Презентация учителя логопеда коррекция письменной речи. Презентация - коррекция нарушений письменной речи младших школьников

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Письмо - это сложная форма речевой деятельности, сложный психофизиологический, многоуровневый процесс. В процессе письма происходит перевод слышимого, произносимого слова, т.е. слова устной речи, в слово видимое. Устная речь зашифровывается, обозначается на письме определенными графическими значками.

3 слайд

Описание слайда:

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: ♦ слуховой дифференциации звуков, ♦ правильного их произношения, ♦ языкового анализа и синтеза, ♦ сформированности лексико-грамматической стороны речи, ♦зрительного анализа, ♦пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Дисграфия не исчезнет сама, ее нужно корригировать и исправлять.

4 слайд

Описание слайда:

Дисграфия - нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, не связанных ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Нарушение письма – что это? Учитель, беря в руки тетради некоторых учеников, горестно вздыхает, в них творится что-то невообразимое: куда-то пропадают или меняются местами буквы, а иногда и целые слоги; вместо одних букв внезапно появляются другие, абсолютно искажающие смысл слова. Масса, на ваш взгляд, глупых ошибок из-за элементарной, как вам кажется, невнимательности. Вы заставляете переписывать задание по нескольку раз, но толку никакого. Знайте, что в бесконечных двойках и тройках, которыми пестрят его тетради, не виноват.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

таблица поможет учителю: 1. определить причины трудностей в усвоении знаний и формировании навыков грамотного письма; 2. выбрать нужные для устранения трудностей задания и упражнения, предложенные в разработанном курсе «Учись писать грамотно», интегрировать, дополнить и варьировать эти упражнения в работе.

9 слайд

Описание слайда:

Надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии -фонематического восприятия (умение различить на слух звуки речи), лексико-грамматических сторон (наличие словаря соответствующий возрасту, умение правильно пользоваться грамматическими категориями), Звукопроизношения на разных этапах развития являются основными причинами дисграфии и дислексиию

10 слайд

Описание слайда:

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.

11 слайд

Описание слайда:

Неречевая симптоматика дисграфии. У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

12 слайд

Описание слайда:

Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Физический слух. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Музыкальный слух. Благодаря этому, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой композиторов. Речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

13 слайд

Описание слайда:

Если у ребенка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова.

14 слайд

Описание слайда:

Процесс становления чтения и письма сложен. В нём участвуют четыре анализатора: речедвигательный, который помогает осуществлять артикуляцию, то есть произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука); зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву); двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определённых движений, необходимых для записи)

15 слайд

Описание слайда:

Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за неправильного произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.

16 слайд

Описание слайда:

Специфические ошибки при дисграфии. 1. замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие по звучанию. В основе данных ошибок лежит фонетико –фонематическое недоразвитие (умение слышать и различать звуки.) Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, аффрикаты и их компоненты (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, б-п, д-т). Частыми ошибками являются замены гласных, находящихся даже в ударном положении, например, туча-точа, декабрь-декобрь и др. 2. Нарушение слоговой структуры слова. Механизмом данного вида ошибок является лексико – грамматические нарушения: анализа предложений (Сколько слов в предложении? Какое второе слово в предложении? и др.).

17 слайд

Описание слайда:

3.Несформированность умения делать анализ предложения обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов со словами; в раздельном написании слов, особенно приставки и корня. Наиболее распространенными являются следующие ошибки на письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных букв; перестановки букв; добавление лишних букв; пропуски, перестановки и добавления слогов. 4.Смешение букв сходных по начертанию- является неспособность овладеть графическим образом букв. В письменных работах при этом нарушении появляются ошибки в виде замен букв сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих букв: д-б, п-н, п-и, ш-щ, н-к, м-л и др.

18 слайд

Описание слайда:

Виды дисграфии 1. Артикуляторно-акустическая дисграфия на почве расстройств устной речи. (ФД) Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

19 слайд

Описание слайда:

Акустическая дисграфия -ФФН проявляется в заменах букв фонетически близких звуков, в нарушении обозначения мягких согласных, это буквы обозначающие свистяшие и щипящие (с-ш,с-ц, з-ж,..), звонкие и глухие (п-б, д-т, г-к. в-ф..), аффрикаты (ч-ть, ч-щ. ц-ть. и др.) а также гласные (о-у, ё-ю, е-и, а-я. о-ё, у-ю, и-ы.

20 слайд

Описание слайда:

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях слоговой структуры слова и предложения. Наиболее сложные является искажения звуко –буквенной состава слова (фонематический анализ). Характерные ошибки: пропуски согласных при стечении (диктант – «дикат», пропуски гласных (санки –снки») перестановки букв (окно- «коно») добавление букв (январь – «янаварь») Пропуски, добавления, перестановки слогов (велосипед- «весипед»,молоток – «мотолок»)

21 слайд

Описание слайда:

Аграмматическая дисграфия (ОНР) (охарактеризована в работах Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

22 слайд

Описание слайда:

На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов (приставка), суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом – «на столом»); изменении падежа местоимений (около него – «около ним»); числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

23 слайд

Описание слайда:

– обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. В чём выражается? Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками; Наиболее часто смешиваются следующие буквы: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к, о-а, Е-З; - Зеркальное изображение букв отдельных элементов. Оптическая дисграфия

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Рекомендации по коррекции дисграфии у детей. Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия? Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

27 слайд

Описание слайда:

Упражнение "Корректурная правка". Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минуты работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр. Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

28 слайд

Описание слайда:

Пишем вслух". "Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. Пример: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком). Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным ло*шка.

29 слайд

Описание слайда:

"Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только). Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".

30 слайд

Описание слайда:

Ищем «случайные» ошибки. Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста с помощью карточки- памятки. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей.

Коррекционная работа по устранению дисграфии

Докладчики:

Беликина И.Н.

Шапкина О.В.


Дисграфия

– частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.


Дисграфия

артикуляторно-акустическая

акустическая

связанная с нарушениями языкового анализа и синтеза

аграмматическая

оптическая


со сложной

дисграфией

Они имеют проблемы языкового анализа и синтеза

на различных уровнях:

Нарушение границ предложения, пропуски букв, нарушение звукослоговой структуры;

Лексико-грамматические нарушения: бедный словарь, аграмматизмы; - смешение по акустическому принципу (ж – ш, з – c…); - букв по оптическому принципу (б-д, к - н, о - а, и - у, т – п, и-ш, с-х).


недоразвитие познавательной деятельности ,

нарушение устной речи, несформированность языковых обобщений, нарушение деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов

Нарушения письменной речи у обучающихся являются очень распространёнными и имеют стойкий характер, они с большим трудом устраняются


  • коррекция произносительной стороны речи
  • формирование фонематических процессов
  • развитие лексико-грамматического строя речи
  • формирование связного высказывания
  • обогащение словарного запаса
  • закрепление словообразовательных моделей

слухового внимания и памяти

Симптоматика дисграфии

при целенаправленном коррекционно- логопедическом воздействии

постепенно сглаживается,

но не исчезает совсем.

зрительного внимания, восприятия и памяти

фонематического восприятия

фонематического слуха

пространственного восприятия

слухового восприятия


Принцип правописания

фонетический (фонематический)

морфологический

традиционный


Особенности ошибок

Многочисленные, повторяющиеся и сохраняются длительное время

связаны с несформированностью высших психических функций

характеризуются нарушением фонетического принципа письма

наблюдаются у детей школьного возраста


Группы ошибок

Пропуск букв

Искаженное написание букв

Замены рукописных букв

Искажения звукобуквенной структуры слова

Искажения структуры предложения

Аграмматизмы на письме


Принципы логопедического воздействия

дифференцированного подхода

системного подхода

деятельностного подхода

доступности

контроля

поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений речи


Этапы устранения речевых недостатков

Устранение пробелов в различении звуковой стороны речи (развитие фонематического слуха, уточнение произношения имеющихся звуков, постановка отсутствующих), закрепление зрительного образа буквы, сопоставление ее со звуком. Дифференциация звуков в устной и письменной речи.

Уточнение имеющегося запаса слов, дальнейшее обогащение словаря, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

формирование и развитие связной речи.

Развитие связной речи, а также уделяется внимание формированию умений и навыков написания деловых бумаг.







Упражнение «Слоговое лото». Помоги Вале собрать букет из листьев. Прочитай записанные на листьях слоги и составь из них слова. Слоги одного слова записаны на листьях с одного дерева (одинаковой формы).







Развивать правильное звукопроизношение

Развивать фонематический слух

Развивать зрительный и слуховой анализ и синтез

Слайд 1

Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20 станицы Подгорной Ушакова Л.Н
Коррекция нарушений письменной речи младших школьников.

Слайд 2

Письменная речь - сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая предполагает порождение высказывания: создание внутренней схемы, выбор слов, грамматическое структурирование.
В понятие «письменная речь» входит: -Чтение -Письмо. Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Письмо – владение графическими и орфографическими системами языка для записи. Чтение – восприятие написанного, воспроизведение текста «про себя» или вслух.

Слайд 3

Слайд 4

Нарушения письменной речи -нарушения устной речи; -недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов; - нарушения оптико-пространственной организации деятельности письма; -рассогласование в работе слухового, зрительного анализаторов и артикуляции; -отставание в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления).

Слайд 5

Виды нарушений письменной речи
Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма, при сохранном зрении, слухе, интеллекте, при регулярном педагогическом процессе. Дислексия- это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе чтения. Дизорфография- специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

Слайд 6

Дисграфия
Артикуляторно-акустическая дисграфия. Акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия Оптическая дисграфия

Слайд 7

Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Представляет отражение неправильного произношения на письме. Проявляется в виде пропусков, замены и смешения букв.
Акустическая дисграфия
Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных. Замена и смешение свистящих и шипящих. Замена и смешение аффрикатов и их компонентов. Замена и смешение гласных первого – второго ряда. Пропуски, замена и смешение мягкого знака. Замена и смешение о - у, е – и в ударной позиции.

Слайд 8

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
1) нарушение анализа - членения предложений на слова (слитное написание слов, раздельное написание слов (приставки, корень); 2) слогового и фонематического анализа и синтеза: -искажение звукобуквенной, слоговой структуры слова, -пропуски согласных при их стечении, -пропуски гласных, -перестановки букв, -добавление букв, слогов.

Слайд 9

Аграмматическая дисграфия
- неправильное употребление падежных окончаний, единственного и множественного числа существительных (деревы, ручков); - неправильное употребление прилагательных (лисячий хвост, медведевая берлога); - нарушения согласования и управления различных частей речи в словосочетании (семь конев, два кони, красная платья, дождь пошла и др.) - неправильное употребление предложно-падежных конструкций (Цветы стоят в ваза.) -пропуски членов предложения, чаще всего сказуемых (Мальчик песочнице); пропуски подлежащего и достаточно часто - определения (Пошел в лес. Собирает грибы. Зимой у зайца шуба. Его не видно.); - нарушение связи между отдельными предложениями, чаще всего это случается в результате пропуска какого-либо эпизода (Заяц бегал, бегал по лесу. И вдруг увидел. У него быстрые ноги. Лиса злится.); - неправильное членение текста на предложения.

Слайд 10

Оптическая дисграфия.
-неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы; замены и смешения графически сходных букв (п - т, л - м, и - ш, в - д).

Слайд 11

Дислексия
Фонематическая дислексия (проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении; в нарушении чтения, обусловленном недоразвитием функции фонематического анализа (побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова (пропуски, перестановки). Аграмматическая дислексия. Недоразвитие грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, связь слов в предложении). Мнестическая дислексия. У детей появляются трудности в усвоении всех букв, нарушаются ассоциации между зрительным образом буквы и произносимым звуком. Семантическая дислексия. Нарушение понимания прочитанных слов, предложений и текста. Оптическая дислексия проявляется в сложности усвоения оптически (графически) сходных букв и в их недифференцированных заменах.

Слайд 12

Дизорфография
Для дизорфографии характерны стойкие ошибки, связанные с трудностью усвоения учащимися орфографических умений и навыков и применения их на письме, при несформированности морфологического анализа или стойкой неспособности овладеть правилами пунктуации.

Слайд 13

В русской орфографии выделяются следующие основные принципы:
-фонетический (в основе его - четкое, правильное произнесение всех звуков речи (слова записываются так, как слышатся и произносятся); -морфологический (четкое представление о структуре слова - при различном произношении морфемы слова в сильной и слабой позиции сохраняется ее графическое единообразие); -традиционный (выбор буквы для обозначения фонемы, находящейся в слабой позиции, осуществляется на основе этимологии и традиции (заяц, корова); -морфолого-графических аналогий (объясняет написание буквы ь как графического уравнителя парадигм склонения существительных женского рода (ночь - ночью); одинаковую графическую парадигму слов мужского рода (врач - врачом); графическим уравнителем морфологической категории повелительного наклонения глагола (брось) и инфинитива (стеречь)).

Слайд 14

Первичная профилактика дислексии и дисграфии
Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад. Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.

Слайд 15

Вторичная профилактика дислексии и дисграфии
Основные этапы работы: I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой. III этап – восполнение пробелов в формировании связанной речи.

Слайд 16

Группа нарушения Показатели Время диагностирования
Трудности в овладении письмом Нечёткое знание всех букв алфавита. Сложности при переводе звука в букву и наоборот. Сложности при переводе печатной графемы в письменную. Трудности звуко- буквенного анализа и синтеза. Письмо под диктовку отдельных букв. Первое полугодие первого года обучения.
Нарушение формирования процесса письма Смешение письменных и печатных букв. Списывание осуществляется, но самостоятельное письмо в стадии формирования. Написание слов без гласных. Слияние или расщепление слов. Второе полугодие первого класса или первое полугодие второго класса.
Дисграфия Стойкие ошибки одного или разных видов Второе полугодие второго класса
Дизорфография Неумение применять на письмеорфографические правила по школьной программе Третий год обучения

Слайд 17

Современная комплексная методика профилактики дисграфии А.В. Семенович (2002 г.) представлена в трёх направлениях работы. 1. Стабилизация и организация энергетического потенциала организма (дыхательные упражнения, массаж, развитие сенсомоторики, преодоление мышечных дистоний, формирование навыков внимания). 2.Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (развитие зрительного и слухового восприятия, формирование пространственных представлений, логико – грамматических конструкций, развитие кинестетических процессов, фонетико – фонематических процессов), 3. Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (формирование мыслительных операций, анализа и синтеза, обобщения, самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, произвольного внимания, совершенствование обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов)

Слайд 18

Основные направления коррекционной работы по профилактике дисграфии: Развитие фонематического восприятия. (Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука). Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы - подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Слайд 19

Основные приёмы и методы работы по профилактике дизорфографии: 1.Развитие общей и мелкой ручной моторики. 2.Развитие и уточнение пространственно-временных представлений. 3.Развитие внимания. Важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, нахождения собственных ошибок (корректурные пробы). 4.Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, графической зашифровки объекта запоминания. 5.Развитие мышления.

Слайд 20

Основные приёмы и методы работы по профилактике дислексии: Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. Метод кинезиологической коррекции. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие. Поисковые таблицы слов "Фотоглаз". Метод "озвученного" чтения. Метод словесных анаграмм. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Раздели ошибки на две группыОрфографические:
безударные
гласные;
парные согласные;
непроизносимые
согласные;
имена собственные
Логопедические:
замены и смешения
(сильная позиция);
пропуски букв,
слогов;
зеркальность;
неправильное
обозначение
мягкости на письме

Какую помощь Вы можете оказать ребенку, допускающему логопедические ошибки?

Письмо

это сложный
навык и вид
графомоторной
деятельности
-

Механизм письма

1.
2.
3.
4.
5.
Мотивация письма
Замысел письма
Звуковой анализ
Выделение фонем
Перевод фонемы в
графему
6. Моторный акт
письма

Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

Речедвигательного – помогает
осуществлять проговаривание
Речеслухового – помогает произвести
отбор нужного звука
Двигательного – помогает осуществлять
движения мелких мышц кисти
Зрительного – участвует в подборе
нужных букв

Дисграфия

-
частичное нарушения
процесса письма,
проявляющееся в стойких,
повторяющихся ошибках.

Дисграфические ошибки

Стойкие
Сохраняются в течение многих
месяцев
Повторяются
Обусловлены
несформированностью
высших психических процессов

Классификация дисграфии

1. Артикуляторноакустическая дисграфия

2. Акустическая дисграфия
Первично – нарушение фонематического слуха

Классификация дисграфии

3. Дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза
Первично – нарушение фонематического восприятия
4. Аграмматическая дисграфия
Первично - нарушение лексико-грамматической стороны
речи

Классификация дисграфии

5. Оптическая дисграфия
Первично – нарушение зрительнопространственного восприятия
6. Дизорфография

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Артикуляторноакустическая дисграфия
Первично – нарушение звукопроизношения
Вторично – нарушение фонематического
слуха
Как говорю, так и пишу.

Виды ошибок

1. Отсутствие

Виды ошибок

2. Замены (с-ш, з-ж, ч-ц, р-л, сь-щ, к-т и
др.)

Виды ошибок

3. Смешения1. Постановка звука (
правильная артикуляция звука)
2.
3. Контроль за правильным
произношением звуков.
4. Закрепление произношения звуков в слов
ах, стихах, связной речи
5. Скороговорки, чистоговорки
6. Дифференциация звуков

Развитие движений губ, языка, щек

Губы хоботком тяну,
Подражаю я слону.
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.

Развитие движений губ, языка, щек

Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.

Закрепление произношения в словах, стихах, связной речи

Трон, театр, рак, нора, трактор
Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей.

Скороговорки, чистоговорки

Ра-ра-ра, весь мусор уберем с утра.
Ро-ро-ро, весь мусор соберем в ведро.
Ре-ре-ре, метем усердно во дворе.
Ри-ри-ри, двор убрали, раз, два, три.

Правильная артикуляция звука «р»

Губы – полураскрыты
Зубы – щель
Язык – кончик яз. дрожит
Воздушная струя – прерывистая
Голос - звенит

Акустическая дисграфия

Первично- нарушение фонематического
слуха
Фонематический слух – способность к
распознаванию звуков речи
Диагностика:
1. Повторение слоговых цепочек
2. Отбор картинок на звук «с»
3. Слова- паронимы

Виды ошибок

1. Смешения и замены парных согласных
(сильная позиция)

Виды ошибок

2. Неправильное обозначение мягкости
согласных

Виды ошибок

3. Смешения гласных (о- у, ё- ю, и- е)

Замены и смешения букв

Звонкие – глухие (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С,
Ж-Ш);
Гласные (У-О, Ю-Ё, И-Е);
Соноры (Л, М, Н, Р, Й);
Свистящие – шипящие (С-Ш, З-Ж, Сь –Щ);
Аффрикаты и их компоненты (Ч-Щ, Ц-ТС,
Ч-Ц, Ц-Т, Ч-Ть, С-Ц, Ч-Ш);
Неправильное обозначение мягкости на
письме гласными второго ряда и «ь»1. Правильная артикуляция смешиваемых
звуков
2. Опорные схемы, знаки, цвета и символы
3. Опора на разные анализаторы
4. Дифференциация смешиваемых звуков

Правильная артикуляция смешиваемых звуков

План
1.
2.
3.
4.
5.
Губы
Зубы
Язык
Голос
Воздушная струя
с
ш
Губы
в улыбке
округлены
Язык
за
нижними
зубами
за верхними
зубами
(«чашечка»)
Воздуш
ная
струя
холодная
теплая

Опорные знаки, схемы…

Опорные знаки, схемы…

Виды заданий

№ 4.
Замени условные обозначения буквами
П или Б.
Старушка о(─)ирается на (─)алку.
Крыша о(─)ирается на (~)алку.
Ссору надо за(~)ыть.
Лекарство надо за(─)ить.
В синем море звезды (~)лещут.
В синем море волны (─)лещут.

Виды заданий

№ 5.
Вставь пропущенные буквы П или Б.
Наш дом …ольшой и красивый. На
…ервом этаже магазин. В магазине …
родают одежду, о…увь. У …одъезда
дома растут то…оля и …ерезы.
Вокруг дома ре…ята …осадили много
цветов.

Литература

Литература

Логопедия. (под редакцией Волковой Л.
С.) Книга 2.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей
правильного произношения.
Волина В. В. Занимательное
азбуковедение.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений