Корпоративная система поддержки нси. Смотреть что такое "НСИ" в других словарях

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1. Историческое наследие

«Историческое наследие автоматизации в крупных компаниях и холдингах в подавляющем большинстве случаев плачевно: отдельные системы и «системки» работают на разных программных платформах и используют разные локальные справочники, никак не связанные между собой, что препятствует информационному обмену и консолидации данных. Многие специалисты склонны в этой ситуации употреблять такие метафоры, как «лоскутная автоматизация» и «информационный зоопарк». Ключевым решением проблемы является создание Единой системы ведения нормативно-справочной информации, стандартизирующей и унифицирующей все информационные потоки внутри компании». (Из статьи президента НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» Д. Е. Гулько «Система нормативно-справочной информации: типовые ошибки и заблуждения» , опубликованной в журнале «Газовая промышленность» №6 в июне 2004 г.)

Эксперты НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» по результатам анализа информационных систем, используемых в крупных компаниях и государственных структурах, пришли к следующим выводам:

  • большинство используемых прикладных систем построены на разных программно-аппаратных платформах;
  • прикладные системы не интегрированы между собой, в них используются нестандартизованные и отличающиеся по структуре и составу справочники;
  • отсутствует централизованная система поддержки доступа пользователей к нормативно-справочной информации;
  • в существующих справочниках недостаточно полно описываются объекты учета, не унифицированы их наименования, не стандартизована система кодирования;
  • при структуризации больших информационных массивов не используются классификаторы, облегчающие поиск требуемой информации.
2. Существующие проблемы

Выделим некоторые основные проблемы ведения НСИ, значительно увеличивающие материальные и трудовые затраты многих компаний и государственных структур на выполнение важных бизнес-процессов:

  • консолидации заявок для централизованных закупок и составление сводных заявок;
  • формирования и исполнения бюджета в части материально-технического обеспечения;
  • размещения и контроля исполнения заказов, контроля складских остатков;
  • учета и контроля движения материальных потоков по всей логистической цепочке;
  • формирования и оперативного предоставления статистической и аналитической информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений.
3. Решения

В качестве решения указанных проблем ИНТЕРТЕХ предлагает создание Единой системы ведения НСИ, увязывающей в общекорпоративное информационное пространство всю нормативно-справочную информацию подразделений, дочерних предприятий и партнеров компании.

Для реализации этого решения необходимо:

Разработать и принять стандарты и регламенты ведения НСИ:

  • Стандарт Компании «Состав и структура Единой системы ведения НСИ, систем классификации и кодирования».
  • Регламент использования подразделениями и дочерними предприятиями Единой системы ведения НСИ, систем классификации и кодирования.
  • Регламент ведения и сопровождения Единой системы ведения НСИ, систем классификации и кодирования.
  • Регламент обеспечения доступа пользователей компании к ресурсам Единой системы ведения НСИ и их технической поддержки.

Использовать методику онтологической классификации и кодирования, разработанную специалистами ИНТЕРТЕХ.

Методика позволяет стандартизировать действия специалистов-экспертов при осуществлении ими операций по классификации и кодированию групп (классов) объектов учета, определению свойств (признаков) классов и их значений, построению навигационных иерархий.

Методика включает описание типовых запросов пользователей, разбитых на группы по степени неопределенности и неточности формулировок и рекомендации по действиям специалистов (экспертов) службы поддержки.

Внедрить автоматизированную систему, обеспечивающую:

  • поддержку принятой технологии классификации и кодирования информации;
  • доступ пользователей к ресурсам Единой системы ведения и управления НСИ – прямой, через web-интерфейс или через существующие прикладные системы;
  • работу служб сопровождения Единой системы ведения и управления НСИ, систем классификации и кодирования в соответствии с разработанным регламентом.

4. Этапы работ

Ниже приведены основные этапы работ по созданию Единой системы ведения и управления НСИ.

5. Суть подхода

Предлагаемый подход в своей основе опирается на принципы эволюционности, адаптивности, преемственности, стандартизации и унификации, учета человеческого фактора.

Эволюционность развития системы предполагает пошаговый переход к современным принципам ведения и сопровождения корпоративной НСИ. Общая схема такого подхода выглядит следующим образом: старое -> старое + новое -> новое, когда на промежуточных этапах допускается параллельное существование старой и новой систем.

Адаптивность системы к специфике и ландшафтам существующих прикладных систем (включая системы ERP-класса), к используемым различным системам классификации и кодирования, предполагает способность системы интегрироваться с внешними системами.

Преемственность позволяет сохранить все лучшее и ценное, что наработано годами и десятилетиями. Это касается использования потенциала специалистов НСИ, не нарушения функционирования действующих прикладных систем, возможностей миграции и преобразования накопленных информационных массивов.

Стандартизация и унификация регламентов и методики использования и сопровождения корпоративной НСИ, систем классификации и кодирования, что позволяет обеспечивать постоянную актуальность и доступность НСИ в масштабах всей компании.

Учет человеческого фактора подразумевает возможность работы в системе различных категорий пользователей, с разными навыками и «степенью продвинутости» в области информационных технологий, эргономичность дизайна и «дружественность» системных интерфейсов.

6. Программное обеспечение

Ontologiс 4.6 широко используется многими крупнейшими российскими компаниями в качестве платформы для MDM-решений. На данной платформе разработаны и внедрены системы управления НСИ (MDM) в таких компаниях, как ТНК-BP, Татнефть, СИБУР, ИНТЕГРА, Норникель, Трансмашхолдинг, Транснефть, ГОЗНАК, Полюс-Золото, НОВАТЭК и др.

С учетом опыта таких внедрений, компания «ИНТЕРТЕХ» поставляет готовое типовое решение для системы управления НСИ .

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

6.1. Архитектура решения

Состав компонентов решения:

  • сервер приложений;
  • сервер базы данных;
  • интеграционный модуль;
  • клиентские приложения (АРМ-ы).

Используемое для сервера приложений программное обеспечение:

  • IIS 7.5 или выше;
  • .NET Framework 4.5

Используемое для сервера базы данных программное обеспечение:

  • Microsoft Windows Server 2008 R2 Standard или Microsoft Windows Server 2012 R2 Standard;
  • Microsoft SQL Server 2012 Standard или Microsoft SQL Server 2014 Standard;
  • .NET Framework 4.5.

Используемое на АРМ-ах пользователей, экспертов, администраторов ПО:

  • Операционная система: Microsoft Windows 7/8/10, 32 или 64-bit;
  • .NET Framework 4.5;
  • Microsoft Excel 2007/2010/2013/2016;
  • Internet Explorer 11.

6.2. Функциональность системы

Функции поиска данных:

  • поиск по атрибутам записи справочника (наименования и пр.);
  • поиск по текстовым полям с использованием словоформ;
  • таксономический поиск по свойствам/характеристикам;
  • поиск по иерархиям классификаторов/рубрикам навигаторов.

Функции экспорта и печати информации о записях справочника:

  • экспорт данных во внешние файлы в форматах.xls, .txt, .mdb, .xml;
  • печать найденных позиций справочника.

Функции пользователя по актуализации справочника:

  • формирование/редактирование запроса на добавление/изменение позиции справочника;
  • отправка запроса на добавление/изменение позиции в Службу НСИ;
  • мониторинг состояния обработки запроса.

Функции эксперта по ведению НСИ:

  • обработка запроса на добавление/изменение позиции;
  • ведение библиотеки классов (создание/корректировка иерархий);
  • создание/изменение позиций в справочнике;
  • добавление к позиции справочника документов;
  • формирование отчетов, связанных с обработкой пользовательских запросов и актуализацией справочников;

Функции администрирования системы:

  • настройки классификаторов и справочников и связей между созданными таблицами;
  • редактирование структуры справочника (добавление/удаление/изменение формата полей в записи справочника);
  • экспорт-импорт данных;
  • добавление и редактирование функциональных ролей пользователей;
  • регистрация пользователей, назначение функциональных ролей и активация пользователей;
  • архивирование данных и восстановление данных из архива;
  • аудит действий пользователей;
  • настройка и мониторинг работы модулей и компонентов системы (вкл. интеграцию с прикладными системами).

6.3. Информационное наполнение

Решение поставляется с преднастроенной структурой справочников и классификаторов и загруженным демо-контентом. В состав входят:

МАТЕРИАЛЫ (МТР):

  • Классификатор с иерархиями и таксономическими наборами свойств;
  • Справочник со следующими атрибутами: наименование материала, марка, технические характеристики, ссылки на стандарт, на класс Ontologic, на группу материалов и др.;
  • Вспомогательные справочники (группы МТР, единицы измерения и др.).

КОНТРАГЕНТЫ:

  • Справочник контрагентов со следующими атрибутами: наименования контрагента, ИНН, КПП, адреса, контактная информация и др.;
  • Справочник банков.
  • Справочник расчетных счетов контрагентов.
  • Вспомогательные справочники (организационно-правовых форм, адресов и др.).

КАСТОМНЫЕ СПРАВОЧНИКИ И КЛАССИФИКАТОРЫ:

При помощи развитых гибких средств настройки и администрирования, платформа Ontologiс 4.6 позволяет создавать кастомные справочники и классификаторы заданной структуры, в том числе справочники и классификаторы документов, объектов учета и т.д. Также возможна гибкая донастройка существующих структур справочников и классификаторов.

6.4. Возможности интеграции

Средства интеграции решения на платформе ONTOLOGIC 4.6 позволяют настраивать различные сценарии репликации обновлений данных из ЕС НСИ в прикладные системы заказчика с использованием интеграционных шин (SAP PI/XI, IBM WebSphere, и др.) или файлового обмена.


7. Ожидаемые результаты от внедрения системы
  • Централизованное хранилище нормативно-справочной информации, функционирующее в рамках единого информационного пространства Компании, и включающее всю номенклатуру материально-технических ресурсов и других объектов учета, находящихся в распоряжении Компании.
  • Централизация функций ведения нормативно-справочной информации на основе разработанных корпоративных стандартов классификации и кодирования.
  • Единый регламент и технологическая среда доступа пользователей к НСИ, ведение и управление НСИ экспертами (классификатор и справочник) и техническая поддержка системы администраторами.
  • Встроенные в систему программные средства, поддерживающие необходимый уровень безопасности данных и постоянную их актуализацию, исключающие хранение дублированной, ошибочной или устаревшей информации.
  • Интеграция классификаторов и справочников НСИ в действующие управленческие, бухгалтерские и другие системы, позволяющая упорядочить и сократить расходы на процессы ведения нормативно-справочной информации.
  • Оперативное предоставление руководству компании информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений.
8. Почему «Интертех»

ИНТЕРТЕХ является разработчиком и владельцем уникальной методологии и технологии построения классификаторов корпоративного уровня, программного обеспечения «ОК» и наполненных баз данных, что позволяет комплексно «под ключ» решить все описанные выше проблемы.

ИНТЕРТЕХ является профильной компанией , единственной в России занимающейся проблемой классификации и унификации описаний промышленной продукции, товаров, работ и услуг, на высоком научно-техническом уровне, с использованием современных эффективных технологий и методов онтологической классификации. ИНТЕРТЕХ имеет государственную аккредитацию в качестве научной организации.

ИНТЕРТЕХ имеет реальные внедрения своих решений по построению Единых систем ведения НСИ, классификации и кодирования (онтологического классификатор).

ИНТЕРТЕХ ведет полный цикл проектных работ – от консалтинга, включающего обследование и анализ существующих информационных систем, потоков и процессов, выработку рекомендаций по реинжинирингу, разработку нормативно-регламентной и методологической базы, до разработки и внедрения «под ключ» готовых систем.

ИНТЕРТЕХ внедрил в свой производственный процесс и использует систему менеджмента качества в полном соответствии с требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

ИНТЕРТЕХ ведет активное взаимодействие и координацию работ в области классификации с Госстандартом РФ, Минэкономразвития РФ, Минэнерго РФ, Минпромнауки РФ, ТПП РФ.

ИНТЕРТЕХ имеет все необходимые лицензии (ФАПСИ и Гостехкомиссии при Президенте РФ) на право работы с системами защиты информации на территории РФ.

Разработанные ИНТЕРТЕХ системы и решения прошли экспертизу и имеют положительные отзывы ряда министерств и ведомств, в том числе Госстандарта РФ, Минпромнауки РФ, Высшей школы экономики, ТПП РФ, РСПП, Российской Академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ и т.д.

УДК 004.37.01

А.Х. Жиляев,
Институт информатики и
проблем регионального управления
КБНЦ РАН, н.с., г.Нальчик.

Введение

Создание единого информационного пространства – необходимое условие эффективного управления различными объектами, будь то предприятие, ведомство, регион или государство. Формирование единой среды предполагает интеграцию управленческих процессов, сопровождающуюся нормализацией информационных потоков. Часто, перемещение информации на разных уровнях и частях объекта управления поддерживается различными информационными и учетными системами. Соответственно, возникает необходимость интеграции этих систем. Набирающие силу процессы глобализации мировой экономики, есть – по сути – интеграционные процессы. Такие интеграционные задачи особенно актуальны для России в связи с предстоящим вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Задача интеграции информационных и учетных систем состоит из двух взаимосвязанных частей: интеграции данных и следующей за ней интеграции приложений. Выполняя интеграцию данных, следует провести унификацию и стандартизацию нормативно-справочной информации (НСИ). .

НСИ - это условно-постоянная часть всей информации в информационной системе (ИС), в отличие от текущей информации, формируемой непосредственно в процессе работы в ИС. В состав НСИ входят: справочники, словари, линейные и иерархические списки, классификаторы, реестры, кодификаторы, данные из которых используются при формировании текущих документов.

Для обозначения подобной справочной информации в англоязычной литературе используется термин Master Data (мастер-данные, основные данные), а задачи управления ею получили название Master Data Management (MDM).. Однако, в русском языке сейчас чаще применяется понятие нормативно-справочная информация (НСИ), которое появилось в дисциплинах, касающихся управления народным хозяйством, еще в докомпьютерные времена. В данном случае определение “нормативная” отражает тот факт, что проблема создания справочников должна решаться с учетом отраслевых, государственных и международных стандартов.

Если сегодня такие термины как, например, АСУ (Автоматизированные Системы Управления) или ИС (Информационные Системы) стали уже привычными, то аббревиатура «СУ НСИ» (Система Управления Нормативно-Справочной Информацией) нередко вызывает недоумение. Даже тот смысл, который лежит за ее расшифровкой, понятен зачастую только специалистам. НСИ – это не просто база данных, а сложно организованная система с множеством перекрестных ссылок между отдельными справочниками и классификаторами. Особенно важен механизм поддержки актуальности справочной информации. Требования к полноте, точности и актуальности информации в системе НСИ гораздо жестче, чем в обычной БД, так как при функционировании любой информационной системы, в том числе АСУ, информационное наполнение прикладных задач зависит от данных НСИ. НСИ является "фундаментом" всей ИС и управление этой системой должно быть централизованным. На рисунке 1. данные НСИ показаны нижним уровнем, "информационным фундаментом" всей структуры ИС.

Рис. 1 Уровни информационной системы

Именно централизованное ведение системы НСИ, подчиненное единому регламенту и обеспеченное единой технологической средой, позволяет поддерживать унификацию данных, полноту, целостность и актуальность всех входящих в ее состав справочников и классификаторов. Следовательно – иметь эффективно работающую ИС, решающую реальные задачи.

Разработка полноценного программного обеспечения для управления НСИ началась всего несколько лет назад. Ведущие производители программного обеспечения в последнее время уделяют все больше внимания средствам управления НСИ (в англоязычном варианте MDM, Master Data Management – управление основными данными).

Решение задач интеграции трудно представить без централизованного управления НСИ. Проблема управления НСИ возникает даже в таких автоматизированных и информационно обеспеченных структурах как банки или страховые компании. Системы управления НСИ позволяют не только аккумулировать данные из нескольких объединенных банковских систем, например, для формирования отчетности по нескольким учетным системам; но и решать задачи оперативного управления НСИ.

В России отсутствует единый центр формирования НСИ, аналогичной ГОСТам. И, хотя, в последнее время вступили в силу новые законы, связанные с разработкой и обращением электронных технических документов, они еще не оказали заметного влияния на ситуацию.

Роль НСИ в информатизации региона

Важная роль в реализации стратегии развития сферы информационных технологий в нашей стране принадлежит региональной информатизации. В последнее время в субъектах Российской Федерации активизировались работы по использованию информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности регионов. Этому способствовало проведение федеральными органами государственной власти ряда мероприятий и принятие нормативных документов в сфере использования информационных технологий на федеральном, ведомственном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из таких документов, призванным способствовать решению задач по комплексной информатизации региона является постановление Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.

Особая роль НСИ отводится также в программах информатизации отраслей и ведомств. Например, в опубликованном 31 марта 2010г. проекте Концепции Информатизации Здравоохранения особо подчеркивается, что информационные системы в здравоохранении должны проектироваться с учетом стандартов и регламентов и базироваться на единой НСИ. (В состав НСИ, применяемой в сфере здравоохранения, социального развития и трудовых отношений Российской Федерации входит всего 163 различных классификаторов и справочников)..

На уровне региона – цель реализации инфраструктуры НСИ в автоматизированных системах управления – создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах субъекта РФ, а также формирование базовых учетных реестров, обеспечивающих сбор и хранение предоставляемой информации по основным объектам управления регионом. Система управления НСИ, являясь централизованным хранилищем и единственным поставщиком общей НСИ для всех инфраструктурных и ведомственных информационных систем региона должна обеспечить информационную совместимость локальных информационных систем и приложений «электронного правительства» субъекта.

Очевидно, следующим шагом в развитии сферы информационных технологий в РФ должна стать последующая интеграция ведомственных, региональных и муниципальных ИС на федеральном уровне. Эта задача интеграции государственных ИС настолько сложна, что помимо стандартизации документов (например, на основе XML) и инфраструктуры интеграции в виде программного обеспечения, маршрутизации XML-документов, нужны усилия государства и в области стандартизации описания данных.

Примером инициативы в этой области является стандарт e-GMS (UK GoverNmeNt Metadata StaNdard), принятый в Великобритании. . Многие страны взяли за основу, так называемое «Дублинское ядро», включающее 15 элементов описания информации:

  • заголовок;
  • автор или создатель;
  • тема и ключевые слова;
  • описание;
  • публикатор;
  • другие контрибуторы;
  • дата;
  • тип ресурса;
  • формат;
  • идентификатор ресурса;
  • источник;
  • язык;
  • связи;
  • область (coverage);
  • управление правами.

Помимо самих элементов в «Дублинском ядре» имеются, так называемые, уточнения элементов, например: «Дата создания», «Дата публикации», «Дата окончания действия» и пр. Страны могут не только использовать это ядро, но и добавлять к нему любые дополнительные элементы, которые они считают необходимыми. Кроме того, первым инструментом при поиске информации, как правило, является просмотр категорий. Поэтому в рамках инициатив разработки стандартов на государственные метаданные определяются стандарты на список категорий (инструмент первичного поиска без использования ключевых слов).

Выводы

При знакомстве с законодательством, направленным на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и организацию межведомственного информационного взаимодействия на государственном и муниципальном уровнях, видно:

  • фактическое отсутствие в нормативных правовых актах обязательных для выполнения требований к стандартизации информационных технологий и программного обеспечения, используемого в государственных информационных системах, необходимых для обеспечения межведомственного обмена информацией;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых чётких требований к справочникам, классификаторам и схемам данных информационных систем, используемых в межведомственном информационном обмене;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых и обязательных для реализации всеми федеральными, региональными и муниципальными органами власти механизмов предоставления информации и оказания государственных услуг в электронном виде. .

На сегодняшний день, как в РФ, так и за рубежом, основная сложность реализации проектов в области оказания электронных услуг на государственном, региональном и муниципальном уровнях, а также, аналогичных межведомственных проектов, в условиях, когда требуются существенные усилия по интеграции данных и приложений, заключается не в применении тех или иных конкретных технологий, а в организации процесса принятия соответствующих стандартов и согласования архитектур информационных технологий различных организаций и ведомств.

Проекты в области оказания электронных услуг на государственном, региональном, муниципальном и ведомственном уровнях, которые осуществляются правительствами разных стран, предусматривают следующие основные типы стандартов:

  • стандарты данных;
  • стандарты межведомственного обмена информацией;
  • стандарты метаданных (и поиска информации);
  • стандарты безопасности.

Нужна единая современная методология ведения НСИ, иначе, по мере увеличения количества данных, система окажется неуправляемой.
Должны быть детально прописаны регламент и методика наполнения справочников и классификаторов, иначе будет чрезвычайно сложно обеспечить качественную и упорядоченную работу экспертов по ведению НСИ. Нужно четкое разграничение сфер компетенции и ответственности пользователей НСИ и экспертов по ее ведению.

Необходима высокоэффективная современная технология и система управления НСИ, решающая задачу многопользовательского доступа к ней с возможностью физического разграничения полномочий, реализующая взаимодействие пользователей с экспертами и обеспечивающая легкое масштабирование системы при наращивании как самой базы НСИ, так и количества обслуживающих экспертов.

Литература:
1. "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 г. № Пр-212);
2. Проект постановления Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.
3. "Обзор НСИ", Издание Минэкономразвития, 2010г
4. "Концепция создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года», 2010г.
5. Полотнюк И. "Метаданные как базис интеграции", PC Week/RE (492), 2005г.
6. Ray Wang, Rob Karel. «Trends 2008: Master Data Management» 2008.

В условиях перехода к цифровой экономики компании окончательно убедились, что данные - это актив, который важно правильно хранить, обрабатывать, анализировать, используя для принятия решений и построения прогнозов. Эффективность этих процессов обеспечивает единое хранилище, в которое должны быть загружены проверенные качественные данные. Задача их консолидации из разных источников подразумевает сопоставление и синхронизацию справочников в различных ИТ-системах. Именно для этого бизнесу нужны системы управления нормативно справочной информацией (НСИ).

По данным TAdviser, объем рынка систем управления НСИ составляет около 1,5 млрд рублей на конец 2017 года. Спрос на эти решения растет на 20-25% в год - прямо пропорционально росту цифровизации бизнеса. Ускорению динамики способствует рост проникновения облачных сервисов на отечественном рынке (на уровне около 20% в год), а также запуска инициатив по информатизации государства и общества в рамках реализации программы .

Общий путь к цифровизации диктует необходимость в единой базе знаний о клиентах, продуктах и т.д. Для успеха цифровых инициатив нужно эффективно управлять данными, которые прежде необходимо собрать воедино – чтобы сформировать достоверное и корректное предоставление «единой версии правды» для всех структурных подразделений. Соответственно, растет спрос на инструменты для сопоставления и консолидации данных, которые обеспечивают быстрый доступ к информации, независимо от ее источника, анализ закономерностей и отклонений, а также безопасное распространение данных.

В фокусе внимания

Представители бизнеса становятся все более требовательными к качеству НСИ и процессам управления ей. Также вопросы к качеству НСИ возникают и на местах, у специалистов. Чем более резко увеличиваются объемы накапливаемых организациями данных, тем выше требования к производительности информационных систем. Объемы справочников постоянно растут. От современных решений в области управления НСИ ждут возможности поддерживать работу более чем с 1 млрд записей.

Если 10 лет назад, в конце нулевых годов XX века, под задачами НСИ чаще понимался процесс миграции справочников в рамках внедрения учетных информационных систем, то в 2018 году бизнес подходит к задачам управления НСИ более осознанно и структурно, с привлечением функциональных подразделений, непосредственно использующих эту информацию в бизнес-процессах. Происходит уточнение задач, связанных не только с оборудованием и материалами, но и с контрагентами и прочими справочными данными.

Сложившееся положение требует более высокого уровня автоматизации и формализации: все, что может быть «зашито» в четкий автоматизированный алгоритм, должно быть формализовано, т.к. без жестких правил работа с НСИ превращается в хаос. Также вовлечение различных подразделений бизнеса в проекты НСИ увеличивает их длительность. В качестве решения на первый план выходят современные средства автоматизации качества данных с использованием механизмов , - комментирует Баир Данилов, руководитель направления НСИ компании IBS

По состоянию на 2018 год до 75% этого рынка приходится на консалтинг и около 25% занимают лицензии. Такая ситуация обусловлена тем, что помимо непосредственного создания справочника, компаниям необходима его интеграция с другими информационными системами, а для справочников клиентов - с системами защиты персональных данных, отмечают в «Крок ».

Новые тренды

В числе «горячих» глобальных технологических трендов, меняющих рынок НСИ , эксперты IBS отмечают расширение объема управления справочниками, т.е. управление не только основными данными – контрагентами и материалами, но и единым планом счетов, производственными активами и другими необходимыми справочниками для ключевых бизнес-процессов предприятия. Также в фокусе - автоматизация процесса проверки НСИ, в том числе с помощью технологий машинного обучения , разработка единых стандартов ведения контрагентов и материалов, а также создание цифровых экосистем, в которых производители и покупатели могут свободно обмениваться прозрачной информацией о товарах и сделках.

Определяющим трендом остается улучшение . Технологии машинного обучения позволяют проводить более качественную дедупликацию в автоматизированном режиме. В целом развитие заметно меняет ранее сложившиеся подходы к работе с НСИ – повышается эффективность распознавания и корректировки данных, добавляется возможность использовать мультимедийную информацию, делать данные нагляднее и пр.

Сегодня интерес к качеству НСИ демонстрируют не только гиганты экономики, но и компании среднего бизнеса. В IBS отмечают рост количества запросов на проекты НСИ со стороны фармацевтики, пищевой промышленности, машиностроения и сельского хозяйства. В том числе этот интерес подстегивают импортозамещающие инициативы – как раз внедрение НСИ позволяет решить задачу поэтапного и рационального импортозамещения зарубежных решений.

Топ-8 игроков российского рынка систем управления НСИ

Крок IBS SDI Solution «НЦИТ «Интертех» TaskData Ланит ЕАЕ-Консалт Navicon
Выручка по проектам НСИ 2016 135 млн руб. 99,9 млн руб. 63,3 млн руб. 51,9 млн руб. 44 млн руб. 28 млн руб. 11,2 млн руб. 7,5 млн руб.
Динамика выручки по проектам НСИ 2016/2015 13% 6% 32% 50% 90% 10% -10% Рост
Количество проектов НСИ 2017 4 7 7 Завершено 6, в реализации 2 6 5 4
Количество проектов НСИ 2016 В реализации 4, завершен 1 4 7 4 5 3 4
Используемые решения/ платформы Крок НСИ Suite, Talend Platform for MDM, MDM, Informatica MDM , ряд систем Oracle , а также отечественная платформа «Юнидата» SAP , Ataccama, собственная разработка (20%), 1С MDM собственная разработка Semantic MDM. СУБД Microsoft SQL Server , Oracle , PostgreSQL * собственная разработка - программная платформа по управлению систем НСИ Ontologic (зарегистрирована в Реестре российского ПО № 4114 от 11.12.2017);

2. Горно-металлургическая компания - создание Автоматизиро- ванной системы управления нормативно-справочной информации, разработка классификатора МТР, нормализация справочника МТР и справочника контрагентов. Более 2000 пользователей. На базе SAP MDM, SAP PI, SAP Portal, SAP BPM.

3. ФОИВ - Консолидация и очистка полученной информации, интеграция решения в корпоративную ИС. На базе Informatica MDM, Informatica Power Center, Informatica Data Quality, Oracle BPM.

1. Объединенная двигателе- строительная корпорация - «Создание и внедрение Корпоративной системы управления нормативно-справочной информации на платформе Системы управления НСИ «Semantic»

2. Разработка автоматизиро- ванной системы управления нормативно-справочной информации АО «Концерн «Калашников» на платформе системы управления НСИ «Semantic».

3. «Разработка автоматизиро- ванной системы «Управление электронными справочниками предприятия» для нужд ПАО «РКК «Энергия» .

1. Проектирование, реализация и ввод в промышленную эксплуатацию корпоративной системы управления НСИ Группы «Интер РАО» ;

2. Создание Единой системы нормативно-справочной информации Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (ГНКАР, SOCAR);

3. Создание единой системы управления нормативно-справочной информацией в Компании ЗАО «АБИ Продакт»;

4. Внедрение системы управления НСИ (расширенные справочники) ПАО «ГМК Норильский никель» ;

5. Нормализация Единого справочника МТР и выполнение мэппинга в записях Единого номенклатурного справочника в рамках проекта по внедрению единой концепции управления корпоративной НСИ ПАО «Полюс» ;

6. Создание методико-регламентной базы нормативно-справочной информации в части справочника материально-технических ресурсов и нормализации справочника МТР ООО «Иркутская нефтяная компания» ;

7. Создание Единой системы управления нормативно-справочной информацией основных данных группы компаний «Силовые Машины».

1. Отраслевой центр разработки и внедрения информаци- онных систем (ОЦРВ). Разработана функцио- нальность первой очереди АСОУП-3, в состав которого входит Автоматизиро- ванный комплекс ведения НСИ.

2. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Создание подсистемы управления нормативно- справочной информацией (ПНСИ).

3. Объединенная приборо- строительная корпорация (ОПК). Проект по построению макета системы управления НСИ в рамках реализации проекта «Сетевая интегриро- ванная расчетно- информационная управляющая система» (СИРИУС) - централизо- ванной системы управления закупками ОПК.

1. Развитие автоматизиро- ванной системы ведения НСИ в одном из крупнейших банков России (на платформе Microsoft с использованием системы ведения НСИ NORMA, база данных Oracle).

2. Разработка системы ведения НСИ для "Газпромбанк " (на платформе Microsoft с использованием системы ведения НСИ NORMA, СУБД Microsoft SQL Server).

КССС 8 очередь - перевод справочников на платформу IBM MDM, интерфейсов на шину SAP PI, контроль качества данных НСИ;

Интеграция КССС с 1С ДО - интеграция справочника Контрагенты с системами 1С в ДО;

КССС-НСИ РРЭМ - перевод и создание справочников РРЭМ на платформе IBM MDM, интерфейсов на шину SAP PI. Используется СУБД Oracle для нижнего слоя хранения и для витрины данных НСИ.

1. Food Union (консолидация отчетности от нескольких филиалов и производств, возможность принимать управленческие решения на основе постоянно обновляющегося набора данных, реализация в облачной среде Microsoft Azure).

2. Газпром Газэнергосеть (автоматизация загрузки агрегированных данных из учетных систем дочерних и зависимых обществ (ДЗО) в корпоративное хранилище данных (КХД) в центральном офисе).

3. Специализиро- ванный депозитарий «Инфинитум Специализированный депозитарий » (оптимизация бизнес- процессов в части ведения нормативно-справочной информации, оптимизация архитектуры путем создания централизо- ванного хранилища НСИ, устранение дублей и двойного ввода данных)

Самые масштабные проекты по количеству справочников в 2015-2017 1. Проект 1. Объем справочников - более 30.

2. Проект 2. Объем справочников: около 20.

3. Проект 3. Объем справочников - более 200.

1. Проект АО «ОДК» . Объем справочников - более 20.

Интеграция КССС с 1С для SIP - 31 организация Группы ЛУКОЙЛ;

КССС-НСИ РРЭМ - ПАО ЛУКОЙЛ и 4 НГДО

1. Специализиро- ванный депозитарий "Инфинитум" (около 40 000).

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Национальный Исследовательский Технологический Университет "МИСиС"

Кафедра автоматизированных систем управления

Курсовая работа по курсу

"Теория систем и системный анализ"

Выполнил : Авдошина Ольга

Группа: МА-10-1/И810-4

Преподаватель : Морозов Е.А.

Москва2014

1.Определение нормативно-справочной информации 3

2.Проблемы и потребности компаний к системе управления НСИ. 3

3.Едина система управления НСИ (ЕС НСИ) 5

4.Создание автоматизированной системы управления НСИ 8

4.1.Анализ НСИ 8

4.2.Выбор архитектуры и оценка стоимости создания автоматизированной системы управления НСИ 10

4.3.Внедрение 15

5.Лица, ответственные за ведение НСИ 16

6.Эффективность внедрения 18

7.Список использованной литературы 20

  1. Определение нормативно-справочной информации

В основе работы каждой автоматизированной системы лежит нормативно-справочная информация (НСИ). НСИ – это условно-постоянная часть всей корпоративной информации, не претерпевающая существенных изменений в процессе повседневной деятельности организации. В состав НСИ входят: словари, справочники и классификаторы, элементы которых (например, коды, наименования материалов, услуг, контрагентов, единицы измерения и т.п.) используются при формировании текущих документов.

Справочные данные используются в автоматизированных системах при формировании оперативных документов, планировании и отчетности. Соответственно, качество этой плановой, оперативной и отчетной информации напрямую зависит от качества НСИ. Ошибки в управлении, связанные с некачественной информацией, обходятся бизнесу иногда много - миллионными потерями.

  1. Проблемы и потребности компаний к системе управления нси.

В компаниях, как правило, используется несколько автоматизированных систем, поддерживающих различные бизнес-процессы, в которых независимо друг от друга ведутся одни и те же справочники. Такая совершенно типичная ситуация вызывает следующие проблемы:

Дополнительные расходы на независимое ведение одних и тех же справочников;

Дополнительные расходы, связанные с обеспечением информационного взаимодействия систем, использующих различные справочники одних и тех же объектов НСИ;

Большая трудоемкость и высокая затратность формирования консолидированной отчетности на основе данных, в которых одни и те же объекты справочных данных (товары, услуги, контрагенты) имеют различные коды и наименования;

Низкое качество нормативно-справочных данных.

Что значит “некачественные” нормативно - справочные данные? Это справочные данные, которые:

Имеют проблемы структуризации МТР по группам;

Дублирующиеся или противоречивые данные справочника материально-технических ресурсов (товары и услуги) в 70 % случаев приводят к значительному увеличению складских запасов предприятия и образованию неликвидов. Например:

Отсутствие нужных параметров в описании товара в справочнике может привести к тому, что будет закуплен товар, не отвечающий требуемым характеристикам. В результате, на складах образуются неликвиды;

Наличие дублей в справочнике не позволит корректно выполнить автоматическое сведение всех заказанных одноименных МТР с целью получения сводной заявки. В результате заказ будет размещен у поставщика разными партиями и компания не получит скидку за размещение заказа большого объема, а следовательно, закупка будет выполнена по более высокой цене;

Использование разных кодов и наименований МТР различными подразделениями не позволяет производить анализ наличия МТР на складах и использования имеющихся запасов, вместо закупки новых МТР, что также приводит к финансовым потерям.

Низкое качество данных НСИ является следствием отсутствия специализации в ведении НСИ. Задачи повышения эффективности бизнеса, необходимость построения современного фундамента для развития ИТ-ландшафта компаний, построение новых корпоративных ERP-систем и развитие существующих требуют повышения эффективности управления нормативно - справочными данными. Внедрение Единой системы управления НСИ решает эту задачу.

Функционирование автоматизированных систем (АС), входящих в состав корпоративной информационной системы организации (предприятия, учреждения, интегрированнойструктуры, органа государственнойвласти) и обеспечивающих выполнение ключевых бизнес-процессов, невозможно без использования нормативно-справочной информации (НСИ). Соответственно, эффективность управления современной организацией во многом зависит от качества НСИ.

Компания LM Soft предлагает услуги по созданию корпоративной системы управления НСИ (КСУ НСИ) организации, позволяющей поддерживать на требуемом уровне качество нормативно-справочного обеспечения ее АС.

Ключевым элементом методического подхода LM Soft к управлению НСИ является организация в рамках корпоративной информационной системы единого Фонда НСИ - совокупности взаимоувязанных справочников, классификаторов, словарей и нормативных документов, используемых всеми АС. Управление массивами НСИ, входящими в Фонд, осуществляется централизованно силами специальной службыкорпоративного центра НСИ.

Создание КСУ НСИ представляет собой комплекс работ по постановке и автоматизации трех основных групп процессов управления Фондом НСИ:

    процессы ведения Фонда НСИ (актуализация массивов НСИ, входящих в Фонд, и информационное обслуживание потребителей НСИ – абонентов Фонда);

    процессы экспертно-методического сопровождения массивов НСИ;

    процессы организационного сопровождения массивов НСИ.

Работы включают мероприятия по формированию основных видов обеспечения системы:

    организационного (подготовка оргструктуры, организационных документов и регламентов);

    информационного (выверка, нормализация, классификация, кодирование, разработка новых массивов НСИ и т.д.);

    методического (разработка необходимых методик);

    программного.

Обобщенная схема организации работ приведена на рисунке.

развернуть все разделы

Предпосылки создания корпоративной системы управления НСИ

Данные, обрабатываемые в АС любой организации можно разделить на две категории:

    оперативная информация;

    нормативно-справочная информация.

Оперативная информация – характеристики конкретных операций, выполняемых подразделениями организации. Например, на промышленном предприятии она формируется в АС класса:

    CAD/CAM (Computer Aided Design - Автоматизированное проектирование/Computer Aided Manufacturing - Автоматизированная подготовка производства);

    PLM/PDM (Product Lifecycle Management - Управление жизненным циклом изделия/Product Data Management - Управление данными об изделии);

    MES (Manufacturing Execution System - система управления производственными процессами);

    ERP (Enterprise Resource Planning - Планирование ресурсов предприятия);

    CRM (Customer Relationship Management - Управление взаимоотношениями с клиентами) и т.п.

Таким образом, оперативная информация поддерживает управление бизнес-процессами проектирования, производства, сбыта, снабжения, управления финансами и т.п.

НСИ – условно-постоянная информация, заимствованная из нормативных документов и справочников и используемая при функционировании АС. В зарубежной практике применительно к НСИ используется термин Мaster Data (Основные данные). В базе данных АС нормативно-справочная информация представлена массивами НСИ – наборами данных, сформированными на основе документов.

Оперативная информация формируется на основе НСИ. Следовательно, при низком качестве НСИ (ошибки в записях, дублирование, противоречия, неполнота описания объектов) эффективность управления предприятием существенно снижается.

Типичными причинами низкого качества НСИ являются:

    отсутствие единых систем классификации и кодирования для массивов НСИ с информацией об однородных объектах;

    отсутствие стандартов описания объектов, представленных записями массивов НСИ;

    отсутствие регламентов ведения массивов НСИ.

Низкое качество НСИ приводит к следующим основным проблемам:

    сложность интеграции АС предприятия в единое информационное пространство;

    невозможность оперативного получения консолидированной отчетности, мониторинга ключевых индикаторов;

    невозможность полноценной организации централизованных процессов (закупки, послепродажное обслуживание и т.п.);

    рассогласование информации о продукции на различных этапах ее жизненного цикла.

Возникающие проблемы решаются с помощью создания корпоративной системы управления НСИ.

Организация функционирования КСУ НСИ

КСУ НСИ обеспечивает автоматизированное выполнение следующих процессов:

1. Ведение массивов Фонда НСИ:

    актуализация массивов Фонда НСИ;

    информационное обслуживание абонентов Фонда НСИ;

2. Экспертно-методическое сопровождение Фонда НСИ:

    формирование и нормализация массивов Фонда НСИ;

    контроль качества массивов НСИ;

    мониторинг информационных ресурсов и потребностей в НСИ подразделений и АС организации;

    разработка нормативно-методических документов по ведению и сопровождению Фонда НСИ.

3. Организационное сопровождение Фонда НСИ:

    ведение реестра Фонда НСИ (реестра массивов НСИ);

    ведение реестра поставщиков НСИ;

    ведение реестра абонентов Фонда НСИ;

    администрирование пользователей Фонда НСИ.

Схема функционирования Фонда НСИ приведена ниже:


Базовое программное обеспечение

При создании КСУ НСИ используются программные продукты класса MDM (Master Data Management) - Управление основными данными), реализующие базовую функциональность:

    управление содержимым массивов НСИ (ввод/редактирование/экспорт/импорт данных, поддержка процессов нормализации данных и контроля целостности связанных массивов);

    просмотр и поиск содержимого массивов НСИ (в том числе отображение сложных иерархий и поиск дублей);

    контроль качества данных (создание и выполнение сложных сценариев выявления и исправления ошибок различных типов);

    управление заявками на добавление/изменение объектов НСИ (в том числе реализация сложных процессов согласования);

    интеграция (синхронизация) данных (в том числе создание и выполнение сценариев синхронизации данных для любого массива НСИ и каждой целевой АС – потребителя НСИ);

    администрирование пользователей и ресурсов системы.

В качестве базового ПО могут быть использованы как наиболее распространенные зарубежные промышленные программные продукты класса MDM (управление основными данными) - IBM InfoSphere MDM, SAP NetWeaver MDM, Oracle MDM, так и отечественный специализированный программный комплекс LM Soft MDM.

Основные работы по созданию КСУ НСИ

Разработка КСУ НСИ включает следующие основные работы:

    определение перечня основных функциональных направлений деятельности организации, в рамках которых автоматизируется управление НСИ, определение целей и задач Фонда НСИ;

    формирование реестра автоматизированных систем предприятия, реестра локальных массивов НСИ по функциональным направлениям;

    формирование реестра Фонда НСИ (реестра централизованных массивов НСИ);

    разработка систем классификации и кодирования массивов Фонда НСИ, гармонизированных с отраслевыми, государственными и международными справочниками и классификаторами;

    разработка стандартизованных форматов описания;

    функциональное моделирование процессов сбора и внесения изменений в массивы Фонда НСИ, информационного обслуживания абонентов Фонда НСИ;

    построение обобщенной модели хранения НСИ и типовых схем интеграции АС в части НСИ;

    разработка программно-аппаратной архитектуры MDM-решения;

    настройка базовой MDM-системы и разработка дополнительного программного обеспечения;

    подготовка массивов НСИ (классификация, кодирование, выверка, нормализация);

    разработка организационных и регламентных документов по ведению Фонда НСИ;

    разработка методик перевода массивов НСИ на централизованной ведение;

    перевод массивов НСИ на централизованное ведение.

Преимущества предлагаемого подхода к созданию КСУ НСИ

К основным преимуществам подхода компании ЛМ Софт к разработке систем управления НСИ, относятся следующие:

1) Массивы НСИ разрабатываются в соответствии с общепринятым в международной практике подходом к описанию и кодификации объектов (каталогизации).

Каждая группа однородных объектов НСИ должна иметь стандартизованный шаблон опи­сания со стандартным базовым наименованием и фиксированным набором значений по ключевым характеристикам. Состав характеристик в шаблоне позволяет однозначно идентифицировать объект и присвоить ему идентификационный код. Перечни наименований групп, атрибутов описания элементов и их значений ведутся в формате словарей (справочников) в соответствии с регламентами, обеспечивающими их своевременную актуализацию, уникальность значений и соответствие нормативным требованиям, что снижает расходы на ведение массивов НСИ и интеграцию АС предприятия.

2) Проектирование системы осуществляется в соответствии с методологией комплекса ГОСТ 34 (Автоматизированные системы).

КСУ НСИ разбивается на функциональные подсистемы (ФП) по направлениям деятельности компании (материально-техническое обеспечение, управление основными фондами, управление контрактами, управление финансами и т.п.) и обеспечивающие подсистемы (программное обеспечение, информационное обеспечение, методическое обеспечение, организационное обеспечение и т.п.).

Каждая ФП отвечает за централизованное ведение комплекса взаимосвязанных справочников и классификаторов данного направления деятельности. Все ФП используют общие ресурсы, предоставляемые обеспечивающими подсистемами (ПО, интеграционные механизмы, организационную структуру и т.п.).

В результате внедрения системы в компании начинает функционировать единый автоматизированный централизованный Фонд НСИ, поддерживаемый едиными унифицированными видами обеспечения. Что снижает расходы на его сопровождение, добавление новых функциональных подсистем и развитие действующих.

3) При создании КСУ НСИ может быть использована любая промышленная программная система класса MDM. Вместе с тем компания ЛМ Софт предлагает собственный специализированный программный комплекс.

Комплекс LM Soft MDM реализован на базе сертифицированной ФСТЭК России версии платформы «1С: Предприятие».

Использование отечественной программной системы MDM решает задачу импортозамещения в части ПО, существенно снижает стоимость внедряемой КСУ НСИ (по сравнению с использованием систем MDM зарубежных производителей) и облегчает задачу создания систем управления НСИ в защищенном исполнении.

Эффекты от внедрения КСУ НСИ

Эффекты от внедрения КСУ НСИ можно разделить на две основные группы:

1. Экономические (количественные показатели, характеризующие результаты по направлениям деятельности ГК, в натуральном или стоимостном выражении):

    сокращение затрат на ведение НСИ;

    снижение стоимости поддержки существующих АС;

    сокращение времени внедрения новых АС;

    снижение стоимости интеграции АС;

    увеличение объема продаж финальной продукции и запасных частей;

    сокращение затрат на закупки материально-технических ресурсов;

    уменьшение складских запасов и неликвидов;

2. Управленческие (качественные показатели, характеризующие положительные изменения по направлениям деятельности ГК, которые сложно оценить в натуральном или стоимостном выражении):

    повышение достоверности аналитических данных;

    сокращение времени подготовки сводной отчетности;

    увеличение количества и степени подробности аналитических признаков;

    повышение эффективности процессов проектирования и производства;

    повышение эффективности процессов послепродажного обслуживания;

    повышение эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью;

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений