Утверждены требования к определению одноименности закупок. Утверждены требования к определению одноименности закупок Закупка одноименной продукции по 223 фз

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

По итогам конкурсной процедуры заключен договор поставки, оказания услуг, выполнения работ. В дальнейшем Заказчик заключает договора на одноименный товар, услугу, работу, который ранее уже приобретался на конкурсной основе, где стоимость таких договоров не превышает 100, 500 т.р. Является ли это нарушением 223-ФЗ?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Закон № 223-ФЗ не ограничивает Заказчика в части осуществления закупок в течение какого-либо периода или «одноименности» товаров, работ, услуг. Если это не противоречит Положению о закупке Заказчика, то, считаем, он вправе заключать «прямые» договоры (с единственным поставщиком), в том числе на товары, работы, услуги, которые уже закупались по итогам конкурентных процедур, если в них появилась необходимость.

Основаниями проведения неконкурентной закупки являются лишь прямо предусмотренные положением о закупке случаи. Необоснованная закупка у единственного поставщика может рассматриваться антимонопольным ведомством как предоставление преимущественных условий для участия, что, в свою очередь, является нарушением положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Внимание:

Необоснованная закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) трактуется и как нарушение Закона № 223-ФЗ.

Требование об обоснованности закупки у единственного поставщика можно соотнести и с нормой ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ), устанавливающей в качестве одного из принципов закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц целевое и экономически эффективное расходование средств и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Ведь именно конкурентная закупка по своей сути призвана удовлетворить потребности наилучшим образом по наилучшей из предложенных цене. В случае признания заказчика нарушившим принципы Закона № 223-ФЗ антимонопольный орган вправе выдать предписание об отмене результатов процедуры.

Минимизировать риск подобных претензий со стороны антимонопольной службы поможет фиксация в положении о закупках товаров, работ, услуг исчерпывающего перечня оснований закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и экономическая целесообразность каждого из этих оснований.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

Одним из основных принципов закупочной политики РФ на сегодняшний день является конкурентность тендерных торгов. Но подчас возникает насущная необходимость обойти данный принцип в самых благородных целях, и наиболее очевидный способ сделать это - провести закупки у единственного поставщика по 223 ФЗ. О том, как это делается, следуя букве закона, а также о многих других нюансах, касающихся соответствующего аспекта законодательного акта под названием «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» мы расскажем вам прямо сейчас.

Единственный поставщик по 223 ФЗ: кто он

Для того чтобы проводить закупки по 223 Федеральному закону, предприятию необходимо разработать собственное Положение о закупках, утвердить его и опубликовать в оговоренные сроки.
Если вы желаете в дальнейшем иметь возможность работать с единственным поставщиком по части контрактов, то этот аспект необходимо тщательно прописать в своем Положении. Но сделать это нужно таким образом, чтобы у проверяющих органов не возникало никаких к вам вопросов.
Примерный перечень оснований для услуг единственного поставщика может быть следующим:
  • Закупки услуг, товаров или работ на сумму не более 30%
  • Возникновение форс-мажорных обстоятельств, требующих экстренного проведения закупки и не дающих времени на реализацию нормативной тендерной процедуры
  • Дополнительная закупка товаров при наличии договора с поставщиком, предоставляющим соответствующие услуги и отсутствие необходимости искать другого
  • Несостоявшийся тендер и отсутствие времени на его новую организацию
  • Поставки товаров или услуг от поставщиков-монополистов - имеются в виду естественные монополии
  • Заключение договоров на тепло-, газо-, электро, водоснабжение
  • Закупки, связанные с обеспечением мобилизационной деятельности РФ
  • Заключение договоров, связанных с профессиональной подготовкой, командировками и наймом операторов электронных площадок
  • Заключение договоров гражданско-правового характера.

«Одноименные товары» и другие понятия, которые лучше не вносить в Положение по 223 ФЗ

В тексте 223 ФЗ упоминаний об «одноименных товарах» не встречается, и мы рекомендуем его также не вносить в положение. В будущем это может быть чревато затруднениями при точном определении данного понятия, а также сложностями при организации закупок схожей продукции.
Кроме того, не все знают о том, что следуя последним изменениям в 223 ФЗ, заказчик обязан лишь информировать о закупках дороже 100 тыс. рублей, либо 500 тыс. рублей для крупных организаций и уметь обосновывать их необходимость. А ведь раньше подобные закупки по данному законодательному механизму и вовсе запрещались, и проводить их нужно было по 94 ФЗ.

Специалисты «Бико» готовы вам помочь!

Если у вас все еще остались какие-либо вопросы, касающиеся закупок у единственного поставщика по 223 ФЗ, зарегистрируйтесь на сайт. У нас вы найдете разнообразную информацию по тендерам и закупкам, сможете воспользоваться бесплатными консультационными услугами и прибегнуть к профессиональной поддержке от самых лучших юристов и тендерных специалистов Москвы.

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Тендеры будущего: чего ждать в 2018-м?
12.12.2017

Многочисленными подзаконными актами в тендерном законодательстве уже никого не удивить: их количество исчисляется десятками. Само собой, начало нового календарного года сулит вступление в силу очередных изменений - рассказываем о них.

К чему ведет ограничение числа площадок для проведения закупок по 223-ФЗ?
14.04.2015

Генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро в интервью пресс-службе ГК BiCo рассказал об информационной безопасности в тендерной отрасли, создании СРО для ЭТП и отношении профессионалов к отбору торговых площадок по 223-ФЗ.

Вопрос по 223-ФЗ. В положении о закупках автономного учрежденияуказано, что закупка может осуществляться у единственного поставщика, если стоимость заключенных договоров на поставку одноименной продукции не превышает 500 тысяч рублей с НДС(если применяется), в течение квартала. О дноименные товары(работы, услуги) — аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями(деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результаты работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми. 1) В указанные 500 тыс. рублей не включаются закупки до 100 тыс. рублей, согласно ч.15 ст. 4, 223-ФЗ? 2) По содержанию пункта не совсем понятно: одноименные работы, например, капитальные ремонты в общем, не могут быть более, чем на 500 тыс. рублей? 3) А договоры поставки? Т ак как они выделены в первом предложении, не рассматриваются в том ключе, что поставки в общем, не могут быть более, чем на 500 тыс. рублей, а лишь поставки на одноименную продукцию?

  1. Стоимость. Будьте осторожны, если специалист называет гонорар, даже не выслушав и не поинтересовавшись ситуацией по делу (направление права, субъектный состав, процессуальная стадия, количество эпизодов и т.д.).
  2. Ценовой демпинг. Если адвокат предлагает услуги предельно дешево, то задайте вопросы, что входит в объем услуги при заданной стоимости.
  3. Специализация. Занимается ли специалист данным направлением права и чем может подтвердить свою экспертность (квалификацию).
  4. Репутация. Остерегайтесь выбирать адвокатов с сомнительной репутацией и скудной практикой.
  5. Альтернатива при выборе адвоката. Используйте различные способы выбора и проверки экспертности адвоката. Не опирайтесь исключительно на мнение родственников, коллег или друзей. Проверяйте «имя» и репутацию адвоката в сети Интернет. Проконсультируйтесь в офисе перед заключением соглашения. Существует опасность в сотрудничестве с адвокатом, работающего «с колес» и не имеющего офиса для работы и приема посетителей.
  6. Гарантии и обещания. Законодательство об адвокатской деятельности запрещает давать гарантии. Будьте внимательны, если адвокат сразу начнет подводить к мысли о решении проблем вне «правового поля».
  7. Субъективные суждения. В отношениях с доверителем или подзащитным правовед должен опираться исключительно на правовые нормы, без учета собственных интересов, политических или социальных предпочтений, бытовой эмоциональности.
  8. Фиксация правоотношений. Адвокат работает на основании соглашения о юридической помощи, а также доверенности или ордера (в зависимости от направления дела). Будьте внимательны, если правовед предлагает работать на доверии и т.д. Необходимо понимать, что договор защищает обе стороны, а также накладывает определенные обязательства.
  9. Объективное видение ситуации. Будьте осторожны при излишней коммуникабельности и видении слишком позитивного результата по делу. Результат по делу определяется решением (приговором) суда, а не задиранием планки специалистом. Во время процесса или сопровождения юридической процедуры могут появиться любые неожиданности.

Закупка одноименных (однородных) товаров по Закону N 223-ФЗ

Закон N 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы проведения закупок товаров, работ, услуг и основные требования, предъявляемые к закупочным процедурам. Этот Закон не устанавливает перечня способов закупки и условий их применения, все эти положения регулируются положением о закупке, утверждаемым самим заказчиком (ст. 2 Закона N 223-ФЗ). В том числе, Закон N 223-ФЗ никак не регулирует возможности применения тех или иных способов для закупки одноименных (однородных) товаров, работ, услуг, в частности, не содержит каких-либо ограничений по сумме, на которую они могут приобретаться в течение того или иного периода.

Равным образом Закон N 223-ФЗ не регулирует формирование предмета закупки (предмета договора, заключаемого по итогам закупочной процедуры). Определенные ограничения вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок, которая распространяется на все закупки, осуществляемые в соответствии с Законом N 223-ФЗ в силу ч. 5 той же статьи (по смыслу данных норм - на все закупки, осуществляемые конкурентными способами). Запрета же на разделение закупки связанных между собой товаров, работ, услуг на предметы нескольких работ законодательство не содержит.

В то же время, по нашему мнению, нельзя исключать возникновения конфликтной ситуации в связи с "дроблением предмета закупки". Схожий термин ("необоснованное дробление заказов") появился в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в связи с установленными рядом его норм ограничениями на приобретение одноименных товаров, работ, услуг по итогам запроса котировок, размещения заказа у единственного контрагента в течение одного квартала определенными суммами (ч. 3 ст. 42 , п.п. 14 и 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ). Как раз в отношении одной из норм, п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11 было указано, что она "направлена на пресечение искусственного разделения (дробления) единого заказа на группу однородных" с целью отказа от проведения торгов. Формально "необоснованное дробление заказа" было возможно квалифицировать только в отношении формирования контрактов, заключаемых именно субъектами, руководствующимися Законом N 94-ФЗ, и только во время действия указанных норм этого Закона.

Однако, по нашему мнению, существует возможность обжалования схожих действий заказчика, руководствующегося нормами Закона N 223-ФЗ, фактически направленных на несоблюдение норм утвержденного им положения. Из ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, определяющего положение о закупке как правовой акт, следует, что исполнение норм положения о закупке, утвержденного и размещенного в единой информационной системе (далее - ЕИС) заказчиком, обязательно для него. Соответственно, выбор способа закупки в любой ситуации зависит от содержания положения о закупке. И в том случае, например, если положением закупки возможность применения закупки у единственного контрагента или проведения какого-либо способа закупки ограничена ценой (начальной (максимальной) ценой договора, разделение предмета закупки на предметы разных договоров может производиться для избежания необходимости проведения конкурентного способа закупки или более сложного (более длительного) конкурентного способа. В таком случае, по нашему мнению, такие действия заказчика могут быть обжалованы участниками закупки в судебном порядке на основании ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. Это возможно, например, через требование признать ряд договоров, приобретаемые по которым товары, работы, услуги технически и (или) функционально дополняют друг друга, притворными сделками, прикрывающими другую сделку, направленную на выполнение всего комплекса работ, оказания всего комплекса услуг, поставки всего комплекта товаров, необходимых для определенной цели (например, монтаж комплекса оборудования) (п. 2 ст. 170 ГК РФ). При этом, заметим, технически и (или) функционально дополняющие друг друга товары, работы, услуги не обязательно должны быть одноименными (однородными).

В любом случае, безусловно, окончательно вопрос о "необоснованном дроблении предмета закупки" в случае возникновения конфликта может быть решен только судом, исходя из обстоятельств конкретного дела. Представляется, что, например, договоры на выполнение одноименных (однородных) работ на разных объектах, на приобретение одноименных (однородных) товаров для комплектации или обеспечения работы различных единиц оборудования и тому подобные закупки, обуславливаемые технологическими условиями удовлетворения фактически сложившихся нужд заказчика, не могут быть признаны притворными. И в любом случае необходимо будет учитывать нормы положения о закупке, в том числе регулирующие формирование предмета договора, если таковые имеются.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений