Польский флот во второй мировой войне. Корабли получат названия бывших польских городов

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Вскоре у Польши останется только одна субмарина - советская, класса "Кило".


К 2015 году Польша может остаться без военно-морского флота. Такой вывод содержится в секретном докладе польского ВМФ для комиссии по делам национальной обороны нижней палаты польского парламента. Корабли и подлодки стремительно устаревают, а денег на их модернизацию и замену нет из-за покупки американских истребителей F-16.

Всего военно-морские силы Польши насчитывают сейчас 41 судно. Ядро боевого потенциала флота составляют два больших ракетных фрегата, три малых ракетных корабля, корвет и пять подводных лодок.

В конфиденциальном докладе, к тексту которого получили доступ журналисты «Газеты Выборча», говорится, что за последние двадцать лет польский ВМФ не получил ни одного нового корабля. По оценкам авторов доклада, к 2015 году польский ВМФ, большая часть кораблей которого была произведена во второй половине 1960-х годов, будет вынужден списать большинство своих боевых единиц. Через семь лет наступит конец срока эксплуатации двух ракетных фрегатов, двух малых ракетных кораблей и четырех подводных лодок. Это приведет к «утрате боеспособности» флота.

В докладе сообщается, что основу ударной мощи польского ВМФ составляют два больших ракетных фрегата «Пуласки» и «Костюшко». Оба были спущены на воду в 1980 году. В 2001 году Польша получила их от США. Они вооружены относительно современными ракетами Standard и Harpoon. Проблема, как сообщается в докладе, заключается в том, что в 2014 году в США останавливают производство запасных частей для кораблей такого класса. Сложности также связаны с тем, что на фрегатах используются вертолеты Kaman Super Seasprite. От них американские военно-морские силы отказались еще в 2001 году. Сохранение на вооружении старых вертолетов, по оценкам авторов доклада, очень затратно.

Надо отметить, что и сейчас эксплуатация этих кораблей – удовольствие не из дешевых. По сведениям польского издания «NIE», приведение американских «подарков» в порядок обошлось польским налогоплательщикам в десятки миллионов долларов. Дело в том, что после двадцатилетнего использования фрегаты нуждались в капитальном ремонте. Американцы сэкономили на нем, передав корабли полякам и при этом заработав на запчастях, технической помощи и обучении персонала.

Не лучше обстоит ситуация с подводными лодками. Самая молодая из четырех подлодок класса «Коббен», которые были переданы Польше Норвегией, имеет 40 лет от роду. Первоначально предусмотренный срок использования составляет 25 лет, однако они эксплуатируются по сей день. Сейчас флот испытывает серьезные проблемы с запчастями к подлодкам: те, что есть, уже подходят к концу.

В докладе говорится, что ремонт большинства подлодок уже невозможен. За годы эксплуатации из-за борьбы с ржавчиной стенки корпусов серьезно истончились. Через несколько лет может случиться так, что единственной польской подлодкой на ходу окажется советская субмарина «Орел» класса «Кило» 1986 года выпуска.

По оценкам авторов доклада, для того, чтобы ВМФ Польши сохранял боевую готовность, в течение 10 лет в него нужно вложить $8-10 млрд. Однако, как отмечают польские СМИ и члены парламента, до 2015 годы в бюджете в отношении военных нужд будут иные приоритеты: необходимо заплатить несколько миллиардов долларов за купленные у США истребители F-16. Поэтому свободных средств не будет.

Помимо этого есть и еще одна проблема: срок выполнения заказа. Строительство среднего военного корабля занимает порядка пяти лет. То есть решение о начале работ необходимо принимать уже сейчас.

Когда содержание доклада стало достоянием общественности, комиссия верхней палаты польского парламента обратилась к правительству. Депутаты хотят, чтобы последнее одобрило «Национальную программу строительства кораблей» (НПСК). В обращении парламентариев говорится, что если это не будет сделано и не начнется обновление польского ВМФ, то после 2018 года польский военный флот будет не в состоянии выполнять поставленные перед ним задачи.

Необходимость появления на свет НПСК обсуждается в Польше уже довольно давно. Еще осенью прошлого года заместитель командующего ВМФ сообщил, что готовится такая программа, а на ее цели предназначаются 15-17 млрд злотых ($7,5-8,5 млрд) до 2020 года. Интересно, что еще в мае 2006 года на модернизацию ВМФ предполагалось выделить в два раза больше средств.

Однако очевидно, что и прошлогодний урезанный вариант программы – это труднодостижимая цель. Это понимают и парламентарии. Поэтому в обращении к правительству нет каких-либо амбициозных требований. Депутаты хотят поддержать ВМФ таким образом, «чтобы сохранить только минимальный потенциал военно-морских сил».

Положение, действительно, очень серьезное. По словам Януша Земке, главы комиссии по делам национальной обороны нижней палаты польского парламента, «мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда один из родов войск может просто прекратить существование».

Гжегош Холданович – редактор одного из изданий, посвященных военной тематике, – оценивает состояние ВМФ как критическое. По его мнению, это следствие заблуждения середины 1990-х гг., когда было принято думать, что «нам ничто не угрожает и можно отложить модернизацию на более поздний срок».

Польские СМИ отмечают парадоксальность сложившейся ситуации: по планам НАТО, именно Польша отвечает за положение дел на Балтике. Германия и Дания базируют свои флоты на Северном море. В определенном смысле это на руку России. Если натовский форпост на Балтийском море находится в плачевном состоянии – это хорошо. Есть только одно «но»: проблема старения флота весьма актуальна и для российского военно-морского флота.

Военно-морские силы Польши (польск. Polska Marynarka Wojenna - PMW) - один из видов Вооружённых сил Республики Польша, включающий в себя боевые корабли и катера, суда вспомогательного флота, силы береговой охраны, военно-морские базы и пункты базирования флота, морскую авиацию и военно-морские учебные заведения.

Формирование военно-морских сил началось вскоре после провозглашения независимости Польши. Уже 28 ноября 1918 года указом Ю.Пилсудского были образованы Военно-морские силы Республики Польша. Первые части были сформированы в Модлине, это были флотилия речных кораблей, дивизия моряков-резервистов и батальон морской пехоты под командованием генерала Йозефа Халлера (Józef Haller), сформированные из матросов бывшего немецкого флота.

Становление военного флота

После подписания Версальского мирного договора Польша получила выход к Балтийскому морю на 70-км полосе побережья с портами Хель и Пуцк. Последний стал колыбелью образования морских сил военного флота, именно на него базировалось гидрографическое судно ORP Pomorzanin – один из первых вымпелов ВМС Польши.

После капитуляции Германии из состава немецкого военно-морского флота Польша получила 6 малых миноносцев и 4 тральщика, еще 2 канонерские лодки были получены из состава российского Императорского флота. Для начала 1920-х годов этих сил было вполне достаточно для защиты непротяженной морской границы.

Во время Советско-польской войны 1919-1920 годов на сухопутном фронте сражалось 2500 моряков из состава батальона морской пехоты, а также экипажи кораблей Висленской и Пинской военных флотилий.

Первые программы развития флота

В 1920 году была разработана первая 10-летняя программа развития военного кораблестроения, которая предусматривала постройку двух линкоров, шести крейсеров, 28 эсминцев и большого числа малых кораблей. Нереальность программы была столь очевидна, что ее даже не стали выносить на обсуждение сейма.

В 1924 году была подготовлена так называемая "малая программа". По ней за 12 лет польские ВМС должны были пополниться 2 крейсерами, 6 эсминцами, 12 миноносцами, 12 подводными лодками. В следующем году в сейм подали запрос на вы¬деление средств на постройку 9 подводных лодок (в том числе - трех подводных заградителей). Однако из-за тяжелого финансового положения страны была утверждена закупка только трех подводных минных заградителей. Позже удалось добиться выделения дополнительных средств на закупку двух ЭМ. Корабли заказывали во Франции (эсминцы) и Голландии (ПЛ).

Параллельно с заказом кораблей за рубежом, под руководством командования флота в лице вице-адмирала Казимижа Поребского (Kazimierz Porębski) и контр-адмиралов Ежега Свирского (Jerzeg Świrski) и Йозефа Унруга (Józef Unrug) шло развитие береговой инфраструктуры флота. Примерно в это же время на ВМБ Пуцк начала базироваться первая эскадрилья морской авиации.

Разразившаяся "Великая депрессия" привела к отказу от реализации "малой программы" - до середины 1930-х годов ВМС Польши получили всего 2 ЭМ, 3 ПЛ и 4 ТЩ. Плачевное состояние флота привело к тому, что в Польше частными лицами была развернута кампания по сбору средств на постройку подводной лодки.

Последняя предвоенная программа перевооружения флота

В 1936 году была подготовлена реалистичная шестилетняя программа перевооружения флота, учитывающая возможности бюджета страны. В соответствии с ней до 1942 года предусматривалась постройка 8 эсминцев, 12 подводных лодок, 1 минного заградителя, 12 тральщиков и 10 торпедных катеров.

К началу Второй мировой войны польские ВМС насчитывали 4 эсминца (ORP Wicher, ORP Burza, ORP Grom и ORP Błyskawica), 5 подводных лодок (ORP Żbik, ORP Ryś, ORP Wilk, ORP Sęp и ORP Orzeł), 1 минный заградитель ORP Gryf, 6 тральщиков, 2 канонерских лодки и ряд устаревших кораблей и судов. Большинство из них находились в ВМБ Хель либо патрулировали прибрежные воды.

Флот накануне и в первые месяцы Второй мировой войны

30 августа 1939 года три эсминца ORP Burza, ORP Grom и ORP Błyskawica были направлены из Балтики в Северное море. Согласно планам польского командования, эти корабли, сведенные во флотилию "Пекин" (кодовое название операции), могли бы нарушать торговое судоходство Германии, базируясь на порты Англии.

Остальные боевые корабли под командованием контр-адмирала Йозефа Унруга вплоть до капитуляции Польши оказывали сопротивление немецким войскам, защищая мосты и переправы в нижнем течении Вислы, а моряки из экипажей приняли участие в последнем сражении Польской компании в составе оперативной группы «Полесье» под Коцком. Несколько кораблей (в том числе, эсминец "Вихрь" и минный заградитель "Гриф") были потеряны в ходе боевых действий в сентябре 1939 года.

После падения Польши разрозненные корабли польских ВМС, избежавшие гибели и интернирования, попали под оперативное командование английского Адмиралтейства, сохранив при этом экипажи и национальные флаги. Уже летом 1940 года "польский флот под английским управлением" получил первое пополнение - за счет французских кораблей, захваченных в английских портах в июле того же года. За ними последовали корабли английского флота - всего за годы войны польский флаг поднимался над двумя крейсерами, тремя эсминцами, тремя эскортными миноносца¬ми, тремя подводными лодками и 10 ТКА британского флота.

В дальнейшем, польские корабли в составе ВМС Великобритании участвовали в десантной операции в Норвегии, эвакуации войск западных союзников из района Дюнкерка, сопровождении конвоев, обеспечении десантной операции союзников в Нормандии и других операциях. Всего за годы Второй мировой войны кораблями под польским флагом пройдено 1210 тысяч миль, сопровождено 787 конвоев и совершено 1162 выхода на боевое патрулирование.

31 марта 1947 года существованию ВМС Польши за рубежом (в Великобритании) был положен конец. Большинство членов экипажей кораблей предпочли не возвращаться на Родину.

Послевоенные годы в составе Варшавского договора

18 апреля 1945 года в соответствии с декретом Крайовой Рады Народовой было создано Министерство обороны, 7 июля 1945 года было принято решение о создании военно-морского флота Польской Народной Республики со штабом в городе Гдыня. Главными задачами нового военного флота Польши стали разминирование прибрежной акватории и защита морских границ страны, береговая черта которой теперь имела протяженность 500 км.

В начале апреля 1946 года СССР передал Польше 23 боевых корабля (9 тральщиков, 12 охотников за подводными лодками и 2 торпедных катера).

В 1955 - 1991 годы Польша являлась участником Организации Варшавского договора.

В составе НАТО на рубеже веков

В марте 1999 года Польша вступила в НАТО.

По состоянию на 2012 год в составе ВМС Польши имелся 41 боевой корабль и катер (в том числе 5 ПЛ, 2 ФР, корвет и 5 РКА), а также 15 вспомогательных судов и катеров.

Перспективы развития

Министр национальной обороны Польши Томаш Семоняк 29 марта 2012 года на встрече с руководством военно-морских сил Польши представил план развития ВМС страны на период до 2030 года.

Основой плана является отказ от модернизации наличных кораблей и судов и переход к приобретению для ВМС кораблей и судов новой постройки. Обновление польского флота будет происходить в три этапа - к 2022, 2026 и 2030 годам. Целью является "получить качественный скачок с ограниченными финансовыми ресурсами", поскольку при этом среднегодовой бюджет на закупки для ВМС будет поддерживаться на нынешнем уровне 900 млн. злотых.

К 2030 году ВМС Польши должны быть полностью обновлены и получить три новые подводные лодки, три корабля "обороны побережья" (okręty obrony wybrzeża), три патрульных корабля с противоминными возможностями, три новых тральщика, два спасательных судна, два корабля радиоэлектронной разведки и семь судов обеспечения, включая одно судно снабжения. Ни одного из ныне находящихся в составе флота кораблей и катеров в 2030 году в строю не останется.

Из состава польской морской авиации к 2030 году планируется сохранить 10 самолетов М-28 различных вариантов (из 12 находящихся сейчас в строю), а также один (из четырех) поисково-спасательных вертолетов W-3RM. Предполагается закупка шести новых противолодочных и шести поисково-спасательных вертолетов, а также шести беспилотных летательных аппаратов (в том числе трех вертолетного типа для корабельного базирования). Планируется закупить 10 современных корабельных противоминных комплексов, а также два комплекса ЗРК для ПВО главной базы флота. Закупка дивизиона современного берегового противокорабельного ракетного комплекса (NSM) уже произведена.

Данная концепция предполагает списание к 2018 году большинства кораблей нынешнего состава ВМС Польши. Уже к 2015 году предполагается списание одного из польских фрегатов типа Oliver H. Perry (Generał Tadeusz Kościuszko) а к 2018 году должны быть списаны, помимо прочего, второй фрегат Generał Kazimierz Pułaski, корвет Kaszub, все четыре подводные лодки типа Kobben, оба ракетных катера проекта 1241РЭ и пять тральщиков. При этом предполагается, что в указанный период до 2018 года польский флот пополнят лишь два новых корабля - планируемая к приобретению подводная лодка, а также планируемый к постройке новый тральщик-искатель мин типа Kormoran II. Боевое ядро ВМС Польши при этом сократится до двух подводных лодок (одной новой и одной проекта 877Э) и трех ракетных катеров типа Orkan.

Пункты базирования

  • ВМБ Гдыня (главная база)
  • ВМБ Свиноуйсьце (база сил Береговой охраны)

Ссылки в сети

Официальная страница ВМС Польши (период с 1998 по 2013 годы включительно)

Польское государство возникло после первой мировой войны на территории, отколовшейся от Германской и Российской империй. Молодое государство получило выход к Балтийскому морю, но возникла проблема, где взять боевые корабли. От германского флота удалось получить только несколько небольших миноносцев.

Проблему попытались решить после советско-польской войны 1920 года. На мирных переговорах в Риге в 1921 году Польша потребовала от РСФСР часть кораблей Балтийского флота: 2 линкора типа “Гангут”, 10 больших эсминцев, 5 подводных лодок, 10 тральщиков, 21 вспомогательный корабль, а также 2 недостроенных крейсера типа “Светлана”. И все это для защиты 42 миль побережья, на котором к тому же не было ни одного приличного порта. Советской делегации удалось добиться снижения квоты, а затем и вовсе отклонить эти притязания.

Однако польские мечты о великом флоте не угасли. Вице-адмирал Казимеж Порембский (бывший старший офицер легендарного крейсера “Новик” и последний командир линкора “Императрица Мария”) разработал перспективный план развития польского флота, куда включены и два линкора. Вскоре стало ясно, что эту программу Польше не осилить.

В двадцатых годах польский флот планировали пополнить американскими додредноутами, правда, не совсем ясно, какого типа. В некоторых изданиях говорится о пяти линкорах типа “Коннектикут”, но их было построено всего два (“Коннектикут” ВВ-18 и “Луизиана” ВВ-19). Современники говорили о возможности приобретения “Нью-Джерси” ВВ-16, а польский историк Ежи Пертек считает, что предметом переговоров стали линкоры типа “Нью-Гемпшир”.

В любом случае речь идет о достаточно старых кораблях, построенных в период с 1904 по 1909 год, но не это остановило поляков. Расчеты, произведенные в Штабе обороны побережья, показали, что только на окраску этих кораблей уйдут чуть ли не все средства, выделенные на польский военно-морской флот, а содержание этих “престарелых гигантов” сожрет весь госбюджет.

Через некоторое время, когда экономика Польши встала на ноги, снова появились мечты о строительстве бригады линкоров. На конференции по разоружению в Женеве Польша объявила о желании создать флот общим водоизмещением 150000 т. Польский публицист Юлиан Гинсберт опубликовал проект судостроительной программы, в которую были включены два линкора, 2 тяжелых крейсера, 9 эсминцев, 9 миноносцев, 18 подводных лодок, 21 тральщик, 24 сторожевика и много вспомогательных кораблей. Линкоры должны были обладать следующими характеристиками:

Водоизмещение: 25000 т;

Бронирование: 350 мм;

Вооружение: 9 305-мм и 12 150-мм орудий.

Общая стоимость программы достигла миллиарда злотых (200 миллионов долларов), поэтому и эта программа тоже осталась на бумаге.

Во время второй мировой войны в 1940 году после капитуляции Франции англичане предложили полякам (польскому правительству, находившемуся тогда в Лондоне) линейный корабль “Париж” (один из четырех французских линкоров типа “Курбэ”), заложенный 10 ноября 1911 г. на верфи “Форж и Шантье” в Ле Сейне.

Польское командование сначала весьма благосклонно отнеслось к включению в состав своего немногочисленного флота линкора. Решили даже не менять старое название корабля и использовать его в качестве учебного судна и плавучей зенитной батареи. Командующий польским флотом адмирал Ежи Свирский после войны говорил, что он опасался, что если на линкоре будет поднят польский флаг, то немцы предпримут против него свои меры, а потеря корабля больно ударит по боевому духу поляков.

Но кроме высоких соображений польское командование останавливали и более прозаические: у него было слишком мало людей, чтобы укомплектовать устаревший линкор. Именно в этот период полякам передавались эсминцы, сторожевики и торпедные катера, которые и “съели” весь личный состав. Идея была похоронена, и на этом завершились мечты гордых поляков о своем линейном флоте.

Из книги Техника и вооружение 2005 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

ПОЛЬША Боевые машины пехоты BVVP-1 и BWP-1MСоветская БМП-1, производившаяся в Польше по лицензии, получила обозначение BWP-1 (Bojowy Woz Piechoty-1, прямой перевод БМП-1). На 2000 г. сухопутные войска Республики Польша насчитывали более 1400 БМП, однако около половины этих машин уже выработали

Из книги Messerschmitt Bf 110 автора Иванов С. В.

Польша Германия напала на Польшу 1 сентября 1939 г. Над Польшей получили боевое крещение элитные части Геринга – Zerstorergreppen: 1(Z)/LG-1 и I/ZG-1 в составе 1 -го воздушного флота Кессельринга, действовавшего в районе границы Польши и Восточной Пруссии; I/ ZG-76 на юге в составе 4-го

Из книги Gloster Gladiator автора Иванов С. В.

Польша В польских эскадрильях Королевских ВВС «Гладиаторы» использовались только на вспомогательных ролях. Например, офицер связи 25-й авиагруппы подполковник Ян Бялый использовал курьерские «Гладиаторы» К7927, К8049 и К8046. На «Гладиаторе Mk I» K7927 (прежде служившем в 603-й

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

Польша Магазинная снайперская винтовка SKW «Алекс» Несмотря на наличие собственной оружейной промышленности, польская армия использовала зарубежные снайперские винтовки или их модификации. Однако периодически предлагались собственные разработки. Так, в 2005 г.

Из книги Hawker Hurricane. Часть 2 автора Иванов С. В.

Польша Поляки заказали «Харрикейны» в Англии весной 1939 года. Английское правительство в это время выделило крупный кредит для Польши, на который в Англии были закуплены самолеты. Выбор поляками «Харрикейна» объяснялся просто. Это был единственный тип английского

Из книги Fieseler Storch автора Иванов С. В.

Из книги МиГ-29 автора Иванов С. В.

Польша У нас нет архивных данных, которыми можно было подтвердить число «Шторьхов», переданных в Польшу после войны, а также проследить их судьбу. Известно, что первый «Шторьх», брошенный немцами, был 23 января 1945 года передан в юношескую авиашколу АК в Быдгощи. Передача

Из книги Самозарядные пистолеты автора Каштанов Владислав Владимирович

Польша В 1989 г. Польша получила десять истребителей МиГ-29 и три спарки МиГ- 29УБ, самолеты поступили на вооружение 1-го истребительного авиационного полка «Варшава», базировавшегося на аэродроме Минск-Мазовецки. Этот полк стал первым в ВВС Польши, получившим реактивные

Из книги Нацистская Германия автора Колли Руперт

Польша VIS 35 Radom VIS 35 выпуска 1938 года VIS 35 выпуска 1939 годаПистолет VIS был принят на вооружение Войска Польского незадолго до начала Второй Мировой войны. Создателями пистолета являются польский конструктор Петр Вильневчиц, выпускник Михайловской артиллерийской академии,

Из книги Разведка Судоплатова. Зафронтовая диверсионная работа НКВД-НКГБ в 1941-1945 гг. автора Колпакиди Александр Иванович

Польша: гарантии Версальский мирный договор отрезал Восточную Пруссию от остальной Германии полоской земли, известной как «польский коридор». В конце этого коридора, на берегу Балтийского моря, располагался бывший немецкий город Данциг, объявленный теперь «вольным

Из книги Солдатский долг [Воспоминания генерала вермахта о войне на западе и востоке Европы. 1939–1945] автора фон Хольтиц Дитрих

Глава 22. Польша Согласно официальным советским данным, в годы Второй мировой войны на территории Польши действовало 90 советских партизанских отрядов и групп общей численностью около 20 тыс. человек. При этом нужно учитывать, что в 1942–1944 годах в составе советских

Из книги Энциклопедия спецназа стран мира автора Наумов Юрий Юрьевич

Польша Промежуток времени между чехословацкими событиями и вторжением в Польшу был проведен с пользой. Мы совершенствовали свою подготовку, стараясь сохранить свои подразделения в прекрасном состоянии. Другие полки 22-й дивизии тоже начали тренировки по высадке с

Из книги Линкоры второстепенных морских держав автора Трубицын Сергей Борисович

РЕСПУБЛИКА ПОЛЬША Пистолет WIST-94L Пистолет WIST-94 был разработан польским военным институтом техники и вооружений WITU (Wо]skowy InstytutTechniczny Uzbrojenia) в 1992–1994 гг. Производится заводом Ргехег, расположенным в городе Лодзь. Пистолет WIST-94 в 1997 г. принят на вооружение польской

Из книги Гитлер. Император из тьмы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

Польша Польское государство возникло после первой мировой войны на территории, отколовшейся от Германской и Российской империй. Молодое государство получило выход к Балтийскому морю, но возникла проблема, где взять боевые корабли. От германского флота удалось получить

Из книги Бронетанковая техника стран Европы 1939-1945 гг. автора Барятинский Михаил

24. Как сгинула Польша Большинство немцев с радостью восприняло подписание договора с Россией. Ведь в самые тяжелые времена, после Версаля, наша страна показала себя надежным другом Германии. Славили мудрость фюрера – вон какой молодец, подурачил Запад, урвал все

Из книги автора

Польша Эмблема броневых сил Польши.Формирование польских танковых войск началось в 1919 году, сразу после окончания Первой мировой войны и предоставления Польше независимости от России. Этот процесс проходил при мощной финансовой и материальной поддержке со стороны

1.4.1. Польская кампания – война на море (польский флот)

Корабельный состав польского флота в августе 1939 г

К началу Второй мировой войны польские ВМС насчитывали 4 эсминца, 5 подводных лодок, 1 минный заградитель, 6 тральщиков, 2 канонерских лодки и ряд устаревших кораблей и судов. Большинство из них находились в ВМБ Хель либо патрулировали прибрежные воды.

ЭСМИНЦЫ И МИНОНОСЦЫ

Эсминцы типа "Wicher" - 2 единицы

"Burza" (CNF, 1.11.1927/16.4.1929/7.1932 - слом в 1977),
"Wicher" (CNF, 19.2.1927/8.8.1928/7.1930 - погиб 3.9.1939)
1540/1920 т; 100,9/107,2x10,2x3,1 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 33 000 п.с., 33 уз., 330 т нефти, 3000 (15) миль. Эк. 155 чел. 4x1- 130-мм/40, 2x1 - 40-мм/40, 4 пул., 2 х 3 - 550-мм ТА, 60 мин, 2 БС и 2 БМ.
Первые крупные корабли польского флота. Строились по так называемой "малой программе" 1924 г. Заказ на постройку разместили 2.4.1926 во Франции - главном тогдашнем внешнеполитическом партнере Польши. Поскольку Франция имела большое влияние на польское правительство, ей удалось настоять на выборе в качестве строителя верфи "Шантье Наваль Франсез" в Бланвилле, имевшей мало заказов и не обладавшей достаточным опытом строительства эсминцев - именно для приобретения оного. Тем не менее, это не спасло верфь от банкротства, и оба эсминца передали заказчику с опозданием.
В качестве прототипа для польских эсминцев были избраны ЭМ типа "Bourrasque" французских ВМС. Основные отличия от прототипа заключались в некоторой перепланировке внутренних помещений (КО сдвинуты на несколько шпаций в нос), замене 37-мм французских зениток на английские 40-мм "пом-помы" и установке оборудования для минных постановок.
Во второй половине 1930-х гг. с кораблей сняли грот-мачту. Накануне войны было принято решение поставить в начале 1940-х гг. "Wicher" и "Burza" на модернизацию, в ходе которой планировалось стандартизировать вооружение с эсминцами типа "Grom" (перейти на 120-мм орудия шведского производства и 533-мм ТА) и усилить ПВО.
На "Burza" в середине 1940 г. кормовой ТА заменили на 76-мм зенитное орудие и установили 2x4 12,7-мм пул. "Виккерс". В 1942 г. на верфи в Портсмуте корабль прошел модернизацию: было значительно усилено противолодочное и зенитное вооружение - вместо орудия ГК "А" смонтировали РБУ "Хеджехог"; число БМ довели до четырех, что вместе с двумя БС обеспечивало кораблю возможность проводить "10-бомбовый залп". Орудие ГК "X" заменили на счетверенный 40-мм "пом-пом", а 12,7-мм пулеметы и 40-мм одноствольные "пом-помы" - на 4 х 1 20-мм "эрликона" (впоследствии их число довели до шести: два - на крыльях мостика, два - по бокам третьей дымовой трубы и два - перед кормовой надстройкой). После модернизации полное водоизмещение "Burza" достигло 2430 т.
"Wicher" потоплен 3.9.1939 герм, авиацией в ВМБ Хель. "Burza" еще 30.8.1939 ушел в Англию в ходе операции "Пекин". 15.11.1944 г. выведен в резерв. В 1951 г. вернулся в Польшу. С 1960 по 1975 г. - корабль-музей.


фото эсминца "Wicher"

Эсминцы типа "Grom" - 2 единицы

"Blyskawica" (W, 9.11.1935/1.10.1936/11.1937 - с 1976 - корабль-музей),
"Grom" (W, 17.7.1935/20.7.1936/5.1937 - погиб 4.5.1940),
1975/2383 т; 109/114x11,3x3,5 м; 2 ТЗА, 3 ПК (+ 1 вспом. ПК), 54 000 л.с., 39 уз., 350 т нефти, 3000 - 3500(15) миль. Эк. 190 - 200 чел. 3 х 2 и 1 х 1 - 120-мм/60, 2 х 2 - 40-мм, 4 х 2 - 13,2-мм, 2x3 - 533-мм ТА, 44 мины, 2 БС (40 ГБ).
Строились в рамках 6-летней программы, принятой в 1936 г. (хотя сами эсминцы заказали раньше формального утверждения программы - 29.3.1935). Строились в Англии по оригинальному проекту, а не по переработанному уже существующему (как в случае с первыми польскими эсминцами типа "Wicher").
Поскольку Польша не могла соперничать со своими соседями по числу строящихся единиц, при подготовке требований к новым эсминцам был избран путь индивидуального превосходства над кораблями этого класса флотов Германии и Советского Союза. В результате спроектированные конструкторами верфи "Уайт", "Blyskawica" и "Grom" оказались сильнейшими европейскими эсминцами своего времени, уступая лишь последним французским лидерам (объективно говоря, кораблям промежуточного между крейсерами и эсминцами класса).
Артвооружение эсминцев было шведского производства фирмы "Бофорс" (исключение составляли лишь 13,2-мм пулеметы "Гочкис"). Наличие в составе вооружения двух спаренных 40-мм автоматов выводило корабли этого типа на первое место по зенитному вооружению - в 1937 г., когда они вступили в строй, ни один эсминец в мире не мог соперничать с "Blyskawica" и "Grom" по этому показателю.
Торпедное вооружение - английского производства, причем ТА имели возможность осуществлять пуск как штатных 533-мм, так и 457-мм торпед. В то же время у английских торпед Mk.X, которыми комплектовались польские корабли, имелся один серьезный недостаток - плохо продуманная система блокировки взрывателей. По мнению англ, специалистов, именно это послужило причиной гибели "Grom".
Программой 1936 г. предусматривалась постройка еще двух кораблей этого типа. С целью развития отечественной промышленности их решено было строить в Гдыне. Заказ на "Huragan" и "Orkan" выдали 1.5.1939, но до начала войны успели подготовить лишь часть материалов, а до закладки дело не дошло.
После перехода кораблей в Англию в 1939 г. Польские эсминцы оказались под оперативным управлением Адмиралтейства. Остойчивость "Blyskawica" и "Grom" не в полной мере соответствовала английским стандартам, поэтому зимой 1939/40 г. они прошли модернизацию, направленную на снижение "верхнего" веса - были демонтированы прожекторная площадка фок-мачты, кормовой прожекторный пост, удален козырек с дымовой трубы, уменьшено число плавсредств. Кроме того, с кораблей сняли кормовой ТА, на место которого поставили 102-мм зенитное орудие Mk.V.
В декабре 1941 г. "Blyskawica" прошел основательное перевооружение - все 120-мм орудия шведского производства заменили на 102-мм орудия Mk.XVI в четырех спаренных универсальных установках Mk.XIX. В первую очередь, подобная замена объяснялась желанием англичан избавиться от "нестандартного" боеприпаса иностранного производства, который к тому же оказался на практике достаточно неудобным (унитарный выстрел весил почти 41 кг). Замена артиллерии ГК на универсальную потребовала замены системы управления огнем. Кроме того, с корабля сняли одиночную 102-мм зенитку и вернули на штатное место ТА. Вместо 13,2-мм пулеметов установили 4x1 20-мм "эрликона". Противолодочное вооружение усилили за счет установки двух БМ. В середине 1942 г. число БМ увеличили до четырех, носовой ТА сняли для компенсации возросшего веса противолодочного вооружения, одновременно кормовой трехтрубный ТА заменили на четырехтрубный. Полное водоизмещение достигло 2440 т.
"Blyskawica" и "Grom" 30.8.1939 ушли в Англию в ходе операции "Пекин". "Grom" потоплен герм, авиацией у побережья Норвегии 4.5.1940. В корабль попали две бомбы, одна из которых вызвала взрыв ТА, после чего корабль переломился и затонул.
После войны "Blyskawica" вернулся в Польшу. С 1.5.1976 - корабль-музей (заменил в этом качестве "Burza").


фото эсминца "Grom"

Миноносец типа "Mazur" - 1 единица
(в 1939 г – учебно-артиллерийский корабль)

"Mazur" (V, 1914/26.8.1914/1.1915 -погиб 1.9.1939)
360/421 т; 62,6x6,2х2,5 м; 2 ПТУ, 2 ПК, 5500 л.с., 20 уз., 1400 (17) миль. Эк. 80 чел. 3x1 - 75-мм, 1x1 - 40-мм, 1х2 и 2х1 - 13,2-мм пул.
В 1921 г. Польша получила два миноносца бывшего немецкого флота V-105 и V-108. В свое время эти корабли были заказаны в Германии Голландией (серия из четырех единиц), но после начала Первой мировой войны их конфисковали и включили в состав кайзеровского флота. "Kasub" (б. V-108) погиб 20.7.1925 в результате взрыва котла. "Mazur" (б. V-105) в 1931 г. перестроили в учебно-артиллерийский корабль - с него сняли ТА, а число 75-мм орудий увеличили с двух до четырех. Полубак продлили до носовой надстройки. В 1935 г. на корабле ликвидировали одно котельное отделение (скорость хода в результате снизилась с 29 до 20 уз.), сняли кормовую дымовую трубу и перепланировали надстройку. Одно из 75-мм орудий заменили на 40-мм автомат "пом-пом".
"Mazur" потоплен германской авиацией 1.9.1939.

Кроме того, к сентябрю 1939 г. сохранялись фактически выведенные из состава флота бывшие герм. мм типа "А" (получены Польшей в 1921 г.) "Kujawiak" (б. А-68), "Podhalanin" (б. А-80) и "Slazak" (б. А-59). Боевой ценности они не имели и использовались в качестве плавсредств.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Подводные минные заградители типа "Wilk" - 3 единицы

"Zbik" (CNF, 1927/14.6.1930/2.1932 - 27.9.1939 интернирована в Швеции),
"Rys" (ACL, 28.5.1927/22.4.1929/8.1931 - 17.9.1939 интернирована в Швеции),
"Wilk" (N, 1927/12.4.1929/10.1931 - слом в 1954)
Надводное - 980 т, подводное -1248 т; 78,5x5,9x4,2 м; 2 диз./2 ЭД, 1800/1200 л.с., 14,5/9,5 уз., 139 т соляра, 7000 (10)/100(5) миль. Эк. 54 чел. 4 х 1 + 1 х 2 - 550-мм ТА (4 носовых и 1 сдвоенный поворотный, 10 торпед), 1 х 1 - 100/40-мм, 2 х 13,2-мм, 38 мин.
Строились по "малой программе" 1924 г. Заказаны 1.12.1926 во Франции и представляли собой увеличенный вариант французских лодок типа "Saphir". Отличались хорошей мореходностью, но были шумны, топливные цистерны в легком корпусе при малейшем повреждении пропускали воду, что вело к загрязнению соляра. Используемая система минной постановки Норман-Фюно была сложна и имела низкую надежность. Из шести ТА четыре размещались в прочном корпусе, еще два - вне прочного корпуса в кормовой поворотной установке.
Двухкорпусные, наибольшая глубина погружения - 80 м. Автономность- 35 дней. Первоначально, помимо 100-мм орудия Шнейдера, имели на вооружении по одному 40-мм автомату "пом-пом". В 1935 г. последний заменили на спаренный 13,2-мм пулемет.
"Rys" и "Zbik" интернированы в Швеции 17 и 27.9.1939 соответственно. После войны в октябре 1945 г. вернулись в Польшу, сданы на слом в 1956 г.
"Wilk" с началом войны ушла в Англию, прибыла в Росайт 20.9.1939. Использовалась в учебных целях с сентября 1940 г. 2.5.1942 выведена в резерв. В 1951 г. вернулась в Польшу.

Подводные лодки типа "Orzel" - 2 единицы

"Orzel" (DS, 14. 8.1936/15.1.1938/2.1939 - погибла в мае - июне 1940),
"Sep" (RD, 11.1936/17.10.1938/4.1939 -интернирована 16.9.1939)
Надводное - 1100/1473 т, подводное - 1650 т; 84x6,7x4,2 м; 2 диз./2 ЭД, 4740/ 1100 л.с., 19,4/9 уз., 123 т соляра, 7000(10)/100(5) миль. Эк. 60 чел. 8 х 1 и 2 х 2 - 550-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых и 2 сдвоенных поворотных, 20 торпед), 1x1 - 105-мм/41, 1 х2 - 40-мм, 1x2 - 13,2-мм пул.
В начале 1930-х гг. в Польше развернулась кампания по сбору средств среди населения на постройку большой подводной лодки. К середине 1935 г. необходимая сумма была собрана, и в Голландии заказали ПЛ, получившую название "Orzel". Одновременно из бюджета выделили средства на постройку однотипной "Sеp". Отправной точкой в проектировании послужила голландская О-16. По сравнению с оригиналом, польские ПЛ были крупнее, быстроходнее и имели более мощное вооружение. Уже на их основе для голландского флота впоследствии построили ПЛ О-19.
Двухкорпусные, наибольшая глубина погружения - 80 м. Автономность - 90 дней. При постройке широко использовалась сварка. Из 12 ТА восемь находились в прочном корпусе, еще четыре - вне прочного корпуса в двух поворотных спаренных установках перед и за рубкой. Интересной особенностью ПЛ этого типа стало то, что из 550-мм ТА можно было пускать как 550-мм, так и 533-мм торпеды.
"Orzel" с началом войны ушла в Англию (с заходом из-за неисправности в Таллин), прибыла в Росайт 14.10.1939. С 25.5.1940 пропала без вести в Северном море (по разным данным, либо погибла 25 мая на англ, мине, либо - приблизительно 8 июня - на герм. мине). "Sep" интернирована 17.9.1939 в Швеции. После войны в октябре 1945 г. вернулась в Польшу, сдана на слом в 1971 - 1972 гг.
В 1938 г. две ПЛ усовершенствованного типа "Orzel" (надводное - 1175 т, подводное - 1550 т; 86,9x8x5,2 м; 2 диз./2 ЭД, 5400/ 1200 л.с., 20/9 уз., 3850(10) миль. Эк. 60 чел. 12 -550-мм ТА, 2x2 - 40-мм) были заказаны во Франции (верфи ACL и N), их основное отличие от прототипа заключалось в отказе от артиллерийского орудия в пользу второго зенитного автомата. Постройка началась в 1939 г., но уже 22.4.1939 заказ на постройку так и не получивших название лодок отменили. Недостроенные корпуса впоследствии были уничтожены на стапелях немцами.

МИННЫЕ ЗАГРАДИТЕЛИ И ТРАЛЬЩИКИ

Минный заградитель типа "Gryf" - 1 единица

"Gryf" (N, 14.11.1934/29.11.1936/2.1938 - погиб 3.9.1939)
2227 т (стандартное); 103,2x13,1x3,6 м; 2 диз., 6000 л.с., 20 уз., 310 т соляра, 9500 (14) миль. Эк. 162 чел. 2 х 2 и 2 х 1 - 120-мм/50, 2x2 - 40-мм/60,4 х 2 - 13,2-мм пул., 600 мин.
Этот своеобразный корабль заказан польским правительством во Франции в 1934 г. Согласно техническому заданию, помимо своего основного назначения - минного заградителя, "Gryf должен был выполнять функции учебного корабля и президентской яхты. Желание разместить на нем как можно более сильное артиллерийское вооружение при одновременном ограничении водоизмещения (по финансовым соображениям) привело к тому, что на ЭУ удалось выделить слишком мало места, что предопределило тес­ноту МО.
Артвооружение - производства фирмы "Бофорс" (кроме 13,2-мм пулеметов).
Поврежден герм, авиацией 1.9.1939 и поставлен на ремонт в плавучий док. Потоплен герм, авиацией 3.9.1939 (вместе с плавучим доком) в ВМБ Хель.

Тральщики типа "Jaskolka" - 6 единиц

"Jaskolka" (WPM, 1934/11.9.1934/8.1935 -погиб 14.9.1939),
"Czajka" (PSM, 4.1934/10.4.1935/2.1936 - захвачен Германией в октябре 1939),
"Mewa" (SG, 1934/10.1.1935/10.1935 - погиб 3.9.1939),
"Rybitwa" (PSM, 5.1934/26.4.1935/12.1935 - погиб 3.9.1939),
"Czapla" (WPM, 1937/22.8.1938/8.1939 - погиб 14.9.1939),
"Zuraw" (WPM, 1937/ 22.8.1938/8.1939 - захвачен Германией в октябре 1939)

185/203т; 45x5,5x1,6 м; 2 диз., 1050 л.с., 18 уз. Эк. 30 чел. 1x1- 75-мм/35 ("Czapla" и "Zuraw" - 1x1 - 13,2-мм пул.), 2 пул., 20 мин.
Наиболее крупные военные корабли польского флота собственной постройки. Четыре из них заказаны в 1933 г. для замены бывших немецких тральщиков типа FM. Еще два тральщика ("Czapla" и "Zuraw") заказаны в соответствии с программой 1936 г.
"Jaskolka" и "Czapla" потоплены герм, авиацией 14.9.1939 в Ястрани. "Mewa" и "Rybitwa" потоплены 3.9.1939 герм, авиацией в ВМБ Хель. Подняты немцами в ноябре 1939 г. и переименованы в "Putzig" и "Rixhoft". В 1940 г. переклассифицированы во вспомогательные суда и переименованы в TFA-9 и TFA-8 соответственно. "Czajka" захвачен герм, войсками в Вестерплятте, вошел в состав Кригсмарине в качестве вспомогательного судна под названием TFA-11. В мае 1945 г. TFA-8, TFA-9, TFA-11 капитулировали в Киле и в 1946 г. возвращены Польше. "Zuraw" захвачен герм, войсками в октябре 1939 г. и под названием "Oxhoft" вошел в состав Кригсмарине. После войны возвращен Польше.

ДРУГИЕ БОЕВЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОРАБЛИ

Канонерские лодки типа "General Haller" - 2 единицы

"General Haller" (CV, 1916/н.д./5.1921 -погиб6.9.1939),
"Komendant Pilsudski" (CV, 1916/Н.Д./1921 -затоплен 30.9.1939)
342/441 т; 50,1x6,8x2,3 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 1150 л.с., 15 уз., 70 т угля, 700 (15) миль. Эк. 49 чел. 2 х 1 - 75-мм, 1x2 - 13,2-мм пул.
Бывшие сторожевые корабли русского флота типа "Водорез" (серия из 6 единиц), к началу революции находились в постройке, после которой захвачены финнами и включены в состав своего флота под названиями "Turunmaa" (б. "Водорез") и "Karjala" (б. "Лунь"). В 1921 г. куплены Польшей и переименованы в "General Haller" и "Komendant Pilsudski" соответственно.
Первоначально помимо 75-мм орудий несло еще 2x1 47-мм пушки, но перед Второй мировой войной последние заменены на 1x213,2-мм зенитный пулемет.
"General Haller" потоплен 6.9.1939 в ВМБ Хель герм, авиацией.
"Komendant Pilsudski" затоплен экипажем 30.9.1939 в ВМБ Хель. Поднят немцами и под названием "Heisternest" включен в состав Кригсмарине. В 1943 г. переименован в М-3109. 16.9.1943 потоплен в Нанте авиацией союзников.


Фото канонерки "Komendant Pilsudski"

Мониторы типа "Krakow" - 2 единицы

"Krakov" (Z, 1924/Н.Д./8.1926 - затоплен 21.9.1939),
"Wilno" (Z, 1924/ н.д.Л 0.1926 -затоплен 19.9.1939)
70/90 т; 35x6,1x0,4 м; 2 диз., 140 л.с., 7,3 уз. Бронирование 5 - 8 мм. Эк. 29 чел. 1 х 1 и 1 х 2 - 100-мм гаубицы, 1 или 2x2 - 13,2-мм зен. пул.
Заказаны 31.12.1923. Первые корабли, спроектированные и построенные в Польше. Первоначально вооружение состояло из двух 75-мм пушек в башне, вращающейся вокруг боевой рубки и 100-м гаубицы во второй башне гораздо меньших размеров. В 1932 г. перевооружены. "Wilno" затоплен экипажем 19.9.1939 около Особовиц.
"Krakov" затоплен экипажем 21.9.1939 на р. Пине. В том же месяце поднят советскими войсками и введен в строй РККФ 24.10.1939 под названием "Смоленск".

Мониторы типа "Warszawa" - 4 единицы

"Horodyszcze" (DW, 1920/1920/8.1920 - затоплен 18.9.1939),
"Pinsk" (DW, 1920/1920/10.1920 -затоплен 18.9.1939),
"Torun" (DW, 1920/1920/12.1920 - затоплен 18.9.1939),
"Warszawa" (DW, 1920/ 1920/8.1920 - затоплен 18.9.1939)
110/126 т; 34,5/34,7x5,1x0,8 м; 3 диз., 200 л.с., 8,6 уз. Бронирование 8 мм. Эк. 41 - 44 чел. 1 х 1 и 1 х 2 - 75-мм, 4 пул.
Речные мониторы. Первоначально вооружение состояло из 2 х 1 105-мм пушек. В 1930-х гг. перевооружены.
"Horodyszcze", "Pinsk", "Torun" и "Warszawa" затоплены экипажами 18.9.1939 на р. Припять. Подняты советскими войсками в сентябре - октябре 1939 г. и вошли в состав РККФ под названиями "Бобруйск", "Житомир", "Винница" и "Витебск" соответственно.

Прочие речные корабли
Помимо мониторов, в состав польских речных флотилий входили однотипные бронекатера "Zuchwala" и "Zawzieta" (построены в 1932 - 1933 гг., 32 т; 18,1x4,6x0,6 м; 1 диз., 120 л.с., 5,6 уз. Эк. 17 чел. 1х1 100-мм гаубица, 1х1 37-мм, 2 пул. - затоплены экипажами 19.9.1939), близкий к ним по типу "Zaranda" (построен в 1933 - 1935 гг., 35,2 т; ; 18,1x4,6x0,5 м; 2 диз., 120 л.с., 5,6 уз. Эк. 15 чел. 1x1 100-мм гаубица, 1x1 37-мм, 2 пул. - затоплен экипажем 19.9.1939) и 6 вооруженных колесных пароходов водо­измещением от 48 до 146 т и оснащенных 37 или 75-мм орудиями


...Программа строительства Польшей многоцелевого корвета "Gawron" была одной из самых важных программ по модернизации польского флота. Первоначально планировалось построить 7 корветов на основе немецкого проекта EKO A-100. Это должны были быть современные корабли, построенные по технологии "stealth", вооруженные противокорабельными ракетными комплексами, средствами ПВО, торпедами и артиллерийским комплексом.

Строительство первого корабля было начато в 2001 году на военно-морской верфи в Гдыне. Очень скоро стало ясно, что бюджет ВМС не выдержит нагрузки по строительству 7 кораблей. Поэтому количество строящихся корветов сначала было уменьшено до 3-х единиц, а потом - до одного, - сообщает польское издание WIADOMOSCI 24. Это решение еще больше спровоцировало серьезные финансовые проблемы судоверфи, которая вложила свои средства в производство новых кораблей. Кроме того, уменьшение количества единиц серии привело к увеличению стоимости одного корвета. В итоге новый корабль по стоимости получился дороже, чем самый современный американский фрегат, строящийся по программе Littoral Combat Ship (боевой корабль прибрежной зоны).

Более чем за десятилетнее строительство корпуса из бюджета было потрачено более 400 млн. злотых. По оценкам МО Польши, для завершения всех работ по постройке корвета требовалось еще 1.1 млрд. злотых - слишком дорого как для такого проекта. В связи со сложившейся ситуацией премьер-министр Польши Д.Туск 24 февраля этого года заявил об окончательной остановке национальной программы по строительству корветов класса "Gawron". Это значит, что после списания из состава ВМС Польши фрегатов американского производства типа "Olivier Hazard Perry", средний возраст которых превышает 30 лет, национальный флот останется без больших военных кораблей.

Отсутствие средств у МО Польши на своевременную постройку привело к тому, что на ряд деталей, закупленных для корвета, гарантия закончилась еще до их установки. Технический спуск на воду первого и единственного корпуса корабля был проведен в 2009 году, через 8 лет после начала строительства. Вскоре после этого события тогдашний министр обороны Б.Клих приостановил строительство корвета, в результате чего военно-морская верфь Гдыни обанкротилась.

А 24 февраля 2012 года, как указывалось выше, премьер-министр Д.Туск объявил об окончательной остановке программы корвета "Gawron", назвав ее бессмысленной.

Польские обозреватели неоднозначно оценивают отказ от строительства корвета. Расчет затрат показывает, что стоимость одной единицы значительно выше, чем стоимость серийного корабля. Когда строится десяток кораблей, стоимость проекта, разработка различных узлов, создание новой технологической линии разбиваются на всю серию. А в случае с единственным корветом цена его будет дороже, чем на более и лучше вооруженный корабль, строящийся в рамках серийного производства. Иметь современный боевой корабль - это, конечно, престижа для флота. Тем не менее, один корабль, лишь слегка может усилить ВМС. Минимум необходимо иметь три единицы: один корабль находится в ремонте, второй - готовится к отплытию, либо движется к заданному району действий, а третий - выполняет поставленную задачу.

Один корабль большую часть времени не в состоянии выполнять возложенные на него задачи. Несколько схожая проблема существует у ВМС Франции с ее единственным авианосцем "Шарль де Голль", хотя планировалось построить два корабля такого класса. Таким образом, в течение месячных ремонтов авианосца ВМС Франции лишены своего корабля, на содержание которого расходуются огромные суммы, что приводит к временному снижению боевого потенциала флота.

С другой стороны, в ситуации с ВМС Польши поставка даже одного корвета имела бы огромное значение, - пишет WIADOMOSCI 24. Устарелые фрегаты типа "Olivier Hazard Perry", доставшиеся от США, через несколько лет будут списаны. Для большинства моряков, проходящих службу на этих кораблях, в военном плане будущего не будет. И они, - высоко квалифицированные специалисты, - будут вынуждены отправиться на "гражданку". В будущем с нуля восстановить качественный личный состав персонал будет очень дорого и займет много лет. В случае возникновения кризисной ситуации на это может не хватить времени. Таким образом, даже один современный корвет поможет оставить специалистов в армии.

Нужны ли Польше корветы?

Премьер-министр Д.Туск в одном из своих последних выступлений заявил, что программа по строительству корветов была аннулирована в связи с тем, что Польше на Балтике не нужны корабли подобного класса. Польских обозревателей, мягко говоря, удивила такая позиция премьера. Балтийское море является относительно небольшим и для корветов является вполне пригодным районом. Эти корабли могут вступать бой с надводными силами противника, вести противолодочную борьбу и в ограниченной степени создавать противовоздушную оборону для себя и других кораблей.

Корабли меньшей водотоннажности не имеют таких возможностей. Для примера - модернизированный проект 660 типа "Orkan" (малый ракетный корабль), находящийся в составе ВМС Польши. На вооружении он имеет противокорабельные ракеты RBS-15 Mk 3, артиллерийское орудие АК-176, 30-мм автоматическую корабельную артустановку АК-630 и ПЗРК "Стрела-2М". Эти орудия не в состоянии бороться с подводными лодками и их зенитное оружие подходит для самообороны только на короткие расстояния и в ограниченном виде, не говоря уже о возможности базирования вертолета. Стоит отметить, что флот также не имеет истребителей, которые могли бы защитить суда от нападения с воздуха.

Эффективное проведение операций на морях и океанах может обеспечить только корабль класса корвет, - подчеркивают WIADOMOSCI 24. Меньший - просто не подходит для этого. Издание также напоминает, что Польша, вступая в НАТО, взяла на себя обязательства по поддержанию своих ВС, включая ВМС, на уровне, обеспечивающим эффективную оборону, самостоятельно и в составе союзных войск. Отказ от строительства корветов класса "Gawron" и отсутствие планов по развитию ВМС Польши является сознательным нарушением положений устава НАТО, которые обязались соблюдать, - указывает издание.

Вместе с тем польское МО пока не отказывается от приобретения в ближайшие годы 3-х новых подводных лодкок. Скорее всего, это будут либо французские "Scorpène", либо немецкие U-214.

Ранее МО Польши подписало контракт на приобретение у Норвегии береговых ракетных дивизионов Kongsberg, вооруженных противокорабельными ракетами, что, безусловно, является укреплением ВМС, но не может заменить корветы. Этого явно недостаточно для такой страны, как Польша, с устремлениями сопоставимыми, как минимум, с Италией или Испанией. Если отношение политиков к вопросам обороны не изменится, то к 2020 году флот будет не в состоянии защитить государство и его интересы в мире, - пишет издание.

Прокуратора завела дело

Как сообщает TVN 24, прокуратура рассматривает возможность привлечения к уголовной ответственности высокопоставленных офицеров ВМС Польши за строительство корвета "Gawron". По мнению прокуратуры, проблемы со строительством корвета были связаны с тем, что контракт на строительство корабля был подписан с серьезными просчетами. Кроме того, в контракте отсутствовала конкретика, которую пытались скрыть во множестве поправок.

Также прокуратуру интересует тот факт, на каком основании договор был подписан с судостроительным предприятием Гдыни, которое находилось в затруднительном финансовом положении и в течение срока действия договора подало заявление о банкротстве. Следователи считают, что при выборе верфи по строительству корвета не обошлось без огромнейших взяток.

Но и это еще не конец истории. Согласно документам МО и правительства Польши от 2001 года, кабинет министров, сокращая расходы, приказал министерствам экономить во всех сферах. В след за этим МО запретило подчиненным структурам подписывать многомиллионные контракты. Но командование ВМС ослушалось гражданского начальства из МО и через месяц после официального запрета подписало контракт на строительство корветов.

Как видим, не только в Украине любят зарабатывать "крохи на жизнь" за счет боевого потенциала страны.



Добавить коментарий
Последние публикации

П олитотдел редакции «ИНФОРМЕРа» продолжает рассказывать читателям о происходящих в Севастополе политических процессах.&nbs

Двухдневное пребывание в Городе-Герое председателя Союза Болгарских журналистов Снежаны Тодоровой завершилось подписанием Меморандума о перспективах
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений