Отмена территориальных ограничений при продаже алкоголя. Дополнительные ограничения по алкоголю

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Правила продажи алкогольной продукции строго регламентируется существующим законодательством нашей страны.

Торговые точки, которые осуществляют такой вид деятельности, должны строго соблюдать существующие законы, поскольку их нарушение может спровоцировать привлечение к административной ответственности и наложение штрафов на большую сумму.

Закон о продаже алкоголя 2018

В текущем году существующий закон, определяющий правила реализации и оборота алкогольной продукции, претерпевает некоторые изменения – введен запрет на выпуск и продажу спиртосодержащей продукции, которая расфасована в ПЭТ-тару вместимостью более 1,5 литра.

Конкретно, с начала года нельзя продавать и покупать такой вид алкоголя в объемах опта, а с 1 июля вводится запрет и на розничную продажу продукции.

С таким запретом одновременно введена и ответственность за его нарушение.

Примите к сведению: с начала 2018 года при осуществлении производства и оптовой торговли запрещенной продукции, а с 1 июля и розничной, будет накладываться штраф с возможностью конфискации имеющегося на балансе алкоголя.

Использование системы ЕГАИС

Осуществление реализации алкоголя с использованием кассового аппарата

По новым правилам продавать алкогольные напитки с этого года в России можно только, используя систему ЕГАИС.

Система ЕГАИС создана и внедрена с целью регулирования продажи и выпуска алкогольных товаров, чистого спирта этилового, спиртосодержащей продукции.

Осуществление контроля за оборачиваемостью продукции начинается еще с этапа ее выхода с производства – заказа поставки у ее производителя.

На компьютеры выпускающих заводов, оптовых фирм и кассовые аппараты точек, осуществляющих продажу, устанавливаются программы, поддерживающие ЕГАИС.

Одним из важных аспектов возможности установления данной системы является наличие присоединения к интернету. В случае перебоев в работе интернета программа сохраняет все данные о получении и реализации товара, и после восстановления работы сети сохраненные данные автоматически передадутся на общий сервер.

Замечание специалиста: находящиеся в продаже алкогольные напитки обязательно должны иметь марку с нанесенным на нее штрих-кодом. Каждый штрих-код несет в себе информацию о производителе, лицензии на изготовление и прочую необходимую информацию.

При получении товара розничной точкой производится занесение данных о количестве и наименовании в специализированную программу, только после этого этапа алкоголь может выставляться на продажу.

При осуществлении продажи алкоголя чек, выданный покупателю, содержит в себе полную информацию о товаре, а данные о произведении операции с товаром фиксируются системой ЕГАИС.

Требования к торговой точке

Наличие склада на торговой точке является строго обязательным

Одним из самых важных моментов, на который особенно стоит обратить внимание, если вы являетесь начинающим предпринимателем, это то, что форма деятельности лица, осуществляющего продажу спиртных напитков, может быть оформлена только как открытое или закрытое акционерное общество.

Исключение составляет торговля и пивными напитками – владелец может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Также торговая точка, осуществляющая продажу спиртной продукции, должна отвечать следующим требованиям:

  1. Не может размещаться вблизи каких-либо спортивных и культурных учреждений (кроме точек общественного питания), на остановках транспорта, заправках, а также в местах массового скопления людей.
  2. Обязательным условием является наличие зарегистрированного кассового аппарата, посредством которого происходит фиксация факта продажи любого товара.
  3. На территории торговой точки запрещается реклама любого вида спиртосодержащей продукции.
  4. Обязательно наличие склада для продукции в размере не менее 50 квадратных метров.

Важно знать: по закону РФ запрещено продавать алкогольную, табачную продукцию и пиво молодым людям до 18 лет.

Правила продажи


Ограничение реализации алкоголя в ночное время

Реализация алкогольной продукции регламентируется следующими нормами и правилами:

  1. Запрещена продажа товара несовершеннолетним лицам. Этот пункт закона является одним из самых важных и значимых, поскольку за его нарушение предусмотрена наиболее большая сумма штрафа и другие взыскания с юридического лица. При возникновении сомнений в возрасте покупателя, продавец имеет право отказать в продаже в случае нежелания клиентом предоставить документ, подтверждающий истинный возраст.
  2. Запрещена продажа такого товара с 23 до 8 часов по местному времени. Исключениями могут являться сельскохозяйственные производители и ИП, осуществляющие продажу пива и аналогичных напитков при оказании услуг, попадающих под определение общественного питания;
  3. Торговля алкоголем разрешается только в случае наличия лицензии на осуществление данного вида деятельности, в котором указано юридическое и физическое лицо, имеющее право торговли, физическое место осуществления операций, а также сроки действия разрешения.

Ответственность за нарушение

По закону РФ запрещено продавать алкогольную, табачную продукцию и пиво молодым людям до 18 лет

Нарушение правил продажи алкоголя может повлечь за собой привлечение к административной ответственности.

Наложение штрафа и изъятие реализуемой алкогольной продукции с аннулированием лицензии может производиться в случае:

  • несоблюдения требований, предъявляемых к размещению торговой точки;
  • реализации товара без лицензии на торговлю;
  • отсутствия кассового аппарата на торговой точке;
  • не осуществление кассовой операции (не пробивается чек) при отпуске алкоголя;
  • при продаже алкоголя в неустановленное для этого время;
  • отпуск алкоголя лицу, не достигшему совершеннолетнего возраста.

Обратите внимание: являясь владельцем торговой точки, реализующей алкоголь, очень важно инструктировать своих работников по основным пунктам нарушений, поскольку законом предусмотрено, что штраф накладывается именно на бизнесмена, а не на нанятых работников.

Как получить лицензию


Получить лицензию на торговлю алкоголем имеет право юридическое лицо.

Для этого необходимо подать в соответствующий налоговый орган необходимые документы:

  • заявление на получение лицензии;
  • документы о регистрации и становлении на налоговый учет;
  • реквизиты счетов в банке;
  • подтверждение отсутствия задолженностей по оплате налогов;
  • договор на аренду или право собственности торговой точки;
  • документы, подтверждающие наличие соответствующего требования уставного капитала;
  • заключения соответствующих служб о том, что торговая точка соответствует санитарным, пожарным и экологическим нормам.

Примите во внимание: продолжительность действия получаемой лицензии на продажу алкоголя может составлять от одного до трёх лет. Если приближается срок окончания действия разрешения, нужно подать документы на ее продление.

Штраф за продажу без лицензии

За осуществление продажи алкоголя без наличия лицензии физические и юридические лица могут облагаться штрафом, определенным в соответствии с существующим Федеральным законом, регламентирующим правила торговли алкоголя.

Для индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей, для открытых и закрытых акционерных обществ эта сумма может достигать трехсот тысяч рублей.

Стоит отметить: кроме наложения штрафа за торговлю алкоголем без лицензии весь реализуемый спиртосодержащий товар может быть конфискован.

Торговля алкоголем считается весьма выгодным бизнесом, приносящим стабильную прибыль значительного размера. Однако, в погоне за еще большим заработком, не стоит пренебрегать существующими законами, нормами и запретами, иначе последствия могут не лучшим образом сказаться на вас и вашем бизнесе.

Предлагаем Вашему вниманию видеорепортаж, посвященный правилам продаж алкогольной продукции и новым требованиям в 2018 году:

Комиссия Нижегородского УФАС России 2 мая выдала предписание законодательному собранию в срок до 1 июля 2017 года предпринять меры, направленные на обеспечение прав хозяйствующих субъектов, деятельность которых ограничивается п.5 ч.1 ст.8 регионального закона №74-З «О регулировании отдельных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Данный пункт касается запрета на розничную продажу алкоголя на «территориально обособленных объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или во встроенно-пристроенных помещениях к многоквартирным домам, входы для покупателей в которые расположены со стороны подъездов этих многоквартирных домов».

Согласно предписанию, копия которого есть в распоряжении «Козы», с 1 июня текущего года УФАС диктует приостановить действие вышеуказанной нормы до ее отмены.

Как следует из решения антимонопольного ведомства по делу №1635-ФАС52-10/16 от 21 апреля 2017 года («Коза» также располагает данным документом), законодатель не представил фактов, позволяющих сделать вывод о взаимосвязи места размещения объектов розничной торговли алкоголем с количеством выявленных преступлений, на предупреждение которых якобы была направлена эта и другие нормы вышеуказанного закона. В то же время в УФАС были представлены копии жалоб ООО «Дирижабль», ООО «Алина», ЗАО «ТД Росмаг», ООО ПТГ «Сплин», ИП Левина Т.В., ООО «Абсолют», поступивших в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, в которых сообщается о негативных последствиях принятия оспариваемого правового акта.

«Следует отметить, что запретительные меры на розничную торговлю алкогольной продукции вводятся в условиях наличия лицензии на продажу алкогольной продукции у магазинов и без учета того, что предприниматели понесли затраты, связанные с установкой ЕГАИС», - отмечают антимонопольщики.

Со ссылкой на данные регионального минпромторга УФАС указывает в решении, что общее количество лицензиатов на рынке розничной торговли и предпринимательства Нижегородской области по состоянию на 27.03.2017 года составляет 1737. Всего в Нижегородской области 6668 объектов розничной продажи алкоголя, из них 879 реализуют алкогольную продукцию в местах общественного питания.

«Указанные показатели позволяют сделать вывод о том, что действие данного закона негативно отражается на значительном количестве добросовестных участников рынка реализации алкогольной продукции», - заявляет комиссия УФАС, приходя к выводу, что заксобрание, применив свое право на урегулирование вопросов в сфере реализации алкогольной продукции, тем не менее, нарушило нормы антимонопольного законодательства.

Есть основания полагать, что спор по данному вопросу перенесется в арбитражный суд, где уже находится дело в сфере оборота лекарственными препаратами в Нижегородской области.

Кстати, известно Дениса Алексеева, который в преддверии нового 2017 года сказал «Козе» следующее: «Люди готовы жить в жестких рамках, платить налоги. Но когда это всё прозрачно и понятно.

Минпромторг предлагает отменить запрет на продажу алкоголя на территориях спортивных объектов, в санаториях, на розничных рынках, в киосках и пр., а также легализовать продажу через Интернет. Такие предложения сформулировало ведомство в докладе о розничной продаже алкоголя, который будет рассмотрен на ближайшем заседании рабочей группы при Минэкономразвития (документ находится в распоряжении «Известий»). Как отмечается в докладе, все текущие меры лишь наносят удар по мелкой розничной торговле и увеличивают долю нелегальной продажи алкоголя. Так, за последние три года в России из-за ограничений по продаже алкоголя было закрыто более 12 тыс. розничных магазинов, 6 тыс. кафе и ресторанов и несколько десятков тысяч киосков.

Пиво в места обитания

Как пояснили в пресс-службе Минпромторга, доклад «Предложения по ограничениям розничной продажи алкоголя» подготовлен по поручению замминистра экономического развития Олега Фомичева для рассмотрения на заседании рабочей группы по повышению эффективности госрегулирования и конкуренции на алкогольном рынке.

Минпромторг подчеркивает, что сейчас «государственное регулирование в сфере оборота алкоголя носит хаотичный запрещающий характер и не нацелено на реальные проблемы». Итогом предпринятых мер стало лишь усугубление положения на рынке розничной торговли, поскольку «алкоголь является товаром-драйвером, который составляет около 40% оборота малого торгового бизнеса».

«По состоянию на конец 2015 года вследствие ужесточения правил розничной продажи алкоголя, в том числе в части прилегающих территорий, а также в силу запрета продажи пива в нестационарных торговых объектах в России происходит серьезное сокращение объектов торговли и общественного питания. За последние три года по этим причинам полностью прекратили работу около 12 тыс. стационарных магазинов, около 6 тыс. предприятий общественного питания, а также несколько десятков тысяч нестационарных торговых объектов», - говорится в докладе.

Также многочисленные ограничения приводят к росту нелегального рынка алкоголя - «с 2014 года наблюдается существенный рост потребления нелегального алкоголя или алкогольных суррогатов. По оценкам МВД, в ряде регионов объем такого потребления составляет до 50% рынка».

В связи с этим Минпромторг предлагает отменить некоторые территориальные ограничения по продаже, оставив в силе только запрет на торговлю алкоголем рядом со школами и поликлиниками. «Прилегающие территории - одно из самых вредных ограничений для бизнеса, порождающее массу злоупотреблений, рэкет, коррупцию».

В частности, по мнению ведомства, следует разрешить продавать алкоголь на территориях спортивных объектов, так как запрет привел к закрытию спортивных кафе и баров, размещавшихся в зданиях стадионов, фитнес-центров и пр. Запрет можно оставить действующим лишь в дни проведения соревнований.

Табу на продажу алкоголя в санаторно-курортных учреждениях «не в последнюю очередь не дает нашим здравницам в Крыму и на Северном Кавказе конкурировать с зарубежными аналогами, где таких ограничений нет». А запрет торговать на территориях, прилегающих к детским садам и другим дошкольным учреждениям, министерство назвало «абсурдным».

Минпромторг отмечает, что, в отличие от России, в большинстве стран Европы разрешено продавать вино и пиво на розничных рынках и уличных ярмарках.

«Существование указанного запрета не оправдано никакими соображениями и влечет лишь то, что владельцы действующих розничных рынков перестают обозначать свои объекты как рынки и продолжают функционировать как «торговые комплексы», искусственно выпадая из сферы регулирования законом о розничных рынках, которым предусмотрен ряд важных мер, в частности, по ветеринарному контролю и обеспечению безопасности реализуемой продукции», - считают в Минпромторге.

Кроме того, предлагается вернуться к обсуждению вопроса о торговле пивом в киосках, поскольку, по оценкам ведомства, несколько десятков тысяч нестационарных торговых объектов прекратило свою работу из-за этого запрета.

Лицензионные наценки

Министерство отмечает еще одну важную проблему - завышенные лицензионные требования к продаже алкогольной продукции, которые ударяют по общепиту и розничной торговле.

«Результатом высоких лицензионных требований к организациям общественного питания являются высокие издержки и как следствие высокие цены на реализуемую продукцию. По данным исследований, проведенных компанией Nielsen, в странах Европы разница между розничной ценой, например, пива в магазинах и его ценой в кафе и ресторанах составляет около 30–40%, в то время как в России эта разница составляет как минимум 100%», - говорится в докладе Минпромторга.

При этом если в странах Европы объем потребления алкоголя в местах общепита составляет 30–40% от общего объема потребления, то в России он не превышает 3%. В итоге россияне из-за дороговизны и дефицита доступных кафе употребляют алкоголь в скверах и парках, нарушая общественный порядок.

Минпромторг выступает за поддержку продажи спиртного в кафе, поскольку «потребление алкоголя в рамках общественного питания является контролируемым. Исключается возможность потребления алкоголя несовершеннолетними, ибо это сразу бросается в глаза окружающим». Кроме того, именно распитие спиртного в кафе и ресторанах формирует нормальную культуру потребления. Тем более что большую часть оборота алкоголя в общепите составляют некрепкие напитки - вино, пиво и пр.

Министерство предлагает смягчить лицензионные требования для розничной продажи вина.

«Это позволит увеличить сбыт легальной винодельческой продукции и будет способствовать выполнению задачи перераспределения потребления с крепкого алкоголя на вино и пиво», - говорится в докладе.

Также в Минпромторге считают необходимым снять запрет продажи алкоголя через интернет. Как считают в ведомстве, «целесообразно создать действенные механизмы контроля: реестр продавцов алкогольной продукции через интернет; внесудебную блокировку сайтов, продающих алкоголь нелегально (то есть сайтов, не состоящих в реестре)».

Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз утверждает:

Нам надо менять структуру потребления алкоголя, хотя бы пытаться восстановить советскую. У нас в 1950–1970-х годах была сформирована фактически европейская структура потребления - пива было 25 л на душу населения в год, винодельческой продукции - 28 л и 10 л крепкого алкоголя. Сегодня у нас этот показатель - 70 л пива, 8 л вина и около 17–18 л крепкого алкоголя. Нам нужно минимизировать потребление крепкого спиртного. Для этого должны быть льготы для производителей и продавцов вина, а также для общепита, - сказал он.

В Минэкономразвития также считают, что необходимо совершенствовать госрегулирование в сфере алкогольного рынка.

Минэкономразвития России в целом поддерживает меры, направленные на повышение предпринимательской активности на рынке розничной продажи алкогольной продукции. Вместе с тем указанные предложения обсуждаются, и в настоящее время позиция министерства по ним формируется, - говорит помощник министра экономического развития Елена Лашкина. - Также полагаем, что государственное регулирование в сфере алкогольного рынка нуждается в совершенствовании, при этом такой подход не должен повлечь за собой рост чрезмерного употребления алкогольной продукции населением.

Производители пострадали, ретейлеры не приобрели

Производители алкоголя отмечают, что вышеперечисленные меры были на руку только крупным сетевикам, которые с уходом большого числа киосков и мелких магазинов получили около 10% оборота. Однако ритейлеры отрицают это - большая доля перешла в теневой сектор, а не в супермаркеты.

Генеральный директор Группы компаний «Таркос» Дмитрий Тарасевич отметил, что производители алкоголя только недавно адаптировались к отсутствию мелкой розницы.

На момент введения запрета на продажу пива в киосках была серьезная просадка. Некоторые некрупные производители ушли с рынка. Сейчас все более-менее стабилизировалось, но полностью рынок так и не восстановился после запрета. От этого выиграли только крупные федеральные сети, которые одним махом получили около 10% оборота всего рынка. А теперь у нас другая беда - ЕГАИС (электронная система для контроля над оборотом алкоголя, к которой с 1 января обязаны подключиться оптовые компании, с 1 июля - розничные. - «Известия»), - сказал Тарасевич.

У некоторых производителей алкогольной продукции есть свои розничные точки, начиная от магазина на заводе и заканчивая фирменными магазинами, но в основном каждый занимается своим делом. Ограничение розницы, конечно, оказывает косвенное влияние на легальное производство, - говорит председатель правления Союза производителей алкогольной продукции, начальник управления информации и внешних связей ОАО «Росспиртпром» Дмитрий Добров.

Однако Добров не согласен с тем, что нужно отдавать приоритет производителям и продавцам слабой алкогольной продукции.

Условия продажи алкоголя должны быть одинаковыми для всех видов, мы выступаем за единообразный подход. Безусловно, нужно пересматривать нормы по расстояниям для продажи, а также важно учитывать то, что если розничная точка пытается открыться рядом с действующим медкабинетом - это один вопрос. Но если продавец работает длительное время, а рядом возникает социальный объект - ситуация другая, - считает Добров.

Когда вводился запрет на продажу пива в киосках (действует с 1 января 2013 года), эксперты прогнозировали, что крупные розничные магазины получат за счет этого 2,75 трлн рублей за год. Однако, как считает председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов, бывший исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли, такого существенного прироста прибыли не произошло.

Нельзя сказать, что крупная розница особо выиграла. Потребитель ищет более дешевую продукцию, и цена алкоголя, например водки, в районе 185 рублей за пол-литра - для регионов очень большая сумма. Ограничения продажи алкоголя на объектах торговли не привели к тому, что вся доля перешла в крупный формат, большая часть перешла в нелегальный сектор. По некоторым данным, нелегальный алкоголь составляет две трети от общего оборота, - говорит он.

Карпов напомнил, что крупные ритейлеры тоже страдают от территориальных ограничений.

Особенно это касается тех компаний, у которых есть формат «магазинов у дома», - это «Пятерочка», «Дикси» и пр. Многие из них также расположены вблизи социальных объектов и не имеют права заниматься продажей крепкого алкоголя, - сказал эксперт.

Карпов сомневается, что послабляющие меры найдут поддержку у других органов власти.

Предложения Минпромторга вписываются в заявленную ведомством стратегию развития разных форматов торговли. И в условиях кризиса важно поддержать малые предприятия, - говорит он. - Прошло достаточно времени, чтобы проанализировать, как повлияли те или иные меры. Но не факт, что они «пройдут»: есть ярые противники смягчения требований. Росалкогольрегулирование в своей стратегии, напротив, предусматривает сокращение числа точек продаж, что должно способствовать уменьшению продажи алкоголя.

Расстояние от объекта розничной торговли алкогольной продукцией до мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности измеряется по пешеходной зоне.

1. К местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности относятся: вокзалы, аэропорты, станции метрополитена, железнодорожные платформы, рынки, объекты военного назначения, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, а также детские и образовательные организации (в т.ч. студенческие общежития).

2. Запрещается розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии до 100 метров от детских, образовательных организаций, студенческих общежитий, библиотек, осуществляющих образовательный процесс, оптовых и розничных рынков.

Запрет, установленный настоящим пунктом, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями при оказании услуг общественного питания (кроме кафе-молочных, детских, диетических столовых), на расстоянии от 25 метров.

3. Запрещается розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии до 25 метров от медицинских организаций, вокзалов, аэропортов, станций метрополитена, железнодорожных платформ, объектов военного назначения, объектов спорта. Расстояние до станции метрополитена определяется от входных дверей для посетителей предприятий розничной торговли или общественного питания до дверей станции метрополитена. 4. В случае если детские, медицинские, образовательные организации, студенческие общежития, библиотеки, осуществляющие образовательный процесс, оптовые и розничные рынки, вокзалы, аэропорты, станции метрополитена, железнодорожные платформы, объекты военного назначения, объекты спорта включают в себя также огороженный земельный участок, расстояния, установленные пунктами 2 и 3, определяются от входных дверей для посетителей предприятий, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, до ближайшего входа для посетителей на территорию огороженного земельного участка.

5. Расстояния, установленные пунктами 2 и 3, определяются от входных дверей для посетителей предприятий розничной торговли или общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, до входных дверей для посетителей предприятий, перечисленных в пунктах 2 и 3. Расстояние измеряется по тротуарам или пешеходным дорожкам, аллеям, пешеходным переходам.

6. В случаях если предприятие розничной торговли или общественного питания находится внутри торгового центра (торгового комплекса), иного здания, строения, при установлении расстояний от предприятий, перечисленных в пунктах 2 и 3, до предприятия, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, учитывается расстояние внутри торгового центра (торгового комплекса), иного здания, строения до входных дверей для посетителей указанного предприятия.

Какие именно дополнительные ограничения по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вводят региональные власти? Законны ли они?

Как известно, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в том числе в рамках оказания услуг общественного питания, необходимо учитывать запреты и ограничения, установленные Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». О них мы писали в статьях «Запретный алкоголь при оказании услуг общепита» (№ 7, 2015), «Особые требования к стационарному торговому объекту при продаже алкоголя» (№ 8, 2015). В то же время в нагрузку к запретам и ограничениям, предусмотренным непосредственно на федеральном уровне, органы государственной власти субъектов РФ наделены правом устанавливать дополнительные ограничения в отношении розничной продажи алкоголя. Выясним, любые ли ограничения и запреты вправе вводить региональные власти и могут ли они затрагивать лиц, реализующих алкогольную продукцию при оказании услуг общепита.

Норма, развязывающая руки региональным властям, дословно звучит так (это абз. 2 п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Дополнение должно быть введено соответствующим органом

Как разъяснил Пленум ВАС в п. 12 Постановления от 11.07.2014 № 47, соответствующие акты о введении дополнительного ограничения по алкоголю могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, так как тем самым устанавливаются ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота. ФАС, в свою очередь, добавила, что дополнительные «алкогольные» ограничения зачастую вводятся органами местного самоуправления, что не соответствует действующему законодательству (Письмо от 31.12.2014 № АК/55277/14). В связи с этим ограничения, налагаемые не тем органом, судьями во внимание не принимаются. Приведем примеры.

Установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции Постановлением Правительства Республики Тыва от 21.02.2012 № 96, являющегося исполнительным органом государственной власти, не соответствует положениям федерального законодательства. Доводы заявителя кассационной жалобы о делегировании Правительству Республики Тыва полномочий в отношении ограничения времени реализации алкогольной продукции не могут быть приняты во внимание, поскольку вступают в противоречие с разъяснениями, содержащимися в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ № 47 (Постановление АС ВСО от 22.06.2015 № Ф02-2621/2015 по делу № А69-3106/2014).

Установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции Указом Президента Республики Саха (Якутия), то есть подзаконным нормативным правовым актом, противоречит положениям федерального законодательства (Постановление ФАС ВСО от 29.07.2014 № Ф02-2465/2014 по делу № А58-7168/2013).

Ограничение по возрасту

Пунктом 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ запрещена розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним (то есть лицам, не достигшим 18-летнего возраста, – п. 1 ст. 21 ГК РФ). Могут ли региональные власти поднять возрастную планку для лиц, которым разрешено продавать алкоголь? Именно такая норма содержится в пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона Республики Мордовия от 16.04.2015 № 18-З «О государственном регулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия»: на территории Республики Мордовия не допускается розничная продажа алкогольной продукции лицам моложе 21 года. Верховый суд РФ поддержал судей, которые приняли решение о признании указанной нормы недействительной как не соответствующей федеральному закону. Установление возрастного ценза для покупателя алкогольной продукции является прерогативой федерального законодателя и не относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Высший арбитр подчеркнул: оспариваемым положением вводится ограничение гражданских прав в сфере экономического оборота, что противоречит абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ, согласно которому основные начала гражданского законодательства, гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона. В настоящее время возрастные ограничения, подлежащие применению в области розничной продажи алкогольной продукции, установлены федеральным законом и могут быть изменены, вопреки доводам апелляционной жалобы, только на основании федерального закона (Апелляционное определение ВС РФ от 09.12.2015 № 15-АПГ15-4).

Ограничение по времени

На федеральном уровне (абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ) действует запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 23.00 до 8.00 по местному времени, но распространяется он не на всех. Так, в группу исключений попали организации и индивидуальные предприниматели, реализующие алкоголь при оказании услуг общественного питания (напомним, ИП вправе заниматься розничной продажей только пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи).

Региональные органы власти вправе указанный временной запрет расширить. Но могут ли они такое ограничение распространить на лиц, оказывающих услуги общепита? Высший арбитр разделяет точку зрения о том, что положения п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ предоставляют субъекту РФ право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания (определения от 22.07.2015 № 59-АПГ15-4, от 28.05.2014 № 31-АПГ14-2). Причем ВС РФ находит правомерным введение дополнительного ограничения в отношении только определенных типов предприятий общепита.

Так, Законом Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1248-З № 51-V «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)» закреплен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 20.00 до 14.00 по местному времени. Соблюдать данный запрет не нужно организациям и индивидуальным предпринимателям при оказании услуг общественного питания, но при условии, что заведение общепита относится к типу «ресторан» в соответствии с ГОСТ Р 50762-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» (изменение про рестораны действует с 01.08.2015).

Судьи расценили, что установление дополнительных ограничений по продаже алкоголя в зависимости от типа предприятия общественного питания не может быть квалифицировано как создание дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов в сфере общепита, в том числе закусочных. Ресторан и закусочная относятся к разным типам предприятий общественного питания. Запрет продажи алкоголя в закусочной в период с 20.00 до 14.00 по местному времени и отсутствие такого запрета в отношении ресторана, как реализация полномочий субъекта РФ в сфере правового регулирования оборота алкоголя, не нарушают положений Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Определение ВС РФ от 25.11.2015 № 74-АПГ15-33).

Под запретом алкоголь на вынос

На практике также достаточно часто встречаются ситуации, когда региональные власти запрещают организациям, оказывающим услуги общественного питания, осуществлять розничную продажу алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки). Пример – п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона Забайкальского края от 26.12.2011 № 616-ззк (введенный Законом Забайкальского края от 25.09.2014 № 1050-ззк), согласно которому организациям и ИП при оказании услуг общепита запрещена розничная продажа алкогольной продукции, если не обеспечено недопущение выноса алкоголя с 20.00 до 11.00 по местному времени. Здесь же пояснено: под выносом алкогольной продукции понимается ее перемещение за пределы помещения для обслуживания потребителей на предприятии общественного питания.

Данная норма стала предметом рассмотрения в суде, который посчитал, что противоречия между ней и федеральным законодательством отсутствуют. В свою очередь, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ не нашла причин не согласиться с выводом суда первой инстанции. При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения невыполнимы без нарушения конституционных прав третьих лиц, что перемещение клиентом приобретенной алкогольной продукции может быть пресечено либо воспрепятствованием покупателю выхода из помещения, либо ее изъятием, расценены как надуманные. Ни один закон не может рассматриваться в качестве средства, направленного на нарушение конституционных прав граждан, если того не требует федеральный закон и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Напротив, установленная оспариваемым законом обязанность организации, ИП при оказании услуг общественного питания обеспечить недопущение выноса алкогольной продукции в течение времени запрета ее розничной продажи подразумевает возможность ее исполнения любыми не запрещенными законом мерами (допустим, путем отпуска алкогольной продукции в розлив, предупреждением покупателей о запрете ее выноса за пределы помещения предприятия общепита) (Определение ВС РФ от 24.06.2015 № 72-АПГ15-4).

Еще один пример – Закон Краснодарского края от 04.06.2012 № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков», п. 4 ст. 4.1 которого закреплен запрет розничной продажи алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки), осуществляемой организациями при оказании ими услуг общественного питания. Решением Краснодарского краевого суда от 22.07.2015 № 3-141/2015 данная норма была признана не противоречащей Федеральному закону № 171-ФЗ, а ВС РФ счел такой вывод правильным (Апелляционное определение от 18.11.2015 № 18-АПГ15-34). Закон Краснодарского края № 2497-КЗ принят в целях защиты здоровья и нравственности населения Краснодарского края в пределах полномочий, предоставленных субъекту РФ, во исполнение предписаний Федерального закона № 171-ФЗ. Ссылки в апелляционной жалобе на национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50762-2007 не могут быть приняты во внимание, поскольку содержащиеся в нем положения не относятся к сфере общественных отношений, являющихся предметом регулирования указанного федерального закона.

Продажа алкоголя зависит от количества столов и посадочных мест

Уже попавший на «зубок» судьям Закон Забайкальского края № 616-ззк содержит среди прочего требование о том, что на территории Забайкальского края организации и ИП при оказании услуг общепита могут заниматься розничной продажей алкоголя при условии наличия в помещении для обслуживания потребителей не менее 8 столов и 32 посадочных мест. Аналогичную норму можно найти в Законе Амурской области от 25.09.2014 № 403-ОЗ «О некоторых вопросах регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Амурской области»: в зале обслуживания должно быть не менее 6 столов и 24 мест для обслуживания посетителей с потреблением на месте (п. 2 ч. 1 ст. 1). Два ИП и ООО посчитали, что данная норма нарушает их права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку вводит дополнительные, не предусмотренные законом ограничения для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания, ставит в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами. Однако судьи (и их поддержал ВС РФ) не усмотрели оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному законодательству. В ней содержится не требование (обязательное предписание) к предприятию общественного питания, а дополнительное ограничение условий (обстоятельств, от которых зависит наступление конкретного события) розничной продажи алкогольной продукции заведениями общепита (Определение ВС РФ от 10.06.2015 № 59-АПГ15-2).

Запрет на продажу отдельного вида алкоголя

К примеру, такой запрет имеется в Законе Республики Мордовия № 18-З. На территории Республики Мордовия запрещена розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков, а именно алкогольной продукции с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9% объема готовой продукции и одновременно кофеина или других тонизирующих веществ в количестве не менее 15,1 мг в 100 мл данной продукции (п. 3 ст. 7).

Подобная норма была включена и в Закон Брянской области от 29.02.2012 № 8-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области» (п. 2 ст. 6.2) Законом Брянской области от 05.02.2015 № 1-З. Однако судьи посчитали, что запрет на розничную продажу одного вида алкогольной продукции на всей территории Брянской области введен неправомерно (п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ такого права субъекту РФ не предоставляет) (Апелляционное определение ВС РФ от 16.09.2015 № 83-АПГ15-6). В итоге Законом Брянской области от 28.12.2015 № 140-З п. 2 ст. 6.2 Закона Брянской области № 8-З признан утратившим силу.

Федеральным законом № 171-ФЗ законодательным (представительным) (не исполнительным) органам государственной власти субъектов РФ (не органам местного самоуправления) предоставлено право вводить дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания. В связи с этим региональные власти могут увеличить период времени, установленный указанным законом (с 23.00 до 8.00), когда розничная продажа алкоголя недопустима (например, с 20.00 до 11.00). Это дополнительное ограничение может не распространяться на лиц, оказывающих услуги общепита (как и по федеральному закону), или только на часть из них (например, на заведения общепита, относящиеся к типу «ресторан», либо при условии обеспечения недопущения выноса алкоголя). Еще одно возможное дополнительное ограничение по алкоголю, которое субъекты РФ могут ввести для предприятий общепита, – это определенное количество столов и посадочных мест в зале обслуживания. В то же время на уровне региона не может быть установлен запрет на розничную продажу алкоголя лицам моложе 21 года или отдельного вида алкогольной продукции.

Утвержден и введен в действие с 01.01.2009 Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 475-ст. Утратил силу 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст.

Название закона: «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на территории Забайкальского края».

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений