На такие критерии как наличие. Фундаментальные исследования

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Система оценки деятельности позволяет повысить ее эффективность. Это касается как отдельно взятой организации, так и всего общества в целом. Во многом зависит от поведения лица, ее осуществляющего.

Оно может быть как эффективным, так и неэффективным, что отражается на успехе выполнения работы. К примеру, в торговой деятельности положительным результатом может считаться рост продаж, а в управленческой - слаженная и организованная работа всего коллектива.

Что такое критерий в оценивании ?

Но чтобы оценить качество деятельности любого работника, необходимо выяснить, по каким критериям будет производиться оценка. критерий? Говоря языком терминов, это характеристика той или иной деятельности, которая, по мнению специалистов, составляет некий «стандарт». Для реализации целей как индивида, так и всей организации этот стандарт обязательно должен быть достигнут.

Классификация критериев оценивания

Что такое критерий, выяснили, теперь попытаемся разобраться, по каким основаниям они группируются. В зависимости от широты охвата деятельности выделяют узкоспециализированные и корпоративные критерии. Если последним должны соответствовать все сотрудники или члены общества без исключения, то специализированные важны только для определенного или конкретного рабочего места.

По предмету оценивания различают критерии количественные и качественные. Что такое количественный критерий? Значение его предельно понятно: по достигнутым результатам можно судить о своевременности и объеме выполнения поставленных задач. Качественные критерии несколько сложнее. К ним относится, прежде всего, качество проделанной работы, которое зачастую бывает важнее, чем количество. Также к можно отнести индивидуальные характеристики работника, определяемые с помощью специальных тестов, шкал, опросников. Коммуникабельность, инициативность, эмоциональная устойчивость будут иметь огромное значение для успешного достижения поставленных результатов.

Критерии анализа: взгляд со стороны

Часто можно услышать, что наиболее достоверную информацию дают объективные критерии оценивания. Они существуют практически в любой деятельности в нормативов, средних Но иногда достижения оцениваются и субъективно. Что такое критерий подобного рода? Это показатель оценивания, основанный на авторитетном мнении «со стороны». К примеру, правильность поведения работника может оцениваться при помощи субъективного мнения его коллег или непосредственного руководства.

Наконец, критерии подразделяют на простые и интегральные. С помощью тех же вышеупомянутых субъективных показателей можно получить информацию о качестве работы любого сотрудника, о его поведении в коллективе, уровне конфликтности или других характеристиках. Такие критерии считаются простыми. Если же в одном показателе объединена информация о различных сторонах деятельности, можно говорить об интегральной оценке. Другими словами, интегральный критерий - это совокупность простых.

КРИТЕРИЙ

КРИТЕРИЙ

[гр. kriterion ] - существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

КРИТЕРИЙ

или критериум, лат. criterium , от греч. kriterion , от krino , сужу. Признак для распознания истины, которым руководствуется разум в составлении о ней суждения.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

КРИТЕРИЙ или КРИТЕРИУМ

(лат. criterium ). Верный признак для распознавания истины, которым руководствуется разум в составлении о ней суждения.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Крите́рий

(гр. kriterion) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л., мерило; к. истины - то, что удостоверяет объективную истинность познания (см. объективная истина); марксизм признает высшим критерием истины общественную практику.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Критерий

критерия, м. [греч. kriterion – средство для решения ] (книжн.). Признак, на основании которого производится оценка, определение, классификация чего-н., мерило. Верный критерий. Критерий истины. Этот признак служит критерием (чего-н. или для чего-н.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Критерий

(тэ ), я, м. (нем. Kriterium греч. kritērion мерило, средство суждения, способность различения).
Мерило оценки, суждения. Верный к . Практика - к . истины .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КРИТЕРИЙ" в других словарях:

    Критерий - признак, на основе которого производится оценка состояния ядерной и радиационной безопасности ядерных установок судов и иных плавсредств. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    См … Словарь синонимов

    КРИТЕРИЙ, критерия, муж. (греч. kriterion средство для решения) (книжн.). Признак, на основании которого производится оценка, определение, классификация чего нибудь, мерило. Верный критерий. Критерий истины. Этот признак служит критерием (чего… … Толковый словарь Ушакова

    - (греч. criterion) показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества экономического объекта, процесса, мерило такой оценки. Например, критерий эффективности характеризует уровень эффективности системы, а критерий оптимальности … Экономический словарь

    критерий - Правило или условие, позволяющее разделять множество объектов на интересующие исследователя подмножества. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 107. Теория управления. Академия наук СССР. Комитет научно технической терминологии. 1984 г.]… … Справочник технического переводчика

    F критерий значимости для проверки гипотезы равенства стандартных отклонений σ1 = σ2 двух независимых выборок из нормальной совокупности соответственно объема n1 и n2. Если s21 и s22 выборочные оценки соответственно σ21, σ22,… … Геологическая энциклопедия

    - ·χ2 критерий значимости для проверки по наблюденным частотам гипотезы относительно вероятностей. Напр.: 1. Для проверки гипотезы о том, что вероятности некоторых т событии равны соответственно заданным числам р1, p2,..., рm , вводится мера … Геологическая энциклопедия

    Критерий - признак, на основании которого производится оценка (например, оценка качества системы, ее функционирования), сравнение альтернатив (т.е. эффективности различных решений, например, инвестиционных проектов), классификация объектов и… … Экономико-математический словарь

    критерий - критерий. Произносится [критэрий] и [критерий] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    критерий - То, что является важным для вас в конкретном контексте. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. критерий … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Критерий эффективности социалистического воспроизводства , П. А. Малышев, И. Г. Шилин. Работа посвящена одной из коренных и актуальных проблем социалистического хозяйствования. Авторы по-новому раскрывают содержание критерия эффективности социалистического воспроизводства. В…
1

В статье представлено теоретическое обоснование критериев и показателей эффективности функционирования и развития воспитательной системы вуза. Даны определения критерия с философской, социо­логической и педагогической точек зрения. Рассмотрены различные подходы к определению критериев и показателей. Сформулированы положения, позволяющие произвести наиболее объективную оценку эффективности воспитательной системы вуза. Установлено соотношение понятий «критерий» и «показатель», при котором интегративный критерий выполняет методологическую функцию по отношению к показателю. Отмечается, что критерий в совокупности с показателем является средством, позволяющим оптимизировать решения практических задач в реальных конкретных условиях воспитательного пространства высшего учебного заведения. Подчёркивается необходимость создания критериальной оценочной базы для методически корректной оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза, охватывающей все её компоненты, связи, факторы и механизмы.

воспитательная система вуза

критерий

показатель

критериальная оценочная база

формирование и развитие личности

1. Большая советская энциклопедия. – М.: Сов. Энциклопедия, 1970. – С. 450; Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. – М.: Наука, 1986. – С. 123. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус.яз. 1979. – Т.2. – С. 195; Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1978. – С. 504.

2. Большая советская энциклопедия. – Т. 23. – С. 430.

3. Боровский М.И. О критериях нравственности. – Минск, 1980. – С. 100–122.

4. Иванова Г.П. Критериальная база современного воспитания. – http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id = 368&p = 12673.

5. Любавская Л.И., Колесников Л.Ф. Эффективность воспитательных систем. – http://slavzso.narod.ru/3/lub.htm.

6. Маврина И.А, Мотышева А.А. Проектирование системы критериальных оценок эффективности деятельности профессиональных объединений педагогов как субъектов развития образовательного учреждения // Прикладная психология и психоанализ. – № . – 2006. – С. 30–31.

7. Методы системного педагогического исследования. – Л.. 1980. – С. 28.

8. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. – М.. 2000. –C. 150.

9. Философский энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. – М.. 2006. – С. 584.

10. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М.: Педагогика,1992. – С. 12.

11. Яковлев А.И. Критерии эффективности идейно-воспитательной работы // Эффективность идейно-воспитательной работы. – М.: Мысль, 1975. – С. 85.БСЭ. – 3-е изд. – Т.13. – М., 1973. –С. 450.

В педагогических исследованиях, посвящённых оценке эффективности функционирования воспитательной системы вуза, проблема обоснования критериев и показателей воспитанности и уровня сформированности определённых качеств у обучающихся занимает особое место. Данная тематика представлена достаточно широко.

Теоретическое обоснование вышеупомянутых критериев нашло должное отражение в работах Алёхина И.А., Барабанщикова А.В., Вдовюка В.И., Давыдова В.П., Городова П.Н., Быкова А.К., Зимней И.А., Лямзина М.А., Познанского Д.П. и др.

Однако в настоящее время продолжается поиск более точных и конкретных определений критериев эффективности функционирования воспитательной системы вуза.

Как показал анализ проблемы, большинство научных исследований сосредоточено на изучении отдельных аспектов определения и обоснования критериев и оценки результатов воспитательного процесса в вузе. В то же время рассмотрение их в целостном виде осуществляется крайне редко, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы этой проблемы. Тем не менее вопрос о критериях довольно подробно рассмотрен психологами и педагогами .

В современной справочной литературе понятие «критерий» определяется как «признак, на основе которого производится оценка, определение, классификация чего-либо» . Он рассматривается как эталон, на основе которого осуществляется оценка, сравнение результатов. В научной литературе существуют следующие подходы к определению его содержания. Так, в педагогической литературе критерий выступает как основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных . В частности, М.И. Шилова считает, что критерий - «это мерило, признак для оценки, классификации; суждение, признак, позволяющий из множества возможных решений выбрать одно . И.А. Маврина понятие «критерий» характеризует как средство, с помощью которого измеряются уровни, степени проявления того или иного явления, трактуется как мерило оценки суждений. Посредством применения критерия выделяется преимущество какого-либо выбора по сравнению с остальными; проверяется соответствие результата поставленной цели или дается оценка степени её реализации .

С философской точки зрения критерии как определенные нормы и правила позволяют решить, является ли правильным каждый отдельный шаг, говоря о том, правильна, то есть рациональна ли «игра» в целом. Критерии не фиксируют наиболее перспективные и продуктивные принципы и способы действия, а только выражают объективные законы и логику развития явления .

В социологической литературе данное понятие выступает как мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой классификации .

В практике педагогических исследований рассматриваются несколько подходов к определению критериев и показателей.

В частности, критерий может быть интерпретирован как показатель, на основании которого можно судить об эффективности какого-либо процесса. При этом подходе критерий есть совокупность основных показателей, раскрывающих определенный уровень какого-либо явления. Данный подход характеризуется тем, что степень сформированности показателя определяется путем фиксации его критериев на различных уровнях.

При обосновании критериев и показателей, необходимых для комплексной оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза, мы исходили из рассмотренных методологических положений в трактовке понятий «критерий» и «показатель» в энциклопедической, а также специальной литературе .

Само понятие «критерий» в современной научной литературе трактуется неоднозначно. Особенно это явно наблюдается при соотношении понятий «критерий» и «показатель», иногда допускается смешение этих неоднозначных категорий. Критерий - это мерило, с помощью которого осуществляется оценка явлений, процессов, состояний, формирования и развития личности в воспитании. В целом же критерий означает точку зрения, являющуюся мерилом для определения, оценки предмета, явления; признак, положенный в основу классификации предметов, явлений, понятий .

Здесь наблюдается связь понятий «критерий» и «мера». Эта связь очень важна, так как выражает качественно-количественную определенность. Критерий - это признак, по которому можно судить об отличии состояния одного явления от другого. Критерий шире показателя, который является составным элементом критерия и характеризует содержание его. Следовательно, критерий выражает наиболее общий признак, по которому происходит оценка, сравнение реальных педагогических явлений, качеств, процессов. А степень проявления, качественная сформированность, определенность критериев выражается в конкретных показателях.

Выбор критериев оценки эффективности воспитательной системы вуза является важнейшим условием её функциональности. Поэтому при разработке данных критериев мы учитывали, с одной стороны, традиционные требования, которым должны удовлетворять критерии, основные подходы в типизации показателей, в классификации критериев, а с другой стороны, нами были использованы апробированные методики формирования критериев и показателей.

При обосновании системы критериев и показателей эффективности воспитательной системы вуза целесообразно исходить из учёта следующих положений:

Сущность воспитательной системы, её качественная специфика, присущие ей сис-темные, интегративные качества;

Системные, интегративные качества, присущие воспитательной системе, её специ-фика;

Состав, количественная и качественная характеристика отдельных частей;

Структура, то есть внутренняя организация, взаимосвязь компонентов, их сочетание и взаимодействие;

Функции воспитательной системы, её активность, жизнедеятельность, а также функции её отдельных частей;

Механизмы, обеспечивающие её целостность, взаимодействие, совершенствование и развитие;

Осуществление связи с внешней средой.

Таким образом, выбор и обоснование критериев и показателей эффективности воспитательной системы вуза является важной научной задачей, решение которой в определённой степени позволит как повышать функциональность воспитательной системы, так и динамично развивать её.

Необходимо подчеркнуть, что при исследовании критериев возникают определённые сложности. Первая состоит в том, что наряду с внутренним содержанием предмета, отражающим его сущность, проявляются и некоторые случайные элементы, отношения, которые носят второстепенный характер, но могут быть ошибочно приняты за сущностные проявления. Вторая сложность заключается в том, что исследуемая форма предмета не всегда отражает истинное его содержание. Поэтому случаются ошибки при определении критерия, субъективное его определение. Следовательно, критерии и показатели целесообразно рассматривать как самостоятельные составляющие единого оценочного блока.

Необходимо отметить, что критерий представляет собой средство, необходимый инструмент оценки, но сам оценкой не является. Функциональная роль критерия - в определении или не определении сущностных признаков предмета. Критерий - не только средство обнаружения предмета, но и средство основания для классификации, группировки предметов их оценки.

При этом важно правильно установить соотношение понятий «критерий» и «показатель». Роль и значение критерия были подробно рассмотрены выше. Что касается показателя, то он выступает по отношению к критерию как частное к общему.

По мнению Г.П. Ивановой, значение показателя вместе с критерием рассматривается как средство, с помощью которого измеряются или одобряются альтернативы наиболее оптимального решения практических задач в существующих или заданных конкретных условиях.

Вычленение конкретных показателей вызвано необходимостью содержательного и глубокого анализа феномена деятельности. Показатель есть конкретный измеритель критерия, делающий его доступным для измерения и наблюдения.

Показатель не включает в себя всеобщее измерение, так как существует достаточно свойств для полноты характеристики того или иного явления. Он отражает отдельные свойства и признаки познаваемого объекта и служит средством накопления количественных и качественных данных для критериального обобщения. Главными характеристиками понятия «показатель» являются конкретность и диагностичность, что предполагает доступность его для наблюдения, учета и фиксации, а также позволяет рассматривать показатель как более частное по отношению к критерию, а значит, измерителя последнего.

В общем смысле под показателем Г.П. Иванова понимает основание, позволяющее судить о наличии того или иного признака. Число показателей, как и парамет-ров, должно быть сведено до минимума, потому что процедура оценивания должна быть простой. Это, в первую очередь, накладывает на систему показателей одно из наиболее важных требований- показатели должны быть понятными, конкретными, доступными для измерения. Кроме того, каждый из показателей должен быть достаточно емким, с тем, чтобы отражать основные области деятельности .

Каждый критерий включает в себя группу показателей, качественно и количественно характеризующих его. Критерий более стабилен, хотя и отражает развитие сущности. Показатели более динамичны. На определенном этапе развития сущности предмета (например, переход от сущности первого порядка к сущности второго порядка) используются одни показатели, но на очередном этапе ее развития некоторые или большинство из них могут быть неприемлемы, так как обнаруженная сущность (критерий) претерпела изменение свойств, признаков. Критерии оценки эффективности воспитательной системы тесно взаимосвязаны и непосредственно определяют выбор необходимых показателей.

Интегративный критерий выполняет методологическую функцию по отношению к показателям. Научно обоснованные критерии обязательно должны отвечать таким требованиям, как высокая надежность, адекватность объективных и субъективных оценок, конкретность, точность, интегративность.

Разработка научно обоснованных критериев и показателей оценки эффективности функционирования воспитательной системы позволяет, с одной стороны, определить ее реальный уровень, а с другой стороны, определить конкретные направления, пути, условия развития воспитательной системы. С их помощью также представляется возможность оценить результативность всего воспитательного процесса, личный вклад в достижение целей воспитания и собственного развития каждого студента.

Немаловажно при оценке эффективности воспитательной системы учитывать затраты усилий и средств, привлекаемых для её проведения. Они складываются из количества активных участников воспитательного процесса; временных, материальных, финансовых, организационных и иных затрат; включения социально-психологических факторов и др. Соотнесение результатов функционирования воспитательной системы, выявленных с помощью критериев и показателей с истинными затратами усилий и средств позволяет определить реальную эффективность воспитательной системы вуза.

При анализе эффективности любой воспитательной системы необходимо исследовать эффективность исполнения ею основных функций, оптимальность затрат, способность к воспроизводству, адекватность педагогических технологий социальному заказу общества, совершенство структуры, организации и управления. Ярким примером эффективности вложения средств в воспитательную систему может служить государственный подход к организации воспитания населения Китая. В 90-е годы в КНР на цели патриотического воспитания молодёжи были вложены сотни миллионов долларов, которые были учтены в бюджетных расходах. Прямыми и опосредованными результатами такого воздействия стали надежность национальной обороны, общественная стабильность и рост валового внутреннего продукта, измеряемый сотнями миллиардов долларов .

Разработка критериев эффективности воспитательной системы является важным этапом при оценке её эффективности. В связи с этим необходимо наполнить каждый из показателей разработанных критериев конкретным содержанием. Создание критериальной оценочной базы позволяет в последующем методически правильно осуществлять непосредственную оценку эффективности данной работы.

В заключение отметим, что при обосновании системы критериев оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза мы исходили из необходимости оценки не отдельных элементов или аспектов воспитательной системы, а осуществления комплексной оценки воспитательной системы, охватывающей все её структурные элементы и компоненты, системообразующие связи, факторы и механизмы.

Рецензенты:

Уткин В.Е., д.п.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Казанского высшего военного командного училища (военного института), Минобороны РФ, г. Казань;

Солнышкина М.И., д.филол.н., профессор кафедры контрастивной лингвистики и лингводидактики Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Работа поступила в редакцию 03.12.2012.

Библиографическая ссылка

Макарова О.Ю. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-2. – С. 348-351;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30949 (дата обращения: 23.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» κριτήριον - способность различения, средство суждения, мерило) - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере). Особо выделяют критерии истинности знания . Различают логические (формальные) и эмпирические (экспериментальные) критерии истинности. Формальным критерием истины служат логические законы : истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно. Эмпирическим критерием истинности служит соответствие знаний экспериментальным данным, например: «критерий пригодности объекта», «критерий превосходства объекта», «критерий достоверности результатов», «критерий достаточности испытаний». Вопросом о критериях истины, выставляемых разными философскими школами, занимается теория познания или гносеология .

Критерий в квалиметрии - условие, накладывающееся на показатель свойства предмета исследования.

См. также

Напишите отзыв о статье "Критерий"

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Критерий

Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий.]
Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы.
Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость.
В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое то неизвестное х.
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то – самое обыкновенное – в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.
А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений