Торпедный катер г 5 двигатель. Торпедный катер

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Торпедный катер - это малый боевой корабль, предназначенный для поражения торпедами военных кораблей и транспортных судов противника. Широко применялся во время Второй мировой войны. К началу войны торпедные катера в основных флотах западных морских держав были представлены слабо, но с началом войны строительство катеров резко возросло. К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. В ходе войны было построено более 30 торпедных катеров, и 166 получено от союзников.

Проект первого глиссирующего советского торпедного катера разработал в 1927 г. коллектив Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) под руководством А.Н. Туполева, впоследствии выдающегося авиаконструктора. Первый опытный катер "АНТ-3" ("Первенец"), построенный в Москве, испытывался в Севастополе. Катер имел водоизмещение 8,91 т, мощность двух бензиновых моторов 1200 л. с., скорость хода 54 узла. Длина наибольшая: 17,33 м, ширина 3,33 м, осадка 0,9 м, Вооружение: 450-мм торпеда, 2 пулемета, 2 мины.

Сравнивая "Первенец" с одним из трофейных СМВ, выяснили, что английский катер уступал нашему и в скорости и в маневренности. 16 июля 1927 года опытный катер зачислили в состав военно-морских сил на Черном море. "Принимая во внимание, что данный глиссер является опытной конструкцией, - указывалось в приемном акте, - комиссия считает, что ЦАГИ выполнил поставленное ему задание полностью и глиссер независимо от некоторых недочетов военно-морского характера подлежит приему в состав Морских Сил РККА... " Работы над усовершенствованием торпедных катеров в ЦАГИ продолжались, и в сентябре 1928 года был спущен на воду серийный катер "АНТ-4" ("Туполев"). До 1932 года наш флот получил десятки таких катеров, названных "Ш-4". На Балтике, Черном море и Дальнем Востоке вскоре появились первые соединения торпедных катеров.

Но "Ш-4" был еще далек от идеала. И в 1928 году флот заказал ЦАГИ еще один торпедный катер, названный в институте "Г-5". Это был новый по тем временам корабль - в его кормовой части находились желобные аппараты для мощных 533-миллиметровых торпед, а на ходовых испытаниях он развил невиданную скорость - 58 узлов с полным боезапасом и 65,3 узла без нагрузки. Военные моряки сочли его лучшим из существующих торпедных катеров как по вооружению, так и по техническим свойствам.

Торпедный катер типа "Г-5"

Головной катер нового типа "ГАНТ-5" или "Г5" (глиссирующий № 5) прошел испытания в декабре 1933 года. Этот катер с металлическим корпусом был лучшим в мире, как по вооружению, так и по техническим свойствам. Он был рекомендован к серийному производству и к началу Великой Отечественной войны стал основным типом торпедных катеров Советского ВМФ. Серийный "Г-5", 1935 г. выпуска, имел водоизмещение 14,5 т, мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода 50 узлов. Длина наибольшая 19,1 м, ширина 3,4 м, осадка 1,2 м. Вооружение: две 533-мм торпеды, 2 пулемета, 4 мины. Выпускался на протяжении 10 лет до 1944 года в различных модификациях. Всего построено более 200 единиц.

"Г-5" прошёл огневое крещение в Испании и в Великой Отечественной войне. На всех морях они не только выходили в лихие торпедные атаки, но и ставили минные заграждения, охотились за вражескими подводными лодками, высаживали десанты, осуществляли охрану кораблей и конвоев, тралили фарватеры, бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины. Особенно трудные, а порой - необычные задания выполняли в годы Великой Отечественной войны черноморские катерники. Им приходилось конвоировать... поезда, идущие вдоль Кавказского побережья. Они стреляли торпедами по... береговым укреплениям Новороссийска. И, наконец, обстреливали ракетами фашистские корабли и... аэродромы.

Однако, низкая мореходность катеров, особенно типа "Ш-4", ни для кого не была секретом. При самом незначительном волнении они заливались водой, которая легко забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Выпуск торпед гарантировался при волнении не свыше 1 балла, а просто находиться в море катера могли при волнении не свыше 3 баллов. Из-за низкой мореходности "Ш-4" и "Г-5" лишь в очень редких случаях обеспечивали проектную дальность хода, зависевшую не столько от запаса топлива, сколько от погоды.

Этот и ряд других недостатков во многом были обязаны "авиационному" происхождению катеров. Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у "Ш-4" и "Г-5" была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же врем создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало.

Это оказалось очень большим минусом во время боевых действий: десантников приходилось сажать в желоба торпедных аппаратов - размещать их больше было негде. Из-за отсутствия плоской палубы "Ш-4" и "Г-5", несмотря на сравнительно большие запасы плавучести, практически не могли перевозить серьезный груз. Накануне Великой Отечественной войны были разработаны торпедные катера "Д-3" и "СМ-3" - торпедные катера дальнего действия. "Д-3" имел деревянный корпус, по его проекту был выпущен торпедный катер "СМ-3" со стальным корпусом.

Торпедный катер "Д-3"

Катера типа "Д-3" производились в СССР на двух заводах: в Ленинграде и Сосновке Кировской области. К началу войны Северный флот располагал всего двумя катерами этого типа. В августе 1941 с завода в Ленинграде было получено еще пять катеров. Все они были сведены в отдельный отряд, который и действовал до 1943 года, пока не стали поступать на флот другие "Д-3", а также по ленд-лизу катера союзников. Катера "Д-3" выгодно отличались от своих предшественников торпедных катеров "Г-5", хотя по боевым возможностям они удачно дополняли друг друга.

"Д-3" обладали повышенными мореходными качествами и могли действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта "Г-5". Торпедные катера этого типа имели полное водоизмещение 32,1 т, наибольшую длину 21,6 м (длина между перпендикулярами - 21,0 м), наибольшую ширину по палубе 3,9 и по скуле - 3,7 м. Конструктивная осадка составляла 0,8 м. Корпус "Д-3" изготовлялся из дерева. Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли развивать катерам ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. - до 37 узлов, "паккарды" мощностью по 1200 л. с. - 48 узлов. Дальность плавания полным ходом достигала 320-350 миль, восьмиузловым ходом - 550 миль.

На опытных катерах и серийных "Д-3" впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со "стопа", в то время как катера типа "Г-5" при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов - в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.

Выстрел торпедами производился с мостика катера воспламенением гальванического запального патрона. Залп дублировался торпедистом с помощью двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате. "Д-3" вооружались двумя 533-мм торпедами образца 1939 г.; масса каждой составляла 1800 кг (заряд тротила - 320 кг), дальность хода при скорости 51 узел - 21 кабельтов (около 4 тыс. м). Стрелковое вооружение "Д-3" состояло из двух пулеметов ДШК калибра 12,7 мм. Правда, в годы войны на катера устанавливали и 20-мм автоматическую пушку «эрликон», и спаренный пулемет «Кольт-браунинг» калибра 12,7 мм, и некоторые другие типы пулеметов. Корпус катера имел толщину 40 мм. При этом днище было трехслойным, а борт и палуба - двухслойными. На наружный слой шла лиственница, а на внутренний - сосна. Обшивка крепилась медными гвоздями в расчете пяти штук на один квадратный дециметр.

Корпус "Д-3" разделялся на пять водонепроницаемых отсеков четырьмя переборками. В первом отсеке 10-3 шп. располагался форпик, во втором (3-7 шп.) - четырехместный кубрик. Камбуз и выгородка для котла - между 7-м и 9-м шпангоутами, радиокаюта - между 9-м и 11-м. На катерах типа "Д-3" устанавливалось, улучшенное навигационное оборудование по сравнению с тем, что было на "Г-5". Палуба "Д-3" позволяла брать на борт десантную группу, к тому же по ней можно было передвигаться во время похода, что было невозможно на "Г-5". Условия обитаемости экипажа, состоявшего из 8-10 человек, давали возможность катеру подолгу оперировать вдали от основного места базирования. Был предусмотрен и обогрев жизненно важных отсеков "Д-3".

Торпедный катер типа "Комсомолец"

"Д-3" и "СМ-3" были не единственными торпедными катерами, разрабатывавшимися в нашей стране накануне войны. В те же годы группа конструкторов проектировала малый торпедный катер типа "Комсомолец", который, почти не отличаясь от "Г-5" по водоизмещению, имел более совершенные трубные торпедные аппараты и нес более мощное зенитное и противолодочное вооружение. Строились эти катера на добровольные взносы советских людей, и поэтому некоторые из них, помимо номеров, получили наименования: "Тюменский рабочий", "Тюменский комсомолец", "Тюменский пионер".

Торпедный катер типа "Комсомолец", 1944 г. выпуска имел дюралюминиевый корпус. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков (шпация 20-25 см). По всей длине корпуса проложена полая кильбалка, выполняющая функцию киля. Для уменьшения качки на подводной части корпуса установлены бортовые кили. Два авиационных двигателя установлены в корпусе один за другим, при этом длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого - 10 м. Торпедные аппараты, в отличие от катеров предыдущих типов, трубные, а не желобные. Максимальная мореходность торпедоносца составляла 4 балла. Водоизмещение полное 23 т, суммарная мощность двух бензиновых моторов 2400 л. с., скорость хода 48 узлов. Длина наибольшая 18,7 м., ширина 3,4 м., среднее углубление 1 м. Бронирование: 7-мм противопульная броня на рубке. Вооружение: два трубных торпедных аппарата, четыре 12,7-мм пулемета, шесть больших глубинных бомб, дымовая аппаратура. В отличие от остальных катеров отечественной постройки на "Комсомольцах" была бронированная (из листа толщиной 7 мм) рубка. Экипаж насчитывал 7 человек.

Свои высокие боевые качества эти торпедоносцы в наибольшей степени проявили весной 1945 года, когда части Красной Армии уже завершали разгром гитлеровских войск, с тяжелыми боями продвигаясь к Берлину. С моря советские сухопутные войска прикрывали корабли Краснознаменного Балтийского флота, причем вся тяжесть боевых действий в водах южной Балтики легла на плечи экипажей подводных лодок, морской авиации и торпедных катеров. Пытаясь хоть как-то оттянуть свой неизбежный конец и как можно дольше сохранить порты для эвакуации отступающих войск, фашисты предприняли лихорадочные попытки резко увеличить число поисково-ударных и дозорных групп катеров. Эти срочные меры в какой-то степени обострили положение на Балтике, и тогда в помощь действующим силам КБФ была переброшена четверка "Комсомольцев", вошедшая в состав 3-го дивизиона торпедных катеров.

Это были последние дни Великой Отечественной войны, последние победные атаки торпедных катеров. Окончится война, и символом отваги - потомкам в пример, врагам в назидание - навечно застынут на постаментах овеянные боевой славой "Комсомольцы".


Торпедный катер типа, Г-5“

К проектированию торпедных катеров наши конструкторы приступили в середине 1920-х годов, когда молодая Советская республика, еще стесненная в материальных средствах, решила противопоставить сверхдредноутам потенциальных противников крохотные и быстрые торпедные катера.

В те годы в Англии, Германии и США торпедным катерам не уделяли особого внимания. Большую заинтересованность в этих кораблях проявили флоты Италии, Франции и СССР.

1 ноября 1928 года в составе Балтийского флота появился первый дивизион торпедных катеров, укомплектованный кораблями советской постройки.

Предназначенные для нанесения торпедных ударов по крупным кораблям противника, советские торпедные катера оказались весьма универсальными кораблями. Дешевые, маленькие, маневренные, коростные, они могли выполнять любую боевую работу: охранять конвои в прибрежных водах, ставить минные заграждения в неожиданных для противника местах, ходить в разведку, высаживать в тыл врага диверсионные отряды.

Отлично действовали торпедные катера и на коммуникациях противника. Во всех десантных операциях на северном, балтийском, черноморском и дальневосточном морских театрах торпедные катера выполняли роль передовых десантных групп, высаживая на вражеский берег передовые отряды десанта.

В первые дни войны, когда немецкие самолеты систематически забрасывали подходы к Севастопольской бухте магнитными и акустическими минами, торпедные катера превратились в тральщики. Правда, методы траления были весьма необычными: в заминированном районе катер на полном ходу сбрасывал за борт глубинные бомбы. Пока они погружались на заданную глубину, катер успевал отходить от места взрыва на безопасную дистанцию, магнитные мины рвались от детонации, а акустические срабатывали от звука взрыва.

Задолго до войны, стараясь восполнить недостаток крупных кораблей, советские моряки испытывали на черноморских катерах безоткатные орудия больших калибров, и, когда в первые месяцы боевых действий появились наконец легкие и компактные реактивные установки, флот не упустил возможности установить их на катерах, в том числе и на торпедных. В течение месяца весной 1944 года две бригады таких катеров - прообразов современных ракетных катеров - 268 раз выходили на коммуникации противника.

Предназначенные для действия в стесненных прибрежных условиях, наши катера водоизмещением в 17 т и с двигателем мощностью в 2000 л. с. не требовали сложного и тяжелого оборудования, и, несмотря на ущерб, причиненный врагом нашей судостроительной промышленности, выпуск торпедных катеров непрерывно увеличивался. На последних этапах войны, когда фашистские полчища уже катились на запад, советскому флоту понадобились катера, приспособленные для действия в открытых морях и на океанских просторах. Именно такие катера водоизмещением 50 т, со скоростью хода 40 узлов и с двигателями суммарной мощностью в 3600 л. с. строились по унифицированным чертежам в Англии и Америке. К концу войны наши заводы освоили производство этих катеров, которые начали в больших количествах поступать на Северный и Тихоокеанский флоты.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение 17 т

Скорость 56 узл.

Длина 19,1 м

Ширина 3,5»

Осадка 0,6 м

Вооружение: пулеметы 2

торпеды 2

глубинные бомбы

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Техника и оружие 1995 03-04 автора Журнал «Техника и вооружение»

ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР «ТК-12» (ТК ТИПА «Д-3») Торпедных катеров подобной серии построено 73 единицы. ТК-12 заложен в 1939 году, спущен на воду в 1940-м. 1 августа 1941-го доставлен по железной дороге в Мурманск и 16 августа включен в состав Северного флота. В годы Великой Отечественной

Из книги Крейсера кригсмарине автора Иванов С. В.

Крейсера типа «К» Когда в 1925 г. постройка «Эмдена» близилась к завершению, стало ясно, что очередные крейсера для рейхсмарине должны обладать более высокими тактико-техническими данными. К этому времени КОМКОН (союзная комиссия по контролю за соблюдением ограничений

Из книги Линкоры США. Часть 2 автора Иванов С. В.

Линкоры типа «Монтана» При постройке «Айовы» не соблюдалось ограничение Вашингтонского договора в части водоизмещения, но соблюдались другие лимиты. Так. ширина корпуса была ограничена 33 м но условиям проводки кораблей Панамским каналом. В конструкции последнего

Из книги Асы и пропаганда. Дутые победы Люфтваффе автора Мухин Юрий Игнатьевич

Два типа лжи Вообще-то люди любят слушать ложь только в одном случае - когда они хотят слышать именно ее, а это бывает только тогда, когда ложь как-то возвышает их, льстит им или оправдывает их. Человек, который из низменных интересов совершил подлость или глупость, будет

Из книги Легкие крейсера Японии автора Иванов С. В.

Крейсера типа «Тенрю» Опыт Первой мировой войны в отношении боевого применения легких крейсеров эксперты Императорского японского флота оценили следующим образом: крейсера такие потребны для лидирования эскадр эсминцев. Старые крейсера типа «Тони» и «Чикума» для

Из книги Легкие крейсера Германии. 1921-1945 гг. Часть I. “Эмден”, “Кенигсберг”, “Карлсруэ” и “Кельн” автора Трубицын Сергей Борисович

Крейсера типа «Кума» 15 легких крейсеров водоизмещением 5500 т было построено в период с 1920 по 1925 г.г. Эти легкие крейсера обладали одинаковыми корпусами, но, тем не менее, делились на три типа. Пять крейсеров 1-й серии типа «Кума» проектировались и строились первыми, за ними

Из книги Английские подводные лодки типа “Е” в первой мировой войне. 1914-1918 гг. автора Гребенщикова Галина Александровна

Крейсера типа «Нагара» Крейсера типа «Нагара» стали 2-й серией 5500-тонных легких крейсеров - «Нагара», «Исузу», «Юра», «Натори», «Кину» и «Абукума». Они были очень похожи на крейсера типа «Кума», отличаясь лишь в деталях. Крейсера предназначались для использования в

Из книги Легкие крейсера Италии. Часть I. 1932-1945 гг. Крейсера типа “Бартоломео Коллеони” и “Луиджи Кадорна” автора Трубицын Сергей Борисович

Крейсер типа «Юбари» Экспериментальный легкий крейсер «Юбари» вице-адмирал Хирага проектировал с целью апробации новой концепции снижения массы корабля при сохранении его прочности. Хотя проектное водоизмещение крейсера «Юбари» составляло всего 3560 т и все тяжелое

Из книги Легкие крейсера типа «Нюрнберг». 1928-1945 гг. автора Трубицын Сергей Борисович

Крейсера типа «Сендай» Третья и последняя серия 5500-тонных легких крейсеров, разработанных на основе более ранних и более мелких крейсеров типа «Тенрю». От предыдущей серии крейсеров типа «Нагара» крейсера типа «Сендай» отличались иным расположением котлов. Из шести

Из книги Арсенал-Коллекция 2013 № 10 (16) автора

Крейсера типа «Катори» Во второй половине 30-х годов весь мир считал грядущую воину неизбежностью, в Императорском японском флоте резко усилилась необходимость в учебных кораблях. Устаревшие крейсера постройки конца XIX века не обеспечивали должною уровня практической

Из книги автора

Крейсера типа “К” Легкий крейсер типа “К".(Схема расположения главной энергетической установки)В отличие от предшественника, эти корабли были большим шагом вперед.Первоначальное задание на проектирование было следующим: проектное водоизмещение 3000 т, скорость хода 23

Корветы типа "С" Корвет "Комус" в конце 1890-х гг.Часть 1: тип "Комус"В середине 1870-х годов Адмиралтейство приняло два принципиальных решения, определивших дельнейшее развитие кораблей крейсерского класса. Во-первых, размеры крейсеров были строго ограничены половиной

Длина готовой модели: 38 см
Количество листов: 10
Формат листов: A3

Описание, история

Торпедные катера типа «Г-5» - проект советских глиссирующих торпедных катеров, созданный в 1930-х годах.

История проектирования

29 июня 1928 года ЦАГИ было выдано задание на строительство глиссирующего торпедного катера с двумя отечественными двигателями и двумя торпедными аппаратами. 13 июня 1929 началось строительство опытного образца ГАНТ-5, обводы которого были точно такими же, как у Ш-4 . Промышленность не смогла обеспечить проект необходимой силовой установкой, в связи с чем пришлось закупать двигатели «Изотта-Фраскини» мощностью 1000 л. с.

Торпедные катера типа «Г-5»
Основная информация
Тип
Государство флага СССР , ,
Финляндия,
КНДР
Верфь завод № 194
Строительство начато 1933-1944
Параметры
Тоннаж 15 тонн
Длина 19,0 м
Ширина 3,3 м
Осадка 1,2 м
Технические данные
Силовая установка 2 двигателя АМ-32
Винты 2 трёхлопастных винта
Мощность 2 х 850 л. с.
Скорость 51 узел полная

31 узел крейсерская

Экипаж 6 человек
Вооружение
Торпедно-минное вооружение 2x533-мм кормовых ТА
Зенитное вооружение 2x7,62-мм пулёмета ДА

История строительства

Катер отправили в Севастополь на испытания только 15 февраля 1933 года. Во время испытаний катер без вооружения достиг скорости 65,3 узлов, а в полной боевой нагрузке - 58 узлов. Однако, на серийные катера стали устанавливать отечественные двигатели (2 х 850 л. с. вместо 2 х 1000 л.с. на опытном образце). Испытания первых серийных катеров завершились в январе 1934 года. Стрительством занимался завод имени Андре Марти (завод № 194) в Ленинграде . Всего было построено свыше 300 единиц всех серий.

Конструкция

Материал корпуса - дюралюминий. Килевая балка коробчатой формы, 10 шпангоутов - закрытые профиля. Обшивка крепилась с помощью заклёпок.
4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус разделен на 5 отсеков: I - форпик; II - моторный; III - отсек управления; IV - топливный; V - жёлобные торпедные аппараты (ТА). Экипаж по штату - 6 человек (практически иногда доходил до 11 человек).
Два полубалансирных руля. Переднее смотровое стекло бронированное.

Силовая установка

Два авиационных мотора АМ-32 конструкции Микулина производства завода № 24. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели, применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-34. Частота вращения 2000 об/мин. Трёхлопастные гребные винты диаметром 680 мм. Для бесшумного хода выхлоп мог переключаться на подводный.
Могли поддерживать максимальную скорость в течение 15 минут, полную - 1 час, экономическую - 7 часов.
Горючее - бензин Б-74 или смесь из 70 % Б-70 и 30 % спирта .
Электроустановка - две динамомашины постоянного тока мощностью по 250 Вт каждая.

1 сентября 1934 года в мастерских ЦАГИ заложили Г-6 (увеличеный Г-5) - который должен был стать головным катером. Но в серию он не пошел.

Боевое применение

1 мая 1937 года на палубе испанского грузового судна Santo Tome в Картахену прибыли четыре Г-5 , где их встречал Н. Г. Кузнецов (тогда еще советский военно-морской атташе в Испании). Уже тогда стала очевидна их низкая профпригодность, 2 из них были потеряны.
На Северном флоте служил только один Г-5 (№ 16), который из-за малого радиуса действия из боевой единицы был переведён в плавсредство.
На других театрах военных действий ситуация сложилась так, что только один раз за всю Великую Отечественную войну торпедные катера этого типа вышли в атаку на крупное соединение кораблей германских Кригсмарине. Германское соединение в составе крейсеров «Лейпциг», «Эмден» и эсминцев «Т-7», «Т-8», «Т-11» при участии тральщиков из 17-й флотилии обстреливали советские войска на полуострове Сырве. На перехват им вышли 4 торпедных катера. Описание развития дальнейших событий разнятся в зависимости от того, кто их описывает. Подтверждённым фактом является то, что немецкие корабли ушли и больше для обстрела советских войск на Саарема не участвовали.
В подавляющем большинстве остальных случаев боевого применения торпедные катера использовались не по прямому назначению: для высадки десанта, постановка минных заграждений, доставка грузов, обстрела побережья, противоборства с катерами и минными тральщиками противника.

5 катеров Г-5 в период войны попали также и в руки противника - 2 ТКА ((№111, №163) были захвачены немецкими войсками на Черном море и Балтике, 3 (№54, №64, №141) - финнами. Последние вошли в состав ВМС Финляндии (V-3, V-1 и V-2 соответственно), но после выхода Финляндии из войны в 1944 г. возвращены СССР. Наиболее результативным из них, в составе ВМС Финляндии, оказался V-2, потопивший совместно с двумя другими финскими ТКА канонерскую лодку Балтийского флота «Красное Знамя».

Последним оператором торпедных катеров Г-5 стала Корейская Народно-Демократическая Республика, получившая в конце 40-х годов из СССР 5 катеров этого типа. 2 июля 1950 г. северо-корейский отряд из 4-х катеров Г-5 попытался атаковать крейсера союзников «Джюно» (США) и «Джамайка» (Великобритания), блокировавших прибрежные воды в районе Чумунжина, но были вовремя обнаружены противником и почти все уничтожены артиллерийским огнем (спастись удалось лишь 1 катеру) так и не выпустив торпед.

Приветствую друзья на сайте ModelistRC и сегодня мы познакомимся с новинкой модельного мира торпедным катером Г-5 от компании merit, но прежде немного истории:

"17 сентября 1919 года Реввоенсовет Балтфлота на основании акта осмотра поднятого со дна в Кронштадте английского торпедного катера обратился в Реввоенсовет с просьбой дать распоряжение о срочной постройке на наших заводах быстроходных катеров английского типа.

Вопрос был рассмотрен весьма быстро, и уже 25 сентября 1919 года ГУК сообщил в Реввоенсовет, что «ввиду отсутствия механизмов особого типа, до сих пор не изготавливаемых в России, постройка серии подобных катеров в настоящее время, безусловно, неосуществима». Тем дело тогда и кончилось.

Но вот в 1922 году глиссирующими катерами заинтересовалось и «Остехбюро» Бекаури. По его настоянию 7 февраля 1923 года Главное морское техническо-хозяйственное управление наркомата по морским делам обратилось с письмом в ЦАГИ «в связи с возникшей потребностью для флота в глиссерах, тактические задания коих: район действия 150 км, скорость 100 км/ч, вооружение один пулемет и две 45-см мины Уайтхеда, длина 5553 мм, вес 802 кг».

Кстати, В.И. Бекаури, не очень надеясь на ЦАГИ и Туполева, подстраховался и в 1924 году заказал французской фирме «Пиккер» глиссирующий торпедный катер. Однако по ряду причин постройка торпедных катеров за границей так и не состоялась. Зато Туполев рьяно взялся за дело.

6 марта 1927 года катер АНТ-3, позже получивший название «Первенец», отправили по железной дороге из Москвы в Севастополь, где он был благополучно спущен на воду. С 30 апреля по 16 июля того же года АНТ-3 проходил испытания.

На базе АНТ-3 был создан катер АНТ-4, развивший на испытаниях скорость 47,3 узла (87,6 км/ч). По типу АНТ-4 было начато серийное производство торпедных катеров, получивших название Ш-4. Строились они в Ленинграде на заводе им. Марти (бывший Адмиралтейский судостроительный завод). Стоимость катера составляла 200 тысяч рублей. Катера Ш-4 оснащались двумя бензиновыми двигателями «Райт-Тайфун», поставляемыми из США. Вооружение катера состояло из двух торпедных аппаратов желобкового типа для 450-мм торпед образца 1912 года, одного 7,62-мм пулемета и дымообразующей аппаратуры. Всего на заводе им. Марти в Ленинграде было построено 84 катера Ш-4.

13 июня 1929 года Туполев в ЦАГИ приступил к строительству нового глиссирующего дюралевого катера АНТ-5, вооруженного двумя 533-мм торпедами. С апреля по ноябрь 1933 года катер прошел заводские испытания в Севастополе, а с 22 ноября по декабрь — государственные испытания. Испытания АНТ-5 привели начальство буквально в восторг — катер с торпедами развивал скорость 58 узлов (107,3 км/ч), а без торпед — 65,3 узла (120,3 км/ч). О таких скоростях не могли и мечтать катера других стран.

Завод им. Марти, начиная с V серии (первые четыре серии — это катера Ш-4), перешел на производство Г-5 (так назывались серийные катера АНТ-5). Позже Г-5 стали строить и на заводе № 532 в Керчи, а с началом войны завод № 532 эвакуировали в Тюмень, и там на заводе № 639 также приступили к строительству катеров типа Г-5. Всего был построен 321 серийный катер Г-5 девяти серий (с VI по XII, включая XI-бис).

Торпедное вооружение у всех серий было одинаково: две 533-мм торпеды в желобковых аппаратах. А вот пулеметное вооружение постоянно менялось. Так, катера VI-IX серий имели по два 7,62-мм авиационных пулемета ДА. Следующие серии имели по два 7,62-мм авиационных пулеметов ШКАС, отличавшихся большей скорострельностью. С 1941 года катера стали оснащать одним-двумя 12,7-мм пулеметами ДШК.

Главным плюсом катеров Г-5 является скорость, не достижимая для других катеров. Глядя на данный катер приходят мысли о том что это не военная техника, а гоночный катер, который строили для побед в соревнованиях.

Поговорим о неудобствах использования катера по назначению: плохая мореходность (использовались при волнении не больше 3 баллов), покатая палуба затрудняла нахождение и передвижение экипажа вне кабины, сброс торпеды при скорости не меньше 17-20 узлов.
Но нисмотря на это торпедный катер Г-5 заслуживает уважения и гордость за отечество!

Риторический вопрос: а зачем тогда в СССР строили сотни глиссирующих торпедных катеров? Все дело в советских адмиралах, для которых британский Гранд-Флит был постоянной головной болью. Они всерьез думали, что британское Адмиралтейство будет действовать в 1920—1930-х так же, как в Севастополе в 1854 году или в Александрии в 1882-м. То есть британские линкоры в штиль и ясную погоду подойдут к Кронштадту или Севастополю, а японские линкоры — к Владивостоку, станут на якорь и учинят баталию по «регламенту Госта».

И тут-то на вражескую армаду налетят десятки самых быстрых в мире торпедных катеров типа Ш-4 и Г-5. При этом часть их будет радиоуправляемыми. Аппаратура для таких катеров была создана в «Остехбюро» под руководством Бекаури.

В октябре 1937 года было проведено большое учение с применением радиоуправляемых катеров. Когда соединение, изображающее вражескую эскадру, появилось в западной части Финского залива, более 50 радиоуправляемых катеров, прорвав дымовые завесы, устремились с трех сторон на корабли противника и атаковали их торпедами. После учения дивизион радиоуправляемых катеров получил высокую оценку командования."

Вернёмся снова в реальность и приступим знакомиться с моделью. Что сказать про упаковку?! Фото не эффектное, размер коробки средний. Открывая крышку появляется волнение которое тебя торопит быстрей увидеть как и что там внутри, потому что фирма Merit малоизвестна и не имеет большого ассортимента моделей. Страна производитель конечно Китай и тут, появляется надежда увидеть великолепно изготовленные детали модели при том что на коробке нарисовано, что фототравление присутствует в наборе. Но в то же время другая половина тебя говорит: "А вдруг надежы напрасны?" И только сняв крышку с коробки и увидев, пусть даже за доли секунды, ты понимаешь эта модель мне подуше.


Прежде чем осматривать детали хочу поговорить о размере модели. Масштаб катера 35, это дает хорошие варианты для полёта творчества. Можно сделать диораму где используем и катер и военную технику. Ассортимент бронетехники в этом масштабе широкий и ограничен практически только Вашей фантазией) Длина катера составляет 545мм. Корпус катера состоит из днища и палубы. Осматривая днище модели впечатляешься проделанной работой над моделью. Расшивка корпуса выполнена на высшем уровне. Посмотрим все детали, которые входят в набор:





Деталей в набор входит конечно не много, но их качество порадует. Вообще детализирован катер вполне хорошо и дополнительно ничего не требует, только если тросы и антенны. Но изготовление данных мелочей не затруднит моделиста. Да, забыл сказать в набор входит подставка под собранный катер. Смысла сверять с чертежами размеры деталей, количество заклепок на листе расшивки НЕТ. Модель очень хорошая и точка. Инструкция конечно очень простая и местами додумай сам, но это мелочи, т.к. преодолев это ты получиш модель легендарного катера.
И так друзья хватит сидеть за компом и смотреть на картинки надо собирать модель!

И на последок видео распаковки модели:

Приветствую, коллеги! Вот решил немного, так сказать для разрядки, отвлечься от своей основной стройки (в рамках ГБ Флот 3) и собрать этот замечательный катер от NorthStarModels !

Г-5 самый массовый торпедный катер советской постройки в годы Великой Отечественной войны. Спроектирован в ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева (индекс ЦАГИ ГАНТ-5). Выпускался до 1944 года в различных модификациях. Всего было построено 329 единиц.

Маленькие и юркие торпедные катера типа Г-5 наносили неотвратимые удары по врагу и в северных фиордах и на туманной Балтике и у Крымских берегов. Когда требовалось, они высаживали и прикрывали десанты, бесстрашно входили в занятые врагом гавани, совершая удары по фашистским кораблям и портовым сооружениям, и стремительно уходили, прикрываясь дымовой завесой. Катер имел длину 20 м, ширину 3,5 м, осадка его составляла всего 0,6 м, а водоизмещение— 17 т. Два двигателя суммарной мощностью 1700 л. с. позволяли развивать скорость порядка 48 узлов. (ТТХ очень разняться). Катер нес две 533-мм торпеды (или глубинные бомбы для борьбы с подводными лодками), имел два крупнокалиберных пулемета. Экипаж торпедного катера состоял из 6 человек.

По катерам класса Г-5 очень много информации в сети. Даже есть пару неплохих фильмов. Например х/ф "Прощай" 1966 года, и д/ф "Оружие победы. 25 серия. Торпедные катера. " (http://www.youtube.com/watch?v=CCdfMqygtXg).

Набор

Модель произведена компанией NorthStarModels . Набор позволяет собрать на выбор одну из трех модификаций Г-5:

серии АКА (с "Катюшей") , серии 10 и серии 11 БИС. До того, как эта модель попадет к вам на стапель, она живет вот в такой коробчёнке размером чуть больше пачки сигарет!

В содержимое коробки входит: сам корпус катера, два варианта надстройки, горстка запчастей, плата травления , и конечно инструкция по сборке.

Качество литья очень неплохое! Набор травления вполне исчерпывающий (хотя забегая в перед, скажу что полностью без доработок не обошлось) подробный и полезный, и на первый взгляд не вызывающий никаких нареканий на качество литья. Размеры самих деталей катера и травления по-началу вызвали легкое опасение - а смогу ли я собрать такую мелочь! Катер хоть и в привычном для меня 350-том масштабе , но по сути ни чем не уступает моделям 700-го масштаба.

Сборка

Изначально определился с модификацией катера, которую буду собирать! Свой выбор остановил на модификации 11 БИС. Хотя изначально при покупке хотел собрать Г-5 с "Катюшей". Хотя в сети встречаютса фото, на которых видно, что катер, похожий на модификацию 11 БИС тоже дополнительно укомплектовали "катюшей"!

Начав процесс сборки, был приятно удивлен, насколько же эта модель приятна в сборке! Должен отметить, что это мой первый опыт работы с смоляной моделью! Материал понравился, очень податливый в работе и обработке!

Сам процесс сборки протекал довольно гладко, (было конечно пара не состыковок/неточностей в самой инструкции по сборке, но не критичных), так что особо на нем останавливаться не буду. Пожалуй, отмечу только, что такого количества времени на полу в позе "речного клещеногого" с лупой и фонарем в руках в поисках упавшей деталюшки, я еще не проводил, а запчасти так и норовят улететь в неизвестном направлении.

В принципе, набор и травление очень подробное. Учитывая масштаб, а вернее размер модели, ребята с НордСтара сделали, я думаю, практически максимум из возможного. Но все же я немного решил модель доработать! Не столько из вредности, сколько по необходимости! Итак, первое, что я заменил, это торпеды. В принципе и из того что есть в наборе можно сделать конфетку, но у меня завалялись полностью травленые Тамиевские торпеды! Так что решил я послушать свою лень и заменить смоляные торпеды из набора, которым нужно было уделить определенное внимание, на травленые. Также пришлось немного укорачивать торпеды, так как они не полностью входили в пусковую «шахту».

Так же мне не сильно понравились травленые ДШК из набора! Они уж больно тонкие и невыразительные. Потому было принято решение заменить их на самодел! Стволы были взяты от набора МастерМодел, все остальное вырезано из пластика и было немного добавлено мелких травленых элементов (ручки, прицелы). Вышло может и не идеально, но результат мне понравился больше.

Ну и по мелочи, была добавлена небольшая полочка на тумбу заднего стрелка, спас круг , а так же были заменены обе "мачты", причина замены та же, что и с ДШК, очень тонкие и гнуться буквально от легкого дуновения! Так же на всех фото, которые я встречал, на Г-5 мачта, которая находилась на рубке имела только одну горизонтальную "рею", а не две, как это было в наборе! Мачты сделал из запасов/остатков лееров от АМБЕР.
Еще были мысли дабы добавить изюминки, повесить швартовочные шины, но потом отказался от этой идеи.

Окраска

Ох и давненько же я не брал аэрограф в руки! Ну да ладно! Схем окраски катеров Г-5 довольно много! Все зависит от того на какой период и место базирования вы ориентируетесь!

Дойдя до процесса окраски, думаю, у всех кто будет собирать эту модель, встанет вопрос: - а как окрасить часть корпуса ниже ватерлинии? Я молчу уже про нанесение самой ватерлинии! Вот и меня долго мучил этот вопрос, уж не верилось что на этот катер получиться нанести маски . Были уже мысли окрасить борт ниже ватерлинии кистью. Но в итоге все таки решил попробовать нанести маски и на удивление у меня получилось, может и не идеально ровно но однозначно лучше, чем если бы я красил кистью.

После окраски, нанес глянцевый

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений