AGILE – гибкая система управления проектами. Что такое Agile-подход и зачем он нужен бизнесу? Что не относится к agile методологиям разработки

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В современном менеджменте «гибкую» модель управления рассматривают в трёх разных контекстах, которые (каждый по-своему) и определяют, что такое Agile.

Три объёма значения Agile

В первом, более узком значении, этот термин стал с начала 2000-х использоваться в сфере разработки программного обеспечения, когда в американском штате Юта, на горном курорте, собрались отраслевые специалисты, чтобы обсудить методики и практики создания программных продуктов, востребованных конечным потребителем. Результатом той встречи стал Манифест (Agile Manifesto) разработки программных продуктов, с 12-ю принципами, которые, в первую очередь, касались узкой сферы деятельности авторов, но потенциально могли быть распространены и на некоторые другие бизнес-проекты.

Во втором, более широком, значении термина принципы Agile применяются к ведению почти любого бизнеса и в качестве составляющих используются, например, в концепции «бережливого стартапа» (Lean Startup). В этом значении под Agile-моделью (Agile Model) понимают следование гибкой методологии развития проекта, проходящей по характерной схеме в несколько шагов.

  1. Работа над проектом ведётся итерациями – короткими циклами (спринтами). (В случае с разработкой программного обеспечения продолжительность этих циклов составляет от 1 недели до 1 месяца).
  2. По завершении каждого цикла выходит продукт, который уже можно применять в бизнесе. Для программного обеспечения таким продуктом может стать приложение или только его часть, однако даже «сырой» софт уже можно и нужно пробовать в деле.
  3. Продукт проверяется заказчиком или пользователями, которые поддерживают с разработчиками постоянную обратную связь. Клиентоориентированный подход применяется в течение всего проекта (всех итераций).
  4. Любые замечания быстро включаются в доработку, а изменения, позволившие сразу по ходу подправить разработку продукта, – приветствуются, поскольку это позволяет не накапливать глобальные ошибки системы.

В третьем, ещё более широком значении, Agile – это часть модели управления, применяемого на заводах «Toyota» и теперь – одна из базовых составляющих менеджмента почти любого успешного производства. Основы Agile в этом контексте схожи с основами понимания технологии в других контекстах.

Быструю обратную связь в настройке конечного формата производства на заводах «Toyota» обеспечивал любой рабочий, который мог стать инициатором остановки конвейера и автором корректировок по донастройке производственного цикла. В масштабах всего производства Agile-трансформация может повлечь за собой переналадку производственной деятельности в целом, если продукт становится результатом живого отклика на текущие потребности клиента. Так, если фабрика выпускала пластиковые тазы, а обратная связь с клиентом демонстрирует потребность в вёдрах, то быстрая адаптация с параллельной корректировкой нюансов (формы ручки, величины, цвета) будет как раз в стиле Agile management (если соблюдены и остальные принципы).

Принципы Agile-управления

Agile в управлении проектами как модель управления бизнес-процессом применяется тысячами команд во всём мире, и везде присутствуют следующие отличительные черты этого подхода:

  1. Решающее значение для настройки продукта имеет потребитель и степень его вовлеченности в создание результата.
  2. Для принятия решения команды должны быть высокоэффективными и сплочёнными.
  3. Поэтапная и цикличная работа становится основой процесса. Проект делится на мелкие части, которые завершаются к определённому сроку до завершения проекта в целом.
  4. Фокус оценки результативности направлен на частые представления промежуточных состояний проекта.
  5. В работе коллектив опирается на закон Парето, по которому 20% усилий дают 80% эффективности, что позволяет не доводить каждый отдельный цикл до совершенства перед представлением результата потребителю. Продукт совершенствуется естественным образом с каждой новой итерацией.
  6. Предполагается обязательное завершение одного этапа перед переходом к следующему.

«Гибкий» подход стал базовым для целого ряда методологических практик, которые отличаются между собой, но включают идеи Agile: Scrum, Kanban, Lean, Crystal и др. Методология Scrum, например, практически всегда рассматриваются в связке с Agile как единая система управления проектами по разработке программного обеспечения.

Метод Scrum демонстрирует, как «гибкий подход» может быть применён на практике в конкретных операциях. Так, например, работа с требованиями по проекту реализуется с помощью четырёх «артефактов»:

  • Product backlog предполагает формирование списка требований, созданного по единому шаблону (User Story) и отсортированного по приоритетам. Если требований нет, проект завершается.
  • Sprint backlog – это требования ближайшего спринта (этапа), разделённые на задачи без возможности добавлять новые требования в течение спринта. Обязательство на ближайший этап, взятые командой с типом управления Agile, записываются на доске (т. н. Kanban).
  • Sprint Goal – общая цель спринта – ориентир при принятии альтернативных решений.
  • Sprint Burndown Chart – «диаграмма сгорания». Она показывает насколько продвинулась команда в течение этапа.

Формат Agile-управления проектами подходит не всем и не всегда. Государственные структуры, деятельность которых базируется на неизменном законодательстве и консервативна по своим целям и реализации, не нуждаются в такой оптимизации.

Характерные ошибки внедрения Agile и недостатки подхода

Тот же фактор, который считается в одних случаях сильной стороной подхода, в других может приводить к возникновению проблем. Так «гибкость» нередко становится причиной размывания фокуса. При отсутствии методологической основы возникает потеря ориентиров, и подмена первичного вторичным. Для предотвращения подобных «перекосов» используют готовые методологии или собственные разработки, более строго регламентирующие содержание и последовательность операций по ходу воплощения проекта. Тем не менее, и в этом случае в Agile-management возможны ошибки.

К распространённым ошибкам внедрения относятся следующие:

При всех сложностях внедрения гибкого подхода в целом он эффективнее традиционных «неповоротливых» производств, если речь идёт о быстром создании нового клиентоориентированного продукта. Пока традиционное производство вязнет в бюрократических проволочках, Agile-подход обеспечивает естественное движение сразу после запуска проекта.

Примером философии Agile является принцип работы известного завода «Toyota», где любой подчиненный мог остановить конвейер, и внести корректировки. ()

Многие считают такой метод реализации проектов единственно верным. Основание такого заявления – вовлеченность каждого участника в общий процесс. В любой момент член проектной команды имеет право высказать предложение или внести изменения в проект.

Зачастую, создавая какой-либо продукт, люди, ответственные за определенные стадии проекта, конфликтуют между собой. При обнаружении неполадок разработчики обвиняют других членов команды.

Инновационная методика Agile вовлекает всех участников в работу, сохраняя при этом их привычные обязанности. Подход нацеливает каждого на достижение результата в виде продукта, удовлетворяющего заказчика.

Такая методология способна изменить деловую культуру всей компании, сплотив коллектив, который впоследствии станет эффективно выступать на рынке.

К характерным чертам Agile относят разграничение возможных рисков, самостоятельную организацию, предсказуемость, оперативные отклики на трансформации и стабильное взаимодействие (обратную связь).

На сегодняшний день существуют два довольно широко применяемых способа установления рабочих отношений с клиентом – договоры фиксированной цены и время и материалы. Договор фиксированной цены перекладывает ответственность за возможные риски на контрагента, второй предусматривает оплату клиентом выполненных услуг, что может негативно сказаться на итоговом результате.

Предсказуемость отвергает долгосрочное планирование, четкие сроки и установленную итоговую цену. Методика Agile призывает определять задания в виде черного ящика с заданным количеством входной информации и отведенным сроком для демонстрации достигнутого результата. В начале процесса участники дают оценку заданию и берут на себя ответственность за результат.

Обратная связь имеет основную проблему, заключающуюся в неспособности заказчика верно сформулировать задание. Даже четко задокументированный план может утратить актуальность после нескольких месяцев проработки. Перестройка начальной концепции возможно повлечет продолжительные пересмотры и переделку результатов.

Методика заявляет, что даже после начальной стадии работ по плану, продукт не будет иметь заявленной функциональности, что позволит клиенту комментировать и вносить корректировки, начиная со стартовой черты проекта. Пройдя две стадии разработки можно запускать тестовый вариант продукта, чтобы получить обратную связь. Дополнительной особенностью здесь является практически мгновенная реакция на функциональные изменения.

Самоорганизация способствует устранению излишней структуры управления, отсутствию необходимости в контроле за членами команды, каждый из которых берет на себя определенную ответственность. Это будет являться гарантией производительности и выпуска высококачественного продукта. Однако многие допускают ошибки

История Agile

в 1970 году, д-ром Уинстоном Ройсом была представлена методика «управление разработкой крупных программных систем». С тех пор, стало существовать понятие Agile. Полная история становления проектного управления описана в

Кое что про Scrum метод

Преимущества гибких методов разработки

  • Повышение качества результатов
  • Адаптация к изменениям
  • Очень быстро и эффективно
  • Более контролируемый график реализации проекта

Основные принципы Agile

  1. Вовлечение пользователей имеет решающее значение;
  2. Чтобы принимать решения, команды должны быть высокоэффективными;
  3. Этапность и цикличность как основа;
  4. Концентрируется на частых представлениях промежуточных результатах проектов;
  5. Применяется правило работы 80/20;
  6. Использование совместного подхода к реализации плана;
  7. Завершения отдельного этапа, для перехода к следующему.

Также мы вывели 12 основных принципов Agile методологии в отдельную инфографику. Посмотреть можно

Характеристики методики:

  • Итерационная
  • Модульная
  • Возрастающая
  • Адаптивная
  • ОбъединяющаяОшибки при внедрении гибких методов управления проектами описаны в статье

Зачем использовать Agile?

  • Прирост денежного потока
  • Контроль рисков
  • Снижение времени и накладных расходов
  • Повышение подотчетностиО том как использовать Agile для развития читайте в статье

Какая методология управления проектами подходит для вас?

Зачастую секрет успеха проекта заключается в правильно выбранной методологии управления проектом.

Выбор эффективной системы управления для качественной реализации имеет решающее значение для любого проекта.

Но когда у вас есть выбор между каскадным и Agile-методом планирования, как вы поймете, какой из них является лучшим для вашего проекта и команды.

Чтобы помочь вам решить, мы составили список плюсов и минусов для каждого метода.

Каскадная методология управления проектами

Каскадная методология требует детального планирования в начале проекта

Все этапы известны и между ними выстроены логические зависимости, и вы переходите к следующему шагу только после завершения предыдущего

Преимущества каскадного метода управления проектами
  • Лучше всего подходит для проектов, которые имеют дело с физическими объектами – от строительных проектов до проектов по установке оборудования
  • Требования описываются в начале проекта
  • Лучше всего для проектов с четко определенными задачами и этапами, которые необходимо выполнить в определенной последовательности (например, построить первый этаж здания до второго этажа)
  • Не требуется участие заказчика в процессе разработки
  • Графики проектов можно использовать в будущем, для идентичных или аналогичных проектов
  • Полный объем требований заранее известен
  • Определенные в ТЗ результаты снижают вероятность недоделок
Недостатки классической методологии проектного менеджмета
  • Требует значительных трудозатрат на качественное планирование проекта и составление графика до начала работы
  • Клиент видит результаты работы только в конце проекта и может быть недоволен
  • Изменения объема проекта могут быть долгими и требует формального управления процессами изменений
  • У клиента могут возникнуть проблемы с видением проекта в самом начале
  • Поздние изменения ТЗ являются причиной превышения бюджета
  • Поздние изменения ТЗ продлевают сроки реализации проекта
  • Метод менее эффективен для проектов в сфере услуг, программного обеспечения, дизайна и прочих проектов в которых отсутствуют физические объекты.
Agile – методология управления проектами

Agile – это быстрый и гибкий подход к управлению проектами на основе принципов сотрудничества, адаптивности и непрерывного совершенствования

В отличие от упорядоченности этапов водопадного метода планирования, Agile принципы как правило, реализуются в быстрых, итерактивных циклах выпуска продукта

Преимущества гибкой методологии проектного управления

  • Лучшая методология для проектов, которые имеют дело с сервис- ориентированными и нефизическими результатами, например написание кода, копирайтинг или проектирование
  • Проект прозрачен и понятен для клиента на всех этапах
  • Отлично подходит для быстрого старта
  • Обеспечивает быструю корректировку курса на основе обратной связи с заинтересованными сторонами
  • Приоритеты фокусируются на выгоде для бизнеса клиента
  • Проект дает команде свободу действий, для того чтобы работать творчески и эффективно
  • Вовлечение клиента в проект дает сфокусированность разработки
  • Включает в себя взаимодействие и сотрудничество со всеми членами команды проекта

Недостатки гибкой методологии проектного управления

  • Команда все время вовлечена в проект
  • Не подходит для проектов с четко определенными требованиями и объемами
  • Неопределенность в объеме и сроках работ могут заставить нервничать Заказчиков и руководство (по началу)
  • У клиента может не быть времени на вовлечение в проект
  • Требует постоянного отслеживания работ и ведение документации по управлению задачами команды
  • Заказчик может пересмотреть объем работ
  • Быстрый запуск может привести к неполному выполнению задач

Метод проектного управления, который вы выберете, будет варьироваться в зависимости от проекта, команды и целей. После того, как вы выберите стиль управления, убедитесь, что вы используете программное обеспечение для проектного управления, которое позволит Вам и вашей команде настроить проект так, как вы хотите.

Удачи в проектах!

Совмещение Agile и поточной методологии

Успех реализации проекта во многом зависит от выбранной методологии и уровня подготовки проектного менеджера. Методический подход к разработке программного обеспечения уменьшает количество бардака в процессе и поэтому в конечном счете, обеспечивает более короткие сроки разработки и лучшее качество.

В проектах зачастую используется сочетание гибкой и каскадной модели жизненного цикла разработки продукта, гибкая методология для разработки мелких этапов и поточная методология для реализации всего проекта.

Процесс оказания услуг

1. Определение проблемы
Компания разработчик должна максимально точно понять и определить проблему, которую клиент пытается решить. В большей степени правильное определение проблемы является половиной решения.

2. Определение решения
Необходимо продумать несколько возможных вариантов решения, и предложить клиенту. Остановиться на предложении, которое наилучшим образом решает проблемы бизнеса и обладает максимальной пользой.

3. Проверка рынка
Необходимо проверить предлагаемое решение с помощью маркетинговых инструментов, таких как определение конкурентной среды, тенденции развития отрасли и целевых клиентов. Это делается для того, чтобы обоснованно подтвердить и укрепить предлагаемое клиенту решение.

Это необязательный шаг, можно привлечь сторонние компании по маркетинговым исследованиям, воспользоваться исходными экспертными данными заказчика (при их наличии) или провести мониторинг открытых данных достаточных для подтверждения концепции. При постоянном потоке проектов можно завести свой отдел аналитиков и предлагать это как отдельную услугу.

4. Разработка решения
Команда разработчиков начинает проработку решения.

Гибкая методология разработки (agile-структура)

Управление комплексными проектами по разработке программного обеспечения предполагает эффективное использование ресурсов, приоритизацию задач, точную оценку сроков и управление рисками. Agile методология используется, чтобы уменьшить риски и повысить выгоду для клиентов.

С использованием методологии Agile , различные аспекты деятельности команды объединены между собой, это дает гарантию, что вся концепция основывается на правильно определенных целях, а подходы и методы работы постоянно совершенствуются. Методология делит весь процесс разработки на небольшие этапы и итерации при постоянной интеграции всех разработанных компонентов. К особенностям можно отнести цикл из последовательного проектирования и периодических проверок, уточнения требований и разработку конечного продукта. Гибкая методология также обеспечивает постоянное совершенствование при получении обратной связи от клиента, чтобы избежать любых сюрпризов на более поздних этапах жизненного цикла.

Уникальность совмещенной методологии:

Использование Agile методологи на каждом шаге приводит к экономии средств и ресурсов как клиента, так и исполнителя.

Использование каскадной модели для крупного проекта приводит к контролю над общими результатами.

Обеспечение быстрой обратной связи между клиентом и командой разработчиков.

Быстрое и частое прототипирование .

Подход, ориентированный на клиентов – ориентация на минимизацию общей стоимости владения (TCO) и максимизировать отдачу от инвестиций (ROI).

Рассказываем, что представляет собой лежащая в основе методология, раскрываем основные понятия, объясняем, как устроена agile-команда и как оценивается ее эффективность.

Agile - это целое семейство методологий гибкого управления проектами. Интересно, что само понятие управления здесь оказывается не вполне верным. Было бы более точным употреблять формулу «Agile - это способ командного взаимодействия, позволяющий совместно создавать продукты». Однако мы слишком привыкли к силе вертикальных, иерархических связей, поэтому и здесь устойчивым стало употребление слова «управление».

Неудобные вопросы

  • Как сделать так, чтобы задержка в работе одного отдела не останавливала остальных?
  • Как справиться с тем, чтобы разработка плана проекта не занимала до 30% времени от всего объема его реализации?
  • Как, в конце концов, добиться того, чтобы эти планы соблюдались?

Управленцы самого разного уровня, от менеджеров низшего звена до директоров корпораций и государственных чиновников, бились над этим десятилетиями. Но до тех пор, пока единственным известным способом более-менее контролируемого создания продуктов и разработки проектов оставался поэтапный, - шаг за шагом, одно за другим, ничего с этими вызовами было не сделать.

Для того, чтобы перейти на качественно новый уровень проектной работы, потребовалось коренное изменение парадигмы.

Оказалось, что искать ответы на большинство этих больных вопросов просто незачем. Их нужно снять, а понятия, их породившие, по возможности упразднить. Так на месте поэтапной waterfall-разработки возникли гибкие методологии.

Делай сразу!

Главное мерило эффективности, принятое в гибкой методологии, - продукт. Пока другие только готовят документацию, agile-команды стремятся представить работоспособный прототип. Это - как в знаменитой мотивирующей формуле «сделано - это лучше, чем идеально». Реализуйте первую функцию и начните тестировать ее, создавая следующую, и так раз за разом - вот главное правило.

Этап разработки в Agile, это самое «раз за разом», называется итерацией. Итерации имеют одинаковую длительность на протяжении всего проекта и в среднем составляют две недели. В рамках отдельной итерации выполняется конкретная задача, главным свойством которой является то, что ее решение должно обновлять продукт до новой версии или увеличивать его эффективность. Именно по этому признаку такие задачи и отбираются.

Как итеративный подход обеспечивает гибкость? Благодаря тому, что отдельные процессы могут идти параллельно и независимо друг от друга. Да, надо признать, что это может увеличить конечный срок разработки от идеи до полностью готового продукта. Но в том-то и дело, что рабочий, функциональный и уже способный встретиться с конкурентами и порадовать пользователей продукт создается в Agile гораздо раньше, а цикличность доработок позволяет добиться куда лучшей проработки таких функций и возможностей, до которых при плановой работе руки бы не дошли никогда.

Горизонтальная организация

Agile-команда строится на принципах самоорганизации и относительного равенства всех участников. Даже человек, которого многие представляют главой проекта, product owner, на самом деле - лишь персонификация требований к продукту. Он выполняет роль носителя знаний о том, каким ожидается конечный результат, но отнюдь не является управляющим в стандартном понимании. Поскольку привычка к иерархичности трудноискоренима, во многих командах product owner’у, увы, приходится брать на себя и контролирующие функции. Но идеалом гибкой разработки является коллективная ответственность членов команды друг перед другом.

Принципы формирования agile-команд разнятся в зависимости от конкретного проекта. Например, в музыкальном сервисе Spotify они строятся вот так:

Еще одна важная ценность agile-команд - взаимопроникновение знаний. Член команды не должен замыкаться в своей узкой области, ему следует стремиться к кросс-дисциплинарности. Это не значит, что программист должен быть и продавцом, а дизайнер - маркетологом.

Но иметь базовые знания о смежных специализациях в гибкой разработке необходимо.

Изначально предполагалось, что это просто будет повышать эффективность работы и уровень взаимопонимания в команде, но сегодня, с развитием нейронаук, стало понятно, что такой подход вдобавок обеспечивает поддержание мозга в тонусе и динамичное создание новых нейронных связей. Такое перекрестное опыление знаниями в Agile называется t-shape. Иллюстрация ниже объяснит, почему так, лучше всяких слов.

Как внедрить Agile?

Переход от каскадной разработки, до сих пор привычной для многих организаций, к гибким методам работы над проектами может быть довольно болезненным.

Во-первых, вам предстоит упразднить иерархичность и при этом добиться того, чтобы все участники процессов смогли на равных разделить ответственность за результат.

Во-вторых, переход к итеративной разработке заставит сосредоточиться на том, чтобы каждый из этапов гарантированно привносил в продукт что-то новое. Это непросто, инерция плановой разработки будет преследовать вас первые несколько месяцев.

Agile («аджайл») - слово, которое последнее время звучит из каждого утюга. Но что такое Agile и, главное, зачем этот Agile нужен?

Если открыть толковый словарь, например, Оксфордский, то можно прочитать там, как минимум, два определения:

  1. Able to move quickly and easily.
  2. Able to think and understand quickly.

То есть, чтобы быть agile, надо уметь быстро и легко двигаться и быстро соображать. Кажется, довольно полезные качества, особенно в бизнесе. Быстро соображать и быстро реагировать - это именно то, что доктор прописал, для нашего времени, иначе просто не выжить: конкуренты сожрут. В мире всё меньше отраслей, где этих конкурентов, нет. Да ещё скорость копирования практически лишает возможности вывести продукт на рынок и почивать на лаврах. Без способности быстро адаптироваться к изменениям, которую даёт так называемая «методология Agile», выживать всё сложнее.

Я не случайно беру выражение «методология Agile» в кавычки, потому что его можно часто услышать, но оно не совсем верное. Если не вдаваться в технические детали, то Agile - это не методология, а собирательное название различных методик и подходов к управлению, которые:

  1. Фокусируют команду на нуждах и целях клиентов.
  2. Упрощают оргструктуру и процессы.
  3. Предлагают работу короткими циклами.
  4. Активно используют обратную связь.
  5. Предполагают повышение полномочий сотрудников.
  6. Имеют в своей основе гуманистический подход.
  7. Не являются конечным состоянием, а, скорее, образом мышления и жизни.

Ничего сверхъестественного, не так ли? Давайте пройдемся по пунктам и разберемся, почему вышеперечисленное важно, для того чтобы быть быстрыми и гибкими, и какими средствами в Agile достигаются эти цели.

Фокусировка на нуждах и целях клиентов

Думаю, не стоит объяснять, почему успешнее тот бизнес, который удовлетворяет нужды своего клиента лучше конкурентов. Интереснее разобраться, какие инструменты в Agile помогают этого добиться.

Самое главное, что фокусировка на клиенте при Agile-подходе появляется не в одной только голове владельца бизнеса (она там и так уже есть), а у всех, кто работает над созданием продукта или сервиса. Каждый участник процесса должен понимать, кто клиент, чего он хочет, какие его проблемы мы решаем своим продуктом, что он любит, чего боится и так далее. Такая всеобщая фокусировка позволяет создавать на порядок более качественные решения. Я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда люди, раньше отвечавшие за какой-то маленький кусочек работы, поняв цели клиента, начинали выдавать замечательные идеи, а люди, которые отвечают за разработку продукта, с удивлением за ними записывали. Или - как на групповых сессиях проработки продукта подобные идеи оттачиваются разными людьми и дополняют друг друга, из просто хороших превращаясь в отличные. И, конечно, как они потом реализуются.

«Инструменты работы» в данном случае - это непродолжительные по времени, но насыщенные сессии (встречи) всех участников работы или ключевого большинства, где происходит генерация и тестирование различных идей. Эти же встречи служат для выравнивания понимания и фокусировки: все участники встречи на выходе понимают, что они делают, зачем, и почему это важно для клиента. А демократичный формат воркшопа, в отличие от скучных презентаций, гарантирует большее включение и мотивацию всех участников.

Примеры подобных инструментов - Lean Canvas, Impact Mapping, User Story Mapping и другие Agile-методы описания гипотез и процессов.

Один из краеугольных камней Agile - это предельная простота. И оргструктура организации, и процессы, по которым работают люди, и правила должны быть настолько простыми, насколько это возможно. Это позволит людям сфокусироваться на своей работе, на ценности, которую они создают, а не на соблюдении регламентов и правил. Прекрасные примеры такого подхода можно найти во множестве команд, работающих по Scrum - самому популярному способу организации рабочего процесса в Agile. Фактически, все договорённости и правила команды в 10-11 человек, текущие задачи на пару недель, цели, а также стратегические планы легко могут поместиться на 2-3 листа бумаги А0. На одном листе может быть так называемый «бэклог спринта», перечень всего, что команда собирается сделать в ближайшую итерацию. Если повесить такой в помещении, где идёт работа, можно избавить себя от необходимости всё это запоминать. То же самое касается и процессов. Скажем, в Скраме место и время проведения всех встреч жестко фиксируются. Любой участник точно знает, что, например, в понедельник в 10-00 планируется ближайшая итерация, а в пятницу в 17-30 - встреча по улучшению процесса работы.

И чем больше организация, тем больше пользы от подобной простоты, потому что сложность имеет привычку расти экспоненциально, а Agile - это хороший способ победить эту сложность или, как минимум, сдерживать ее рост.

Примеры упрощения (и уплощения, но это тема отдельного разговора) в Agile - Scrum, Nexus, LeSS (Large-Scale Scrum, или Скрам на больших масштабах), а также сам Agile-манифест.

В мире Agile не принято запираться в мастерской на три года, чтобы точить там что-то интересное. Очень уж велик риск, потратить море сил и времени на то, что никому не нужно или устарело.

Чтобы подобного избежать, применяется так называемый итеративно-инкрементальный подход, когда:

  • работа ведётся небольшими фиксированными отрезками времени, например, в одну, две или четыре недели,
  • и, главное, в конце каждого отрезка времени создаётся не просто какой-то промежуточный результат, а, пусть маленький, урезанный, куцый, но работоспособный вариант продукта , которым уже можно начать пользоваться .

В качестве самого простого примера такой рабочей модели можно представить себе стандартную для всех компьютеров программу «калькулятор», которая вначале позволяет только складывать два числа, потом мы добавляем туда вычитание, умножение, деление, трансцендентные числа, тригонометрические функции, - и так далее, в порядке частоты применения. В начале функционал невелик, но мы уже можем увидеть, как калькулятор выглядит, насколько удобно им пользоваться, и представить, как развивать его дальше. И, главное, часть клиентов (скажем, школьники начальных классов) уже могут начать им пользоваться.

Ещё одно преимущество такого подхода, помимо раннего выхода на рынок и внесения изменений на ранних стадиях работы, - это возможность более точно измерять прогресс. Мы не просто «сделали 15% всей работы», что довольно абстрактно. Мы «сделали 15% функционала», который уже работает.

Все процессные подходы в Agile имеют короткие циклы, будь то упомянутые ранее Scrum, Nexus, LeSS, SAFe или , плюс необходимость работы такими циклами упомянута и в самом манифесте Agile.

Активное, системное использование обратной связи

Этот пункт, на мой взгляд, самый важный для любого процесса, так как позволяет со временем, опираясь на опыт, корректировать свою работу, удаляя из процесса и создаваемого продукта ошибки и потери и добавляя что-то полезное.

В любой области деятельности человечества, связанной с созданием чего-то нового, вы найдёте подобную работу через эксперимент . Ракетостроение, самолетостроение, фармацевтика, физика, медицина, строительство, психология, экономика - любая область деятельности начиналась с экспериментов и вдумчивой обработки обратной связи от них.

Agile предлагает системное использование такого подхода везде: в создании продукта (мы выпускаем его на рынок, или показываем заказчику, или проводим испытания и используем обратную связь для его коррекции), в построении процессов (периодически мы «останавливаем» работу и подвергаем анализу сам процесс, чтобы улучшить его, избавиться от потерь и проблем), даже в построении структуры организации и «тонкой» настройки взаимоотношений в командах.

Примеры, опять-таки, есть везде: ретроспективные встречи в Scrum, Kanban, Nexus и LeSS, циклы I&A в SAFe, подход к созданию продуктов Design Thinking, и т.д.

Зачем давать больше полномочий, когда можно дать бумажку с инструкцией? Есть, как минимум, три причины это делать.

Во-первых, люди, занятые умственным трудом, не любят чувствовать себя мартышками (ну, или роботами), и отбирая у человека возможность принимать решения, мы отбираем у него сам по себе умственный труд. А это, безусловно, демотивирует.

Во-вторых, давая больше полномочий, мы даем больше ответственности, и люди вынуждены учиться принимать решения самостоятельно и, главное, нести за них ответственность. Это долго, сложно, но оно того стоит. Работа не остановится, если самоорганизованная команда столкнется с незнакомой, неизвестной ранее проблемой. Да и кто будет спорить, что на работе от зрелых и ответственных, взрослых людей больше пользы, чем от больших детей, неспособных думать самостоятельно?

В-третьих, это всё та же скорость. Если человек может сам, на своём месте, никого не спрашивая, решить какую-то проблему, это сокращает время принятия решений. Не надо больше отправлять вопрос «вверх» и ждать ответа от менеджмента. Это преимущество не так заметно, если у вас работает 3 человека, но если вас 30, или 300, или 3000… В больших организациях, построенных сугубо на иерархическом принятии решений, паралич воли может быть довольно частым явлением.

Популярные способы построения работы в Agile, особенно базирующиеся на фреймворке Scrum, предполагают систему самоорганизованных команд и поощряют лидерство на любых уровнях.

Зачем относиться к людям по-человечески? То есть, моральная сторона дела ясна, а какую пользу это принесёт владельцу предприятия?

Ответ довольно простой. Если создание того, что вы продаёте, не требует умственного труда, а только механический действий - можете не заморачиваться. Просто платите соразмерно сделанной работе, и всё. Но как только в дело вступает мозг работников - придётся считаться с принципами мотивации умственного труда. А они говорят, что для людей важны возможность самореализации, повышения своего мастерства, принесения чего-то ценного в мир, самостоятельности в решениях и ещё ряда факторов. И человек мотивированный (не путать с человеком простимулированным!) будет вкладываться в работу сильнее, и результат будет качественнее и быстрее. Да и в целом, приятная обстановка на работе добавляет желания туда приходить и работать - с этим тоже вряд ли кто поспорит.

И, что приятно, если копнуть в тот же Скрам, то окажется, что все ключевые факторы мотивации работника умственного и/или творческого труда в него уже включены. В каждой итерации («спринте») мы ставим цель, которой хотим достичь; нам даётся возможность решать, как именно достигать цели; в конце мы смотрим, насколько мы стали лучше (или хуже) работать, чем раньше; видим людей, которые заинтересованы в продукте, и их эмоции от знакомства с ним. Особенно хорошо, если эти эмоции положительные.

Вывод такой: счастливые люди лучше работают, а Agile-технологии помогают наладить процесс, в котором люди чувствуют себя счастливее. И первый пункт манифеста как раз об этом: люди и то, как они общаются, важнее всего остального.

Agile - это не конечное состояние, а образ мышления и жизни

Этот пункт о том, что применение Agile в целом - путь, а не цель. Нельзя «внедрить» Agile и расслабиться. Если вы выбираете этот путь, у вас всегда будет что-то ещё, что можно сделать лучше, какой-то ещё вызов, которому надо ответить, какая-то ещё проблема, которую надо решить, ещё одна высота, которую надо покорить… Это движение бесконечно, потому что нет идеального процесса или продукта, развитие и конкуренция не останавливаются никогда, как никогда не прекращается борьба за выживание в природе.

И если всё удалось: люди в компании понимают и разделяют ценности и принципы Agile и работают согласно им, - тогда менеджменту не придётся «тащить» на себе любые изменения или «пинать» работников, чтобы они начали что-то делать по-другому. Предприятие станет единым организмом, управление которым будет отнимать меньше сил и приносить больше удовольствия.
А там, где больше удовольствия от работы, и результат выше. Это касается не только специалистов, но и менеджмента, причём в ещё большей степени.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений