Подводный фронт: лучшие подводные лодки Второй мировой войны. Типы американских подводных лодок Самая большая подводная лодка в америке

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Из серии средних подводных лодок типа «О» к началу войны в строю осталось 8 единиц («R-1» – «R-7», «R-9»), построенных на верфях «Puget Sound N Yd» и «Fore River» и принятых в строй в 1918 г. Субмарины использовались в учебных целях. Лодка «О-9» погибла в 1941 г, остальные – списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 521 т., подводное – 629 т.; длина – 52,5 м, ширина – 5,5 м; осадка – 4,2 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 660/550 л.с. скорость – 13 узл. запас топлива – 88 т. соляра; дальность плавания – 5,5 тыс. миль; экипаж – 25 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм пулемет; 4 – 450-мм торпедных аппарата; 8 торпед.

Из серии средних подводных лодок типа «R» к началу войны в строю осталось 19 единиц («О-2» – «О-4», «О-6» – «R-20»), построенных на верфях «Union Iron Wks» и «Fore River» и принятых в строй в 1918-1919 гг. 3 лодки в 1941-1942 гг. были переданы Великобритании, 1 – погибла в 1943 г, остальные списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 569 т., подводное – 680 т.; длина – 56,8 м, ширина – 5,5 м; осадка – 4,4 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,2/0,9 тыс. л.с. скорость – 13 узл. запас топлива – 75 т. соляра; дальность плавания – 4,7 тыс. миль; экипаж – 29 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм пулемет; 4 – 450-мм торпедных аппарата; 8 торпед.

Из группы «Navy Group» серии «S» к началу войны в строю оставалось 7 подводных лодок («S-11» — «S-17»), построенных на верфях «Portsmouth N Yd», «Lake» и веденных в строй в 1920-1923 гг. Лодки были списаны в 1944-1946 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 70,4 м, ширина – 6,7 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,4/1,2 тыс. л.с. скорость – 15 узл. запас топлива – 148 т. соляра; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 38 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 14 торпед.

Из группы «Holland Group» серии «S» к началу войны в строю оставалось 24 подводных лодки («S-1», «S-18», «S-20» — «S-41»), построенных на верфях «Fore River», «Bethlehem», «Union Iron Wks» и веденных в строй в 1920-1924 гг. В годы войны 6 лодок погибло, 6 — было передано Великобритании в 1941-1942 гг., остальные – списаны в 1945-1946 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 70 м, ширина – 6,3 м; осадка – 4,8 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,2/1,5 тыс. л.с. скорость – 14 узл. запас топлива – 168 т. соляра; дальность плавания – 3,4 тыс. миль; экипаж – 38 человек. Вооружение:1х1 – 102-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед.

Группа подводных лодок «Second Holland Group» серии «S» состояла из 6 единиц («S-42» — «S-47») построенных на верфи «Bethlehem» и веденных в строй в 1924-1925 гг. В годы войны 1 лодка погибла, остальные – списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 68,7 м, ширина – 6,3 м; осадка – 4,9 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,2/1,2 тыс. л.с. скорость – 14 узл. запас топлива – 168 т. соляра; дальность плавания – 2,5 тыс. миль; экипаж – 38 человек. Вооружение:1х1 – 102-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 4 – 533-мм торпедных аппарата; 12 торпед.

Из группы «Second Navy Group» серии «S» к началу войны в строю оставалась подводная лодка «S-48», построенная на верфи «Lake» и веденная в строй в 1922 гг. Лодка была списана в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 73,2 м, ширина – 6,6 м; осадка – 4,1 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,8/1,5 тыс. л.с. скорость – 14,5 узл. запас топлива – 177 т. соляра; дальность плавания – 8 тыс. миль; экипаж – 38 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 14 торпед.

Подводные лодки «Barracuda», «Bass» и «Bonita» были построены на верфи «Portsmouth N Yd» и приняты в строй в 1924-1926 гг. Все лодки списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 2,1 тыс. т., подводное – 2,5 тыс. т.; длина – 99,1 м, ширина – 8,4 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 6,2/2,4 тыс. л.с. скорость – 18,7 узл.; запас топлива – 364 т. соляра; дальность плавания – 12 тыс. миль; экипаж – 85 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед.

Подводный минный заградитель «Agronaut» был построен на верфи «Portsmouth N Yd» и принят в строй в 1928 г. В 1940 г. на субмарине были заменены дизели, а с 1942 г. лодка была преобразована в транспорт. Погибла лодка в 1943 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 2,9 тыс. т., подводное – 4 тыс. т.; длина – 109,7 м, ширина – 10,3 м; осадка – 4,9 м; глубина погружения – 95 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 6/2,2 тыс. л.с. скорость – 13,7 узл. запас топлива – 696 т. соляра; дальность плавания – 18 тыс. миль; экипаж – 86 человек. Вооружение: 1х1 – 152-мм орудие; 2х1 – 7,6-мм пулемета; 4 – 533-мм торпедных аппарата; 8 торпед; 60 мин.

Подводные лодки «Narwhai» и «Nautilus» были построены на верфях «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и приняты в строй в 1930 г. В 1940 г. на субмаринах были заменены дизели. Обе лодки списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 3 тыс. т., подводное – 4 тыс. т.; длина – 108,2 м, ширина – 10,1 м; осадка – 5,2 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 6/1,6 тыс. л.с. скорость – 17,4 узл. запас топлива – 732 т. соляра; дальность плавания – 18 тыс. миль; экипаж – 89 человек. Вооружение: 1х1 – 152-мм орудие; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 6-10 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 — 16 торпед.

Подводная лодка была построена на верфи «Portsmouth N Yd» и принята в строй в 1932 г. Лодка прошла перевооружение в 1934 г. Списана в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,7 тыс. т., подводное – 2,2 тыс. т.; длина – 97,3 м, ширина – 8,5 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 3,5/1,8 тыс. л.с. скорость – 17 узл. запас топлива – 412 т. соляра; дальность плавания – 6 тыс. миль; экипаж – 63 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 18 торпед.

Подводные лодки «Cachalot» и «Cuttlefich» были построены на верфях «Portsmouth N Yd», «Electric Boat» и приняты в строй в 1933-1934 гг. В 1938 г. на субмаринах были заменены дизели. Лодки были списаны в 1945-1946 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т., подводное –1,7 тыс. т.; длина – 80,8 м, ширина – 7,5 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,1/1,6 тыс. л.с. скорость – 17 узл. запас топлива – 333 т. соляра; дальность плавания – 9 тыс. миль; экипаж – 51 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 3х1 – 12,7-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 16 торпед.

Подводные лодки «Porpoise» и «Pike» типа «Р» были построены на верфи «Portsmouth N Yd» и приняты в строй в 1935 г. В 1938 г. на субмаринах были заменены дизели. Лодки были списаны в 1956 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,3 тыс. т., подводное –1,9 тыс. т.; длина – 88,1 м, ширина – 7,6 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 4,3/2,1 тыс. л.с. скорость – 19 узл. запас топлива – 347 т. соляра; дальность плавания –10 тыс. миль; экипаж – 54 человека. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппарата; 18 торпед.

Подводные лодки «Shark» и «Tarpon» типа «Р» были построены на верфи «Electric Boat» и приняты в строй в 1936 г. Лодка «Shark» погибла в 1942 г., а «Tarpon» — отправлена на слом в 1956 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,3 тыс. т., подводное – 2 тыс. т.; длина – 88,4 м, ширина – 7,6 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 4,3 /2,1 тыс. л.с. скорость – 19,5 узл. запас топлива – 347 т. соляра; дальность плавания –10 тыс. миль; экипаж – 54 человека. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 18 торпед.

Серия подводных лодок типа «Р» состояла из 6 единиц («Perch», «Pickerel», «Permit», «Plunger», «Pollack», «Pompano»), построенных на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и принятых в строй в 1936-1937 гг. В период войны 3 лодки погибло, остальные были списаны в 1946-1947 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,3 тыс. т., подводное –2 тыс. т.; длина – 89,2 м, ширина – 7,7 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 4,3 /2,4 тыс. л.с. скорость – 19,3 узл. запас топлива – 373 т. соляра; дальность плавания –10 тыс. миль; экипаж – 54 человека. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 18 торпед.

Подводные лодки «Salmon», «Seal», «Skipjack», «Snapper», «Stingray», «Sturgeon» были построены на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и приняты в строй в 1937-1938 гг. Лодки были списаны в 1945-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,4 тыс. т., подводное –2,2 тыс. т.; длина – 91,4 м, ширина – 8 м; осадка – 4,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,5 /2,7 тыс. л.с. скорость – 21 узл. запас топлива – 384 т. соляра; дальность плавания –11 тыс. миль; экипаж – 59 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм или 102-мм или 127-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды или 32 мины.

Подводные лодки «Sargo», «Saury», «Spearfish», «Sculpin», «Sailfish», «Swordfish», «Seadragon», «Sealion», «Searaven», «Seawolf» были построены на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и приняты в строй в 1939 г. Во время войны 4 лодки погибло, остальные были списаны в 1946-1948 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,4 тыс. т., подводное –2,2 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 8,2 м; осадка – 5 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,5 /2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл. запас топлива – 428 т. соляра; дальность плавания –11 тыс. миль; экипаж – 59 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм или 127-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды или 32 мины.

Серия подводных лодок типа «Tambor» состояла из 12 единиц («Tambor», «Tautog», «Thresher», «Triton», «Trout», «Tuna», «Gar», «Grampus», «Grayback», «Grayling», «Grenadier», «Gudgeon»), построенных на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и принятых в строй в 1940-1941 гг. Во время войны 7 лодок погибло, остальные были списаны в 1948-1959 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,5 тыс. т., подводное – 2,4 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 8,3 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,4 /2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл. запас топлива – 385 т. соляра; дальность плавания –11 тыс. миль; экипаж – 60 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм или 127-мм орудие; 1х1 – 40мм или 1х1 — 20-мм или 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды или 40 мин.

Подводные лодки «Mackerel» и «Marlin» были построены на верфи «Electric Boat», «Portsmouth N Yd» и приняты в строй в 1941 г. Обе лодки были списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 73 м, ширина – 6,7 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,4 /1,5 тыс. л.с. скорость – 16 узл.: запас топлива – 116 т. соляра; дальность плавания –7 тыс. миль; экипаж – 42 человека. Вооружение:1х1 – 127-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 12 торпед.

Серия подводных лодок типа «Gato» состояла из 73 единиц («SS-212» — «SS-284»), построенных на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd», «Manitowoc SB» и принятых в строй в 1941-1944 гг. Во время войны 20 лодок погибло, 5 – преобразовано в музеи, остальные списаны в 1946 – 1971 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т., подводное – 2,5 тыс. т.; длина – 95 м, ширина – 8,3 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 90 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,4 /2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл.; запас топлива – 378 т. соляра; дальность плавания – 11 тыс. миль; экипаж – 80 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм или 102-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата или 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 7,62-мм пулемета; 10 – 533-мм торпедных аппарата; 24 торпеды.

Серия подводных лодок типа «Balao» состояла из 112 единиц («SS-285» — «SS-302», «SS-304» — «SS-345», «SS-361» — «SS-377», «SS-381» — «SS-415»), построенных на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Cramp», «Mare Island N Yd», «Manitowoc SB» и принятых в строй в 1942-1944 гг. Во время войны 23 лодки погибло, 41 – передана или продана 9 странам-союзницам по окончанию войны, 7 – преобразовано в музеи, остальные списано в 1960 – 1973 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,8 тыс. т., подводное – 2,4 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 8,3 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 120 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 5,4/2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл. запас топлива – 472 т. соляра; дальность плавания – 11 тыс. миль; экипаж – 60 человек. Вооружение: 1х1 — 102-мм или 127-мм орудие; 2х1 – 20-мм или 40-мм зенитных автомата; 10 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды.

Из серии подводных лодок типа «Tench» в период войны на верфи «Portsmouth N Yd» было окончено строительство 19 единиц («SS-417» – «SS-424», «SS-475» – «SS-486») и принято в строй в 1944-1945 гг. Лодки были списаны, проданы или переданы странам-союзникам в 1963-1973 г. Лодка «SS-423» преобразован в музей. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,8 тыс. т., подводное – 2,4 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 8,3 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 120 — 135 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 5,4 /2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл. запас топлива – 378 — 472 т. соляра; дальность плавания – 11-12 тыс. миль; экипаж – 60 человек. Вооружение: 1-2х1 — 127-мм орудия; 1х1 – 20-мм и 40-мм зенитный автомат; 10 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 -28 торпеды или 40 мин.

Никто никогда не утверждал, что жизнь на борту судов ВМС является роскошной. Даже на самых современных военных кораблях планеты всё ещё может быть тесновато. И хотя на сегодняшний день сервис намного улучшился, моряки, патрулировавшие океаны во время Второй мировой войны, жили совсем другой жизнью, нежели их современные коллеги.

С одной стороны, подводные лодки времён Второй мировой войны было гораздо меньше. Будучи всего лишь на около 18 метров короче современной подводной лодки, субмарины классов Gato и Balao ВМС США имели водоизмещение только около одной трети современных подводных лодок класса Virginia.

В этом небольшом пространстве экипажу подводников — от 60 до 80 человек — приходилось размещаться самим, размещать свои вещи, а также находиться в течение 75 дней.

Каждый член экипажа имел на борту субмарины всего лишь около 0,03 куб. метра личного пространства. Койки подводников были разбросаны по многим отсекам лодки, включая торпедные помещения. Целых 14 человек ютились в переднем торпедном отсеке вместе с 16 торпедами.

Изображение: USS Cod Submarine Memorial via We Are The Mighty

Подводная лодка такого размера просто не могла вместить всё необходимое для длительного военного патрулирования в соответствующих пространствах. Поэтому экипажу приходилось прятать коробки с едой и другими вещами в любом подходящем месте — в душевых, моторном отсеке и даже на палубе, пока внутри не появлялось свободное пространство.

Хотя было и одно преимущество. Из-за опасного и изнурительного характера службы на подводных лодках командование делало всё возможное, чтобы подводники получали самую лучшую пищу, которую ВМС могли предложить. Там также находилось место для установки морозильной камеры для мороженого в качестве небольшой роскоши для экипажа.

К сожалению, у военных моряков не было ни достаточно времени, ни пространства, чтобы наслаждаться этой пищей. В основном людям выделялось на приём пищи около 10 минут, чтобы все три «смены» лодки смогли пройти через крошечный камбуз за короткий промежуток времени.

Приём пищи часто диктовался ограничениями на движение подводных лодок. Субмаринам строго приказывалось не подниматься на поверхность в течение дня, если они находились в пределах 500 миль от японского аэродрома, во избежание воздушного наблюдения и нападения. В первые дни войны такое правило действовало почти на всём пространстве Тихого океана, так как японцы контролировали обширные участки территории.

Это означало, что подводные лодки оставались под водой в течение дня и всплывали только в ночное время. Поэтому многие экипажи переносили графики своих обычных ежедневных процедур на ночное время. Экипажи называли это «переходить на реверса».

Это было важно, потому что при работе дизельных двигателей в течение нескольких часов лодка быстро нагревалась. В машинном отделении температура могла взлететь до более чем 38 градусов, распространяясь по всей субмарине. Добавьте к этому 80 работающих и дышущих мужчин и воздух внутри может быстро стать критически горячим.

Люди знали, что воздух становится плохим, когда у них были проблемы со свечением сигарет из-за недостатка кислорода.

С чем ещё было плохо, так это с купанием. Во время длительных походов большинство мужчин принимали душ примерно раз в десять дней, чтобы сэкономить воду. О прачечной не было и речи. Поэтому внутри подводных лодок был уникальный аромат — сочетание запахов дизельного топлива, пота, сигарет, гидравлической жидкости, пищи и сточных вод.

На старых подводных лодках времён Первой мировой войны S-boats, которые часто называют pigboats, условия были ещё хуже. Из-за отсутствия надлежащей вентиляции запахи были еще сильнее. Это также приводило к образованию плесени и грибка по всей лодке, а также к засилью довольно больших тараканов, которых экипажи никогда не могли полностью уничтожить.

Даже если сами условия были не очень плохи, экипажам всё равно предстояло плыть во враждебные воды, часто в одиночку, чтобы напасть на врага.

Субмарины часто действовали против грузовых судов, но иногда натыкались и на вражеские военные корабли. Обнаружив подводные лодки, вражеские корабли начинали бросать глубинные бомбы.


Изображение: US National Archives

Из 263 американских подводных лодок, которые несли боевое дежурство во время Второй мировой войны, 41 была потеряна из-за действий противника, а ещё 11 — из-за несчастных случаев или других причин. Это была почти каждая пятая подводная лодка, что делало службу подводника одной из самых опасных.

Еще одной опасностью, подстерегавшей американские подводные лодки, являлись атаки своих собственных торпед. Из-за проблем с ранней торпедой Mk. 14 она часто делала круг и возвращалась, чтобы поразить субмарину, выпустившую её. По крайней мере одна подводная лодка, USS Tang, была потоплена таким образом.

Несмотря на все перечисленные опасности, американские подводные лодки превосходно несли службу. В Тихом океане им удалось затопить почти 1400 японских кораблей различных типов общим водоизмещением более 5,5 млн. тонн. Они также спасли 504 сбитых летчиков, упавших в море.

Вдобавок к этому субмарины эвакуировали важных лиц из опасных районов, высаживали группы разведчиков на вражеские берега, а в некоторых случаях даже использовали свои 5-дюймовые палубные орудия для обстрела вражеских позиций.

Подлодка «Flasher» не топила вражеские авианосцы или транспорты с танками, однако активно выпускала из японской экономики «кровь войны» - нефть. Эта субмарина отправила на дно семь танкеров общим тоннажем в 50 581 брт, что примерно соответствует ёмкости тысячи стандартных железнодорожных цистерн. За свою карьеру Flasher не получил боевых повреждений, а возможно и вовсе не был атакован вражескими противолодочными кораблями, став редким примером сочетания удачливости и высокой эффективности в морской войне.

Подлодки типа Gato (в переводе с английского - «кошачья акула») являются самыми многочисленными субмаринами военно-морского флота США времён Второй мировой: в войне приняли участие все 73 построенные лодки. К этому типу принадлежит и самая удачливая американская субмарина «Flasher» (SS-249), имеющая тоннаж потопленных судов 100 231 брт (по подсчётам Комитета по оценке армии и флота, JANAC).

Технические характеристики

Подводные лодки типа Gato имели конструкцию, состоявшую из двух корпусов. Внутренний корпус обладал высокой прочностью, а лёгкий внешний дополнялся надстройкой и палубой, имевшей позади и впереди мостика усиленную конструкцию с расчётом на установку пушек.

Внутренний корпус лодки диаметром в 4,9 м и толщиной стенки в 14,3 мм в горизонтальной плоскости разделялся водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков, каждый из которых делился на верхнюю и нижнюю секции. Девятым отсеком считалась боевая рубка, закреплённая поверх корпуса и сообщавшаяся с ним через входной люк.

Между корпусами располагались балластные цистерны, предназначенные для обеспечения погружения и всплытия подлодки и объединённые в четыре группы, имевшие различное назначение.

Цистерны обеспечивали погружение лодки на глубину до 90 м. Интересной особенностью цистерн главного балласта являлась возможность их продувки от внешнего источника - спасательного судна.


«Flasher» в надводном положении у Атлантического побережья США, 4 ноября 1943 года.
navsource.org

Экипаж и его размещение

В состав штатного экипажа субмарины входили 6 офицеров (капитан, старший помощник, лейтенант и 3 младших офицера), 5 старших унтер-офицеров и 49 матросов. Максимальная возможная численность экипажа достигала 85 человек. Офицеры проживали в четырёх каютах, расположенных в верхней секции носового аккумуляторного отсека (капитан, старший помощник и лейтенант - в одноместных каютах, младшие офицеры в трёхместной каюте), старшие унтер-офицеры - там же в пятиместной каюте. Спальные места матросов располагались в трёх отсеках: 10 (по другим данным 14) мест - в носовом торпедном отсеке, 36 - в кормовом аккумуляторном отделении, 15 - в кормовом торпедном отделении. В нормальных условиях на лодке имелся избыток спальных мест (несбыточная мечта для подводников других флотов!), и лишь при максимальной численности экипажа койки занимали в две смены. Такие условия проживания были обусловлены длительным сроком патрулирования, которое должны были вести субмарины (по проекту - до 75 суток).

Кондиционирование и регенерация воздуха в отсеках

Одной из главных проблем обеспечения жизнедеятельности подлодки является поддержание на её борту состава воздуха, пригодного для дыхания. Для этого необходимо:

  • поддержание уровня кислорода (при падении его уровня ниже минимально допустимого наступает удушье);
  • поддержание уровня двуокиси углерода (при превышении допустимого уровня воздух становится непригодным для дыхания);
  • контроль влажности и температуры воздуха для снижения расхода кислорода и замедления выделения углекислого газа.

* - применяется для расчётов на длительное пребывание лодок под водой

На подлодках времён Второй мировой войны применялась раздельная система регенерации, состоявшая из баллонов с кислородом и средствами очистки воздуха от двуокиси углерода, к последним относились регенерационные патроны, использовавшие электрические машинки для прососа воздуха. Кроме того, применялась система, принцип действия которой основывался на способности регенерационных установок поглощать двуокись углерода и пары из воздуха, одновременно выделяя кислород. В отличие от раздельной системы, обеспечивавшей нахождение под водой малых подлодок до 48 часов, а больших до 72 часов, регенерационные установки не потребляли энергии, работали бесшумно и могли обеспечить пребывание корабля под водой на срок до 15 суток.

На подлодках типа Gato для очистки воздуха от двуокиси углерода использовались 37 контейнеров с углекислотным абсорбентом, которые равномерно распределялись по жилым помещениям. При достижении четырёхпроцентного уровня концентрации СО2 контейнер предписывалось вскрыть и рассыпать абсорбент равномерным слоем по четырём койкам, что должно было ускорить поглощение вредного газа.

Для поддержания концентрации кислорода на уровне 17% в отсеках имелось 11 кислородных баллонов: по два в торпедных отсеках и по одному во всех остальных, включая боевую рубку.


«Flasher» в Пёрл-Харборе, апрель 1945 года. Хорошо видна эмблема лодки и спаренная 20-мм зенитная установка.
navsource.org

Энергетическая установка

Дизель-электрическая установка подлодки Flasher состояла из четырёх дизелей General Motors мощностью 5400 л.с. и электродвигателей General Electric мощностью 2740 л.с. Максимальная скорость лодки в надводном положении составляла 20,25 узла, в подводном положении - 8,75 узла. Максимальная дальность плавания в надводном положении составляла 11 800 миль при скорости 10 узлов, в подводном положении - 100 миль при скорости 3 узла.

Вооружение

Основным вооружением субмарины являлись десять торпедных аппаратов калибра 533 мм: шесть носовых и четыре кормовых. Боекомплект состоял из 24 торпед: 10 в аппаратах, 10 запасных торпед в носовом торпедном отсеке, 4 торпеды в кормовом торпедном отсеке. В ходе войны американцы использовали два типа торпед: парогазовую Мk14 и электрическую Мk18, созданную на базе трофейной немецкой торпеды G7.

Формально Мk14 обладала лучшими техническими характеристиками по сравнению с Мk18, но оставляла за собой след на воде и, несмотря на многочисленные переделки, имела невысокую надёжность. Так, в ходе испытаний 1943 года из десяти торпед, сброшенных с высоты 27 м на стальную плиту, на семи не сработали взрыватели. Эксплуатация выявила ряд недостатков и у Мk18:

  • воспламенение водорода, выделяемого аккумуляторами;
  • замедление хода торпед при снижении температуры аккумуляторных батарей в холодной забортной воде;
  • слабое хвостовое оперение.

После доработки торпеды Мk18 стали самыми удачными в американском флоте: за годы Второй мировой войны ими было потоплено 65% от общего числа уничтоженных кораблей противника.

Для управления торпедной стрельбой использовался прибор вычисления курса Torpedo Data Computer Mk.III, позволявший вычислять угол упреждения для любого из десяти торпедных аппаратов в отдельности или для всех сразу.


127-мм орудие с подлодки «Flasher» в экспозиции парка Наутилус (город Гротон, штат Коннектикут).
navsource.org

Артиллерийское вооружение лодки по проекту состояло из одного 76-мм орудия, расположенного на палубе перед рубкой, а также двух 12,7-мм и двух 7,62-мм пулемётов, которые во время погружения убирались внутрь. Во время войны 76-мм орудие заменили на 127-мм, а пулемёты - на 40-мм орудие Bofors и спаренную 20-мм установку Oerlikon.

Средства визуального и радиотехнического обнаружения

Подводные лодки типа Gato оснащались двумя перископами (малозаметным боевым Type 2 и универсальным Type 3), а также радиолокационными станциями контроля воздушной среды SD (к концу войны заменены на SV) и водного пространства - SJ (с 1944 года заменялись на ST). Интересно, что все американские РЛС кроме SD могли использоваться лодкой, погрузившейся на перископную глубину. Наличие РЛС существенно улучшало возможности субмарин по поиску вражеских конвоев, а также усиливало их безопасность в надводном положении, что было немаловажно во время длительных переходов.

Субмарины типа Gato не обладали выдающимися техническими характеристиками, однако нанесли ощутимый урон японскому военному и гражданскому флоту: в десятке лидеров среди американских субмарин по потопленному тоннажу восемь подлодок этого класса.

История службы

Подлодка «Flasher» (SS-249) была заложена 30 сентября 1942 года на судостроительной верфи Electric Boat Co. в Гротоне, штат Коннектикут, спущена на воду 20 июня 1943 года и вошла в строй 25 сентября 1943 года. Первым её командиром стал лейтенант-коммандер Рубен Торнтон Уитакер.


Почтовая открытка в честь спуска на воду подлодки «Flasher».
navsource.org

За время Второй мировой войны лодка совершила шесть полноценных боевых походов, проведя в море 326 дней, в том числе около 210–240 дней непосредственно в зоне активных боевых действий.

Результаты боевых походов подлодки «Flasher»

Поход

Итого

Продолжительность похода, дней

Потопленные боевые корабли

Водоизмещение потопленных кораблей, т

Потопленные транспорты

Тоннаж потопленных транспортов, брт

Потопленные танкеры

Тоннаж потопленных танкеров, брт

Повреждённые суда

Тоннаж повреждённых судов, брт

нет данных

* - в том числе 34 дня в зоне активных боевых действий

В условиях военного времени сроки боевой подготовки субмарины были весьма сжатыми. Уже в двадцатых числах ноября 1943 года лодка начала переход из Нью-Лондона в зону боевых действий. 15 декабря она прибыла в Пёрл-Харбор, а 6 января 1944 года вышла в свой первый боевой поход.


Боевой флаг подлодки «Flasher».
navsource.org

Первый поход (6 января – 29 февраля 1944 года)

Целью первого боевого похода лодки являлось патрулирование акватории в районе островов Миндоро и Лусон, входящих в состав Филиппинского архипелага. Свой боевой счёт «Flasher» открыл уже 18 января, торпедировав в 140 милях к западу-юго-западу от острова Минамитори судно «Yoshida Maru» тоннажем 2921 брт, использовавшееся японцами в качестве канонерской лодки.

5 февраля, прибыв в район боевого патрулирования, субмарина в 60 милях к западу от Миндоро потопила японской армейский транспорт «Taishin Maru» тоннажем 1723 брт.

14 февраля подлодка одержала двойную победу, торпедировав у острова Лусон армейский транспорт «Minryo Maru» и танкер «Hokuan Maru» (тоннаж - 2193 и 3712 брт соответственно). После окончания патрулирования «Flasher» прибыл на ремонт в австралийский порт Фримантл, который и стал его базой во всех следующих походах.

Второй поход (4 апреля – 28 мая 1944 года)

Целью второго похода являлось патрулирование в Южно-Китайском море вдоль побережья Французского Индокитая. Интересно, что жертвами подлодки в её втором походе стали суда, ходившие под флагом формально нейтрального Французского государства, более известного как Вишистская Франция. Первой жертвой подлодки стал французский сухогруз «Song Giang Go» тоннажем 1065 брт, который «Flasher» торпедировал 29 апреля в пяти милях от мыса Варелла (судно затонуло на следующий день).

Уничтожив сухогруз, субмарина продолжила движение вдоль побережья и 30 апреля в районе острова Хайнань потопила французскую канонерскую лодку «Tahure», после чего взяла курс на Филиппины. 3 мая в 300 милях к востоку от мыса Варелла она потопила японский транспорт «Teisen Maru» тоннажем 5050 брт, а четырьмя днями позже близ острова Минданао повредила транспорт «Aobasan Maru» тоннажем 8811 брт. Трудно сказать, почему во время второго похода американцы дважды не добили торпедированные суда. Возможно, это произошло из-за нехватки боевого опыта либо в результате действий вражеской противолодочной обороны.


Подлодка «Flasher». Фотография сделана во время Второй мировой войны.
navsource.org

Третий поход (19 июня – 7 августа 1944 года)

Во время третьего боевого похода «Flasher» вёл патрулирование Южно-Китайского моря в составе «волчьей стаи» совместно с лодками «Angler» (SS-240) и «Crevalle» (SS-291). На первом этапе «Flasher» действовал в одиночку: 28 июня он обнаружил конвой из тринадцати судов к юго-востоку от Сингапура, а 29 июня атаковал его в надводном положении. Американцам удалось потопить транспорт «Niho Maru» тоннажем 6079 брт и повредить танкер «Notoro». Следующей жертвой подлодки стал транспорт «Koto Maru» тоннажем 9557 брт, потопленный в двенадцати милях к северу от мыса Варелла.

Одну из двух своих самых известных атак «Flasher» провёл 19 июля 1944 года, торпедировав японский крейсер «Oi» водоизмещением более 5000 т. Несмотря на известность этого боя, у историков нет единого мнения о месте его проведения. По одним данным, это произошло в 280 милях от мыса Варелла, по другим - в 570 милях от Гонконга на подходе к Маниле. Атаки на крейсер производились в комфортных условиях, так как из-за проблем с машинами «Oi» двигался со скоростью всего 12 узлов. В ходе первой атаки «Flasher» выпустил четыре торпеды, две из которых попали в левый борт крейсера. Взрывы привели к возгоранию топлива и затоплению водой носовых машинных отделений, корабль получил крен на левый борт и потерял ход.

Сопровождавший крейсер эсминец «Shikinami» попытался атаковать «Flasher», но безрезультатно: субмарина не только не получила повреждений, но и впервые в своей истории решилась на повторную атаку. Спустя два часа после первой атаки подлодка с дистанции 3 км выпустила по крейсеру ещё четыре торпеды. По американским данным, одна из них взорвалась в районе носового машинного отделения левого борта, по японским - все торпеды прошли мимо, а взрыв, оторвавший нос крейсера, произошёл внутри него. Так или иначе, «Oi» затонул спустя два часа, а честь его потопления, бесспорно, принадлежит подлодке «Flasher».


Японский крейсер «Oi».
navsource.org

Совместную атаку субмарины «волчьей стаи» провели в ночь с 25 на 26 июля против японского конвоя к востоку от острова Лусон. Жертвами подлодки Flasher стали танкер «Otorisan Maru» (по другим данным - «Otorijama Maru») тоннажем 5280 брт и транспорт «Tosan Maru» (по другим данным - «Tozan Maru») тоннажем 8666 брт. В своём третьем походе лодка действовала столь активно, что уже 7 августа была вынуждена досрочно вернуться во Фримантл, израсходовав все торпеды.

Четвёртый поход (30 августа – 20 октября 1944 года)

На первом этапе четвёртого боевого похода «Flasher» совместно с подлодками «Hawkbill» (SS-366) и «Becuna» (SS/AGSS-319) спасал американских пилотов, сбитых во время воздушных налётов на Филиппины. Впрочем, это не помешало ему потопить 18 сентября в Манильской бухте японский вспомогательный крейсер «Saigon Maru» водоизмещением 5350 т.

В конце сентября – начале октября лодка действовала в районе острова Лусон, где 27 сентября потопила транспорт «Ural Maru» (тоннаж - 6374 брт) и повредила танкер «Tachibana Maru», а 4 октября потопила транспорт «Taibin Maru» (тоннаж - 6886 брт). После прибытия лодки во Фримантл на ней произошла смена командования: 31 октября капитаном стал лейтенант-коммандер Джордж Уильям Грайдер, ранее служивший старшим помощником на субмарине «Hawkbill».

Пятый поход (15 ноября 1944 – 2 января 1945 года)

Под командованием Грайдера «Flasher», вошедший вместе с «Hawkbill» и «Becuna» в состав новой «волчьей стаи», совершил свой самый удачный поход. Целью похода являлось патрулирование в Южно-Китайском море к западу от острова Лусон и у побережья Французского Индокитая.

Первой жертвой «стаи» стал конвой из нескольких японских танкеров и эскортных кораблей, обнаруженный подлодкой «Hawkbill» и атакованный подлодкой «Flasher» 4 декабря 1944 года примерно в 275 милях к юго-западу от Манилы. В ходе первой атаки «Flasher» с дистанции 1650 ярдов выпустил четыре торпеды по эсминцу «Kishinami». Судя по рапорту о пятом боевом походе подлодки «Flasher» от 3 января 1945 года, было отмечено два попадания в район машинного отделения японского корабля. По японским данным, вместе с эсминцем погиб его командир и 90 членов экипажа. После удара по эсминцу «Flasher» выпустил две торпеды из кормовых аппаратов по танкеру «Hakko Maru» (в рапорте отмечен сильный пожар на японском судне). Попытки кораблей эскорта обнаружить и атаковать американскую лодку оказались безрезультатными. Переждав, «Flasher» всплыл вечером того же дня и добил горящий танкер торпедой.

Ещё более удачной стала атака, проведённая 22 декабря в 250 милях от побережья Вьетнама. Днём ранее субмарина обнаружила конвой из пяти японских танкеров, шедший в сопровождении эсминца и трёх патрульных кораблей, и после долгого преследования атаковала его из надводного положения в 11 милях к юго-западу от мыса Ба Ланг Ан. В ходе первой атаки «Flasher» выпустил из носовых аппаратов по три торпеды по головному и второму танкерам, судя по рапорту, добившись двух попаданий в каждый из них. В ходе второй атаки лодка выпустила из кормовых аппаратов четыре торпеды по третьему танкеру, который взорвался и затонул. Проведя атаку, «Flasher» благополучно уклонился от встречи с японским эсминцем: по американским данным, лодка не была обнаружена противником. Жертвами атаки стали танкеры «Omurosan Maru» (9204 брт), «Otowasan Maru» (9204 брт) и «Arita Maru» (10238 брт). 2 января лодка вернулась во Фримантл. В рапорте от 3 января 1945 года боевой дух её экипажа оценивался как «очень высокий» , чистота корабля - как «исключительная» , техническое состояние - как «очень хорошее, за исключением главного двигателя №3» .


Танкер «Otowasan Maru».
navsource.org

Шестой поход (29 января – 3 апреля 1945 года)

Наименее результативным стал шестой и, как оказалось, последний боевой поход лодки, чему в немалой степени способствовало снижение активности японского торгового судоходства, а значит и уменьшение количества потенциальных целей. В ходе патрулирования Южно-Китайского моря «Flasher» 21 февраля расстрелял из палубной артиллерии японское транспортное судно (название, тип и водоизмещение неизвестно), а 25 февраля вблизи острова Хайнань торпедировал транспорт «Koho Maru» (тоннаж - 850 брт). По завершении патрулирования лодка отправилась не во Фримантл, а в Пёрл-Харбор, откуда 7 апреля была отправлена к западному побережью США для капитального ремонта.

Загадка седьмого похода

По одним данным, вернуться в строй до конца войны «Flasher» уже не успел. По другим - 15 августа 1945 года лодка вышла в море, но, достигнув острова Гуам, получила приказ прекратить свой седьмой поход в связи с окончанием войны.


«Flasher» готовится к седьмому боевому походу, 24 июля 1945 года.
navsource.org

По данным, изложенным в официальной истории лодки, 16 марта 1946 года она была списана и включена в состав Атлантического Резервного флота. 1 июня 1959 года её исключили из морского регистра, а 31 мая 1963 года продали на слом.


Подлодка «Flasher». Фотография сделана после Второй мировой войны.
navsource.org

Американцы посчитали невозможным просто разрезать на металл заслуженный корабль, удостоенный трёх благодарностей президента и награждённый шестью звёздами. Боевая рубка и палубная орудийная установка были отделены от подлодки и установлены в качестве мемориала в парке Наутилус (город Гротон, штат Коннектикут).


Рубка подлодки «Flasher». Фотография 1991 года.
navsource.org

В отличие от систершипов, подлодка «Flasher» не топила вражеские авианосцы или транспорты с танками, однако активно выпускала из японской экономики «кровь войны» - нефть. Она отправила на дно семь танкеров общим тоннажем в 50581 брт, что примерно соответствует ёмкости тысячи стандартных железнодорожных цистерн. За свою карьеру «Flasher» не получил боевых повреждений, а возможно и вовсе не был атакован вражескими противолодочными кораблями, став редким примером сочетания удачливости и высокой эффективности в морской войне.

Источники и литература:

  1. Журнал «Морская коллекция», №6 за 2009 год
  2. U.S.S. FLASHER (SS249) – Report of Fifth War Patrol
  3. navsource.org
  4. pacific.valka.cz

В годы Второй мировой войны ожесточенные сражения велись не только на суше, в воздухе и на воде, но еще и под ней. Боевые субмарины несли огромную опасность вражескому флоту. Большой ошибкой было недооценивать мощь и потенциал подводных лодок, которые были идеальными машинами войны.

1. Подводные лодки типа «Т», Великобритания

Боевые субмарины типа «T» (Triton Class) изготавливались в Великобритании с середины 1930-х годов. Всего было построено 53 подводных лодки, все из которых приняли активное участие во Второй мировой. «Тритонам» не было равных по боевой мощи среди всех подлодок ВМВ. Одно только упоминание о ней вызывало у моряков страх. 11-ти торпедный залп мог запросто потопить вражеский военный крейсер. В устрашающей носовой надстройке имелось еще несколько торпедных аппаратов и пулеметов.

Британцы одни из первых оснастили «Тритонов» новейшими гидролокатарами ASDIC. За время войны английские субмарины прошли долгий боевой путь и одержали несколько десятков побед. «Тритоны» развернули активную деятельность в Атлантике, в Средиземном море, потопили несколько японских крейсеров в Тихом океане. Две субмарины типа «Т» под Мурманском уничтожили четыре вражеских корабля с тысячами солдат на борту. После войны «Тритоны» вплоть до 1970-х годов стояли на вооружении британского ВМС.

2. Подводные лодки типа «Gato», США

Американские подводные крейсеры типа «Гато» вступили в войну в 1944 году и успели принести немало неприятностей Японцам на Тихоокеанском флоте. «Гато» намертво перекрыли большинство морских подходов, линий снабжения и связи, фактически оставив японскую армию без подкреплений, а страну без нормальной промышленности. В ожесточенных схватках с американскими субмаринами императорский флот потерял два авианосца, несколько крейсеров и пару дюжин эсминцев.

Лодки, названые в честь вида акулы обладали хорошими ходовыми качествами и мощнейшим вооружением. На «Гато» имелось 10 торпедных аппаратов и новейшее радиотехническое оборудование. Огромная автономность плавания позволяла совершать рейсы от военной базы на Гавайях до японских берегов без дозаправки. Именно благодаря мощи субмарин типа «Гато» американцы сумели одержать победу на Тихом океане.

3. Субмарины типа «VII», Германия

Одна из самых массовых военных субмарин не только времен ВМВ, но и за всю историю подводного флота. С 1935 по 1945 год было построено 703 экземпляра субмарины типа «VII». Данную подводную лодку по праву можно назвать самым эффективным военным кораблем за всю историю. «Семерки» уничтожали все подряд: авианосцы, крейсеры, линкольны, эсминцы, нефтяные танкера и даже самолеты противника. Ущерб от немецких U-ботов был неслыханный. Если бы США частично не компенсировали потери союзников, то у немецких «семерок» был бы вполне реальный шанс подавить английский и советский флот и изменить ход войны.

Успех немецких серийных субмарин был прост - относительная дешевизна, простота конструкции, но при этом отличное вооружение и массовость. По статистике в начале войны на одну немецкую «семерку» в среднем приходился один противолодочный корабль, поэтому они чувствовали себя практически неуязвимыми хозяевами океана. Ситуация в корне изменилась, когда противники Германии осознали всю мощь немецкого подводного флота и начали массового создавать собственные субмарины.

Субмарины типа «С», «Средняя» или «Сталинец» - общее название серии советских подводных лодок, разрабатывающихся в период с 1936 по 1948 год. Всего в период ВОВ использовалось 30 лодок класса «С», но и это относительно небольшое количество боевых машин сумело потопить немало вражеских кораблей. На счету «Эсок» 19 уничтоженных судов, 7 боевых кораблей и 1 немецкая подводная лодка.

Всего на борту находилось шесть торпедных установок и столько же запасных орудий на боковых стеллажах, две подрывные пушки и несколько пулеметов. «Эски» также отличались хорошими мореходными качествами. В надводном состоянии субмарина могла развивать скорость в 20 узлов, позволяя обогнать практически любой вражеский конвой.

В разгар войны СССР потребовалось немедленное усиление Тихоокеанского флота. Для этих целей было построено около сотни боевых мини-субмарин серии «М» или «Малютка», которые могли легко транспортироваться через страну на поездах. Несмотря на малые габариты и относительно слабое вооружение (два торпедных аппарата) «Малютки» обладали системой быстрого погружения и при умелом командовании могли потопить любую подлодку Третьего Рейха.

С другой стороны, по словам подводников, служба на «Малютках» была настоящим кошмаром. Крайне тяжелые бытовые условия, ограниченное пространство, постоянная «болтанка». Не каждый моряк мог выдержать такое психологическое и физическое испытание. Малейшая неисправность на борту субмарины в большинстве случаев грозила гибелью всему экипажу. Тем не менее за годы ВОВ субмарины серии «М» потопили 61 вражеское судно и 10 боевых кораблей.

Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок.

Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».


HMS Traveller


Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.

Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.

В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.

Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.

После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.

Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:

- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.

…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.

Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.

Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.

Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным - помимо тёмной с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.


К-21, Североморск, наши дни


Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.

А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).

ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.


Малютка!


Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.

В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.

Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.

Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).

«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина



«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!

Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.

Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.

Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.


Торпедный отсек С-56


«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»


- из воспоминаний Г.И. Щедрина

Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.

Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.

Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.

…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.


Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.


Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!

Электроботы типа XXI, Германия

К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.

Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.


U-2540 "Вильгельм Бауэр" на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни


Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.

Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.

В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».


Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров


Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.

Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия
Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.

* приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC

Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.

703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.


U-995. Грациозный подводный убийца


Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».

Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!

Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.

Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.


Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни

В статье использованы материалы из книги "Советское подводное кораблестроение", В. И. Дмитриев, Воениздат, 1990 год.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений