Инновационная деятельность как объект инновационного менеджмента. Как не нужно внедрять инновации в компании Что нужно делать

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Лекция «Организация

Инновационной деятельности»

Сущность инновации и ее функции (стимулирующая, инвестиционная, воспроизводственная).

Инновация представляет собой первое практическое применение нового научно-технического, производственно-технологического, организационно-управленческого или иного решения, способного повысить конечные экономические результаты финансово-хозяйственной (коммерческой) деятельности предприятия.

Не все инновации носят качественный характер, радикально меняющий технологию и организацию производства. Многие инновации влекут за собой относительно незначительные изменения. История экономики показывает, что чаще всего научно-технический прогресс носит не революционную, а эволюционную форму. Такие инновации могут быть определены как улучшения.

Улучшения ‑ это инновации, характеризующиеся относительно небольшим воздействием на динамику развития конкретного объекта.

Все виды управленческой деятельности взаимосвязаны и, как правило, должны осуществляться параллельно (рис. 1). При этом конечный успех любого вида управленческой деятельности зависит от ее инновационной составляющей. И наоборот: конечный успех инновационного менеджмента возможен лишь на основе реализации его идей и разработок в практике других видов управления.

Инновация выполняет следующие три функции:

‑ воспроизводственную;

‑ инвестиционную;

‑ стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя к внедрению новых инноваций; побуждает постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Понятие инновационной деятельности и инновационного процесса.

Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.

Инновационный процесс - это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта

Виды инновационной деятельности предприятия.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

1. Проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

2. Подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

3. Разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

4. Проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов техники, необходимой для изготовления продукции;

5. Разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

6. Исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

7. Подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

8. Проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

9. Организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.

Характерные особенности инновационной деятельности:

1.Повышеный риск;

2.Цикличность на микро- и макро-уровне (на макро уровне, связана с большими циклами Кондратьева, на микро-уровне с жизненным циклом конкретного изделия);

3.Зависимость эффективности использования ресурсов от уровня новизны технологии;

4.Специфический маркетинг и модели продвижения инноваций на рынок.

Стадии воспроизводства знаний.

Экономическое содержание инновационной деятельности, можно раскрыть с помощью воспроизводственного подхода, выделив всю последовательность стадий, которые непрерывны и взаимосвязаны между собой:

Жизненный цикл инновации

Инновационные процессы можно представить как последовательно сменяющие друг друга этапы жизненного цикла новой продукции – от теоретического обоснования ее концепции до опытной разработки, проверки и массового распространения.

Менеджеры, специализирующиеся на управлении инновационными процессами, должны хорошо понимать кривую жизненного цикла любого новшества, т.е. периоды его подъема и спада, чтобы своевременно выйти на рынок с очередными инновациями (рисунок 2).

После создания инновации в ходе научно-технической деятельности первых трех этапов - фундаментальных и прикладных НИР, опытно-конструкторских и подобных им других работ - начинаются процессы производственно-коммерческого использования нововведений, подтвердивших свою эффективность в ходе экспериментальных проверок.

Динамика финансовых потоков этапов инновационных процессов на рисунке отражена при помощи кривой 1. Она показывает, что на этапах 1, 2, 3, в ходе которых новшества (новации) еще лишь создаются, сумма инвестиционных затрат будет постоянно нарастать.

Однако уже на этапе внедрения и особенно на этапе роста объемов производства, осуществляемого на основе осваиваемых новаций, суммы требуемых для этого инвестиций будут проявлять тенденцию к уменьшению.

На этапах коммерциализации эффективной новации раньше или позже наступает момент возврата, т.е. полной окупаемости инвестиций. Динамика процессов изменения объемов продаж обозначена в виде кривой 2.

Технологический уклад.

Технологический уклад - совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. Считается, что в мире пройдены 5 технологических укладов, в настоящий момент наступает Шестой техноуклад.

Понятие инновационного цикла. Этапы инновационного цикла. Модель инновационного цикла. Виды инновационного цикла. Минимальная и максимальная продолжительность инновационного цикла. Инновационный цикл и жизненный цикл товара или услуги. Методы сокращения инновационного цикла.

Совместные предприятия

Совместное предприятие может быть определено как институт межфирменного сотрудничества в разработке, производстве или маркетинге продукта, не основано на краткосрочных рыночных трансакциях и предполагает значительный и продолжительный вклад со стороны партнеров в виде капитала, технологии или других активов. Во многих случаях ответственность в управлении разделена между фирмами-партнерами.

Выделяют четыре типа технологически ориентированных СП:

сотрудничество между фирмами только в исследованиях;

обмен испытанными технологиями в рамках единой продуктовой линии или через многие продукты. Эти СП особенно известны в мировой микроэлектронной промышленности и роботостроении благодаря распространенной здесь практике перекрестного лицензирования;

совместная разработка одного или более продуктов (в коммерческом самолето- и моторостроении, в отдельных сегментах телекоммуникационной, микроэлектронной и биотехнологической индустрий);

сотрудничество посредством выполнения различных функций или стадий жизненного цикла изделий, присущее ряду международных. СП в области биотехнологии, фармакологии, в сталелитейной промышленности и автомобилестроении. Имеются в виду ситуации, когда одна фирма разрабатывает новый продукт или процедуру маркетинга, а производство и адаптацию к зарубежному рынку осуществляет другая фирма.

Модели бизнес-инкубаторов.

Существует ряд вариантов организации инкубаторов, и выбор конкретного решения зависит от заинтересованных сторон и цели создания инкубатора. Существуют следующие категории:

Групповая;

Специальная (например, высокие технологии);

Звездообразная модель;

Общественные и социальные инкубаторы;

Виртуальные инкубаторы.

Групповая модель - такие инкубаторы приглашают и обслуживают все виды предприятий. Преимуществами являются смешанная предпринимательская среда и стимулирование коммуникации между предприятиями, а также производство различных видов товаров и услуг. Такая смешанная среда облегчает поиск клиентов и подходит для районов с невысокой концентрацией предпринимательской деятельности, например для инкубаторов в небольших городах, обслуживающих предприятия в сельской местности.

Специальная модель - такие инкубаторы создаются для поддержки начинающих предприятий, работающих в конкретной отрасли, например автомобилестроение, биотехнологии, ИТ. Такой вариант подходит для районов, в которых сконцентрированы предприятия, работающие в конкретном секторе, и часто реализуется при поддержке университетов или крупных компаний, которые хотели бы перевести технологии или исследования начинающим малым предприятиям, которые обладают таким же уровнем специальных знаний и навыков . Для таких инкубаторов требуется специальная инфраструктура, помещения, лаборатории и оборудования. Дополнительно требуется, чтобы персонал инкубатора также обладал хорошим знанием специфики отрасли.

Звездообразная модель - такие инкубаторы создаются в районах с низкой плотностью предпринимателей, например в небольших городах и сельских районах. Эта модель предлагает эффективный способ обеспечения широкого доступа к услугам и помещениям инкубатора и снимает затраты, которые могли бы понадобиться для создания нескольких отдельных инкубаторов. Центральный инкубатор выступает в роли ядра этой системы, в котором расположено руководство и предоставляются основные услуги, например образовательные, помещения для встреч, офисные и производственные помещения, широкополосный доступ к Интернет, и т.д.

Этот центральный инкубатор соединяется (с использованием информационных технологий, по возможности) с инкубаторами-спутниками, которыми могут быть совсем небольшие местные центры поддержки предпринимательства, которые предоставляют информационные, консультационные и общие бизнес услуги. В таких инкубаторах-спутниках рабочие помещения могут предоставляться на неполной или повременной основе.

Общественные/социальные инкубаторы ‑ многие инкубаторы создаются не с целью извлечения прибыли для владельца или участников, но для возвращения полученной прибыли обратно в инкубатор и достижения устойчивости . Часто такие инкубаторы создаются в рамках местных общественных проектов, и могут оказать значительное влияние на оздоровление местной экономики и повышения уровня предпринимательских знаний и ценностей. Использование передового опыта имеет не меньшее значение для таких инкубаторов, и их деятельность должна быть направлена на повышения благосостояния всего общества на этой территории - «социальная интеграция».

Виртуальные инкубаторы - по мере проникновения и развития информационных и телекоммуникационных технологий сокращается необходимость обеспечения физической инфраструктуры инкубации .

Многие начинающие предприниматели, в силу личных, семейных или финансовых причин, решают начать свое дело у себя дома или в непосредственной близости от него. Однако им все так же необходим доступ к услугам и поддержке, даже если им и не нужны помещения, предлагаемые инкубатором. Такая модель «без стен» работает через информационные сети, предоставляя услуги предпринимателям дистанционно, и все в большей степени посредством сети Интернет, используя электронную почту и виртуальные частные сети (VPN) для того, чтобы связать предпринимателей с офисом виртуального инкубатора или друг с другом. Виртуальные инкубаторы часто создаются на основе физически существующих инкубаторов, что позволяет инкубатору увеличивать свою клиентскую базу, развивать сообщества по интересам среди предпринимателей и создавать устойчивую местную и региональную сеть информационного обмен.

Лекция «Организация

Инновационной деятельности»

Функции и виды инновационной деятельности. Особенности инновационной деятельности

Инновационная деятельность как основа эффективного развития предприятия

Курта Елена Евгеньевна ,

магистрант Керченского государственного морского технологического университета.

Современные экономические реалии свидетельствуют, что достижение успеха и целей предприятия возможно лишь при условии целенаправленного новаторства, внедрения новых технологий, реализации которых создаст возможность для повышения эффективности деятельности предприятий и роста их конкурентоспособности на рынке. Данные обстоятельства актуализируют необходимость в развитии инновационной деятельности, в том числе совершенствование и реорганизация деятельности, обновление производства, замена одних структурных элементов другими, а также дополнение имеющихся технологий новыми.

Основными элементами инноваций на предприятиях выступают средства производства, организационное развитие, технологические процессы, человеческий потенциал, а также производимая продукция и ее качество.

Под инновационной деятельностью понимают деятельность, направленную на осуществление экспериментальных разработок, при внедрении которых будет произведен новый, либо усовершенствованный продукт, который впоследствии будет востребован на рынке. Кроме того, инновационная деятельность предполагает совершенствование либо разработку нового технологического процесса при условии его дальнейшего применения в производственной деятельности предприятия .

Инновационная деятельность – это одна из форм управленческой деятельности менеджеров предприятия, учитывающая как влияние внешней среды, так и изменение российского рынка инноваций, происходящих под влиянием общих и специфических факторов .

Основные принципы организации и внедрения инновационной деятельности отражены на рисунке 1.

Рис. 1. Принципы организации инновационной деятельности.

Принцип целевой ориентации предусматривает необходимость непрерывного осуществления инновационной деятельности.

Под принципом системности понимается четкая организация инновационной деятельности, которая предусматривает выделение четко обозначенных функций, их исполнителей и взаимосвязей между ними.

Адаптивность предусматривает своевременное реагирование организации на изменения внешней среды и принятие управленческих решений, направленных на нивелирование негативного влияния на процесс внедрения инноваций.

Под оптимальностью понимается создание системы взаимодействия полномочий различных исполнителей и определение ответственности подразделений .

Экономичность определяется как осуществление инновационной деятельности таким образом, чтобы достигалась оптимальная результативность инновационного процесса, при этом особое внимание должно быть уделено сокращению инновационного цикла при одновременном повышении конкурентоспособности новых изделий и своевременном реагировании за меняющиеся потребности потенциальных потребителей.

Иерархичность предусматривает осуществление эффективного взаимодействия между элементами инновационной деятельности, между вертикальными и горизонтальными уровнями системы.

Следует учитывать, что внедрение новых технологий приводит к необходимости применения адекватных изменений в существующих формах и методах организации управления, что обуславливает дальнейшую разработку инноваций в сфере принятия управленческих решений.

На инновационную деятельность предприятия оказывают влияние общие и специфические факторы.

Наиболее влиятельным общим фактором выступают циклические колебания экономики. К специфическим факторам следует отнести коммерческо-политические условия реализации конкретных продуктов инновационной деятельности на рынке, состояние научно-технического потенциала производственной сферы.

Под механизмом развития инновационной деятельности понимается совокупность организационно-экономических форм реализации и стимулирования ее проведения, формирование инновационных решений, методы их регулирования .

Применение данного механизма осуществляется на трех уровняхфедеральном, региональномимикроуровне (уровне предприятия).

На макроуровне (федеральном) разрабатывается государственная инновационная стратегия, которая проявляется в создании благоприятного законодательного инновационного климата как для отдельных предприятий и организация определенной отрасли, так и для государства в целом.

На региональном уровне решаются аналогичные вопросы, но уже с учетом специфики конкретных регионов.

При этом, как на макро-, так и на региональном уровне основные решения должны быть направлены на совершенствование нормативно-правовой базы в области инноваций; предоставление инвесторам определенных льгот и привилегий, подготовку компетентных специалистов по инновационной деятельности .

Если инновационное развитие предприятия становится приоритетной задачей, то для её воплощения необходимо проведение изменений в производственной и сбытовой деятельности, в распределении финансовых и инвестиционных ресурсов и в проведении маркетинговой политики.

Данные изменения должны основываться на двух принципах:

- должен соблюдаться баланс интересов потребителя и производителя, то есть внедряемый инновационный продукт должен отвечать как требованиям рынка, так и соответствовать потребностям развития предприятия;

- инвестиционная деятельность предприятия должна осуществляться непрерывно.

При внедрении инноваций предприятия должны учитывать, что данной деятельности присущ высокий риск, который необходимо своевременно определить, адекватно оценить и разработать эффективные меры управления.

В связи с тем, что в инновационном процессе несколько участников возникает необходимость четкого распределения функция и обязанностей между ними, а также определение степени ответственности между ними за принятые решения. Возникает необходимость четкой постановки задач каждому из участников по вопросам сроков реализации и внедрения инновационных решений, лимитов расходования денежных средств на внедрение инноваций.

Все это обуславливает необходимость четкой координации и контроля осуществления инновационной деятельности, и особое внимание следует уделять разработке юридически грамотных договоров.

Таким образом, в настоящее время инновации обуславливают ориентацию предприятия на перспективное развитие, а, следовательно, инновационная и стратегическая деятельности предприятия с развитием рынка полностью объединяются.

При условии успешного внедрения инновационной деятельности в процессе функционирования предприятия появляются новые идеи, усовершенствованные продукты, технологические процессы, возникают более усовершенствованные формы организации и управления предприятиями и различными сферами экономики и ее структурными элементами.

Однако следует учитывать, что способы и масштабы решения конкретных задач инновационной деятельности будут определяться ресурсными возможностями самой организации.

Литература

1. Алехин С.П. Актуальные проблемы и перспективы развития малых промышленных предприятий в инновационной экономике. / Алехин С.П., Тепанов А.А. и др. – М.: Издательский дом «Центросоюз», 2010, – С. 192.

2. Галетов И.Д. Инновационно-инвестиционные проекты в современной России / Галетов И.Д., Черкасов М.Н. / Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. – № 34. – С. 186–191.

3. Логунова Н.А.Инновационное развитие предприятия – вектор современной экономической политики государства/ Н.А. Логунова, Н.А. Красовская //Экономика: проблемы, теории и практики. – 2010.–Т. 256.–№ 2.–С.317-328.

4. Логунова Н. А. Экономика и организация инновационной деятельности: учебн. пособие / Н А. Логунова, Л. В. Алексахина, Н. А. Красовская. – К.: Кондор-Издательство, 2014. – 278 с.

5. Шаренков С.Б. Формирование процессных инновационных проектов предприятиями РФ / Шаренков С.Б., Черкасов М.Н. / Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. – № 34. – С. 201-205.

Педагога является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования. Тому, кто работает в традиционной системе, достаточно овладения техникой, представляющей собой комплекс обучающих умений. Уже это позволит проводить в полном объеме и добиться при этом тех или иных успехов. Однако для осуществления инновационной деятельности педагога одной его профессиональной подготовки оказывается недостаточно. Важна при этом и готовность самого учителя к становлению на путь совершенствования.

Определение понятия

Что мы понимаем под инновационной деятельностью педагога? Это что-либо новое, если сравнивать его с предыдущим, направленное на повышение качественного уровня образования. В целом термин «инновация» в современном его понимании означает проявление новых элементов или форм. Синонимом данного слова является «новшество».

Современного педагога рассматривается несколько глубже, имея при этом более широкое смысловое обозначение. Под ней понимают целенаправленную работу учителя, основанную на осмыслении собственного профессионального опыта путем изучения и сравнения учебно-воспитательного процесса для его изменения и получения при этом более качественного образования.

Можно сказать, что инновационная деятельность педагога является феноменом, в котором находит отражение творческий потенциал учителя. Если рассматривать данный термин с точки зрения его применения к общеобразовательному процессу, то можно говорить об его относительной молодости. И этим объясняется существование различных подходов к разъяснению данного понятия.

С одной стороны, под педагогическими инновациями понимают различные нововведения, направленные на изменение технологии воспитания и обучения для повышения их эффективности. Но порой в это понятие вкладывается и другой смысл. К инновациям относят не только создание и распространение новшеств, но и изменения и преобразования в стиле мышления и в образе деятельности, которые связаны с этими новшествами. В любом случае, это нечто прогрессивное, полезное, передовое, современное и положительное.

В настоящее время в России происходят процессы стандартизации всех без исключения ступеней образования. Это и привело к созданию ФГОС. Целью данной работы является определенная унификация и доступность для повсеместного практического использования научно обеспеченной экспериментальной работы в воспитании и в обучении. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС призвана осуществлять положительные изменения в имеющейся на сегодняшний день системе образования. Это необходимо для вхождения России в международный рынок, который предлагает подобные услуги, и приведения учебных планов школ и ДОУ в соответствие с теми, которые считаются общепринятыми во всем мире.

Признаки инновационной деятельности

Процесс внедрения в процесс образования различных новшеств во многом зависит от потенциала самого учителя. Как определить готовность педагога к инновационной деятельности? Потенциал личности в данном случае связан с такими параметрами, как:

Наличие творческой способности к генерированию и продуцированию новых представлений и идей, а также проектированию и моделированию их на практике;

Готовность к отличному от имеющихся представлений, новому, основой чего становится панорамность и гибкость мышления, а также толерантность характера;

Образованность и развитость в культурно-эстетическом плане;

Желание совершенствования своей деятельности, а также присутствие внутренних методов и средств, которые ее будут обеспечивать.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности понимают также наличие у него большой работоспособности, умения сдерживать сильные раздражители, высокого эмоционального статуса и желания подходить к своей работе творчески. Но помимо личностных учитель должен обладать и некоторыми специальными качествами. К ним можно отнести знание новых технологий, способность разработки проектов, овладение новейшими методиками обучения, а также умение проведения анализа и выявления причин имеющихся недостатков.

Специфика новаторства

Участие педагогов в инновационной деятельности имеет свои особенности. Оно предполагает присутствие необходимой степени свободы у соответствующих субъектов. Ведь в силу своей специфики инновационная деятельность педагога в ДОУ и в школах чаще всего осуществляется как бы наощупь. Дело в том, что подобные решения находятся за пределами имеющегося опыта. Стоит отметить также и то, что на сегодняшний день инновационная деятельность педагога в реализации ФГОС регулируется и контролируется лишь частично. В связи с этим приходится доверять новатору, исследователю, предполагая, что все, что он предпринимает в процессе поиска новых решений и истины, не нанесет ущерба интересам общества.

Такой подход приводит к осознанию того, что свобода творчества должна идти рядом с высокой личной ответственностью педагога, занимающегося инновационной деятельностью.

Важность новаторства

Столь ли необходима организация инновационной деятельности педагога? Важность данного направления вызвана тем, что в современных условиях развитие образования, культуры и общества невозможно без:

Социально-экономических изменений, предполагающих необходимость обновления всей системы обучения, а также технологий и методик организации познавательного процесса в ОУ различного типа;

Усиления гуманитаризации содержания учебных программ, которое выражается в непрерывном изменении объема и состава дисциплин, введении новых предметов, предполагающих постоянный поиск усовершенствованных технологий обучения и организационных форм;

Изменения отношения самого педагога к применению и освоению новшеств;

Вхождения образовательных учреждений в систему рыночных отношений, что позволит сформировать их реальную степень конкурентоспособности.

Чем же, в конечном итоге, вызвана необходимость развития инновационной деятельности педагога? Главной причиной данного направления является та острейшая конкуренция, с которой каждый коллектив, предлагающий услуги в сфере образования, сталкивается практически повсеместно.

На сегодняшний день все образовательные учреждения должны самостоятельно повышать свой уровень работы, отслеживать и уметь прогнозировать ситуацию, сложившуюся на соответствующем рынке, и быть немного впереди всех, используя новейшие научные и технологические достижения.

Признаки новаторства

Что может говорить об участии педагогов в инновационной деятельности? Этот вопрос является одновременно сложным и простым. С одной стороны, можно легко определить новейшие подходы и методики, которые применяет учитель. Ведь они имеют отличия от тех, которые применялись до их внедрения. С другой - описать и обосновать инновационную деятельность очень сложно. Ведь новаторство является не просто фиксацией какого-либо определенного факта. Каждая из форм инновационной деятельности педагога представляет собой целую систему.

В ее описании обязательно должны присутствовать цель и содержание, сроки реализации, имеющиеся проблемы и их решение. То есть все то, на что направлена инновация. Должны быть также разъяснены и способы анализа полученных результатов. Необходимо дать указание и на формы инновационной деятельности педагога.

Классификация новаторства

По своему назначению все новейшие внедрения в систему обучения условно делят на:

  1. Общие . Это глобальные концепции, имеющиеся в современном образовании. Они находят свое проявление в оптимизации УВП, развитии гуманистических положений, практических и информационных технологий, а также в организации и в управлении педагогическими процессами.
  2. Частные . Они имеют место в тех случаях, когда инновационная экспериментальная деятельность педагогов носит форму авторских нововведений, разрабатываемых в соответствии с современными направлениями образовательного процесса, и внедряется в отдельно взятом ОУ.

По принадлежности к учебно-воспитательному процессу инновационную деятельность связывают:

  1. С внедрением в систему образования комплексного подхода. Ведь традиционная система получения знаний ориентируется на уже давно достигнутый уровень технологий и наук и не способна соответствовать требованиям общества, находящегося в своем динамичном развитии.
  2. С организацией всего учебного процесса и внедрением новейших педагогических технологий, которые и являются основным фактором в развитии новаторских методов и средств получения знаний.
  3. Со специализацией и профилизацией общего образования. Такие направления предполагают формирование необходимых условий инновационной деятельности педагога с переходом ее в систему гибкого и открытого непрерывного индивидуализированного обучения личности в течение всей ее жизни.
  4. С профессионализацией имеющейся управленческой деятельности. Это является одним из условий эффективности и успешности новаторских направлений в ОУ.

Исходя из концепции обновления и содержания образовательных процессов инновационную деятельность педагога делят на методико-ориентированную, а также проблемно-ориентированную. Рассмотрим их подробнее.

Методико-ориентированная деятельность

При ее применении предполагается реализация той или иной технологии образования. Это может быть:

Использование новейших информационных технологий;

Применение к содержанию образования принципа интеграции.

Кроме этого, исходя из опыта инновационной деятельности педагога в рамках методико-ориентированной работы, им может быть использовано обучение:

Развивающее;

Дифференцированное;

Проектное;

Проблемное;

Программированное;

Модульное.

В рамках применения подобных технологий обязательным условием является подготовленность и компетентность учителя, который способен использовать такие подходы, как:

  1. Личностно-ориентированный. Он может быть достигнут при внедрении стратегии поддержки и уважения, понимания, помощи и сотрудничества администрации ДОУ в области выбора средств и методов работы учителя.
  2. Сущностный. Он находит свое отражение при взаимодействии педагогов с учащимися для развития их способностей с целью формирования сущностных системных знаний и установки межпредметных связей.
  3. Операционно-деятельностный. Данный подход основывается на позициях ФГОС. Умение действовать учащиеся формируют в течение учебного процесса, усваивая знания благодаря их практическому применению.
  4. Профессионально-ориентированный. Это компетентностный подход. Он позволяет вырабатывать у учащихся профессиональные установки.
  5. Акмеологический. Данный подход тесно связан с сущностным. Он применяется при организации новаторского образования с разработкой новых, а также обновлением уже существующих методов и средств обучения. Подобный подход позволяет сформировать у учащихся творческое мышление и способствует их саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и самоконтролю.
  6. Креативно-развивающий. Данный подход призван сформировать продуктивное мышление. Он развивает у учащихся творческое отношение к своей деятельности, а также способности и качества творческой личности, навыки и умения научно-творческого характера.
  7. Контекстный. Данный подход позволяет привести в соответствие содержание предметов обучающей программы к разработанному в стране государственному стандарту образования.

Проблемно-ориентированная деятельность

Подобные инновационные процессы предусматривают решение определенного вида задач, которые связаны с формированием у личности высокой степени конкурентоспособности.

Деятельность педагога при этом направлена на формирование у учащихся:

Осознания своей личной и социальной значимости;

Умения постановки цели самоусложнения проблем и задач, а также самоактуализации, что является обязательным условием творческого развития конкурентоспособной личности;

Адекватного ощущения свободы и оправданного риска, что способствует формированию ответственности в принятых решениях;

Максимальной концентрации своих способностей с целью их реализации в самый подходящий момент, что носит название «отсроченная победа».

Одна из самых актуальных проблем, которые пытается решить современная система образования, заключается в воспитании социально конкурентоспособного человека. В подобное понятие включается профессиональная устойчивость, социальная мобильность личности и ее способность осуществлять процесс повышения квалификации. При этом учащиеся должны быть обучаемы восприимчивости к инновациям. Это позволит им в будущем легче изменить сферу деятельности, и быть всегда готовыми к переходу в новую область труда, являющуюся более престижной.

Сформировать конкурентоспособную личность на данном этапе развития общества можно только благодаря внедрению и включению в процесс обучения методико- и проблемно-ориентированных инноваций.

Дополнительная классификация

Также в системе образования выделяют следующие виды инноваций:

  1. По масштабности - федеральные и региональные, национально-региональные и на уровне ОУ.
  2. По - обособленные (локальные, частные, единичные, то есть не связанные друг с другом), модульные (цепочка частных инноваций, связанных между собой), системные.
  3. По происхождению - усовершенствованные (модифицированные), комбинированные (присоединенные к ранее известному компоненту), принципиально новые.

Проблемы внедрения инноваций

Нередко ведение инновационной деятельности вызывает затруднение у педагогов. Именно это и сказывается на необходимости научно-методического сопровождения их работы. Формальный характер проводимой новаторской работы, который часто можно наблюдать в ОУ, вызван:

Низким уровнем базовой подготовки учителей;

Формированием среды деятельности в классическом, традиционном режиме;

Невысокой степенью готовности к инновационной деятельности;

Отсутствием мотивации из-за перегруженности;

Неспособностью определить для себя наиболее приоритетное направление, что вызывает распыление деятельности и не дает ощутимого результата.

Вместе с тем представить себе работу современного ОУ без инновационных методик невозможно. Но для осуществления намеченных целей педагоги нуждаются в тех или иных видах сопровождения. Для одних важна психологическая поддержка, для других - индивидуальная консультация методиста или учителя-практика. Одним из обязательных условий новаторской работы является наличие достаточного количества специальной учебно-методической литературы, а также новейшей материально-технической базы.

Инновационная деятельность педагогов в современной системе образования должна стать личностной категорией, неким созидательным процессом и результатом творческой деятельности. Она также предполагает присутствие некоторой степени свободы в действиях соответствующих субъектов.

Основная ценность проводимой педагогом инновационной деятельности заключена в том, что она позволяет сформировать личность, способную на самовыражение и применение своих способностей одновременно с творчеством. Те трудности, которые возникают в процессе такой работы, по мнению многих практиков могут быть разрешены своими силами.

Основным результатом при этом явится:

Создание которая обеспечит изучение, устойчивое развитие и дальнейшее внедрение передового опыта;

Занятие лидерской позиции ОУ в сфере образовательных услуг;

Создание положительного имиджа коллектива учебного заведения.

Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

Инновационная деятельность предприятий

Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии.

Главная задача любой стратегии предприятия - достижение конкурентных преимуществ и требуемой рентабельности производственно-хозяйственной деятельности. Решение этой задачи видится в определении условий, определяющих позицию предприятия на конкретном рынке.

К их числу относят:

Производственный потенциал предприятия - наличие современного оборудования, техники и технологий и их рациональное использование;

Экономический потенциал предприятия - низкие издержки производства и финансовая устойчивость предприятия;

Маркетинговый потенциал предприятия - эффективная служба маркетинга, развитая сбытовая сеть.

Также к числу перечисленных условий необходимо отнести и инновационный потенциал предприятия - наличие научно-технического задела, наличие квалифицированных научных кадров, способность к разработке и освоению инноваций, свободный доступ к современной информации в области НТП и т.д.

Инновационный потенциал косвенно характеризует и производственный, и экономический, и маркетинговый потенциал предприятия.

Он также характеризует их способность к усилению в перспективе.

Следовательно, изначально любое стратегическое решение имеет инновационный характер и направлено на решение различных проблем: производственных, экономических, маркетинговых и прочих. Поэтому необходимо определить место инновационного менеджмента в процессе стратегического управления.

На всех этапах стратегического управления одной из основных выступает инновационная составляющая. Это означает, что инновационный менеджмент на современном уровне развития экономики превращается в ведущий элемент стратегического управления.

Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними (см. английские терминологические словари).

В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом -- как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.

Инновации - это результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков.


Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей -- товаров, техники, технологии, организационных форм и т. д.

Объектно-утилитарный подход к определению термина «инновация» характеризуется двумя основными моментами.

Во-первых, в качестве инновации понимается объект -- новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники.

Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения -- способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом.

В отличие от объектно-утилитарного процессно-утилитарный подход к определению термина «инновация» заключается в том, что в данном случае инновация представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.

Инновационный процесс предполагает следующие особенности:

1) представляет собой осуществление научно-исследовательской, научно-технической, собственно инновационной, производственной деятельности и маркетинга;

2) под ним можно понимать временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения;

3) с финансовой точки зрения его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, рассматриваемого как частный случай инвестиционного проекта.

В общем случае инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности Малахов Е.С. Теоретические основы инновационного анализа хозяйствующего субъекта//Справочник экономиста, 2008. - №9.

Появление термина инновация продиктовано требованиями жизни.

Сегодня инновационная деятельность становится как никогда важной для предприятий.

Вместо того чтобы фокусироваться только на снижении затрат для удержания позиций в традиционной ценовой конкуренции, компании должны мыслить категориями роста и дополнительной стоимости и создавать их через использование знаний в инновационных процессах. Те компании, которые оказались первыми на рынке с инновационными продуктами, пользуются преимуществами первопроходцев и собирают повышенный доход до тех пор, пока конкуренты не догонят их.

Инновационным продуктом могут быть как новые товары, так и новые услуги. При этом процесс инноваций не ограничивается новыми технологиями производства, он также включает организационные системы.

Деятельность предприятия связана с непрерывным потоком многообразных изменений. Адаптация к инновациям, их проведение требуют разнообразных преобразований, как правило, новых для организации и потому носящих инновационный характер. Избранная инновационная стратегия должна быть реализована. Для успешного достижения поставленных инновационных целей необходим способ управления изменениями инновационного характера.

Другими словами, предприятию необходима модель управления инновационной деятельностью Письменная Н.Е. Инвестиционная деятельность в современных условиях хозяйствования. Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика», №2 (13), 2004.

Воплощение инновационных процессов в новых продуктах является основой экономического роста. Научно-технический прогресс привел к появлению новых технологий и производств и вызвал существенную трансформацию привычного экономического уклада.

Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Внедрение нового продукта определяется как радикальная продуктовая инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Усовершенствование продукта - инкрементальная продуктовая инновация - связано с существующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характеристики.

Процессная инновация - это освоение новых или значительно усовершенствованных способов производства и технологий, изменения в оборудовании или организации производства.

По степени новизны инновации подразделяются на принципиально новые, т.е. не имеющие аналогов в прошлом и в отечественной и зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. Принципиально новые виды продукции, технологии и услуг обладают приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образцами, на основании которых тиражированием получают новшества-имитации, копии Сафронов. Экономика предприятия: Учебник. М.: ИФРА-М, 2007. -251 с..

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Инновационный менеджмент на тему:

«Инновационный процесс и инновационная деятельность»

Преподаватель Плахин А.Е.

Студентка Чемезова А.С.

Группа МП-09Р

Екатеринбург

Сожержание

Ведение……………………………………………………………………… 3

      Сущность инновации и ее содержание…………………………….. 6

      Функции инновации………………………………………………….. 9

Глава 2. Инновационный процесс………………………………………….. 11

Заключение…………………………………………………………………... 17

Список используемой литературы…………………………………………. 15

Введение

Инновационный менеджмент - представляет собой одно из направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Целью инновационного менеджмента является установление основных векторов научно-технической и производственной деятельности компании в следующих областях ее деятельности:

    разработка, совершенствование и внедрение новой продукции (собственно инновационная деятельность);

    дальнейшая модернизация и развитие старых рентабельных производств;

    закрытие старых производств.

Под термином "инновация" понимается процесс превращения потенциального научно-технического прогресса в реальный, что находит воплощение в новых продуктах и технологиях.

Конец ХХ в. привел к широкому переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, которая подходит к анализу материального производства с чисто экономической точки зрения, была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия производственной деятельности человека. В настоящее время общество приходит к пониманию того, что экономическая деятельность является лишь частью общечеловеческой деятельности и экономическое развитие должно рассматриваться в рамках более широкой концепции общественного развития.

Чем быстрее общественная и экономическая жизнь развивается, тем больше потребностей возникает: на одной из экономических конференций, проходившей в 2006 году, был представлен доклад, в котором были обнародованы довольно занятные данные данные, говорящие о том, что по подсчетам специалистов в течении ближайших двадцати лет крупнейшие державы мира должны сделать следующее:

    накормить новое население, по численности равное населению всего земного шара в 1940 году, и при этом:

    в меньшей степени использовать химические удобрения и биоциды;

    произвести столько энергии, сколько ее было произведено за всю предшествующую историю человечества, притом, что наращивать производство энергии становиться труднее и нужно одновременно ликвидировать кислотные дожди;

    удовлетворить на 100% возросшие потребности в продуктах питания, сырье и промышленных товарах, притом, что ресурсы иссякают, а безопасно хранить отходы становится труднее;

    генерировать чистый реальный капитал в годовом исчислении, по крайней мере, вдвое больший нынешнего, несмотря на перераспределение капитала правительством в социальных целях;

    радикально улучшить условия жизни, работы, образования, городской и окружающей среды, как в развитых, так и в развивающихся странах;

    одновременно повысить стандарты здравоохранения всех стран, перейти от лечения болезней к их предотвращению и ограничить рост населения разумными пределами;

    увеличить занятость на 30 – 50%, создав новые рабочие места, во многом, в сфере обслуживания, в то же время, увеличив производительность настолько, чтобы удержать инфляцию;

    выполнить все названные задачи без необратимого нарушения природного равновесия или ресурсного кризиса, способного привести к войне.

Названные выше потребности, как бы к ним не относиться, представляют собой действительные потребности человечества. Мы не можем удовлетворить их, используя не то, что вчерашние – сегодняшние технологии. Чтобы завтрашний уровень жизни был как минимум не хуже сегодняшнего в материальном и социальном смысле, нужны серьезные изобретения, инновации и институциональные перемены. Из-за того, что для многих решений потребуются крупные инвестиции, большая часть инноваций появится в крупных организациях.

В своей контрольной работе я хотела бы затронуть следующие темы:

    Что такое инновация;

    Система инновационного процесса;

    Инновационная деятельность.

Глава 1. Инновация – как экономическая категория.

      Сущность инновации и ее содержание.

Под инновацией (англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию».

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат есть новация.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т. п.

Инновацию можно назвать также инновационным продуктом.

С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком.

Открытие есть процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

Термин «инновация» как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J. A. Schumpeter, 1883-1950) в первом десятилетии XX в. « В своей работе «Теория экономического развития» (1911) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т. е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса.

Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

    использование новой техники, технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства;

    внедрение продукции с новыми свойствами;

    использование нового сырья;

    изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

    появление новых рынков сбыта. »*

Согласно Й. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

Сегодня описание технологических инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по которым были приняты в г. Осло в 1992 г. (так называемое «Руководство Осло»). Эти стандарты охватывают новые продукты и новые процессы, а также их значительные технологические изменения. Исходя из этого были приняты два типа технологических инноваций:

♦ продуктовая инновация;

♦ процессная инновация.

Российскими официальными терминами по инновации являются термины, используемые в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 24.07.98 № 832. Такими терминами являются:

    «Инновация (новведение)» - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

    «Инновационная деятельность» - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или

* - данные из статьи сайта http://ru.wikipedia.org/

усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Рассматривая данное определение инновационной деятельности следует указать на отсутствие в нем понятия разработки инновации. Инновационная деятельность означает весь без исключения инновационный процесс, начиная появлением идеи и заканчивая диффузией продукта. Более точное определение инновационной деятельности следующее. Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

    «Государственная инновационная политика» - определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

    «Инновационный потенциал (государства, отрасли, организации)» - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

    «Инновационная сфера» - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

    «Инновационная инфраструктура» - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).

    «Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, отраслевая)» - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии).

      Функции инновации

Инновация есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем (продуцентом, инвестором-продавцом) в результате такого х>6мена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Исходя из этого можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

♦ воспроизводственную;

♦ инвестиционную;

♦ стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса.

Предпринимательская прибыль может направляться на расширение объемов производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Эти направления использования прибыли отражаются в «Плане денежных потоков хозяйствующего субъекта».

Таким образом, получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции инновации.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Капитал представляет собой деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бранд-стратегия, бенчмаркинг и др.). Все вышеперечисленное составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Глава 2. Инновационный процесс

Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.

Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:

    во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;

    во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.

Как и любой другой процесс, инновационный процесс имеет свои этапы существования:

В ходе первого этапа происходит выдвижение научно-технических идей. Завершаются научно-исследовательские работы обновлением и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей.

На втором этапе выполнение прикладных научно-исследовательских работ связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, поэтому возникает риск потерь при вложении средств в проведении прикладных НИР.

На третьем этапе выполняются опытно-конструкторские и проектно-конструкторские работы, связанные с разработкой аванпроектов (Аванпроект - это полный проект системы на уровне система / подсистема; обычно на этом этапе требуется лишь ограниченное число испытаний. В дополнение к спецификации функций и задач рассматриваются альтернативные концепции проекта, разрабатываются и рецензируются предварительные чертежи оборудования и описания рабочих процессов. В детальном проекте чертежи аванпроекта делаются более подробными, пересматриваются и доводятся до уровня компонентов), эскизно-техническим проектированием, выпуском рабочей конструкторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов.

На четвертом этапе при запуске в производство требуются крупные инвестиции для реконструкции производственных мощностей, подготовки персонала и др. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на нововведения ещё не известна и риски отторжения предлагаемого товара весьма вероятны. На финансирование работ на четвертом этапе, связанных с освоением масштабного производства нового товара и последующее совершенствование технологии за счет нововведений-процессов, потребуется в 6-8 раз больше затрат, чем на расходы, связанные с исследованиями и разработками. Учитывая большие затраты на освоение масштабного производства на данном этапе инновационного процесса проводится эмиссия ценных бумаг, она позволят привлечь дополнительные инвестиции.

Финансирование работ по четвертому этапу инновационного процесса может привести к организации технического освоения неконкурентоспособного продукта, если ничего кардинально нового не будет создано на предыдущих трех этапах. Четвертый этап инновационного процесса можно рассматривать как инвестиционный проект, потому как он совпадает со второй фазой жизненного цикла продукции. С другой стороны, если новшества, созданные на первых трёх этапах инновационного процесса, позволяют организовать технологическое освоение и коммерциализацию новой продукции, немеющей зарубежных аналогов, то государство принимает частичное участие в финансирование этих работ.

Инновационный процесс складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое. Результатом этого процесса является инновация как реализованное, использованное изменение.

Инновационная деятельность - это, прежде всего, интеллектуальная деятельность, и как много видов этой деятельности, так может быть много форм проявлений инноваций.

Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением производства новой продукции. В целостную систему инновационной деятельности входят такие составляющие компоненты, как наука, технология, экономика и образование.

Под сущностью инновационной деятельности понимается её внутреннее содержание, выражающееся во взаимосвязи всех многообразных свойств и отношений, обнаруживающееся в различных формах существования: научная, проектно-конструкторская, технологическая деятельность, опытные разработки, работа по освоению новшеств в производстве, их реализации. Содержанием инновационной деятельности, по мнению авторов, является единство всех составляющих её элементов, свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Оно выражается во взаимосвязанной и эффективной деятельности по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного к практическому использованию, которое предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в своей совокупности приводящих к инновациям.

Несмотря на то, что в настоящее время наметились определенные тенденции взаимной увязки различных теорий и появились обобщающие, синтезирующие прежние результаты направления, окончательное единство во взглядах на сущность инновационной деятельности еще не достигнуто. Направления развития инновационной теории, содержащиеся в научной литературе, зачастую дополняют друг друга, не отражая общей картины существующих концепций. Отечественные разработки освещают в большей степени не результаты аналитических исследований, а возможность использования зарубежного опыта в наших условиях.

Заключение

Любая организация, как бы успешно она не функционировала, должна быть нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, иначе она окажется в кризисной ситуации. Иными словами, она нуждается в грамотной инновационной политике.

К сожалению, на данный момент, в России инновационная политика проводится недостаточно контролируемо в целом и, по моему мнению, недостаточно квалифицированными управленцами на местах. В цепочке «разработка-производство-рынок» слабыми звеньями у нас является не столько финансирование, сколько отсутствие навыков технологического менеджмента, т.е. управления технологическими инновациями. Практически отсутствуют в России подготовленные специалисты, которые знают и специфику инновационного продукта, предлагаемого на рынок, и владеют умением работать с ним на рынке. Сегодняшний интеллектуальный потенциал России может стать основой ее возрождения, если наработки придут в промышленность и выйдут на рынок. Страна сможет получать за счет продажи лицензий, разработок, выполнения внешних заказов, реализации совместных международных инновационных проектов суммы, сопоставимые с бюджетом страны, а это – возрождение хозяйства, образование среднего класса, ликвидация безработицы.

На мой взгляд, выход достаточно не сложен: максимальная активизация инновационной деятельности предприятия. Если разработка и коммерческая реализация новых технических идей требует высокого творческого настроя, инициативы и самоотверженности каждого работника и всего коллектива в целом, то переориентация всей работы предприятия на новые конкурентоспособные виды товаров и услуг, завоевание новых рынков сбыта продукции в современных условиях невозможно без совершенствования организации труда и подготовки кадров, нацеленных на более полное использование творческого потенциала коллектива.

Список используемой литературы

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2007

2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА – М, 2001.

(образование, финансы, информация и т.д.) Мезо Инновационная деятельность (7)Курсовая работа >> Маркетинг

Воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием. Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания...

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений