Образное выражение г гельмгольца. Да здравствует интуиция

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Тест 4

Многообразие деятельности

Часть 1


  1. Кому принадлежит высказывание: «Великий реформатор приходит не с тем, что бы разрушать, а с тем, чтобы создать, разрушая»?

    1. И.Кант

    2. Платон

    3. В.Г.Белинский

    4. Ф.Энгельс

  1. Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее, называется

    1. Игровой

    2. Трудовой

    3. Духовной

    4. Творческой

  1. Знание, условия получения которого не осознаются, называется

    1. Интуицией

    2. Мастерством

    3. Воображением

    4. Фантазией

  1. Образное выражение Г.Гельмгольца: «Мысль осеняет вас внезапно, без усилия, как вдохновение», - характеризует

    1. Фантазию

    2. Интуицию

    3. Воображение

    4. Творчество

  1. Высказывание: «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых», - принадлежит

    1. И.С. Баху

    2. Ф.Шопену

    3. М.Глинке

    4. П.И.Чайковскому

  1. Кто автор фразеологизма «мартышкин труд»?

    1. Лафонтен

    2. И.А.Крылов

    3. А.С.Пушкин

    4. Автор не известен

  1. Целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека

    1. Творчество

    2. учеба

  1. В психологии процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений

    1. Фантазия

    2. Воображение

    3. Мышление

    4. Сознание

  1. Философ Н.А.Бердяев считал, что творчество состоит из двух актов, первый из которых

    1. Интуиция

    2. Воображение

    3. Вдохновение

  1. Второй акт творчества, по Н.А.Бердяеву

    1. Активность

    2. Интеллектуальный труд

    3. Реализация продуктов творчества (мастерство, искусство)

  1. Вид человеческой деятельности, в результате которого происходит приобретение знаний и овладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром

    1. Учение

    2. Творчество

  1. К духовной деятельности человека не относится

    1. Познавательная деятельность

    2. Социально-преобразовательная деятельность

    3. Прогностическая деятельность

    4. Ценностно-ориентировочная деятельность

  1. Психолог Эрих Фромм полагал, что этот вид деятельности является родовой чертой людей, отличающей их от остальных существ, и представляет собой одну из пяти главных экзистенциальных потребностей человека – стремление подняться над положением пассивного наблюдателя, занять созидательную позицию. О каком виде деятельности идет речь?

    1. О творчестве

    2. О труде

    3. Об игре

    4. Об обучении

  1. В 30-е годы XX в. вышла книга голландского историка, философа и культуролога Йохана Хейзинги «Homo ludens. В тени завтрашнего дня», которая положила начало так называемой теории

    1. Человека созидающего

    2. Человека играющего

    3. Человека творящего

    4. Человека смеющегося

  1. Кто из перечисленных ученых интересовался проблемами творчества?

    1. З.Фрейд, К.Г.Юнг, Л.С.Выготский

    2. Ф.Бэкон, Дж.Локк, В.Гейзенберг

    3. Ж.Пуанкаре, Г.Галилей, И.Ньютон

    4. Д.Дидро, Р.Декарт, Б.Спиноза

Часть 2


  1. Вставьте пропущенное пронятие: «Особой формой _______________________________ является мечта. Суть данного типа__________________________________ заключается в самостоятельном создании новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, то есть мечта – это _____________________________________________,
направленное на желаемое будущее».

  1. Установите соответствие между уровнем развития способностей и их содержанием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

^ Уровень способностей Содержание

А. задатки 1) своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает

Человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности

Б. одаренность 2) анатомо-физиологические особенности нервной системы,

Составляющие природную основу развития способностей

В. талант 3) высший уровень развития способностей, как правило, в каком-либо виде деятельности

Г. гениальность 4) высокий уровень развития специальных способностей, проявляющийся и развивающийся в деятельности


  1. Вставьте пропущенное слово в определение, данное словарём С.И.Ожегова: «Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ______________________________.

  1. Вставьте пропущенное слово: «Всякая _____________________________ есть прежде всего и в первую голову свободная деятельность _____________________________ по приказу уже больше не __________________________________. В крайнем случае она может быть некой навязанной имитацией… Она свободна, она есть свобода» (Й.Хейзинга)

  1. Способность непосредственного постижения истины без предварительного логического рассуждения называется ________________________________.

Часть 3


  1. «Кто испытал наслаждение творчеством, для того уже все другие наслаждения не существуют» (А.П.Чехов).

  1. «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев» (Д.Менделеев).

  1. «Не занятый делом человек никогда не может насладиться полным счастьем, на лице бездельника вы всегда найдете отпечаток недовольства и апатии» (Г.Гейне).

, olimpiada_po_informatike_10-11_klass.docx , olimpiada_evstifeeva.rar , Olimpiada_4_klass.docx и ещё 9 файл(а).
Показать все связанные файлы

Олимпиада по обществознанию 10 класс.

1. К социальным нормам относятся: 1) любовь, дружба, религия; 2) религия, право, мораль; 3) традиции,

мораль, экономика; 4) право, экономика, религия.

2. Общие черты или формы, присущие всем культурам: 1) культурные символы; 2) духовные идеалы; 3)

культурные универсалии; 4) духовные приоритеты.

3. Наука, изучающая развитие человечества, общества и его закономерности, большое значение уделяющая

причинно-следственным связям, называется: 1) обществознанием; 2) философией; 3) политологией; 4) ис-

4. Наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как природа и общество, так и мышление че-

ловека, процесс познания: 1) история; 2) социология; 3) философия; 4) этика.

5. Человек – продукт эволюций: 1) духовной и биологической; 2) биологической и социальной; 3) биологи-

ческой и культурной; 4) биологической и социально-культурной.

6. Основные понятия в философии, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, от-

ношения явлений действительности и познания, называются: 1) терминами; 2) категориями; 3) идеями; 4)

догмами.

7. Наибольший вклад в учение о бытии (онтологию) внесли: 1) К. Маркс и Ф. Энгельс; 2) О. Кант и М. Ве-

бер; 3) Д. Юм и Дж. Беркли; 4) Г. Гегель и М. Хайдеггер.

8. Представление о человеке как «образе и подобии Бога» характерно для: 1) древнегреческой философии;

2) древнекитайской философии; 3) христианства; 4) древнеиндийской философии.

9. Верно ли следующее высказывание: «Деятельность, в отличие от поведения, всегда целенаправленна,

активна, организованна, систематична, нацелена на создание определенного продукта» 1) верно; 2) невер-

но; 3) верно отчасти; 4) указанные признаки всегда характерны для поведения.

10. Специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование ок-

ружающего мира, включая самого себя и условия своего существования: 1) потребности; 2) деятельность;

3) действие; 4) поведение.

11. Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих на-

правление деятельности: 1) поведение; 2) поступок; 3) цель; 4) мотив.

12. Поведение состоит из: 1) поступков; 2) действий; 3) потребностей; 4) инстинктов.

13. Знание, условие получение которого не осознаются называется: 1) интуицией; 2) мастерством; 3) вооб-

ражением; 4) фантазией.

14. Образное выражение Г. Гельмгольца: «Мысль осеняет вас внезапно, без усилия, как вдохновение», -

характеризует: 1) фантазию; 2) интуицию; 3) воображение; 4) творчество.

15. К функциям общения не относится: 1) организация совместной деятельности; 2) адаптация; 3) познание

людьми друг друга; 4) формирование и развитие межличностных отношений.

16. К основным механизмам взаимодействия в процессе общения не относится: 1) идентификация; 2) эмпа-

тия; 3) деривация; 4) рефлексия.

17. Элементом механизма самоконтроля не является: 1) коммуникация; 2) общественное мнение; 3) санк-

ция; 4) индивидуальное сознание.

18. К отраслям частного права не относится:1) гражданское право; 2) гражданско-процессуальное право; 3)

семейное право; 4) предпринимательское право.

19. Мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, которая является либо истинной, либо

ложной, называется: 1) понятием; 2) суждением; 3) гипотеза; 4) умозаключение.

20. Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира: 1) эмпиризм; 2) рациона-

лизм; 3) агностицизм; 4) алогизм.

21. Знание, которое не зависит от воли и желаний субъекта, называется: 1) объективной идеей; 2) объек-

тивной истиной; 3) абсолютной истиной; 4) относительной истиной.

22. Философ, считающий, что познание мира человеком ограничено его собственной природой: 1) Ф. Бэ-

23. Критерий истины, с точки зрения Р. Декарта: 1) ясность и отчетливость; 2) вера; 3) практическая дея-

тельность; 4) опыт.

24. Какое из определений не принадлежит к определению науки: 1) область человеческой деятельности,

вырабатывающей объективное знание о мире; 2) наблюдение, классификация, описание, эксперименталь-

ные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений; 3) система взглядов, понятий и пред-

ставлений об окружающем мире; 4) форма общественного сознания, представляющая исторически сло-

жившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в хо-

де общественной практики.

25. Свойства реальных объектов, представленных в виде числовой величины: 1) измерение; 2) опыт; 3) экс-

перимент; 4) теория.

26. Мифы о конце света называются: 1) тотемическими; 2) эсхатологическими; 3) этнологическими; 4) тео-

гоническими.

27. Свод прикладных правил художественного или поэтического ремесла: 1) закон; 2) образ; 3) канон; 4)

28. В структуру познания не входит: 1) субъект; 2) объект; 3) средства познания; 4) мотив.

29. Что не является характерным для законов природы? 1) обусловлены человеческой деятельностью, це-

лями, потребностями, мотивами, ценностными ориентациями людей; 2) вечны и несменяемы; 3) носят на-

блюдательный, однозначный характер; 4) они – проявления стихийных, абсолютно объективных сил.

30. Что не является характерным для законов социального развития? 1) в основном временны и существуют

ровно столько, сколько сам социальный объект; 2) могут быть нарушены или отменены; 3) в их познании

Боголюбов Л. Н. Человек и общество. Обществознание.: Учебное пособие . Под редакцией Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой - М.: Просвещение, 2002. - 270 c.
ISBN 5-09-010561-8(1)
Скачать (прямая ссылка): chelovek.pdf Предыдущая 1 .. 17 > .. >> Следующая
Важнейшим механизмом творчества является интуиция - знание, условия получения которого не осознаются. В интуиции проявляется, таким образом, бессознательное в деятельности человека. В этом случае человек может сказать: «Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно такОто». Решение сложной научной проблемы, над которой исследователь бьется подчас годами, нередко приходит как бы внезапно, в неожиданное время, даже тогда, когда мозг человека занят решением совсем других задач. Знаменитый немецкий ученый Г. Гелъмголъц (1 821-1894) говорил: «Мысль осеняет вас внезапно, без усилия, как вдохновение».
Интуиция играет большую роль в военной деятельности. В ходе сражения полководцу приходится принимать решение мгновенно, от этого нередко зависит победа или поражение. Немецкий военный теоретик К. Клаузевиц (1780-1831) писал: «Умственная деятельность здесь (на войне. - Авт.) покидает область строгого знания - логики и математики и превращается в искусство в более широком смысле этого слова, то есть в умение интуитивно выбрать из бесчисленного множества предметов и обстоятельств важнейшие и решающие».
Но бессознательное в творчестве тесно связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Прежде чем счастливая мысль «озарит» ученого или полководца, изобретателя или поэта, немало труда бывает затрачено
43
на поиск решения, анализ различных его вариантов, накопление подходящего материала. Психологи считают, что на пути к верному решению происходит сознательное изучение проблемы и бессознательное накопление образов, четкое осознание задачи и бессознательное нахождение ее решения. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт и накопленные знания. Но ключом к решению может стать неосознанная часть предшествующего опыта, его «побочный продукт».
Существуют и другие взгляды на природу творчества. Так, русский философ Н. А. Бердяев считал творчество прибавлением, созданием нового, не существовавшего в мире. Он связывал тайну творчества с Богом, который сотворил мир из ничего. В творчестве человека философ усматривает две стороны. Первый творческий акт, по Н. А. Бердяеву,- это интуиция, «внутреннее познание». Второй творческий акт - это реализация продуктов творчества, называемая мастерством, искусством.
В первом - человек свободен, но это познание внутри самого себя. Во втором - он связан с окружающим миром, материалами мира, зависит от других людей, он уже «отяжелел и охлажден». «Творческое горение, творческий взлет,- писал Н. А. Бердяев,- всегда направлены на создание новой жизни, нового бытия, но в результате получаются охлажденные продукты культуры, культурные ценности, книги, картины, учреждения, добрые дела».
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Что должен делать молодой человек, чтобы развить в себе творческие способности? Конечно же овладевать культурой, языком, знаниями, способами деятельности. Опыт предшествующих поколений, запечатленный в культуре, включает в себя и опыт творческой деятельности. Но усвоить его можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы; решать нестандартные, трудные задачи; обдумывать различные варианты решения; сопоставлять несовпадающие точки зрения; общаться с искусством; развивать воображение, фантазию; не верить любому утверждению, а, сомневаясь, проверять его истинность; применять в решении проблемы различные средства; искать их наилучшую комбинацию и помнить слова великого русского композитора П. И. Чайковского: «Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».
Наряду с названными выделяются такие виды деятельности, как труд, игра, учеба.
44
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На первый взгляд между игрой и трудом нет ничего общего. Труд - за этим словом так и слышится: трудно, трудности, которые необходимо преодолевать. А слово «игра» вызывает ассоциации с чем-то приятным, легким, увлекательным. Однако противопоставление отнюдь не очевидно. Можно вспомнить, что о труде высокого профессионала говорят: работает играючи.
На вопрос, что такое труд, существует несколько точек зрения. Сторонники одной из них понимают труд предельно широко: по их мнению, любая сознательная деятельность человека равнозначна труду. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, прежде всего с многообразием предметов, можно говорить о труде.
Сторонники другой точки зрения рассматривают труд как один из видов деятельности, но далеко не единственный. В самом деле, труду присуща такая черта деятельности, как проявление активности в действиях, причем активности целесообразной. Об ином бессмысленном подобии труда приходится слышать обидное: «мартышкин труд». У труда обязательно есть и такие отличительные черты, как практическая полезность, наличие результата. «Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». Если не нужно никому, то и усилия прилагать незачем. Будут ли результатами труда материальные ценности или духовные богатства, их созданию подчинена трудовая деятельность.

«Ты это точно знаешь?» — «Нет, но я интуитивно чувствую…» Часто слово «интуиция» мы используем для обозначения чего-то неопределенного, не подкрепленного логикой. Однако интуиция древнее логического мышления, и миллионы лет человек опирался исключительно на нее. Само его выживание в значительной мере зависело от степени развития интуиции. Сегодня интуиция играет ничуть не меньшую роль.

Большая часть того, что несет в себе философия, искусство, научное или любое открытие, происходит на интуитивном уровне . Чтобы создать произведение искусства (а также позднее понять его смысл), чтобы дойти до любого открытия или изобретения, чтобы создать что-то новое, чтобы понять смысл любой идеи и любого закона в Природе, нужно не только знание, не только теории философии, науки или эстетики. Нужно почувствовать и передать ДУХ, СУТЬ, СИЛУ той идеи, которую мы пытаемся понять или передать через любую форму. А этот дух нельзя ни адекватно сформулировать, ни объяснить словами.

Интуиция — способ, посредством которого наши Душа и Сердце общаются с нашим Сознанием : она выходит далеко за пределы логики и здравого смысла. Человеческая интуиция использует не только визуальные образы, но и символы, метафоры, архетипы, она использует неординарные способы и формы, накопленные за всю историю развития человека. Поэтому интуиция по своим возможностям несопоставимо богаче всех остальных, более ординарных и более знакомых нам, форм познания.

Логика — ограниченный инструмент нашего Сознания. Это лишь инструмент мышления, но не само мышление. Она обрабатывает информацию, но не создает нового знания, она отвечает за корректность преобразования суждений, но не способна выяснить, истинны или ложны сами посылки.

Парадокс в том, что мыслить всецело логически, рационально — невозможно. Значит, логике должна предшествовать некая способность узнавать истину. Эту способность узнавать истину, которая предшествует логике и которая для узнавания истины не пользуется логикой, в древности и называли интуицией. (Слово «интуиция» происходит от латинского intuition, «пристальное всматривание».)

Там, где рассудок делает последовательные, логические шаги, неуклонно, но медленно приближаясь к цели, интуиция действует быстро и даже молниеносно, подобно вспышке. Ей не требуются доказательства, она не опирается на рассуждения. Интуитивное мышление протекает незаметно, «естественно», оно не так утомительно, как логическое, предполагающее усилия воли.

Стоит человеку довериться интуиции, он теряет нить логических рассуждений, погружается в стихию внутренних состояний, неясных ощущений и предчувствий, образов и символов.

Напротив, если человек работает в хорошо осознаваемом, логическом режиме, он лишается доступа к своему интуитивному опыту.

Благодаря интуиции человек моментально представляет картину реальности в целом. Он предчувствует или даже ясно видит, как дальше развернутся события (по крайней мере, основные варианты) и к чему ведет событие или драма, суть которой так плохо понимают ее участники. Но ему будет гораздо труднее передать, облечь эту картину в словесную форму (во всяком случае, без существенных потерь), а кроме того, ответить, каким образом он смог понять происходящее (если не считать ответом ссылку на жизненный опыт).

По словам американского психотерапевта Эрика Берна, «интуиция подразумевает, что мы знаем о чем-то, сами не зная, как мы узнали об этом».

Психологи плохо представляют, как работает интуиция, и еще хуже — как ее изучать. Чаще всего пользуются термином «инсайт» — «озарение»: слово это происходит от английского insight, «постижение», «озарение», «проникновение в суть». Этим термином обозначают момент, когда человека вдруг осеняет новая идея, в голову приходит решение задачи, над которой он долго думал. Инсайт называют еще «ага-реакцией», подразумевая те восклицания, которые мы непроизвольно издаем, если внезапно начинаем схватывать суть проблемной ситуации и видим из нее выход. Творческое озарение Архимеда, выскочившего из ванны с криком «Эврика!», — классическая иллюстрация инсайта.

Поэтому многие современные психологи считают, что источник интуиции — в Бессознательном, точнее, в его налаженном взаимодействии с сознанием. Исследования подтверждают данный выво д. Когда проявляется интуиция, она работает с предчувствиями, архетипами, символами. Неслучайно интуитивные предвидения нередко рождаются во сне, полудреме или в грезах наяву.

Человек с развитой интуицией умеет тонко улавливать подсознательную информацию — например, по интонации, мимике, жестам, выражению глаз способен понять многое из того, что его собеседник не хочет или не может сказать открыто. Почти вся такая информация не попадает в поле нашего внимания и не доступна сознательному контролю, однако она не исчезает для нас совсем, формируя на уровне бессознательного особый, интуитивный опыт. Интуитивный опыт складывается помимо желания и воли, он не может быть ни произвольно проявлен, ни повторен человеком, хотя существенно влияет на характер нашей деятельности и поведения. Интуитивный опыт определяет русло, в котором протекает мышление.

Философы древности, в частности Сократ и Платон, понимали интуицию и интуитивный опыт гораздо глубже . Они воспринимали интуицию как интегральную способность человека к целостному, голографическому познанию истины одновременно в разных аспектах — Прошлого, Настоящего и Будущего, Жизни и Смерти, Эволюции, Пространства и Времени, Вечности, Видимого и Невидимого, Архетипа и Формы, Духовного и Материального. А интуитивный опыт в их понимании — это не только «внешние» моменты, которые попадают в подсознательное, и не только абстрактное «Бессознательное» человека, о котором говорят современные психологи. Это способность «узнавания», «воспоминания». Речь идет об опыте Бессмертной Души, который она собрала на протяжении длинной вереницы воплощений. Часть этого опыта душа узнает, вспоминает через вспышки интуиции, «озарения». Это способность улавливания идей-архетипов, способность перенестись за пределы материального мира, в мир идей и жить в нем или им хотя бы одно короткое мгновение. Это интегральное качество еще до конца не развито в человеке, но оно может пробудиться, развиться.

В 1926 году американский исследователь Грэхем Уоллес предложил ставшую впоследствии знаменитой схему процесса творческого мышления. Он разработал ее на основе данных самонаблюдений выдающихся ученых, прежде всего немецкого физиолога, физика и математика Германа Гельмгольца и французского математика Анри Пуанкаре. Уоллес в этом процессе выделил четыре стадии.

Первая стадия — подготовка. Она включает сбор необходимой информации о проблеме, сознательные поиски ее решения и обдумывание.

Философский опыт говорит о том же другими словами: необходим период, когда ничего не получается, когда ты думаешь, делаешь попытки, но они ни к чему не приводят. Как будто бьешься головой о стену.

Вторая стадия — инкубация. Вынашивание проблемы. Период кажущегося застоя. На самом же деле происходит глубинная бессознательная работа над задачей, причем на уровне сознания человек может о ней вовсе не думать.

Философский подход: когда посадил, полил — не выдергивай, чтобы посмотреть, что получается. Дай Природе сделать свое дело.

Третья стадия — просветление . Вдохновение, открытие, инсайт. Наступает всегда неожиданно, мгновенно и подобна резкому скачку. Решение в этот миг рождается в виде символа, мысли-образа, который трудно описать словами.

Четвертая стадия — проверка. Образ облекается в слова, мысли выстраиваются в логической последовательности, открытие научно обосновывается.

Момент озарения (инсайта), рождения идеи является кульминацией интуитивного творческого процесса. И до сих пор он остается неуловимым, загадочным, почти мистическим. Наверное, он всегда будет окутан тайной. Если бы секрет озарения удалось разгадать и его можно было воспроизводить, то великие открытия совершались бы по желанию, по инструкции, на заказ. Легкодоступным стало бы и решение любых жизненных проблем, и добывание новых знаний о мире, и постижение глубоких истин — все то, что обычно дается людям большой ценой.

Хотя и психологи, и философы согласны в главном: путь, ведущий к озарению (инсайту), в общем-то известен. Нужно упорно и сосредоточенно трудиться над конкретной проблемой — всесторонне исследовать ее, стараясь получить максимум информации, вновь и вновь размышлять о ней, страстно мечтая найти решение, но в то же время не зацепляться за это свое желание. Внутреннее озарение является результатом длительной неосознанной работы. Некоторое время нужно жить идеей (проблемой), не находя решения, и, скорее всего, в один прекрасный момент оно озарит сознание, точно удар молнии, и принесет с собой необычайное по силе переживание понимания, ясности, взлета, прорыва, счастья.

Французский математик Анри Пуанкаре об озарении:

«То, что вас удивит прежде всего, — это видимость внутреннего озарения, являющаяся результатом длительной неосознанной работы; роль этой бессознательной работы в математическом изобретении мне кажется несомненной.
Часто, когда работают над трудным вопросом, с первого раза не удается ничего хорошего, затем наступает более или менее длительный период отдыха, и потом снова принимаются за дело.
В течение первого получаса дело вновь не двигается, а затем вдруг нужная идея приходит в голову.
Можно было бы сказать, что сознательная работа стала более плодотворной, так как была прервана, и отдых вернул уму силу и свежесть. Но более вероятно предположить, что этот отдых был заполнен бессознательной работой и что результат этой работы внезапно явился… Иногда… озарение, вместо того чтобы произойти во время прогулки или путешествия, происходит во время сознательной работы, но совершенно независимо от этой работы, которая самое большее играет роль связующего механизма, переводя результаты, полученные во время отдыха, но оставшиеся неосознанными, в осознанную форму.
Есть еще одно замечание по поводу условий этой бессознательной работы: она возможна или, по крайней мере, плодотворна лишь в том случае, когда ей предшествует и за ней следует сознательная работа. …Внезапные вдохновения происходят лишь после нескольких дней сознательных усилий, которые казались абсолютно бесплодными…
Необходимость… периода сознательной работы после озарения еще более понятна. Нужно использовать результаты этого озарения, вывести из них непосредственные следствия, привести в порядок доказательство.
Но особенно необходимо их проверить… Я уже говорил о чувстве абсолютной уверенности, которое сопровождает озарение, обычно оно не бывает ошибочным, но следует опасаться уверенности, что это правило без исключения».

Немецкий физиолог, физик и математик Герман Гельмгольц об озарении:

«Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она — не знаешь сам. Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение. Насколько могу судить по личному опыту, она никогда не рождается в усталом мозгу и никогда — за письменным столом.
Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все ее изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма. Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда проходило наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и благожелательного спокойствия — и только тогда приходили хорошие идеи.
Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс. Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь».

Что нужно, чтобы пробуждать и развивать интуицию?

  • Возвышать сознание. Не застревать надолго в мелких, бытовых вопросах и проблемах. Каждый день находить время, чтобы возвысить сознание. Отсекать ненужные мысли, эмоции и накручивания.
  • Научиться «не думать» в важные моменты. Интуиция начинает работать тогда, когда прекращается логическое мышление. Логика нужна, но всему свое время.
  • Убирать стереотипные подходы . Каждый раз переосмыслять по-новому то, что уже знаешь. В любое действие вносить творчество.
  • Не пребывать в бездействии. Проявлять усилия и инициативу. Когда возникает любой вопрос, делать все, чтобы найти ответ самому.

Изобретение швейной машинки во сне

Изобретатель Элиас Хове долго и неустанно трудился, создавая первую швейную машину, но ничего не получалось. Однажды ночью ему приснился кошмарный сон: за ним гналась банда людоедов, они уже почти настигли его — он даже видел блеск наконечников копий. Сквозь весь этот ужас Хове неожиданно отметил для себя, что в каждом наконечнике просверлено отверстие, по форме напоминающее ушко швейной иглы. И тут он проснулся, еле дыша от страха.

Лишь позднее Хове догадался, что ему хотело подсказать ночное видение. Для того чтобы швейная машина заработала, нужно было всего лишь переместить ушко иглы с ее середины вниз, к острию. Это и было то самое решение, которое он искал. Так благодаря страшному сну, посетившему Хове, родилась швейная машина.

Дисней и музыка

«В музыке есть моменты, которые людям трудно понять, пока они не увидят на экране воплощающие ее образы, — говорил он. — Лишь тогда они смогут прочувствовать всю глубину звучания».

Умение задавать вопросы

Эйнштейн однажды заметил, что, если бы его собирались убить и у него оставался бы лишь один час, чтобы придумать план спасения, он посвятил бы первые пятьдесят пять минут правильной постановке вопроса. «Чтобы отыскать ответ, — говорил Эйнштейн, — хватит и пяти минут».

Метод Леонардо да Винчи

Из современной психологии известно, что практически любой стимул — даже совершенно бессмысленные кляксы Роршаха — вызывает целый поток ассоциаций, мгновенно подключающий наиболее чувствительные области вашего сознания. Леонардо да Винчи открыл это за пять веков до Зигмунда Фрейда. Однако в отличие от Фрейда Леонардо не использовал свободные ассоциации для выявления каких-то глубинных комплексов. Напротив, таким образом великий флорентиец в эпоху Возрождения прокладывал свой собственный путь к художественным и научным прозрениям.

«Это не трудно… — писал Леонардо в «Записках», — просто остановиться по пути и посмотреть на потеки на стене, или угли в огне, или облака, или грязь… там вы можете найти совершенно потрясающие идеи…»

Леонардо черпал вдохновение также и из звуков колоколов, «в звоне которых можно уловить любое имя и любое слово, какое вы только способны себе вообразить».

Не исключено, что, упражняясь в некоторых из методов, вы можете почувствовать себя довольно глупо, но не стоит из-за этого беспокоиться. Вы в хорошей компании. Леонардо да Винчи тоже признавал, что его «новый способ», несомненно, позабавит циников.

«Это может показаться смешным и нелепым, — писал он. — Но тем не менее очень полезно для того, чтобы вдохновить ум на различные изобретения».

О пользе дневника

В 20-е годы нашего века исследовательница Катерина Кокс подробно изучила биографии более трехсот исторических гениев — таких, как сэр Исаак Ньютон, Томас Джефферсон, Иоганн Себастьян Бах. Ее исчерпывающее исследование сохранившихся фактов выявило поразительные совпадения в поведении и привычках этих выдающихся людей.

По мнению Кокс, одним из признаков гения является склонность красноречиво описывать свои чувства и мысли в дневнике, в стихах, в письмах к друзьям и родным. Эта тенденция начинает проявляться уже в раннем возрасте. Кокс наблюдала ее не только у литераторов, но и у военных, политиков и ученых.

Подтверждение словам Кокс можно легко найти, порывшись в библиотеке. Известно, что не более одного процента человечества имеют привычку описывать свои мысли и чувства в дневниках, заветных тетрадях или книгах. Но вот что интересно: добившиеся выдающихся успехов в жизни, как правило, попадают в этот один процент!

Так что же истинно: всякий писака — гений, или всякий гений — писака? Почему выдающиеся умы начинают вести дневники? Может быть, они предчувствуют свою будущую славу и хотят оставить наследство историкам? Или страсть к писательству есть побочный продукт напряженно работающего ума? Или — избыточно раздутого эго? А может быть — и именно здесь хочется остановиться, — это механизм, с помощью которого люди, не рожденные гениальными, подсознательно развивают в себе выдающийся интеллект?

Настоящие мысли приходят редко

Однажды репортер спросил Альберта Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то в блокнот, записную книжку или в специальную картотеку. Эйнштейн посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал: «Милый мой, настоящие мысли так редко приходят в голову, что их нетрудно и запомнить!»

Физик, который не знал математики

Английский изобретатель Майкл Фарадей был одним из наиболее выдающихся научных умов. Его теория электромагнитных полей и силовых линий вдохновила Эйнштейна. Тем не менее метод Фарадея озадачил и озадачивает до сих пор тех историков науки, кому присуща прямолинейность.

«Фарадей… отличался абсолютной математической невинностью… — удивляется Айзек Азимов в «Истории физики». — Он разработал свою теорию силовых линий удивительно незамысловатым способом, представив их как резиновые ленты».

Ученые, видимо, еще долго не знали бы, что делать с силовыми линиями Фарадея, если бы Джеймс Кларк Максвелл впоследствии не описал их математически. Бедный Фарадей очень старался разобраться в построениях Максвелла, но в конце концов совсем запутался и написал Максвеллу письмо, в котором умолял его «перевести иероглифы на человеческий язык, который я сам бы смог понять».

Оставаться ребенком

Однажды грузовик застрял под путепроводом, потому что кузов был слишком высоким. Полиция и дорожная служба попытались протолкнуть его, но ничего не получилось. Все высказывали свои предложения, как вызволить грузовик. Сначала решили снять часть груза, но от этого грузовик стал легче, приподнялся на рессорах и еще плотнее застрял под мостом. Пробовали использовать лом и клинья. Пытались увеличить число оборотов двигателя. Короче говоря, делали все, что обычно делается в таких случаях, но становилось только хуже.

Вдруг подошел шестилетний мальчик и предложил выпустить немного воздуха из шин. Проблема тут же была решена!

Полиция и дорожные рабочие не смогли освободить грузовик потому, что слишком много знали, и все, что они знали об освобождении застрявших машин, сводилось, так или иначе, к применению силы. Большинство наших проблем лишь усугубляются от нашего «многознания». И только когда нам удается отвлечься от известных решений, мы начинаем действительно улавливать суть проблемы.

Откуда Моцарт брал музыку?

Как и многие другие гении, Вольфганг Амадей Моцарт утверждал, что он пишет свои музыкальные композиции в мыслях, доводя до совершенства каждый аккорд, прежде чем взяться за перо и бумагу. Моцарт частенько удивлял современников, то демонстрируя способность «писать» музыку вперемешку с игрой в бильярд, то небрежно и беззаботно набрасывая увертюру к опере «Дон Жуан» за несколько часов до ее премьеры. Моцарт объяснял, что в таких случаях он вовсе не сочиняет музыку, а просто, как под диктовку, записывает из головы готовый отрывок.

В письме, датированном 1789 годом, гениальный композитор рассказывал, что, до того как запечатлеть свое творение на бумаге, он мысленно оглядывает его целиком, «как ослепительно прекрасную статую». Моцарт не проигрывал свои творения так, как их исполнял оркестр, — такт за тактом — он охватывал все «одним взглядом». «Я не прослушиваю в моем воображении партии последовательно, — писал он, — я слышу их звучащими одновременно. Не могу передать, что это за удовольствие!»

Открытие бензольного кольца

После целого дня работы над учебником химии Фридрих Август Кекуле почувствовал себя разочарованным. «Все плохо, — решил химик, — моя душа занята не тем». Кекуле придвинул кресло поближе к камину и стал смотреть на пляшущие языки пламени. Довольно долго он размышлял о молекуле бензола, строение которой продолжало ускользать от него. В конце концов, как он признался впоследствии, он погрузился в состояние полусна. То, что произошло потом, вошло в научный фольклор как величайшая минута — и величайшее чудо.

Начиная дремать, Кекуле клевал носом и вдруг увидел среди пламени какие-то фантастические формы. «Я видел, как атомы проносятся перед моими глазами, — вспоминал ученый. — Они двигались длинными рядами, извиваясь, как змеи».

Внезапно он уловил какое-то резкое движение. «Что это? Одна из змей схватила себя за хвост… и яростно закружилась… Я проснулся как от вспышки молнии».

Кекуле понял, что подсознание подсказало ему ключ к форме молекулы бензола. Остаток ночи он провел, работая над задачей. Вскоре после этого события, в 1865 году, он объявил, что молекула бензина состоит из шести атомов углерода. Соединение атомов удивительно напоминало змею из сна.

Точка зрения

На одной из своих лекций Давид Гильберт сказал: «Каждый человек имеет определенный горизонт обозрения проблем. Когда он сужается и становится бесконечно малым, он превращается в точку. Тогда человек говорит: „Это моя точка зрения“».

Колумбово яйцо

При решении какой-либо проблемы необходимо в первую очередь установить границы, в которые должно уложиться решение. После того как эти границы предположительно установлены, шаблонное мышление приступает к решению проблемы в пределах этих границ. Нередко, однако, границы оказываются мнимыми, а решение находится за их пределами. Возьмем, к примеру, апокрифическую историю о колумбовом яйце. В ответ на шутки друзей, заявлявших, что открытие Америки было, по сути дела, не такой уже трудной задачей, поскольку от Колумба требовалось только одно — держать курс все время на запад, он предложил им поставить яйцо на попа. Друзья взялись за дело, но, несмотря на все их усилия, яйцо неизменно валилось набок. Тогда Колумб взял яйцо, слегка расплющил с одного конца и поставил. Друзья, естественно, запротестовали, полагая, что яйцо разбивать нельзя, установив таким образом пределы решения проблемы, которых фактически не существовало. Но ведь они также считали безрассудством, взяв курс на запад, придерживаться его в течение всего плавания. Такое новшество в навигационном искусстве стало возможным только после того, как Колумб доказал, что опасения его противников были необоснованны.

Гений — терпение мысли, сосредоточенной в одном направлении.

И. Ньютон

Если не грешить против разума, нельзя вообще ни к чему прийти.

А. Эйнштейн

Работайте, работайте — а понимание придет потом.

Ж. Даламбер

Стремление сначала понять все до самого конца, а потом уже работать — очень частая причина неудач.

А.Б. Мигдал

Истинный ученый — это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком.

О. Бальзак

Мои результаты мне давно известны, я только не знаю, как я к ним приду.

Существуют четыре величайших препятствия к постижению истины, а именно: пример жалкого и недостойного авторитета, постоянство привычки, мнение несведущей толпы и прикрытие собственного невежества показной мудростью.

Великие возможности приходят ко всем, но многие даже не знают, что встретились с ними.

«Я могу сравнить себя с путником, который предпринял восхождение на гору, не зная дороги; долго и с трудом взбирается он, часто вынужден возвращаться назад, ибо дальше нет прохода. То размышление, то случай открывают ему новые тропинки, они ведут его несколько далее, и, наконец, когда цель достигнута, он, к своему стыду, находит широкую дорогу, по которой мог бы подняться, если бы умел верно отыскать начало.

В своих статьях я, конечно, не занимал читателя рассказом о таких блужданиях, описывая только тот проторённый путь, по которому он может теперь без труда взойти на вершину... Признаюсь, как предмет работы, мне всегда были приятнее те области, где не имеешь надобности рассчитывать на помощь случая или счастливой мысли. Но попадая довольно часто в такое неприятное положение, когда приходится ждать таких проблесков, я приобрёл некоторый опыт насчёт того, когда и где они мне являлись, - опыт, который может пригодиться другим.

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она - не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному опыту, она никогда не рождается в усталом мозгу и никогда за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады так, что все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без долгой продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния - и только тогда приходили хорошие идеи. Часто... они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс .

Особенно охотно приходили они... в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь».

Лебединский А. В., Франкфурт У. И., Франк А. М. Гельмгольц, М., «Наука» 1966 г., с. 131-132.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений