Централизация инфраструктуры информационных систем. Средства управления и виртуализации для построения центров обработки данных

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

На прошедшем в конце декабря заседании регионального правительства утвержден .

План, в частности, предусматривает передачу на обслуживание в департамент информационных технологий автономного округа серверного и коммутационного оборудования, автоматизированных рабочих мест и информационных систем, используемых в органах власти и учреждениях региона. При этом все автоматизированные рабочие места органов власти будут переведены в единый домен корпоративной сети органов власти региона.

Предполагается также, что департамент будет централизованно выполнять работы по обеспечению информационной безопасности информационных систем, организовывать оказание услуг стационарной и сотовой телефонной связи органам власти и учреждениям, обеспечивать работу единой корпоративной сети.

Средства, предусмотренные на эти цели ведомственными программами округа, должны быть консолидированы в программе «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2018-2025 годы и период до 2030 года».

В соответствии с документом, в течение 2018 года в исполнительных органах государственной власти автономного округа и подведомственных учреждениях запланировано внедрение информационной системы бухгалтерского учета «Облачная бухгалтерия» (которая будет включать в себя функционал управления материальными запасами, закупками, управленческого учета и др).

В ходе выполнения мероприятий плана должна быть оптимизирована штатная численность сотрудников, которые занимаются обслуживанием компьютерной техники и сопровождением информационных систем (ресурсов) органов власти и учреждений.

Предусмотрена также подготовка предложений по аналогичным мерам и в отношении органов местного самоуправления.

Курировать выполнение плана будет первый заместитель губернатора автономного округа Геннадий Бухтин.

«Дорожная карта проекта синхронизирована с задачами, которые поставлены в [региональных документах] концепции «Бережливый регион», государственной программе «Информационное общество». Эти меры, безусловно, будут способствовать цифровизации экономики», — прокомментировала утвержденный документ губернатор Югры Наталья Комарова .

По мнению директора департамента информационных технологий Югры Павла Ципорина , централизация полномочий закупок в сфере ИКТ позволит реализовать единые подходы и требования к их осуществлению, в том числе по мероприятиям по защите информации, повысить эффективность принятия управленческих решений, что будет способствовать цифровизации экономики автономного округа, а также позволит оптимизировать расходы бюджета округа на закупки оборудования и создание информационных систем.

По словам Ципорина, в едином реестре информационных систем Югры зарегистрировано более 900 информационных систем, ряд из которых имеют дублирующий функционал. По его мнению, централизация инфраструктуры позволит обеспечить соблюдение единых принципов при создании и функционировании государственных информационных систем Югры, отвечать требованиям законодательства, оптимизировать структуру органов власти и подведомственных им учреждений, повысить эффективность труда служащих и работников государственных учреждений, занятых в обслуживании ИКТ. «При этом стоит отметить, что действующие контракты в сфере ИКТ будут также сопровождаться на ранее заключенных условиях, что не ухудшит условия их исполнения для контрагентов», — сказал он сайт.

По мнению министра по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Ярослава Ракова , централизация управления IT-инфраструктурой позволяет значительно сократить расходы и повысить оперативность принятия управленческих решений в этой сфере. По опыту области, централизация закупок на уровне министерства (98 -99% всех закупок органов власти и их учреждений по части ИТ проходит через центр информационных технологий Тульской области) позволяет снижать цены на 18-30%. «Количество сопровождаемых информационных систем, используемых органами власти, сократилось с 500 до 191, что значительно упрощает их администрирование и тоже позволяет экономить значительные средства», — сказал Раков сайт.

Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) является одним из ключевых органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, регулирующих политику экономического развития города. В круг его задач входит решение вопросов, касающихся различных областей жизнедеятельности северной столицы: от организации государственного заказа до развития внешнеэкономической деятельности и поддержки работ по оказанию различных услуг населению города.

Задачи

Деятельность КЭРППиТ напрямую связана с активным использованием информационных технологий (ИТ). В настоящий момент в организации официально зарегистрировано 18 крупных информационных систем (ИС), внесенных в общегородской Реестр информационных ресурсов и информационных систем.

ИТ-инфраструктура КЭРППиТ включает в себя несколько десятков серверов, расположенных на трех территориально распределенных по городу площадках. Общее число пользователей в настоящий момент составляет порядка 350 человек. Наиболее востребованными в работе являются информационные системы государственного заказа, мониторинга социально-экономического развития и потребительского рынка, электронного документооборота, кадрового и бухгалтерского учета. Поддержка и развитие ИТ-инфраструктуры осуществляется сотрудниками отдела ИТ.

В 2007 году руководством Комитета перед отделом ИТ была поставлена задача повышения уровня доступности контролируемых ИС, их отказоустойчивости, надежности функционирования ИТ-инфраструктуры в целом, а также повышения эффективности работы отдела ИС без увеличения штата и изменения состава сотрудников. Для достижения поставленных целей было принято решение о создании централизованной системы управления ИТ-инфраструктурой и реорганизации работы отдела ИТ с учетом лучшего мирового опыта.

Среди факторов, влияющих на выбор решения, были определены следующие:

  • требовательное отношение пользователей к ИТ, обусловленное активным использованием сотрудниками Комитета информационных систем и высокими требованиями, предъявляемыми к качеству предоставляемых ИТ-услуг и своевременности оказания технической и консультационной поддержки;
  • разнообразие парка ПК, программного обеспечения, установленного в подразделениях Комитета;
  • жестко ограниченный бюджет ИТ.

Для решения поставленных задач и организации работ по внедрению, руководством Комитета было принято решение о привлечении стороннего консультанта. Результатом проведенного тендера стало сотрудничество с компанией «Инфосистемы Джет», перед специалистами которой были поставлены следующие задачи:

  • автоматизировать основные операции по контролю и управлению ИТ-ресурсами;
  • обеспечить возможность проактивного обнаружения и локализации проблемных ситуаций;
  • реализовать сервисный подход в управлении ИТ-инфраструктурой.

Специалисты компании «Инфосистемы Джет» провели обследование существующей ИТ-инфраструктуры, изучили подходы к эксплуатации системы. Были определены основные объекты мониторинга: сервера, активное сетевое оборудование, системы обеспечения бесперебойного электропитания, а также ОС, СУБД, приложения (Lotus Notes, Citrix и др.).

В составе системы управления ИТ были выделены подсистемы, решающие следующие задачи:

  • мониторинга активного сетевого оборудования;
  • мониторинга серверов и приложений;
  • управления рабочими местами.

Системы управления ИТ обеспечивает выполнение следующих функций:

контроль работоспособности и производительности активного сетевого оборудования:

  • выявление нештатных ситуаций в сетевой инфраструктуре;
  • обеспечение возможности графического отображения топологии сети;
  • сбор и агрегация данных о значениях контролируемых параметров активного сетевого оборудования;
  • учет и инвентаризация активного оборудования;

контроль серверов и приложений:

  • контроль доступности и производительности серверного оборудования, ОС, СУБД и приложений;
  • корреляционную обработку параметров мониторинга на уровне программных агентов (для серверов), с целью исключения незначащей, дублирующей информации;
  • выполнение автоматических корректирующих действий, включая запуск программ, на объекте управления,
  • графическое отображение дерева сервисов в виде карты взаимосвязанных объектов всех элементов ИТ-среды (сеть, серверы, приложения, базы данных), обеспечивающие функционирование заданной ИТ-услуги (т.е. оценка доступности ИТ услуг и приоритезация работ в зависимости от степени влияния проблемы на ИТ-услугу);
  • генерирование отчетов о работе ИТ-инфраструктуры, которые представлены в виде собственно отчетов (в форме таблиц или текстов) либо в форме графов (графическое представление показателей функционирования объектов мониторинга);

В контур системы управления серверами и приложениями включены все основные ИС.

управление серверами и рабочими местами:

  • учет (инвентаризация) аппаратных и программных ресурсов ИТ-инфраструктуры;
  • контроль удаленных установки и инсталляции ПО;
  • удаленное управление компьютерами (функция Remote Control).

Доступ к информации мониторинга осуществляется с единой консоли оператора.

Для построения централизованной системы мониторинга специалистами КЭРППиТ и компании «Инфосистемы Джет» было выбрано программное обеспечение компаний Hewlett-Packard и Microsoft.

В настоящий момент мониторинг ИТ-инфраструктуры КЭРППиТ осуществляется круглосуточно. Организован контроль сети передачи данных, серверного оборудования, ПО и программных комплексов, развернутых на удаленных площадках. Автоматизирована подготовка ежедневных отчетов, в которых отражаются данные о работе оборудования, в частности, сведения о недоступности тех или иных сервисов и сбоях в работе подсистем. Данные отчетов хранятся на сервере системы и доступны за любой период времени с начала её функционирования. Система регулярно формирует отчеты о составе оборудования и ПО, что необходимо при планировании изменений, модернизации оборудования и внедрении новых ИТ-услуг.

Реализация проект началась в мае 2007 г. Работа была рассчитана на шесть месяцев, но, заинтересованность руководителей и ИТ-специалистов КЭРППиТ в результатах проекта и активное участие в его реализации, позволили завершить проект на два месяца раньше запланированного срока — в августе 2007 г.

Особое внимание было уделено обучению специалистов отдела ИТ Комитета. Оно осуществлялось в два этапа. На первом по рекомендации компании «Инфосистемы Джет» сотрудники отдела прошли обучение на специализированных курсах производителей ПО. А на втором - специалисты компании «Инфосистемы Джет», осуществлявшие установку программных продуктов, в ходе проекта организовали практическое обучение основным способам и методам работы с системой.

Работы по настройке и апробации системы проводились специалистами ИТ-отдела одновременно. Это дало возможность оперативно вносить необходимые изменения на всех этапах работ, и, следовательно, сократить время внедрения решения.

В результате проекта заказчик получил эффективную систему управления ИТ, которая позволяет контролировать и наглядно оценивать текущее состояние и работу всех элементов ИТ-инфраструктуры организации. Её внедрение позволило достичь следующих результатов:

  1. повысить устойчивость работы информационных систем организации;
  2. автоматизировать деятельность персонала отдела ИТ по мониторингу и управлению конфигурацией ИТ-инфраструктуры;
  3. сократить время локализации и устранения проблемных ситуаций;
  4. получать консолидированные отчеты о функционировании системы и обеспечить сохранность этой информации в течение длительного времени;
  5. осуществлять обоснованную приоритезацию выполняемых работ;
  6. обеспечить руководство отдела ИТ оперативной и статистической информацией о работе ИТ-инфраструктуры.

В рамках проекта была решена задача повышения защищенности рабочих мест пользователей ИТ за счет централизованного распространения «разрешенного» программного обеспечения и предназначенных для него пакетов обновлений. Это позволило значительно снизить нагрузку на персонал отдела ИТ.

После завершения проекта специалисты компании «Инфосистемы Джет» осуществляли сервисную поддержку системы управления ИТ КЭРППиТ: выполнялись работы по проверке, оценке функционирования, а также, по запросам заказчика, «донастройке» развернутой системы.

Развитие проекта

Специалистами компании «Инфосистемы Джет» было проведено обследование организации деятельности по управлению и эксплуатации ИТ-инфраструктуры КЭРППиТ. В результате была дана оценка текущего уровня зрелости процессов деятельности в соответствии со стандартом CobIT, определены основные направления дальнейшего развития в рамках внедрения сервисного подхода к управлению ИТ. В частности, было дано заключение о том, какие процессы управления ИТ являются основными, критичными для работы Комитета и требуют внимания и поддержки. Было определено, какие из процессов и в каком объеме необходимо внедрять и детализировать для обеспечения функционирования ИС в условиях развития системы, изменения нагрузки, повышения уровня требований пользователей к качеству её работы.

В 2008 году КЭРППиТ Правительства СПб и компания «Инфосистемы Джет» планируют продолжить сотрудничество. В настоящий момент определены следующие задачи развития ИТ-инфраструктуры организации:

  • развитие системы управления ИТ в части мониторинга ИС и предоставления услуг;
  • создание и интеграция в систему управления ИТ автоматизированной подсистемы Service Desk;
  • оптимизация деятельности по управлению инцидентами и работами и повышение уровня зрелости процессов управления ИТ в целом,
  • создание и внедрение подсистемы учета ИТ-инфраструктуры.

Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сообщает:

На прошедшем сегодня заседании регионального правительства утвержден план мероприятий по централизации инфраструктуры информационных систем автономного округа. В его обсуждении приняли участие муниципальные образования.

«Дорожная карта проекта синхронизирована с задачами, которые поставлены в Концепции «Бережливый регион», государственной программе «Информационное общество». Эти меры, безусловно, будут способствовать цифровизации экономики», - отметила губернатор Югры Наталья Комарова.

Напомним, работа по централизации инфраструктуры информационных систем ведется по поручению главы региона. Для этого департаментом информационных технологий Югры проанализирована практика субъектов РФ по централизации сферы ИКТ. В результате анализа выявлено, что инструменты, используемые органами госвласти, а также подведомственными учреждениями, в том числе принятие управленческих решений ИКТ, планирование закупок в ряде субъектов, сосредоточены в одном органе власти который осуществляет функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере ИКТ.

«Это дает управленческий и экономический эффект. Централизация полномочий закупок в сфер ИКТ позволит реализовать единые подходы и требования к их осуществлению, в том числе по мероприятиям по защите информации, повысить эффективность принятия управленческих решений, что будет способствовать цифровизации экономики автономного округа, а также позволит оптимизировать расходы бюджета округа на закупки серверного, коммутационного оборудования и создание информационных систем», - рассказал директор департамента информационных технологий Югры Павел Ципорин.

Он отметил, что в едином реестре информационных систем Югры зарегистрировано более 900 информационных систем, ряд из которых имеют дублирующий функционал. По его мнению, централизация инфраструктуры позволит обеспечить соблюдение единых принципов при создании функционирования государственных информационных систем Югры, отвечать требованиям законодательства, оптимизировать структуру органов власти и подведомственных им учреждений, повысить эффективность труда служащих и работников государственных учреждений, занятых в обслуживании ИКТ. «При этом стоит отметить, что действующие контракты в сфере ИКТ будут также сопровождаться на ранее заключенных условиях, что не ухудшит условия их исполнения для контрагентов. Реализация мероприятий плана позволит осуществить поэтапный переход региона к цифровой экономике», - сказал он.

В ходе заседания правительства своим опытом по внедрению централизованной модели управления в сфере информационно-коммуникационных технологий, мнением о работе Югры в этом направлении поделились федеральные эксперты.

«После централизации уровень принятия управленческих решений сократился в разы. На текущий момент Тульская область на вопросы информатизации органов власти тратит порядка 500 млн рублей в год. Если полностью отдать на аутсорсинг, то затраты составили бы порядка 2 миллиардов рублей. Когда единым заказчиком является министерство или подведомственное учреждение министерства, это снижение цены от 18 до 30%. Мне понравилось, что в проекте распоряжения затронут вопрос информационной безопасности. Это важно и актуально с учетом количества атак и угроз. Также мы занимаемся муниципальными образованиями. Они создали единый конструктор сайтов органов местного самоуправления. И, по сути, мы одномоментно решаем все вопросы», - рассказал министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Ярослав Раков.

«Ваш план – это главный и первый шаг. По каждому направлению будет дополнен портфелем проектов. Важнейший раздел – нормативно-правовое регулирование. В Москве с 2011 года существует региональный закон, где прописаны полномочия органа в сфере информатизации по централизации управления информационными системами, модернизации инфраструктуры. Эффект накопительный, это десятки миллиардов рублей», - сказал заместитель руководителя департамента информационных технологий города Москвы Эдуард Лысенко.

Губернатор Югры Наталья Комарова акцентировала внимание членов правительства на необходимости создания портфеля проектов по централизации инфраструктуры информационных систем с утверждением его членами Проектного комитета Югры.

Куратором реализации плана определен первый заместитель губернатора округа Геннадий Бухтин, ответственным исполнительным органом - департамент информационных технологий.

В завершение глава региона дала ряд поручений: «Поручаю в срок до 1 июня 2018 года создать систему контроля за эффективностью функционирования информационных систем в автономном округе. Совместно с департаментом внутренней политики до 1 июня 2018 года внести в правительство автономного округа проект плана информатизации ключевых функций исполнительных органов государственной власти, подлежащих автоматизации с учетом общественного мнения», - сказала Наталья Комарова.

Барковская Т.А.
Группа MBA CIO-28
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Введение.

Финансовые показатели деятельности крупного банка во многом зависят от эффективности и качества работы информационных систем и служб информатизации. Для любой крупной финансовой организации одной из главной задач является быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации.

В связи с этим задачи правильного построения работы IT-департамента и управления информационными технологиями приобретают особенное значение.

Вкладывая средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование, развитие информационных систем и создание базы для перехода к новым вычислительным платформам, банки, в первую очередь, стремятся к удешевлению и ускорению своей работы.

Качественные и стабильные IT-услуги позволяют существенно снизить операционные риски, увеличить прибыльность банка, повысить его рыночную стоимость и капитализацию банка.

Задачи многофилиального розничного банка.

Спектр задач, решаемых многофилиальным банком, основным стратегическим направлением которого выбрано развитие розничного бизнеса, достаточно широк. В первую очередь это:

  • масштабирование единых технологий по всей территориальной структуре банка,
  • снижение издержек на одну операцию, обеспечении безопасности и управляемости выполняемых операций.
  • возможность оперативного вывода на рынок новых продуктов, создание и развитие наиболее эффективного продуктового ряда
  • максимальное сокращение время и снизить размер инвестиций, связанных с открытием точек присутствия банка,
  • снижение стоимости сопровождения своей территориально-распределенной структуры
  • поддержка максимально широкого спектра каналов продаж услуг и обслуживания клиентов, включающего как традиционные «личные» продажи, так и инновационные каналы продвижения и продажи банковских продуктов.

Централизованное управление ресурсами

Идеология централизации ресурсов является общей тенденцией при организации информационной и технологической поддержки банковского бизнеса.

Централизованный подход к управлению позволяет снижать риски, связанные с мошенническими операциями, повышать оперативность управления финансовыми потоками, точно и оперативно оценивать достигаемый финансовый результат, предоставлять клиентам инвариантный относительно их места нахождения банковский сервис на современном уровне, снижать расходы на техническую поддержку, в том числе и на содержание технического персонала.

Концепция ITSM

Основная идея ITSM (Information Technology Service Management) заключается в необходимости перехода от традиционной модели, когда главной целью IT-службы является поддержка собственно IT-инфраструктуры, к схеме, ориентированной на обслуживание основного бизнеса компании.

Данная схема основана на 2-х предпосылках:

  • результаты работы ИТ-подразделения предоставляются в виде набора услуг
  • основной формой организации работы IT-службы является комплекс процессов

Под услугой понимается основная форма предоставления ценности заказчикам. Услуги соответствуют требованиям, предъявляемым заказчиком. Продукты, создаваемые в результате проектной деятельности или приобретаемые на рынке, пополняют пул ресурсов ИТ-службы и используются в дальнейшем для оказания услуг.

Рассмотрена история развития ITSM как концепции и основные методики, созданные для реализации этой концепции:

  • CobiT (Контрольные Объекты для Информационных и Смежных технологий)
  • USMBOK,
  • MOF, подход Microsoft
  • ITUP, подход IBM
  • FITS, упрощенная версия ITIL для преподавания в ВУЗ-ах
  • eTom, являющаяся типовой моделью для телекоммуникационных компаний

Методики управления деятельности IT.

В теоретической части работы в качестве основных методик были рассмотрены методики портфельного управления и методики ITIL, как библиотеки лучших практик для внедрения подхода ITSM.

Объект исследования.

В качестве объекта исследования выбран крупный банк, имеющий территориально-распределенную структуру, представленный в 48 российских регионах, приоритетным направлением развития которого выбран розничный бизнес и работа с малым и средним бизнесом.

Кроме активного развития розничного бизнеса одной из основных задач, поставленных руководством, является сокращение операционных расходов. В связи с этим поставлена задача укрупнения филиалов – большая часть филиалов изменяют свой статус и становятся операционными офисами, что позволяет сосредоточить часть бизнес и учетных процессов в оставшихся филиалах.

При этом планы бизнеса по развитию розницы предполагают не сокращение, а, наоборот, увеличение общее количество точек обслуживания – дополнительных офисов или мобильных точек продаж.

Из-за расположения точек обслуживания банка в разных часовых поясах информационные системы должны быть доступны практически круглосуточно.

Задачи централизации IT-службы

На основании исследования были сформулированы основные задачи, стоящие перед IT-департаментом:

    • Достижение такой организации обслуживания бизнес-пользователей, при которой деятельность ИТ станет измеряемой и контролируемой. Для этого в первую очередь было решено формализовать процесс управления инцидентами и внедрить управление изменениями. На будущих этапах планируется рассмотреть возможность внедрения управления конфигурациями, этот аспект в работе не рассматривается.
    • Централизация и виртуализация серверного оборудования и минимизация расходов на штат региональных IT-специалистов. Преимущество решения в том, что упрощается выделение персонала поддержки и его работа по развертыванию и управлению системами, снижается степень дублирования опытных кадров. Централизация также облегчает использование стандартизованных конфигураций и процессов управления, создание рентабельных систем резервного копирования для восстановления данных после сбоя и поддержания связности бизнеса. Может быть улучшена и сетевая безопасность, поскольку серверы оказываются под защитой единого, централизованно управляемого межсетевого экрана
    • Проект централизации информационных систем, который предполагает отказ от отдельных баз данных, обслуживающих кредиты частных лиц, в филиалах, что позволит увеличить производительность систем и сократит операционные расходы.
    • Проект реорганизации бизнес-процессов для поддержки укрупнения филиалов. При этом следует отметить, что изменения бизнес-процессов требуются не только в части IT, но данная задача выходит за рамки ответственности IT-специалистов. IT в этом проекте главным образом выполняет обслуживающую функцию и имеет своей целью выстроить взаимодействие с бизнесом в рамках проекта таким образом, чтобы минимизировать со свой стороны время закрытия ФКБ и открытие нового зависимого дополнительного офиса.

Управление инцидентами и управление изменениями.

Рассматриваются 2 процесса из подхода ITIL – управление инцидентами и управление изменениями. Целью проработки процесса управлениями изменениями было в первую очередь внедрения релизного подхода по установке новых задач и распространение этого подхода на обновление всех информационных систем банка. Инциденты на момент начала проекта фиксировались в специальной системе, однако это касалось только возникновения проблем с оборудованием, причем не во всех случаях, и проблем в некоторых информационных системах. Потребовалась формализация существующего процесса и распространение его на все информационные системы банка.

Были предприняты практические шаги - формализованы и пересмотрены процессы и регламенты работы сотрудников, сформированы новые и уточнены старые роли сотрудников, выделено новое структурное подразделение IT-департамента, отвечающее за управление релизами. Была доработана существующая автоматизированная система Service Desk, разработаны, формализованы и настроены новые маршруты прохождения заявок. В целом первый этап прошел успешно.

Следует отметить, что в процессе реализации проекта, кроме организационных и технических проблем, необходимо преодолеть и психологический барьер. Причем это касается отношений внутри IT-подразделений, отношений между подразделениями внутри IT-департамента и в первую очередь между IT-департаментом и сотрудниками бизнес-подразделений, поскольку в банке было принято работать «по звонку».

В результате проекта централизации оборудования предполагается сокращение сотрудников IT в централизованных филиалах и второй фазой проекта становится организация дополнительного подразделения 1 линии поддержки в филиале в Новосибирске, для сопровождения бизнес-пользователей в других часовых поясах.

Произведен расчет необходимого количества сотрудников на основании статистики возникающих инцидентов.

Проект централизации и виртуализации серверов.

Имеющееся оборудования в филиалах физически и морально устарело, не поддерживает удаленное управление и является не унифицированным – представляет собой разные модели серверов и системных блоков, что усложняет мониторинг и исправление неисправностей.

Были проработаны 4 варианта решения:

    • Перемещение оборудования из филиалов и размещение их в едином дата-центре. Для размещения существующего оборудования текущих площадей недостаточно.
    • Перемещение оборудования из филиалов и размещение их на удаленной площадке. Состав работ данного варианта включает перемещение серверов из филиалов в удаленный ЦОД и закупку и внедрение оборудования терминального доступа для пользователей филиалов.
    • Аренда виртуальных серверов и серверов терминального доступа региональных пользователей у провайдера внешнего ЦОДа. Данный вариант предполагает полный отказ от существующего серверного оборудования в филиалах и переход на арендованные вычислительные мощности.
    • Перевод серверного парка в регионах на виртуальные сервера на базе собственных вычислительных мощностей и размещение оборудования во внешнем ЦОДе. Данный вариант предполагает закупку необходимого оборудования для виртуализации региональных серверов, виртуализацию региональных серверов на закупленное оборудование с последующим переносом решения в удаленный ЦОД.

Для каждого варианта сделан расчет затрат и сравнение параметров.

Параметр оценки

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Капитальные затраты

29 502 240.00р.

16 743 440.00р.

35 394 000.00р.

Операционные ежегодные затраты

27 000 000.00р.

58 404 000.00р.

Консолидация оборудования на единой площадке

Отказоустойчивость

Масштабируемость

Централизованность управления

Унификация оборудования

Новизна оборудования

В результате оптимальным признан 4-й вариант, т.к.он снижает до минимума в дальнейшем операционные затраты на поддержку решения.
В качестве платформы для виртуализации была выбрана платформа VMware.

Спецификой многофилиального банка, представленного во всех российских регионах, является работа точек обслуживания в различных часовых поясах, что требует практически круглосуточной доступности информационных систем. Решением этой задачи может стать построение второго ЦОД-а за Уралом.

Кроме того необходима дополнительная детальная проработка рисков, связанных с каналами связи.
Также отмечается, что одной из важнейших задач любой финансовой компании является обеспечение высокого уровня информационной безопасности, поскольку инфраструктура банка должен отвечать стандартам, предъявляемых международными платежными системами и законодательству в части безопасности персональных данных.

В связи с изменением структуры филиальской сети план виртуализации и внедрения оборудования терминального доступа должен быть составлен с учетом плана укрупнения филиалов, предоставленным бизнесом.

Выводы

Целей централизации в банке возможно достичь только проводя комплекс мероприятий, включающих в себя централизацию оборудования, централизацию информационных систем централизацию организационной структуры и реорганизации бизнес-процессов. Причем задачи выходят далеко за рамки IT-департамента и требуют всестороннего включения бизнеса.

Тенденция построения централизованных систем отражает стратегическое направление развития информационных технологий в банковском бизнесе и будет превалировать в обозримом будущем.

Виртуализация позволяет создать управляемое масштабируемое централизованное инфраструктурное решение.

При построении ЦОД особое внимание следует уделять вопросам информационной безопасности.

После разработки и формализации процессов управления инцидентами и управления изменения уменьшилось время простоя бизнес-подразделений, связанной с неисправностями информационно-технологической структуры банка, улучшилось обслуживание пользователей, установилась практика регулярной отчетности перед руководителями банка.

Однако следует отметить, что недостаточное вовлечение бизнес-заказчика в проекты внедрения ITSM с точки зрения описания согласования IT-услуг является причиной того, что говорить о том, что IT-подразделение стало сервисной организацией, еще пока рано.

По переводу всех территориальных банков на единую ИТ-платформу стартовала в 2011 году и была завершена летом 2015 года. Ее целями являлись: сокращение сроков вывода на рынок банковских продуктов, создание качественно новых условий для дальнейшей централизации и унификации операционных и бизнес-функций, сокращение расходов Сбербанка на ИТ.

Оценка Германа Грефа: Как только мы построили наш супер data-center, мы пришли к выводу, что мы абсолютно неконкурентоспособны

Результаты программы централизации

Единая ИТ-платформа

До реализации программы в каждом макрорегионе использовался свой набор основных банковских платформ от разных разработчиков, одних только биллинговых систем насчитывалось семь штук. В рамках «Централизация 2.0» в Сбербанке была создана централизованная ИТ-платформа: «зоопарк» автоматизированных систем территориальных банков заменили на ряд унифицированных систем.

В рамках проекта, в частности, были созданы следующие системы:

  • Автоматизированная система «Филиал-Сбербанк» (АС ФС). В ней работают более 80 тыс. пользователей во всех территориальных банках «Сбербанка».
  • Единая корпоративная система (еКС). На момент завершения программы в ней содержатся данные 2 млн счетов юридических лиц, 400 тыс. кредитных договоров клиентов-юрлиц, 250 кредитных договоров микробизнеса. В день в системе обрабатывается до 7 млн расчетных документов по счетам юридических лиц.
  • Единый кредитный портфель частных клиентов. В нем хранятся данные более 60 млн договоров из которых 15 млн договоров – действующие. С помощью системы проводится порядка 80 тыс. выдач по кредитам в день и 600 тыс. погашений по кредитам в день.
  • Единый центр обработки депозитов физических лиц (АС еЦОД). Содержит данные 630 млн счетов, из которых 425 млн счетов являются действующими. Через систему проводится порядка 290 млн операций по счетам ежедневно.
  • Единый платежный сервис (АС еПС) для осуществления биллинговых платежей. Взаимодействует с более чем 100 тыс. поставщиков различных услуг (коммунальные службы, детские сады, энергетические компании и др.), в отношении которых происходит около 6 млн платежей в день.
  • Единый кассовый центр (еКЦ), которым пользуются около 400 кассовых центров Сбербанка по всей стране.

Все системы базируются в едином ЦОДе «Южный порт» . Филиалы «Сбербанка» работают с ними через тонкий клиент.

Помимо централизации ИТ-инфраструктуры территориальных банков «Сбербанк» также стандартизировал и унифицировал бизнес-процессы.

Масштабы программы

Программу централизации в Сбербанке называют беспрецедентной по своему масштабу. По данным вице-президента, главного архитектора ИТ Сбербанка Андрея Хлызова , в ее рамках было осуществлено более 700 крупных внедрений.

Создание централизованной ИТ-платформы велось силами «Сбербанк-Технологии» , а в общей сложности в реализации программы были задействованы более 32 тыс. человек.

Что же касается финансирования, в одном из выпусков газеты для сотрудников «Сбербанк-Технологии» – СБТ Vision Андрей Хлызов сообщал, что бюджет программы составляет более одного миллиарда долларов.

Программа вышла в финал конкурса IPMA International Project Excellence Award 2015 в номинации «Mega-Sized Projects» (мега-крупные проекты), итоги которого будут подведены в конце сентября.

Андрей Хлызов подчеркивает, что при таких масштабах программа была выполнена в рекордные сроки: проект был завершен за четыре года, в то время как в среднем разработка и внедрение аналогичных программ в мире занимает 10-12 лет.

Эффекты от программы

В качестве одного из наиболее важных результатов централизации в Сбербанке называют ускорение вывода новых продуктов на рынок: если ранее их тираж в среднем занимал неделю, теперь во многих случаях - один день.

Говоря об экономическом эффекте «Централизации 2.0» в банке приводят данные, что чистый дисконтированный доход (Net Present Value, NPV) программы составил около 8 млрд руб. Его удалось достигнуть за счет оптимизации затрат при осуществлении основных бизнес-процессов и сокращения расходов на ИТ. При этом экономический эффект почти вдвое превысил запланированный: изначально в «Сбербанке» ожидали получить 4,6 млрд руб.

Важным результатом стало и сокращение времени технологического простоя ИТ-систем в Сбербанке. В ходе реализации программы была разработана технология онлайн-миграции данных без прерывания сервисов банка и гибким управлением нагрузкой на систему.

В результате централизации существенно повысилась и производительность ИТ-систем банка, отмечают в Сбербанке. Для горизонтального масштабирования обработки данных была внедрена технология Oracle RAC, которая позволила распределить обработку данных территориальных банков по нескольким узлам на базе трех high-end систем IBM Power 795 .

Сложности проекта

Перевод территориальных банков на единую платформу не был гладким. Одной из проблем по ходу реализации программы стала неготовность самого мегаЦОДа к «заливке» систем и ограниченность площадей. Об этом Андрей Хлызов рассказывал в корпоративном издании для сотрудников «Сбертеха» – СБТ Vision. Возникали и проблемы на программном уровне: например, при создании централизованной ИАСК (интегрированная автоматизированная система кредитования) физлиц на платформе Oracle.

Ошибка в ПО IBM 9 месяцев тормозила программу Сбербанка

В сентябре 2015 года Андрей Хлызов рассказал TAdviser, что при внедрении еКС (единой корпоративной системы) Сбербанка была выявлена серьезная ошибка в ОС IBM AIX , использовавшейся в проекте, из-за которой затормозились темпы реализации программы.

Внедрение еКС началось в 2011 году. В качестве вычислительной платформы для нее были выбраны новые мощные серверы IBM p795 . Данная модель сервера была выпущена в конце 2010 года и еще не была «обкатана» на проектах сопоставимого с проектом Сбербанка масштаба.

Ошибка в ПО дала о себе знать при увеличении нагрузки на машину в режиме SMT4 (SMT - simultaneous multithreading, SMT4 - 4-поточный SMT на ядро). Для еКС планировалось использовать три машины IBM p795. Сначала, в конце 2011 года, режим SMT4 был запущен только на одной из них, и при этом система нормально работала, рассказывает Хлызов. На тот момент к системе были подключены три банка - Западно-Уральский, Западно-Сибирский и Сибирский банки. Однако после того как к машине подключили еще один банк – Уральский, начались серьезные проблемы: система начала падать, и, как выяснилось – падать на уровне ОС.

«Фактически мы столкнулись с недокументированной ошибкой на уровне операционной системы AIX. Окончательно разрешили мы эту проблему только примерно через девять месяцев, - рассказывает главный архитектор ИТ Сбербанка.

По его словам, поскольку это была ядерная проблема ОС, решалась он совместно со специалистами IBM, американскими в том числе, а также со специалистами Oracle и Symantec, ПО которых также задействовано в системе, и специалистами банка. На фоне этого была даже создана специальная регламентированная под-организация внутри банка – CritSit (сокр. от critical situation) - на которую выносятся проблемы, связанные с внешними вендорами и которая разбирает их на уровне ведущих инженеров Сбербанка.

По словам Андрея Хлызова, в банке была уверенность, что проблему удастся победить, однако эта история притормозила темпы реализации программы централизации: «Мы убрали режим SMT4, и ситуация стабилизировалась, после чего в течение почти девяти месяцев мы в систему больше никого не добавляли».

После того как проблема на уровне ОС была решена и банк поставил все обновления, включая обновления Oracle, Symantec и прикладного ПО, режим SMT4 был снова включен и подключение банков к системе продолжилось, сказал Хлызов.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений