Научно популярное издание пример.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

научный издание редактор

Что такое научно-популярное издание?

Научно-популярное издание -это издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме.

«Научно-популярное издание есть издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и прикладной деятельности, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту» (ГОСТ 16447-78 «Издания. Термины и определения основных видов»).

В принципе предметом таких изданий можно считать все, что может касаться науки и научных исследований или непосредственно касается. Например: результаты научных исследований, научную область, в которой проводятся (проведены) исследования; объект исследования; научную проблему (задачу), цель и метод исследования; условия, в которых проводятся исследования, и используемые аппаратура и материалы; факты, составляющие основу исследования (науки), включая данные наблюдений и экспериментов, открытия, изобретения, теории, законы, гипотезы и др.

Предметом в научно-популярной периодической печати может также стать события, связанные с научной деятельностью или личности в науке.

Характеризуя предмет содержания научно-популярного издания, можно сказать словами Н. Г. Чернышевского: «...Популярные книги перечеканивают в ходячую монету тяжелый слиток золота, выплавленный наукою» Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. М., 1938. С. 429..

Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. Она отталкивается от потребностей и задач общества, интересов и спросов читателей. С этим связаны как целевое назначение так функциональные свойства научно-популярных изданий.

Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей.

Функциональные свойства достаточно разнообразны.

Главной функции научно-популярных изданий считается пропаганда и популяризация информации о науке. Данная функция, наряду с просветительской и ознакомительно-образовательной, во все времена являлась ведущей. Пропагандируя научные знания, ученый(или журналист) передает массам последнее слово в науке и тем самым знакомит их с этим новым знанием, способствуя повышению их образовательного уровня и решая при этом еще и просветительские задачи. Научные знания духовно обогащают читателя научно-популярной литературы, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес, способствуют развитию его творческой инициативы, наконец, приобщают к знанию.

Также одной из ведущих целей является формирования научного мировоззрения читателя. Данная функция предполагает изложение в научно-популярной книге естественнонаучных знаний и законов природы, освещение достижений в разработке теоретических проблем, открывающих новые перспективы науки и на ее основе новые возможности прогресса производства. Примерами научных решений, оказавших особое влияние на понимание объективной реальности мира, были теория естественного отбора Дарвина, периодический закон Менделеева, учение об условных рефлексах Павлова.

Также данная функции формирования научного мировоззрения реализуется непосредственно в приобщении человека к научным знаниям, воспитанием у читателя восприимчивости, понимания сути науки, научно-технического прогресса.

Для каждого, кто следит за развитием науки, научно-популярные издания, независимо от того, относятся ли они к техническим, гуманитарным наукам, к искусству или другим отраслям научного познания, нужны и полезны как средство расширения научно-познавательного кругозора. Эта их функция имеет не менее широкое значение, чем перечисленные выше. Во всяком случае можно предполагать, что цель ознакомиться с последними достижениями науки достаточно часто выступает в качестве мотивации для прочтения различных изданий и особенно журнальных и газетных статей и заметок, а также для прослушивания сообщений по радио или просмотра телепередач.

Также научно-популярное издание преследует цель развития научно-познавательного кругозора у читателей. Профессиональная ориентация читателя, адаптация его к определенным условиям - все это решает научно-популярное издание. Важность предоставляемых научно-популярным изданием возможностей будет зависеть от целей действия и интересов читателя, а также от его стремления к реализации полученных сведений.

Названные функциональные свойства научно-популярного издания должны быть учтены при подготовке издания к печати. Необходимо видеть свою целевую аудиторию и ее массовость(или наоборот узость).

Оценивая таким образом научно-популярное издание, следует признать его как средство научной коммуникации. Конечно, не в таком качестве, как научная книга. Его можно рассматривать в качестве источника научной информации не только в сфере отечественной науки, но и науки зарубежной. Поэтому важно (и об этом следует заботиться редактору), чтобы научная популяризация не обходила стороной достижения мировой науки.

Еще сравнительно недавно научно-популярное издание адресовалась большей частью читателю, не имеющему систематического образования. Авторы научно-популярных книг при изложении научного материала шли по пути упрощения, приводили возможно больше элементарных понятий из физики, химии, астрономии, математики, геологии, биологии и других наук, которые являются базовыми для естествознания и техники, и давали им популярное толкование.

Но не стоит забывать о том, что в современных условиях задачи научной популяризации усложнились и расширились в разы, так как потенциальный читатель сильно изменился. Вместе с ним меняет форма и само тело научно-популярного издания. В нем нуждаются не только широкие массы читателей, но и ученые и специалисты самых разных направлений. Оно нужно тем, кто учится, и тем, кто окончил учебное заведение. Проблема и развития науки интересует каждого,кто в принципе близок к науке или научной деятельности: от студента до врача, политолога, учителя.

Таким образом, получается, что ныне научно-популярное издание является всеобщей потребностью. Вместе с тем очевидно, что оно не может быть одинаковым для каждого. Следовательно, редактору необходимо отчетливо представлять уровень подготовки и потребности конкретных групп читателей.

Также важно учитывать и ориентироваться на читательскую аудиторию.

При самом общем подходе принято считать, что читателем научно-популярного издания является неспециалист. Речь идет о человеке, который не является специалистом в какой-нибудь области вообще и в том числе в той, с которой связана тема книги.

Выявление читательских потребностей осуществляется путем маркетинговых исследований.

Аудиторию читателей дифференцируют по:

Возрасту (дети, подростки, юноши, взрослые).

Степени подготовленности к восприятию информации, которая определяется с учетом:

Определение «возрастной» характеристики читательского адреса имеет первостепенное значение. Такие признаки, как целевое назначение и характер информации, также являются определяющими и позволяют в свою очередь спроектировать целесообразное оформление и иллюстрирование

Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.

Массовый весьма разнообразен, и его деление на какие-либо определенные группы, возможно, во многом условно. Можно обозначить значительную читательскую категорию, которую представляют люди, обладающие достаточно высокой общей подготовкой, в том числе имеющие высшее профессиональное образование, которые следят за развитием науки, техники, искусства, проявляют систематический интерес к достижениям научно-технического и общественного прогресса. Именно на такую аудиторию ориентируется редактор, выпускающий научно-популярный журнал или газету.

Другую группу составляют читатели, которые имеют общее, цельное представление о мире и интересуются новыми знаниями о нем в порядке самообразования и с желанием более широкого его познания. Такими читателями могут быть люди со средним образованием и определенным жизненным опытом. Для них научно-популярная книга может представлять ценное пособие при решении практических вопросов. Конечно, тут дело не только в образовании

Широкую массовую группу представляют учащиеся всех видов и форм образования - от младшего школьника до студента - выпускника вуза. Очевидно, что эту группу следует рассматривать, подразделяя ее на ряд подгрупп хотя бы по образовательным и возрастным признакам. Можно также учитывать психологический настрой, познавательный интерес, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.

Для учащихся научно-популярное издание - обучающее средство, которое дополняет обязательные учебные издания и служит расширению программных знаний.

дипломная работа

1.1 Специфика научно-популярных изданий

Исторически сложилось так, что под научно-популярным изданием обычно понимают популярное произведение о науке. С точки зрения современного издательского дела это не совсем так.

Согласно ГОСТ 7. 60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения», научно-популярное издание есть издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту.

Более развернутое определение научно-популярному изданию дает А. Э. Мильчин: «научно-популярное издание - издание, социально-функциональное назначение которого - популяризировать научные знания, достижения науки, культуры, техники, искусства и т. д. среди неспециалистов или специалистов областей науки, культуры и т. д., смежных по сравнению с той областью, к которой относится научно-популярное издание» Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - С. 64..

Таким образом, из этих определений следует, что научно-популярное издание содержит изложенные в доступной читателю-неспециалисту форме сведения в области науки, культуры, искусства и т. д. и имеет своей целью популяризацию научного знания. Именно ориентированность на читателя-неспециалиста отличает научно-популярные издания от собственно научных изданий, которые, как пишет С. Г. Антонова Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий: учебник для вузов. - М. : Изд-во МГУП, 2002. - С. 47., содержат результаты теоретических и/или экспериментальных исследований и предназначены для подготовленного читателя.

Часто научно-популярные издания полагают разновидностью научных изданий. Как пишет С. М. Болховитинова, научно-популярную литературу «считают ответвлением литературы научной, так как содержание и той и другой - достоверный материал науки. Различие же между ними определяется степенью сложности и характером изложения. В этом плане тексты научно-популярной литературы специфичны» Композиция изданий. Особенности проектирования различных типов изданий: уч. пособие / под ред. С. М. Болховитиновой. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - С. 87.. Действительно, научно-популярная литература тесно связана с научной литературой, так как последняя является методологической базой для создания научно-популярных произведений. Однако научно-популярной литературе присуща своя специфика, отличающая ее от литературы научной.

Как отмечает В. Ю. Иваницкий, «научно-популярная литература сформировалась в недрах литературы научной, и ее развитие шло в очень тесном взаимодействии с научной литературой. Как и в научной, в научно-популярной литературе достаточно специфический текст, широко используются специальные термины, однотипные с научной книгой иллюстративные материалы - чертежи, схемы, карты, фотографии, таблицы, графики. У многих научно-популярных книг имеется вспомогательный аппарат - предисловие, примечания, указатели и т. д.

Однако научно-популярная литература, по сравнению с научной, не требует высокой строгости доказательства. В ней вполне допустимы упрощения, фрагментарность и неполнота, объяснение «на уровне идей». Если для научной книги важно, чтобы тот или иной вопрос был изложен не только доказательно, но и с исчерпывающей полнотой, то для научно-популярной литературы достаточно, если он изложен доходчиво и понятно» Иваницкий В. Ю. Научная популяризация как функция современной науки // Науковедение. - 2001. - № 2. - С. 27-28..

Внедрение в научно-популярный текст приемов художественной литературы также придает научно-популярным произведениям особую специфику и своеобразие, без которых эта литература сегодня не обходится.

Однако как бы научно-популярные издания ни были близки к научным и литературно-художественным, они остаются отдельным видом изданий, имеющим свои уникальные особенности.

Научно-популярные издания затрагивают все области науки и виды человеческой деятельности и имеют максимально широкий охват тем: наука и ее методы, результаты исследований, достижения, открытия, проблемы, гипотезы, направления научного поиска и т. д. Часто научно-популярные издания создаются в результате адаптации научных произведений для читателей-неспециалистов, поэтому тематика научно-популярных изданий дублирует тематику научных.

Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация, распространение научных сведений среди читателей, повышение их общекультурного и научно-технического уровня знаний, тогда как цель научных изданий - закрепление научной информации и передача ее от поколения к поколению. Разные цели этих видов изданий определяют их разные функциональные свойства.

Научные издания выполняют функцию носителей научной информации, вносят вклад в развитие научного сознания и стимулируют научное творчество - то есть способствуют переходу науки на более высокий уровень развития. Предназначение научно-популярных изданий - нести научную информацию в основном широким кругам читателей. Этим обусловлены выполняемые ими следующие функции. Научно-популярные издания:

приобщают читателя к научному знанию, способствуют повышению его уровня образованности;

формируют научное мировоззрение читателя, подводят его к пониманию сути науки;

духовно обогащают читателя, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес;

воспитывают читательский вкус и способствуют формированию читательских предпочтений;

внедряют научные знания в повседневную жизнь общества.

Научные и научно-популярные издания схожи в плане предмета содержания. В целом можно считать, что предметом содержания научных и научно-популярных изданий является наука как сфера человеческой деятельности, научные методы, исследования, гипотезы и т. д.

Читательский адрес, т. е. предназначенность издания читателю определенного уровня подготовленности, научных и научно-популярных изданий расходится. Научное издание адресуется, прежде всего, деятелям науки, тогда как читательский адрес научно-популярных изданий гораздо шире. При самом общем подходе принято считать, что читателем научно-популярной книги является неспециалист - человек, который не является специалистом в той области знаний и сферы науки, которой посвящено издание, предлагаемое чтению. Таким образом, читательский адрес научно-популярного изданий предельно широк: он охватывает самых разных читателей, от школьника до специалиста смежной области, который, не имея специального образования в той области знаний, которой посвящено произведение, подчас оказывается в ранге массового читателя-неспециалиста.

Как отмечает С. Г. Антонова, сегодня научно-популярная литература очень востребована: «в ней нуждаются не только широкие массы читателей, но и ученые и специалисты самых разных направлений. Она нужна тем, кто учится, и тем, кто окончил учебное заведение. Нужна она и в послевузовском образовании. На этом этапе знания дает самостоятельная работа, и этому помогает научно-популярная книга. Проблемы современной науки и техники в широком плане интересуют и врача, и педагога, и юриста, и артиста, и художника» Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий: учебник для вузов. - М. : Изд-во МГУП, 2002. - С. 62.. Из этого следует, что научно-популярные издания нужны многим группам читателей. Однако чтобы обеспечить читателя нужной ему книгой, необходимо учитывать потребности и уровень подготовленности каждой из этих групп.

Аудиторию читателей научно-популярных изданий, как пишет С. М. Болховитинова Композиция изданий. Особенности проектирования различных типов изданий: уч. пособие / под ред. С. М. Болховитиновой. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - 166 с., обычно дифференцируют по следующим признакам.

Возрасту (дети, подростки, юноши, взрослые).

Степени подготовленности к восприятию информации, которая определяется с учетом:

а) уровня и характера образования (школа, техникум, вуз и т. д.);

б) вида трудовой деятельности (практики, теоретики, творческие работники и т. д.);

в) профессионального профиля.

На основании этих признаков можно выделить условные группы читателей научно-популярной литературы.

Учащиеся всех видов и форм обучения. Научно-популярные издания для этой категории читателей являются незаменимым источником достоверных научных сведений, изложенных в доступной форме. Как правило, читателей этой группы делят по возрастному признаку и уровню образования. С. Г. Антонова советует также учитывать психологический настрой и познавательный интерес читателей этой группы, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.

Ученые, специализирующиеся в смежных областях науки. Этой группе читателей научно-популярные издания помогают ориентироваться за пределами своей специализации и расширять область своих познаний.

Представители разных профессий. Благодаря научно-популярным изданиям читатели данной категории могут повысить уровень своей профессиональной квалификации, а специалисты в области промышленности - узнавать о последних достижениях науки, внедрять их в производство.

Таким образом, научно-популярные издания связаны с научными изданиями, что подтверждается их общей тематикой и предметом содержания. Однако научно-популярные издания являются самостоятельным видом изданий и имеют свою специфику в сравнении с научными изданиями, которая главным образом определяется ориентированностью на читателя-неспециалиста.

Видеоблоггинг в России

В современном российском видеоблоггинге сложилась такая тенденция, что доминируют в этой медиа-сфере развлекательные шоу и смешные видеоролики. Учитывая этот факт, сравнение многих видеоблогов с материалами журналистов некорректно. Однако...

Влияние Интернет-СМИ на формирование повестки дня

Информационная среда библиотеки

Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность научно-технических библиотек и информационных организаций...

Медицинские периодические издания в России

Журнал «Здоровье» - один из наиболее успешных научно - популярных журналов на современном рынке периодической печати России. На сегодняшний день тираж одного номера составляет более 150 000 экземпляров...

Методика поиска и отбора зарубежных научно-популярных изданий по детской психологии (на примере материалов издательства "Рама Паблишинг")

Источниками информации о зарубежной литературе, которая может быть выпущена в России, являются сетевые ресурсы: книжные интернет-магазины и сайты издательств, а также каталоги, предоставляемые российскими литагентствами («Синопсис»...

Наркотизирующая дисфункция СМИ

Психолого-педагогическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы на контингенте учащихся 10-11-х. классов (старшие подростки) в количестве 100 человек (поровну в экспериментальной и контрольной группах)...

Особенности музыкального канала "A-ONE", влияющего на формирование подростковой субкультуры в современном мире

MTV-Russia - начало своё вещание 25 сентября 1998 года, целевая аудитория канала -- молодежь в возрасте от 11 до 34 лет, доля российской музыки равна 60 %. Эфир канала открыл концерт Prodigy в Москве...

Русское географическое общество -- это общественная организация, направленная на глубокое и всестороннее изучение географического, экологического и культурного аспектов в истории России...

Публикации о проблемах языка Русского географического общества

Особое место среди журнальной периодики занимают научно-популярные издания. По мнению кандидата филологических наук Аркадия Эммануиловича Мильчина, «научно-популярное издание -- это издание...

Работа редактора над научно-популярными изданиями, создаваемыми по договору авторского заказа

Редактирование иллюстративного материала

Важную роль выполняет различного рода иллюстративный материал. По характеру отражения реальной действительности его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Характер иллюстраций...

Современные детские журналы и их влияние на развитие ребенка

Специфика Интернет-версии региональных районных газет Амурской области (на примере сайта газеты "Зейские огни")

По своей сути все печатные издания делятся на офлайн - СМИ и онлайн - СМИ. В первом случае речь идет о традиционной периодике, распространяемой в виде газет и журналов. Текущий номер такого СМИ, как правило...

Экологическая проблематика в современной прессе Беларуси

Как тип издания - научно-популярные и узкоспециализированные издания были вызваны к жизни научно-техническим прогрессом, о котором еще недавно не говорил только ленивый. Тем не менее, этот прогресс был. Он состоялся...

Современные средства популяризации научных знаний разнообразны. К ним относятся и кино, и телевидение, и радио, и периодическая печать. Особая роль принадлежит книжным и журнальным изданиям. В нашей стране издается множество научно-популярных журналов. Широко известны такие, как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Природа» и др.

Наиболее фундаментальным средством популяризации продолжают оставаться книжные научно-популярные издания. В широком значении научно-популярным книжным изданием следует считать издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме.

В общем предметом содержания научно-популярного издания можно считать все, что имеет отношение к науке и научным исследованиям: результаты научных исследований, научную область, в которой проводятся (проведены) исследования; объект исследования; научную проблему (задачу), цель и метод исследования; условия, в которых проводятся исследования, и используемые аппаратура и материалы; факты, составляющие основу исследования (науки), включая данные наблюдений и экспериментов, открытия, изобретения, теории, законы, гипотезы и др. Характеризуя предмет содержания научно-популярного издания, можно сказать словами Н. Г. Чернышевского: «...Популярные книги перечеканивают в ходячую монету тяжелый слиток золота, выплавленный наукою».

Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. Она должна определяться потребностями и задачами общества, интересами и спросом читателей. С этим связаны целевое назначение и функциональные свойства научно-популярных изданий.

Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей. Что касается функциональных свойств, то они весьма разнообразны.

Важнейшей функцией научно-популярной книги является популяризация и пропаганда научных знаний. Именно это в самом общем определении составляет целевое назначение рассматриваемой книги. Данная функция, наряду с просветительской и ознакомительно-образовательной, во все времена являлась ведущей. Пропагандируя научные знания, ученый передает массам последнее слово в науке и тем самым знакомит их с этим новым знанием, способствуя повышению их образовательного уровня и решая просветительскую задачу. Научные знания духовно обогащают читателя научно-популярной книги, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес, способствуют развитию его творческой инициативы, наконец, приобщают к знанию. Широко известен призыв Н. К. Крупской к ученым прийти на помощь рабочим в их учебе. В своих выступлениях в печати и в переписке с известными учеными она приглашала их отдавать свои знания народу. Ее обращения были адресованы С.И. Вавилову, В.Л. Комарову, А.Н. Баху, Н.Д. Зелинскому, А.Е. Ферсману и др.

Одной из главных целей научно-популярной книги является формирование научного мировоззрения читателя. Мировоззренческая функция предполагает изложение в научно-популярной книге естественнонаучных знаний и законов природы, освещение достижений в разработке теоретических проблем, открывающих новые перспективы науки и на ее основе новые возможности прогресса производства. Примерами научных решений, оказавших особое влияние на понимание объективной реальности мира, были теория естественного отбора Дарвина, периодический закон Менделеева, учение об условных рефлексах Павлова.

Соединение науки и демократии как условия формирования научного мировоззрения было программой научного творчества К. А. Тимирязева. Он утверждал, что цели и потребности науки и демократии, истинной науки и истинной демократии, одни и те же. Цели формирования научного мировоззрения читателей послужила и популяризаторская деятельность К.А. Тимирязева по распространению дарвинизма. Благодаря его мастерской пропаганде «Теория происхождения видов» Ч. Дарвина получила в нашей стране быстрое и широкое признание.

Реализация функции формирования научного мировоззрения непосредственно связана с приобщением человека к научным знаниям, воспитанием у читателя восприимчивости, понимания сути науки, научно-технического прогресса. Популярные издания по искусству выполняют важную функцию эстетического воспитания.

Для каждого, кто следит за развитием науки, научно-популярные издания, независимо от того, относятся ли они к техническим, гуманитарным наукам, к искусству или другим отраслям научного познания, нужны и полезны как средство расширения научно-познавательного кругозора. Эта их функция имеет не менее широкое значение, чем перечисленные выше. Во всяком случае можно предполагать, что цель ознакомиться с последними достижениями науки достаточно часто выступает в качестве стимула для прочтения различных изданий и особенно журнальных и газетных статей и заметок, а также для прослушивания сообщений по радио или просмотра телепередач.

Содействие расширению у читателей научно-познавательного кругозора может быть связано с выполнением научно-популярным изданием и других функций: содействия решению читателем практических задач; профессиональной ориентации читателя; адаптации его к определенным условиям и др. Важность предоставляемых научно-популярным изданием возможностей будет зависеть от целей действия и интересов читателя, а также от его стремления к реализации полученных сведений.

Названные функциональные свойства научно-популярного издания должны быть учтены при подготовке издания к печати. Необходимо видеть, какому читателю адресуется издание. Понятно, что вопрос о профориентации, к примеру, может быть актуальным в первую очередь для молодых людей, вступивших на путь самостоятельной жизни и работы.

Известны точки зрения, согласно которым научно-популярное издание должно выполнять информативные функции. Это не вызывает возражений. В принципе любая книга является средством фиксирования, хранения и передачи информации.

Оценивая таким образом научно-популярную книгу, следует признать ее как средство научной коммуникации. Конечно, не в таком качестве, как научная книга. Ее можно рассматривать в качестве источника научной информации не только в сфере отечественной науки, но и науки зарубежной. Поэтому важно (и об этом следует заботиться редактору), чтобы научная популяризация не обходила стороной достижения мировой науки.

Еще сравнительно недавно научно-популярная книга адресовалась большей частью читателю, не имеющему систематического образования. Авторы научно-популярных книг при изложении научного материала шли по пути упрощения, приводили возможно больше элементарных понятий из физики, химии, астрономии, математики, геологии, биологии и других наук, которые являются базовыми для естествознания и техники, и давали им популярное толкование.

В современных условиях задачи научной популяризации расширились и усложнились, потому что «вырос» и сильно изменился читатель. Расширились, как было показано, и функции научно-популярной книги. В ней нуждаются не только широкие массы читателей, но и ученые и специалисты самых разных направлений. Она нужна тем, кто учится, и тем, кто окончил учебное заведение. Нужна она и в послевузовском образовании. На этом этапе знания дает самостоятельная работа, и этому помогает научно-популярная книга. Проблемы современной науки и техники в широком плане интересуют и врача, и педагога, и юриста, и артиста, и художника.

Таким образом, получается, что ныне научно-популярная книга стала всеобщей потребностью. Вместе с тем очевидно, что она не может быть единой для всех. Следовательно, редактору необходимо отчетливо представлять уровень подготовки и потребности конкретных групп читателей. Только при этом условии можно обеспечить читателя нужной ему книгой.

Строгое деление читателей научно-популярной книги по группам - дело трудноразрешимое. Ее читательская аудитория включает всех - от школьника до ученого. Это - по образовательному уровню, возможностям восприятия научных знаний и целям их получения. Существуют и другие факторы, обусловливающие потребности в научно-популярных книгах: характер постоянных занятий, специальность, отношение читателя к той области научных знаний, которую отражает книга (непосредственное, косвенное и т.п.), возраст, познавательные склонности и многое другое.

Выявление читательских потребностей осуществляется путем маркетинговых исследований.

Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.

Массовый читатель весьма разнообразен, и его деление на какие-либо определенные группы, возможно, во многом условно. Можно обозначить значительную читательскую категорию, которую представляют люди, обладающие достаточно высокой общей подготовкой, в том числе имеющие высшее профессиональное образование, которые следят за развитием науки, техники, искусства, проявляют систематический интерес к достижениям научно-технического и общественного прогресса. В научно-популярной книге эти читатели ищут ответы на актуальные вопросы мироздания, бытия, духовной жизни. Их интересы могут быть обусловлены потребностью дальнейшего самообразования, желанием заполнить досуг полезным чтением. Наравне с любознательностью ими может владеть склонность к познавательной деятельности, к анализу, обобщению и оценке новых научных и технических достижений, а также к выявлению возможностей их использования.

Другую группу составляют читатели, которые имеют общее, цельное представление о мире и интересуются новыми знаниями о нем в порядке самообразования и с желанием более широкого его познания. Такими читателями могут быть люди со средним образованием и определенным жизненным опытом. Для них научно-популярная книга может представлять ценное пособие при решении практических вопросов. Конечно, тут дело не только в образовании. О нем приходится упоминать главным образом постольку, поскольку редактор должен учитывать при создании книги возможности ее прочтения и восприятия читателем. В принципе читатели, которых мы относим к данной группе, - это люди начитанные, порой обладающие систематическими знаниями предмета и устойчивым определенным мировоззрением.

Широкую массовую группу представляют учащиеся всех видов и форм образования - от младшего школьника до студента - выпускника вуза. Очевидно, что эту группу следует рассматривать, подразделяя ее на ряд подгрупп хотя бы по образовательным и возрастным признакам. Можно также учитывать психологический настрой, познавательный интерес, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.

Для учащихся научно-популярная книга может представлять специальный интерес в качестве обучающего средства, которое дополняет обязательные учебные издания и служит расширению программных знаний.

Рассматривая категорию читателей, которую составляют специалисты из смежных отраслей, нужно учитывать одну из особенностей современной науки и техники. В ходе научно-технической революции осуществляются дробление функции и структуры производства, дифференциация наук. Но преобладающей и определяющей является другая тенденция - интеграция, ведущая к становлению науки как единой сложной системы. С одной стороны, на стыках двух, даже трех традиционных наук возникают новые (биохимия, физико-химическая механика). С другой стороны, рождаются науки синтезирующего характера, объединяющие ряд далеко отстоящих наук, нередко естественных и гуманитарных (кибернетика, науковедение), и происходит взаимопроникновение методов исследования. Например, в результате математизации наук возникли математическая геология, математическая лингвистика. Все чаще решаются проблемы, требующие знаний в области ряда наук (бионика).

Еще одним примером является развитие и применение в различных сферах, в том числе в самой науке, новых информационных технологий, широкая информатизация всего общества.

Ученые признают, что современная наука развивается так стремительно, стала настолько сложной и многогранной, что человек, чтобы в полную меру жить жизнью своего времени, не может обойтись без научных знаний, популярно изложенных. Вот мнение академика Б. М. Кедрова: «...В большинстве своем ученые знакомятся с достижениями коллег из других отраслей, с новинками советской и мировой науки через популярную литературу. Ныне в той же химии фронт исследований настолько широк, что ученый с правого фланга вряд ли уяснит... что творится на левом». Следовательно, можно сказать, что одной из новых функций научно-популярной книги является взаимная информация ученых и инженерно-технических работников о состоянии и проблемах, о достижениях и новых методах исследования, применяемых в самых разнообразных отраслях знаний.

"

Анализ современного российского научно-популярного издания «Знание-сила»

Литвякова Лариса Александровна

Иркутский государственный университет, кафедра журналистики и медиаменеджмента

Орлова А.Э., кандидат философских наук

Аннотация:

В статье рассматривается история развития журнала «Знание-сила», особое внимание уделено его рубрикам. Также проводится анализ деятельности издания на современном этапе.

The article discusses the history of the magazine "Knowledge is power", special attention is paid to its rubrics. Also, the analysis of publication activities at the present stage.

Ключевые слова:

научно-популярный журнал; тираж; рубрика; читательская аудитория.

popular science magazine; edition; heading; readership.

Введение. Журнал «Знание-сила» вышел в свет в 1926 году в СССР. Первоначально издание ориентировалось на юношескую и молодежную аудиторию. Например, нередко на страницах издания можно было заметить призыв: «Юные техники! Читайте журнал «Знание-сила»».

Таким образом, в начале своей деятельности журнал позиционировал себя как ежемесячный научно-популярный и приключенческий журнал для подростков. Со временем «Знание-сила» стало обращаться ко все более взрослой аудитории. В послевоенное время он стал журналом, адресованным рабочей молодежи.

Актуальность. На сегодня журнал ориентирован на широкую аудиторию. Так, издание видит своей задачей «разговор с думающими людьми всех возрастов и специальностей о новых тенденциях в науке и обществе, о связях между различными областями науки и мысли - выявления человеческого смысла знания» . Целью журнала является поднятие престижа отечественной науки среди российского общества. Основной задачей журнала является популяризация науки, просвещение за счет этого личности. Поэтому представляется актуальным рассмотрение функционирования журнала в исторической перспективе, а также его роли в процессе распространения научных знаний среди читательской аудитории.

В связи с этим, целью исследования является анализ журнала «Знание-сила», для чего необходимо рассмотреть основные содержательные характеристики данного издания, проследить развитие журнала в историческом отрезке и в современности.

Следовательно, научная новизна данной работы заключается в комплексном анализе наиболее важных сторон научно-популярного журнала «Знание-сила», что позволяет выявить тенденции функционирования научно-популярной прессы в современной России.

Соответственно, для решения вышестоящей проблемы целесообразным представляется применить аналитический, исторический методы исследования.

Основная часть. Изначально журнал был изданием ЦК ВЛКСМ, Наркомпроса и ЦДТС. В 1930-х гг. на первых страницах издания публиковались помимо важнейших дат в том или ином месяце письма читателей о самом журнале, которые содержали благодарность редакции, критику, пожелания, рекомендации к улучшению. Кроме того, по отзыву одного из читателей можно узнать, для кого предназначался журнал: «Ваш журнал есть верный товарищ и помощник каждому рабочему подростку как в школе, в общественной работе, так и в домашнем быту...» .

В 1960-х гг. «Знание-сила» позиционировал себя как журнал рабочей молодежи и был органом государственного комитета Совета министров СССР по профессионально-техническому развитию. К тому времени журнал стал содержать материалы о гуманитарном знаний. Позже, вплоть до 1990-х гг. «Знание-сила» принадлежало ордену Всесоюзного общества «Знание». Однако, в течение 2016 г. журнал «Знание-сила» выпускается при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Более того, журнал является членом Российского исторического общества. Журнал также имеет свой научный совет, состоящий из членов Академии РАН.

Главные проблемы, раскрываемые в современных номерах журнала охватывают: научные сенсации и открытия; лица современной науки; прошлое в зеркале современности, будущее; интеллектуальная жизнь современного общества; приключения; история культурных форм; культурные смыслы науки; искусства и повседневности; связи между разными областями знания; между наукой обществом и повседневностью и т.д.

Журнал также содержит увлекательные рубрики. В 1930-м г. основные рубрики имели отношение к советской науке, советской идеологии, обществу (например, можно привести названия статей «Мировой красногалстучный слет», «Мы строим социализм», «Герои красной звезды», «Советские часы» и др.). В 1960-е гг. основные темы касались строительства новых городов, промышленности, космоса, изобретений советских ученых, также публиковались материалы о великих русских писателях, художниках. То, что журнал научно-популярный подтверждала рубрика «Веселая наука». Помимо этого, на последних страницах были помещены вопросы и задания для читателей.

В 1980-х гг. можно было увидеть такие, как «Природа, общество, человек», «Во всем мире», «Время и мы», «Курьер науки и техники», «Понемногу о многом», «Фотоокно «Знание-сила»», «Мыслители XX века», «Мозаика», «Страна фантазия» и др. В 1990-м г. журнал не раз открывался рубрикой «Лицом к лицу с катастрофой» . Тогда же журнал под рубрикой «Вести с противоракового фронта» поднимал проблему заболевания раком, его профилактике и лечения .

Со временем рубрики изменили свое название. Так, на первых страницах журнала в 2000-е гг. продолжали размещаться рубрики «Письма читателей», «Колонка редактора», но уже сегодня вначале публикуются «Заметки обозревателя», в которой редактор рассуждает о главной проблеме номера, «Новости науки», в которых представлены последние открытия и научные исследования в виде коротких заметок с небольшими иллюстрациями. Сам журнал открывается рубрикой «Главная тема», в которой объясняется выбор актуальной проблемы, охватывающей практически все материалы номера. Стоит отметить также, что тема космоса затрагивается в журнале довольно часто. Возможно это связано с возрастающим интересом к космологии, актуальностью данной отрасли знания в научной среде. Содержание новостей определяют последние исследования из области астрофизики, физики, современной географии, нейробиологии, нанонауки.

Сами статьи довольно небольшие по объему, содержат фактический материал. Кроме того, в журнале представлены ссылки на первоисточники - различные зарубежные научно-популярные журналы, сайты, данные научно-исследовательских институтов. Затем более подробно рассматриваются новейшие открытия. Есть в журнале и рубрика, которая посвящена материалам о будущем человечества, в которых прогнозируются последствия глобальных угроз, экологической катастрофы, идет размышление о гибели цивилизации. Внимание создателей журнала также обращено на социокультурные явления современной эпохи. Помимо этого журнал содержит проблемные материалы о микро- и макросреде.

Интерес представляет и рубрика «Чтение вчера, сегодня, завтра», в которой представлено интервью с современными отечественными деятелями науки, культуры и искусства. Помимо этого, в 2005 г. существовала рубрика «Беседы с учеными», а в 2010 г. «Беседы об экономике.

Немаловажно, что после больших текстов публикуются короткие занимательные заметки о здоровье, исторические заметки. В конце журнала размещен календарь важных дат в мире науки.

В целом, наиболее часто «Знании-силе» освещаются различные научные исследования, открытия. В достаточной мере представлены также темы, связанные с космосом. Немало материалов посвящено и проблемам будущего. Вместе с тем, нередко публикуются и исторические материалы.

Не менее важно и то, что журнал иногда посвящает номер какой-либо знаменательной дате или событию. Например, в 2005 г. существовала рубрика «200 сражению по Аустерлицем», в 2010 г. - рубрика «150 лет со дня рождения Антона Чехова».

Знаменательно, что в поддержку научной популяризации журнал осуществляет несколько проектов. Сами проекты представляют собой исследования, предпринимаемые журналом в отношении комплексов проблем, которые связаны с развитием науки, культуры и общества . Для рассмотрения проблем журнал привлекает специалистов из разных областей науки, философов, журналистов. Среди них проект «Культура: точки роста и инерции развития», который реализуется вместе с Автономной некоммерческой организацией «Единство журналистики и культуры» и Союзом журналистов России. Этот проект направлен на рассмотрение проблем в области культуры, ее смысла (статья «Смысл культуры - самосоздание человека»), литературы (статьи «Об энтомологии смысла к литературе открытых возможностей», «Творить мир, которого до тебя не было», «Ад и рай Антона Чехова»), фольклора и т.д. Есть и проект ««Знание-сила» 90», посвященный 90-летию журнала и содержащий подборку статей, отражающих этапы жизни самого издания. Среди авторов статей замечены известные ученые такие, как К. Циолковский, Лев Ландау, М. Водопьянов, А. Чижевский и др. Также существует проект «Знание-сила: Фантастика», являющийся по своей сути литературным приложением к журналу.

Интерес представляет проект «Музеи мира», в котором авторы рассказывают о музеях, размышляют над музеем как особым способом памяти о человеке, его истории и его науке. Например, некоторые статьи посвящены Кунсткамере, музею Шагала, музею Богородицкого поля и т.д.

Существует и проект «Монументальная память России: двойное прочтение», статьи которого содержат взгляд авторов на историю отечества через призму российских памятников времен империи. Отдельно проект посвящен Отечественной войне 1812 г., в материалах которого пересматриваются различные события того времени с иной точки зрения.

Журналом также с 2013 г. совместно с Мемориальным музеем космонавтики проводился лектории «Знание-сила», в котором ученые рассказывают о собственных исследованиях, охватывающих проблемы звездообразования (статья «Звездная спектроскопия», медико-биологических аспектов, планет Солнечной системы (статьи «Жизнь Солнечной системы», «Экзопланеты: в поисках второй Земли»), астропалеонтологии (статья «В поисках истоков жизни во Вселенной») и т.д. .

Также, как и в других авторитетных научно-популярных изданиях, в текстах журнала «Знание-сила» соблюдается научно-популярный стиль изложения, установлены причинно-следственные связи между явлениями и проблемами, материал изложен доступным для широкого читателя языком, есть ссылка на авторитетные компетентные источники.

Очевидно, что материалы журнала в основном имеют познавательный характер. Тем не менее, многие материалы также являются информационными, поскольку несут функцию донесения новейшей информации из мира науки, культуры, техники до читателя. Кроме того, журнал содержит фактографическую и проблемную информацию.

Примечательно, что материалы в журнале дополнены различными иллюстрациями, фотографиями, что несомненно привлекает интерес читателя.

Сам журнал распространяется по подписке на печатную и электронную версию или продается по свободной цене. Подписная цена одного номера составляет 208-216 руб. Исходя из этого, журнал доступен читателям с достаточно высоким доходом. Однако, сам журнал рекомендует себя и для читателей старше 6-ти лет. В целом, подобное положение можно наблюдать и у других научно-популярных журналов. Например, «Наука и жизнь», «Химия и жизнь». Однако, эти журналы имеют, несмотря на высокую стоимость, стабильный тираж.

Помимо выпуска тиража, издание получает доход и с издательской и рекламной деятельности. В частности, журнал осуществляет услуги литературного редактирования, корректуры, оформления издания, верстки, создании макета периодического издания, создании макета книг, рекламы в самом журнале, создании рекламного блока издания, создании баннера издания, создании фильмов, рекламных видеороликов, видео-лекции, мультимедийных дисков по научно-популярной тематике. Подобно этому, издание «Наука и жизнь» также занимается не только изданием журнала, но и выпуском книг, дисков.

Заключение. Таким образом, на основе результатов анализа издания можно сделать вывод, что журнал «Знание-сила» является современным научно-популярным журналом, который имеет длинную историю развития. Сам журнал пытается соответствовать тенденциям времени, при этом в нем соблюдается традиционный стиль, сложившийся за долгое время существования. В частности, материалы журнала имеют информацию, подтвержденную авторитетным мнением. Также большинство статей достаточно подробно раскрывают ту или иную проблему. Помимо этого, журнал публикует после объемных материалов интересную информацию в виде коротких новостей, что делает чтение журнала увлекательным для многих его читателей.

Библиографический список:


1. Сайт «Знание-сила» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.znanie-sila.su/?issue=issues/contents_iss.php&id=143&razd=1 (дата обращения: 10.09.16).
2. Журнал Знание-Сила». – №12. – 1990. – С.4.
3. Журнал Знание-Сила». – №11. – 2016. – С.4.

Рецензии:

2.03.2017, 8:00 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия : Статья Литвяковой Ларисы Александровны "Анализ современного российского научно-популярного издания "Знание-сила" содержательна, актуальна, раскрывает значимость журнала в распространении научных знаний, популяризации науки. Автор показывает как меняются темы, рубрики данного журнала в зависимости от исторического развития страны. Каждое время выдвигает свои темы, и журнал в соответствии акцентирует свое внимание, освещение на актуальных отраслях знаний в научной среде. Л.А.Литвякова выявляет тенденции развития научно-популярной прессы в Советском Союзе, позже в современной России, анализирует рубрики советского периода (1930,1960, 1980-х годов), главные темы современного периода: открытия, выдающиеся личности науки,искусство, общество и др.Особое исследовательское внимание автора уделено современным тенденциям развития журнала "Знание-сила". Сам журнал осуществляет проекты, которые представляют собой исследования, автор приводит конкретные примеры.Несмотря на новые тенденции ХХ1 века, журнал сохранил традиционный стиль, который был заложен с 1926 года,т.е. свыше 90 лет. Я рекомендую данную интересную и актуальную статью Л.А.Литвяковой к изданию в журнале. Примечание -небольшое замечание: -3-й абзац снизу текста статьи, последняя строчка "....эти журналы, не смотря на.."(несмотря-пишется слитно) С уважением -проф.С.Х.Барлыбаева

Научно-популярное издание

Научно-популярное издание (НПИ) -- издание, содержащее сведения о теоретических или экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту. Кушнаренко Н.В. Делопроизводство: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

Целевое назначение НПИ -- распространение и пропаганда научных и иных специальных знаний в области науки, техники, производства, в том числе их истории. Они содержат сведения научного или прикладного характера, но не во всем объеме, а только в виде общих законов, понятий, выводов, знание которых необходимо обществу в целом. Райцхаум А.Л. Функции научного издания//Секретарское дело. - 2001 - №2.

По читательскому адресу НПИ подразделяются на издания, рассчитанные: 1) на массового читателя; 2) на лиц, не являющихся специалистами в данной области; 3) на специалистов, работающих в смежных областях науки; 4) на практических работников, желающих использовать результаты научных исследований в своей профессиональной деятельности.

Среди НПИ наиболее распространены научно-популярные монографии, очерки, тематические сборники, серии, избранные сочинения, обзоры, энциклопедии.

Научная монография содержит всестороннее изложение научно-популярным языком результатов исследования научной проблемы.

Научно-популярный очерк -- описание научно-популярным языком отдельных периодов истории науки, техники, производства.

Тематические сборники научно-популярного изложения могут быть посвящены отдельной актуальной проблеме науки либо носить подытоживающий характер.

Многотомные издания посвящены проблеме, требующей подробного описания или многоаспектного раскрытия.

Научно-популярный обзор содержит вторичную научную информацию, представляющую собой описание научно-популярным языком совокупной характеристики современных достижений науки, техники, культуры, производства. Эти виды НПИ предназначены для ознакомления с ними специалистов и неспециалистов.

Научно-популярная энциклопедия -- это популярное изложение в систематизированном виде содержания лексических единиц определенной отрасли знания. Она обеспечивает ориентацию неспециалистов в понятийном аппарате отрасли знания.

Структура и справочный аппарат НПИ имеют ряд особенностей. Характер предисловия к изданию во многом зависит от конкретного адресата. Научные термины используются крайне умеренно. В изданиях, рассчитанных на читателей с начальной подготовкой, имеются контрольные вопросы, список рекомендованной литературы. В изданиях, ориентированных на более подготовленного читателя, представлены научные произведения. ПИ представляют собой, как правило, малообъемные издания с большим количеством иллюстраций. Среди них большой процент брошюр. В книгах по естественным и прикладным наукам в качестве иллюстраций нередко применяется карикатура -- рисунок, в котором в юмористической форме изображаются различные явления и процессы. НПИ выходят в основном в сюжетно-шрифтовых многокрасочных обложках.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений