Что нужно производства елочных игрушек. Продажа стеклянных формовых елочные игрушек

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

The Village побывал на нижегородской фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель» и узнал, как рождаются нарядные новогодние фигурки.

Фотографии

Илья большаков

Сложно представить, но с 1927 по 1935 год в Советском Союзе ни Новый год, ни Рождество не праздновались - в них видели идеологическую угрозу. Но затем традиция ожила и стала развиваться с новой силой, хоть и с привкусом пропаганды. Фабрика «Ариель», основанная в 1996 году, - одно из всего лишь двух круглогодично работающих производств в стране. Она же - правопреемница стеклодувно-художественного цеха горьковской артели «Детская игрушка», открытого в 1936 году. После того как народу вернули праздник, стали появляться и стандарты по изготовлению игрушек, и методические пособия для учителей, как нужно правильно наряжать елку с детьми, потому что каждой эпохе соответствовала своя символика, призванная укрепить дух граждан, веру в вождей и далее по списку. Если вспомнить ретрофигурки, несложно догадаться, в период чьего правления на елки вешали, например, кукурузу и лучок. Все формы разрабатывались и утверждались централизованно, а на производство отправлялись готовые образцы. Сегодня же все продиктовано в основном модой, а фабрики сами решают, что и как они будут делать.

Разработка идеи

Креатив на этой стадии может относиться как к форме игрушки, так и к узору на ней. Специально созданная творческая группа художников разрабатывает несколько вариантов нового украшения, вдохновляясь и модными тенденциями, и традиционной символикой года, и ретромотивами. Далее главный художник утверждает те образцы, которые поступят в производство. Если это шар с новым рисунком, то одобренный вариант становится эталоном, с которого мастера будут все срисовывать. Если же новая фигурка, то стеклодувам отправляют керамическую форму для изготовления.

Работа со стеклом

В качестве сырья фабрика закупает стеклянные дроты - полые трубки высотой полтора метра. Все, что нужно для превращения этого дрота в красивые фигуры, - газовая горелка с температурой 650 градусов и мастерство стеклодува. Пламя быстро разогревает трубку, стекло становится пластичным, что и позволяет отделить от него небольшой кусок для дальнейшей работы - «вытянуть пульку». Из нее можно сделать любую игрушку, но для начала снова нужно нагреть ее основную часть.

Когда мастер понимает, что стекло достаточно расплавилось (а это можно понять исключительно за счет опыта и интуиции, потому что потрогать его руками или измерить температуру не получится), он снимает пульку с огня и начинает вдувать в нее воздух через один из «усов» - длинных концов заготовки. Воздух изнутри расталкивает стенки и, постоянно поворачивая в руках пульку, стеклодув выдувает шар, а потом нагревает ус, скручивает и отрывает его. Все шары, сделанные вручную, не идеально ровные, но заметить это практически невозможно.

Если же из заготовки нужно сделать фигурку, например, снеговика, ее также разогревают, но перед выдуванием помещают в керамическую форму. Воздух потом так же вдувают через ус, но стекло расширяется ровно до тех пор, пока позволяют стенки формы.

Околпачка

После выдувания игрушки отправляют в лакокрасочный цех, где им придают цвет: розовый глянец, матовый шоколад. За оставшийся ус их окунают в бочку с лаком и ставят на подставку до высыхания. Потом этот ус срезают и надевают колпачок, тот самый, в который вдевается ниточка, чтобы повесить игрушку на елку. Для части игрушек эти этапы становятся конечными, их упаковывают и отправляют заказчикам.

Роспись

Это самый долгий и трудоемкий процесс, ведь художник буквально на каждой заготовке рисует картину. Но именно это и делает фабрику такой примечательной, а игрушки - востребованными. За годы работы здесь сложилась своя, узнаваемая школа росписи, детальная и реалистичная. А заказы приходят не только из других регионов, но и из Европы и США. Для сравнения: стеклодувов в штате всего четверо, а художников - шестьдесят.

На столе у каждого из них есть стойка, куда вешаются игрушки, акриловые краски, кисточки и вода, палитра, салфетки и сам образец. Поскольку роспись происходит пошагово, в работе у одного мастера находятся одновременно несколько изделий, и сложно посчитать, сколько раз за день каждое из них берется в руки и вешается обратно. Сначала наносится подмалевок - основные цветовые пятна, затем детали, от крупных к мелким. Если нужно нарисовать домик, то сперва на всех шарах рисуется первая стенка, за ней вторая. Это помогает экономить краски и время мастера.

Поскольку основная аудитория - это все-таки дети, для них создали четыре тематические мастерские для самостоятельной росписи: кондитерскую, морскую, космическую и фэнтези. Каждый ребенок приносит домой с экскурсии игрушку, украшенную своим рисунком, пусть и далеким от совершенства, но не менее ценным. Рядом с мастерскими расположились музей со множеством работ, произведенных за всю историю существования стеклянной елочной игрушки, и фотозоны, условно поделенные на эпохи и стили. Здесь можно увидеть как традиционную ретроелку с игрушками на прищепках, пионерами и кукурузой, так и весьма концептуальные металлические каркасы-пирамиды, украшенные черными глянцевыми шарами. Но что удивительнее всего, эта рабочая атмосфера с круглогодичным праздником у работников фабрики ничуть не отбивает желания наряжать елки у себя дома. Единственное, что изменилось с их приходом сюда, - подход к выбору украшений стал более осознанным и вдумчивым.

Из всех идей заработка на праздничных товарах наиболее интересными являются новогодние украшения. Производство елочных игрушек как бизнес: выгодно ли, особенности этой предпринимательской деятельности, технология изготовления.

Елочные украшения вешают не только на главный символ Нового года, но и оформляют дома, витрины, офисы, улицы, торговые и производственные помещения. Хотя закупка праздничных товаров начинается в начале зимы, производство не останавливается в течение всего года.

Обзор рынка

Обычай наряжать елку к Рождеству возник в 17-м веке в Европе. Украшениями тогда выступали христианские религиозные символы - звезды, яблоки, свечи. Разнообразные игрушки, конфеты и пряники стали появляться позже.

Производство стеклянных шаров началось в 19-м веке в городке Лауша, на территории нынешней Германии, и остается старейшим в мире. Согласно легенде, это была замена традиционным яблокам в неурожайный год.

В России изготовление елочных игрушек претерпевало 2 серьезных кризиса:

  1. В 1929 году, когда празднование Рождества было отменено на государственном уровне. Через 6 лет традиция вернулась как безрелигиозный Новый год.
  2. В 2000 году во время экономического спада. Тогда рынок заполнили дешевые китайские товары, однотипные и в основном из пластмассы.

Массовым производством елочных игрушек в России занимаются 10 -20 компаний, поставляющие продукцию как на отечественный рынок, так и за рубеж. Самыми крупными являются:

  • «Елочка», расположенное в г. Высоковске Московской обл., которое выступает преемником стеклодувного предприятия начала 18-го века.
  • «Ариель» в Нижнем Новгороде, выпускающее оригинальные и высококачественные игрушки.
  • Карачевская фабрика елочных игрушек, которая существует более 80 лет и поставляет украшения для Кремля.
  • «Бирюсинка», г. Красноярск с широким ассортиментом новогодних товаров.

Хотя на российском рынке по-прежнему преобладают китайские елочные игрушки, потребители проявляют повышенный интерес к выполненным вручную украшениям оригинального дизайна отечественных производителей.

Бизнес-план

Предпринимателям, заинтересованным в идее изготовления елочных украшений, прежде всего необходимо составить поэтапную инструкцию запуска проекта:

  1. Изучение специфики отрасли.
  2. Организация сбыта.
  3. Изучение технологии производства.
  4. Аренда помещения.
  5. Регистрация бизнеса.
  6. Закупка оборудования и материалов.
  7. Наем персонала.
  8. Экономические расчеты.

Особенности

Приступая к бизнесу на елочных игрушках, нужно учитывать специфику этой отрасли:

  • Производство и реализация не взаимосвязаны. Изготовление ведется круглый год, а период активных продаж приходится на 2-3 последних месяца.
  • Минимальный срок окупаемости стартовых вложений - полгода.
  • Для покрытия текущих ежемесячных расходов используются побочные виды доходов - организация мастер-классов, проведение экскурсий на производство, открытие выставочных залов.
  • Технология исполнения наиболее востребованных стеклянных игрушек длительна и трудоемка. Почти на всех этапах используется ручная работа, требующая высокой квалификации.
  • Специалистов-стеклодувов мало, и при подборе персонала возникают серьезные проблемы.
  • Невозможно использовать большинство рекламных методов, так как елочные украшения не относятся к товарам постоянного спроса.

Особое внимание уделяется ценообразованию, так как придется конкурировать с доступными изделиями китайского производства.

Сбыт

Для организации доходного бизнеса необходимы каналы сбыта специфичной новогодней продукции. Это нужно сделать на самое первом этапе реализации проекта, чтобы быть уверенным в том, что инвестиции в производство окупятся.

Крупные торговые сети начинают оптовые закупки праздничных аксессуаров в конце лета - начале осени. Мелкие торговцы обновляют ассортимент ближе к старту новогодних продаж. Это значит, что начинать изготовление игрушек необходимо в начале весны.

Технология

Оригинальные и красивые елочные игрушки делаются вручную с минимальным набором оборудования. Основные этапы изготовления:

  1. Выдувка формы – для этого берутся стеклянные трубки и нагреваются маленькой газовой горелкой до 1000-1500°С. Из размягченной формы выдувается шар - как мыльный пузырь. Если соблюдены условия - температурный режим, скорость вращения, сила и момент начала нагнетания воздуха - то получится прозрачная тонкостенная сфера. Для создания сложных изделий используют клещи-формы. Главная сложность заключается в том, что если стекло слишком быстро остынет, то лопнет. Поэтому опытные специалисты работают оперативно и с высокой точностью.
  2. Охлаждение – заготовки помещают в печь для постепенного снижения температуры и выравнивания внутреннего давления.
  3. Металлическое покрытие – если игрушка будет не прозрачной, то изнутри полуфабрикат красят. Для этого в шары заливают реагенты и ставят в горячую воду. В результате изделие покрывается с внутренней стороны тонким слоем серебра.
  4. Первичное окрашивание – будущий елочный шарик беспрерывно крутят для отвода воздуха, тогда нитролаки и нитроэмали ложатся ровно и гладко. Затем изделия сушат в печи с песком или опилками и очищают от мусора. Если требуется дополнительно раскрасить игрушку, то переходят к следующему этапу.
  5. Нанесение рисунка – художники создают сказочные елочные шары, причем в серийном производстве один и тот же мотив копируется почти один к одному. Для этого изготавливается образец, на который будет ориентироваться работник. Заготовки подвешиваются на раме, и на все шары по очереди наносится один слой композиции. Когда закончена последняя игрушка, рисунок продолжается на подсохнувшей части.
  6. Крепление – после того как изделие приобретет желаемый вид, обрезается узкая верхушка и вставляется держатель с ушком для навешивания на елку.
  7. Упаковка – важный этап в производстве, так как хрупкие игрушки легко бьются. В идеале нужно каждый шарик или фигурку поместить в отдельную специальную коробочку с фиксацией положения. Однако это увеличивает себестоимость, поэтому зачастую на заводах игрушки пакуют в картонки с мягкой прокладкой по нескольку штук.

По этой технологии рабочий изготавливает в день 200-250 шаров-заготовок или 5-50 полностью законченных изделий. Брендирование игрушек производится с помощью тампонной печати.

Изготовление прочих украшений более простое и не требует привлечения специалистов с редкой профессией стеклодува. Небольшое предприятие может закупать готовые прозрачные шары на фабрике, заниматься их раскраской и декоративным оформлением.

Помещение

Для крупного проекта по выпуску новогодних украшений необходимо место площадью 150-200 кв. м. для производственных отделов, склада и администрации. Так как стеклодувы работают при высоких температурах, а краски и эмали выделяют вредные вещества, то необходима мощная вытяжная система.

Если предприятие не будет заниматься стекловыдуванием, то достаточно 50-100 кв. м. Для выставочного зала или торгового отдела потребуется выделить 15-25 кв. м.

Регистрация

На этом этапе происходит официальное оформление предприятия в государственных органах. Для общества с ограниченной ответственностью необходимо придумать название, которое бы отражало специфику деятельности и не совпадало с уже существующими компаниями.

Бизнесмену, который решит зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, нужно помнить, что оптовая продажа елочных игрушек юридическим лицам будет проблематична. На сделки между ИП и ЮЛ налагаются определенные налоговые ограничения.

Выпуск новогодних украшений не лицензируется, однако, требуется получить разрешение на производство и пройти сертификацию продукции для экспортных поставок и реализации в крупные торговые точки.

Оборудование и материалы

В стеклодувный цех требуется приобрести (на 1 рабочее место):

  • газовую горелку;
  • печку;
  • верстак;
  • система для металлизации;
  • станок для тампопечати, если выполняется нанесение логотипов.

Для покраски шаров необходимы железные емкости, а для обрезки хвостиков - станок с алмазным кругом. Художнику-оформителю нужен стол, рама для подвешивания заготовок, разнокалиберные кисти, кюветы для глиттера и флока.

Основные производственные материалы:

  1. Стеклянные колбы.
  2. Краски.
  3. Блестки.
  4. Клей.
  5. Крепления.
  6. Упаковка.

Выставочно-торговое помещение оборудуется стеллажами, витринами, кассой.

Персонал

От квалификации работников производства елочных игрушек зависит успех всего предприятия. Грамотных опытных специалистов найти трудно - это не слишком распространенная отрасль деятельности. Количество сотрудников зависит от планируемых объемов производства.

В штат нанимают:

  • стеклодув;
  • художник;
  • подсобный работник;
  • бухгалтер;
  • управляющий;
  • уборщик.

Для экономии средств на управляющего возлагаются обязанности по закупке материалов и сбыту готовой продукции.

Видео: елочные игрушки.

Финансовые расчеты

Чтобы ответить на вопрос, выгодно ли заниматься бизнесом по производству елочных игрушек, нужно составить калькуляцию инвестиций, регулярных затрат и плановых доходов.

Для запуска предприятия с собственным стеклодувным цехом вдали от областного центра, с 6 работниками, потребуется следующая сумма (из расчета на 6 месяцев):

Если вся продукция, приуроченная к Новому году, будет реализована, то фабрика получит доход:

Наименование доходов Кол-во, шт Средняя цена, руб./шт Сумма, руб.
1 Шары диаметром 5-9 см (простое исполнение) 2500 65 162 500
2 Шары диаметром 10-12 см (простое исполнение) 2500 350 875 000
3 Шары сложного дизайна 500 700 350 000
4 Фигурки 500 250 125 000
5 Наборы шаров 300 480 144 000
6 Наборы ассорти 300 850 255 000
7 Шары с логотипом 3000 150 450 000
Итого 2 361 500

Бизнес на производстве елочных украшений в России вынужден конкурировать с массовой китайской продукцией. За счет индивидуального подхода к заказчикам и оригинального дизайна игрушек возможно организовать прибыльное дело.

Фабрика «Ёлочка» первой в России стала изготавливать украшения для новогодней ёлки. Её игрушки красовались как на главной кремлёвской красавице, так и в домах советских граждан. Сейчас у компании миллионный оборот продукции в год и поставки товара в Эстонию, Киргизию, Узбекистан, Белоруссию, Казахстан. Которые, в свою очередь, экспортируют игрушки в Германию, Америку, Израиль и Австралию.

Стекольное производство в избе. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Клинский стеклодувный промысел зародился ещё в 1848 году. Тогда Александр Меншиков построил первый стекольный завод по изготовлению колб для керосиновых ламп, аптечных пузырьков, посуды и игрушек. На нём трудилось всего 80 крестьян из соседних деревень. После смерти князя работники растащили всё стекло по избам и занялись уже своим кустарным производством. В домах целыми семьями трудились над созданием украшений из стекла. Бусы, которые они делали, носили название «камушные», потому что имели очень толстые стенки и неровные края и больше напоминали камни, нежели украшения.

Стеклянные аптечные пузырьки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Стеклодувный цех

В XIX веке стеклодувами работали одни лишь мужчины. Сейчас же ситуация в корне изменилась. Самую вредную и важную работу на предприятии народных и художественных промыслов «Ёлочка» выполняют женщины. Именно они являются мастерами-стеклодувами. Весёлые, спокойные, с обычными лёгкими и большим профессионализмом. Брака по их вине практически не бывает, хотя всё они делают на глаз. Трудятся в тёмном помещении, где в несколько рядов стоят столы, на которых лежат стеклодроты (стеклянные трубки, из которых потом делают новогодние игрушки — прим. ред.). Главное рабочее место отведено горелкам на газу. Над ними нависают массивные вытяжки. А рядышком на стульях сидят сотрудницы. От гула, который заполоняет цех, их спасают наушники. Под любимую музыку управляются со стеклом. Заносят его над пламенем горелки, хорошо разогревают и вытягивают. Потом либо помещают в определённую форму, чтобы получить, например, Алладина, либо просто выдувают шар через «усик» — отверстие. Затем кладут на стол остужаться. Всё это делается во мраке, чтобы видеть стекло и следить за качеством продукции. За день каждая мастерица может произвести около 300 шариков или 100 «верхушек», 100-150 изделий по форме (шишки, герои мультфильмов, колокольчики).

Стеклодув за работой. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

«В цехе нас 25 мастеров. Работают женщины от 20 до 70 лет. Вообще, конечно, профессия очень тяжёлая, потому что имеем дело со стеклом и огнём. Вначале это пугает, здесь же идёт работа с газом, и горелки находятся под высоким давлением, не сравнить с домашней плитой. Поэтому новичкам часто страшно. Многие не выдерживают и уходят. У нас на производстве остаются лишь профессионалы со спокойным, свободным дыханием и уверенными руками», — рассказала стеклодув Екатерина Коркина .

Стеклодувный цех. Рабочие места. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Цех металлизации

После выдувания готовые прозрачные игрушки, которые ещё называют «гольё», попадают в цех металлизации. Там их делают блестящими за счёт алюминия. Для этого изделия надевают на специальные кассеты: металлический каркас, напоминающий навесную сушилку для кружек. Потом работник протирает все игрушки и отвозит их в вакуумную машину. Она похожа на бочку с насосами по бокам, в которой находятся испаритель и вольфрамовая проволока, на ней развешаны кусочки обычной кулинарной фольги. Когда изделия оказываются в машине, работник её запускает. После старта откачивается весь воздух, а по проволоке бежит электрический ток, превращая кусочки фольги в блестящее облако. Оно оседает на игрушках и придаёт им новый облик.

В этом цехе тоже стоит гул, а рабочий день делится на 6 циклов, за время которых работницы успевают развесить по кассетам и протереть от 180 до 600 игрушек.

«В нашем цехе работают 5 машин, их обслуживают 5 операторов. И тоже все женщины. Эта работа не для мужчин, потому что им нужна конкретика. А здесь необходимо терпение, чтобы протереть каждую игрушечку. Такое качество есть только у представительниц слабого пола», — поделилась начальник ОТК цеха металлизации Валентина Афанасьева .

Игрушки в вакуумной машине. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Окрашивание и разрисовка

Когда игрушка прошла металлизацию, её отправляют на покраску. На этом этапе украшение за хвостик опускают в краску, затем достают и дают обсохнуть. Следом за дело принимается художник. С помощью акриловых, лаковых красок и присыпки он выводит узоры на изделии. Затем у игрушки обрезают кончик, через который её выдували. И только после всех этих процедур отправляют на продажу.

Ручная роспись игрушек. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Опасное производство

Работа стеклодува не зря считается очень тяжёлой. Мастерам приходится иметь дело с газом, поэтому их труд считается опасным. На пенсию работники уходят уже в 45 лет.

«Продолжительность рабочего дня у нас 8 часов. Все работники имеют полный социальный пакет и положенный отпуск. Средняя зарплата на предприятии — 25 тысяч, что очень неплохо, если учесть, что в Клину она от 19 до 22 тысяч. А высококлассные специалисты, которые справляются с нормой, получают и до 60 тысяч», — объяснил исполнительный директор ОАО «Ёлочка» Владимир Симанович .

Мода на ёлочные игрушки в России

В XIX веке ёлки украшали стеклянными бусами, которые достигали до 4 метров в длину. Они состояли не только из бусин, но и маленьких палочек — стекляруса.

Затем появились картонажные игрушки. Чтобы их изготовить, брали большой лист картона, обклеивали его золотой и серебряной фольгой, потом делали оттиск нужной фигуры и склеивали половинки изделия. Получались яркие птички, морские коньки и другая живность.

Картонажные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В конце 30-х годов на ёлках стали появляться герои детских сказок: Иван Царевич, Красная Шапочка, Кот в сапогах.

В годы великой Отечественной войны игрушки делали из подручных материалов. Героями украшений были Дед Мороз с автоматом, Снегурочка в шлеме, самолёты-истребители, дирижабли, пушки и звёзды.

Военные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

После войны стали мастерить монтажные игрушки. Это были объёмные фигуры, которые собирались из стекляруса и бусинок. Их производством занимались в основном военные инвалиды. Делали самолёты, велосипеды, лампочки и многое другое.

Монтажные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов В 1949 году, на юбилей Александра Пушкина, пришла мода на игрушки, олицетворяющие героев его сказок. Белочку, которая орешки грызёт, Шамаханскую царицу, Золотую рыбку.

В 50-х годах, когда большая часть населения страны проживала в коммунальных квартирах, стали выпускать игрушки-малютки для небольших ёлочек.

Во время правления Хрущёва на ёлках страны появились початки кукурузы, всевозможные фрукты и овощи.

Первый полёт человека в космос ознаменовал новый этап в ёлочной моде. Праздничные деревья украшали игрушками в виде космонавтов и ракет.

Космическая тема в игрушках. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В 80-е годы стали выпускать игрушки с олимпийской символикой: Олимпийского Мишку и огонь.

Игрушка «Олимпийский Мишка». Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В 90-е пришла мода на ёлочные шары с изображением символов года по восточному календарю. Вот и в наступающем 2017 году петух будет красоваться на многих новогодних шарах. Но не только они пользуются популярностью среди россиян. Сейчас возрос спрос на ретро-игрушки, которые производились ещё в 40-х—60 -х годах прошлого века. Хозяйки хотят, чтобы их ёлочки были самыми красивыми, поэтому на их украшение не жалеют ни фантазии, ни денег, ни сил.


Что поможет сделать новогодние праздники волшебными, что изменит интерьер, превратив в сказку даже самую обычную комнату? Только елочные игрушки, сделанные специально для вас!
Авторские игрушки из цветного стекла в технике фьюзинг уникальны и неповторимы. Смешные и милые Дед Мороз и Снегурочка, птицы и зверушки, сказочные человечки, рождественские носочки и леденцовые палочки - это сказка, застывшая в стекле. Украшения на елку из стекла принесут в ваш дом радость и создадут праздничную атмосферу, помогут ощутить всё волшебство новогодней ночи.

Ватная игрушка

Потребность в вате для производства игрушек, особенно елочных, очень велика. Вообще, елка - крупный потребитель ваты, из которой делаются не только игрушки, но и снег, столь украшающий елку.
Ватная игрушка до последнего времени вырабатывалась весьма кустарным способом и только недавно открылись новые возможности и горизонты в этом производстве. Пионером в этой области явилась ленинградская фабрика «Гигровата» .
Руководители фабрики нашли людей, которые показали на практике, что из ваты низких сортов можно делать высококачественные игрушки. Серия моделей, выполненных энтузиастами этого дела, В.В.Осиповой и О.Н.Траубер , показала, что ассортимент ватной игрушки может быть сильно увеличен по сравнению с существующим.

Эта статья - экскурсия в мастерскую , в процесс, в этапы создания от чистого листа до воплощения. Рассказ о том, как появляются мои работы, как и что делают руки, как из маленького эскиза, из почеркушек, заметок на полях, зыбких образов и большого желания - рождаются маски .
Эта статья не является мастер классом, но я надеюсь, быть может она вдохновит вас на творческие поиски или создание работ по своим технологиям.
Эта статья моя маленькая ода выбранной профессии, возможности воплощать задуманное и счастливо жить в творчестве.

Традиционное украшение новогодней елки - фигуры, ставящие­ся под елкой. Обычно, это «деды-морозы» и «снегурочки».
Сами по себе фигуры «деда-мороза» и «снегурочки» достаточно поэтичны и красивы, их любят наши советские дети.
Высота этих изделий от 25 см до 2 м, в зависимости от высоты елки. Фигуры делаются на каркасе, изготовленном из древесных реек, закрепленных на деревянной устойчивой подставке.
О технологии изготов­ления фигур, изображающих «деда-мороза» и «снегурочку», мы расскажем в настоящей статье.

С точки зрения производственной елочный ассорти­мент делится на следующие группы: 1) изделия стек­лодувные и из литого стекла; 2) картонажно-бумажные - штампованный картонаж, клееный картонаж, игрушки из бумаги; 3) из ваты; 4) из папье-маше и пла­стических масс; 5) из воска и желатина; 6) из тек­стиля; 7) из мишуры, плющенки и канители; 8) из де­рева; 9) из металла; 10) из туалетного мыла; 11) сахар­но-пряничные изделия.
Не исключена возможность кроме этих основных групп ввести в елочный ассортимент и изделия из дру­гих материалов.

Елочные украшения, сделанные на станке-веретене , должны быть просты и выразительны по форме, ярки по росписи.
Чтобы выполнить эти требования, нужно обратиться к традициям народных мастеров вятской глиняной игрушки, бабенской и загорской токарной игрушки. Техника токарного станка и станка-веретена сходна. Она позволяет создавать изделия только сферической формы с очень скупыми линиями, например, в человеческой фигурке лицо и затылок, спина и грудь определяются только росписью. Однако, при всем этом, на станке-веретене могут быть созданы разнообразные и красивые елочные украшения.

Изготовление фигур на картонном шаблоне с применением литографированной маски

Фигуры на картонном шаблоне с применением литографированной маски крайне просты в производстве и не требуют большого исполнительского мастерства. Шаблон обеспечивает воспроизводство правильных по типажу фигурок «снегурочки», «деда-мороза», плясуна, жар-птицы, коня-пряника.
Технология изготовления ватных елочных изделий на картонном каркасе применяется издавна; ее преимущества перед фигурами, изготавливаемыми на проволочном каркасе, заключаются в высокой производительности труда работника и легкости дублировки. Применение же в орнаментальном украшении «печатки» открывает богатые возможности создания художественных елочных изделий.

Из отходов бус, стекляруса, обрезанных пулек, соединённых с другими материалами, можно монтировать красивые ёлочные изделия. Елочной лабораторией Института игрушки разработан большой ассортимент ягод из отходов стеклодувной мастерской: вишня, китайские яблочки, смородина, барбарис, виноград, декоративные ягоды. Стеклянные декоративные изделия исключительно эффектны на ёлке и просты в производстве.
Из бумажных отходов типографий - срезов, срывов - так же можно сделать ёлочные изделия - бумажные фонарики и т.п.

О производстве игрушек из папье-маше

Летом 1937 года я предложил правлению артели персональных пенсионеров «Игрушка» (Москва) перейти на производство елочных украшений из папье-маше. Произведенная в этом отношении опытная работа дала прекрасные результаты. Фрукты (яблоки, груши, лимоны), изготовленные из папье-маше, оказались более прочными и красивыми, чем ватные фрукты, и совершенно безопасными. На изготовление фруктов из папье-маше расходовались, главным образом, производственные бумажные и мучные отходы.

Существующие методы изготовления гипсовых отливок-форм не обеспечивают достаточной твердости и прочности: модели хрупки и ломки, а формы, применяемые для массовых вылепок из папье-маше, быстро разрушаются под влиянием влаги, выделяемой формующимся материалом.
Техно-химическая лаборатория Института игрушки разработала новый способ укрепления гипсовой формы для изделий из папье-маше. Формы и модели, обработанные этим способом, служат в десять-пятнадцать раз дольше, чем обычные, не требуют лакировки и дают лучшую продукцию.

Разрисовка и окраска елочных украшений. Г.Фактор

В прежнее время стеклянные елочные украшения (шары, верхушки, грибки и различные формовые изделия) чаще всего серебрили и лишь изредка раскрашивали или окрашивали целиком прозрачными лаками.
Около двух лет назад получил широкое распространение новый вид елочных шаров, окрашенных в кроющие (непрозрачные) краски, с изображением на их фоне различных рисунков или узоров.
Эта статья имеет целью передать опыт, накопленный фабрикой игрушки Баумановского промтреста (Москва) по художественной разрисовке и окраске стеклянных елочных украшений.

В предыдущей статье мы рассказали о технологии приготовления массы папье-маше для черновой лепки. Теперь же остановимся на рецептуре и технологии приготовления массы, которая предназначена для лепки тонких деталей и чистовых объёмов (высыхают на воздухе, несложные в приготовлении из дешевых и легко доступных компонентов).
Полученную массу можно достаточно долго хранить в полиэтиленовом пакете, предварительно обильно смазав её обычным клейстером. Лучше рассчитывать так, чтобы масса была израсходована в течении месяца.

В этой статье мы расскажем о процессе приготовления массы папье-маше для изготовления елочных украшений.
Также данная масса может использоваться для черновой работы при создании основы будущих изделий (кукол). Это масса применяется для черновой лепки (дешевая, простая по составу, но грубоватая по фактуре, после высыхания прочна и сравнительно лёгкая по весу). Её стоит применять для лепки крупных объёмов основ будущих изделий (например, Дедов Морозов) или болванчиков для кукол.

Сделайте обычную заготовку и кончик одной из ее оттяжек обломайте (никогда не забывайте: нагревание запаянного сосуда может привести к взрыву). Потом возьмите заготовку за оттяжки и разогрейте по окружности участок трубки длиной 20-30 миллиметров.
По мере размягчения стекло будет осаживаться; не препятствуйте этому, не растягивайте трубку, а даже слегка поджимайте ее. При этом стенки размягченного участка будут складываться в «гармошку» и постепенно утолщаться. Помните: поджимать трубку надо очень медленно, точно с такой же скоростью, с какой размягченные стенки «поглощают» стекло.

Ne`Qwa - китайская техника росписи , при которой рисунок на игрушке выполняется не поверх, а изнутри стекла, что позволяет достичь блеска и изысканности рисунка, недоступной при обычной наружной росписи. Техника Ne`Qwa очень стара и насчитывает более одной тысячи лет. Роспись выполняется через отверстие в верхней части игрушки специальной кистью с изогнутым концом. В процессе работы первоначально наносится основной рисунок, а затем фон, причем в зеркальном отображении. Если стекло не прозрачное, а матовое, то в процессе работы художник не видит конец кисти, и получается, что он рисует вслепую.
Роспись одного елочного украшения в зависимости от сложности формы изделия и самого рисунка может занять от нескольких часов до нескольких дней.

Изготовление стеклянной ёлочной игрушки - дело тонкое. Фабричное производство стеклянных ёлочных украшений в России началось в 1848 году, когда князь Меньшиков открыл в своём имении Александрово стекольный завод (ныне находится в городе Высоковск Клинского района). Изначально на нём производили посуду, аптечные пузырьки, лампы. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать рождественское дерево игрушками, завод стал выпускать стеклянные бусы .

5 любопытных фактов о российской ёлочной игрушке

Традиционное российское ёлочное украшение - длинные стеклянные бусы (гирлянды)

Многие ошибочно считают, что традиционное ёлочное украшение в России - шар. Но история стеклянных ёлочных украшений на Руси начинается именно с бус.

Крестьяне, освоив ремесло на заводе Меньшикова, часто изготавливали дома кустарным способом пуговицы, серьги и бусы. Такие вещи называли «пустяшными».

Раньше ёлочные игрушки делали дома на керосиновой горелке

В городских архивах Клина был найден документ о том, что в 1887 году мастер Векшин Яков Иванович, работая на стекольном заводе князя Меньшикова, выучился искусству выдувать бусы. Затем он ушел с завода и организовал свое дело.

Кустарное производство обычно устраивали в избах. Для этого каждый мастер хранил в доме кружку-горелку диаметром 15 см. Внутрь такой кружки набивали паклю, делая из неё фитиль. Вниз наливали керосин. Затем поджигали паклю. Огонь раздували большими мехами.

Стеклянные трубки для домашнего производства мастерам приходилось покупать на заводах. Стекло,из которого кустарщики выдували украшения, делали из кварцевого песка. Температура плавления такой трубки была около 1710°С. Используя самодельную керосиновую горелку невозможно было достигнуть высокой температуры. Поэтому у мастеров не получались изящные игрушки и бусины.

Первые бусы были похожи на камни

Елочные гирлянды, которые изготавливают на современном предприятии, почти ничего не весят. Стекло настолько тонкое, что может треснуть, если сжать ёлочные бусы в кулаке.

В старые времена бусы получались тяжёлыми, с толстыми стенками и неровными краями, что было связано с тугоплавкостью стекла в домашних условиях. Гирлянды больше напоминали камни. И гремели они подобно гальке, брошенной на землю.

Поэтому промысел по изготовлению бус получил название камушковый. Разбить или покарябать такие изделия было практически невозможно.

В России нет учебного учреждения, где учат на мастеров-стеклодувов

Большинство из мастеров, которые работают на заводе - это потомственные стеклодувы. Опыт и навыки они получили от своих отцов и матерей. Эта традиция зародилась в XIX век и сохранилась по сей день.

Все желающие выучиться на стеклодувов обязательно проходят обучение на заводе. Стажировка длится полгода, после чего новый мастер приступает к изготовлению игрушек.

Самая большая игрушка, которую выдувает мастер на заводе «Ёлочка», достигает в диаметре 11,5 см, самая маленькая - 3 см

Игрушки производят такого размера, чтобы они хорошо смотрелись на ёлках в типовой квартире. Слишком большие шары неудобно вешать на рождественское дерево, поэтому завод их не выпускает.

Как делают ёлочную игрушку сегодня

Сегодня завод в среднем выпускает до миллиона игрушек в год, которые расходятся по России и странам ближнего зарубежья. «Ёлочка» относится к предприятиям народного промысла , так как многие технологии традиционного ремесленничества XIX века здесь сохраняются до сих пор.

Процесс изготовления современной ёлочной игрушки можно разделить на 5 главных этапов:

Выдувание

Выдувание игрушек происходит из длинных стеклянных трубок. Мастер держит трубку за «усики», разогревает её, постоянно вращая над огнем газовой горелки. Это необходимо для того, чтобы стекло равномерно нагрелось. Температура на языках пламени доходит до 1000°C. После того как материал становится пластичным (это определяется на глаз), мастер начинает дуть в трубку. В зависимости от силы дыхания, получаются шары или другие игрушки свободной выдувки (грибочки, матрешки, снеговики, макушки).

Формовые игрушки (избушки, лисички, зайчики и другие) сделать сложнее. Мастер так же разогревает трубку, а затем, дождавшись нужного момента, кладет пластичное стекло в металлическую форму, плотно закрывает ее и дует в свободный конец трубки. Стекло равномерно распределяется по металлу и принимает нужную форму. Делать это надо очень быстро, так как стекло остывает почти мгновенно.

Производство находится в полной темноте, мастера работают в наушниках, так как от газовых горелок идет постоянный шум. Все манипуляции со стеклом совершаются только с помощью огня и человеческого дыхания.

Самые сложные в изготовлении - монтажные игрушки (самовар, чайник). В них нужно с помощью огня припаивать одну стеклянную детальку к другой.

Металлизация

На следующем этапе производства игрушкам придают зеркальный блеск. Этот процесс называется металлизацией. Заготовки надевают на металлический каркас, сверху на него подвешивают фольгу. Затем все это отправляют в огромную вакуумную установку, похожую на бочку. Из установки откачивают воздух, после чего пускают по тонкой вольфрамовой проволоке ток. От этого фольга начинает плавиться, попадает на специальный испаритель и быстро превращается в алюминиевый туман. Буквально за 20 секунд туман оседает на холодное стекло и равномерно покрывает его плёнкой алюминия. За день на одной установке металлизируют больше 3 тысяч игрушек.

Похожим образом изготавливают зеркала.

Окрашивание

Следующий этап - окрашивание. Игрушку окунают в краску или распыляют краску через специальное устройство.

Разрисовка и упаковка

После окраски игрушка попадает в заботливые руки художника. За один день человек разрисовывает в среднем 60-80 игрушек. Для работы используются акриловые, эмалевые и другие краски. Художники наносят традиционные орнаменты и узоры. Затем украшения поступают в упаковочный цех.

Благодарим за помощь в подготовке материала главного технолога предприятия Валентину Васильевну Трынкину, исполнительного директора Владимира Симановича, экскурсоводов и гендиректора выставочного комплекса «Клинское подворье» Людмилу Симанович.

Фото предоставлены коммуникационным центром «Индустрии детских товаров».

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему: Невербальные средства общения Презентация на тему: Невербальные средства общения Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Турагент: бесплатные путешествия или нервная работа? Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений Современные проблемы науки и образования Факторы, влияющие на процесс принятия решений