Статус корпораций. Морозов И.Д

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Корпор ация (от позднелат. corporatio - объединение),

1) в средние века были широко распространены корпорации ремесленников, купцов (цехи, гильдии). Великая французская революция ликвидировала цеховые корпорации, монопольное положение которых стесняло развитие производительных сил буржуазного общества.

2) Совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо.

В современный период времени термин корпорации наиболее часто используется и характерен в англо-американском праве. Так, в Соединённых Штатах Америки (США) корпорации являются юридическими лицами, они включают в себя право владения, получения ссуды, закладывания и ликвидации имущества, право управления своими собственными делами, обращения в суд.

Корпорации в США подразделяются на публичные и частные. К публичным корпорациям относятся, например, муниципалитеты, корпорации адвокатов. К частным корпорациям относятся акционерные общества.

Корпорации несут ответственность перед законом и потому на них можно подать в суд. Предприниматели, желающие образовать корпорацию, обращаются в соответствующие учреждения штата за регистрацией устава, в котором обговариваются права и обязанности корпорации, продолжительность ее жизнедеятельности (обычно около 35 лет)

В настоящее время существует несколько определений понятий «Корпорация».

Корпорация – это юридическое лицо, широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности.

Признаки корпорации:

· предусматривает долевую собственность;

· юридический статус, который предопределяет систему налогообложения их прибылей (облагаются налогом на прибыль, который, как правило, отличается от подоходного налога как по величине ставок, так и по набору льгот и вычетов из налоговой базы (дохода, подлежащего налогообложению) или налоговых обязательств);

· сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.

Как правило, корпорации подразделяются на два вида:

· государственные корпорации;

· частные корпорации.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона (ст. 7.1. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О некоммерческих организациях»).

Правовое регулирование государственных корпораций осуществляется Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Гражданским кодексом РФ (ст. 52), а также рядом федеральных законов, предусматривающих создание государственных корпораций.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Особенностью государственных корпораций является то, что они не отвечают по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственных корпораций, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Уставный капитал государственной корпорации формируется, за счет части ее имущества. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Имущество, закреплённое за государственной корпорацией, она использует для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

В настоящее время в Российской Федерации действуют такие государственные корпорации как:

1) Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), создание, правовое положение и деятельность, которого регулируется Федеральным законом 15.05.2007 № 82-ФЗ (ред. От 07.11.2011) «О банке развития».

2) Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», создании, правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации, которой установлены Федеральным законом от 01.12.2007 № 317-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

3) Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, создание,

правовое положение которого регулируется Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

4) Государственная корпорация «Ростехнологии»,

создание, правовое положение которой закреплено Федеральным законом от 23.11.2007 № 270-ФЗ (ред. от 27.06.2011) «О Государственной корпорации «Ростехнологии».

5) Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи

как горноклиматического курорта, создание и деятельность, которой регулируется Федеральным законом от 30.10.2007 № 238-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

6) Другие государственные корпорации.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанно в Федеральном законе «О некоммерческой организации».

Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.

Годовой отчет государственной корпорации, публикуемый с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной корпорации, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и быть утвержден не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной корпорации, в том числе в части инвестиционной деятельности.

Годовой отчет государственной корпорации размещается на официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной корпорации решения об утверждении этого отчета, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлен иной срок.

На официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» должны быть размещены стратегия деятельности государственной корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации.

На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В случае если государственной корпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…». В соответствии со статьёй 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования государственной корпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предметом контроля является эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.

Частные корпорации – это хозяйственные общества и хозяйственные товарищества.

Хозяйственные общества подразделяются на следующие виды:

1) Акционерные общества (АО) (открытого и закрытого типа) - это коммерческие организации, уставный капитал, которых поделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

2) Общества с ограниченной ответственностью (ООО) – это коммерческая организация, учрежденная одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на определенные доли (размер которых устанавливается учредительными документами).

3) Общество с дополнительной ответственностью – это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Хозяйственные товарищества:

1) Полное товарищество - это юридическое лицо, обладающее статусом коммерческой организации, участники, которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам не только в размере вкладов в складочный капитал, а всем принадлежащим им имуществом, то есть «полную», неограниченную ответственность.

2) Коммандитное товарищество (товарищество на вере) – это юридическое лицо, обладающее статусом коммерческой организации, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты. Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Вкладчики-коммандитисты отвечают только своим вкладом.

Государственные корпорации относятся к особым публичным некоммерческим организациям, наделенным значительными имущественными правомочиями. Публичный статус государственных корпораций обусловлен их особыми отношениями с органами исполнительной власти и иными публичными органами.

Важнейшей правовой предпосылкой создания государственной корпорации является осуществление ею общественно значимой деятельности в сферах социальной политики, оказание государственных услуг (например, медицинских, образовательных услуг), финансовой и банковской деятельности, отвечающей потребностям государства. Содержание приоритетной общегосударственной деятельности, в целях осуществления которой создается государственная корпорация, определяется федеральным законом.

Особый статус корпорации предопределен ее правовым положением; из всех форм некоммерческих организаций только государственные корпорации и автономные учреждения учреждаются государством - Российской Федерацией. Рассмотрим важнейшие составляющие публичного статуса корпораций. Как уже упоминалось, в сфере правовой регламентации статус корпораций устанавливается федеральными законами, однако необходимо учитывать следующие особенности статуса таких федеральных законов: статутные федеральные законы определяют компетенцию и организационно-правовые формы деятельности корпораций. Применительно к каждой из них принимается статутный федеральный закон, устанавливающий ее функции и полномочия, виды правоотношений с органами исполнительной власти, имущественное положение корпорации. Статутный федеральный закон всегда доминирует в системе федеральных законов, регламентирующих деятельность корпораций: при возникновении коллизий его предписаний с предписаниями иных федеральных законов применению подлежит статутный федеральный закон, которым устанавливается, когда и в каких случаях могут быть применены иные федеральные законы. В случаях, установленных статутным федеральным законом, организационные формы деятельности государственной корпорации могут быть определены специальным федеральным законом, действующим наряду со статутным федеральным законом. Специальными федеральными законами могут быть установлены, например, порядок использования имущества государственной корпорации при ее реорганизации или ликвидации, сроки проведения этих организационных мероприятий.

Ординарные федеральные законы определяют основы публичного статуса государственной корпорации в целом как одной из форм некоммерческих организаций. При этом не регламентируются отдельные элементы их статуса, например, наименование органов управления корпорации и их компетенция могут быть установлены только статутным федеральным законом.


Сфера применения ординарных федеральных законов ограничена отдельными предписаниями, например, основы публичного статуса государственных корпораций определяются ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ). Ординарные федеральные законы применяются в сферах, установленных статутными федеральными законами, например, п. 3 ст. 17 Федерального закона от 12 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О Банке развития" предусмотрено, что государственная регистрация Банка развития как особой разновидности государственной корпорации регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Таким образом, применительно к указанной государственной корпорации предусмотрена возможность использования предписаний ординарного федерального закона.

К подзаконным актам, регламентирующим деятельность государственных корпораций, относятся в основном постановления Правительства РФ. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти применяются только в случаях, специально предусмотренных рассматриваемыми федеральными законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Для государственных корпораций установлен особый порядок взаимоотношений с органами исполнительной власти и иными публичными органами. Рассмотрим подробнее формы взаимодействия корпораций и публичных органов в административной, организационной и имущественной сферах.

Взаимодействие корпораций и публичных органов в административной сфере возникает в момент завершения организационных мероприятий, связанных с учреждением корпораций. К таким мероприятиям относится внесение публичным органом имущественного взноса в форме недвижимого имущества, публичных финансовых средств, технического обеспечения. Публичный имущественный взнос составляет основу уставного капитала корпорации. На последующих стадиях деятельности, т.е. после завершения всех мероприятий, обусловленных учреждением корпорации, основу ее имущественного статуса составляют доходы, полученные от осуществления ее уставной деятельности по управлению публичными финансами, осуществлению инвестиционных проектов и иных общественно значимых функций. По общему правилу завершение вышеуказанных организационных мероприятий определяется прекращением публичных процедур, к которым относятся государственная регистрация корпорации в качестве юридического лица и последующее формирование ее руководящих органов. Статутным федеральным законом могут быть установлены иные публичные процедуры, при осуществлении которых корпорация в полном объеме наделяется правомочиями государственной некоммерческой организации. Регистрационные процедуры, связанные с созданием корпораций в качестве публичного юридического лица, предшествуют иным организационным мероприятиям (например, формированию ее единоличных и коллегиальных органов управления); регистрационные процедуры осуществляются Федеральной регистрационной службой и завершаются в момент выдачи свидетельства о государственной регистрации.

Таким образом, государственная корпорация реализует свои правомочия субъекта публичных отношений в момент возбуждения регистрационных отношений, однако имущественными и иными правомочиями в полном объеме корпорация наделяется после завершения всех публичных процедур, определенных статутным федеральным законом.

Организационные процедуры протекают на этапе формирования руководящих органов государственной корпорации, их компетенция определяется статутным федеральным законом. Виды руководящих органов корпорации обусловлены ее предназначением, однако можно отметить некоторые унифицированные особенности для всех государственных корпораций. Органы исполнительной власти или иные публичные органы устанавливают формы своего представительства в коллегиальных органах управления корпорации - в наблюдательном совете, правлении или иных органах, определяемых федеральным законом. Статус корпорации в отличие от других видов некоммерческих организаций устанавливается федеральным законом, актами органов исполнительной власти и иных публичных органов. Требования ст. 52 ГК РФ о принятии устава как специального учредительного документа в данном случае не применяются.

Задачи, функции и полномочия коллегиальных органов устанавливаются положениями и иными внутренними нормативными актами, утверждаемыми такими органами. Порядок созыва и проведения заседаний коллегиальных органов, а также процедура принятия ими решений определяются регламентами; эти нормативные правовые акты применяются в целях упорядочения внутриорганизационной деятельности корпорации и не относятся к учредительным документам. Публичные интересы государства всегда доминируют в решениях, принимаемых коллегиальным органом управления корпорации.

Государство в лице своих представителей в коллегиальных органах контролирует деятельность председателя или иного высшего должностного лица корпорации. Порядок назначения на должность председателя корпорации и его освобождения от должности определяется федеральным законом. Применительно к Банку развития соответствующие полномочия отнесены к ведению главы государства. Председатель корпорации является ее единоличным исполнительным органом, в своей деятельности он руководствуется решениями коллегиальных органов. Порядок взаимоотношений председателя корпорации с соответствующим коллегиальным органом определяется положением о наблюдательном совете или иными внутренними актами корпорации, которыми устанавливается и ответственность председателя корпорации.

Таким образом, председатель корпорации подконтролен и подотчетен коллегиальному органу и обязан осуществлять принятые им решения. Тем самым реализуются и публичные интересы государства, представленного в корпорации должностными лицами органов исполнительной власти, входящими в состав наблюдательного совета (совета директоров), и правления государственной корпорации. Общегосударственные интересы всегда доминируют над корпоративными интересами, это подтверждается главенствующей ролью наблюдательного совета (совета директоров) государственной корпорации в системе ее органов управления: именно советы как специальные коллегиальные органы, в состав которых входят представители публичных органов, всегда составляющие большинство членов совета, определяют политику повседневной деятельности правления.

Общегосударственные интересы определяют имущественный статус корпорации. Все государственные корпорации в соответствии со статусом некоммерческой организации осуществляют деятельность по ее целевому предназначению - в формах, установленных федеральным законом о создании государственной корпорации. Государство наделяет корпорации особыми имущественными правами и обязанностями, такие отношения обусловлены политикой государственного протекционизма. Публичное покровительство деятельности корпораций предусматривает передачу им отдельных государственно-властных полномочий, а также предоставление им специальных льгот и преимуществ, отсутствующих у других участников коммерческой деятельности. Интересы Российской Федерации в отношениях с государственными корпорациями представляют Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, Банк России, иные публичные органы и их должностные лица.

Корпорациям делегируют отдельные публичные полномочия в формах и объеме, которые установлены статутным федеральным законом. Например, Банк развития вправе предоставлять государственные гарантии российским и зарубежным коммерческим организациям (в том числе и банкам), наряду с ними Банк развития выдает собственные банковские гарантии участникам внешнеторговой деятельности. Банк развития выступает от имени Российской Федерации в межгосударственных финансовых отношениях, в частности в отношениях, обусловленных предоставлением иностранным государством кредитов и займов Российской Федерации, и совершает от имени Российской Федерации расчеты по таким кредитам и займам.

Отношения публичных органов с корпорациями строятся на принципе государственно-частного партнерства, в соответствии с которым корпорация признает доминирующую роль общегосударственных интересов во взаимоотношениях с публичным органом. Корпорация участвует в реализации федеральных целевых программ и государственных инвестиционных программ (включая внешнеэкономические), руководствуясь прежде всего публичными интересами государства наряду с корпоративными интересами. В регламентации имущественных правомочий корпорации особую значимость имеют нормативные правовые акты Правительства РФ. Например, применительно к одной из крупнейших государственных корпораций - Банку развития Правительство РФ утверждает основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности.

Таким образом, государственные корпорации осуществляют свои полномочия по согласованию или при непосредственном участии органов исполнительной власти. Можно выделить следующие основные сферы взаимоотношений корпораций и публичных органов:

При осуществлении лицензионно-разрешительных правил корпорации-лицензиаты обязаны соблюдать требования, установленные лицензирующим органом, в частности при осуществлении таким органом мероприятий лицензионного контроля. В соответствии со статусом корпорации, установленным федеральным законом, на нее распространяются общие требования, определенные федеральным законодательством о лицензировании, либо к корпорации применяются специальные требования, установленные федеральным законом. Например, Банк развития осуществляет банковские операции в соответствии с Федеральным законом "О Банке развития", общие требования по лицензированию, установленные ст. 13 Федерального закона "О банке и банковской деятельности", в данном случае не применяются;

В сфере коммерческой деятельности правомочия государственной корпорации ограничены в интересах обеспечения общегосударственных потребностей. Прибыль государственной корпорации может быть использована по согласованию с публичным органом, установленным федеральным законом. Как правило, такая прибыль может быть использована с согласия наблюдательного совета или иного коллегиального органа, представляющего интересы государства.

Правовые акты представляют собой одну из основных форм внешнего управления корпорации. Такие акты являются важнейшим методом регламентации взаимоотношений корпорации с органами общего и специального контроля, органами исполнительной власти, иными публичными органами, а также с независимой аудиторской организацией.

Статус корпорации исключает вмешательство органов государственной власти в ее хозяйственную деятельность, за исключением случаев, непосредственно указанных в федеральном законе о создании корпорации. Законодательством регламентированы следующие случаи непосредственного публичного вмешательства в деятельность государственных корпораций.

Наиболее значимо публичное вмешательство в сфере имущественных отношений. При осуществлении коммерческой деятельности государственные корпорации вправе расходовать прибыль по целевому назначению - в соответствии с социально-приоритетными направлениями, установленными федеральным законом о создании корпорации.

Публичный контроль за деятельностью государственных корпораций предусматривает осуществление мер внутреннего контроля, проводимого по инициативе корпоративного органа, и мер внешнего контроля, отнесенных к ведению органа исполнительной власти или иного публичного органа. Мероприятия, обусловленные проведением внутреннего финансового контроля, включают в себя обеспечение внутреннего аудита, т.е. проверки исполнения структурными подразделениями государственной корпорации правил ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Внутренний финансовый контроль не ограничивается проведением аудита, его предметом является проверка финансово-хозяйственной деятельности корпорации в целом. В отличие от аудита проверка также затрагивает обязательственно-правовые отношения и предусматривает контроль за заключением сделок, осуществлением инвестиционной и иных видов имущественной деятельности, предусматривающих использование денежных средств или распоряжение объектами недвижимости.

Государственные корпорации относятся к особым публичным некоммерческим организациям, в отличие от других юридических лиц к ним не может быть применена цивилистическая санкция в виде ликвидации организации по решению суда в соответствии с правилами, установленными абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ. К процедуре ликвидации государственной корпорации также не применяются правила, установленные ст. 65 ГК РФ и иным федеральным законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Ликвидация корпорации и ее процедура обусловлены не цивилистическими, а исключительно публичными предпосылками, установленными федеральным законом. Таким образом, процедура ликвидации определяется специальным федеральным законом, действующим наряду со статутным законом об учреждении корпорации. Правовые предпосылки ликвидации корпорации определяются в статутном федеральном законе в тех случаях, когда корпорации созданы для осуществления социально-приоритетной деятельности, ограниченной установленным таким законом сроком, по истечении которого полномочия корпорации прекращаются и вступает в силу процедура ее ликвидации. Применительно к государственным корпорациям, действующим на постоянной основе, процедура ликвидации определяется специальным федеральным законом.

Государственные корпорации относятся к специальным субъектам административной деятельности, их коммерческие правомочия ограничены обеспечением публичных потребностей государства. Можно выделить следующие элементы публичного статуса государственных корпораций:

а) в организационно-правовой форме государственной корпорации создаются только крупные хозяйствующие субъекты со значительным объемом капитализации. Например, уставный капитал Банка развития превышает 70 млрд. руб., размер публичного имущественного взноса, предоставленного Фонду содействия реформированию ЖКХ, составляет 240 млрд. руб., сумма публичных финансов, предоставленных Агентству по реструктуризации кредитных организаций, составила 3 млрд. руб. (в ценах на декабрь 2003 г.);

б) органы исполнительной власти и иные органы обеспечивают имущественную автаркию государственных корпораций, передавая им в качестве имущественного взноса бюджетные средства, публичные объекты недвижимости, средства материально-технического обеспечения и иное публичное имущество;

в) публичные органы обеспечивают режим наибольшего благоприятствования деятельности государственных корпораций. На них не распространяются имущественные обременения, установленные для других хозяйствующих субъектов, в частности, к ним не применяются процедуры финансовой несостоятельности (банкротства);

г) интересы публичных органов представлены во всех органах управления государственной корпорации, санкционирующих коммерческую деятельность. Денежные средства корпорации инвестируются в целях обеспечения социально-приоритетных потребностей;

д) органы исполнительной власти и иные государственные органы делегируют корпорациям публичные полномочия в сферах реализации федеральных целевых программ, государственных инвестиционных программ. Корпорации предоставляют государственные гарантии коммерческим организациям, обеспечивают и погашают государственные кредиты и займы, осуществляют иные публичные полномочия, установленные федеральными законами. Коммерческий потенциал государственной корпорации обеспечен имущественной и правовой поддержкой публичных органов. Таким образом, финансирование корпорацией социально-приоритетных программ представляет собой опосредованную форму распределения публичных финансов в общегосударственных целях.

Государственные корпорации, наряду с органами государственной власти, участвуют в осуществлении социально-экономической политики государства.

1. Добровольский, В.И. Корпоративное право для практикующих юристов / В.И. Добровольский. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 656 c.

2. Кашанина, Т.В. Корпоративное право. Право хозяйственных товариществ и обществ: учебник для вузов / Т.В. Кашанина. – М.: НОРМА, 2009. – 815 c.

3. Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики / под общ. ред. В.А. Белова. – М.: Юрайт, 2009. – 678 c.

4. Корпоративное право: учеб. пособие для вузов / под ред. И.А. Еремичев. – М.: Закон и право, ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 255 c.

5. Малахова, М.Н. Корпоративное право: конспект лекций / М.Н. Малахова, А.Ю. Саломатин. – Пенза: Изд-во Пенз. ун-та, 2003. – 108 c.

6. Могилевский, С.Д. Корпорации в России: Правовой статус и основы деятельности: учеб. пособие / С.Д. Могилевский, И.А. Самойлов. – М.: Дело, 2006. – 480 c.

Государственные корпорации относятся к особым публичным некоммерческим организациям, наделенными значительными имущественными правомочиями. Публичный статус государственных корпораций обусловлен их особыми отношениями с органами исполнительной власти и иными публичными органами. Важнейшей правовой предпосылкой создания государственной корпорации является осуществление ею общественно значимой деятельности в сферах социальной политики, оказание государственных услуг (например, медицинских, образовательных, услуг в сфере перевозочной деятельности), финансовой и банковской деятельности, отвечающей потребностям государства. Содержание приоритетной общегосударственной деятельности, в целях осуществления которой создается государственная корпорация, определяется федеральным законом. Особый статус корпораций предопределен се правовым положением: из всех форм некоммерческих организаций только государственные корпорации и автономные учреждения создаются государством – Российской Федерацией. Республики в составе России, наряду с Российской Федерацией, также имеющие государственно-правовой статус, не вправе создавать государственные корпорации .

В сфере правовой регламентации статус корпораций устанавливается федеральными законами, однако необходимо учитывать следующие особенности статуса таких законов.

Статутные федеральные законы определяют компетенцию и организационно-правовые формы деятельности корпораций . Применительно к каждой из них принимается статутный федеральный закон, устанавливающий ее функции и полномочия, виды правоотношений с органами исполнительной власти, имущественное положение корпорации. Статутный федеральный закон всегда доминирует в системе федеральных законов, регламентирующих деятельность корпораций: при возникновении коллизий его предписаний с предписаниями иных федеральных законов применению подлежит статутный федеральный закон, которым устанавливается, когда и в каких случаях могут быть применены иные федеральные законы .

В случаях, установленных статутным федеральным законом, организационные формы деятельности государственной корпорации могут быть определены специальным федеральным законом, действующим наряду со статутным федеральным законом. Специальными федеральными законами могут быть установлены, в частности, порядок использования имущества государственной корпорации при ее реорганизации или ликвидации, сроки проведения этих организационных мероприятий .

Ординарные федеральные законы определяют основы публичного статуса государственной корпорации в целом как одной из форм некоммерческих организаций, при этом не регламентируются отдельные элементы ее статуса. Например, наименование органов управления корпорации и их компетенция могут быть установлены только статутным федеральным законом. Сфера применения ординарных федеральных законов ограничена отдельными предписаниями (так, основы публичного статуса государственных корпораций определяются правилами ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Ординарные федеральные законы применяются в сферах, установленных статутными федеральными законами. Например, ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О Банке развития" предусмотрено, что государственная регистрация Банка развития как особой разновидности государственной корпорации регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Таким образом, применительно к указанной государственной корпорации предусмотрена возможность использования предписаний ординарного федерального закона.

К подзаконным актам, регламентирующим деятельность государственных корпораций, относятся в основном постановления Правительства РФ . Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти применяются только в случаях, специально предусмотренных рассматриваемыми федеральными законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

  • Далее также – корпорации.
  • В отличие от государственных корпораций автономные учреждения могут быть созданы не только Российской Федерацией, но и иными публичными субъектами – субъектом РФ или муниципальным образованием (см. ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об автономных учреждения").
  • По смыслу ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" федеральные законы не только предусматривают создание соответствующей государственной корпорации, но и устанавливают ее функции, полномочия и иные составляющие публичного статуса. В частности, такими законами определяется имущественное положение корпораций (см. п. 2 ст. 7.1 указанного Федерального закона).
  • Применительно к государственной корпорации "Банк развития" статутным Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ устанавливаются предписания Федерального закона "О некоммерческих организациях", не подлежащие применению. Так, согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О Банке развития" к процедуре ликвидации этой государственной корпорации не применяются правила, предусмотренные федеральным законодательством о несостоятельности (банкротстве). Применение к Банку развития федерального законодательства о банках и банковской деятельности возможно только в случаях, установленных в ч. 2 и 3 ст. 4 Федерального закона "О Банке развития".
  • См. ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О Банке развития".
  • О сфере применения подзаконных актов см., например, ч. 2 и 4 ст. 6, ч. 4 ст. 10 Федерального закона "О Банке развития". В данном случае регламентация деятельности государственной корпорации указами Президента РФ возможна только применительно к ч. 2 ст. 15 указанного Федерального закона.

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Особенности правового статуса

ГК создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.

ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.

ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.

ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, госорганы без согласия ГК не могут:

запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;

запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;

проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;

устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.

На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, cтатья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля -- эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.

На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет госкорпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.

Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.

Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений