Детская презентация о киргизии для начальной школы. Культура кыргызстана - творческая работа

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Обычаи и традиции киргизов


Этногенез Географическое положение Киргизии определило характер формирования киргизского этноса. Наиболее древними из этнообразующих являются племена саков и усуней, населявших Тянь-Шань в I тысячелетии до н.э. Во I тысячелетии н.э. на территории Киргизии жили различные тюркские племена (тюргеши, карауки, караканидские тюрки). В 11-14 вв. через территорию Киргизии проходили волны миграции народов из глубин Центральной Азии (каракитаи, монголы, татары и др.). Как единый этнос киргизы выступают с 16 в. В настоящее время, помимо 2,7 млн. киргизов, проживающих в республике, примерно 300 тыс. живут в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане и России, еще 300 тыс. - в Китае (в Синьцзян-Уйгурском автономном районе) и не определенное точно число в Афганистане (на Памире). Небольшие группы киргизов проживают в Монголии, Турции и Пакистане. До появления в Средней Азии ислама, принесенного арабскими завоевателями в 8 в., основную роль в религиозной и политической жизни народа играли шаманы. Некоторые киргизы приняли мусульманство в 8 в., однако обращение всего народа в целом завершилось лишь в 19 в. Киргизский язык принадлежит к киргизско-кыпчакской (северо-восточной) группе тюркских языков и тесно связан с казахским. В самой Киргизии различают северную и южную группы диалектов. Первоначально графическую основу киргизской письменности составлял арабский алфавит; в 1926 был осуществлен ее перевод на латинский алфавит, а в 1940 последний был заменен русским.


Динамика численности населения Официальные данные в Киргизии, как и в России, указывают на постепенное увеличение показателей смертности в течение 1960-1970-х годов, которое сменилось резким ростом продолжительности жизни после 1985 года. За этим улучшением ситуации последовало значительное повышение уровня смертности после распада Советского Союза. Согласно последним официальным данным, в течение прошедших двух-трех лет показатели смертности перестали ухудшаться, но они еще не достигли своего уровня до провозглашения независимости.


Динамика численности населения Еще одна загадка связана с уровнем и тенденциями младенческой смертности. В Киргизии, также как и в других бывших советских республиках, в 1960-х и 1970-х годах был зафиксирован значительный рост младенческой смертности. Однако, рост, зафиксированный в Средней Азии, был намного выше, чем в других частях Советского Союза, как, например, в России (рисунок 2). За этим ростом вплоть до настоящего времени последовало постепенное снижение смертности. По официальным данным, в Киргизии, не наблюдалось значительного увеличения младенческой смертности после провозглашения независимости. Достоверность как советских, так и постсоветских тенденций уровня смертности детей в возрасте до 1 года всегда вызывала сомнения6.


Традиционное занятие киргизов Традиционное занятие киргизов - кочевое и полукочевое скотоводство экстенсивного типа. Скотоводы совершали установившийся веками круглогодичный цикл кочёвки, переходя со скотом с одного сезонного пастбища на другое (зимой в долинах, лето м в горах). Главным образом разводили лошадей, в меньшем количестве - овец и верблюдов. Затем первое место заняло овцеводство, всё большее значение стало приобретать разведение крупного рогатого скота, особенно в бедняцких хозяйствах. На Восточном Памире и в южной части Ошской области разводили яков. Подсобной отраслью было земледелие, чаще - поливное. Система орошения позволяла кочевникам после посева откочёвывать на пастбища и возвращаться к уборке урожая. Охота, в том числе с помощью ловчих птиц, - одно из древнейших занятий киргизов. Из домашних промыслов были развиты изготовление шерстяных тканей, выделка ковров и войлоков, изготовление циновок, кожаной посуды, тиснение по коже. Были распространены кузнечное и ювелирное ремёсла, вышивка, резьба по дереву. На Памире добывали горный хрусталь, яшму, золото. Южные киргизы жгли уголь и продавали его в города х Ферганы.


Обычаи и традиции Киргизов


Обычаи и обряды, связанные со сватовством, помолвкой и свадьбой По обычаю невестка через год посещала аил родного отца - «т?рк?л??», и находилась там в течение нескольких дней или месяцев. По обычному праву родители невестки приготавливали приданое - «сеп», которое передавали в день свадьбы стороне жениха. В состав приданого входило всё, что необходимо для жизни молодожёнов: от иголки с ниткой до скота. Причём, приданое не должно было быть меньше выкупа-калыма.


Чайная церемония Значительное место в киргизской жизни и быту занимает чай и чайная церемония. Заваривание этого по-настоящему главного напитка страны, как и разливание его гостям, является прерогативой мужчин, в первую очередь - хозяина дома. Чай заваривают по-разному в разных регионах страны. Также заметно различаются и рецепты его приготовления. Чайхана - такой же незыблемый элемент местных традиций, как и сам чай. Общественная жизнь здесь сосредотачивается в мечетях, на базаре и, естественно, в чайхане. Здесь просто общаются и ведут переговоры, отдыхают и делятся новостями, завтракают и обедают, обсуждают проблемы жизни и мироустройства. Обстановка чайханы довольно традиционна - низкие столики окружены такими же низкими, и обязательно застланными коврами, диванами. Сопровождающие чаепитие ритуалы довольно сложны и непонятны для непосвященных, поэтому проще наблюдать за местными жителями и делать как они - можно быть уверенным, что такое уважительное отношение к своим обычаям они тоже оценят.


Киргизы в праздник Навруз (первый день нового года)


Юрта Юрта максимально оптимизирована для кочевого образа жизни - деревянный каркас и войлочное покрытие легко разбираются на отдельные вьюки, которые можно легко перевозить на верблюдах или лошадях (а в горных районах - и на яках). И также легко она собирается на новом становище ("аиле") - решетчатые стены "кереге" выстраиваются в круг, опираясь на жерди "уук". Верхние части жердей вставляются в отверстия центрального круга и фиксируются ремнями или веревками. Ставится такая же разборная дверная рама "босого" с двустворчатой дверью "каалга". Затем вся эта конструкция покрывается циновкой и войлочными матами, а пол застилается кожей, ткаными циновками, "алтыгат" (несколько слоев войлока, покрытых с одной стороны материей, стелется под постель) и коврами из меха или войлока. По стенам развешиваются ковры, вышитые подвесные полочки "секичек", сумочки "кузгу-кап", плетеные шерстяные сумки "аяк-кап", а на пол ставятся сундуки, в которых хранятся утварь и одежда.

Кыргызская поговорка «Эл баши большой, су баши бол». В переводе это означает, не будь во главе народа, а будь во главе воды. Значительные запасы пресной воды, питаемые ледниками, а также высокогорье вот составные водных ресурсов страны. Вода здесь не только источник жизни, но иногда и рычаг влияния.


Водные ресурсы Кыргызстана Водные ресурсы Кыргызстана являются одним из главных национальных богатств, играющих важнейшую роль в жизнедеятельности человека, формировании животного и растительного мира, развитии производительных сил не только нашей республики, но и ряда районов Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Китая.


Немного о водных ресурсах Огромные объемы водных ресурсов сконцентрированы в 6580 ледниках, запасы которых составляют около 760 млрд. куб.м. Вода в ледниках отличается высоким качеством, низкой минерализацией и пригодна для орошения и водоснабжения. Общая площадь всех ледников превышает 8 тыс. кв. м. Наиболее крупная площадь оледенения в бассейне р. Сары- Джаз. Ледники занимают 4.2% всей территории Кыргызстана. В летний период за счет ледникового стока формируется значительная часть водных ресурсов рек высокогорных районов.


Поверхностные водные ресурсы Поверхностные водные ресурсы, их сток по территории размещены неравномерно. На юге Кыргызстана (Ошская, Джалал-Абадская, Баткенская области) сконцентрировано 28.5 млрд. куб. м, Иссык-Кульской области – 11.7, Нарынской 13.9, Таласской – 17.5, Чуйской – 4.6 млрд. куб. м. В среднем на одного человека по республике приходится почти 12 тыс. куб. м поверхностных вод в год.


В республике насчитывается более 2000 рек длиной свыше 10 км, а общая их длина составляет почти 35 тыс. км. Наиболее крупные реки республики – это р. Нарын со среднегодовым расходом 500 куб.м/сек, Талас – 25, Чуй – 30, Кара-Дарья – 120, Сары-Джаз – 70, Чаткал – 60, Кызыл-Суу – 50, Сох – 40, Чон-Кемин – 20 куб.м/сек и др. Примерно 80% питания этих рек происходит за счет таяния ледников и снеговых покровов. Наиболее высокая водность рек Кыргызстана преобладает в весеннее- летний период. Это определяет в значительной мере режим стока воды в реках, обусловливает необходимость сооружения объектов ирригации, водно-энергетических узлов, водохранилищ, обеспечивающих своевременную подачу и рациональное использование водных ресурсов с учетом также интересов водопользователей Узбекистана, Казахстана и Таджикистана.


В советский период построены такие важнейшие межгосударственные водохозяйственные объекты, как Токтогульский, Курпсайский, Таш-Кумырский, Шамалды-Сайский, Уч-Курганский водно-энергетические узлы, Кировское, Орто-Токойское, Папанское, Найманское водохранилища, Чумышская плотина, Большой Чуйский канал и другие объекты. Они позволили с максимальной выгодой для республик Центральной Азии, кроме Туркмении, зарегулировать попуски воды в режимах, необходимых для функционирования народнохозяйственного комплекса этих государств. Объем ежегодно накапливаемой воды только в Токтогульском, Кировском, Орто-Токойском и Папанском водохранилищах достигает 23 куб.м.


Самая самая Наиболее крупная в Кыргызской Республике р. Нарын, которая, обеспечивая огромный сток воды, существенно влияет на хозяйственную деятельность, не только Кыргызстана, но и Узбекистана, Казахстана, Таджикистана. Она протекает в пределах территории республики – 535 км, площадь ее бассейна 53.7 тыс. кв. км, среднегодовой сток колеблется в пределах куб. км. Сливаясь за пределами Кыргызстана с р. Кара-Дарья, р. Нарын образует вторую по величине реку средней Азии – Сыр-Дарью.



Огромное значение в развитии и функционировании народнохозяйственного комплекса, наращивании водно- энергетических ресурсов, охране окружающей среды, формировании эффективного водного баланса имеют озера, водохранилища и пруды. Значительный объем воды сконцентрирован в озерах, мелких прудах, водохранилищах. Их общая площадь составляет 6836 кв. км. Преимущественно озера расположены в зоне высокогорья – 3-4 тыс. м над уровнем моря. Наиболее крупные озера – это Иссык-Кёл с общим объемом воды 6236 куб. м, Сон-Кёл – 278, Чатыр-Кёл – 170.6, Сары-Челек – 7.92, Кара-Суу – 4.2, Кёл-Суу – 4.5, Мерцбахера – объемом 4.5 куб. км воды и др.




Озеро Иссык-Кёл – незамерзающее озеро (температура воды +(20-4) ОС), минерализация воды 5.97%, около 30 рек впадает в озеро и ни одна река из него не вытекает. Значительная часть пополнения воды озера обеспечивается атмосферными осадками, а часть – подземными водами. Расход воды происходит за счет испарения. В озере обитают 22 вида рыб. Здесь зимует большое количество водоплавающих птиц. Озеро в основном определяет климатические условия, специализацию хозяйственной деятельности прибрежных районов – это санитарно-курортные оздоровительные комплексы, дома отдыха, туризм. По озеру несколько ограниченные транспортные грузовые перевозки на судах и баржах. Рыбный промысел не имеет большого промышленного значения.




Озеро Сон-Кёл расположено на высоте 3016 м, является пресным озером, площадь зеркала – 270 кв. м, глубина – 22 м. Из озера формируются 18 речек и ручейков. Покрывается озеро льдом в конце октября – начале ноября, а в апреле – вскрывается. Здесь в свое время прибывает до 66 видов водоплавающих перелетных птиц. За последние лет в озере акклиматизированы рыбы пелядь, сиг, голый осман. Улов рыбы в озере производится, однако большую роль в хозяйственной деятельности Нарынской области он не играет.






Озеро Сары-Челек расположено на высоте 1878 м над уровнем моря. В зимний период (декабрь-апрель) озеро замерзает. Вода незначительно минерализована (мл/г) и здесь обитают рыбы: маринка, сазан и др. Вокруг озера находятся красивые ландшафты, лесные массивы. Это – биосферный заповедник – охраняемая государством территория.




В республике имеется значительный объем подземных вод. Эксплуатационные запасы подземных вод, кроме естественных ресурсов, обеспечиваются стоком родников, искусственными и привлекаемыми ресурсами. Общие эксплуатационные ресурсы подземных вод оцениваются примерно в 435 куб.м/сек. На базе использования подземных водных ресурсов в республике сооружено порядка 5.6 тыс. водозаборных скважин, обеспечивающих водоотбор порядка 4.9 млн. куб. м в сутки, из них на юге Кыргызстана 1.7 млн. куб. м и севере – 3.2 куб. м в сутки. Подземные воды широко используются в сфере промышленного производства, на сельскохозяйственные нужды, орошение, обводнение пастбищ, в лечебных целях, для питьевых нужд и т.д. Их значение в водном балансе республики продолжает оставаться существенным.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Общность кыргызского и русского фольклора, обычаев и традиций как источника народной мудрости..

2 слайд

Описание слайда:

Общность кыргызского и русского фольклора, обычаев и традиций как источника народной мудрости.. Научное общество учащихся «Поиск» Тема исследовательского проекта: Выполнили учащиеся 6-д класса ШГ №1 им. А.С. Пушкина Аскерова Айпери, Почуева Валерия Руководитель: Е.В. Баган – учитель русского языка и литературы

3 слайд

Описание слайда:

« Узнавая о сходстве обычаев и традиций, мы ощущаем родственные связи между нашими народами-братьями » Л. Стрельцова Объект исследования: народный фольклор, праздники, обычаи, традиции кыргызского и русского народов Цель проекта: изучить, сравнить и определить сходства в жанрах устного народного творчества, обычаях и традициях двух народов (русского и кыргызского) Задачи: -прочитать народные сказки, пословицы, обрядовые песни, частушки, акыя и др. фольклористику -выяснить тематику, идейную направленность, создаваемых народами произведений литературы; -изучить литературу об обычаях и традициях коренных народов Кыргызстана и России, -через анализ русских и кыргызских народных сказок сравнить героев, -выяснить, подтверждаются ли предположения о том, что много общих обычаев, традиций и жанров в устном народном творчестве русского и кыргызского народов; - сделать выводы Гипотеза исследования: : изучение творчества, традиций и обычаев народов России и Кыргызстана, установление их общности, схожести, дает возможность предполагать, что источник общности культуры народов – МУДРОСТЬ, передаваемая из поколения в поколение, а так же исторически сложенный образа быта, необходимость борьбы с врагами для защиты своей земли. Актуальность. Использование данной работы на уроках литературы, окружающего мира, на воспитательных мероприятиях еще больше сблизит людей разных национальностей и вероисповеданий. Методы исследования: - - -изучение произведений устного творчества народов, веками проживающих на территории Евразии, - личные наблюдения, сравнения, анализ собранной информации, - выводы

4 слайд

Описание слайда:

Введение Научный проект посвящен исследованию, сравнению обычаев, традиций, жанров устного народного творчества русского и казахского народов, поиску в них общих элементов. Культура каждого народа самобытна и неповторима, так как складывалась веками. Не менее важна проблема выявления общих начал. Определение и знание общности, взаимных скрещений двух народов учат уважать другие народы, сближает их и роднит. Это необходимо для мирного сосуществования народов на земле. Чудесен мир сказок, легенд, загадок, песен. Каждый человек слышит их с колыбели. Бабушки, собрав вокруг себя внуков, рассказывали сказки, описывали игры, в которые играли в детстве, пели старинные обрядовые песни. Создавалась атмосфера любви и единства. Жаль, что в наше время живое общение взрослых с детьми намного сократилось. Ведь когда мы слушаем старшего человека, мы входим в контакт со своими прародителями, знакомимся с жизнью родного народа в прошлом, представляем их, подражаем им. Причиной выбора темы явилось то, что мы однажды слушая русские колядки, обнаружили, что эти песенки очень похожи на кыргызские заклинания «Алас» на Нооруз и по характеру, и по содержанию. Возник проблемный вопрос: «Что еще общего может таиться в песнях, стихах, традициях, обычаях двух народов?»

5 слайд

Описание слайда:

Коляда и Алас На празднике встречи Весны и новой жизни «Нооруз» и в месяц Рамазан кыргызы поют алас, а на «Рождество» русские поют коляды. В этих песнях все желают благополучия и благоденствия каждому дому, а хозяева выносят им угощения. Мы замечаем удивительные сходства назначения и содержания Колядок и Алас. Алас, алас, Ар балээден калас, Эски жыл кетти, Жаңы жыл келди. Алас, алас, Айдан аман, Жылдан эсен, Жакшылыкты теңир берди, Жарык күндү кеңири берди. Орообуз данга толсун, Оозубуз нанга толсун! Алас, алас - деп аласташкан. Счастья будет вам горой! Урожая воз большой! Уродись пшеничка, И горох, и чечевичка. На столе всегда пирог, Легких вам везде дорог! Жить Вам, хозяева, вместе лет двести!

6 слайд

Описание слайда:

С к а з к и. Сказки – прекрасное творение искусства. Человек вступает в мир сказок, как только начинает говорить. Оказалось, сказки бытовые, волшебные и о животных есть и у того, и у другого народа. И в тех, и в других сказках есть очень похожие персонажи. В сказках злую силу олицетворяли Джин и Змей Горыныч. На защиту своей земли вставали справедливые и могучие богатыри и батыры Весело смеемся над проделками Апенди и Иванушки, которые оказались совсем не «глупыми», и не «дурачками». Издревле народ с любовью относится к чудесным коням богатырей- батыров. Покровители героев сказок – волшебные птицы Самрук и Жар-птица. И в тех, и в других сказках одной из персонажей является Баба Яга или Жез кемпир. В народном творчестве обеих народов цифры 3, 7, 9 считаются волшебными, магическими. Прочитав множество казахских и русских сказок, я пришел к выводу, что числа 3,7,9 были счастливыми, ведь все сказки оканчиваются счастливо и благополучно, Благодаря этим числам добро побеждает зло. Семь цветов. Семь нот. Семь даров святого духа. У старинушки три сына. Три дня и три ночи. Три хлеба. Тридевять земель. Трех и девятиголовые змеи. Семь чудес света, семь дней, семь верст, семь колен предков, семь небес, семь аятов-молитв, семь святынь. Выбор чисел в сказках не случаен и основан на народном представлении о значении числа. В сказках очень много выдумки, фантазии, но они не отходят от жизненной правды. Я думаю, что сказку должны изучать историки, потому что все в ней связано с жизнью, бытом, трудом, искусством наших далеких предков, живших по соседству.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки. Мы с ребятами из нашего класса подобрали множество пословиц и поговорок, принадлежащих нашим (кыргызскому и русскому) народам и имеющих общий смысл. Вот только несколько соответствующих по содержанию и идее пословиц. Буюкканга жылдыз - от. Для замерзающего звезда - огонь; утопающий за соломинку хватается. Ач кадырын ток билбейт. Сытый голодного не разумеет. Карга, каркылдап учуп, каз болбойт. Ворона, гогоча во время полета, гусем не станет; похожа свинья на быка, только шерсть не така. Кайрылып ичер ашына, какырба да түкүрбө, кереги тиер башыңа. Не плюй в ту пищу, которую тебе, вернувшись, придется есть, понадобится она тебе; не плюй в колодец, сгодится воды напиться. Менин акылым сенде эмес, сенин акылың менде эмес. Мой ум не у тебя, твой ум не у меня; всяк живет своим умом. Ооздон чыккан сөз отуз уруу элге таралат. Слово, выскочившее изо рта, распространяется по тридцати племенам. Төгүлгөн аяк кайра толбойт. Пролитая чашка вновь (пролитым) не наполнится (о большой утрате).

9 слайд

Описание слайда:

А к ы я и Ч а с т у ш к и. Кыргызские акыя и веселые забавные русские частушки своеобразны по-своему, но и в том, и в другом жанре молодежь ведет импровизированный спор, исполняет состязательные песни, темы которых самые разные: общественные, бытовые, прославление кого-либо или сатирические сравнения своих товарищей Начался учебный год, Часики затикали, А меня вопрос гнетет: Скоро ли каникулы? ... А мне учиться «по приколу», Надо только не зевать. Записать домой заданье И с решебника списать. В образцовой нашей школе Много знаний нам дают. Год, другой, поедет крыша, И прощай мой институт. Наш Ислам на той неделе Сдал учителю тетрадь. Тот не знает, что с ней делать - Чистить, мыть или стирать....

10 слайд

Описание слайда:

Тима вышел отвечать, Но не знал, с чего начать. Час молчал, потом изрек: «Галина Алексеевна, звонок»... А Нурдин наш на уроке ох не слышит ни шиша. У него в кармане плеер, И наушники в ушах. Алиджан - вратарь сверхловкий, Ловит парень каждый мяч. А в диктанте он ошибки Пропускает - ну, хоть плачь!... Мы немного пошумели – В школе стекла зазвенели. Сказал учитель: «Тишина!»- В классе треснула стена.

11 слайд

Описание слайда:

О единстве традиций и обычаев Человек зависел от природы. Он искал средства защиты в борьбе со стихией природы и другими бедами. Этим средством явились обряды. Для того, чтобы защитить себя, свое жилище, люди пользовались предметами, которые были наделены чудесными свойствами. В число этих предметов у восточных славян и у народов Междуречья входили кольцо, топор, хлеб, огонь, вода, трава (адраспан, лунник), свинец. Эти предметы входили в обряд особенно часто. Медные, серебрянные, золотые кольца защищали носителя от зла. Творила чудеса вода. Она возвращала зрение, молодость исцеляла от болезней, оживляла и лишала силы (вода святых источников) Такие духовные ценности как гостеприимство, уважение к старшим, приветствие их детьми, почитание родных, стремление уступать место старшим, уважение к женщине, недопустимость сидения спиной к другому человеку можно встретить у многих других народов. В любом восточном доме считают священным «тундук» - домашний свод (символ домашнего очага). Славяне тоже всегда хранят «тепло очага». При семейной трапезе у кыргызов первым отведывает кушанье гость или глава семьи. У русских непослушный ребенок, попробовавший еду раньше отца, тоже получал ложкой по лбу и слышал «Вперед батьки в пекло не лезь!»

12 слайд

Описание слайда:

Вот как объясняют значения слов «Пост» и «Орозо» наши дедушки и бабушки. Орозо СоблюдениеОрозов месяцРамазан– выполнение воли Всевышнего с покорностью и повиновением, воспитание духа и тела, процесс физического и духовного очищения Пост Цельюсоблюдения Великого поста является покаяние. А отказ от скоромной пищи, алкоголя и развлечений - испытание силы и воли человека. Великий пост - период для духовного и физического очищения

13 слайд

Описание слайда:

Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на Солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. В это время устраивают веселые игры, состязания «Петушиные бои», «Богатыри», перетягивание каната, конкурс частушек «Рифмоплет», «Карусель»… Ну и, конечно же, какой праздник без народных песен и плясок… И напоследок - дружный хоровод вокруг Масленицы - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Нооуруз. 21марта кыргызстанцы отмечают Нооруз – начало года по восточному календарю. В этот день люди надевают свои лучшие наряды, ходят друг к другу в гости, прощают обиды и выражают свои лучшие пожелания. В ночь перед Ноорузом все ёмкости в доме заполнялись ключевой водой, молоком и зерном – чтобы в новом году было много дождя и добрый урожай. Помимо сумелека в Нооруз готовят «чон кеже» или «нооруз кеже» - это суп из мяса быка с добавлением таких ингредиентов как рис, горох, пшеница, кукуруза, талкан, мука, пшено, картофель и специи. После захода солнца обязательно разжигается большой костёр, у которого торжество завершается под веселые песни и пляски. Нооруз – прекрасный праздник весны, вдохновенная ода обновлению природы и новой жизни, которая наступает с уходом холодной зимы. Кыргызы верят, что с приходом Нооруза, рассеиваются все болезни и неудачи.

14 слайд

Описание слайда:

Свадьба. Есть сходства и в свадебном обряде. По древнему поверью, чтобы отогнать злых духов, окружающих невесту, при вхождении ее в дом жениха создают шум (поют песни, смеются, играют в шумные игры, на музыкальных инструментах) Отсюда к нам пришла свадьба – той, смотрины, прощание невесты с родителями, угощения для детей, плата за смотрины «Аркан тосуу». Мы удивляемся схожести родительского благословения с кыргызским «бата». Перед нами раскрывается тысячелетняя история жизни народа, его характер. Сходства в устном народном творчестве, в обычаях, традициях зависят от единства исторических путей, от взаимодействия народных культов. Можно найти множество примеров взаимных скрещиваний культур двух народов, которые сближаеют и учат нас уважать их,.

15 слайд

Описание слайда:

Выводы Сравнивая отдельные жанры устного народного творчества, обычаи, традиции русского и кыргызского народов, мы можем утверждать, что многие из них совпадают по содержанию, смыслу, цели их создания. Причиной этой общности явилось единство исторических путей развития, сложившийся образ жизни простого народа, взаимодействие народных культур, Одинаковый труд, быт, средства борьбы с врагами для защиты своей земли. Общность обычаев и традиций сближает людей, делает их терпимее, заставляет уважать индивидуальность, этнические особенности, отличия в культуре другого народа. Подтверждение общности в культуре наших народов ведет к великому примирению, дружному сотрудничеству, взаимопониманию и к еще большему сплочению народов-братьев.

16 слайд

Описание слайда:

Народ и культура Кыргызстана Культура Кыргызстана берёт свои корни в глубокой древности. Огромное влияние на её становление оказали тюркские племена, которые мигрировали в раннем средневековье с территории Алтая и Восточного Туркестана. Вплоть до XX века среди кыргызов существовало родоплеменное деление, причём, некоторые кыргызы и сегодня придерживаются этой традиции, что проявляется даже в разделении кыргызов на южных и северных. Обычаи и традиции южных кыргызов Ферганской долины и Восточного Памира отличаются от традиций северных кыргызов, населяющих районы Тянь-Шаня, Прииссыкулья, и районы рек Чу и Талас. Характер господствующего хозяйственного уклада – кочевое скотоводство и патриархально-родовой быт наложили глубокий отпечаток на материальную культуру кыргызов. Жилища, традиционная одежда, пища – всё это определялось необходимостью частых передвижений.

Поселения До вхождения кыргызов в состав Российской империи основным типом поселений были аулы, причём, вследствие своего кочевого образа жизни они передвигались с места на место. Но в советское время кыргызы стали постепенно переходить к осёдлому образу жизни, что привело к коренному изменению их уклада. Сегодня основная часть кыргызов ведёт осёдлый образ жизни, переезжая в большие города, но при этом в горах и сельских местностях до сих пор существуют традиционные аулы.

Одежда Культура Кыргызстана ярко выражается в костюмах. Традиционная одежда кыргызов претерпела множество изменений за время своего развития. Как и в других сторонах материальной культуры, в кыргызской одежде отчётливо проступают особенности, которые в прошлом были свойственны отдельным племенным и территориальным группам, также её отличают своеобразные черты, характерные для одежды кочевников. В широком употреблении была одежда, сшитая из грубой шерстяной ткани домашнего производства, изготовлявшейся из шкур, войлока и кожи домашних и диких животных. Традиционным в костюме кыргызов является войлочная шапка – Ак-калпак (белый колпак), характерная как для костюмов мужчин, так и для женских костюмов. Другим исконно кыргызским элементом одежды выступает верхняя войлочная одежда с рукавами – кементай и белые войлочные сапоги. Замужние женщины надевали набедренную юбку – белдемчи, полы которой сходились спереди. Также среди мужчин и женщин был распространён кафтан – чапан, со стоячим воротником. Следует отметить, что среди элементов женского костюма была почти полностью расшитая нитками рубашка – жака и традиционная конусообразная женская шапочка, которую надевали в торжественных случаях. Мужчины носили штаны из выделанной кожи или замши, которые имели несколько названий – чалбар, кандагай, жалгак шим. Самой распространённой обувью у кыргызов были сапоги с высокими голенищами и узкими, чуть загнутыми кверху носами.

Семья и брак у кыргызов тесно взаимосвязаны с патриархальным укладом их жизни. У кыргызов наряду с малой патриархальной семьёй существовала так называемая большая семья, когда на одной территории жил целый род, начиная со старейшины семьи и заканчивая самыми младшими её членами. Заключению брака предшествовало сватовство. В прошлом существовал обычай, когда сватали малолетних детей, или же договаривались поженить даже еще не родившихся детей. Как и у многих других восточных народов за невесту требовался калым. И даже сегодня современные киргизы придерживаются этого обычая. Рождение ребенка отмечается обязательным угощением – жентек, состоящим из национального лакомства боорсок и лепешёк с топленым маслом. Через неделю после рождения ребенка кладут в бешик (колыбель). Это событие отмечается небольшим празднеством – бешик-той. На 40 -й день устраивается ещё один праздник, где на ребенка надевают рубашечку, сшитую из 40 лоскутов, собранных у соседей и купают в 40 ложках воды. Все эти обряды направлены на то, чтобы сохранить и защитить жизнь ребёнка.

Духовная культура каждого народа хранится в виде традиций и обычаев, а так же устного творчества и письменных памятников. Из-за кочевого образа жизни кыргызы оставили после себя не так много письменных свидетельств, но зато из поколения в поколения они передавали свои эпосы и предания. Наиболее крупным произведением кыргызского героического эпоса является поэма «Манас» . Она представляет собой большую по объёму трилогию, собранную в результате творчества многих поколений сказителей – манасчи. До XIX века поэма передавалась в устной форме, и даже сегодня в Кыргызстане послушать знаменитый эпос и насладиться таланом искусных сказителей собираются огромные массы людей. Сказители могут рассказывать поэму по нескольку дней. Основная сюжетная линия поэмы – подвиги богатыря Манаса. Культура кыргызов богата и разнообразна. Она сочетает в себе в большей степени элементы кочевой культуры, но при этом отдельные регионы Кыргызстана (юг страны) исконно земледельческие. Подобное сосуществование уникально и характерно только для Среднеазиатского региона.

Слайд 2

Кыргызстан

  • Столица: Бишкек
  • Языки: Кыргызский (государственный), русский (официальный)
  • Политическая система: Парламентская республика(после избрания нового парламента 10 октября 2010 года)
  • Площадь: 199,900 кв. км; протяженность границ – 4503 км
  • Население: 5,5 млн. чел.
  • Регионы: Города Бишкек и Ош и 7 областей
  • Национальная валюта: Кыргызский сом (USD1 = KGS 46.8)
  • Слайд 3

    Флаг и герб КР

  • Слайд 4

    Расположение

  • Слайд 5

    Президент Кыргызстана

    Алмазбек Атамбаев

    Слайд 6

    Премьер-министр

    Жанторо Сатыбалдиев

    Слайд 7

    Валюта

  • Слайд 8

    Слайд 9

    Экономика страны

    • ВВП(Внутренний Валовый Продукт) – 304,4 млрд.сом(6,381 млрд.$) за 2012г.
    • Экспорт – 2 276,6 млн. $(38,3% к ВВП)
    • Импорт – 3 945,7 млн. $(66,4% к ВВП)
    • Безработица, по официальным данным, - 73,4 тысяч человек (3,5 % экономически активного населения). В сентябре 2011 года средняя заработная плата составила 8,300 сомов (около 200 долларов США). Средняя продолжительность жизни населения составила 65 лет (64 лет у мужчин и 72 года у женщин).
  • Слайд 10

    Экспорт

    Экспорт – 2 276,6 млн. $(38,3% к ВВП) на 2012 год. В основном это золото (месторождение Кумтор) и ртути, хлопок,электроэнергия, шерсть, мясо,табак,уран,сурьма и обувь

    Основные покупатели экспорта:

    • Швейцария 27,2 %
    • Россия 19,2 %
    • Узбекистан 14,3 %
    • Казахстан 11,4 %
    • Франция 6,7 %
  • Слайд 11

    Импорт

    Импорт – 3 945,7 млн. $(66,4% к ВВП). В основном это нефть,газ, машины и оборудования,химикаты и продовольствие

    Основные поставщики импорта:

    • Россия 36,6 %
    • Китай 17,9 %
    • Казахстан 9,2 %
    • Германия 8,2 %.
  • Слайд 12

    Население

    Население-5,5 млн человек.Большая часть населения сосредоточена в предгорных долинах-Чуйской на границе с Казахстаном и Ферганской на границе с Узбекистаном,долинах Нарына и Таласа,а также в Иссык-Кульской котловине.
    Состав населения: Кыргызы-71%, Узбеки-14,3%, Русские -7,8%, другие – 6,9%

    Слайд 13

    Рождаемость и смертность

    • Рождаемость:26,18 новорожденных/1000 чел.
    • Смертность:9,13 смертей /1000 чел.
    • Ожидаемая продолжительность жизни для населения в целом: 64,46 года; мужчин: 62,2 года; женщин: 68,94 года.
  • Слайд 14

    Религиозный состав

    • В основном-Мусульмане-сунниты(75%)
    • Православные (20%)
    • Представители других конфессий(5%)
  • Слайд 15

    Природные ресурсы

    • Доказанные запасы золота оцениваются в 420 тонн
    • Гидроэнергетический потенциал составляет 142,5 млрд. кВт/ч
    • Изобилие строительных материалов
    • Свинец
    • Ртуть
    • Сурьма
    • Редкоземельные металлы
  • Слайд 16

    Промышленность

  • Слайд 17

    Слайд 18

    Энергетика. Основным источником электроэнергии в Киргизии являются гидроэлектростанции. Производимой в стране энергии достаточно для удовлетворения нужд собственной тяжелой промышленности и экспортных поставок.
    Горнодобывающая промышленность. Киргизия располагает крупными месторождениями каменного угля, сурьмы, ртути, урана, цинка, олова, вольфрама, свинца, редкоземельных металлов, волластонита, нефелиновых сиенитов. Месторождения сурьмы славятся высоким качеством сырья. В 1992 было открыто крупное месторождение золота в Кумторе (центральная Киргизия). Запасы металла оцениваются в 5,5 тыс. т, что ставит Киргизию на седьмое место в мире по запасам золота. Правительством подписан контракт о разработке этого месторождения с канадской горнодобывающей компанией «Комеко».
    Тяжелая промышленность. Наиболее быстро развиваются различные отрасли станкостроения, включая производство автоматизированных станков, которые, наряду с оборудованием и запасными частями, представляют собой наиболее ценные статьи экспорта. Производятся также оборудование для металлообрабатывающей промышленности, прессовое оборудование, железные и стальные трубы, сельскохозяйственное оборудование (преимущественно трактора и пропашное оборудование). Киргизия является также крупным производителем стройматериалов (железобетон и асбоцементные кровельные материалы).

    Слайд 19

    Транспорт. Из-за горного рельефа развитие железнодорожного и трубопроводного транспорта ограничено. Протяженность железных дорог ок. 370 км. Они являются продолжением железных дорог соседних государств и на севере следуют из Казахстана до Бишкека и далее до Балыкчы (быв. Рыбачье) на северо-западном побережье Иссык-Куля, а тажке из Узбекистана – к Ошу и Джалал-Абаду на востоке Ферганской долины.
    Основной вид транспорта – автомобильный. Протяженность автодорог – ок. 40 тыс. км. Наибольшая густота их сети на севере, в котловине озера Иссык-Куль, и в Ферганской долине. В горах Тянь-Шаня проложено несколько стратегически важных автодорог. Одна из них соединяет крупные центры страны – Бишкек и Ош через перевалы Тюз-Ашуу (3586 м) и Ала-Бель (3184 м), другая следует от Балыкчы в Нарын и далее к высокогорному озеру Чатыр-Кёль и через перевал Торугарт (3752 м) в КНР, третья ведет из города Ош на Памир (Памирский тракт). За период с 1991 по 1997 объем перевозок грузов наземным транспортом общего пользования снизился со 103,3 млн. т до 14,3 млн. т, а перевозок пассажиров – с 609,8 млн. человек до 374,1 млн. На озере Иссык-Куль осуществляется судоходство. Между Бишкеком (из аэропорта «Манас») и областными центрами поддерживается воздушное сообщение. По территории Киргизии проходят газопроводы Бухара – Ташкент – Бишкек – Алма-Ата и Майли-Сай – Джалал-Абад – Кара-Суу – Ош.
    Лёгкая промышленность.Кыргызстана объединяет в себе составляющие её три отрасли - тек стильную, швейную и кожевенно-обувно-мехо вую. На её долю приходится 24% численности промышленно-производственного персонала и 30% валовой продукции всей промышленности, что обеспечивает ей приоритетность в хозяйствен ном потенциале республики.
    Лёгкая промышленность по-прежнему занимает ведущее положение в эко номике республики, обеспечивая высокую занятость населения. Наряду с др. товарами она выпускает товары массового спроса для местного рынка. Имеются широкие возможности для экспорта в ближнее и дальнее зарубежье. Значимым является тот факт, что лёгкая промыш ленность является высокоэффективной, быст- роокупаемой отраслью, обеспечивающей себя сырьём, производимым в республике. В це лом по отрасли темп роста по итогам 2000 сос тавил 105,4%; текстильными и швейными предприятиями было выпущено продукции на 2346,6 млн. сомов, кожевенными предприятиями и предприятиями по изготовлению обуви и др. кожевенных изделий - на 81,2 млн. со мов. В состав лёгкой промышленности входят более 200 промышленных предприятий, образующих текстильно-трикотажный, швейный и кожевенно-обувно-меховой комплексы, к-рые выпускают широкий ассортимент товаров

    Слайд 20

    Достопремичательности

    Тянь-Шань или «Небесные горы» – одна из самых высоких и наиболее посещаемых туристами горных систем на всем пространстве стран СНГ. Эта грандиозная горная страна расположена, в основном, в западной части Кыргызстана и на востоке Китая. горы Тянь-Шаня протянулись своеобразной аркой, более чем на 1200 км в длину и почти на 300 км в ширину.
    Озеро Сары-Челек по праву считается самым красивым местом на западе Кыргызстана. Оно лежит на высоте 1940 м над уровнем моря в предгорьях Чаткальского хребта. Протяженность озера с юго-запада на северо-восток составляет 7,5 км, площадь водного зеркала равна 50,7 кв.км., а глубины местами достигают 234 м.
    Арсланбоб – великолепный цветущий оазис, приютившийся в межгорье западных и южных склонов Ферганского и Чаткальского хребтов центрального Тянь-Шаня. Орехоплодные массивы лесов считаются самыми крупными на планете. Горные склоны облюбовали около 130 видов растений, среди которых фисташка, миндаль, алыча, груша, яблоня, вишня, смородина, малина и другие. Но королем всего этого зеленого царства, без сомнения был и остается грецкий орех.
    Джеты-Огуз. Легендарное ущелье Семи Быков местность настолько уникальная и запоминающаяся, что в свое время вдохновила художников на создание серии почтовых марок, ставших настоящим раритетом, для истинных коллекционеров.

    Слайд 21

    Знаменитые Люди

    Чингиз Айтматов – знаменитый Кыргызский писатель, пожалуй, единственный Центрально Азиатский автор, получивший международное признание. Его произведения переведены на английский и другие языки. (Его книги издаются на более чем 100 языках мира с общим тиражом в 90 миллионов экземпляров.) Айтматов был на пике популярности в советские времена, и Михаил Горбачев иногда цитировал его в своих выступлениях. Излюбленной темой автора являлось культурное наследие Тюркских народов, и то как современность лишает человека индивидуальности. Айтматов родился в 1928 году в деревне Шекер, Таласской области, около Узбекской границы. Он закончил 6 классов после чего в возрасте 14 лет стал секретарем сельского совета и сборщиком налогов (времена Великий Отечественной Войны). В 1953 году Айтматов окончил ветеринарное училище в Джамбуле (сейчас Тараз, Казахстан) и работал на ферме экспериментального хозяйства."И дольше века длиться день", "Джамиля", "Верблюжий глаз", "Тополек мой вкрасной косынке", "Первый учитель ", "Плаха ", " Когда подают горы " и т.д.
    Михаил Васильевич Фрунзе родился в Пишпеке (Бишкек) в 1885 году. Его отец был молдавским медицинским работником. Во время гражданской войны в России армия под командованием Фрунзе одержала победу над армией адмирала Колчака в Сибири, а также разгромила армию генерала Врангеля в горах Кавказа. В 1918 Фрунзе был отправлен в Ташкент, где возглавил «Тюркскую Комиссию» вместе с генералом Куйбышевым. Целью комиссии было предотвращение подрывной деятельности белогвардейцев на территории Средней Азии. В 1920 годах Фрунзе участвовал в ликвидации Бухарского и Хивинского ханств, а также в подавлении движения «басмачей». В честь него Пишпек был назван именем Фрунзе. (В Бишкек город был переименован в 1991 году). В Москве существует памятник Фрунзе, ав Бишкеке есть музей имени Фрунзе, где хранятся многие свидетельства жизни великого генерала. К территории музея также относится дом, в котором он родился

    Слайд 22

    Курманжан Датка (1811-1907) – великая государственная деятельница Кыргызской Республики. Ее еще часто называют «Алайской царицей» и «Королевой юга». Слово Датка означает генерал, она была удостоена этого титула дважды. Стала правительницей Алая, и была признана ханами Бухары и Коканда. Курманджан Датка является единственной женщиной получившей роль правителя в мусульманском мире и признанной «матерью нации». Существует множество легенд об этой великой женщине. В 1876 году Алайский регион присоединился к Российской Империи и Курманжан Датка способствовала установлению дружественных отношений с Российскими властями. Она даже приняла в дом двух Британских эмиссаров, следовавших из Индии в Бухару, которых ранее ее джигиты спасли от снежной бури. На пике славы, два сына и два внука Курманжан Датки были обвинены в контрабанде и убийстве таможенных чиновников, и даже высокий статус воительницы не смог их спасти. Когда ее любимый сын был повешен на центральной площади города Ош, Курманжан Датка отказалась от уговоров своих соратников просить об освобождении. Она не могла позволить ее близким страдать из-за ее личных амбиций. Её стенания навсегда запечатлены в стихах. Ее сторонники позже были изгнаны в рабство в Сибирь.
    Кожомкул родился в 1889 году и умер в 1955 в возрасте 67 лет. Он был 2,3 метра ростом и весил 164 килограмма. В юности Кожомкул мог с легкостью утереть нос любому «силачу» в силовых состязаниях. Однажды силач принял предложения участвовать в соревнованиях в соседнем Токтогульском районе (в те времена, силовые состязания были неотъемлемой частью любого праздника), организованным одним местным байем (богатым и известным человеком). Выиграв это состязание Кожомкул еще больше прославился на всю округу, а выигранные 50 овец и несколько кобыл он раздал бедным и нуждающимся.

    Слайд 23

    Николай Михайлович Пржевальский – русский путешественник и натуралист родился в маленькой деревне около Смоленска, в Западной России 12 апреля 1839 года. С раннего возраста увлекался далёкими странами и мечтал о путешествиях. Его отец был армейским офицером, вышедшим на пенсию в возрасте 32 лет. Молодой Николай продолжил семейную традицию и стал военным. Хотя он никогда не наслаждался военной жизнью, он считал, что армейская карьера даст ему лучший шанс “начать путь" и увидеть мир. В 1879-80 гг. Пржевальский путешествовал по Монголии и Китаю, но конечной целью его экспедиции был Тибет. Не многие путешественники получили разрешение посетить Тибет. К сожалению, власти Тибета отказали Пржевальскому, и он был вынужден вернуться домой. И хотя экспедиция оказалась неудачной, но Пржевальскому, всё же, удалось совершить открытие. Именно во время этой экспедиции им была открыта порода крошечной степной лошади, которая теперь носит имя Пржевальского. Сегодня эта порода занесена в Красную книгу, как вымирающий вид.В 1883-85 годах Пржевальский вновь совершает путешествие по Монголии и Китаю, а так же изучил пустыню Такламакан и Тянь-Шань. Пржевальский вновь устремляется на Тибет. Но и на этот раз ему не удаётся посетить древнюю «страну лам». Экспедиция повернула на север и прибыла в Кыргызстан через перевал Бедел. Последним пунктом путешествия стал город Каракол на берегу озера Иссык-Куль. Отсюда Пржевальский вернулся в Москву.

    Токтогул Сатылган уулу (1864-1933) – Кыргызский поэт, демократ, мыслитель, выдающийся комузист (комуз - кыргызский национальный музыкальный инструмент).

    Посмотреть все слайды

  • Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений