Годовой объем закупок у смп и соно. Соно: что это такое, формы и виды деятельности Какие организации относятся к смп и соно

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Прежде всего ответим на вопрос: «Закупки у СМП и СОНО — что это?». Законом о контрактной системе закреплена обязанность заказчика осуществлять заказы у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Разберемся подробнее.

Первые — это зарегистрированные в установленном порядке юридические лица (хозяйственные общества, партнерства, КФХ) и индивидуальные предприниматели. Законом № 209 установлены конкретные критерии , по которым то или иное лицо можно отнести к этой категории. К примеру, конкретная численность работников для средних и малых предприятий, показатели дохода за год либо статус участника проекта «Сколково».

СОНКО или СОНО (социально-ориентированные некоммерческие организации) — это лица, созданные в определенных формах (к примеру, общественные организации, фонды) с целью решения социальных проблем, развития гражданского общества, и иные, предусмотренные Законом № 7-ФЗ.

Привилегии и способы их реализации

Годовой объем закупок у СМП по 44 ФЗ (ст. 30) должен составлять не менее 15 %, так же как и у СОНО. При этом реализовать привилегию можно двумя способами:

  • проведением торгов (открытые конкурсы , конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок и предложений), участниками которых могут быть только СМП и СОНО;
  • требованием привлекать в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Заказчик закрепляет объем привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНО в виде фиксированного процента (но не менее 5 %). При этом исполнитель госконтракта должен рассчитаться с такими субподрядчиками не позднее чем через 15 рабочих дней вместо 30 календарных. Такие новшества привнесло в контрактную систему Постановление Правительства от 07.10.17 № 1226, которое изменило Постановление Правительства № 1466 от 23.12.2016.

При этом, если говорить о первом способе, то следует иметь ввиду, что начальная цена контракта должна быть не более 20 млн рублей.

СГОЗ — что это?

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) — это общее число денежных средств, выделяемых в целях приобретения товаров, работ и услуг. СГОЗ определяется на финансовый год. Указанные средства предназначены для оплаты договоров в данном финансовом периоде. На вопрос, необходимо ли включать стоимость долгосрочных контрактов, которые оформлены в прошлом году и исполняются в текущем, отвечаем: в таком случае в СГОЗ следует включать только ту сумму, которая подлежит оплате в текущем периоде.

Итак, для чего же необходим совокупный годовой объем закупок:

  • для принятия решения о создании контрактной службы;
  • для расчета объема торгов, которые необходимо провести для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (напомним, при закупке у СМП по 44 ФЗ процент составляет 15%, как и у СОНО);
  • для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у единственного поставщика ;
  • в целях определения количества товаров и услуг, которые возможно закупить путем проведения запроса котировок.

Закупки у СМП по 223-ФЗ

Как и Закон о контрактной системе, 223-ФЗ предусматривает проведение торгов с участием субъектов малого предпринимательства. Особенности проведения таких закупочных процедур устанавливаются Правительством РФ. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, торги для субъектов малого предпринимательства проводятся тремя способами:

  • тендер, участниками которого могут быть любые лица, в том числе и рассматриваемые нами субъекты;
  • закупка, в которой участвуют только субъекты малого предпринимательства;
  • тендер, в котором заказчиком выставлено требование о привлечении в качестве субподрядчика субъектов малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что годовой объем закупок у них устанавливается в размере 18%.

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2020 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2020 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

Когда рассчитываете годовой объем покупок у СОНО и СМП, не учитывайте в СГОЗ закупки:

  • закрытыми способами.

С более подробным порядком расчета годового объема закупок у СМП и СОНО рекомендуем ознакомиться в нижеприведенной рекомендации.

В каком объеме проводить закупки у СМП и СОНО

Заказчик обязан закупать товары, работы, услуги у СМП и СОНО в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок. Если не выбрать нужный объем, должностное лицо оштрафуют на 50 000 руб. (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ).

Перечня товаров, работ или услуг, которые заказчик закупает у СМП и СОНО, нет. Заказчик выбирает любой объект закупки. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 15 января 2015 г. № Д28и-79.

По итогам года заказчик составляет и размещает в ЕИС отчет об объеме закупок у СМП и СОНО.

Какими способами закупать продукцию у СМП и СОНО

У заказчика два варианта закупать продукцию у СМП и СОНО.

Вариант 1. Заказчик проводит закупки только среди СМП и СОНО конкурентным способом. При этом НМЦК не должна превышать 20 млн руб. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Если выбрали вариант 1, следуйте трем правилам.

1. Установите в извещении, что проводите закупки только среди СМП и СОНО. Тем самым вы установите ограничения для остальных участников закупки. Об этом сказано в части 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

2. В проект контракта включите обязательное условие об оплате: «Оплата в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документов о приемке». Заказчик вправе изменить срок оплаты, но только в меньшую сторону (ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, п. 2 письма Минэкономразвития России от 22 мая 2015 г. № Д28и-1296).

3. Установите размер обеспечения заявки в пределах 2 процентов НМЦК. Об этом сказано в части 15 статьи 44 Закона № 44-ФЗ.

Вариант 2. Заказчик устанавливает в извещении о закупке условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО. Участвовать в такой закупке вправе любая организация, а НМЦК не имеет значения (ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Если выбрали вариант 2, в проекте контракта и в самом контракте укажите условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНО. Установите объем, в котором победитель привлечет малый бизнес и социально ориентированные некоммерческие организации. Объем рассчитайте в процентах от цены контракта. Полученная сумма попадет в годовой объем закупок у СМП и СОНО. Об этом сказано в части 6 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и письмах Минэкономразвития России от 10 марта 2015 года № Д28и-590, от 6 апреля 2015 года № Д28и-837.

В контракте пропишите, что контрагент несет ответственность, если не привлечет субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНО. Кроме того, если контрагент не привлечет к исполнению СМП и СОНО, вы вправе расторгнуть соглашение в одностороннем порядке, но только если установили такую возможность в контракте (п. 9 письма Минэкономразвития России от 17 марта 2015 г. № Д28и-747).

Чтобы составить контракт, используйте типовые условия, которые Правительство РФ разработало в постановлении от 23 декабря 2016 года № 1466.

Должен ли победитель - СМП или СОНО - привлекать субподрядчиков из числа СМП и СОНО

Допустим, в закупке победил СМП или СОНО. Нужно ли в контракте условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков из СМП и СОНО? Законодательство этот вопрос не регулирует. Специалисты Минэкономразвития считают, что малый бизнес сохраняет обязанность привлекать субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в объеме, который установлен контрактом. Такая позиция представлена в письме от 1 декабря 2015 г. № ОГ-Д28-15247. Кроме того, на упомянутое письмо ссылается УФАС России по Курганской области в решении от 10 августа 2016 года № 05-02/139-16. Контролеры также посчитали, что победитель закупки - субъект малого предпринимательства - обязан привлечь субподрядчиков из СМП, СОНО.

Безопаснее оставить условие о том, что победитель - СМП или СОНО - должен привлекать субподрядчиков, соисполнителей из малого бизнеса или социально ориентированные некоммерческие организации. Однако остается вероятность, что возникнут споры. Это связано с тем, что ранее в Минэкономразвития России высказывали противоположное мнение: победители из числа СМП, СОНО привлекать к контракту другие СМП, СОНО не должны - письмо от 17 сентября 2015 г. № Д28и-2812. Чтобы избежать споров с победителем, в документации о закупке пропишите, например: «Победитель (в т. ч. СМП или СОНО) обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП (СОНО)» .

Как рассчитать годовой объем закупок у СМП и СОНО

Когда рассчитываете годовой объем покупок у СОНО и СМП, не учитывайте закупки:

Рассчитайте объем закупок у СМП и СОНО по формуле:

В то же время заказчик вправе установить преимущества для СМП и СОНО, когда закупает:

  • продукцию для обороны страны и безопасности государства;
  • товары, работы, услуги закрытым способом;
  • работы в области использования атомной энергии.

Объем перечисленных выше закупок включают в годовой объем закупок у СМП и СОНО. Правило установлено в части 1.2 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Рассчитали объем закупок у СМП и СОНО и получили ноль? Тогда проводить закупки у малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций не обязательно. Такая ситуация возможна, если, например, все контракты заказчик заключает с единственным поставщиком. Такие разъяснения специалисты Минэкономразвития России привели в письмах от 11 марта 2015 года № Д28и-643, от 18 февраля 2015 года № Д28и-413, от 31 декабря 2014 года № Д28И-2891.

Как подтвердить, что участник - СМП или СОНО

В извещении и документации о закупке установите требование, что участник обязан декларировать принадлежность к СМП или СОНО. Для этого претендент на контракт составляет декларацию, которую прикладывает к заявке. При этом в Законе № 44-ФЗ нет требований к тому, как оформить декларации. Поэтому участник составляет документ в произвольной форме или использует образец, который заказчик привел в документации о закупке. Правило декларировать принадлежность к СМП и СОНО прописано в части 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Во время электронного аукциона у участника есть возможность указать свой статус с помощью интерфейса электронной площадки. Претендент ставит галочку в графе, которая указывает на то, что участник - СМП или СОНО. При этом оформлять декларацию все равно нужно. Такое мнение выразили специалисты Минэкономразвития России в письме от 3 октября 2016 года № Д28и-2585.

Чиновники поясняют, что, если участник электронного аукциона во второй части заявки не приложит декларацию о том, что принадлежит к СМП, комиссия должна отклонить предложение. Ведь заявку признают несоответствующей, если участник не предоставит документы и информацию, которые предусмотрены частью 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ. А в пункте 7 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ сказано, что к аукционной заявке прикладывают декларацию о принадлежности к СМП или СОНО (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ).

Позицию специалистов Минэкономразвития России поддерживают и судьи. Пример - решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15 февраля 2016 года № А45-25883/2015. Судья пояснил: если заказчик установил в извещении, что участвовать в закупке вправе только СМП и СОНО, то во вторую часть заявки участник включает декларацию. Декларацией участник подтверждает, что принадлежит к СМП или СОНО. Судья ссылается на пункт 7 части 5 статьи 63 Закона № 44-ФЗ.

Федеральная налоговая служба ведет Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте https://rmsp.nalog.ru .

Что делать, если закупка у СМП и СОНО не состоялась

Если закупка среди СМП и СОНО не состоялась, отмените ограничение и определяйте поставщика на общих основаниях. Не включайте в объем закупок у СМП и СОНО закупку, которую провели на общих основаниях. В 15-процентную норму входят только те закупки, которые заказчик провел исключительно для СМП и СОНО. А вот остальные закупки учитывать в объеме закупок у СМП и СОНО не нужно, даже если победит кто-то из этих категорий участников. Об этом сказано в части 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 г. № Д28и-173.

Малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 - 25.3 части 1 статьи 93 пункта 1 части 1 настоящей статьи;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1 , и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пунктов 25 - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений