Японская пишущая машинка. Китайская пишущая машинка — анекдот, инженерный шедевр, символ (22 фото)

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Если вы пользуетесь поисковой системой или каким-либо мобильным телефоном, вам наверняка знакома технология интеллектуального (или предиктивного) ввода текста. Когда вам необходимо выведать правильное правописание в незнакомом слове, данная технология волшебным образом исправляет его непосредственно во время написания. Это срабатывает, даже если вы не помните, какой конкретно факт вас интересует. Вам нужно всего лишь ввести несколько первых букв в поисковую строку и отобрать наиболее релевантный запрос из выпадающего меню.

Автозаполнение — один из примеров интеллектуального ввода текста, который на пару с автозаменой позволяет нам по максимуму оптимизировать правописание при использовании сенсорной клавиатуры. При помощи сложных языковых баз данных, совмещающих возможные комбинации слов и букв, эти функции приводят наши нелепые словосочетания к приемлемому виду. Они настраиваются в соответствии с пожеланиями пользователей, и когда те отказываются от автоматических исправлений или принимают их, в операционной системе телефона формируются индивидуальные языковые предпочтения, которые становятся частью программного обеспечения.

Большинство из нас уже привыкло к такой машинной корректировке предложений и не видит в ней ничего особенного. А ведь на самом деле мы имеем дело с уникальным цифровым феноменом, существующим только благодаря изощренным компьютерным технологиям, способным анализировать и изучать каждую строчку нашего текста. Вот как это работало в западной технологии написания, которая не использовала предиктивный ввод текста до тех пор, пока мобильные телефоны не сделали его практической необходимостью (помните, как вы пытались писать сообщения при помощи клавиатуры без функции Т9?).

Стэнфордский историк Томас Маллэни (Thomas Mullaney) обнаружил, что Китайская технология написания шагнула намного дальше в этом плане: в 1950-х годах они уже использовали принципы интеллектуального ввода текста в своих печатных машинках. Когда человек вводил символ «mei», символы «di» и «li» размещались в максимально удобном положении, чтобы упростить написание двух широко распространенных слов времен маоистской эпохи Китая: meili («красивый») и Meidi («американский империалист»).

Письменный китайский язык — очень сложный

Как вам известно, китайский письменный язык не основывается на привычном алфавите. Он базируется на символах, которые являются визуальными репрезентациями объектов или мыслей. Каждый символ соответствует определенному разговорному слогу, а его отдельные элементы привносят ясность в произношение и значение.

К примеру, символ 休 означает «отдых»:

Он состоит из двух частей, полученных из пиктограмм. Левый компонент, 亻, был взят из символа 人, который значит «человек», а правый элемент представлен в виде символа 木, обозначающего «дерево». Таким образом, данный иероглиф характеризует отдых, изображая человека, отдыхающего у дерева.

Этимология символа 木, обозначающего «дерево», от надписей на гадательных костях до древних манускриптов

Эта письменная система была разделена на несколько языков и диалектов на протяжении всей истории Китая: представители кантонской диалектной группы и говорящие на «мандарине» все еще придают одинаковое семантическое значение многим символам, но даже при этом они произносят их совершенно по-разному. На «мандарине» все тот же иероглиф 休 произносится как «xiū», но в кантонском диалекте его произношение изменяется на «jau». Без такой обобщенной письменной системы существование громадных Китайских империй было бы невозможным, к тому же во многом именно благодаря ей сегодня Китай остается целостным государством.

С другой стороны, количество символов в их письменной системе должно соответствовать числу слогов, присутствующих в языке, и как вы понимаете, это действительно много. Письменный китайский насчитывает более 80 000 иероглифов, но к счастью, на сегодняшний день многие из них устарели и используются крайне редко. Сейчас считается, что для грамотного изложения своих мыслей человеку достаточно знать хотя бы 4000 символов.

Эта обширная и процветающая письменная система существенно усложнила жизнь здешнему печатному делу. Можете ли представить функциональную печатную машинку с тысячами клавиш?

Согласитесь, это выглядит очень сложно.

У китайских печатных машинок нет клавиш: здесь используется специальный бокс жетонов с нанесенными на них символами и рычаг. При помощи рычага машинист выбирает определенный иероглиф, машинка подымает жетон, наносит на него чернила, печатает символ и помещает жетон назад в лоток. Конечно же, в данном случае наиболее сложной задачей является поиск нужного символа, поскольку всего в лотке находится 2450 жетонов.

Когда в 1911 году были созданы первые машинки, символы начали размещать в так называемом «радикальном порядке» (radical-stroke order). Многие китайские иероглифы состоят из меньших символов, и наиболее часто используемые из них называются радикалами, (亻является радикалом символа 休.) Согласно данной методике, сперва иероглифы распределяются по группам, соответствующим составному радикалу, затем группы упорядочивают по количеству мазков, необходимых для написания радикала вручную, после чего по этому же принципу классифицируются и сами символы. Только представьте, современные китайские словари организованы точно таким же образом.

Согласитесь, любой, кто когда-либо жаловался на неудобство QWERTY клавиатуры, должен благодарить судьбу за то, что ему не пришлось пользоваться китайской печатной техникой. С учетом всех перечисленных нюансов вы будете вынуждены проверять в словаре правописание каждого слова. Письменный китайский язык насчитывает 214 радикалов, и в составе различных символов они могут выглядеть по-разному. Поскольку полный набор знаков, необходимый для грамотного общения, не помещается в боксе печатной машинки, в некоторых случаях иероглифы приходится заменять. Именно поэтому даже у подготовленных специалистов скорость ввода текста в данной системе не превышает 20-30 символов (каждый из которых соответствует конкретному слогу).

Текст: «Нерушимые мысли Мао Цзэдуна освещают этапы революционного искусства!» Афиша госпожи Мао со страниц «Цитат председателя Мао Цзэдуна» (или «Красной книжечки»)

По словам Маллени, в революционные времена печатное дело пользовалось особым спросом: начиная с 1950 года, в Китае постоянно проводятся политические кампании, которые стали настоящим бременем для местных писателей.

Один из таких авторов заслуживает отдельного внимания. Его звали Жанг Джиюнг (Zhang Jiying) и проживал он в Кайфэне. Этот опытный наборщик текста работал с внушительной скоростью 1200-2000 слов в час (или 20-30 слов в минуту) на традиционной печатной машинке. Маллени пишет: «Спустя всего несколько месяцев после образования Китайской Народной Республики, он ощутил прилив вдохновения и начал вплотную работать над реорганизацией набора используемых иероглифов.»

Еще до революции размещение символов по радикалам настолько усложняло жизнь наборщикам текста, что многим из них приходилось отводить целую секцию своего бокса для символов специального использования. Инновационное решение Жанга заключалось в полной реорганизации лотка и его адаптации к работе над конкретной тематикой.

В какой-то момент тема может затронуть «рабочее движение», и Жангу придется задействовать такие слова, как «производство» (shengchan), «опыт» (jingyan), «труд» (laodong) и «отчет» (jilu); в иных же случаях текст может оказаться более пропагандистским, а это значит, что при его написании пригодятся фразы в стиле «Боритесь с Америкой, поддерживайте Корею» (kang Mei yuan Chao), которые использовались в военную эпоху при массовой мобилизации.

Эта система позволила Жангу удвоить свою продуктивность в предельно сжатые сроки: в 1951 году газета People’s Daily опубликовала статью с громким заголовком «Наборщик текста из Кайфэна Жанг Джиюнг совершенствует методику ввода и устанавливает новый рекорд — более 3000 символов в час». То есть, за одну минуту он набирал около 50 символов. В 1952 году этот трудяга побил собственный рекорд, напечатав 4778 знаков за час (примерно 80 символов в минуту), и зафиксировал этот невероятный результат на пленке. Как видите, в итоге такой специфический подход к вводу текста позволил Жангу повысить свою продуктивность более чем в 2 раза.

Китайский наборщик текста

Жанг был идеальным революционным героем: трудолюбивым и преданным работником с верными иконоборческими взглядами. Партия опубликовала и распространила информацию о его методиках и достижениях. В 1953 году в People’s Daily появилась статья о «новой печатной технике», посвященная принципам смежности, которые Жанг использовал при работе с набором символов.

Отобрав один знак в качестве основного и двигаясь в направлении от него, автор мог заполнить 8 ближайших пробелов максимально возможным количеством соответствующих символов. Благодаря такой многогранности наборщик текста мог экспериментировать как с вертикальным, так и с горизонтальным размещением. Это позволило не только увеличить число многосимвольных комбинаций и последовательностей в каждом пустующем клочке пространства, но и объединить данные мини-секции в постоянные ассоциативные сети.

Ввод текста при помощи данной методики выглядел следующим образом: сперва вы подбираете первоначальный символ, а затем ищете вокруг него последующие знаки. Отыскав применение для новой комбинации иероглифов, свой бокс необходимо организовать таким образом, чтобы в будущем по максимуму упростить ее использование. (Так поступили и с символом 毛, обозначающим «волосы» или «перо», который на «мандарине» произносится как «мао». Это слово также является фамилией политического лидера Мао Цзэдуна, поэтому оно довольно быстро заполучило центральное размещение на многих клавиатурах).

Теперь бокс печатной машинки начинает походить на двухмерную интерпретацию данных, используемых для автозаполнения в выпадающих меню поисковой системы Google, клавиатурах iOS 8 и алгоритмах подбора слов T9. И когда при написании вы отталкиваетесь от начального символа, технология существенно упрощает ввод последующего текста.

Конечно же, основное отличие здесь заключается в том, что предиктивность набора иероглифов определяется исключительно пользователем. В конце 1980-х годов китайские печатные машинки продавались с пустыми лотками: наборщикам текста позволяли самостоятельно выстраивать собственные ассоциативные сети. Однако существуют свидетельства того, что добиться результатов в этом плане большинству авторов удалось только спустя некоторое время.

Взгляните на размещенные ниже тепловые карты, демонстрирующие боксы для двух китайских печатных машинок. Как видите, слева используется дореволюционный порядок размещения по радикалам, а справа изображена методика, применяемая в ЮНЕСКО примерно с 1970-х годов. Каждый жетон окрашен, исходя из количества соседних символов, позволяющих сформировать реальное двухзнаковое слово. Черный цвет означает 0, а белый — 8.

С компьютерными текстовыми процессорами у китайских печатных машинок отношения также не заладились. Но Маллени утверждает, что компьютеры не были связующим звеном между китайским языком и эпохой современных технологий.

Согласно теории автора, эта печатная техника заложила прочный фундамент для нынешних текстовых инноваций. Чтобы печатать на китайском языке, пользуясь китайским компьютером, большинство людей применяют QWERTY клавиатуру. Они вводят текст в Пиньинь (Pinyin), систему романизации китайского языка, и словесный процессор конвертирует его в символы. Основная проблема заключается в том, что китайский язык существенно отличается от латиницы — для десятков тысяч иероглифов в Пиньинь насчитывается всего лишь 400 возможных вариантов написания — а хорошие текстовые процессоры во многом зависят от контекста. Они предлагают вам возможные символы, исходя из введенной информации и ее наиболее вероятного продолжения: по сути, это и есть технология интеллектуального ввода текста. В этом плане их функционирование немного напоминает работу текстовых редакторов большинства мобильных телефонов.

Как печатать китайские иероглифы на QWERTY клавиатурах

Вторая наиболее распространенная методика ввода текста называется Wubi, и здесь различные виды штрихов в китайских иероглифах соответствуют определенным QWERTY клавишам. При использовании этой техники вам необходимо выбрать составные штрихи символа в порядке, характерном для написания данного текста вручную. В данном случае вашей основной задачей станет устранение неоднозначности, поскольку во многих иероглифах комбинации штрихов совпадают по мере набора текста на клавиатуре. И снова на помощь приходит технология предиктивного ввода текста, предлагающая пользователю возможные варианты символов в процессе написания.

Среди владельцев мобильных телефонов предиктивный текст не обрел широкой популярности, однако по словам Маллени, в Китае все пишут именно таким способом.

XX век начался для Поднебесной Империи паршиво. Изоляционизм привел к отставанию в промышленности, обнищанию населения, провалу в науке и технике. К социальным, культурным и финансовым проблемам добавилась прикладная: технологии из стран с алфавитным письмом нужно было приспособить к сложнейшему китайскому языку.

Тысячи и тысячи иероглифов

Китайская письменность представляет собой иероглифическую систему записи, где каждый знак соответствует не только звуку, но и морфеме, слову или понятию. А сам иероглиф является комбинацией из нескольких более простых.
Например, иероглиф "доброта", состоит из иероглифов "речь" и "баран" (не смеёмся, в Китае он олицетворяет невинность, доброту, благополучие).


Особенность в том, что исходный смысл может меняться или теряться, и для слова без графического соответствия, создаётся новый знак. В результате за пять тысяч лет их стало очень много: вышедшая в 1994 году энциклопедия Чжунхуа цзыхай содержит 85 568 иероглифов.


Естественно, большинство уже к XIX веку вышли из употребления и стали достоянием истории, но "всего лишь" 10-15 тысяч оставшихся создавали трудности, которых в странах с алфавитным письмом не было. В 20-е годы прошлого века вокруг китайской письменности развернулась настоящая война: требовались доступные образовательные программы, но прийти к единому набору иероглифов не получалось. Со стороны Коммунистической партии этим ответственным вопросом занимался молодой и перспективный активист, Мао Цзэдун.
Также шла напряжённая работа над новыми и удобными принципами классификации и каталогизации, так как созданная в XVIII веке система ключей Канси (в ней иероглифы распределялись по количеству черт основной части - ключа) безнадёжно устарела.

Реликт в мире алфавитов

В 1871 году мировая телеграфная сеть достигла Поднебесной: первые линии соединили Шанхай с Гонконгом и Нагасаки. Ёмкости азбуки Морзе было недостаточно, и иностранные специалисты создали дополнительные кодовые книги на 10000 записей: 6800 для распространённых иероглифов, а оставшиеся 3000 оставили для собственных сокращений между операторами.


Такое "сквозное шифрование" сильно усложняло работу: поиск по огромному фолианту занимал много времени, телеграммы выходили длиннее. К тому же сообщения на китайском языке считались зашифрованными, поэтому оплата шла по более дорогим тарифам.

Ещё одной серьёзной проблемой было слабое распространение книг и газет. Пишущая машинка позволяла создавать тексты быстро и удобно, их было проще тиражировать. Кроме этого, она стала для своего времени символом прогресса и глобализации: появились модификации для разных европейских алфавитов, иврита, арабского языка.

Так как Китай оказался не по зубам европейским и американским инженерам, ведущие производители объявили о невозможности создания пишущей машинки под иероглифическое письмо. Устройство стало предметом шуток и карикатур, а выражение "китайская пишущая машинка" стало синонимом абсурдной, сложной и отсталой технологии.

Из-за всех этих сложностей появилось мнение, что китайская письменность - историческое недоразумение, которое давно пора заменить. Эту идею поддержали не все, и в первую очередь с ней были не согласны сами Дети Дракона.


В 1888 году первый вариант пишущей машинки, работающий с китайскими иероглифами, сделал христианский проповедник Девелло Шеффилд. Он не придавал своему изобретению экономического значения, так как создавал его для личной переписки. Оно ускоряло работу и устраняло промежуточное звено местных секретарей, которые иногда специально саботировали работу и искажали смысл письма.

Шеффилд провёл частотный анализ и пришёл к выводу, что для работы необходимо от 4 до 6 тысяч знаков. В итоге он взял 4662 иероглифа и расположил их на диске, разделённом на 30 концентрических кругов и 4 сектора. В первых трёх символы были разделены по частоте их использования: 726, 1386, 2550, а в последнем секторе дублировались 162 знака, необходимые в миссионерской работе.

Пишущая машинка Шеффилда обсуждалась в американских СМИ, в 1899 году о ней написал журнал Scientific American, но она так и осталась в единичном экземпляре и о ней быстро забыли.

Первые прототипы

В 1909 году в США на контрибуцию, полученную после Восстания Боксёров, запустили образовательную программу для китайских студентов - Boxer Indemnity Scholarship. Одним из студентов был Джоу Хокун. К проблеме модернизации китайского языка он подошёл с технической стороны и решил во что бы то ни стало создать китайскую пишущую машинку.

Прототип был создан к маю 1914 года, 3000 литер в нём располагались на цилиндре длиной 40 см и 15 см в диаметре, а на доске перед цилиндром была напечатана поисковая карта в соответствии с системой ключей Канси. Оператор находил на ней нужный символ, располагал над ним металлический указатель, который устанавливал цилиндр в положение для печати.

Параллельно Джоу свою пишущую машинку разрабатывал другой китайский студент, Ки Фуан. Его аппарат имел всего три механизма: возврат, пробел и клавишу ввода. Чтобы напечатать, оператор вращал цилиндр вручную, находил символ и нажимал клавишу ввода.


Ключевым отличием от изобретения Джоу было то, что к 4200 иероглифам он добавил 1327 радикала, из которых можно было набрать любой составной знак:

Таким образом, в китайской машинописи обозначилось два направления развития: печать иероглифа целиком и раздельная печать с помощью радикалов.

Первая серийная модель

В 1916 году Джоу возвращается в Китай, успешно презентует своё изобретение и заключает договор с шанхайской компанией Commercial Press. Но производство всё равно откладывается, так как пишущая машинка Джоу имела серьёзный недостаток: для полноценной деятельности 3000 символов оказывается слишком мало, а цилиндрическая матрица не позволяла увеличить их количество.

У Ки Фуана дела шли ещё хуже: в 1915 году, на своей первой презентации перед журналистами и генеральным консулом Китая он напечатал короткую записку в 100 знаков за… 2 часа. Также из-за того, что он работал и продвигал своё изобретение в США, оно оказалось почти неизвестным в Китае. В 1918 году Commercial Press разрывает отношения с Джоу, и за разработку китайской пишущей машинки берётся другой инженер, Шу Чангун. В 1919 году он получает патент.
Важным изменением стал лоток, заменивший цилиндр: литеры в нём не были закреплены, что позволяло менять их местами, создавать свои наборы. Дополнительно к 2500 иероглифам, в комплекте шло 5700 сменных литер, которые располагались в нижнем ящике. Лоток был разделён на три зоны: центральную для самых распространённых, и две боковые зоны для редких иероглифов.



Японский вариант

В японском языке одновременно используются три системы письма: иероглифы китайского происхождения - кандзи, и две слоговые азбуки (каны) - хирагана и катакана. Первую пишущую машинку для хираганы запатентовали в 1894 году, а для катаканы - в 1901. Каны позволили выйти на японский рынок западным производителям, а судьба кандзи находилась под вопросом. Отказ от неё рассматривался как символический разрыв с технологическим и культурным отставанием от стран Запада.


Также как и в Китае, не все были согласны с отказом от собственного языка. В 1916 году Кёта Сугимото (№ 6 из 10 величайших изобретателей Японии) запатентовал свой вариант пишущей машинки для кандзи, а с 20-х годов начинается их серийное производство.


Японские компании вышли на корейский и китайский рынки, а вопрос о конкуренции со стороны местных производителей решили по-самурайски просто: в 1932 году самолеты Императорской армии разбомбили промышленные районы Шанхая, в том числе здание Commercial Press. С помощью такого эффектного маркетингового хода японские производители стали доминировать на континентальном рынке.

После поражения Японии во Второй Мировой Войне в Китае начинается массовый выпуск копий японских машинок, а в 1964 году начинается массовое производство "двух голубей" - титульной модели, которая стала основной пишущей машинкой коммунистического Китая.



Невозможная клавиатура

Несмотря на культурное и экономическое значение, китайская пишущая машинка уступала своим алфавитным коллегам: она была громоздкой и нужно было помнить расположение всех иероглифов. Решить это проблему смог учёный, философ и выдающийся китайский писатель, Линь Юйтан.


К сожалению, MingKwai появилась не в то время и оказалась никому не нужна: начав работать в начале 30-х годов, Линь создал прототип и получил патент только в 1947 году. Он вызвал интерес у IBM и Remington, но гражданская война в Китае, победа коммунистов, а затем и Корейская война начисто отбили желание у западных компаний выходить на китайский рынок.

Hello world!

Несмотря на то, что MingKwai оказалась забыта, работа Линь Юйтана оказалась востребованной уже после его смерти: ввод иероглифа по частям и вывод подходящих значений стал основой IME для ввода китайский символов, а разработанные им классификация иероглифов и распределение ключей использовались в первых англо-китайских клавиатурах для ПК, оставив многоклавишных монстров в истории:


А в начале XXI века появились научные работы, посвященные тому, что иероглифическое письмо развивает левое полушарие, а восприятие одного символа как комбинации нескольких составных частей идёт эффективнее, чем в алфавитное. Ну, собственно, кто бы сомневался, что письменность, развивавшаяся пять тысяч лет, может быть неэффективной.


Название одного из самых известных произведений Сергея Довлатова "Соло на Ундервуде" напоминает нам о таком культовом девайсе, как пишущая машинка. Этот инструмент, который мы привыкли связывать с писательским и журналистским творчеством, казалось бы, безнадежно устарел - но именно поэтому он сохранил все обаяние старины, и поклонников у него не убавилось. Наш обзор - о самых необычных пишущих машинках всех времен и народов.

1. Пишущий шар.

И начнем мы с одного из самых ранних и обаятельных образчиков пишущей машинки - "печатном шаре Хансена". Ее сконструировал в 1865 году датский ученый и изобретатель Расмус Маллинг-Хансен. Причудливая форма этого устройства весьма отличается от современной пишущей машинки, но в этом-то и вся прелесть. Похожий на механического ежа "Печатный шар", сверкающий латунью и смазанными шестеренками, стал одним из эстетических прообразов современного стиля "стимпанк".



2. Машинка-кузнечик.

Пишущая машинка Вильямса, запущенная в производство в 1891 году, уже больше похожа на привычные нам. По духу и стилю эта вещь скорее соответствует фабричному и заводскому производству конца XIX века, чем романтичному индивидуализированному стимпанку. Своим прозвищем "кузнечик" она обязана забавно дергающимся "лапкам" - рычагам от клавиш.


3. Отец современных машинок.

Этот обзор был бы неполон без самого знаменитого представителя классических пишущих машинок рубежа позапрошлого и прошлого веков - устройства Ундервуда. Если бы его не было, то и "Соло на Ундервуде" было бы не сыграть - пришлось бы довольствоваться каким-нибудь завалящим Ремингтоном.



4. Машинки XX века.

К сожалению, эпоха типового дизайна и массового производства не оставила почти ни одной интересной вехи на извилистом пути пишущих машинок. Они прочно связались в сознании наших соотечественников с пыльными кабинетами, молчаливыми чиновниками и скучной рутиной. Негодование, изображенное на лице этого устройства, ярко рисует печальную судьбу пишущих машинок в эпоху индустриального порабощения.


5. Японская пишущая машинка.

А пока в Европе с нашими многоклавишными друзьями не происходит ничего интересного, зададимся извечным русским вопросом: как выглядит клавиатура с иероглифами? Лучшие образчики японских пишущих машинок дают нам ответ. На чернильной подушке лежит банк иероглифов, а оператор помещает лапку для выхватывания клавиш над нужным иероглифом. Лапка хватает оттиск и прикладывает его к бумаге. Тот, кто увидит этот невероятно сложный процесс, никогда уже не скажет, что иероглифическая письменность помогла Японии и Китаю войти в постиндустриальную эпоху.



6. Зеленая радость.

Впрочем, не все так безнадежно было на Западе. Пишущая машинка фирмы "Гермес", впервые появившаяся в 1958 году, стала одной из самых новационных для своего времени. Успеху ее способствовало не только повышение качества печати, но и симпатичный "зеленый" дизайн - забавно, что об экологии тогда никто и слыхом не слыхивал.


7. Машинка-ноутбук.

Но время постепенно шло, и у печатных машинок появились серьезные конкуренты - компьютеры и ноутбуки. Не зря более поздняя, эмигрантская повесть Довлатова называется уже "Соло на IBM". Самые продвинутые пишущие машинки породнились с захватчиками, и порой это приводило к появлению потомства с интересным дизайном и функциональностью - как, например, эта Valentine .



8. Гибридная машинка.

Золотой же век - или, точнее, золотая осень - пишущих машинок начался тогда, когда они перестали быть предметом необходимости и утратили претензии на функциональность. Вот тут-то и начались дизайнерские эксперименты, один из которых - попытка скрестить старинную клавиатуру с модерновым экраном при помощи фантазии конструктора Jack Zylkin и USB-соединения.


9. Машинка-калькулятор.

Еще одна попытка вдохнуть в новую форму старое содержание - эта " ". В соответствии с немного стебной задумкой ее создателей, этому инструменту оставлены на откуп только функции калькулятора - зато выглядит он ультрасовременно.


10. Возвращение к старине.

А самые умные дизайнеры поняли, что нет смысла ловить за хвост уходящее прошлое, и что при нынешней технологии пишущая машинка - малофункциональный, но винтажный девайс, подчеркивающий творческую направленность владельца, его вкусы и приверженность к обаятельному стилю старины. Именно поэтому наше "соло на Ундервуде" подытоживает эта продвинутая пишущая машинка, одновременно похожая на швейный станок фирмы "Зингер".


Печатные машины относятся к одним из самых сложных и дорогих видов полиграфического оборудования, требующих для своего изготовления высокоточного инструментария, качественных материалов и комплектующих, высокой культуры производства, высококвалифицированных конструкторских, исследовательских и рабочих кадров. Поэтому их производство сосредоточено всего в нескольких странах. Среди изготовителей печатных машин есть как компании с многолетним опытом работы в этой области, так и относительно молодые фирмы, которым всего 15-20 лет. Последние располагаются в основном в Индии, Китае и США.

Большинству специалистов полиграфического производства хорошо известно печатное оборудование из европейских стран. Есть сведения о печатных машинах ряда индийских и японских фирм, но о печатных машинах китайских компаний информации недостаточно.

Китай в свое время закупал полиграфическое оборудование за рубежом, поскольку своего полиграфического машиностроения в этой стране почти не было. В частности, начиная с 50-х годов Китай часто приобретал технику в СССР. Советские специалисты выезжали в Китай для оказания помощи в установке этого оборудования и обучения работе на нем. С обострением отношений между странами такие закупки прекратились, а информация о китайском полиграфическом машиностроении в СССР почти не поступала. Потом «вдруг» обнаружилось, что в Китае создана целая отрасль с десятками заводов, производящих разнообразную полиграфическую технику и материалы.

Методы развития полиграфического машиностроения Китая были просты и напоминали те, что практиковались в СССР до и сразу после Великой Отечественной войны. Китайские фирмы разбирали импортные машины, снимали эскизы, разрабатывали комплекты рабочей документации и по ней изготавливали свою продукцию. Поэтому многие образцы техники китайского производства внешне очень похожи на зарубежное оборудование, но только худшего качества. Недаром на международных выставках многие фирмы не хотели близко подпускать китайских специалистов к своему оборудованию, боясь спустя какое-то время увидеть его копию в китайском исполнении. Этот период копирования зарубежной техники еще полностью не завершен. Тем не менее появилось и оборудование, которое копией уже не назовешь. В нем просматриваются самостоятельные технические решения.

Экспозиция выставок полиграфического оборудования последних лет как за рубежом, так и у нас в стране свидетельствует о неуклонном наступлении китайского оборудования на рынки разных стран, в том числе и на российский. То же можно сказать и в отношении индийского оборудования. Однако темой настоящей статьи является китайское печатное оборудование.

По имеющейся информации, в Китае изготавливаются машины различных способов печати: офсетной и флексографской, высокой и глубокой, тампонной и трафаретной. Выпускаются листовые и рулонные печатные машины, трафаретные машины различных типов, тигельные машины (правда, в основном для высечки), причем начиная с листовых малоформатных и узкорулонных и заканчивая крупноформатными и под рулоны большой ширины, а также разного рода принтеры, плоттеры и т.д.

Отметим, что некоторые известные производители печатного оборудования, например Bobst, Hamada, GOSS и некоторые другие, также открыли свои заводы в Китае. Перенос производства машин в Китай связан с низкими затратами на изготовление там оборудования. В то же время, несмотря на производство собственных печатных машин, Китай закупает достаточно много машин импортного производства.

Понятно, что в одной статье невозможно описать всё полиграфическое машиностроение Китая, изготавливающее печатную технику. Поэтому дадим только краткую информацию.

Рулонные печатные машины

Корпорация Beiren Group Corp . является одной из крупнейших китайских фирм. Свою историю она ведет с 1952 года. Сегодня корпорация объединяет 12 специализированных предприятий, выпускающих печатное и послепечатное оборудование. На заводах корпорации работают более 5 тыс. человек. Она выпускает газетные и книжно-журнальные печатные машины. Все печатные модули красочностью 4+4 построены из двух Н-образных печатных секций, установленных друг на друга, то есть по схеме 2Н.

Можно упомянуть газетную машину Beiren 40B одинарной ширины, имеющую одинарный диаметр печатных аппаратов (2/1) формата 914x578 мм и скорость работы 40 тыс. об./ч. Машина Beiren 45А (2/1) хотя и относится к газетным, но имеет книжно-журнальную длину рубки — 546 мм. Скорость работы машины — 45 тыс. об./ч. Формные цилиндры имеют щелевую систему крепления печатных форм, используется щеточное увлажнение, дистанционное управление окружной и радиальной приводкой. Фальцаппарат клапанно-ножевого типа с соотношением диаметров 1:2:2.

Машина Beiren 60А (3/1) имеет полуторную ширину (1260 мм) при длине рубки 546 мм. Несмотря на такую длину рубки, она также относится к газетным машинам. Скорость ее работы — 60 тыс. об./ч. Газетная машина Beiren 75А одинарной ширины с двойным диаметром цилиндров (4/2) может печатать продукцию красочностью 2+1, 2+2, 4+1, 4+2 и 4+4. Длина рубки — 2x546 мм, скорость ее работы — 37 500 об./ч. Фальцаппарат построен по схеме 2:3:3. В приводе машины используется электрооборудование Mitsubishi. Рулонная зарядка с механизмом автосклейки изготовлена фирмой MEGTEC.

Компания Shaanxi Beiren Printing Machinery Co, Ltd (Shaanxi Beiren) была создана китайским правительством в 1967 году для производства полиграфического оборудования. Из печатного оборудования изготавливаются машины глубокой, а также флексографской печати. Выпускается несколько моделей машин широкого профиля и узкоспециализированных (например, для изготовления сигаретных коробок, сигаретных фильтров, декоративной бумаги). Производятся машины шириной до 1500 мм и со скоростью работы до 300 м/мин. Машина флексографской печати имеет планетарное построение (четыре краски, 1300 мм, скорость — 250 м/мин).

Машины глубокой печати также изготавливаются фирмами Jiangyin Huitong Packing Machine Co, Ltd и Ruian Zhongtai Packaging Machine Factory .

Компания Beiren-Fuji , являющаяся совместным предприятием с известной японской фирмой, производит узкорулонные машины. Эти машины с шириной рулона 520 мм могут оснащаться секциями флексографской, офсетной, трафаретной и глубокой печати, ротационной и плоской вырубки, горячего тиснения, а также другими опциями для работы с картоном.

Компания Shanghai Purlux Co, Ltd — один из лидеров по производству брошюровочно-переплетного и печатного оборудования в Китае. В частности, узкорулонные печатные машины типа Purlux PIA-II/Purlux-IIM-Akira (ширина рулона 482 мм, скорость 220 м/мин) производятся компанией Purlux совместно с японской фирмой Ishikawajima Industrial Machinery Co, Ltd и по ее технологии. В такой машине, в зависимости от поставленной задачи, могут быть установлены секции офсетной и высокой печати, нумератор, секция нанесения самокопирующегося покрытия, различные отделочные секции, секция поперечной разрезки на листы, рулонная приемка, система видеоконтроля и т.п.

Рулонная машина для печати непрерывных формуляров изготавливается совместно фирмами Purlux и AKIRA (Япония) и может иметь до десяти секций офсетной, высокой и глубокой печати, устройство продольной и поперечной биговки, высечки, нумерации и др. Скорость ее работы — до 220 м/мин.

Машины флексографской печати производятся и другими компаниями, например Jiangnan, Ruian Zhongtai Packaging Machine Factory и Wenzhou Changs International . Так, компания Jiangnan из города Ruian выпускает узкорулонные флексографские машины серии YR (вертикальное размещение печатных секций, до пяти красок, 320 мм, скорость 70 м/мин), серии YT (ярусное построение, до шести красок, 600-1200 мм, скорость 80 м/мин).
Фирма также изготавливает машины глубокой печати серии YAD (секционное построение, до 12 красок, 600-1300 мм, 130 м/мин) и серии YAD-W (секционное построение, до 12 красок, 800-1600 мм, 150 м/мин).

Фирма Wenzhou Zhuxin Machinery Co, Ltd была образована в 1988 году. Она производит рулонные машины глубокой (SWASY) и флексографской печати. Наряду с этим выпускается оборудование для изготовления и обработки синтетической пленки. Машины SWASY используются для печати на пленках (рис. 2). Они выпускаются в нескольких типоразмерах (шириной от 600 до 1300 мм). Машина безвалового типа, скорость печати — 10-120 м/мин, механическая скорость — 150 м/мин.

Листовые печатные машины

Корпорация Beiren Group Corp . предлагает линейку печатных машин для офсетной печати: от формата А2 (модель BR622) до формата 1420x1020 мм (модель BR142), а также четырех- и шестикрасочные машины форматов В2 и В1 серий Beiren 200 и Beiren 300 (рис. 3).

Корпорация изготавливает и листовые машины глубокой печати. Предлагается несколько моделей формата 74x104 см. Все модели предназначены для печати упаковки и этикеток большими тиражами, оснащены микропроцессорным управлением, самонакладом и приемным устройством, работающими в режиме nonstop, а также другими опциями.

Холдинг Shanghai Purlux Machinery Co состоит из четырех компаний: собственно Purlux, специализирующейся на выпуске брошюровочно-переплетного оборудования, а также флексографских и офсетных рулонных печатных машин; Guanghua, выпускающей листовые офсетные печатные машины; Clarity, занимающейся изготовлением печатного и лакировального оборудования для картонажного производства; Purple Magna, выпускающей фальцмашины и трехножевые бумагорезальные машины.

Фирма Shanghai Guanghua Printing Machinery занимается производством листовых печатных машин (на экспорт они поставляются под торговой маркой Yiying). Она взяла за основу старые модели машин Heidelberg серии M — Offset. При этом на выпуск печатных и увлажняющих аппаратов у компании Heidelberg были куплены права. Многие детали машин изготавливаются на других заводах.

В 2002 году эта фирма купила японскую компанию Akiyama, известную своими листовыми машинами с печатными и листопередающими цилиндрами большого диаметра, а также машинами ярусного построения двусторонней печати. Благодаря этому фирма Guanghua смогла повысить технический уровень своих печатных машин серии PZ. В качестве примера приведем одно- и четырехрасочную машины (рис. 4).

В машине Yiying PZ 1650 формата 48x65 см используется пневматический самонаклад с подачей листов широкой стороной вперед. Печатный аппарат машины построен по L-образной схеме «на 5 часов». На машине установлен увлажняющий аппарат типа Molleton, включающий два накатных валика с чехлами. Офсетные и формные цилиндры работают по контактным кольцам. Используется система штифтового крепления печатной формы Bacher. В составе машины есть противоотмарочный аппарат. Скорость ее работы — 9 тыс. об./ч.

Четырехкрасочная машина Yiying PZ5650UVC формата 480x650 мм предназначена для печати УФ-красками. Скорость ее работы — до 10 тыс. об./ч. Листы подаются в машину широкой стороной вперед. Все валики изготавливаются из специального материала, устойчивого к воздействию УФ-красок. В стандартную комплектацию машины входит сушильное УФ-устройство, расположенное на выводном транспортере. В машине используется спиртовой увлажняющий аппарат непрерывного действия Alcolor, запатентованный фирмой Heidelberg. Печатный аппарат машины построен по L-образной схеме «на 5 часов». Передача листов между секциями производится трехцилиндровой листопередающей системой с центральным цилиндром двойного диаметра. Офсетные и формные цилиндры работают по контактным кольцам. В машине применяется система штифтового крепления печатной формы Bacher.

Фирма Clarity выпускает листовые одно- и двухкрасочные машины глубокой печати для упаковочной промышленности, а также офсетные машины для двусторонней однокрасочной печати. В Китае многие типографии считают более выгодным печатать упаковку для сигарет на однокрасочных листовых машинах. Такое оборудование продается в основном на внутреннем рынке. Офсетные машины Clarity ZM200C и ZM200B — это машины двусторонней печати красочностью 1+1 (рис. 5). Они работают по принципу печати «резина к резине». В отличие от Clarity ZM200B, модель ZM200C содержит качающийся форгрейфер и промежуточный передающий цилиндр. Машины предназначены для печати книжно-журнальной продукции формата А2.

Кроме того, компания Clarity изготавливает одно-, двух- и четырехкрасочные машины до формата 48x66 см включительно.

Фирма Hans-Gronhi Graphic Technology Company Limited специализируется на разработке и производстве малоформатной офсетной печатной техники и входит в число 500 самых крупных предприятий Китая. По объему их производства она занимает ведущее место в Китае, выпуская порядка 3 тыс. машин в год. Печатные машины Yingkou не только установлены в типографиях Китая, но и экспортируются в ряд стран Европы, Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.

Выпустив в начале 70-х годов первую офсетную печатную машину, сегодня она производит более 20 моделей. Наиболее известными из них являются печатные машины серий YK1800 и YK9600 формата А3 (рис. 6). Они предназначены для печати простой бланочной продукции. Прототипом этих печатных машин явились модели японской фирмы TOKO, однако в их конструкцию внесено много изменений.

В машине YK1800 листы подаются узкой стороной вперед. Сменные красочные ящики и увлажняющий аппарат без чехлов обеспечивают высокую оперативность при малых тиражах. Возможно использование металлических или полиэфирных печатных форм. Имеется противоотмарочный порошковый аппарат.

YK9600 — печатная машина формата А2. Подача листов осуществляется широкой стороной вперед. Красочный аппарат имеет три накатных валика и три растирочных цилиндра. Автоматическая смывка офсетного полотна и сменный кассетный красочный ящик способствуют оперативному выполнению заказов.

Фирма WEIHAI , входящая в состав крупной промышленно-торговой группы UP GROUP, производит малоформатные офсетные печатные машины, а также машины для изготовления бесконечных формуляров. По имеющейся информации, несколько лет тому назад она выпускала примерно 2 тыс. машин в год.

Компания DongHang (China Donghang Printing Technology, Inc.) изготавливает малоформатные листовые офсетные машины и узкорулонные (420, 520 и 640 мм) машины флексографской печати.

Станки и машины трафаретной печати выпускаются фирмами Beiren Group Corp., Shanghai Shuoxing Screen Printing Equipment Co, Ltd, Wenzou Maxge Electric и др.

Корпорация Beiren Group Corp . производит как полуавтоматические станки трафаретной печати, так и полностью автоматические линии листовой трафаретной печати, включающие самонаклад, печатный модуль, сушильное устройство (ИК или УФ) и секцию укладки продукции в стапель.

Дупликатор (ризограф) Gronhi — настольная печатная машина трафаретной печати, предназначенная для печати простой продукции в одну-три краски (способом впечатывания) малыми и средними тиражами. Устройство можно установить на любой стол. В нем используются полиэфирные формы Omega.

Из этого небольшого обзора китайского полиграфического машиностроения следует, что оно динамично развивается. На данном рынке присутствуют десятки фирм, многим из которых оказывается государственная поддержка. Этап простого копирования зарубежной (западной) техники еще до конца не завершен. Тем не менее китайские машиностроители постепенно выходят на международный рынок, не стесняясь качества своего оборудования, поскольку цены на него соответствующие. Как отмечают некоторые специалисты, основной приоритет китайских производителей — сделать свою продукцию как можно дешевле, вытесняя конкурентов за счет низких цен. На втором месте стоит допустимый при этом уровень качества.

Компьютеры для подготовки текстов появились сравнительно недавно, однако попытки придумать механические устройства для письма начались почти три столетия назад. В 1714 г. британская королева Анна санкционировала выдачу патента инженеру по имени Генри Милл, удостоверявшего, что тот изобрел «искусственную машину, или метод нанесения букв, по одной или последовательно одну за другой, как при ручном письме». К сожалению, в теории осуществить это оказалось проще, чем на практике. Милл не сумел построить работающую пишущую машинку; подобная участь постигла и десятки других изобретателей, пытавшихся реализовать на практике ту же идею. Это не удавалось сделать вплоть до 60-х годов прошлого XIX века, когда газетный редактор и издатель из шт. Висконсин (США) Кристофер Л. Шоулс решил, наконец, проблему.

В характере Шоулса было что-то сближающее его с современным хакером. Получив государственную должность начальника таможни порта Милуоки, он оставил газетную деятельность, однако часто вспоминал долгие часы, проведенные за написанием и переписыванием статей, когда единственным его орудием труда было гусиное перо или ручка со стальным наконечником. Должен же существовать более удобный способ, и Шоулс был полон решимости найти его. Поскольку новая работа не требовала больших усилий - Милуоки не был крупным международным портом, - Шоулс находил достаточно времени для любимого занятия - технического изобретательства. Работая в местной мастерской, Шоулс и его компаньон Карлос Глидден придумали аппарат для последовательной нумерации книжных страниц. От этого простого устройства и ведет свое начало пишущая машинка.

Шоулс запатентовал свое устройство в 1867 г. Шестью годами позже машинку Шоулса и Глиддена стала производить фирма Remington and Sons (Ремингтон энд санс), солидная оружейная компания, которая в дальнейшем превратилась в Remington Rand (Ремингтон рэнд) и в 1951 г. начала производить и продавать Юнивак UNIVAC, первый коммерческий компьютер в США. После Гражданской войны в США (1861-1865) фирма Remington, расширив ассортимент своей продукции, кроме оружия начала выпускать швейные машинки. Это отразилось и на моделях пишущих машинок: их украсили веселыми цветочными узорами и стали крепить на станину швейной машинки таким образом, что нажатие на педаль вызывало возврат каретки.

Первая пишущая машинка созданная в 1873 г. Шоулсом и Глидденом, была достаточно привлекательна внешне, но не совсем удобна в работе. У машинки этой конструкции молоточки с литерами ударяли по валику снизу, и машинистка не могла видеть печатаемого текста.

У первой модели пишущей машинки были серьезные недостатки. Машинка стоила по тем временам довольно дорого, $125, а печатать на ней можно было только прописными буквами. Кроме того, поскольку литеры, приводимые в движение клавишами, были спрятаны под кареткой, чтобы увидеть отпечатанный текст, ее приходилось поднимать.

Успех к пишущей машинке пришел не сразу, но некоторые из первых покупателей оценили ее очень высоко. Среди них и бывший типографский наборщик Сэмюэл Клеменс, писавший книги под псевдонимом Марка Твена. Ударяя по клавишам одним пальцем (слепая система машинописи была придумана несколькими годами позже), Твен отпечатал письмо своему брату:

" я пытаюсь привыкнуть к этой новомодной пишущей машинке, но пока, похоже, без особого успеха. Однако это моя первая попытка, и я все же думаю что я скоро и легко научусь пользоваться ею… я полагаю, что она будет печатать быстрее, чем я могу писать. она умещает уйму слов на одной странице. она пишет отчетливо, не мажет и не сажает чернильных клякc. "
Марк Твен

Китайская пишущая машинка?

А у китайцев было нечто подобное европейской печатающей тексты машинки?
Ведь в китайском языке тысячи иероглифов. До изобретения компьютера вся документация оформлялась вручную, с помощью писарей, знатоков иероглифов?

Искусственный интеллект 01 августа 2010 года (ред. 1.08.2010 20:30) ответил: 90 50
Китайская печатная машинка MingKwai, 1946 год:

Иероглифы набирались комбинацией клавиш по системе Лин. Машинка могла создать 8000 различных символов, а с помощью их комбинаций могла напечатать 90 000 слов.
Печатная машинка Shuangge

Позволяла набирать 30 000 иероглифов, но одновременно - только 3000 - столько иероглифов умещалось в лотке машинки, остальные хранились отдельно. Оператор помещал «сканер» над нужным иероглифом, молоточек хватал брусок с иероглифом и стукал им по бумаге.

А вот японская Nippon SH-280, 1929 год:

Печатала 2400 иероглифов. Оператор перемещал механическую систему над нужным иероглифом и нажатием на ручку приводил в действие «лапку», которая хватала брусочек с иероглифом и отпечатывала его на листе бумаги.

Сложность классического китайского письма иллюстрирована устройством китайской пишущей машинки.
Барабан (tray) содержит более чем 2000 символов, с еще несколькими тысячами, доступными в других барабанах (есть данные, что всего символов около 5700). Машинистка сначала выравнивает барабан, затем нажимает ключ, который собрает необходимый сивол и делает оттиск на бумаге напротив. Машинка может печатать вертикально и горизонтально.
Это происходит медленно - хорошие машинистки составляют в среднем самое большее 20 символов в минуту.

SOURCE: David Crystal, The Cambridge Encyclopedia of Language, (Cambridge: Cmabridge University Press, 1987), p. 31
На следующей картинке - «усовершенственная», «крутая» китайская печатная машинка, новейшая модель 47 года. :) В ней каждый иероглиф печатается покомпонентно - верхняя, средняя и нижняя часть. Кнопок гораздо меньше, но у неё весьма сложный механизм и непростое управление.

Ширина клавиатуры примерно один метр, на которую насаживаются, лежавшие до этого в коробочке, оттиски с иероглифом (литеры). Естественно на полотне расположены наиболее популярные слова, употребляемые в печати. Такие как «Мао», «Мир», «Труд», «Май» располагаются ближе к центру. Соответственно, чем ближе к краю полотна тем менее популярен иероглиф. Вышедшие из употребления ждут своего часа в коробочке. Прежде чем отпечатать иероглиф, оператору необходимо с помощью лупы ее найти. И только лишь потом, закрепив на держателе, перенести изображение на бумагу. Самые быстрые и профессиональные машинистки достигают скорости печати лишь в 11 слов в минуту.

Чтобы использовать пишущую машинку, бумага должна быть обернута вокруг цилиндрического резинового валика, который двигается на роликах над ложем с символами (bed of type). Оператор использует уровень, чтобы управлять захватом (an arm), который собирает части металлического символа из ложа, делает оттиск на бумаге, и возвращает их к своим нишам.

Так что - если вы:
- никак не можете заставить себя работать;
- если вас все вокруг раздражает;
- если вы думаете только о том, как бы пораньше слинять домой;
- даже если у вас просто плохое настроение - ПРОСТО ПОДУМАЙТЕ О КИТАЙСКОЙ МАШИНИСТКЕ!!!

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений