независимы

014. Немецкий психиатр и философ К. Ясперс под феноменом “преступной государственности” понимает:

A. выраженные в законе права народа

B. узаконенную свободу действия человека

C. принятие государством закона, противоречащего моральным нормам

D. аппарат, принуждающий человека к соблюдению норм права

015. Ценность человеческой жизни в биомедицинской этике определяется:

A. возрастом (количество прожитых лет)

B. психической и физической полноценностью

C. расовой и национальной принадлежностью

D. финансовой состоятельностью

E. уникальностью и неповторимостью личности

016. Понятие “честь” человека включает в себя все перечисленное, кроме:

A. физиологические и психические особенности человека

B. следование данному слову

C. чувство ответственности за совершенный поступок

D. социальное происхождение (аристократическое, дворянское)

E. непричастность к греху

017. Понятие “достоинство” человека включает в себя все перечисленные смыслы, кроме :

а) чистота помыслов и намерений, мотивов поступка;б) образ и подобие Божие; в) здоровье; г) физиологические характеристики человеческого организма; д) свобода; е) экономический и финансовый успех; ж) общественное признание, популярность; з) критическая самооценка, вера в себя; и) наличие способностей и талантов человека; к) осознание особого предназначения человека в жизни.

A. б, д, ж, и

B. в, г, е

018. К верному определению справедливости относится:

A. справедливость – это преимущественно принцип распределения материальных благ и денежных средств

B. справедливость – это равенство

C. справедливость – это праведность, исполнение закона и ответ добром на зло

D. справедливость – это принцип, регулирующий отношения между людьми

E. справедливость - это ситуационная польза, действие, результат

019. Добро это все перечисленное, кроме :

A. умение и готовность помочь ближнему

B. благо, которое ценно и значимо само по себе

C. индивидуальное здоровье

D. недостижимый идеал

E. имущество и достаток

020. Зло - это то, что перечислено, кроме :

B. нарушение божественного порядка

C. связанно с пороком и нравственным растлением

D. что может приносить прибыль и выгоду

E. интеллектуальная фикция

021. Соотношение добра и зла заключается в том, что:

A. добро самодостаточно и самозначимо

B. добро существует независимо и отдельно от зла

C. зло самодостаточно

D. зло есть отсутствие добра

E. добро и зло имеют взаимную обусловленность

022. Долг - это то, что исполняется в силу:

A. профессиональных обязанностей

B. требования совести и следствия морального идеала

C. приказа начальника

D. обоюдной выгоды

E. требования близких людей

023. К совести человека относятся перечисленные свойства, кроме :

A. внутреннее знание добра и зла

B. нравственное чувство, побуждающее к добру и отвращающее от зла

C. способность распознавать качество поступка

D. вектор нравственной жизни, направленный на должное

E. симптом психического расстройства

024. Свобода отличается от произвола:

A. осознанием ответственности за совершенный поступок

B. оправданием греховности человека

C. признанием возможности человека делать все, что он хочет

D. неспособностью человека подчинить волю требованию нравственного закона

E. индифферентностью к способности человека к нравственному совершенствованию

025. Свобода является:

A. способностью человека делать всё, что хочешь

B. возможностью творчества

C. законом общественной жизни

D. осознанной возможностью и способностью к нравственному совершенствованию

E. полным раскрепощением низменных инстинктов человека

026. Определение понятия “удовольствие” связано со всем перечисленным, кроме :

A. удовлетворение потребностей

B. избавление от страданий

C. биологическая адаптационная функция

D. выражение интереса социальной группы

E. болезнь

027. Выберите правильное определение справедливости:

а) чувственная и разумная; б) распределительная и воздающая; в) социальная и асоциальная; г) идеальная и реальная.

D. б, г

028. Нравственное совершенство человека предполагает наличие:

а) утопической веры; б) способностей человека; в) обладания высшей властью; г) богатства; д) интеллектуальных размышлений; е) знания о цели и смысле человеческого существования; ж) профессионализма.

A. б, е

029. Нравственный идеал – это:

A. образ высшего совершенства и высшего блага

B. образец профессионального мастерства

C. герой, пожертвовавший собой ради спасения жизни другого человека

D. президент великой страны

E. лидер парламентской фракции

030. Благотворительность – это:

A. бескорыстная деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся

B. платоновская идея.

C. результат равенства

D. языческая добродетель

E. удовлетворение корыстного чувства

031. Понятие “милосердие” включает в себя все, кроме :

A. чувства и способности сострадания

B. готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается

C. снисходительность

D. готовность выполнить любую просьбу человека

E. готовность на материальные жертвы

032. Профессиональная этика врача относится к одному из следующих типов этических теорий:

A. антропоцентристскому (натуралистически-прагматическому)

B. онтоцентристскому (идеалистическо-деонтологическому)

C. занимает промежуточное положение

D. кеационистскому (полностью исходит из религии)

E. ни к одному из перечисленных

033. Согласно этическому антропоцентризму поведение и поступки человека определяются:

A. интересами социальной группы

B. врожденными биологическими и материальными потребностями человека

C. моральным долгом

D. профессиональными обязательствами

E. волей Бога

034. Согласно этическому онтоцентризму поведение и поступки человека определяются:

а) интересами социальной группы; б) материальными потребностями человека; в) врожденными биологическими потребностями; г) моральным долгом; д) профессиональными обязательствами; е) национальными интересами; ж) волей Бога

A. г, д, ж

035. Консервативную этическую традицию в биомедицинской этике формируют два основных учения: а) гедонизм, б) традиционное христианское мировоззрение, в) прагматизм, г) этика Канта, д) фрейдизм.

B. б, г

036. Либеральная позиция в биомедицинской этике опирается на:
а) ветхозаветную мораль, б) учение Ф.Ницще, в) прагматизм, г) стоицизм, д) платонизм.

C. б, в

037. К историческим и логическим моделям биомедицинской этики нельзя отнести одну из перечисленных форм профессионального этического сознания:

A. модель Гиппократа

B. модель Парацельса

C. деонтологическая модель

D. биоэтика

E. фашистская медицина

038. В гиппократовской модели биомедицинской этики основным принципом является:

A. не навреди

B. не убий

C. приоритет интересов науки

D. принцип автономии личности

E. главенство религии

039. Для врачебной этики Парацельса основным принципом является:

A. делай добро

B. не лжесвидетельствуй

C. не укради

D. “знание - сила”

E. принцип автономии личности

040. Для деонтологической модели отношений врач-пациент основным принципом является:

A. исполняй долг

B. не прелюбодействуй

C. храни врачебную тайну

D. помоги коллеге

E. принцип невмешательства

041. Для современной модели биоэтики основным принципом является:

A. принцип “соблюдения долга”

B. принцип “не навреди”

C. принцип приоритета науки

D. принцип приоритета прав и уважения достоинства пациента

E. принцип невмешательства

042. Особенности “американской биоэтики” определяются всем перечисленным, кроме:

A. развитая научно-организационная база

B. наличие научно-исследовательских центров по биоэтике

C. общественно-политические события 60-70-х годов ХХ века в США

D. формирование движения за права пациентов и создание “Билля о правах пациентов”

E. пренебрежение ценностями религиозной культуры

043. К общецивилизационным основаниям биоэтического знания относятся все перечисленные факторы, кроме :

A. возникновение и применение в практическом здравоохранении новых биомедицинских технологий

B. демократизация общественных отношений

C. ценностно-мировоззренческий плюрализм

D. международная деятельность Совета Европы

E. экспериментальный характер современного медицинского знания

044. К особенностям “христианской биоэтики” католицизма относятся все перечисленные черты кроме :

A. всесторонность рассмотрения биоэтических проблем

B. приоритет социальных реалий в теологических построениях и рекомендациях

C. аргументированная критика “‘эволюционистской антропологии”

D. выбор в качестве оснований “христианской биоэтики” принципов понимания “человека как субъекта и объекта одновременно”, “богоподобия” личности, тела как храма Божьего

E. решение проблем биоэтики с позиций расчета “благ и польз”

045. К особенностям биоэтики в странах с протестантской культурой относятся все перечисленные черты кроме :

A. принцип моральной автономии личности

B. утверждение права и ценности духовной свободы человека

C. ценность “здоровья нации”

D. идея ответственности

E. идея самодостаточности

046. К особенностям отношения к биоэтике в православной нравственной антропологии относятся все перечисленные черты, кроме:

A. коммерческие интересы научно-интеллектуальной элиты

B. понимание Бога как источника человеческих стремлений к совершенству

C. принцип синергии (возможность соработничества человека и Бога в преобразовании жизн9)

D. принцип “святости жизни”

E. понимание призвания человека как “причастника божественного естества”

047. Для исламской морально-религиозной традиции характерно:

A. ориентация на Коран и свод канонических законов ислама

B. приоритет свободной воли человека

C. доминанта социально-политических интересов государства

D. неравнозначность роли мужчины и женщины в обществе

E. понятие одушевления зародыша на сотый день беременности

048. Основанием мусульманского законодательства, регулирующего деятельность в области здравоохранения, является:

A. общие национальные интересы

B. свод канонических законов ислама

C. суждение по аналогии

D. способность и право интерпретации специалиста

E. интересы науки

049. Понятие о человеческой личности в исламе определяется:

A. исходя из положений Корана о вхождении души в зародыш в три месяца и одну неделю, т.е. на сотый день беременности

B. праведностью родителей

C. жизненной активностью человека

D. собственным мнением профессионала

E. материальным достатком

1. Медицина относится к одному из следующих типов знания:

1) естественнонаучному; 2) гуманитарном; 3) междисциплинарному.

2. Фундаментальным основанием, формирующим медицинскую профессию, является:

1) экономическое; 2) познавательное (гносеологическое); 3) моральное.

3. Главной целью профессиональной деятельности врача является:

1) спасение и сохранение жизни человека; 2) обеспечение телесной сохранности

человека; 3) обеспечение общественных интересов; 4) материальная выгода; 5) получение нового медицинского знания.

4. Основным отличительным признаком профессиональной этики врача

является:

1) осознанный выбор моральных принципов и правил поведения;

2) уголовная ответственность за несоблюдение профессиональных этических норм; 3) безусловная необходимость подчинять личные интересы корпоративным; 4) приоритет интересов медицинской науки над интересами конкретного пациента.

5. Медицину и этику объединяет:

1) человек как предмет изучения; 2) методы исследования; 3)овладение приемами преодоления конфликтов в человеческих взаимоотношениях;

4) стремление к знанию механизмов человеческого поведения и к управлению им; 5) ориентация на достижение блага.

6. Правильным определением этики как науки является:

1) этика - наука об отношении живых существ между собой; 2) этика - учение о

морали и нравственности; 3) этика - наука о минимизировании зла в человеческих отношениях; 4) этика - наука об умении правильно себя вести в обществе; 5) этика - это наука об управлении в обществе, в частности, в здравоохранении.

7. Соотношение общих этических учений и профессиональной биомедицинской

этики имеет характер:

1) регулятивный; 2) определяющий; 3) информативный; 4) между ними нет связи.

8. К форме социальной регуляции медицинской деятельности не относится:

1) этика; 2) мораль; 3) этикет; 4) право; 5) искусство.

9. Нравственность - это понятие, определяющее:

1) совокупность субъективных реакций и форм поведения человека;

2) склонность к добру и способность стойко переносить тяготы и лишения повседневной жизни; 3) часть философии; 4)реально существующие нравы; 5) культурно-исторический феномен, заключающийся в способности человека оказывать помощь другому человеку.

10. Этикет - это форма поведения, означающая:

1) особые правила поведения в социальных и профессиональных отношениях; 2) обычай; 3) особая условная вежливость; 4) наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов; 5) способность человека к социальной адаптации; 6) признание значения социальной субординации.

11. Мораль - это:

1) система норм должных отношений, организованных по принципу «добра» и «зла»; 2) инструктивные рекомендации в различных сферах деятельности; 3) философское учение о нормах поведения в обществе; 4) строгое соблюдение законов и конституции; 5) форма «коллективного бессознательного», которая указывает на должное; 6) игра ума.

12. Понятие "право" включает все перечисленные смыслы, кроме того, что это:

1) элемент системы государственной власти; 2) форма принуждения и наказания человека человеком; 3) явление социальной солидарности и связности человека с человеком; 4) "духовно воспитанная воля"; 5) совокупность законов государства, относящихся к какой-либо форме деятельности (например, медицинское право); 6) наука законоведения; 7) индивидуальная воля карать и наказывать людей.

13. Моральное регулирование медицинской деятельности от правового отличает: 1) свобода выбора действия; 2) произвольность мотива деятельности; 3) уголовная наказуемость; 4) социальное одобрение; 5) наличие научной заинтересованности.

14. Биомедицинская этика и медицинское право должны находиться в состоянии: 1) независимости; 2) медицинское право - приоритетно; 3) должен быть выдержан приоритет биомедининской этики; 4) биомедицинская этика - критерий корректности медицинского права; 5) медицинское право определяет корректность биомедицинской этики.

15. Мораль и право по Канту находятся в соотношении:

1) мораль подчиняется праву; 2) мораль и право не противостоят друг другу, ибо это - родственные сферы духа; 3) мораль противостоит праву; 4) право подчинено этике.

16. Немецкий психиатр и философ К. Ясперс под феноменом "преступной государственности" понимает:

1) выраженные в законе права народа; 2) узаконенную свободу действия человека; 3) принятие государством закона, противоречащего моральным нормам; 4) аппарат, принуждающий человека к соблюдению норм права.

17. Что такое биоэтика:

1) обоснование свободы пациента; 2) обоснование прав и свобод медицинского персонала; 3) защита прав пациента; 4) регуляция взаимоотношений медицинского персонала и пациента.

18. Ценность человеческой жизни в биомедицинской этике определяется:

1) возрастом (количество прожитых лет); 2) психической и физической полноценностью; 3) расовой и национальной принадлежностью; 4) финансовой состоятельностью; 5) уникальностью и неповторимостью личности.

19. Понятие "честь" человека включает в себя все перечисленное, кроме:

1) генетически наследуемые нравственные качества; 2) следование данному слову; 3) разумность; 4) чувство ответственности за совершенный поступок; 5) социальное происхождение (аристократическое, дворянское); 6) внутреннее благородство; 7) непричастность к дурным поступкам; 8) верность избранным принципам.

20. К области здравоохранения относится следующий вид справедливости:

1) справедливость - это преимущественно принцип распределения материальных благ и денежных средств; 2) справедливость - это равенство; 3) справедливость - это праведность, исполнение закона и ответ добром на зло; 4) справедливость - это принцип, регулирующий отношения между людьми; 5) справедливость – это воздаяние «лучшим» - «лучшего»; 6) справедливость – это ситуационная польза, действие, результат.

21. Долг в медицинской профессии - это то, что исполняется в силу:

1) профессиональных обязанностей; 2) веления времени; 3) требования совести и следствия морального идеала; 4) идеологического обоснования общественного прогресса; 5) приказа начальника; 6) обоюдной выгоды; 7) требования близких людей.

22. К совести человека относятся перечисленные свойства, кроме:

1) способность переживать неисполнение долга; 2) внутреннее знание добра и зла; 3) требование категорического императива; 4) нравственное чувство, побуждающее к добру и отвращающее от зла; 5) способность распознавать качество поступка; 6) вектор нравственной жизни, направленный на должное; 7) симптом психического расстройства.

23. Свобода отличается от произвола:

I) осознанием ответственности за совершенный поступок: 2) оправданием греховности человека; 3) признанием возможности человека делать все, что он хочет; 4) неспособностью человека подчинить свою волю требованию нравственного закона; 5) индифферентностью к способности человека к нравственному совершенствованию

24. Свобода является:

1) способностью человека делать всё, что хочешь; 2) возможностью творчества; 3) законом природы; 4) законом общественной жизни; 5) осознанной возможностью и способностью к нравственному совершенствованию; 6) свойством человеческой природы; 7) полным раскрепощением низменных инстинктов человека; 8) отрицанием всех морально-этических ограничений; 9) основанием прав человека.

25. Выберите определение справедливости, относящееся к области здравоохранения:

1) чувственная и разумная; 2) распределительная; 3) идеальная и реальная; 4) карательная.

26. Благотворительность - это:

1) бескорыстная деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся; 2) платоновская идея; 3) результат равенства; 4) языческая добродетель; 5) удовлетворение корыстного чувства.

27. Понятие "милосердие" включает в себя все, кроме:

1) чувства и способности сострадания; 2) готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается; 3) снисходительность; 4) готовность выполнить любую просьбу человека.

28. Первая форма медицинской этики связана с именами

1) Ф. Рабле; 2) Парацельса; 3) Гиппократа; 4) Пиннеля.

29. Профессиональная этика врача относится к одному из следующих типов

этических теорий:

1) антропоцентристскому (натуралистически-прагматическому);

2) онтоцентристскому (идеалистическо-деонтологическому);

3) занимает промежуточное положение.

30. Согласно этическому онтоцентризму поведение и поступки человека определяются:

1) интересами социальной группы; 2) материальными потребностями человека; 3) врожденными биологическими потребностями; 4) моральным долгом; 5) профессиональными обязательствами; 6) национальными интересами; 7) волей Бога.

31. Консервативную этическую традицию в биомедицинской этике формируют два основных учения:

1) гедонизм, 2) традиционное христианское мировоззрение, 3) утилитаризм, 4) этика Канта, 5) фрейдизм.

32. Либеральная позиция в биомедицинской этике опирается на:

1) ветхозаветную мораль, 2) учение Ф.Ницше, 3) утилитаризм, 4) стоицизм, 5) платонизм.

33. В гиппократовскей модели биомедицинской этики основным принципом является:

1) не навреди; 2) не убий; 3) приоритет интересов науки; 4) принцип автономии личности пациента.

34. Гиппократ

1) предполагает возможность активной эвтаназии как помощи врача неизлечимому больному: 2) отрицает возможность активной эвтаназии.

36. Гиппократ

1) считал, что аборт более гуманное средство, чем убийство рожденного ребенка; 2) возражал против аборта; 3) считал, что аборт возможен по медицинским показаниям.

37. Гиппократ утверждает, что

1) врачебная тайна имеет некоторые ограничения (т.е. в некоторых обстоятельствах может быть разглашена); 2) врачебная тайна ни при каких обстоятельствах не подлежит разглашению; 3) врач имеет право на самостоятельное распоряжение врачебной тайной.

38. Для врачебной этики Парацельса основным принципом является:

1) не лжесвидетельствуй; 2) делай добро; 3) не укради; 4) "знание - сила"; 5) принцип уважения автономии личности.

39. Для деонтологической модели отношений врач-пациент основным принципом является:

1) исполняй долг; 2) не прелюбодействуй; 3) храни врачебную тайну; 4) помоги коллеге; 5) принцип невмешательства.

40. Для биоэтики, основным принципом является:

1) принцип "соблюдения долга"; 2) принцип "не навреди"; 3) принцип приоритета науки; 4) принцип приоритета прав и уважения достоинства пациента; 5) принцип невмешательства.

41. К общецивилизационным основаниям биоэтического знания относятся все перечисленные факторы, кроме:

1) возникновение и применение в практическом здравоохранении новых биомедицинских технологий; 2) демократизация общественных отношений; 3) ценностно-мировоззренческий плюрализм; 4) международная деятельность Совета Европы; 5) экспериментальный характер современного медицинского знания.

42. В случае суррогатного решения верхнюю границу этически легитимного решения определяет:

43. В случае суррогатного решения нижнюю границу этически легитимного решения определяет:

1) правило рационального выбора; 2) правило минимизации риска; 3) правило соблюдения наилучших интересов пациента; 4) правило информированного согласия.

44. Определите виды автономии (убрать лишнее):

I) автономия как свобода действия; 2) автономия как свобода борьбы за права пациента; 3) автономия как свобода эффективно обдумать ситуацию; 4) автономия как свобода выбора.

45. При проведении любого вмешательства в сферу здоровья, включая

вмешательство с исследовательскими целями должно соблюдаться все, кроме:

1) законы РФ; 2) международное законодательство; 3) профессиональные

биомедицинские этические стандарты; 4) моральные представления пациента; 5) общечеловеческие ценности; 6) корпоративные профессиональные интересы; 7) экономические интересы исследователя.

46. Вмешательство в сферу здоровья человека может осуществляться:

1) на основании свободного, осознанного и информированного согласия больного; 2) на основании медицинских показаний; 3) на основании редкости картины заболевания и его познавательной ценности; 4) на основании требования родственников; 5) на основании извлечения финансовой выгоды.

47. Правило информированного согласия относится:

1) к принципу уважения автономии личности; 2) к принципу справедливости; 3) к принципу «не навреди».

48 Понятие "информированное согласие" включает в себя все, кроме:

1) информации о цели предполагаемого вмешательства; 2) информации о характере предполагаемого вмешательства; 3) информации о возможных негативных последствиях; 4) информации о связанном с вмешательством риске; 5) информации о несомненном приоритете пользы вмешательства по сравнению с возможным риском.

49. Информированное согласие не может быть получено от:

1) пациентов в терминальной стадии; 2) беременных; 3) военнослужащих; 4) приговоренных к высшей мере наказания.

50. Правило информированного согласия подразумевает (убрать лишнее):

1) информацию о диагнозе и прогнозе; 2) информацию о предполагаемом диагностическом обследовании; 3) информацию о целях медико-биологического исследования; 4) информацию о правах пациента в данном медицинском учреждении; 5) информацию о личных качествах медицинского работника; 6) информацию предполагаемой пользе и/или риске связанном с лечением, обследованием.

51. Правило конфиденциальности подразумевает:

1) сохранение информации в тайне с целью защиты интересов пациента; 2) защиту информации от всех видов профессиональных групп, в том числе прокуратуры и следственных органов; 3) защиту информации от близких и родственников.

52. Право автономии психически больного утрачивается, если:

1) пациент неадекватен и обременяет членов семьи; 2) пациент представляет угрозу для окружающих; 3) пациент неизлечим.

53. Правило правдивости (убрать лишнее):

1) обязывает врача сообщать правдивую информацию; 2) обязывает пациента сообщать правдивую информацию врачу; 3) обязывает информировать администрацию по месту работы; 4) обязывает сообщать информацию об агрессивном пациенте в органы милиции.

1) всеобщей универсальной максимой; 2) правилом, регулирующим поведение врача и пациента; 3)моральным обязательством врача по отношению к пациенту.

55. Право врача на лжесвидетельство безнадежному больному не может быть универсальным по причине существования:

1) юридического положения об информированном согласии; 2) морального закона "не лги"; 3) антропологического понимания смерти как стадии жизни; 4) разнообразия психо-эмоциональных характеристик личности; 5) различий в ценностно-мировоззренческих представлениях людей; 6) по всем перечисленным причинам.

56. Несостоятельность универсальности права врача на лжесвидетельство подтверждено:

1) современными социально-психологическими исследованиями (Б. Кюблер-Росс); 2) общечеловеческими морально-этическими ценностями; 3) негативным, социальным опытом поведения человека вне моральных норм; 4) всеми перечисленными причинами.

57. Участие врача в пытках и телесных наказаниях заключенных и использование для этой цели своих знаний может быть оправдано:

1) интересами развивающейся науки; 2) интересами сообщества в получении необходимой информации; 3) наказанием за совершенные преступления; 4) запрещено в любых условиях.

58. Использование медицинских знаний с целью телесных наказаний и пыток формирует тенденции:

1) службу интересам медицинской науки; 2) службу интересам безопасности обшества; 3) утверждению бесчеловечных принципов обращения с человеком; 4) обесцениванию достоинства врача и врачебного сообщества; 5) моральной деградации личности врача.

59. Максима ""решение пациента - закон для врача" нравственно оправданна только в том случае, если это решение:

1) не приводит к ухудшению состояния пациента (предоставление медицинских средств, противопоказанных пациенту); 2) мотивировано «информированным согласием» и не угрожает другим человеческим жизням (аборт, принудительная эвтаназия по желанию родственников); 3) совпадает с позицией министерства здравоохранения; 4) соответствует интересам медицинской науки; 5) если решение пациента совпадает с интересами врача; 6) во всех случаях.

60. Врачу следует информировать пациента о форме медицинского вмешательства во всех случаях, кроме тех, когда:

1) пациент либо несовершеннолетний, либо умственно отсталый, либо его заболевание "блокирует" сознание; 2) это решение определяется финансовой выгодой; 3) пациент не обладает медицинским образованием, позволяющим уяснить всю сложность заболевания; 4) несогласие пациента может повлечь за собой ухудшение его здоровья; 5) во всех переделенных случаях,

61. Оказание медицинской помощи является формой проявления:

1) привилегии для определенных слоев общества; 2) милосердия и социальной

справедливости; 3) экономической заинтересованности медицинских работников; 4) профессиональной самореализации медицинского работника.

62. Основные принципы предлагаемые Д-Ролзом:

1) принцип уважения автономии личности пациента; 2) принцип разных свобод, 3) принцип легитимности богатства; 4) принцип компенсации допущенной несправедливости; 5) принцип легитимности риска.

63. Р.Нозяк утверждает, что медицинская страховка:

1) должна приобретаться из личных средств; 2) должна оплачиваться государством; 3) должна оплачиваться совместно работодателем и государством; 4) должна оплачиваться застрахованным лицом и государством.

64. Утилитаризм подразделяется на:

а) утилитаризм блага; б) утилитаризм правил; в) утилитаризм закона; г) утилитаризм действия.

65. Утилитаризм - это теорий, которая утверждает, что морально то, что:

1) максимизирует благо субъекта действия; 2) максимизирует благо медперсонала; 3) способствует развитию науки; 4) максимизирует благо максимального количества людей.

I. ВРАЧ И ОБЩЕСТВО

  1. Предметом особой заботы государства и общества являются обеспечение, сохранение жизни и здоровья граждан. Полноценная охрана здоровья народа и обеспечение условий, позволяющих ему достойно существовать и развиваться, являются критериями нравственной политики государства. В осуществлении этой социальной задачи большая роль принадлежит врачу, его профессиональной деятельности и нравственной позиции.
  2. Главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) - сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях. Свои обязанности врач выполняет, следуя голосу совести, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, ст. 41 Конституции России и законодательством РФ "О праве граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь".
  3. Врач несет всю полноту ответственности за свои решения и действия. Для этого он обязан систематически профессионально совершенствоваться, памятуя, что качество оказываемой больным помощи никогда не может быть выше его знаний и умений. В своей деятельности врач должен использовать последние достижения медицинской науки, известные ему и разрешенные к применению МЗ РФ.
  4. Мотивы материальной, личной выгоды не должны оказывать влияния на принятие врачом профессионального решения.
  5. Врач не должен принимать поощрений от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов за назначение предлагаемых ими лекарств.
  6. Врач должен при назначении лекарств строго руководствоваться медицинскими показаниями и исключительно интересами больного.
  7. Как в мирное, так и в военное время врач должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других немедицинских факторов, включая материальное положение.
  8. Врач должен добросовестно выполнять взятые на себя обязательства по отношению к учреждению, в котором он работает.
  9. Врачи, обучающие студентов и молодых специалистов, своим поведением и отношением к исполнению своих обязанностей должны быть примером, достойным подражания.
  10. Врач обязан доступными ему средствами (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.) пропагандировать здоровый образ жизни, быть примером в соблюдении общественных и профессиональных этических норм.
  11. Врач может заниматься какой-либо иной деятельностью, если она совместима с профессиональной независимостью, не унижает достоинства врача и не наносит ущерба пациентам и его врачебной деятельности.
  12. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ в условиях государственных лечебно-профилактических учреждений врач оказывает пациентам помощь бесплатно.
  13. Право на частную практику врача регулируется законом.
  14. Бесплатное лечение других врачей и их ближайших родственников, а также вдов и сирот является долгом российского врача и элементом профессиональной нравственности.
  15. Гуманные цели, которым служит врач, дают ему основание требовать законной зашиты его личного достоинства, достаточного материального обеспечения, создания условий для осуществления профессиональной деятельности как в мирное, так и в военное время.
  16. Участвуя в организационных (предусмотренных законодательством РФ) формах протеста, врач не освобождается от обязанности обеспечивать необходимую медицинскую помощь пациентам, находящимся под его наблюдением.
  17. Врач обязан содействовать врачебным объединениям и ассоциациям, активно участвуя в их работе, а также выполняя их поручения.
  18. За свою врачебную деятельность врач прежде всего несет моральную ответственность перед больным и медицинским сообществом, а за нарушение законов Российской Федерации - перед судом. Но врач прежде всего должен помнить, что главный судья на его врачебном пути - это его собственная совесть.
  19. Контроль за соблюдением врачебной этики осуществляют профессиональные ассоциации и созданные при них этические комитеты (комиссии).
  20. Российская медицинская ассоциация и ее этический комитет (ЭК) отстаивают и защищают в СМИ, обществе (государстве) и в суде честь и достоинство врача, если коллегиально принято такое решение.

II. ВРАЧ И ПАЦИЕНТ

  1. Врач отвечает за качество оказываемой пациентам медицинской помощи. В своей работе он обязан руководствоваться законами Российской Федерации, действующими нормативными документами для врачебной практики (медицинскими стандартами), но в рамках этих предписаний, учитывая особенности заболевания, выбирать те методы профилактики, диагностики и лечения, которые сочтет наиболее эффективными в каждом конкретном случае, руководствуясь интересами больного. При необходимости врач обязан воспользоваться помощью своих коллег.
  2. Врач не должен подвергать пациента неоправданному риску, а тем более использовать свои знания в негуманных целях. При выборе любого метода лечения врач прежде всего должен руководствоваться заповедью "Non nocere!".
  3. За исключением случаев неотложной помощи, когда он обязан предпринимать меры, не усугубляющие состояние больного, врач имеет право отказаться от лечения больного, если уверен, что между ним и пациентом нет необходимого взаимного доверия, если чувствует себя недостаточно компетентным или не располагает необходимыми для проведения лечения возможностями. В этих и подобных случаях врач должен принять все меры к информированию об этом соответствующего органа здравоохранения и порекомендовать больному компетентного специалиста.
  4. Врач должен уважать право пациента на выбор врача и участие в принятии решений о проведении лечебно-профилактических мер. Добровольное согласие пациента на лечение врач обычно получает при личном разговоре с больным. Это согласие должно быть осознанным, больной должен быть непременно информирован о методах лечения, о последствиях их применения, в частности, о возможных осложнениях, других альтернативных методах лечения. Проведение лечебно-диагностических мероприятий без согласия пациента разрешено только в случаях угрозы для жизни и здоровья пациента и неспособности его адекватно оценивать ситуацию. Желательно решение в подобных случаях принимать коллегиально. При лечении лиц, страдающих психическими заболеваниями, врач должен руководствоваться Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". При лечении ребенка врач обязан предоставлять полную информацию его родителям или опекунам, получить их согласие на применение того или иного метода лечения или лекарственного средства.
  5. Врач должен уважать честь и достоинство пациента, относиться к нему доброжелательно, уважать его права на личную тайну, с пониманием воспринимать озабоченность родных и близких состоянием больного, но в то же время он не должен без достаточных на то профессиональных причин вмешиваться в частные дела пациента и членов его семьи.
  6. Если пациент не способен осознанно выразить свое согласие, его должен выразить законный представитель или лицо, постоянно опекающее пациента.
  7. Пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, но он может от нее отказаться или указать лицо, которому следует сообщать о состоянии его здоровья. Информация может быть скрыта от пациента в тех случаях, если имеются веские основания полагать, что она может нанести ему серьезный вред. Однако по четко выраженному пациентом требованию врач обязан предоставить ему полную информацию. В случае неблагоприятного прогноза для больного необходимо проинформировать его предельно деликатно и осторожно, оставив надежду на продление жизни, на возможный благоприятный исход.
  8. По желанию пациента, врач не должен препятствовать реализации его права на консультацию другим врачом.
  9. Самореклама при общении врача с больным недопустима.
  10. При совершении ошибки или развитии в процессе лечения непредвиденных осложнений врач обязан проинформировать об этом больного, в необходимых случаях - орган здравоохранения, старшего коллегу и немедленно приступить к действиям, направленным на исправление вредных последствий, не дожидаясь указаний на это.
  11. При отборе больных, требующих проведения сложных профилактических, диагностических и особенно лечебных (например, трансплантация органов и др.) мероприятий, врачи, вынужденно устанавливающие очередность в оказании помощи, должны исходить из строгих медицинских показаний и принимать решения самостоятельно, а лучше коллегиально, с участием членов этического комитета (комиссии).
  12. Врачебную практику врач может осуществлять только под собственной фамилией, не используя псевдоним и не указывая не присвоенных официально титулов, степеней, званий.

III. КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ ВРАЧЕЙ

  1. В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение и чувство благодарности к тому, кто научил его искусству врачевания.
  2. Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества. Врачи должны относиться друг к другу с уважением и доброжелательностью.
  3. Врач не вправе публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию другого врача или каким-либо иным образом его дискредитировать. Профессиональные замечания в адрес коллеги должны быть аргументированными, сделаны в неоскорбительной форме, желательно в личной беседе, прежде чем о них будет проинформировано медицинское сообщество или вопрос будет вынесен на обсуждение этического комитета (комиссии). Медицинское сообщество обязано оказывать помощь врачу в восстановлении его профессиональной репутации.
  4. В трудных клинических случаях опытные врачи должны давать советы и оказывать помощь менее опытным коллегам в корректной форме. Но за процесс лечения всю полноту ответственности несет только лечащий врач, который вправе принять рекомендации коллег или от них отказаться, руководствуясь при этом исключительно интересами больного.
  5. Врачи-руководители научных и лечебных учреждений обязаны заботиться о повышении профессиональной квалификации своих коллег-подчиненных.
  6. Врачи обязаны с уважением относиться к другому медицинскому и вспомогательному персоналу учреждения, постоянно заботясь о повышении его квалификации.

IV. ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА

  1. Каждый пациент имеет право на сохранение личной тайны, и врач, равно как и другие лица, участвующие в оказании медицинской помощи, обязан сохранять врачебную тайну даже после смерти пациента, как и сам факт обращения за медицинской помощью, если больной не распорядился иначе.
  2. Тайна распространяется на все сведения, полученные в процессе обращения и лечения больного (диагноз, методы лечения, прогноз и др.).
  3. Медицинская информация о пациенте может быть раскрыта:
    - по ясно выраженному письменному согласию самого пациента;
    - по мотивированному требованию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда;
    - если сохранение тайны существенным образом угрожает здоровью и жизни пациента и (или) других лиц (опасные инфекционные заболевания);
    - в случае привлечения к лечению других специалистов, для которых эта информация является профессионально необходимой.
  4. Врач должен следить за тем, чтобы лица, принимающие участие в лечении больного, также соблюдали профессиональную тайну.
  5. Лица, пользующиеся правом доступа к медицинской информации, обязаны сохранять в тайне все полученные о пациенте сведения.
  6. В процессе научных исследований, обучения студентов и усовершенствования врачей должна соблюдаться врачебная тайна. Демонстрация больного возможна только с его согласия.

V. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И БИОМЕДИЦИНСКИЕ ИСПЫТАНИЯ

  1. Перед началом биомедицинских исследований, в том числе апробации новых лекарственных средств, биологически активных добавок, способов обследования и методов лечения врач должен получить согласие на их проведение этического комитета (комиссии или ученого совета) учреждения с утверждением плана (протокола) предполагаемого исследования, в котором должны быть четко определены цели и этические аспекты, ход эксперимента, возможные осложнения.
  2. Испытуемый после ознакомления с целями, методами, потенциальной пользой и возможным риском должен дать свое явно выраженное письменное согласие на участие в исследовании, которое по желанию пациента может быть беспрепятственно на любом этапе денонсировано им.
  3. В отношении пациентов, неспособных дать осознанное согласие на участие в исследовании, согласие должно быть получено в письменной форме от родителей или другого законного представителя - юридически ответственного лица. Подобные исследования могут проводиться только в интересах спасения жизни, восстановления или поддержания здоровья исследуемого, без нанесения ему вреда, ухудшения здоровья и течения имеющегося заболевания.
  4. Биомедицинские исследования на людях могут проводиться врачами в следующих случаях:
    - если они служат улучшению здоровья пациентов, участвующих в эксперименте;
    - если они вносят существенный вклад в медицинскую науку и практику;
    - если результаты предшествующих исследований и данные научной литературы не свидетельствуют о риске развития осложнений.
  5. Биомедицинские исследования на людях должны проводиться квалифицированными в научном плане врачами-исследователями под наблюдением компетентных специалистов. Исследователи обязаны прервать испытание в случаях появления признаков, опасных для жизни и здоровья испытуемого. Испытания на беременных женщинах, на плодах и новорожденных запрещаются.
  6. Испытатели обязаны застраховать свою ответственность на случай причинения неумышленного вреда здоровью испытуемых.
  7. В экспериментах на животных врач-исследователь должен соблюдать принципы гуманности, облегчая по мере возможности их страдания, стремиться к сокращению числа экспериментальных животных в максимально возможной степени.
  8. О результатах своих исследований врач после оформления авторского права на открытие, изобретение и др. должен через доступные ему средства профессиональной информации оповестить своих коллег.
  9. Врачи, особенно руководители научных коллективов, в научных публикациях должны строго соблюдать авторские права. Включение себя без достаточных оснований в авторский коллектив, либо умалчивание фамилий лиц, активно участвовавших в исследованиях, является нарушением принципов профессиональной этики.

VI. ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ В ТЕРМИНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ

  1. Врач должен приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить больному необходимую медицинскую помощь в экстремальных условиях.
  2. Врач не должен прибегать к эвтаназии, равно как и привлекать к ее исполнению других лиц, но обязан облегчить страдания больных, находящихся в терминальном состоянии, всеми доступными, известными ему и разрешенными способами.
  3. Вопрос о прекращении реанимации, особенно в случаях, если нет энцефалографических подтверждений полного прекращения мозговой деятельности, следует по возможности решать коллегиально.
  4. Врач должен способствовать пациенту в осуществлении его права воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религиозной конфессии.

VII. ТРАНСПЛАНТАЦИЯ, РЕПРОДУКЦИЯ, ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА

Действия врача, его морально-этическая ориентация при трансплантации человеческих органов и тканей, вмешательстве в геном человека, в репродуктивную функцию определяются этико-правовыми и законодательно-нормативными актами РФ, Всемирной медицинской ассоциации и Всемирной организации здравоохранения.

Врач не должен эти области науки и практики использовать для извлечения личной финансовой выгоды.

  1. Врач не должен участвовать в рекламировании средств и методов профилактики, диагностики, лечения и особенно лекарственных препаратов, не разрешенных к применению федеральными органами здравоохранения, равно как и наркотических средств, алкоголя, табачных изделий.
  2. Публикации медицинского характера, выступления врачей на научных форумах, просветительская деятельность в прессе, на радио и телевидении должны быть безупречными в этическом плане, ограничиваться объективной научно-практической информацией и не содержать элементов недобросовестной конкуренции, рекламы и саморекламы.
  3. Врач обязан сообщать в Фармакологический государственный комитет МЗ РФ или в Федеральный центр по изучению побочных действий лекарств МЗ РФ о наблюдаемых им всех неизвестных, нежелательных побочных действиях лекарственных препаратов.
  4. В информационных мероприятиях, организованных с участием фирм-производителей лекарственных средств и медицинской техники, врач должен, прежде всего, ориентироваться на информационные цели и лично не проводить рекламную работу среди больных по покупке указанных средств до их государственной регистрации в установленном порядке.
  5. В интересах обеспечения жизни и здоровья граждан России врач не должен пропагандировать и применять в целях профилактики и лечения методов и средств оккультно-мистического и религиозного характера.

IX. ВРАЧЕБНЫЕ СПРАВКИ

Врачебные справки врач может выдать только в соответствии с действующими законодательными, нормативно-методическими и инструктивными документами.

Настоящий кодекс действует на всей территории Российской Федерации и обязателен для всех врачей, входящих в Российскую медицинскую ассоциацию, ее региональные отделения (филиалы), а также профессиональные объединения, признавшие Этический кодекс врача официально.

Врач, не входящий в профессиональные ассоциации, объединения, может лично принять Этический кодекс врача и руководствоваться им в своей профессиональной деятельности.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений