Отдельные основания увольнения педагогов. Отдельные основания увольнения педагогов Трудовой кодекс ст 336 п 2

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Полный текст ст. 336 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 336 ТК РФ.

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:
1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность;
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;
4) пункт утратил силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ.

Комментарий к статье 336 ТК РФ

1. Педагогические работники представляют собой категорию работников, особенности правового статуса которой предопределены спецификой осуществляемой ими деятельности. Наличие таких особенностей ни в коей мере не умаляет значение законодательных предписаний общего характера, а направлено на учет указанных особенностей в процессе осуществления такими работниками своей трудовой деятельности. Так, трудовой договор с любым педагогическим работником может быть прекращен по любому из предусмотренных ТК РФ оснований. При этом реализация в рамках трудовой деятельности образовательной и воспитательной функций свидетельствует о предъявлении к таким работникам ряда дополнительных требований, что, в свою очередь, способствует формированию дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическим работником.

Анализ положений комментируемой статьи свидетельствует о том, что предусмотренные ею дополнительные основания в большей степени являются основными для работников образования, поскольку отражают специфические, характерные только для данной категории работников обстоятельства, препятствующие продолжению ими данной деятельности.

2. Применительно к деятельности педагогических работников закон указывает на возможность увольнения в случае неоднократности совершения грубого нарушения предписаний устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, т.е. его учредительного документа. В этой связи представляется необходимым в рамках ЛНА образовательной организации определить конкретные составы правонарушений, которые признаются для его работников грубыми нарушениями и могут при рецидиве повлечь за собой увольнение по данному основанию. Данная позиция отражена в Методических рекомендациях по разработке устава образовательного учреждения, которые прямо ссылаются на отсутствие в действующем законодательстве определения "грубое нарушение устава", в связи с чем данный вопрос каждое образовательное учреждение должно урегулировать самостоятельно. Устав должен содержать исчерпывающий перечень проступков, рассматриваемых в качестве грубых нарушений его положений. Однако на практике данное положение зачастую не реализуется.

Анализ большинства действующих уставов образовательных учреждений свидетельствует о том, что на практике происходит совмещение двух самостоятельных оснований расторжения трудового договора: общего (однократное грубое нарушение трудовых обязанностей) и специального, предусмотренного исключительно для педагогических работников (повторное грубое нарушение устава). Тем самым нивелируется правое значение предписаний настоящей статьи.

3. В качестве специального основания увольнения педагогического работника может выступать и однократное применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Физическое насилие представляет собой непосредственное воздействие на организм человека, психическое - на его психику, волю, желания или поведение.

В настоящее время в судебной практике имеется множество примеров реализации комментируемой нормы, которые нередко заканчиваются восстановлением работника на работе, поскольку требуют определения методики доказывания факта применения насилия над личностью ученика (см., например, решение Карабудахкентского районного суда 16 июня 2009 года по иску О. к Карабудахкентской средней общеобразовательной школе Карабудахкентского района РД о восстановлении на работе, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда).

При обвинении педагогического работника в применении антипедагогических методов проводится дисциплинарное расследование. По его результатам руководитель образовательного учреждения либо соответствующий коллегиальный орган дают оценку применяемым педагогическим работником методам и на ее основании принимают решение об увольнении работника по ч.2 ст. 336 ТК РФ. Для применения рассматриваемого основания расторжения трудового договора администрация образовательной организации должна обладать необходимым объемом знаний о процедуре его реализации, в том числе и в части проведения дисциплинарного расследования.

4. Замещение отдельных категорий должностей, как правило, речь идет об управленческом (административном) аппарате образовательного учреждения, связано с применением возрастного ценза (о возрастном цензе подробнее см. комментарий к ст. 332 ТК РФ). Несоответствие установленному возрастному цензу является основанием для прекращения трудовых правоотношений с таким работником, но в данном случае в качестве специальной гарантии таким работникам закон предусматривает возможность их перевода на другую должность с их согласия. В случае отсутствия такой возможности трудовые правоотношения подлежат прекращению. С учетом определения КС РФ от 11 июля 2006 года N 213-О в настоящее время указанное основание реализуется, в основном, лишь в отношении ректоров организаций высшего образования и руководителей иных образовательных организаций, для которых возрастной ценз является императивным требованием. При этом факт достижения предельного возраста пребывания в должности является основанием для прекращения трудовых правоотношений именно по данной должности, но никоим образом не умаляет право такого лица на осуществление педагогической деятельности. В этой связи рассматриваемое основание выступает как в качестве правопрекращающего юридического факта (в отношении управленческой должности), так и правоизменяющего (в отношении должности профессорско-преподавательского состава). Определение статуса данного юридического факта в равной степени зависит как от работодателя, так и от работника.

Официальный текст :

Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;

Комментарий юриста :

Учитывая особенности возникновения трудовых правоотношений и содержания трудовой функции педагогических работников, данная статья предусматривает основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя, помимо тех, которые предусмотрены статьей 81 Трудового кодекса . Эта норма носит адресный характер и так же, как пункт 3 статьи 254 КЗоТ, утративший силу в связи с принятием Трудового кодекса, ориентирована на применение дополнительных оснований прекращения трудовых правоотношений в отношении работников образовательных учреждений, деятельность которых связана с выполнением воспитательных функций. Обязанности указанной категории работников в дополнение к их новым обязанностям регламентируются уставами образовательных учреждений. В связи с этим впервые установлено соответствующее основание: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения может повлечь за собой увольнение педагогического работника.

При этом в уставе образовательного учреждения после принятия Трудового кодекса следует устанавливать перечень грубых нарушений устава, за которые может последовать такое увольнение, разумеется, если указанный перечень не был установлен ранее. Если такой перечень не был установлен, то при оценке тяжести совершенного проступка (нарушения устава) можно руководствоваться правилами внутреннего распорядка учебного заведения. Понятие "грубое нарушение устава" является оценочным и само решение относится к исключительной компетенции руководителя образовательного учреждения. Так, например, систематическое ненадлежащее исполнение основной уставной обязанности педагогического работника по своевременному и качественному выполнению учебной нагрузки, выразившееся в срыве занятий без уважительных причин или проведении этих занятий на низком методическом уровне в связи с неподготовленностью к ним, может расцениваться как грубое нарушение обязанностей, предусмотренных уставом.

Для увольнения по этому основанию необходимо, чтобы факт грубого нарушения устава педагогическим работником был подтвержден служебной запиской работника учебной части, деканата, соответствующим актом, иными документами. От работника в каждом конкретном случае должно быть потребовано объяснение. Так как увольнение всегда является крайней мерой, работодатель в случае виновного грубого нарушения устава вправе применить к педагогическому работнику дисциплинарное взыскание. Поскольку речь идет о повторном грубом нарушении устава в течение одного года, то указанный годичный срок исчисляется с момента совершения первого грубого нарушения. С особой ответственностью педагогических работников как лиц, выполняющих воспитательные функции, связано и второе дополнительное основание прекращения трудовых правоотношений, установленное статьей 336. Предусмотрено, что в случае применения, хотя и однократного, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, педагогический работник подлежит увольнению.

Совершенно очевидно, что под это основание подпадают случаи причинения обучающемуся физических или нравственных страданий. Физические страдания могут быть причинены в результате нанесения побоев, ударов и совершения других действий, сопряженных с причинением физической боли. Нравственные страдания могут быть причинены насилием, совершенным в отношении личности обучающегося в форме угроз, унижения достоинства, оскорбления и т.п. В указанных случаях также необходимо чтобы факт физического или психического насилия в отношении обучающегося был подтвержден соответствующими документами (служебные записки, акты, объяснения и т.п.). Следует иметь в виду, что пункт 2 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливает, что расследование нарушения, совершенного педагогическим работником, проводится только в случае подачи письменной жалобы. При этом копия жалобы должна передаваться педагогическому работнику для ознакомления и дачи объяснения.

Увольнение ректора, проректора, руководителя филиала (института) государственного или муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования по пункту 3 статьи 336 допускается, когда невозможно перевести указанных руководящих работников вуза на иные должности, соответствующие их квалификации, или отсутствует согласие на такой перевод. Это основание прекращения трудового договора претерпело изменение в части круга субъектов, на которых оно распространяется, в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2006 № ИЗ-ФЗ О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

В пункте 4 статьи 336 предусмотрены два дополнительных основания прекращения трудового договора с педагогическим работником: не избрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу. При этом указанное дополнение носит отсылочный характер. Если преподаватель трудится на основании трудового договора, заключенного на неопределенный срок, и не избран на должность по результатам конкурса, проводимого один раз в пять лет, или не подал заявление для участия в этом конкурсе, то в первом случае трудовой договор с ним подлежит прекращению в связи с не избранием по конкурсу, а во втором случае - в связи с истечением срока избрания по конкурсу. Эти основания прекращения трудового договора с научно-педагогическими работниками предусмотрены в Трудовом кодексе впервые.

Следует иметь в виду, что прекращение трудового договора возможно и по основаниям, предусмотренным федеральными законами. Так, например, Федеральным законом от 18.07.2006 № ИЗ-ФЗ введено новое основание прекращения трудового правоотношения с руководителями вузов. В случае если государственное или муниципальное высшее учебное заведение в целом лишается государственной аккредитации, ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение.

Выборы ректора вуза в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом, осуществляющим управление в сфере образования, на работу по трудовому договору на срок не более чем пять лет. Учредителем высшего учебного заведения или уполномоченным этим учредителем органом, осуществляющим управление в сфере образования, по представлению ректора вуза утверждается новый состав ученого совета (пункт 6 статьи 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

Статья 336.1. Особенности заключения и прекращения трудового договора с научным работником

Трудовые договоры на замещение должностей научных работников могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудовых договоров.

Заключению трудового договора на замещение отдельных должностей научных работников, а также переводу на соответствующие должности научных работников предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок проведения указанного конкурса определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В целях сохранения непрерывности научной деятельности допускается заключение трудового договора на замещение должности научного работника без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научного работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность научного работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, в соответствии с условиями проведения конкурса на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

В целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научного работника (за исключением научных работников, трудовые договоры с которыми заключены на определенный срок) проводится аттестация в сроки, определяемые локальным нормативным актом, но не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в пять лет.

Порядок проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Статья 336.2. Руководитель научной организации, заместители руководителя научной организации

Должности руководителей, заместителей руководителей государственных или муниципальных научных организаций замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя государственной или муниципальной научной организации, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников государственной или муниципальной научной организации.

С заместителями руководителя научной организации заключаются срочные трудовые договоры, сроки окончания которых не могут превышать срок окончания полномочий руководителя научной организации.

Руководитель государственной или муниципальной научной организации имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной научной организации, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом научной организации, но не более срока, установленного частью третьей настоящей статьи.

Статья 336.3. Дополнительные основания прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя научной организации

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя государственной или муниципальной научной организации является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 336.2 настоящего Кодекса.

ЧАСТЬ IV. РАЗДЕЛ XII . ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ
Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:
1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;
4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (часть седьмая статьи 332 настоящего Кодекса).

Комментарий .
Помимо оснований, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, комментируемая статья устанавливает дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником.
1. Одним из дополнительных оснований увольнения педагогического работника (п. 1 ст. 336 ТК РФ) является повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения определенного типа и вида разрабатывается на основе соответствующего типового положения и утверждается учредителем. В самом уставе образовательного учреждения может быть предусмотрен перечень грубых нарушений устава. Педагогическим работникам предоставлено право самостоятельно выбирать методики обучения
и воспитания. Использование методов обучения и воспитания, опасных для жизни и здоровья обучающихся, может быть указано в перечне как одно из грубых нарушений устава образовательного учреждения. Если такой перечень отсутствует, то грубым нарушением устава образовательного учреждения может быть признано неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником обязанностей, предусмотренных уставом, либо нарушение общих предписаний данного учредительного документа, запрещающих педагогическому работнику совершение определенных действий.
Грубое нарушение устава всегда является дисциплинарным проступком и влечет за собой применение дисциплинарного взыскания в порядке, предусмотренном ст. 192–193 ТК РФ. Вопрос о том, является ли нарушение устава образовательного учреждения грубым, решается руководителем этого учреждения самостоятельно в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Факт грубого нарушения устава должен быть подтвержден соответствующими документами (актами, объяснительными или докладными записками, представлениями и показаниями свидетелей).
В соответствии с п. 2 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменном виде. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.
2. Особым основанием увольнения педагогического работника является применение им, в т. ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (п. 2 ст. 336 ТК РФ). Физическое или психическое насилие представляет собой умышленное причинение обучающемуся или воспитаннику физических или нравственных страданий с целью наказания за совершение определенного проступка либо насильственного принуждения к совершению каких-либо действий (см.: Комментарий судебной практики. Вып. 10. М. 2004. С. 106).
Физическое насилие – это принудительное физическое воздействие на организм обучающегося или воспитанника, которое может выражаться в нанесении ударов, побоев, в совершении иных действий, причиняющих физическую боль, в причинении телесных повреждений различной степени тяжести, в принудительной изоляции обучающегося, воспитанника и т. п. Факт применения физического насилия может быть установлен не только по внешним признакам (наличие на теле обучающегося кровоподтеков, синяков, ссадин и др.), но и по состоянию психики лица, подвергшегося физическому насилию.
Психическое насилие представляет собой негативное воздействие на психику обучающегося, воспитанника, причиняющее ему нравственные страдания, которое может проявляться в форме оскорблений, угроз (в т. ч. угроз применения физического насилия), высказываний,
унижающих человеческое достоинство, и т. д. Формами психического насилия являются:
– угрозы (запугивание) в адрес обучающегося;
– преднамеренная изоляция обучающегося;
– предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
– оскорбление и унижение достоинства;
– систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
– постоянная негативная характеристика обучающегося;
– демонстративное негативное отношение к обучающемуся:
– демонстративное выставление оценки, которую учащийся не заслужил;
– очевидное занижение оценки;
– настраивание коллектива против ребенка;
– создание в классе (учебной группе) конфликтующих групп;
– склонение ребенка к тайному информированию педагога о событиях, происходящих в классе (группе).
Подтвердить факт применения физического и (или) психического насилия можно при помощи медицинского заключения, свидетельских показаний и др.
3. Прекращение трудового договора с лицами, достигшими предельного возраста для замещения соответствующей должности (п. 3 ст. 336 ТК РФ), допускается при невозможности перевести указанных научно-педагогических работников на иные должности, соответствующие их квалификации, либо при отсутствии их согласия на такой перевод (см. ст. 332 ТК РФ и комментарий к ней).
4. Новая редакция Кодекса самостоятельным основанием прекращения трудового договора с педагогическим работником установила неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (п. 4 ст. 336 ТК РФ) со ссылкой на ч. 7 ст. 332 ТК РФ. Законодатель, таким образом, разрешил вопрос, связанный со спецификой регулирования трудовых правоотношений с научно-педагогическими работниками, заключающими трудовой договор на неопределенный срок, когда избрание по конкурсу является не только обязательной процедурой, предшествующей заключению трудового договора, но и проводимой один раз в пять лет
.

1. Комментируемая статья в качестве одного из дополнительных оснований увольнения педагогических работников предусматривает повторное в течение года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Устав организации, осуществляющей образовательную деятельность, разрабатывается на основе соответствующего типового положения и утверждается учредителем.

2. В уставе организации, осуществляющей образовательную деятельность, может быть непосредственно предусмотрен перечень грубых нарушений устава.

Например, педагогическим работникам предоставлено право самостоятельно выбирать методики обучения и воспитания. Использование методов обучения и воспитания, опасных для жизни и здоровья обучающихся, может быть указано в перечне как одно из грубых нарушений устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Если такой перечень отсутствует, то грубым нарушением устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, можно считать виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником обязанностей, предусмотренных уставом.

3. Вопрос о том, является ли нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, грубым, решается руководителем данной образовательной организации. Работник вправе обратиться в суд, если он не согласен с решением работодателя.

4. Факт грубого нарушения устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, должен быть подтвержден соответствующими документами (актами, объяснительными, служебными или докладными записками, представлениями) и (или) показаниями свидетелей.

5. К педагогическому работнику, допустившему грубое нарушение устава образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, может быть применено дисциплинарное взыскание в порядке, предусмотренном ст. ст. 192 и 193 ТК.

6. Увольнение педагогического работника в связи с повторным в течение одного года грубым нарушением устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, относится в соответствии со ст. 192 ТК к дисциплинарным взысканиям и требует соблюдения порядка применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 193 ТК.

7. Исчисление срока, равного одному году, начинается с момента совершения грубого нарушения устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Особым основанием увольнения педагогического работника может служить применение, в т.ч. однократное, методов обучения, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Физическое или психическое насилие представляет собой умышленное причинение обучающемуся, воспитаннику физических или нравственных страданий с целью наказания или принуждения к совершению каких-либо действий.

9. Физическое насилие - это принудительное физическое воздействие на организм обучающегося, воспитанника, которое может выражаться: в нанесении ударов, побоях; совершении иных действий, причиняющих физическую боль; причинении телесных повреждений различной степени тяжести; принудительной изоляции обучающегося, воспитанника и т.п.

Факт применения физического насилия может быть установлен не только по внешним признакам (наличие на теле обучающегося кровоподтеков, синяков, ссадин и др.), но и по состоянию психического состояния лица, подвергшегося физическому насилию.

10. Психическое насилие - это негативное воздействие на психику обучающегося, воспитанника, причиняющее ему нравственные страдания.

Психическое насилие проявляется в форме оскорблений, угроз (в т.ч. угроз применения физического насилия), высказываний, унижающих человеческое достоинство, и т.п.

11. Подтвердить факт применения физического и (или) психического насилия можно при помощи медицинского заключения, свидетельских показаний и др.

12. В ч. 3 ст. 192 ТК не указано, что увольнение педагогического работника в связи с применением, в т.ч. однократным, методов обучения, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, является дисциплинарным взысканием. По нашему мнению, подобная позиция законодателя не совсем верна. Необходимо отметить, что увольнение за совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, когда виновные действия совершены по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей, отнесено к дисциплинарным взысканиям, а применение методов обучения, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, следует рассматривать как одну из разновидностей подобного аморального проступка. Поэтому полагаем, что увольнение педагогического работника в связи с применением, в т.ч. однократным, методов обучения, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, является дисциплинарным взысканием и требует соблюдения порядка применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 193 ТК.

13. Увольнение ректора, проректора, руководителя филиала (института) государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования по п. 3 ст. 336 допускается тогда, когда невозможно перевести указанных научно-педагогических работников на иные должности, соответствующие их квалификации, или отсутствует согласие на такой перевод (см. ст. 332 и коммент. к ней).

14. Трудовой договор с научно-педагогическим работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, прекращается по п. 4 ст. 336 в связи с неизбранием по конкурсу, если указанный работник не прошел периодический конкурсный отбор на замещение соответствующей должности. Согласно ст. 332 ТК конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений