Предпринимательское право коммерческие организации. Коммерческие организации как субъекты ГП

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Понятие субъекта предпринимательской деятельности

Субъектами предпринимательской деятельности являются лица, которые непосредственно осуществляют профессиональную предпринимательскую деятельность на постоянной основе.

Определение 1

Субъект предпринимательской деятельности – это лицо официально зарегистрированное, обладающее имуществом, на основе которого ведет предпринимательскую деятельность, является носителем прав, установленных законом, и несет самостоятельную имущественную ответственность. Также некоторыми видами деятельности субъект предпринимательской деятельности может заниматься только при наличии лицензии.

Как и любые другие экономические единицы субъект предпринимательской деятельности, характеризуется рядом ключевых элементов, характеристика которых дана непосредственно в определении: обособленное имущество, регистрация, произведенная в установленном порядке, непосредственное руководство деятельностью, хозяйственная компетентность, имущественная ответственность, носящая самостоятельный характер.

Виды субъектов - индивидуальные предприниматели и юридические лица

Индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Информация о приобретении или прекращении статуса индивидуального предпринимателя фиксируется в специальном государственном реестре. Для регистрации физическому лицу необходимо предоставить в специальный регистрирующий орган определенный перечень документов и заявление. Регистрация производится в течение 5 дней с момента обращения и предоставления заявления.

Юридическими лицами являются организации, обладающие обособленным имуществом, которые могут приобретать от своего имени гражданские права и обязанности, а также выступать истцом либо ответчиком в арбитражном суде. Юридические лица в свою очередь делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

Деятельность коммерческих организаций направлена на получение прибыли и ее распределение, в то время как некоммерческие организации такой цели не преследуют. Некоммерческие организации делятся на благотворительные, общественные и религиозные организации, а также потребительские кооперативы.

Виды коммерческих организаций

Коммерческие организации делятся на:

    Хозяйственные товарищества – делятся на полные и командные товарищества, чей уставный капитал разделен между участниками на доли.

    Участники полных товариществ занимаются предпринимательской деятельностью на основе заключенного между ними договора и несут полную ответственность по обязательствам товарищества принадлежащим им имуществом.

    Командные товарищества (на вере) помимо участников, занимающихся предпринимательской деятельностью и несущих полную ответственность своим имуществом, включают так называемых вкладчиков, которые не осуществляют деятельность и несут ответственность только в размере внесенных ими кладов.

    Хозяйственные общества – делятся на акционерные, с ограниченной, а также дополнительной ответственностью.

    Учредительный (уставный капитал) обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью разделен между участниками на доли (размер определен учредительным документом). Разница заключается в том, что дополнительная ответственность подразумевает собой понесение ответственности по рискам предприятия в размере, кратном стоимости внесенного вклада.

    Уставный капитал акционерных обществ разделен между участниками на определенное число акций, при этом сами участники не отвечают по обязательствам общества и несут убыточный риск только в пределах стоимости принадлежащих акций.

    Производственные кооперативы – добровольные объединения граждан для совместной деятельности (производственной или иной хозяйственной), основанные на их личном трудовом участии и объединении их имущественных паевых взносов;

  • Государственные и муниципальные предприятия – делятся на унитарные и казенные предприятия. Унитарные предприятия – организации, которые не наделены правом собственности за закрепленным за ними имуществом.

Коммерческая организация - юридическое лицо , преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, в отличие от некоммерческой организации, которая не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками

Основные признаки коммерческой организации

Цель деятельности - получение прибыли;

Чётко определённая в законе организационно-правовая форма;

Распределение прибыли между участниками юридического лица.

Также коммерческие организации обладают всеми признаками, присущими юридическому лицу:

Обладают обособленным имуществом на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, иного вещного права; имущество может быть арендованным;

Отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом;

Приобретают и осуществляют от своего имени имущественные и неимущественные права; несут обязанности;

Могут быть истцом и ответчиком в суде.

Коммерческие организации делятся на три крупные категории: организации, объединяющие отдельных граждан (физических лиц); организации, объединяющие капиталы и государственные унитарные предприятия (рис. 3.4). К первым относятся хозяйственные товарищества и производственные кооперативы. Гражданский кодекс четко разделяет товарищества – объединения лиц, требующие непосредственного участия учредителей в их деятельности, общества – объединения капитала, не требующие такого участия, но предполагающие создание специальных органов управления. Хозяйственные товарищества могут существовать в двух формах: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное).

В полном товариществе (ПТ) все его участники (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут полную материальную ответственность по его обязательствам. Каждый участник может действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлен иной порядок. Прибыль полного товарищества распределяется между участниками , как правило, пропорционально их долям в складочном капитале. По обязательствам полного товарищества его участники несут солидарную ответственность своим имуществом.

Товариществом на вере , или коммандитным товариществом (ТВ или КТ), признается такое товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются и участники-вкладчики (коммандиты ), которые не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и несут ограниченную материальную ответственность в пределах сумм внесенных ими вкладов. По существу ТВ (КТ) является усложненной разновидностью ПТ.



В полном товариществе и товариществе на вере доли имущества не могут быть свободно переуступлены, все полноправные члены несут безусловную и солидарную ответственность по пассиву организации (отвечают всем своим имуществом).

Хозяйственные товарищества (ХТ), как и хозяйственные общества (ХО), представляют собой коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Различия между ХТ и ХО проявляются, применительно к их более конкретным формам, в способах их образования и функционирования, в характеристиках их субъектов по степени материальной ответственности этих субъектов и т. д. В самом общем виде все эти различия можно трактовать в контексте соотношения партнерства корпораций.

Производственный кооператив (ПрК) представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства длясовместной производственной или иной хозяйственной деятельности , основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Особенностями ПрК являются приоритетность производственной деятельности и личного трудового участия его членов, разделение имущества ПрК на паи его членов (рис. 3.5).

Кооперативы и организации с участием рабочих в управлении и прибылях, послужившие распространению в смешанной экономике, имеют определенные преимущества перед компаниями предпринимательского типа в производительности труда, социальном климате и трудовых отношениях, распределении доходов. Привнесение в хозяйственную деятельность социалистических, по своей сути, принципов организации (участие рабочих в управлении, в прибылях и во владении акциями) рассматривается как средство преодоления трудностей, с которыми постоянно сталкиваются организации предпринимательского типа: бюрократизация управленческих структур в крупных корпорациях; слабая заинтересованность рабочих в успехе компании (ибо их вознаграждение все равно ограничено зарплатой); потери от забастовок и трудовых конфликтов; высокая текучесть рабочей силы, сопряженная в нынешних условиях с особенно высокими издержками из-за растущих затрат на подготовку рабочих для специфической деятельности именно в этой организации, и т. д.



Но чисто самоуправляющиеся компании проигрывают предпринимательским по целому ряду позиций: в дополнение к слабой и, возможно, обратной реакции на рыночные сигналы в краткосрочном плане они склонны к «недоинвестированию», т. е. к проеданию своих прибылей; в долгосрочной перспективе они консервативны в рискованных проектах и внедрении технических новшеств.

Акционерное общество (АО) – это общество, уставный капитал которого состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и, соответственно, разделяется на это число акций, а его участники (акционеры) несут материальную ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций (рис. 3.6). Акционерные общества делятся на открытые и закрытые (ОАО и ЗАО). Участники ОАО могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, а само общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу. В ЗАО акции распространяются по закрытой подписке только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, причем количество учредителей в Российском законодательстве ограничивается 50 лицами.

Но есть и третья, «гибридная» категория – общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью – которая одновременно относится и к организациям, объединяющих отдельных лиц, и к организациям, объединяющим капиталы.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это общество, уставный капитал которого разделен на доли участников, которые несут материальную ответственность только в пределах ст оимости внесенных ими вкладов. В отличие от товариществ в ООО создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является по существу разновидностью ООО. Его особенности: солидарная субсидиарная ответственность участников по обязательствам ОДО своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом в учредительных документах; разделение при банкротстве одного из участников ОДО его ответственности по обязательствам общества между другими участниками пропорционально их вкладам.


К государственным и муниципальным унитарным предприятиям (УП) относятся предприятия, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Это имущество находится в государственной (федеральной или субъектов федерации) или муниципальной собственности и является неделимым. Различают два вида унитарных предприятий (табл. 3.1):

1) основанные на праве хозяйственного ведения (обладают более широкой экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные товаропроизводители, причем собственник имущества, как правило, не отвечает по обязательствам такого предприятия);

2) основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия) – во многом напоминают предприятия в условиях плановой экономики, государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества.

Устав унитарного предприятия (УП) утверждается уполномоченным государственным (муниципальным) органом и содержит:

Наименование предприятия с указанием собственника (для казенного – с указанием на то, что оно является казенным) и место нахождения;

Порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности;

Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования.

Уставный фонд УП полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Размер уставного фонда не меньше 1000 размеров минимальной месячной оплаты труда на дату представления документов на регистрацию.

Если стоимость чистых активов по окончании финансового года меньше размера уставного фонда, то уполномоченный орган обязан уменьшить уставный фонд, о чем предприятие извещает кредиторов.

Имущественные права унитарного предприятия представлены в табл. 3.2. Унитарное предприятие может создать дочерние УП путем передачи им части имущества в хозяйственное ведение.

4. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательского права.

Законодательство о некоммерческих организациях. Основными нормативными актами, регулирующими правовое положение некоммерческих организаций, являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 276-ФЗ), предусматривающие общие положения, распространяющиеся на все формы некоммерческих организаций. Наряду с ними существует перечень специальных федеральных законов, в которых присутствует дополнительная регламентация отдельных форм некоммерческих организаций.

К их числу относятся: Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах в российской Федерации)» (в ред. от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ), Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях » (в ред. от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ). Специальные законы приняты в отношении торгово-промышленных палат, негосударственных пенсионных фондов, Центрального банка РФ (Банка России), объединений работодателей. Сравнительно недавно, 3 ноября 2006 г., принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях».

Перечень федеральных законов, определяющих статус некоммерческих организаций, можно было бы продолжить. Но в этом нет необходимости. Важно другое: статус некоммерческих организаций как субъектов гражданского права определяется актами федерального уровня. По мнению авторов Концепции развития корпоративного законодательства, в настоящее время открытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций привел к неоправданному увеличению количества видов некоммерческих организаций. Так, число зарегистрированных некоммерческих организаций уже превысило в три раза число созданных акционерных обществ.

Понятие и признаки некоммерческой организации . В соответствии сп. 1 ст. 50 ГК некоммерческая организация - это юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальны х потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Законодатель указывает на два основных признака некоммерческих организаций. Первый - отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности. Второй - полученная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.

В реальной действительности порой невозможно отграничить основную цель деятельности некоммерческой организации от неосновной. Многие некоммерческие организации формально не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли, но фактически стремятся и получают огромные доходы от предпринимательской деятельности.

В литературе указывается на неубедительность известного способа деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Отмечается, что проблема состоит не столько в выборе подходящих критериев разграничения, сколько в последовательном их применении к тем или иным видам юридических лиц. Примером такой непоследовательности законодателя является потребительский кооператив. Согласно п. 5 ст. 116 ГК доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой им в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

Перечисленные недостатки понятия некоммерческой организации вынуждают ученых и практиков искать альтернативные конструкции их обособления, например, деление на предпринимательские (прибыльные) и непредпринимательские (бесприбыльные) организации.

Организационно-правовые формы некоммерческой организации . Некоммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 3 ст. 50 ГК). Это означает, что перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим.

Гражданский кодекс РФ называет пять организационно-правовых форм некоммерческих организаций: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения , объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Специальные законы заметно расширяют данный перечень организационно-правовых форм.

Закон о некоммерческих организациях дополняет перечень тремя формами некоммерческих организаций: государственная корпорация , некоммерческое партнерство,автономная некоммерческая организация.

Закон о потребительской кооперации называет в качестве самостоятельных форм некоммерческих организаций потребительские общества и потребительские союзы.

Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» регламентирует деятельность нотариальных палат.

Определяет статус общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности и политических партий.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускает создание садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определяет статус коллегий адвокатов, адвокатских палат субъектов Федерации и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

Жилищный кодекс РФ регламентирует правовое положение товариществ собственников жилья.

Специальные законы приняты в отношении торгово-промышленных палат, негосударственных пенсионных фондов, Центрального банка РФ (Банка России), объединений работодателей и др.

Не всегда организационно-правовая форма отражает коммерческий или некоммерческий характер деятельности юридического лица. Например, форма некоммерческого партнерства представляется довольно близкой по своей природе к обществу с ограниченной ответственностью. При этом нельзя смешивать форму юридического лица и техническое название организации: биржа, коммерческий банк, центр и т. д. С этой точки зрения фондовая биржа не является организационно-правовой формой.

Законодательство о некоммерческих организациях страдает противоречивостью в отношении организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

Так, в силу п. 2 ст. 50 ГК некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций (объединений). В свою очередь, Закон об общественных объединениях (ст. 7) дифференцирует организационно-правовые формы общественных объединений. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Не случайно в концепции развития корпоративного законодательства недвусмысленно заявлено о необходимости установить в Гражданском кодексе исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Можно не соглашаться с таким предложением, но факты - упрямая вещь. В этой части регулирования обнаруживается беспорядок.

Классификация некоммерческих организаций . Некоммерческие организации могут быть классифицированы по различным критериям:

1. по форме собственности;

2. правам учредителей (участников) в отношении некоммерческих организаций или их имущества;

3. наличию института членства;

4. присутствию иностранного элемента;

5. территориальной сфере деятельности . Коротко рассмотрим основные виды организаций.

В зависимости от формы собственности некоммерческие организации делятся на публичные (государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, Банк России) и частные (все остальные).

Согласно п. 2 ст. 48 ГК учредители (участники) некоммерческой организации, как и иных юридических лиц, могут иметь обязательственные права в отношении некоммерческой организации или вещные права на ее имущество либо не иметь каких-либо имущественных прав.

Так, учреждения и Банк России не являются собственниками вверенного им имущества , право собственности сохраняется за их учредителями. Участники потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств приобретают обязательственные права в отношении самих некоммерческих организаций, утрачивая при этом право собственности на переданное имущество.Не имеют ни вещных, ни обязательственных прав учредителифондов и автономных некоммерческих организаций.

Организационно-правовые формы потребительских кооперативов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), товариществ собственников жилья, иных организации подразумевают членство их участников (учредителей), тогда как, например, в фондах и автономных некоммерческих организациях такой институт исключен.

Наличие (отсутствие) иностранного элемента и его размер позволяет выделять национальные некоммерческие организации, с иностранным участием, а также иностранные некоммерческие организации.

В зависимости от территориальной сферы деятельности некоторые некоммерческие организации (например, общественные организации) можно подразделить на международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

Правоспособность некоммерческих организаций . Все некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью. Они могут осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством и, подчеркнем, соответствующих целям деятельности, которые предусмотрены учредительными документами.

Таким образом, по общему правилу объем специальной правоспособности каждой некоммерческой организации зависит от воли ее учредителей, которые определяют цели и виды деятельности некоммерческой организации. На практике при создании некоммерческой организации зачастую нет четкого представления обо всех будущих направлениях ее деятельности. По этой причине учредители стремятся указать максимальный перечень целей и видов деятельности, доходя порой до абсурда.

Коммерческим организациям законодательство предоставляет широкие возможности в части выбора наиболее эффективного варианта поведения с точки зрения цели предпринимательской деятельности (получения прибыли). Такие возможности обеспечиваются наделением коммерческих организаций рядом свобод, и прежде всего широкой, практически неограниченной правоспособностью. Юридическим лицам, созданным не для получения прибыли, способность иметь любые права и принимать на себя любые обязанности не только не нужна, но может оказаться опасной, ибо создает потенциальные условия для уклонения их от целей, ради которых они образованы.

Кроме того, некоммерческие организации не являются профессиональными участниками гражданского (добавим - предпринимательского) оборота. Выступление их в роли самостоятельных юридических лиц обусловлено в первую очередь необходимостью материального обеспечения основной деятельности, не связ анной с осуществлением предпринимательства.

Право некоммерческих организаций (как и коммерческих) осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 3 ст. 50 ГК некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью с обязательным соблюдением двух требований: а) такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы; б) характер деятельности должен соответствовать этим целям.

Доходы, полученные в результате осуществления предпринимательской деятельности, направляются на достижение целей, предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации. Надо согласиться с тем, что в современных условиях ни одно юридическое лицо не может существовать только на взносы учредителей и пожертвования. Полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль используется некоммерческой организацией на покрытие расходов, связанных с той непредпринимательской деятельностью, ради которой она была образована.

Развивая положения Гражданского кодекса РФ, Закон о некоммерческих организациях устанавливает, что предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признаются приносящее прибыль производство товаров и оказание услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24). Некоммерческие организации в интересах достижения целей, предусмотренных их учредительными документами, вправе создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы (п. 4 ст. 24 Закона).

Законом могут предусматриваться ограничения видов деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации, в том числе по поводу осуществления предпринимательской деятельности (п. 1,2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).

Это правило корреспондирует с нормами п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК, устанавливающими, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Все правовые ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций следует разделить на две основные группы: прямые и косвенные.

Прямые ограничения предполагают наличие четких нормативных запретов. Например, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов), запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

Косвенные ограничения , как правило, исключают возможность некоммерческих организаций совершать определенные действия (деятельность) посредством указания на исчерпывающий перечень иных субъектов соответствующих отношений. Так, некоммерческие организации не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере (п. 4 ст. 66 ГК), стороной договора коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027 ГК) и простого товарищества, заключенного для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 1041 ГК). Исключается деятельность некоммерческих организаций в качестве финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования (ст. 825 ГК), а также кредитной организации (ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности) и пр.

Некоммерческие организации не вправе совершать сделки, противоречащие целям и видам их деятельности. Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168 ГК, а в некоторых случаях могут послужить поводом для ее принудительной ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК).

5. Российская Федерация, ее субъекты, муниицпальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления в предпринимательских правоотношениях.

Подобно физическим и юридическим лицам, отправным пунктом предпринимательской правосубъектности государства и муниципальных образований служит их статус как субъектов гражданского права. При этом надо подчеркнуть, что никакими прерогативами, льготами и т. п. в гражданском правоотношении по сравнению с другими «не властными» его участниками они не пользуются. Обновленное российское законодательство последовательно стоит на позиции недопустимости какого бы то ни было смешения функций государства как властной политической организации, выражающей, представляющей, защищающей интересы российского народа и выступающей от имени народа, с его участием в качестве партнера в гражданском обороте, рыночных отношениях. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, сказано в п. 1 ст. 24 ГК РФ, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -- гражданами и юридическими лицами.

Существенная особенность государства и муниципальных образований как субъектов гражданского правоотношения состоит в том, что возможность быть стороной таких отношений не обусловливается наличием у них статуса юридического лица. Нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются к ним в силу самого факта вступления в эти отношения. Однако сами государство и муниципальные образования вступать в гражданские правоотношения не могут. Российская Федерация, любой ее субъект представлены многими структурными звеньями, начиная с президентов, глав администраций и др. Муниципальное образование, согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», есть городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление. Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательства. - М.: Издательство БЕК, 2000. С. 5-39.

Так кто же вправе представлять их в общественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством? Действующим законодательством предусмотрены два варианта возможного участия государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях.

Во-первых, от имени Российской Федерации и субъектов Федерации, а также муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Например, Президент РФ и палаты Федерального Собрания РФ могут действовать в гражданско-правовой сфере на основе соответствующих положений Конституции РФ, Правительство РФ -- на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и т. д.

Никаких ограничений государственным органам и органам местного самоуправления для участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, не установлено. Важно лишь одно: они могут и должны действовать только в пределах предоставленной им компетенции. Данное обстоятельство дает повод утверждать, что эти органы обладают специальной правоспособностью. Сделки, заключенные ими с отступлением от установленной компетенции, могут быть признаны недействительными.

Необходимо подчеркнуть важность для нормального функ-ционирования рыночных отношений и как пример для других участников гражданско-правовых отношений неуклонное выполнение Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованьями взятых на себя обязательств. Подлежат осуждению, в частности, попытки отдельных глав исполнительной власти субъектов Федерации, впервые избранных на эту должность, отказаться от погашения долгов, оставшихся еще от прежней администрации.

Таким поведением субъекты Российской Федерации дискредитируют себя как участники гражданско-правовых отношений. Но дело не только в этом. Подобная позиция глав субъектов Российской Федерации может породить ситуацию, сопоставимую с несостоятельностью (банкротством) хозяйствующих субъектов. В Бюджетном кодексе РФ п. 1 ст. 112 «Превышение предельных объемов расходов на обслуживание государственного или муниципального долга» устанавливает: если при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации расходы на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, установленного ст. 111 БК РФ, и при этом субъект Российской Федерации не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный на то орган государственной власти Российской Федерации может передать исполнение бюджета субъекта Российской Федерации под контроль Министерства финансов Российской Федерации. Если в сходном положении оказывается муниципальное образование, то исполнение местного бюджета может быть передано под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации.

Во-вторых, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Как субъекты гражданского права государство и муниципальные образования через свои компетентные органы вступают в самые различные отношения. Например, государство и муниципальные образования могут быть наследниками по закону и по завещанию. Завещать им свое имущество могут, естественно, и индивидуальные предприниматели. Также обширны договорные и внедоговорные отношения с участием государства и муниципальных образований. Так, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты. Подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному документу акта государственного органа или органа местного самоуправления. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Совершенно иначе регулируется участие государства и муниципальных образований в предпринимательстве. У них отчетливо выделяются по крайней мере три направления предпринимательской деятельности. Шиткина И.С. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.// Гражданин и право. 2002.№ 4.

Первое -- участие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций. Различаются три вида таких организаций. Это, прежде всего государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Его собственники, т. е. государство и муниципальные образования, утверждают устав предприятия, назначают его руководителя и заключают с ним контракт, определяют предмет и цели деятельности предприятия, осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, имеют право на получение части прибыли от использования имущества.

Два других вида -- казенные предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления. Собственники имущества вправе изъять у них излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться изъятым по своему усмотрению. Собственник же определяет порядок распределения доходов казенного предприятия. Если учреждению в соответствии с учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Второе направление предпринимательской деятельности -- участие в управлении приватизированным государственным и муниципальным имуществом. Остановимся на деятельности представителей Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной или муниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственные или муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством РФ. При использовании специального права -- «золотой акции» -- представители назначаются в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию. Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательства. - М.: Издательство БЕК, 2000. С. 5-39.

Представители действуют на основании Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой», постановлений Правительства РФ и иных органов власти, наделивших их полномочиями. Правительство РФ 21 мая 1996 г. приняло постановление № 625 «Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплены в федеральной собственности». Постановлением утверждены Примерный договор на представление интересов государства в указанных коммерческих организациях и Порядок заключения и регистрации этих договоров. Следует обратить внимание на требования к профессиональной подготовке и квалификации лиц, кото

Современное гражданское законодательство России (ст. 132 ГК РФ) определяет понятие "предприятие" как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. При этом названная статья рассматривает предприятие в качестве объекта гражданских прав. Такая законодательная позиция существенно изменила правовой статус предприятия, что в целом нашло одобрение (даже восхищение) у представителей цивилистической науки. Иногда вопрос о предприятии как имущественном комплексе даже не комментируется по принципу: зачем что-либо обсуждать, если и так все понятно. Предприятие - объект гражданских прав, и этим многое сказано.

Действительно, термин "предприятие " имел длительное время иное значение. В советский период законодатель под словом "предприятие " усматривал фигуру субъекта права, в том числе гражданского. В начале 90-х годов определение предприятия было сформулировано в Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Согласно п. 1 ст. 4 предприятие -самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном настоящим Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Вместе с тем понятие "предприятие" и связанные с ним проблемы продолжают вызывать научные споры среди ученых-юристов (и не только). Не случайно данному правовому институту западные цивилисты уделяли повышенное внимание раньше и продолжают делать это сейчас. По мнению некоторых исследователей, наступила эра предприятия, которая затрагивает все сферы действующей правовой системы. Появление предприятия в правовом регулировании сравнивают с приходом в конце XVIII в. к политической власти третьего сословия.

Более того, современное законодательство промышленно развитых стран чаще всего использует для обозначения коллективного образования термин "предприятие ", а не понятие "юридическое лицо". На это обстоятельство указывают и сторонники хозяйственного (предпринимательского) права, и их научные оппоненты. Так, во Франции действует Закон N 85-98 о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке, Закон N 8599 о конкурсных управляющих, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий. Закон об ипотеке предприятия был принят в Швеции. Закон об акционерных обществах ФРГ 1965 г. посвятил специальную книгу регламентации отношений между связанными предприятиями. Термин "предприятие " стал фигурировать в текстах международных соглашений и конвенций.

Поэтому вряд ли можно огульно утверждать, что понятие "предприятие " используется в законодательстве иностранных государств ошибочно, что более правильно было бы употреблять термин "юридическое лицо". Ведь нельзя критерием истины считать правовую модель предприятия, сформулированную в ГК РФ (при всем уважительном отношении к этому продукту цивилистической мысли).

В теоретическом плане феномен предприятия вызывает целый ряд принципиальных вопросов. Обратимся к ним и рассмотрим подробно.

Прежде всего отметим, что термин "предприятие" имеет экономическое происхождение. Еще К. Маркс, критикуя П. Прудона по вопросу понимания фабрик и машин, писал:

"Машина - это только производительная сила. Современная же фабрика, основанная на употреблении машин, есть общественное отношение производства, экономическая категория".

Однако именно здесь заканчивается единство мнений среди ученых-экономистов и обнаруживается палитра различных точек зрения. Так, для некоторых исследователей предприятие - это первичная ячейка хозяйственной системы, для других - коллектив рабочих и служащих, для третьих - экономическое единство, в котором объединяются и координируются человеческие и материальные факторы хозяйственной деятельности. При разночтении мнений наиболее распространена (по крайней мере в западной экономической литературе) точка зрения на предприятие как место соединения различных факторов: природных ресурсов, труда и капитала. Отечественные ученые-экономисты слабо реагируют на экономическое происхождение предприятия.

Экономическая природа предприятия проявляется, в частности, в том, что предприятие представляет собой имущественный комплекс (совокупность имуществ). Указанная принадлежность позволила ряду ученых-правоведов отнести предприятие к категории вещей.

Такой вывод корреспондирует с правилом ст. 128 ГК РФ, в соответствии с которым к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Надо согласиться с мнением о том, что предприятие - объект, который "выпадает " из классификации недвижимых и движимых вещей, поскольку оно вещью, даже сложной, не является. Следовательно, предприятие есть особый объект гражданских прав, а потому было бы целесообразно дополнить ст. 128 ГК РФ нормой о предприятии.

По смыслу правила ст. 132 Кодекса предприятие - не просто имущественный комплекс. Это комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В этом качестве (когда участие субъекта-собственника в гражданском обороте позволяет извлекать стабильный и определенно прогнозируемый доход) имущественный комплекс становится предприятием. Отсюда можно сделать два принципиально важных вывода. Во-первых, понятия "имущественный комплекс" и "предприятие" соотносятся как род и вид. Сказанное означает, что сфера применения понятия имущественного комплекса не должна ограничиваться коммерческими организациями, основная цель создания которых - извлечение прибыли. Данное понятие применятся и в отношении некоммерческих организаций с той лишь разницей, что имущественный комплекс не используется по общему правилу для предпринимательской деятельности. С другой стороны, некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК РФ). В этом случае следовало бы называть имущественный комплекс некоммерческой организации (скажем, учреждения) предприятием. Именно такой подход обнаруживается в Законе об образовании (ст. 47). В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства в области предпринимательской деятельности, в том числе налогового.

Во-вторых, правы те ученые, которые рассматривают имущественный комплекс в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Нет никаких оснований к тому, чтобы не признавать существования имущественных комплексов иных (кроме предприятий) юридических лиц и тем самым искусственно сдерживать участие их в обороте.

В то же время принадлежность предприятия к объекту гражданских прав, т.е. имущественному комплексу без человеческого фактора и других составляющих компонентов, характеризует рассматриваемую категорию односторонне. Показательна типичная ситуация, возникающая при осуществлении процедур несостоятельности (банкротства), когда на первом месте - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. Что же касается трудового коллектива как составной части предприятия, то он практически не принимается во внимание. В Законе о банкротстве 2002 г. нет ни одной статьи, где бы получили отражение права и обязанности трудового коллектива должника на стадии несостоятельности (банкротства).

Односторонний подход имел место и в ходе тотальной приватизации государственного и муниципального имущества. Основной акцент при этом был сделан на вопрос смены формы собственности в предельно сжатые сроки. Интересы трудового коллектива были преданы забвению.

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью, а потому на него распространяются общие положения ГК РФ, а также иных федеральных законов о правовом режиме недвижимого имущества. Правда, Кодекс не подчиняет его (предприятие) автоматически всем правилам о недвижимости, а устанавливает для сделок с предприятиями особый, более формализованный и строгий режим.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Иначе говоря, состав предприятия включает не только имущество (основные и оборотные средства), но и нематериальные блага. Возникает парадоксальная ситуация: средства индивидуализации, такие, как фирменное наименование, товарные знаки и др., в силу ст. 138 ГК РФ относятся либо к юридическому лицу, либо к продукции, выполняемой работе или оказанной услуге. В ст. 54 ГК РФ говорится об обязанности юридического лица - коммерческой организации иметь фирменное наименование. Таким образом, право на фирменное наименование одновременно принадлежит и предприятию - объекту гражданских прав, и юридическому лицу - коммерческой организации.

К числу существенных противоречий между отдельными статьями ГК РФ можно отнести и правило ст. 132 ГК РФ о том, что предприятие как имущественный комплекс включает в себя права требования и долги. Непонятно, если предприятие есть объект гражданского права, то почему он может иметь имущественные и связанные с ним личные права. Известно, что такими правами с точки зрения ГК РФ обладают только юридические лица. В противном случае следует предположить о существовании у предприятия органов, реализующих эти требования.

То же самое можно сказать и в отношении нормы ст. 132 Кодекса о том, что имущественный комплекс предназначен для осуществления предпринимательской деятельности. Здесь справедливо замечание А.Е. Пилецкого и других авторов, согласно которому объект права (в нашем случае - предприятие) не может осуществлять какую-либо деятельность, поскольку для этого необходимо наличие правосубъектности.

В связи с приведенной точкой зрения В.В. Витрянский высказал следующие соображения. Когда законодатель упоминает в составе имущества предприятия как единого имущественного комплекса права требования и долги, он имеет в виду, конечно же, права требования и долги по обязательствам собственника предприятия, связанным с деятельностью этого имущественного комплекса. Само по себе предприятие, не будучи юридическим лицом, в принципе не может иметь прав и обязанностей.

Что имеет в виду законодатель, известно лишь ему, а не уважаемому профессору Витрянскому. Однако содержание ст. 132 ГК РФ позволяет обнаружить противоречия, причем весьма принципиального характера.

В современных курсах договорного права часто приводят слова средневекового судьи Брайна из судебного решения, вынесенного им в 1478 г.:

"...намерение лица не может быть предметом судебного разбирательства, так как сам дьявол не знает намерение человека".

На практике и в теории возник вопрос о включении в состав предприятия как имущественного комплекса, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, имущества, имеющего иное назначение (социально-бытовое, культурное и т.п.). Например, в устав акционерного общества вносят в качестве вклада объект социально-культурного назначения. Спрашивается: данный объект подлежит учету в составе имущественного комплекса предприятия или надо вести какой-либо иной обособленный учет? В действующем законодательстве нет четкого, однозначного ответа на этот вопрос.

В силу п. 32 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы обслуживающих налогоплательщика производств и хозяйств, включая расходы на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы. И наконец, в п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н) дан приблизительный перечень основных средств организаций, в котором не нашлось места объектам непроизводственного характера.

Сложности практического порядка можно обнаружить при желании, например, сторон договора купли-продажи предприятия включить в состав имущественного комплекса такие нематериальные блага, как репутация предприятия, его деловые связи или положение на рынке, которые в странах с развитой рыночной экономикой называются goodwill. Как верно уже отмечалось в литературе, указанное желание блокируется правилом ст. 561 ГК РФ, в соответствии с которым:

"состав и стоимость продаваемого предприятия определяются на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с установленными правилами такой инвентаризации".

Действующие правила инвентаризации не содержат положений, позволяющих оценить стоимость такого рода нематериальных элементов.

Закон о несостоятельности 1998 г. предусматривал продажу предприятия (бизнеса) должника. Статья 86 Закона не раскрывала понятие "бизнес ", его соотношение с категорией "предприятие". На наш взгляд, вряд ли можно ставить знак равенства между ними. Бизнес -это и организация предпринимательской деятельности на предприятии, и фактические отношения предприятия со своими контрагентами. Включение в состав имущественного комплекса предприятия этих (специфических) элементов - не простое и не бесспорное дело. Поэтому мы согласны с мнением О.Е. Романова о том, что в предприятие могут включаться только имущественные элементы; явления, именуемые клиентелой, шансами и репутацией предприятия, носят фактический, а не правовой характер и потому остаются вне имущественного комплекса -предприятия.

Итак, предприятие рассматривается в первую очередь как объект права, представляющий собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. С учетом этого (легального) определения понятие "предприятие" прямо не связано с той или иной организационно-правовой формой коммерческой или некоммерческой организации. Отсюда можно сделать, на наш взгляд, интересный вывод: любое образование (со статусом юридического лица либо без него), осуществляющее предпринимательскую деятельность, является предприятием. Скажем, например, филиал, представительство, индивидуальный предприниматель, крестьянское (фермерское) хозяйство - имущественный комплекс, именуемый предприятием.

Под режим предприятия подпадают и имущественные комплексы финансово-промышленных групп (ФПГ) и холдингов. Поскольку ФПГ и холдинги представляют собой совокупность юридических лиц, постольку они обладают имуществом. Не случайно Постановлением Правительства РФ от 9 января 1997 г. N 24 утвержден Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы. Так, в п. 4 названного Порядка читаем:

"Сводные (консолидированные) бухгалтерская и статистическая отчетности отражают имущественное и финансовое положение финансово-промышленной группы, а также результаты ее инвестиционной деятельности".

Будучи объектом гражданских прав, предприятие служит предметом (объектом), по поводу которого возникают различного рода общественные отношения. Эти отношения регулируются не только нормами гражданского права, но и других отраслей права. Необходимо согласование нормативного массива, устранение внутренних (в рамках одного закона) и пограничных (межотраслевых) разночтений в сфере правового регулирования отношений, связанных с правовым режимом предприятия.

Проблемы предприятия как объекта права и субъекта предпринимательской деятельности остро обсуждаются в юридической литературе. При этом выдвигаются различные научные концепции и взгляды, в том числе по вопросу юридического признания предприятия субъектом права. Зарубежные исследователи отмечают, что указанные концепции отражают "социальный заказ" со стороны производственных обществ и компаний, с одной стороны, и банков - с другой. Считается, что производственные фирмы (компании) стремятся ограничить свою ответственность по обязательствами только активами предприятия, а потому их интересам отвечает признание предприятия в качестве юридического лица. В свою очередь, интересам коммерческих банков отвечает трактовка предприятия как имущественного (производственно-хозяйственного) комплекса, включающего все элементы, т.е. объекта права.

И последнее замечание теоретического плана. Соотношение понятий "предприятие", "юридическое лицо", "организация" представляет собой сложный вопрос, нуждающийся в специальном исследовании. Мы же ограничимся констатацией следующих положений. Если предприятие есть прежде всего объект гражданских прав, то организация обладает совокупностью признаков, необходимых и достаточных для признания за ней качества субъекта права. В литературе называются такие признаки организации, как :

  • внутреннее организационное единство;
  • самостоятельное участие организации в правоотношениях;
  • наличие определенного комплекса имущества и (или) совершение организацией определенных имущественных операций (имущественная обособленность);
  • самостоятельная ответственность организации за нарушение законодательства.

И хотя эти признаки характеризуют организацию как субъект налогового права, они (признаки) могут быть использованы и в отношении иных организаций. Так, понятие "организация" охватывает, на наш взгляд, такие коллективные образования как финансово-промышленные группы, холдинги, концерны, консорциумы, филиалы и представительства юридических лиц. Иначе говоря, понятие организации значительно шире понятия юридического лица, на что справедливо обращают внимание представители различных отраслевых наук.

В области исследований налогового права значительный вклад в разработку идеи и концепции организации как субъекта налогового права внес проф. Д.В. Винницкий. Справедливо утверждая, что категория "юридическое лицо" не в состоянии охватить всех коллективных субъектов налогового права, он предлагает весь комплекс коллективных субъектов налогового права, не обладающих властными полномочиями в сфере налогообложения, дифференцировать на три вида организации :

  1. сложные;
  2. простые;
  3. с ограниченными налоговыми правами.

При такой классификации в число простых организаций будут включены все не обладающие налоговым иммунитетом в Российской Федерации и не имеющие территориально обособленных подразделений юридические лица (российские и иностранные) и иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью. К сложным организациям отнесены указанные выше юридические лица и иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью (в том числе если они имеют в своем составе территориально обособленные подразделения). И под организациями с ограниченными налоговыми правами понимаются территориально обособленные подразделения.

С учетом сказанного можно утверждать, что юридическое лицо - это определенное свойство организации. Поэтому корректно говорить о видах организаций, обладающих статусом юридического лица и не обладающих таким статусом. Это основная классификация организации.


Юридические лица - субъекты предпринимательства. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном порядке. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. В зависимости от организационно-правовой формы юридические лица действуют на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица подразделяются на два вида: коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческой считается организация, которая ставит в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. В соответствии с установленным законом и учредительными документами порядком коммерческая организация распределяет чистую прибыль между учредителями (участниками). Следовательно, в соответствии с гражданским законодательством все коммерческие организации (кроме казенного предприятия) можно считать предпринимательскими. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Коммерческая организация - это юридическое лицо, имеющее основной целью получение прибыли (в противоположность некоммерческим). Могут создаваться как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, объединений (ассоциаций, союзов) юридических лиц, учреждений и в других предусмотренных законом формах.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, должны иметь фирменное наименование; под этим наименованием коммерческая организация регистрируется, вносится в государственный реестр юридических лиц и выступает в экономическом обороте.

Фирменное наименование является способом индивидуализации коммерческой организации, коммерческая организация обладает исключительным правом на его использование.

Действующим законодательством предусмотрены и другие способы индивидуализации коммерческих организаций: товарный знак, знак обслуживания, которые применяются для индивидуализации однородных товаров и услуг, а также для их рекламы. Товарные знаки и знаки обслуживания подлежат регистрации. Запрещается регистрация в качестве товарных знаков и знаков обслуживания обозначений, содержащих сведения, которые могут ввести потребителей в заблуждение.

Права на фирменное наименование, товарный знак и знаки обслуживания являются неимущественными правами и принадлежат исключительно данной коммерческой организации. Коммерческая организация вправе требовать через арбитражный суд принудительного прекращения использования любым другим лицом тождественных и сходных форм индивидуализации, а также возмещения убытков, причиненных таким нарушением.

Закон предусматривает различные виды коммерческих организаций, в частности они подразделяются на организации, являющиеся собственниками используемого ими имущества и не являющиеся таковыми. К первым относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, ко вторым - государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Коммерческие организации, являющиеся собственниками имущества, в свою очередь, подразделяются на "объединения лиц" и "объединения капиталов".

"Объединением лиц" являются производственные кооперативы (артели); в этих коммерческих организациях основополагающим является личное участие в деятельности кооператива, это проявляется и в управлении кооперативом и в распределении прибыли. Каждый член кооператива независимо от величины его капитала имеет один голос на общем собрании, распределение прибыли также осуществляется исходя из личного трудового вклада.

Некоторое личное участие в деятельности коммерческой организации предполагают также полное товарищество и товарищество на вере (для полных товарищей).

При рассмотрении статуса юридического лица важное значение имеет вопрос о его правоспособности. Она может быть общей (универсальной) и специальной (целевой). Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий. В настоящее время они могут заниматься любыми не запрещенными законодательством видами предпринимательской деятельности. Специальной правоспособностью обладают некоммерческие организации, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они вправе заниматься только теми видами деятельности, которые предусмотрены их учредительными документами. Эти новации предусмотрены Гражданским кодексом РФ 1994 г.; в соответствии с ранее действовавшим законодательством коммерческие организации обладали специальной правоспособностью, могли заниматься только теми видами деятельности, которые были предусмотрены их учредительными документами. Однако учредители коммерческих организаций могут по своей инициативе ограничить правоспособность юридического лица посредством внесения соответствующих положений в учредительные документы. В этом случае деятельность юридического лица должна осуществляться с учетом установленных и ограничений.

Коммерческие организации могут быть классифицированы по основаниям, подобно тому, как классифицируются юридические лица. Так, в зависимости от прав учредителей (участников) в отношении коммерческих организаций или их имущества можно выделить:

  • а) коммерческие организации, в отношении которых их участники имеют обязательные права: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы,
  • б) коммерческие организации, на имущество которых их учредители (участники) имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В зависимости от вида вещного права на имущество коммерческие организации различаются:

  • а) коммерческие организации, обладающие правом собственности на имущество: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы:
  • б) коммерческие организации, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных):
  • в) коммерческие организации, обладающие правом оперативного управления на имущество: казенные предприятия.

В связи с этим следует особо подчеркнуть, что по действующему законодательству исключается возможность создания и деятельности коммерческих организаций, как и других юридических лиц, только на базе имущества, полученного по договору (аренды, займа, и т.п.), при отсутствии вкладов учредителей в уставный (складочный) капитал коммерческой организации.

Предприниматель - это физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке соответственно в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческой организации и осуществляющее предпринимательскую деятельность. Факт осуществления лицом предпринимательской деятельности является основанием для признания его особым субъектом гражданского права - предпринимателем и определяет необходимость предъявления к нему и его деятельности особых требований со стороны законодателя.

Так, в ГК есть специальные нормы о предпринимательской деятельности граждан (ст.23), о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя (ст. 25), о коммерческих организациях (ст. 50) . Все это свидетельствует о необходимости уяснения, кто является предпринимателем по российскому законодательству и каковы те особые правила, которые применяются к нему и его деятельности.

Признание за лицом статуса предпринимателя является важным юридическим фактом и влечет за собой определенные юридические последствия.

Во-первых, сделки, заключенные предпринимателем, резюмируются связанными с его предпринимательской деятельностью и квалифицируются как торговые, т.е. подчиняются специальному режиму правового регулирования (отношения между предпринимателями или с их участием специально выделяются в структуре предмета гражданского права п.1 ст.2.ГК).

Признание за лицом статуса предпринимателя предоставляет ему дополнительные права и возлагает на него ряд обязанностей. Предоставляя предпринимателям дополнительные права, законодатель закрепляет за ним некоторые прерогативы. Например, коммерческие организации имеют исключительное право на использование фирменного наименования (п.4 ст.54 ГК) или другой объект интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК).

В частности, фирменное наименование индивидуализирует предпринимателя и его деятельность в коммерческом обороте, что имеет важное значение в конкурентной борьбе. Исключительность права на фирменное наименование состоит в том, что другие предприниматели не вправе пользоваться им в деловом обороте без согласия правообладателя.

Возложение дополнительных обязанностей, подчиняющих деятельность предпринимателей более строгому режиму, преследует цель обеспечить интересы других ли, взаимодействующих с предпринимателем. К таким обязанностям относятся: публикация сведений о предпринимателе в едином государственном реестре юридических лиц, открытом для общего ознакомления и дающем представление другим лицам о правовом положении предпринимателя (ст. 51 ГК)

Ведение учета предпринимательской деятельности, что служит целями контроля за ее проведением, а при возникновении споров с другими лицами облегчает доказательство фактов проведения хозяйственных операций (ст. 88 Закона об акционерных обществах), предоставление предпринимателем в установленном порядке информации о своей деятельности, предоставление финансовой отчетности для налогообложения их деятельности и др.

Следует отметить, что не любое лицо физическое и юридическое может быть предпринимателем. Запреты на занятие предпринимательской деятельностью прежде всего касаются государственных служащих, т.е. граждан РФ, исполняющих в порядке, установленным федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ (п.1 ст.3 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ») и в соответствии со ст. 11 ФЗ государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

Коммерческая организация считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК). С этого момента возникает правоспособность коммерческой организации, т. е. иметь гражданские права и нести ответственности.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений