У каждой профессии запах особый…. Запах мастерства

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В Краснодаре в последний годы значительно расширилась индустрия детского отдыха. Открылись развлекательные центры и детские кафе, много клубов по интересам и тематических летних лагерей. Но детский город «Минополис», что в ОзМолле, качественно отличается от всех площадок города.


Это не только город развлечений, но, в первую очередь, город профессий. И по сути большинство игр, в которые вовлекаются посетители на станциях города, - небольшие мастер-классы. Здесь дети могут своими руками приготовить пиццу, булочки, сахарную вату - а потом все это выкупить и съесть.

Посетители могут поработать и на хорошо сымитированных линиях изготовления мороженого, йогурта, газированной воды, - и, конечно, результаты их труда тоже можно и нужно пробовать.

Можно изготовить душистое мыло, яркую бижутерию, - пусть и немного корявую, но своими руками! Для любителей авто - автомойка, автозаправка и автошкола.

Если хочется побегать, то можно стать полицейским и искать по городу преступника, который коварно скрывается.


А еще есть ферма, фабрика сувениров, банк, мэрия, ТВ, радио, медицинский центр и многое другое - всего больше 40 станций.
Стремительные телевизионщицы.

Журналист в поисках сенсаций.

Стилисты!

А судьи кто?

Строители на объекте

Промышленные альпинисты. От 140 см.

И на каждой можно получить по несколько профессий, постепенно поднимаясь по профессиональной лестнице.

Здесь воссоздается атмосфера настоящей самостоятельности, и дело не только в профессиях.

Каждый новый житель Минополиса получает паспорт, а в банке берет минирубли.

Эти деньги - не просто имитация детской валюты; они жизненно необходимы в городе. Посещая станцию в первый раз, на большинстве из них необходимо заплатить лицензию; потом работники получают зарплату, а также могут выкупить результаты своего труда (если они материальны). Если совсем обеднеешь, можно пойти работать туда, где не надо платить за лицензию: на ферму, в уборщики или на автомойку.

В минирублях выписывают автоштрафы.

Обычные деньги «работают» только на кассе, когда покупаешь билет, и в кафе на территории Минополиса.
Здесь работают в основном не только приятные, но и увлеченные своим делом люди.

С ребятами работает молодежь, от души стараясь научить их чему-то за отведенное время. И действительно - получается!
Мы побывали в Минополисе уже три раза, и до сих пор охватили не все станции (правда, некоторые из них - с восьми лет, а Теме только семь). Билет рассчитан на четыре часа; каждому посетителю выдают браслетик, которым нужно отмечаться перед входом на станцию.

Это одновременно и помощь детям, находящимся в городе: на браслете хранится информация с номером родителей, чтобы позвонить, если ребенок забудет его; браслет информирует о том, сколько игрового времени осталось; это и система безопасности, в любой момент времени можно уточнить у работников парка, где находится ребенок в данный момент.
На каждой станции дети получают фирменную одежду, часто это белые халаты: не только в медицинском центре требуется стерильность!
Памятуя о недавнем посещении молочной фермы в Усть-Лабинске, мы сходили на ферму и молочный завод.

Дети внимательно смотрели и слушали пояснения о том, как же производится йогурт. А на ферме можно было почти по-настоящему подоить и покормить коров и козочку.

Съев йогурт, Тема отправился в мир машин.

До автошколы он немного не дорос, так что попробовал себя на автомойке.

Затем одна из любимых станций - театр!

Театр тут замечательный, мини-театральное помещение, уютное и настоящее.


Тема уже бывал и актером, и помощником звукорежиссера; в этот рез мы побыли просто зрителями, а потом открыли для себя Театр моды.

Эта станция Теме очень понравилась, он с блеском участвовал в дефиле и очень хочет сюда вернуться.

В самом театре не только ставят спектакли; когда нет набора группы, можно просто проявить таланты.
Вот эта девочка пела (под телефон) песенку с припевом «Это песня простая».

Заглянули мы и на радио, и в мэрию, и на пожарную станцию.

Последней стала одна из самых вкусных станций - завод по изготовлению мороженого.

Родители на станцию не заходят; их дело - наблюдать и фотографировать. Фотографируют и младшие братья.

А для малышей до 6 лет тут есть «Луна-парк», комната развлечений.

Четыре часа пролетели насыщенно - и незаметно. На обратном пути мы с Темой решали, куда же ему направиться в следующий раз, на какой станции повышать свою квалификацию.

Ребенок любого возраста найдет в Минополисе занятие по душе. Кому-то нравится ловить преступников, кому-то - водить поезд, кому-то - быть радио-диджеем.

У каждой профессии - запах особый. А бездельников тут нет и быть не может; четыре часа ребенок находится буквально при деле. Он узнает много нового - и при этом играет, тренирует свою самостоятельность и познавательный интерес. Отлично придумано.

С. В. Дегтярева
с. Баево, Алтайский край

«Все профессии важны,
все профессии нужны»

Коллективное творческое дело

Цели:
- дать представление и дополнить знания детей о различных профессиях;
- показать важность и необходимость любого труда;
- расширить общий кругозор учеников;
- воспитывать уважение к людям разных профессий.

Оборудование, оформление и реквизит:
- детская выставка рисунков, посвященная профессиям;
- сочинения о различных профессиях;
- карточки с заданиями;
- карточки с рисунками и названиями профессий.

Ведущий. Ребята, вы прекрасно знаете, что каждый человек от мала до велика должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой на Земле. А чтобы стать хорошим специалистом, человек должен многое знать и уметь. Сегодня вы сидите за школьной партой, и ваше учение - это тоже труд и непростой. Быстро пройдут школьные годы, вы повзрослеете, и перед вами встанет серьезный вопрос «Кем быть?». Вы сейчас много мечтаете, а мы, взрослые, должны помочь вам выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в выборе. Этот классный час мы назвали «Все профессии нужны, все профессии важны», возможно, он поможет вам в этой большой и сложной работе.

Звучит песня «Без труда не проживешь» (В. Агафонников - В. Викторов, Л. Кондратенко).

Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построить города.
Слышен грохот под землей -
Рудокоп пошел в забой.
Без работы, без труда
Не появится руда.
Экскаватор зашагал -
Будет рыть в степи канал.
Без работы, без труда
Не пойдет в поля вода.
В корпусах станки стучат -
Человек работе рад.
Поспевая, шепчет рожь:
«Без труда не проживешь».

Чтение стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремесла».

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только бездельник
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый, -
Очень неважно
Он пахнет, ребята!

Ведущий. Мы подсчитали, и оказалось, что в нашем классе учителями хотят стать 7 человек, милиционерами - 5, еще у нас есть 2 будущих врача, 2 шофера, 1 пожарный, 1 музыкант. А ведь есть еще столько профессий! Послушаем стихотворения о них, и, возможно, кто-то изменит свое решение о выборе будущей профессии.

Плотник.
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки,
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.

Токарь.
Токарь склонился над умным станком -
Тонкая стружка бежит ручейком.
Слесарь.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А еще нужней - сноровка!

Водопроводчик.
- Эй, молодчик! Ты водопроводчик?
Загляни в квартиру пять:
Стало кухню заливать.
С краном кухонным беда,
Через край бежит вода.
- Кран закрутим, все устроим,
Воду быстро успокоим.

Маляр.
Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом.
Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и веселый!
Все ребята со двора
Малярам кричат: «Ура!»

Сапожник.
Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди -
Мы пойдем сегодня в гости.

Шофер.
Шуршат по дорогам веселые шины -
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове - важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шофера трудна и сложна,
Но как она людям повсюду нужна!

Почтальон.
Рано утром почтальон,
Обходя за домом дом,
К нам приходит в гости
И с собой приносит
Свежие газеты,
С письмами конверты,
Чтобы люди не скучали,
А на письма отвечали!

Машинист.
Как быстрый конь, несется
По рельсам тепловоз,
Все ближе раздается
Веселый стук колес.
Зеленые вагоны
На солнышке горят,
В кабине застекленной
Сидит мой старший брат.
Со свистом мчится поезд,
Не может опоздать.
Я стану машинистом!
А ты кем хочешь стать?

Лесник.
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг лесничий.
Листик дуба на фуражке,
За плечом ружье,
На ладонь садятся пташки,
Ластится зверье.
Знает стежки и тропинки,
Даже маленькой травинке
Друг и брат - лесник.

Пекарь.
В белоснежном колпаке,
Перепачканный в муке,
Булки сдобные печет
И ребятам раздает.
Продавец или аптекарь?
Нет, конечно, это - пекарь!

Повар.
Я насыпал в миску риса
И залил его водой.
Рис поднялся, разварился,
Дышит, пышет, как живой.
Из-под крышки пар клубится,
Крышка прыгает, звеня.
Приходите поучиться
Кашеварить у меня.

Фотограф.
Нелегко снимать зверей,
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка!»
«Уколю, - грозится еж, -
Если снимок не пришлешь!»

Пожарный.
С огнем бороться мы должны -
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?.. Пожарники.

Библиотекарь.
Есть у книжки добрый лекарь,
Верный друг - библиотекарь!
Он заклеит те страницы,
Что порвали ученицы,
Пятна грязные сотрет,
Том на полку уберет!
Книжка, отдохни в тиши
И подольше послужи.

Учитель.
Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтенью, счету и письму,
Верности родной Отчизне!

Дизайнер.
Дизайнер украшает дом,
Чтобы уютно было в нем!
Шкаф подвинет в уголок,
Разукрасит потолок
И подскажет маме,
Как ей быть с цветами,
Где картины разместить,
Куда коврик положить!
Он конструктор красоты.
Пригласи его и ты!

Археолог.
Кто лопатой и совком
Ковыряется в песочке
И, сметая пыль веков
С пожелтевших черепков,
Извлекает из песка
Утварь, храмы, города?
Не шахтер и не геолог,
А историк-археолог!

Архитектор.
Мальчик в беленькой панамке
Возле речки строит замки,
Воздвигает из песка
Сказочные города!
Пробежит за годом год -
Архитектор подрастет
И построит города
Из бетона и стекла.

Ветеринар.
Наша кошка заболела:
Ей до бантика нет дела,
Не царапает нам пятки,
Ну а бабушкин клубок
Закатился в уголок.
Видимо, у Мурки жар -
Нужен ей ветеринар!

Дрессировщик.
Учит он решать задачку,
Правильно считать собачку,
Бегемота - танцевать,
А слона - в футбол играть,
Кольца хоботом бросать
И гантели поднимать.
Он - учитель для зверей.
Назови его скорей!

Клоун.
Он жонглирует словами,
Улыбаясь мне и маме.
Убегая от собачек,
В зрителей кидает мячик
И, конечно, их пугает,
Слезы струйками пускает,
На коне верхом несется,
Заразительно смеется -
Для того чтоб я и ты
Надорвали животы.
Синоптик.
Кто за ветром наблюдает,
В небо зонды запускает,
Знает множество примет -
Будет дождик или нет,
Чтобы люди не гадали,
А сапожки надевали?
Он зимою даст прогноз
Нам про завтрашний мороз
И присмотрит, без сомненья,
За погоды поведеньем!

Геолог.
В глубине планеты нашей
Что таится? Он расскажет,
Изучив за слоем слой
Под корой подземной!
Ищет злато-серебро,
Все подземное добро:
Минералы, нефть и газ,
Очень нужные для нас!
Труден путь его и долог,
Потому что он - геолог!

Астроном.
Вглядываясь в небеса,
Там находит чудеса
И проводит звездочет
Всем открытиям учет.
Новая звезда горит
Иль летит метеорит -
В небо звездное влюблен
Тот ученый-астроном!

Спелеолог.
Я пещеры изучаю,
На вопросы отвечаю:
Почему пеньком стоит
Под ногами сталагмит?
А над головой висит,
Как сосулька, сталактит?
И еще - в каком местечке
Дом пещерных человечков?

Водолаз.
Я под воду опускаюсь
На большую глубину,
Не плыву и не купаюсь,
А хожу-брожу по дну.
Здесь сокровища зарыты
Затонувших кораблей.
Под водою мне открыты
Тайны речек и морей.

Врач.
Водолазу хорошо,
а доктору -
лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
- Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? -
Погляжу
из очков
кончики язычков.
- Поставьте этот градусник
под мышку, детишки.
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
- Вам бы
очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
ложечкой
пить понемножечку.
Вам
в постельку лечь
поспать бы,
вам -
компрессик на живот,
и тогда
у вас
до свадьбы
все, конечно, заживет.

Ведущий. На этом классном часе и при подготовке к нему мы провели конкурс рисунков, написали сочинение на тему «Кем быть?», каждый из вас рассказывал в стихах о профессии, которая нравится. А вот какое стихотворение о профессиях написал поэт Юлиан Тувим:
Каменщик строит жилища,
Платье - работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова!
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так и выходит:
Все, что мы делаем, - нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Хорошо, что есть на свете
Камень, глина и песок.
Хорошо, что есть на свете
Клещи, гвозди, молоток.
Нитки есть и есть лопата -
Можно шить, можно рыть.
Уважайте труд, ребята,
Приучайтесь труд любить!

Хорошо после пронизывающего холода морга распариться в сауне, вдыхая ароматы можжевельника и сандала. Приятно видеть живые, пышущие здоровьем, радостные лица. Зелёный чай с жасмином настраивает на позитивный умиротворяющий лад и голова становится легкой, словно мысли следуют за слабым дымком курящихся благовоний. Взгляд расслаблено-лениво переходит от проходящих тел к неподвижным предметам и обратно, мысли вяло плетутся следом, словно минуют грань, за которой происходит смена мировосприятия... Каждая женщина пахнет по своему, но, не смотря на возраст, размер, длину волос, вес, цвет глаз или род занятий, многие пахнут как-то схоже...

Вот есть хорошо сложенные, яркие, ухоженные дамы, но от них почему-то всё время шарахаются - любой источаемый ими аромат носит завершающую нотку запаха падали. Это - стервы. У них нет золотой середины. Предпочитают либо всё, либо ничего. Всегда играют ва-банк, начинают браво, манипулируют до умопомрачения, живут весело, но недолго, умирают некрасиво.

А еще есть дамы-серые мышки. Учеба, карьера, социум - не для них. Созревают рано, выбирают недолго, выходят замуж поздно, и как правило - "по залёту". Их бьют спивающиеся мужья, их бросают с детьми на руках, у них нет ни жилья, ни образования, ни профессии. Они - мамы, если понимают и развивают свою миссию. Тогда они пахнут молоком и хлебом. Эти запахи детства сопровождают их до глубокой старости. Или инкубаторы для потомства, если не понимают. Тогда они пахнут хозяйственным мылом, живут даже в апартаментах как на помойке, питаются объедками, ходят в обносках. У них нет благополучия, потому что они не знают, что это такое и что с этим делать.

Существует и особый запах у дам-синих чулков, закомплексованных и ограниченных внутренними рамками - они пахнут застарелым, непроветриваемым, покрытым плесенью жильём, из которого хочется уйти как можно быстрее.

Есть определенная категория дам, у которых всего по чуть-чуть - мозгов, старания, опыта, желания, таланта. В школе - троечницы, дома - неряхи, в отношениях - показушницы, в любой структуре - серый балласт. Они пахнут туалетной водой - от унитазной до орифлеймовской. Вначале резкий одуряющий запах, потом он рассеивается без следа и уже ничего не напоминает о прежней чистоте.

Очень по-особенному запоминается запах женщин-леди. Чистый, тонкий, неуловимый, но стойкий шлейф остаётся на всём, к чему они прикасались. Как драгоценные камни (неприменный атрибут аристократизма) , они имеют внутреннюю ценность и достойное внешнее обрамление. Ими могут быть не обязательно высокородные, голубых кровей и особой породы, но всегда очень интеллигентные дамы - и сельские учительницы на пенсии, и юные создания с косичками, и бизнес-вумен в элитном банке. Жить с ними рядом ежедневно так же трудно, как нюхать горлышко флакона с настоящими духами. Но, как дорогой парфюм, хороши только в капельных дозах и на расстоянии...

К большой радости, стихотворение Джанни Родари о рабочих профессиях уже не актуально на предприятиях лидера отечественного автопрома – ОАО «КАМАЗ». Рабочий персонал нынче не пахнет «маслом машинным» благодаря высокой квалификации и владению навыками кайдзен-культуры. Каждый год в его ряды вливается новый отряд молодых людей, для которых «КАМАЗ» становится точкой отсчета в трудовой биографии.

Предприятие не жалеет усилий и средств на подготовку специалистов, а с учетом возникшего в последние годы на «КАМАЗе» кадрового «голода» ищет и находит новые модели решения проблемы. Оперативно реагируя на рыночную конъюнктуру, компания выступила инициатором создания машиностроительного образовательного кластера, который сегодня заявлен на заводе в числе ключевых факторов развития ОАО «КАМАЗ».

Это факт – многие выпускники школ стремятся пополнить армию «белых воротничков», считая унизительным получить инженерную или рабочую специальность. Молодым людям невдомек, что после окончания вуза они могут остаться невостребованными: рынок труда заполнен юристами, экономистами, менеджерами, психологами и другими специалистами гуманитарного направления. А рабочих-профессионалов, грамотных инженеров – раз, два и обчелся. Бытует мнение, что карьеру на производстве «не сделаешь». Как бы не так! Вот лишь несколько примеров.

Нынешний начальник производства цветного литья литейного завода «КАМАЗ-Металлургия» Сергей Снарский вступил в должность в 31 год. Сейчас под его началом – сложнейшее производство и тысячи людей. Или Зульфат Валитов, начальник энергоремонтного цеха № 2 того же завода. Возглавил цех полгода назад, и сегодня ему «всего» 29 лет. В прошлом году генеральным директором ООО «КАМАЗавтотехника» был назначен 37-летний Лев Баланцов, ранее работавший в ОАО «КАМАЗ-Дизель» директором по качеству. В прошлом же году в корпорации сформировали резерв руководящих кадров ОАО «КАМАЗ» для высшего и среднего звена управления. После отбора в него вошли 77 лучших работников подразделений компании, большей частью – молодые люди. Очевидно, что желание стать лучшими в своей профессии определяет и готовность к соперничеству. Молодые люди на практике показывают, что являются высококвалифицированными специалистами, обладающими знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике.

Многие вопросы помогает решать и сотрудничество «КАМАЗа» с Инженерно-экономической академией (ИНЭКА). Оно выгодно для обеих сторон, считает заместитель гендиректора по развитию Ирек Гумеров. «КАМАЗ» решает ряд своих насущных проблем с помощью привлечения прикладной и фундаментальной научной базы, а ИНЭКА, в свою очередь, получает серьезную практическую базу и возможность дальнейшего трудоустройства выпускников.

60% принимаемого в компанию персонала составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Ежегодно на «КАМАЗ» трудоустраивается около 300 выпускников профессиональных училищ, техникумов и колледжей (при потребности 1200 человек) и около 250 выпускников вузов. И в перспективе объемы привлечения молодежи будут возрастать. Молодые работники – профессиональные и творчески активные – большое подспорье автогиганту. В конкретные дела воплощается лозунг, стоящий в авангарде реформ, который выдвинул генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин: «Заводу нужна агрессивная молодежь, которая умеет работать». Опытный и успешный менеджер Когогин понимает, что энергия и инициативность молодых, их устремленность в будущее – во многом станут залогом успеха инициатив возглавляемой им компании. Судите сами. Участниками проекта на улучшение той или иной сферы деятельности предприятия стали именно молодые камазовцы.

Например, работник кузнечного завода Александр Карнилов инициировал проект по блоку заместителя гендиректора ОАО «КАМАЗ» по развитию. Уже набрана проектная группа, и идея Карнилова вступила в стадию реализации. Другая участница – Юлия Габитова – предложила работу по бережливому производству в масштабах ОАО «КАМАЗинструментспецмаш», которая была включена в общий корпоративный проект. Сегодня уже воплощенный. И таких конкурентоспособных молодых людей на «КАМАЗе» десятки и десятки.

Для «КАМАЗа» наибольший интерес представляет работник, ориентированный на постоянное саморазвитие. И для компании имеют значение не только профессиональные навыки и хорошая теоретическая подготовка молодого специалиста. Важно, чтобы он видел себя инициативным членом команды единомышленников с единым корпоративным духом и культурой.

Чем же, помимо обещания престижной и перспективной работы, «КАМАЗ» может привлечь молодого человека? Здесь делается все, чтобы у молодых работников не болела голова по поводу бытовых проблем. Во-первых, соблюдаются все требования трудового законодательства, защищающие права работника. Производится социальное и пенсионное страхование. Будущие мамы могут не беспокоиться: им предоставляется оплачиваемый отпуск, а после рождения ребенка они возвращаются на прежнее место работы. Из фирменных камазовских «штучек» можно отметить выплату молодым денежной помощи: при первом вступлении в брак, рождении ребенка, так называемые «подъемные» при возвращении из армии, специалистам – при поступлении на работу. Дети камазовцев имеют возможность посещать детские сады, отдыхать в оздоровительных лагерях, а сами камазовцы – в санаториях и профилакториях.

Есть возможность застраховаться в пенсионном фонде «Первый промышленный альянс» и уже сейчас копить деньги на обеспеченную старость. «Работает» программа жилья для молодых специалистов. За четыре года, благодаря участию «КАМАЗа» в республиканской молодежной программе, справили новоселье 443 молодые семьи. В 2007 году улучшили свои жилищные условия 173 семьи.

Прошлый год был показательным в плане активности: членство в Союзе молодых ученых, очередной конкурс «Молодой новатор года», участие в различных выездных семинарах, научно-практических конференциях, организованных молодежным объединением, которым сейчас руководит Дмитрий Битков. Эту работу по достоинству оценил Сергей Когогин – проектный молодежный фонд по предложению генерального директора увеличен почти в 10 раз до 7 миллионов рублей. Камазовский генерал готов создать все условия для повышения квалификации и карьерного роста персонала.

– Все зависит от вас, – заявляет Сергей Когогин. – Не забывайте, каждый из вас оценивается по тому, что умеет. Вы себя нам продайте, мы готовы купить, даже дорого.

Позиция Сергея Когогина равнозначна стратегии «КАМАЗа» в глобальном мире: автокорпорация целенаправленно движется к экономике знаний через развитие инноваций и образования. Примером тому является развитие новых, конкурентоспособных производств, продукция которых востребована на внешних рынках. А этого невозможно достичь без новых технологий, без внедрения современных моделей менеджмента, ориентированных на работу в условиях глобальных конкурентных рынков. Формирование мирового научно-технологического пространства в рамках «КАМАЗа» происходит за счет таких составляющих международной научно-инновационной инфраструктуры, как стандарты, системы сертификации, механизмы охраны прав интеллектуальной собственности. Это предъявляет жесткие требования к коллективу «КАМАЗа» и, в первую очередь, к молодежи. Чтобы стать успешными, необходимо постоянно овладевать новыми знаниями, работать над собой, быть амбициозными.

ПАРАДИГМЫ ДНЯ СЕГОДНЯШНЕГО

Время стремительно, оно диктует новые правила и никого не ждет. Во всем мире компании, заинтересованные в собственном развитии, вкладывают значительные средства в разработку новой и постоянное совершенствование уже производимой продукции, учитывают мировые тренды в развитии, стремятся быть «на переднем крае». Остро встает вопрос конкурентоспособности и качества продукции, обеспечивать которые могут лишь компетентные сотрудники. Таким образом, знания становятся наиболее ценным и всегда востребованным ресурсом, а повышение интеллектуального компонента рабочей силы путем обучения становится критически важным.

Конкурентоспособность «КАМАЗа» – одна из самых влиятельных концепций, поскольку охватывает не только сугубо экономические показатели, но и оценивает экономические последствия важных неэкономических явлений. Например, такой формулы, которую на предприятии вывели в 2004 году и назвали «золотой серединой».

Активная профориентационная работа и сотрудничество с учебными заведениями всех видов включают в себя ряд долгосрочных мероприятий. Назовем некоторые из них. Например, «КАМАЗ» спонсирует акцию «Дневник первоклассника» (1 сентября первоклассникам вручаются памятные сувениры с символикой «КАМАЗа») и издание книжки-раскраски об автомобилях КАМАЗ; для школьников, учащихся ПТУ, студентов вузов организованы бесплатные экскурсионные маршруты по предприятиям ОАО «КАМАЗ»; в ежегодном конкурсе профессионального мастерства среди рабочих специальностей участвуют учащиеся профлицеев и училищ; учащиеся и студенты учебных заведений города и некоторых иногородних заведений могли проходить любой вид практики (производственную, технологическую, дипломное проектирование и пр.) на предприятиях «КАМАЗа». Свою роль на успешное реноме предприятия играет и цикл фильмов «Знаю, как…», знакомящий с наиболее востребованными на «КАМАЗе» профессиями.

Компания постоянно проводит конкурсы среди учебных заведений различного профиля: вузы, технические колледжи, школы, Центры детского технического творчества – на инновационные гранты ОАО «КАМАЗ». Их основная цель – стимулирование инновационной деятельности школьников, студентов, аспирантов, преподавателей среднего, среднеспециального и профессионального образования, ИНЭКА, КГТУ им. Туполева и молодых работников ОАО «КАМАЗ» и поддержка их творческих начинаний. Так в 2006 году инновационные гранты в сумме 300 тыс. рублей и 200 тыс. рублей получили НГПИ и ПУ № 57.

За казалось бы простыми мероприятиями опять-таки стоит глобальная цель – «КАМАЗ» должен быстро адаптироваться к требованиям нового века и быть готовым к жесткой конкуренции.

Как известно, наиболее комплексно теория конкурентоспособности развита в работах профессора Майкла Портера, которая основывается на так называемых детерминантах, формирующих национальную конкурентоспособность. Портером был обобщен опыт тех стран, которые в ХХ веке сумели стать наиболее процветающими. Применив теорию к автогиганту, мы получаем следующие выводы: во-первых, успешность и процветание предприятия не наследуются, а создаются, и, во-вторых, конкурентоспособность «КАМАЗа» определяется не столько набором факторов, сколько эффективностью их использования.

О чем это говорит? О том, что экономический уровень предприятия и его конкурентные позиции в мире в первую очередь зависят от качества его людей – человеческого капитала. Например, если рассмотреть работу современного инженера, сразу становится понятно, что он должен обладать широким объемом не только технических знаний, но и менеджерских навыков. Ведь он должен представлять, какой путь ему предстоит пройти от зарождения технической идеи, ее проработки, проектирования, экономического обоснования, оценки экологических последствий – до выпуска готового продукта.

По всему видно, что на «КАМАЗе» выбрана модель опережающего развития приоритетных направлений, создан кластер, имеющий экономический потенциал повышения конкурентоспособности автомобильной отрасли.

КЛАСТЕР КАК ПРОРЫВ

– Наверное, не будет ничего нового в моем утверждении о том, что сегодня образовательные учреждения выпускают рабочих и специалистов, которые по качеству знаний и навыков не удовлетворяют работодателей. Более того, налицо дисбаланс между потребностями экономики и выпуском специалистов по набору специальностей и количеству выпускников, – говорит первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан Борис Павлов.

По его словам, развитие системы образования в Республике Татарстан имеет свои приоритеты. Принят путь создания образовательных кластеров. Реализация этой стратегии позволит республике не только обеспечить повышение качества образования, но и максимально сблизить предложения системы образования и реальную потребность предприятий и организаций областей экономики и социальной сферы.

Напомним, что термин «кластер» заимствован из английского языка (cluster, буквально – «расти вместе»). Кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

По своей сути образовательный кластер объединяет в себе цепочку «школа – ПТУ – вуз – предприятие». Одна из особенностей образовательного кластера – непрерывность образования, студент может начать свое обучение в училище и продолжить затем его в вузе. Именно такая схема заложена в основу машиностроительного кластера, формирование которого началось в городе Набережные Челны. «КАМАЗ» совместно с коллективом КГТУ им. А.Н. Туполева (КАИ) ведет работу по программе будущего многоступенчатого образования.

По словам премьер-министра РТ Рустама Минниханова, «новая система начального профессионального образования будет сначала отрабатываться в нескольких пилотных учебных заведениях. Но успех начинаний во многом будет зависеть от того, каким образом мы определим и закрепим базовые предприятия. Ответственность за подготовку рабочих специалистов будут нести именно они». Понятное дело, что такому предприятию как «КАМАЗ» можно доверять. Сегодня по его инициативе уже создано автономное образовательное учреждение на базе челнинского профессионального училища № 57, которое в ближайшие три года работы в новом статусе (статусе Набережночелнинского политехнического колледжа) должно подготовить для «КАМАЗа» 1000 специалистов. Кстати, софинансирование образовательной программы производится за счет ОАО «КАМАЗ» (15 млн. руб.) как работодателя выпускников учебного заведения.

– Теперь работодатели республики будут непосредственно вовлечены в процесс образования своих будущих работников, – подтверждает первый заместитель премьер-министра РТ Равиль Муратов. – Предполагаю, что создание кластеров повысит уровень и качество подготовки квалифицированных кадров, соответствующих потребностям работодателей.

Учащиеся колледжа получают двухступенчатое образование. Во-первых, начальное техническое образование повышенного уровня. Что это значит? На освоение профессии «станочник широкого профиля», «сварщик», «электрик», «электромонтер» и т. д. по стандарту определено три года обучения на базе девяти классов и один год обучения на базе одиннадцати. Повышенный уровень предусматривает срок обучения не три года, а четыре на базе девятого класса, и два – на базе одиннадцатого. Учащиеся получают сразу две профессии и выходят из колледжа наладчиками станков с ЧПУ. А это более востребованная профессия. Разряд станочника, сварщика на выходе установлен третий (четвертый – повышенный), а при повышенном начальном образовании молодые люди получают третий-четвертый разряд по основной профессии и плюс – четвертый-пятый разряд как наладчики. Наладчики сегодня – востребованная профессия на заводе. Но и это еще не все!

Ребята, получившие диплом о начальном профессиональном образовании с хорошей успеваемостью, получившие повышенный разряд, могут получить в тех же стенах и среднее профессиональное образование, получить, проучившись еще один год и десять месяцев по укороченной программе, профессию «технология машиностроения». В этом случае выпускники колледжа выходят в самостоятельную жизнь техниками. С двумя дипломами.

– «КАМАЗ» заинтересован в том, чтобы учащиеся прошли все ступени образования, рабочими, техниками, – отмечает замдиректора по учебно-производственной работе Набережночелнинского политехнического колледжа Галина Кулькова, – и потом могут получить высшее образование. Учащиеся колледжа получают «камазовскую» стипендию, а за практику – получают 100% заработную плату.

Цель кластера очевидна – удовлетворение потребностей ОАО «КАМАЗ» в высококвалифицированных кадрах, максимально готовых к работе на производстве, при одновременном сокращении сроков подготовки. Не секрет, что сегодняшние выпускники вузов приходят на производство «пустыми», и на том же «КАМАЗе» на переподготовку молодых специалистов уходит целых полгода.

– Мы вынуждены были их брать, – сетует директор Корпоративного университета ОАО «КАМАЗ» Светлана Михеева. – У них нет навыков решения проблем, они не умеют организовывать, налаживать отношения. Выпускники на производство приходят недоученными, такими и начинают работать. Мы очень много от этого теряем. С такой ситуацией «КАМАЗ» не стал мириться, поэтому начал искать возможность взаимовыгодного сотрудничества с образовательными учреждениями. КГТУ им. Туполева одним из первых понял, что отношение к высшему образованию надо менять серьезно и быстро. Именно с ним «КАМАЗ» взялся реализовать проект, который мы называем машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ – КГТУ.

Машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ – КГТУ в течение четырех лет дает студенту все три уровня профессионального образования (начальное, среднее и высшее), подтвержденные дипломом государственного образца Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева (КАИ). КАМАЗ – КГТУ предоставляет бюджетные места, пройдя на которые по конкурсу ЕГЭ, молодые люди получают бесплатное образование. Во время обучения студенты имеют возможность зарабатывать деньги, проходя производственную практику и участвуя в проектах совершенствования производства. «КАМАЗ» дает своим будущим кадрам возможность выбора работы, которая им и интересна и соответствует способностям. Кстати, студент может переходить на следующую ступень обучения не сразу, а через определенное время (год поучился – год поработал – продолжил обучение).

Институт развития менеджмента в Лозанне, выпускающий Мировой ежегодник конкурентоспособности, анализирует более 320 показателей и экспертных оценок, и в том числе уровень образования. Суть сводится к следующему: нации конкурируют не только товарами и услугами – они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования, а также развитием человеческого капитала.

В этом смысле сегодня само понятие образования трансформируется и расширяется. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. В современном мире, отмечают эксперты, «жизненный цикл» знаний и навыков очень короток. Как следствие этого, все более важными становятся непрерывность образования и регулярное повышение квалификации. В научной литературе США, к примеру, фигурирует особая единица измерения устаревания знаний специалиста – так называемый «период полураспада компетентности». Термин, заимствованный из ядерной физики, означает продолжительность времени после окончания вуза, когда в результате устаревания полученных знаний по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%, поэтому сегодня перманентное овладение новыми знаниями становится для специалиста первостепенным условием сохранения квалификации.

«Молодость – это замечательная вещь, преступно растранжиривать ее…», – говорил Бернард Шоу. «КАМАЗ» своими достижениями показывает, что молодежь, работающая в компании, открыта новым идеям, мыслит глобально, думает категориями будущего. Для многих примером является Сергей Анатольевич Когогин, начинавший свою трудовую карьеру с работы фрезеровщиком на Казанском моторостроительном заводе! Глядя на молодых заводчан, я подумала, что «золотой век» в истории «КАМАЗа» может стать реальностью…

РЕНАТА ГРУШЕВА, «ИТ»

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений