Морской тральщик проекта 266. Основные проектные тактико-технические элементы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Корпус изготовлен из маломагнитной стали и легких сплавов, а его детали защищены специальным диэлектрическим покрытием. Также установлены на специальных амортизаторах звукоизлучающие механизмы, фундаменты оклеены демпфирующим резиновым покрытием, а трубопроводы имеют гибкие вставки. Само судно также оснащено противоатомной и противохимической защитой, а на нём присутствует система кондиционирования жилых помещений.

Двигатели

Энергоустановка имеет эшелонное построение. В состав энергоустановки входят два лёгких быстроходных дизеля М-503Б-3 производства ОАО "Звезда" , оснащённых пневматической дистанционной системой управления "Дельфин", двумя дизель-генераторами ДГРА-200/1500 по 200 кВт и одним дизель-генератором ДГРА-100/1500 100 кВт. На всех двигателях корабля находятся обмотки размагничивающего устройства для уменьшения магнитных девиаций корабля. Палубные механизмы оснащены гидроприводами. Мореходность корабля не ограничена, применение оружия возможно при волнении до 4 баллов. Устройство слипа в кормовой части механизировало постановку и выборку тралов, и в целях снижения акустического поля корабля его главные двигатели были установлены на вибродемпфирующих продольных балках, а гребные винты большого диаметра с малошумными лопастями размещены в шумопонижающих насадках.

Вооружение

Работа основных систем и большинства технических средств автоматизирована. Тральщики оснащены глубоководным тралом с новой аппаратурой управления, тралом для уничтожения активных мин, трёхканальным широкополосным буксируемым телевизионным и комплексным искателями-уничтожителями мин, а также более совершенной гидроакустической системой «Мезень», обеспечивающей обнаружение донных мин. В оборудование также входит размагничивающее устройство с общекорабельными и местными обмотками и автоматическим управлением, которое компенсирует поля корабля, крупных механизмов и вихревых токов в корпусе при качке.

Для защиты от кораблей противника на тральщики ставились автоматические орудия АК-230М и 2М-3М, а также пулемёты ДШК. Для противовоздушной обороны поставлялись ПЗРК типа «Стрела-3» и «Игла» с соответствующими ракетами, что привело к увеличению длины и полного водоизмещения модернизированного корабля. Для обнаружения плавающих мин в дневное и ночное время имеется специальная электронно-оптическая аппаратура.

Проектировались в ЦКБ-363 (позже - Западное ПКБ, вошедшее в состав ФГУП ЦМКБ ("Алмаз")) под руководством главного конструктора Н.П. Пегова. Эти корабли были первыми отечественными морскими тральщиками, которые обладали минимальными собственными физическими полями. Тральщики предназначались для проводки за тралами кораблей и судов, разведывательного и контрольного траления, прокладки фарватеров в минных полях, участие в минных постановках в дальней зоне от своих баз.

Корпус корабля из маломагнитной стали марки 45Г17Ю3, набирался по продольной системе, имел протяжённый полубак и второе дно. Фундаменты главных двигателей, многих механизмов, вооружения, устройств и оборудования корабля, так же выполнялись в маломагнитном исполнении. Двери, люки и их комингсы, трапы, леерное ограждение, многочисленные кранцы и т.п. изготавливались из лёгких алюминиево-магниевых сплавов (АМГ). Для снижения акустического поля корабля использовались: звукоизоляция с помощью амортизаторов, оклейка вибродемпфирующим резиновым покрытием фундаментов основных механизмов и переборок машинных отделений, звукоизолирующие гибкие вставки в трубопроводах, системах и местах присоединения к механизмам (в частности валопровода к фланцу отбора мощности главного двигателя), применение малошумных гребных винтов регулируемого шага большого диаметра с относительно высокой частотой вращения. Впервые в отечественной практике были предусмотрены специальные мероприятия по снижению низкочастотного электромагнитного и электрического (диэлектрические покрытия оборудования, соприкасающегося с забортной водой, электроизоляция донно-забортной арматуры, валопроводов от корпуса и др.) полей. Корабль оснащался противоатомной и противохимической защитой. Приборы управления кораблём выводились в боевую рубку и на открытый ходовой мостик. Для постановки и выборки тралов были предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка и клюз.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков:

  1. Шпилевая, погреб артбоезапаса, кладовая ЗИП, трюмный отсек (5-13 шпангоут);
  2. Коридор № 1, офицерские каюты, гальюн, душевая офицерского состава, агрегатная ГЛС, кладовая сухой провизии, помещение рефрижераторной машины и рефкамера (13-22 шпангоут);
  3. Коридор № 2, кубрик №1, офицерские каюты, кают-компания, каюты старшин, шахта ПОУ гидроакустический отсек, гиропост (22 - 36 шпангоут);
  4. Столовая личного состава, посудомойка, носовое машинное отделение (36 - 51 шпангоут);
  5. Коридор № 3, ПЭЖ, камбуз, кормовое машинное отделение, раздевалка личного состава, душевая личного состава, гальюн, умывальник (51 - 66 шпангоут);
  6. Помещение вьюшки, кубрик №2, отсек ВРШ (66 - 78 шпангоут);
  7. Тральная кладовая, выгородка минно-трального боезапаса, кладовая мокрой провизии, помещение гидроагрегатной (78 - 85 шпангоут);
  8. Румпельное отделение (85 - 100 шпангоут);
Корабль оставался на плаву при затоплении двух любых смежных отсеков с сохранением положительной начальной метацентрической высоты.

Рулевая машина гидравлическая с системой управления «Альбатрос», предусматривала простой, следящий и автоматический режимы управления одним пером руля.

Палубные механизмы (лебёдка, вьюшка, кран-балки) имели гидравлические приводы, что наряду с обеспечением понижения уровня физических полей корабля, позволило получить механизмы с большим диапазоном плавной регулировки скоростей. Подача масла в гидравлическую систему палубных механизмов производилась от трёх насосных агрегатов.

Спасательные средства включали один шестивёсельный ял, шесть спасательных плотов типа ПСН-10 (на 10 человек каждый), спасательные круги и индивидуальные спасательные жилеты.

Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя дизель-редукторными агрегатами М503Б мощностью по 2500 л.с. каждый при частоте вращения 1780 об/мин, размещёнными один в носовом и один в кормовом машинных отделениях (МО). Ресурс двигателя до первой переборки составлял 3 500-4 000 часов, а полный ресурс - до 10 000 часов. Агрегаты обеспечивали передний, задний и холостой ход, передавая вращение на два винта регулируемого шага типа ВР-266. Изменение шага винта производилось гидравлической системой. Предусматривалось дистанционное управление агрегатами и ВРШ из постов управления двигателями и с ГКП. Скорость полного хода тральщика составляла 16 узлов и до 14 узлов с одним тралом. Вспомогательный котёл, давал пар на хозяйственные нужды.

Электроэнергетическая система трёхфазного переменного тока напряжением 380 В и частотой 50 Гц получала питание от двух дизель-генераторов ДГ-200 мощностью по 200 кВт каждый, расположенных один в носовом и один в кормовом машинных отделениях (МО). Тральщик имел один дизель-генератор ДГ-100 мощностью 100 кВт.

Вооружение кораблей состояло:

  1. Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 36 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
  2. Из 1 электромагнитного трала ТЭМ-2, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал с большим радиусом действия использовался при скорости траления до 14 узлов и волнении моря до 4 баллов. Приборы управления электромагнитным тралом могли обеспечивать любые формы напряжённости магнитного поля и синхронную работу с акустическим тралом.
  3. Из 1 акустического трала АТ-3 для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель, вмонтированный в заглубитель. Трал с широкой полосой действия используется при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляет от 9 до 14 узлов.

  4. Для постановки и выборки тралов предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка, клюз и тральная вьюшка.

Система управления огнем универсальной 30-мм артиллерии состояла:

  • Из прибора управления артиллерийским огнём (ПУАО) МР-104 "Рысь" в состав которого входили:
    • автомат стрельбы (счётно-решающий прибор), который на основе поступающих данных от РЛС сопровождения МР-104 "Рысь" выдавал углы вертикальной и горизонтальной наводки носовой и кормовой установок 30-мм калибра.
  • Аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты.
  • Цель обнаруживалась и бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-104 "Рысь".
РЛС сопровождения МР-104 "Рысь" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов 30-мм калибра. РЛС автоматически сопровождала воздушные цели при скорости до 300 м/с на дальности до 26 км, а надводные цели типа торпедного катера до 4 км.

Корабли комплектовались РЛС навигации «Дон», аппаратурой госопознавания «Нихром», ГАС МГ-69 «Лань», инфракрасной аппаратурой ночного видения «Хмель», электрооптической аппаратурой ночного видения МЭ-5 («Тромбон»), размагничивающим устройством (РУ) и дымовыми шашками МДШ.

РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового диапазона волн, предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС размещается на топах мачт, частота вращения атенны составляет 11-16 об/мин. В индикаторе применена ЭЛТ с диаметром экрана 310 мм. Станция приводится в действие из полностью выключенного состояния за 5 минут.

Сис­те­ма го­су­дар­ст­вен­но­го опо­зна­ва­ния пред­став­ле­на двумя РАС - за­про­счи­ком «Ни­кель» с уст­рой­ст­вом 082 и ответчиком «Хром». РАС «Ни­хром» по­зво­ля­ет про­во­дить опо­зна­ва­ние над­вод­ных и воз­душ­ных це­лей для оп­ре­де­ле­ния их при­над­леж­но­сти к сво­им воо­ру­жен­ным си­лам. Две ан­тен­ны расположены на мачте.

Ин­фра­крас­ная ап­па­ра­ту­ра ночного видения «Хмель» по­зво­ля­ла осу­ще­ст­в­лять скры­тую связь в тем­ное вре­мя су­ток, при пол­ном за­тем­не­нии ко­раб­лей, а так­же на­блю­дать и пе­лен­го­вать ин­фра­крас­ные ог­ни. Вре­мя не­пре­рыв­ной ра­бо­ты прибора составляло 20 часов, даль­ность пе­лен­го­ва­ния - до 3,7 км, а оп­ре­де­ле­ние дис­тан­ции - до 750 метров. Сис­те­ма ра­бо­тала от се­ти по­сто­ян­но­го то­ка 27 В.

Головной тральщик МТ-86 вошёл в строй Тихоокеанского флота в 1963 году.


Тактико-технические данные проект 266 Водоизмещение: стандартное 520 тонн, полное 560 тонн Длина наибольшая: 52,1 метра
Ширина наибольшая: 9,4 метра
Ширина по КВЛ: 9,3 метра
Осадка по корпусу: 2,65 метра
Силовая установка: 2 ДРА М-503Б по 2500 л.с., 2 винта РШ, 1 руль
Электроэнергетическая
система:

1 ДГ-100 на 100 кВт
Скорость хода:
Дальность плавания: 1500 миль при 12 узлах
Мореходность: не ограничена
Автономность: 7 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 30-мм автомата АК-230 от РЛС МР-104 "Рысь"
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 36 бомб ББ-1
минное:
противоминное: 1 контактный трал БКТ, 1 акустический трал АТ-1, 1 РУ,
1 электромагнитный трал ТЭМ-2, шнуровые заряды ШЗ-2
гидроакустическое: 1 ГАСМ МГ-69 "Лань"
радиотехническое:
госопознавания "Нихром",
навигационное:
1 гирокомпас, 1 радиопеленгатор АРП-50Р
химическое:

Экипаж: 56 человек (6 офицеров)
    Директивный срок службы кораблей проекта 266 - 20 лет.
    Межремонтный срок (текущий / средний) - 3,5 года / 7,5 лет;
    Междоковый срок - 1,5 года.

Всего построено тральщиков с 1963 г. по 1971 г. - 41 единица.

    Морские тральщики проект 266М "Аквамарин"
- это модернизированный вариант с возможностью поиска и уничтожения донных мин, изменённым корпусом, радиотехническим, противоминным и артиллерийским вооружением. Главный конструктор проекта Т.Д. Походун, затем Н.П. Пегов, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга В.Т. Кузьмин.

Корпус корабля получил изменения в обводах и конфигурации кормы. Корма выполнялась по слиповому типу, снабжённому вращающимися роульсами и поворотной рамой, что давало возможность в большей степени механизировать постановку и выборку тралов, а так же обеспечить большую безопасность трального расчёта при работе с тралами. Изменились линии надстройки, с появлением продольно расположенной фальштрубы внешний вид стал более привлекательным и эстетичным. Гребные винты расположили в направляющих насадках, жёстко связанных с корпусом корабля, что привело к снижению уровня акустического поля. Насадки давали дополнительный упор винтам, а ухудшение управляемости (особенно на заднем ходу) в полной мере компенсировалось установкой двух рулей. Кроме этого для снижения уровня акустического поля был предусмотрен подвод воздуха к насадкам (система обесшумливания (ОШУ)) и установка контрпропеллеров на ступицы винтов.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков:

  1. Форпик, цепной ящик, малярная кладовая (0-5 шпангоут);
  2. Шпилевая, погреб артбоезапаса, кладовая ЗИП №1, электромеханическая кладовая (5-12 шпангоут);
  3. Коридор № 1, офицерские каюты, гальюн, душевая офицерского состава, агрегатная ГЛС, кладовая сухой провизии, помещение рефрижераторной машины и рефкамера (12-20 шпангоут);
  4. Коридор № 2, кубрик №1, офицерские каюты, кают-компания, каюты старшин, шахта ПОУ, гидроакустический отсек, помещение ЗИП №2, хозблок (20 - 35 шпангоут);
  5. Коридор № 3, каюта мичманов, кубрик №2, гиропост (35 - 43 шпангоут);
  6. Столовая личного состава, посудомойка, арсенал, носовое машинное отделение (43 - 57 шпангоут);
  7. Коридор №4, ПЭЖ, камбуз, отсек вспомогательных механизмов (57 - 63 шпангоут);
  8. Коридор №5, раздевалка личного состава, душевая личного состава, гальюн, умывальник, прачечная, баня, дежурка, кормовое машинное отделение (63 - 78 шпангоут);
  9. Помещение вьюшки, кубрик №3, отсек ВРШ (78 - 90 шпангоут);
  10. Тральная кладовая, выгородка минно-трального боезапаса, кладовая мокрой провизии, помещение гидроагрегатной (90 - 102 шпангоут);
  11. Румпельное отделение (102 - 112 шпангоут).
По расчётам корабль должен был оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков, при условии сохранения "сухими" отсеков, смежных с затопленными. При этом остойчивость корабля будет всегда положительной (h > 0), высота надводного борта не менее 0,4 м (Ннад.б. > 0,4 м).

Палубные механизмы (лебёдка, вьюшка, кран-балки) имели гидравлические приводы. Вместо обычных шлюпбалок устанавливались гравитационные шлюпбалки с гидравлической лебёдкой ЛГШ - 2, что обеспечивало быстрый и плавный спуск шлюпки.

Рулевая машина гидравлическая с системой управления «Дельфин», предусматривала простой, следящий и дистанционно-автоматический режимы управления двумя рулями. Предусматривалась установка вычислительного устройства (МВУ) для решения задач навигационного и тактического маневрирования, связанного с авторулевым и позволяющим производить маневрирование, в частности расхождение с кораблями, в автоматическом режиме.

Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя дизель-редукторными агрегатами М503Б мощностью по 2500 л.с. и двухкаскадной амортизацией при частоте вращения 1780 об/мин, размещёнными один в носовом и один в кормовом машинных отделениях (МО). Ресурс двигателя до первой переборки составлял 3 500-4 000 часов, а полный ресурс - до 10 000 часов. Агрегаты обеспечивали передний, задний и холостой ход, передавая вращение на два винта регулируемого шага типа ВР-266К. Изменение шага винта производилось гидравлической системой. Предусматривалось дистанционное раздельное управление агрегатами и ВРШ из носового и кормового постов управления двигателями и ВРШ с ГКП, а так же совместное управление агрегатами и ВРШ по особой программе сочетания оборотов двигателей и положения шага ВРШ (одной рукояткой), с помощью новой электропневматической системы дистанционно-автоматического управления ГД и ВРШ "Дельфин". Скорость полного хода тральщика составляла 17 узлов и до 14 узлов с одним тралом. Вспомогательный котёл, давал пар на хозяйственные нужды и обеспечивал с помощью холодильных машин круглогодичное кондиционирование воздуха жилых, служебных помещений и боевых постов. В системе вентиляции установливались воздухоохладители и воздухонагреватели, на которые подавался холод от холодильных машин летом и пар от вспомогательного котлоагрегата зимой.

Вооружение кораблей состояло:

  1. Из 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230 с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Установки использовались для уничтожения катеров, воздушных и низколетящих целей, а так же для поражения обнаруженных мин. Скорострельность установки составляла 1000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУАО "Рысь" с РЛС сопровождения МР-104 "Рысь" и с двух местных визирных постов "Колонка". Масса установки 1 926 кг.
  2. Из 2 спаренных турельных 25-мм автоматов 2М-3М с длинной ствола 79 калибров, расположенных побортно в средней части корпуса. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.
  3. Из минных рельсов и 10 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
  4. Из 1 комплекта быстроходного контактного трала БКТ, располагался в корме. Одинарный контактный трал с подсекающим действием имел ширину захвата до 420 м, заглубление до 160 м, скорость буксировки до 14 узлов при волнении моря до 4 баллов.
  5. Из 1 электромагнитного трала ТЭМ-4, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал глубоководный с большим радиусом действия использовался при скорости траления до 14 узлов и волнении моря до 4 баллов. Прибор автоматического управления тралом ПАУТ-4Э могли обеспечивать любые формы напряжённости магнитного поля и синхронную работу с акустическим тралом.
  6. Из 1 акустического трала АТ-3 для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель, вмонтированный в заглубитель. Трал с широкой полосой действия используется при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляет от 9 до 14 узлов. Прибор автоматического управления тралом ПАУТ-4А обеспечивал любые виды акустического излучения и синхронную работу с электромагнитным тралом.
  7. 4 комплекта шнуровых зарядов (ШЗ-200) длиной 200 метров, предназначены для образования безопасных проходов в минных полях уничтожая или выводя из боеспособного состояния донные и придонные мины и обеспечивают обозначение оси безопасного прохода акустическими буями-обозначателями или тральными вехами. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
    Для постановки и выборки тралов предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка, слип с роулсами и рамой и тральная вьюшка.

Корабли комплектовались РЛС навигации «Дон», аппаратурой госопознавания «Нихром», ГАС миноискания якорных мин МГ-69 «Лань», ГАС миноискания донных мин МГ-79 "Мезень", ГАС звукоподводной связи МГ-29 «Хоста», размагничивающим устройством (РУ) и дымовыми шашками МДШ.

РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС размещается на топах мачт.

ГАСМ МГ-69 «Лань» предназначалась для поиска, обнаружения и определения координат якорных мин впереди по курсу корабля. Станция обеспечивала одновременно; сектор обзора 30° в горизонтальной плоскости и круговой 180° поиск якорных мин. Обнаружение мин происходило на дальности до 800-1000 метров, а классификация (миноподобная, не миноподобная) и определение координат на дальности до 200 метров. Ошибка определения координат составляла по курсовому углу - 2°, а по расчётной дистанции - 4 метра. Поисковая скорость корабля до 6 узлов при волнении моря до 4 баллов.

ГАС звукоподводной связи МГ-29 «Хоста» обеспечивает опознавание и определение дистанции до подводных лодок, а так же связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах.

РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин и обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля. РУ с системой автоматического регулирования состояло их трёх общекорабельных обмоток - основной горизонтальной (ОШТ), курсовой шпангоутной (КШ) и курсовой батоксной (КБ) и трёх местных на основные наиболее крупные механизмы (ОШТ, КБ, КШ на главных двигателях, дизель-генераторах и вспомогательном котлоагрегате, электродвигателе шпиля). Кроме того было предусмотрено вихревое размагничивание с системой автоматического регулирования для компенсации магнитных полей вихревых токов, возникающих в корпусе корабля при бортовой качке, с основной вихревой – ОВ, батоксовой вихревой обмотками – БВ.

Морская дымовая шашка МДШ предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Строились тральщики на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный и на заводе №876 в г. Хабаровске.

Головной тральщик "Семён Рошаль" вошёл в строй флота в 1970 году.


Тактико-технические данные проект 266М Водоизмещение: стандартное 700 тонн, полное 790 тонн Длина наибольшая: 61 метр
Ширина наибольшая: 10,2 метра
Ширина по КВЛ: 10 метров
Осадка по корпусу: 2,98 метра
Силовая установка:
Электроэнергетическая
система:
2 дизель-генератора ДГ-200 по 200 кВт,
1 ДГ-100 на 100 кВт
Скорость хода: полная 17 узлов, экономическая 12 узлов
Дальность плавания: 2700 миль при 12 узлах
Мореходность: не ограничена
Автономность: 10 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 30-мм автомата АК-230 от РЛС МР-104 "Рысь",
2х2 25-мм автомата 2М-3М с ручным управлением
противолодочное:
минное: 10 якорных мин КБ-3 и минные рельсы
противоминное: 1 контактный трал БКТ, 1 акустических трала АТ-3, 1 РУ,
1 электромагнитный трал ТЭМ-4, шнуровые заряды ШЗ-2
гидроакустическое:
ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста"
радиотехническое: инфракрасный прибор ночного видения "Хмель", аппаратура
госопознавания "Нихром",
электрооптический прибор ночного видения МЭ5 "Тромбон"
навигационное: 1 НРЛС "Дон", 2 127-мм магнитных компаса УКП-М,
1 гирокомпас, 1 радиопеленгатор АРП-50Р, лаг МГЛ – 25,
вычислительное устройство МВУ-2, эхолот НЭЛ – 10
химическое: прибор химической разведки ВПХР, 4 дымовые шашки МДШ,
приборы дозиметрического контроля ДП-62, химкомплекты
КЗИ-2, аварийной партии противогазы ИП-46.
Экипаж: 68 человек (6 офицеров, 8 мичманов)

В ходе строительства кораблей в проект вносились изменения и усовершенствования. Так начиная с 1974 года на кораблях проекта начали устанавливать вместо кран-балок типа КБГ-2 «складывающиеся кран-балки» типа КБГ-5, дававшие ещё более эстетичный вид кораблю. Были внесены и изменения в винт регулируемого шага, установив на масловводы ВРШ клапаны-блокираторы системы гидравлики, позволяющие при падении давления масла в системе (при обестачивании корабля, выхода из строя насоса ВРШ, упуске масла) удерживать лопасти ВРШ в положении заданного шага. Это позволяло также на постоянных режимах хода выводить из действия насосы ВРШ в целях экономии их ресурса. На кораблях проекта, не имеющих подобных устройств, в случаях обестачивания, выхода из строя насоса ВРШ, упуска масла на ходу и при швартовках лопасти ВРШ становились в положение полного заднего хода, создавая при швартовках, съёмках с якоря и швартовов, а так же при плавании в узкостях предпосылки к навигационным происшествиям (навалам на пирсы и корабли, посадкам на мель).

  • Директивный срок службы кораблей проекта 266М - 20 лет.
  • Нормативный срок службы кораблей проекта 266М - 16 лет.
  • Межремонтный срок (текущий / средний) - 3,5 года / 7,5 лет;
  • Междоковый срок - 1,5 года.

Всего построено тральщиков с 1970 г. по 1978 г. - 31 единица.

    Морские тральщики проект 266МЭ "Аквамарин"
- это экспортный вариант для поставок иностранным заказчикам с учётом опыта эксплуатации на Чёрном и Средиземном морях.

Вооружение кораблей состояло:

  1. Из 2 шестиствольных 30-мм автоматов АК-306М с длинной ствола 54 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 4000-5000 выстрелов/мин, а боезапас включал 2149 выстрелов на установку. Угол вертикального наведения от -12 до +88°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов ленточное, лента на 2000 патронов расположена в круглом магазине. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки 1 918 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка".
  2. Из 8 комплектов ПЗРК "Стрела-3". Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает вторая ступень предохранения - полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 14-17 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 метров до 4,5 км, потолок - от 15 метров до 3 км при скорости цели до 310 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 16 кг.
  3. Из 2 реактивных бомбомётов РБУ-1200 калибра 251,7 мм с 5 направляющими от ПУСБ "Ураган", размещённых побортно на баке у боевой рубки. РБУ-1200 имели стабилизированные на качке пусковые установки. Дальность стрельбы РБУ-1200 составляла от 400 до 1200 метров и изменялась за счет угла возвышения пусковой установки, который мог устанавливаться от 0 до 51 градуса. Горизонтального наведения установки не имели. Движущие устройства - электроприводы. Глубина поражения цели - до 350 метров, а скорость погружения до 6,25 м/с. Вес пусковой установки доходил до 620 кг.
  4. Из минных рельсов и 8 универсальных донных мин УДМЭ в перегруз. Универсальная донная мина с трехканальным неконтактным взрывателем (акустическим, электромагнитным и гидродинамическим) имела радиус реагирования 30 - 50 м, минимальный минный интервал 35 метров.
  5. Из 1 комплекта глубоководного контактного трала ГКТ-2, располагался в корме. Одинарный контактный трал с подсекающим действием имел ширину захвата до 280 м, заглубление до 200 м, скорость буксировки до 14 узлов при волнении моря до 4 баллов.
  6. Из 1 электромагнитного трала ТЭМ-3, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал глубоководный с большим радиусом действия и питающим фидером длиной до 455 метров, использовался при скорости траления до 10 узлов и волнении моря до 4 баллов. Прибор управления тралом "Микрон-Э" мог обеспечивать разные формы напряжённости магнитного поля и синхронную работу с акустическим тралом.
  7. Из 1 акустического трала АТ-2 для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель, вмонтированный в заглубитель. Трал используется при скорости траления до 12 узлов при волнении моря до 4 баллов. Прибор управления тралом "Микрон-А" обеспечивал разные виды акустического излучения и синхронную работу с электромагнитным тралом.

  8. Для постановки и выборки тралов предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка, слип с роулсами и рамой и тральная вьюшка.

Корабли комплектовались РЛС навигации «Вайгач», ГАС миноискания якорных мин МГ-69 «Лань», ГАС миноискания донных мин МГ-79 "Мезень", ГАС звукоподводной связи МГ-35Э «Штиль», размагничивающим устройством (РУ).

РЛС навигации "Вайгач" 3,2 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения окружающей и навигационной обстановки, решения навигационных задач. Станция имела шкалы дальности с интервалами: 0,5/0,25, 1/0,25, 2/0,5, 4/1, 8/2, 16/4, 32/8, 64/8 и индикатор с ЭЛТ диаметром 310 мм. Антенный пост РЛС размещается на мачте и имеет частоту вращения 19 об/мин. Ширина диаграммы направленности антенны по точкам (половинной мощности (на уровне 0,5) в горизонтальной плоскости 1 и 0,7°, в вертикальной 20°. Разрешающая способность по дальности не хуже 20 м.

ГАСМ МГ-69 «Лань» предназначалась для поиска, обнаружения и определения координат якорных мин впереди по курсу корабля. Станция обеспечивала одновременно; сектор обзора 30° в горизонтальной плоскости и круговой 180° поиск якорных мин. Обнаружение мин происходило на дальности до 800-1000 метров, а классификация (миноподобная, не миноподобная) и определение координат на дальности до 200 метров. Ошибка определения координат составляла по курсовому углу - 2°, а по расчётной дистанции - 4 метра. Поисковая скорость корабля до 6 узлов при волнении моря до 4 баллов.

ГАСМ МГ-79 "Мезень" предназначалась для поиска, обнаружения и определения координат донных мин и заиленных миноподобных предметов впереди по курсу корабля. Станция обеспечивала одновременно; сектор обзора 60° в горизонтальной плоскости и круговой 240° поиск донных мин. Обнаружение мин происходило на дальности до 600 метров, затонувших объектов 1000 метров, а классификация (миноподобная, не миноподобная) и определение координат на дальности до 180 метров. Ошибка определения координат составляла по курсовому углу - 2°, а по расчётной дистанции - 1,5%. Поисковая скорость корабля до 6 узлов при волнении моря до 4 баллов.

ГАС звукоподводной связи МГ-35Э «Штиль» обеспечивает опознавание и определение дистанции до подводных лодок, а так же связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах. Станция имеет дальность связи в телефонно-телеграфном режиме: между надводными кораблями на низкой частоте (НЧ) - 16 км, на высокой частоте (ВЧ) - 10 км, измерение дистанции - 16 км, между надводным кораблём и ПЛ на низкой частоте (НЧ) - 20 км, на высокой частоте (ВЧ) - 10 км, измерение дистанции - 20 км. Скорость передачи информации в телефонном режиме составляет 40 слов/мин., а в телеграфном - 20-30 знаков/мин. Энергопотребление в дежурном режиме 1кВА, а в режиме излучения - 6 кВА. Масса станции - 510 кг.

РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин и обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля. РУ с системой автоматического регулирования состояло их трёх общекорабельных обмоток - основной горизонтальной (ОШТ), курсовой шпангоутной (КШ) и курсовой батоксной (КБ).

Строились тральщики на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный.

Головной тральщик передан заказчику в 1978 году.


Тактико-технические данные проект 266МЭ Водоизмещение: стандартное 700 тонн, полное 750 тонн Длина наибольшая: 61 метр
Ширина наибольшая: 10,2 метра
Ширина по КВЛ: 10 метров
Осадка по корпусу: 2,3 метра
Силовая установка: 2 ДРА М503Б по 2500 л.с., 2 винта РШ, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 дизель-генератора ДГ-200 по 200 кВт,
1 ДГ-100 на 100 кВт
Скорость хода: полная 16 узлов, экономическая 12 узлов
Дальность плавания: 2700 миль при 12 узлах
Мореходность: не ограничена
Автономность: 10 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х6 30-мм автомата АК-306 от ПУС "Колонка"
противолодочное: 2 реактивных бомбомёта РБУ-1200 от ПУСБ "Ураган"
минное: 8 донных мин УДМЭ и минные рельсы
противоминное: 1 контактный трал ГКТ-2, 1 акустических трала АТ-2, 1 РУ,
1 электромагнитный трал ТЭМ-3
гидроакустическое: 1 ГАСМ МГ-69 "Лань", 1 ГАСМ МГ-79 "Мезень",
навигационное: 1 НРЛС "Вайгач", 2 127-мм магнитных компаса УКП-М,
1 гирокомпас, 1 радиопеленгатор "Румб", лаг МГЛ – 25
химическое: 4 дымовые шашки МДШ.
Экипаж: 58 человек (6 офицеров)

Морские тральщики пр.266МЭ до 1991 года активно поставлялись флотам зарубежных государств - Индии, Южному Йемену, Ливии, Вьетнаму. Один тральщик "Валентин Пикуль" достроен и в 2001 году включён в состав Российского флота.

Всего построено тральщиков с 1978 г. по 2001 г. - 24 единицы.

    Морской тральщик проект 02668
- разработан в ЦМКБ "Алмаз" под руководством главного конструктора В.С. Сергеева с использованием готового корпуса недостроенного в 1994 году тральщика проекта 266МЭ для ВМС Въетнама. Тральщик получил современные средства поиска и уничтожения мин, а так же автоматизированные системы управления противоминными действиями.

Вооружение корабля состоит:

  1. Из 1 шестиствольного 30-мм автомата АК-306М с длинной ствола 54 калибра, расположенного на баке. Скорострельность установки составляла 4000-5000 выстрелов/мин, а боезапас включал 2149 выстрелов. Угол вертикального наведения от -12 до +88°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание установки ленточное, лента на 2000 патронов расположена в круглом магазине. Расчёт включает 2 человека. Масса установки 1 918 кг. Автомат имеет систему дистанционного управления от ПУС "Колонка".
  2. Из 8 комплектов ПЗРК "Игла". Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В полёте головка самонаведения с повышенной помехозащищенностью от естественных и искусственных тепловых помех, всё время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 14-17 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Самонаводящаяся зенитная ракета 9К38 имеет дальность стрельбы от 1 км до 5,2 км, потолок - от 10 метров до 2,5 км при скорости цели до 360 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения с возможностью определения государственной принадлежности цели и автоматической блокировкой пуска ЗУР по "своим" воздушным объектам. Вес (комплекса): 18 кг.
  3. Из минных рельсов и 6 морских донных мин МДМ-2 в перегруз. Морская донная мина с трехканальным неконтактным взрывателем (акустическим, электромагнитным и гидродинамическим) имеет диаметр 630 мм, длину 2250 мм, массу взрывчатого вещества 975 кг и собственную массу в 1425 кг. Глубина места постановки составляла от 8 до 125 метров при скорости корабля 15 узлов. Срок службы мины не менее 10 лет.
  4. Из 1 комплекта глубоководного контактного трала ГКТ-2, располагался в корме. Одинарный двухсторонний контактный трал с подсекающим действием имел гидроакустический измеритель. Ширина захвата до 260 м, максимальное заглубление до 200 м, скорость буксировки до 12 узлов при волнении моря до 4 баллов. Масса трала 2 000 кг.
  5. Из 1 электромагнитного трала ТЭМ-3М, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал глубоководный с большим радиусом действия и питающим фидером длиной до 455 метров, использовался при скорости траления до 12 узлов и волнении моря до 4 баллов.
  6. Из 1 акустического трала АТ-6 для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель, вмонтированный в заглубитель. Трал используется при скорости траления до 12 узлов при волнении моря до 4 баллов.
  7. Из 1 самоходного телеуправляемого искателя-уничтожителя СТИУ-3 "Маёвка" для допоиска и уничтожения донных и якорных мин по целеуказанию корабельной гидроакустической станции миноискания впереди по курсу корабля. Аппарат оснащён цветной телекамерой, высокоразрешающей гидролокационной станцией, тросорезом перерезающим стальной трос диаметром до 12 мм, сбрасываемым зарядом-уничтожителем, движительным комплексом и системой управления движением. ГАС имеет диапазоны дальности для обнаружения донных мин 2,5; 5;10; 25; 50; 100; 200; 300; 450 метров, для обнаружения якорных мин до 640 метров, а разрешающая способность по дальности 5 см. Время обзора сектора 90° в диапазоне 100 метров составляет 140 мс. Максимальная поисковая скорость аппарата составляет 6-8 узлов, а глубина поиска мин до 300 метров. Движительный комплекс включал 2 маршевых движителя с винтами регулируемого шага, 2 вертикальных движителя для перемещения вверх и вниз и 1 лаговый движитель. Система управления движением имеет возможность автоматического вывода самоходного аппарата на мину по целеуказанию корабельной информационно-управляющей системы.

  8. Для постановки и выборки тралов предусмотрены тральный кран, 3-барабанная лебедка, клюз с роулсами и опускной рамой, тральная вьюшка.

Корабли комплектовались РЛС навигации «Наяда», ГАС миноискания "Ливадия-МЭ", ГАС звукоподводной связи МГ-35 «Штиль», размагничивающим устройством (РУ), автоматизированная система управления противоминными действиями (АСУ ПМД) "Диез-Э".

РЛС навигации МР-231-2 предназначалась для освещения окружающей и навигационной обстановки, решения навигационных задач. Станция с длиной волны 3-см имеет шкалы дальности до 89 км и индикатор с ЖК-монитором 15". Антенный пост РЛС размещается на мачте и имеет диаметр вращения 1,6 метра. Станция может автоматически обнаруживать и сигнализировать о нахождении целей в охранной зоне, автоматически сопровождать до 30 целей с индикацией их параметров движения и проигрывать маневр на расхождение с ними, показывать следы относительного или истинного движения целей с регулируемым временем их длительности. Кроме этого РЛС отображает курс, скорость, географические координаты своего корабля, а так же глубину под килем, текущее время и имеет межобзорное накопление.

ГАСМ «Ливадия-МЭ» предназначена для поиска, обнаружения, автоматической классификации и отображения морских мин всех типов (якорных, донных (заиленных)) впереди по курсу корабля. Станция обеспечивала одновременно; обнаружение и классификацию якорных мин на дальности до 800 метров, обнаружение и классификацию донных мин (миноподобная, не миноподобная) на дальности до 560 метров. Подкильная система обнаружения дополнена трактом ГАС, для управления самоходным телеуправляемым аппаратом, что расширяет возможности обследования сложных акваторий и повышает безопасность корабля-носителя от подрыва, а так же компенсирует влияние неблагоприятных гидроакустических условий. Поисковая скорость корабля до 8 узлов при волнении моря до 4 баллов.

ГАС звукоподводной связи МГ-35 «Штиль» обеспечивает опознавание и определение дистанции до подводных лодок, а так же связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах. Станция имеет дальность связи в телефонно-телеграфном режиме: между надводными кораблями на низкой частоте (НЧ) - 16 км, на высокой частоте (ВЧ) - 10 км, измерение дистанции - 16 км, между надводным кораблём и ПЛ на низкой частоте (НЧ) - 20 км, на высокой частоте (ВЧ) - 10 км, измерение дистанции - 20 км. Скорость передачи информации в телефонном режиме составляет 40 слов/мин., а в телеграфном - 20-30 знаков/мин. Энергопотребление в дежурном режиме 1кВА, а в режиме излучения - 6 кВА. Масса станции - 510 кг.

РУ предназначено для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин и обеспечивает компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля. РУ с системой автоматического регулирования состоит их трёх общекорабельных обмоток - основной горизонтальной (ОШТ), курсовой шпангоутной (КШ) и курсовой батоксной (КБ) и трёх местных на основные наиболее крупные механизмы (ОШТ, КБ, КШ на главных двигателях, дизель-генераторах и вспомогательном котлоагрегате, электродвигателе шпиля). Кроме того предусмотрено вихревое размагничивание с системой автоматического регулирования для компенсации магнитных полей вихревых токов, возникающих в корпусе корабля при бортовой качке, с основной вихревой – ОВ и батоксовой вихревой обмотками – БВ.

АСУ ПМД "Диез-Э" предназначена для автоматизации повседневной деятельности тральщика и повышения боевой эффективности корабля или корабельной тральной группы при планировании противоминных действий, развертывании кораблей в районы боевых действий, поиске мин и минных заграждений, уничтожении мин и минных заграждений, противоминном охранении кораблей, судов и подводных лодок при переходе морем, противоминной обороне кораблей и подводных лодок в районах ведения боевых действий.
Система состоит:

  • Из автоматизированного рабочего места (АРМ) командира корабля, для решения процесса сбора, обработки и отображения информации по тактической обстановке для корабля и корабельной тральной группы, планирования противоминных действий корабля и корабельной тральной группы, боевого и тактического маневрирования корабля и корабельной тральной группы при выполнении противоминных действий.
  • Из автоматизированного рабочего места (АРМ) вахтенного офицера, для решения процесса документирования информации об обстановке, обстоятельствах плавания, состоянии боевых и технических средств корабля и результатах решения информационно-расчётных задач, информационной поддержки командного состава корабля при борьбе за живучесть.
  • Из рабочего места (РМ) рулевого, для управления движением корабля, включая динамическое позиционирование.
  • Из автоматизированного рабочего места (АРМ) штурмана, для решения процесса обеспечения навигационной безопасности плавания и других штурманских задач, а так же корректуры электронных навигационных карт.
  • Из автоматизированного рабочего места (АРМ) командира БЧ-2, БЧ-3, для решения процесса управления боевыми и техническими средствами корабля при использовании контактных и неконтактных тралов, подводных аппаратов, тральных вертолётов, управления корабельной тральной группой, планирования и управления ПВО корабля и корабельной тральной группы.
  • Из автоматизированного рабочего места (АРМ) командира БЧ-7, для решения процесса обмена информацией по средствам радиосвязи.
  • Из автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора-гидроакустика подкильной ГАС, для решения процесса сбора, обработки и отображения информации по обнаружению и классификации морских мин всех типов (якорных, донных (заиленных)) впереди по курсу корабля.
  • Из автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора-гидроакустика подводного аппарата, для решения процесса сбора, обработки и отображения информации по обнаружению, классификации морских мин всех типов (якорных, донных (заиленных)) впереди по курсу корабля.
  • Из автоматизированного рабочего места (АРМ) пилота подводного аппарата, для решения процесса управления движением самоходного подводного аппарата, включая динамическое позиционирование, а также уничтожения мин.
  • Из прибора обмена данными.
  • Из прибора баз данных.
  • Из прибора сопряжения с РЛС.
  • Из приборов системы электропитания.
Система "Диез-Э" обеспечивала обучения и тренировки операторов системы, защиту от несанкционированных и некорректных действий пользователей, диагностику сети и контроль за состоянием системы, а так же документирование и регистрацию каждого входящего/ исходящего сигнала / пакета / формуляра на жесткие магнитные диски с привязкой по времени, с точностью до 1 мс и перенос на внешний носитель задокументированных эпизодов, а также их воспроизведение в реальном, ускоренном и замедленном масштабах времени.

Строился тральщик на Средне-Невском заводе №363 в пос. Понтонный.

Тральщик "Вице-адмирал Захарьин" вошёл в состав Черноморского флота в 2008 году.


Тактико-технические данные проект 02668 Водоизмещение: стандартное 800 тонн, полное 852 тонны Длина наибольшая: 61 метр
Ширина наибольшая: 10,2 метра
Ширина по КВЛ: 10 метров
Осадка по корпусу: 2,9 метра
Силовая установка: 2 ДРА М503Б по 2500 л.с., 2 винта РШ, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
3 дизель-генератора ДГ-200 по 200 кВт
Скорость хода: полная 16 узлов, экономическая 12 узлов
Дальность плавания: 2700 миль при 12 узлах
Мореходность: не ограничена
Автономность: 10 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 1х6 30-мм автомат АК-306 от ПУС "Колонка"
минное: 8 донных мин МДМ-2 и минные рельсы
противоминное: 1 контактный трал ГКТ-2, 1 акустический трал АТ-6, 1 РУ,
1 электромагнитный трал ТЭМ-3М, 1 СТИУ-3 "Маёвка"
гидроакустическое: 1 ГАСМ "Ливадия-МЭ",
ГАС звукоподводной связи МГ-35Э "Штиль"
навигационное: 1 НРЛС МР-231-2, 1 гирокомпас, лаг МГЛ
радиотехническое: АСУ ПМД "Диез-Э"
Экипаж: 60 человек (6 офицеров)

Всего построено тральщиков в 2008 г. - 1 единица.

В ходе эксплуатации тральщиков проекта 266 были выявлены ряд недостатков, в частности отсутствие средств поиска и обнаружения донных мин и недостаточные мореходные качества. По причине отсутствия средств поиска донных мин мтщ пр. 266 уступали по своим противоминным возможностям мтщ ВМС США типа «Эбилити», которые имели на вооружении первые искатели мин, а специальная ГАС позволяла обнаруживать донные мины. Вместе с тем появились и новые образцы вооружения и оборудования. Возникла необходимость модернизации проекта 266.
В 1965 г. ВМФ выдал Западному ПКБ (п/я А-1277) ТТЗ на разработку проекта модернизации кораблей пр. 266 по проекту 266М. К этому времени была внедрена система присвоения проектам кораблей условных шифров. Проекту 266М был присвоен шифр «Аквамарин» Главный конструктор проекта Т.Д. Походун, затем Н.П. Пегов, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга В.Т. Кузьмин. Проект модернизации вылился, по сути, в разработку нового проекта. В 1969 г. был принят и утверждён десятилетний План военного судостроения на 1971 - 1980 г.г., которым предусматривалось строительство серии кораблей проекта 266М.
Архитектура, конструкция корпуса, тип и компоновка главной энергетической установки в сравнении с мтщ проекта 266 особых изменений не претерпели. Вместе с этим были изменены главные размерения корабля и обводы. Так длина увеличилась на 8,88 м, ширина на 0,82 м, осадка средняя при полном водоизмещении на 0,24 м. Была изменена конфигурация кормы. В новом проекте корма была исполнена по слиповому типу, снабжённому вращающимися роульсами и поворотной рамой, в отличие от пр. 266, где имелся обычный тральный клюз. Слиповый тип кормы давал возможность в большей степени механизировать постановку и выборку тралов, обеспечить большую безопасность трального расчёта при работе с тралами. Хотя и считается, что архитектура мтщ проекта 266М не особо претерпела изменения по сравнению с проектом 266, тем не менее, внешний вид корабля с изменением линий надстройки, продольным расположение фальштрубы стал более привлекательным и эстетичным. Претерпело изменение общее расположение: в частности добавился дополнительный водонепроницаемый отсек, стало 11 отсеков (вместо 10 на проекте 266) - отсек вспомогательных механизмов, в котором расположился вспомогательный котлоагрегат КВА - 0,63/5, две холодильные машины кондиционирования МХМ - 15С, опреснительная установка, пожарный и санитарные насосы. В качестве пассивного успокоителя качки устанавливались бортовые кили. Был изменён и движительно-рулевой комплекс: устанавливались два пера руля, что обеспечивало лучшую поворотливость, винты расположились в направляющих насадках, жёстко связанных с корпусом. Установка насадок приводила к снижению уровня акустического поля. Кроме этого для снижения уровня акустического поля было предусмотрено подвод воздуха к насадкам (система обесшумливания (ОШУ)), установка контрпропеллеров на ступицы винтов. Насадки давали и дополнительный упор к упору винта. Ухудшение же из-за насадок управляемости (особенно на заднем ходу) в полной мере компенсировалось установкой двух рулей. Впервые в отечественной практике на проекте была применена двухкаскадная амортизация главных двигателей. Были также изменены противоминное и артиллерийское вооружение. Так к двум 30 мм автоматам АК-230 два спаренных 25 мм автомата 2М-3М. В дальнейшем уже в период эксплуатации в ходе ремонтов с модернизацией были установлены ПЗРК «Стрела-3». Проектом предусматривалось замена электромагнитного трала обычного типа на глубокоподводный, с новой аппаратурой управления, принятие трала для уничтожения активных мин, установка трёхканального широкополосного буксируемого телевизионного искателя-уничтожителя мин. Вместе с тем, на мтщ проекта 266М, входящих в состав ТОФ, это противоминное вооружение так и не появилось. Помещение для аппаратуры телевизионных искателей использовалось в качестве арсенала для стрелкового оружия. В проекте предусматривалась установка вычислительного устройства (МВУ) для решения задач навигационного и тактического маневрирования, связанного с авторулевым и позволяющим производить маневрирование, в частности расхождение с кораблями, в автоматическом режиме. Появилось противолодочное вооружение. Были установлены 2 РБУ-1200. В составе вспомогательных механизмов были установлены две холодильные машины МХМ-15С и применена система круглогодичного кондиционирования воздуха жилых, служебных помещений и боевых постов установкой в системе вентиляции воздухоохладителей и воздухонагревателей, на последние подавался пар от вспомогательного котлоагрегата, установлены компрессора типа ЭК-3С, имеющие большую производительность по сравнению с компрессорами установленными на пр. 266, с автоматической системой управления «Бронза», система дистанционного контроля температуры упорных и опорных подшипников валопроводов, новая электропневматическая система дистанционно-автоматического управления ГДГД и ВРШ «Дельфин», обеспечивающая дистанционное раздельное управление ГД и ВРШ из постов управления (кормовой и носовой пост управления механической установкой (К - , НПУМУ), дистанционное управление ВРШ с ГКП, совместное управление ГД и ВРШ по особой программе сочетания оборотов двигателей и положения шага ВРШ (одной рукояткой) из К -, НПУМУ и ГКП. Вместо обычных шлюпбалок устанавливались гравитационные шлюпбалки с гидравлической лебёдкой ЛГШ - 2, что обеспечивало быстрый и плавный спуск шлюпки.
Эти и другие мероприятия привели к росту водоизмещения корабля на 230 тонн. При этом, если скорость полного свободного хода (спецификационная) мтщ проекта 266 составляла 16 узлов, то скорость мтщ проекта 266М при больших размерениях и водоизмещении, при той же мощности энергетической установки составила 17 узлов. Забегая вперёд: мтщ «Параван», в частности, на государственных испытаниях показал скорость полного свободного хода 17,8 узла. Этому способствовало и увеличение по сравнению с пр. 266 относительного удлинения с 5,5 до 5,9, создание дополнительного упора насадками.
Непотопляемость корабля обеспечивалась его делением на 11 водонепроницаемых отсеков. По расчётам корабль должен был оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков, при условии сохранения «сухими» отсеков, смежных с затопленными. При этом остойчивость корабля будет всегда положительной (h > 0), высота надводного борта не менее 0,4 м (Ннад.б. > 0,4 м).
Гибель корабля могла наступить если:
- затоплено более трёх отсеков;
- затоплено симметрично два машинных отделения (кормовое и носовое, КМО и НМО) и отсек
вспомогательных механизмов (ОВМ) с пустыми неповреждёнными междудонными отсеками (цистернами);
- затоплено несимметрично два машинных отделения (кормовое и носовое, КМО и НМО) и отсек
вспомогательных механизмов (ОВМ) при повреждении топливных цистерн одного борта и несрабатывании креновой системы.
В ходе строительства серии кораблей в проект вносились изменения и усовершенствования. Так начиная с 3-го корпуса постройки Хабаровского ССЗ (мтщ «Якорь») на кораблях проекта начали устанавливать вместо кран-балок типа КБГ-2 «складывающиеся кран-балки» типа КБГ-5, дававшие ещё более эстетичный вид кораблю. С 3-го же корпуса были внесены и изменения в винт регулируемого шага. Были установлены на масловводы ВРШ клапаны-блокираторы системы гидравлики, позволяющие при падении давления масла в системе (при обестачивании корабля, выхода из строя насоса ВРШ, упуске масла) удерживать лопасти ВРШ в положении заданного шага. Это позволяло также на постоянных режимах хода выводить из действия насосы ВРШ в целях экономии их ресурса. На кораблях проекта, не имеющих подобных устройств, в случаях обестачивания, выхода из строя насоса ВРШ, упуска масла на ходу и при швартовках лопасти ВРШ становились в положение полного заднего хода, создавая при швартовках, съёмках с якоря и швартовов, пари плавании в узкостях предпосылки к навигационным происшествиям (навалам на пирсы и корабли, посадкам на мель).
В итоге, по оценке специалистов, в ходе решения задачи модернизации военно-экономическая эффективность мтщ проекта 266М превысила аналогичную характеристику мтщ проекта 266 на 50 %

1-кранбалка КБГ-5; 2 -буй ведущий трала МТ-1; 3 -отводитель трала ТЭМ-3; 4 -лебёдка ЛВГ-2;

5-помещение тральной вьюшки ВГ-2; 6 -арт.установка АК-230; 7 -коридор № 5;

8 -арт.установка 2М-3М; 9-антенна РЛС МР-104 «Рысь»; 10-помещение высокочастотной станции;

11 -главный командный пункт; 12 -рубка радиосвязи; 13 -малярная кладовая; 14 - цепной ящик;

15 -шахта ПОУ; 16 - отсек ГАС; 17 -цистерна пресной воды; 18 -машинное отделение;

19 -цистерны дизельного топлива; 20 - кормовой посту управления; 21 -отсек ВРШ;

22- румпельное отделение

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 11 водонепроницаемых отсеков


1 отсек с (-)5 - 5 шпангоут - форпик, цепной ящик, малярная кладовая;
2 отсек с 5 - 12 шпангоут - шпилевая, погреб артбоезапаса, электромеханическая кладовая, помещение ЗИП № 1;
3 отсек с 12 - 20 шпангоут - коридор № 1, офицерские каюты, гальюн, душевая офицерского состава, агрегатная ГЛС, помещение сухой провизии, помещение рефрижераторной машины и рефкамера;
4 отсек с 20 - 35 шпангоут - коридор № 2, офицерские каюты, кают-компания, шахта ПОУ, кубрик № 1, каюты старшин, гидроакустический отсек, помещение ЗИП № 2, хозяйственная кладовая;
5 отсек с 35 - 43 шпангоут - коридор № 3, старшинская каюта, кубрик № 2, гиропост;
6 отсек с 43 - 57 шпангоут - столовая личного состава, посудомойка, арсенал, носовое машинное отделение;
7 отсек с 57 - 63 шпангоут - коридор № 4, пост энергетики и живучести, камбуз, раздевалка личного состава, отсек вспомогательных механизмов;
8 отсек с 63 - 78 шпангоут - коридор № 5, гальюн, умывальник, душевая личного состава, прачечная, кормовое машинное отделение
9 отсек с 78 - 90 шпангоут - помещение вьюшки, кубрик № 3, отсек ВРШ;
10 отсек с 90 - 102 шпангоут - тральная кладовая, выгородка минно-трального боезапаса, кладовая мокрой
провизии, помещение гидроагрегатной;
11 отсек с 102 -112 шпангоут - румпельное отделение

Основные проектные тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 710 тонн, полное - 790 тонн

Главные размерения: длина наибольшая - 61,0 м, ширина наибольшая - 10,2 м, осадка

средняя при полном водоизмещении - 2,98 м.

Тип и мощность ГЭУ: двухвальная, дизельная, 2 х ГД М503Б, 2 500 л.с. каждый, номинальная

частота вращения ГД - 1780 об/мин, валопровода - 320 об/мин, винты

регулируемого шага ВР-266К

Электроэнергетическая система: 2хДГ (7Д12) 200 кВт, 1хДГ (7Д6), 100 кВт, суммарная

мощность 500 кВт. Для обеспечения работы электромагнитного

трала специальный дизель- генератор (М826) с генератором

постоянного тока (500кВт)

Скорость: полного свободного хода - 17 узлов;
с одним тралом БКТ - 13 узлов;
боевая экономическая - 12 узлов

Запасы: топливо - 80 тонн;
масло моторное - 9,93 тонны;
вода питьевая - 18 тонн;
вода котельная - 5 тонн

Дальность плавания: 2700 миль при скорости хода 12 узлов;
Автономность: 10 суток

Вооружение

эхолот НЭЛ - 10, радиопеленгатор АРП - 50Р, вычислительное устройство

МВУ-2 (в период службы корабля устанавливались новые средства

штурманского вооружения:
приёмоиндикаторы типа КПФ-2, КПИ-5Ф, КПФ-6, «Галс», «Пирс-1;

спутниковая навигационная аппаратура типа «Шхуна», АДК-3 и т.д.)

Артиллерийское: 2х2 30мм спаренные автоматизированные артиллерийские установки АК-230
с дистанционными управлением от системы МР-104 «Рысь» и визирных

колонок, 2х2 25мм спаренных турельных артиллерийских установок

2М-3М с ручным управлением.

Ракетное ПВО: 2х4 ПУ переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3» (первоначально

по проекту его не было, устанавливался в период ремонтов имодернизаций)

Противоминное: контактный трал БКТ, ГКТ-2, неконтактные электромагнитный трал ТЭМ-4
с приборами автоматического управления ПАУТ-4Э, акустический трал
АТ-3 с приборами управления ПАУТ-4А

Противолодочное: 2 бомбомётных установки РБУ1200 (два станка побортно, 20 глубинных бомб)

Средства связи: Коротковолновый передатчик Р-657, приёмник Р-675, станция УКВ Р-619,

Р-622, аппаратура ЗАС, всеволновый приёмник «Волна-2К», ГГС П-400

«Каштан» (в период службы корабля устанавливались более совершенные

средства связи)

Радиотехническое: РЛС навигации «Дон», РЛС СУ МР-104 «Рысь», аппаратура системы опоз-

навания «Нихром», инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель»,

электрооптическая аппаратура ночного видения МЭ5 («Тромбон»)

Радиолокационное: РЛС «Дон», РЛС СУ МР-104 «Рысь»

Гидроакустическое: ГАС МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень», станция звукоподводной связи МГ-29

«Хоста»

Химическое вооружение: прибор химической разведки ВПХР
приборы дозиметрического контроля ДП-62.
для аварийной партий противогазы ИП-46
химкомплекты КЗИ-2
ранцевые приборы дезактивации
порошок СФ-4 - 6 кг
фильтрующие противогазы для л/с - 110%
дымовые шашки ДШМ-60 -4шт.

Экипаж: 68 человек (в том числе 6 офицеров).

Директивный срок службы кораблей проекта 266 - 20 лет
Межремонтный срок корабля (текущий / средний) - 3,5 года / 7,5 лет
Междоковый срок - 1,5 года.

Строительство мтщ проекта 266М было развёрнуто на Средне-Невском судостроительном заводе (г. Ленинград, п. Понтонный) и Хабаровском судостроительном заводе, Министерства судостроительной промышленности СССР. В 1970 - 1978 г.г. была построена 31 единица кораблей проекта 266М, кроме того в 1978 - 1991 г.г. было построено на Средне-Невском заводе ещё 23 единицы кораблей в экспортной модификации для ВМС Индии, Ливии, Ю. Йемена, Эфиопии и Сирии (пр. 266МЭ, главный конструктор Н.П. Пегов, затем Ш.А. Мустафин). Построечный период занимал 18-20 месяцев. Головной корабль проекта МТ «Семён Рошаль» заводской № С - 900 был построен на Средне-Невском ССЗ и сдан ВМФ в 1970 г. Корабли, построенные на Средне-Невском ССЗ, перечислялись в состав Северного, Балтийского и Черноморского флотов. При этом, на Хабаровском судостроительном заводе было построено 5 кораблей (заводской № С - 66 МТ «Трал» (год сдачи 1972), заводской № С - 67 МТ «Параван» (1973 г.) заводской № С - 68 МТ «Якорь» (1974 г.), заводской № С - 69 МТ «Запал» (1975 г.), заводской № С - 70 МТ «Заряд» (1977 г.), которые были включены в состав ТОФ. Относительно небольшое количество построенных Хабаровским ССЗ кораблей пр. 266М, по всей вероятности, было обусловлено тем, что к этому времени в составе ТОФ была уже 21 единица морских тральщиков пр. 266 и 266М, когда на три флота (СФ, БФ, ЧФ) приходилась 51 единица. МТ «Трал», «Параван», «Якорь», "Запал" после постройки были перечислены в состав 146 днтщ 47 брковр ВМБ Стрелок (Русский остров, бухта Парис), МТ «Заряд» в состав образованного в составе 81 днтщ 7 бртщ (залив Стрелок, бухта Чажма, п. Разбойник). Впоследствии МТ "Запал" в 1976 г. был перечислен из состава 146 днтщ 47 брковр в 81 днтщ 7 бртщ, а с образованием в 1977 г. в составе 7 бртщ 186 днтщ вместе с МТ "Заряд" вошёл в состав образованного дивизиона (залив Стрелок, бухта Абрек, пирс № 3). В 1977 г. в составе ВМБ Стрелок была сформирована 45 брковр (п. Тимофеевка, залив Владимира), МТ «Трал» и «Параван» были перечислены в 646 днтщ 45 брковр и переведены к новому месту базирования. МТ «Якорь», после отработки курса боевой подготовки после постройки в 1976 г. был выведен в резерв, законсервирован и перечислен в состав 71 днкрез 7 бртщ, в 1977 г. расконсервирован и введён в состав 186 днтщ 7 бртщ. В 1990 г. в составе Приморской флотилии Разнородных Сил произведена реорганизация, в результате которой 7 бртщ была расформирована, 45 брковр преобразована в 279 однковр. МТ «Трал», «Параван», «Якорь», «Запал», «Заряд» вошли в состав образованного в составе 47 брковр 81 днтщ с базированием на 2 пирс бухты Абрек. В 1978 г. с Балтийского флота на ТОФ южным путём через Суэцкий канал перешли мтщ пр. 266М МТ «Контр-адмирал Першин» (заводской № С - 903, 1970 г. постройки Средне-Невского ССЗ) и МТ «Контр-адмирал Хорошхин» (заводской № С - 916, 1972 г. постройки). Данные корабли были включены в состав 212 днтщ 137 брковр Сахалинской Флотилии Разнородных Сил (Курильские острова, о-в Симушир, бухта Броутона). В 1978 г. для ТОФ на Средне-Невском ССЗ был построен МТ «Электрик» (с 1985 г. МТ «Вице - адмирал Жуков», зав. № С - 951), экипаж был сформирован на ТОФ из офицерского и личного состава 7 бртщ. Корабль вместе с МТ «Контр-адмирал Першин» и «Контр-адмирал Хорошхин» совершал переход на ТОФ. После плавания в штормовых условиях в Бискайском заливе на корабле выявилась расцентровка валопровода и значительная вибрация практически на всех режимах работы главных двигателей. Корабль бы поставлен для осмотра винто-рулевой группы, подводной части корпуса и аварийного ремонта в сухой док п. Мензель-Бургиба (Тунис). При осмотре были выявлены трещины на кронштейнах насадок винтов. Трещины были заварены. После выхода из дока корабль продолжилд переход. Вибрация не прекращалась. ГК ВМФ принял решения о прекращении перехода МТ "Электрик" на ТОФ. Кораблю было предписано следовать в Севастополь для восстановления. После восстановления МТ «Электрик» был перечислен в состав Черноморского флота. В 1990 г. 137 брковр была расформирована и из её состава мтщ МТ "Контр-адмирал Хорошхин", МТ "Контр-адмирал Першин" были перечислены в состав 13 днтщ 33 брковр СахФлРС (остров Сахалин, залив Анива, Г. Косаков), в 1991 г. корабли были переведены в состав 38 однковр, образованного вместо расформированной 196 брковр (Советская Гавань, п. Заветы Ильича, б. Северная). В 1989 г. на ТОФ южным путём с Балтики через Суэцкий канал пришли два корабля пр.266МЭ постройки Средне-Невского завода, «МТ - 264» (заводской № 872) и «МТ - 265» (заводской № 873). Корабли были зачислены в состав 142 днтщ 114 брковр Камчатской флотилии (Петропавловск - Камчатский, бухта Завойко).
Мтщ проекта 266М Тихоокеанского флота в период с 1977 по 1991 г.г. усиленно использовались на боевых службах в районах Индийского океана, Южно-Китайского моря и Корейского пролива. Каждый корабль прошёл от 6 до 10 боевых служб в указанных районах. В процессе своей службы корабли проекта продемонстрировали достаточно высокие эксплутационные и мореходные качества. Условия обитаемости удовлетворяли экипажи в достаточной мере.
МТ «Трал», «Параван», «Контр-адмирал Першин» приказом ГК ВМФ от 30.06.1993 г. № 055 исключены из боевого состава Тихоокеанского флота в 1993 г., МТ «Контр-адмирал Хорошхин» - приказом ГК ВМФ от 17.11.1994 г. № 086 - в 1994 г., МТ «Якорь» - приказом ГК ВМФ от 04.08.1995 г. № 046 - в 1995 г., МТ «Заряд» - приказом ГК ВМФ от 31.07.1996 г. № 040 - в 1996 г., МТ «Запал» - приказом ГК ВМФ от 16.03.1998 г. № 012 - в 1998 г. По состоянию на 2009 г. в составе 117 днковр 114 брковр Камчатской флотилии ТОФ остаются МТ - 264, - 265 проекта 266МЭ.
Мтщ проекта 266М служили на флоте несколько меньше своих предшественников мтщ пр. 266. Причиной этого явилось начавшийся развал флота, именуемый реформированием, когда выводились из боевого состава флота и отправлялись на слом корабли, не прослужившие и половины своего срока службы. Вместе с тем все корабли проекта, входящие в состав ТОФ полностью выслужили свои директивные сроки службы. Наибольший срок службы, 23 года, был у МТ «Запал» и МТ «Контр-адмирал Першин», наименьший, 20 лет, - у МТ «Параван» и МТ «Заряд». Корабли проекта могли служить и дальше. В частности в составе Черноморского флота всё ещё находятся корабли данного проекта.

В конце 2016 года приказом главкомата ВМФ России из состава флота исключили два морских тральщика III ранга проекта 266М "Вице-адмирал Жуков" (ЧФ) и "Комендор" (СФ). Пока заменить их нечем, Средне-Невский судостроительный завод не получал новых заказов на морские или рейдовые тральщики для отечественного военно-морского флота.

Морской тральщик " " построили на Средне-Невском судостроительном заводе в 1974 году. Он входил в состав 144-й тактической группы тральщиков гвардейской 7-ой бригады кораблей охраны водного района Краснознаменной Кольской флотилии. В 2009 году корабль проходил ремонт на СРЗ "Нерпа" .
Аналогичный "Комендору" " " построен также на СНСЗ в 1978 году. Он входил в состав 150-й тактической группы тральщиков Краснознаменной 68-й бригады кораблей охраны водного района Крымской военно-морской базы. По словам одного из бывших членов экипажа, тральщик неоднократно повреждался. Еще до подписания акта приемки он получил пробоину по правому борту. Также на учениях в 1980-е годы тральщик повредила учебная ракета. В марте 2017 года исключенный из состава ВМФ корабль находился на разборке у причала 91-го СРЗ. Вместе с тем, по словам моряка, "Жуков" еще в 2016 году был в рабочем состоянии несмотря на возраст.

Ситуация, когда отечественные минно-тральные силы десятилетиями испытывают нехватку кораблей, недопустима, заявил ЦВМП глава ветеранской организации соединений траления ВМФ капитан II ранга в отставке Николай Иванов.

"Мне довелось служить в том числе на морском тральщике проекта 254, их построили почти три сотни, – рассказал Иванов. – Современные базовые тральщики проекта 12700 – возможно, и эффективны, но их планируется построить всего три десятка". Офицер добавил, что "не обеспечить флот тральщиками – преступление".
"Мы, ветераны, чья служба закончилась еще в прошлом веке, постоянно поднимаем вопрос обеспеченности флота такими кораблями. ВМФ остро нуждается в рейдовых и морских тральщиках, а также современном отечественном оборудовании для них", – заключил он.

Тральщики для ВМФ сейчас строит только Средне-Невский судостроительный завод. Последний морской тральщик для ВМФ – " " – предприятие построило в 2008 году. В начале 2009 года он вошел в состав Черноморского флота. Единственный корабль проекта 02668, шифр "Агат", заложили еще в 1990 году.

СНСЗ построил также девять рейдовых тральщиков проекта 10750, в том числе РТ "Алатау" для Казахстана. 1 июня ВМС республики его на вооружение. Для ВМФ России такие корабли сейчас не строят.

Как рассказали ЦВМП в пресс-службе завода, предприятие готово строить рейдовые тральщики, но заказов пока нет. При этом производственные мощности СНСЗ загружены не полностью.
С 2001 по 2014 годы только на Балтийском флоте списали по меньшей мере семь тральщиков. При этом в 2014 году из состава флота вывели относительно новые корабли проекта 12592, построенные в 1990 году. Речь идет об РТ-254, РТ-139 и РТ-141. По документам " аукциона ", их распродавали по частям. В объявлении о торгах корпуса трех тральщиков обозначили как "неразделанный смешанный лом черных и цветных металлов"

Морские тральщики проекта 266М (шифр "Аквамарин-М") предназначены для проводки за тралами кораблей и судов, разведывательного и контрольного траления, прокладки фарватеров в минных полях, а также для участия в минных постановках в дальней зоне от своих баз.

Дмитрий Жаворонков


МОРСКОЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 266М «АКВАМАРИН»

ТИПА «СЕМЕН РОШАЛЬ»

MARINE TRAWLER PROJECT 266М «AQUAMARINE»

TYPE «SEMYON ROSHAL»

10.01.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: ВЫХОД НА ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ МОРСКОГО ТРАЛЬЩИКА «КОВРОВЕЦ». 25.12.2015

25 декабря 2015 года морской тральщик «Ковровец» вышел в море Из Севастополя на ходовые испытания.
Морской тральщик «Наводчик» был построен на Средне-Невском ССЗ (зав.№ 929) в 1973 году. Военно-морской флаг на корабле был поднят 21.11.1974 г. Вошел в состав Черноморского флота.
С июля 1982 г. корабль получил название «Курский комсомолец».
Морской тральщик участвовал в охране советских промысловых судов в районах рыбной ловли в Атлантике у побережья Западной Африки, а так же решал задачи противоминного обеспечения советского судоходства в Персидском заливе в условиях, когда продолжалась ирано-иракская война. За первый свой поход в Персидский залив в 1987 г. (196 суток) тральщик «Курский комсомолец» провёл 16 конвоев (27 советских судов) через миноопасные районы, пройдя 17 900 миль. А в 1988 г. он провел 32 танкера и транспорта через миноопасные районы Персидского залива. 14 членов экипажа этого корабля были награждены орденами и медалями.
После распада Советского Союза 15.02.1992 г. тральщику вернули его первоначальное имя. А 25.07.1999 г. морской тральщик получил своё новое название — «Ковровец».
Тральщик входил в 418 дивизион тральщиков 68-ой бригады кораблей ОВР с базированием на Южную бухту Севастополя.
С 2006 по 2007 гг. проходил ремонт на СРЗ в Стрелецкой бухте (Севастополь).
В настоящее время входит в состав 149-й тактической группы противолодочных кораблей 68-ой бригады кораблей ОВР.
ВТС «БАСТИОН», 10.01.2016

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений