Возможности ЭФУ для достижения метапредметных результатов консультация (1 класс) на тему. Использование электронных форм учебника в формировании ууд Что такое эфу в образовании

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Возможности электронных форм учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» для достижения метапредметных результатов

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

Мы украдем у наших детей завтра

Джон Дьюи (американский философ и педагог)

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. С 1 сентября 2016 года все образовательные организации страны должны начать использование в своей деятельности электронных форм учебников. Педагоги лицея начали эту работу уже в этом учебном году.

Что сегодня интересно современному ученику? Как сократить разрыв между стремительной жизнью ребенка за порогом школы, которую дети не представляют себе без устройств персонального доступа и электронных форм общения и жизнью внутри учебного заведения? Каким действиям должен быть научен ученик, чтобы «вписаться» в современную мобильную жизнь?

С каким посылом мы идем на урок для получения метапредметных результатов? На эти и другие вопросы мы находим ответы уже сейчас, начав использование ЭФУ с учетом потребностей и способностей своих учеников.

Что такое ЭФУ?

ЭФУ – это особая форма учебника, сохраняющая неразрывную связь со своей печатной формой, обогащенная новыми возможностями, а именно: мультимедийными и интерактивными ресурсами, а также автоматически проверяемым тестированием, рассчитанным на школьников с разным уровнем подготовки.

Зачем нужны ЭФУ? Жизнь сегодняшних школьников отмечена большой разницей, которая образовалась между их активностью за порогом школы (где они – современные и технически грамотные люди, свободно владеющие разными способами электронной связи на разных электронных устройствах) и их пребыванием в школе (где время словно остановилось и где научно-технический прогресс – это не способ организации школьной жизни, а тема для изучения на уроках истории, физики и обществознания). И мы согласны с тем, что переход к использованию ЭФУ в нашем лицее позволит ученикам на современном уровне достигать запланированные результаты.

Работая по УМК «Перспективная начальная школа» мы, как педагоги, видим предоставленные возможности ЭФУ для формирования метапредметных результатов на уроках и во внеурочной деятельности.

Для характеристики остановлюсь на возможностях использования ЭФУ на уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, музыки при работе с регулятивными, познавательными и личностными УУД.

На уроках обучения грамоте для изучения каждой буквы разработана система заданий, позволяющая рассмотреть из каких элементов состоит та или иная буква, попробовать сконструировать эту букву, посмотреть видео ролик, который покажет как правильно писать букву. Почему это важно и что это дает ребенку? Быстрое запоминание зрительных элементов, возможность самостоятельно посмотреть как записываются буквы и ориентируясь на этот образец, в своей прописи записать эту букву.

На уроках русского языка у обучающихся есть возможность выполнять интерактивно упражнения, которые даны в печатной форме учебника. Ученик сначала выполняет задание и только потом может увидеть правильно ли он его сделал, т.к. в содержании электронного учебника заложена возможность автоматической проверки. Включение заданий в тестовой форме с возможностью автоматической проверки формируют такие регулятивные УУД, как самоконтроль в форме сличения способов действия и его результатов с заданным эталоном или фиксация правильности выполнения задания; самокоррекция – поэтапное внесение необходимых корректив в способ действия в случае расхождения с эталоном.

На уроках литературного чтения педагоги используют мультимедийные задания: аудио фрагменты, видеоролики, которые позволяют расширить пространство печатного текста. Мы с учениками можем не только увидеть литературных героев на иллюстрациях, но и услышать их предполагаемые голоса! Использование электронной лупы для просмотра репродукций картин на уроках литературного чтения дает возможность увеличивать фрагменты картины для более детального рассмотрения и способствует формированию познавательных УУД – умение выявлять, видеть особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения).

На уроках математики в ходе работы с ЭФУ сегодня нами отрабатывается тренировка вычислительных навыков с автоматической проверкой и тестированием. Важное значение приобретает такая работа при освоении материала из курса «Геометрия». Интерактивные задания способствуют формированию таких регулятивных УУД , как планирование - составление плана и последовательности действий, и прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, в удержании учебной задачи. И таких познавательных УУД как материализация действия (классификация, упорядочение объектов, выделение существенных признаков понятий); и алгоритмизация выполнения заданий в интерактивной форме.

Говоря об уроках окружающего мира , надо отметить, что ребенку интересно смотреть и наблюдать. К сожалению, при отсутствии у нас возможности часто выходить на экскурсии, вживую рассмотреть какие-то объекты, увидеть, что с ними происходит в реальном мире, мы может это восполнить с использованием ЭФУ. После каждой темы включены видеоролики, позволяющие увидеть весь мир в действии.

В ЭФУ музыки на каждой странице есть и музыкальное произведение, которое вначале профессионально исполняет артист, и дана инструментальная фонограмма, с помощью которой ребенок может самостоятельно, ориентируясь на образец исполнить произведение.

Интерактивная панель управления всех ЭФУ дает возможность для формирования у детей таких регулятивных УУД как умение работать с дополнительной информацией для целеполагания в начале урока и такого регулятивного действия как умение осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно в течение урока .

Нам удобно работать с ЭФУ. Потому что все интерактивные и мультимедийные элементы входят в сам корпус учебника и работают без подключения к сети Интернет.

Использование на уроках ЭФУ помогает и в формировании личностных УУД:

1. Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать.

2. Оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы, причины неудач.

3. Применение правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения, проявление доброжелательности в дискуссии.

Сколько интерактивных элементов в комплекте?

11.700 тестов

5.770 слайд щоу

4.780 аудиозаписей

3.900 видеозаписей

Что дает использование ЭФУ?

Для учителя:

  1. Интенсификация образовательного процесса: сокращается время на подготовку к урокам, на необходимую и неизбежную проверку текущих заданий и итоговых контрольных тестов, и высвобождается время на организацию обсуждений и дискуссий.
  2. Реализация личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.

Для обучающихся:

1. Повышается мотивация познавательной деятельности и личностного роста при изучении предмета.

2. Появляется возможность

Систематически работать с разными источниками информации,

Выполнять больше заданий в качестве тренировки;

Принимать участие в современных формах учебной деятельности (таких, как веб-конкурсы и проекты).

3. Использование наглядности создает условия для более глубокого осознания изучаемого предмета и более прочного запоминания.

4. Может быть организован индивидуальный темп обучения, и предоставлена ребенку возможность неоднократного выполнения интерактивных заданий.

5. Формирование самостоятельности и развитие ИКТ-компетенций.

Когда, где и как используем ЭФУ?

Где используем:

В лицее

  • На уроках всех типов
  • Во внеурочной деятельности при соблюдении требований СанПиНа.

Дома

Когда используем:

На любом этапе урока:

  • На этапе целеполагания
  • На этапе формирования новых знаний
  • На этапе подведения итогов
  • На этапе рефлексии и др.

При выполнении самостоятельной работы

Как используем ЭФУ?

Для организации фронтальной работы с учащимися при использовании интерактивной доски, индивидуальной работы с использованием ИТ-средств (ноутбуков учащихся), работы в группе (с использованием одного ноутбука на группу учащихся).

Кроме ЭФУ в УМК «Перспективная начальная школа» представлены интерактивные тетради для самостоятельной работы и тренажеры. Их освоение мы планируем начать в следующем учебном году. А уже в этом году наши четвероклассники готовятся к Всероссийской проверочной работе с помощью нового интерактивного пособия по окружающему миру.

В последнее время большим помощником нам является Интернет-журнал «Место для шага вперед», в котором представлены методические рекомендации для учителя при работе по 2 направлениям - «Музей в твоем классе» и «Окружающий мир в интерактивных иллюстрациях».

1 направление – «Музей в твоем классе». Это интерактивное пособие – механизм вовлечения детей в процесс рассматривания живописного произведения, своеобразная обучающая игра, которая учит ребенка всматриваться в образы картин. Научить младших школьников писать сочинения по картине – это значит заложить фундамент письменных творческих работ в целом.

Рассматривание картины проводится с помощью специальных блоков вопросов, развивающих опыт наблюдения младших школьников. Вопросы и задания направляют разрозненные наблюдения и впечатления в русло заданной темы.

Используется система разнообразных по форме рамок, которые позволяют фокусировать взгляд на определенных деталях картины. С помощью электронной лупы можно увеличить фрагменты картины для детального рассмотрения. Электронные интерактивные инструменты (лупа, рамки для выделения фрагментов и деталей) приучают детей путешествовать по картине, учат наблюдать детали и видеть целое.

Таким образом, с помощью специального инструментария дети осваивают пространство живописного произведения, учатся понимать, как создается ощущение глубины картины. Пособие помогает педагогу формировать коммуникативные УУД , отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

В этом учебном году мы частично используем это электронное пособие на уроках развития речи, классных часах, а в следующем учебном году планируем включить его изучение во внеурочную деятельность.

2 направление – «Окружающий мир в интерактивных иллюстрациях». В журнале 5 глав, на данный момент в 1 главе «Разнообразие животных опубликованы различные фото и видео материалы о животных. Это пособие расширяет пространство и учебника в печатной форме, и учебника в ЭФ, и тех пособий, которые уже вышли. У учителя есть возможность не тратить время на поиски в Интернете, а использовать уже готовые иллюстрации, видео, музыкальное сопровождение, позволяющие расширить образовательное пространство ребенка по знакомству с животными и средой их обитания. Система иллюстраций составлена таким образом, что есть возможность посмотреть в объеме 3D и под микроскопом тех или иных животных с разных ракурсов, чтобы у ребенка возник визуальный образ.

Данное электронное пособие включает также интерактивные лабораторные опыты, которые предполагается провести на уроках. Интерактивные виртуальные лабораторные опыты (в ходе которых школьники обучаются самостоятельно отбирать оборудование, использовать необходимые инструменты, запоминать последовательность действий) могут компенсировать возможные трудности их реального проведения в классе. В процессе выполнения работы происходит формирование познавательных УУД – умения анализировать результаты опытов, элементарных исследований, фиксировать их результаты.

Что важно понимать учителю? В Интернет-журнале выкладываются те ресурсы, пособия, которыми можно пользоваться сразу же, как только их выложили. Надо отметить, что использовать данный ресурс можно абсолютно бесплатно.

Электронные учебники и интерактивные пособия можно найти на сайтах shop-akbooks.ru, pnh.eokom.ru, представленных на слайде.

Мы провели небольшое исследование с вопросом о том, «Как реагируют педагоги и ученики нашего лицея на использование ЭФУ». Младшие школьники приветствуют переход к электронным формам обучения с большим энтузиазмом. Для них это своего рода «сюрприз». Что касается учителей, то здесь нет какой-либо единой позиции. Многие видят в электронном учебнике огромный потенциал и поэтому быстро и успешно осваивают современные электронные формы обучения (и среди этой группы много немолодых людей, поскольку такая позиция совсем не зависит от возраста); другие побаиваются, что электронный учебник отнимет у них часть функционала; третьи видят в нем угрозу живому общению учителя с учащимися.

Но несмотря на разницу позиций, все педагоги – это родители или родственники современных детей, и уже в силу этого они являются заложниками детских амбиций.

Сегодня в этом исторически сложившемся тандеме «учителя – ученики», именно дети становятся компетентными помощниками взрослых и движущей силой приобщения взрослых к новым формам обучения; именно ученики помогают учителям встроиться в новую образовательную реальность и обрести там свое достойное место.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа над формированием метапредметных результатов с п рименением электронных форм учебников и пособий, дополняющая общение с печатными изданиями, позволяет нашему лицею сегодня сделать обучение более динамичным, наглядным, доступным и индивидуальным, чем вчера.

Мы, педагоги лицея, пытаемся не отстать от молодого поколения компьютерных гениев, и приглашаем вас вместе с нами совершенствоваться в процессе взаимного обучения.

И закончить своё выступления я хочу бессмертными словами А.С. Пушкина:

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных…

И гений, парадоксов друг.


, Урок с использованием электронного учебника , Конкурс «Электронный учебник на уроке» , Видеоурок

Русский язык. 1 класс (Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина. Русский язык. 2015 год, стр. 4-5), фрагмент урока с использованием электронного учебника.

Место и роль урока в изучаемой теме “Речь устная и письменная”. 1 урок в этом разделе.

Тип урока: “Открытие нового знания”.

Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве общения. Используя электронную форму

Задачи урока:

  • на практическом уровне различать случаи использования устной и письменной речи;
  • познакомить учащихся со способами сохранения и передачи устной и письменной речи;
  • узнать о происхождении слов из электронного этимологического словарика;
  • провести самостоятельную работу с самопроверкой (мини-тестирование понятий: устная и письменная речь по электронному учебнику ).

Примечание . В видеосюжете сделан акцент на применение ЭФУ в образовательном процессе. Во фрагменте не представлены виды письменной работы на уроке, однако, рамках целостного урока эта работа была проведена. В рамках системно-деятельностного подхода при проведении электронного мини- тестирования была организована работа в парах и группах. Ребята распределяли роли внутри группы, осуществляли самоконтроль и взаимоконтроль в группах, направляли друг друга. Во фрагменте урока эта форма работы сокращена.

Готовясь к этому уроку, задала себе следующие вопросы: Как эффективно использовать на уроке это средство обучения и для чего оно нужно?

  • Место использования ЭФУ на уроке.
  • Считаю, что на этапе постановки задачи и подтверждения темы урока уместно использовать ЭФУ.

    На этапе закрепления и контроля в ходе мини- тестирования.

    Какое количество времени оптимально для работы с ним? На каком уровне?

    Мы не должны забывать, что в соответствии с изменёнными на 24 ноября 2015 года (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81) нормами СанПиН и вводом новых требований со 2.01.16 г. необходимо строго чередовать во время урока различные виды учебной деятельности, а непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать5 минут . Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут. Поэтому работа с ЭФУ на уроке велась фрагментарно.

    Понимаю, что это не должно быть только украшением урока, а реально облегчить мою работу, сократить время объяснения нового материала, ускорив процесс восприятия, осмысления и закрепления. А в первом классе мотивироват ь и подавать его дозированно.

    Изучив предметное содержание электронного учебника, убедилась в том, что полезно некоторые задания выводить на большой экран и проводить коллективное обсуждение хода решения. С появлением в классе интерактивной доски работа на уроке приобрела другой аспект. Учащиеся с не поддельным интересом стремятся выйти к доске попробовать свои силы и показать свои знания. Ряд заданий являются проблемными, некоторые вызывают трудности, и роль доски выполняет большой экран, диалог строится сначала у доски. При выполнении заданий ребята могут допускать ошибки, поэтому корректирующая работа на большом экране просто необходима в начальной школе.

    Благодаря внедрению ЭФУ у учителя появилась возможность экономно тратить время на подготовку к уроку, в частности, на его оформление: иллюстративный материал. Немаловажен эстетический аспект такого оформления урока. Но, конечно же, нельзя забывать, такая фронтальная модель работы с использованием ЭФУ, только как презентацией- это односторонний подход.

    В 2015–-2016 учебном году использую в практике работы электронные формы учебников. Дети моего класса обеспечены печатными учебными изданиями и пожеланию родителей имеют ЭФУ. Т.к. мобильного класса нет, используем пока ноутбуки.

    На старте внедрения проекта я провела анкетирование среди родителей обучающихся. На родительском собрании мы обсудили вопросы применения современных информационных технологий в образовательной деятельности.

    Проблемы.

    Однако, на сегодняшний день проблемы есть, технические вопросы присутствуют: нет мобильного класса, на сегодняшний день пользуем СD-диски по предметам, т.к. были определённые сложности со входом в систему, не все планшеты загружают диски, загрузили ноутбуки. Есть определённые требования.

    Устройство должно быть с экраном не меньше 10 дюйм (иначе показывает нечётко или слишком мелко)

    Хотя проблемы имеются, но не использовать это современное преимущество во благо образования наших детей уже нельзя. Плюсы ЭФУ неоспоримы: современность, многофункциональность, удобство, методическое оформление и технически грамотные интерактивные разработки и т.д.

    Пышминцева Евгения Сергеевна
    Педагог-библиотекарь
    МБОУ «Средняя образовательная школа №7»
    г. Каменск-Уральский
    Свердловская область

    Использование электронных форм учебников: проблемы и перспективы

    Альтернативные методики обучения вызывают громкие споры между педагогами и родителями. Как подготовить школьника к ЕГЭ и поступлению в ВУЗ? Как учителю будет удобнее подать информацию, а ученикам - усвоить знания? Специалисты из Министерства Образования ежегодно совершенствуют школьную программу и разрабатывают новые методики.
    Отдельного внимания достойны электронные формы учебников - опрос среди представителей наиболее заинтересованных участников педагогической практики показал все преимущества и недостатки электронных учебников. Непосредственно 85% опрошенных являются действующими работниками школьных заведений, более половины из них (81%) - школьные учителя, еще 8% - директора и завучи, 1% - библиотекари, остальные участники проекта занимаются сопутствующей деятельностью. 75% наших участников - опытные педагоги в возрасте от 35 до 55 лет, также в опросе приняли участие молодые педагоги возрастом до 35 лет (9%) и пенсионеры (16%).
    Треть статистов указала среднюю информированность в вопросе внедрения и использования электронных учебников, мнение остальных разделилось - одна часть опрошенных владеет информацией лишь частично, другая показывает высокий уровень информированности.
    Примечательно, что все участники в той или иной мере ознакомлены со спецификой электронной формы учебников, 5% регулярно используют данную методику либо консультируют новичков проекта.
    К сожалению, на практике электронные формы учебников (ЭФУ) используются нечасто: лишь 8 человек из 77 подтвердили, что в их школе повсеместно используется новая форма обучения. 26 человек пояснили, что электронные учебники применяются лишь частично, и 43 человека отметили, что в их конкретной школе ЭФУ не используются вовсе. Лишь 30% признали, что используют
    электронные учебники в личной практике.

    Основным преимуществом электронных учебников педагоги отметили их универсальность - книги можно использовать как в классах, так и за пределами школы: доступность знаний стала во главу угла. Немаловажными факторами признаны улучшение ИКТ навыков учителя и ученика, повышение мотивации учеников и эффективности обучения, создание развивающей образовательной среды и обеспечение персонального подхода к каждому ученику. Все факторы вместе и по отдельности способствуют лучшему восприятию и повышению успеваемости школьников.
    Удобная навигация, интуитивно простое управление и практичное структурирование мультимедиа объектов привлекают педагогов в первую очередь. Качество художественного оформления и специальные функции «закладка» и «заметка» отошли на второй план. В целом отношение к ЭФУ вполне позитивное: 47% опрошенных высказали скорее благоприятное впечатление об электронных учебниках, 35% всецело поддерживают идею внедрения ЭФУ, и лишь 3% высказались категорически против.
    Однако вопрос внедрения электронных учебников остается открытым - именно он вызывает наибольшие опасения у педагогов. 47% опрошенных предполагают, что справятся с новой формой обучения, 34% сомневаются в своих силах, и лишь 16% уверены, что справятся с инновациями. Уровень подготовки педагогов к использованию ЭФУ колеблется от откровенно слабого до вполне уверенного - конкретного перевеса в ту или иную сторону нет, а это значит, что почти половина преподавателей не готова к внедрению электронных учебников по причине банального отсутствия навыков.
    И все же в целом отношение к электронным учебникам благожелательное. Среди участников опроса удалось выяснить даже предпочтительную форму работы с ЭФУ - 60% высказались за организацию фронтальной модели с использованием автоматического рабочего места педагога (классическая форма диалога «учитель - класс»).
    Преимущества и недостатки инноваций может показать только практика, однако уже сегодня электронные учебники сулят массу перспектив как для педагогов, так и для самих школьников.

    Источники:

    К новому учебному году «Просвещение» предлагает 408 учебников в электронной и печатной форме, включенных в федеральный перечень (приказ МОН РФ №576 от 08 июня 2015 года).

    Только в 2015 году, в юбилейный для Издательства 85-ый год, на электронные формы учебников установлена единая цена 85 рублей (с НДС) за лицензию на учебник или одну часть учебника (если он состоит из двух или трех частей) сроком использования один год. Данная цена действительна только при заказе учебников через издательство.

    Физические лица могут приобрести электронные учебники через нашего партнера – группу компаний «Альком» . При приобретении электронных учебников у компаний-партнеров цена на электронные ученики может отличаться.

    Контакты для связи

    По всем вопросам обращайтесь по адресу [email protected] .

    • Электронные учебники работают на ПК, ноутбуках и планшетных компьютерах под управлением операционных систем Windows 8.1, Android 4.4 и выше, iOS 7 и выше.
    • Наличие подключения к сети Интернет для первоначальной установки учебников.
    • Диагональ экрана устройства от 10.1” (1280x800 точек) и больше.
    • Не менее одного гигабайта свободной памяти на устройстве для установки полного комплекта учебников на одного ученика.

    Функциональные возможности ЭФУ:

    • тестовые задания к каждой теме или разделу учебника для подготовки к контролю знаний, ОГЭ и ЕГЭ;
    • обширная база мультимедиа контента и интерактивных объектов в каждом учебнике;
    • добавление собственных материалов, созданных учителем;
    • удобная навигация;
    • инструменты изменения размера шрифта, создания заметок и закладок.

    Демоверсии электронных форм учебников

    Ознакомиться с возможностями электронной формы учебника издательства «Просвещения» можно, установив демоверсии. Для этого необходимо скачать на устройство приложение «Учебник цифрового века».

    Приложения уже доступны для скачивания в:

    • Apple Store (для ОС iOS 7 и выше);
    • Windows Market (для ОС Windows 8.1);
    • Google Play (для ОС Android 4.4 и выше).

    Подробная инструкция по установке и работе с приложением «Учебник цифрового века» размещена

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений