Чем отличается карьерный рост от профессионального? Профессиональный рост и личностный: что это? В своем профессиональном росте и.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Профессиональный рост - это направление работы, основной задачей которого является развитие человека в профессиональной сфере, за счет приобретения необходимых знаний и опыта, развития соответствующих практических навыков, образцов мышления и поведения, качеств и характеристик личности, которые, в свою очередь, формируют определенные компетенции специалиста, как профессионала своего дела, и влияют на его карьерный рост .

Профессиональный рост включает в себя:

1. Профессиональную ориентацию. Профориентация - это фундамент профессионального успеха! Изначально очень важно сделать правильный выбор будущей деятельности в профессиональном мире, т.е. четко увидеть и понять чего я хочу от будущей профессии. А затем определиться, куда я иду учиться или работать (развивать свое могу), что я буду делать, для чего и зачем мне это надо. К сожалению, в современном обществе существует огромнейшая проблема - это бесцельное поступление молодых людей в то или иное учебное заведение. В итоге тратятся впустую два самых важных ресурса для достижения успеха, которыми, кстати сказать, обладает абсолютно любой человек - это время, как невосполнимый ресурс и информация. А точнее - это то драгоценное время, которое мы тратим на приобретение ненужной информации и не совсем понятного опыта. Из практики переориентации взрослых и молодёжи можно выделить основные ошибки выбора (см. на стр.: профориентация школьников). Лучше разработать индивидуальный план профессионального развития в ближайшей и долгосрочной перспективе, что позволит с достоверной значимостью принять осознанное, целенаправленное решение, т.е. качественно произвести профессиональное самоопределение.

2. Получение качественного (практико-ориентированного) профессионального образования. И тут мы также сталкиваемся с серьезной проблемой - это широко распространенное ошибочное мнение (установка, отношение) - вот поступлю в престижный ВУЗ, и мне там дадут хорошее образование. Не тут-то было, на самом деле Вы там никому не нужны, пока сами не возьмете ответственность за своё образование на себя, пока не начнете качественно "грызть гранит науки", пока не заявите о себе, чтобы о Вас узнали и т.д. Помните, что учебное заведение обеспечивает возможность получить образование, а от того как Вы его получите, зависит многое. Всё в Ваших руках и в первую очередь зависит от Вас и силы Вашей мотивации достижения результата.

3. Успешное трудоустройство - это когда Вы устраиваетесь на желаемую работу в ту компанию, которую сами для себя выбрали, изучая рынок труда. Это когда Вы ходите на работу с удовольствием, без напряжения... Люди хотят работать на любимой работе и заявляют: Я хочу интересную работу или хочу ходить на работу как на праздник и т.д. Но и здесь вновь мы упираемся в ещё более масштабную проблему. Дело в том, что многие не знают, чего хотят, вот и меняют одно место работы на другое, как "шило на мыло". Пример 1. Опрос студентов старших курсов показал, что в подавляющем большинстве ребята подрабатывают где угодно, но только не по специальности. Опять на лицо бесцельная трата времени на приобретение ненужного опыта. И только единицы целенаправленно проходят практику там, где нужно, т.е. самостоятельно выбирают компанию, в которой хотят работать. И порой подрабатывают по специальности не за деньги, а за практический опыт. Немудрено, что таких ребят работодатели расхватывают как горячие пирожки, предлагают им работу и устраивают, когда те еще учатся на 4-5 курсе. Эти молодые специалисты не знают проблем трудоустройства в начале своего карьерного роста. Пример 2. Как устраиваются на работу взрослые? В большинстве своём, составляют резюме на работных сайтах и отправляют его на те вакантные позиции, которые предлагает интернет, и ждут ответа. И вроде всё окей. Да, я активно ищу работу... Но это не совсем так, данный вид поиска работы - пассивноведомый, потому что всем управляет ситуация, не Вы, а внешние предложения. Предлагаем рассмотреть другую концепцию активного поиска будущей работы и успешного трудоустройства. Во-первых, необходимо четко понять, кем и где Вы хотите работать. Затем изучить рынок труда и подобрать минимум пять лучших компаний, в которых Вы хотели бы работать, а также несколько компаний для тренировки своей самопрезентации. Следующий этап - это изучение компаний, в которые Вы пойдете. Далее составляем резюме, в идеале профессиональное портфолио (портфолио всегда можно составить, даже если кажется, что не из чего), и готовим самопрезентацию. Для каждого работодателя своё резюме (как правильно составить резюме). Понять кем и где работать, составить резюме, портфолио и подготовить самопрезентацию Вам может помочь специалист. Теперь, когда всё готово, идем в менее значимые компании, и тренируемся проводить самопрезентацию. Приобретаем опыт прохождения собеседований и уверенность в своих силах. В завершении производим успешное трудоустройство.

4. Повышение квалификации за счет получения доп. образования или второго высшего, проведения научной, исследовательской работы, участия в тематических семинарах, тренингах, развивающих профессионально-важные качества и практические навыки .

5. Карьерный рост . Важно понять, куда расти, где и как. Здесь поможет профориентация . Традиционно выделяем три направления карьерного роста: вертикальный, горизонтальный и рост "два в одном". Вертикальный рост - это путь к руководителю, администратору, организатору как наёмному менеджеру, или как имеющему собственный бизнес, который организует деятельность других людей. Горизонтальный рост - это путь исполнителя. И рост "два в одном" - сам себе хозяин, когда человек и как руководитель и как исполнитель работает на себя, развивая свой проект.

  • Из каких ступеней складывается профессиональный рост.
  • Что мешает добиться профессионального роста.
  • Какие условия нужны для профессионального роста.
  • Профессиональный и карьерный рост это одно и тоже.
  • В чем схожесть профессионального и личностного роста.

Какие условия нужны для профессионального роста

  1. Культурные условия. Инновационная культура организации способна поддерживать инициативу работников в их совершенствовании и стимулировании профессионального роста. Тогда как бюрократическая – может её полностью блокировать.
  2. Личностные условия. Руководитель способен быть саморазвивающимся новатором или осторожным консерватором. Тот или иной стиль руководства предприятием играет исключительную роль в этом аспекте и в стимулировании профессионального роста сотрудников. Если директор стимулирует сотрудников на участие в обсуждении вопросов компании и выявления проблем, поощряет инициативу, проявляет интерес в участии сотрудников для решения насущных проблем, не отвергает риск и не возражает против критики, создается благоприятная среда для саморазвития в коллективе.

Для решения выше поставленной задачи необходимо быть обеспеченным следующими ресурсами:

  • время на саморазвитие,
  • доступ к информации,
  • методическое оснащение (мероприятия, обучающие программы и технологии, способные работнику помочь в его развитии и достичь профессионального роста. Здесь важно отметить, что это индивидуальные методы, которые менеджер, заинтересованный в своём самосовершенствовании, видит полезными для себя и соответствующими его планам профессионального роста).

Создание хорошей почвы для саморазвития сотрудников в компании иногда значительно затратно. Но это своего рода способ инвестирования в будущее своей компании и собственное развитие. Менеджеры, имеющие серьёзный потенциал профессионального роста, представляют серьёзную опору для развития фирмы, которую уже можно назвать обучающей организацией.

Как выглядит план профессионального роста

  1. Формирование качеств, умений, каких нет, но они необходимы. Их нужно выявлять и развивать. Эта задача не из лёгких и, как правило, предполагает помощь специальных тренеров, консультантов, наставников. Но организация усилий в данном направлении сможет дать наиболее значимый эффект в саморазвитии и стремлении к профессиональному росту.
  2. Развитие уже существующих навыков и личных качеств, которые можно усилить. Да, это можно сделать, усердно совершенствуя и уделяя должное внимание. Это легко решаемо без внешней помощи.
  3. Устранение недостатков, барьеров, снижающих эффективность деятельности и мешающих профессиональному росту. Здесь тоже часто нужна помощь и консультация тренеров, так как задача достаточно сложна.

Конечно, очень эффективно идти одновременно по всем перечисленным направлениям. Но, как показывает практика, такая попытка осуществления плана профессионального роста считается невозможной. Работа в каждом из них отдельно психологически сложна.

Помехи профессионального роста

  1. Плохая теоретическая подготовка. К сожалению, не многие студенты отличаются рвением к учёбе и стремлением к личностному и профессиональному росту. Распространено мнение, что теория не пригодится в деле. Хотя, к примеру, профессиональное образование в сфере менеджмента даёт возможность свободно освоиться в своей специализации сразу после окончания ВУЗа.
  2. Незнание взаимосвязей в компании. К сожалению, очень немногие выходят за пределы своей деятельности и не поднимаются по ступеням профессионального роста. Многие думают, что понимание функционирования фирмы, в которой они работают, приходит с опытом и при этом предпочитают не поднимать голову, спрятавшись за монитор своего компьютера.
  3. Неумение себя позиционировать. Многие думают, что профессиональный и карьерный рост появляются сами, считая это само собой разумеющимся. Чаще всего эти люди заблуждаются.
  4. Деньги на первом месте. Часто люди ставят материальные блага на первое место, подчиняя им свою мотивацию. Они не понимают, что именно профессиональный рост и развитие влекут за собой денежные потоки, а вовсе не наоборот. Это недостаток многих работников, особенно сейчас, в условиях кризиса, когда жажда лёгких денег вредит карьере. Работодатель порой вынужден прибегать к экстренным мерам и иногда менять прежние обязательства. Сотрудники начинают пренебрегать собственной активностью, таким образом, останавливая своё развитие, профессиональный рост и достижения.
  5. Синдром «пятничного менеджера». Многие люди полагают, что их ждёт особенный фатум, и их сегодняшняя работа «на дядю» всего лишь временная необходимость, при этом ещё и совершенно несолидная. Такой настрой губит личностный рост и не стимулирует к реальным делам.

Желающим стать эффективными приходится преодолевать установки менталитета

Сергей Нищев ,

коммерческий директор, Билайн Казахстан fixedlines

Сегодня рынок труда в СНГ перегрет. На порталах по предложениям работы соотношение вакансии/резюме составляет 1/50! В среднем конкурс – 50 человек на место. А в свете последних мировых событий, в офисах большинства (если не сказать всех) компаний не спадает напряженность. Как будут резать «косты», будут ли сокращения? Единственный способ не переживать, работая в компании – быть действительно эффективным, стремиться к профессиональному росту.

Согласно выводам исследования «Влияние национальных культур на становление и развитие менеджмента в разных странах», начало которому положил еще вначале 80-х голландский социолог ГиртХофстед, "…в мире происходит сближение взглядов в оценке эффективных стилей управления. Эффективный «мировой» лидер – это менеджер, который заслуживает доверия, энергичный, решительный, умный, надежный, способный планировать заранее и создавать мотивацию. В России эффективный лидер выглядит по-иному - это противоречивая личность с явно выраженным жестким автокритичным стилем поведения. Его основными чертами являются: способность принимать индивидуальные решения и отвечать за них; открытость, быстрота и компетенция в нестабильной внешней среде; ориентация на процесс, а не на конечный результат; агрессивность и забота о статусе; отсутствие видения будущего.

Россия в «менеджерском табеле о ранге» находится рядом с такими странами, как Венесуэла, Иран, Турция, Мексика. Неутешительный вывод. В особенности для многих российских менеджеров, привыкших сравнивать себя с европейцами и североамериканцами…». Так описал результаты исследования известный бизнес-тренер Михаил Колонтай.

Желающим стать эффективными приходится преодолевать установки нашего менталитета, которые с детства прививают родители, соседи, среднее образование и т.п.).

  • Как руководителю заслужить авторитет в коллективе: 9 качеств

Мотивация профессионального роста: что движет саморазвитием

  1. Познавательный мотив – связан с процессом выполнения учебной деятельности, со стремлением узнать и понять как можно больше, в получении удовольствия от процесса получения новых знаний.
  2. Общесоциальный мотив – состоит в стремлении быть полезным обществу, а также получать знания, которые нужны человеку для этого. По-другому его можно назвать мотив пользы.
  3. Мотив сотрудничества – связан со стремлением действовать в команде. Здесь важно наличие понимания того, что работа над усвоением и приобретением новых знаний будет более эффективной, если сложности выносятся на обсуждение и рассматриваются с преподавателем и в команде.
  4. Мотив совместного достижения – желание сообща с преподавателем или с командой искать свежие способы разрешения профессиональных вопросов, способы развития профессионального роста. Здесь присутствует твёрдое желание добиваться результатов вместе, а не в одиночку.
  5. Мотив творческой деятельности – связан с большой привлекательностью творческих видов, деятельности и задач. Здесь можно чётко выделить активное желание находить необычные, креативные результаты в работе. Это творческий подход к работе и процессу профессионального роста.
  6. Мотив самоактуализации – стремление человека максимально раскрыть и выразить внутренние возможности и способности. Здесь важно развитие внутреннего потенциала.
  7. Престижный мотив – стремление занять чёткое место в отношениях с окружением, соответствовать ожиданиям людей, жажда одобрения и необходимость в статусе авторитета. Данный мотив профессионального роста отражается также в стремлении продемонстрировать личные знания и способности. Этот фактор помогает достичь авторитета, желание оправдать надежды окружающих. Иначе говоря, это своего рода соревновательный мотив.
  8. Прагматический мотив - мотив извлечения выгоды для удовлетворения в будущем потребностей, в том числе и материальных, вклад в своё будущее.

Личностный и профессиональный рост – это одно и то же?

Вспомните ситуацию, когда вам нужно отправить сообщение с поздравлением другу, коллеге или когда Вас самих поздравляют, к примеру, с днём рождения. Одно из самых популярных пожеланий обычно всегда звучит примерно так: «Здоровья, успехов в карьере, счастья в личной жизни!». То есть, чтобы человек был удовлетворён своей жизнью, ему необходимы финансовое благополучие и гармония внутри себя (помимо здоровья). Это важные условия личностного роста и развития и всеобщего благосостояния.

Сами термины «профессиональный рост» и «личностный рост», можно раскрыть как постоянное развитие человека и накопление им богатого разнообразного опыта и знаний на протяжение всей жизни.

Естественное, натуральное собирание жизненного опыта без дополнительного саморазвития личности, без личного вмешательства – процесс сам по себе довольно долгий. И, когда вы, вроде бы, всё поняли что и как, вот оно пришло осознание, но оказывается, что уже поздно.

Как мы понимаем, чтобы значительно ускорить этот процесс, нужно больше времени уделять самообразованию – самостоятельно активно искать, получать информацию по нужным вопросам. Для ускорения профессионального роста важно и необходимо не просто быть в курсе всех тенденций, следить за актуальными новостями и новинками, но и получать дополнительное образование, заканчивать курсы повышения квалификации и т.д. Ну, а для личностного роста – больше читать. Особенно полезна психологическая литература. Конечно, для подобного образования необходимо больше времени, этот процесс требует от вас терпения и трудолюбия.

Можно отметить следующие критерии, определяющие личность:

  • познание себя;
  • побуждение себя;
  • продвижение профессионального и личностного роста;
  • самореализация.

Профессиональный и личностный рост происходит тогда, когда человек научился с успехом применять полученные знания на практике, с пользой для жизни (из книг, курсов, тренингов и т.д.). Здесь не столько важен объём, а именно навык.

К тому же, даже самый образованный в своей профессиональной области человек, без простых навыков общения и ответственности, вряд ли способен постичь все возможности карьерного роста.

Руководитель стремится больше к личностному росту, чем к карьерному

Галина Рогозина ,

руководитель практики развития лидерства консалтинговой компании RosExpert, Москва

В отечественном бизнесе критериями профессионального роста и успеха становятся оклад и место в должностной иерархии. Большой оклад и высокая должность часто приносят для руководителей и внутреннее удовлетворение. Но предпринимателям и желающим реализовать свой потенциал в любом случае нужно оглядываться на общепринятые стандарты для соблюдения неписаных социальных норм.

Руководитель внутренне стремится попробовать свои способности в различных сферах, осваивая новые для себя навыки и знания. Стремится добиваться в большей мере личностного роста, чем карьерного, рассматривая себя в качестве наставника. Здесь отчетливо видно разногласие – демонстрируется более жесткое, вызывающее и амбициозное поведение, при этом маскируются командные, творческие и лидерские качества.

  • Как выбрать лучший стиль руководства и повлиять на успех всей компании

5 установок личностного роста

1. Баланс работы и жизни.

Всем нам знакома знаменитая русская пословица "Работа не волк, в лес не убежит". Дни на работе проходят для сотрудника в ожидании выходных, а месяцы - в ожидании отпуска. Очень важно понять: работа – тоже составляющая жизни. Она не должна быть для нас обременительной, более того - приносить удовольствие!

Работая, мы развиваемся, познаем возможности профессионального роста. Каждый день приносит новую информацию, контакты, опыт. Научитесь это не просто видеть, а ценить. И крайне ненавистную работу будет легче воспринимать, признавая ее частью своей жизни.

2. Страсть к делу.

Чтобы добиться личностного роста и запланированных целей, нужно научиться трепетно и с любовью относиться к своему делу. Это сложно сделать, если появляются сомнения в правильности выбранного пути. Но каждое дело надо начинатьтак, будто оно судьбоносное и искренне верить в положительный результат. Развивайте в себе заинтересованность к своей деятельности.

3. Персональная ответственность.

Поймите и усвойте важное правило - только Вы в ответе за свои поступки, научитесь брать ответственность на себя, а не перекладывать её на других. Личностный и профессиональный рост даются сильным и ответственным.

4. Сила проигрыша.

Каждая неудача – это шаг вперёд и новый бесценный опыт на собственных примерах. Использование их важно для Вашего мировоззрения. Конечно, это сильно выбивает из колеи, но на пути личностного роста и развития, при подъёме на вершину, неизбежны ошибки и сложности. Путь этот труден и тернист. Но нужно использовать всё с пользой для себя. Никаких депрессий и самобичеваний! Поняли, усвоили – и пошли дальше!

5. Цель первична.

Всегда чётко определяйте свою цель и отметайте всё лишнее. Иногда мы забываем о ней, начинаем размениваться по мелочам и отвлекаться. Не сбивайтесь с программы личностного роста, используйте всё для выполнения цели, любые ресурсы, всегда возвращайте разбегающиеся мысли к главному.

  • Руководитель отдела продаж: как стать отличным управленцем

Профессиональный и карьерный рост: в чем разница

Профессиональный рост – это расширение разнообразных специализированных знаний, умений и навыков. Профессиональное развитие может быть направлено как на узкую специализацию, так и на широкую. Когда человека начинают ценить как профессионала полностью в кругах своей специальности, а не только на конкретном месте работы - это высшая точка успеха.

Карьерный рост – расширение полномочий, усиление ответственности, а не просто увеличение оклада. Подниматься по карьерной лестнице практически невозможно без профессионального развития.

Давайте рассмотрим всё это на примере менеджера по продажам. Учитывая факторы профессиональный роста таких сотрудников, их можно сгруппировать в два типа:

  1. Просто хорошие специалисты, которые закрывают сделки на обычном уровне.
  2. Менеджеры, которые постоянно совершенствуют своё мастерство, и добиваются наивысших результатов.

Чтобы достичь второго уровня, необходимы безупречные знания своего дела. Важно разбираться во всех тонкостях и быть гуру коммуникабельности (необходимо правильно вести диалог с покупателем). Знание психологии клиента – только в плюс.

Именно "умелость" менеджера – основа, на которой строится его профессиональный рост. Знание теории и владение практикой - мощные орудия сотрудника. Хорошие природные данные в системе профессионального роста тоже важны. Согласитесь, обаяние и этикет играют весомую роль при общении.

В общем, человек любой профессии должен стремиться к самосовершенствованию. Совсем не обязательно грезить о том, чтобы подниматься по карьерной лестнице – достаточно преодолевать ступени профессионального роста, ведь порой обычный высококвалифицированный рабочий получает больше, чем его начальник. Просто он имеет свою значимость. К тому же, именно профессиональный рост людей, а не высокая должность заставляет уважать их. Знания важнее ранга.

  1. Достигайте максимально возможного результата. В соревнованиях участвуют сотни, а иногда и тысячи спортсменов, однако, победителем, пришедшим к финишу первым, становится лишь один из всех. Ему достаются все лавры и слава. Какая цена этой победы? Не только природные данные (они есть и у остальных участников), но и постоянные изнурительные тренировки. Профессиональный рост и достижения его на лицо.Каждый навык возможно довести до совершенства, всё дело в практике. Сразу незаменимым стать не получится. Развивайте в себе спортивный дух и терпение.
  2. Научитесь работать в состоянии стресса и неопределенности. Чем выше Ваш профессиональный рост и карьера, тем больше стресса на Вашем пути. Это нужно принять как должное и необходимое составляющее восхождения. Большинство людей этот фактор пугает. Но, главное, правильно настроить себя! Помните, что всё рано или поздно пройдёт, думайте о хорошем и знайте - никто никому ничем не обязан. Ну, и, конечно, старайтесь всегда сохранять спокойствие. И в личном плане и коллективу это качество на пользу.
  3. Соблюдайте целостность. Следите за своим поведением, вы должны быть примером для своих сотрудников. Оно должно быть настоящим, не поддельным, нравиться Вам и заряжать окружающих. Ваш авторитет у коллег будет безупречным. Профессиональный рост руководителя и его харизма выделяют как начальника в команде.
  4. Используйте нетворкинг – успешное налаживание нужных связей. Такое умение - важная часть профессионального и карьерного роста. Наш стандартный и повседневный круг общения - это мы, наша семья, друзья, коллеги. Нонужно строить отношения и с другими людьми, помните - связи решают многое. Для их налаживания необходимы определенные навыки в переговорах. Здесь Вам в помощь постоянная практика общения, вся наша жизнь этому благоволит. Учитесь эффективным диалогам и грамотному общению.
  5. Улучшайте личную эффективность – дополнительный способ Вашего профессионального и карьерного роста. Требует максимальной концентрации и усилий воли.
  6. Работайте «думая». Думать – это такая же работа. Но важно понимать, есть разница между обычным умственным напряжением и напряжением рабочим. Для профессионального развития и карьерного роста это крайне значительно. Очевидные поверхностные решения не приносят успеха, нужно искать альтернативу, а для этого нужно напрягать мозг через силу, заставлять его работать усиленнее. В качестве упражнения в команде эффективен мозговой штурм.
  7. Действуйте здесь и сейчас. Мы привыкли откладывать всё на завтра, размышлять долго над принятием решения. Если нужно кому-то позвонить, в течение всего дня можем возвращаться к этой мысли, но так и не снять трубку. И найдём в оправдание много факторов. Не нужно ждать, учитесь моментальным решениям. Для личностного и профессионального роста этот навык необходим. Всё возможно здесь и сейчас!
  8. Учитесь работать с большими объемами информации. Топ-менеджеру крупной компании каждый день приходится иметь дело с тоннами информации, почтой, профессиональной литературой, работой в Интернете. Рекомендуем 2 действенных метода: тайм-менеджмент и скорочтение. Это мастерство вполне реально изучить самостоятельно – его можно отшлифовывать по книгам. Стремясь к профессиональному росту и развитию, это несложный шаг навстречу цели. Увеличив скорость чтения до пятисот слов/мин., Вы освободите себе около полутора часов, сэкономив хотя бы на разборе входящих писем.
  9. Постоянно учитесь. Век живи – век учись. Знакомо? Процесс активного обучения ведёт сама жизнь. Готовьтесь принимать и впитывать информацию отовсюду - из общения с коллегами, руководителем. Здесь важно побороть свою гордость и отбросить свои амбиции, давая мозгу больше возможности. Пусть он принимает и перерабатывает информацию, это занятие более полезно. Признать пробелы в компетенции сложно, но нужно сделать это ради самого себя.
  10. Расширяйте кругозор. Для профессионального развития и карьерного роста нужно постоянно узнавать что-то новое, искать для этого возможности, а не лениться и не отказываться от них. Вокруг нас многоинтересной информации. Срочно заполучите её! Коллеги просят помочь с проектом, но это не Ваша компетенция? Не отказывайтесь, примите участие – и людям поможете и что-то новое для себя обязательно усвоите. Поверьте, это пойдёт только на пользу!
  11. Обращайте внимание на детали. Это очень важный момент, любой прокол сможет сказаться на Вашей деловой репутации. Действительно, сложно следить за тонкостями и быть в курсе всех деталей, самостоятельно их не выполняя. Создайте систему мониторинга проектов и их показателей, а результаты предоставьте своим нанимателям самостоятельно. Настройте этот процесс, даже находясь на управленческой позиции.

Какие профессиональные навыки помогут в профессиональном росте

  1. Понимание рынка. Вам, как человеку, заинтересованному в профессиональном и карьерном росте, необходимо ориентироваться – каким образом и где ваши клиенты смогут увидеть результат работы компании. Соберите возможные точки соприкосновения с покупателем, проанализируйте их. Откуда клиент узнает о продукции Вашей компании? Где будет её приобретать? Каким способом? Как будет пользоваться товаром? Сколько времени должно пройти перед тем, как станет возможным предложить ему новинку? Подойдите к анализу данной цепочки ответственно. Старайтесь смотреть глазами своего клиента, ориентируйтесь в так называемом рыночном положении фирмы. Это важно при выходе на top-уровень.
  2. Понимание конкурентов и управление взаимоотношениями с ними.

Существует два типа:

  • олигополия. Все крупные магнаты на виду, а их деятельность в свободном доступе. Проследить их результаты совсем несложно.
  • открытая или свободная конкуренция. Здесь есть трудности. Иногда приходится прибегать к приёмам конкурентной разведки. Опросы и анкетирования клиентов также помогут в этом деле.

3. Бенчмаркинг. Не бойтесь осмотреться и учесть опыт компаний других отраслей. Кто и как продвигает свой продукт, работает с клиентами, какие методы продаж использует? Изучайте, сравнивайте, сопоставляйте и адаптируйте удачные примеры, эталоны. Это послужит цели улучшения вашей собственной компании, её профессионального роста.

4. Сформированное понимание рынка – фундамент ваших профессиональных навыков как руководителя. Есть много определений менеджмента и лидерства. Так в чём же их различие? Менеджер способен управлять, а лидер – вдохновлять. Что нужно знать и использовать из менеджмента для успешного профессионального роста? Планирование, организацию, мотивацию и контроль. Это важнейшие функции.

5. Игра в работе, или «геймификация». Искусное применение игровых методов в неигровом процессе очень эффективно. Как правило, люди с охотой и интересом втягиваются в данное действо, ведь присутствуют чёткие правила игры и известно, что нужно делать для получения приза. Создаётся творческая атмосфера в коллективе, среди людей, привыкших к играм. Материальные факторы в таком процессе создают дополнительную значимость.

6. Быстрый анализ показателей эффективности бизнеса. Кто владеет информацией – управляет миром - простая истина, такая важная для вашего профессионального роста и карьеры. Это основа успеха.

7. Постановка системы аналитики. Старайтесь любыми способами ею управлять, формируйте мощную аналитическую команду, следите за тем, что происходит с бизнесом. Используйте быстрый анализ ранних показателей опасности для бизнеса, совершенствуйте его, вовлекайте сотрудников (им этот процесс послужит дополнительным обучением).

Информация об авторах и компаниях

Сергей Нищев , коммерческий директор, Билайн Казахстан fixedlines. Имеет 15-летний опыта работы в области управления маркетингом и развитием бизнеса. Двукратный лауреат и победитель всероссийского конкурса Российской Ассоциации Маркетинг «Маркетинг в России». BeelineKazakhstanfixedlines (ТОО «2Day Telecom») входит в группу компаний «VimpelCom».

Международный телекоммуникационный холдинг «VimpelComLtd»» со штаб-квартирой в Амстердаме (Нидерланды) включает в себя компании из 14 стран, предоставляющие услуги голосовой связи и передачи данных на основе широкого спектра технологий беспроводной и фиксированной связи, а также широкополосного доступа в Интернет в России, Италии, Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Лаосе, Алжире, Бангладеш, Пакистане и Зимбабве.

Галина Рогозина, руководитель практики развития лидерства консалтинговой компании RosExpert, Москва. Окончила Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина по специальности «математик-программист». Пять лет работала коммерческим директором издательского дома «Компьютерра». В компанию RosExpert пришла в 2002 году на должность директора по развитию бизнеса; в 2005-м возглавила практику развития лидерства; с 2007-го – партнер компании. Автор нескольких десятков публикаций в бизнес-изданиях («Ведомости», «Компания», «Элитный персонал» и т. д.) по вопросам подбора топ-менеджеров и развития лидерского потенциала.

Карьерный рост для многих людей остается довольно абстрактным понятием. Внимание надо обратить на то, что любой рост невозможен без развития, а потому многие могли почувствовать, что занимаемая должность не дает реализовать свой потенциал. Появляется такое ощущение, будто вы стоите на месте, а это допускать никак нельзя.

Каждый сотрудник должен понять одну фундаментальную вещь. Карьерный рост будет зависеть не только от желаний и личных предпочтений самого начальства, но и от тех целей, которые преследуются самим человеком. Чем четче выстроен план, тем вероятнее всего будет получена лучшая должность в данной компании.

Сотрудники, которые проявляют целеустремленность, умеют организовать и структурировать деятельность компании, всегда будут стремиться к улучшению своих позиций. Им интересны только те вакансии, которые имеют возможность карьерного роста. Только так можно развивать уровень своего профессионализма, оттачивая необходимые навыки на практике.

Подводя небольшой итог, можно сказать о том, что карьера сводится не только к личным предпочтениям начальника, но и к потенциалу самого сотрудника. Только согласованная деятельность руководителя и подчиненного позволит добиться действительно больших результатов в развитии компании.

На что надо делать акцент?

Профессиональный рост привлекает далеко не каждого человека: кому-то нравится текущая должность, нет амбиций для получения новой, а кто-то не в состоянии осилить поставленные задачи. В любом случае каждый человек будет иметь свои индивидуальные цели в компании:

  • Кто-то хочет выйти на новый уровень доходов.
  • Кому-то важно удовлетворить свои амбиции и повысить социальный статус.

Во многом люди выбирают комбинацию вышеописанных целей и приступают к их реализации. Карьерный рост имеет индивидуальный стиль и предполагает решение поставленных задач компании. Несмотря на всю сложность рассматриваемого вопроса, можно выделить некоторые типичные тенденции, соотносимые по половому признаку.

Мужчины, как правило, начинают строительство своей карьеры, ориентируясь на «восхождение» по иерархической лестнице. Конечная цель – руководящая должность, а потому будет прилагаться максимальное количество усилий. Что касается женщин, то они могут долгое время проявлять посредственное отношение к самой компании, постепенно развивая уровень своего профессионализма. Многие удивляются, когда представительницы прекрасного пола за короткий промежуток времени становятся большими директорами.

Как можно расти?

Карьерный рост многогранен, а потому в обществе часто слышится заблуждение, в котором говорится о том, что развитие в компании возможно только по вертикали. Многим может показаться, что карьера представлена в виде лестницы, где в роли ступени выступает вышестоящая должность.

Стоит отметить, что развитие карьеры возможно и в горизонтальном направлении. Профессиональный рост основан на развитии навыков и квалификации, необходимой для повышения эффективности в рамках текущей должности. Развитие по горизонтали имеет свои особенности, о которых довольно часто забывают.

Сотрудник переводится на должность, смежную с занимаемой позицией, а уровень дохода остается прежним или несколько увеличивается. Например, работник сферы маркетинга может перейти в другое подразделение и подписывать договора, если до этого он занимался только деловой коммуникацией с партнерами. Конечно же, профессиональный рост не заставит должно себя ждать.

Необходимо напомнить, что развитие по горизонтали не запрещает вертикальный рост: после того, как специалист узнает специфику работы смежных отделов компании, то может стать его руководителем, или же объединить в своей кандидатуре несколько ролей.

Вертикальный рост начинается как в самой организации, так и в рамках всей отрасли. Все будет зависеть от поставленных целей работников и решительного желания развиваться. Большинство карьеристов предпочитают второй вариант. Развитие в рамках целой отрасли и такое решение обусловлено постоянным повышением получаемых доходов. Не всегда текущее место работы удовлетворяет потребности сотрудника, тогда он отправляется на поиски нового места.

Но прежде чем отправляться в «карьерное путешествие», надо понять, что профессиональный рост будет длиться не один год и за это время наступают кардинальные изменения. Как показывает мировая практика, многие популярные отрасли, которые были на волне популярности, в 90-х годах быстро обанкротились и исчезли с рынка. Если же вы хотите получать высокие доходы и принимать ответственные решения на себя, то профессиональный рост – правильный выбор.

Факторы, влияющие на результат

Начать надо с того, что карьерное продвижение невозможно без получения соответствующего образовательного уровня. Кроме того, он должен соответствовать международным стандартам и закончить такие ВУЗы не всегда просто. Некоторые профессии просто не допустят «восхождение по вертикали», если нет высшего образования. Например, бухгалтер, как бы он не старался, никогда не займет должность главного бухгалтера, пока у него не появится соответствующий образовательный уровень.

Конечно же, роль высшего образования достаточно велика, поскольку она отражает определенный набор профессиональных знаний, которые можно использовать в трудовом процессе. Кроме того, начальству проще найти контакт со своим подчиненным, если будет получено соответствующее подтверждение качества знаний. Нельзя забывать о том, что и профессиональный рост невозможен без постоянного самообразования.

Следующий фактор, имеющий большое значение для потенциального карьериста – работоспособность. Но в данном вопросе следует проявлять предельную аккуратность, поскольку ненормированный рабочий день расценивается руководителем неоднозначно. Он может подумать, что человек не справляется с работой в установленный срок, а это будет говорить об отсутствии соответствующих навыков планирования. Никто не захочет продвигать специалиста, который плохо справляется со своими обязанностями.

Каждодневный профессиональный рост играет большую роль, но не решающую. Можно постоянно совершенствоваться, оставаясь на той же должности в течение многих лет. Как выбраться из такой ситуации? Надо понять, что сегодняшний рынок постоянно развивается и многим компаниям нужны люди, которые смогут увеличить доходность или занять новую долю рынка. Руководитель понимает, что профессиональный и карьерный рост едины, а потому повышения заслуживают единицы.

Как только станет понятно, что работник приносит очевидную пользу, то отсутствие динамического роста приведет к потере ценного кадра, а это нельзя допустить. Только ключевые сотрудники пользуются большой популярностью, как у руководства, так и коллег.

Среди негативных факторов можно выделить:

  • интриганство;
  • распространение заведомо ложной информации;
  • заискивание перед руководством и т.д.

Как показывает практика, такие люди начинают портить внутреннюю атмосферу, а ведь на единение коллектива ежегодно тратятся большие деньги. Опытный руководитель поставит под сомнение эффективность работника, распускающего слухи. Вероятнее всего, эффективность его труда мала, а потому есть время на другие занятия. Отсутствие мотивации, пунктуальности и низкой эффективности приведет к скорейшему увольнению.

Какой план развития составить?

Как говорилось ранее, карьера – совокупный результат сотрудника и работодателя. Подавляющее большинство успешно развивающихся компаний стремится к тому, чтобы работники постоянно развивались. План обязателен, он помогает выстроить четкий вектор дальнейшей деятельности.

Есть несколько планов развития. Например, одна организация имеет типовой план, и повышение будет получено после достижения определенных показателей или наступления временного периода, а другая не имеет стандартизированного подхода и возможность роста есть у каждого человека.

Если на текущем месте работы не рассматривается ни один из вариантов, можно проявить инициативу и пообщаться с руководством. Такой подход позволит наглядно продемонстрировать заинтересованность в развитии организации.

Каждый человек сознательно пишет карьерный план, которому продолжает следовать на протяжении многих лет работы. Свое направление необходимо корректировать в зависимости от изменяющегося состояния рынка.

результат осознанной позиции и поведения человека в , связанный с должностным или профессиональным ростом.

  • Должностной рост — изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.
  • Профессиональный рост — рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его , авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

Деловая карьера — поступательное продвижение личности, связанное с ростом профессиональных навыков, статуса, социальной роли и размера вознаграждения.

  • Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаше всего связывают само понятие деловой карьеры. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем ).
  • Карьера горизонтальная — вид карьеры, предполагающий либо перемещение в др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре; к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).

Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением

Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.

Начинается деловая карьера с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом.

В процессе реализации карьеры важно обеспечить взаимодействие всех видов карьеры.

Виды деловой карьеры

Виды и типы карьеры

предполагает прохождение всех ступеней карьерного роста (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию) в рамках одной . Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Межорганизационная карьера предполагает, что работник проходит все ступени карьерного роста в разных организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной.

  • Специализированная карьера отличается тем, что работник различные этапы своей профессиональной деятельности проходит в рамках одной профессии. При этом организация может оставаться одной и той же или меняться.
  • Неспециализированная карьера предполагает, что разные этапы своего профессионального пути работник проходит в качестве специалиста, владеющего разными профессиями, специальностями. Организация при этом может как меняться, так оставаться той же.

Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции . Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года . Так, считается вполне нормальным, если руководитель отдела сбыта меняется местамис руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

Вертикальная карьера предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.

Горизонтальная карьера — вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением .

Ступенчатая карьера — вид карьеры — совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Скрытая (центростремительная) карьера — вид карьеры наименее очевидный для окружающих, предполагающий движение в ядру, к руководству организацией. Скрытая карьера доступна ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Например, приглашение работника на недоступные др. сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные, важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

Модели деловой карьеры

На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются на четырех основных моделях:

«Трамплин». Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени . А потом прыжок с «трамплина» — уход на пенсию. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин — личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива — работника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию.

«Лестница». Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей». Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам — включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта.

«Змея». Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для , так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.

«Перепутье». Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повышении, перемещении или повышении работника. Это похоже на , характерна для совместных компаний.

Карьера и особенности ее формирования

Конфигурация карьеры по Драйверу

Как видно из предыдущего раздела в процессе работы меняется уровень профессионализма и статус, но сочетание этих изменений в карьерах разных людей разное, что и рождает рисунок индивидуальной карьеры специалиста. Существует несколько типовых конфигураций карьеры.

Целевая карьера

Целевая карьера — сотрудник раз и навсегда выбирает профессиональное пространство, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремиться к его достижению.

Монотонная карьера

Монотонная карьера — работник намечает раз и навсегда желаемый профессиональный статус и достигнув его не стремиться к карьерному продвижению в организационной иерархии даже при наличии возможностей улучшения своего социально профессионального и материального положения.

Спиральная карьера

Спиральная карьера — работник мотивирован к перемене видов деятельности и по мере их освоения продвигается по ступеням организационной иерархии.

Мимолетная карьера

Мимолетная карьера — перемещение с одного вида деятельности в другой происходит стихийно, без видимой логики.

Стабилизационная карьера

Стабилизационная карьера — специалист растет до определенного уровня и остается на нем достаточно долго, более семи лет.

Затухающая карьера

Затухающая карьера — сотрудник растет до определенного статуса, останавливается на нем, затем начинается нисходящее движение.

Типы и этапы карьеры

Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках или , которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

  • вертикальной карьеры — должностной рост;
  • горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
  • центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

Этапы карьеры

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей:

Потребности человека на этапе карьеры

Этап карьеры

Возрастной период

Краткая характеристика

Особенности мотивации (по Маслоу)

Предварительный

Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности

Безопасность, социальное признание

Становление

Освоение работы, развитие профессиональных навыков

Социальное признание, независимость

Продвижение

Профессиональное развитие

Социальное признание, самореализация

Завершение

После 60 лет

Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены

Удержание

социального признания

Пенсионный

После 65 лет

Занятие другими видами деятельности

Поиск самовыражения в новой сфере деятельности

Предварительный этап

Предварительный этап включает учёбу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет . За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его и отвечающего его возможностям .Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Это период, когда закладывается база как общетеоретических, так и практических знаний, человек успевает получить среднее или высшее профессиональное образование.

Этап становления

Далее наступаетэтап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30 . В этот период работник осваивает профессию , приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация , происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Работника беспокоят вопросы, безопасности, здоровья. Появление у большинства работников семьи, рождение детей, приводит к увеличению потребности в более высокой .

Этап продвижения

Этап продвижения длится от 30 до 45 лет . В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе . Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет . Наступает пик совершенствования квалификации. Появляется потребность передачи знаний другим. Для этого этапа характерно творчество в работе, пик самовыражения и независимости, усиливается потребность в уважении. Растет потребность в увеличении оплаты труда и интерес к дополнительным источникам доходов.

Этап завершения

Этап завершения длится от 60 до 65 лет . Работник готовиться к уходу на пенсию, идет поиск замены и обучение претендентов. Это период кризиса, физиологического и психологического дискомфорта. Увеличивается потребность в уважении и самоутверждении. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

Пенсионный этап

На последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби.Внимание уделяется здоровью и поддержанию финансового положения. Такие специалисты часто с удовольствием соглашаются на временные и сезонные работы в своей организации.

Практика показала, что работники часто не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.

Время чтения 10 минут

Никто не станет спорить о том, как важен личностный рост в профессии. Если человек занят любимым делом, у него появляется чувство самоуважения, он способен видеть мир в более ярких тонах. Каждому человеку, чтобы найти себя, нужна как поддержка семьи, так и самореализация в работе.

Сейчас эксперты по профессиональному определению выделяют следующие критерии удачного карьерного выбора: это сочетание интересов человека, его интеллектуальных возможностей, личностных характеристик, а также потребностей рынка труда. В этой статье мы рассмотрим связь социального статуса с профессиональным уровнем, роль способностей в построении карьеры, методы саморазвития в профессии.

Профессиональный рост, возраст и статус

Разговор о профессии охватывает достаточно продолжительный период жизни. Некоторые считают, что о проблеме самоопределения можно судить, начиная от возникновения первых мыслей на тему «Кем я стану, когда вырасту?» и вплоть до того момента, когда человек прекращает трудовую активность, переставая быть личностью.

Процесс личностного и профессионального роста, становления карьеры, с одной стороны, тесно связаны с возрастом человека. Принадлежность к возрастной категории часто означает не столько биологический возраст, сколько положение в иерархии. Слово «отрок» на Руси имело следующие значения: «слуга», «раб», «воин княжеской дружины». Такая связь существует и между профессиональными навыками и возрастом. Солдат, который отслужил два года, не зря называется «дедом». Для умаления и подчеркивания незрелости, напротив, используют другие слова – «салага», «малец», «зеленый».

Психологическая наука накопила немало знаний о том, какие факторы влияют на личностный рост в профессии. На жизненном пути человек подвергается воздействию разнообразных факторов, но определяющее значение имеют три из них .

Это биологический фактор (наследственность, возраст, состояние здоровья), социальная среда (начиная от семейного окружения и заканчивая государством), активность личности (зависит от самооценки, уровня притязаний и пр.)

Профессиональное развитие человека разбивается на категории, соответствующие возрасту либо стажу. Например, выделяют следующие стажные категории : от 1 до 5 лет (первая), от 6 до 10 (вторая), от 11 до 15 (третья), и так далее. Популярностью пользуется и рассмотрение этапов, длящихся по 10 лет.

Также о профессиональном развитии говорят без привязки к определенному сроку, выделяя студентов, специалистов, пенсионеров. Каждый этап профессионального становления заканчивается кризисом – происходит переосмысление своей профессиональной деятельности, выбор новых путей самореализации.

Интересы, склонности, способности…

Термины «склонности» и «интересы», хотя они и связаны между собой, являются разными понятиями. Интерес к предметной области может порождать склонность. Некоторым людям нравится музыка – они проявляют к ней интерес. Но один человек будет склонен исполнять музыкальные произведения, другой обнаружит в себе композитора, третьему понравится преподавать игру на инструменте детям.

Различна деятельность радиомонтажников, инженеров, настройщиков аппаратуры, несмотря на то, что их интересы лежат в одной профессиональной плоскости. Если интересы обладают динамикой, могут меняться на протяжении жизненного пути, то склонности говорят о заложенных способностях, являясь более устойчивыми.

Исследователи считают, что каждая профессия требует от человека определенных склонностей, набора качеств – они определяют, пригоден человек к этой профессии, или нет. Способности также облегчают личностный рост в профессии, прохождение всех этапов карьерного пути.

В обыденной жизни слово «способности» может наделяться разным смыслом. Иногда говорят о физических возможностях человека: «Он способен пробежать 10 километров». Иногда – об интеллектуальных – «Он не способен решить это уравнение». Но в психологии к категории способностей относят только те свойства, которые являются психологическими и которые варьируют от человека к человеку. Например, каждый человек умеет разговаривать и способен к прямохождению. Однако речь не относят к категории способностей, она не является психологическим свойством. Прямохождение свойственно всем людям, поэтому оно не относится к способностям. Это качество не варьируется.

Личностный рост в профессии будет очень затруднен без наличия у человека определенных задатков. Поэтому круг умений ограничивают только теми, которые будут приносить человеку пользу во время работы. Неспособные люди отличаются от способных. Последним освоение профессии дается легче и быстрее, результаты их работы – качественнее.

Способности являются комплексным образованием. Они включают не только природную предрасположенность к деятельности, но и уровень развития личности. Если возникают сложности с определением своих наклонностей, можно обратиться к психологу, специализирующемуся на профориентации, или же к представителям профессии «Тренер личностного роста». Тренинги помогают узнать о себе немало новой информации.

Способности и личностный рост в профессии

Однако способности еще не являются гарантом того, что человек будет иметь успех на своем поприще. Они являются некой потенциальной возможностью того, что может произойти, а, может быть, и нет. Способности можно сравнить с зерном. Внутри него заложены все свойства, которые позволят ему вырасти, стать колосом. Однако для того, чтобы это произошло, должны соблюдаться немало условий. Точно также наличие у ребенка музыкальных талантов еще ни в коей мере не говорит о том, что он станет великим музыкантом. Если не будет адекватных условий – возможности заниматься творчеством, благоприятной атмосферы дома, специального образования – расположенность к музыке заглохнет, никогда не став чем-то большим.

Кроме этого, наклонности могу реализовываться по-разному. Общительный человек, обладающий задатками лидера, может провести полжизни в недостойной компании; или же его заинтересует профессия «тренер личностного роста». Увлекающийся преступным миром может нарушить закон и получить срок заключения, а может стать следователем уголовного розыска. Мы никогда не узнаем об истинном количестве одаренных людей и гениев, которые не были признаны обществом.

Пока человек не осваивает определенные навыки, самореализация остается для него недоступной. Способности могут быть обнаружены только в процессе деятельности личности. По мере же освоения новых знаний формируется личность. Никак нельзя обнаружить у ребенка способности к математике, если не дать ему возможности обучиться числам, математическим правилам.

Если человек не справляется с учебой или рабочей нагрузкой, это не всегда говорит об отсутствии способностей. Возможно, ему необходимо дольше времени на освоение нужных навыков и умений. Однажды В. Немировичу-Данченко задали вопрос: каждый ли может освоить режиссерскую профессию? На это драматург и режиссер ответил: каждый, однако одному потребуется для этого три года, другому – три десятка лет, а третьему – все триста.

Наследственность и одаренность

Существует тип семей, где родителей слабо интересует самореализация ребенка, его личные предпочтения и склонности. Родители говорят ребенку: «В нашем роду все были врачами», «Ты пойдешь по стопам отца» и т. д. Таким детям впоследствии бывает очень тяжело поменять свой карьерный путь.

Однако этот подход не является полностью безосновательным, хотя сама по себе ситуация с подобными семьями требует психологического вмешательства. Мнения о наследуемости способностей придерживался еще Платон. Он был уверен, что способности имеют исключительно биологическое происхождение, и зависят только от того, кем были родители ребенка. Обычно, чтобы доказать наследуемость талантов и способностей, указывают на их проявление в раннем детстве. Ведь воздействие воспитания и обучения еще не столь сильно у маленьких детей, чтобы определить проявившиеся таланты.

Известно, что у Моцарта способности к музыке проявились уже в возрасте 3 лет. У Гайдна – в 4 года. Идеи наследования способностей придерживался английский ученый Ф. Гальтон. По его мнению, этот подход был логическим продолжением теории эволюции Дарвина.

В исследованиях, посвященных наследуемости талантов, особенно поразителен пример семьи Баха. Музыкальные способности в семье Бахов проявились в 1550 году. Т. Рибо в своей книге «Наследственность душевных расстройств» писал о том, что булочник В. Бах снимал напряжение после работы при помощи пения и музыки. У булочника было два сына, с которых начался род музыкантов. Всего в немецкой семье было 60 музыкантов, и 20 из них достигли значительных высот. Лишь И. С. Бах стал известен на весь мир.

Также учеными был установлен любопытный факт: Л. Н. Толстой и А. С. Пушкин были дальними родственниками. Их прабабушки – Ольга и Евдокия Трубецкие – были сестрами.

Пятеро выдающихся представителей немецкой культуры также были связаны родственными связями. Это Иоганн Шиллер, произведения которого стали частью всемирной драматургии; поэт Фридрих Гельдерлин; Гегель и Шеллинг, стоявшие у истоков классической немецкой философии; а также ффизик-теоретик Макс Планк. У всех этих людей был один предок – Иммануил Кант.

Развитие профессиональных способностей

Регулярное занятие определенным видом деятельности способствует тренировке психических функций, обеспечивает стабильный личностный рост в профессии. Было установлено, что уже на первом этапе профессионального становления молодые психиатры развивают способность чутко улавливать эмоциональное состояние больного. Для определенных навыков наиболее сензитивными оказываются определенные возрастные периоды. Отечественный психолог Б. Г. Ананьев установил, что лучший возраст для развития способностей к запоминанию – это 18-24 года, а также 29-33 лет.

Интересные исследования были проведены психологами университета в Бристоле. Проработав порядка 5 лет на борту самолетов, бортпроводницы начинали жаловаться, что им сложно ориентироваться в пространстве и запоминать новую информацию. Психологи обследовали стюардесс до 28 лет, и сделали выводы: их объем мозга действительно уменьшен, а когнитивные способности ослаблены. Здесь разумно утверждать, что немолодые бортпроводницы мыслят хуже, чем их более юные коллеги, и не совсем понятно, кто кого обязан обучать.

К 30 годам постепенно человек освобождается от иллюзий и чувственных бурь, начинает смотреть на события жизни более реалистичным взглядом. Исследователи отмечают, что 15-17-летние юноши, которые были склонны к опрометчивым и даже предосудительным действиям, к 30 годам становятся организованными и вполне компетентными людьми. В 30 лет человек впервые подводит итоги: молодость миновала, и теперь впереди – серьезная жизнь. Если ранее выбор пути был совершен правильно, то теперь человек не думает о смене занятий, он продолжает свой профессиональный рост.

А в каком возрасте можно забыть о карьере?

Самое известное несчастливое число – «13» – в последнее время с успехом можно заменить на «45». Этот возраст прочно осел в сознании народных масс, как своеобразная граница «до» и «после». Уже не первое поколение оказалось под влиянием бесчеловечного явления эйджизма – дискриминации по возрасту. Несмотря на это, постепенно поколение, для которых карьера заканчивается в 50 лет, сменяется другими людьми, которые упорно не желают стареть ни в 50, ни в 60, ни в 85. Это говорит о прогрессе.

По мнению некоторых ученых, этап молодости длится от 25 до 44 лет. За ним следует средний возраст, длящийся до 60. Однако жизнь в российских условиях имеет некоторые особенности. Они тормозят личностный рост в профессии, не позволяют сравнивать развитие людей одной возрастной категории, живущих в разных странах. Например, пенсионный возраст у немки составляет 67 лет. В 50 лет жительница Германии чувствует себя на пике карьеры – ведь до пенсии ей еще целых 17 лет. Для сравнения, в России ощущение «осталось 17 лет до пенсии» возникает уже в возрасте 38-40 лет.

Ученые отмечают, что тренд стремления к молодости и к тем возможностям, которые она дает, становится все более устойчивым. Многие понятия сейчас уходят в прошлое – например, сложно назвать «домохозяйкой» ухоженную женщину, которая помимо домашних хлопот успевает вести свой бизнес. А профессиональное развитие тех, кто сейчас очень молод, будет продолжаться в течение всей жизни – возможно, в будущем исчезнет и понятие пенсии.

Саморазвитие в профессии

Люди, занимающиеся умственным трудом, хорошо осознают необходимость самосовершенствования. Не всегда, однако, у них получается достичь определенного результата – намерения так и остаются намерениями.

Личностный рост в профессии можно значительно ускорить при помощи специальных методов. Они являются двигателями саморазвития даже в тех случаях, когда уровень мотивации оставляет желать лучшего. Рассмотрим эти методы.

1. Оценка и контроль профессиональных качеств, приобретенных навыков.

Оценивать прогресс можно при помощи ведения регулярных записей, или используя специальные тесты. При этом важно не измерение приобретенных навыков, а наблюдение за положительной динамикой, качественными достижениями. Так можно отслеживать личностный рост в профессии, его реальные показатели. Самооценка приобретенных качеств не должна проводиться с помощью самонаблюдения – для этого лучше использовать специальные инструменты. Планирование также является одной из форм контроля.

2. Составление профессиональных целей.

Создание целей и периодическое их редактирование помогают лучше осознать свои внутренние мотивы – понять, зачем необходимо профессиональное развитие, чего оно позволяет добиться.

3. Развитие мотивации.

Необходимо брать на себя полную ответственность за собственную жизнь и карьеру. Чем больше контроля человек ощущает над собственной жизнью, тем счастливее и продуктивнее он становится. Также необходимо прорабатывать психологические установки относительно кризисов. Трудные периоды нередко несут в себе возможности для развития. В особенности необходимо поддерживать высокий уровень мотивации тем, чья работа связана с общением: это работа преподавателя, HR-менеджера, профессия «тренер личностного роста».

4. Самодисциплина.

Минимальный срок для того, чтобы стать профессионалом, составляет от 3 до 5 лет. Успех не приходит случайно, он представляет собой следствие сделанного человеком выбора. Поэтому для того, чтобы достичь профессиональных высот, просто необходимо развивать имеющиеся навыки.

Заключение

Мастерство дает человеку возможность повысить самооценку, наполнить жизнь смыслом, обрести социальный статус. Самореализация и развитие заложенных в человеке способностей, происходит через профессиональную деятельность. Таланты не могут реализоваться самостоятельно – для этого необходимо благоприятное окружение. Каждый человек ответственен за то, чтобы его умения и навыки нашли приложение. Личностный рост в профессии открывает перед человеком широкие горизонты для достижения поставленных целей, реализации своего потенциала, преобразования жизни.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Бухучет инфо Оквэд 4941 расшифровка с года Бухучет инфо Оквэд 4941 расшифровка с года