Семинар "организационно-методическая работа в медицинском учреждении". Проблемы и задачи организационно-методического кабинета (отделения) поликлиники: нормативное обеспечение, рекомендации по оптимизации работы План работ заведующей организационно методи

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Казанский медицинский журнал, 2004 г., том 85, № 6.

УДК 614. 2. 07: 658. 387

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЕТИ И КАДРОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Ш.М.Вахитов, М.В.Блохина, Л.И.Рыбкин, Г.А.Шамсеева, А.М.Фатыхов

Кафедра менеджмента и организации сестринского дела (зав. - проф. Ш.М. Вахитов) Казанского государственного медицинского университета, Республиканская клиническая больница (главврач - М.В. Кормачев) МЗ РТ, г. Казань, Центральная городская больница (главврач - Ф.Ф. Агзамов) г. Альметьевска и Альметьевского района РТ, Казанский городской кардиологический диспансер (главврач - В.А.Гапоненко)

Организационно-методическая работа (ОМР) является одной из важнейших функций руководителей различных служб и учреждений здравоохранения. Объясняется это тем, что руководители любого ранга должны анализировать информацию, оценивать ситуацию в подведомственной (подчиненной) ему системе (организации) и через управленческие решения оптимизировать функционирование системы. Содержание ОМР чрезвычайно вариабельно в зависимости от ее уровня, масштабов, основной направленности. Однако в настоящее время в очень многих случаях ОМР сводится к сбору статистической информации, ее обработке по имеющимся шаблонам и оценке полученных показателей по принципу - лучше или хуже средних для определенной территории, службы, вида ЛПУ. Положение усугубляется тем, что многие иные подразделения ЛПУ стараются «возложить» на ОМР и соответствующие службы все, с чем не справляются, в чем некомпетентны, не владеют ситуацией.

В связи с переходом к рыночным отношениям в системе здравоохранения и необходимостью оценивать труд работников отрасли по их результатам представляются исключительно необходимыми разработка и констатация основных положений ОМР, перечня ее целей и критериев и в конечном итоге создание технологий управления персоналом ЛПУ, их подразделений и служб.

С нашей точки зрения, ОМР следует реализовывать в следующих направлениях (рис. 1), в принципе обеспечивающих разработку планов деятельности системы (или определенной подсистемы) здравоохранения на перспективу. Но чтобы это научно обосновать, необходимо решить ряд предварительных вопросов.

Специального пояснения требует прежде всего само понятие «организационно-методическая работа» ибо данная дефиниция, хотя и используется чрезвычайно часто и повсеместно, однако различными специали-

стами воспринимается далеко не однозначно. Объясняется это тем, что определение ОМР как вида деятельности в большинстве учебных пособий и руководств или отсутствует, или дано в форме, затрудняющей однозначное его восприятие.

Исходя из входящих в ОМР терминов «организация» и «методика», мы считаем возможным охарактеризовать ОМР как совокупность действий и процессов, обеспечивающих деятельность отдельных структурных единиц и подразделений в рамках единой системы (организации), функционирующей на основе утвержденных технологий, методов и приемов практического выполнения поставленных перед нею задач и достижения определенных целей.

ОМР является специфической сферой маркетинговой деятельности, а именно маркетингового исследования, направленного на сбор, обработку, анализ данных, снижающих неопределенность при принятии управленческих решений, а также ориентированного на обеспечение управления персоналом организации (исследование потребностей персонала, его мотивацию, профессиональный рост и т.п.). С позиций современного менеджмента ОМР состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных частей - анализа (в процессе которого целое расчленяется на части, выявляются причинно-следственные связи, закономерности взаимодействия частей) и синтеза (в результате которого создается новое, усовершенствованное целое, лишенное, по возможности, выявленных в процессе анализа недостатков).

В зависимости от уровня проведения и масштабов ОМР, профиля и специфики деятельности учреждения здравоохранения содержательная часть работы будет трансформироваться, дополняться, специализироваться, приобретать специфические особенности. При этом каждый член коллектива организации должен (с современных позиций рыночной экономики и менеджмента)

Организация выездной работы для оказания лечебно-консультативной помощи населению

Обеспечение консультативной помощи работникам здравоохранения

Подготовка и издание инструктивно-методических и нормативно-справочных материалов

Обеспечение правильного-учета и отчетности на своем и нижестоящих уровнях управления

Составление отчетов для вышестоящего уровня управления

Разработка мероприятий по оптимизации деятельности в рамках каждой из этих форм<|_ организации здравоохранения

Анализ деятельности систем государственного здравоохранения, обязательного медицинского страхования, добровольного медицинского страхования, платной медицины

Разработка регламента проведения отчетов для нижестоящего уровня управления

Организация мероприятий по повышению квалификации кадров

Анализ деятельности сети и кадров здравоохранения

Анализ состояния здоровья населения

Изучение передового опыта

Выявление недостатков, их причин

Оценка состояния и прогнозирование деятельности сети и кадров

Изучение и прогнозирование

спроса на медицинские услуги

Разработка планов их устранения

Разработка планов повышения качества и эффективности работы сети и кадров

Разработка мероприятий по формированию спроса

Организация и проведение совещаний, конференций и пр.

Составление графиков повышения квалификации кадров

Участие в сертификации и аттестации кадров

Участие в аккредитации и лицензировании ЛПУ

Разработка планов деятельности системы на перспективу

Рис. 1. Основные составные части организационно-методической работы (в общем виде).

Казанский медицинский журнал, 2004 г., том 85, № б.

Рис. 2. Требования к планам деятельности ЛПУ с позиций ОМР как специфической сферы маркетинговой деятельности.

Специфика составления планов деятельности ЛПУ и служб здравоохранения

1. Обеспечение сохранения здоровья населения: удовлетворение потребностей человека в здоровье, удовлетворение запросов человека в медицинской помощи, удовлетворение населения качеством медицинских услуг, их ассортиментом и стоимостью (в комплексе), удовлетворение потребностей здравоохранения

2. Реформирование систем здравоохранения в соответствии с общими изменениями, происходящими в социально-политической сфере страны

3. Необходимость действовать в условиях: нестабильности бюджета здравоохранения, нарушения принципа целевой направленности средств

4. Раскол некогда единой системы здравоохранения

с выделением фармации, служб технического оснащения, санитарно-эпидемиологической службы и т.д.

5. Расширение сферы платных услуг

Рис. 3. Специфика планов деятельности ЛПУ и служб здравоохранения.

не просто слепо выполнять свои функции и требования руководства, но четко осознавать свое место и роль в достижении целей организации. С позиций руководства этого можно достичь не только на основании разъяснения сотрудникам содержания их деятельности, но прежде всего на основе отбора соответствующих сотрудников и ус-

тановления с ними отношений, адекватных общей маркетинговой цели организации.

Теперь можно сформулировать требования к разработке планов деятельности ЛПУ с позиций OMP (рис. 2) с учетом специфики составления этих планов (рис. З).

Логическим продолжением нашей последующей деятельности является разработка способов и критериев оценки OMP на различных уровнях и направлениях деятельности ЛПУ, а также подходов к технологии ведения OMP.

Авторы были бы признательны тем специалистам, которые, ознакомившись с данными материалами, дали бы с позиций профессионалов конструктивные и критические предложения в плане оценки, формирования и развития OMP.

Поступила 15.06.04.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND METHODICAL WORK AS THE BASIS OF MANAGEMENT OF ACTIVITY OF NET AND PERSONNEL OF TREATMENT AND PROPHYLACTIC INSTITUTIONS OF ADMINISTRATION

TERRITORY Sh.M. Vakhitov, M.V. Blokhina, L.Ï. Rybkin, C.A. Shamseeva, A.M. Fatykhov S u m m a r y

Organizational and methodical work as the basis of management of activity of net and personnel of treatment and prophylactic institutions is estimated as specific sphere of marketing activity. Purposes, problems and directions of development of organizational and methodical work at present taking into account specificity of making activity plans of treatment and prophylactic institutions are shown.

    Организация санитарного актива и руководство его работой

    Ведение учетной и отчетной документации

    Осуществление связи с учреждениями:

    стационар больницы, диспансеры, учреждения санаторного типа, СЭС.

    Отслеживание здоровья населения участка, анализ заболеваемости и инвалидности, разработка мероприятий по их снижению.

    Диспансеры: их виды, формы и методы работы. Оценка качества диспансеризации населения.

Под диспансеризацией понимается активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению условий их труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности.

Диспансеризация предусматривает прежде всего сохранение здоровья у здоровых, активное выявление больных с ранними стадиями заболеваний и предупреждение случаев нетрудоспособности; конечной ее целью является сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности диспансеризуемого контингента. Этим определяется социально-гигиеническая сущность (значимость) диспансеризации. Диспансерный метод наблюдения является функцией лечащих врачей общей сети внебольничных учреждений (поликлиник, амбулаторий), обслуживающих население по месту жительства и по месту работы, а также врачей специализированных учреждений - диспансеров и центров ГСЭН.

В настоящее время существуют различные диспансеры (врачебно-физкультурные, кожно-венерологические, противотуберкулезные, наркологические, кардиологические, онкологические, психоневрологические и др.). Диспансеры и диспансерные отделения (кабинеты) проводят мероприятия по массовой профилактике, направленные на предупреждение заболеваний, ведут учет заболеваемости и смертности от патологии по своему профилю, а также осуществляют лечебные мероприятия, консультации больных и организационно-методическое руководство работой врачей общей сети по борьбе с соответствующими заболеваниями. В задачи диспансеров входят: проведение обучения врачей общего профиля по соответствующим специальностям; внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений современных методов профилактики, диагностики и лечения; пропаганда здорового образа жизни.

Основными документами, которые оформляются на больных, состоящих на диспансерном учете, являются медицинская карта амбулаторного больного и контрольная карта диспансерного наблюдения, в которой фиксируются своевременность посещения врача и прохождения очередного медицинского осмотра, выполнение назначенных видов лечения, оздоровительных мероприятий и рекомендаций по трудоустройству.

Виды диспансеров: противотуберкулезный, кожновенерологический, кардиологический, врачебно-физкультурный, онкологический, психоневрологический, наркологический, эндокринологический, офтальмологический, маммологический.

    Структура поликлиники, задачи и организация работы регистратуры. Система работы врачей.

Первичную медико-социальную помощь городскому населению оказывают амбулаторно-поликлинические учреждения (террито-риальные поликлиники, обслуживающие взрослое население) и учреждения по охране материнства и детства (детские поликлиники и женские консультации).

Основными организационно-методическими принципами работы поликлиник и территориально-медицинские объединения (ТМО) являются участковость (закрепление за врачебной должностью нормативного числа жителей) и широкое использование диспансерного метода (систематическое активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов). Основными планово-нормативными показателями, регламентирующими работу поликлиник, обозначены: норматив участковости (1700 человек на 1 должность участкового терапевта); норма нагрузки (5 посещений в час на приеме в поликлинике и 2 - при обслуживании пациентов на дому терапевтом); штатный норматив участковых терапевтов (5,9 на 10000 жителей старше 14 лет).

Измерителем мощности поликлиник является число посещений в смену (более 1200 посещений - I категория, менее 250 посещений - V категория). ТМО в большей степени, чем поликлиники и женские консультации, отвечают новым принципам организации и финансирования первичной медико-социальной помощи. В них можно эффективнее организовать работу семейных врачей (приказ МЗ РФ № 237 от 26.08.92 г.). В ряде ТМО созданы условия для семейного медицинского обслуживания, например совместная работа на участке терапевта, педиатра и гинеколога (акушерско-педиатрическо-терапевти-че¬с¬кий комплекс - АПТК). При этом показателем работы является не динамика посещаемости, а изменения в состоянии здоровья населения (снижение заболеваемости, инвалидности, младенческой смертности, числа запущенных онкологических заболеваний, состояние здоровья пациентов из диспансерных групп и др.).

Основными направлениями деятельности учреждений первичной медико-социальной помощи являются: профилактическая работа, диспансеризация, гигиеническое обучение и воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни; лечебно-диагностическая работа (включая экспертизу временной нетрудоспособности); организационно-методическая работа (управление, планирование, статистический учет и отчетность, анализ деятельности, взаимодействие с другими учреждениями здравоохранения, повышение квалификации и пр.); организационно-массовая работа.

Поликлиника возглавляется главным врачом. В структуру поликлиники входят: регистратура, отделение профилактики, лечебно-профилактические отделения и кабинеты, лечебно-диагностические подразделения, административно-хозяйственная часть, отделения восстановительного лечения и др. Преемственность работы поликлиники и стационара оценивается числом пациентов, подготовленных к плановой госпитализации, и обменом документацией до и после лечения их в стационаре.

Городская поликлиника создается как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения городского округа или входит в состав стационарно-поликлинического объединения для оказания по участковому принципу первичной медико-санитарной помощи населению.

Основная задача городской поликлиники - снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения, санитарно-гигиеническое воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни.

Системы работы врачей:

    Система чередования

    Двухзвеньевая

    Трехзвеньевая

    Бригадный метод

Примерная структура городской поликлиники:

1.Руководство поликлиники, в том числе АХЧ

2.Информационно-аналитическое отделение :

Регистратура, стол справок

Оргметодкабинет (кабинет статистики)

3.Лечебно-профилактическая часть :

Кабинеты терапевтов участковых (отделение)

Кабинеты специалистов (хирургический, ЛОР, офтальмологический, неврологический, инфекционных болезней, стоматологическое отделение (кабинет)

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: Администрирование ОТРАСЛЬ: Фармацевтика, медицина ФОРМАТ: Открытый

Как не плодить лишней документации и выполнять требования к законной и безопасной деятельности медицинской организации. Как обеспечить качество медицинской деятельности и медицинской помощи. Как обезопасить медицинскую организацию в части грамотного документооборота, информирования пациентов. Организационно-методическое обеспечение медицинской организации. Работа с письмами, жалобами, обращениями граждан. Ответы на все вопросы.

Для кого

для руководителей медицинских организаций, заместителей по организационно-методической работе, руководителей структурных подразделений и всех заинтересованных специалистов.

ПРОГРАММА

  1. Обзор и анализ изменений в законодательстве, влияние новых проектов Минздрава. ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ» и его реализация. Программа госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам.
    • Работа в системе ОМС. Обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности.
    • Как избежать ошибок при проверках.
    • Введение профстандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья».
  2. Документооборот и ведение документации.
    • Разработка новых локальных нормативных документов.
    • Ведение организационно-распорядительной документации.
    • Разработка и исполнение планов, ведение отчетности.
    • Обеспечение информированности работников в медицинской организации новыми приказами, новой правовой информацией. Организация обучения, формирование единой базы знаний и доступа к ней. Сбор и анализ информации.
    • Информирование пациентов и законных представителей. Новые формы ИДС.
  3. Внедрение электронного документооборота (новые поправки), в том числе ЭМК (электронных медицинских карт), ЭЛН (электронных листков нетрудоспособности).
    • Электронные обращения - новые основания для проверок.
    • Опыт успешной автоматизации и внедрения ИС. Выезд в медицинскую организацию.
  4. Ошибки и правовой анализ ведения медицинской документации.
  5. Работа с письмами, обращениями. Обеспечение защиты персональных данных, врачебной тайны.
  6. Правила и алгоритмы безопасного делопроизводства. Правила предоставления информации относительно деятельности медицинской организации и информации, содержащей врачебную тайну. Основания для отказа. Ответы на запросы.
    • Жалобы, споры, основания для проверок. Порядок выдачи справок и медицинских заключений.
    • Информация на сайте.
  7. Ответственность руководителя, должностного лица, работника. Защита медицинского учреждения.
  8. Система стандартизации в здравоохранении РФ как часть государственной системы стандартизации. Стандартизация медицинских технологий, номенклатура работ и услуг в здравоохранении. Использование стандартов в процессе тарификации медицинских услуг. Применение МЭСов, КСГ. Переход на электронные формы учета первичных данных медицинской статистики лечебно-профилактических учреждений на основе учетных форм.
  9. Организационно-методическая работа - неотъемлемое звено для повышения эффективности деятельности медицинской организации.
    • Задачи, содержание и методы организационно-методической работы. Нормативно-правовые документы по работе организационно-методических отделов.
    • Организационно-методический отдел (кабинет) как штаб главного врача и главных специалистов.

Удостоверение о повышении квалификации в объеме 32 часов (лицензия № 3053 от 03.07.2017).

Для оформления удостоверения необходимо предоставить:

  • копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по телефону, указанному на сайте)
  • копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась).

В пакет участника входит:

  • обучение по заявленной программе;
  • сборник информационно-справочных материалов;
  • ежедневные обеды и кофе-брейки.

Посмотреть полную программу семинара и зарегистрироваться на него Вы можете на сайте .

Возможно корпоративное обучение (для сотрудников только Вашей компании) или специальные предложения для корпоративных клиентов.

СТОИМОСТЬ: 31500 руб.

Время проведения: с 16-03-2009 по 19-03-2009

Место проведения: Учебный комплекс ЦНТИ

Специализация: Организация здравоохраненияОписание события:

ПРОГРАММА СЕМИНАРА (4 дня):

1. Организационная структура и организационно-правовая форма медицинского учреждения. Нормативно-правовая база и оптимизация деятельности. Юридическая защита медицинского учреждения: организационно-методическая работа.

2. Организационно-методическая работа в медицинском учреждении: цели и задачи; участие в стратегическом планировании; стратегия и тактика планирования; методики планирования; разработка регламентов и внутрифирменных стандартов; участие в планировании подразделений ЛПУ; взаимоувязка планов, мероприятий; организация обучения; организация корпоративных мероприятий, приема гостей, делегаций, развитие внешних связей с учетом потребностей медицинского учреждения.

3. Организация работы оргметодотдела. Положение об организационно-методическом отделе, кабинете.

4. Организация работы заместителя главного врача по организационно-методической работе. Положение о заместителе главного врача по организационно-методической работе. Должностные и функциональные обязанности.

5. Внутренний документооборот медицинского учреждения для упорядочения организационной структуры. Принципы составления, схемы движения. Организация работы с документами: требования и рекомендации.

6. Организационно-распорядительная документация. Работа с положениями, инструкциями; подготовка аналитических обзоров, справок, материалов и др.

7. Работа с нормативными документами (приказами, распоряжениями и т.д.); работа с методической и нормативной литературой; работа с письмами, обращениями.

8. Виды комиссий в медицинском учреждении. Организация заседаний комиссии в ЛПУ.

9. Организационно-методическое обеспечение работы по управлению качеством оказания медицинской помощи.

― осуществляет организационно-методическую работу ЛПУ;

― организует плановые выезды врачей специалистов в СУБ для консультации, оказания практической помощи врачам этих организаций по вопросам организации лечебно-диагностической и профилактической работы;

― изучает основные показатели работы медицинских организаций района (уровень заболеваемости, летальности, детской и общей смертности);

― организует и проводит необходимые мероприятия (семинары, медико-санитарные советы, повышение квалификации врачей и средних медицинских работников);

― оказывает организационно-методическую и консультативную помощь медицинским учреждениям района.

Возглавляет организационно методический кабинет заместитель главного врача ЦРБ по организационно-методической работе.

Задачи ЦРБ:

1. Обеспечение населения района квалифицированной, специализированной стационарной и поликлинической медицинской помощью.

2. Оперативное и организационно-методическое руководство, а также контроль за деятельностью организаций здравоохранения, находящихся на территории района.

3. Планирование, финансирование и организация материально- технического снабжения организаций здравоохранения района.

4. Разработка и проведение мероприятий по повышению качества медицинского обслуживания, снижению заболеваемости, инвалидности, младенческой и общей смертности и укреплению здоровья населения.

5. Внедрение в практику работы всех лечебно-профилактических организаций района современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения.

6. Разработка, организация и осуществление мерпо расстановке, рациональному использованию и повышению квалификации медицинских кадров учреждений здравоохранения района.

Руководит ЦРБ главный врач, он же - главный врач района. На него возложена ответственность за состояние медицинского обслуживания населения района. У главного врача ЦРБ имеются заместители по поликлинике, по медицинской части, медицинскому обслуживанию населения района, медицинской экспертизе и реабилитации, по административно-хозяйственной части.

Непосредственной организацией квалифицированной и специализированной медицинской помощи занимаются районные специалисты. Как правило, это заведующие соответствующими отделениями ЦРБ. Районный педиатр занимает штатную должность, все другие районные специалисты работают внештатно. В районах с численностью населения 70 000 человек и более вместо штатной должности районного педиатра введена должность заместителя главного врача по родовспоможению и детству.

Руководитель ЦРБ осуществляет управление и контроль за деятельностью участковых больниц и других медицинских организаций района, систематически организует выезды бригад врачей-специалистов на сельские врачебные участки, ФАПы, заслушивает отчеты о работе руководителей медицинских организаций района, анализирует их планы, статистические отчеты, истории умерших больных, акты патологоанатомических вскрытий и другую медицинскую документацию для правильной организации медицинской помощи населению. ЦРБ обеспечивает организацию скорой и неотложной медицинской помощи населению района.

Основные критерии оценки качества и эффективности деятельности медицинских организаций сельского района:

― показатель заболеваемости населения (общая, с временной утратой трудоспособности, детская);

― первичного выхода на инвалидность;

― смертности (в том числе детской смертности);

― число жалоб населения на доступность, качество и своевременность медицинской помощи;

― распределение больных по результатам лечения (выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение);

― расхождение клинического и патологоанатомического диагнозов;

― больничная летальность при отдельных заболеваниях и по отделениям;

― своевременность госпитализации и начала лечения.

Областные медицинские организации.

Ведущей лечебно-профилактической организацией, организационно-методическим и консультационным центром здравоохранения области является областная клиническая больница, для детского населения - областная клиническая детская больница.

Структура областной больницы:

― стационар с приемным отделением (специализированные отделения);

― консультативная поликлиника (может быть отдельной);

― лечебно-диагностические отделения, кабинеты, лаборатории;

― организационно-методический отдел и отделение медицинской статистики;

― отделения экстренной и плановой консультационной помощи;

― рентгено-радиологическое отделение;

― патологоанатомическое отделение;

― хозяйственные подразделения (пищеблок, склады и т. д.).

Задачи областной больницы:

1. Оказание консультативной, специализированной или высококвалифицированной медицинской помощи, которая не может быть оказана в других медицинских организациях области.

2. Помощь организациям и органам здравоохранения области в повышении качества лечебно-профилактической работы на местах, обобщении передового опыта и совершенствовании форм и методов медицинской деятельности.

3. Координация лечебно-профилактической и организационно-методической

работы, осуществляемой всеми специализированными медицинскими организациями области.

4 Выделение санитарной авиации и наземного транспорта для экстренной и плановой консультативной помощи больным.

5 Систематический анализ состояния здоровья населения области и деятельности лечебно-профилактических организаций, разработка совместно с главными специалистами областного управления здравоохранения необходимых мероприятий по снижению заболеваемости и повышению качества медицинского обслуживания.

На базе областных больниц проводятся первичная специализация и тематическое усовершенствование медицинских работников области. Коечная мощность областной больницу зависит от численности населения области. Средняя мощность областной больницы в Республике Беларусь составляет 700―1 000 коек.

Во всех областях организованы специализированные диспансеры (противотуберкулезный, онкологический и т. д.), а также другие специализированные медицинские организации (областная психиатрическая больница), которые являются областными центрами по оказанию специализированной медицинской и организационно-методической помощи.

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЦГЭ и ОЗ:

СТРУКТУРА, УПРАВЛЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

Цель: изучение студентами деятельности государственного санитарно-эпидемиологического надзора по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения, ознакомление студентов со структурой и содержанием работы Центров гигиены и эпидемиологии и общественного здоровья (ЦГЭ и ОЗ), государственным характером санитарно-эпидемиологического надзора, его местом в системе здравоохранения.

Задачи :

1. Ознакомить студентов со структурой ЦГЭ и ОЗ, административно-правовыми основами деятельности ЦГЭ и ОЗ, содержанием работы отделов и отделений.

2. Ознакомить с организацией работы врачей, правилами составления планов работы, оформления административно-правовых актов.

3. Ознакомление со структурой и задачами отдела общественного здоровья.

II. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

1. Основные направления деятельности государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Законодательство Республики Беларусь, регламентирующее деятельность государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Структуру государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

4. Основные направления деятельности организаций государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5. Задачи организаций государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

6. Структуру и организацию работы ЦГЭ и ОЗ.

7. Организацию работы санитарно-гигиенического отдела ЦГЭ и ОЗ.

8. Организацию работы эпидемиологического отдела ЦГЭ и ОЗ.

9. Организацию работы отдела социально-гигиенического мониторинга.

10. Организацию работы лабораторий ЦГЭ и ОЗ.

11. Административно-правовые основы деятельности ЦГЭ и ОЗ.

12. Систему учёта и отчётности в организациях государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

13. Роль гигиенического обучения и работы по формированию здорового образа жизни в санитарно-эпидемическом благополучии населения.

14. Структура отдела общественного здоровья и его основные задачи.

III. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

1. Составить план работы врача ЦГЭ и ОЗ на месяц.

2. Оформлять административно-правовые акты.

3. Анализировать деятельность ЦГЭ и ОЗ на основе годового отчёта.

4. Решать ситуационные задачи.

IV. МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» изучается студентами высших медицинских учреждений образования в соответствии с образовательным стандартом «Высшее образование», типовой и рабочей программами.

Целью учебного процесса на кафедре общественного здоровья и здравоохранения является подготовка врача-специалиста, отвечающего инновационным запросам современного общества. Особая значимость в этой связи придается формированию высокого профессионального уровня студентов-медиков в вопросах организации санитарно-противоэпидемической деятельности ЦГЭ и ОЗ.

V. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Что входит в понятие «Санитарно-эпидемиологический надзор»?

2. Какова структура санитарно-эпидемиологической службы в Республике Беларусь.

3. Основные директивные документы, регламентирующие деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы, ее задачи.

4. Права и обязанности граждан Республики Беларусь и должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор, по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения.

5. Функции государственной санитарно-противоэпидемической службы, формы и методы работы санитарного врача.

6. Структура Центра гигиены и эпидемиологии, категории ЦГЭ и ОЗ.

7. Организация и основные направления работы ЦГЭ и ОЗ. Предупредительный и текущий санитарный надзор.

8. Формы и методы планирования работы. Социально-гигиенический мониторинг.

9. Связь ЦГЭ и ОЗ с лечебно-профилактическими организациями и взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы с другими ведомствами и учреждениями. Административно-правовые основы деятельности ЦГЭ и ОЗ.

10. Система учета и отчетности в организациях санитарно-эпидемиологического надзора. Методика анализа деятельности ЦГЭ и ОЗ.

11. Роль санитарного просвещения в санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений