Структура МВД России. Структура подразделений МВД

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Органы внутренних дел и внутренние войска МВД РФ

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел (ОВД) РФ.


Министерство подчиняется Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и законодательными актами Российской Федерации, а также Правительству Российской Федерации. Министр внутренних дел РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МВД России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.


МВД РФ объединяет территориальные органы внутренних дел (милиция) и внутренние войска. Эти две огромные подсистемы МВД существуют автономно и управляются раздельно.


Министерство внутренних дел, как и многие другие ведомства, имеет три уровня своих органов.


Высшее звено - Центральный аппарат.

Второе звено - министерства, главные управления и управления внутренних дел субъектов Российской Федерации и к ним приравненные.


Приведем типичную структуру республиканского МВД, краевого, областного ГУВД, УВД.
1. Штаб
2. Криминальная милиция (полиция)

  1. Управление уголовного розыска
  2. Отряд милиции специального назначения
  3. Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите
  4. Центр по противодействию экстремизму (Центр "Э")
  5. Интерпол

3. Подразделения экономической безопасности

  1. Управление по борьбе с экономическими преступлениями
  2. Управление по налоговым преступлениям

4. Милиция общественной безопасности

  1. Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения
  2. Управление (отдел) организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних
  3. Управление (отдел) организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью
  4. Центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства
  5. Управление (отдел) обеспечения общественного порядка, организации деятельности спецучреждений милиции и конвоирования
  6. Отряд милиции особого назначения
  7. Отдел организации дознания
  8. Управление вневедомственной охраны
  9. Комиссия по социальной профилактике правонарушений

5. Управление (отдел) по работе с личным составом
6. Главное следственное управление
7. Экспертно-криминалистический центр
8. Подразделения тылового обеспечения

  1. Центр пенсионного обеспечения

9. Отдел информации и общественных связей
10. Информационный центр
11. Управление (отдел) собственной безопасности


Нетрудно заметить сходство УВД, ГУВД со структурой Центрального аппарата МВД. Их общие черты, повторяются в низовом основном звене горрайорганов внутренних дел.


Третье (основное звено) - районные (городские) управления (отделы, отделения) органов внутренних дел на местах. Милиция - главная и основная часть (90%) любого территориального ОВД. Но есть сотрудники, которые не относятся к милиции и выполняют общие или не милицейские функции системы ОВД, например, кадровики, бухгалтеры, канцелярия. Следователи носят специальные звания юстиции, но многие вопросы их службы и обеспечения регулируются в соответствии с Законом о милиции.


Основные подразделения городского, районного УВД, ОВД:

  1. дежурная часть (Штаб);
  2. следственное управление (отдел);
  3. отдел уголовного розыска;
  4. отдел по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями;
  5. экспертно-криминалистический отдел;
  6. отдел по организации работы участковых уполномоченных;
  7. паспортно-визовая служба;
  8. отдел по лицензионно-разрешительной работе;
  9. отдел охраны общественного порядка;
  10. отдел профилактики преступлений несовершеннолетних (ИДН);
  11. отдел ГИБДД;
  12. отдел кадров, общая и следственная канцелярия.

Все эти подразделения не имеют отношения к внутренним войскам и являются чисто милицейскими. Возможно, со временем часть из них станет полицией. Но существенных изменений в главных задачах и методах обеспечения безопасности не произойдет.


В пределах своей компетенции каждый городской (поселковый) или районный ОВД (УВД):

  1. принимает и регистрирует заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности.
  2. организует работу по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и административных правонарушений, устранению условий и обстоятельств, способствующих их совершению.
  3. в пределах своей компетенции возбуждает уголовные дела, производит дознание, осуществляет неотложные следственные действия, оперативно-розыскную и криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия.
  4. осуществляет розыск лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших лиц, а также похищенного имущества.
  5. обеспечивает правопорядок в общественных местах и населенных пунктах.
  6. обеспечивает охрану, конвоирование и содержание лиц, задержанных за административные правонарушения, по подозрению в совершении преступлений и имеющих меру пресечения заключение под стражу.

Районное (городское, поселковое) управление (отдел, отделение) внутренних дел возглавляется начальником, назначаемым министром внутренних дел по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Начальник имеет несколько заместителей, в частности, ими являются начальник криминальной милиции и начальник милиции общественной безопасности.


Министр внутренних дел РФ осуществляет высшее руководство всей милицией в РФ. На местах ею руководят начальники горрайотделов (управлений) ВД.

Правовой основой организации системы органов Министерства внутренних дел Российской Федерации является Указ Президента РФ "Об утверждении положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации" от 18 июля 1996 г. с изменениями и дополнениями от 6 сентября 1997 г., от 24 апреля 1998 г., от 27 мая 1998 г., от 20 октября 1998 г., от 1 декабря 1999 г., от 13 января 2001 г.. Министерство внутренних дел России (МВД РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД РФ. Министерство подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией РФ и законодательными актами РФ, а также Правительству РФ. Министерство возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят" министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, Государственная противопожарная служба, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска. В систему МВД РФ также входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками. Органы внутренних дел и внутренние войска составляют систему Министерства внутренних дел.

Анализ приведенной нормы свидетельствует, что Министерство внутренних дел (как система) организовано в соответствии с федеративным устройством Российской Федерации и ее административно-территориальным делением

Высшим звеном рассматриваемой нами системы является непосредственно Министерство внутренних дел России.

Основными задачами этого федерального министерства являются: разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности; организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений; обеспечение исполнения уголовных наказаний; руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности; совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности; совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы МВД РФ; развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск.

Структура центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ представлена в Приложении 2. МВД РФ возглавляет Министр. Министр внутренних дел РФ, его первые заместители, заместители назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. При назначении на должность заместителя Министра - начальника Главного управления внутренних дел города Москвы - требуется согласование кандидатуры с высшим должностным лицом города Москвы - Мэром. Кандидатуру для согласования представляет Министр внутренних дел РФ. Министр внутренних дел РФ осуществляет следующие полномочия: несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на МВД РФ, подчиненные ему органы внутренних дел и внутренние войска; организует работу МВД РФ, руководит деятельностью органов внутренних дел и внутренними войсками; утверждает структуру центрального аппарата МВД РФ, определяет типовые структуры и типовые штаты органов, подразделений и учреждений системы МВД РФ; издает на основании и во исполнение законодательства РФ обязательные для исполнения в системе МВД РФ приказы, положения, наставления, инструкции, правила, уставы и иные нормативные акты; осуществляет другие полномочия.

Структурными подразделениями центрального аппарата МВД РФ являются следующие: Служба криминальной милиции, Служба общественной милиции, Служба тыла, Главное управление государственной противопожарной службы, Главное управление кадров, Главное организационно-инспекторское управление, Главное управление собственной безопасности, Управление делами, Управление информации, региональных и общественных связей, Контрольно-ревизионное управление, Управление международного сотрудничества, Управление мобилизационной подготовки, Следственный комитет при Министерстве внутренних дел России1 , Главное командование внутренних войск.

В МВД РФ образуется коллегия, в состав которой входит Министр (председатель коллегии), первые заместители Министра и заместители Министра по должности, а также руководящие сотрудники и военнослужащие системы МВД РФ. Члены коллегии МВД РФ, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия МВД РФ в своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности органов внутренних дел. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов, оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами Министра. В случае разногласий между Министром и коллегией Министр проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ и Правительству РФ. Члены коллегии также могут сообщить о своем мнении Президенту РФ и Правительству РФ. Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии и органов государственной власти РФ, оформляются протоколами и проводятся в жизнь совместными приказами Министра и руководителей соответствующих органов государственной власти РФ.

Промежуточным звеном между непосредственно МВД РФ и отделами внутренних дел районов, городов, районов в городах и приравненных к ним, занимают министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Таковых в соответствии с частью 1 ст. 65 Конституции РФ может быть не менее 89 (по числу субъектов РФ).

Низовым звеном системы органов Министерства внутренних дел РФ являются отделы внутренних дел районов, городов, районов в городах и приравненные к ним.

Порядок создания и особенности деятельности органов промежуточного и низового звеньев системы органов МВД РФ устанавливаются в подзаконных нормативных актах (приказах, положениях, наставлениях, инструкциях, правилах, уставах и иных актах), издаваемых Министром внутренних дел РФ.

В отдельных субъектах РФ (например, в городе федерального значения - Москве) в связи с наличием особенностей в административно-территориальном делении может устанавливаться иная звенность. Например, в г. Москве с 1 августа 1995 года установлено новое административно-территориальное деление. В соответствии с этим система органов внутренних дел включает следующие звенья: орган внутренних дел города Москвы (ГУВД Мэрии города Москвы), орган внутренних дел административного округа (таковых должно быть 10 - по количеству административных округов), орган внутренних дел района. Следует иметь в виду, что это не противоречит звенности системы органов внутренних дел, закрепленной в комментируемом нами выше Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. В основе звенности находится объем полномочий, который в органе внутренних дел административного округа и органе внутренних дел района соответствуют объему полномочий низового звена системы органов внутренних дел - органа внутренних дел района, города. Речь можно вести лишь о наличии у органа внутренних дел административного округа дополнительных управленческих полномочий по отношению к органу внутренних дел района. Главное управление внутренних дел города Москвы (ГУВД г. Москвы) является органом исполнительной власти, входит в систему органов внутренних дел России. ГУВД г. Москвы подчиняется Министерству внутренних дел РФ, а также Правительству Москвы и Мэру Москвы. ГУВД г. Москвы возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром внутренних дел РФ по согласованию с Мэром Москвы и Московской городской Думой. ГУВД г. Москвы возглавляет систему органов внутренних дел г. Москвы, в которую входят управления внутренних дел административных округов, отделы внутренних дел районов и иные подразделения органов внутренних дел. Структуру ГУВД г. Москвы составляют: криминальная милиция, милиция общественной безопасности, Штаб, Тыл, Управление Государственной противопожарной службы, а также иные подразделения, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, стоящих перед органами внутренних дел. При ГУВД г. Москвы создано Управление вневедомственной охраны, которое является юридическим лицом. Постановлением Правительства г. Москвы "Об Управлении по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды ГУВД г. Москвы" от 18 сентября 2001 г. предусмотрено создание в ГУВД Мэрии г. Москвы специализированного подразделения - Управления по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды. Этим же постановлением Главному управлению внутренних дел Мэрии г. Москвы предписано утвердить положение, структуру и штатное расписание вновь созданного подразделения ГУВД Мэрии г. Москвы

Важно иметь в виду и Указ Президента РФ "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" от 13 мая 2000 г., предопределивший возникновение нового звена в системе органов Министерства внутренних дел России. Как известно, этим Указом Президента РФ территория Российской Федерации разделена на семь федеральных округов. Соответственно в федеральных округах учреждены подразделения Министерства внутренних дел России, каковыми являются главные управления Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам. Возглавляет окружное подразделение МВД РФ начальник который назначается на должность Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ. Один из начальников окружных подразделений МВД РФ - начальник Главного управления Министерства внутренних дел России по Южному федеральному округу является заместителем Министра внутренних дел России (одним из девяти заместителей).

Основные задачи главных управлений по федеральным округам: координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах; организация деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах по борьбе с организованной преступностью, носящей межрегиональный характер; организация взаимодействия органов внутренних дел с полномочными представителями Президента РФ в соответствующих федеральных округах.

В частности, департамент по обеспечению безопасности дорожного движения (ДОБДД) будет переименован в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.

Новая структура министерства предусматривает наличие главного командования внутренних войск, следственного департамента, департамента госслужбы и кадров, департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций, департамента информационных технологий, связи и защиты информации, департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению, департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий, договорно-правового департамента, а также организационно-аналитического департамента.

Также в центральный аппарат МВД входят главные управления вневедомственной охраны; по обеспечению безопасности дорожного движения; по обеспечению охраны общественного порядка; по противодействию экстремизму; собственной безопасности; на транспорте; уголовного розыска; экономической безопасности и противодействия коррупции.

Кроме этого, в МВД будет образовано девять управлений: контрольно-ревизионное; оперативное; организационно-штатное; оперативно-разыскной информации; по организации дознания; по взаимодействию с институтами гражданского общества и СМИ; по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите; по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации; по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.

В документе отмечается, что подразделениями полиции не являются все департаменты, контрольно-ревизионное и оргштатное управления, а также управление по взаимодействию со СМИ.

В действующую до указа президента РФ структуру центрального аппарата МВД входят: Федеральная миграционная служба, Главное командование внутренних войск, Следственный комитет, 14 департаментов, главное управление на транспорте, два центра (информационно-аналитический и экспертно-криминалистический), два бюро (Интерпола и специальных технических мероприятий) и одно управление (по обеспечению госзащиты).

В другом указе президента РФ сообщается, что министру внутренних дел РФ разрешено иметь восемь заместителей, в том числе одного первого заместителя министра, одного статс-секретаря - заместителя министра, одного заместителя министра - начальника Следственного департамента министерства внутренних дел РФ и одного заместителя министра - главнокомандующего внутренними войсками министерства внутренних дел РФ, а также начальника Главного управления министерства внутренних дел РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу, пользующегося правами заместителя министра.

Штатная численность центрального аппарата министерства внутренних дел РФ установлена в количестве 9264 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе сотрудников органов внутренних дел РФ - 8000 человек, военнослужащих внутренних войск министерства внутренних дел РФ - 545 человек и федеральных государственных гражданских служащих - 719 человек.

Напомним, что в России 1 марта вступил в силу Закон "О полиции". С этого дня милиционеры официально называются полицейскими. Однако внешний облик сотрудников полиции останется прежним: старую милицейскую форму им придется донашивать до конца года.

Законом вводится ряд новых норм взаимоотношений между полицией и обществом. В частности, впервые в обязанности российского полицейского вводится обязанность разъяснять задержанному его право на юридическую помощь, услуги переводчика, на уведомление близких о том, что он задержан, а также право на отказ от дачи объяснений.

Кроме этого, задержанный имеет право на один телефонный звонок для уведомления родственников и близких лиц о своем задержании и местонахождении. Это право не распространяется на тех, кто скрывается от правосудия или совершил побег из мест заключения.

Новый закон запрещает сотруднику полиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. "Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание", - сказано в законе.

Работник полиции не вправе применять спецсредства, в том числе дубинки, против участников мирных демонстраций; к ним отнесены и несанкционированные. Это требование не распространяется на ситуации, связанные с пресечением массовых беспорядков и других действий, нарушающих движение транспорта, работу связи, деятельность организаций.

У сотрудников, несущих службу в общественных местах, будет нагрудный знак с именем, фамилией и названием его подразделения.

Закон наделяет полицейского правом проникать в жилые помещения без санкции суда и согласия собственника, если гражданам угрожает опасность. Если проникновение совершено в отсутствие хозяев, они будут извещены об этом в течение 24 часов, в течение суток об этом должен быть проинформирован прокурор.

При выявлении и пресечении налоговых преступлений полицейские смогут запрашивать у кредитных организаций информацию по операциям и счетам предпринимателей и юридических лиц, однако для предупреждения экономических преступлений такого права у них не будет - эта норма также была уточнена в ходе работы над проектом закона.

Согласно закону, до 1 января 2012 года соответствующим органам и организациям должны быть переданы полномочия полиции: по выдворению за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; по организации работы медвытрезвителей; по проведению техосмотра автотранспорта; по конвоированию задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу; по розыску должника и его имущества.

Структура МВД России, схема которой состоит из нескольких уровней, формируется таким образом, чтобы реализация функций этого института осуществлялась максимально эффективно. К основным задачам системы относятся разработка и выполнение государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних, в том числе миграционных, дел. Рассмотрим далее, что собой представляет структура МВД России. Схема расположения ее элементов, задачи и функции, которые исполняет система, - далее в статье.

Общие сведения

Из каких элементов состоит структура МВД? Схема включает в себя:

  1. Главные управления по федеральным округам.
  2. Министерства ВД республик.
  3. Главные управления иных субъектов страны, в том числе городов федерального значения.
  4. Отделы ВД на воздушном, железнодорожном и водном транспорте.
  5. Управления в административно-территориальных образованиях закрытого типа, режимных и особо важных объектах.
  6. Воинские части и соединения ВС.
  7. Представительства за рубежом.
  8. Прочие организации и штабные подразделения МВД, сформированные в порядке, определенном законодательством для реализации соответствующих задач.

Ключевые принципы

Они оказывают влияние на порядок, в соответствии с которым формируется структура МВД. Схема расположения элементов института обеспечивает постоянное внутреннее взаимодействие. Это, в свою очередь, способствует наиболее эффективной реализации поставленных задач. Структура МВД РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами:

  1. Соблюдения и уважения свобод и прав личности и гражданина.
  2. Гуманизма.
  3. Законности.
  4. Сочетания негласных и гласных средств и методов.
  5. Взаимодействия с государственными, региональными системами власти, местными органами, общественными организациями и представительствами зарубежных стран.

Задачи

Структура МВД РФ сформирована для:

  1. Разработки и реализации стратегии в рамках общей государственной внутренней политики.
  2. Совершенствования нормативного регулирования.
  3. Обеспечения защиты свобод и прав личности и гражданина в рамках своих полномочий.
  4. Предупреждения, выявления, пресечения правонарушений административного характера.
  5. Обеспечения охраны правопорядка, безопасности движения на дорогах.
  6. Осуществления контроля над оборотом оружия.
  7. Государственной защиты имущества.
  8. Управления ОВД, внутренними войсками, организации их работы.

Характеристика института

Понятие "внутренние дела" страны можно рассматривать как в широком, так и в узком смыслах. В перовом случае они предполагают работу органов госвласти в политической, социальной, экономической и прочих сферах жизни страны. В узком смысле под внутренними делами понимают обеспечение общественного порядка, безопасности граждан, охрану существующих форм собственности, борьбу с преступностью. Структура МВД - федеральный исполнительный институт власти. Он находится в подчинении президенту по вопросам, которые отнесены к его ведению, а также правительству страны. В своей деятельности институт руководствуется конституционными положениями, нормами иных законов, указами, распоряжениями высших органов власти, общепризнанными принципами, международными договорами. Ключевым актом, определяющим порядок, по которому формируется организационная структура МВД, ее задачи, полномочия и функции, выступает Положение о Министерстве ВД.

Руководящий состав

Структура МВД включает в себя высших должностных лиц. Ими выступают министр, первый и другие заместители. Указанные лица назначаются на посты и освобождаются от должностей по представлению правительства президентом страны. Министр несет индивидуальную ответственность за реализацию задач, которые выполняет структура МВД. Руководство сферой внутренних дел осуществляется непосредственно и централизованно. Последнее представляет собой управляющее влияние на само министерство, ГУ МВД и региональные управления и через них - на районные и городские отделы. Непосредственное руководство и координация деятельности осуществляются в отношении органов, служб, находящихся в подчинении. К ним, в частности, относятся органы ВД на транспорте, научно-исследовательские учреждения, окружные управления военного и материально-технического снабжения, прочие подразделения МВД РФ.

Основные направления работы

Руководствуясь объективными законами развития общества, учитывая экономическую и социальную, а также криминогенную обстановку в стране, можно сказать, что структура МВД состоит из органов:

  1. Определяющих стратегию работы всего института в целом и отдельных его элементов в частности.
  2. Реализующих мероприятия, направленные на совершенствование нормативной основы, организационной структуры, кадровой деятельности, исследования, обобщения и использования научных рекомендаций и передового опыта.
  3. Разрабатывающих методику несения службы.
  4. Анализирующих оперативную обстановку и прогнозирующих ее состояние.
  5. Разрабатывающих мероприятия превентивного (предупреждающего) характера.
  6. Обеспечивающих координацию работы органов ВД, служб и отделов.

Штатная численность

Как и структура института, она утверждается президентом. В частности, Указом главы страны от 19.07.2004 г. допускается иметь в министерстве двух замминистра, один из которых может являться первым заместителем. Также разрешено формировать до 15 департаментов, осуществляющих деятельность по ключевым направлениям, Следственный комитет, а также Главное командование ВД. Изменение структуры МВД также находится в ведении президента. Более детальный состав и штатное расписание для каждого управления и пр., положения о департаментах и прочих элементах системы утверждаются в приказах министра.

Центральный аппарат

Он имеет ключевое значение в сфере управления системой. Центральный аппарат осуществляет выработку основных направлений работы всех элементов министерства. Здесь же формируются основные звенья системы, определяются их цели и задачи, а также пути их достижения и реализации. В соответствии с приказом министра ВД № 730 от 10.11.2004 г., структура МВД образуется следующими департаментами:

  1. Административным.
  2. Госзащиты имущества.
  3. Кадрового обеспечения.
  4. Обеспечения безопасности на дорогах.
  5. По борьбе с терроризмом и организованной преступностью.
  6. Обеспечения правопорядка на режимных и закрытых объектах.
  7. Собственной безопасности.
  8. Обеспечения правопорядка на транспорте.
  9. Тыла.
  10. По охране общественного порядка.
  11. Уголовного розыска.
  12. Экономической безопасности.
  13. Организационно-инспекторский.
  14. Правовой.
  15. Финансово-экономический.

МВД выступает в качестве юридического лица. Организация имеет печать, на которой изображен государственный герб и ее наименование.

Структура ГУ МВД

Формирование президентом федеральных округов вызвало преобразования во всей системе исполнительной власти. Реформы, соответственно, повлекли изменение структуры МВД. № 644 от 4.06.2001 г., в частности, определено, что окружными отделениями министерства являются Главные управления по ФО. Глава страны определил, что основными задачами ГУ МВД выступают:

  1. Контроль, анализ и координация работы органов ВД в соответствующих округах.
  2. Организация работы ОВД по борьбе с преступностью, носящей организованный и межрегиональных характер.
  3. Обеспечение взаимодействия органов ВД с Главы государства в соответствующих округах.

Министр указа президента утвердил положения, в соответствии с которым установлена структура подразделений МВД в каждом ФО.

Системные элементы Главных управлений

Структура подразделений МВД включает в себя руководящий аппарат. В него входят начальник управления и сформированные при нем:

  1. Секретариат.
  2. Группа взаимодействия с Министерством ВД.
  3. Пресс-служба.
  4. Группа юридического обеспечения.
  5. Отдел кадров.

Административный аппарат

Начальнику Главного управления разрешено иметь 3 заместителя. Первому подчиняются следующие подразделения МВД по ФО:

  1. По координации анализа.
  2. По взаимодействию с общественными организациями и органами власти.
  3. По контролю и взаимодействию с ОВД.

В состав включены также:

  1. Организационно-плановый отдел.
  2. Дежурная часть.
  3. Информационно-аналитический отдел.

Второй заместитель является начальником оперативно-разыскной службы. Ему подчиняются отделы:

  1. Анализа и информации.
  2. По противодействию межрегиональным преступным группам.
  3. По борьбе с террористическими проявлениями и похищениями людей.
  4. По противодействию экономическим преступлениям.

Третий заместитель - замначальника по тылу. Он отвечает за деятельность отделов хозяйственного, финансово-экономического и материально-технического обеспечения, автохозяйство и комендантское отделение.

Важный момент

Кандидаты на руководящие должности Главных управлений ВД по ФО утверждаются по представлению министра президентом страны. Аналогичный порядок действует и в отношении процедуры снятия с постов. Формирование ГУ осуществляется в рамках общей численности штата органов ВД.

Городские и районные органы

Осуществляя свою деятельность, каждый линейный отдел руководствуется положениями Конституции, федеральными законами и прочими отраслевыми нормативными актами региональных органов госвласти, местного самоуправления и прочими документами. Функции районных и городских органов выступают как основные направления их работы. Реализуя их, они обеспечивают решение задач, возложенных на систему ВД. В структуру подразделений входят:

  1. Начальник и его заместители.
  2. Службы, осуществляющие обеспечивающие и основные функции.
  3. Штаб, выполняющий задачи по управлению.

Последний осуществляет сбор и обобщение сведений о состоянии оперативной обстановки в пределах подведомственной территории, подготовку проектов планов работы, административных решений, контроль исполнения законодательных положений и ведомственных актов. Отраслевые функции выполняют:

  1. Криминальная полиция МВД России.
  2. Уголовный розыск.
  3. Служба по противодействию экономическим преступлениям.
  4. ГИБДД.
  5. Служба по лицензионно-разрешительной работе и контролю осуществления охранной и частной детективной деятельности.
  6. Подразделения общественной безопасности.
  7. Службы обеспечения и координации деятельности уполномоченных участковых.

В качестве самостоятельных служб выступают следственные отделения. Функции обеспечения возлагаются на кадровые, обслуживающие и тыловые группы, техническое отделение, финансовую часть. При ОВД формируется служба вневедомственной охраны. Она выступает в качестве юридического лица и имеет собственную печать с государственным гербом, расчетный счет в банковской организации, самостоятельный баланс.

Полномочия министерства

В ведении МВД находится:

  1. Формирование ключевых направлений реализации госполитики в сфере миграции, общественной безопасности и обеспечения правопорядка.
  2. Разработка и представление правительству и президенту проектов ФЗ, актов и прочих документов, для которых необходимо соответствующее утверждение.
  3. Принятие решений по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.
  4. Определение основных направлений работы ОВД и внутренних войск, координирование их деятельности.
  5. Обобщение практики применения законодательных положений, выполнение анализа реализации госполитики, разработка мер по повышению эффективности функционирования системы МВД.
  6. Участие в создании целевых федеральных программ в рамках своей компетенции.
  7. Подготовка проектов отзывов и заключений на законодательные и прочие нормативные акты.
  8. Разработка и проведение мероприятий по совершенствованию системы охраны порядка на территории страны.

Практическая деятельность

МВД организует и выполняет в соответствии с правилами, установленными законодательством:

  1. Производство предварительного следствия и дознания.
  2. Оперативно-розыскную деятельность.
  3. Розыск похищенного имущества и лиц.
  4. Экспертно-криминалистическую деятельность.
  5. Контроль оборота служебного и гражданского оружия, сохранности и технического состояния огнестрельных средств, находящихся во временном использовании у юрлиц, выполняющих особые уставные задачи, соблюдения положений соответствующего законодательства.
  6. Лицензирование определенной категории деятельности.
  7. Выдачу разрешений на приобретение, ношение, хранение и использование оружия и патронов, их транспортировку, ввоз на территорию страны и вывоз с нее.
  8. Контроль частной охранной и детективной деятельности.
  9. Выдачу разрешений на транспортировку всеми видами транспорта взрывчатых веществ промышленного использования.
  10. Охрану режимных и особо важных объектов, специальных грузов, имущества организаций и граждан по договорам, и дипломатических представительств на территории страны.
  11. Организацию производства по административным делам, отнесенным к компетенции МВД.
  12. Обеспечение госзащиты судей, служащих контролирующих и безопасность участников разбирательств по уголовным делам и их близких.
  13. Выполнение дактилоскопической регистрации.
  14. Обеспечение режима военного и чрезвычайного положений при их введении на территории страны либо в ее отдельных районах, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
  15. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки, контроль и координация работы ФМС в данной сфере.
  16. Участие в территориальной обороне России при взаимодействии с ВС, иными войсками и формированиями, осуществляющими защиту государства.
  17. Обеспечение исполнения мероприятий по ГО, повышению устойчивости функционирования органов ВД, ФМС и внутренних войск в режиме военного времени, а также в случае возникновения ЧС.
  18. Участие в обеспечении выполнения гражданами установленной для них воинской обязанности, организация и ведение учета военнообязанных субъектов в установленном порядке.
  19. Организация специальных перевозок в пределах России в интересах ОВД, на основании постановлений правительства и межведомственных соглашений.
  20. Участие в работе по стандартизации, сертификации и метрологии.
  21. Обеспечение выполнения статистических наблюдений в соответствии с официальной методологией.
  22. Организация кадровой работы, переподготовки, подготовки, повышения квалификации, стажировки служащих, разработка и реализация мер по социальной и юридической защите сотрудников.
  23. Выработка и реализация лечебных, профилактических, оздоровительных, санаторно-курортных и реабилитационных мероприятий, направленных на укрепление здоровья должностных лиц и их родственников, пенсионеров системы ФМС и МВД, а также прочих лиц, обеспечение которых находится в ведении министерства.

Обслуживающие функции

В полномочия МВД входит обеспечение:

  1. ОВД и внутренних войск специальной, боевой и шифровальной техникой, боеприпасами, вооружением, прочими материально-техническими средствами, финансированием за счет средств федерального бюджета.
  2. Проведения конкурсов и заключения госконтрактов на размещение заказов по производству работ, предоставлению услуг и поставки товаров для нужд системы МВД.
  3. Внедрения научно-технических разработок, положительного опыта в работу ОВД и внутренних войск, развития автоматизированного управления и связи.

Министерство разрабатывает и осуществляет меры по развитию и укреплению материально-технического обеспечения органов ВД, внутренних войск, участвует в организации и совершенствовании снабжения ФМС. МВД может реализовывать и иные функции, если они предусматриваются положениями конституционных и прочих федеральных законов, актами правительства и президента страны. Контроль деятельности управлений осуществляется министерствами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов/областей, а также органами, входящими в систему местной власти в рамках полномочий, предоставленных им законодательством. Начальники и заместители отделов несут индивидуальную ответственность за их деятельность. За нарушения предписаний законодательства, положений регламентов и инструкций предусматриваются дисциплинарные, административные или уголовные наказания.

Генерал полиции Российской Федерации Владимир Александрович Колокольцев родился 11 мая 1961 г. в городе Нижний Ломов Пензенской области. На службу в органы внутренних дел поступил в 1982 г. в отдел милиции по охране дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в г. Москве.

В 1984 г. был назначен на должность командира взвода отдельного батальона ППСМ УВД Гагаринского райисполкома г. Москвы.

В 1985 г. поступил на очное отделение Высшего политического училища имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР на факультет по специальности "Правоведение", который закончил в 1989 г. По окончании учёбы вернулся на службу в ОВД на должность оперуполномоченного отдела уголовного розыска УВД Кунцевского райисполкома г. Москвы.

После этого был назначен заместителем начальника 20 отделения милиции г. Москвы, затем начальником 8 отделения милиции г. Москвы.

В 1992 г. Владимир Александрович направляется в Управление уголовного розыска на должность старшего оперуполномоченного 2 отдела УУР ГУВД г. Москвы. В начале 1993 г. назначается начальником 108 отделения милиции г. Москвы. Через 2 года утверждён в должности начальника отдела уголовного розыска
2 РУВД Центрального административного округа г. Москвы.

В 1997 г. переходит на службу в МВД России на должность начальника 4 регионального отдела РУОП по г. Москве при МВД России. Спустя два года назначен на должность начальника регионального оперативно-розыскного бюро по Юго-Восточному административному округу г. Москвы Центрального регионального управления по борьбе с организованной преступностью при Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД России.

В 2001 г. становится начальником 3 отдела оперативно-розыскного бюро Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу. Впоследствии назначается заместителем начальника оперативно-розыскного бюро ГУ МВД России по Центральному федеральному округу.

В 2007 г. назначен начальником Управления внутренних дел по Орловской области. В апреле 2009 г. становится первым заместителем начальника Департамента уголовного розыска МВД России.

7 сентября 2009 г. Указом Президента РФ генерал-майор милиции Владимир Александрович Колокольцев назначен начальником Главного управления внутренних дел по г. Москве.

10 июня 2010 г. Указом Президента РФ присвоено специальное звание "генерал-лейтенант милиции".

24 марта 2011 г. после прохождения переаттестации Указом Президента РФ назначен на должность начальника Главного управления МВД России по г. Москве с присвоением специального звания "генерал-лейтенант полиции".

21 мая 2012 г. Указом Президента РФ Владимира Путина генерал-лейтенант полиции Владимир Александрович Колокольцев назначен Министром внутренних дел Российской Федерации.

12 июня 2013 г. Указом Президента Российской Федерации № 556 Владимиру Александровичу Колокольцеву присвоено специальное звание "генерал-полковник полиции".

10 ноября 2015 года Указом Президента Российской Федерации № 554 Владимиру Александровичу Колокольцеву присвоено специальное звание "генерал полиции Российской Федерации"

18 мая 2018 года Указом Президента Российской Федерации № 230 Владимир Александрович Колокольцев назначен Министром внутренних дел Российской Федерации.

Колокольцев Владимир Александрович женат, имеет сына и дочь. Доктор юридических наук. Заслуженный сотрудник ОВД. Имеет государственные и ведомственные награды.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений