Максимальный размер заработной платы главных бухгалтеров. Анищенко Н

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

С 2017 года действует новая редакция ТК РФ, в соответствии с которой зарплаты руководящего состава государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также внебюджетных фондов не могут быть заоблачными по сравнению со среднемесячной заработной платой работников (ст. 145 ТК РФ). Если говорить точнее, то госорганы, органы местного самоуправления и учредители перечисленных учреждений и предприятий теперь устанавливают предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников этих организаций. А несоблюдение таких соотношений может стать основанием для расторжения трудового договора с руководителем соответствующего учреждения / предприятия (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ).

Расчет среднемесячной заработной платы: формула

Чтобы определить значение предельного соотношения, прежде нужно понять, как считается среднемесячная заработная плата работников, а также как посчитать среднемесячную заработную плату руководителя, заместителя, главного бухгалтера. Кстати, в основе расчетов лежит простое среднее арифметическое.

Рассчитывается среднемесячная заработная плата на одного работника по формуле (п. 20 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922):

Как вы понимаете, в расчете среднемесячной заработной платы на одного работника не учитываются выплаты руководителю, его заместителям, главному бухгалтеру при определении суммы начисленной зарплаты. И эти же сотрудники не учитываются при подсчете среднесписочной численности на предприятии.

Если руководитель, заместитель руководителя, главный бухгалтер работает в организации менее года, то вместо 12 месяцев в формуле используется количество фактически отработанных им полных календарных месяцев.

Зная, как рассчитывается среднемесячный заработок по работникам и отдельно по каждому представителю руководящего состава, вы всегда сможете определить нужное «зарплатное» соотношение в учреждении. И сравнить его с предельными значениями.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и работников представляет собой определенные законодательством ограничения в отношении размера выплачиваемой заработной платы. О том, для какой категории трудящихся он регламентирован и как определяется, вы узнаете из этой статьи.

Соотношение зарплаты руководителя и работников бюджетной сферы, генерального директора и сотрудников частных организаций

Трудовым кодексом РФ максимальный размер заработной платы прямо не ограничен. В ст. 132 ТК РФ по этому поводу говорится, что заработная плата зависит:

  1. От квалификации работника.
  2. Уровня сложности выполняемых работ.
  3. Количества затраченного времени.
  4. Качества произведенного труда.

Однако ТК РФ содержит отсылку на допустимость установления некоторых ограничений в отношении размера выплачиваемых денежных вознаграждений, иными словами, установление предельного уровня соотношения зарплаты руководителя и работников.

К числу исключений, в отношении которых вводятся ограничительные нормы, можно отнести заработную плату руководителей государственных органов.

Для юрлиц-работодателей, созданных государством или муниципальными органами, таких как учрежденные государством внебюджетные фонды или унитарные предприятия (например, ФГУП «Почта России»), установлено правило (ч. 1 ст. 145 ТК РФ) о соотношении средней зарплаты работников бюджетной сферы и зарплаты руководителей:

  • директора учреждения, председателя фонда;
  • его заместителей;
  • главбуха;
  • члена наблюдательного совета госкорпорации.

Предельная разница между зарплатой генерального директора и сотрудников юрлиц, основанных частным капиталом, не ограничивается.

Нормативно-правовая база: ТК РФ, постановления Правительства РФ, указ Президента РФ

Рассматриваемый вопрос регулируется общими и специальными нормами ТК РФ, а также подзаконных актов:

  1. Собственно ТК РФ (ст. 145, 278, которые устанавливают, кто именно вправе вводить ограничения по соотношению зарплаты, и предусматривают ответственность за нарушение этих ограничений).
  2. Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 347-ФЗ. Указанный нормативный акт интересен не только текстом вносимых в ТК изменений, но и определением момента их применения к конкретной зарплате.
  3. П. 6 положения…, утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 2 (далее — положение № 2), который распределяет обязанность по установлению конкретных ограничений, пределы таких ограничений (показатели кратности) и способ расчета предельной зарплаты.
  4. Положением «Об установлении систем оплаты труда…», утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее — положение № 583), конкретизирующим вышеуказанные нормы для учреждений.
  5. Постановлением Правительства РФ «О предельном уровне соотношения…» от 29.11.2016 № 1259, ориентированным на внебюджетные фонды (постановление № 1259).
  6. Нормативными актами ведомственного, регионального и муниципального уровней, содержащими сами показатели кратности.

Инициированы все перечисленные правила о соотношении зарплаты руководителя и работников Указом Президента РФ «О мероприятиях…» от 07.05.2012 № 597, чтобы зарплата руководителей юрлиц, финансируемых из федерального бюджета, стала прозрачной.

Показатели предельного соотношения зарплаты руководителей, главного бухгалтера и работников

Предельные соотношения зарплаты руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников для учреждений федерального уровня можно определить как кратное в пределах от 1 до 8 (п. 9 положения № 583).

Для внебюджетных фондов соотношение средней зарплаты работников:

  • и председателей установлено в кратности от 1 до 10;
  • и заместителей, главных бухгалтеров — в кратности от 1 до 8.

Указанные показатели регламентированы постановлением № 1259.

Федеральные министерства и ведомства устанавливают показатели соотношения для подведомственных им учреждений в заданных актами Правительства пределах. Например:

  • приказ Минздрава России от 06.02.2017 № 40н устанавливает показатель кратности зарплаты руководства к средней зарплате работников, равный 8;
  • приказ Росморречфлота от 04.07.2017 № 72 ранжирует показатели кратности в зависимости от занимаемой руководящей должности (8 — для руководителя, 7,2 — для заместителя руководителя, главбуха);
  • приказ Росприроднадзора от 08.06.2017 № 280 также ранжирует показатели по должностям, но кроме того, и по учреждениям (так, для руководителя ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» установлен показатель 5, для его заместителей — 4,5, а для аналогичных должностей в ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» — показатели 4 и 3 соответственно).

Кроме того, правила об установлении предельного соотношения могут содержаться в трудовом договоре (Единые рекомендации…, утв. решением Российской 3-сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016, протокол № 11).

Когда к руководителям в бюджетной сфере не применяются показатели предельного соотношения

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 145 ТК РФ правила о предельном соотношении для должностей в учреждениях и фондах, внесенных в определенные списки, утвержденные Правительством РФ, могут:

  • не соблюдаться;
  • вводиться повышенные по сравнению с общей нормой из положений № 2 и 583.

Рассмотрим сказанное на примере. Так, перечень федеральных бюджетных и казенных учреждений…, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р, содержит список учреждений, где зарплата руководящего состава не ограничена общим правилом «от 1 до 8». Одно из таких учреждений — ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития РФ». Соответственно, приказом Минэкономразвития России от 31.03.2017 № 155 показатель кратности для руководящего состава академии установлен, но в значительно повышенном размере: он равен 14.

Соотношение зарплаты руководителя и работников: как считать

Методика расчета содержится в абз. 7 п. 9 положения № 583. Пошагово она выглядит следующим образом:

  1. Вычисляется среднемесячная зарплата работника и руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) соответствующего учреждения/предприятия/фонда по правилам п. 20 положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Расчетный период — календарный год. Подробно о порядке расчета средней зарплаты рассказывает статья Как рассчитывается среднемесячная заработная плата?
  2. Величина среднемесячной зарплаты руководителя делится на величину среднемесячной зарплаты работника.
  3. Полученный результат сравнивается с действующим для данного юрлица показателем кратности.

Осуществляя указанные расчеты, учредителю необходимо предполагать, что руководителем будет получена максимальная зарплата — со всеми стимулирующими выплатами и при условии максимальной эффективности работы организации.

Ответственность за нарушение правила о соотношении зарплаты

Ст. 278 ТК РФ устанавливает ответственность руководителей предприятий за несоблюдение требования по установлению предельного соотношения заработной платы заместителя руководителя или главбуха со среднемесячной зарплатой работника.

В частности, трудовые отношения с таким работодателем могут быть прекращены не только по общим основаниям, но и из-за несоблюдения предельной разницы в зарплате в соответствии со ст. 145 ТК РФ. Иными словами, это дополнительное (специальное) основание для увольнения по инициативе работодателя.

Таким образом, нарушение, описанное в ст. 278 ТК РФ, — дисциплинарный проступок, субъектом которого является руководитель соответствующей организации.

Ответственность за несоответствие зарплаты руководителя рассмотренным выше требованиям прямо в ТК РФ не установлена, однако, как считает Минэкономразвития (разъяснения опубликованы на официальном сайте министерства), несет таковую должностное лицо учредителя юрлица — работодателя по правилам ст. 57 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Соотношение средней заработной платы руководителей и работников ограничено законом только для внебюджетных фондов и бюджетных учреждений, предприятий, государственных корпораций. Учитывая отсылочный характер норм ТК РФ и актов Правительства РФ, в конкретном случае определить размер показателя предельного соотношения можно по ведомственным актам или непосредственно по трудовым договорам. Нельзя говорить о разнице в зарплате начальника и подчиненного, т. к. введенное ТК РФ ограничение — не по разнице, а по отношению (устанавливается путем деления, а не вычитания), а кроме того, для сравнения используется усредненная величина зарплаты работников, а не зарплата конкретного работника, напрямую подчиненного руководителю.

С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала государственных и муниципальных учреждений должны увязываться со среднемесячной зарплатой остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям (как и бюджетным, казенным) тоже предстоит исполнять новые требования. В чем именно они заключаются и как рассчитывать соотношение зарплат?

Существующие и новые правила

Как известно, ограничение в отношении зарплат руководителей действует и сейчас, но оно применяется далеко не ко всем учреждениям.

Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее - Положение № 583). То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ.

Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ) , а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров.

Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

  • в отношении федеральных государственных учреждений - Правительством РФ;
  • в отношении государственных учреждений регионального подчинения - субъектами РФ;
  • в отношении муниципальных учреждений - органами местного самоуправления.
Для федеральных учреждений данный документ разработан - проект постановления Правительства РФ , вносящий поправки в том числе в Положение № 583, опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru и уже прошел общественное обсуждение. Что же предлагают законодатели?

Изменения для федеральных учреждений

В проекте постановления сказано, что порядок установления предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководящего звена и рядового персонала обязателен для всех федеральных учреждений, даже если на них не распространяется действие других пунктов Положения № 583. Сам же предельный уровень планируется сохранить (согласно п. 9 Положения № 583 он определяется в кратности от 1 до 8), но при этом обязанность соблюдать его появится и у федеральных автономных учреждений.

При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения , за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников.

Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования. Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения. То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения. Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя.

Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет).

А вот основание для превышения предельного уровня соотношения зарплат планируется сохранить. Как сказано в абз. 6 п. 9 Положения № 583 (в действующей редакции), решение о превышении «порога» может принять орган-учредитель в отношении руководителя федерального учреждения, которое входит в соответствующий перечень . С принятием проекта постановления в список исключений смогут попасть и федеральные автономные учреждения. Содержание перечня планируется пересматривать не реже одного раза в два года. Однако превысить предельный «порог» по-прежнему сможет только зарплата руководителя - о заместителях руководителя и главных бухгалтерах в предлагаемой норме не говорится.

Порядок расчета соотношения зарплаты

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остального персонала учреждений должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с этим рассматриваемый проект вносит соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее - Постановление № 922) - в него планируется включить и указанный порядок расчета. Причем данный порядок будет единым для всех учреждений (федерального, регионального и муниципального уровня).

Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей.

Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом - как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, главный бухгалтер (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха.

В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:

  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.
Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова .
  1. Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).
  2. Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.
  3. Высчитывается соотношение - среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.
Раскрытие информации о зарплате

Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала - не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2017 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.

К сведению

В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме. В силу ч. 4 ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» первые лица учреждений должны представлять учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи).

Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. На федеральном уровне такой документ разработан - проект постановления Правительства РФ размещен на портале regulation.gov.ru.

Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным . Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя.

В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

Заключение

Хотя рассмотренные проекты документов адресованы только федеральным учреждениям (за исключением разработанных поправок в Постановление № 922), содержащиеся в них нормы полезно изучить руководителям учреждений всех уровней подчинения. Ведь субъекты РФ и муниципальные образования при издании нормативных актов аналогичного содержания, как правило, ориентируются на федеральные примеры. Тем более что основные нормы, которые впоследствии развиваются в проектах постановлений, прописаны в ТК РФ, а значит, относятся ко всем публично-правовым образованиям.

Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:

  1. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  2. правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  3. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.
Сами же расчеты соотношения зарплат будут выполняться на основании единого порядка.

Таким образом, в начале 2017 года учреждения должны произвести соответствующие расчеты по данным за 2016 год и направить эти сведения органу-учредителю. Превышение установленных предельных «порогов» чревато последствиями для первого лица учреждения. В силу ст. 278 ТК РФ несоблюдение соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера и остальных работников может повлечь расторжение трудового договора с руководителем.

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения - см. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен».

«О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий».

" № 9/2016

С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала учреждений должны увязываться с зарплатами остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям тоже предстоит исполнять новые требования.

Существующие и новые правила

Как известно, ограничение в отношении зарплат руководителей действует и сейчас, но оно применяется далеко не ко всем учреждениям.

Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583). То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ.

Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ), а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров.

Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

  • в отношении федеральных государственных учреждений – Правительством РФ;
  • в отношении государственных учреждений регионального подчинения – субъектами РФ;
  • в отношении муниципальных учреждений – органами местного самоуправления.

Для федеральных учреждений данный документ разработан – проект постановления Правительства РФ , вносящий поправки в том числе в Положение № 583, опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru и уже прошел общественное обсуждение. Что же предлагают законодатели?

Изменения для федеральных учреждений

В проекте постановления сказано, что порядок установления предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководящего звена и рядового персонала обязателен для всех федеральных учреждений, даже если на них не распространяется действие других пунктов Положения № 583. Сам же предельный уровень планируется сохранить (согласно п. 9 Положения № 583 он определяется в кратности от 1 до 8), но при этом обязанность соблюдать его появится и у федеральных автономных учреждений.

При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения, за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников.

Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования. Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения. То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения. Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя.

Зарплата руководителя федерального учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении предельного «порога».

Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет).

А вот основание для превышения предельного уровня соотношения зарплат планируется сохранить. Как сказано в абз. 6 п. 9 Положения № 583 (в действующей редакции), решение о превышении «порога» может принять орган-учредитель в отношении руководителя федерального учреждения, которое входит в соответствующий перечень . С принятием проекта постановления в список исключений смогут попасть и федеральные автономные учреждения. Содержание перечня планируется пересматривать не реже одного раза в два года. Однако превысить предельный «порог» по-прежнему сможет только зарплата руководителя – о заместителях руководителя и главных бухгалтерах в предлагаемой норме не говорится.

Порядок расчета соотношения зарплаты

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остального персонала учреждений должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с этим рассматриваемый проект вносит соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Постановление № 922) – в него планируется включить и указанный порядок расчета. Причем данный порядок будет единым для всех учреждений (федерального, регионального и муниципального уровня).

Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей.

Превышение предельных «порогов», установленных в отношении заместителя руководителя и главного бухгалтера, чревато последствиями для первого лица учреждения.

Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом – как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха.

В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:

  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.

Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова.

1. Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).

2. Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.

3. Высчитывается соотношение – среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.

Раскрытие информации о зарплате

Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала – не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2017 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.

К сведению

В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме. В силу ч. 4 ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» первые лица учреждений должны представлять учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи).

Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. На федеральном уровне такой документ разработан – проект постановления Правительства РФ размещен на портале regulation.gov.ru.

Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным. Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя.

В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

Заключение

Хотя рассмотренные проекты документов адресованы только федеральным учреждениям (за исключением разработанных поправок в Постановление № 922), содержащиеся в них нормы полезно изучить руководителям учреждений всех уровней подчинения. Ведь субъекты РФ и муниципальные образования при издании нормативных актов аналогичного содержания, как правило, ориентируются на федеральные примеры. Тем более что основные нормы, которые впоследствии развиваются в проектах постановлений, прописаны в ТК РФ, а значит, относятся ко всем публично-правовым образованиям.

Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:

  • субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  • правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  • нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.

Сами же расчеты соотношения зарплат будут выполняться на основании единого порядка.

Таким образом, в начале 2017 года учреждения должны произвести соответствующие расчеты по данным за 2016 год и направить эти сведения органу-учредителю. Превышение установленных предельных «порогов» чревато последствиями для первого лица учреждения. В силу ст. 278 ТК РФ несоблюдение соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера и остальных работников может повлечь расторжение трудового договора с руководителем.

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения – см. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен».

«О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий».

С 1 января 2017 года будут применяться предельные уровни соотношения среднемесячных зарплат руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров) и работников государственных и муниципальных учреждений, ГУПов, МУПов, государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов ОМС. Такой предельный уровень в обязательном порядке должны будут определять государственные и местные органы, а также организации, которые осуществляют функции и полномочия учредителей соответствующих фондов, учреждений и предприятий (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации «).

Что важно, за несоблюдение установленного предельного уровня соотношения зарплат данным законом предусмотрена ответственность. В этом случае трудовой договор между руководителем соответствующей организации и его работодателем (то есть федеральным органом государственной власти, органом субъекта либо местным органом) прекращается.

Вместе с тем, Правительство РФ, региональные и местные органы власти смогут утверждать перечни организаций, на которые предельные уровни зарплат распространяться не будут.

По общему правилу, информация о среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей и главбухов указанных организаций будет размещаться в Интернете на официальных сайтах госорганов, органов местного самоуправления и организаций-учредителей фондов, учреждений и предприятий. А по решению указанных органов и организаций такие сведения могут размещаться и на официальных сайтах фондов, учреждений и предприятий. Порядок размещения такой информации также по общему правилу будет определяться федеральными нормативными актами, а также нормативными актами субъектов РФ и муниципальных органов.

В соответствии с новым законом, предельные уровни соотношения зарплат, установленные до его вступления в силу (то есть до 1 января 2017 года) будут применяться до 31 декабря 2016 года.

Предлагается установить максимальное соотношение зарплаты руководителей и работников бюджетных организаций
Это коснется сотрудников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, а также государственных внебюджетных фондов.

Санкции предусмотрены в том числе за повторное совершение такого деяния.

Вопрос-ответ

Заработная плата руководителя

Согласно части второй статьи 145 Трудового кодекса органы местного самоуправления с 1 января 2017 года должны определить предельные уровни соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).
Руководитель муниципального учреждения здравоохранения выполняет работу по совмещению профессий (должностей) и по внутреннему совместительству.
При расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и среднемесячной заработной платы работников этого учреждения учитывается ли фактически начисленная заработная плата при совмещении профессий (должностей) и при выполнении работы по совместительству?

Ответил пользователь, Ю. Л. Анохина, консультант (anohina)

С 1 января 2017 года положения статьи 145 Трудового кодекса распространяются в том числе на государственные учреждения субъектов Российской Федерации, муниципальные учреждения.

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений . муниципальных унитарных предприятий нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Проектом постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» устанавливается порядок соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников соответствующих государственных учреждений, а также увязываются выплаты стимулирующего характера руководителю с результатами достижения показателей эффективности деятельности соответствующих учреждений.

Согласно указанному порядку расчета (п. 2) соотношения среднемесячной заработной платы расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников организаций производится по итогам календарного года.

При расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации не учитываются как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной заработной плате работников организации руководитель, заместитель(и) руководителя и главный бухгалтер .

Расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителя и главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации производится отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера организации.

В случаях выполнения работы руководителем, заместителем руководителя, главным бухгалтером по совмещению профессий (должностей) при расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителя, главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации фактически начисленная заработная плата учитывается как по основной работе, так и при совмещении профессий (должностей) в целом .

При работе заместителя руководителя, главного бухгалтера по совместительству при расчете соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя, главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации учитывается только фактически начисленная заработная плата по должностям заместителя руководителя, главного бухгалтера.

При этом согласно части 4 статьи 145 Трудового кодекса условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

На момент сдачи номера проект постановления находился на рассмотрении Правительства РФ.

Бюджет.ru ответ

Минтрудом России разъяснены отдельные вопросы, касающиеся установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников

Минтрудом России разъяснены отдельные вопросы, касающиеся установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников в Информации Минтруда России от 30 января 2017 года «Ответы на вопросы по применению Федерального закона от 03.07.2016 № 347 ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Читайте также: Как удалить запись в трудовой книжке

Сообщается о принятии Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:

  • государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казенных);

Даны ответы, в том числе, на следующие вопросы:

  • в Федеральном законе N 347-ФЗ речь идет только об окладах работников и руководителей или должен будет учитываться общий доход тех и других (премии, бонусы и т.п.)?
  • какие организации не попадают под действие Федерального закона N 347-ФЗ?
  • какова должна быть предельная разница между среднемесячной заработной платой руководителя и среднемесячной заработной платой работников соответствующих организаций?
  • кто осуществляет контроль за исполнением Федерального закона N 347-ФЗ в части соблюдения установленного предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников?

Информация Минтруда России от 30 января 2017 г.

«Ответы на вопросы по применению Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»»

1.Какие государственные учреждения и предприятия попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников? Муниципалитеты, мэрии городов и т.п. подпадают под действие этого закона?

Принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (далее – руководители) и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:

  • государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Данный закон не регулирует соотношения в оплате служащих и руководителей органов государственного управления и местного самоуправления (в т.ч. мэрий и т.п.).

Для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством (Федеральными законами от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и от 2.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами (для федеральных служащих – указами Президента РФ, служащих органов власти субъектов РФ – актами субъектов РФ, муниципальных служащих – актами органов местного самоуправления).

2.Речь идет только об окладах работников и руководителей или должен будет учитываться общий доход тех и других (премии, бонусы и т.п)?

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ говорит об обязательном установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, и среднемесячной заработной платы работников таких организаций (без учета зарплаты соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).

Что такое «заработная плата» определено статьей 129 Трудового кодекса. Заработная плата включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, оплату по окладам, тарифным ставкам, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (премии и иные).

Для того, чтобы единообразно рассчитывались соотношения в оплате работников учреждений и предприятий как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, порядок расчета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. № 1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Соответствующие дополнения внесены в известный всем кадровикам порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922.

3.Какие организации не попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ?

Действие Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ распространяется на руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров:

  • государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (втом числе казенных);
  • государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 3 ст. 145 ТК РФ без учета предельного соотношения могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров фондов, учреждений, предприятий включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На федеральном уровне соответствующие перечни, утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2627-р и от 12 декабря 2015 г. № 2555-р.

В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.

4.Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ какова должна быть предельная разница между среднемесячной заработной платой руководителя и среднемесячной заработной платой работников соответствующих организаций?

Закон не устанавливает величину предельного соотношения, он ввел обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются:

В настоящее время такие предельные размеры установлены:

  • для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и предприятий в кратности от 1 до 8 (постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016г. № 1339, изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 и от 2 января 2015 г. № 2);
  • для председателей государственных внебюджетных фондов в кратности до 10, для их заместителей, главных бухгалтеров в кратности до 8 (постановление Правительства Российской Федерации 29 ноября 2016 г. №1259).

Читайте также: Если зарплата меньше прожиточного минимума

До принятия данного закона сложилась практика ограничения соотношений зарплат руководителей и работников в учреждениях социальной сферы. Так, по данным регионов в 94% учреждений социальной сферы соотношение не превысило 4 раза.

Кроме того, принято постановление Правительства Российской Федерации 28 декабря 2016 г. № 1521 «Об утверждении Правил размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий». Согласно данному постановления Информация о среднемесячной заработной платы руководителя должна размещаться в сети «Интернет» не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

5.Кто осуществляет контроль за исполнением Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ в части соблюдения установленного предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников?

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ предусматривается ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций. Данное нарушение включено в основания прекращения трудового договора с руководителем организации.

Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя и работников несет учредитель в порядке, установленном действующим законодательством (дисциплинарная ответственность — замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение (ст. 192 ТК РФ, ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе в части соблюдения Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ осуществляется соответствующими государственными органами осуществляющими надзор и контроль законодательства Российской Федерации (например, Прокуратура, Счетная палата), а также государственными и муниципальными органами в отношении подведомственных организаций.

Еще статьи:

Правительство установило соотношение заработных плат начальников и подчиненных

В государственных учреждениях руководители и главные бухгалтеры больше не смогут получать зарплату в девять раз выше, чем их подчиненные. Потому что их оклады теперь ограничены восьмикратным размером средней зарплаты в учреждении. Правительство утвердило зависимость оплаты труда руководящего звена бюджетных учреждений от зарплат сотрудников. В коммерческих организациях такой принцип невозможен, но чиновники вполне могут распространить его на организации, принадлежащие государству и их ТОП-менеджеров.

Правительство приняло постановление от 10.12.2016 № 1339 об установлении зависимости заработных плат руководителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений всех уровней от размера зарплат работающих в них граждан.

Материалы по теме

Зарплату руководителей госпредприятий привязали к зарплате их сотрудников

Ограничение зарплат руководящих чиновников

Еще в июле 2016 года Президент России подписал Федеральный закон от 03.07.2016 N 347-ФЗ. направленный на установление предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей и работников в государственных и муниципальных учреждениях и унитарных предприятиях (включая казенные), государственных внебюджетных фондах и территориальных фондах обязательного медицинского страхования. За несоблюдение установленных соотношений предусмотрена административная ответственность. Автором инициативы выступило Правительство РФ. Соответствующие поправки были внесены в в статью 145 Трудового кодекса РФ. Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников был законодательно закреплен в кратности от 1 до 8.

Правительство определило, что все федеральные органы исполнительной власти должны установить предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников учреждений в этих пределах. При этом, должны быть учтены особенности комплектования учреждения персоналом и уровня оплаты в нем, говорится в постановлении.

Соотношение зарплаты определяется путем деления размера оплаты труда руководителя на размер оплаты труда сотрудников. При этом, зарплата руководства не должна превышать среднюю по учреждению заработную плату более чем в 8 раз. Это значит, что у некоторых низкооплачиваемых сотрудников такое соотношение все же окажется больше.

До этого правительство уже приняло аналогичное постановление в отношение ограничения заработка председателей ПФР, ФСС и ФОМС. Заработная плата руководителей этих фондов не может превышать зарплату рядовых работников более чем в 10 раз.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

Предельное соотношение заработной платы в учреждениях

С 1 января 2017 года учреждения всех уровней бюджета и всех типов должны соблюдать предельные соотношения зарплаты руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников. О том, как бухгалтеру учреждения рассчитать предельное соотношение — в статье.

Установление предельного уровня соотношения заработной платы

С 1 января 2017 года учреждения всех уровней бюджета и всех типов дола Ваш учредитель имеет право составить перечень подведомственных организаций, в которых зарплаты руководству могут выходить за рамки предельного соотношения. жны соблюдать предельные соотношения зарплаты сотрудников с:

  • зарплатами руководителя;
  • зарплатами заместителя руководителя;
  • зарплатами главного бухгалтера.

К 2017 году учредители в субъектах РФ и муниципальных образованиях обязаны определить предельные соотношения для подведомственных организаций не выше федерального (8. 1). Учреждения будут применять ограничение к зарплате не только руководителей, но и их заместителей, а также главбухов.

Ваш учредитель имеет право составить перечень подведомственных организаций, в которых зарплаты руководству могут выходить за рамки предельного соотношения.

Предельный уровень зарплат для руководителей и главбухов в 2017 году подробнее читайте в журнале →

Как определить соотношение среднемесячных зарплат

Рассчитайте соотношение среднемесячной заработной платы руководителя (его заместителей, главного бухгалтера) и сотрудников учреждения по итогам 2016 года. Если оно выше того, что установил ваш учредитель, нужно будет скорректировать систему оплаты труда.

Определите соотношение отдельно по каждой из руководящих должностей. В расчете среднемесячных зарплат сотрудников учитывайте все источники финансового обеспечения, за счет которых бухгалтерия начисляет выплаты.

Подсчет можно разделить на три этапа.

1. Расчет среднемесячной зарплаты сотрудников

Рассчитайте среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот) по формуле:

СЗсот = ФЗсот. СчР. 12 ,

где ФЗсот - фактически начисленная за 2016 год зарплата работников списочного состава;

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений